Тренинговые занятия для школьников. Психологические игры для детей дошкольного возраста

Цель : создание атмосферы психологического комфорта и поддержание психоэмоционального здоровья учащихся, создание в группе позитивного эмоционального настроя; развитие уверенности в собственных силах.

Возраст : 10–14 лет.

Время : 2 встречи по 30–40 минут.

Комментарий: упражнения можно использовать при подготовке к экзаменам, контрольным работам.

Ход занятия

Ведущий. Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое успех.

Упражнение «Прошепчи мне имя»

Модификация игры К. Фопеля «Прошепчи имя».

Цель : настроить детей на доброжелательный лад.

Инструкция . Сядьте, пожалуйста, в круг. Сейчас каждый из вас будет шепотом произносить свое имя соседу, который сидит слева. Сосед слева будет говорить: «Здравствуй (имя соседа)», затем свое имя шепотом соседу слева. И так, пока все не назовут свое имя.

Упражнение «Успех - это…»

Цель : сплочение группы, повышение самооценки.

Материалы : бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Инструкция . Дети сидят в кругу. Ведущий предлагает подобрать ассоциации к слову «Успех». Задача детей: повторить то, что сказал предыдущий участник, и назвать свою ассоциацию к слову. Затем ведущий предлагает детям нарисовать ассоциацию к слову «Успех». После этого организуется выставка рисунков.

Анализ упражнения

Трудно ли было подбирать слова?
- Что было легче - подбирать слова или сделать рисунок?
- Что вы чувствовали, когда рассказывали об успехе?

Ведущий. Молодцы, сейчас мы с вами попробуем почувствовать радость от своей деятельности.

Упражнение «Ура, успех!»

Модификация упражнения С. Гиппиус (в кн.: «Гимнастика чувств». М.: Искусство, 1967).

Цель : повышение уверенности, стимуляция чувства успеха.

Инструкция . По моей команде (я хлопну в ладоши) кричите «Ура!». (Дети выполняют.)

Ведущий объясняет участникам, что кричать нужно тогда, когда возникает повод. И в ту секунду можно громко говорить, искренне радоваться. Например, «Я досрочно сдал экзамен!», «Я получил «5»!», «Я справился с заданием!». В этом случае укрепляется привычка действовать целесообразно.

Анализ упражнения

Что вы чувствовали, когда радовались успеху?
- Как это упражнение может помочь в подготовке к экзаменам?

Ведущий. Молодцы, настроились на успех.

Упражнение «Дорога к успеху»

Цель : активизировать ресурсы для стремления к успеху, повышения самооценки.

Материалы : листы А4 , цветные карандаши.

Инструкция . На пути к успеху встречаются различные препятствия, преграды, и от того, как мы их преодолеем, зависит, достигнем ли мы его. Сейчас мы попробуем идти к успеху через различные препятствия. В начале нашего пути мы на листочках напишем качества, которые помогают нам на пути к успеху. Вам нужно на приготовленных листах цветными карандашами написать свои положительные качества.

Теперь нам нужно с помощью считалки выбрать двух участников.

Когда дети выберут участников, им предлагается встать друг напротив друга на определенном расстоянии (около 2 метров). Ведущий раскладывает между участниками листы А4 с написанными качествами.

Задание : один участник в роли ведомого, второй - в роли поводыря. Задача второго участника - говорить, сколько и в каком направлении сделать шагов, чтобы не наступить на препятствие. Если ведомый наступил на препятствие, игра прекращается. Листок переворачивается, и ведомый зачитывает качество. Затем участники игры меняются местами.

Ведущий. Сейчас мы с вами попробуем вспомнить свои успехи и определить цели, ведущие к успеху.

Упражнение «Моя лесенка уверенности»

Цель : повышение уверенности, самооценки. Материалы: карточки с нарисованной маленькой лесенкой; ватман с нарисованной большой лесенкой.

Инструкция . Участникам раздаются карточки с нарисованной лесенкой. Каждый должен нарисовать себя на определенной ступеньке лесенки. Затем на листочках записать свои успехи в школе, дома, в кружке. Ведущий говорит, что каждый наш успех поднимает нас на одну ступеньку вверх.

Теперь я положу на пол ватман с нарисованной лесенкой успеха, и вы должны встать на любую понравившуюся вам ступеньку «Уверенности».

Затем ведущий предлагает на верху лесенки написать свою цель при подготовке к экзаменам, урокам. Потом на каждой ступеньке написать, что каждый будет делать по достижении своей цели.

Инструкция для ведущего . Если в группе есть дети, которые нарисовали себя внизу лесенки, предложить им рассказать о своих успехах и снова дать карточку и предложить нарисовать себя.

Анализ упражнения

Как вы думаете, планирование действий ведет к успеху?
- Почему важно определять цель?
- Как может помочь целеполагание готовиться к экзаменам? Почему?

Ведущий. Кто такой, по вашему мнению, самостоятельный человек? Как вы думаете, самостоятельный человек может стать успешным? Сейчас мы с вами попробуем разобраться в этом.

Упражнение «Мои шаги к самостоятельности»

Модификация плаката Е. Лютовой, Г. Мониной.

Цель : расширение поведенческого репертуара и жизненного опыта детей, умения договариваться в группах.

Материалы : карандаши, ватман, краски, цветные мелки, карточки (карточки к упражнению находятся во вложении).

Инструкция . Дети сидят за столами. Ведущий просит их назвать свои примеры проявления самостоятельности, затем раздает карточки с описанием разных способов поведения. Детям необходимо выбрать те карточки, которые подходят им.

Инструкция для ведущего . Если дети не нашли подходящий для них способ поведения, то им предлагается написать свой собственный. Потом педагог зачитывает все способы поведения, которые написали дети, обобщает их и делает вывод о том, какие способы характерны для них. После обобщения педагог предлагает детям разделиться на тройки и нарисовать на ватмане те способы поведения, которые они используют в своей жизни.

Анализ упражнения

Как вы думаете, что можно сделать, чтобы всегда выполнять домашние задания?
- А хорошо это или плохо - не выполнять свои обещания?

Упражнение «Цвет успеха»

Цель : закрепить понимание, какие сопутствуют успеху.

Материалы : краски, листы бумаги.

Инструкция . Детям предлагается подумать и нарисовать, какого цвета успех. Обязательное условие: рисовать учащиеся должны руками.

Анализ упражнения

Как вы думаете, какой цвет дружит с успехом?
- Бывает ли у вас настроение такого цвета?
- Как вы себя при этом чувствуете?

Итог занятия

Дети садятся в круг. Ведущий включает запись, и на фоне тихой, спокойной музыки дети делятся своими чувствами. Например, «Я чувствую сейчас удовольствие», «Я - восторг» и т.д.

Скачать карточки к упражнению .

Татьяна МАЗУРЕНКО,
педагог-психолог, МБОУ «СОШ № 6», г. Норильск, Красноярский край

Социально-психологический тренинг: "Я и МЫ"

Описание работы: данная программа будет полезна в первую очередь педагогам-психологам при работе с детьми среднего и старшего школьного возраста (с 4 по 11 класс). Группы формируются на основании принципа гомогенности (дети близкого возраста с близкими запросами). Цель тренинга: формирование навыков межличностного общения, самопознания. Данный тренинг регулярно проводился мной на предыдущем месте работы и показал хорошие результаты, по отзывам детей в нем участвовавших и их педагогов.

Цель: школьников преодолевать психологические барьеры, вызванные недостатком социального опыта, владеть своим эмоциональным состоянием, а также сформировать у них уверенность в себе и своих силах.
Ведущим типом деятельности, по классификации Д.Б. Эльконина, в юношеском возрасте является общение и становление межличностных отношений. Поэтому очень актуальным, на данном этапе развития, для наиболее полной и глубокой реализации жизненного потенциала и гармоничного развития личности является овладение навыками эффективного социального взаимодействия.
Структура тренинга: Тренинг состоит из пяти занятий в основу организации, которых положены представлениях о механизме групповой динамики.
Каждое из занятий тренинга имеет следующую структуру:
1. Игры и упражнения на сплочение группы: направлены на снятие психологических защитных механизмов и поддержание групповой динамики.
2. Упражнения, направленные на расширение социального опыта.
3. Рефлексия своего состояния и приобретенного опыта.
4. Упражнения, направленные на расширение представлений о себе и организацию обратной связи.
Организация тренинга: данный тренинг рассчитан на 2 занятия включающие по 3 блока продолжительностью по 2 – 2,5 часа каждое (в зависимости от особенностей группы). Занятия должны проводиться в отдельном, теплом помещении, желательно имеющем звукоизоляцию и запирающимся изнутри. Так же желательно, чтобы в данном помещении имелись удобные кресла и свободное пространство для перемещений, что способствовало бы повышению эффективности проведения занятий.
Количественные и качественные характеристики группы: тренинг рассчитан на подростков и юношей в возрасте от 15 лет и старше, желающих расширить свой социальный опыт, обрести чувство уверенности в себе, научиться чувствовать и понимать окружающих.
Оптимальной является группа из 6 – 12 человек. Снижение количества участников тренинга меньше оптимального ведет к замедлению групповой динамики по причине качественного снижения активизирующего опыта в обсуждениях. Увеличение числа членов группы больше оптимального, делает группу неустойчивой из-за снижения возможности контроля, за групповыми процессами со стороны тренера.

Первое занятие «Знакомство и самопрезентация»

Первая часть

Задачи: 1. формирование сплочения группы;
2. выработка групповых правил;
3. мотивирование участников тренинга на работу.

Упражнение 1. «Назови свое имя +визитка»
Цель: знакомство участников тренинга.
«Мы начинаем наше занятие с традиционной процедуры знакомства. Сейчас каждый из вас оформит свою визитку, в ней он укажет свое имя».
Назовите свое имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на первую букву имени, по кругу.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Что тебе больше всего нравится в себе?»
«Трудно ли было находить в себе хорошее качество?»
«Что ты чувствовал, когда называли твое качество другие?».

Упражнение 2. «Мои цели»
Цель: выявить ожидания от тренинга у участников группы, сформировать осознанное отношение к занятиям.
Материал: ватман, маркер, листья (зеленые и красные)
Ведущий рассказывает о целях и задачах тренинга.
Участникам раздаются листки из цветной бумаги (зеленого цвета) на которых предлагается написать то, что они хотят получить от занятий. Затем листья с помощью скотча приклеиваются на заранее приготовленный ватман с изображением дерева.
Каждый из участников называет свои ожидания и приклеивает листочек к ватману. Предполагается ответить на следующие вопросы: "Что я хочу получить от тренинга?"; "Что я готов для этого сделать?". "Как мне группа может помочь в этом?".
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Для чего необходимо конкретизировать цели и ожидания от тренинга?»
«Трудно ли было охарактеризовать свои ожидания от тренинга?»
«Какой полезный опыт я извлек из этого упражнения?»

Упражнение 3. «Снежный ком»
Цель: Знакомство
Первый участник называет свое имя и увлечение, следующий повторяет все, что сказал первый и добавляет свое имя и увлечение, третий повторяет все, что было до него сказано и добавляет свое и так до тех пор пока все участники не назовут свои имена и увлечения.

Упражнение 4. «Правила жизни в группе»
Цель: формировать правила взаимодействия в группе на основании личного опыта участников.
I. Ведущий читает вопросы. Участники думают: могли бы они ответить на эти вопросы в группе?
Вопросы:
Что мне в себе не нравиться?
Что нужно сделать, чтобы у меня появилось много друзей?
Что такое счастье и счастлив ли я?
Хороший ли я человек или неочень?
II. Группа разбивается на микрогруппы по следующей шкале безопастности:
Я бы не хотел отвечать на вопросы в группе Я мог бы ответить на некоторые вопросы Я бы мог ответить на все вопросы в группе

Может получиться 2 или 3 группы (5 минут).
III. Ведущий предлагает обсудить в группах и записать на листке ответы на следующие вопросы:
Что делают или говорят вокруг тебя люди, что мешает тебе говорить о своих переживаниях;
Что делают вокруг тебя люди, что помогает тебе говорить о своих переживаниях?
IY. По одному участнику из группы зачитывают ответы, можно записать их на доске (15 минут).
V. Ведущий предлагает создать некоторые общие правила, выполнение которых дало бы возможность свободно общаться, разговаривать о своих чувствах (10 минут).
Предлагаемые правила:
Искренность (говори искренни или молчи);
Конфиденциальность (не рассказывать об опыте других участников группы);
Не оценивать участников;
Поддержка от группы и др.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Что тебе лично мешает откровенно говорить или открыто делать что-то в группе?»
«Нужны ли тебе правила группы?»
«Какое правило ты считаешь самым справедливым?»
«Какое правило ты ввел бы дополнительно?»

Упражнение 5. «Поделись радостью»
Цель: научиться устанавливать контакт
Нужно подойти к максимально большему количеству людей со словами «раздели мою радость со мной» и установить контакт на 4 уровнях:
Эмоциональном
Глаз
Прикосновения
Вербальном
ОБСУЖДЕНИЕ:
«что больше понравилось, когда подходишь ты или подходят к тебе? »
«Какие встретились сложности»
«Что получилось лучше всего»

Упражнение 6. «Корреспондент»
Цель: знакомство и сплочение группы
Игра проводится в два этапа: на первом этапе ("интервью") участники делятся на пары и в течение трех минут беседуют на тему "мои интересы и увлечения". После того, как время первого этапа истечет, начинается второй этап ("заметка"). Один из участника пары должен как можно лучше и интереснее представить второго игрока группе.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Что было сложнее сделать выяснить какие-либо сведения о человеке или рассказать о нем группе?»
«Что вызвало большее волнение: когда рассказывали о вас или вы рассказывали о ком-то?»
«Какой полезный опыт можно извлечь из этого упражнения?»

Упражнение 7. «Огонек» (с комплиментами)

Материал: коробка спичек
Группа, включая тренера, усаживается в тесный круг. Тренер зажигает спичку и передает ее по кругу. Тот, у кого в руках спичка погаснет, делает себе комплимент. Далее зажигает спичку и передает следующим участникам. Затем задача усложняется: у кого погаснет спичка – тому участники тренинга говорят три комплимента.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Что чувствовали?»
«Что было приятнее говорить или получать комплименты?»

Упражнение 8 «Никто не знает»
Цель: формирование навыка самопрезентации
Ведущий: «Сейчас мы будем по очереди завершать фразу: «Все знают что я…»
Второй круг: «Никто из вас не знает что я…» (что у меня…)
Третий круг: «На самом деле я…»
ОБСУЖДЕНИЕ:
- "Легко ли было рассказывать о своих секретах?"

Упражнение 9 «Подарок»
Цель: сплочение группы.
Ведущий: « Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его соседу справа.
ОБСУЖДЕНИЕ:
- "Сложно ли было понимать другого без слов?";
- "Что помогало \ мешало понять другого?"
- "Что полезного можно извлечь из этого упражнения?"

Упражнение 10 «Обратная связь по блоку»



Вторая часть

Цель: продолжить знакомство, отработать и закрепить достигнутые на вводном занятии навыки и состояния.
Упражнение 1 «Пожелание»
Цель: Выявить настрой участников на занятие; разогрев группы.
Материал: мяч
Ведущий: «Давайте начнем нашу работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день. Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему участнику, высказывая ему пожелание на сегодняшний день».

Упражнение 2 «Сказка на новый лад»
Цель: развитие умения отслеживать и поддерживать логическую нить при общении.
Ведущий: "Сейчас нам нужно придумать продолжение какой-либо из известных сказок, или сочинить новую сказку. Делать мы это будем следующим образом: я говорю первое предложение, и каждый дополняет по предложению так, чтобы получился законченный рассказ".
ОБСУЖДЕНИЕ:
- "Как вы думаете, что дает данное упражнение?"
«Что было интереснее слушать других или придумывать самому?»

Упражнение 3. «Зеркало»
Цель: развитие психологического контакта
Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого – в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением».

Упражнение 4. «Мое имя – мой характер»
Цель: закрепление навыка самопрезентации
Материал: бумага, ручки
Ведущий: «Напишите на листке бумаги свое имя. Распишите ваши положительные качества на первые буквы вашего имени
ОБСУЖДЕНИЕ:
- Что понравилось в этом упражнении?
- Что было трудно сделать в этом упражнении?
- Что почувствовали?

Упражнение 5. «Какой Я?»
Цель: оценить взгляд на себя со стороны
I.Заполняется анкета:
Я хочу быть________________ (3-5 черт характера)
Я не хочу быть_____________
Читаются анкеты в кругу (15 минут). Затем участники по желанию объединяются в пары. Работа в парах.
А. Используя анкету, поставить около черт характера баллы от 1 до 10 – сколько по вашему мнению, в вас уже есть этой черты.
Б. Поменяться анкетами и поставить партнеру, сколько, по вашему мнению в нем есть тех черт, которые он поставил в своей анкете.
Проанализировать свои собственные анкеты, где баллы совпадают, где есть разница. Можно в кругу кто захочет рассказать о своем состоянии.
II. Используя анкеты написать о себе 5-7 фраз. Последняя фраза будет: «Основная черта характера, которой я горжусь, - это….». (для позитивного отношения к своим чертам характера).
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Трудно ли говорить о себе?»
«Что мы имеем в виду когда называем человека «хорошим» или «плохим»?»

Упражнение 6. «Рисунок себя»
Цель: формирование навыков самопрезентации
Ведущий: «Сейчас я предлагаю вам нарисовать себя. Но только один фрагмент рисунка. Далее передайте рисунок соседу справа. Он должен дорисовать еще один фрагмент и т.д. Таким образом, вы получите свой портрет глазами группы».
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Насколько соответствует ваше представление о себе представлению группы?»
«Какие чувства вызвало у вас данное упражнение?»
«Что нового вы узнали из этого упражнения?»

Упражнение 7. «Суд: Самопрезентация: за и против»
Цель: формирование осознанного отношения к самопрезентации
1. Выбираются три победителя в игре «камень, ножницы, бумага». Они будут судьями.
2. Судьи игрой «пусто – густо» делят остальных членов на 2 подгруппы. Принцип: «пусто» – обвинители, «густо» – защитники.
3. Каждая сторона в течении 5 минут готовит речь и вопросы противнику цель отстоять свою позицию.
4. Проводится турнир между противниками.
5. Судьи выносят приговор.

Упражнение 8 «Обратная связь по блоку»
Цель: поддержание групповой традиции.
Ведущий: «Сейчас мы обсудим опыт, полученный в данном блоке».
- Что вам запомнилось (понравилось) в данном блоке?
- Было ли что-нибудь, что вас удивило в данном блоке
- Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.

Третья часть

Цель: отработка и закрепление достигнутых на предыдущих занятиях навыков и состояний
Упражнение 1. «Импульс»
Цель: сплочение и разогрев группы.
Участники садятся в круг. Правую руку ладонью вверх кладут на левое колено участнику справа, а свою левую руку ладонью вниз кладут на ладонь соседа. Необходимо хлопнуть по ладони соседа, как только почувствуешь хлопок по своей ладони.
Обсуждение:
-"Что полезного можно извлечь из этого упражнения?"

Упражнение 2. «Я очень хороший, мы очень хорошие»
Цель: формирование уверенности в себе, сплочение группы
Один из участников (а затем все остальные) выходит в центр круга и произносит по очереди слова: «я» «очень» «хороший» сначала шепотом, потом громко, затем очень громко. Участники расширяют круг и, держась за вытянутые руки, повторяют то же самое только вместе говоря вместо "я" "мы" «очень» «хорошие».

Упражнение 3 «Скульптура»
Цель: сплочение группы
Ведущий выбирает трех добровольцев. Первый – скульптор; второй –глина; третий – критик. Суть игры: критик выходит за дверь, а скульптор должен придумать и изобразить из глины любой предмет, например статую свободы, черепаху и т.д. После того, как скульптура будет готова, приглашают критика, который должен угадать что получилось.

Упражнение 4. «Доверительное падение»
Цель: снятие механизмов психологической защиты, формирование доверия к группе.
Ведущий: «Встаньте в круг очень близко друг к другу. Это не обычный круг, а волшебный, так как дети, которые стоят в кругу, будут делать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные ощущения. Кто из вас хотел бы первым встать посередине? Все остальные поднимите руки на уровне груди. Когда ….. падает в вашу сторону, вы должны его понять и осторожно вернуть в исходное положение.
ОБСУЖДЕНИЕ:
- как ты себя чувствовал в центре круга?
- Доверял ли товарищам?

Упражнение 5. «Кинофестиваль»
Группа делится на зрителей и актеров, а актеры на подгруппы по 3 человека. Каждая группа вытягивает листок с заданием подготовить (10мин) и продемонстрировать (5мин) сценку следующих жанров:
Боевик
Кинокомедию
Мелодраму
Ужасы
Зрители голосуют, какой фильм им больше понравился. Победители получают приз зрительских симпатий.
Потом зрители становятся актерами, актеры зрителями.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Кем больше понравилось быть, актером или зрителем?»
«что дает это упражнение?»

Упражнение 6. «Глаза в глаза»
Цель: получение обратной связи по само презентации
По принципу «горячего стула» двое напротив друг друга.

Упражнение 7. «Прощание»
Цель: поддержание групповой традиции.
Ведущий: «Сейчас у вас есть время попрощаться. Подойдите друг к другу и пожелайте что-нибудь приятное, подержитесь за руки, посмотрите в глаза».

ОБСУЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:


- Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.

Второе занятие «Сплочение и взаимодействие»

Первая часть
Цель: продолжение работы направленной на сплочение и повышение степени взаимодействия в группе

Упражнение 1 «Приветствие»
Цель: поддержание групповой традиции
Ведущий: «Нашу работу на первом занятии мы начали со знакомства и обмена приветствиями, теперь эта процедура станет для нас традицией и будет открывать все наши занятия».

Упражнение 2 Волшебная палочка
Цель: разогрев и сплочение группы
Участники движутся по кругу и ведущий дает задание: "У меня в руках волшебная палочка и я хочу, чтоб мы превратились в стадо бегемотов". После того как участники проиграли один круг, ведущий передает палочку следующему и т.д.

Упражнение 3 «Отгадай прикосновение»
Цель: создание доверительной атмосферы.
Участник закрывает глаза и отворачивается. Он должен отгадать, кто к нему подходит и каким-либо образом прикасается.

Упражнение 4 «Выбор»
Цель: определение взаимных предпочтений в группе
Участники рассаживаются в круг. По команде ведущего, каждый из них должен указать пальцем на одного из своих товарищей по группе – допустим, на того, с кем он хотел бы составить пару в какой-то другой игре. Цель играющих – добиться в одной из попыток такого выбора, при котором группа распалась бы на пары взаимно выбравших друг друга участников.

Упражнение 5 «Рефлексия»
Цель: возможность поставить себя на место другого
Ведущий: «Разбейтесь на пары. По моему сигналу начинайте по слогам произносить какое-либо слово. Например, СА-МО… третьим слогом может быть –КАТ-, -ЛЕТ-. Задача одного из участников – подстраиваться под партнера, т.е. добиваться совпадения своего третьего слога с его третьим слогом. Задача другого участника – уходить от подстройки, добиваться несовпадения. Произносить третий слог вы должны одновременно».

Упражнение 6 «Узкий мост»
Цель: отработка взаимодействий в группе
Ведущий чертит линию. Это мост. Выбираются два участника, которые идут с разных сторон моста. На середине они встречаются. Задачей каждого является дойти до конца моста.
Обращается внимание на то, как они пройдут мост. Сумеют ли вежливо разойтись или один столкнет другого.

Упражнение 7 «Разведчик»
Цель: развитие социальной перцепции
Ведущий: «Чтобы понять другого человека и предугадать его замысел, нужно уметь наблюдать. Ведь человек говорит не только языком – глазами, лицом, всем телом. Необходимо научиться читать эти проявления».
Выбирается один участник – разведчик. Ведущий произносит команду «замерли» и вся группа неподвижно застывает. Разведчик старается запомнить позы всех участников. Затем он выходит из комнаты. В это время участники делают несколько изменений в позе. Задача разведчика – обнаружить все перемены.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Что понравилось?»
«Что полезного можно извлечь из этого упражнения?»

Упражнение 8. «Обратная связь по блоку»
Цель: поддержание групповой традиции.
- Что вам запомнилось (понравилось) В данном блоке?
- Было ли что-нибудь, что вас удивило
- Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.

Вторая часть

Цель: продолжение работы направленной на сплочение и повышение степени взаимодействия в группе.
Упражнение 1. «Букет»
Цель: разогрев группы
Ведущий стоит в центре круга сидящих на стульях участников. Участники группы выбирают себе цветок из трех предложенных ведущим или участниками, например, роза ландыш и пион. По команде водящего меняются местами те участники, чей цветок он назвал, а по команде "букет" меняются местами все участники. Водящий должен успеть сесть на место одного из участников, который становиться следующим водящим.

Упражнение 2. «Огонек»
Цель: расширение информации о членах группы, формирование групповой сплоченности
Материал: коробок спичек
Группа, включая тренера, рассаживается в тесный круг. Тренер зажигает спичку и передает ее по кругу. У кого в руках спичка погаснет, члены группы задают любые три вопроса. Отвечающий на вопросы снова зажигает спичку и передает ее по кругу.

Упражнение 3. «Гомеостат»
Цель: выявление взаимоотношений между участниками.
Ведущий: «Сожмите правую руку в кулак, и по моей команде все выбрасывают пальцы. Вы должны стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и тоже число, при этом не договариваясь».

Упражнение 4. «Слепой и поводырь»

Ведущий: «Сейчас вам необходимо разделится на пары. Один из вас пусть закроет глаза, а другой водит его по комнате, так чтобы не столкнуться с другими парами и препятствиями. Поменяйтесь ролями».
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Как ты чувствовал себя, когда был слепым?»
«Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?»
«Было ли желание полностью довериться партнеру?»
«Когда тебе было лучше: когда ты вел или тебя?»

Упражнение 5. «Контакт»
Цель: отработка навыка кинестетического воздействия
Участники распределяются на пары: один ведущий - другой ведомый. Ведомый закрывает глаза, а ведущий ведет его. Контакт между ними поддерживается через ручку, которая свободно упирается в открытые ладони игроков. Через минуту они меняются ролями.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Какая роль для вас была сложнее ведущего или ведомого?»
«Насколько удачно удавалось поддерживать контакт?»

Упражнение 6 «Ассоциации»
Цель: сплочение коллектива
Один из участников выходит из комнаты. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадывают. Водящий возвращается, и его задача – угадать этого человека с помощью наводящих вопросов. Например, «если бы это был цветок (животное, погода, мебель) то какой…»
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Трудно ли было подбирать ассоциацию?»
«Что помогло отгадать?»

Упражнение 7. «Испорченный телефон»
Цель: развитие внимания к тому, как мы слушаем друг друга.
Участники сидят полукругом, Ведущий первому игроку говорит шепотом на ухо то пожелание, которое он хотел бы услышать сегодня. После этого он пересаживается в конец ряда. Пожелание шепотом передается до конца ряда, пока его не скажет последний человек в ряду. Первый игрок становится ведущим и все повторяется снова, до тех пор пока каждый из игроков не пересядет в конец ряда.

Упражнение 8. «Невербальный телефон»
Цель: выявить особенности невербального языка.
Как «глухой» только общение жестами.

Упражнение 9. «Анабиоз»
Цель: научиться распознавать и удовлетворять скрытые потребности собеседника
Ведущий: наверное, каждому знакомо чувство отчуждения встающее между двумя людьми: партнеры перестают чувствовать и понимать друг друга. Вероятно, знакомо и противоположное ощущение: между людьми возникает абсолютное взаимопонимание. Прелагаемое упражнение позволяет решить задачу перехода от отчуждения к контакту.
Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности – с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора», на которую отводится одна минута, - вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реаниматор» не имеет права не прикасаться к «замороженному», ни обращаться к нему с каким-либо словами. Все чем он располагает, это взгляд, мимика, жест и пантомима. Признаками успешной работы можно считать смех, улыбку и др.

Часть третья

Упражнение 1. «доверительное падение» (сложное)
Цель: Разогрев группы
Выполняется как обычное, но участники падают с небольшого возвышения.
Упражнение 2. «Надстройки»
Цель: знакомство с разными видами общения в игровой форме.
В театральном искусстве выделяют 3 надстройки:
Сверху – все поза человека говорит о том, что он презирает окружающих, смотрит свысока, плечи расправлены;
Снизу – он презираем, его не зачто любить, окружающие лучше, умнее его, - так думает человек с этой надстройки;
Наравне – не натянутые, товарищеские отношения с товарищами.
Походить по залу, меняя позы.
Делимся на пары, обратитесь к собеседнику с просьбой о чем-либо используя надстройку сверху, затем снизу, наконец, на равнее. Поменяйтесь ролями.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Какой тип надстройки для вас был удобнее?»
«Какой вид настройки был наименее удобен?»
«Как полученные знания можно использовать в жизни?»

Упражнение 3. «Подари мне цветок»
Цель: повышение интереса к возможностям разговора
Участники рассаживаются в общем кругу. Желающий берет цветок, все по очереди просят подарить этот цветок именно ему. Цветок дариться тому, чья просьба больше понравилась. Причем человек объясняет почему он предпочел именно эту просьбу (10минут).

Упражнение 4. «Караул»
Цель: знакомство с этапами разговора
Участники встают в общей круг, каждый поворачивается к своему правому соседу. Задание для каждого: привлечь внимание этого человека (5 минут).
Упражнение 5 «Разожми кулак»
Цель: учет позиции собеседника в сложной ситуации (проводится в парах).
Один сжимает кулак, другой старается разжать его (руки и пальцы не ломать!), затем партнеры меняются ролями.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Учитывалось ли позиция и желание партнера при выполнении упражнения?»
«Использовались ли не силовые методы – просьбы, уговоры, хитрость».
«Какой вывод можно сделать из этого упражнения?».

Упражнение 6. «Нахал» (ролевая игра).
Цель: осознание поведения в ситуации отстаивания собственных интересов.
Группа делится на две команды: активные и наблюдатели. Для активных ситуация в магазине. Роли – «продавец», «нахал», «очередь». Затем группа меняется местами.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Какие эмоции, чувства испытывали?»
«Что такое собственные интересы, и для чего их необходимо отстаивать?»
«Поведение кого из актеров вам больше всего понравилось и почему?».

Упражнение 7. «Активное слушание»
Цель: Овладеть навыками активного слушания
I. Участники сидят парами. Один человек рассказывает что-нибудь (2минуты), другой слушает его очень внимательно (1мин), а затем по знаку ведущего не слушает его. Партнеры меняются ролями затем обсуждают это упражнение.
II. В общем кругу участники показывают плохое и хорошие слушание. Общее обсуждение увиденного и своего опыта в парах. Обратить внимание участников тренинга, что режим активного слушания имеет следующие признаки: к вам подходит человек, он взволнован, у него что-то случилось он хочет рассказать вам, а вы хотите его выслушать.
III. Алгоритм записывается ведущем на доске, а участниками в тетрадях

Активное слушание Что мешает вашему собеседнику говорить

Сидеть напротив
Смотреть на собеседника
Поддакивать «угу», «да-да».
Прямой повтор слов, эхо
Уточнение деталий
Заниматься посторонним делом
Пристально смотреть в глаза
Употреблять следующие фразы: «Это у тебя от того…»
«А у меня тоже было…»
«Не переживай»
«Врешь ты все..»
«Ну и что из этого..»
«Я бы на твоем месте..»
«Давай рассуждать логически..»

Упражнение 7. «Секретный алгоритм отказов»
Цель: отработка навыков говорить «нет».
I. Участники парами расходятся по залу, договариваются о том, какая у них будет ситуация, желательно из реальной жизни (может быть, когда-то у них были проблемы чтобы отказать кому-то).
II. Один человек уговаривает другого, а тому надо отказаться. Затем они меняются ролями и обсуждают свой опыт.
III. На общем кругу два человека показывают всем свою сценку (сценку можно обсудить).
IV. Ведущий интригует участников секретным алгоритмом отказов, а затем разбирает его вместе с участниками (30минут).

ТВЕРДЫЕ ОСНОВАНИЯ
Действительно ли тебе нужно отказаться или ты кокетничаешь

Да, надо нет, может, меня уговорят

Создай себе пространство этот алгоритм тебе не подходит
(например, не сиди, если тот, кто тебя
уговаривает, стоит) и помни, ты
Имеешь право отказаться

ЯДЕРНОЕ ПОСЛАНИЕ
«Я не могу это сделать, потому что…
ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА»

ПОМОГИ ТОМУ, КОМУ ОТКАЗЫВАЕШЬ,
Ведь ему сложнее, чем тебе!
«не обижайся, я правда не могу..»
Важный секрет и вся сложность отказа состоит как раз в том, чтобы найти именно главную причины отказа, т. к. если причина придумана, это легко проверить, если это не ряд главных причин, их легко разбить.
V. Те два человека, которые показывали сценку всему кругу, повторяют её, используя алгоритм и помощь ведущего группы.
VI. Группа повторяет свои сценки, используя алгоритм.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Насколько увереннее стало поведение?»
«Удалось ли найти главную причину?»
«Что нового нашли для себя?»

Упражнение 8. «Ролевая карусель»
Цель: навыки начинать, поддерживать и завершать разговор.
Участники сидят, образуя два круга, лицом друг к другу. Ведущий читает ситуацию и задание: начать разговор и вести его в течении 1 минуты. Прослушав ситуацию, внешний круг начинает разговор, а внутренний поддерживает его. Затем внешний круг перемещается на одно место вправо. Ситуация та же, но теперь разговор начинает внутренний круг, а внешний его поддерживает. Внутренний круг перемещается на одно место влево. Ведущий читает вторую ситуацию и т.д. (20 мин).
Ситуации:
1. Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но очень долго не видели, вы рады этой встречи.
2. Перед вами не знакомый человек, познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учиться и т.д.
3. Перед вами маленький ребенок, он испугался чего-то, и вот-вот расплачется, успокойте его.
4. Вас сильно толкнули в автобусе, вы оглянулись и увидели пожилого человека.
5. перед вами неприятный человек, но вы в гостях у вашего общего друга, и в разговоре вам надо сохранить приличие.
ОБСУЖДЕНИЕ:
«Какие у вас возникали ощущения?»
«Какие возникали трудности?»
«Что давалось легко?»
«Что сложно?»

Упражнение 9. "Титаник"
Цель: завершение занятий в группе
Группа делиться на две подгруппы: одна –отъезжающие, другая – провожающие. Участников просят представить что они находятся в порту и через пару минут они поднимутся на борт корабля и они отправятся в путешествие. Них есть время попрощаться, а на борту написано "ТИТАНИК"

ОБСУЖДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:
- Что вам запомнилось (понравилось) на сегодняшнем занятии?
- Было ли что-нибудь, что вас удивило на занятии
Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.

Дружный класс – мечта любого педагога, ребёнка, родителя. Осуществить ее очень просто. Следует работать над тем, чтобы каждый ребенок в детском коллективе чувствовал себя востребованной личностью, ощущал психологический комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от своих товарищей.

Каждый педагог знает по собственному опыту, что год от года увеличивается количество детей, имеющих различные проблемы в поведении, в умении выстраивать отношения с товарищами, находить достойный выход из любой ситуации. Помочь этим детям можно лишь применяя различные адекватные методы воздействия на коллектив в целом и каждого ученика в отдельности.

Психологи-исследователи убедительно доказывают, что наличие качеств психологического здоровья зачастую становятся более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота только о физическом здоровье. Это значит, что деятельность детского практического психолога должна быть направлена на формирование у ребёнка полезных навыков и привычек, способствующих успешной адаптации в социуме и продуктивному развитию на благо самому себе и обществу.

Младший школьник находится еще на той переходной ступени, когда внутреннее лучше обретается через внешнее и получает выход прежде всего через действие.

Мы предлагаем систему игр, которые может проводить педагог или психолог. На одном из уроков следует выделить 10-15 минут для игры с детьми. Важно, чтобы это стало системой, а не использовалось от случая к случаю. Если педагог сочтёт обязательным и необходимым этот вид работы, правильно организует её, то данная совместная деятельность будет способствовать тому, что каждый ребёнок попадёт в ситуацию успеха, что снижает психологическое напряжение, повышает самооценку, улучшает настроение.

Как показывает практика, дети очень любят эти минуты игры, ждут их, способны сделать усилие над собой на уроках и переменах, чтобы приблизить и не пропустить желаемое занятие. При достойной организации занятий уже через 2-3 недели дети более спокойно реагируют на ситуации, возникающие в классе, ведут себя более миролюбиво, уравновешенно, лучше контактируют с товарищами для решения определенной педагогической или психологической задачи. Таким образом в детях воспитывается толерантность, которая является необходимой основой для выстраивания любых отношений в повседневной жизни.

Занятие №1.

Игры, настраивающие детей на совместную деятельность и общение.

Игра “Пожалуйста”. Дети стоят у своих мест. Педагог называет действие, которое дети должны выполнить только в том случае, если произнесено слово “пожалуйста” (например: “Пожалуйста, поднимите руки вверх” и т.п.).

Игра “Ласковое имя”. Дети стоят в кругу. Ведущий предлагает вспомнить, как его ласково называют дома. Затем предлагает бросать друг другу мяч и тот, к кому мяч попадает, называет своё ласковое имя. После того, как все назовут свои имена, мяч бросается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому бросаешь мяч.

Занятие №2. Самоподдержка.

Игра “Я справлюсь”. Ведущий предлагает детям различные ситуации. Тот, кто считает, что сможет справиться с ситуацией, поднимает обе руки вверх, а кто не знает выхода, прячет руки за спину.

Обсуждение. Дети рассказывают, как будут себя вести. Если предложенный вариант одобряет большинство детей, то следует положить фишку в коробочку “Я справился”.

Занятие №3. Мысли управляют поступками.

Игра “Я сильный”. Ведущий предлагает детям проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. Он подходит по очереди к каждому ребёнку и просит его вытянуть вперёд руку. Затем он старается опустить руку ребёнка вниз, нажимая на неё сверху. Ребёнок должен удержать руку, говоря при этом вслух: “Я сильный!”. На втором этапе выполняются те же самые действия, но уже со словами: “Я слабый”.

Попросите детей произносить слова с соответствующей их смыслу интонацией. Затем обсудите, в каком случае им было легче удерживать руку и почему.

Постарайтесь подвести детей к выводу о том, что поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.

Занятие №4. Игры с пальцами и на пальцах.

Детям нравиться двигать пальцами и разговаривать. Эти игры помогают развивать речь, формируют навыки общения, учат гармонии жестикуляции и просто вызывают улыбку.

Игра “Воробьи”. Пять воробьёв на заборе сидели (руки перед собой, пальцы растопырены). Участники игры захватывают друг друга любым пальцем (по договору правой или левой руки) и тянут в свою сторону. Победитель тот, кто притянет соседа ближе к себе.

Занятие №5. Игры с пальцами и на пальцах.

Игра “Луноход”. Ведущий читает стихотворение:

Посмотрите: луноход
По Луне легко идёт,
Он шагает очень важно,
В нём герой сидит отважный.

Дети держат руки на столе, пальцы передвигают по поверхности, имитируя движение лунохода.

Игра “Управляя пальцами”. Играют 4 человека. Двое должны сесть друг напротив друга с закрытыми глазами и вытянуть навстречу друг другу указательные пальцы (можно начать с ладоней). Двое других игроков становятся позади сидящих. Затем по очереди каждый из них начинает “управлять” рукой сидящего, давая словесные команды. Цель – свести пальцы (ладони) друзей.

Группа занятий по развитию воображения и творческого взаимодействия.

Игра “Мостик дружбы”.

Педагог просит детей по желанию образовать пары и “построить” мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, взрослый может сам встать в пару с ребёнком и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснуться головами или ладошками).

Игра “Человекомашины”.

Важно объяснить детям, что результат их работы будет зависеть от того, как слаженно будут работать все “части” машины.

Разделите детей на группы и предложите спроектировать свою машину (например, стиральную, миксер и т.п.).

Можно продемонстрировать одну из машин, например, стиральную. Попросите двух детей держаться за руки, чтобы третий свободно мог крутиться посередине, изображая “бельё”.

Предложенные формы работы психолога в младших классах средней школы нами опробованы в практической деятельности. Мы наблюдали в ходе работы с детьми, как постепенно они становились более открытыми, раскрепощенными, доброжелательными, контактными. Использование игр, в которых подвижны руки, развивает моторику мелких мышц, которая влияет на активность головного мозга, скорость мыслительных процессов, что, в свою очередь, сказывается и на учебной деятельности школьников.

Психологический тренинг для школьников старших классов «Я достигну успеха!» Автор: психолог Тагибергенова Айгуль Куанышкереевна Цель: 1) осознать важность целей, отражающих твои потребности и мотивы 2) изучить способы достижения поставленных целей 3) произвести самоанализ 1 этап «Представление» Каждый участник тренинга должен не просто назвать свое имя, а на каждую букву подобрать определение своего характера (А - амбициозная, Н - находчивая, Я – яркая). 2 этап «Наши правила» Договариваемся, что на нашем тренинге мы будем говорить все, что посчитаем необходимым. Будем выражать свою точку зрения. Не критиковать мнения других людей. Не обсуждать проблемы группы за ее пределами. 3 этап «Заряд энергии» Участники группы свободно ходят по комнате, по сигналу останавливаются и выполняют, то, что скажут(упражнение проходит под музыку). -объединиться в группы, у кого есть домашний любимее, а у кого нет - распределиться по цвету глаз (темные и светлые) - у кого день рождения летом и весной, а у кого – зимой и осенью - кто любит больше ролики, а кто коньки. 4 этап «Обсуждения» Наш тренинг посвящен достижению успеха, ответьте для начала на вопрос, кто и для чего живет? Почему вы ходите в школу? Почему вас в школе учат различным предметам? Кем вы хотите стать в будущем? А какая цель у вас сейчас? (обсуждаете). 1 этап Что же значит цель? Цель помогает достичь того, к чему ты движешься, помогает стать лидером, показывает твои лучшие стороны. Если человек знает, чего он хочет, и каждый раз пытается сделать что-то для достижения своих целей, он обязательно добьется успеха. Попробуйте сейчас обозначить определенную цель для ее достижения. (обсуждение) 2 этап Мотивы – комплекс причин, которые заставляют человека к деятельности. В первую очередь, необходимо развивать свою силу воли. Сделай сами первый шаг на пути к своему успеху, потому что этого хотите вы, а не ваш сосед. Делайте все необходимое для достижения поставленной цели. Вы должны четко представлять, что вы хотите больше всего. Определите возраст, когда вы достигнете ее. Если возникают трудности, то проанализируйте, что может быть не так. Что следует изменить. Пытайтесь, старайтесь, идите вперед. Обязательно составьте схематичный план ваших действий. Вам сразу станет гораздо легче. Ведите ежедневник, помечайте, что вам необходимо сделать сегодня, что завтра. Развивайтесь. Оцените свои старания со стороны. Посмотрите, что вам кажется неэффективным. Нет ничего плохого в самоанализе, это лишь еще сильнее закалит вашу волю. Прислушивайтесь к мнению опытных людей. В этом нет ничего плохого, это сыграет хорошую роль в достижении ваших целей. 3 этап Каждый из присутствующих уже 10% чего-то добился, пусть это небольшой, но все-таки успех. Это может быть связано с вашим увлечением (спорт, музыка, танцы, чтение и т.д.) (обсуждение). 4 этап А сейчас мы попробуем воссоздать ваш успех, которого вы добились. представьте свой прекрасный день. Можно его нарисовать или рассказать о нем. Подумайте, кем вы стали, кто рядом, где вы, какие предметы округ вас… Завершение: Подводим итоги. Что вы вынесли из сегодняшнего тренинга? Открыли ли вы себя с другой стороны? Увидели ли вы в себе то, что раньше не могли? Что запомнилось? Прислушаетесь ли вы к советам? Хочется сделать еще одну вещь. Давайте на счет 3, дружно скажем: «Я добьюсь успеха!»

Психологический тренинг для школьников: «Культурный человек в конфликтной ситуации»

Элементы несогласия, даже насилия (критика, споры, гнев, обиды) в жизни неизбежны. Ни разу не высказать своей обиды, не выругаться - практически невозможно. Но и в таком состоянии следует помнить о достоинстве и неприкосновенности личности, а, следовательно, о запрете на ругательства. Следует помнить, что в жизни случаются ситуации, когда чьи-то взгляды, мнения, жизненные позиции не совпадают. Тогда следует попробовать поставить себя на место другого, не забывать про юмор и шутку, но не подтрунивать, и не злоупотреблять иронией (Ф. Ницше сравнивал ироничного человека с собакой, которая кусает и одновременно машет хвостом), то есть вести себя, как культурный человек.

А как быть, если собеседник агрессивный? Для такого случая существуют эффективные способы взаимодействия. Агрессивному собеседнику следует дать выговориться, при этом следует поддерживать постоянный контакт глаз, не прерывать его, не давать советов, подводить итог тому, что услышали, делать рефлексивные замечания, показывая, что вы понимаете его состояние. Если агрессивный собеседник почувствует, что к его потребностям относятся с уважением и не отвечают агрессией на агрессию, то станет менее воинственным и вспыльчивым.

Психологический комментарий. Материал беседы подчеркивает, что в эмоционально напряженной ситуации культурный человек не сквернословит. Практические советы по взаимодействию с агрессивным собеседником развивают психологическое воображение участников и содействуют развитию умения моделировать похожие ситуации.

Упражнение «Общение с агрессивным собеседником»

Участники делятся на пары. Один — агрессивный собеседник, который предъявляет претензии, обвиняет своего партнера, оскорбляет: «Ты всегда опаздываешь. Никогда на тебя нельзя положиться. Несобранный, болван». Второй должен разговаривать с ним так, чтобы не перейти границы дозволенного и нейтрализовать агрессивного собеседника. Ему запрещается объяснять, оправдываться или обвинять. Задача второго участника - ответить так, чтобы выяснить причину агрессивной позиции другого человека.

Психологический комментарий. Упражнение учит проявлять эмоциональную стойкость, не поддаваться на провокации другого, развивает умение использовать активное слушание и взаимодействие.

Упражнение «Контраст» (средство эмоциональной саморегуляции)

Психолог. Сядьте удобно, сожмите правую руку в кулак (максимально сильно). Держите сжатую руку около 12 секунд. Расслабьтесь, и с закрытыми глазами прислушайтесь к ощущению снятого напряжения (это может быть тепло, жар, пульсация, набухание подобное). То же повторите левой рукой, затем чередуйте напряжение и расслабление двумя руками одновременно. (Руки должны дрожать от напряжения. Пауза — 10 секунд.) Как средство саморегуляции можно использовать другие похожие упражнения.

Психологический комментарий. Дети учатся быстро снимать напряжение, раздражение, снижать агрессивность, мобилизоваться в ситуации растерянности, сильного волнения.

Беседа «Сквернословлю, потому что это «круто»!»

Анализ анкет выявил, что немало детей сквернословит, «потому что считает, что это «круто», потому что, мол, «крутой» — означает «сильный». Мы попытались объяснить, что это не так, используя такую схему

А. «Крутой = самоуверенное поведение + много агрессии».

Б. «Сильная личность = уверенное, взвешенное, адекватное поведение + много поддержки и доброты».

Итак, «крутой» проявляет физическую и вербальную агрессию, для него это, как правило, самоцель. А на самом деле сильный использует свою силу для утверждения добра и справедливости.

Детям были предложены сравнительные характеристики «крутой» и «сильной» личности.

1. Сильная личность - это человек, который умеет овладеть собой, а не другими; умеет принимать решения сам, а не делает это за других; сильная зрелая личность сначала собирает факты, а потом принимает решение, и поэтому является открытой для общения.

2. «Крутые» часто сталкиваются с сопротивлением и агрессией в отношении себя, потому что люди не хотят, чтобы их кто-то контролировал; незрелая личность вначале принимает решение, а потом подгоняет под него факт, и поэтому часто является подозрительной.

3. Сильную личность любят, а «крутого» — боятся.

4. Во время спора сильная личность не ограничивает права других, а «крутой» отстаивает позицию «Я прав, ты — нет», которая зачастую сопровождается оскорбительными словами. Чтобы стать сильной личностью, нужно научиться избегать негативных оценочных суждений — «придурок», «идиот» и тому подобное. Эти слова вызывают «злые» мысли, вызывают раздражение и гнев.

Такое состояние провоцирует грубую брань. «Злые» слова, независимо от того, произносятся ли они вслух или молча, имеют такие особенности:

Драматизируют ситуацию — она становится «ужасной» и «катастрофической»;

С помощью этих слов вы утверждаете, что «ничего нельзя исправить» и не ищете выхода из ситуации;

В этих словах непременно вспоминается то, что кто-то перед вами в чем-то провинился; мысль фиксируется на требованиях, которые выдвигаются к другим, — «ты должен», «я требую», «никто не имеет права».

Чтобы побороть «плохие» слова, нужно уметь переключаться на «волну умеренности». Примером здесь может быть такая позиция: «Зрелый человек мир видит реалистично. Стоит помнить о том, что люди не могут быть безупречными и имеют право на ошибки, что никто (даже родители) не пришел в этот мир для того, чтобы удовлетворять мои требования и ожидания».

Чтобы уметь побороть свой гнев и предупредить употребление сквернословия, мы создали схему:

Вспомните и запишите в черновике ситуацию, провоцирующую сквернословие;

Опишите ситуацию объективно, как бы ее зафиксировала видеокамера;

Определите цель употребления ругательств (установление контроля над другими; избегание кого-то или чего-либо; месть; победа в споре; защиту своих прав);

Запишите свои «злые» слова;

Предложите альтернативу в виде «умеренных» мыслей;

Попробуйте почувствовать, какие новые чувства появились у вас теперь.

Для того, чтобы не пользоваться в затруднительных ситуациях ненормативной лексикой, человек должен уметь: уверенно попросить, твердо и уверенно требовать, адекватно отвечать на справедливую и несправедливую критику, не позволять манипулировать собой, твердо отказать.

Психологический комментарий. Беседа позволяет снять знак равенства между понятиями «крутой» и «сильный», раскрывает особенности «плохих» слов, а предложенная схема - развивает воображение и умение моделировать определенные ситуации.

Упражнение «Отойди, ты мешаешь»

Проводя коррекционные занятия, мы уделили внимание сквернословию в межличностном общении разных возрастных категорий, ведь именно в таких ситуациях звучит больше неприличных слов.

Прежде всего, наши усилия были направлены на то, чтобы люди начали замечать собственное сквернословие. Для этого им было рекомендовано несколько упражнений. Мы предлагали нейтральную фразу-просьбу (например: «Отойди. Ты мешаешь») и просили произнести ее в различных вариантах:

Оскорбительный тон с грубыми словами;

Презрительный тон с обидными словами;

Злым тоном, с насмешкой;

Сказать так, чтобы человек не обиделся.

Эти фразы можно было дополнять другими словами, чтобы достичь поставленной задачи. Во время обсуждения практически в каждой группе педагоги замечали, что участник тренинга мужского пола эту фразу минимизируют до единого слова «Отвали», которое звучит грубо, свысока и пренебрежительно. А самыми примитивными просьбами участниц тренинга были высказывания, произнесенные крикливо, со злостью, как приказ. При обсуждении упражнения целесообразно ограничиваться несколькими типичными негативными примерами, основное внимание направить на то, что существует множество способов произнести эту фразу в приемлемой форме.

Психологический комментарий. Участники тренинга отрабатывают умение адекватной коммуникации, социальной перцепции. Упражнение способствует минимизации неадекватных эмоциональных реакций.

Игра-соревнование «Кто быстрее скажет комплимент»

Выбирают 2-3 пары участников. Каждый из пар становится друг напротив друга на расстоянии примерно 5-7 м и поочередно говорит другому комплимент. Повторяться нельзя. Одно слово - 1 шаг. Побеждает та пара участников, которая быстрее других встретится друг с другом. В результате игры оказалось, что люди не очень умеют «дарить» друг другу комплименты. Последние шаги давались очень трудно. Особенно беспомощными были те, которые использовали в качестве комплиментов однообразные, простые фразы: «котик», «зайчик», «лапуся», «солнышко», «умница», «красавчик», «золотце». Игра оживилась, когда мы несколько изменили задачи. Участникам было предложено говорить о себе обидные слова. Скорость, с которой они «подоспели» друг к другу, вызвала в группе смех.

Психологический комментарий. Игра наглядно иллюстрирует всем, то, насколько хорошо они умеют обижать друг друга и не умеют говорить приятных слов.

Групповые дискуссии

Участникам предложили для обсуждения следующие высказывания:

- «Из привычки так или иначе сквернословить вытекает привычка к совершению дурных поступков». (Аристотель.)

- «Человек, заговори, чтобы я тебя увидел». (Сократ.)

- «Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани». (Поговорка.)

- «Язык - это действия, происходящие между людьми». (Гегель.)

- «Сквернословие - повседневная кутерьма. Вы принимаете в нем участие?»

Психологический комментарий. Такой способ организации занятия развивает умение слушать и взаимодействовать с другими, приучает к анализу мыслей, размышлению вслух. Активное участие в дискуссии стимулирует формирование негативного отношения к сквернословию из-за того, что такая позиция не навязывается сверху, ее производят во время разговора сами участники.

Упражнение «Да»-диалог, «нет»-диалог»

Ведущий выбирает двух участников, которые должны вести диалог. Один из них произносит любую фразу, а другой сразу выражает свое согласие с тем, что сказано. Главной задачей было со всем соглашаться, отражая мысли партнера. Другие двое участников демонстрируют ситуацию «нет»-диалог». Задача участников - не соглашаться с мнением партнера, возражать ему вежливо, но настойчиво. Аналитики следят за тем, чтобы участники игры не выходили за рамки заданного режима: в первом случае не стали отрицать, во втором — не проявлять поддержки.

Психологический комментарий. Упражнение дает возможность убедиться в том, что и в ситуации согласия, и в ситуации несогласия можно обойтись без сквернословия.

Упражнение «Слова, которыми я оскорбляю и какими оскорбляют меня»

Для того, чтобы стимулировать рефлексию своего речевого поведения, участники выполняли такое задание: лист делили пополам, слева писали те слова, которыми их оскорбляют, а справа - те, которыми они оскорбляют других. Анализ ответов выявил, что слов, которыми обижают их, вспоминаются гораздо больше, и эти слова разнообразнее. А тех слов, которыми обижаешь сам, помнится гораздо меньше, вспомнить их было «трудно», они были типичными.

Психологический комментарий. Упражнение позволяет каждому участнику игры понять тот факт, что брань, которую употребляют другие, не всегда осознается, не запоминается, проходит мимо внимания. С другой стороны, если ты — адресат, то и незначительные замечания, оскорбления лучше запоминаются.

Ролевая игра «Суд над сквернословием»

Предусматриваются следующие роли:

Судья;

Прокурор;

Защитник (адвокат);

Подсудимый (сквернослов);

Свидетели обвинения;

Свидетели защиты;

Присяжные (остальные участники группы).

В игровой форме происходит обвинение на конкретных жизненных ситуациях такого явления как сквернословие. Во время судебного заседания следует осуществить разоблачения сквернослова прокурором, осуществить защиту адвокатом, обозначить определенное отношение свидетелей. Роли «сквернословие», «адвоката» и «свидетелей защиты» следует распределить между учениками, которые считают, что сквернословие имеет право на существование. Остальные ролей - для участников, которые думают иначе. Далее роли можно менять. Условиями проведения игры является соблюдение определенных норм и правил поведения: корректность обращений друг к другу, логичность и аргументированность, требование уважать достоинство «оппонента».

Психологический комментарий. Такая форма занятия позволяет сопоставить противоположные позиции, тактично опровергнуть «положительные» характеристики «сквернословия», силой аргументов самих участников убедить тех, кто еще остался сторонником «сквернословия».

Предполагаем, что те участники, которые согласно своих ролей обвиняли «сквернословие», такую же активную позицию будут проявлять и в дальнейшем.

Упражнение «Совет»

Психолог. Представьте себе, что вы обратились к мудрецу за советом: «Как мне справиться со сквернословием?» Какой совет он вам даст?

Обсуждение ответов детей позволило сформулировать следующие советы:

Совершенствоваться в родном языке, расширять свой активный и пассивный словарный запас;

Воспитывать в себе гуманные черты — доброту, милосердие, уважение к старшим;

Стремление к достойной жизни несовместимо с недостойными мыслями и словами;

Воспитывать себя сильной личностью, которая умеет управлять своими эмоциями и уважает чувства других;

Уметь объективно оценивать ситуацию, нейтрализовать свой гнев;

В трудных ситуациях научиться использовать «Я-сообщения»;

Помнить о том, что брань - грех;

Для того, чтобы постепенно отвыкать от привычки сквернословить, нужно сужать круг лиц, при которых могли выражаться вслух (сначала не сквернословить при пожилых людях, далее - при детях, затем — при родителях, учителях, одноклассниках, сверстниках, вообще не ругаться).

Психологический комментарий. Упражнение имеет проективное значение и требует активного участия каждого участника, оно помогает каждому осознать, какие он имеет средства для борьбы со сквернословием и на какие средства рассчитывают другие.

Составление «Памятки запретов»

Суть запретов, касающихся культуры общения, в том, чтобы предупредить неуважение к собеседнику, к его взглядам, помочь людям избежать конфронтации, достичь согласия.

Запреты на тон слова

Оскорбительный;

Крикливый;

Злой

Запреты на выражения и высказывания

Грубые;

Пренебрежительные;

Презрительные;

С угрозами и запугиванием;

С искажением мысли собеседника;

С насмешкой;

Такие, что провоцируют резкую реакцию.