Обязательства по контракту не имеющие стоимостного выражения. Новые правила расчёта пеней и штрафов по государственным контрактам

Особую проблему в анализе затрат и выгод в государственном секторе представляет оценка таких затрат и выгод, которые не имеют рыночных цен. Например, проблему представляет оценка стоимости спасённой жизни при анализе эффективности того или иного проекта в сфере общественного здравоохранения, или оценка стоимости сохранённого животного мира, редких растений при рассмотрении проекта по охране окружающей среды, стоимость сэкономленного времени. Таким образом, трудность представляет собой оценка стоимости времени, оценка стоимости жизни, оценка стоимости природных благ.

Для решения этой проблемы разработаны различные процедуры, методики оценки благ, не имеющих рыночной цены.

В некоторых случаях мы можем сделать какие-то оценки, опираясь на косвенную информацию, которую предоставляет рынок. Это относится к оценке стоимости времени. Цену сэкономленного времени необходимо включать в оценку выгод при анализе эффективности таких государственных расходов, которые направлены на строительство автомобильных и железных дорог, метрополитена. Один из вариантов расчёта такого рода выгод связан с оценкой времени как эквивалента упущенной или приобретённой заработной платы.

Предполагается, что каждый из нас делает выбор между дополнительной работой и дополнительным отдыхом. Отказ от одного часа работы означает сокращение дохода и соответствующего потребления благ на величину этого дохода. Вместе с тем это означает приобретение дополнительного часа для отдыха. Стоимость времени оценивается при этом в размере упущенной заработной платы. Например, при строительстве новой станции метро вы на полчаса экономите время на поездку до места работы. При часовой заработной плате в 100 руб. цена сэкономленного времени будет равна 50 руб.

Такой подход к оценке времени имеет свои недостатки. В частности, при этом не учитывается тот факт, что люди не слишком свободны при выборе между работой и отдыхом. Кто-то предпочёл бы дополнительную работу, но не может её найти. Получается, что при оценке времени в координатах возможной заработной платы цена свободного времени завышается. Многие люди в меньшей степени ценят своё свободное время.

Вместе с тем кто-то предпочёл бы свободное время, но вынужден подрабатывать. Другими словами, некоторые считают, что подход к оценке времени с позиций заработной платы наоборот приводит к недооценке стоимости свободного времени.

Существуют примеры, как недооценки стоимости времени, так и его переоценки. Например, цена свободного времени университетского профессора выше его заработной платы, т.е. его свободное время недооценивается. Во-первых, потому что его зарплата относительно невелика, во-вторых, существуют выгоды неденежного характера, которые профессор получает в свободное время. С другой стороны высокая заработная плата шахтёра, возможно, ведёт к завышению стоимости его свободного времени.



Таким образом, стоимостная оценка времени предполагает, что:

§ осуществляется выбор между работой и свободным временем (отдыхом),

§ стоимость времени оценивается в размере альтернативных издержек свободного времени (упущенная заработная плата),

§ люди часто не свободны при выборе между работой и отдыхом,

§ существует как недооценка стоимости времени, так и его переоценка.

Похожая методика используется при оценке стоимости жизни . В принципе жизнь бесценна, никто из нас даже в кошмарном сне не хотел бы даже думать о том, сколько стоит жизнь близких ему людей. Но общество во многих случаях вынуждено заниматься этой оценкой. Ярким примером является необходимость оценки стоимости спасённой жизни, анализируя затраты и выгоды проекта расходов на снижение уровня дорожных происшествий, проекта в общественном здравоохранении, уменьшающего заболеваемость и смертность.

В США условная оценка стоимости жизни авиапассажира (гражданина США) установлена на уровне 3 млн.долл.и она пересматривается с учетом инфляции, в 1997 г. она оценивалась в 2.7 млн.долл. Методика расчета учитывает такие факторы как возраст, образование, работу и годовой доход. Родственники американцев, погибших в результате террористической атаки на США 11 сентября 2001 г. получили от 250 до 7 млн.долларов. Сумма компенсации рассчитывалась на основе показателей потенциального дохода работника в результате продвижения по карьерной лестнице – т.н. «коэффициента роста». Во Франции, страховая компенсация должна полностью покрыть все виды потерь, понесенных пострадавшей стороной: она учитывает не только оплату лечения, компенсацию физического и морального ущерба, страданий, с ними связанных, но и потерю упущенного дохода. Помимо обязательного страхования (социального, автомобильного, имущественного и т.д.), действует система специальных фондов для самых непредвиденных случаев – стихийных бедствий, непредвиденных ситуаций на автодорогах (косуля) и т.п. за счет части отчислений по обязательным страховым системам. В Великобритании за последнее десятилетие ХХ века доля затрат на страхование жизни и пенсионное обеспечение выросла на 6%. Застраховать жизнь можно от 1 фунта 69 пенсов (около 80 руб.) ежемесячно (для самых молодых, без вредных привычек, пристрастий к рискованным видам спорта британцам, страхующимся не пожизненно, а на определенный срок). Весьма обширна и разнообразна система страхования, действующая в Германии. Сумма выплат зависит от месячного взноса и для 20-летнего дешевле, чем для 50-летнего гражданина, при этом практически не покрываются случаи самоубийства. А в Финляндии среднестатистическая выплата компенсации за потерю одного из членов семьи в пользу родственников составляет лишь несколько сот евро. См.: Российская газета от 25.11.2010, №264


Необходимость оценки стоимости жизни возникает в связи с ограниченностью общественных ресурсов и множеством вариантов для использования этих ресурсов. Даже в случае с проектами, направленными на сохранение человеческой жизни, вероятность положительного результата может быть очень маленькой. При этом снижается экономическая целесообразность проекта.

В основном при оценке стоимости жизни используются следующие методы: метод вменённого дохода, метод выявленных предпочтений.

Метод вменённого дохода используется главным образом для оценки стоимости жизни в рабочий период жизненного цикла. Он основан на оценке того, сколько человек смог бы заработать, если бы остался жив и в перспективе умер бы естественной смертью. Его прошлые доходы воспроизводятся в будущем.

У этого метода тоже есть свои недостатки. Одним из них является то, что стоимость средств существования и стоимость жизни расцениваются как одно и тоже, средства существования и жизнь приравниваются. Жизнь – это сложный, многогранный и многомерный процесс. В жизни кроме средств существования есть много аспектов, которые не принимаются во внимание в этой методике. Производство дохода для многих людей не является смыслом жизни, поэтому это не может быть основанием для оценки стоимости жизни.

Другим недостатком метода вменённого дохода является фактическое игнорирование такого важного периода жизненного цикла как жизнь после выхода на пенсию. В этот период человек не зарабатывает. Получается, что в рамках данной методики жизнь после выхода на пенсию не имеет ценности.

Таким образом, оценка стоимости жизни по методу вменённого дохода:

§ основана на оценке того, сколько человек смог бы заработать, если бы остался жив,

§ предполагает, что прошлые доходы воспроизводятся в будущем,

§ расценивает стоимость средств существования и стоимость жизни как одно и тоже,

§ не оценивает жизнь после выхода на пенсию.

Метод выявленных предпочтений несколько иначе подходит к оценке стоимости жизни. Название метода связано с определением предпочтений при выборе профессии. Люди, выбирая профессию, выбирают степень риска несчастного случая, связанного с этой профессией. Высокая степень риска компенсируется более высокой заработной платой. Высокий риск и высокая зарплата, незначительный риск и меньшая зарплата, - это предпочтения, которые выявляются, определяются, при выборе работы и профессии. Работа профессора и шахтёра представляют собой противоположные примеры выявленных предпочтений в отношении риска и уровня доходов.

Рассматриваемый метод оценивает стоимость жизни исходя из того, каков дополнительный доход, необходимый для компенсации более высокого риска несчастного случая. Многие считают, что недостатком метода выявленных предпочтений является недооценка стоимости человеческой жизни. Как правило, люди слабо представляют себе реальные риски, которые их ожидают в будущем. Кроме этого, даже зная о подстерегающих их опасностях, люди стараются об этом не думать, надеются на благополучный исход.

Можно привести примеры фактических оценок стоимости жизни. Очевидно, что эти оценки существенно различаются. Так, в начале 2000-х годов в США стоимость жизни составляла от 4 до 9 млн. долл. (в ценах 2000 г.) за одну жизнь. Органы государственного регулирования США используют данные разных оценок. Оценки Агентства по охране окружающей среды выше, чем оценки Управления транспорта.

Экстраполяция американских данных при оценке стоимости жизни россиянина показывает, что стоимость жизни россиянина примерно в 3 раза ниже аналогичного показателя для американца, т.е. составляет от 1,3 до 3 млн. долл.

Идёт дискуссия по поводу того, какую оценку использовать при оценке затрат и выгод по государственным проектам. Те, кто выступает против единой оценки стоимости жизни, считают, что необходимо учитывать разные обстоятельства смерти. В частности, учитывать, что смерть может произойти в результате действий, связанных с добровольным риском. Например, вождение автомобиля предполагает риск несчастного случая, садясь за руль, человек знает это.

Трудным вопросом является вопрос о том, отличается ли стоимость жизни ребёнка от стоимости жизни взрослого человека, которому исполнилось 30 лет, или от стоимости жизни старого человека, который прожил 80 лет. Эта проблема возникает, например, при рассмотрении государственных проектов в сфере общественного здравоохранения. В частности, известно, что формы раковой болезни у детей отличаются от форм раковых заболеваний у пожилых. Существуют две государственные программы научных исследований раковых заболеваний, занимающихся исследованиями болезни в разных возрастных группах. Приходится выбирать, в какой степени финансировать эти программы в условиях ограниченных государственных ресурсов. С целью эффективного использования государственных средств необходим анализ затрат и выгод по обеим программам. Как поступить?

В целом оценка стоимости жизни по методу выявленных предпочтений предполагает:

§ определение предпочтений при выборе профессии,

§ выбор профессии - это выбор степени риска несчастного случая, связанного с этой профессией,

§ оценку стоимости жизни исходя из того, каков дополнительный доход, необходимый для компенсации более высокого риска несчастного случая,

§ недооценку стоимости человеческой жизни.

Оценка стоимости природных благ также представляет собой проблему в анализе затрат и выгод по проектам государственных расходов. В связи с загрязнением окружающей среды общество осуществляет значительные расходы на её охрану и восстановление. Любой проект по охране окружающей среды предполагает оценку возможных результатов в стоимостной форме в условиях, когда рынок не предоставляет необходимой информации. Кроме этого проблема оценки стоимости природных благ, таких, например, как чистый воздух, незагрязнённая вода, пение птиц в утреннем лесу, зелёный цветущий луг, возникает при оценке ущерба, наносимого природе предприятиями.

Весной 2005 года жители Москвы и Северо-Западного Подмосковья были обеспокоены загрязнением верховьев Волги в районе г. Ржева. Это произошло в результате аварии на нефтехранилище. Чистая волжская вода, которая попадает в систему водоснабжения жителей Москвы и Подмосковья, была смешана с нефтью на многие километры по течению реки, луга были испорчены, стала умирать рыба. Встал вопрос о возмещении нанесённого ущерба. А это требует стоимостной оценки ущерба.

Практически при оценке стоимости природных благ может быть использован так называемый метод "условной оценки" (contingent valuation). Эта методика предусматривает выборочный опрос по особой системе жителей региона или жителей страны в целом, если речь идёт об общенациональном проекте охраны окружающей среды. Опрос должен выявить, как люди оценивают то или иное природное благо, как они оценивают ущерб, нанесённый окружающей среде. Возник специальный термин, обозначающий цену природных благ, связанных со средой существования человека, - "стоимость обитания" (existence values).

Речь идёт о той сумме, пусть пока небольшой, которую люди готовы платить за сохранение окружающей среды. Например, сколько вы готовы заплатить за то, чтобы в реке вновь появились бобры, чтобы остатки старинной дубовой рощи, которую хотят уничтожить, по-прежнему были украшением любимого вами пейзажа, чтобы на островах Охотского моря котики свободно жили и размножались и т.д.

Суммы, которые вы готовы заплатить, разные, так как вы в разной степени цените те или иные аспекты окружающей среды, среды вашего обитания. Пусть в крайнем случае с котиками вы готовы отдать всего лишь двухрублёвую монету, но в масштабах России это составит сумму порядка 300 млн. рублей. И если нефтедобывающие компании Сахалина наносят ущерб популяции котиков, то сумма компенсации ущерба может быть оценена на основе проведённого обследования.

Таким образом, оценка природных благ по методу "условной оценки" предполагает:

§ выборочный опрос по особой системе жителей региона или жителей страны,

§ определение того, как люди оценивают то или иное природное благо, как они оценивают ущерб, нанесённый окружающей среде,

§ "стоимость обитания" (existence values) – это цена природных благ, связанных со средой существования человека.

Метод условной оценки был впервые применён в США, в частности, при оценке судом ущерба, нанесённого компанией "Эксон" в результате разлива нефти из её нефтехранилищ в 1989 году. Данная методика оценки также имеет свои недостатки. Она совершенствуется. В настоящее время метод условной оценки используется в государственном регулировании использования окружающей среды.

  • On 15.02.2018
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки в строительстве, Закупки у единственного поставщика, Нарушения в закупках, НМЦК, СМП, ФАС, Электронный аукцион

В конце 2017 года было внесено изменение в процесс начисления санкций, которые грозят сторонам контракта по закону 44-ФЗ. Их внесло постановление Правительства № 1042 от 30 августа 2017 года. Продолжая тему , расскажем, как сейчас начисляются штрафы и пени заказчику и поставщику.

В контракте в обязательном порядке должны быть прописаны условия об ответственности сторон, поскольку они являются существенными. Исключение сделано лишь для некоторых случаев закупки у единственного поставщика (часть 15 статьи 34 закона 44-ФЗ).

Как и прежде, меры ответственности назначаются в виде штрафа и пеней. Пени устанавливаются за нарушение сроков, а штрафы - за нарушение условий контракта .

Как начислять пени

Пени начисляются в размере 1/300 от ключевой ставки Центрального Банка РФ, действующей на дату уплаты. Пени по этой ставке рассчитываются от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки , в том числе за выходные и праздничные дни (письмо Минфина от 13 апреля 2016 года № 02-04-06/21780). Датой начала отсчета является день, следующий за тем, когда обязательства по контракту должны были быть выполнены.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

В общем случае формула расчета пеней выглядит так:

Пени = ЦК * 1/300 * Ставка ЦБ * Просрочка ,

  • ЦК - это цена контракта;
  • Ставка ЦБ - ключевая ставка Банка России на день уплаты;
  • Просрочка - количество дней, прошедших после крайней даты оплаты контракта.

В ФАС считают недопустимым начисление пени в размере, более 1/300 ставки ЦБ. Пример - предписание Омского УФАС от 16 октября 2017 года № 03.10.1/279-2017.

В случаях, когда обязательство исполнено, но не полностью, размер пени должен быть уменьшен на стоимость исполненной части . Кроме того, при расчете пеней из количества дней нужно исключить те, в течение которых заказчик товара (услуги) и оформлял и ее результаты . Эти дни исключаются при условии, что в контракте специально не оговорены иные положения. На это Минфин указывает в своем письме от 7 ноября 2017 года № 24-03-08/73293.

Штрафы за нарушение обязательств

Если нарушитель - заказчик

Штрафы за нарушение условий контракта заказчиком устанавливаются в фиксированной сумме . Найти конкретные значения можно в следующей таблице.

Таблица 1. Штрафы для заказчика по 44-ФЗ за нарушение условий контракта

Таким образом, какова бы ни была стоимость контракта внутри определенных диапазонов, штраф будет неизменным. Например, при цене контракта 100 тыс. рублей или 3 млн рублей заказчику будет назначен одинаковый штраф - 1 тыс . рублей.

Если нарушитель - поставщик

Штрафы для поставщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Размеры штрафов для поставщиков в зависимости от стоимости контракта по закону 44-ФЗ

Цена контракта (этапа), рублей Штраф от цены контракта (этапа)
Не более 3 млн 10%
От 3 млн до 50 млн (включительно) 5%
От 50 млн до 100 млн (включительно) 1%
От 100 млн до 500 млн (включительно) 0,5%
От 500 млн до 1 млрд (включительно) 0,4%
От 1 млрд до 2 млрд (включительно) 0,3%
От 2 млрд до 5 млрд (включительно) 0,25%
От 5 млрд до 10 млрд (включительно) 0,2%
Более 10 млрд 0,1%

Если поставщик - СМП или СОНКО

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций предусмотрена отдельная линейка штрафов. Они представлены в Таблице 3.

Таблица 3. Штрафы для поставщиков СМП и СОНКО

Бывает, что закупка проводилась на общих основаниях, а победил в ней субъект малого бизнеса. Как в этом случае рассчитывать штрафы? По ставкам для обычных участников или для СМП? Штрафы прописываются на условиях, соответствующих объявленной закупке. То есть в данном случае льготного штрафа для поставщика не будет . То же правило действует и наоборот.

Допустим, объявлена закупка для СМП, но она была признана несостоявшейся. Далее заказчик на основании пункт 25 части 1 статьи 93 закона заключает контракт с единственным поставщиком. При этом в контракте прописываются штрафы, соответствующие условиям несостоявшейся закупки, то есть в размере, установленном для СМП. Такой подход подтверждается решениями ФАС (например, Ивановского УФАС от 23 октября 2017 года № 07-15/2017-189).

Если поставщик победил в аукционе за право заключения контракта

Иногда в ходе электронного аукциона цена переходит через «0» , то есть победивший участник платит за право заключить контракт. В этом случае при неисполнении либо ненадлежащем исполнении его обязательств размер штрафа устанавливается в процентах от НМЦК. Точные данные - в следующей таблице.

Таблица 4. Штрафы для поставщиков, если аукцион перешел через «0»

Заказчики при проведении аукциона должны предусматривать возможность такого исхода и прописывать в контракте подобные условия . Иначе это может быть расценено как нарушение закупочного законодательства.

Если обязательство не имеет стоимостного выражения

Отдельные штрафы предусмотрены за неисполнение либо ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, которые нельзя измерить деньгами . Например, о предоставлении товаросопроводительных документов, о доставке товара, о непревышении определенного процента брака и так далее. Штраф в этом случае составляет фиксированную сумму , а для определения предела стоимости контрактов применяют НМЦК . В следующей таблице представлена линейка этих штрафов.

Таблица 5. Штрафы для поставщика за нарушение обязательств, которые не имеют стоимостной оценки

В контракте заказчику следует прописать, нарушение каких именно обязательств , не имеющих стоимостного выражения, влечет наложение штрафов на поставщика. Если заказчик этого не сделает, а поставщик такие обязательства нарушит, то оштрафовать могут уже самого заказчика. Ему могут вменить в вину то, что он утвердил документацию, которая нарушает требования контрактного законодательства.


Прочие штрафы

Кроме того, существуют специальные штрафы по отдельным видам нарушений:

  1. Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству , реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту - 5% стоимости указанных работ.
  2. Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) - 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

Что еще нужно предусмотреть в контракте в отношении санкций

В контракт следует включить положение о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта . В практике ФАС бывали случаи, когда отсутствие такого положения было признано нарушением законодательства (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).

Если заключается отдельный вид контракта, который регулируется дополнительно другими нормативными актами, заказчику следует это учитывать. Например, контракт на электроснабжение предусматривает неустойку в соответствии с законом № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Заказчику необходимо прописать в контракте особенности применения штрафных санкций и пеней. Не допускается просто указать, что в случае определенных нарушений с поставщика будет взыскана неустойка на основании закона. Такое положение контракта может быть признано ФАС нарушением закупочного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).

Когда прописывается ответственность сторон (Поставщика) в прямых договорах до 100 тыс.руб. например на поставку товара, то используется п.3 Правил Постановления 1042, когда известна сумму товара ? В каких случаях используется п.6 (обязательства,предусмотренные контрактом не имеет "стоимостного выражения") и начисляется штраф в виде фиксированной суммы?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Верно, рассчитывайте штрафы в виде фиксированной суммы, если известна стоимость.

Примеры обязательств, которые не имеют стоимости:

1. Обязанность ежемесячно передавать акт приемки-передачи, соблюдать технику безопасности;

2. Заказчик заключил контракт на транспортные услуги. По условиям контракта исполнитель ежемесячно предоставляет акт сдачи-приемки, а заказчик оплачивает услуги. Контрагент передал акт с просрочкой, и заказчик потребовал заплатить пени. Однако суд решил, что контрагент оказывал транспортные услуги своевременно. Акт сдачи-приемки не является частью услуги, поэтому нельзя взимать пени за просрочку. Такой вывод следует из пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ. Обязательства ежемесячно предоставлять акты, счета, путевые листы - не денежные. Поэтому за нарушение подобных обязательств нужно предусмотреть штраф, а не пени. Штрафовать можно, только если предусмотрели ответственность в контракте (решение Арбитражного суда Самарской области от 29 апреля 2016 года № А55-29474/2015).

В силу ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В контракте не обязательно предусматривать ответственность сторон, если речь идет о контракте, заключенном с ед поставщиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Рассчитывать штрафы в контракте нужно по новым правилам

С 10 сентября заказчики будут рассчитывать штрафы за некачественную работу по контракту по новым правилам. Правительство отменяет постановление № 1063, по которому считают штрафы сейчас, и вводит новые правила.

Штрафовать контрагента можно будет за каждый факт нарушения условий контракта. Ранее вопрос «сколько раз можно штрафовать поставщика по одному контракту» не был урегулирован, и споры стороны решали в суде. Общая сумма штрафов не должна превышать цену контракта. Правило верно и для заказчика, и для контрагента.

Увеличили количество вариантов цены контракта, по которой рассчитывают штраф. Штраф заказчики устанавливают в виде фиксированной суммы, которую высчитывают как процент от цены контракта:

 10 процентов при цене контракта до 3 млн руб.;

 5 процентов - от 3 млн до 50 млн руб.;

 1 процент - от 50 млн до 100 млн руб.;

 0,5 процента - от 100 млн до 500 млн руб.;

 0,4 процента - от 500 млн до 1 млрд руб.;

 0,3 процента - от 1 млрд до 2 млрд руб.;

 0,25 процента - от 2 млрд до 5 млрд руб.;

 0,2 процента - от 5 млрд до 10 млрд руб.;

 0,1 процента - выше 10 млрд руб.

По правилам, которые действуют сейчас, размер штрафа для любой цены контракта свыше 100 млн руб. составляет 0,5 процента от цены контракта.

Еще одно новшество - отдельные штрафы при закупках у СМП и СОНО:

 3 процента - при цене до 3 млн руб.;

 2 процента - от 3 млн до 10 млн руб.;

 1 процент - от 10 млн до 20 млн руб.

Ввели отдельную шкалу штрафов для контрагентов, которые победили в закупке на право заключить контракт, то есть когда заказчик проводит торги на повышение цены. Цена таких контрактов не может превышать 100 млн руб. (п. 1 ч. 23 ст. 68 Закона № 44-ФЗ). Штрафы составят:

 10 процентов от НМЦК, если НМЦК не превышает 3 млн руб.;

 5 процентов - при НМЦК от 3 млн до 50 млн руб.;

 1 процент - при НМЦК от 50 млн до 100 млн руб.

Эти штрафы обязательно указывать в проекте контракта, который заключите по итогам аукциона. Если участники снизят цену контракта до 0,5 процента НМЦК, то оператор электронной площадки проведет торги на право заключить контракт (ч. 23 ст. 68 Закона № 44-ФЗ).

Предусмотрены случаи, когда контрагент не исполнит обязательства без стоимостного выражения. Размер штрафа - конкретные суммы, а не проценты от цены контракта:

 1000 руб. - цена контракта не превышает 3 млн руб.;

 10 000 руб. - от 50 млн до 100 млн руб.;

Если контрагент привлечет субподрядчика к работам, которые должен выполнить самостоятельно, штраф составит 5 процентов от стоимости работ. Размер штрафа остался прежним, однако в постановление Правительства РФ от 15 мая 2017 года № 570 внесли правку: учитывать размер штрафа нужно не по правилам постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063, а по новому постановлению Правительства РФ от 30 августа 2017 года № 1042.

Контрагент заплатит штраф, если должен привлечь субподрядчиков из СМП и СОНО, но не сделает этого. Штраф составит 5 процентов от объема, который должен выполнить субподрядчик.

Заказчики за нарушения контракта теперь будут платить конкретные суммы, а не проценты от цены контракта:

 1000 руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб.;

 5000 руб. - от 3 млн до 50 млн руб.;

 10 000 руб. - от 50 млн до 100 млн руб.

 100 000 руб. - выше 100 млн руб.

Применять новые правила нужно только к тем закупкам, извещения о которых опубликовали в ЕИС после дня вступления в силу новых правил. Постановление вступит в силу 9 сентября 2017 года.

Пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 устанавливает, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы.

Таким образом, пункт 6 указанного постановления применяется в случае, когда размер ущерба невозможно изначально определить, например, гарантийные обязательства на поставляемое оборудование, изначально невозможно прогнозировать, что при эксплуатации возникнет необходимость ремонта всего оборудования или только определенных запасных частей

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.