Обязательное для всех работников подчинение. Правила внутреннего трудового распорядка: проблемные вопросы практики и законодательства

И сообществ и сегодня религия является мировоззрением . Это значит, что она определяет цели и смысл нашего существования на земле и во Все-ленной. Это значит, что есть оправдание каждому явлению, каждой существующей вещи, даже если общий замысел творца нам непо-нятен. Безусловно, в подобном ракурсе собственная жизнь кажется более масштабной и значимой. Вечный вопрос о поиске смысла для верующего человека не остается неразрешимым: служение Богу — основное предназначение человека.

Фрейд отмечает психологическое значение религиозной веры как для индивида , так и для общества в целом. В религии получают свое разрешение не преодоленные конфликты детского возрас-та, но также порождаются общие смыслы, укрепляющие осно-вы общежития, способствующие самосохранению человечества в борьбе против подавляющей мощи природы. Религия, уста-навливая ограничения и запреты, постулирует нравственные нормы; смягчает страх перед жизненными опасностями, уте-шает в несчастье и вселяет уверенность. Кроме того, религия способна соперничать с наукой, так как она «дает ответы на загадочные для человеческой любознательности вопросы, на-пример, о возникновении мира и об отношении между телом и душой». Фрейд убежден, что в будущем наука позволит преодолеть религию и ее вредное воздействие на умы, заставляющее восприни-мать окружающую действительность в искажающем свете иллюзии. Материал с сайта

К. Г. Юнг

В аналитической психологии К. Г. Юнга религия не ставится в прямую зависимость от невротических состоянии. Религиозные идеи и смыслы, по Юнгу, возникают не как компенсация вытесненных сексуально-агрессивных влечений. Они появляются в результате проникновения в сознание предсуществующих, универсальных, про-являющихся спонтанно всюду и везде, регулярно повторяющихся архетипических образов, происходящих из самых глубинных слоев психики — коллективного бессознательного . К. Г. Юнг согласен с трактовкой З. Фрейдом религиозных символов бога и богини, яв-ляющихся проекцией образов реальных родителей, с поклонения которым начинается любая архаическая культура. Однако Юнг ка-тегорически не признает «эдиповых» корней переноса. Бог — не осуществленная в фантазии мечта о всевластии и всемогуществе. Данный персонаж символизирует защиту и опеку, но также нака-зание за прегрешения. Поскольку взрослый человек нуждается в помощи так же, как и ребенок, но не может при этом апеллировать к физическим родителям (что равносильно инфантилизму), то он создает в воображении вымышленный образ, прототипом которого является реальный человек. Соответственно, богиня-мать воплощает гиперболизированные качества реальной матери: она — подательни-ца жизни, блага, тепла, обеспечивает младенца всем необходимым, но она же может предстать в виде грозной, гневной богини, наказывающей за провинности.

Словом, по Юнгу, первоначальное осознание норм и правил поведения в социуме (семье и группе) контролируется религиозно-ритуальным поведением. Кроме того, идея бога — защитника дает надежду на будущее и психологическое успокоение в травмирую-щей ситуации. Эти же функции религии отмечал З. Фрейд. В от-личие от предшественника К. Г. Юнг не уподобляет возникновение религиозных представлений образованию комплексов, не считает их обусловленными невротической деятельностью. Он видит в рели-гиозных феноменах инстинктивные основания. «Религия — является свойственной только человеку инстинктивной позицией, проявления которой можно наблюдать на всем протяжении истории человечества. Ее очевидной целью является сохранение психического равновесия, поскольку естественный человек обладает не менее естественным «знанием» того факта, что функции его сознания могут в любое вре-мя спасовать перед неконтролируемыми событиями, происходящими как внутри, так и снаружи его. По этой причине он всегда заботит-ся о том, чтобы соответствующими мерами религиозного характера обезопасить любое трудное решение, которое, скорее всего, будет иметь определенные последствия для него самого и других людей». Между прочим, исследователь был убежден, что до появления науки психологии вопросами души

В современном мире многое меняется. Ранее наиболее важными являлись мировоззренческая, адаптивная, охранительная и социально-критическая Но по мере возникновения духовных кризисов, секуляризации, синкретизма, индифферентности на первый план вышло другое направление. И сейчас наиболее весомой является иллюзорно-компенсаторная функция религии.

Общая информация

Чем является компенсаторная функция религии? Обычно под ней понимают то, что определённые верования могут давать людям утешение, помогают находить душевное равновесие и примиряться с неизбежными происшествиями. В данном случае религия оказывает одурманивающее действие, дарит иллюзорную надежду на то, что в будущем всё будет лучше. В качестве примера можно привести избавление от страданий или вечную жизнь. Из-за таких заблуждений данная функция и называется иллюзорно-компенсаторной. Если к этому добавить ещё и адаптацию с самоидентификацией, то получится целый комплект. С научной точки зрения в таком случае религия будет оказывать значительное психологическое влияние.

Изменение мировоззрения

Компенсаторная утешительная функция религии необходима для того, чтобы упорядочивать, стабилизировать и гармонизировать внутренний мир человека. При этом следует отметить субъективистский подход. Дело в том, что религия может дать иллюзорный образ мира, но предлагаемые ею способы являются неэффективными или в корне неправильными. Многие исследователи высказывают мысль, что в данном случае корректнее всего будет употреблять термин «психологическая защита». Наиболее важным является аспект преодоления состояния апатии, в которое впадает множество людей. Это состояние является чрезвычайно опасным, поскольку человек перестаёт интересоваться тем, что происходит вокруг него. Жизнь и её прелести его уже больше не прельщают, и в лучшем случае он просто устранится от социума. А в худшем может вообще решить, что ему здесь делать нечего - и совершить самоубийство.

Оказание помощи

Задача религии в данном случае - убедить человека, что при возникновении проблем и горя жизнь не обрывается, а продолжается. Необходимо продолжать борьбу. Правда, в качестве ориентиров даются обманчивые обещания последующего вознаграждения, которого может и не быть. Следует отметить, что принципы религии нашли своё использование и в практической психологии. В качестве примера можно привести Носсрата Пезешкиана. В 2007 году во время своего выступления в Львове он описывал высокую эффективность использования религии. Так, этот психолог утверждал, что необходимо корректировать точку зрения, чтобы в конечном результате все взгляды человека на жизнь были в гармонии. Многие проблемы возникают из-за того, что в сознании есть конфликт из-за непонимания четкой границы между религией, церковью и верой. К подобным выводам пришел и Владета Еротич. Он отмечал, что человек может испытывать неопределённость ввиду какого-то конфликта. И при разборе причин нестабильности, конфликтов и прочего священники часто демонстрируют результативность не меньшую, чем профессиональные психологи. Часто результат достигается за счёт доверительных отношений, поскольку практических умений им всё же не хватает, а кроме этого, они ограничены существующей доктриной мировоззрения.

Применение на практике

Следует отметить, что значимости такой психологической стабилизации людей не уделяется необходимое внимание. Конечно, иллюзорно-компенсаторная функция религии может быть использована не всегда, а только в отдельных случаях, но она может помочь преодолеть состояние неопределённости. Необходимо позаботиться и о том, чтобы человек не впал в излишний фанатизм, и не возникла ситуация «из огня да в полымя». Если есть религиозный человек, который пребывает в апатии, то чрезмерное вдохновляющее воздействие может негативно повлиять на его будущее. Если не придерживаться определённых рамок, то чрезмерно увлеченный религией человек может стать фанатиком.

Исследование

Кому интересна компенсаторная функция занимается тщательным изучением этого аспекта общественной жизни. Было замечено, что оптимальной является ситуация, когда человек достиг такого уровня интеллектуального развития, когда сам может понимать и воспринимать все происходящие в его жизни события, и при этом не нуждаться в таких искусственных механизмах поддержания психологического комфорта. Но единогласного заключения пока достичь не удалось. Так, бытует мнение, что функции религии: мировоззренческая, компенсаторная и иные помогают сохранять общество в состоянии относительной стабильности. Другие же считают, что это только мешает природному отбору. Да, их точка зрения жестока - но полностью отказать ей в справедливости мы не можем.

Социальная поддержка

Не следует сбрасывать со счетов различные особенности. Так, исследователем Клибановым было отмечено, что некоторые общины (в его случае баптистская) имеют ещё служат страховкой для верующих на случай негативных происшествий. В качестве примера таковых можно привести одиночество, болезнь, потерю трудоспособности и тому подобное. Иными словами, верующий может рассчитывать не только на духовное утешение и моральную поддержку, но и на материальную помощь. Другой исследователь, Вебер, вторит ему и считает подобные организации чем-то похожим на кассу взаимопомощи. По его мнению, компенсаторная функция религии, пример которой был приведен, способствует тому, что религиозные воззрения членов общины поддерживаются более активно. Ведь в данном случае значительно повышается уровень их взаимодействия. Функционирует сама система. Причем в религиозных обществах такую поддержку можно наблюдать на самом различном уровне - начиная от слов утешения и бесплатных обедов и заканчивая медицинским обслуживанием и пенсионным обеспечением.

Использование компенсаторной функции религии

Давайте рассмотрим, как происходит процесс утешения. В качестве примера возьмем человека, у которого в жизни произошло событие, грозящее разрушить его жизнь. Человек начинает впадать в состояние апатии, его больше не интересует то, что происходит вокруг, он зациклился на чем-то одном или его вообще ничего больше не беспокоит. А теперь возьмём распространённую религию, например, христианство. Согласно догмам этого мировоззрения, если хорошо себя вести, раскаяться в грехах и так далее, то можно гарантированно рассчитывать на счастливую жизнь. То есть, блаженство не даётся даром - это необходимо заслужить. И чтобы получить жизнь, полную счастья, следует потрудиться. Для этого необходимо двигаться от простой веры в догму к соблюдению предписаний, изложенных в Библии.

Заключение

Следует отметить, что религия является очень интересным общественным механизмом. Наверняка можно сказать, что мы до сих пор не можем полностью оценить её значение для нашего прошлого, настоящего и будущего. Но это не значит, что религия не должна изучаться. Более того, необходимо учитывать механизмы её возникновения и влияния на психику, чтобы понимать, как она функционирует. Ведь сейчас она хоть и не выполняет главенствующую роль, но до сих пор продолжает влиять на нас в том или ином смысле.

Прежде чем рассматривать основные функции религии, необходимо дать определение этого понятия. В настоящее время в отечественной религиоведческой и научно-атеистической литературе под "функциями религии" понимается характер и направление ее воздействия на общество в целом и на отдельные его элементы.

1. Мировоззренческая функция . Религия включает определенное миропонимание (объяснение мира, места в нем человека, сущности природы и т.д.), мирочувствование (эмоциональное отражение внешнего мира, самочувствование человека), оценку мира, мироотношение. Религиозное мировоззрение реализуется в поведении и взаимоотношениях верующих, в структуре религиозных организаций.

Своеобразие религиозного мировоззрения состоит в том, что оно отражает действительность сквозь призму веры в сверхъестественный абсолют - Бога, получающего разные наименования в зависимости от религиозной конфессиональности.

  • 2. Иллюзорно-компенсаторная функция . Смысл данной функции заключается в том, что религия иллюзорно восполняет практическое бессилие человека, его неспособность сознательно противостоять природным и социальным процессам, а также управлять различными отношениями в человеческом бытии. В этом случае религия в некоторой мере отвлекает людей от реальности и, создавая определенные иллюзии в сознании индивида, облегчает его страдания, поддерживая в человеке потребность в отвлечении от действительности и тех больных проблем, которыми наполнена его жизнь. Важным свойством этой функции является ее психологическое воздействие, которым снимается стрессовое состояние.
  • 3. Коммуникативная функция . Религия выступает средством общения людей в рамках определенных религиозных организаций, отдельных групп. Общение осуществляется прежде всего в культовой деятельности. Богослужение в храме, в молитвенном доме, участие в таинствах, общественная молитва рассматриваются как главное средство общения и единения верующих с Богом и друг с другом. Кроме того, храм или иное молитвенное помещение нередко являются единственным местом, где жители определенного населенного пункта могут собираться вместе, не только ради религиозного, но даже и обыденных встреч. Внекультовая деятельность также обеспечивает общение людей.
  • 4. Интегрирующая функция . Религия может выступать в роли фактора интеграции отдельных групп граждан, а также общества в целом, укрепляющего и поддерживающего существующую систему социальных отношений. Регламентируя поведение и деятельность индивидов, объединяя их мысли, чувства, стремления, направляя усилия социальных групп и институтов, религия способствует стабильности данного общества. Сплачивая единоверцев и "вооружая" их своими идеями, религия оказывает содействие консолидации всех, кто придерживается этих взглядов.
  • 5. Регулятивная функция . Религиозные идеи, взгляды, представления, ценностные установки, стереотипы поведения, культовая деятельность и религиозные объединения выступают регуляторами поведения приверженцев данной веры. Будучи нормативной системой и основой общественно санкционированных способов поведения, религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность.

Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой живет и функционирует данное религиозное объединение. Можно выделить, в первую очередь, следующие “нерелигиозные функции: политическая, экономическая, воспитательная, культурно-просветительская и т.п.

Названные функции религии осуществляются не изолированно, а в комплексе и проявляются как в обществе в целом, так и на уровне социальных групп и отдельных личностей.

Место и социальное пространство функций религии меняются в зависимости от общественных условий и, в первую очередь, от уровня развития культуры народа на каждом этапе исторического развития.