Тренинг по коррекции. Тренинг по коррекции школьной тревожности

для учащихся начальных классов VIII вида.

Тренинг состоит из 7 занятий, связанных между собой единым сюжетом. В каждом занятии имеется практическая работа по коррекции мелкой моторики рук (аппликация, лепка, изготовление поделки, рисование картинки и т.д.). Занятия проводились с учащимися 3-го класса с интеллектуальными нарушениями.

Задачи:
  1. Развивать восприятие и представления о сенсорных эталонах.
  2. развивать навыки ориентировки во времени, Дни недели, месяцы, времена года, время суток.
  3. Развивать психомоторные навыки ориентировки в пространстве большом и малом.
  4. Развивать психомоторные навыки: точность движений, координации, речи, двигательную память, гибкость, учить выполнять различные ритмические движения.
  5. Воспитывать интерес к различным видам деятельности, стремление участвовать в коллективных играх, упражнениях, совместной творческой работе.

Средства коррекции: игры, упражнения, рисование, лепка, аппликация и т.д.

Форма коррекции: групповая

Материалы и оборудование: раздаточный наглядный дидактический материал, бумага, цветная бумага, цветные карандаши, восковые мелки, краски, пластилин, природный материал, овощи, крупы.

ЗАНЯТИЕ 1. ВСТРЕЧА.

Задачи:

Коррекционные:

  • Научить произвольному напряжению - расслаблению
  • Развивать мелкую и крупную моторику
  • Развивать тактильные ощущения
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие
  • Развивать внимание, память, мыслительные процессы
  • Развивать координацию движений,
  • Развивать речь
  • Развивать правильный речевой вдох и выдох

Образовательные:

  • Повторить свойства предметов (цвет, форма, величина)
  • Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

  • Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
  • Воспитывать уважение друг к другу

Материалы к занятию:

  • Мешочек с овощами
  • Плакат "Контурные изображения предметов"(изготовлен своими руками)
  • Нарисованные картинки "Морковки" на ниточках
  • Карточки с изображением овощей по точкам
  • Разрезная картинка "Капуста" с образцом
  • Карандаши

ХОД ЗАНЯТИЯ

ЗАНЯТИЕ 1.

Вступление. Настрой на работу.
Загадка о зайчике.
Игра "Зайчики".
Зрительная гимнастика "Морковка".
Игра "Волшебный мешочек овощей".
Упражнение "Зашумлённые овощи".
Дыхательное упражнение "Морковка".
Физкультминутка. Игра "Зайчик".
Упражнение. "Разрезные картинки. Капуста".
Пальчиковая гимнастика.
Упражнение "Дорисуй овощи".
Релаксация.
Завершение занятия.

40 мин.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы ждём гостей. Скажите, любите ли вы, когда приходят гости!

//Ответы детей//

авайте послушаем стихотворение и узнаем, кто к нам придёт.

По дороге золочёной
Осень щедрая идёт.
Убранным листами клёна
Сундучок с собой несёт.
Сундучок с её приданным
Полон солнечных даров
Много тут брусники красной
Спелых яблок и грибов.
По дороге золочёной
Осень в гости к нам пришла
И зверятам и ребятам
Всем подарки принесла.

//Выходит "Осень" с сундучком//.

Осень: Здравствуйте, ребята! К вам пришла я в гости. Знаете кто я?

/Ответы детей/.

А как вы узнаёте, что я прихожу?

//Дети перечисляют признаки, по которым определяют приход Осени. Раздаётся стук в дверь.//

П сихолог: К нам кто-то ещё пришёл.
Зайчик: Здравствуйте, ребята, а знаете ли вы кто я? Вспомните про меня загадку.
Дети вспоминают загадку: Зимой - белый, летом - серый.
Зайчик: Какие, вы, молодцы! А теперь поиграем в игру "Зайчики"

ИГРА "ЗАЙЧИКИ".

Цель: развитие общей моторики, двигательной памяти.

Ход игры: Дети по кругу делают три прыжка и бегут. Повторяется несколько раз.

Зрительная гимнастика. "МОРКОВКА".

Цель: Развитие двигательных мышц глаза.

Ход упражнения: У детей в руках морковки (вырезанные из бумаги) и они выполняют движения соответственно тексту.

Вверх морковку подними
На неё ты посмотри
Вниз морковку опусти
Только глазками смотри.
Вверх и вниз и вправо-влево
Ах, да Заинька умелый
Глазками моргает
Глазки закрывает
Зайчики морковки взяли,
С ними весело плясали.

Наглядный материал:

Игра "ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК".

Цель. Развитие тактильных ощущений, восприятия цвета, формы, величины.Ход игры. Дети определяют на ощупь: Какие овощи лежат в мешочке. Называют их форму, цвет, размер.

Упражнение "Зашумлённые овощи и фрукты".

Цель: развитие восприятия контурных изображений, внимания.

Ход упражнения: Детям предлагаются карточку с контурными изображениями овощей и фруктов. Дети рассказывают, что они видят на картинке. (Карточки можно изготовить самим)

Дыхательное упражнение "МОРКОВЬ".

Цель: Развитие направленного выдоха.

Ход упражнения. Дети дуют на морковки (вырезанные из бумаги или картона), висящие перед ними на ниточках, тонкой длинной струёй (Используется 4-х фазное правильное дыхание: 1,2,3,4 - вдох; 1,2,3,4 - задержка; 1,2,3,4 - выдох; 1,2,3,4 - задержка).

Игра "ЗАЙКА".

Цель: Развитие общей моторики, координации движений, речи.

Ход игры: Дети выполняют движения соответственно тексту.

Зайчик беленький сидит
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Лапки вверх, лапки вниз,
Н а носочки поднимись
Лапки ставим на бочок
На носочках скок-скок-скок
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.

Упражнение "РАЗРЕЗНАЯ КАПУСТА".

Цель: Развитие целостности восприятия, анализа, синтеза.

Ход упражнения: Дети собирают разрезную картинку - капусту, имея перед глазами образец.

Пальчиковая гимнастика "ЗАЙЧИК".

Цель: Развитие мелкой моторики, точности движений.

Ход упражнения: Дети выполняют движения соответственно тексту:

1,2,3,4,5
Вышел зайчик погулять
Пошевелил одним ушком, другим.
Двумя ушками.

Упражнение "ДОРИСУЙ ОВОЩИ".

Цель: Развитие графомоторных навыков, целостности восприятия.

Ход упражнения: Дети рисуют по точкам контур овощей

(картофель, помидор, морковь, огурец, репка, свекла) .

Раскрашивают их.

РЕЛАКСАЦИЯ "ВОЛК И ЗАЯЦ".

Цель: Обучение приёмам релаксации.

Ход упражнения: Ходит - бродит волк, ищет зайчика - дети напрягаются, сжимаются.
Ушёл - расслабляются.

Завершение занятия. Подведение итогов.

Ковалев В.Н., Киселева Т.

РАЗВИВАЮЩИЕ И КОРРЕКЦИОННЫЕ ТРЕНИНГИ

Севастополь

Рецензенты:

Демьянчук Анатолий Степанович – доктор педагогических наук, профессор, ректор Ровенского экономико-гуманитарного института.

Лопатина Наталья Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии ЧФ МГУ.

Ковалев В.Н. – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой прикладной психологии Севастопольского городского гуманитарного университета.

Ковалев В.Н. Развивающие и коррекционные тренинги. - 2- е издание, исправленное и дополненное. – Севастополь, 2009.

В пособии предлагаются развернутые разработки тренинга личностного роста, семинара-тренинга коммуникативной этики, валеологического практикума по стрессменеджменту, акмеологического тренинга.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие

Раздел 1. Тренинг как интерактивная форма обучения, развития и психологической коррекции

      Сущность, принципы и назначение социально-психологического тренинга…………………………..

      Подготовка к тренингу………………………………

      Правила работы Т-группы……………………………

Раздел II . Тренинг личностного роста

2.1. Кому и зачем нужен личностный рост?......................

2.2. Программа тренинга личностного роста……………..

Раздел III . Семинар - тренинг “стрессменеджмент”- эффективная антистрессовая программа для всех: (валеологический практикум)

3.1. Сущность стрессменеджмента………………………..

3.2. Программа семинара-тренинга “Стрессменеджмент”

Раздел IV . Тренинг коммуникативной этики

4.1. Общие положения……………………………………..

Раздел V . Тренинг профилактики и коррекции тревожности женщины в перинатальный период ………

Раздел 1 тренинг как интерактивная форма обучения, развития и психологической коррекции

      Сущность, принципы и назначение социально-психологического тренинга

Тренинги как один из интерактивных методов обучения и развития личности широко стали применяться в учебных заведениях, психологических центрах, на предприятиях, в учреждениях и фирмах. Они достаточно разнообразны по своему целевому назначению (от обучающих и развивающих до психокоррекционных и психотерапевтических), содержанию, формам (тренинги, семинары-тренинги, тренинги-марафоны и др.) и техникам проведения (игровой, аналитический и т.д.).

Тренинги бывают столь непохожи, что порой трудно на первый взгляд выделить общие закономерности. Поэтому непосвященные люди понимают под тренингом совершенно несопоставимые формы занятий – от интерактивной лекции, разукрашенной красивыми плакатами, и обыкновенных просеминаров до психолого-педагогичес-ких студий и дидактических игр.

Тренинг является многофункциональным методом осуществления преднамеренных изменений психологических феноменов социального субъекта (отдельной личности или группы) с целью его развития и гармонизации. Он представляет собой совокупность определенным образом отобранных и систематизированных интерактивных методов психолого-педагогического воздействия, которые используются для формирования навыков самопознания, самосовершенствования. В частности, тренинг личностного роста обеспечивает актуализацию осознаваемых и неосознаваемых личностных потребностей, ценностей, устремлений. Он создает предпосылки для проведения анализа своих собственных возможностей, условий реализации поставленных целей, наметить пути и определить инструментарий саморазвития, рационально спланировать свои действия в заданном направлении и, главное, апробировать этот инструментарий в контактной социальной группе.

Феномен т ренинга заключается в том, что непосредственные участники получают такую подготовку, которая отвечает требованиям современной жизни.

Первые тренинговые группы были организованы учениками Курта Левина и получили название Т-группы. Понятие социально-психологического тренинга впервые 2ввел М. Форверг. В отечественной практике СПТ получил широкое распространение в начале 80-х годов ХХ века. Этот, качественно новый этап развития практической психологии был ознаменован выходом фундаментальной работой Л.А. Петровской, посвященной теоретическим и методическим аспектам СПТ.

Специфическими чертами тренинга являются:

    наличие постоянной группы и определенная ее пространственная организация;

    обязательное соблюдение ряда принципов и правил групповой работы;

    ориентация на психологическую поддержку участников;

    объективация субъективных чувств и эмоций членов Т-группы;

    атмосфера раскрепощенности, доброжелательности, свободы общения.

Основная цель социально-психологического тренинга (по А.С. Прутченкову) – развитие личности. Наряду с этой основной целью выделяется ряд сопутствующих:

    повышение социально-психологической компетентности участников;

    развитие у них способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

    формирование активной социальной позиции участников;

    развитие у них способности производить значимые позитивные изменения в своей жизни и жизни окружающих людей.

Цели социально-психологического тренинга конкретизуются в частных задачах:

    овладение определенными социально-психологи-ческими знаниями;

    развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей;

    диагностика и коррекция личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям;

    изучение индивидуализированных приемов межличностного взаимодействия для повышения его эффективности;

    приобретение коммуникативных умений и навыков;

    овладение тактиками и стратегиями конструктивного поведения в конфликтах;

    коррекция, формирование и развитие просоциальных установок, необходимых для успешного взаимодействия с людьми в разных сферах жизнедеятельности;

    мотивация к личностной динамике и вооружение участников инструментарием реализации задач, связанных с личностным ростом;

    формирование профессионально значимых качеств и умений;

10) формирование эмпатии, сензитивности, рефлексии, толерантности;

Тренером могут быть поставлены и другие задачи. Они определяются руководителем группы в зависимости от потребностей ее членов.

Тренинг предполагает не только активную интеллектуальную деятельность его участников, но также работу с эмоциями и чувствами. Он позволяют очень быстро (за считанные дни) сплотить коллектив ученического класса, студенческой группы, воинского подразделения или персонал фирмы. Высока эффективность тренинга в коррекции поведения, в формировании учебных или профессиональных навыков, в семейной психотерапии и в решении личностных проблем.

Достоинством СПТ, как формы проведения практических занятий, является высокая эффективность использования времени для самораскрытия, самоанализа и саморазвития личности. Разнообразные методические приемы тренинга (ролевые игры, дискуссии, психогимнастические упражнения, анализ конкретных ситуаций, брейнсторминг и др.). выступают как современные технологии учебно-воспитательного процесса подготовки психологов.

Тренинг привлекает участников своей эффективностью, конфиденциальностью, внутренней открытостью, комфортной психологической атмосферой.

Для успешного проведения тренинга важно соблюдать определенные принципы. Среди принципов организации социально-психологического тренинга назовем основные.

1. Принцип добровольного участия , как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно позитивная личностная динамика, как правило, не происходит, поэтому не следует добиваться этого от участников авторитарными методами.

2. Принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

3. Принцип самодиагностики предполагает рефлексию и самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.

4. Принцип безопасности гарантирует защищенность каждого члена Т-группы, сохранение конфиденциальности их информации. Все, что осуществляется на занятии не выносится за пределы группы. Он предусматривает ограничение обговаривания событий, проблем, вопросов лишь в рамках тренинга. Он ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, которые происходят в группе в конкретный момент.

5. Принцип открытости предусматривает, что участники должны быть открытыми, честными. Они не должны кривить душой и лгать. Предполагается, что раскрытие своего «Я» другими является признаком сильной и здоровой личности.

Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с собой настоящим. Открытость, эмпатия, толерантность способствуют обеспечению честной обратной связи с другими членами группы, т.е. передачи той информации, которая является важной для каждого участника и запускает механизм развития самосознания и механизмы взаимодействия в группе.

Принцип открытости означает доверительное общение между членами Т-группы, что является одним из фундаментальных элементов тренинга. Он предполагает правила обращения на «Ты», что психологически уравнивает всех участников в правах и вносит в общение некоторый элемент интимности.

6. Принцип партнерских отншений предусматривает реализацию субъект-субъектного взаимодействия между тренером и членами Т-группы. В процессе занятий, тренер должен организовать такое общение участников, при кот ором учитываются интересы, чувства, эмоции и переживания всех и каждого члена Т-группы.

Данный принцип гарантирует равные права каждого участника на высказывание собственной точки зрения, проявлять свои чувства, выражать протест, вносить предложения.

7. Принцип активности предполагает обязательную активность всех участников и принятиекаждым на себя ответственности за результаты деятельности Т-группы. Реализация этого принципа позволяет осуществлять развитие каждого участника без непосредственного влияния психолога на участников, а за счет создания условий для самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.

8. Принцип акцентирования содействует глубокой рефлексии участников, учит их концентрировать внимание на себе, своих мыслях, чувствах, предусматривает развитие навыков самоанализа. Он созвучен с принципом персонификации высказываний , суть которого в том, что участники тренинга должны быть сосредоточены на процессах самопознания, самоанализа и рефлексии. Даже оценка поведения должна осуществляться через словесное выражение собственных чувств и переживаний. Использование данного принципа помогает решить одно из главных задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть.

Важным является вопрос о принципах формирования группы. Руководителю целесообразно провести предварительные индивидуальные собеседования с будущими участниками о том, почему они хотят участвовать в т ренинге, каковы их ожидания. Желателен также общий разговор с группой о целях и задачах предстоящего тренинга, о возможных психологических эффектах, неконтролируемых эмоциональных всплесках, которые могут переживать члены Т-группы.

Мы выделяем следующие принципы комплектования групп:

Принцип добровольности;

Принцип информационной прозрачности. Согласно данного принципа, каждый участник имеет право знать до тренинга все, что с ним может происходить, а также о тех процессах, которые будут осуществляться в Т-группе;

Принцип однородности. Он предполагает включение в группу людей одной профессии, равных по статусу и рангу, примерно одного возраста;

Принцип пригодности. Не рекомендуется включать в Т-группу субъектов, которые имеют выраженные физические дефекты и нарушения психического здоровья, а также тех, кто ощущает свою непригодность к работе в группе. Не рекомендуется включать в группу близких родственников и особ, которые находятся в служебной зависимости друг от друга или имеют стойкую неприязнь друг к другу.

Рекомендуется подбирать в группу людей в возрастном диапазоне до 40 - 45 лет. Желательно, чтобы группа была гендерной по составу. Наиболее оптимальный вариант - участие в т ренинге незнакомых между собой людей.

Проведение тренингов чрезвычайно ответственное дело, так как в данной форме деятельности порой затрагиваются самые тонкие струны души человека. Вместе с тем тренинг одна из увлекательнейших, необычных, интересных форм совместной работы людей, желающих добиться успеха в работе, межличностных отношениях и в жизни. Овладение методикой проведения тренингов поднимет педагога или практического психолога еще на одну ступеньку профессионального совершенства.

      Подготовка к тренингу

Подготовка к тренингу начинается с разработки программы и тренинга и содержания его занятий и упражнений. Упражнения можно самостоятельно не разрабатывать, а составить занятия из имеющихся в учебно-методической литературе упражнений. Важно, чтобы каждое занятие имело целостный завершенный вид и было направленно на решение конкретных задач.

Большинство СПТ имеет в своем составе: упражнения на знакомство; коммуникативные упражнения; аналитические упражнения; подвижки и релаксы; упражнения на разогрев и сплочение группы; упражнения, мотивирующие к личностной динамике, специализированные упражнения, направленные на формирование или развитие необходимых умений, навыков или качеств; телесно ориентированные упражнения, модарационные упражнения; упражнения на развитие эмпатии и рефлексии; коррекционные и развивающие упражнения. Рекомендуется на занятиях комбинировать различные виды деятельности участников (интеллектуальную, физическую, художественную, театральную и другие).

После разработки тренинга необходимо набрать группу, провести с будущими участниками тренинга индивидуальные собеседования.

Обязательно заранее необходимо подготовить материальную и дидактическую базу тренинга. Надо определить время и место, где будет проводиться тренинг, подготовить помещение. Важно подготовить флипчарт, бумагу, письменные принадлежности, бейджики, раздаточный материал и другое.

Тренеру будет удобно работать, если все упражнения для каждого занятия будут отпечатаны на картонных карточках. Карточки должны быть пронумерованы. Хорошо, если карточки с упражнениями разных типов отличаются по цвету или имеют другие отличительные признаки.

За одно занятие обычно проводится 5-7 упражнений. Но желательно, чтобы число упражнений подбиралось с некоторым запасом. Правильным будет иметь вариативный набор упражнений для оперативной их замены на занятии при изменившихся обстоятельствах.

      Правила работы Т-группы

Правила работы Т-группы вытекают из принципов организации и проведения тренинга. Поэтому, нередко, их названия созвучны.

Перечислим эти правила:

1. Правило добровольности.

В тренинге участвуют только те, кто хочет. Участник должен иметь свою внутреннюю заинтересованность в изменении своей личности.

2. Правило равенства.

Правило предполагает, что все члены группы, независимо от их возраста, статуса, социального положения, равны. Общение между участниками тренинга на «ты» и по имени.

3. Правило «здесь и теперь»

Оно означает, что действие происходит в настоящем времени и, что все возникающие вопросы и проблемы должны решаться в группе в момент их возникновения или осознания.

4. Правило персонификации и лаконичности высказываний.

Каждый говорит от своего имени, кратко и только по существу.

5. Правило открытости, искренности в общении, эмпатии.

Это правило предусматривает открытость позиций, взглядов, высказываний каждого; откровенность; авансирование доброго отношений ко всем членам группы; безоценочное восприятие участников группы, их мыслей и чувств; ориентацию членов группы на взаимную поддержку.

6. Правило активности.

Каждый обязан активно участвовать на всех занятиях, высказывать свои мысли и выражать чувства. «Отсиживаться» на занятиях и быть сторонним наблюдателем запрещается. Участник тренинга должен активизировать свои интеллектуальные и эмоциональные силы на самореализацию, поддержку других членов Т-группы и развитие процесса тренинга.

7. Правило «стоп».

Оно вводится с целью обеспечения психологической защиты личности и является уточнением к предыдущему. Данное правило означает, что каждый член группы имеет право отказаться от участия в одном из упражнений, а также отказаться отвечать на тот или иной вопрос членов группы.

8. Правило конфиденциальности (правило «Купе»).

Оно означает, что все, о чем говорится на тренинге не должно разглашаться, обсуждаться с другими (даже самыми близкими) людьми, не являющимися членами группы. Особенно это касается сугубо личной информации.

Это правило может быть ужесточено, – когда даче члены группы не имеют право обсуждать информацию друг с другом вне занятий. Можно это правило упростить, - когда разрешается говорить о тренинге друг с другом и с другими людьми, если только обсуждаемая тема не касается сугубо конфиденциальной информации о членах группы.

Члены группы могут принять эти правила, внести в них изменения или добавить новые. Необходимо оставить возможность членам группы корректировать правила работы на любом из занятий. Задача тренера напоминать о правилах членам группы, контролировать их выполнение. Не рекомендуется принимать такие правила, которые заведомо не выполнимы.

Ростов н/Д: Феникс, 2014. — 254 с. — (Психологический практикум). — ISBN 978-5-222-22218-8.В книге представлены разнообразные тренинговые, психотерапевтические упражнения, ролевые игры и техники, которые могут быть использованы в практической работе со взрослыми людьми. Особое внимание в книге уделяется работе с различными сферами жизнедеятельности людей. В частности, рассматриваются проблемы и приемы работы, связанные с личностным, межличностным развитием и эмоциональной сферой человека. В книге также представлены упражнения и ролевые игры, цель которых — коррекция актуальных для многих клиентов проблем в области профессиональной деятельности: профессиональной адаптации, профессиональной идентичности, профессиональной компетентности, формирования команды.Книга может быть полезна практическим психологам, педагогам, преподавателям и студентам психологических факультетов.Введение.Понятие и виды психокоррекционной работы. Психологические проблемы клиентов.
и методы работы с ними
.
Понятие и виды психокоррекционной работы.
Соотношение понятий «психологическая коррекция», «психотерапия», «психологический тренинг».
Цели и задачи психокоррекционного процесса.Основные методы, методические приемы и техники групповой психокоррекции .
Базовые методы групповой психокоррекции.
Дополнительные психокоррекционные методы и приемы.Специфика психокоррекционной работы со взрослыми людьми. Психологические проблемы клиентов и методы работы с ними .
Специфика психокоррекционной работы со взрослыми.
Психологические проблемы клиентов и методы работы с ними.
Коррекция эмоционально-мотивационной сферы.
Коррекция сферы межличностных отношений.
Развитие личности и личностный рост.
Коррекция профессиональной идентичности, адаптации и компетентности.Упражнения, ролевые игры и техники в работе со взрослыми .
Тренинги коррекции эмоциональной сферы .
Упражнения тренинга снижения психоэмоционального напряжения.
Упражнение «Мышечная гимнастика».
Упражнение «Мое напряжение».
Упражнение «Разматывание клубка».
Упражнение «Аутогенная тренировка для начинающих».
Упражнение «Оживление тела».
Упражнение «Зажим».
Упражнение «Муха в плену».
Упражнение «Сон».
Упражнение «Электрический ток».
Упражнение «Звучащее тело».
Упражнение «Качание».
Упражнение «Пластилиновый человек».
Упражнение «Напряженные позы».
Упражнение «Рисую внутреннюю речь».
Упражнение «Судно, на котором я плыву».
Упражнение «Горная вершина».
Упражнение «Оранжевые очки».
Упражнение «Приятный цвет».
Упражнение «Золотая рыбка».
Упражнение «Ниши наслаждения».
Упражнение «Хорошее в мохом».
Упражнение аутогенной тренировки.
«Управление тонусом сосудов головы».
Упражнение «Свободное тело».
Упражнение «Работа с запахами».Упражнения для тренинга преодоления одиночества и негативных эмоциональных.
состояний
.
Упражнение «Работа с негативными состояниями».
Упражнение «Эгоцентризм».
Упражнение «Розовый куст».
Упражнение «Игра с тревогой».
Упражнение «Остров мечты».
Упражнение «Оптимистичное выслушение».
Упражнение «Мои успехи и мои неудачи».
Упражнение «Ассоциированные состояния».
Упражнение «Оптимист, пессимист, шут».
Упражнение «Чувства и ощущения».
Упражнение «Эмоциональный партнер».
Упражнение «Сочетание цветов».
Упражнение «Дарить и получать».
Упражнение «Что мне доставляет удовольствие?».
Упражнение «Новое место».Тренинги коррекции межличностных отношений .
Упражнения и техники для коррекции нарушений и трудностей в общении.
Упражнение «Представление» (с видеозаписью).
Ролевая игра «Домашняя педагогика» (с видеозаписью).
Упражнение «Односторонний контакт».
Упражнение «Как научиться оказывать и принимать знаки внимания».
Упражнение «Трудный разговор» (с видеозаписью).
Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы».
Ролевая игра «Сглаживание конфликтов».
Упражнение «Адские башни».
Упражнение «Ассертивная просьба».
Упражнение «Ассертивный отказ».
Упражнение «Говорю, что вижу».
Упражнение «Оправдание».

Упражнение «Сказка по кругу».
Упражнение «Марионетка».
Упражнения и техники для развития навыков эффективного общения (тренинг коммуникативной компетентности).
Упражнение «Самооценка».
Упражнение «Через стекло».
Упражнение «Дискуссия».
Упражнение «Усвоение эффективности средств невербального общения» (видеозапись).
Упражнение «Да».
Упражнение «Диспут».
Упражнение «Спор при свидетеле».
Упражнение «Передай информацию».
Упражнение «Образы».
Упражнение «Ежик».
Упражнение «Интервью».
Упражнение «Я тебя понимаю».
Упражнение «Найди пару».
Упражнение «Желание».
Упражнение «Дар убеждения».
Упражнение «Дай яблоко».
Упражнение «Выход из контакта».
Упражнение «Беседа в разных положениях».
Упражнение «Побуждение к действию».
Упражнение «Иван Петрович».
Упражнение «Предметы».
Упражнение «Просьба».
Упражнение «Расскажи историю».
Упражнение «Расскажи о проблеме».
Упражнение «Разговор в парах».
Упражнение «Разговор по телефону».
Упражнение «Слепой и поводырь».
Упражнение «Ценное качество».
Упражнение «Общность интересов».Тренинг коррекции личностной сферы .
Тренинг личностного роста .
Упражнение «Знакомство».
Упражнение «Мое физическое Я».
Упражнение «Кто я?».
Упражнение «Мои сильные стороны.».
Упражнение «Без маски».
Упражнение «Кто мне нравится и кто не нравится».
Упражнение «Вы меня узнаете?».
Упражнение «Девиз».
Упражнение «Сказка о волшебнике».
Упражнение «Автопортрет».
Упражнение «Волшебная лавка».
Упражнение «Брачное объявление».
Упражнение «Мудрец из храма».
Упражнение «Контраргументы».
Упражнение «Переписанная автобиография».
Упражнение «Проект биографии».
Упражнение «Сам себя не похвалишь.».
Упражнение «Метафора проблемы».
Упражнение «Майка хиппи».Упражнения тренинга креативности .
Упражнение «Мир математики».
Упражнение «Креативный человек».
Упражнение «Рисунок креативности».
Упражнение «Отгадай слово».
Упражнение «Нестандартный способ».
Упражнение «Идеи, принципы, привычки».
Упражнение «Креативные задачи».
Упражнение «Куб».
Упражнение «Такой разный апельсин».
Упражнение «Предсказание».
Упражнение «Креативное путешествие».
Упражнение «Невероятная ситуация».
Упражнение «Ассоциации».
Упражнение «Алфавит».
Упражнение «Образы».
Упражнение «Интересные прилагательные».
Упражнение «Творческие визуализации».
Упражнение «Групповые ассоциации».
Упражнение «Мой рисунок».
Упражнение «Кто я?».
Упражнение «Архитектурное сооружение».Тренинги профессионального развития .
Упражнения тренинга профессиональной адаптации, профессиональной идентичности.
и профессиональной компетентности
.
Ролевая игра «Повышение и увольнение».
Упражнение «Узнайте проблемы окружающих».
Упражнение «Немного лучше».
Упражнение «Отдел кадров».
Упражнение «Публичное интервью».
Упражнение «Песчинка или камень?».
Упражнение «Портрет моей работы».
Упражнение «Нельзя терять ни секунды».
Упражнение «Переезд».
Упражнение «Особенности карьеры».
Упражнение «Пустая комната».
Визуально-рефлексивное упражнение «Призвание».
Упражнение «План моего будущего».
Упражнение «Если бы., я стал бы.».
Упражнение «Мои жизненные и профессиональные планы».
Профигра «Суд над безработным».
Упражнение «Творческие успехи».
Упражнение «5 шагов».
Игра «Ловушки-капканчики».
Упражнение «Звездный час».
Упражнение «Один день из жизни».
Упражнение «Моя любимая работа».Упражнения тренинга формирования команды .
Упражнение «Узнаем друг друга».
Упражнение «Имя команды».
Упражнение «Связи».
Упражнение «Руководитель команды».
Упражнение «Енотов круг».
Упражнение «Невидимая связь».
Упражнение «Движение».
Упражнение «Головоломка».
Упражнение «Сиамские близнецы».
Упражнение «Рассаживание по признаку».
Упражнение «Групповой дом».
Упражнение «Древо успехов».
Упражнение «Список общих качеств».
Упражнение «Пальцы».
Упражнение «Социограмма».
Упражнение «Найти общее».
Упражнение «Создание девиза команды».
Упражнение «Поглощение».
Упражнение «Поддержка».
Упражнение «Прорвись в круг».
Тренинговая техника «Собака Гарри».Литература.

Программа

«Коррекция агрессивного поведения подростков»

Проявление агрессивности у ребёнка можно наблюдать с самого раннего возраста , она связана с тревогой, имеет определенное значение для выживания.

Но в полной мере его реакции на дискомфорт ещё нельзя причислить к агрессивным актам, т. к. ребёнок не имеет цели нанести вред окружающим людям или предметам. Первоначальные агрессивные проявления имеют коммуникативную функцию и дальнейшее их развитие зависит от отношения к ним ближайших взрослых, а далее и более широкого окружения.

Нормальное развитие и функционирование человека возможны только в том случае, если у него сформировано позитивное отношение к себе. При изучении лиц, характеризующихся ассоциальным поведением, выявили их следующие особенности:

Отсутствие необходимых социальных навыков;

Неумение выражать гнев, раздражение в социально- приемлемых формах;

Незрелость взглядов на жизнь и на отношения с другими людьми;

Неуверенность в себе.

Проблема агрессивного поведения у детей и подростков очень актуальна в наши дни, особенно если эти дети воспитываются в детском доме. Здесь существует много факторов, способствующих проявлению и развитию агрессивности (большое количество людей, невозможность уединиться, желание отстоять свое «Я» в коллективе). Работая над темой самообразования «Подростковая агрессивность как проблема межличностных отношений», а также проведя диагностическую работу с группой детей, я составила программу «Коррекция агрессивного поведения подростков».

Данная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, в поведении которых наблюдаются те или иные агрессивные проявления. В отличие от программ, которые направлены на коррекцию эмоциональной сферы детей, где включаются лишь некоторые упражнения на снижение агрессивных проявлений, эта программа полностью направлена на работу с агрессивными проявлениями, возникающими у детей, находящихся в детском доме.


Цель программы: психологическая поддержка детей, имеющих различные агрессивные проявления.

В процессе реализации программы по коррекции агрессивного поведения детей предполагается решение следующих задач:

1) Помочь детям осознать негативные стороны своего поведения, проявляющиеся в озлобленности, жестокости, агрессивности.

2) Обучить детей конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации.

3) Обучить отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом для себя и окружающих.


Критерии эффективности программы:

1) Снизить уровень личностной тревожности;

2) Актуализировать агрессивность как неприемлемую форму общения;

3) Осуществить контроль над агрессивным поведением;

4) Повысить уверенность в себе.

1 этап - Диагностический. На этом этапе предполагается провести диагностическое исследование группы подростков, в поведении которых так или иначе проявляется агрессивность. Для диагностики можно использовать следующие методики:

1)Анкета «Признаки агрессивности» (Выполняется педагогом после наблюдений за группой детей в течение 6 месяцев).

Татьяна Павлова
Тренинг «Коррекция страхов с помощью арт-терапевтических методов»

Хочу предложить вашему вниманию тренинг , который я проводила с коллегами : педагогами- психологами нашего района. Также этот тренинг можно адаптировать для детей старшей группы.

Концепция. В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. Страхи сопровождаются дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности, тревожности. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами . Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх , тревожность)

Цель : преодоление страхов с помощью арт-терапии .

Задачи :

Повышение уверенности в себе;

Формирование положительной Я –концепции;

Преодоление негативных переживаний;

Снижение эмоционального напряжения.

Предполагаемый результат : Участники тренинга , научатся преодолевать страхи с помощью арт-терапевтических методов .

Материал и оборудование : цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Формы работы : арт-терапия

Количество участников :

Основная часть.

Введение. (Мини-лекция)

Сегодня мы с вами рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у людей с помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования. Экспрессивный рисунок является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов участнику легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи , чем высказать их в словах. Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру человека .

Сразу мы оговорим правила, которых будем придерживаться на протяжении всего занятия :

открытое общение

активность

безоценочные суждения

добровольное участие

здесь и сейчас

Знакомство (сбор ожидания) :

Предлагаю начать наш тренинг со знакомства и ожиданий от предстоящего тренинга .

Упражнение «Наши ожидания»

Цель : выявление ожиданий участников. Корректировка запроса .

В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания. Сейчас, мы переходим к упражнению, которое называется «Волшебные зеркала» .

Упражнение «Волшебные зеркала»

Цель : формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

Предлагается Вам нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных : в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоявщимся ничего и сильным.

Теперь каждый должен представить свой рисунок и ответить на следующие вопросы

1. Какой человек выглядит симпатичнее?

2. На кого ты сейчас похож?

3. В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?

4. На кого ты хотел бы быть похож?

5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?

Упражнение 2. «Нарисуй свой страх »

Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха , снижение эмоционального напряжения.

Сейчас, предлагаю вам нарисовать свой страх . А затем, по очереди рассказать о своих рисунках.

1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.

2. Что вы чувствовали во время рисования?

Предлагаю Вам несколько вариантов на выбор избавления от своего страха : уничтожить рисунок (страх ) ; превратить страшное в смешное , дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.

Вопросы :

1. Какой способ избавления от страха вы выбрали ?

2. Какие ощущения у вас возникали во время «избавления» ?

3. Изменилось ли ваше отношение к данному страху теперь ?

Заключение.

Мы заканчиваем наше занятие здесь и сейчас, хочу поблагодарить всех участников нашего занятия, скажите, пожалуйста, как вы себя чувствуете, оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего занятия.