Изучение продуктов деятельности как метод психологии. Анализ педагогической документации

Методы в возрастной психологии

Метод анализа продуктов деятельности

Важное место в изучении психики дошкольника занимает метод анализа продуктов деятельности, поскольку ни в каком другом возрасте деятельность ребенка не бывает столь разнообразна. Анализируются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной деятельности (исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы и сказки, пересказ известных литературных произведений. Этот метод часто входит как составная часть в другие методы, например в эксперимент. Так, изучается влияние мотивов на протекание изобразительной деятельности. В зависимости от характера мотива ребенок создает рисунки, которые затем оцениваются по разным показателям.

Этот метод иногда предполагает анализ не только продукта, но и процесса его создания. Например, идет игра-драматизация по сказке, а по ходу игры анализируют выполнение роли, ее соответствие тексту, то новое, что вносит в нее ребенок. А в рисовании, лепке, аппликации можно анализировать не только проявления творчества в продукте, выразительные средства, но и способ его получения, степень соответствия первоначальному замыслу.

Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий:

1. Предварительно четко формулируют цель исследования, например: изучение отношений дошкольников ко взрослым и сверстникам, проявляющихся в их рисунках.

2. В соответствии с целью исследования выбирают испытуемых, помня о том, что овладение техническими умениями в той или иной деятельности зависит от возраста ребенка. И если это важно, отбирают детей, владеющих навыками рисования или навыками конструирования по наглядному образцу.

3. Для всех детей изучаемой группы создают одинаковые условия, т.е. подбирают одинаковые материалы, например краски, карандаши, мелки, ножницы, клей, бумагу, конструктор.

4. При получении продукта поддерживают естественные условия, как и в эксперименте: выбирают помещение, определяют время проведения, создают у ребенка мотивацию на получение продукта, следят за тем, чтобы каждый работал самостоятельно, если проводится групповое исследование. В процесс создания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на него.

5. В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций ребенка.

6. В случае необходимости следует разработать и заучить наизусть вопросы к ребенку для беседы о полученном продукте, например о том, как он оценивает свой рисунок и почему. Тогда анализ продуктов деятельности соединяется с беседой. При этом важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку.

7. Критерии оценки полученного продукта разрабатываются в соответствии с поставленной в исследовании целью, например оценка выбора цвета, композиции рисунка.

Анализ продуктов деятельности имеет достоинства. К ним относятся:

* возможность собрать за короткое время достаточно большой фактический материал как у одного ребенка, так и у группы детей;

* при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики детей, например о регуляции рисовальных движений руки: скорость удара, скорость изображения формы, точность размаха движений, точность направления движений при рисовании линий и форм и пр.;

* возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт;

* сохранение естественности в проявлении психических особенностей ребенка, который не знает о том, что с ним проводится исследование.

Недостатки этого метода обусловлены тем, что, во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности. Во-вторых, обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 1972.

2. Выготский Л.С. Психология Издательство ЭКСМО-пресс.

3. Зимняя И.Я. Педагогическая психология И.Я. Зимняя Издательство Логос.

4. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 1987 г.

5. Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.

6. Крысько В. Г. Психология и педагогика Издательство Владос.

7. Самоненко Ю.А. Психология и педагогика Издательство Владос.

Використання психомалюнку в процесі психокорекції

Изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптации у педагогов, работающих с девиантными детьми

По полученным данным можно увидеть, что у 53% педагогов, работающих с детьми, имеющими отклонения в поведении, уровень развития эмпатии входит в групповую норму, а по возрастной норме данное число приближается к 57%; низким...

Малоформализованные и формализованные методики психоанализа

В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке - это количественно-качественный анализ документальных и материальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности...

Методы психофизики

Метод минимальных изменений (ММИ) часто встречается под другими названиями: метод границ, метод пределов, едва заметных различий, наименьших различий, едва заметной разницы, серийного исследования...

Методы психофизики

Метод средней ошибки был предложен для измерения дифференциальной сенсорной чувствительности Г. Фехнером и в отличие от двух других классических методов не претерпел с тех пор каких-либо особенных изменений...

Методы психофизики

Третьим классическим методом психофизики является метод постоянных раздражителей (МПР), впервые тщательно разработанный и широко апробированный Г. Фехнером. Значительный вклад в дальнейшее развитие метода внесли теоретические оппоненты Г...

Основы психологического анализа рисунка

Психологический анализ рисунка в качестве метода психологического исследования берет свое начало в первой четверти XX века. Трудно установить, кто из исследователей был первым. В 1913 г. Э...

Психология и педагогика

Деятельность - совокупность действий, выполняющих определенную функцию. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в которой реально выявляются свойства личности...

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя

Проектирование управленческих воздей-ствий на развивающуюся школу основываются в первую очередь на знании потенциала педагогов. А потенциал каж-дого учителя, в свою очередь, напрямую связан с тем...

Самооценка у подростков, воспитывающихся в детском доме и у подростков, воспитывающихся в домашних условиях

С целью доказательства предположения о том, что уровень самооценки у подростков, воспитывающихся в детском доме, отличается от уровня самооценки подростков, воспитывающихся в домашних условиях...

«Семантический анализ источников тревоги» посвящен решению задачи по определению основных детерминант и психологических механизмов развития тревоги и тревожности, как причины дезадаптивного поведения...

Семантический анализ источников тревоги фирмы ООО "Спектр"

Группа испытуемых с априорно нормальным уровнем тревоги, научилась избегать отрицательно подкрепляемых звуком ошибок с той же быстротой, что и нейтральных...

Сравнительный анализ агрессивности у детей из полных и неполных семей

Проанализировав то, как оценивают агрессивные проявления детей педагоги, и проведя целенаправленное наблюдение за агрессией у детей, мы обратились к продуктам собственной деятельности детей - рисункам. Р.Бэрон и Д...

Управление психологией персонала

Анализ структуры управленческой деятельности позволяет го-ворить о том, что результаты труда руководителя укладываются в параметрах тех объектов, на которые направлена его активность...

Характеристика деятельности педагога-психолога

Важное место в изучении психики дошкольника занимает метод анализа продуктов деятельности, поскольку ни в каком другом возрасте деятельность ребенка не бывает столь разнообразна. Анализируются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), музыкальной деятельности (исполнительство и творчество в песне, танце, игре на музыкальных инструментах), рассказы и сказки, пересказ известных литературных произведений. Этот метод часто входит как составная часть в другие методы, например в эксперимент. Так, изучается влияние мотивов на протекание изобразительной деятельности. В зависимости от характера мотива ребенок создает рисунки, которые затем оцениваются по разным показателям.

Этот метод иногда предполагает анализ не только продукта, но и процесса его создания. Например, идет игра-драматизация по сказке, а по ходу игры анализируют выполнение роли, ее соответствие тексту, то новое, что вносит в нее ребенок. А в рисовании, лепке, аппликации можно анализировать не только проявления творчества в продукте, выразительные средства, но и способ его получения, степень соответствия первоначальному замыслу.

Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий:

1. Предварительно четко формулируют цель исследования, например: изучение отношений дошкольников ко взрослым и сверстникам, проявляющихся в их рисунках.

2. В соответствии с целью исследования выбирают испытуемых, помня о том, что овладение техническими умениями в той или иной деятельности зависит от возраста ребенка. И если это важно, отбирают детей, владеющих навыками рисования или навыками конструирования по наглядному образцу.

3. Для всех детей изучаемой группы создают одинаковые условия, т.е. подбирают одинаковые материалы, например краски, карандаши, мелки, ножницы, клей, бумагу, конструктор.

4. При получении продукта поддерживают естественные условия, как и в эксперименте: выбирают помещение, определяют время проведения, создают у ребенка мотивацию на получение продукта, следят за тем, чтобы каждый работал самостоятельно, если проводится групповое исследование. В процесс создания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на него.

5. В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций ребенка.

6. В случае необходимости следует разработать и заучить наизусть вопросы к ребенку для беседы о полученном продукте, например о том, как он оценивает свой рисунок и почему. Тогда анализ продуктов деятельности соединяется с беседой. При этом важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку.

7. Критерии оценки полученного продукта разрабатываются в соответствии с поставленной в исследовании целью, например оценка выбора цвета, композиции рисунка.

Анализ продуктов деятельности имеет достоинства. К ним относятся:

Возможность собрать за короткое время достаточно большой фактический материал как у одного ребенка, так и у группы детей;

При постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики детей, например о регуляции рисовальных движений руки: скорость удара, скорость изображения формы, точность размаха движений, точность направления движений при рисовании линий и форм и пр.;

Возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт;

Сохранение естественности в проявлении психических особенностей ребенка, который не знает о том, что с ним проводится исследование.

Недостатки этого метода обусловлены тем, что, во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности. Во-вторых, обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.


Предметно-орудийная деятельность - ведущий тип деятельности в раннем возрасте
Предметная деятельность – ведущая деятельность раннего возраста. К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью. Предпосылки ее формировались в младенческом возрасте. Переход к предметной деятельности связан с развитием у дошкольника нового отношения к миру предметов. Предметы начинаю...

Вывод
На основании изложенного материала можно сделать следующие выводы: Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: “Оно“, “Я“ , “Сверх-Я“. “Оно“ - это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. “Я“ - сознание, а “Сверх-Я“ представленно как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. “ ...

Эмпирическое исследование умений и навыков ребенкаю Цель и методы исследования
Тема исследования: наблюдение за умениями и навыками ребенка 1 года 10 месяцев. Цель: выявить достигнутые умения и навыки. Метод исследования: наблюдение. 1 год. Ø Адекватно реагирует на окружающую обстановку; Ø Ходит, держась за руку или за какой-нибудь предмет мебели; Ø Вертится во все стороны, становится не...

Изучение продуктов деятельности - это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформирован-ность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений. Поэтому в широком плане изучение продуктов деятельности - это изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, системе отношений и ценностей человека. В более узком плане речь может идти, если так можно выразиться, о материализованных результатах деятельности воспитанников: сочинениях, контрольных и проверочных работах, рисунках, поделках, моделях и др. Например, просмотр нарисованных испытуемым картин может оказать существенную помощь в определении его способностей в художественном творчестве, выработанности навыков, уровня развития творческих возможностей.

Изучение продуктов деятельности позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и о самом процессе выполнения поставленных задач. При этом важно иметь представление об уровне готовности субъекта к определенным видам деятельности, о характере заданий и условиях, в которых они выполнялись. Имея эти сведения, исследователь может судить о добросовестности и упорстве в достижении цели, о степени инициативы и творчества в выполнении работы, т. е. о сдвигах в развитии личности. Полученные исследователем представления о творческих возможностях и переживаниях испытуемого дают основание для переосмысления взаимосвязи всех имеющихся данных и характеристики его личности.

Сочетание исследовательского метода изучения продуктов деятельности с наблюдением, экспериментом и т.д. дает возможность изучать особенности и последовательность выполнения действий в процессе деятельности. Это позволяет получить представление не только о механизмах выполнения действий, но и об условиях выполнения деятельности. Поскольку единичный успешный продукт деятельности может быть получен случайно, желательно проведение анализа разных продуктов деятельности одного и того же испытуемого. Сохранение продуктов деятельности обеспечивает возможность их последующего сравнения, оценки динамики и результатов развития.

Оценивание

Оценивание (другие названия -- метод компетентных судей, рейтинг - от англ. rating - оценка, порядок, классификация) - это исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно охарактеризовывать изучаемое. При экспертном оценивании (метод экспертных оценок) прежде всего следует тщательно подобрать экспертов - людей, знающих исследуемую область и способных к объективной и непредвзятой оценке действий и результатов в этой области. Желателен подбор независимых экспертов. Оценки могут быть как качественными (характеристики, рекомендации), так и количественными (в баллах). Важен выбор достаточно точной и удобной системы оценок и соответствующих шкал, снабженных пояснениями о том, за что выставляется тот или иной балл. Необходимо также обучить экспертов умению использовать предложенные шкалы.

Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадающие или близкие оценки или высказывают совпадающие в основном мнения, есть основания полагать, что эти оценки и мнения близки к объективным. Следует иметь в виду, что окончательное обобщение всех имеющихся оценок является делом исследователя.

Оценивание может быть использовано для выяснения социального заказа школе, выявления педагогического потенциала среды, перспективности тех или иных организационных форм и методов социального посредничества и партнерства, полезности диагностических средств и во многих других случаях.

Экспертное оценивание может проявиться и как метод обобщения независимых характеристик. Он заключается в том, что по заранее заданной форме берутся письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта (ребенка, семьи, группы, класса и т.д.), а затем сопоставляются полученные оценки, прогнозы, рекомендации. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Несовпадающие или дополняющие друг друга оценки и рекомендации дают повод к выявлению качеств объекта, быть может, скрытых и проявляющихся только в определенных условиях, видах деятельности, отношениях. Именно такие подходы позволяют обнаружить скрытые резервы развивающейся личности, подобрать ключи к непростым педагогическим ситуациям. Если, например, у равнодушного, неорганизованного и недисциплинированного в школе и семье ученика вдруг в спорте или в игре обнаруживается инициатива, настойчивость и организованность, то возникает предположение, что эти качества при надлежащих условиях могут проявиться и развиваться и в учебной работе, и в отношениях в школе и семье.

Своеобразным «коллективным» вариантом метода оценивания выступает психолого-педагогический консилиум. Оценивание в этом случае дополняется коллективным анализом причин неудач, общим поиском мер, необходимых для достижения лучших результатов. Психолого-педагогический консилиум проводится как совещание учителей класса, психолога, медика, других заинтересованных педагогов с целью осуществления глубокого анализа имеющихся данных по изучаемому объекту и выработки согласованного направления действий всеми участниками образовательного процесса. Разумеется, при подготовке и проведении консилиума инициативными лицами будут педагог, психолог, классный руководитель, администратор.

Нередко используется такой вариант оценки, когда в качестве судьи выступает тот, кого необходимо оценивать. Тогда речь идет о самооценке. В последние годы учителя и воспитатели сами оценивают свои сильные и слабые стороны, выделяют затруднения в работе. Необходимо только помнить об относительности таких оценок, ибо педагоги, как правило, лучше диагностируют других, нежели самих себя.

Сочетание имитации реальных ситуаций жизни или профессиональной деятельности с методом оценивания может проявиться как метод диагностических ситуаций. Этот метод связан с использованием специально подобранных заданий-ситуаций, требующих для своего решения (необходимого преобразования) владения определенными знаниями и практическими умениями. Такие ситуации помогают диагностировать не только знания и умения, но и жизненные установки, направленность, ценностные ориентации, предпочтения, умение сделать правильный выбор, дать оценку. Различают ситуации, требующие только анализа и оценки, и ситуации, требующие принятия решения и его обоснования. Используются ситуации стандартные и нестандартные (творческие). Ситуации могут быть имитирующими, моделирующими, воссоздающими реальность и реальными (сложившимися естественно или специально организованными).

Эксперимент

Как и наблюдение, эксперимент считается основным исследовательским методом. Необходимость в использовании эксперимента возникает тогда, когда задачи исследования требуют создания ситуации, которая либо не может возникнуть при обычном ходе событий, либо неопределенно долго пришлось бы ее ожидать. Значит, эксперимент - это исследовательский метод, который заключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, получить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через их внешние проявления, раскрывая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функционирования изучаемого явления. Изложенное обусловливает отличие эксперимента от наблюдения и ряда других методов, не позволяющих активно создавать исследовательские ситуации и изменять их.

Сравним эти два исследовательских метода.

Наблюдение 1. Исследователь изучает ситуацию, явление или психические процессы, возникающие в ходе естественной жизнедеятельности человека.

2. Исследователь не может активно вмешиваться в ход события или протекания психических процессов.

3. Исследователь может долго ожидать, чтобы возникли такие связи между явлениями и влияющими на них факторами и условиями, которые он хотел бы изучить. 4.

Исследователь фиксирует фон и условия протекания изучаемого явления и других фактов поведения. 5.

Исследователь фиксирует факты поведения человека (людей) и проявлений психических процессов в сложившихся условиях и обстоятельствах. 6.

Исследователь не может воспроизвести явление, которое он уже наблюдал.

Эксперимент

1. Исследователь сам создает усло- вия, которые вызывают возникно- вение изучаемого явления, ситуа- ции или психических процессов, не ожидая их возникновения в ходе естественной жизнедеятельности человека. 2.

Исследователь сам может целенаправленно изменять условия возникновения и протекания события или психических процессов и наблюдать за происходящими явлениями. 3.

Исследователь может варьировать условия протекания и проявления явления, исключать и добавлять их с тем, чтобы выявить причинно-следственные, функциональные и иные связи между условиями существования события или протекания психических процессов. 4.

Исследователь учитывает условия протекания изучаемого процесса или события, выявляет их количественные характеристики. 5.

Исследователь фиксирует факты поведения человека (людей) и проявлений психических процессов в созданных условиях и обстоятельствах.

6. Исследователь в ходе эксперемен- та может воспроизвести явление, которое он уже наблюдал.

Выделение эксперимента как исследовательского метода было связано с разработанными еще в XIX в. способами и средствами выполнения психологических измерений в процессе исследования закономерностей ощущений и восприятия, скорости реакций, условий протекания психических процессов и т. д. Они послужили предпосылкой выделения и широкого применения лабораторного эксперимента, который стал основным составляющим экспериментальной психологии.

Лабораторный психологический эксперимент проводится в специальных помещениях, где имеется необходимое оборудование и регистрационные приборы. Испытуемый попадает в непривычную ситуацию, у него может возникнуть состояние скованности, тревожности, волнения, неопределенности оценки результата и т.д. Экспериментатор, следуя инструкции, информирует испытуемого об условиях выполнения задания и далее наблюдает за его действиями, а при необходимости и регулирует их. Поскольку испытуемый знает, что находится в управляемой экспериментатором ситуации, и нередко не знает истинного назначения эксперимента, поэтому одним из важных факторов получения объективных данных становятся складывающиеся между ними отношения доверия и понимания.

Лабораторный эксперимент можно повторять многократно (с разными испытуемыми) и столько раз, сколько необходимо для того, чтобы на основе полученных данных можно было бы выявить и сформулировать имеющиеся связи и закономерности. В лабораторном эксперименте психические процессы изучаются вне контекста некой целостной деятельности. Содержание лабораторного эксперимента отражает, разумеется, некоторую часть реальной ситуации и может быть ее моделью. Например, при исследовании особенностей запоминания в лабораторных условиях испытуемым предлагают три группы по 10-15 слов, вызывающих чувство приятного (удовольствия), неприятного (неудовольствия) и безразличия. Скажем, дают слова: подарок (чувство приятного), печаль (чувство неприятного), бумага (чувство безразличия) и т.д. и просят испытуемых запомнить их, прослушав один раз, а затем воспроизвести (записать) те слова, которые сохранились в памяти. Естественно, опыт показывает, что лучше (правильно и в большем количестве) воспроизводятся слова, вызывающие чувство приятного, а значит, они лучше запоминаются. В реальной действительности такая одновременная «концентрация» подобных типов слов практически не встречается, но выявленная закономерность сохраняется и должна учитываться.

Можно условно назвать лабораторный эксперимент психологическим исследовательским методом, позволяющим моделировать некоторую часть естественной целостной деятельности и на этой основе изучить механизмы возникновения и проявления психических процессов.

Попытки использования экспериментального метода в решении задач педагогической практики привели к возникновению естественного эксперимента. Этот вид эксперимента был разработан, применен и предложен А. Ф. Лазурским в 1910 г. Естественный эксперимент нашел и находит широкое применение в возрастной и педагогической психологии, в педагогике и методике обучения отдельным предметам.

Естественный эксперимент проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности, но в этих условиях деятельности создается или воссоздается то явление, которое следует изучать. Этот вид эксперимента в силу того, что проводится в привычных условиях деятельности испытуемых, дает возможность замаскировать содержание и цели эксперимента и при этом сохранять суть, которая заключается в активности исследователя в изменении условий выполнения деятельности.

В зависимости от характера решаемых исследовательских задач и лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими или формирующими. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых. Это разовый «срез», дающий «снимок» состояния исследуемого объекта, например уровня воспитанности школьников, характера их отношения к школе, товарищам, тем или иным нормам общественной морали и правилам поведения, показывающий реальную эффективность нововведения. Полученные данные могут служить материалом для описания ситуации как сложившейся и повторяющейся или быть основой для исследования внутренних механизмов становления тех или иных свойств личности или качеств педагогической действительности. Это дает основание для такого построения исследования, которое позволяет прогнозировать дальнейшее развитие изучаемых свойств, качеств, характеристик. Для этого становится необходимым определение содержания и средств психологического и педагогического воздействия на испытуемых. Такой вид эксперимента называется формирующим.

Формирующий эксперимент ориентирован на изучение динамики развития изучаемого психологического свойства или педагогических явлений в процессе активного воздействия исследователя на условия выполнения деятельности. Например, в процессе индивидуального обучения испытуемого решению определенного класса задач можно зафиксировать особенности обобщения способов их решения, степень сформированности соответствующего навыка и т. д. Особенностью формирующего эксперимента является то, что в нем одновременно сочетаются и задачи исследования, и задачи формирования изучаемого свойства, т. е. оно исследуется в ходе собственного формирования в естественной ситуации выполнения деятельности.

Широкое применение формирующего эксперимента связано с нововведениями и инновациями в педагогическом процессе. Формирующий эксперимент наряду с изучением механизмов становления психического свойства способствует решению учебно-воспитательных задач и оказанию помощи учащимся.

Создателем целостного умения о формирующем психолого-педагогическом эксперименте является В. В. Давыдов. В таком эксперименте формирование и исследование становления и развития изучаемого свойства осуществляется в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса, организации взаимодействия исследователя с педагогами и школьниками, определения содержания и формы психолого-педагогического воздействия на учащихся, которые одновременно являются и испытуемыми. В формирующем психолого-педагогическом эксперименте планомерно и целенаправленно взаимодействуют все участники образовательного процесса для достижения прогнозируемого экспериментатором уровня развития изучаемых свойств. В таком эксперименте важное значение имеет исследование происхождения и воссоздания изучаемых психологических свойств и поэтому «формирующий эксперимент можно назвать... генети-ко-моделирующим экспериментом. Он воплощает в себе единство исследования психического развития детей с их воспитанием и обучением»1.

Многолетнее и всестороннее использование этого вида эксперимента и анализ накопленного опыта позволили В. В.Давыдову утверждать, что эксперимент предполагает наличие следующих этапов:

философско-социологическое определение проектируемых качеств сознания и личности учащихся;

педагогическое определение целей учебно-воспитательного процесса, связанных с формированием этих качеств;

логико-психологическое определение строения совместной деятельности учащихся и учителей, выполнение которой приведет к формированию этих качеств;

методические поиски средств реализации этой деятельности;

психолого-педагогическое выявление эффективности конечного результата;

физиолого-медицинская проверка допустимости использования указанных средств с точки зрения их влияния на здоровье учащихся2.

Формирующий эксперимент одновременно выполняет и обучающие, и воспитывающие функции. В отдельных случаях, когда в эксперименте отсутствуют признаки исследования целостного процесса решения всего комплекса учебных и воспитательных задач, а также организации взаимодействия всех участников образовательного процесса, что свойственно формирующему эксперименту, имеет смысл пользоваться понятиями «обучающий эксперимент» или «воспитывающий эксперимент».

1 Давыдов В, В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - С. 284.

2 См. там же. - С. 285.

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЛЬЯНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Основы учебно – исследовательской деятельности студентов»

Анализ продуктов деятельности как метод психолого – педагогического исследования

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

очное обучение

Выполнила:

студентка 1 курса 103Б группы

Князькина Ксения Алексеевна

Проверила:

преподаватель ОГБПОУ УПК

Кафидова Ирина Александровна

Ульяновск

2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………..................................

    Характеристика метода «Анализ продуктов деятельности»…………………………………………………………...

1.1 Особенности использования метода «Анализ продуктов деятельности»………………………………………………………………….

    Контекст – анализ как вариант метода «Анализ продуктов деятельности»…………………………………………………………...

    Технология метода «Анализ продуктов деятельности»……………………………………………………….......

Заключение ……………………………………………………………...........

Список литературы……………………………………………………….......

ВВЕДЕНИЕ

Тема реферата является актуальной, поскольку при выполнении исследовательской работы студент использует различные методы, в том числе метод «Анализ продуктов деятельности». С помощью метода «Анализ продукта деятельности» выясняется уровень готовности ребенка к школе, выявления особо одаренных и отстающих в развитии, выяснения причин школьной дезадаптации, задачи раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности, задачи управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними, задачи углубленной профориентации.

Цель: обобщить информацию о методе «Анализ продукта деятельности»

В ходе реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Раскрыть сущность понятия метода «Анализ продукта деятельности»;

Выявить особенности технологии метода «Анализ продукта деятельности»;

Проанализировать применение метода «Анализ продукта деятельности»;

Метод исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования.

    ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА «АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Анализ продуктов деятельности - метод психологии, позволяющий на основе изучения объективных продуктов деятельности сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.

1.1. Анализ продуктов деятельности широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии, психологии творчества. Данный метод предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (таких, как шизофрения, маниакально-депрессивные психозы) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.
Распространенным методом данной группы является анализ документов.

По форме фиксации информации документы обычно делятся на:
а) письменные (сведения изложены в форме буквенного текста);

б) содержащие статистические данные (в них форма изложения в основном цифровая);

в) иконографические (кино-фото-видеодокументы, картины и т.д.);

г) фонетические (магнитофониые записи, лазерные диски, грампластинки).

В последние годы появилось большое число новых документальных источников для хранения письменной документации. Все более распространенным способом хранения и распространения является представление информации в машиночитаемой форме на магнитных носителях (лентах или гибких дисках) для ЭВМ.
По содержанию информации документальные источники делятся на:
а) нормативные документы (приказы, директивы, руководства, наставления и инструкции, спецификации, стандарты) и т.п;
б) документы информационно-справочного, научного и литературного характера (справочные издания, базы данных, диссертации, отчеты по НИР, монографии, учебная и методическая литература, художественная литература).

2. КОНТЕКСТ – АНАЛИЗ КАК ВАРИАНТ МЕТОДА «АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»


Одним из вариантов данного метода является контент-анализ - метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте.

Контент-анализ – метод систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале.
Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможным статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы.

Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:

1) слово (термин, символ);

2) суждение или законченная мысль;

3) тема;

4) персонаж;

6) целостное сообщение. Контент-анализ может использоваться как основной, параллельный или вспомогательный метод.

Для каких целей социально-психологического анализа может применяться контент-анализ?

Выделим главные из них:

Изучение через содержание сообщений психологических особенностей их создателей (авторов; как отдельных личностей, так и группы, в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих себе знать лишь кумулятивно, в потоке сообщений;

Изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами);
- изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их адресатов;

Изучение через содержание сообщений (и ответных на них сообщений) социально-психологических аспектов воздействия авторов на адресатов как представителей личных социальных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения;

Обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.);

Анализ высказываний при диагностике особенностей групповой коммуникации.

Потенциальными объектами изучения могут быть любые документальные источники - книги, газеты, речи, выступления, письма, дневники, песни, поэмы, ответы на открытые вопросы анкет и т.п.

При этом подразумевается, что изучаемая характеристика определенным образом распределена в некоторой массовой совокупности слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и т. д. При контекст - анализе содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нем сведений, оценок, объединенных в некую целостность единой концепцией, замыслом. В данном случае формализованный анализ документов имеет дело с текстом, но направлен он, прежде всего, на изучение той социально-психологической реальности, которая стоит за текстом.
Следует особо подчеркнуть, что нетекстовой реальностью являются не только события, факты, человеческие отношения, отраженные в тексте, но и принципы отбора материалов при подготовке текстов. Другими словами, для психолога может быть в равной степени важно и то, что вошло в содержание текста, и то, что оказалось вне его рамок.
Необходимо обратить внимание на словарный состав речи в тексте. Автор следует, как правило, доминирующему содержанию общественных и индивидуальных настроений, социальных установок.

Существует несколько способов обработки данных контент-анализа .

Один из них – регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте. Исследователь может сопоставлять частоту появления тех или иных единиц в разных текстах, определять ее изменение от начала сообщения до его завершения. Вычисляются «коэффициенты неустойчивости» встречаемости, или «удельные веса» тех или иных единиц.

Второй тип анализа – построение матриц совместных появлений единиц контент-анализа в текстах. При этом, например, регистрируются

частоты независимой встречаемости единиц А и В в разных сообщениях. Вычисляется условная (теоретическая) вероятность совместной

встречаемости, равная Р (АВ) = Р (А) х Р (В). Затем регистрируется частота совместного появления этих двух единиц в одном сообщении. Сравнение эмпирической частоты совместного появления двух единиц с теоретической (условной) вероятностью их встречи дает информацию о не случайности или случайности их появления в текстах

Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает также графология - метод исследования почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально-психологических особенностей пишущего человека.

3. ТЕХНОЛОГИЯ МЕТОДА «АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Организация анализа продуктов деятельности требует соблюдения ряда условий :

1. Предварительно четко формулируют цель исследования, например: изучение отношений дошкольников ко взрослым и сверстникам, проявляющихся в их рисунках.

2. В соответствии с целью исследования выбирают испытуемых, помня о том, что овладение техническими умениями в той или иной деятельности зависит от возраста ребенка. И если это важно, отбирают детей, владеющих навыками рисования или навыками конструирования по наглядному образцу.

3. Для всех детей изучаемой группы создают одинаковые условия, т.е. подбирают одинаковые материалы, например краски, карандаши, мелки, ножницы, клей, бумагу, конструктор.

4. При получении продукта поддерживают естественные условия, как и в эксперименте: выбирают помещение, определяют время проведения, создают у ребенка мотивацию на получение продукта, следят за тем, чтобы

каждый работал самостоятельно, если проводится групповое исследование. В процесс создания продукта нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на него.

5. В случае необходимости разрабатывают способы фиксации процесса создания продукта, действий, речи и эмоциональных реакций ребенка.

6. В случае необходимости следует разработать и заучить наизусть вопросы к ребенку для беседы о полученном продукте, например о том, как он оценивает свой рисунок и почему. Тогда анализ продуктов деятельности соединяется с беседой. При этом важно помнить о правильной постановке вопросов к ребенку.

7. Критерии оценки полученного продукта разрабатываются в соответствии с поставленной в исследовании целью, например оценка выбора цвета, композиции рисунка.

Анализ продуктов деятельности имеет достоинства. К ним относятся:

возможность собрать за короткое время достаточно большой фактический материал как у одного ребенка, так и у группы детей;

при постоянном использовании возможность получить качественные и количественные характеристики особенностей психики детей, например о регуляции рисовальных движений руки: скорость удара, скорость изображения формы, точность размаха движений, точность направления движений при рисовании линий и форм и пр.;

возможность неоднократного повторения для выяснения того, насколько закономерен полученный факт;

сохранение естественности в проявлении психических особенностей ребенка, который не знает о том, что с ним проводится исследование.

Недостатки этого метода обусловлены тем, что, во-первых, его можно применять только тогда, когда ребенок уже начал овладевать определенным видом деятельности. Во-вторых, обработка полученных данных иногда оказывается крайне трудной, поскольку требует специально разработанных схем анализа, что зависит от умения исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта. Тогда возможно нарушение объективности и проявление субъективизма, например при оценке степени оригинальности рисунка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель и задачи, поставленные в реферате, выполнены. Исследовано понятие и особенности анализа продуктов деятельности, рассмотрены подобные методы, изучена организация этих методов.

Итак, можно сделать выводы, что все составные элементы методики и методику в целом нужно проверить на соответствие задачам исследования, достаточную доказательность, полное соответствие принципам педагогического исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Бабанский, Ю.К. Педагогика: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю.К. Бабанский. – м.: Просвещение, 1983. – 608 с.

    Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения/ Давыдов В.В - М., 1996. - С. 284.

Анализ продуктов деятельности – метод, позволяющий на основе изучения объективных продуктов деятельности сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности.

Анализ продуктов деятельности широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии. психологии творчества. Данный метод представляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.

Метод изучения продуктов деятельности – это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, развитие различных психических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности.

Следует заметить, что в той или иной степени все методы психологии и педагогики направлены в конечном счете на анализ деятельности. По мнению В. И. Загвяздинского, «особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в непосредственный контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений».

Объекты изучения: изделия ручного труда, рукоделия, стихи, сказки, рассказы, рисунки, лепка, аппликации, постройки и др.

Требования к методу

· наличие программы изучения, как предмета деятельности, так и процесса его изготовления

· изучение объекта в соответствии с условиями жизни и деятельности испытуемых.

Наблюдая за процессом создания продукта, необходимо обратить внимание на:

  • последовательность действий
  • наличие ошибок и их исправление, самоконтроль
  • обращения за помощью
  • самостоятельность и увлеченность
  • устойчивость внимания
  • преодоление трудностей и достижение результата
  • речевые и эмоциональные реакции.

Поскольку единичный продукт деятельности может быть получен случайно, желательно проведение анализа разных продуктов деятельности одного и того же ребенка. Сохранение продуктов детской деятельности обеспечивает возможность их последующего сравнения, оценки динамики развития творческих и других способностей ребенка.

Сегодня в психолого-педагогических исследованиях при обращении к методу изучения продуктов (результатов) деятельности все более широко используются фотографирование, киносъемка, телевидение и звукозапись, компьютерная техника. Технические средства используются в том случае, когда их применение органически входит в методику исследования, и нет возможности получить необходимые данные другим способом.

Фотоснимки дают возможность запечатлеть и охарактеризовать многие детали действий ребенка, зафиксировать проявление его эмоций, воли и т. д. Киносъемка позволяет точно зафиксировать и проследить динамику действий и изменений в поведении. Видеозапись и ее просмотр позволяют исследователю как бы со стороны анализировать события, в которых он сам принимал участие. Средства звукозаписи способствуют анализу содержательного и фонетического аспектов речи детей. Компьютеры позволяют значительно ускорить обработку эмпирического материала. Кроме того, данные, полученные при помощи технических средств, сохраняются и могут быть повторены столько раз, сколько потребуется исследователю. Они объективны и представляют большую научную ценность.

К методам изучения продуктов деятельности можно отнести метод изучения документации. В процессе работы исследователь сталкивается с необходимостью изучать различные документы: служебные характеристики, личные дела, медицинские карты, автобиографии, ученические дневники, журналы контрольных проверок, приказов и распоряжений руководства образовательных учреждений, протоколы собраний и заседаний и т. п. Анализ этих документов позволяет выявить динамику развития личности обучающегося, сопоставить официальные мнения, получить объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

По форме фиксации информации документы обычно делятся на:

а) письменные (сведения изложены в форме буквенного текста;

в) иконографические (кино-фото-видеодокументы, картины и т. д.);

г) фонетические (магнитофонные записи, лазерные диски, грампластинки).

а) нормативные документы (приказы, директивы, руководства, наставления и инструкции, стандарты (ГОСТы) и т. п.;

б) документы информационно-справочного, научного и литературного характера (справочные издания, базы данных, диссертации, отчеты, монографии, учебная и методическая литература, художественная литература).

Следует заметить, что информация, полученная из различных документов, обычно обширна, объемна. Непросто запомнить биографические данные даже одного человека. Когда же обследуются десятки и сотни людей, то эта задача усложняется до предела. Помимо этого, характеристики и другие документы пишутся в произвольной форме, что создает трудности при их сопоставлении, анализе и оценке. Здесь помогает только опыт, интуиция, автоматизация обработки и хранения данных документов с помощью ЭВМ.

Одним из вариантов данного метода является контент-анализ – метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте.

Контент-анализ (от англ, «содержание» и греч. «разло­жение, расчленение») - метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях. Предусматривает строгую форма­лизацию процессов осмысления материала. Включает в себя:

Выделение системы опорных понятий (категорий ана­лиза);

Отыскание их индикаторов - слов, словосочетаний, суждений и т. п. - (единиц анализа);

Статистическую обработку данных.

Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможной статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: 1) слово (термин, символ); 2) суждение или законченная мысль; 3) тема; 4) персонаж; 5) автор; 6) целостное сообщение.

Цели контент-анализа:

· изучение через содержание сообщений психологических особенностей их создателей (авторов), как отдельных личностей, так и группы. в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих о себе знать лишь в потоке сообщения;

· изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами);

· Изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей адресатов;

· обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.);

· анализ высказываний при диагностике особенностей групповой коммуникации.

Данный метод зародился в 20-е гг. в американской жур­налистике как средство количественно-качественного изу­чения содержания прессы. В настоящее время активно при­меняется в социальной психологии, социологии, психоди­агностике, политологии, психологии рекламы и пропаган­ды.

К числу его несомненных достоинств относятся возмож­ность точной регистрации внешне неразличимых показа­телей в объемных массивах эмпирических данных, способ­ность к выявлению скрытых тенденций и закономерностей, допустимость осуществления отсроченного по времени анализа событий и ситуаций, относительная объективность Т-процедур и надёжность результатов, отсутствие проявлений эффекта воздействия исследователя на поведение испыту­емых.

По сути, контент-анализ предполагает перевод качествен­но представленной информации на язык счета. Для этого необходимо, во-первых, иметь достаточно объемный и со­держательно богатый текст, а во-вторых, обладать опреде­ленным уровнем исследовательской подготовленности, по­зволяющим эффективно реализовать потенциал данного метода.

Наряду с этим следует помнить, что контент-анализу присущи и некоторые ограничения. Так, известно, что ха­рактер информации во многом определяется замыслами ее автора и спецификой форм предъявления. Поэтому впол­не возможно принятие исследователем вымысла за доку­ментальность или упущение каких-либо существенных дан­ных вследствие недостаточной выраженности их в обраба­тываемом материале. Искажения информации могут воз­никать и по вине исследователя, неспособного, к примеру, адекватно выделить категории анализа или учесть все име­ющиеся варианты их словесного выражения.

Кроме того, далеко не всякий материал поддается необ­ходимой формализации. Предельно трудно было бы при­менить данный метод, скажем, к описанию поведения ли­рического героя поэтического произведения.

В современной психологической практике контент-ана­лиз находит свое применение в трех разновидностях:

1) в качестве основного метода исследований;

2) как составная часть используемого комплекса иссле­довательских методов;

3) в виде вспомогательной процедуры обработки дан­ных, полученных иными эмпирическими способами.

В любом случае, представляется необходимой предвари­тельная проверка достоверности анализируемого текста или устного сообщения, а также установление степени надежно­сти, содержательной и критериальной валидности аналити­ческой процедуры. Иначе обоснованность и объективность результатов могут оказаться неудовлетворительными.

Описывая особенности применения контент-анализа, принято указывать меру устойчивости полученных сведений при замене кодировщиков (лиц, регистрирующих пред­писанные параметры и признаки) и давать характеристи­ку степени согласованности результатов этого метода с данными, собранными другими способами.

Рассмотрим содержание основных этапов контент-анализа.

1. Подготовительный этап (разработка программы ана­лиза материала). Он включает постановку цели исследования, предварительную проверку адекватности избранногометода особенностям предстоящей работы, составление классификатора (опорной схемы для контент-анализа), под­готовку инструкций для лиц, участвующих в реализации метода, пилотажное исследование, последующую коррекцию программы.

Особое внимание следует здесь обратить на составление т. н. классификатора, представляющего собой перечень ка­тегорий анализа, соответствующих им индикаторов, приня­тых единиц счета. Это основа алгоритма последующих дей­ствий, от качества которой зависит эффективность работы в целом.

Категории анализа - это ключевые элементы исследо­вательской концепции, смысловые единицы, выраженность которых подлежит регистрации в соответствии с постав­ленной целью. В качестве категорий анализа исследователь заранее выдвигает определенные проблемы, идеи или темы. Например, анализируя характер человека по итогам ин­тервью или анкетирования, мы можем выделить следую­щие категории: отношение его к самому себе, другим лю­дям, деятельности, вещам (предметам), природе. Изучая, до­пустим, тревожность как свойство личности, мы предвари­тельно выделяем совокупность составляющих её «тем»: бес­покойство по поводу здоровья, семьи, карьеры, финансово­го положения и др.

Главное, чтобы список категорий был предельно исчерпы­вающим, а также давал возможность однозначного соотнесе­ния той или иной части текста с конкретной категорией.

Единицы анализа или индикаторы, признаки выражен­ности смысловых единиц, представляют собой части текста, характеризующиеся принадлежностью к определенной ка­тегории. Это могут быть символы, слова, термины, сочета­ния слов различной протяженности, ситуации, суждения, реплики, интонации и т. д. Это тот материал, который по­зволяет судить о значении в тексте каждой категории.

Следует помнить, что одна и та же категория бывает выражена в тексте по-разному: от отдельных символов или слов до законченных суждений или абзацев. Поэтому выде­ление единиц анализа является непростым делом и требу­ет от исследователя вдумчивости и проницательности.

Помимо того, необходимо учитывать, что категория мо­жет быть представлена в тексте различными по знаку еди­ницами анализа. Например, в отрицательной (критической), нейтральной или же положительной форме. Разумеется, количество вариантов такого рода отношений бывает и более разнообразным.

Единицы счета - это количественные характеристики отношений категорий друг к другу или единиц анализа к категориям. В практике исследований обычно используют два их варианта:

Частоту проявлений в тексте категории или ее при­знака;

Пропорцию представленной категории (её призна­ка) или, иначе, объём внимания, уделяемый ей автором тек­ста. Так, это может быть: сравнительное количество печат­ных знаков, площадь соответствующих частей текстов (в квадратных единицах или процентах), необходимое время произнесения и т.д.

Разработка классификатора завершается составлением инструкций кодировщику и подготовкой кодировочной матрицы.

Инструкции содержат предельно четкие указания на то, каковы все выделенные категории, какой набор признаков в тексте соответствует каждой из них, какого типа единицы счета при этом используются. Объективность результатов контент-анализа будет более полной, если исследователь письменно сформулирует инструкции даже в том случае, когда он сам является кодировщиком.

Кодировочная матрица представляет собой таблицу, удобную для регистрации первичных результатов исследования. Обычно по вертикали в ней даны категории анализа, а по горизонтали - перечень источников информации (отдельные документы, сообщения, персоналии испытуемых и т. п.).

1. Тогда середина таблицы заполняется цифрами, свидетель­ствующими о частотах присутствия данной категории в том или ином материале.

Пилотажное исследование, завершающий подготовительный этап контент-анализа, способствует выявлению недо­стающих категорий, упущенных из виду единиц анализа, неточностей инструкций.

2. Исполнительный этап предусматривает совокупность процедур по выделению индикаторов категорий и регист­рации характеристик их присутствия в тексте.

Кодировщики могут допускать здесь такие ошибки как:

Пропуск тех или иных единиц анализа;

Фиксация того, чего нет на самом деле.

Все это нарушает устойчивость результатов контент-ана­лиза. Причины низких показателей устойчивости следует искать в качестве инструкций, недостаточной умелости ко­дировщиков, в неподходящей обстановке их работы, нако­нец, в отсутствии внимательности, терпения или добросо­вестности.

3. Этап обработки данных. Содержание его определяется целью исследования. В зависимости от этого при обработке результатов (одной или нескольких кодировочных матриц) могут быть использованы частотные или процентные рас­пределения, коэффициенты корреляции, сопоставительные таблицы и т. д.

В тех случаях, когда анализируется большой массив дан­ных, иногда используются специальные математико-статистические способы, разработанные для нужд контент-ана­лиза.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления человека, формирование готовности к выполнению различных общественных функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека. Основными источниками биографических данных являются официальные биографические документы (характеристики, отзывы, автобиографии) и практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т. п.).

Биографические данные, полученные с помощью различных методов, для облегчения их последующего анализа упорядочиваются в хронологической таблице. Используя хронологическую таблицу, проводят интерпретацию жизненного пути человека на основе анализа различных форм активности, установления последовательности зарождения свойств и особенностей личности, их выраженности, обусловленности теми или иными фактами биографии.

Основными направлениями реконструкции и интерпретации биографического материала являются:

· определение факторов развития данного человека (среды развития, собственной деятельности человека и др.);

· определение индивидуальных фаз жизненного пути;

· анализ структуры факторов в каждой фазе;

· выявление связей между фазами индивидуального развития.

МЕТОД ТЕСТОВ

План.

1.Понятие о тестах и их видах.

2.Формы психологического тестирования.

4.Цели психологического тестирования.

5.Требования к тестам и процедуре тестирования

Понятие о тестах

Тесты (в переводе с английского «испытание», «проверка», «проба») – это стандартизированные и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

Тесты можно классифицировать по-разному. Наиболее значительными представляются следующие 3 основания для классификации: форма, содержание и цель психологического тестирования.


Похожая информация.