Какой выбрать люк для канализационного колодца? Разновидности канализационных люков.

Канализационный люк над смотровым колодцем - сооружение для доступа к подземным коммуникациям, таким, как сточная, ливневая, кабельная или трубопроводная канализация .

Разновидности

Канализационные люки различаются конструкцией, типом проходящих под ними коммуникаций, материалами для изготовления.

Типы люков: Л, С, Т, ТМ. Ранее действовал ГОСТ 3634-89. Люки чугунные для смотровых колодцев. Технические условия . Действует ГОСТ 3634-99 Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия .

По типу подземных коммуникаций различают люки:

  • Санитарно-бытовой канализации (чаще всего без обозначений; может обозначаться буквами К, ГК (городская канализация) на крышке люка)
  • Кабельной канализации (телефонный люк; возможны обозначения:
    • ГТС (городская телефонная сеть),
    • МТ (междугородный телефон),
    • К (кабель),
    • Т (телефон),
    • ТС (телефонная связь). ГТСЛ (лёгкие) ГОСТ 8591-76. Предельная нагрузка 6,8 т.,
    • ГТСТ (тяжёлые) ГОСТ 8591-76. Предельная нагрузка 17 т.
  • Водопроводный (возможны буквы В, ВД, ГВ (городской водопровод))
  • Газопроводный (возможны буквы МГ; люк всегда должен быть жёлтого цвета)
  • Теплопроводный (возможны буквы ТС (теплосеть); люк возможен зелёного цвета)
  • Пожарный гидрант подземный (возможны буквы Г, ПГ; люк может быть красного цвета, однако ГОСТом 8220-85 «Гидранты пожарные подземные. Технические условия» требований по окраске люков не установлено.)
  • Ливневой канализации (возможна буква Д (дренаж)). Дождеприёмники. ДК тип «Т» ГОСТ 26008-83, ДБ-1 ГОСТ 26008-83 решётка.
  • ЛМ (А15) - Лёгкий малогабаритный люк
  • Л (А15) - Лёгкий люк
  • С (В125) - Средний люк
  • Т (С250) - Тяжёлый люк
  • ТМ (Д400) - Тяжёлый магистральный люк
  • СТ (Е600) - Сверхтяжёлый люк
  • Р - Ремонтная вставка
  • Д (А15) - Дождеприёмник малый
  • ДБ1, ДБ2 (В125) - Дождеприёмник большой
  • ДМ1 - Дождеприёмник магистральный
  • ДМ2 (С250), ДС1 - Дождеприёмник сверхтяжёлый

Выпускаются

  • ЛЮКИ ЧУГУННЫЕ ЛЁГКИЕ. Тип Л. Номинальная нагрузка 1,5 т. ГОСТ 3634-99
  • ЛЮКИ ЧУГУННЫЕ СРЕДНИЕ. Тип С. Номинальная нагрузка 12,5 т. ГОСТ 3634-99
  • ЛЮКИ ЧУГУННЫЕ ТЯЖЁЛЫЕ. Тип Т. Буквенное обозначение люков: «К»; «В»; «Д»; «ТС». Номинальная нагрузка 25 т. ГОСТ 3634-99
  • ЛЮКИ ЧУГУННЫЕ ТЕЛЕФОННЫЕ. ГТСЛ (лёгкие) ГОСТ 8591-76. Номинальная нагрузка 6,8 т., ГТСТ (тяжёлые) ГОСТ 8591-76. Номинальная нагрузка 17 т.
  • ДОЖДЕПРИЁМНИКИ. ДК тип «Т» ГОСТ 26008-83, ДБ-1 ГОСТ 26008-83 решётка, номинальная нагрузка 12,5 т.

По конструкции

  • Проходной
  • Угловой
  • Контрольный
  • Станционный (для кабельной канализации)

По материалу

  • Чугунные (серый чугун СЧ20, высокопрочный чугун ВЧ50)
  • Чугунные в сочетании с бетоном (технология BEGU )
  • Бетонные
  • Полимерпесчаные
  • Полимерные
  • Полимерно-композитные
  • Фотографии крышек люков

Устройство колодцев

Смотровой колодец состоит из рабочего помещения, шахты и крышки .

Устройство рабочего помещения зависит от типа подземных коммуникаций. Размеры его выбираются исходя из требований по обслуживанию соответствующих коммуникаций. Глубина расположения - в зависимости от глубины их залегания. Обычно высота рабочего помещения составляет 1,8 м.

Шахта - обычно круглая, длина зависит от глубины расположения рабочего помещения, диаметр - 0,7 м. Шахта чаще может быть собрана из кирпича или отлита из бетона. Имеет лестницу для спуска рабочего.

Крышка закрывает канализационный люк, для предотвращения попадания посторонних объектов в систему, а также для предотвращения несчастных случаев. Обычно крышка круглой формы - для того, чтобы при любом положении крышка не могла провалиться в люк. Изготавливается обычно из чугуна, иногда частично из бетона, должна быть большого веса для исключения возможности самопроизвольного открытия при интенсивном движении транспорта. Обычно крышка ребристая - для большей прочности люка и для сцепления автомобильных шин и подошв пешеходов с его поверхностью. Крышки бывают либо плоскими, либо выпуклыми в середине. Вогнутых крышек не бывает (в них бы собиралась и замерзала вода).

В колодцах кабельной канализации крышек обычно две: защитная и запорная. Запорная гораздо легче, изготовляется из стали и имеет замок для предотвращения проникновения посторонних лиц и кражи кабеля - располагается под защитной.

Канализационные люки используются для установки на колодцах подземных инженерных коммуникаций: тепловых, газовых, кабельных сетей, водопровода и канализации.

Предназначение канализационных люков - это защита колодца и водостока от повреждений, предотвращение попадания посторонних предметов, обеспечение движения пешеходов и автотранспорта, несанкционированного доступа, также для доступа к подземным коммуникациям.

Канализационные люки различаются конструкцией, типом проходящих под ними коммуникаций (сточная, ливневая, кабельная (электрика, телефония), или трубопроводная канализации), также материалами для изготовления люков.

Обозначения

Обозначения люков:

  • В - водопровод;
  • Г, ПГ - пожарный гидрант, пожарный гидрант подземный;
  • К - бытовая и производственная канализации;
  • Д - дождевая канализация;
  • ГС - газовая сеть;
  • ГТС,МТС - городская телефонная сеть;
  • МГ - [магистральный] газопровод;
  • Т - телефон (телефонная сеть);
  • ТС - теплосеть (теплопровод).

Маркировка

Маркировка может быть в виде схематического рисунка обозначающие назначение люка. Например, рисунок в виде телефона - телефонный люк, в виде молнии - электротехнический люк.

Классы нагрузок

Тип(обозначение по ЕН-124) Масса общая справочная, кг Рекомендуемое место установки
ЛМ (А15)* Лёгкий малогабаритный люк 15 45
Л (А15) Лёгкий люк 15 60 Зона зелёных насаждений, пешеходная зона.
С (В125) Средний люк 125 95 Автостоянки, тротуары и проезжая часть городских парков.
Т (С250) Тяжёлый люк 250 120 Городские автомобильные дороги с интенсивным движением.
ТМ (D400) Тяжёлый магистральный люк 400 140 Магистральные дороги (городские и междугородние дороги с движением тяжёлого грузового и общественного транспорта).
СТ (Е600) Сверхтяжелый люк 600 155 Зоны высоких нагрузок (аэродромы, доки).

Замок люков - устройство

Основная причина установки запирающего устройства на канализационные люки - хищение крышек люков для последующей перепродажи в качестве металлолома или несанкционированное проникновение посторонних лиц в колодцы и, как следствие, кража коммуникационного оборудования, кабелей и т. д. В 1990-е и 2000-е годы в странах СНГ было украдено с целью сдачи в металлолом большое количество чугунных и стальных люков, а также решеток ливневой канализации. Так, в феврале 2010 года в Харькове на Салтовке только за одну ночь с применением техники было украдено более 50 чугунных люков , а в Киеве в 2009 году украли 1300 люков .

Также может быть нарушена технология монтажа, что вызывает неплотное прилегание крышки к корпусу и, как следствие, её выпадение, проворачивание или разрушение. Это может стать причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия.

На рынке представлено несколько вариантов конструкции люков с запорным механизмом. Один из них предусматривает запорное устройство на второй (промежуточной) крышке люка, в то время как основная крышка остается без изменений. Например: В колодцах кабельной канализации крышек обычно две: защитная и запорная. Запорная гораздо легче, изготовляется из стали и имеет замок для предотвращения проникновения посторонних лиц и кражи кабеля - располагается под защитной.

Устройства запорного решение также может выполнено в нескольких вариантах.

Некоторые производители предлагают люки, которые, помимо запорного механизма, имеют шарнирное крепление крышки к корпусу.

Материалы для изготовления люков

Основные материалы для изготовления современных канализационных люков:

  • серый чугун, высокопрочный чугун;
  • пластик;
  • композитная смесь;
  • полимер-песчаная смесь;
  • резина;
  • бетонная смесь, железобетон.

Традиционный материал для изготовления люков - чугун. Чугунные люки прочны, надёжны, долговечны, устойчивы к воздействию агрессивных сред. Однако крышки чугунных люков довольно часто становятся объектом хищения.

Чугунные люки

Преимущества:

  • большие нагрузки до 90 тонн,
  • устойчивость к перепаду температур.

Недостатки:

  • большой вес,
  • высокая стоимость,
  • подвержен хищениям,
  • возможность возникновения искры.

Как альтернатива чугунным люкам, используются полимерные, полимерно-композитные люки, резиновые, бетонные, пластиковые, композитные. Люки из пластмасс обретают популярность с каждым годом, они отличаются своей долговечностью, экологичностью (переработка вторичных пластмасс), низкой стоимостью. Люки из пластмасс устанавливаются в зоне зелёных насаждений, на тротуарах и пешеходных дорожках (кроме автодорог и автострад).

Пластиковые люки

Пластиковый люк предназначен для установки в сетях водопровода, канализации, тепло- и газоснабжения, местах, не предназначенных для проезда грузового транспорта (тротуары, газоны). Преимущества:

  • небольшой вес,
  • большой срок эксплуатации (долговечность),
  • безопасность (нет возникновения искр),

Недостатки:

  • невозможность использовать на автодорогах (небольшие нагрузки).
  • использование в качестве бытового топлива вместо дров (хищение).

Новый материал для люков - композит (премикс). По составу это термореактивный материал, основные элементы - полиэфирные смолы, стекловолокно, порошкообразный наполнитель, состоящий из кальцита, и другие добавки. Изделия изготавливают методом горячего прессования при 100 градусах.

Стандартная конфигурация: Диаметр крышки (без выступов) - 760 мм Диаметр основания − 840 мм Высота изделия в сборе - 70 мм Материал корпуса (обоймы) и крышки - ПП (РР) - полипропилен; ПЭ (РЕ) - полиэтилен высокой плотности Допустимая нагрузка - 0,5 тонны Масса основания (обоймы)- 3,5 кг Масса крышки - 7,5 кг Срок службы - не менее 20 лет ГОСТ 3634-89, ISO 9000, 9001

Подлежит вторичной переработке. В конструкции предусмотрены водоотводящие каналы, отсекающие поток дождевых вод от попадания внутрь колодца.

Композитные люки

Преимущества:

  • небольшой вес,
  • удобная конструкция (петля, замок),
  • большие механические нагрузки (40 тонн),
  • большой срок эксплуатации (долговечность),
  • устойчивость к перепаду температур,
  • различная цветовая гамма, устойчивость к потере цвета,
  • химически стоек,
  • стоек к ультрафиолету,
  • морозоустойчив, трудногорюч (принудительное горение),
  • невысокая цена по сравнению с чугунными люками,
  • невозможность сдать в пункты приема металлов (хищение).

Недостатки:

  • относительно высокая цена по сравнению с пластиковыми люками и другими люками.

Полимерно-композитные люки

Люки изготовлены из полимерно-композитной (полимер-песчаной) смеси методом горячего прессования и предназначены для установки на смотровые колодцы в пешеходной зоне и зоне зелёных насаждений. Основные преимущества и недостатки полимер-песчаных люков:

Полимерно-песчаные люки производятся из сухого (это обязательно) песка и пластика (ПВД и ПНД) в соотношении 70 % на 30 %. Так же при смешивании добавляется пигмент, благодаря которому люку можно придать любой цвет.

Преимущества:

  • небольшой вес,
  • большой срок эксплуатации (долговечность),
  • устойчивость к перепаду температур,
  • различная цветовая гама, устойчивость к потере цвета,
  • самая низкая цена,
  • безопасность (возникновение искр),
  • невозможность сдать в пункты приема металлов (хищение),
  • устойчивы к агрессивной среде - не ржавеют,
  • стоек к воздействию агрессивных сред (кислоты, соли, щелочи, нефтепродуктов и т. п.),
  • достаточно непрочный материал (70 % песка).

Недостатки:

  • невозможность использовать на автодорогах (небольшие нагрузки),
  • в жаркую погоду становятся вязкими (к примеру, остаются следы от женских каблуков).

На сегодняшний день люки производятся согласно данным ГОСТам, и тех условиям

Люки канализационные: - EN 124-1994, ГОСТ 3634-99, ДСТУ Б В.2.5-26:2005.
- Люки чугунные телефонные: ГТС -ГОСТ 8591-76.
- Дождеприёмники: ДК тип «Т» ГОСТ 26008-83, ДБ-1 ГОСТ 26008-83 решётка.

Крышка люка

Крышка, закрывающая люк, предотвращает попадание посторонних предметов. Неисправная или неаккуратно закрытая крышка канализационного люка может повлечь заползание любопытных детей и подростков в канализационные люки (они могут там упасть с лестницы, задохнуться, заблудиться и т. д.), падение рассеянных прохожих (в том числе разговаривающих по мобильному телефону) в канализационные люки (чревато переломами ног и даже смертельным исходом при достаточно глубоком люке), а на автодороге - серьёзные повреждения колёс и подвески автомобиля в случае наезда на незакрытый канализационный люк. В случае проведения работ на подземных коммуникациях канализационный люк должен быть огорожен и обозначен предупреждающими знаками. или разговоры по мобильному телефону. Большое количество краж крышек люков только усугубляет данную ситуацию.

Отсутствие крышки на канализационном люке может повлечь залезание в них любопытных детей и подростков (они могут там упасть с лестницы, задохнуться, заблудиться и т. д.). Падение в люк чревато переломами ног и даже смертельным исходом при достаточной глубине люка.

Зачастую такие случаи обыгрываются в кинофильмах, в особенности комедийных (см., например, новеллу «Наваждение» в фильме Операция «Ы» и другие приключения Шурика). Незадачливые герои кинокомедий не только проваливаются в люк (при этом часто падая прямо на голову водопроводчика), но ещё и умудряются попасть под машину, пытаясь вылезти из люка посреди проезжей части.

Списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих , содержащих критерий включения элементов в список. (13 октября 2018)

Часто старые люки, особенно на проезжей части, невозможно открыть обычным способом (поддеть). В таком случае к ним сверху приваривают металлическую арматуру (которую после открытия обрезают), либо высверливают небольшое отверстие в люке и заводят снизу крюк. Многие крышки современных люков (кроме линий связи) имеют фабричное отверстие, благодаря которому люк можно открыть с помощью крюка. Новые крышки в России также часто имеют две прорези по бокам. Но, поскольку в них заливается вода, отверстия делаются только в канализационных, водопроводных, дренажных и ливнёвых люках; их запрещено делать в люках кабельной связи, электрических сетей и телефонной сети.

Канализационный люк – это достаточно важная деталь, которая выполняет две функции: с одной стороны, он обеспечивает доступ в канализационный или ревизионный колодец, а с другой – перекрывает вход в него, защищая содержимое от повреждений, а сами коммуникации от попадания мусора, осадков и несанкционированного проникновения (будем честными – и хищения!).

Ниже я кратко охарактеризую конструкцию канализационных люков, приведу рекомендации по их подбору, а также опишу алгоритм установки.

Обзор конструкции

Основные детали

Люк – это деталь, которая ставится в верхней части шахты колодца и перекрывает его просвет. При этом важной особенностью люка является возможность его открывания: так мы обеспечиваем доступ к объектам, которые в этом колодце расположены.

Конструкция канализационных люков не отличается сложностью:

  1. В верхней части шахты колодца располагается горловина – кольцевая или цилиндрическая деталь, которая и обеспечивает фиксацию всей системы на основании. Горловина либо закрепляется в грунте, либо (если мы имеем бело с пластиковым или бетонным колодцем) крепится непосредственно на шахте;
  2. На горловину устанавливается крышка люка (именно ее чаще всего люком и называют). Она может быть съемной или откидной, т.е. зафиксированной на петлях;
  3. В некоторых случаях люк комплектуется двумя крышками: сверху ставится защитная, которая предотвращает механические повреждения расположенных под ней объектов, а в нижней части горловины – запорная. Основной функцией запорной части является блокирование доступа в колодец, потому она оснащается замками разной степени сложности;
  4. Стандартные размеры конструкций (согласно ГОСТ 3634-99) — 645 / 800 мм. Пластиковые и композитные детали могут иметь и другие габариты;

  1. Крышка люка обычно располагается вровень с грунтовым основанием или дорожным покрытием, так что ее делают рифленой, с ровной или выпуклой поверхности. Рифлёная текстура обеспечивает сцепление с подошвами обуви или колесами автомобилей, а форма предотвращает накопление дождевой воды: по этой причине от вогнутых крышек стоит отказаться.

Важным аспектом является форма люка. Чаще всего подобные детали делают круглыми: так крышка, как ее ни поворачивай, не провалится в горловину. Установить квадратный люк на колодец тоже можно, но в этом случае желательно взять откидную модель на петлях. Так, во всяком случае, не придется периодически спускаться в колодец и вытаскивать оттуда провалившуюся чугунную деталь.

С замком или без замка

Крышка является самой важной деталью люка, и потому производители таких деталей стараются зафиксировать ее как можно прочнее.

Впрочем, чем надежнее фиксация, тем больше времени и сил уйдет на открывания, так что здесь важно найти компромисс:

  1. Типовой чугунный люк или более современное изделие из композита комплектуется боковыми выступами. Эти выступы входят в пазы на горловине и в большинстве случаев предотвращают случайное смещение крышки. Естественно, при достаточном усилии конструкция легко открывается;
  2. Люк на пластиковый канализационный колодец может быть снабжен резьбой: крышка просто наворачивается на горловину. Этот вариант фиксации подходит только для относительно легких изделий, поскольку пытаться крутить вокруг горловины колодца тяжелую чугунную конструкцию – удовольствие сомнительное. А если резьба ещё и перекосится, примерзнет или приржавеет….

  1. Изделия, которые устанавливаются на важные объекты (колодцы связи, центральные канализационные коллекторы и т.д.) почти всегда оснащаются замками. Наиболее популярными являются флажковые и распорные конструкции: в отверстие крышки вставляется ключ, при повороте которого запорные элементы выходят из пазов на внутренней стороне горловины, разблокируя отверстие;

  1. Наконец, откидные модели иногда просто комплектуют наружными скобами: на скобы навешивается замок, который закрывается на ключ.

Как правило, такая система реализуется в конструкциях с двумя крышками: наружный колпак защищаем замок от попадания влаги и от действий вандалов.

Классификация люков

Для установки на смотровые и ревизионные колодцы используются объекты нескольких типов. Сравнить их основные характеристики вы можете по таблице, приведенной ниже:

Тип Маркировка Назначение Масса крышки/горловины, кг
Тяжелый магистральный ТМ Устанавливается для перекрытия горловин колодцев, выходящих на автомагистрали. Комплектуется крышками и горловинами, способными выдерживать значительное давление. 45/50
Тяжелый Т Стандартная конструкция для установки на автодорогах с различными типами покрытия. Крышки устойчивы к давлению и динамическим нагрузкам. 50/50
Легкий Л Разновидность, предназначенная для монтажа на тротуарах, пешеходных дорожках в зонах зеленых насаждений и т.д. Также легкие люки монтируются на территории частных домовладений. 30/35
Ремонтный Р Временная заглушка, устанавливается в горловину колодца при проведении дорожных работ. После завершения работ извлекается, заменяется постоянным люком одного из вышеописанных типов. — / 35

Впрочем, приведённая классификация будет важна только тем, кто профессионально занимается дорожными работами. Для установки на своем участке подходит практически любой легкий люк – все равно его в 99% случаев располагают так, чтобы исключить пешеходные и тем более транспортные нагрузки.

Выбираем материал

Чугун

Выбирая люк для канализационного колодца, мы в первую очередь ориентируемся на материал, из которого он изготовлен. Такой подход во многом оправдан, поскольку именно материал определяет основные свойства изделия.

Краткий обзор разновидностей, используемых в частных домовладениях, я начну с наиболее популярной – с чугунных люков.

Согласно ГОСТ, люки такого типа производятся литьевым методом, при этом горловину делают из материала марки СЧ15 (минимум), а крышки – СЧ45 и прочнее. Для обеспечения максимальной я бы рекомендовал выбирать модели, которые дополнительно герметизируются резиновым кольцом.

Плюсы чугунных деталей таковы:

  1. Практически неограниченный срок службы. За несколько десятков лет у такого люка максимум сотрутся грани насечки на крышке – и то при условии интенсивной пешеходной нагрузки;

  1. Малая температурная деформация – и крышка, и горловина практически не меняют своих размеров, так что дорожное покрытие, прилагающее к конструкции, долгое время не разрушается;
  2. Устойчивость к коррозии. Даже при длительном контакте с влагой чугун не ржавеет, так что нет необходимости в дополнительной обработке деталей защитными составами;
  3. Значительная масса – чтобы открыть крышку и получить доступ к колодцу, нужно прилагать немалые усилия. Во всяком случае, риск того, что это случайно сделает ребёнок, сводится к минимуму.

Есть у чугунных деталей и минусы:

  1. Значительная масса (да, все верно – это и достоинство, и недостаток) усложняет установку изделия. Открывать крышку тоже непросто, потому быстренько заглянуть в колодец для оценки ситуации не получится;
  2. Несмотря на большой вес, крышки часто воруют. Так что устанавливать подобные конструкции на неохраняемой территории практически бессмысленно;

  1. Наконец, к минусам относится высокая цена. Стоимость легких моделей начинается с 2,5 тыс. рублей, тяжелых – от 3 – 3,5 тыс. и более.

Композит

Там, где не нужно выдерживать транспортную нагрузку, чугунные люки постепенно вытесняются композитными. Для производства таких деталей используется состав на основе пластика, цемента и кварцевого песка. Смесь разогревается до высокой температуры (300 градусов и более) после чего из нее штампуются горловины и крышки.

Технология производства композитных люков позволяет придать им необходимый оттенок. Так, изделие можно сделать зеленым/коричневым для того, чтобы оно как можно меньше бросалось в глаза. С другой стороны, некоторые модели специально делают окрашенными в яркие цвета – хорошая заметность конструкций позволяет снизить риск травмирования.

Плюсы композитного материала таковы:

  1. При относительно небольшой массе (до 40-50 кг вместе с крышкой) изделие выдерживает вполне существенную нагрузку – 3 – 15тонн в зависимости от модели;

Если прочность критично важна — выбирайте изделия со стальным армированием. Они тяжелее и дороже, но зато лучше держат весовые нагрузки.

  1. Технология горячего прессования позволяет точно соблюдать геометрию и размеры деталей. Благодаря этому люки получаются более герметичными;
  2. Отсутствие металла (во всяком случае, снаружи) делает крышки непривлекательными для вандалов. Ну, а воровать композитный диск массой около 15 кг, чтобы как-то расплавить его и получить в итоге примерно 2 кг стального прутка никто явно не станет.

Внутри можно установить дополнительную крышку – на этот раз из металла

Преимущества касаются и финансовой сферы: стоимость легкой модели стартует примерно с 1000 – 1200 рублей, что позволяет неплохо экономить, особенно при необходимости обустройства большого количества колодцев.

Другие изделия

Наряду с чугунными и полимер-композитными моделями можно использовать и другие изделия:

  1. Полимерный люк на колодец – это легкая деталь, идеальная для установки на дачном участке или в загородном домовладении, то есть там, где пешеходная нагрузка на крышку будет минимальной. Такие люки производятся из ПВХ и армируются стальной либо композитной арматурой. Прочность получается вполне достаточная, чтобы выдержать умеренный вес;

  1. Стальные изделия – уступают чугунным по коррозионной устойчивости, но при этом отличаются меньшей массой. Как правило, изделия из стали снабжаются надежными запорными механизмами и устанавливаются там, где нужно гарантированно заблокировать канализационный или любой другой колодец.
  2. Бетонные – просто диски из армированного бетона с двумя проволочными «ушками» для транспортировки. Тяжелые, неудобные, негерметичные (сложно подогнать по размеру шахты) и совершено непривлекательные. Используются в качестве временной заглушки в основном на этапе строительства.

Также полезно иметь в сарае такой бетонный диск на случай хищения чугунной крышки.

Монтаж подобных изделий я бы охарактеризовал как несложный, но трудоемкий. Сама процедура установки достаточно проста, но потрудиться все же придется – все-таки работать нужно с тяжелыми деталями.

В этом разделе я расскажу, как своими руками ставятся стальные, чугунные и полимер-композитные конструкции:

  1. Для начала нам нужно получить доступ к верхней части канализационного колодца. Для этого мы проводим выемку грунта по периметру, а также – если это необходимо – демонтаж асфальтового или плиточного дорожного покрытия;
  2. После этого на верхнюю секцию канализационного колодца устанавливаем горловину люка. Деталь выравниваем по плоскости и выставляем таким образом, чтобы она располагалась строго на уровне дорожного покрытия;

Инструкция допускает установку люков выше уровня земли на газонах, в зоне зеленых насаждений за переделами пешеходных дорожек и на других участках – т.е. там, где риск травимы при случайном контакте с конструкцией будет минимальным.

  1. Для выравнивания горловины я обычно использую небольшие фрагменты кирпича. При этом между краем колодца и деталью образуется зазор, который необходимо защитить от попадания раствора. Проще всего это сделать, установив в отверстие автомобильную камеру и накачав ее: стенки камеры прижмутся к горловине, и бетон не попадет в колодец;

  1. Затем готовим раствор: 1 часть цемента М400, 2 части песка, 3-4 части щебня или гравия плюс вода, необходимая для придания смеси сметанообразной консистенции. Заливаем раствор в углубление по периметру установленной горловины люка, учитывая необходимость восстановления дорожного покрытия (если это предусмотрено проектом);
  2. После первичной полимеризации раствора (процесс занимает около часа) спускаем камеру и извлекаем ее из отверстия. Шпателем удаляем излишки раствора с внутренней стороны зазора;
  3. Устанавливаем на горловину крышку, после чего накрываем конструкцию полиэтиленом для того, чтобы не пересыхал. После полимеризации раствора восстанавливаем дорожное покрытие.

Эти рекомендации касаются в основном монтажа люков на вашем участке. На дороге или тротуаре, естественно, стараются минимизировать время сушки раствора, потому используют специальные составы с отвердителями.
Ну, или просто побыстрее кладут асфальт, а потому удивляются, почему он проседает вокруг горловины.

Если люк ставится с выступом над поверхностью земли, то по его периметру устраивается отмостка:

  1. По окружности радиусом примерно 1 м снимаем грунт на глубину около 30 – 40 см;
  2. Дно углубления засыпаем слоем песка мощностью примерно 15-20 см и тщательно трамбуем;
  3. Заливаем отмостку бетоном, формируя небольшой уклон в направлении от горловины люка;
  4. После полимеризации бетона укладываем сверху примерно 10 см грунта и возвращаем на место срезанный дерн. Если дерн сохранить не удалось, то просто засеваем участок газонной смесью.

Заключение

Чтобы правильно выбрать и установить канализационный люк, совсем не обязательно быть специалистом в области дорожного строительства. Достаточно ориентироваться на приведенные выше рекомендации, изучить иллюстрации и видео в этой статье, а если возникнут вопросы – обратиться за консультациями ко мне или к моим коллегам либо в комментариях к материалу, либо в соответствующей теме на форуме.

Канализационный люк, несмотря на его кажущуюся простоту, стоит выбирать предельно внимательно. Все дело в том, что он выполняет довольно важную функцию, одновременно и обеспечивая доступ к смотровому или ревизионному колодцу, и защищая подземную часть канализационной сети от повреждений.

Ниже мы расскажем, на какие особенности этой детали стоит обратить внимание в первую очередь, и какое изделие лучше выбрать при оборудовании водоотводящей магистрали в разных условиях.

Особенности конструкции

Устройство

Люк канализационного колодца представляет собой конструкцию, которая устанавливается в верхней части смотровой или ревизионной шахты.

Как было сказано выше, эта деталь выполняет две функции:

  • С одной стороны, она предотвращает несанкционированный доступ к трубам.
  • С другой стороны, используя люк, мы сами можем спуститься под землю для выполнения диагностики или ремонта.

Устройство люка не отличается сложностью:

  • В самом колодце закрепляется кольцевая горловина — стационарная часть.
  • Сверху устанавливается крышка, которая может быть съемной или крепиться на петлях (откидная конструкция).
  • В некоторых случаях в горловине монтируется две крышки: защитная, которая укладывается сверху, и запорная, оснащенная замком.

Обратите внимание! Многие интересуются, почему канализационные люки круглые а не квадратные. Вариантов ответа на этот вопрос довольно много, но наиболее правдоподобным будет следующий: круглая крышка, в отличие от квадратной, не сможет провалиться в горловину, как ее не поворачивай.

Так что не придется доставать с глубины в несколько метров тяжелый чугунный «блин».

Именно так квадратная крышка проваливается в горловину. С круглой подобный «фокус» не пройдет — все равно застрянет!

  • Наружную поверхность крышки делают ровной или выпуклой. Использование вогнутых деталей является нерациональным: в них будет собираться дождевая вода.

Замки люков

Обычно соединение горловины с крышкой оборудуют различными замками.

Их основная функция заключается в предотвращении самопроизвольного открытия, и – реже – в блокировке открытия крышки без специального ключа.

  • Привычный нам канализационный чугунный тяжелый люк, а также некоторые модели из полимер-песчаного композита комплектуются боковыми выступами, которые входят в пазы на горловине.
  • Канализационный пластиковый люк может производиться с резьбовым соединением крышки и самого колодца.

  • Стальные модели оборудуются механическими замками флажкового, болтового или распорного типа. Впрочем, в системах водоотведения такие конструкции используются редко: чаще запорными крышками комплектуют шахты линий связи, электропередач и т.д.

Функциональная классификация

Вес канализационного люка, зависит от двух параметров: его габаритов и типа, к которому он относится. На сегодняшний день наиболее часто используются разновидности из чугуна, и потому ниже в таблице мы приведем именно их характеристики:

Маркировка Тип изделия Масса, кг Использование
крышка корпус
Р Ремонтный 35 Применяется для временной блокировки горловины при дорожных работах.
Л Легкий 30 35 Устанавливается в пределах зеленых насаждений, на пешеходных дорожках, в частных домовладениях.
Т Тяжелый 50 50 Применяется при оборудовании смотровых колодцев на автомобильных дорогах.
ТМ Тяжелый магистральный 45 50 Монтируется в горловину колодцев, расположенных на магистралях с высокой интенсивностью автомобильного движения.

Обратите внимание! Помимо типа маркировка канализационных люков, которая наносится на изделия при их выпуске, должна включать в себя обозначение инженерной сети, для которой предназначена деталь, год и месяц производства и т.д.

Размеры канализационных чугунных люков по ГОСТу также строго зафиксированы. Чаще всего для оборудования подземных сетей используются модели с диаметром (по крышке) 645 или 800 мм. Впрочем, полимерные и стальные модели могут иметь и другие габариты.

Популярные разновидности

Чугунные

Если с основными параметрами и типологией мы разобрались, давайте более подробно остановимся на классификации по материалам.

Первое место по популярности будут занимать, естественно, люки из чугуна:

  • И горловины, и крышки производятся литьевым методом . Для изготовления корпусов берут материал СЧ15 и прочнее, а крышки отливают из чугуна марки не ниже СЧ45.

Обратите внимание! Расчетная прочность конструкции должна превышать 60 тонн.

  • В некоторых случаях стык между крышкой и горловиной дополнительно герметизируется резиновой прокладкой . Для этого используется плотная резина, способная длительное время пребывать в сжатом состоянии без потери эластичности.
  • Срок службы подобных конструкций практически не ограничен . В Европе можно найти изделия, исправно выполняющие свои функции более ста лет: внешне они если и отличаются от новых, то только стертыми гранями.
  • Для чугуна характерны минимальные температурные деформации, потому дорожное полотно вокруг горловины не разрушается .

Что касается минусов, то они таковы:

  • Из-за высокой массы установка канализационного люка требует привлечения к работе помощников, а иногда и использования дополнительных приспособлений.
  • Цена изделия также весьма существенна, что, впрочем, частично компенсируется сроком службы.
  • Но главное – крышки люков систематически воруют, что делает нерациональным их монтаж на неохраняемой территории.

Полимерные

В последнее время для установки на пешеходных дорожках и в зоне зеленых насаждений вместо чугунных люков используют конструкции из пластика и композитов:

  • Канализационный полимерный люк обычно делают на основе кварцевого песка, цемента и расплавленной пластмассы. Смесь нагревают до 300 0 С и помещают в специальную форму под пресс.
  • Для придания изделию нужного оттенка в состав сырья вводят зеленые, коричневые или оранжевые пигменты. Это позволяет либо сделать люк максимально незаметным, либо, наоборот, привлечь к нему внимание во избежание травм.
  • В результате получается достаточно легкая (до 45-50 кг) конструкция, которая в зависимости от внутренней структуры выдерживает от 3 до 15 тонн.

Обратите внимание! В наиболее надежных люках в толщу полимера закладывается арматурный каркас из стальных прутьев или металлической фибры.

  • Подобные детали довольно легко монтируются своими руками, просто открываются и закрываются. Кроме того, их не представляют интереса для «охотников за цветным металлом», а сам корпус является весьма вандалоустойчивым.
  • Среди других плюсов можно отметить значительную герметичность, которая обеспечивается точным соблюдением размеров при прессовке, а также тот факт, что зимой крышка не примерзает к горловине даже при очень низких температурах.

Ну и цена у таких изделий несравнима с чугунными, потому для частного строительства в последнее время выбирают в основном их.

Конструкции из других материалов

Наряду с литыми и полимерными моделями в продаже можно найти и другие люки:

  • Пластиковые (чаще всего поливинилхлоридные). Производятся литьевым методом, часто снабжаются композитной или стальной арматурой. Благодаря высокой эластичности неплохо справляются с пешеходными нагрузками, но на морозе становятся весьма хрупкими.
  • Бетонные. Такие детали чаще всего используют в качестве временной заглушки – в ходе строительства или при хищении металлического люка. Они представляют собой диски из армированного бетона с одной или двумя скобами, применяемыми для перемещения.

  • Основные недостатки бетонных люков — практически полное отсутствие герметичности (крышку сложно плотно подогнать к горловине) и непривлекательный внешний вид.
  • Стальные – легче чугунных, но отличаются меньшей прочностью. Чаще всего снабжаются замками и монтируются в тех местах, где необходимо гарантировано заблокировать доступ посторонних к канализации.

Вывод

Полимерный или чугунный канализационный люк нужно выбирать в соответствии с теми нагрузками, которые он должен испытывать. Тогда и система водоотведения будет надежно защищена, и тратиться на замену детали придется очень нескоро ().

Видео в этой статье поможет вам разобраться в нюансах поднятого вопроса, так что рекомендуем внимательно его изучить.

Канализационные люки во все времена являются темой для активного обсуждения. Однозначно это важная составляющая любой коммуникационной системы. Человек старается соорудить ее в частном доме. Без нее не обходится и ни один многоквартирный дом. Но как правильно устанавливать люк, понимают не все. Перед началом работ стоит определить некие важные особенности и ответить на несколько простых вопросов.

Для чего нужен канализационный люк?

Каждый понимает, что если протяженность труб большая, то рано или поздно потребуется ремонт и постоянное обслуживание. Именно по этой причине не обойтись без организации технологических колодцев. По ним можно добраться до разных направлений деятельности человека. Это не только сточные ямы, но и газопровод, связь и т. д. Для удобства на них кладут канализационную крышку, которая должна отвечать всем требованиям.

Именно в таких углублениях создают запорные узлы и те, которые должны распределять нагрузку. Не стоит забывать, что система должна состоять из механизмов управления и контроля. При этом канализационные люки должны иметь крышку. И важно в этом вопросе, чтобы защита была максимально надежной, и никто не смог открыть специально и случайно. Иначе может происходить попадание туда животных и даже людей.

В процессе установки делается тяжелая надежная крышка. И тут нужно сказать, что основное назначение крышки - безопасность для всех окружающих. Ответ на этот вопрос прост. Так делают, чтобы можно было применять составляющие элементы к любым подобным конструкциям в разных регионах. Есть свои характеристики и особенности, о которых каждый человек должен знать. Создавать люки не так просто. Этот процесс трудоемкий и дорогостоящий.

Типы люков

Если вести параллель, то не так давно эта конструкция изготавливалась лишь из чугуна. Сегодня все поменялось. Но стоит сказать, что для работы применяются только надежные материалы. Они должны выдерживать серьезные нагрузки, вплоть до наезда грузовых автомобилей. Под конструкцией не должно проходить движения и растрескивания. Основные канализационные люки из чугуна выдерживают нагрузку до 25 тонн. Сегодня при использовании другого материала эти условия учитываются в обязательном порядке.

Чтобы не происходило краж, стали применять для таких работ полимерные материалы и резину. Помимо этого, можно встретить люк канализационный из пластика. Но по нему нельзя допускать движение машин, поэтому чаще всего они находятся на тротуарах. У таких материалов есть свои преимущества (например, их можно окрасить в самые различные цвета).

Применение полимеров для создания круглых крышек люков

Этот материал уникальный, потому что может выдерживать нагрузку и служить многие годы. Такие люки устанавливаются на проезжей части, пешеходных дорожках и даже в зеленых насаждениях. Их легко сделать незаметными, при этом не важно, где расположить - такая особенность подходит многим. В итоге эти люки появляются и на участках частных домов.

Установка такой конструкции не составит сложности и не является трудоемкой. Так как не идет контакта с металлом, искры полностью исключаются. К их особенностям также относят добавленные в состав химические соединения. Они не позволят производить последующую обработку, а значит, нет смысла их похищать. На такие канализационные люки цена невысокая (до тысячи рублей), а значит, не нужно переплачивать.

Есть ли маркировка?

Для простых людей все люки на дороге одинаковые, хотя это не так. Есть специальная маркировка на крышке, при помощи которой и происходит определенное понимание. В процессе создания люков на них размещают буквы:

  • К - канализация.
  • В - водоснабжение.
  • Д - ливневая канализация.
  • Г - гидрант.
  • ТС - теплосеть.
  • ГС - газовая магистраль.
  • ГТС - телефонная сеть.

Специалистам такие показатели не нужны, так как у них имеются особые схемы. Они создаются при прокладывании любой коммуникации, поэтому получать разрешение на любые дополнительные работы не так сложно. Когда изготовление происходит из чугуна, то изделия могут быть легкими и тяжелыми. А обозначения выполняются, соответственно, первыми буквами слов. При этом каждая крышка канализационного люка имеет свои особенности, выполняется по специальной технологии.

В чем заключаются монтажные работы?

Если нужно на участке дома устанавливать колодец, то выбор крышки зависит от финансовых возможностей хозяев. Так как на нее не будет происходить большой нагрузки, то и делать толстую просто нет необходимости. От толщины зависит стоимость. Если это будет чугунная конструкция, то ее легко приобрести за две тысячи или чуть больше. Цена на канализационные люки из полимерных материалов и того дешевле.

Большой сложности в установке изделия не будет. Крышка канализационного люка просто укладывается на созданные опорные кольца. Они делаются из бетона, чтобы были надежными и прочными. Помимо этого, важная задача в том, чтобы внутрь не попадала вода, а значит, делается незначительная возвышенность над газоном. Есть важный момент: нельзя допускать того, чтобы конструкция стала ниже положенного уровня.

Что нужно знать об эксплуатации?

Полимерные материалы и прочие составляющие простые в устройстве, но в процессе использования стоит знать некие особенности:

  • Открывать крышку следует аккуратно, без резких движений. Чтобы не навредить себе (так как она тяжелая), применяется специальный жгут из прочного металла.
  • Внутри собираются газы. При открытой крышке они могут воспламениться. Поэтому нельзя пользоваться огнем.
  • Над очисткой всегда ведут работы бригадами. Нельзя, чтобы человек один погружался в колодец.
  • Для проведения процессов внутри колодца нужная специальная лестница. Она должна быть подходящей длины.
  • Люк канализационный пластиковый, чугунный или любой другой открывается только в светлое время суток и при наличии специального ограждения.
  • Спускаются в канализационные колодцы после проветривания и в специальной одежде.

Считается, что приобрести канализационные люки круглые просто, так как это самая распространенная форма, которая существует уже многие годы. Их создают по единому проекту, поэтому они даже в разных регионах одинаковые. Востребованность в такой защитной конструкции всегда актуальна, потому что бывают ситуации, когда их крадут.

Заключение

Безусловно, создание специальных сплавов для люка - это выгодно. Но важная задача (особенно в городской черте) - это выдержка нагрузки. У них большой срок эксплуатации, но приходит время и нужно производить замену. Даже владельцы частных домов должны создавать максимальную защиту для своего септика. Канализационные люки пользуются спросом, и нужно их выбирать в зависимости от назначения, учитывая характеристики и особенности.

Так как данные конструкции являются наиболее распространенными, то, соответственно, им характерно большое количество преимуществ, среди них:

  • Они способны выдерживать большие нагрузки.
  • Большой вес устройств способствует тому, что крышку невозможно открыть случайно, и она не откроется во время транспортного передвижения.
  • Отличаются демократичной ценой.
  • Не подвергаются внешним воздействиям.
  • Высокая морозоустойчивость.
  • Длительный срок эксплуатации.
  • Могут быть разного размера и разного веса, в соответствии с эти решают разные задачи. Есть тяжелые и легкие установки. Легкие используются в парковых зонах, скверах, на тротуарах, на дачных участках для закрытия септиков и дренажных колодцев. Тяжелые, в свою очередь, устанавливаются на городских магистралях, автобанах, где среднее и интенсивное движение. Могут использоваться и на промышленных объектах, и на автомобильных магистралях, и в тепловых, и газовых сетях.
  • Ребристая поверхность крышки способствует увеличению прочности конструкции.

Что касается недостатков, то это, прежде всего, вес. Он способствует защите колодцев, но в то же время затрудняет возможное перемещение устройств, их поднятие. Также такие установки привлекательны для воров, потому что изделия из чугуна можно сдавать.