Как быть здесь и сейчас? Как научиться жить здесь и сейчас.

Что значит быть здесь и сейчас? Это значит – быть сознательным, присутствовать во внимании в своих действиях, целиком и полностью, там, где мы есть, находясь при этом в не рассеянном состоянии. Здесь и сейчас — это естественное, природное состояние, данное Богом каждому из нас. Это движущая сила , говорящая из глубины нашего сердца и охватывающая всю суть нашего существа, бытия, при которой мы остаемся самим собой, в своей индивидуальности и в своей .

В обычной жизни, когда человек находится в своей простоте, во внимании, не упуская ничего из виду, а его сознание присутствует, там, где он есть при любом совершаемом действии, — это все позволяет заговорить искре Божьей в нашем существе, в испускании Света Божьего. Когда мы присутствуем во внимании в каком-либо действии, это приводит нас всех к сознательности, а затем шаг за шагом к осознанности (в сознании Свет), потому что там, где наше внимание, там и есть всегда присутствие голоса . Внимание — это и есть созерцание, оно никогда нас не истощает. Во внимании говорит голос , притягивающий Благодать, которая нас наполняет. И наоборот, когда рассеянно наше внимание, и мы не пребываем в настоящем моменте, здесь и сейчас, происходит следующее:

  • рассеянное внимание создает двойственность;
  • из-за двойственности возникает трение в сознании, которое нас истощает и лишает ясности восприятия;
  • лишившись ясности, мы поверхностно, не в полной мере воспринимаем мир (мы не внимательно относимся к людям, не слышим сердце другого человека);
  • это вводит нас в иллюзию, в слепоту, и в этот момент человеку свойственно ошибаться, возникают трения и конфликты, а это и является ;
  • не прибывая в состоянии здесь и сейчас, мы лишаемся красоты, полноты настоящего момента, тем самым запеленяя нашу жизнь лишь прошлыми воспоминаниями или грезами о будущем, а это лишает нас счастья и возможности быть самим собой, естественным.

Вспомним себя в детстве… Мы всегда были внимательны и находились в состоянии здесь и сейчас, потому что в раннем детстве у нас не умерла искренность, природная естественность, данная Богом, в нашем сердце всегда говорила . Если мы играли, то это была лишь только игра и ничего другого, и мы растворялись в ней. Когда мы ели, наше внимание позволяло нам ничего не упускать и не терять из виду: ни запаха, ни вкуса, ни формы приготовленной пищи, как мы ее пережевываем, проглатываем, как происходит процесс пищеварения, как получает удовольствие наша плоть, как приходит от этого наслаждения радость. А если мы наблюдали облака, цветы, ветер, то мы становились с ними одно, и нам было понятно их говоренье. В нашем детстве мы были естественными, сознательными и воспринимали все вещи без искажений, ибо в нашем существе говорил дар Божий и двигала им Воля Всевышнего. Как в любом цветочке присутствует дар Бога, давая возможность ему расти, созревать испустить аромат; как любое животное, когда болеет, оно находит нужное растение, без каких-либо знаний, для оздоровления организма. Это говорит в животном не подсознательный инстинкт, а надсознательная, высшая природа, дар Бога.

Когда мы все были детьми, и по своей неискаженной природе, с и естественностью, являлись самими лучшими в мире медитаторами, потому что наша жизнь была неотделима от медитации. И нам не нужна была никакая медитация, мы сами ею и являлись, по своей природе. С течением времени, когда на нас повлияла тяжелая, негативная атмосфера в семье и обществе, и нас воспитывали не правильно, и, как следствие, сформировался эгоцентризм — именно из-за этого мы утратили свою способность жить вместе с даром Божьим. Что же такое дар Божий? Дар Бога — это искра, находящаяся в сердце человека, которая должна воспламениться.

Дар Бога это — есть семя, в которое вложены естественные качества характера человека. К дарам можно отнести такие качества как искренность, сознательность, внимательность или созерцательность, вера, надежда, бескорыстная Любовь, милосердие, сострадание, мудрость, честность, справедливость, чувство долга, ответственность, почитание и уважение, радость и многое другое.

В нашем мире у эгоцентричного человека дар Бога не проявлен и в характере преобладает ненависть, раздражение, тщеславие, гордыня, не сознательность, рассеянность, гнев, агрессия, ложь, не доверие, подавление и т. п. И по закону Справедливости за такие деяния мы будем платить страданиями.

Здесь и сейчас — это состояние глубокой медитации, где проявлено наше естество. Ведь любая духовная практика, медитация ли это или молитва, вначале рождает наше природное естество, освобождая его из заточения, затем происходит рост дара Божьего, который наполняет нас естественными качествами, потом происходит шаг за шагом привыкание к этому состоянию, а затем естественное состояние и мы становимся одно целое – это и есть освобождение от запеленения Божественного голоса, это означает стать самим собой, кем мы являемся по своей сути.

На духовном пути развития, занимаясь духовными практиками, мы затрачиваем определенное количество времени, но не всегда нам хватает на это усилий и времени, ибо наш быт одолевает нас. Но мы можем превратить нашу обыденную жизнь в духовную практику, занимаясь обычными делами. Это путь очищения, освобождения снаружи вовнутрь к своему источнику, через деяния к осознанности, при этом, занимаясь обычными житейскими делами и превращая их в медитацию, когда любое деяние, посвященное Богу, будет использовано как молитва. Как это делать, рассмотрим на нескольких примерах:

а) делая обычную зарядку, прежде всего, нужно попросить на это благословение у Бога, делая упражнения нужно сопровождать вниманием каждое наше движение, не упускать из виду, созерцать то, что мы делаем, уловить нашим внутренним чутьем, какой происходит процесс. Услышав эти незримые вещи, все мы приходим шаг за шагом к ясности, а затем к сознательности и осознанности;

б) когда мы на работе, — попросить благословение, присутствовать там где мы находимся (обычно бывает, что на работе мы думаем о доме, а дома о работе, это рассевает нас во внимании и истощает) и сопровождать каждое наше действие вниманием. Наблюдение всегда нас приводит к спокойствию и тишине, а тишина всегда притягивает Святой Дух, и при этом мы всегда прейдем к осознанности.

в) перед тем как заниматься любимыми занятиями — рисованием, вышиванием, пением, танцами и т. п., или же другими житейскими делами, попросить благословения, заявить Богу о том, что «я посвящаю это занятие Тебе» или сказать Всевышнему, что «я молюсь Тебе этим пением, танцем прими мою молитву», и начать свое деяние, сопровождая вниманием каждое свое движение и не теряя его.

Таким образом, в дополнение к основным духовным практикам, ни в коем случае не исключая их, мы можем превратить обычные наши действия в практику. Это даст нам много сил на духовном пути развития, для преодоления наших невзгод, приведет нас к сознательности в своих действиях и позволит находиться всегда в состоянии здесь и сейчас, в настоящем, откинув прошлое и отдав свое будущее на повеление Богу. Ведь даже сопровождая вниманием такие свои пороки как гнев, обиду, раздражение, мы можем остановить их и исключить из жизни, осознавая при созерцании свою порочность, встретившись с ней лицом к лицу, один на один.

У одного учителя спросили ученики: «Что вы делаете, когда пьете чай?» А он ответил: «Я просто внимательно пью и больше ничего». А что вы делаете, когда принимаете пищу? И учитель им ответил: «Я просто ем и наблюдаю». В нашей жизни мы привыкли все усложнять, из простого делаем сложное, и это плоды работы нашего ума, воображения, желания и нашего эго. Когда мы были детьми, в наших действиях говорила простота. Обретая навыки существования, черпая знания от невежественного, страстного мира людей, мы шли путем от простого к сложному, и мы запутались так, что сами не можем в этом разобраться, мы стали слепы и немощны, не зная выхода и страдая от безысходности. Вернемся к выше сказанной притче и разберем ее. Ученики подумали, что если он учитель, то во время чаепития и приема пищи он, наверное, делает что-то особенное, тайное, скрывающееся от их глаз. Их умы так усложнены, что приходит такое нелепое умозаключение. А он им ответил и показал путь, что в простоте любого действия кроется истина, можно прийти к простоте, созерцая свои деяния, а созерцание отсеет все усложненное и сделает сложные вещи простыми.

Вопрошающий: Как можно научиться быть здесь и сейчас ?

Станислав: Этому не надо учиться, Вы всегда здесь и сейчас .

В: Но я не чувствую себя здесь и сейчас, что этому препятствует?

С: Только Ваш ум. Он воображает, что он не здесь и сейчас.

В: Почему так происходит?

С: Потому что Ваш ум, блуждая во времени и пространстве, вспоминая прошлое или воображая будущее, постоянно воссоздаёт представление о мире и о Вас.

В: Если я перестану думать о прошлом и воображать будущее, я смогу почувствовать себя здесь и сейчас?

С: Вы всё равно не сможете почувствовать себя здесь и сейчас.

В: Но почему?

С: Потому что это нельзя почувствовать, у Вас просто нет таких органов, которые могли бы это почувствовать. Говоря «почувствовать себя здесь и сейчас», Вы хотите представить «здесь и сейчас» своим умом, а здесь и сейчас не может быть ни одной из концепций ума.

В: Но Вы часто говорите: «Будьте здесь и сейчас ».

С: Когда Вы слышите: «Будьте здесь и сейчас», - это означает, что следует перестать блуждать умом во времени и пространстве.

В: Если я прекращу блуждания ума, я смогу быть здесь и сейчас?

С: Как Вы собираетесь это сделать?

В: Ещё не знаю.

С: Вы не сможете насильно заставить ум не блуждать. Ум всё равно обманет Вас.

В: Как это мой ум меня обманет?

С: Очень просто. Ум сначала создаст Вам идею о достижении желаемого, а затем другую идею, что Вы достигли этого. И в этой иллюзии все будут довольны: и Ваш ум, и Ваше представление о Вас.

В: Как тогда я смогу быть здесь и сейчас?

С: Вы уже здесь и сейчас.

В: Но я не могу это понять.

С: Не может это понять то, что Вы считаете собой.

В: Чтобы это понять, чего-то не хватает.

С: Вам не хватает осознания того, что то, что Вы считаете собой, - только иллюзия, существующая как конструкция постоянно блуждающего ума.

В: Что же может позволить осознать иллюзорность представления о себе?

С: Опыт переживания своего единства.

В: Если у Вас было переживание подобного опыта, то не могли бы Вы рассказать о нём?

С: Да (пауза).

В: Вы сказали: «Да».

С: Совершенно верно, я сказал: «Да». (смех)

В: Но ведь я Вас спросил.

С: И я Вам ответил на Ваш вопрос, причём положительно. (смех)

Это хорошо, что у всех хорошее настроение, а это означает, что сегодняшняя беседа оставит приятные воспоминания.

В: Но, кроме приятных воспоминаний, хотелось бы услышать Ваш рассказ о переживании опыта, если он был у Вас.

С: Да, конечно. Всё произошло само, когда, наблюдая очередной раз за мыслями, блуждающими по лабиринтам ума, то ли создающего очередную идею понимания момента здесь и сейчас, то ли отрицающего все идеи, я настолько закрутился в этом, что потерял привычное представление о мире, как бы забыл сразу обо всём. И в этот момент мой ум как будто взорвался изнутри - это случилось само, здесь и сейчас! - и больше ничего, только осознание того, что ничего не происходит и всё - только игра воображения вокруг здесь и сейчас.

В: Расскажите об этом поподробнее, пожалуйста, с чем это можно как-то сравнить?

С: Это как будто едешь в поезде и, задумавшись о чём-то, полностью забываешься. Вдруг, посмотрев в окно, ты приходишь в удивление от того, что совершенно не понимаешь, куда едешь, и тогда ты можешь вообразить, что едешь в любую сторону. При этом ты начинаешь ощущать пространство и время, которые раньше не воспринимал или просто не обращал на них внимания.

В: А какие ощущения при этом возникали, изменилось ли Ваше поведение?

С: Радость, смех, я смотрел вокруг и смеялся. Наверное, со стороны это бы смотрелось достаточно странно. Представляете себе, человек всё время находится в состоянии радости, а то вдруг и смеяться начинает. Хотя, думаю, сейчас никто бы этому не удивился, просто, возможно, подумали бы: «Этот чувак чего-то крутого накурился!» (Смех).

В: Это был беспричинный смех или смех радости? Что Вас смешило?

С: И то, и другое. Радость, я бы назвал это любовью, наполняла меня, но смех вызвало то, что происходило вокруг.

В: А что происходило вокруг? Что изменилось?

С: В том то и дело, что ничего не происходило и не менялось, я это осознавал, и это вызывало смех.

В: А что Вы находили в этом смешного?

С: То, что мне казалось постоянно изменяющимся миром, вдруг превратилось в кино. И при этом открылось то, чего я раньше просто не замечал. Это действительно очень смешно осознать то, что мир, который раньше казался реальным, – только кино, вдруг заметить то, что ты не замечал столько лет, живя во всём этом.

В: А что Вам такого удалось увидеть, чего раньше не замечали?

С: Пространство и время, которые существуют как воображение в уме подобно экрану, на котором происходит кино. Но поскольку я раньше был так увлечён этим кино, считая его своей жизнью, что не замечал ни экрана, ни своего заблуждения.

В: Расскажите, как это кино становится тем, что мы считаем своим миром?

С: Ваше воображение устраивает Вам шоу на сцене пространства и времени, создаваемой в уме. Возникающие при этом эмоции заставляют Вас поверить в реальность этого шоу. Память фиксирует повторяющиеся события и создаёт из них прошлое, укореняя в Вас убеждение реальности этого шоу. Ум, используя события, сохранённые в памяти, воображает будущее и создаёт впечатление, что Вы постоянно едете из прошлого в будущее, окончательно запутывая Вас.

В: Но разве момент здесь и сейчас не может помочь выйти из этого заблуждения?

С: Как это может помочь, если «момент здесь и сейчас» при этом становится идеей ума? Ум воображает «здесь и сейчас» как некий момент, который движется вместе с Вами из прошлого в будущее. Это ловушка ума.

В: Как Вам удалось это понять?

С: Это произошло само. Просто бац! - и ты никуда больше не едешь, ты осознаёшь, что здесь и сейчас всегда, неизменно и никуда не движется. И абсолютно ничего не происходит, а всё - только игра воображения на экране из времени и пространства вокруг здесь и сейчас.

В: Могли бы Вы бы кратко охарактеризовать это состояние.

С: Это осознание того, что всё шоу - игра воображения, всё происходит только в уме, и ты можешь теперь ехать в любую сторону или вообще никуда не ехать – ты свободен.

Мы проходим мимо своей жизни. День за днем витаем в облаках, вспоминаем о том, что было, и мечтаем о том, что будет. И в итоге имеем только прошлое и будущее. Без настоящего. Почему так происходит и как научиться жить в моменте - разбирался автор «Клео» Александра Белоусова.

«Представь, что все люди живут одним лишь днем», — пел Джон Леннон в песне Imagine. На самом деле надо очень постараться, чтобы вообразить человечество, способное жить в настоящем моменте. Лишь единицам из нас удается снова и снова не переживать эмоции прошлого и не предаваться мечтам о светлом будущем, забывая при этом про настоящее. Физически мы находимся здесь и сейчас, но ментально анализируем то, что было, и обдумываем то, что будет. Такое состояние сравнимо со стрессом : наше сознание, настроенное на то, чтобы воспринимать информацию, поступающую извне в данный момент, словно «разрывается». Отсюда и плохое настроение, страхи, тревоги («а вдруг шеф решит меня уволить», «надо было сделать совсем по-другому»), неумение радоваться сегодняшнему дню, упование на день завтрашний («куплю то платье, стану красавицей») и, что самое страшное, ощущение, что жизнь проходит мимо. Мы не чувствуем себя счастливыми, наше существование становится неосмысленным, пресным и скучным.

Физически мы находимся здесь и сейчас, но ментально анализируем то, что было, и обдумываем то, что будет.

Почему так происходит?

Чтобы понять, почему мы упорно отказываемся наслаждаться настоящим моментом, меняя его на мысли о чем-то совершенно постороннем, давайте вспомним поведение ребенка, находящегося в страшной или неуютной для него обстановке. Включая защитный механизм, ребенок создает свой воображаемый мир, где все хорошо и складывается именно так, как хочется ему.

Также поступают и взрослые: неудовлетворенные настоящей жизнью, они постоянно пытаются мысленно «сбежать» из нее — в планы на завтрашний день, в воспоминания о первой любви или о стычке с боссом, в мечты о следующем отпуске. Проще говоря, люди стараются всеми силами не замечать то, что сегодня доставляет им неудобство.

Интернет — способ сбежать из реальности

Возможно, вы не задумывались об этом, но одним из наиболее распространенных симптомов болезни «не здесь и не сейчас» является «побег» в Интернет. Испытывая дискомфорт из-за того, что окружает его в реальной жизни, человек предпочитает «поселиться» в виртуальном мире , где намного проще самому создать приемлемые условия для существования. Поэтому если вы проводите в сети слишком много времени, стоит задуматься, что именно вы отказываетесь замечать в себе или в окружающих людях. Возможно, реальная жизнь делает вас настолько несчастливой, что вы панически боитесь себе в этом признаться.

Что нам это дает?

Если говорить совсем просто, то постоянная отвлеченность от настоящего крадет у нас это настоящее. Если человек постоянно находится не здесь и не сейчас, то рано или поздно он начнет ощущать неудовлетворенность своей жизнью, будет апатичным, пассивным.

Кроме того, ежеминутная концентрация мыслей на всем, кроме того, что происходит здесь и сейчас, может негативно сказаться на наших отношениях с друзьями и семьей. От нас могут ускользать знаковые моменты жизни: от чьей-то искренней улыбки и благодарности до романа супруга на стороне. Кроме того, невозможно строить здоровые отношения, находясь не здесь и не сейчас.

Как вернуться в настоящее?

1. Прислушивайтесь к себе — постарайтесь понять, что вы чувствуете в данный момент, чего вы хотите, чего боитесь. Поощряйте себя за умение концентрироваться на настоящем. Как именно — вам подскажут ваши сиюминутные желания.

2. Перестаньте откладывать важные (часто неприятные) дела и мысли на потом. «Потом» все-таки наступит, и дела надо будет сделать, но разницей между «сейчас» и «потом» станет ваше психоэмоциональное состояние в момент выполнения конкретной задачи: от спокойной сосредоточенности до нервозности и самобичевания.

Поощряйте себя за умение концентрироваться на настоящем. Как именно — вам подскажут ваши сиюминутные желания.

3. Не ждите подходящего момента. Он никогда не наступит: всегда будет «но», мешающее вам поехать в отпуск или завести важный разговор. Поэтому если здесь и сейчас вы осознали необходимость чего-то, попробуйте это «что-то» воплотить в жизнь.

4. Обращайте внимание на процесс . Быть ориентированной на результат, конечно, хорошо. Такой подход позволяет нам добиваться высот в совершенно разных сферах. Но процесс в таком случае будто испаряется — его нет. Постарайтесь обращать внимание на то, что и как с вами происходит. Проще говоря, когда вы идете на работу, забудьте о стопке скучных писем, которая вас там ждет. Наслаждайтесь прогулкой , какой бы быстрой или расслабленной она ни была.

5 . И, наконец, выйдите из Интернета , вернитесь в реальность, постарайтесь отметить все, что вас окружает. Необычное ощущение, так ведь? Привычка делать все на автомате — ставить чайник на плиту, целовать на ночь мужа, закрывать дверь квартиры, заходить в сеть — лишает нас возможности жить осознанно.

Когда ты чувствовал себя по-настоящему счастливым последний раз, дорогой читатель? Счастливым как в детстве? Есть одна практика, которая поможет тебе переживать положительные эмоции намного чаще и быть всегда спокойным, преисполненным достоинства, что бы ни происходило. Сегодня ты узнаешь о ней. Мы расскажем, как научиться жить здесь и сейчас .

«Вчера уже в прошлом. Завтра еще не наступило. Есть только сегодня. Сейчас» . Удивительно простая теория, правда? И настолько же сложная практика… Мы живем здесь и сейчас, но совершенно не осознаем этого. Действуем на автомате. Всему виной, как ни странно, цели. Слишком много целей. Бесконечная гонка без намека на финиш.

Познакомься с опытом Стивена Шапиро , успешного бизнесмена, автора и лектора с мировым именем. Стивен - бывший целеголик, но, как ему казалось, человек цели. Однажды он потерял всё. Покой, семью, работу и надежду на будущее. Попал в замкнутый круг карьерных целей и накопления материальных благ и не смог из него выбраться. Погрузился на самое дно.

Чтобы найти себя снова, Стивен распродал имущество, съехал с квартиры и отправился в автомобильное путешествие длиной в 20 000 км. Это путешествие и более 150 интервью, которые он дал в пути, стали для него источником новой философии. Философии жизни без целей, здесь и сейчас, вот уже 10 лет вдохновляющей миллионы людей во всем мире.

Жить здесь и сейчас

Не беспокойся, если сразу не сможешь применить все восемь секретов. Начни с того, что проще, но больше не останавливайся. Делай каждый день хотя бы один шаг, и однажды твоя жизнь станет абсолютно счастливой без всяких усилий. Просто начни! Ведь счастье здесь

На новом пути тебе очень поможет книга Стивена Шапиро «Здесь и сейчас. Как вырваться из плена целей и начать радоваться жизни». Команда проекта #Прокачариум совместно с издательством Альпина Паблишер подготовили краткую версию бестселлера. Сегодня она доступна БЕСПЛАТНО !

Скачай краткую версию книги. Прочтение займет не больше 15 минут, но эффект может продлиться годы. Если нужно поставить себе одну-единственную цель на этот год, то пусть этой целью станет прочтение книги Стивена Шапиро!

Обязательно поделюсь со своими друзьями этой в высшей мере полезной статьей и советую тебе также сделать доброе дело!

Психологи и философы убеждают нас, что «здесь и сейчас» - важный жизненный принцип. Присутствовать в текущем моменте, практиковать осознанность, быть в контакте с собой, другими людьми и миром… Между тем часто мы наблюдаем как раз обратное: мысли блуждают неизвестно где, а действия совершаются «на автопилоте». Вы наверняка ловили себя на том, что скользили глазами по странице, но не понимали ни слова из прочитанного, или ели, не ощущая вкуса пищи.

И хотя идея жить в настоящем выглядит весьма привлекательной, похоже, достичь этого состояния непросто? «Вовсе нет, - возражает гештальт-терапевт Галина Каменецкая. - Во-первых, это состояние переживают все дети, а те, у кого были принимающие родители, сохраняют эту способность на всю жизнь.

Во-вторых, мы иногда переживаем его без всяких усилий, например, при встрече с близким по духу человеком или произведением искусства - мы узнаем это переживание как захватывающее чувство свободы, полноты и целостности». Когда нам хорошо, мы стремимся воспроизвести этот опыт. Но что-то мешает пребывать в таком состоянии непрерывно. Это не завершенные в прошлом дела и не нашедшие выхода чувства.

Там и тогда

У каждого «здесь и сейчас», по выражению Галины Каменецкой, есть родной брат - «там и тогда»:

«В прошлом некая ситуация породила напряжение, которое там и тогда не могло разрешиться. Например, ребенок чувствовал себя обиженным и не мог найти защиты у родителей. Повторяясь, это переживание закрепилось, и теперь уже взрослый человек каждый раз, испытывая обиду, одновременно переживает беззащитность».

Поэтому он не может заявить о своих интересах: средства для этого у него есть, но он как будто не знает об этом, у него нет контакта с собой-взрослым. В ходе психотерапии моделируется ситуация «здесь и сейчас»: терапевт создает ее за счет своей включенности и принятия клиента. И она становится тем ресурсом, который требуется клиенту, чтобы позволить себе осознавать и безбоязненно выражать чувства, какими бы они ни были (например, гнев на родителей), получая новый опыт.

Терапия, духовные практики: йога, медитация, молитва, искусство, - разные пути к более целостному «Я»

Значит ли это, что у нас нет другого пути, кроме психотерапии, чтобы приблизиться к переживанию настоящего?

«Это эффективный, но не единственный способ, - считает Галина Каменецкая. - Если я обнаруживаю, что между мной и переживанием моей целостности есть препятствие, я тем самым делаю шаг к восстановлению контакта с собой. Я честно говорю себе: у меня есть сложность, и решить я могу ее по-разному. Терапия, духовные практики: йога, медитация, молитва, искусство, - все это разные пути к более целостному «Я» и живому восприятию настоящего».

Именно настоящее предоставляет нам возможность выбора и действия.

Между прошлым и будущим

Где начинается и заканчивается настоящее? Эти границы изменчивы. Перед выходом из дома у нас заедает молнию на куртке, и мы нервно дергаем ее - это, несомненно, настоящее. Но и запланированная на следующий месяц поездка, и воспоминания о недавнем свидании тоже принадлежат настоящему.

«Настоящее - тот отрезок времени, с которым мы работаем, на который можем влиять, - подчеркивает философ Артемий Магун. - Есть прошлое, которое установлено безвозвратно, с которым мы ничего поделать не можем. Но при этом остается целый ряд незавершенностей, к ним и апеллирует настоящее».

Мы не в силах воскресить прадеда, но можем написать его историю, чтобы о нем помнили, можем родить детей и передать им свою память о нем. «Настоящее - это тот модус реальности, в котором мы подхватываем возможности прошлого и перебрасываем их в будущее как задачи, планы... и опасения тоже, - продолжает философ. - Например, мы помним, что был холокост, и сегодня предпринимаем действия, чтобы этого не повторилось». При этом чем отдаленнее будущее, тем меньше оно зависит от нас: нельзя с уверенностью сказать, что через 20 лет не будет войны.

Наслаждение не может быть целью: оно возникает лишь как побочный эффект в процессе реализации более масштабных задач

Но ближайшее будущее - наше представление о нем - воздействует на то, что мы переживаем сейчас. Когда мы увлечены интересной задачей и видим перспективы ее решения, то она становится мерилом сегодняшней жизни.

Оказывается, у настоящего есть разные уровни! Крупные проекты создают контекст, который позволяет более полно проживать события, разворачивающиеся в данную минуту. «Если у нас есть большой масштаб, то для нас становятся доступными и мелкие масштабы», - замечает философ.

Верно и обратное: если мы пытаемся жить лишь сиюминутным, то и оно ускользает.

Известный призыв Carpe diem - «Лови день» - приводит иногда не к расширению, а к сужению горизонта. Артемий Магун рассказывает, что уже в Древней Греции школа эпикурейцев учила: гедонист должен быть аскетом, избегать удовольствий, чтобы больше ценить их - в противном случае они обернутся страданием.

Наслаждение не может быть целью: оно возникает лишь как побочный эффект в процессе реализации более масштабных задач.

Сила внезапности

Наше переживание времени обусловлено не только личным опытом, но и культурой. «У нее есть три основных вида: культура тела, чувств и сознания, - размышляет психолог, создатель метода танатотерапии Владимир Баскаков. - Россия, несмотря на географически промежуточное положение между Западом и Востоком, слишком близка к Западу с его главенством интеллектуализма, чтобы практика пребывания «здесь и сейчас» сохраняла для нас первоначальный смысл». Восток внимателен к повторам, к воспроизведению, а Запад стремится к достижениям и преодолению уже свершившегося.

«Простое наблюдение показывает, что мы редко присутствуем в настоящем по доброй воле, - продолжает Владимир Баскаков. - Чаще нас ввергают туда экстремальные или нестандартные ситуации». Например, когда поезд метро останавливается в туннеле, машинист говорит: «Просьба сохранять спокойствие. Поезд скоро отправится».

Откуда берется беспокойство? «Это легкая степень страха, которая возникает из столкновения с настоящим, - объясняет психолог. - Это реакция на непредсказуемость, а она - неотъемлемое свойство настоящего. Предсказуемы фантазии и невротические реакции. А реальность - нет. Мы не можем с уверенностью сказать, когда поезд тронется, и не знаем, что предпринять, если что-то пойдет не по плану».

Ушедшее детство оказывается самым ярким примером переживания «здесь и сейчас»

Между тем только присутствие в настоящем позволяет нам полностью почувствовать себя живыми. И поскольку одна из сторон настоящего - воспроизведение, повтор - для большинства из нас в силу культуры и воспитания оказывается закрытой (скучной, неинтересной), тем привлекательнее становится другая сторона: внезапности, экстремальности. Драки и пожары собирают зевак.

«Свойственная настоящему непредсказуемость привлекает нас, становится очень интересной, когда она не касается нас лично. Поблизости от нее мы чувствуем себя более живыми», - развивает мысль психолог. Можно сказать, мы прикасаемся к «сейчас», но не к «здесь» - ведь это происходит не с нами. И поэтому жажда быть живыми остается неутоленной.

Но вместо того, чтобы погрузиться в собственное настоящее, мы снова отправляемся на поиски сильных переживаний, эмоциональных всплесков, которые на какое-то время выведут нас из состояния оцепенения. «Остается только сожалеть о той свежести чувств и восприятий, которой мы все обладали в детстве, - размышляет Владимир Баскаков. - Парадокс, но ушедшее детство оказывается самым ярким примером переживания «здесь и сейчас».

Тело как улика

Эмоциональность связана с телесностью, а утрата способности переживать свои эмоции - с пренебрежительным отношением к телу, свойственным нашей культуре.

«Мы привычно говорим о «владении телом», не замечая, что «владение» - это отношение не равноправных партнеров, а хозяина и раба, - продолжает Владимир Баскаков. - Тело всегда живет в настоящем. Но мы от него «уходим в голову», тем самым изолируясь от чувств».

Однако наступает время бунта, когда тело-«раб» отказывается подчиняться: оно начинает болеть. Боль - сильное переживание, которое неизбежно возвращает нас в настоящее, в реальность текущего момента. Неслучайно, желая удостовериться в реальности переживаний, мы говорим «ущипни меня». Но боль «требуется» лишь потому, что к более мягким, тонким ощущениям мы нечувствительны.

Где я, что я чувствую, о чем я думаю, что ощущает мое тело, что со мной происходит прямо сейчас?

«Основной признак современной цивилизации - контроль, - говорит Владимир Баскаков. - Едва мы что-то замечаем, как стремимся взять это «что-то» под контроль, начать им управлять. В отношении переживаний это означает уничтожение их естественности, спонтанности». Действительно, мы часто мечтаем о том, чтобы чувства приходили к нам по заказу и выключались по первому требованию. «Но пребывание в настоящем требует иных навыков - внимания и доверия, - объясняет Владимир Баскаков. - Только при этих условиях мы сможем переживать настоящий контакт, соприсутствие с самими собой и с миром».

Похоже, у нас нет другого пути в настоящее, кроме постоянных вопросов: где я, что я чувствую, о чем я думаю, что ощущает мое тело, что со мной происходит прямо сейчас?