Модели управления инновациями. Характеристика инновационной модели управления предприятием

На протяжении всей своей более чем двадцатилетней истории таможенные органы Российской Федерации практически непрерывно осуществляют свою инновационную деятельность, связанную с подготовкой, применением и распространением таможенных инноваций. Таковыми следует считать применения технологий таможенного контроля, связанных с предварительным информированием, с электронным и Интернет-декларированием, технологий удаленного выпуска и систем управления рисками. Значимой инновацией последнего времени явилось, внедрение в 2010 году корпоративной системы менеджмента качества в региональной системе таможенных органов Приволжского федерального округа.

Необходимость системного подхода к инновационной деятельности таможенных органов диктуется в настоящее время «Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», в которой одним из приоритетных направлений является формирование инновационного государства. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. С. 84-86. Это обуславливает актуальность научно обоснованной подготовки к внедрениям систем управления инновационной деятельностью таможенных органов.

В отечественных научных разработках, посвященных системам инновационного менеджмента, рассматриваются лишь отдельные аспекты подготовки указанных систем. Например, Чудаев А. В. при формировании методологии управления инновационной деятельностью крупного производственного комплекса из всех элементов подготовки рассматривает только планирование. Чудаев А.В. Методология управления инновационной деятельностью крупного производственного комплекса с использованием системы сбалансированных показателей. М., 2010. С. 12. Международные эксперты, работающие в области инноваций органов исполнительной власти, также указывают на необходимость подготовительной работы перед внедрением и широкомасштабным применением инноваций. Подобные разработки, связанные с инновационной деятельностью таможенных органов России, в настоящее время отсутствуют.

Сформулированные выше соображения определяют в своей совокупности актуальность данной статьи, исходя из которой, автор ставит перед собой задачу определить понятие, масштабы и содержание подготовки к внедрению системы управления инновационной деятельностью таможенных органов. Статья может казаться полезной для практиков в понимании масштабов и этапов вышеуказанной подготовки, а также путей их практического применения. Авторский материал может представлять теоретический интерес для тех, кто занимается изучением систем управления инновационной деятельностью органов власти в целом и таможенных органов в частности.

1. Методологическая основа подготовки к внедрению. В качестве методологической основы подготовки к внедрению систем управления инновационной деятельностью таможенных органов можно рассматривать, соответствующие подходы, которые содержатся в стандартах, изданных Международной организацией по стандартизации и посвященных системам менеджмента качества и экологического менеджмента. Эта возможность обуславливается, во-первых, совместимостью указанных систем менеджмента, и, во-вторых, их применимостью к любым организациям. Вышеупомянутые международные стандарты явились основой для принятия аутентичных национальных стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000 и серии 14000. Соответственно, подходы к подготовке внедрения систем менеджмента, приведённые в них, следует рассматривать как воплощение коллективного международного опыта. Так, в национальном стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2008 определен подход к разработке системы менеджмента качества, реализация которого может рассматриваться, как подготовка к внедрению этой системы. Согласно этому подходу подготовительные мероприятия должны включать: определение потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон; разработку политики и целей организации в области качества; определение процессов и ответственности, необходимых для достижения поставленных целей; определение необходимых ресурсов; разработку методов измерения результативности и эффективности каждого процесса. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». М.: Стандартинформ, 2009. С. 2.

В национальном стандарте ГОСТ Р ИСО 14001-2007 также определен подход к подготовке системы экологического менеджмента, включающий, например, такие элементы, как: обеспечение доступности ресурсов, необходимых для внедрения систем экологического менеджмента; определение, документирование и доведение до сведения персонала его функциональных обязанностей, ответственности и полномочий; обеспечение компетентности, профессиональной подготовки и осведомленности персонала. ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». М.: Стандартинформ, 2007.

Выявленное содержание подходов к подготовке систем менеджмента качества и экологического менеджмента может быть применено, и к системе управления инновационной деятельностью таможенных органов при её подготовке к внедрению. Поэтому предлагается соответствующий подход, включающий:

  • * идентификацию процессов системы управления инновационной деятельностью таможенных органов;
  • * определение ресурсов, необходимых для внедрения указанной системы;
  • * наделение назначенных должностных лиц таможенного органа соответствующими функциями, полномочиями и ответственностью;
  • * обеспечение компетентности, профессиональной подготовки и осведомленности персонала таможенного органа относительно инновационной деятельности и соответствующей системы управления;
  • * разработку процедур внешнего и внутреннего обмена информацией;
  • * подготовку необходимой документации и процедур управления ею.
  • 2. Понятие и масштабы подготовки к внедрению. Подготовка к внедрению системы управления инновационной деятельностью таможенных органов понимается как деятельность по формированию элементов указанной системы и условий её функционирования. Масштаб такой подготовки зависит от типа систем, в рамках которых функционируют в настоящее время таможенные органы Российской Федерации: национальной, региональных и локальных.6 Национальная система таможенных органов представляет собой совокупность Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) и таможенных органов непосредственного и прямого подчинения. В настоящее время ФТС непосредственно подчинены восемь региональных таможенных управлений, а также семь специализированных таможен. Другими словами, ФТС является главным таможенным органом национальной системы, которому подчинены региональные системы. Региональная система включает региональное таможенное управление (далее - РТУ) и таможенные органы непосредственного и прямого подчинения, расположенные в регионе деятельности данного РТУ. Соответственно региональное таможенное управление является главным таможенным органом региональной системы, которому подчинены локальные системы. Локальная система состоит из таможни и непосредственно подчиненных ей таможенных постов, расположенных в регионе деятельности данной таможни. Следовательно, таможня является основным элементом локальной таможенной системы.

Иерархичность систем таможенных органов обуславливает, возможность определения масштабов их инновационной деятельности:

  • * национальный масштаб: инновационная деятельность Федеральной таможенной службы и подчинённых региональных систем;
  • * региональный масштаб: инновационная деятельность регионального таможенного управления и подчинённых локальных систем;
  • * локальный масштаб: инновационная деятельность таможни и подчинённых ей таможенных постов.

Определение масштабов инновационной деятельности позволяет установить соответствующие типы систем управления:

  • * система управления инновационной деятельностью таможенных органов в национальном масштабе;
  • * система управления инновационной деятельностью таможенных органов в региональном масштабе;
  • * система управления инновационной деятельностью таможенных органов в локальном масштабе.

Таким образом, каждому типу систем таможенных органов соответствует определенный тип систем управления их инновационной деятельностью. А это в свою очередь обуславливает возможность определения масштабов подготовки к внедрению рассматриваемых систем управления: национального, регионального и локального. Национальный масштаб подразумевает подготовку к внедрению системы управления инновационной деятельностью Федеральной таможенной службы и подчинённых региональных систем. Региональный масштаб предполагает подготовку системы управления инновационной деятельностью регионального таможенного управления и подчинённых локальных систем. Локальный масштаб предусматривает подготовку к внедрению системы управления инновационной деятельностью таможни и подчинённых ей таможенных постов.

3. Содержание и этапы подготовки к внедрению системы управления инновационной деятельностью таможенных органов должны определяться, с одной стороны, методологическим подходом, сформулированным выше на основе положений национальных стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000 и серии 14000, а с другой - содержанием указанной системы. Оно включает: управляемую подсистему, состоящую из инновационной деятельности таможенного органа и ресурсного обеспечения этой деятельности; процессов управления, состоящих из управления инновационной деятельностью и управления её ресурсным обеспечением; управляющую подсистему, объединяющую субъектов и средства управления.7 Кроме того, подготовка к внедрению системы управления инновационной деятельностью может рассматриваться как процесс, т.е. как совокупность последовательных и взаимосвязанных этапов (рис. 1).

На первом этапе должны быть определены и возложены функции, полномочия и ответственность на представителя высшего руководства и специализированное подразделение главного таможенного органа за подготовку системы управления инновационной деятельностью определенного масштаба. На втором этапе должны быть разработаны стратегические основы управления инновационной деятельностью таможенных органов. К ним относятся: миссия, видение и ценности таможенных органов; принципы управления инновационной деятельностью; инновационная политика; инновационные стратегии. Миретин А.В. Стратегический подход к управлению инновационной деятельностью таможенных органов // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2012. № 3. С. 19. На третьем этапе следует осуществить проектирование системы управления инновационной деятельностью таможенных органов, включающее следующие шаги. Во-первых, необходимо установить область применения данной системы управления, содержащую требования к ней и условия её применения различными таможенными органами. Должны быть разработаны качественные и/или количественные показатели, характеризующие достижение сформулированных целей и задач. Во-вторых, следует идентифицировать содержание и последовательность процессов инновационной деятельности таможенных органов, каковыми являются, с одной стороны, процессы подготовки и применения внутренней таможенной инновации, а с другой - процессы таможенного трансфера внешней инновации. Необходимо также определить участников этих процессов - уполномоченные подразделения таможенных органов, необходимые ресурсы и процессы обеспечения ими. В-третьих, целесообразно установить содержание и последовательность процессов управления инновационной деятельностью двух видов: управления собственно инновационной деятельностью и управления её ресурсным обеспечением. В-четвёртых, должны быть определены субъекты и средства управления. В рамках данного шага представители высшего руководства и специализированные подразделения таможенных органов определенной системы наделяются функциями, полномочиями и ответственностью за подготовку к внедрению системы управления, составляется перечень и содержание необходимых методик и документов. На четвёртом этапе должна быть осуществлена разработка необходимых методик, например, методик подготовки и применения или трансфера таможенной инновации; методики планирования, измерения, мониторинга, оценки и анализа результативности и эффективности системы управления инновационной деятельностью таможенных органов. Миретин А.В. Модель системы управления … С. 144. Данные методики могут разрабатываться как собственными силами, так и с привлечением сторонних специалистов. Далее следует разработать необходимую документацию, включающую, во-первых, руководство по системе управления инновационной деятельностью и, во-вторых, документированные процедуры. Указанное руководство по аналогии с другими системами менеджмента должно явиться базовым документом в инновационной сфере и содержать, с одной стороны, выше рассмотренные элементы стратегического подхода, а с другой - описание основных элементов системы управления инновационной деятельностью и их взаимодействия. В отношении всех ранее определенных процессов разрабатываются и утверждаются документированные процедуры. Шестой этап должен быть посвящен, по мнению автора, обеспечению политической поддержки со стороны руководства вышестоящего органа власти, которому подчинена данная система таможенных органов. Например, для национальной системы таможенных органов вышестоящим органом является Правительство РФ, для региональной системы - ФТС, для локальной системы - РТУ. На важность политической поддержки указывают международные эксперты, понимая од этим готовность вышестоящего органа власти предоставить ресурсы для инновационной деятельности и участвующего персонала. 10 На седьмом этапе должна быть обеспечена компетентность, профессиональная подготовка и осведомленность персонала таможенных органов в отношении предстоящей инновационной деятельности и соответствующей системы управления. В рамках данного этапа должностные лица таможенных органов должны получить необходимые знания о системе управления инновационной деятельностью. Осведомленность предполагает информирование всех должностных лиц таможенных органов о предстоящей деятельности, создаваемой системе управления, её целях и задачах. На восьмом этапе должны быть осуществлены сбор и оценка, с одной стороны, внутренней информации из подчиненных таможенных органов, а с другой - внешней информации от заинтересованных сторон, например, вышестоящего таможенного органа; участников внешнеэкономической деятельности, туристов, таможенных посредников.

На современном этапе инновационная деятельность таможенных органов Российской Федерации носит слабоуправляемый и бессистемный характер из-за отсутствия соответствующих теоретических и практических разработок. В этих условиях методологической основой подготовки к внедрению систем управления инновационной деятельностью таможенных органов могут служить подходы, содержащиеся в национальных стандартах ГОСТ Р ИСО серии 9000 и серии 14000. Подготовка к внедрению указанной системы определена как деятельность по созданию её элементов и условий её функционирования. В соответствии с типологией систем управления инновационной деятельностью таможенных органов установлены три масштаба подготовки: локальный, региональный и национальный. В данной статье предлагаются восемь этапов подготовки к внедрению, к которым относятся: назначение ответственных, разработка стратегических основ, проектирование системы управления, составление необходимых методик и документов, обеспечение политической поддержки, обучение персонала и сбор информации.

Теоретическое значение этой статьи заключается, по мнению автора, в определении понятия и содержания подготовки к внедрению системы управления инновационной деятельностью таможенных органов, а также в установлении её масштабов и этапов. Возможность использования положений данной статьи для реализации подготовки представляет собой практическую ценность изложенного материала.

Для управления инновационной организацией характерно то, что в качестве ключевого источника постоянного роста и развития выступает творческая деятельность, создание и распространение нововведений. Модель управления инновационной организацией основана на таком подходе к управлению организацией, который отличается от подходов, характерных для концепций реинжиниринга, всеобщего качества, непрерывных изменений и др.
Одно из главных отличий состоит в роли, месте и значении НИОКР в развитии организации. Если для предыдущих управленческих подходов было характерно отношение к НИОКР как к затратам, исследования и разработки продуктов рассматривались как накладные расходы, то для модели управления инновационной организацией исходным является отношение к НИОКР как к активам, инвестициям.
При этом управление НИОКР осуществляется не изолированно от управления другими функциями (производством, маркетингом и т.д.), а в тесной взаимосвязи, на базе глубокой интеграции. Фактически НИОКР оказываются неотъемлемым составным элементом всей организации, задающим вектор ее развития, во многом определяющим ее стратегию и культуру.
Если в предыдущих управленческих подходах к развитию организации рассматривалось управление НИОКР внутри организации, то для модели управления инновационной организацией характерно управление нововведениями в масштабах расширенной организации, т.е. включая потребителей, поставщиков, стратегических партнеров. Для управления инновационной организацией понятие расширенной организации является принципиально важным.
Другими существенными отличительными чертами модели управления инновационной организацией являются разработка эффективной инновационной стратегии, а не стратегии собственно НИОКР, а также акцент на сетевых организационных структурах, возникающих на базе межфункциональных проектных команд.
При построении модели управления инновационной организацией мы исходим из самого широкого понятия нововведения, инновации, когда инновационный процесс включает в себя все от начала до конца создания новых продуктов, услуг и процессов. Узкий взгляд на НИОКР является одной из наибольших преград повышения эффективности инновационной деятельности.
В отличие от традиционных функциональных подходов к управлению организацией, модель управления инновационной организацией базируется на двух основных принципах.
Во-первых, менеджеры организации для повышения эффективности инновационной деятельности должны управлять процессами создания и
распространения нововведений в масштабах расширенной организации, создавая сетевые организационные структуры, позволяющие развивать необходимые знания, компетенции, поддерживать постоянный процесс обучения в организации.
Во-вторых, для эффективного управления организацией необходимо создавать платформы развития организации на базе интеграции технологий и компетенций с целью поддерживать и развивать определенные портфели инноваций. Такие платформы технологий и компетенций ориентированы на стимулирование инновационной деятельности, являющейся ключевым фактором в развитии организации.
Модель управления инновационной организацией предполагает системный подход к разработке стратегии и структуры организации, их реализации с целью повышения эффективности ее развития на базе активизации творческой, интеллектуальной деятельности, процессов создания и распространения нововведений.
Фактически в данной модели стратегические и структурные средства управления организацией рассматриваются как управленческие инструментальные средства, как управленческий инструментарий для повышения эффективности инновационной деятельности. Эти стратегические и структурные средства представляют собой те методы и приемы стратегического управления организацией, которые менеджеры могут использовать как «инструменты», как предметы, которыми они могут манипулировать для того, чтобы повысить эффективность инновационной деятельности.
Итак, мы рассмотрим две сферы управления: сферу выработки и реализации стратегии и сферу разработки организационной структуры - в их системном единстве с целью выделить управленческие средства повышения эффективности инновационной деятельности, развития организации.
Модель управления инновационной организацией строится на представлении о том, что инновационный процесс может быть очень сложным. Выдвижение идеи и ее реализация в инновационной продукции происходит поэтапно, включает в себя много различных шагов, ряд этапов, фаз.
В каких-то отношениях инновационный процесс можно сравнить с производственным. Например, производство компьютерных чипов включает в себя несколько тысяч различных этапов, шагов. Каждый из этих шагов должен быть соответствующим образом реализован, для того чтобы чипы нормально функционировали. Ошибочные действия на любом из шагов производства чипов приводят в результате к производственному браку. Теоретические представления о процессе производства чипов включают в себя фиксацию задач, которые должны быть решены, а также понимание того, как эти задачи связаны между собой (например, очередность выполнения задач и т.д.). Совершенствование всего производственного процесса предполагает улучшение осуществления каких-то его шагов, или изменение порядка этих шагов, или определение и исключение тех из них, которые оказались лишними и т.д.


Схема управления инновационной организацией
Процесс создания нового продукта может включать в себя гораздо больше различных этапов, шагов, чем процесс производства компьютерных чипов. Инновационные проекты, поскольку они связаны с гораздо более сложными процессами, чем производственные, в принципе более уникальны, они не повторяются так часто, как производственные. Линия по производству чипов работает в течение многих месяцев и производит миллионы одинаковых чипов. С течением времени этот процесс может быть оптимизирован. Поскольку этот процесс повторяется много раз, могут быть проведены необходимые эксперименты и введены соответствующие усовершенствования процесса.
Инновационные системы, в отличие от производственных, ориентированы не на повторение, воспроизведение той же самой продукции, а на поиск и утверждение нового. В одних отраслях инновационные процессы более стандартизированы (например, в фармацевтической промышленности разработка каждого нового препарата включает ряд одинаковых шагов, этапов), а в некоторых других отраслях каждый инновационный проект может быть уникальным. Диверсифицированные промышленные предприятия могут осуществлять одновременно сотни инновационных проектов в десятках различных подразделениях. Каждый проект может быть нацелен на немного различающиеся продуктовые ниши на рынке. Тем не менее, несмотря на значительные различия инновационных проектов, можно выделить некоторые общие основные фазы.
Каковы же основные фазы инновационного процесса? Для того чтобы ответить на этот вопрос, выделим основные события, которые являются ключевыми в каждом проекте.
Каждый инновационный проект начинается с новой идеи, которая возникает в определенном месте и в определенное время. Идея производства инновационного продукта представляет собой некоторое технологическое решение или осознание определенной рыночной потребности. Люди, выдвинувшие идею, всегда ищут финансирование, которое позволило бы развить эту идею. Реализация выдвинутой идеи может занять несколько дней работы (в случае очень простой работы), но может потребовать и многих лет напряженных усилий (если идея очень сложная и трудная). Этот процесс реализации идеи, ее осуществления в конкретной продукции, называется развитием. Когда процесс развития инновации завершается, принимаются решения о запуске производства продукции. Возможно также послепусковое развитие инновационного проекта.
Процесс развития инновации - это в значительной степени процесс решения проблем. Может ли новая идея воплотиться в реальных продуктах и услугах? Если может, то как? Какие технические проблемы должны быть решены? Каким образом решить эти проблемы? Какие проблемы маркетинга возникают, и как их можно решить? Этот процесс выявления и решения проблем обычно представляет собой самую продолжительную и дорогостоящую часть инновационного процесса. Однако более ранние его части, а именно генерацию идеи и поиски финансирования не следует игнорировать. Усовершенствование этих процессов может значительно сократить время между возникновением возможности производства нового продукта и запуском этого производства. Оно может также привести к более эффективному удовлетворению рыночных потребностей.
Дадим общее описание инновационного процесса, которое составляет основу модели управления инновационной организацией.
Рисунок 1.2 Основные события и фазы инновационного процесса Я а и л а н = о
я
а п о я я л
м = &
О
а л а
ш I
ш Я Л
ч «
т а
и
а Цч
I Я « РО Осознание Поиск 1 Развитие 1 Послепусковое возможности финансирования развитие
Мы уже выделили три основные фазы этого процесса, а именно осознание возможности и генерация идеи, поиск и начальное финансирование и развитие инновации. Теперь остановимся коротко на целях инновационного процесса и особенно на вопросе о том, что значит усовершенствовать инновационную деятельность, что представляет собой это усовершенствование. Для того чтобы ответить на этот вопрос, отметим, что можно выделить четыре основных компонента инновационной деятельности. Первые два связаны с удовлетворением запросов потребителей. Для того чтобы инновационный процесс оказался успешным, разрабатываемые новые продукты должны соответствовать или текущим потребительским запросам, или будущим потребительским запросам. Иногда менеджеры ориентированы на развитие способности их организации эффективно реагировать на текущие запросы потребителей (другими словами, на поиск путей удовлетворения тех запросов потребителей, которые уже явно выражены). Но порой менеджеры пытаются развить возможности предвидения организацией будущих запросов потребителей. Эти два аспекта их деятельности концептуально и операционально различны, поэтому их можно рассматривать как два отличающихся друг от друга компонента инновационной деятельности. Третий и четвертый компонент инновационной деятельности связаны с ее скоростью и ценой. Имеется в виду время, необходимое для выхода на рынок или время осуществления. Насколько быстро может организация представить новый продукт на рынок, насколько быстро она может реализовать новый процесс? Под ценой здесь подразумевается цена самой инновационной системы. Не пропадают ли деньги зря? Могут ли новые продукты и процессы разрабатываться при меньших на то затратах?
Хотя менеджеры иногда говорят о том, что они хотят «уменьшить время инновационного цикла» или «достичь лучшего соответствия запросам потребителей» фактически в большинстве случаев их действия гораздо более узконаправленные, т.е. не такие широкомасштабные, как заявляется. В основном действия менеджеров обычно рассчитаны на то, чтобы воздействовать на какую-то одну часть инновационного процесса, а не на весь процесс в целом.
Например, когда деятельность менеджеров связана со скоростью инновационного процесса, они не пытаются ускорить сразу генерацию идей, принятие финансовых решений и фазу развития инноваций. Они предпочитают отдельные воздействия на каждую из фаз инновационного процесса. Некоторые их действия рассчитаны на то, чтобы ускорить фазу развития инноваций. Другие - на то, чтобы ускорить решения по финансированию, а некоторые их действия ориентированы на ускорение процессов генерации идей, т.е. на более быстрое осознание организацией новых возможностей.
Проанализировав действия менеджеров, можно выделить восемь основных целей, которые они преследуют, ориентируясь на отдельные фазы инновационного процесса. В течение фазы генерации идеи менеджеры ориентированы на то, чтобы:
1. Генерировать больше идей в отношении текущих запросов потребителей (следование рынку).
Генерировать больше идей в отношении будущих запросов потребителей (лидеры рынка).
Ускорить процесс генерации идей в целом.
Третья цель связана с целью ускорения всего инновационного процесса. Однако действия, необходимые для ускорения генерации идей, значительно отличаются от тех, которые необходимы для ускорения развития инновации.
Когда менеджеры работают на фазе финансирования инновационной деятельности, они пытаются достигнуть того, чтобы организация:
Принимала лучшие финансовые решения.
Менеджеры считают, что они могут достигнуть сразу нескольких целей, совершенствуя финансирование процессов. Первая цель - это финансировать больше идей, удовлетворяющих текущие или будущие запросы потребителей. Это бы обеспечивало прохождение через их систему большего числа хороших идей. Вторая цель - это оборотная сторона первой, а именно, финансировать как можно меньше идей, которые не соответствуют текущим и будущим запросам потребителям. Это бы помогало уменьшить общую стоимость всей инновационной системы. Кроме того, менеджеры ориентированы на то, чтобы:
Сократить время, необходимое для принятия финансовых решений.
Это увеличивает общую скорость и уменьшает время инновационного
цикла.
На фазе развития менеджеры ставят перед собой три основные цели. Они стремятся:
Чтобы проектные группы принимали лучшие операциональные решения в ходе управления проектом, для того чтобы конечные продукты лучше соответствовали текущим и будущим потребительским запросам.
Чтобы проектные группы работали более быстро, снижая общее время инновационного цикла.
Уменьшить затраты на развитие инноваций.
Взаимосвязи между этими относящимися к различным фазам инновационного процесса целями и общими целями инновационного процесса представлены на рисунке 1.3 в виде матрицы размерности 3х4.
Рисунок 1.3
Генерация идеи Финансирование Развитие Соответствие Больше идей, Оптимизация Оптимизация текущим запросам соответствующих финансовых операциональных потребителей текущим запросам решений: решений Соответствие Больше идей, - Финансировать будущим запросам соответствующих идеи, потребителей будущим запросам соответствующие запросам. - Не финансировать идеи, не удовлетворяющие запросы Скорость Более быстрая Более быстрое Ускорение развития
Стоимость
генерация идей принятие
финансовых
решений Минимизация финансовых потерь (как результат лучших финансовых решений) Сокращение затрат на фазе развития
На рисунке 1.4 представлены причинные связи.
Рисунок 1.4
Цели менеджеров, воздействующих на инновационную систему
Конечная цель
Цели на различных фазах инновационного процесса
Более активная генерация идей, ориентированных на существующие запросы
Совершенствова ние
инновационной деятельности
Более активная генерация идей, ориентированных на скрытые потребности


Оптимизация решений в процессе развития инноваций
Ускорение генерации идей Ускорение финансовых решений Ускорение процесса развития инноваций
Уменьшение стоимости инновационных проектов
Действия
Цели инновационного процесса в целом
Лучшее соответствие существующи м запросам потребителей
Лучшее
Действия менеджеров
предвидение
будущих
запросов
потребителей
Превзойти конкурентов по скорости инноваций
Сокращение стоимости инновационно го процесса
Слева на рисунке 1.4 представлены «действия менеджеров». На самом деле менеджеры воздействуют на индивидуальные инновационные проекты или изменяют в целом системы управления проектами, бизнесом в попытках усовершенствовать инновационную деятельность. Они часто работают на одной фазе инновационного процесса и стремятся достичь какой-то одной цели его усовершенствования. Однако некоторые их действия, в частности, относящиеся к культуре организации или мотивам инновационной деятельности, имеют влияние на все фазы инновационного процесса.
Таким образом, инновационный процесс подобен трубке с широким начальным концом, где возникает множество разнообразных идей и далеко идущим вниз потоком, который «выносит» множество продуктов и услуг потребителям.
Поскольку начало процесса движет поиском идей среди большего разнообразия источников, постольку это увеличивает вероятность нахождения эффективных идей, методов производства новых продуктов и услуг. Конечная стадия способствует коммерциализации процесса: лицензионные соглашения, патенты, разнообразные (часто электронные) дистрибутивные каналы.
Можно визуализировать инновационный процесс как высокоскоростную трубку Вентури (см. рис. 1.5). На этом рисунке изображено то, как процесс начинается с его обычной концептуализации в виде воронки, а затем идеи вынуждены проходить через все усиливающиеся процессы отбора и проверки.
Рисунок 1.5


(Организации используют инновации, чтобы расширить свое видение создания продукта и технологии, увеличивая потенциальную стоимость на вершине и стоимость, улавливаемую у основания, повышая скорость всего процесса)


Какие новые правительственные распоряжения, указы, законы в работе? Какие неудовлетворенные запросы сейчас очевидны на рынке или будут определять ценность для будущих потребителей?
Цель - постоянно поддерживать корзину идей полной до краев богатыми соображениями, идеями, которые бы отвечали как на ожидаемые, так и на неожиданные запросы. Эти идеи должны приходить изо всех уголков расширенной организации - поставщиков, потребителей, дистрибьюторов, партнеров по альянсам, отраслевых групп, университетских исследовательских центров и т.п.
Очевидно, что некоторые идеи, которые даже наилучшим образом предвидели будущее, никогда не станут продуктами по той или иной причине. Полная инвентаризация идей относительно новых продуктов и
услуг в организации означает, что победившие могут быть быстро «взяты с полки», чтобы завоевать или поддержать лидирующие позиции и расширить присутствие организации на рынке. Например, если конкурент планирует выйти с новым продуктом, организация может нанести упреждающий удар путем выпуска своей собственной версии, чтобы нейтрализовать инициативу конкурента.
Сложность, комплексность - это наиболее характерная черта заключительного этапа инновационного процесса. В типичном процессе разработки продукта в большинстве организаций оказывается напор, давление, чтобы произвести, проверить и выпустить продукт в срок. Относительно мало времени тратится на обдумывание чего-то другого, кроме очевидного первичного рынка продуктовой инновации или первичного применения процессной инновации. Часто существует соблазн просто как можно быстрее передать новый проект продуктовому или операционному менеджеру и двигаться дальше.
Так как очень много энергии тратится на успешный выход на рынок, многие менеджеры считают, что они эффективно управляют на этом заключительном этапе инновационного процесса. Проблема заключается в том, что никто не беспокоится о том, чтобы закрепить за собой (не говоря уже о том, чтобы придумать) все возможные дополнительные рынки или дополнительные способы применения, особенно те, которые находятся за пределами существующих у организации дистрибутивных каналов или производственных операций. На этом конце инновационного процесса часто существуют в изобилии неиспользуемые возможности.
Для повышения эффективности развития организации необходимо в соответствии с моделью управления инновационной организацией выдвигать на первый план инновации как ключевой компонент стратегии, как основной источник развития организации. В модели управления инновационной организацией стратегия организации основана на создании платформ для ее развития.
Платформы зародились в автомобильной промышленности. Растущее число моделей и типов автомобилей (каждая модель разработана отдельной группой для отдельного подразделения по продажам и маркетингу) в таких компаниях, как General Motors, Ford, Volkswagen/Audi, Mercedes-Benz и других, привело к резкому росту затрат на разработку, а также к возникновению наборов (комплектов, множеств) запасных частей, компонентов и технических решений, не говоря уже о дублировании знаний и работ.
Понятие платформы первоначально преследовало цель применения общей ходовой части для целого семейства автомобилей, для того чтобы усилия разработчиков могли бы концентрироваться на оптимизации тормозной системы, трансмиссии, осей и т.п. Это дало возможность производителям автомобилей расширять свои компетенции в ходе развития технологий общей платформы, уменьшить затраты на поставки и ускорить выход на рынок новых моделей.
Мы распространили понятие продуктовой платформы на любое связанное множество ключевых технологий и компетенций, которое может разрабатываться и применяться как основа для роста и инноваций в
производстве ряда продуктов и услуг. Необходимые технологии и компетенции часто относительно трудно разрабатывать, но как только они приобретены и увязаны в единое множество, они являются источником значительного конкурентного преимущества по сравнению с организациями, которые не имеют все из них.
Не только технологии «ходовой части» относятся к платформе, но и производственные методы, ноу-хау, опыт применения, возможности систем, видение того, как платформы будут развиваться и какие новые возможности открываются в будущем - все это также включается в понятие платформы. Чрезвычайно важно не только определить ключевые компоненты платформы, но и стратегически управлять ими. Необходимо также иметь изобретательность и гибкость, для того чтобы максимизировать инновации, возникающие на основе платформ.
В современных организациях платформы часто являются виртуальными или неформальными структурами, свободными коалициями людей, каким-то образом организованных вокруг определенных сфер опыта. При разработке стратегии на базе модели управления инновационной организацией необходимо идентифицировать и охарактеризовать эти платформы в соответствии с четырьмя специфическими управленческими подходами или уровнями. Каждый уровень требует разной степени управленческого контроля, инвестиций и стратегической ориентации, стратегической подгонки, внимание к которым обычно возрастает и делается наиболее интенсивным на четвертом уровне, что приводит и к наиболее высоким соответствующим затратам на этом уровне.
Платформа первого уровня, которую мы определяем как платформу знания и обучения, как исследовательскую платформу, может касаться сферы, о которой мы мало знаем и хотели бы знать больше. Эта сфера может представляться многообещающей для инноваций, но нам необходима платформа знаний и обучения, чтобы сделать такое заключение. Другими словами, это - исследовательский, разведочный, несистематический, поверхностный уровень. Платформа этого уровня требует меньше управленческого контроля, более низких инвестиций, более свободной стратегической подгонки.
Второй уровень, который мы называем платформами совершенства, мастерства и построения лидерства, описывает структуры, которые часто возникают в ответ на ситуацию (скажем, определенная тенденция или развивающаяся технология, или изменение запросов потребителей), которая представляется способной оказать воздействие на бизнес организации в будущем. Еще не ясно, каким это воздействие может быть, но менеджерам понятно, что необходимо осуществлять мониторинг ситуации. И чтобы преуспевать в конкурентной борьбе, принимается ориентация на лидирующие позиции путем достижения совершенства в каком-то аспекте деятельности. Очевидно, что такая позиция требует большего внимания со стороны менеджмента и более широкого вовлечения ресурсов.
На третьем уровне, который включает платформы разработки инноваций и развития, менеджеры осознают, что данная область опыта и
знаний является эпицентром созидания и инноваций. Не вызывает сомнения, что постоянный поток новых продуктов и услуг может исходить от этой платформы, и активные инвестиции позволят организации этого добиться. Организация активно управляет четко выраженным инновационным потенциалом платформ этого уровня и устанавливает определенную систему ответственности за результаты.
Четвертый уровень, к которому относятся платформы функционирования и роста бизнеса, определяет сферу, которая уже выпускает успешный продукт или услугу и при этом имеются намерения как продолжать разработку продуктов, так и защищать от конкурентов рыночные позиции. Для этого уровня характерны уже проявившаяся коммерческая ценность, четкая ответственность за реальный рост и улучшения, управляемая и мотивированная команда. Этот уровень находится всего на одну ступень ниже от независимой бизнес-единицы, обладающей своей собственной формальной организационной структурой.
Четыре уровня платформ важны для стратегического выбора при управлении инновационной организацией. Руководители осознают, что не все области опыта и знаний заслуживают той степени внимания и ресурсов, которые необходимы для достижения четвертого уровня. Определение того, как много внимания и ресурсов данная сфера должна получить, предполагает оценку других компонентов стратегии, таких как партнерства, потребители, рынки. Другими словами, это решение, которое не может быть принято изолированно от других.
При разработке и реализации стратегии эффективного управления инновационной организацией необходимо исходить из того, что современная организация представляет собой динамичную, базирующуюся на знаниях обучающуюся систему, стремящуюся к постоянным инновациям. Поэтому принципиально важными элементами стратегии организации являются постоянные изменения и обучение, распределенные по всей организации.
При разработке структуры инновационной организации центральное место занимает определение ее ресурсов.
Модель управления инновационной организацией использует расширительную трактовку ресурсов организации, фактически переопределяя сам термин «ресурсы» и рассматривая организацию как расширенную.
Ресурсы инновационной организации- это не просто его затраты согласно отчетности или плану бюджета следующего года и не просто мощности (лаборатории, офисные помещения, оборудование).
Ресурсы также включают финансовую поддержку, и конечно работников, поставщиков, партнеров, потребителей и даже конкурентов. К этому еще надо добавить знания, компетенции, технологии, которые использует организация. Важная проблема и возможность повышения эффективности развития организации заключается в том, чтобы управлять нематериальными ресурсами организации так же эффективно, как и материальными ресурсами. Этой проблеме посвящен третий параграф данного раздела.
В ресурсы инновационной организации включаются также поставщики. Если раньше организации часто обращались с поставщиками как с «гражданами второго класса», то сейчас многие организации с целью повышения эффективности своего развития полностью изменили свои отношения с поставщиками, стали обращаться с ними как с существенной частью своей расширенной организации, предлагая им гарантии долгосрочных контрактов, ценовые стимулы стать если не партнерами, то по крайней мере союзниками. Команды поставщик-организация являются неотъемлемым структурным элементом современной расширенной организации.
Важными ресурсами инновационной организации являются ее партнеры. Эффективные организации демонстрируют желание работать с другими на равных в ходе упорных поисков выгод от инноваций. Это означает совместное использование информации и опыта, а не сокрытие их. Это также означает обучение тому, как уважительно обращаться с партнерами, совместно разрабатывать взаимовыгодные проекты.
Ключевыми ресурсами инновационной организации являются работники и их компетенции. Часто организации оказываются плененными традиционным видением того, какие роли могут играть сотрудники: ученые работают в лабораториях, бухгалтеры трудятся на своих местах и т.п. Все вносят свой вклад в предписанных им областях. Но существует другой пласт вкладов, реализуемый путем участия в командах, которые мы называем сетями. Эти сети включают сотрудников, которые помимо их ежедневных заданий постоянно привлекаются для участия в специальных инновационных проектах, где требуются их особые опыт и навыки. Это повышает эффективность развития организации.
В соответствии с моделью управления инновационной организацией, ресурсы организации- это активы, которыми необходимо систематически управлять для повышения эффективности их использования.
Модель управления инновационной организацией при разработке ее организационной структуры исходит из следующих основных положений.
Во-первых, структура инновационной организации является подвижной.
Идеи, знания, информация движутся беспрепятственно от одной части организации к другой - между главными руководителями, менеджерами, работниками, потребителями, партнерами и поставщиками - без необходимости проходить через сложную систему проверок и сопоставлений. Даже если организация простирается на большой территории и охватывает различные культуры, языки, информационные системы, инновационные идеи распространяются быстро и свободно через все границы, и достигают тех, кому они необходимы для практического воплощения и использования.
Во-вторых, для структуры инновационной организации характерно руководство инновациями сверху вниз и снизу вверх. Роль руководителей в системе управления инновациями является ключевой для всей организации. Эта роль выходит далеко за рамки централизации или децентрализации в управлении НИОКР. Директор по развитию отвечает за управление инновационным процессом сверху вниз, от генерации идей, концепции до использования ее на практике, потребителем, за создание и
получение стоимости в ходе как технологического, так и продуктово- процессного развития. Директор по развитию должен также стремиться максимизировать отдачу от инновационных инвестиций и эффективно использовать инновационные ресурсы внутри и вне организации.
Успешные руководители в управлении инновациями - это не просто технологически мыслящие автократы и не обычные составители деловых соглашений и сделок. Они по существу подобны тренерам в лидирующих футбольных командах. Они не находятся вне поля, подсчитывая голы, а создают условия, которые позволяют всей организации возглавить лигу.
Директор по развитию должен вдохновлять и мотивировать игроков команды достичь победы. Подобно тренеру, директор по развитию информирует, инструктирует и поощряет игроков, находясь за боковой линией.
В-третьих, структура инновационной организации является сетевой. Сети, которые основаны на взаимном признании возможностей и вкладов каждого участника, не замещают существующую организационную структуру и процессы. Они предполагают обширную неформальную коммуникацию в ходе постоянных встреч, обменов посланиями по электронной почте, какими-то мыслями соображениями, но этим сетям также необходим «узел» - инициатор и стимулятор коммуникации, который время от времени делает выводы и предлагает новые направления обсуждений. Эта роль выполняется на дружественной основе неформального признания, а не по должности и формальному положению, статусу.
Сети объединяют людей разных иерархических уровней и используют различные коммуникационные системы. Они являются четко управляемыми, но не программируемыми. Они возникают на базе общего интереса или темы, которые объединяют людей в сети и определяют их стремление быть частью сетей и активно вносить в них свой вклад. Лидеры- руководители этих сетей, которые обычно простираются через все границы, признаны как играющие роль в развитии всей организации, ориентирующиеся на цели развития и несущие соответствующую ответственность.
Организации могут стимулировать сети, поощряя неформальную коммуникацию, а также путем признания и поддержки тех, кто создает такие сети. В сети обычно подключаются участники извне организации, члены большого профессионального сообщества, поставщики, потребители, а также представители академических кругов, ученые. Участники сети могут быть высоко активными, участвующими в дискуссиях, творчески работающими, могут быть постоянными или временными.
Сети могут быть разделены на три типа: 1.

Основная задача кадрового менеджмента в организации – сохранение и наращивание трудового потенциала. Условия постоянной борьбы за сохранение и повышение уровня конкурентоспособности и эффективности хозяйственной деятельности вынуждают организацию обращаться к вопросам раскрытия потенциала трудовых ресурсов через инновационные подходы к управлению персоналом. Способность решать свои задачи и достигать организационные цели путем внедрения инновационных подходов к управлению в современных условиях является значительным конкурентным преимуществом. Инновационные технологии являются фактором, способствующим удовлетворению новых социальных потребностей и интересов современных работников. Они создают объективные возможности для реализации не только индивидуальных, но и общеорганизационных целей .

Применение инновационных технологий в управлении персоналом позволяет говорить о переходе к инновационной модели управления трудовыми ресурсами. Инновационной модели управления трудовыми ресурсами организации присущи следующие характерные особенности :

Изменение роли кадровой службы. Причиной неэффективного управления персоналом в современных организациях является использование организациями традиционных систем управления персоналом, которые не нацелены на решение стратегических вопросов. Традиционные системы управления персоналом не способны быстро адаптироваться к новым требованиям: иерархия, бюрократизм, четкое разграничение рабочих мест зачастую только тормозят процесс развития организации. Во многих организациях к персоналу привыкли относиться как к практически безграничному ресурсу, при этом руководство не пытается использовать более эффективно работников и их потенциал, ему зачастую проще набрать новых людей, чем мотивировать и стимулировать уже имеющихся. В условиях растущей конкуренции изолированность кадровой политики от общей бизнес-стратегии, фрагментарность кадровой структуры пагубно отражаются на успехе компании. Инновационная деятельность подразумевает активную кадровую политику, направленную на проектирование и интеграцию стратегии управления персоналом в общую организационную стратегию. Изменение роли кадровых служб – переход от традиционных отделов кадров к службам управления персоналом, расширение функций, постановка широкого круга задач, ориентированных на достижение стратегических целей организации, интеграция кадровой службы как активного участника в общее управление организацией наравне с финансовыми и производственными отделами – важное условие успеха современных и будущих компаний.

Изменение приоритетов кадровых программ и проектов . Кадровые программы и проекты в инновационной модели нацелены на решение следующих задач:

  • формирование интеллектуального капитала компании;
  • формирование социального капитала организации;
  • формирование системы управления знаниями;
  • повышение индивидуальной стоимости каждого сотрудника и человеческого капитала организации в целом.

Изменение сути кадровых технологий. Кадровые технологии, применяемые в инновационном управлении персоналом, становятся:

  • ситуационными, то есть учитывающими деятельность организации, ее стратегию развития, ситуацию на рынке;
  • стратегически направленными, то есть направленными на достижение стратегических целей, стоящих перед организацией;
  • проактивными, то есть прогнозирующими и предупреждающими проблемные ситуации до их появления.

Акцентирование внимания на формировании команды. Перспективной моделью корпоративного менеджмента, обеспечивающей эффективное организационное развитие выступает team building или технология формирования команды. Профессиональная технология формирования команды нацелена на решение таких важных задач, как : повышение мотивации работников; формирование организационной культуры; сплочение и направление сотрудников на достижение командных целей; адаптация новых сотрудников; диагностика коллектива: выявление в коллективе лидеров, определение сильных и слабых сторон группы.

Формирование сильной и адаптивной организационной культуры. Значению организационной культуры в инновационном управлении персоналом уделяется большое внимание, так как культура организации – активный фактор конкурентной борьбы, в том числе и за квалифицированных сотрудников. Сильная организационная культура обеспечивает эффективную деятельность организации, создает условия для приобретения дополнительных конкурентных преимуществ, выступает инструментом стратегического развития организации и нацелена на внедрение инноваций и инновационных методов развития . Эффективная организационная культура уменьшает степень неопределенности в коллективе, вносит ясность в ожидания членов коллектива, создает чувство причастности к организации, выполняя функции внутренней интеграции сотрудников. Главной целью формирования и управления организационной культурой является повышение конкурентоспособности предприятия, которая достигается путем решения ряда задач: повышение мотивации персонала, формирование лояльности и приверженности сотрудников, формирование настроя персонала на высокую производительность, повышение конкурентоспособности персонала, создание комфортного социально-психологического климата в коллективе, который создает условия эффективного использования трудовых ресурсов, адаптация новых сотрудников, формирование нетоварных конкурентных преимуществ организации (в частности, имиджа организации), привлечение на предприятие квалифицированных кадров, стимулирование инновационной активности.

Децентрализация и поддержание интенсивных горизонтальных связей. Способность к ведению инновационной деятельности организации находится в непосредственной связи с ее организационной структурой. Организационная структура современной организации должна быть сформирована таким образом, чтобы организация имела возможность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Отрицательные эффекты, получаемые организацией при ведении хозяйственной деятельности, зачастую связаны с потерей гибкости и снижением эффективности управления громоздкими организационно-производственными структурами . Для успешной деятельности в современных условиях, чтобы достичь гибкости в нововведениях и эффективности производства, наиболее важно найти оптимальное соотношение в структуре между централизацией и децентрализацией власти, уйти от ненужного бюрократизма, который только тормозит развитие. У ориентированных на инновации организаций вся организационная структура должна способствовать нововведениям. Организациям, ориентированным на внедрение инновационных методов работы и получение долгосрочных результатов, необходимо стремится к отходу от традиционных принципов построения (принцип иерархии) и жестких структур к более гибким и адаптивным структурам, которым характерно наличие множества независимых центров принятия решений (принцип гетерархии, где каждый руководствуется правилами игры и сложившейся ситуацией.) . Формализованные отношения и строгая структурированность могут стать причиной потери управляемости, гибкости и способности к инновациям и, как следствие, снижению эффективности не только системы управления, но и всей организационной системы в целом.

Создание инновационной модели управления персоналом требует полной вовлеченности сотрудников всех уровней. В данной модели не должно быть наблюдателей, в ней должны быть только участники, тогда модель будет успешной. Необходимость перехода к инновационному управлению должна быть объяснена всем вовлеченным в процесс сотрудникам – чем больше и проще объяснений, тем меньше будет непонимания, сопротивления и тем эффективнее будет процесс перехода.


Библиографический список

  1. Аксенова Елена Анатольевна Стратегический ассесмент: как сформировать человеческий ресурс организационных изменений: Учебное пособие для студентов вузов/ Е.А. Аксенова. – М.: Аспект Пресс, 2008. -352 с., стр.17-21.
  2. Аренков И.А., Салихова Я.Ю., Гаврилова М.А. Конкурентный потенциал предприятия: модель и стратегии развития// Проблемы современной экономики – 2011. – №4 (40) – С.123.
  3. Асаул А.Н. Культура организации: проблемы формирования и управления/Асаул А.Н., Асаул М.А., Ерофеев П.Ю., Ерофеев М.П. – СПб.:»Гуманистика», 2006.
  4. Аширов Д.А. Управление персоналом: учебное пособие. – М.: Проспект, 2009.
  5. Болотов С.П. Организационная культура и эффективность менеджмента: Учебное пособие. Сыктыкар: Изд-во Сыктыкварского ун-та, 2000. - С.58-59.
  6. Большаков А. С., Шлафман А. И., Михайлов В. И. Современный менеджмент организаций: теория и практикка/ А. С. Большаков , А. И. Шлафман , В. И. Михайлов . Санкт-Петербург, Изд-во Политехнического ун-та 2011 -370 с.
  7. Быков В., Пичко Н. Корпоративная культура в системе социально-трудовых отношений //Общество и экономика. – 2009. – №3. – С.136-144
  8. Ветошкина Т. Организационная культура как инструмент управления персоналом в условиях перемен//Кадровик. Кадровый менеджмент.-2009.- №11.-С.14.
  9. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. –М..: ИНФРА-М, 2005. – С.695-696.
  10. Мотышина М.С. Социально-экономические организации: концепции, особенности, механизмы развития. -СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009.-352 с.
  11. Одегов Ю.Г., Котова Л.Р. Организация службы управления персоналом: Современный подход. Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009.- С.31-32.
  12. Потемкин В.К., Прозоровская К.А. Инновационный менеджмент в кадровой работе: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2003. –С.41.
  13. Савченко Л. С. Организационная культура как фактор повышения эффективности предпринимательской деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.экон.наук. – СПб., 2003.
  14. Старцева В. Н. Модели внедрения инновационных технологий мотивации персонала в организациях: (на примере отечественных высокотехнологичных компаний): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук – Нижний Новгород, 2009.
  15. Управление человеческим потенциалом современной организации/ Под общ.ред.д-ра экон.наук, проф.С.Д.Резника. –Пенза: ПГУАС, 2004.
  16. Шадрина Л.Ю. Организационная культура и ее воздействие на социальные технологии управления. – Новосибирск: НГУЭ, 2008. -С.135.
  17. Шлафман А.И. Факторы, определяющие темпы развития предпринимательских структур // Журнал правовых и экономических исследований № 1 2012 г. С 165-167.
  18. Яирова Л.П. Менеджмент: организационно-управленческая культура. Функции, координация, коммуникации. Стратегическое корпоративное управление. М., 2000. – С. 32.
Количество просмотров публикации: Please wait

Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений.

Инновационный менеджмент базируется на следующих основополагающих моментах:

1. Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.

2. Организация инновационного процесса для данной инновации. Это предполагает проведение целого организационного и технического комплекса работ по превращению идеи в вещь (новый продукт, материализованная форма операции), готовую для продвижения на финансовом рынке и для продажи.

3. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке.

Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

Стратегия означает общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.

Виды инновационной стратегии:

§ адаптационный, оборонительный, пассивный

§ творческий, наступательный, активный. В случае адаптационной стратегии инновации рассматриваются как форма вынужденной ответной реакции на изменения внешней среды бизнеса, которая способствует сохранению ранее завоеванных рыночных позиций. В рамках адаптационной стратегии выделяются: защитная стратегия – комплекс мероприятий, позволяющих противодействовать конкурентам, целью которых является проникновение на сложившийся рынок с аналогичной или новой продукций.

§ стратегия инновационной имитации предполагает, что товаропроизводитель делает ставку на успешность новшеств конкурентов, занимаясь их копированием. Стратегия достаточно эффективна для тех, кто имеет необходимую производственную и ресурсную базу, что позволяет обеспечить массовый выпуск имитируемых продуктов и их реализацию на рынках, еще не освоенных основным разработчиком. Стратегия инновационной имитации предусматривает использование приемов агрессивной маркетинговой политики, позволяющей производителю закрепиться на свободном сегменте рынка;

§ стратегия выжидания ориентирована на максимальное снижение уровня риска в условиях высокой неопределенности внешней среды и потребительского спроса на новшество. Стратегия выжидания близка к стратегии инновационной имитации, поскольку в обоих случаях производитель, прежде всего, стремиться убедиться в наличии устойчивого спроса на новый продукт организации-разработчика, на долю которой приходится основной объем издержек по созданию и коммерциализации новшества. Но, в отличие от имитационной стратегии, при которой производитель довольствуется рыночными сегментами, не охваченными основной организацией, производитель, выбирающий стратегию выжидания, стремится превзойти организацию-разработчика по объемам производства и реализации новшества, и здесь особое значение приобретает момент начала активного действия против организации-разработчика. Поэтому стратегия выжидания может быть и краткосрочной и достаточно продолжительной;

§ стратегия непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей применяется обычно в области производства промышленного оборудования. Ее реализуют небольшие по размерам организации, выполняющие индивидуальные заказы крупных компаний. Организации, реализующие данную стратегию, не подтверждены особому риску, и основной объем затрат приходится на указанные выше этапы инновационного цикла.

В активных инновационных стратегиях значительно труднее выделить внутренние отличия, чем в адаптационных. Они имеют много общего и наиболее эффективны, когда организация реализует целый комплекс различных направлений активной инновационной деятельности.

Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения, наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

Приемы инновационного менеджмента можно разделить на следующие группы:

1. Приемы, воздействующие только на производство инновации. Имеют своей единственной целью создать новый продукт или новую операцию (технологию) с высокими качественными параметрами. К этим приемам относятся бенчмаркинг и способы маркетинговых воздействий на инновации, а именно способы маркетинговых исследований и планирование маркетинга инноваций.

2. Приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и диффузию инновации (инжиниринг инновации, реинжиниринг инновации, бранд-стратегию инновации).

3. Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и диффузию инновации (ценовой прием управления, фронтирование рынка, мерджер). Главная цель всех приемов этой группы - это ускорение продажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью как в текущий момент времени, так и с большей отдачей от этой продажи в будущий период.

Ценовой прием управления в инновационном менеджменте представляет собой способ воздействия механизма цен на реализацию инновации. Он включает в себя два основных элемента:

1.ценообразующие факторы, действующие на стадии производства инновации – внешние факторы (спрос покупателя, платежеспособность покупателя, экономический потенциал страны) и внутренние (Себестоимость отдельных видов продукта, затраты на реализацию, продвижение и диффузию инноваций, необходимый объем выручки, полученной от реализации инновации и др.);

2.ценовую политику, применяемую при реализации, продвижении и диффузии инновации - внешние факторы (изменение первоначального спроса, поведение конкурентов, экономическая политика государства, политика местных органов власти др.) и внутренние (желание поднять свои имидж, стремление избежать банкротства, стремление выйти на чужой рынок, необходимое увеличение притока денег и др.).

Фронтирование рынка, или фронтинг- это операция по захвату рынка другого хозяйствующего субъекта или зарубежного рынка. Мэрджер означает поглощение фирмы более сильной компанией. Причиной мэрджера на рынке, как правило, является ситуация, когда продукт довольно высокого качества, предлагаемый компанией к реализации, продается медленно из-за противодействии конкурентной фирмы.

Возможны три формы мэрджера:

1. Компания покупает имущество фирмы.

2. Компания выпускает свои акции для обмена их на акции фирмы.

3. Компания покупает крупный пакет акций фирмы, дающий ей право на управление фирмой.

В инновационном менеджменте орудием труда служат различные технические средства (аппараты, предназначенные для сбора анализа, хранения и передачи информации (компьютеры, сети Интернета, терминалы, электронные устройства, телефаксы и др.). Предметом труда является информационный продукт (прежде всего командная информация).

Технология инновационного менеджмента представляет собой совокупность методов и форм реализации информационного продукта как управляющего воздействия на создание, продвижение и диффузию инноваций. Инновационный менеджмент состоит из следующих этапов:

1) инновационный процесс;

2) определение цели управления инновацией;

3) выбор стратегии менеджмента инновации;

4) определение приемов управления инновацией;

5) разработка программы управления инновацией;

6) организация работ по выполнению программы;

7) контроль за выполнением намеченной программы;

8) анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией;

9) корректировка приемов менеджмента инновации.

Целевая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из двух компонентов: формирование портфеля новшеств; формирование портфеля инноваций.

Портфель новшеств должен наполняться преимущественно своими наукоемкими разработками, изобретениями, патентами, эффективными ноу-хау и другими радикальными новшествами.

Портфель инноваций представляет собой стратегический план внедрения новшеств покупных и собственной разработки. После анализа окружения фирмы и формирования целевой подсистемы определяются параметры обеспечивающей подсистемы, т. е. количество, качество, сроки поставок, поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий и т. п., необходимые для решения задач целевой подсистемы. Управляемая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из конкретных компонентов по созданию новшеств и внедрению инноваций по стадиям их жизненного цикла: стратегический маркетинг; НИОКР; организационно-технологическая подготовка производства новшеств и внедрения инноваций; производство новшеств; сервис инноваций.

Последняя, управляющая подсистема, является важнейшей, так как она несет ответственность за все происходящее в системе менеджмента. Компонентами подсистемы являются управление персоналом, разработка управленческого решения, координация выполнения инновационных проектов. Эти компоненты определяют качество всех остальных подсистем системы инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент: учебное пособие Мухамедьяров А. М.

2.1. Концептуальная модель управления инновациями: ориентация на рынок

Концептуальный подход означает руководящую идею, ориентацию для начала и реализации инновационного процесса на определенные приоритеты. Роль и значение инноваций, результатов научно-технических достижений в повышении эффективности общественного производства общеизвестны. Более 70 % роста эффективности общественного производства обеспечивается за счет технических факторов – продуктовых, технологических новшеств и др.

Вместе с тем отметим, что для многих предприятий, научно-производственных комплексов, организаций, а также для отдельных подотраслей (отраслей), успешно функционирующих в настоящее время, инновации (нововведения) могут представлять определенную угрозу. Они могут разрабатывать и осваивать различные новшества, но одновременно проявлять неспособность предвидеть последствия новых научно-технических достижений, удерживаться на необходимом уровне и направлениях инновационной деятельности. Это нередко приводит, несмотря на попытку обеспечить эффективность (в частности, прибыльность) работы, основанной на результатах инновационных решений, к ухудшению финансово-экономических показателей, потере занимаемой доли рынка и в конечном счете даже к банкротству. Таких примеров немало.

Все это дает основание для вывода о том, что ухудшение финансово-экономического состояния предприятий (фирм) и под-отраслей не является следствием исключительно отсутствия инноваций (нововведений). Здесь проблема не только в самих нововведениях (инновациях) как таковых, а прежде всего в эффективном управлении нововведениями, ориентированном на определенный показатель (например, на прибыль) или показатели. Об этом в известной мере свидетельствуют следующие цифры. Лишь 10 % инновационных разработок достигают коммерческого успеха, а доля неудачных разработок составляет 90 %.

Перед предприятиями (организациями), внедряющими инновации, возникает ряд вопросов, предопределяющих начало инновационного процесса. К таким вопросам относятся:

1) могут ли все задачи и этапы инновационного процесса быть решены и выполнены на предприятии (подразделениями научных исследований и разработок);

2) какая доля инновационных работ может быть выполнена сторонними организациями;

3) нельзя ли поставленную цель выполнить более эффективно путем приобретения лицензий, ноу-хау;

4) обеспечат ли затраты на инновационные работы более высокую эффективность по сравнению с общими затратами на производство или маркетинг;

5) могут ли затраты на производство и маркетинг гарантировать эффективность работы предприятия (организации) в долгосрочном плане, если они оказались более эффективными в краткосрочном плане.

Ответы на эти вопросы еще больше усложняются, если учесть разнообразие видов нововведений (инноваций). При комплексном рассмотрении этих вопросов или при их любом сочетании должна быть четкая концепция, ориентированная на определенные приоритеты. До последнего времени в России на всех уровнях управления инновациями (федеральном, региональном, отраслевом, институциональном) господствовала продуктовая ориентация инноваций, т. е. ориентация на производство новшеств. Схематично эта концепция показана на рис. 2.1. По этой концепции процесс инноваций отражает продуктовую ориентацию, когда позиции потребителя по отношению к производителю очень слабы. В этом случае все условия, связанные с созданием, освоением и распространением новшеств, диктует производитель (диктат производителя).

Переход к рыночным отношениям, структурная перестройка производства и усложнение общественных потребностей привели к усилению позиции потребителя. Идея маркетинга как результат подобной смены акцентов и заключается в признании того, что сами по себе новшества – не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей потребителя. Хотя в последние годы требования потребителей стали в известной мере отражаться в создаваемых новшествах, но тем не менее этот процесс (в целом положительный) не смог приблизить инноватора («инициатора новшества») к потребителю.

Рис. 2.1. Ориентация на продукт

Исследователь, конструктор и технолог остаются пока изолированными от рынка. Они еще не в состоянии оценить коммерческий потенциал инноваций и их способность удовлетворять известные личные и производственные потребности. Поэтому необходим альтернативный, новый концептуальный подход. Таким может быть подход, ориентированный на потребителя, на рынок. Схематично такая концептуальная модель показана на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Ориентация на рынок

При данном подходе инновационный процесс рассматривается как передача знаний (научных, технических) в сферу удовлетворения нужд потребителей. Продукт-новшество при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки технологии и удовлетворяемой потребности. Хотя выход один и тот же – продукт-новшество, но здесь мы имеем дело с существенными изменениями в представлениях разработчика о характере трансформации (преобразования) его научного потенциала в цели бизнеса, так как второй подход ориентируется на потребности возможного потребителя. При увязке между собой показателей новшеств с будущими потребностями рынка снижается процент неудачных нововведений, ведь многие из них вызваны отсутствием такой связи.

На эффективность (коммерческий успех) инноваций влияние оказывает множество факторов. К основным относятся:

1) ориентация на рынок;

2) эффективная система отбора и оценки инновационных проектов;

3) эффективное управление проектами и их контроль;

4) источник творческих идей;

5) адаптивность, восприимчивость организации к нововведениям;

6) сопротивляемость (групповая, индивидуальная) нововведениям.

Одним из важнейших моментов является ориентация на рынок. При этом одна из задач – налаживание взаимосвязей между сферой НИОКР и маркетингом. Здесь возникают проблемы, связанные с коммуникационными трудностями и особенностями организационной структуры предприятий (компаний), скорее препятствующими, нежели способствующими установлению эффективных взаимосвязей между работниками, занятыми НИОКР, и специалистами по маркетингу.

Известно, что идеи создания новшеств (продуктовых и др.) обычно возникают либо как следствие потребностей рынка («рыночный толчок»), либо внутри подразделений НИОКР («технологический толчок»). Мнения о том, какой из двух путей наиболее эффективен, часто противоположны. Практика стран с развитой рыночной экономикой показывает, что от 25 до 35 % всех идей, лежащих в основе нововведений, зародились внутри подразделений НИОКР. Каким бы ни было их точное соотношение, ясно, что и НИОКР, и маркетинг служат главными источниками идей, развитие которых наталкивается на слабые коммуникации и недостаток взаимопонимания. Противопоставление этих двух источников творческих идей создания новшеств было бы ошибочным. Необходимо плодотворное взаимодействие технических и рыночных аспектов, достигаемое путем организации тесных контактов между службами.

Это применительно к рассмотренным концептуальным моделям означает, что оба подхода – «Ориентация на рынок» и «Ориентация на продукт» – имеют право на существование. На данном этапе экономического развития России, состояния отраслей и предприятий (организаций) предпочтение отдается второму концептуальному подходу – ориентации на рынок. Но тем не менее и в этом случае должно быть определенное соотношение между двумя источниками творческих идей. Отказ от концептуального подхода «Ориентация на продукт» (источника идеи «технологического толчка»), ссылки на необходимость перехода к рыночным отношениям были бы нецелесообразными – более того, ошибочными на всех уровнях управления инновациями. Это приведет к сокращению принципиально новых разработок, снижению научно-технического уровня инноваций и в конечном счете к отставанию инновационного развития страны, ее регионов, а также отдельных отраслей и предприятий (объединений).

Из книги Говорит Билл Гейтс автора Лоу Дженет

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ «Предпринимательский образ мышления продолжает процветать в „Майкрософте“, потому что главной нашей целью является реинкарнация нас самих - мы должны быть уверены, что именно мы заменяем наши же продукты, а не кто-то другой».Другие основные

Из книги Теория организации: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ: ПЕРЕМЕННЫЕ УПРАВЛЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ Переменные управления – это следующие характеристики управляющей системы.1. Организационная структура управления – главная из контролируемых, перестраиваемых по воле руководителя организации ее

Из книги СССР: логика истории. автора Александров Юрий

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЛОЖЬ Первым шагом российских социал-демократов, будущих большевиков, на пути к Великой Октябрьской социалистической революции стало издание газеты “Искра”. С тех пор значение средств массовой информации (СМИ) и их влияние на общественные процессы

Из книги Организация бизнеса: грамотное построение своего дела автора Рыбаков Сергей Анатольевич

1.2 Как выбрать модель управления бизнесом Управление компанией – это комплекс действий ее органов, необходимых для формирования и достижения целей, для которых компания создана. Модель управления компанией – это конструкция ее органов, способная максимально

Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

Глава 8 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 8.1. Инновационный потенциал предприятия 8.2. Инновационные стратегии предприятия 8.3. Сущность, задачи и принципы планирования инноваций 8.4. Организация планирования инноваций на предприятии 8.5. Методы внутрифирменного

Из книги MBA в кармане: Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления автора Пирсон Барри

9.1. Цели и задачи стратегического управления инновациями Стратегическое управление инновациями – это совокупность целей стратегического направления, с помощью которых можно усилить инновационную деятельность предприятия.Цели стратегического управления инновациями

Из книги Стили менеджмента – эффективные и неэффективные автора Адизес Ицхак Калдерон

Из книги Что не убило компанию LEGO, а сделало ее сильнее. Кирпичик за кирпичиком автора Брин Билл

9.3. Методы и средства стратегического управления инновациями В практике стратегического управления инновациями получили распространение следующие методы: управление на основе экстраполяции, при котором на перспективу предполагается развитие тех же тенденций, что и

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Управление инновациями Процесс управления инновациями («поиск прекрасного» в людях) состоит из трех этапов:(1) Создание новых идей (отдельными людьми или командой).(2) Сбор идей (их оценка).(3) Воплощение идее (команды разрабатывают идеи до конечной стадии «удовлетворенного

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Ориентация Герой-одиночка поглощен частностями и не умеет мыслить глобально. Нередко он увязает в деталях, упуская из виду ситуацию в целом. Он занимается мелочной опекой, не давая людям самостоятельности. Он бросает все силы на решение тактических вопросов и забывает о

Из книги Глобальный кризис. За гранью очевидного автора Долан Саймон

Новый план управления инновациями В течение 2005 года Кнудсторп и его помощники пытались увеличить прибыль с помощью использования всего спектра инноваций. Они ставили цели, определяли ключевые инициативы и разрабатывали порядок воплощения своих идей в жизнь. Кнудсторп

Из книги ORG [Тайная логика организационного устройства компании] автора Салливан Тим

Концептуальная основа Продолжительные исследования конкретных ситуаций, проведенные нами и другими учеными, позволили выделить ряд устойчиво повторяющихся отличительных признаков удачных и провальных стратегических шагов. Нам, людям, свойственна психологическая

Из книги автора

Модель качества Европейского фонда управления качеством (EFQM) Модель качества Европейского фонда управления качеством (EFQM) (рис. 2.3) предлагает еще одну схему измерения и отчетности в УЧК. Она включает в себя показатели удовлетворенности покупателей, работников и влияния

Из книги автора

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПРИВЕРЖЕННОСТИ Одной из определяющих особенностей УЧР является то, что оно подчеркивает важность расширения взаимной приверженности (1985). Вуд (1996) описывает управление, ориентированное на высокий уровень

Из книги автора

Трехмерная модель управления на основе ценностей Каковы основные корпоративные ценности? Какие ценности должны выбрать члены организации, чтобы согласовать их с задачами предприятия? Почему сотрудники будут адаптировать свои ценности к ценностям корпоративной

Из книги автора

Экспериментируя с инновациями В конце концов, большинство организаций стремятся к балансу. Они выделяют часть организации в отдельную структуру и называют ее сканкворкс, тратят немалые деньги на инновации, одновременно ограничивая возможности для творчества и