Объектив состоит из. Основные характеристики объективов

Объектив – это оптическое устройство, необходимое для создания оптического изображения. Конструкция объектива состоит из набора линз собранных в единую оптическую систему. Высокое качество линз также сильно влияет на создание качественных фотографий, как и высокопроизводительная фотокамера. Наличие дорогого фотоаппарата, с большой матрицей и мощным процессором еще не гарантирует красоту изображения, если съемка производится с недорогим и некачественным объективом.

Все модели классифицируются по конструкции, диапазону фокусных расстояний, применяемой оптической коррекции и назначению. В статье мы рассмотрим классификацию объективов по диапазону фокусных расстояний и назначению.

Объективы, в которых фокусное расстояние не изменяется называются фиксами. Фикс – слово жаргонное, в официальных спецификациях такие модели называются дискретными. Объективы в которых фокусное расстояние изменяется называются вариообъективами. Диапазон объектива определяет, что лучше всего фотографировать с данной моделью. Вариообъективы в свою очередь делятся на следующие типы:

  • Сверхширокоугольный объектив – это модель, у которой поле зрения превышает 80°, а фокусное расстояние не превышает меньшую сторону кадра. То есть, для полноформатных фотоаппаратов, где кадр равен 24х36 мм, фокусное расстояние сверхширокоугольного объектива не превышает 24 мм. У камер с матрицей формата APS-C сверхширокоугольными считаются объективы с расстоянием меньшим 15 мм. К Такие объективы используются в творческих видах съемок;
  • Широкоугольный объектив – это модель с углом поля зрения от 50 до 80, фокусное расстояние которого не превышает большую сторону кадра. В полнокадровых моделях оно не больше 36 мм, а в камерах с матрицей APS-C – 28 мм. Широкоугольники используются в интерьерной и пейзажной съемки, позволяя запечатлеть сюжет с максимальным охватом поля зрения;
  • Нормальный объектив – это модель с углом охвата 40-50 и фокусным расстоянием равным диагонали кадра. Для полнокадрового фотоаппарата фокусное расстояние составит 50 мм, для фотокамер с матрицей APS-C – 43 мм. Модели такого типа называются нормальными, так как фокусное расстояние примерно соответствует тому, как человеческий глаз воспринимает действительность. Объективы используются в репортажной и уличной съемке, а также при фотографировании портретов;
  • Портретный объектив – это название применяется для моделей с расстоянием равным диагонали кадра до трехкратного его увеличения. Для полнокадровых моделей расстояние равно 50-130 мм, в камерах с матрицей APS-C – 70-150 мм;
  • Длиннофокусный или телеобъектив – это модель с фокусным расстоянием, значительно превышающим диагональ кадра. Угол обзора равен 10-40, а сам объектив предназначен для съемки отдаленных объектов;
  • Сверхдлиннофокусный объектив – это модель с углом обзора 9, предлагающим колоссальное приближение.

Классификация объективов по назначению

В зависимости от фокусных расстояний, предлагаемых объективом, и особенностей его конструкции разные модели предназначены для разных видов фотосъемки.

Стоит выделить следующие типы объективов:

  • Портретники или портретные объективы используются для съемки людей и репортажной фотографии. В качестве таких моделей часто выступают фиксы, нормальные и длиннофокусные модели. Отличительной особенностью объективов является создание живописного размытого фона боке;
  • Макрообъектив – это объектив, разработанный специально для фотографирования объектов с близкого расстояния. Используется для фотосъемки небольших объектов в масштабе 1:1. Фокусное расстояние чаще всего равно 50-100 мм;
  • Тилт-объектив позволяет создавать фотографии с так называемым эффектом миниатюры;
  • Шифт-объектив разработан таким образом, что бы минимизировать искажения перспективы при архитектурной съемке;
  • Длиннофокусный объектив используется для фотографирования удаленных объектов;
  • Суперзум предлагает большой диапазон фокусных расстояний и большое приближение объекта. При этом сама модель может быть компактной и легкой.

Характеристики объективов

В описании объектива чаще всего используют стандартный набор характеристик:

  • Фокусное расстояние – это расстояние от оптического центра (точки, находящейся на равном расстоянии от обеих точек пересечения оптической оси и плоскости) до плоскости матрицы;
  • Зум – отношение большого большего фокусного расстояния к меньшему.
  • Относительное отверстие объектива – 1 деленная на диафрагменное число. Чем меньше число диафрагмы, тем шире относительное отверстие;
  • Разрешающая способность объектива – характеристика, отображающая способность оптики в передаче четкого изображения;
  • Уровень хроматических аберраций – погрешностей оптической системы;
  • Тип и диаметр крепления объектива (байонета).

Объектив - это оптическая система, состоящая из определенного количества линз (а в некоторых случаях, и зеркал), которая формирует изображение. Объектив является основой получения качественного изображения для фотоаппарата. На сегодняшний день существует огромный выбор самых разных объективов, которые нам предлагают производители оптики и фототехники. Ниже давайте рассмотрим все многообразие выбора, а также - какие объективы как обозначаются и для чего применяются.

В первую очередь, рассмотрим основные характеристики (и циферно-буквенные обозначения) объективов. Стоит выделить следующие:

1) Тип байонета;
2) Фокусное расстояние (или расстояния - если это вариообъектив);
3) Максимальное относительное отверстие диафрагмы объектива.

ТИП БАЙОНЕТА

Каждый крупный производитель фототехники, прежде чем начать производить объективы, разрабатывает байонет . Байонет - это крепежный узел, система крепежа объектива к фотоаппарату.

Существует не один десяток байонетных креплений, которые не совместимы друг с другом (например, вы не сможете накрутить объектив CANON на фотоаппарат NIKON и наоборот). Кроме того, крупные производители фототехники (CANON, NIKON, SONY, PENTAX и не только они) имеют несколько типов байонетов, которые разрабатываются под разные типы камер. Например у CANON есть три типа байонетов: EF EF-S EF-M - для беззеркальных камер. У NIKON тоже есть несколько типов байонетов: FX - для полнокадровых фотоаппаратов, DX - для «кропнутых» камер с APS-C сенсором и Nikon1 - для беззеркальных камер.

Кроме того, есть крупные так называемые «сторонние» производители (такие как SIGMA , TAMRON , TOKINA , SAMYANG ), которые свои камеры не делают и, соответственно, байонеты не разрабатывают, производя объективы для чужих систем. Нередко объективы сторонних производителей могут быть не полностью совместимы с определенными камерами - может не работать автофокус, может отсутствовать возможность записи информации о кадре (EXIF), контроль искажений или виньетирования… в общем, не без «нюансов».

Потому, делая выбор, убедитесь, что камера и объектив совместимы байонетом, а также желательно узнать, все ли функции будут работать. Если, например, не поддерживается автофокусировка, лучше знать об этом заранее, а не получить «сюрприз» после покупки.

Когда мы определились, к какому типу байонету относится объектив (к слову, если объектив от сторонних производителей, задача может усложниться отсутствием маркировки), рассмотрим те характеристики, которые всегда нанесены на любом объективе - это фокусное расстояние и диафрагма.

ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ

Фокусное расстояние показывает, насколько сильно мы можем «приблизить» фотографируемый объект, или насколько широко мы можем охватить фотографируемую зону. Фокусное расстояние обозначается числами в миллиметрах.
Нередко, на старых объективах можно увидеть обозначение фокусного расстояния в сантиметрах. На современных такого вы уже не встретите.

Одним числом (например - 24mm, 35mm, 50mm, 100mm, 135mm), обозначаются объективы с фиксированным фокусным расстоянием . Можно встретить еще названия - ФИКС или ДИСКРЕТНЫЙ объектив.

Двумя числами через дефис (например - 17-40mm, 28-80mm, 70-200mm, 100-400mm) обозначаются объективы с переменным фокусным расстоянием - от минимального до максимально возможного. Встречаются названия - ЗУМ-объектив, ВАРИООБЪЕКТИВ.

Нужно учитывать, что:
Обозначения фокусного расстояния указаны в эквиваленте для полного кадра. И если у вас камера, оснащена «кропнутым» сенсором, то, чтобы узнать реальное фокусное расстояние, нужно указанные на объективе значения умножить на соответствующий коэффициент - так называемый . То есть, реальные значения фокусных расстояний объектива 10-22mm для камеры с сенсором APS-C (кроп-фактор - 1,6), будут 16-35,2 mm.

МАКСИМАЛЬНОЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ОТВЕРСТИЕ ДИАФРАГМЫ ОБЪЕКТИВА

Нередко еще говорят ДИАФРАГМА или СВЕТОСИЛА . Но понятие светосила, в данном случае не совсем верно, т.к. данное обозначение применимо к определению физического размера отверстия, создаваемого диафрагмой, а светосила - физический термин, на значение которого влияют многие факторы и диафрагма только один из них.

Обозначения имеют следующий вид (это примеры, реальные указанные числа на конкретных объективах будут различаться):

1) 1:1.4 - встречается как на фикс- так и на зум-объективах.
2) 1:3.5-5.6 - встречается на зум-объективах.

Например, если на объективе написано 50mm 1:1.4, значит он имеет постоянное фокусное расстояние 50 миллиметров с максимально возможной открытой диафрагмой f/1.4.

Если видим подобное обозначение - 28-70mm 1:2.8-4, это значит, что максимальное значение диафрагмы для фокусного расстояния 28 миллиметров будет - f/2.8. Но для фокусного расстояния 70 миллиметров, максимальное значение диафрагмы будет - f/4.

И наконец, если видим что-то вроде 70-200mm 1:2.8, то это значит, что для любого фокусного расстояния от 70 до 200 миллиметров, максимальное значение диафрагмы может быть - f/2.8.

Нужно учитывать, что:

1) Для переменной диафрагмы у фикс-объективов, максимальное её значение, при увеличении фокуса будет соответственно меняться на один стоп. Например, максимальное значение диафрагмы для объектива 10-22mm 1:3.5-4.5 на фокусном расстоянии 15 миллиметров, будет - f/4.0.
2) МИНИМАЛЬНОЕ значение диафрагмы на объективах указывается далеко не всегда, хотя это тоже немаловажный параметр. Увидеть его можно только на объективах, оснащенных ШКАЛОЙ ГРИП . Максимальные цифры, которые на ней обозначены и есть минимальными значениями диафрагмы.

На объективах разных производителей можно встретить отличающиеся написания связки фокусное расстояние/диафрагма, но суть от этого не поменяется. Примеры ниже:

Выше были описаны основные характеристики объективов. Но есть еще дополнительные уточняющие, которых значительно больше. Обычно, циферно-буквенные маркировки этих доп. характеристик у каждого производителя свои. Получить информацию о них можно у нас на сайте в соответствующих статьях раздела нашего сайта.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТИВОВ ПО СФЕРЕ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

  • ШИРОКОУГОЛЬНЫЙ объектив (еще говорят - короткофокусный объектив или «ширик») — объектив, с большими углами обзора от 60°, и фокусным расстоянием, варьирующимся от 10 до 35 мм. Часто используется для съёмки пейзажей, съемки в ограниченном пространстве, например, интерьеров.

  • Нередко, выделяют отдельно - СВЕРХШИРОКОУГОЛЬНЫЕ объективы, с очень большими (более 85°) углами обзора и очень короткий фокусом - от 7 до 14 мм. Из-за того, что они дают существенные геометрические искажения (бочкообразность) и обладают преувеличенной передачей перспективы, их часто используются для придания изображению дополнительной выразительности.

  • ФИШАЙ (FISHEYE - Рыбий глаз) - это объективы, с углом поля зрения в 180° и более. Характеризуется изначально присущей им очень сильно выраженной дисторсией (сферическое бочкообразное искажение), без которой такие углы обзора реализовать невозможно. Могут попадаться фишаи двух типов - КРУГОВЫЕ (с изображением в виде круга), и ДИАГОНАЛЬНЫЕ— с обычным полнокадровым изображением, и полем зрения по диагонали 180° (это фактически - самые «сверхширокие сверхширокоугольники»). Такие объективы используются только для творческой фотографии, для создания интересных геометрически искаженных изображений. Фишаи могут обладать фокусным расстоянием от 4,5 до 15 мм.

  • НОРМАЛЬНЫЙ объектив, у которого фокусное расстояние составляет от 37 до 70 мм и углом обзора от 40° до 60°. Считается, что восприятие перспективы снимка, сделанного нормальным объективом, наиболее близко к нормальному восприятию перспективы окружающего мира человеческим глазом. При этом самое популярное значение, со временем ставшее стандартом - 50 мм. 50мм объективы есть у каждого производителя фотографической оптики, причем нередко, с очень разными характеристиками и ценником.

  • ПОРТРЕТНЫЙ объектив, фокусное расстояние которого занимает промежуточное положение между нормальными и длиннофокусными. Нужно понимать, что само понятие портретный, очень относительно, а граница между портретным и длиннофокусным объективом условна. Стандартное фокусное расстояние - 85 мм, хотя «портретными» могут быть фокусные расстояния от 85 до 150 мм. При меньшем и большем фокусном расстоянии объективы дают ракурсные искажения, изменяющие пропорции лица. Для портретного объектива, кроме технических параметров, важен характер оптического рисунка и боке.

Справедливости ради, нужно сказать, что портретным - может быть любой нормальный или длиннофокусный объектив… все зависит от того, какого результата хочет добиться фотограф и как он видит результат своей работы. Есть известные фотографы, которые снимают портреты 50мм и даже 35мм объективами, и «лица гуманоидов», которые получаются на снимках расцениваются как творческий ход.

  • ДЛИННОФОКУСНЫЙ объектив — объективы, у которого фокусное расстояние составляет более 70мм иимеет угол обзора от 39° и меньше. Такие объективы предназначены для съёмки удаленных предметов (дикая природа, спортивные соревнования - все события, которые не дают возможности близко подойти к объекту съемки). Нередко выделяют еще СВЕРХДЛИННОФОКУСНЫЕ объективы. Это объективы, угол обзора которыхменее 9° и фокусные расстояния более 300 мм.

Вся вышеперечисленная классификация отталкивается от фокусного расстояния объективов. Но кроме того, Вам могут встретиться еще и такие типы объективов:

  • МАКРООБЪЕКТИВ (MACRO LENS) - объектив, предназначенный для съемки мелких объектов крупным планом. Особенностью такого типа объективов является то, что они способны фокусироваться на очень маленьких расстояниях (до нескольких сантиметров), при этом обладают фокусным расстоянием, обычно, от 60мм и более имаксимальной диафрагмой от f/2.8 и более. Кроме того хороший макрообъектив снимает с оптическим увеличением хотя бы 1:1. Все вышеописанные характеристики (малая дистанция фокусировки, длинный фокус и большие значения диафрагмы) подводят нас к основной особенности макрообъективов - возможности создать ОЧЕНЬ малую глубину резкости. у хорошего макрообъектива может быть менее миллиметра.

  • ТИЛТ-ШИФТ ОБЪЕКТИВ (TILT-SHIFT) - это дорогие специализированные объективы, у которых есть возможность корректировать перспективу изображения с помощью наклона (TILT) или сдвига (SHIFT) группы линз относительно оптической оси. Предназначены в первую очередь для съемки архитектуры и интерьеров, а также для создания панорам и интересных художественных фото с «эффектом миниатюры».

В завершение статьи упомянем еще КАТАДИОПТРИЧЕСКИЕ (или, как их еще называют - ЗЕРКАЛЬНЫЕ ) объективы…из-за их необычной конструкции и внешнего вида. Обратите внимание на зеркальный цилиндрический элемент в середине конструкции. Эти объективы используют комбинацию кривых зеркал и стеклянных элементов. Зеркальные объективы - это длиннофокусные объективы, но при этом обладающие очень малыми габаритами и возможностью фокусироваться на малых расстояниях. При этом есть и недостатки: это только фикс объективы (зум создать технически невозможно), они обладают неизменяемой и невысокой диафрагмой, они не бывают автофокусными.

В этой статье мы не будем подробно останавливаться на узко специализированных решениях, таких как мягкорисующие объективы, монокли, кинообъективы , так как это темы для отдельных статей,просто упомянем, что они есть.

Подводя итоги, хочется объяснить определенные моменты, с которыми можно столкнуться выбирая объектив.

Обычно, чем больше Вы платите, тем лучший объектив Вы получаете. Это, в общем справедливо, так как купив очень дорогой профессиональный объектив, вы не останетесь разочарованы качеством, которое получите (как качество самого объектива, так и качество выдаваемого им изображения). Но критерии выбора у всех разные:

  • кому-то нужен компактный объектив и качество изображения менее значимо, чем размер и вес,
  • кому-то важна идеальная точность и резкость изображения,
  • кто-то в первую очередь смотрит на боке,
  • для кого-то важно максимальное приближение и т.д.

Здесь специально не затрагивается тема качества изображения, так как само понятие качества очень относительно - все видят и оценивают по-разному. Для того, чтобы понять, что устраивает именно Вас, нужно определиться что вы планируете фотографировать, изучить фотографии, сделанные теми или иными объективами (в интернете можно найти немало примеров работ)...ну и конечно-же пробовать. Только практикуясь Вы придете к пониманию, что более всего подходит именно Вам.

Какой объектив мне выбрать? Это, пожалуй, второй по популярности вопрос, после вопроса о выборе самого фотоаппарата. Конечно, если объектив в Вашем фотоаппарате - встроен, то этот вопрос для Вас - мало актуален, но если Вы - владелец цифрозеркалки (DSLR)...

Вопрос о выборе объектива - не прост. Многие производителей камер предлагают большой выбор "стекол" для цифровых зеркальных фотоаппаратов. Объективы различаются и своей ценой, и качеством, и типом/видом, и, соответственно - назначением. А если учесть, что каждый фотограф имеет свой "стиль" съемки, то вопрос о выборе объектива - становится совсем не прост!

Ниже, я постараюсь разделить современные объективы по их видам и описать их возможные сферы применения. Так что когда Вы будете присматривать себе объектив - сможете гораздо проще сориентироваться в ассортименте, и сделать правильный выбор!

При чтении, имейте в виду, что далеко не все фотоаппараты имеют "полноразмерную" матрицу, так что иногда я буду упоминать "эквивалентное" фокусное расстояние. Дело в том, что если матрица недорогой цифрозеркалки - имеет диагональ матрицы на 60%меньше, чем полноценный размер 24х36 мм (а так чаще всего и бывает), то изображение на ней будет смотреться как бы чуть увеличенным - на те же 60%. Для пересчета фокусных расстояний - используется так называемый "кроп фактор", например, у большинства зеркалок Canon - он равен примерно 1,6 (например - у моделей Canon 400D, 500D, 550D, 30D, 40D, и многих других!), у Nikon - 1,5. Что это значит? Это значит, что у Canon 550D, если Вы будете снимать на объектив с фокусным расстоянием в 50 мм., получите в результате примерно такой же кадр, как на Canon 5D (с полноразмерной матрицей) - если бы он снимался на объектив с F = 80мм. Так как 50мм*1,6=80мм. Так что можно сказать, что в данном случае - что "объектив с фокусным расстоянием 50 мм., имеет эквивалентное фокусное расстояние в 80мм".

Ощутить воочию разницу между изображением на кроп матрице и полноразмерной матрице (так называемом "фулфрейме"), Вам поможет представленное ниже видео:

Объективы с постоянным и переменным фокусным расстоянием.

Во первых, следует знать - что не все объективы позволяют изменять свое фокусное расстояние, некоторые из объективов - имеют постоянное фокусное расстояние, и не имеют никакого "зума" (т.е. не позволяют "приближать" и "удалять" изображение в кадре). Если Вы покупаете объектив, например, с постоянным (фиксированным) фокусным расстоянием (такие объективы еще чаще называют фикс-фокалами) в 50мм., то будьте готовы к тому, что для того чтобы снять портрет - нужно будет приблизиться к человеку, а чтобы снять групповой портрет, или еще что-то помасштабнее - нужно будет хорошенько отдалиться от объекта съемки.

Объективы с постоянным фокусным расстоянием

Преимущества: обычно, более высокое качество получаемой картинки, более высокая светосила.

Недостатки: невозможность простого "зума", отсутствие "гибкости" при использовании.

Использование: художественная фотография, и прочие виды фотосъемки - в которых важна безупречность "рисунка" объектива.

Объективы с переменным фокусным расстоянием

Преимущества: удобство использования, повышенная универсальность, экономия места (один такой объектив - может, по сути, заменить несколько фикс-фокалов).

Недостатки: чаще всего - чуть худший "рисунок", чуть меньшая надежность, чуть больше искажений, обычно - несколько менее светосильны - чем объективы с фиксированным фокусным расстоянием.

Использование: там, где необходима универсальность. Очень полезны в путешествиях, при съемке репортажа.

Стандартные объективы

Этим термином (особенно - в англоязычной литературе) - в эпоху пленочной фотографии - назывались объективы с неизменным фокусным расстоянием в 50 мм. Такой объектив вносит минимум искажений в перспективу изображаемого пространства. Объектив с таким фокусным расстоянием - передает картинку максимально реалистично и достоверно, примерно "так, как видят глаза". Такие объективы - наиболее универсальны, и имеют большую популярность. У современных цифровых зеркальных фотоаппаратов - размер матрицы несколько меньше, чем кадр пленки, поэтому для получения наиболее реалистичного изображения - рекомендуется использовать объектив с фокусным расстоянием примерно в 30 - 35 мм.

Китовые объективы - с чего мы начинаем

Китовым объективом - называется объектив, поставляемый в комплекте с новым фотоаппаратом. Обычно, именно с такого "стекла" - начинается знакомство с миром объективов - у большинства фотолюбителей.

Самый обычный - "китовый" объектив. Canon 18-55mm, F 3.5-5,6

Чаще всего - в качестве стандартного - китового объектива - производители (например - Canon, Nikon) - используют объектив с переменным фокусным расстоянием - в диапазоне 18-55мм. И с диафрагмой - 1/3.5 - 1/5.6. Это не самые шикарные объективы - но они весьма и весьма универсальны, разве что слишком малые значения диафрагмы - затрудняют использование таких объективов - в условиях недостаточной освещенности.

Этим объективом - Вы сможете снять и портрет (правда, опять же из-за малой диафрагмы - сложнее получить красивое боке), и пейзаж, и бытовые/жанровые сцены. Этот объектив невероятно дешев, и им не страшно рискнуть - снимая пьянки-гулянки:)

В первую очередь - рекомендую воспользоваться именно этим объективом, чтобы понять - чего именно Вам не хватает - "телевика" - для съемки птичек и прочих сильно удаленных объектов, или наоборот - захочется приобрести сверхширокоугольный объектив - для съемки, например - пейзажей и архитектуры - "чтобы в кадр - все влезало!". В общем - не рекомендую покупать сразу какие либо узко специализированные объективы, пользуйтесь китовым, и прислушивайтесь к своим желаниям, чтобы сделать наиболее верный выбор!

Макро объективы

Этот тип объективов предназначен специально для съемки мелких объектов с близкого расстояния, для так называемой макросъемки (хорошая статья ). Многие объективы имеют функцию "макро", даже большинство компактных фотоаппаратов - со встроенным объективом - имеют "макро" режим. Но это "макро" - не такое мощное, как у специализированных объективов, хотя и их возможностей макросъемки - часто хватает.

Однако узкоспециализированные макро-объективы - позволяют добиваться наилучших результатов в макро-съемке.

Специализированные макро-объективы - чаще всего являются фикс-фокалами, их можно использовать и в качестве обычного объектива, например - снимать портреты, но сфера применения все же будет довольно ограниченной - по сравнению даже с обычным "китовым" объективом.

Телевик / длиннофокусный телефото объектив

Такие объективы - чаще всего используются при фотосъемке живой природы - зверей, птиц, и при фотографировании прочих объектов - к которым проблематично подойти достаточно близко - чтобы воспользоваться своим обычным объективом. "телевиком", с изрядной долей условности - можно назвать объектив с фокусным расстоянием - более 100мм. В продаже имеются доступные варианты таких объективов - с фокусным расстоянием до 300 мм, более длиннофокусные (и соответственно - лучше "увеличивающие" изображение) объективы - может себе позволить - не каждый любитель фотографии...


Имейте в виду, что при большом фокусном расстоянии - большую роль на качество фотографии - оказывает дрожание рук фотографа, и соответственно - фотоаппарата. Поэтому фотографии, сделанные таким объективом - часто оказываются смазанными, и при съемке в данном случае - рекомендуется использовать минимально возможную выдержку, а также использование штатива . Также, для устранения эффекта тряски - объективы часто оснащаются стабилизаторами изображения (обычно - в маркировке обозначается как "IS"), что часто оказывается весьма полезно, хотя и не всегда "спасает" кадр.

Широкоугольный (короткофокусный) объектив - широкоугольник

Как и следует из названия - объективы этого типа имеют очень широкий угол обзора. Применяются чаще всего - в пейзажной и архитектурной съемке , некоторые свадебные фотографы - предпочитают такие объективы, и используют их в качестве основных - в связи с тем что с помощью широкоугольника - можно получить довольно симпатичные и необычные кадры. Такими объективами - можно (с изрядной долей условности) назвать объективы с фокусным расстоянием меньше 30 мм (в эквиваленте).


Объектив "рыбий глаз", фокусное расстояние - 8мм.

Фотосъемка широкоугольным объективом - требует большого мастерства, так как верные спутники объективов такого вида - характерные искажения - линейные и перспективные. Линейные искажения могут проявляться, например, в том - что прямые линии (особенно по краям кадра) - могут выглядеть в кадре изогнутыми, а перспективные... лучше посмотреть на фотографиях.

Самым "широкоугольным" - можно назвать такой вид объективов, который носит название "рыбий глаз ". Объективы "рыбий глаз" - имеют угол обзора в 180 о и всегда создают невероятные искажения пространства - в кадре - часто очень высоко ценимые - многими любителями (да и профессионалами) мира фотоискусства.

Так снимает "рыбий глаз", угол охвата - 180 градусов. Spinna II from *JRFoto* ©

На что еще обратить внимание при выборе объектива?

Виньетирование . Рассматривая тестовые фотографии (которые можно поискать в Интернете) - Вы можете заметить, что у многих фотографий (особенно - у фотографий, снятых широкоугольным объективом) - края несколько затемнены. Это обусловлено тем, что в связи с законами оптики и в зависимости от конструкции объектива, грубо говоря - по краям изображения - при съемке - света попадает меньше, чем по центру. И этот эффект называется виньетированием. Хотя иногда - виньетирование используется - как художественный прием, считается, что чем меньше выражено виньетирование у какого либо объектива - тем лучше. Особенно заметен бывает эффект виньетирования - если на объектив одета, например, защитная линза - с высокими бортиками - бортик насадочной линзы многократно увеличивает виньетирование, поэтому следует выбирать насадочные линзы с самым невысоким бортиком. Бороться с этим эффектом, или наоборот - добавить его в кадр - можно с помощью Photoshop.


Виньетирование заметно на краях кадра. Фотограф: Карпин Антон. ©

Аберрации . Часто приходится видеть - что края особо контрастных участков кадра - бывают словно сияют всеми цветами радуги, или "отливают" каким либо одним цветом. Например - синим, или красным. Это случается из-за того, что свет различных цветов - преломляется в объективе не одинаково, и как бы "расслаивается", синий цвет вполне может сфокусироваться не совсем там - где красный, особенно - на краях кадра. Производители объективов различными способами пытаются справиться с этим эффектом(называемым - аберрацией), в объективах премиум класса - это явление подавляется вполне успешно. К бюджетным же моделям - стоит присматриваться получше, виньетирование в них может быть очень заметным. Также возможно подавление данного явления - в Photoshоp.


Скорость фокусировки . Чаще всего, недорогие объективы фокусируются несколько медленнее, чем дорогие. Делая свой выбор, обратите внимание на скорость фокусировки - до покупки объектива, если она имеет для Вас важное значение.

Пыли/влагозащищенность . Китовые объективы, и другие недорогие модели - чаще всего довольно уязвимы при съемке под дождем или в пыли. Зато, например, объективы Canon серии L - могут без проблем фотографировать хоть под дождем, хоть в песчаную бурю в Сахаре... Но и стоят - соответственно своему качеству!

Стабилизация изображения . Стабилизация бывает полезна при съемке без штатива - в условиях недостаточной освещенности без штатива, а также при съемке длиннофокусными объективами - в которых "тряска" - часто приводит к смазыванию кадра. Включение к конструкцию объектива - стабилизатора - повышает его стоимость. А также, в большинстве случаев - приводит к уменьшению времени работы фотоаппарата от аккумулятора - поскольку многие типы стабилизаторов - при работе потребляют его энергию. Впрочем, стабилизатор - практически всегда легко отключается.

Максимальное отверстие диафрагмы . Чем больше - тем лучше (удобнее снимать в темноте и получать красивое боке). Но - тем дороже.

Байонет . Практически каждый производитель фотоаппаратов - использует байонет собственной конструкции. Байонет - это устройство для крепления объектива к фотоаппарату, поэтому получается так, что объектив для Nikon, не подойдет для Canon, и оба они не подойдут для Sony... Правда, многие производители объективов (например - Sigma, Tamron) производят свои объективы с разными байонетами, предназначенными для использования на разных фотоаппаратах, так что выбор остается - за Вами!

65369 Фотография с нуля 0

В этом уроке вы узнаете: Фотообъектив. Устройство и принцип работы. Что такое светосила объектива. Уход за объективами. Фикс или зум-объектив? На что обратить внимание при выборе и покупке фотооптики. Светофильтры.

В первых уроках мы рассмотрели принцип действия цифрового фотоаппарата, из каких основных элементов он состоит, какие типы фотокамер существуют, их характеристики и как выбрать фотокамеру. Настала очередь поговорить о важнейшем элементе фотоаппарата, от которого зависит 70% качества ваших фото - об объективе. Достаточно сложный материал с множеством новых терминов.

Объектив фотокамеры представляет собой весьма сложную конструкцию. Как правило, он состоит из целого ряда стеклянных линз, преломляющих и фокусирующих свет, поступающий в объектив. Благодаря этому увеличивается изображение снимаемой сцены и осуществляется фокусировка на конкретной точке.

Объектив конструктивно состоит из следующих основных элементов: системы линз и сферических зеркал, изготовленных из специального оптического стекла, металлической оправы и диафрагмы. В лицевой части объектива располагается линза, основное предназначение которой состоит в сборе световых лучей. Внутри объектива размешаются уже другие линзы и сферические зеркала, которые отвечают за последующее преломление света и дальнейшее формирование изображения. Количество линз или оптических элементов в конструкции современных объективов может быть разным. При этом они могут быть соединены друг с другом или, наоборот, разделены воздушным пространством. В простейших объективах используется система, состоящая из одной — трех линз. А в высококачественных и дорогих объективах количество оптических элементов, выполненных из различных сортов стекла, может достигать десяти и более.

Устройство сменного объектива (визуально различимы три группы линз)

Высокая точность взаимного расположения линз в объективе достигается за счет крепления линз в металлической оправе. То есть оправа - это не просто корпус объектива, а компонент, обеспечивающий необходимое расстояние между линзами, а также защиту оптических элементов от механических и климатических воздействий. Оправа обычно имеет несколько кольцеобразных деталей. В результате поворота одного из таких колец обеспечивается осевое перемещение той части металлической оправы, в которой укреплен основной блок объектива. Конструкция оправ объектива предполагает возможность ручного или автоматического изменения диафрагмы, то есть регулируемого по величине отверстия, способного изменять количество световых лучей, проходящих через объектив на матрицу цифрового фотоаппарата.

Шестилепестковая диафрагма

Диафрагма в объективе представляет собой светонепроницаемую заслонку с небольшим отверстием в центре, которая просто отсекает световые лучи, проходящие сквозь края линзы. Такая заслонка в подавляющем большинстве объективов состоит из тонких металлических лепестков серповидной формы, установленных по окружности между линзами объектива. Эти лепестки диафрагмы могут поворачиваться одновременно друг с другом, двигаясь в пространство между линзами или выходя из него. Диафрагма служит для изменения глубины резко изображаемого пространства (ГРИП). Уменьшая размер диафрагменного отверстия, мы можем повысить резкость кадра.


Элементы сменного объектива

В устройство объектива может входить фокусировочное кольцо. Оно используется для ручной наводки объектива на резкость. Вращая кольцо объектива, фотограф может сделать резким либо передний, либо задний план. Если же объектив снабжен функцией автофокуса, то фокусировочное кольцо вращается автоматически благодаря специальному мотору. При нажатии на кнопку затвора камеры объектив автоматически фокусируется на резкость. Фиксирование фокусировки обычно происходит при нажатии кнопки спуска до половины.

В современных сменных объективах ведущих производителей применяется ультразвуковой привод фокусировки (USM), встроенный непосредственно в объектив. Благодаря ему обеспечивается очень быстрая скорость работы фокусировки. Существуют объективы и с так называемым отверточным приводом, который механически связывает объектив и фотоаппарат. Такая система работает более медленно и шумно.


Типы ультразвуковых приводов фокусировки объективов Canon

Помимо автофокуса, в конструкции объектива часто встраивается и механизм стабилизации, который компенсирует дрожание камеры при увеличенных выдержках, тем самым, давая фотографу возможность получать резкие кадры в условиях недостаточной освещенности без использования штатива. Объектив с переменным фокусным расстоянием (зум-объектив) имеет специальное кольцо трансфокатора, используемое для изменения фокусного расстояния. С помощью такого кольца можно приблизить или отдалить снимаемый объект в кадре.

Оправа объектива может составлять одно целое с камерой только в том случае, если объектив жестко встроен в фотоаппарат.

В цифровых же камерах, рассчитанных на использование сменных объективов, применяется система крепления объектива — байонет . Такие системы крепления объектива к камере у каждого производителя свои собственные, хотя существуют и некоторые открытые стандарты байонета. Размеры и форма байонета зависят от типа камеры, к которой крепится объектив.

Сам объектив может, в свою очередь, предоставлять возможность для установки разнообразных фильтров. Для этого он оснащается специальной резьбой, расположенной вокруг внешней линзы. Именно на эту резьбу и прикручиваются различные фильтры и другие аксессуары для объективов, о которых мы поговорим ниже.

Объективы фотокамер бывают сменными или несменными.

Несменные объективы устанавливаются постоянно и не подлежат смене на другие. Очевидно, что такие объективы упрощают обращение с фотокамерой, хотя это и не всегда удобно. Например, существенно изменить фокусное расстояние во время съемки не представляется возможным. Остается лишь пользоваться возможностью изменять фокусное расстояние самого несменного объектива либо применять насадочные линзы для получения эффекта широкоугольного или телеобъектива. Правда, в большинстве цифровых фотокамер для выбора подходящей композиции предусмотрена возможность изменения масштаба изображения простым нажатием соответствующей кнопки.

Сменные объективы . Возможность менять объективы в зависимости от конкретной ситуации во время съемки очень удобна для контроля творческого процесса. Например, стоя на одном месте, можно сначала снять с высоким качеством всю окружающую местность широкоугольным объективом, а затем конкретный элемент сцены — телеобъективом. Позволяя устанавливать самые разные объективы, цифровая фотокамера обеспечивает максимальное удобство во время съемки и качество фотографий, хотя комплект сменных объективов стоит достаточно дорого.

Характеристики объектива

Объективы характеризуются двумя основными параметрами - светосилой и фокусным расстоянием. Как правило, значения этих параметров указываются на передней части оправы любого объектива.

Наверняка, если вы не раз слышали такое понятие, как светосильный объектив. Скорее всего, именно светосила играла ключевую роль при выборе той или иной линзы, и конечно же продавец ссылался на этот мистический параметр - светосила!

Вначале давайте разберемся, что такое светосила объектива. Если просто, то светосила - это пропускная способность объектива, т.е. светосила показывает какое максимально возможное количество света проходит через объектив и попадает на матрицу цифрового фотоаппарата. Чем больше светосила у объектива - тем больше света через него может проходить, тем больше возможности при съемке в плохом освещении без использования вспышки или штатива. Кроме того, объектив с большой светосилой помогает сфокусировать фотокамеру. Благодаря тому, что такой объектив пропускает больше света, фотокамера может быть лучше сфокусирована даже при относительно слабом освещении.

Светосила объектива зависит от следующих параметров:

  • диафрагма
  • фокусное расстояние
  • качество оптики

Не будем углубляться в физику, скажу лишь что отношение диаметра максимально открытой диафрагмы к фокусному расстоянию, как раз и будет вашей светосилой (геометрической светосилой объектива). Именно эту светосилу производители оптики и указывают на корпусе объектива - 1:1.2, 1:1.4, 1:1.8, 1:2.8, 1:3.5-5.6 и так далее. Естественно, чем больше это соотношение, тем больше светосила объектива. Поэтому светосильные объективы считаются те, у которых соотношение 1:2.8, 1:1.8, 1:1.4 и более.


Фокусное расстояние (ФР) - это одна из важнейших характеристик объектива фотокамеры, которая обычно указывается на объективе и измеряется в миллиметрах. Если быть более точным, то указывается заднее фокусное расстояние - это расстояние от оптического центра объектива до точки фокусировки.


Зависимость угла обзора от фокусного расстояния объектива

С практической точки зрения фокусное расстояние можно рассматривать в качестве кратности увеличения объектива. Чем больше фокусное расстояние, тем больше объектив увеличивает изображение. При большом фокусном расстоянии изображение, проецируемое на сенсоры, содержит меньшую часть снимаемой сцены.

Фокусное расстояние и размер сенсора определяют угол обзора камеры. У объективов с переменным фокусным расстоянием (зумом) указывается диапазон фокусных расстояний.

В зависимости от фокусного расстояния различают:

Широкоугольный объектив . Фокусное расстояние до 35-50 мм. Этот объектив заставляют близкие объекты казаться еще ближе, а удаленные объекты еще дальше, создавая при этом сильное ощущение перспективы. Применяется при съемке пейзажей, архитектуры, в тесных помещениях.

Нормальный объектив (стандартный) . Фокусное расстояние от 50 до 80 мм. Фокусное расстояние такого объектива примерно равно диагонали кадра. Человеческий глаз обеспечивает угол зрения около 50 градусов, что и обеспечивать данный объектив, то есть изображение приближено к тому, что мы с вами обычно видим, поэтому он и называется нормальный объектив. Он применяется при съемке портретов, чтобы не допустить искажения лиц.

Телеобъектив . Такой вид объектива имеет фокусное расстояние более 80 мм. Благодаря этому он значительно увеличивает предметы. Он применяется в спорте и любой другой репортажной съемке, где невозможно подойти ближе к снимаемому объекту.

Некоторые из объективов имеют постоянное фокусное расстояние (такие объективы еще чаще называют фикс-объективами), и не имеют никакого "зума". Преимущества: обычно, более высокое качество получаемой картинки, более высокая светосила. Недостатки: отсутствие "гибкости" при использовании. Использование: художественная фотография и прочие виды фотосъемки, в которых важна безупречность "рисунка" объектива.

Объективы с переменным фокусным расстоянием позволяют "приближать" и "удалять" изображение в кадре. Преимущества: удобство использования, повышенная универсальность, экономия места (один такой объектив может, по сути, заменить несколько фиксов). Недостатки: чаще всего - худший "рисунок" (это происходит главным образом потому, что при создании конструкции зум-объективов производителям приходится идти на ряд компромиссов, включая ввод дополнительных линз для расширения пределов оптического увеличения объектива), чуть меньшая надежность за счет наличия подвижных элементов, чуть больше искажений, обычно - менее светосильны, чем объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Использование: там, где необходима универсальность. Очень полезны в путешествиях, при съемке репортажа.

Качество объектива

В предыдущем уроке мы говорили о суперзумах - компактных камерах с объективами со значительным диапазоном ФР (либо так называют сами объективы). У данной категории недостатки зум-объективов проявляются особенно значительно, несмотря на технические новшества изготовителей. Невозможно оптимально сбалансировать оптическую формулу такого объектива для качественной работы в диапазоне ФР несколько десятков, а то и сотен единиц. Я бы сравнил такой объектив с кухонным комбайном - умеет все, но все недостаточно хорошо. Подробнее о суперзумах на нашем ресурсе. Поэтому при выборе камеры с несменными объективами или при покупке зум-объектива я не рекомендовал бы "гнаться" за универсальностью суперзумов, если вас прежде всего интересует качество фотографии. Такая покупка может быть оправдана лишь для фото из путешествий, не претендующих на обложку глянцевых журналов, и когда качество ваших снимков определяется критерием "Меня хорошо видно? А пирамиды сзади попали в кадр?")))

Во время съемки при слабом освещении объективы с большой светосилой позволяют получать резкое изображение при малой выдержке. Независимо от типа цифровой фотокамеры (с несменным или со сменным объективами) объектив оказывает решающее влияние на качество получаемого изображения. Высококачественные объективы всегда позволяют получать наиболее резкие, четкие изображения, сохраняющие максимальную степень детализации в области света и теней.

Итак, наиболее качественные фотографии получаются светосильными объективами с фиксированными фокусными расстояниями, и именно поэтому большинство профессиональных фотографов предпочитают съемку именно фиксами.

Определение недостатков объектива

Несмотря на заверения в высоком качестве производимой мировыми лидерами оптики, при покупке рекомендуется проверить вашу фотокамеру с конкретным объективом. Стоят даже бюджетные объективы недешево, и обнаруженные после покупки дефекты могут обернуться потерей времени в походах по гарантийным и сервисным центрам, и просто испорченным настроением от неудачной покупки.

Прежде всего, после простой проверки объектива на отсутствие механических дефектов, грибковых поражений (из-за неправильного хранения у продавца) и пыли между линзами, необходимо выполнить тест на бэк-фронт-фокус.

Понятие бэк-фокус (back-focus, от англ. "back" — задний) означает, что при наведении на точку фокусировки объектив промахнулся назад — ГРИП сместилась назад. При фронт-фокусе (front-focus, от англ. "front" — передний) соответственно промах происходит вперед, ГРИП сместилась вперед. Для тестирования сменного объектива используется специальная шкала с мишенью, которую необходимо заранее скачать из интернета и распечатать на принтере.

Подробнее об этой и других проверках (на резкость, хроматические аберрации) на нашем ресурсе. Если вам еще достаточно сложно с этим разобраться, просто запомните эти понятия - бэк-фокус и фронт-фокус. В последствии вернитесь к этому материалу.

Искажения в объективе

Линзы объектива преломляют и фокусируют свет для получения окончательного изображения. При этом изображение может быть искажено. Аберрациями в фотографии называют искажения снимков, сформированные системой оптики. В зависимости от природы происхождения аберрации бывают хроматическими и геометрическими.

Если контуры объектов на фотографии имеют неестественно вогнутую или выпуклую форму, и это не является художественным замыслом, такой вид геометрической аберрации называется дисторсией . Наиболее явно искажение проявляется при использовании широкоугольных объективов.

Подушкообразное искажение — это вид искажения, при котором края изображения изгибаются вовнутрь. Такое искажение может произойти в объективе с переменным фокусным расстоянием при максимальном увеличении, а также при установке насадочных линз на короткофокусные объективы. Этот вид искажения наиболее заметен на прямых линиях вблизи краев изображения. Подушкообразное искажение обычно устраняется в программе редактирования изображений.

Бочкообразное искажение — это противоположный подушкообразному вид искажения. При бочкообразном искажении изображение кажется выпуклым, а прямые линии изгибаются наружу. Такое искажение происходит при установке очень малого увеличения в объективах с переменным фокусным расстоянием либо в широкоугольных объективах. И этот вид искажения наиболее заметен на прямых линиях вблизи краев изображения. Аналогично подушкообразному искажению, бочкообразное может быть в программе редактирования изображений.

Хроматическая аберрация — этот вид оптического искажения обусловлен отсутствием фокусировки света разной длины волны в одной и той же фокальной точке. При этом коротковолновый свет преломляется больше, чем длинноволновый, в результате чего возникает рассогласование света разной окраски в окончательном изображении. Такое искажение характерно для большинства любительских цифровых фотокамер, в которых применяются объективы более низкого качества. Для сведения к минимуму хроматической аберрации в большинстве объективов профессиональных фотокамер применяется стеклянная оптика с малой дисперсией. Кроме того, хроматическая аберрация наблюдается при использовании недорогих широкоугольных объективов.

Цветные ореолы на ярких краях изображения представляют собой разновидность хроматической аберрации. Это явление возникает тогда, когда свет внутри объектива создает окантовку пурпурного цвета вдоль краев изображения. Такой недостаток легко обнаруживается по цветной окантовке на высококонтрастных краях полученного снимка.

ПРИМЕЧАНИЕ. Возможность устранения подушкообразных и бочкообразных искажений, а также хроматической аберрации в программе редактирования изображений отнюдь не означает, что этими видами искажений следует пренебрегать при оценке качества объектива. Если в двух или трех изображениях устранить их нетрудно, то в 100 или более изображениях сделать это намного сложнее.

Уход за объективами

Очистка объектива - дело, подход к которому должен быть ответственным с самого начала пользования камерой. Дорогая фототехника нуждается во внимании и уходе, поскольку неаккуратное пользование может привести к серьезному загрязнению, которое значительно снизит качество снимков и приведет к преждевременному износу или повреждению оптики.

Для ухода за оптикой применяют влажные и сухие салфетки, ватные палочки, щеточки для чистки оптики, груши для продувки пыли. Рынок предлагает богатый ассортимент разнообразных технических решений для чистки оптики. Современные инструменты чаще всего комбинируют в себе выше перечисленные средства.

Сухая пыль . Пыль считается абразивом, который способен исцарапать поверхность линзы, поэтому снимать ее нужно очень осторожно и делать это в первую очередь, в сравнении с другими загрязнениями. Сухая пыль лучше всего удаляется интенсивной струей воздуха, направленной относительно к поверхности линзы под углом 10-35 градусов. Если пылинка не удаляется, нужно «обработать» ее грушей с разных сторон. Продувка грушей - первый и самый эффективный метод очистки оптики от сухой пыли, поэтому его бывает вполне достаточно.

Влажная пыль . Иногда пылинки прилипают к линзе. В этом случае используется щеточка, которую перед применением нужно стряхнуть. Движения щеточки при съеме пылинок должны быть короткими и мягкими, по направлению от центра к краям с легким закручиванием, чтобы не допустить попадания пыли в пазы между объективом и линзой. После удачной уборки пылинки объектив нужно хорошо продуть грушей.

Влажные капли . Влажные капли желательно убирать еще до их высыхания, иначе вместо жидкости получим абразивные микрокристаллы неорганических солей или органический жир. Для этих целей лучше всего подходят упомянутые выше микрофибрильные салфетки или палочки, поскольку мгновенно и почти полностью впитывают влагу. Сильно нажимать при очистке не нужно, поскольку этим можно выдавить уже собранную жидкость и лишними движениями сделать царапины. Протирать стоит от центра линзы к ее краям по-спирали без усилий, короткими деликатными движениями.

Сухие капли . В случае если жидкость все-таки испарилась и оставила на линзе соляные кристаллы, для недопущения микро-царапин необходимо применять специальные влажные салфетки, заканчивая сухой палочкой до полного устранения загрязнения. Если линза объектива имеет довольно большой диаметр, для удобства стоит воспользоваться салфетками, но в этом случае рекомендуется надевать одноразовые перчатки, чтобы предотвратить загрязнение салфетки руками.

Жирные пятна и отпечатки пальцев . Данный тип загрязнения очень распространенный. В данном случае лучше всего использовать специальный карандаш Lenspen, который позволяет удобно и эффективно счищать загрязнения с линз объективов.

Полезные советы.

  1. Всегда используйте специальную сумку для транспортировки и хранения фотокамеры, дополнительной оптики и аксессуаров, в том числе и средств, для чистки. Сумка защитит аппарат от попадания пыли, термических перепадов и механических ударов, которые часто бывают при транспортировке.
  2. При съемке в местности, где есть угроза попадания пыли или капель воды, заранее используйте защитные светофильтры разных производителей, которые если испортятся, стоят значительно дешевле, чем дорогая оптика.
  3. Помните, что даже профессиональная умелая чистка линз оставляет после себя незаметные микроскопические следы и микроцарапины, которые со временем могут вызвать помутнение оптики, поэтому следите за чистотой объективов с самого начала и не допускайте лишних механических движений по линзам и они прослужат вам долгие годы.
  4. Ни в коем случае не снимайте загрязнения с линз пальцами и не используйте не приспособленные для этого материи. Это может механически или химически повредить деликатное стекло или покрытие линз.
  5. Не дуйте на объектив - микроскопические капельки слюны обязательно попадают на линзу, как бы вы того не хотели.
  6. Для чистки оптики больше всего подходит чистое безветренное помещение. Перед тем, как приступить к работе, нужно обеспечить максимальную чистоту и освещение рабочего места и вымыть руки.

Светофильтры

Светофильтры применяются для корректировки цвета, яркости и контрастности фотографируемых объектов. Также их используют для создания различных цветовых и световых эффектов. Большинство же начинающих фотографов считают, что современная фотография ушла довольно далеко, поэтому сейчас можно спокойно обойтись без светофильтров. Конечно, современные технологии ушли достаточно далеко, но это не значит, что без такой полезной вещи как светофильтр в современной фотографии можно обойтись. Почему продолжают использоваться светофильтры? Разобраться с этим не так уж то и трудно. Главное - научиться правильно их использовать и чередовать, ну а остальное - приложится.

Поскольку светофильтры несколько понижают светосилу объективов, в цифровой фотографии оправдано применение лишь некоторых. Для любителькой съемки достаточно и необходимо иметь следующие светофильтры:

Защитный светофильтр. Служит в качестве защиты внешней линзы объектива от пыли, дождя и механических воздействий. Часто в этой роли лучше использовать ультрафиолетовый (UV). Из-за дороговизны технологического процесса получается, что чем дороже светофильтр, тем меньше потеря светосилы при его использовании. Поэтому не рекомендуется использование совсем уж дешевых светофильтров.

UV - фильтр. Предназначен для нейтрализации избытка лучей ультрафиолетовой части спектра, которые окрашивают общий фон в ярко-синий цвет. Лучи этого спектра не видны человеческим глазом, но регистрируются матрицей фотоаппарата. UV - светофильтры незаменимы при съемке в горах и в солнечную погоду - убирают голубую дымку и цветовая гамма выглядит более естественно. При использовании UV - фильтра фотографии выходят несколько более контрастными, лучше прорисовывается небо.


Поляризационный светофильтр. Данный фильтр незаменим при пейзажной и архитектурной съемках. Он состоит из двух стекол со специальным покрытием - вращая одно относительно другого, можно добиться исчезновения отражения и бликов с неметаллических поверхностей, таких как вода или стекло.

В солнечный день небо и море становятся огромными отражателями всех солнечных лучей - это отрицательно сказываются на качестве фотографии - она получается блеклой и бесцветной. Применяя данный светофильтр, фотограф получает дополнительную возможность насыщения цвета и улучшения контраста как отдельных частей сцены так и изображения в целом.

Нейтральный светофильтр . Служит для снижения светосилы объектива, чтобы предотвратить передержку, когда диафрагмированием сделать этого нельзя. Часто используется для съемки движущейся воды, когда нужна длинная выдержка.

Как видите, без "вышедших из употребления" светофильтров не может обойтись даже современная фотография. И при выборе компактной фотокамеры наличие резьбы на объективе под светофильтр должно быть для вас дополнительным аргументом в пользу той или иной модели.

Итоги урока №3:

Мы узнали об объективах, их конструкции и характеристиках. Попытались разобраться, что же за магическое слово "светосила", и какие светофильтры и для чего нужны начинающему фотолюбителю. Узнали много новых терминов.

Практическое задание:

1. Внимательно изучить термины, упомянутые в уроке, и постараться их запомнить. В дальнейшем мы будем часто их использовать в своих уроках.

2. Внимательно изучить объектив вашей фотокамеры, его маркировку. Попытайтесь самостоятельно выполнить проверку объектива на бэк-фронт-фокус.

3. Представьте, что вам реально предстоит покупка портретного и теле-объективов (наиболее востребованы любителями) для вашей фотокамеры (если у вас компактная камера - выберете для выполнения задания модель со сменными объективами, если бы ее купили или планируете купить). Исходя из ваших задач на съемку и возможностей - выбираем объектив: от выбора конкретной модели, проверки в магазине до приобретения аксессуаров.

4. Расскажите о вашем мнении об объективе с маркировкой - 18-200 f/3.5-6.3.

Результаты выполнения задания мы ждем на . Там же мы можете задать вопросы по изложенному материалу.

В следующем уроке №4: Практические основы фотосъемки. Автоматика современной фотокамеры: автофокус, автоматический экспозамер. Принципы работы режимов приоритета выдержки и приоритета диафрагмы. Как добиться выразительности фотоснимка, управляя техническими параметрами. Использование автоматических и ручных режимов фотокамеры.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - Маркировка объективов

Общепринятые обозначения

80-200mm; 18-55mm; 300mm и т. д. — фокусные расстояния. Для объективов с фиксированным расстоянием указывается в виде одного числа. На зум-объективах записывается в виде диапазона, первое число — минимальное ФР, второе — максимальное.
- F:3.5-5.6; F:1.4 — максимально возможная диафрагма. Может быть указана в виде диапазона или одного числа. Одно число указывается на объективах с фиксированным фокусным расстоянием, а также на зум-объективах, которые обеспечивают на фокусных расстояниях постоянное значение диафрагмы. Диапазон указывается на бюджетных зум-объективах и некоторых профессиональных в силу конструкции не способных обеспечить постоянную диафрагму.

Canon

  • EF (Electro Focus) — обозначение байонета автофокусных камер.
  • EF-S (Electro Focus-short backfocus — короткий задний отрезок). Обозначение байонета камер, имеющих матрицу APS-C.
  • USM (Utlrasonic Motor) — для автофокусировки используется ультразвуковой мотор, встроенный в объектив.
  • L (Luxury) — высококачественные объективы, при производстве используются дорогостоящие и низкодисперсные линзы, производятся в пылевлагозащищённом корпусе.
  • FT-M (Full Time Manual) — объектив c постоянной ручной фокусировкой.
  • TS-E (Tilt-Shift) — специальные объективы с возможностью коррекции перспективы за счёт наклонов и сдвигов оптического узла.
  • I/R (Internal Focus Rear Focus) — объективы с внутренней фокусировкой или фокусировкой задней группой линз (с невращающейся передней линзой, при фокусировке длина объектива не меняется)
  • IS (Image Stabilizer) — оптическая стабилизация изображения.
  • DO (Diffractive Optics) — объективы с дифракционными элементами. Отличаются малыми размерами и весом.
  • MP-E (Macro Photo Electronic) — объективы предназначенные для макросъёмки.
  • Float — система плавающих линз в объективе. Предназначена для устранения аберраций при фокусировки на коротких расстояниях.
  • CaF2 (Fluorite) — флюоритовое стекло в части линз объектива. Используется для уменьшения аберраций, более эффективно, чем Super UD.
  • UD (Ultra-low dispersion) — линзы из низкодисперсного стекла, c низким значением дисперсии, используется для уменьшения влияния хроматических аберраций.
  • S-UD (Super Ultra-low dispersion) — линзы из сверхнизкодисперсного стекла, предназначены для уменьшения хроматических аберраций.
  • AL (Aspheric Lens) — асферические элементы, используется для умешения аберраций.
  • CA (Circular Aperture) — чтобы получить круговую форму диафрагмы в объективе используется особая форма лепестков.
  • STM (Stepping Motor) - объективы с шаговым мотором.

Nikon

  • AI/AI-S (Automatic Indexing) — объективы без автофокуса.
  • AI-P — объективы без автофокуса, аналогично предыдущим, дополнительно снабжены электронным экспозамером.
  • AF (Autofocus) — автофокусные объективы без встроенного мотора фокусировки.
  • AF-N (AF-new cosmetics) — объективы с более узким кольцом ручной фокусировки.
  • AF-D, D (AF-Distance Information) — объективы с возможностью передавать камере расстояние до объекта.
  • AF-I (AF-Internal Motor) — первое поколение объективов со встроенным мотором автофокусировки.
  • AF-S (AF-Silent Wave Motor) — второе поколение объективов с мотором автофокусировки, для таких объективов не требуется наличие «отвёртки» в камере.
  • CRC (Close Range Correction) — в объективе установлен оптический элемент, уменьшающий влияние аберраций при фокусировке на короткой дистанции.
  • G (G-type) — объективы без кольца управления диафрагмой.
    Micro (Macro)— объективы, предназначенные для макросъёмки.
  • PC-E (Perspective Control)— объективы с коррекцией перспективы (тилт-шифт).
  • ED — в объективе используется низкодисперсионного элементы для снижения хроматических аберрации.
  • IF — объектив моноблочного (цельного) исполнения, фокусировка происходит за счёт смещения линз внутри объектива.
  • DC (Defocus Control) — в объективе есть функция контроля боке.
  • VR (Vibration Reduction) — стабилизатор изображения.
  • N — технология позволяющая уменьшить блики и отражения за счёт нанесения нанокристаллов.
  • DX — для камер, имеющих матрицы формата APS-C.
  • FX — объектив для камер c полнокадровым сенсором.

Sony

  • A (Alpha Type), — обозначение типа байонета.
  • CZ (Carl Zeiss) — объективы разработанные компанией Carl Zeiss для камер с байонетом A.
  • ZA (Zeiss Alpha) — объективы созданные Sony Alpha для Zeiss.
  • G (Sony Professional Lens) — профессиональная серия объективов, отвечающая высоким стандартам.
  • Vario-Sonnar, Planar T*, Sonnar T*, Distagon T* — обозначения типа конструкции объективов от Carl Zeiss.
  • SAM (Smooth Autofocus Motor) — более дешёвый мотор, чем SSM.
  • STF (Smooth Transition Focus) — в объективе присутствует оптический элемент, благодаря которому переходы между областями в фокусе и не в фокусе отображаются очень плавно.
  • SSM (Super Sonic wave Motor) — ультразвуковой мотор.
  • DT (Digital Technology) — объективы для камер с APS-C матрицей.
  • D (Distance Integration) — объектив поддерживает функцию передачи камере информации о дистанции на сфокусированный объект.
  • APO — объектив содержит апохроматические элементы для уменьшения хроматических аберраций.
  • xi — функция изменения фокусного расстояния встроенным мотором.

Pentax

  • (D) FA — эти объективы созданы для полнокадровой камеры.
  • DA (Digital) — объективы для камер с сенсором APS-C.
  • DA-L (Digital, Plastic) — объектив, аналогичный DA, облегченной версии, байонет выполнен из пластика.
  • DA* (Digital, Pentax’s «L») — профессиональная линейка объективов, в пылевлагозащищенном корпусе.
  • AL (Aspherical lens) — объектив содержит асферические элементы для устранения хроматических аберраций.
  • IF (Internal focus) — фокусировка этого объектива происходит за счёт перемещения внутренней группы линз.
  • PZ (Power Zoom) — механический привод зума.
  • AF (Autofocus) — объективы с системой автоматической фокусировки.
  • SDM (Sonic Direct drive Motor) — объективы со встроенным ультразвуковым мотором.
  • SMC (Super Multi Coating) — объектив с многослойным покрытием.
  • K-series — объектив с креплением байонета K.
  • A-series — объектив с креплением Pentax A.
  • F, FA — объектив для полнокадровой камеры, оснащённый кольцом контроля диафрагмы.
  • FA J — полнокадровый автофокусный объектив без кольца изменения диафрагмы.
  • Limited — объективы выпускаемые лимитированной серией, компактной конструкции.

Sigma

  • EX — объектив дорогой серии с улучшенными оптическими и механическими характеристиками.
  • ASP (Aspherical Lens) — в объективе для уменьшения размеров и улучшения рабочих характеристик используется асферические элементы.
  • APO (Apochromatic) — объектив сконструирован с использованием низкодисперсного стекла.
  • OS (Optical Stabilizer) — встроена система оптической стабилизации изображения.
  • HSM (Hyper-Sonic Motor) — объектив со встроенным ультразвуковым мотором.
  • RF (Rear Focus) — данный объектив оборудован системой фокусировки с помощью тыльных групп линз.
  • IF (Inner Focus) — при фокусировке перемещаются внутренние группы линз. Моноблочный объектив.
  • Conv (APO Teleconverter EX) — можно использоваться с APO Teleconverter.
  • DG (DG Lens) — объективы с широкими углами и большой диафрагмой, используются для камер с полно-кадровым сенсором.
  • DC (DC Lens) — объективы разработанные для фотоаппаратов с APS-C матрицей.

Tokina

  • AS (Asperical Optics) — в объективе используются асферические элементы для уменьшения аберраций.
  • F&R (Aspherical F&R) — объективе сконструирован с использованием асферического элемент типа F&R. За счёт использования этой технологии достигается качество изображения с равномерно светлыми краями и скорректированной сферической аберрацией.
  • SD (Super Low Dispersion) — в конструкцию объектива входят низкодисперсные элементы, используется для устранения хроматических аберраций.
  • HLD (High refraction, Low dispersion) — технология для предотвращения возникновению хроматической аберрации.
  • MC (Multi-Coating) — специальное прозрачное антибликовое многослойное покрытие, защищающее от отражений и нежелательных бликов, технология применяется для повышения резкости и цветопередачи.
  • FE (Floating Element) — специальная система плавающих элементов, которые перемещаются при изменении фокусного расстояния, снижая астигматизм объектива.
  • IF (Internal Focus) — система внутренней фокусировки, в процессе фокусировки двигается внутренняя группа линз, внешние части объектива не вращаются.
  • IRF (Internal Rear Focus System) — во время фокусировки двигается задняя группа линз.
  • FC (Focus Clutch) — объектив с механизмом фиксации фокуса.
  • AT-X (Advanced Technology — Extra) — объективы с переменной диафрагмой для современных зеркальных камер.
  • PRO — объективы профессиональной линейки, с постоянной диафрагмой.
  • One Touch FC — система, применяемая в объективах Tokina AT-X PRO, для переключения между автоматической и ручной фокусировкой происходит с помощью перемещения кольца фокусировки.
  • DC — в объективе установлен ультразвуковой мотор.
  • DX — объектив создан специально для камер с матрицей APS-C.
  • FX — объектив для полнокадровых камер.
  • M (Macro) — объектив предназначен для макросъемки.

Tamron

  • Di (Digital) — обозначает новое поколение объективов, специально приспособленных к требованиям цифровых зеркальных фотокамер.
  • Di II (Digital-II) — эта серия объективов создана специально для использования в цифровых камерах с APS-C матрицей.
  • SP (Super Performance) — это линия объективов, отвечающих самым высоким дизайнерским требованиям и отличным техническим параметрам.
  • ASL (Aspherical) — для устранения сферических аберрации и искажения объектив оснащен асферифескими элементами.
  • LD (Low Dispersion) — элементы LD изготавливаются из специального стекла, обладающего чрезвычайно низким коэффициентом цветового. В результате обеспечивается эффективная компенсация хроматической аберрации.
  • AD (Anomalous Dispersion) — объектив оснащён стеклом с аномальным рассеянием. Позволяет эффективно компенсировать осевые хроматические аберрации у телеобъективов, а также боковые хроматические аберрации у широкоугольных объективов традиционной конструкции.
  • HID — стеклянный элемент в объективе позволяющий сводить к минимуму хроматическую аберрацию по оси и в углах поля кадра.
  • IF (Internal Focusing) — объектив сконструирован с системой внутренней фокусировки.
  • ZL (Zoom Lock) — предельное расстояния, с которого возможна наводка на резкость, позволяет выполнять макросъемку в диапазоне Megazoom.
  • SHM — легкий и чрезвычайно прочный механизм от Tamron, на основе специальной пластмассы и усиления из нержавеющей стали, для монтажа объектива на камеру.
  • USD (Ultrasonic Silent Drive) — в объективе встроен ультразвуковой мотор.
  • BIM (Built-In Motor) — встроенный мотор, позволят использоваться объектив на камерах Nikon, не оснащённых «отверткой».
  • VC (Vibration Compensation) — объектив оснащен системой стабилизации.
  • PZD (Piezo Drive) — пьезоэлектрический привод авто-фокусировки.

Свет попадает в фотокамеру через объектив. Каким образом с помощью объектива можно получить качественное и резкое изображение? Зная , можно дать полноценный ответ на этот вопрос.

Оптическая линза

В лицевой части объектива находится оптическая линза – один из ведущих элементов, входящих в . С помощью этой линзы свет направляется в камеру и попадает на . Внутри объектива находятся другие оптические линзы, которые отвечают за дальнейшее формирование изображения. Их также называют «оптическими элементами»:

Резьба для фильтров

В также входит резьба для фильтра, которая расположена вокруг внешней линзы. На эту резьбу можно прикручивать различные фильтры и другие аксессуары для объективов. На каждом объективе есть пометка о диаметре этой резьбы, чтобы фотограф мог подобрать фильтр по размеру.

Фокусировочное кольцо

На каждом объективе есть фокусировочное кольцо. Этот элемент, входящий в , можно использовать для ручной наводки объектива на резкость: вращая кольцо, фотограф может определить, какая часть сцены будет резкой – передний или задний план. В объективах с функцией это кольцо вращается автоматически благодаря специальному мотору, когда фотограф прижимает кнопку спуска наполовину. Обычно на таких кольцах находятся пометки о расстоянии до объекта, на который фокусируется фотограф.

В с переменным фокусным расстоянием (возможностью приближать и отдалять объект) входит специальное кольцо для изменения фокусного расстояния, которое также называют кольцом трансфокатора. Возможность такого объектива приблизить или отдалить объект ограничивается фокусным расстоянием. Оно обозначается отрезком между минимальным и максимальным фокусным расстоянием объектива, например, 70-300 мм. Этот отрезок называется рабочим отрезком объектива.

На старых объективах (например, советских), также есть кольцо диафрагмы, с помощью которого можно установить значение диафрагмы. В современного производства оно не входит – диафрагма контролируется только через корпус камеры.

Диафрагма

Диафрагма – регулируемое по величине отверстие, которое входит в . С помощью этого отверстия регулируется количество света, попадающего на матрицу. Размер отверстия определяется значением F. Большое отверстие обозначается маленьким значением (например, f2.8). Маленькое отверстие обозначается большим значением (например, f16). Чем больше отверстие диафрагмы, тем сильнее размыт фон.

Байонет

Байонет – металлическая оправа, входящая в . Байонет – это место крепления объектива к камере. Размер и вид крепления зависит от типа камеры, к которой крепится объектив. Разные производители используют различные формы байонетов. Объектив, в свою очередь, устанавливается на кольцо объектива (или байонет) самой камеры. Чтобы установить объектив, нужно соединить его в месте, где совпадают точки на объективе и камере (красная или белая для разных объективов). После небольшого поворота объектив «встанет» на камеру. На байонете также находятся контакты, через которые камера передает объективу параметры съемки.