Легендарное путешествие ильфа и петрова по сша в фотографиях.

Купленный в кредит в Нью-Йорке «форд», на котором писатели объехали всю Америку. Фотография Ильи Ильфа.

​19 сентября 1935 года Илья Ильф и Евгений Петров в качестве корреспондентов газеты «Правда» отправились в четырехмесячное путешествие по Америке. На купленном в Нью-Йорке «форде» писатели пересекли всю страну, побывали на заводах Генри Форда и родине Марка Твена, в индейских деревнях Санта-Фе и Таоса, осмотрели строительство знаменитой плотины Боулдэр-Дам, проехали Разноцветную пустыню Аризоны, посетили строительство знаменитого моста в Сан-Франциско, провели две недели в Голливуде и через южные штаты вер­ну­лись обратно в Нью-Йорк. Ильф записывал свои впечатления в дневнике, ежедневно отправлял жене Марии подробные длинные письма, короткие открытки, телеграммы и пачки фотографий. Вернувшись в Москву, писатели издали свои путевые заметки под названием «Одноэтажная Америка». Пере­веденная на английский язык, книга имела большой успех в Америке, а затем и в других странах.


Конверт Ильи Ильфа с борта «Нормандии» на пути в Нью-Йорк. 4 октября 1935 года



Из семейного архива Ильи Ильфа


Первое письмо Ильи Ильфа с борта «Нормандии» на пути в Нью-Йорк. 4 октября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа


Первое письмо Ильи Ильфа с борта «Нормандии» на пути в Нью-Йорк. 4 октября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

Илья Ильф пишет на специальной бумаге с логотипом лайнера, которая в изобилии имелась в специальной комнате для написания и отправки писем. Путешествие в каюте первого класса «Нормандии» Ильф и Петров подробно описали в книге «Одноэтажная Америка».

«Вообще удобства здесь громадные, если к вибрации относиться спо­койно. Каюта у нас громадная (так как нам везет, то в Париже, когда мы меняли шипс-карты на билеты, нам дали каюту не туристскую, а первого класса. Они это делают потому, что сезон уже кончился, чтобы первый класс не пустовал безобразно), обшитая светлым дере­вом, потолок как в метро, роскошный, стоят две широкие деревянные кровати, шкафы, кресла, свой умывальник, душ, уборная. Вообще пароход громаден и очень красив. Но в области искусства здесь явно неблагополучно. Модерн вообще штука немножко противная, а на „Нормандии“ это еще усиливается золотом и бездарностью».


Илья Ильф на палубе «Нормандии». Снимок сделал радиоконструктор Александр Шорин на фотоаппарат Ильфа
Из семейного архива Ильи Ильфа

«На „Нормандии“ едет группа наших инженеров с радиоконструктором Шориным. Все легли костьми, показались сегодня на минуту и снова укрылись в свои каюты. Один я хожу, безумный адмирал, нечувстви­тель­ный к морской болезни».
Из письма жене 4 октября 1935 года



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка из Нью-Йорка. 9 октября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

В Нью-Йорк Ильф и Петров приехали 7 октября 1935 года и провели там почти месяц. Они повидали множество людей - от Эрнеста Хемингуэя до Давида Бурлюка, побывали на большой выставке Ван Гога, на одном из первых пред­ставлений оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс», видели боксерский поединок в Медисон-сквер-гарден и темные уголки тюрьмы Синг-Синг.

«Дорогая дочка вчера послал Вам письмо. В здании на обороте я живу. Сегодня вечером буду Вам еще писать. Поцелуйте нашу милую Сашень­ку,
Ваш Иля»


Илья Ильф у окна своего номера на 27-м этаже отеля «Шелтон» в Нью-Йорке. Снимок сделал Евгений Петров
Российский государственный архив литературы и искусства

«Утром, проснувшись на своем двадцать седьмом этаже и выглянув в окно, мы увидели Нью-Йорк в прозрачном утреннем тумане».
«Одноэтажная Америка»


Вид из окна номера на 27-м этаже отеля «Шелтон». Фотография Ильи Ильфа
Российский государственный архив литературы и искусства

«Это была, что называется, мирная деревенская картинка. Несколько белых дымков подымались в небо, а к шпилю небольшой двадцати­этажной избушки был даже прикреплен идиллический цельнометал­лический петушок. Шестидесятиэтажные небоскребы, которые вчера вечером казались такими близкими, были отделены от нас по крайней мере десятком красных железных крыш и сотней высоких труб и слу­ховых окон, среди которых висело белье и бродили обыкновенные коты».
«Одноэтажная Америка»


Соломон Абрамович Трон. Фотография Ильи Ильфа
Российский государственный архив литературы и искусства

Соломон Трон (1872–1969) - инженер-электрик, часто бывал в Советском Союзе, работал на Днепрострое, Челябинске и в других местах. Вместе с женой Флоренс живой, энергичный, любопытный и очень общительный Соломон Трон сопровождал писателей в их поездке по Америке.


Конверт из Дирборна. 14 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа



Из семейного архива Ильи Ильфа


Письмо из Дирборна. 14 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

Главными впечатлениями Ильфа и Петрова на пути из Нью-Йорка в Голли­вуд стали заводы Генри Форда в Дирборне, Чикаго и реклама, особенно световая.

«Это был мистер Генри Форд. У него замечательные глаза, искря­щиеся, похожие, как видно, на толстовские, мужицкие. Очень по­движ­ный человек. Он тоже сел. Все время двигал ногами. То упирал их в стол, то закладывал одну за другую, то снова ставил на пол. Говорили мы, что называется, „за жизнь“. Свидание продолжалось минут 15 или 20. Конечно, такой человек, как Форд, уже не думает только о заработках. Он говорил, что служит обществу и что жизнь вещь более широкая, чем автомобиль. В письме, жалко, трудно рассказать, дочка моя. В общем, я видел замечательного человека, который в громадной степени повлиял на жизнь людей. Он сам, надо думать, не очень доволен господством машин над человеком, потому что говорил о том, что хочет делать маленькие заводы, где люди будут и работать, и в то же время заниматься сельским хозяйством».


Конверт из отеля «Стивенс». Чикаго, 16 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа


Письмо из отеля «Стивенс». Чикаго, 16 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

В дневнике Илья Ильф жаловался, что в Чикаго невозможно снимать:

«15 ноября
Брильянтовый свет машин. Набережная и трущобы. В отеле „Стивенс“ три тысячи комнат. Покровительство одиноким путе­ше­ствующим женщинам, а рядом Гери. Все у них ясно, как в медном тазу.
Это хорошо бы снять, но день ужасный, темный, ничего нельзя сделать, безобразие».



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка из Альбукерке. 25 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

«Дорогой Марусик, если индеец имеет квартиру на третьем ярусе дома, то он перелезает по этим лестницам с крыши на крышу. Собаки тоже ходят по этим лестницам. До свиданья, дочка моя.
Твой Иля».

Собаки, гуляющие по крышам индейских жилищ, появились затем и в «Одно­этажной Америке»:

«Собаки бежали по своим домам, не трогая нас, расторопно подымались по лестницам и исчезали в дверях».



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка из Навахо-Бридж. 28 ноября 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

Огромное впечатление на Ильфа произвела пустыня - он много снимал в Аризоне и отправил жене несколько открыток из Гранд-Каньона.

«Дорогой Марусик, утром уехал из Грэнд-Кеньона и целый день ехал по горной пустыне. Так хорошо в этой разноцветной пустыне, как нигде. Лучшего не видел еще никогда.
Твой и Сашенькин Иля».

Перед Голливудом писатели на несколько дней заехали в Сан-Франциско («город туманов, очень легких и светлых») - посмотреть на строительство моста, на ворота, погулять по городу, сходить на американский футбол и отдохнуть от бесконечной дороги.

«Милая, нежная дочка, я уже очень заскучал. Ни тебя нет очень долго, ни нашего Пига маленького. Дети мои родные, мне кажется, что я никогда больше с вами не расстанусь. Без вас мне скучно.
Вот ходят по улицам индусы, японцы, голландцы, кто угодно, и Ти­хий океан тут, и весь город на падающих склонах, на обрывах, а мне уже чересчур много, мне нужно вместе с тобой посмотреть, как наша де­воч­ка спит в кровати».



Российский государственный архив литературы и искусства


Сан-Франциско. Фотография Ильи Ильфа
Российский государственный архив литературы и искусства

Описания этих фотографий попали в книгу «Одноэтажная Америка»:

«Непонятно, как и почему мы попали в „Тропикал Свиминг Пул“, то есть зимний бассейн. Мы постояли, не снимая пальто, в огромном, довольно старом деревянном помещении, где был тяжелый оранже­рейный воздух, торчали какие-то бамбуковые жерди и висели пор­тьеры, полюбовались на молоденькую парочку в купальных костюмах, деловито игравшую в пинг-понг, и на толстяка, который барахтался в большом ящике, наполненном водой...»


Конверт из Голливуда. 15 декабря 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа



Из семейного архива Ильи Ильфа


Письмо из Голливуда. 15 декабря 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

9 декабря 1935 года Ильф и Петров прибыли в Голливуд. Две жаркие недели писатели ходили по киностудиям, встречались с актерами и режиссерами и вели светскую жизнь.


Евгений Петров (слева) и режиссер Льюис Майлстоун. Фотография Ильи Ильфа
Российский государственный архив литературы и искусства

В Голливуде Ильф и Петров посмотрели фильм Майлстоуна «Сенсация» («Front Page», 1931), который был трижды номинирован на «Оскар». Майлстоун предложил писателям сделать сценарий по «12 стуль­ям». За написанный в течение пяти дней текст Ильф и Петров получили аванс в 600 долларов и выкупили «форд», который должны были вернуть перед отъездом в Москву.



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка из Голливуда. 16 декабря 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка из Форт-Стоктона. 30 декабря 1935 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

23 декабря 1935 года писатели выехали из Голливуда и через южные штаты отправились обратно в Нью-Йорк.

«Дорогой Марусик, сегодня мы чуть отклонились от прямого пути на Сан-Антонио и поехали смотреть Карлсбадские пещеры в штате Нью-Мексико. Ну, это чудо. Расскажу тебе в письме. Обнимаю вас обоих, дети мои.
Ваш Иля».


Реклама Карлсбадских пещер. Слева - «форд» Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Фотография Ильи Ильфа
Российский государственный архив литературы и искусства


Справка об уплате пошлины за транспортировку «форда» Ильи Ильфа и Евгения Петрова из Америки в Москву. 20 января 1936 года
Из семейного архива Ильи Ильфа



Из семейного архива Ильи Ильфа


Открытка с борта «Маджестика». 27 января 1936 года
Из семейного архива Ильи Ильфа

«Дорогой Марусик, завтра я буду в Шербурге и вечером в Париже. Приеду домой числа 2-го или 3-го. Целую вас, мои дети.
Ваш Иля».

Подготовила Мария Котова

"
Книга "Одноэтажная Америка", написанная советскими писателями Ильей Ильфом и Евгением Петровым, была издана в СССР в 1937 году. Книга рассказывает о впечатлениях авторов от поездки в США в 1935-36 годах, по сути, это путевые заметки. Фактически работа над «Одноэтажной Америкой» началась ещё в США. Очерк «Нормандия», открывающий книгу, был написан Ильфом и Петровым вскоре после приезда в Америку. Под заголовком «Дорога в Нью-Йорк» он с незначительными сокращениями появился в «Правде» 24 ноября 1935 года. Во время пребывания писателей в Америке «Правда» также напечатала их очерк «Американские встречи» (5 января 1936 года), который в книге заключает 25-ю главу «Пустыня».
Первые краткие заметки о поездке Ильф и Петров опубликовали в 1936 году в журнале «Огонёк» под названием «Американские фотографии». Текст сопровождали около 150 американских фотоснимков Ильфа, которые запечатлели облик страны и портреты людей, с которыми писатели познакомились в Америке.
Книга получилась очень живой, интересной. Лично я считаю "Одноэтажную Америку" лучшей книгой из тех, что написано у нас о США

"Утром, проснувшись на своем двадцать седьмом этаже и выглянув в окно, мы увидели Нью-Йорк в прозрачном утреннем тумане."


"О, это замечательное зрелище, когда автомобили выходят на прогулку в Сентрал-Парк! Нельзя отделаться от мысли, что этот громадный парк, расположенный посредине Нью-Йорка, устроен для того, чтобы автомобили могли подышать там свежим воздухом. В парке есть только автомобильные дороги, пешеходам места оставили очень мало. Нью-Йорк захвачен в плен автомобилями, и автомобили ведут себя в городе как настоящие оккупанты - убивают и калечат коренных жителей, обращаются с ними строго, не дают пикнуть. Люди отказываются от многого, лишь бы напоить своих угнетателей бензином, утолить их вечную жажду маслом и водой."

"Мы купили новый «форд». Автомобиль был совершенно новый, благородного мышиного цвета, выглядел, как дорогой, а стоил дешево. Чего еще можно желать от автомобиля?"

"На дорогах есть множество различных знаков, но - замечательная особенность! - среди них нет ни одного, который отвлекал бы внимание водителя."

"Под светофорами висели плакаты: «40 смертей в результате автомобильных катастроф в Сан-Антонио за истекший год. Правьте осторожнее!»"

"Так называемый «эксидент»: c нами произошло первое автомобильное происшествие. Мы чуть не угодили в канаву. Автомобиль, однако, не перевернулся. Сильно накренившись, он остановился на самом краю."

"О, эта дорога! В течение двух месяцев она бежала нам навстречу - бетонная, асфальтовая или зернистая, сделанная из щебня и пропитанная тяжелым маслом. /…/ Мы катились по ней с такой легкостью и бесшумностью, с какой дождевая капля пролетает по стеклу"

"Что можно тут делать, в обыкновенном городишке с несколькими газолиновыми станциями, с двумя или тремя аптеками, с продуктовым магазином, где все продается уже готовое? Что тут люди могут делать, если не сходить с ума?"

"Зайон-кэньон. Еще вчера нам казалось, что на свете не может быть ничего более величественного, чем Грэнд-кэньон. Но прошел всего лишь один день, и мы увидели нечто если и не такое громадное, то неизмеримо более сложное и фантастическое ."

Евгений Петров в индейской деревушке

В этот вторник мы хотим познакомить вас с творчеством Ильи Ильфа и Евгения Петрова, но не на примере «12 стульев», а гораздо менее известной книги — «Одноэтажной Америки». Надеемся, что вы захотите прочитать ее полностью. Мы же приведем ниже некоторые интересные выдержки. Итак. Представьте себе: четверо (Ильф и Петров, а также супружеская пара Адамс из Нью-Йорка) на приобретённом новеньком «форде» пересекли Америку от Атлантики до Тихого Океана и обратно в течение двух месяцев (конец 1935 года — начало 1936 года).

Таможенный зал пристани «Френч Лайн» велик. Под потолком висят большие железные буквы латинского алфавита. Каждый пассажир становится под ту букву, с которой начинается его фамилия. Сюда привезут с парохода его чемоданы, здесь они будут досматриваться. Голоса приехавших и встречающих, смех и поцелуи гулко разносились по залу, обнаженные конструкции которого придавали ему вид цеха, где делают турбины.

Путешествие Ильфа и Петрова по США в 1935–1936 годах стало основой знаменитой книги, которую мы привыкли читать как полуправду и полувымысел. На самом же деле книга не просто основана на реальных событиях, но может даже считаться документальной: в ее основу легли заметки и фотографии Ильфа, которые он отправлял с телеграммами и письмами в Москву своей жене Марусе. На его открытках можно найти буквальные цитаты из книги, а на фотографиях рассмотреть действующих лиц, которые оказываются реальными персонажами. Московский музей современного искусства и Музей Михаила Булгакова решили показать артефакты этого легендарного путешествия - с телеграммой о том, как у дочки Ильфа прорезался зуб, фотографией строящегося в Сан-Франциско моста Золотые Ворота и той самой «настоящей Америкой», которую в конце путешествия нашел Ильф. Воображаемую Америку на стенах музея нарисовало художественное объединение Zuk Club, а подходящие к открыткам и фотографиям фрагменты книги читают Владимир Познер и Иван Ургант. Кураторы Мария Котова и Роман Либеров рассказали об экспозиции и том, что нового они узнали об Ильфе, пока разбирали его архивы.


Мария Котова : «Для меня было открытием узнать из его писем, насколько он был застенчивый: со всех приемов он писал, какая это оказалась страшная мука, как он ужасно себя чувствовал. Ему было неловко находиться без языка в чужой стране - пусть и принимали на чтениях его хорошо, но не очень понимали. А лучше всего Ильфу было в кругу близких друзей, и оттого, возможно, он так любил Марусю, так близко к ней был привязан. Илья Ильф в своих письмах предстает человеком невероятно порядочным, нежным и деликатным - он очень близок мне душевно, и поэтому я с таким удовольствием работала с его семейным архивом».

«Форд» в аризонской пустыне

Эта фотография раньше никогда не публиковалась и хранилась в семейном архиве. Аризонская пустыня произвела на Ильфа огромное впечатление, до того он не видел в жизни ничего подобного. В Нью-Йорке ему много рассказывали о том, что его ждет, но ни одна картинка не может передать того, что он увидел на самом деле. Эта фотография, снятая через лобовое стекло автомобиля, очень хорошо передает дух поездки.

Ильф писал: «Так хорошо в этой разноцветной пустыне, как нигде. Лучше не видел еще никогда». Из Аризоны он отправлял своей Марусе письма и открытки, пачки фотографий и описывал ей все, что видел. С описаниями пустыни он был более краток, потому что словами было трудно это передать. Но он рассказывал и с кем виделся и встречался, рассказывал о своем распорядке дня. В семь он вставал, в восемь отправлялся завтракать, в девять выдвигался из гостиницы и ехал дальше. Он понимал, что если сейчас не поймает эти впечатления, то потом не выйдет книга. В основу той книги, которую он напишет вместе с Петровым, и легли его письма и открытки - в ней можно найти буквальные цитаты.

Фотография «настоящей Америки»




В Сан-Франциско Ильф добрался на пароме, куда погрузили и его автомобиль. Там он сделал несколько снимков и строящегося моста - он описывает, как они поднимались по тросам, как это было страшно. Получились очень хорошие фотографии в стиле Родченко с перспективой недостроенного моста, знакомого нам по совсем другим изображениям. Здорово рассматривать все фотографии с увеличительным стеклом - ведь у того же моста есть много интересных деталей.

Зимний бассейн в Сан-Франциско


Фотографии не самые хитовые, но сняты замечательно. В этом городе у него были бесконечные встречи со славистами и профессорами русской литературы - они случайно забрели в бассейн, который работал в конце декабря. И в «Одноэтажной Америке» он упоминает о парочке, которая играет в пинг-понг, об одиноком человеке, который купается и ест хот-дог. И вдруг я обнаружила, что на этих фотографиях есть ровно то, что описывается в книге: на фотографии слева от пальмы можно увидеть ту самую парочку, которая играла в теннис. У Ильфа была потрясающая фотографическая память, и «Одноэтажная Америка» была абсолютно реальна и правдива - он выстраивал свое повествование не только по письмам, но по открыткам и фотографиям. В этом смысле «Одноэтажная Америка» практически документальная книга, где вымысла нет совсем, пусть и по-другому расставлены акценты. В книге он пишет больше о политике и безработице, а в письмах делает заметки и о быте. Например, он рассказывает, как здесь популярны соки. У Ильфа не было такой привычки, но любой добропорядочный американец каждое утро начинает с апельсинового сока - и вслед за ними начинает и Ильф. А вот еще забавная фотография из куриного ресторана Topsy - Ильф пишет жене, как обнаружил, что курятину можно есть без отвращения, и тоже написал об этом ресторане в своей книге.

Конверт и письмо из Нью-Йорка 25 октября 1935 года


Когда Ильф был в Нью-Йорке, у его дочки прорезался зуб. Маруся пишет ему об этом в письме, а он отвечает, что очень рад. И хотя в книгах он больше рассказывает о приемах журналистов, безработице, Великой депрессии, с женой он обсуждает, как у Сашеньки прорезался первый зуб. Мы старались подобрать экспонаты так, чтобы получился диалог Ильфа и Маруси.

Адрес Чарлза Маламута в Пасадене


Одно из писем Маруси с указанием того, что очень важно купить. Вот она просит купить побольше пудры и помаду, а вот один из моих любимых экспонатов - обратный адрес Маламута в Голливуде, того человека, который взялся снимать историю «Золотого теленка». Ильф и Петров встретили его на большом приеме в Нью-Йорке, который был устроен в их честь, - а тот, видимо, пригласил их приехать к себе в Пасадену. И вот на маленьком листочке на одной стороне записан адрес этого Чарлза Маламута в Калифонии, а на другой стороне Ильф, видимо, записывал нужные размеры, чтобы не ошибиться при покупке. В Сан-Франциско он купил дочке Саше халатик и игрушки, о чем пишет в телеграмме.

Альбом с рисунками Марии Ильф, 1935


Роман Либеров : Так или иначе мы представляем собой ретроспективный взгляд, и у вдумчивого посетителя выставки есть уникальная возможность прочесть то, что раньше почти никто и не видел. Нам хотелось показать подобие кино - мы говорим об Америке 1930-х годов. Так родилась эта концепция: зритель может прийти и увидеть то, что стало основой «Одноэтажной Америки», ее сценарием - а может включить звук при желании и услышать соотвествующие фотографиям и открыткам фрагменты текста, которые читают Иван Ургант и Владимир Познер. А декорации выставки (художественное оформление в стиле комиксов от издательства Parallel Comics. - Прим. ред. ) создают замечательное противоречие и контраст реальной документации путешествия Ильфа и Петрова, создавая образ воображаемой Америки.

Я хотел бы обратить ваше внимание на рисунки Маруси. Мария Николаевна была барышней несветской и должна была чем-нибудь себя занять. По образованию она была художницей и имела к этому склонность. После себя она оставила 34 масляные работы на холсте, а за время путешествия Ильфа изрисовала два альбома для эскизов - они сохранились. В этих альбомах и нарисованная обстановка комнаты, и Ильф, лежащий на диване. Нужно было раскрыть альбом где-то, и мы выбрали автопортрет. У нее был собственный взгляд на живопись, но ей пришлось оставить это, как и музицирование.

В письмах она часто извиняется, что пишет все время о себе да о Сашеньке - в ответ на то, как много всего описывает Ильф, с которым столько всего происходило. Мне дороги эти работы: я представляю себе, как нянька унесла спать маленькую девочку, а Маруся достает альбом для эскизов, чтобы чувствовать себя занятой - она ведь не работала, а была женой известного писателя. Этот альбом был изрисован странными измученными и изломанными позами людей, со всей мускулатурой. До того Ильф, уезжая в Париж, купил ей манекен за 150 франков, и, может быть, она изламывала его. Но все же, мне кажется, это был натурщик. Почему-то я в этой игре мышц вижу бесконечное одиночество - и она пыталась вглядеться во все изломы, чтобы это донести.

Сувенирный набор из 25 миниатюрных открыток с видами Гранд-Каньона


Ильф вообще был человеком нелюдимым, и он устал от нью-йоркской беготни. Он говорил: «Знаете, Женя, я из тех людей, которые входят в двери последними». Он был мудрым и очень проницательным наблюдателем. Американскую пустыню он полюбил за ее краски и пустоту. Гранд-Каньон произвел на него колоссальное впечатление, и он привез 25 этих открыточек, а еще удивительнее - ранее не опубликованные фотографии Гранд-Каньона, который с того времени совсем не изменился. На фотографии стоит та самая Бекки Адамс (в «Одноэтажной Америке» она фигурировала как «миссис Адамс». - Прим. ред. ) и господин Петров, который, как мне кажется, улыбается, - а Бекки кричит что-то, чтобы услышать эхо.

Письмо Марии Ильф к Илье Ильфу от 15–17 ноября 1935 года


Маруся очень важна для этой истории. Именно с ней Ильф делится новыми впечатлениями, а ее тоска только усиливается. Она видит только комнату - и извиняется, что пишет только о Сашеньке, у которой прорезался сначала первый зуб, а потом второй. А Ильф отвечает, как он рад. Он так спешил к своей семье, что, в общем-то, за это и поплатился: его туберкулез могли купировать, а он торопился вернуться на родину. Когда он приехал и обнаружился туберкулез, он всегда просил, передавая Сашеньке игрушку, дезинфицировать ее для начала. И вот есть письмо, где Мария Николаевна обводит Сашенькину ручку и просит проверить, выросла ли она со времени прошлого письма. Это удивительно, конечно, пофантазировать: Сашенька - улыбается или капризничает, когда мама прислоняет ее ручку? Она говорит: «Это мы отправим папе». А Ильф получает его только через три недели.

Путешествие как результат вдохновения… Почему бы и нет. Только вдохновляйтесь чем-нибудь достойным - интересными книгами, фильмами. Роль первооткрывателя вам точно не светит, а вот последователя - попробуйте. Возьмите на вооружение путешествие по Южной Америке по маршруту Ильфа и Петрова. Есть в этом и авантюризм, и интрига, и даже сюжет. Сверхзадача только будет совсем иная: не показывать идеологическую пропасть между двумя сверхдержавами (США и СССР), а просто наслаждаться отдыхом.



Ильф и Петров «Одноэтажная Америка»

В далеком 1935 году знаменитые писатели и журналисты Илья Ильф и Евгений Петров совершили путешествие по городкам и весям . Не ради праздного любопытства. Редакция газеты «Правда» удумала организовать культурную разведку. Вылилось все это в интереснейшую книгу «Одноэтажная Америка», которой зачитываются до сих пор. А представьте, каким прорывом она стала в 30-е годы! Задачу авторы поставили перед собой непростую: рассказать не только о том, что посмотреть в Штатах , а и подробно раскрыть обычную жизнь американцев. Герои Ильфа и Петрова (а это они сами и супружеская пара Адамс из Нью-Йорка) на новеньком «Форде» пересекли от Атлантики до Тихого океана и обратно в течение двух месяцев. Делали они это настолько увлекательно, что получилась подробная инструкция - как надо путешествовать, на что смотреть, с кем разговаривать, что фотографировать.



Не известно, сколько людей повторили маршрут путешествия по Америке , каким проложили его Ильф и Петров. Но одна попытка, и очень удачная, вошла в историю. Другой облик современной Америки показали известные телеведущие Владимир Познер, Иван Ургант и американский писатель Брайан Кан. В 2006 году они отправились по стопам авторов знаменитой книги «Одноэтажная Америка». В сопровождении съемочной группы ведущие 60 дней колесили по Америке на «Форде» по прозвищу «Генриетта» (в честь Генри Форда), проехав 17 тысяч километров, побывав в 25 штатах и 50 городах. Начали путешествие в и вернулись по мексиканской границе через Вашингтон. А потом показали все это по телевизору в 16-ти сериях грандиозного проекта «Одноэтажная Америка». Читатели вряд ли пропустили такое телепутешествие. Но все же восторгаться таким квестом лучше не сидя на диване, а за рулем своего авто на дорогах Америки.



Соревноваться в описательной прозе, емких оценках и таком заманчивом субъективизме мастеров слова не стал. Книги Ильфа и Петрова - это признанные литературные шедевры. Пошаговую инструкцию путешествия ищите на страницах их бессмертного произведения. А вот очертить маршруты по Южной Америке, чтобы можно было поставить отметки на карте - это пожалуйста.



Маршрут путешествия по одноэтажной Америке

(штат Нью-Йорк) - Кливленд (штат Огайо) - Детройт (штат Мичиган) - Чикаго и Пеория (оба: штат Иллинойс) - Гэллап и Санта-Фе (оба: штат Нью-Мексико) - Колорадо-Спрингс и Гранд-Каньон (в штате Колорадо) - Лас Вегас (штат Невада) - Сан-Франциско и Лос-Анджелес (оба: штат Калифорния) - Эль-Пасо и Хьюстон (оба: штат Техас) - Новый Орлеан (штат Луизиана) - Мемфис (штат Теннеси) - Вашингтон (округ Колумбия) - Нью-Йорк (штат Нью-Йорк).