Урок по окружающему миру " Родина – что это значит?". Презентация на тему " что такое родина "

Урок окружающего мира по теме «Что такое Родина?» (2 класс) УМК «Начальная школа XXI века»

Цели урока:

подвести детей к осознанию понятия Родина;

раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к Родине;

воспитание чувства патриотизма.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2. Объявление темы и задач урока .

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется также как и наша тема. Попробуйте прочитать тему урока, разгадав кроссворд.

Что такое Р1А?

Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос и узнаем, как люди выражают свою любовь к Родине.

3. Работа по теме урока.

1).Стихотворение.

Послушайте стихотворение А. Васильева и подумайте над вопросом, который он задаёт.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которым мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды-

Звезды мира над Кремлём.

Так что же мы называем Родиной?

Родина-край, страна, где человек родился и живёт. Здесь ему уютно и хорошо. Здесь ему всё мило и дорого.

2) Работа со словами-синонимами .

Прочитайте слова.

Родина родная страна

Отечество родная сторона

Эти слова похожи или различны по своему значению?

Что мы так называем?

Да, это название нашей страны, в которой мы живём. Родина, Отчизна, Отечество - эти слова мы произносим гордостью пишем с большой буквы.

3) Беседа.

    А как называется наша страна? (Россия или Российская Федерация.)

    А как называются жители нашей страны?

    А какой главный город в России?

    Почему Москву называют сердцем России?

    Посмотрите, узнаёте вы этого человека?

    Кто такой В.В.Путин?

4) Чтение вывода в учебнике.

  • Ребята, мы с вами сделали вывод, ответили на вопросы. А теперь наш вывод сравним с выводом в учебнике.

Откройте страницу 51 и прочитайте.

5) Изучение символики.

    Вывод. Молодцы, ребята, вы правильно сказали, что наша Родина – это наша страна Россия. У каждой страны есть своя столица, своё правительство. Каждая страна имеет свои отличия или государственные символы.

    Что такое символы?

    А как вы думаете, какой символ главный?

    О нашем гербе расскажет…

Герб – главный символ любого государства. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Над головами орла три короны. В лапах – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В центре – герб Москвы, на котором изображён Георгий Победоносец, убивающий змея. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

У России флаг трёхцветный.

  • Как выглядит Российский флаг?

    Какие на нём цвета?

    Во все времена цвету придавали особое значение. Что эти цвета обозначают, расскажет…

Флаг – трёхцветное полотнище.

Белый цвет – цвет мира, чистоты.

Синий цвет – верность, голубое небо.

Красный цвет – смелость, отвага.

  • Что такое гимн?

Вывод: Гимн – это главная, торжественная песня страны, которая исполняется только в особых случаях, государственных празднованиях. Когда спортсмены побеждают в соревнованиях, поднимается флаг и звучит гимн их Родины. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. Каждый человек должен знать гимн своей страны.

    Напомните слова 1 куплета и припева.

    А теперь послушайте мелодию гимна.

    Что нужно обязательно сделать?

    Как будем слушать гимн?

6) Беседа.

Какие чувства испытывали, слушая гимн?

7) Работа над пословицами.

    Отношение народа к Родине выражено в пословицах

    Прочитайте пословицу. Чужбина – калина, Родина – малина.

    «Чужбина», как вы понимаете?

    А теперь вспомните вкус ягод и объясните эту пословицу.

    Ваше домашнее задание было подготовить пословицы о Родине. Какие пословицы знаете?

    Я тоже подготовила для вас пословицы, давайте их прочтём.

8) Физкульминутка.

А теперь давайте немного отдохнём.

Жура-жура-журавель.

Облетал он сто земель,

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшие края?»

Отвечал он не тая:

«Это Родина моя!»

9) «Вспомни».

    Вспомните, какие произведения о Родине мы изучали на уроках чтения?

    1. Ф.Савинов «Родина»

      И.Никитин «Русь»

      С. Романовский «Слово о русской земле»

      С. Романовский «Русь»

      С. Прокофьев «Родина»

    В старинной летописи «Слово о Русской земле» есть такие слова «многими красотами дивишь ты». Действительно, наша Родина очень красива. Давайте и мы откроем следующую страницу нашего урока «Картинная галерея» и подивимся красотой.

    Представьте, что мы сидим на берегу этой речки, слушаем мелодичный колокольный звон. Вечереет. Вокруг тишина и покой. Это наша Родина. Левитан назвал эту картину «Вечерний звон».

    Вам нравится эта картина?

    Как художник относится к своей Родине?

Вывод: Художник любит свою Родину, потому что только человек, любящий свою Родину, мог создать такое произведение.

11) Работа с учебником.

Родной край – частица Родины.

  • Прочитайте заголовок.

    Как вы понимаете?

    Давайте закрепим всё сказанное по учебнику.

Вывод: Россия – наша большая Родина. Но у каждого есть ещё и свой родной край – его маленькая Родина: это может быть город, село, посёлок, где он родился, живёт, учится и живут его друзья и близкие.

12) Беседа об Усмани.

  • Как называется наш родной край, наша малая Родина?

    Послушайте стихотворение Свиридова об Усмани и полюбуйтесь красотами нашего городка, которые показаны на ваших рисунках и фотографиях.

Средь державы русской,

Всем ветрам открыт,

Милый город Усмань

Издревле стоит.

Нежен и небросок

И ненадивишься

Ночью и днём

Образом провинции

Так живущим в нём.

Не многоэтажен,

В кипени садов,

Без претензий важных

Крупных городов

Как же не гордиться

Усманью моей

Ежели родиться

Довелось мне в ней?

    Действительно, наш городок маленький, но очень уютный и красивый, особенно летом, когда утопает в зелени деревьев и кустарников и в зимнем белоснежном боре.

    Какие достопримечательности есть в нашем городе?

    Ребята, в нашем классе есть ученица, которая выразила свою любовь к нашему городу стихами. Она прочтёт стихотворение собственного сочинения.

Усмань – дорогая

Родина моя.

Край, где родилась я.

Край, где я росла.

Я люблю свой город,

В моём сердце он.

От души от детской

Усмани поклон.

    Правда, красивое стихотворение?

3. Итог.

  • Так что же такое Родина?

    А как вы думаете, учитель, врач, шахтёр, водитель любят свою Родину?

    Они трудятся, чтобы Родина стала краше.

    А как вы, школьники, можете выразить свою любовь к Родине?

Вывод: - Вы, ребята, тоже можете выразить свою любовь к родному краю своими поступками: помогать престарелым людям, хорошо учиться, принимать участие в охране природы. Будь добр к своей земле. Будь другом и защитником природы. Береги цветы, деревья, травы. Не давай в обиду животных и птиц. Этим ты поможешь сохранить неповторимую красоту края. Родина будет богатой, а народ – счастливым. окружающего мира по разделам: "Природа. Что такое ... Охранять природу - охранять Родину ".И конечно же ваши... 2. Минутка поэзии Учитель. “Родина ! Родная природа… Эти слова...

  • Урок

    Урок -презентация по окружающему миру на тему «Куликовская битва». Подготовила: ... Что такое поединок? Примерный ответ учащегося: Поединок – не просто единоборство двух воинов. По ... , пока живём так , как они - честно и с любовью к Родине , будет жить...

  • Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и системы учебников «Начальная школа XXI века»

    Рабочая программа

    ...), к своей Родине , формирование опыта экологически... на уроках окружающего мира обосновано, тем , что ... 7. Календарно – тематическое планирование по окружающему миру Класс: 1 Учитель: Логунова... Что такое здоровье? 20 Правила гигиены 21 О режиме дня 22 Урок ...

  • Урок окружающего мира по УМК «Школа России»

    1 класс

    Митрофанова Марина Владимировна

    учитель начальных классов

    МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка


    Давайте вспомним, как называется предмет, который мы изучаем?

    А кто наши помощники?



    А как вы понимаете слово «Родина»?

    Что можете рассказать о своей Родине?

    Откройте учебник на с. 10.

    Прочитайте тему урока.

    Давайте узнаем, какие учебные задачи предлагает нам решить Муравьишка.



    Как называется наша Родина?

    Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше и по воде.

    На свете много разных стран,

    Но есть одна страна:

    От белых льдов до тёплых рек

    Раскинулась она.


    Послушайте рассказ, который я прочитаю, и скажите, как по-другом автор рассказа К. Ушинский называет нашу страну – Россию.

    «Наше Отечество, наша Родина – матушка Росси. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина…»


    Как называет писатель родную страну?

    Отечество, Родина, матушка.

    Рассмотрите рисунки на с. 10-11. Что вы можете рассказать о нашей стране?

    Для того чтобы мы подробнее познакомились с нашей страной, Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха предлагают нам совершить по ней небольшое путешествие.


    А на чём же мы будем путешествовать?

    Без разгона ввысь взлетает,

    Стрекозу напоминает,

    Отправляется в полёт

    Наш российский ….




    Каких животных вы видите в этой части России?

    Белый медведь и северный олень хорошо приспособились к сильным морозам Крайнего Севера. Эти животные имеют густую длинную шерсть


    Рассмотрите человека. Чем он занимается?

    Человек едет на оленях. Быстро мчатся нарты по глубоком снегу. Нарты – это специальные сани, в которые запрягают оленей. На нартах перевозят грузы.


    А как одет человек?

    Человек одет тепло. Его одежда сшита из оленьего меха. Из шкур оленей жители Севера собирают жилища. Эти жилища называют «чумы».



    Что вы можете сказать об этом крае? Чем он богат? Чем занимаются здесь люди?

    Ловят рыбу. В морях Дальнего Востока очень много рыбы. На кораблях рыбу привозят в порт.



    Тайга – это огромный хвойный лес. Какие деревья растут в тайге?

    Каких животных можно встретить в тайге?



    Чем занимаются люди в этих краях?

    Охотятся. А ещё люди в этих краях добывают нефть.




    Где же мы остановились? Как называется главный город России?

    Что вы знаете о Москве?


    Из Москвы мы совершим путешествие в другой город России. Рассмотрите рисунок. Вы узнали этот город?

    Это Санкт-Петербург.




    Это государственные символы России.

    Назовите их.

    Имеет флаг, и гимн, и герб

    Российская держава.


    Давайте рассмотрим герб нашей страны. На гербе отражается история.

    Что изображено на гербе?

    На герб посмотрим: здесь орёл,

    Да не простой – двуглавый,

    Символизирует страну –

    Могучий, величавый.

    В Европе с Азией страна

    Раскинулась широко –

    Меж океанов и морей,

    От запада к востоку.

    Вот и взирает птица-царь

    В две стороны внимательно:

    В порядке ль всё, не шёл ли враг,

    Следит он обязательно.

    В руках держава, скипетр есть,

    Над главами – короны,

    И всадник на коне верхом,

    И змей, копьём сражённый.








    На каких зданиях можно увидитель герб и флаг?

    Откройте рабочую тетрадь на с.4.

    Раскрасим флаг России.


    Часто на праздниках мы слышим гимн. Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях. Музыку для российского гимна написал Александр Александров, а слова – поэт Сергей Михалков. Гимн слушают стоя.


    Что мы знаем о своей малой Родине?

    Родина – это и дом, в котором мы живём, и русская берёза, и пение соловья, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.

    А в каком посёлке родились и живёте вы? Что вы можете рассказать о Чамзинке?

    Выполним задание 2 в рабочей тетради на с.4

    Нарисуйте свою малую Родину.

    Выставка рисунков.


    Я родился и живу в России.

    Россия – самая большая страна на планете по площади занимаемой территории. Второе место по площади у Канады, но Канада почти в 2 раза меньше России.

    По численности населения Россия занимает 9-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Нигерии и Бангладеш. В России живут люди многих национальностей: русские, белорусы, татары, украинцы, армяне и другие.

    Моя Родина Россия История

    Россия имеет длинную и интересную историю.

    Первые поселения на территории России появились более 1 млн лет назад в ледниковый период. Тогда люди строили себе жилища из костей мамонта и обтягивали их шкурами. Жили люди на территории России и в Каменном и в Бронзовом и в Железном веке.

    С 862 года нашей эры в летописях упоминается слово Русь и Древнерусское государство. Сначала столицей Руси был Новгород и Русь назвалась Новгородской, затем — Киев и Русь называлась Киевской. В те времена Русью управляли князья.

    В 1547году к власти пришёл князь Иван Васильевич (Грозный), он перенес столицу Руси в Москву. И Русь стали называть Русское царство.

    В 1721 году царь Петр I провозгласил наше государство Российской Империей, а столицей России стал Санкт-Петербург - новый город, построенный им на Неве.

    В 1917 году в России произошла революция и наша страна стала Российской Республикой, а столицей её был всё тот же город, но назывался он теперь Петроград. С 1917 года Российская республика вошла в состав СССР - Союза Советских Социалистических Республик, а столицей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики снова стала Москва, она остаётся нашей столицей и сегодня.

    В 1991 году СССР распался и наша родина стала назваться просто Россия.

    Наша страна пережила много страшных, жестоких войн. Русский народ перенес голод, холод, но тем не менее сохранил силу духа и гордость за свое Отечество.

    Многие отважные люди отдали жизнь, что бы защитить свою Родину, чтобы Россия была большой, могучей и сильной державой.

    Моя Родина Россия Мои соотечественники

    Имена наших соотечественников знает весь мир!

    Александр Васильевич Суворов - великий Российский полководец, одержавший много побед.

    Петр I Великий - русский царь, точнее Российский император, создавший русский флот, и прорубивший «Окно в Европу».

    Александр Сергеевич Пушкин, Антон Павлович Чехов, Михаил Юрьевич Лермонтов и другие поэты и писатели написали множество великих произведений.

    Юрий Алексеевич Гагарин - первый человек на планете, покоривший космические просторы.

    Я люблю свою Родину и горжусь своими соотечественниками. Я изучаю историю и географию России. Надеюсь, что когда я вырасту, и я смогу принести пользу своей Родине.

    Тема урока: «Что такое Родина»

    Цели урока: Д ать представление о том, что Россия – наша Родина; познакомить с основными символами государства; воспитывать уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства; научить детей к чувствам гордости за свою Родину.

    Планируемые достижения данного урока:

    Предметные:

    - Расширять знания о нашей стране – России, формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника;

    Метапредметные:

    Познавательные: первоначальное представления о географической карте, о стране, в которой родился и живёшь, о культуре и природе этой страны – как о её национальном достоянии; знать, как выглядят герб и флаг России, как звучит и поётся российский гимн.

    Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

    Коммуникативные: формировать у детей умение общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников, а себя – как часть большой семьи народов.

    Межпредметные связи: Русский язык, литературное чтение, ИЗО, музыка.

    Формы работы на уроке: Фронтальная, индивидуальная, в парах.

    Оборудование: - Окружающий мир 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.(1 ч.) А.А.Плешаков.

    Интерактивная доска, ноутбук, презентация «Наша Родина – Россия».

    Звукозапись песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл.М. Матусовского). Звукозапись Государственного гимна России.

    Кроссворд с картинками. Карточки с текстами пословиц. - Цветы для самооценки. Цветные карандаши.

    ХОД УРОКА

    I. Самоопределение к деятельности.

    Посмотрите все на меня!

    Сегодня экскурсоводом работаю я.

    Не теряя ни минутки,

    Приглашаю вас я в путь!

    Взять все знания в дорогу!

    И улыбку не забудь!

    II . Актуализация знаний.

    Ребята, если вы разгадаете кроссворд, то поймете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке. (На доске вывешены рисунки, первую букву слова ребята записывают в квадратик)

    Правильно! Молодцы! (на доске слово «Родина»)

    Великую землю, любимую землю,

    Где мы родились и живем,

    Мы Родиной светлой,

    Мы Родиной милой,

    Мы Родиной нашей зовем.

    А вы, ребята, как понимаете слово «Родина»? Что Родина для каждого из вас? (Учитель передает веточку березы детям, и они, передавая эту ветку, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облака, родное село, дом, двор, родители, друзья и т.д.)

    Подумайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

    III . Постановка учебной задачи.

    - А с чего начинается Родина? ( ответы детей )

    На этот вопрос, ребята, я хочу ответить песней. Давайте послушаем её

    Звучит песня « С чего начинается Родина?»

    И так, давайте сделаем вывод: с чего же начинается Родина?

    VI. «Открытие нового знания»

    Сегодня мы с вами, ребята, поговорим о нашей Родине. Имя нашей Родины, конечно же, все вы знаете. Давайте произнесём его хором: Россия.

    Россия – самая большая страна на свете. Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы.

    Послушайте рассказ К.Д. Ушинского, который я вам прочитаю, и скажите, как по другому автор называет нашу страну - Россию.

    Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

    Какие же другие имена есть у нашей страны?

    Презентация «Моя Родина - Россия».

    Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране. А начнём с самого главного города страны. Как он называется? (Москва)

    Да, Москва – самый большой и красивый город России.

    Учитель показывает на карте г. Москву и слайды с его видами

    А из Москвы на поезде отправимся в другой замечательный город Санкт-Петербург – северную столицу нашей Родины, которая славится белыми ночами, разводными мостами и дворцами.

    Учитель показывает на карте г. Cанкт - Петербург и слайды с его видами.

    А теперь, ребята, отправимся на Крайний север. Посмотрите - где он находится (показ на карте). Вот надо решить - на каком транспорте отправимся туда. Свои услуги предлагает нам черепаха. Воспользуемся его услугами?

    Нет, это очень далеко.

    А Муравей Вопросик знает на чем мы будем путешествовать.Послушайте и отгадайте загадку:

    Птица железная в небе летит,
    След оставляя, шумит и гудит -
    В дальние страны уносит людей...
    Это не голубь и не воробей. (Самолёт)

    Мы ехали, ехали и домой захотели. А как называется место, где мы родились и живём? Что вы знаете о своей малой родине, расскажите.(дети рассказывают о своей малой родине)

    Ребята, давайте теперь совершим посадку и выйдем из нашего вертолета, и немного с вами разомнемся!

    Физкультминутка

    Раз, два - стоит ракета.
    Три, четыре - самолёт.
    Раз, два - хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)
    А потом на каждый счёт.
    Раз, два, три, четыре -
    Руки выше, плечи шире.
    Раз, два, три, четыре -
    И на месте походили. (Ходьба на месте.)

    V. Первичное закрепление

    Давайте сделаем вывод. Какая наша Родина?

    Наша Родина – Россия. Она очень большая и разнообразная. Малая родина называется Кузякино.

    Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. - Слово «символ» в переводе означает знак, пароль, сигнал.

    Вы знаете какие – нибудь символы нашей страны? (Дети отвечают)

    Все видели флаг нашей страны. Из каких цветов он состоит.

    Кто знает что обозначают цвета на нашем флаге?

    И снова обратимся к Мудрой Черепахе и посмотрим правы мы или нет.

    Справка Мудрой Черепахи : На флаге России: Три горизонтальные полосы одинаковой ширины. Цвета полос: белый, синий, красный.

    Белый, синий и красный цвета с древних времен на Руси означали:
    белый цвет - благородство и откровенность;
    синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;
    красный цвет - мужество,смелость,великодушие и любовь.

    Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь». Цвета флага России: белый, синий, красный 3 цвета

    Следующий символ нашей страны – это герб. Согласно Федеральному конституционному закону , герб России представляет собой:

    «...четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём змея».

    Еще одним символом нашей страны является гимн. Главная песня страны. Ее исполняют на всех государственных праздниках. И при исполнении гимна полагается встать.

    (Прослушивание гимна).

    V I . Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

    А сейчас давайте откроем тетради для самостоятельной работы. Выполнение заданий в рабочей тетради (с.4 №1,№2)

    V II . Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    У каждой группы на столе конверт. В конверте 1 группы – изображение флага, 2 группы – герба. Раскрасить флаг, герб.

    Игра «Собери пословицу»

    Учитель. Наш народ очень любит Родину. О Родине есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц. (Работают по группам.)

    Родина краше солнца, дороже золота.

    Родина - мать, умей за нее постоять.

    Нет в мире краше Родины нашей.

    Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

    V III . Рефлексия деятельности (итог урока)

    И так, ребята, наш урок подходит к концу.

    Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Ответьте на вопросы для самопроверки.

    О чём мы сегодня говорили на уроке?

    (Учащиеся отвечают на вопросы учебника с.11 в рамке)

    Что нового вы узнали о нашей Родине?

    Как называется наше государство?

    Какие города вы знаете?

    Вы, ребята, должны дорожить своей Родиной. Хотя вы еще маленькие, но уже являетесь гражданами большого и могучего государства, имя которому Россия. Каждый из нас- частичка России. От всех нас зависит будущее нашей Родины.

    А сейчас, ребята, у вас на партах лежат шаблоны цветов. Давайте с вами украсим нашу Родину Россию – раскрасим цветы, для этого вы должны оценить свою работу на уроке.

    На этом, наш урок окончен. Большое спасибо за урок.