Вариант: «Поймай птичку. Дидактическая игра «Найди пару»

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Птицы»

Цели:

Расширить знания детей о птицах.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Закрепить знания о величине (большой-маленький), цвете (желтый, красный, синий, зеленый), положении в пространстве (верх-низ, вправо-влево), геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Продолжать учить отсчитывать заданное количество предметов и обозначать количество цифрой (1 и 2).
Совершенствовать навыки рисования пальчиками и карандашами, наклеивания, лепки.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Развивать слуховое и зрительное восприятие.
Воспитывать желание помогать птицам.

Оборудование:

Картинки демонстрационные (ворона, кукушка, воробей, соловей, скворец).
Картинки с изображением павлина, разные по цвету и величине пуговицы.
Прищепки, силуэтные изображения птиц.
Картинки с изображением большого и маленького гнезд, карточки с цифрами 1 и 2, вырезанные из картона яйца.
Силуэтное изображение яйца, разрезанное на две части.
Пластиковый яйца, мелкие игрушки-птицы.
Картинка-фон для рисования ягод, красные пальчиковые краски.
Изображение чайки на палочке.
Парные картинки с изображением птиц.
Картинка фон с кормушкой, клей, крупа, птицы, вырезанные из бумаги.
Картонная заготовка «птица», вырезанные из бумаги крылья, клей. Черный пластилин.
Силуэтные изображения рыб.
Картинки-фоны с изображением скворечника на одном краю листа и птиц на другом краю, карандаши.
Картинка с изображением дятла, ствола дерева с жуками и гусеницей, которые залеплены пластилином, стеки.
Картинка с изображением схемы скворечника, геометрические фигуры из цветного картона, соответствующие схеме.
Картинка-заготовка с изображением синицы, пластилин черного цвета, желтые пальчиковые краски.
Колокольчики.
Аудиозаписи голосов птиц, песня из м/ф «Кто же такие птички?», «Мы насыплем птичкам крошки», «Соловей» Алябьева.

Слушание голосов птиц

Посмотрите на картинку - это птица ворона. Послушайте ее голос. Попробуйте сами сказать как ворона «кар-р».

Посмотрите на картинку - это птица воробей. Послушайте его голос. Попробуйте сами сказать как воробей «чик-чирик».

Посмотрите на картинку - это птица кукушка. Послушайте ее голос. Попробуйте сами сказать как кукушка «ку-ку».

Дидактическое упражнение «Чей голос?»

В разных местах комнаты размещаются изображения птиц. Воспроизводится аудиозапись голоса одной из птиц, а дети должны найти глазами соответствующую картинку, а затем подойти к ней.

Дидактическое упражнение «Яйца в гнездах»

Вот перед вами гнезда. Сосчитайте их. Сколько гнезд на картинке? Два гнезда. А гнезда одинаковые или разные. Разные. Одно гнездо большое, другое маленькое. Покажите большое гнездо. Покажите маленькое гнездо.

В маленькое гнездо положите одно яйцо, а в большое гнездо положите два яйца.
Положите цифру 1 под гнездо, в которой одно яйцо. А какую цифру положим под гнездо с двумя яйцами? Цифру 2.

Дидактическая игра «Сложи целое яйцо из частей»

Это яйцо разбито. В нем сидел птенец. Подрос и разбил яйцо. Чтобы выйти наружу. Давайте попробуем сложить яйцо. Из частей сделать целое.

Игра «А что внутри яйца?»

Возьмите из корзинки яйцо, раскройте его и посмотрите, что там внутри.

Дети раскрывают пластиковые яйца и находят внутри игрушки, изображающие птиц. Дети называют свою птицу, если не могут сами, называет взрослый и просит ребенка повторить.

Пальчиковое рисование «Ягоды для птицы»

Зимой птицы лакомятся ягодами, оставшимися на ветвях деревьев. Давайте нарисуем побольше ягод для птиц.

Игра с прищепками «Птичка»

Прикрепите птичке прищепки так, чтобы у нее появился клюв, лапки и красивый хвостик.

Аппликация «Птицы на кормушке»

В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Дощечка новая,
Для птиц столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.

Намажьте клеем поверхность кормушки, насыпьте сверху крупу. Сейчас слетятся птички, зернышки клевать. Наклейте птиц на картинку.

Музыкальное упражнение «Мы насыплем птичкам крошки»

Дети звенят в колокольчики под музыку.

Конструирование «Скворечник»

Люди помогают птицам, когда кормят их. А еще люди помогают птицам, когда строят для них домики и вывешивают на деревьях. Вот домик - скворечник - для птицы скворца.
Давайте выложим скворечник из геометрических фигур.


Какие геометрические фигуры вы использовали? Какого цвета квадрат? Треугольник, круг, прямоугольник?
А теперь возьмите палочку и приделайте скворечнику жердочку, на которую птица будет садиться. А вот и скворец прилетел к вам в скворечник.

Изобразительная деятельность «Помоги птицам прилететь в скворечник»

Возьмите в руки скворечник, домик для птичек, и приложите его к дереву. Молодцы. Давайте приклеим его. А теперь возьмём карандаши и нарисуем дорожку от каждой птицы к скворечнику.

Динамическая пауза «На в дорогу мне торопиться»

Дети двигаются под музыку, изображая полет птицы (ходьба, бег, подскоки).

Слушание музыки: «Соловей» Алябьева.

Воспроизводится соответствующая аудиозапись.

Посмотрите на картинку внимательно и подумайте, кто на картинке не птица? Как вы догадались? А кто это?

А теперь вам нужно найти на рисунке птицу, которая отличается от других птичек. Где она?

Дидактическая игра «Найди пару»

Выберите себе картинку с птицей. Найдите своей птице другую точно такую же вторую птицу.

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.

Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой.

А вот птица, которую зовут павлин. У павлина красивый хвост.

А мы сделаем еще красивее, когда разложим пуговицы на перьях павлиньего хвоста.

Конструирование из бумаги «Птица»

Приклейте своей птице глазки из черного пластилина по одному с каждой стороны головы. А затем приклейте крылья, тоже по одному с каждой стороны птичьего туловища. (После окончания работы предлагается обыграть поделку).

Подвижная игра «Тепло, холодно»

А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно». Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом.

Изобразительная деятельность «Синица»

Из кусочка черного пластилина дети делают глаз птице. А желтой краской пальчиком закрашивают птице брюшко.

Упражнение «Помоги дятлу найти еду»

Дятел ищет жучков и червячков под корой дерева. Возьмите стеки и снимите верхнюю часть коры, чтобы найти под ней еду для дятла.

Гимнастика для глаз «Чайка»

А вот морская птица чайка. Давайте проследим глазами за ее полетом.
Вот чайка полетела вверх. Полетела влево. Вниз опустилась. Вправо полетела. Закружилась над волнами.

Динамическая пауза «Чайки ловят рыбу»

А сейчас дети превращаются в птиц - чаек. Чайки птицы морские, больше всего они любят кушать рыбу, которую сами ловят в море. Отправляйтесь за рыбой. Поймайте и принесите две рыбы. (Воспитатель спрашивает у ребенка сколько рыб он поймал и какого они цвета).

Д/и «Домашние и дикие».

Цель: классификация диких и домашних птиц

Игровое поле представляет собой круг, разделённый на две части: с одной стороны изображён дом человека, с другой - лес, условно обозначающие домашних и диких птиц. Раскручивается волчок. Если стрелка указывает на дом человека, ребёнок называет какую-либо домашнюю птицу, если на лес - дикую.

Как подает голос ворона? (Она каркает: «Кар! Кар!»)
Как поет соловей? (Соловей щелкает: «Тёх-Тёх»)
Что делает воробей? (Воробей чирикает: «Цвиринь-цвиринь!»)
Что делает кукушка? (Кукушка кукует: «Ку-ку! Ку-ку!)
Д/и «Каждой птице свое место»

Ц: Упражнять детей в правильном подборе картинок с изображениями хищных, водоплавающих, болотных птиц, пользуясь сведениями полученными из кратких рассказов об одном из представителей каждого вида птиц. Пояснить, что внешний вид птиц (строение клюва, ног и т.д.), свидетельствует определенному образу жизни, повадкам.

Ход: Воспитатель предлагает детям прослушать небольшие рассказы о птицах, изображенных на таблице. Просит особое внимание обратить на описания строения ног, клюва, так как это важно для образа жизни птиц.

Д/и «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»
Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.

Д/и «Каких птиц много на дереве?»

Цели: усвоение категории родительного падежа множественного числа.

На дереве много сорок.

На дереве много дятлов.

На дереве много ворон и т.д.

Д/и «Какой птички не стало?»

Цели: усвоение категории родительного падежа единственного числа.

На доске - четыре-пять картинок с изображением зимующих птиц. Педагог незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?» Дети отвечают: «Не стало совы». И т.д.

Д/и «Веселый счёт птиц»

Цель: закрепление согласования числительных с существительным. Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья,

пять воробьёв.

Первая ворона, вторая ворона, … , пятая ворона;

первый голубь, второй голубь, … , пятый голубь.

Д/и «Четвертый лишний»
Цель: учить узнавать и отличать зимующих птиц от перелетных.
Воробей, грач, сорока, синица. Голубь, дятел, снегирь, ласточка. Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай); ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка)"; петух, индюк, курица, ворона (ворона)"; журавль, аист, цапля, грач (грач).

Д/и «Чье это?»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Крыло чье? - голубиное, воробьиное и т.д.

Д/и «Один-много»

Цель: согласовывать существительные в единственном и множественном числе.
Грач — грачи — грачей, птица — птицы — птиц, стриж — стрижи — стрижей, аист — аисты — аистов, жаворонок — жаворонки — жаворонков, скворец — скворцы — сквор-цов, трясогузка — трясогузки — трясогузок, журавль — журавли — журавлей, гусь — гу-си — гусей, утка — утки — уток, селезень — селезни — селезней, ласточка — ласточки - ласточек, соловей — соловьи — соловьев, лебедь — лебеди — лебедей, кукушка — ку-кушки — кукушек, гнездо — гнезда — гнезд, яйцо — яйца — яиц, птенец — птенцы — птенцов.

Д/и «Подбери признак»

Цель: Учить подбирать признак к существительному.

ворона (какая?) - …, голубь (какой?) - …, снегирь (какой?) - …, синица (какая?) - … .

Д/и «Найдите и покормите зимующих птиц»

Цели: развивать память, внимание, операцию обобщения; воспитывать желание помогать птицам, особенно в зимнее время.

Материалы: карточки с изображением перелетных и зимую-щих птиц (щегол, ласточка, грач, скворец, зяблик, жаворонок, стриж, кукушка, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, галка, дятел, снегирь); карточка с изображением кормушки.

Дети должны разделить птиц по группам, поместить около кормушки зимующих птиц, рассказать о видах кормушек, о том, чем можно и чем нельзя подкармливать птиц зимой, как часто это надо делать. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает фишку. Дети выполняют игровую роль защитников природы.

Д/и «Каждую птицу на свое место»

Цели: развивать внимание, память, операцию обобщения; формировать интерес к играм природоведческого характера.

Материалы: таблица, разделенная на девять клеток. В первом столбце по вертикали нарисованы: орел, журавль, гусь. Несколько предметных картинок с изображением хищных (коршун, сова), водоплавающих птиц (лебедь, утка), птиц, живущих на болоте (цапля, аист).

1. Играющие выбирают карточку с изображением пти-цы, называют ее, выбирают для нее место в таблице, объясняют, почему поместили именно на это место. Например: «Сову надо поместить рядом с орлом, так как она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными. У нее тоже загнутый клюв и сильные когти».

2. Педагог раскладывает все картинки в ячейки табли-цы, специально делая ошибки. Дети должны найти эти ошибки и объяснить их.

Д/и «Птицы, звери, насекомые»

Цели: развивать способность сравнивать, обобщать; формировать желание больше знать о родной природе.

Материалы: таблица, разделенная на девять клеток. В верхнем ряду — воробей, голубь, дятел; в среднем — оса, лиса, стрекоза; в нижнем — волк, бабочка, снегирь.

Педагог вывешивает перед детьми таблицу, предлагает рассмотреть ее и быстро ответить на его вопросы. За правильный ответ, играющий получает фишку.

Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?

Сколько всего птиц на таблице? (Четыре.) Назовите их. (Во-робей, голубь, дятел, снегирь.)

Кого в таблице больше: зверей или насекомых? (Больше зве-рей.)

На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице? (На три.) .

Посмотрите на рисунки в третьем столбике. (Не путать с ря-дом!)

Что общего у всех, кто там нарисован? (Все эти животные летают.)

Сравните животных первого и второго столбика. Что вы за-метили общего? (В каждом столбце изображены птица, зверь, насе-комое.)

Д/и «Скажи наоборот»
Цель: закрепить знание детьми антонимов.
Клюв толстый - клюв тонкий,
Хвост длинный - хвост короткий

Д/и «Назови ласково»

Цель: учить детей правильному формированию имен существительных и образованию, и употреблению имен прилагательных, уменьшительно-ласкательных.
Птенец — птенчик, перо — перышко, голова — головка, головушка, соловей — соловуш-ка, шея — шейка, жаворонок ~ жаворонушек, крыло — крылышко, скворец — скворушка, гусь — гусек, гусенок, утка — уточка, лебедь — лебедушка, гнездо — гнездышко, журавль — журавушка, журка, трясогузка — трясогузонька, аист — аистенок, цапля — цапелька.

Д/и «Назови птенца»
Грач — грачонок — грачата, аист — аистенок — аистята, стриж — стриженок — стрижата, журавль — журавленок — журавлята, кукушка — кукушонок — кукушата, лебедь — лебеденок — лебедята, скворец — скворчонок — скворчата, утка — утенок — утята, гусь - гусенок — гусята.

Д/и «Сложи птицу из частей»

Цели: развивать аналитико-синтетическую деятельность, зрительное восприятие, образное мышление; воспитывать, усидчивость, терпение, целеустремленность.

Педагог показывает детям части тела птицы, предлагает догадаться по ним, какая это птица, сложить ее.

Д/и «Большой - маленький».
Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Острый клюв - остренький клювик.
Тонкие лапки - тоненькие лапки.
Длинная шея - длинненькая шейка.
Белая грудь - беленькая грудка.
Черное крыло - черненькое крылышко.
Толстая шея - толстенькая шейка.
Короткий хвост - коротенький хвостик.
Светлые перья - светленькие перышки.

Д/и «Летает - не летает»

Цели: развивать слуховое внимание, быстроту реакции; воспитывать выдержку.

Дети поднимают руку только в том случае, если будет названа летающая птица и говорят: «Летает». При этом педагог может поднимать руку и на название нелетающей птицы. Кто ошибется, платит фант. Фанты можно отыгрывать.

Д/и «Продолжи предложение, найди причину»

Цели: развивать логическое мышление, речь, аналитическую деятельность, воспитывать интеллектуальные чувства.

Педагог читает предложения по своему выбору, дети заканчивают их.

Весной птицы строят гнезда, потому что …

Зимой погибло много птиц, потому что …

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что...

Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что …

Яички самка или самец высиживает в гнезде до появления птенцов, потому что…

У цапли длинные ноги и клюв, потому что...

Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что...

У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что...

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что...

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что...

Все люди любят слушать соловья, потому что...

К весне птенцы клеста уже подросли, потому что...

Курицу, утку, гуся называют домашними птицами, потому что...

Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что...

В этом году на огороде гусеницы съели все листья овощей, потому что...

Д/и «Найди маме птенца»

Цели: развивать память, умение сравнивать; совершенствовать грамматический строй речи (образование сущ. с суффиксами -ат , -ят ).

Педагог предлагает детям картинки с изображением разных птиц или шапочки, медальоны и т.п. Один из детей выполняет роль мамы-птицы, а другие — детенышей. Мама должна правиль-но позвать одного и несколько детенышей, чтобы они прилетели. Если мама-птица называет детенышей неправильно, то дети стоят на месте.

Грач — грачонок — грачата. Аист — аистенок — аистята. Стриж — стрижонок — стрижата. Журавль — журавленок — журавлята. Кукушка — кукушонок — кукушата. Лебедь — лебеденок — лебедята.

Д/и «Кто как кричит?»

Цели: развивать память, внимание; воспитывать умение слушать педагога внимательно.

Педагог называет птицу, а дети должны найти соответствующее понятие, Обозначающее, как кричит птица.

Пример: Ворона - «кар-кар» - она каркает. Гусь — гогочет. Утка — крякает. Курица кудахчет. Петух — кукарекает. Цыпленок — пищит. Индюк — балаболит. Кукушка — кукует. Ворона — каркает. Ласточка — щебечет. Соловей — заливается, свистит, щелкает. Журавль — курлычет. Жаворонок — зве-нит. Грач — кричит «гра».

Д/и «Скажи какая? Какой?»

Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)

А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая.)

Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)

Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая.)

Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая.)

Д/и "Раздели птиц на зимующих и перелетных".

Цель: закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах

Задание: посади зимующих птиц на изображение зимнего дерева, а перелётных на изображение лётнего.

Д/и «Собери птичку»

Цель: учить восприятию целостного образа; развивать внимание.

Дети складывают из разрезных картинок изображение птиц, каждый называет свою птичку. Педагог просит каждого ребёнка найти на мольберте ту птицу, которая изображена у них на разрезной картинке.

Д/и «Назови какая стая?»

Цель: Учить образовывать прилагательные от существительных

Клин лебедей — лебединый, караван журавлей — ..., стая уток —..., грачей — ..., соловьев —....

Логическое упражнение «Какое слово потерялось».

Скажите ребенку: “В букваре у первоклашек были написаны предложения, но злой Буквоед украл несколько слов. Помоги вернуть слова на место — догадайся, какой слово украл Буквоед.”

У зверей тело покрыто шерстью, а у птиц покрыто … (перьями)

Рыба плавает в реке, а птица летает… (в небе)

У человека есть нос, а у птицы — … (клюв)

У человека маленький ребенок, а у птицы маленький… (птенец)

У человека две руки и две ноги, а у птицы …

Речевая логическая задача для детей «Кто прилетал в птичью столовую?»

(по Н.Ф. Виноградовой)

В понедельник в нашу столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки. Во вторник прилетели птички с желтень-кими грудками. Они очень любят лакомиться салом. Догадался, кто?

В среду и четверг прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они клевали ягоды рябины. В пятницу в столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белый, бело-черные, с пушистыми хохолками на голове. Кто побывал в птичьей столовой?

Логическая задача для детей «Покорми птиц»

Вам понадобится: миска с пшеном, столовая ложка, три картинки зи-мующих птиц (синицы, воробья и голубя).

Покажите ребенку картинки или игрушки трех зимующих птиц и пред-ложите их покормить. Насыпьте сами или попросите ребенка насыпать две ложки пшена синичке, две ложки пшена воробью и четыре ложки пшена голубю. Насыпайте пшено горкой - это очень важно! У Вас на столе получится три горки пшена. Спросите, где пшена больше? Поче-му? Затем кучку пшена для синички рассыпьте тонким слоем на по-верхности стола. У кого теперь пшена больше - у воробья или у си-нички (высокая кучка пшена занимает на столе небольшую площадь, а рассыпанное тонким слоем по столу пшено занимает гораздо боль-шую площадь, что вызывает трудности у детей). Спросите, почему ма-лыш так считает. Сравните кучку пшена для синички с кучкой пшена для голубя. Какая из них больше? Как это можно проверить? (Нужно измерить, сколько ложек).

Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы?»

Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы.

Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют.

Игра на внимание «Птицы»

Цели: развивать внимание, быстроту реакции, память, воспи-тывать умение не мешать другим во время игры; внимательно слушать и реагировать на слова взрослого.

Ведущий называет разных птиц, а если скажет что-то другое, дети должны хлопать в ладоши. Ошибающийся выбывает.

Прилетели птицы: Чибисы, чижи,

Голуби, синицы, Галки, стрижи,

Мухи и стрижи... Комары, кукушки…

Прилетели птицы: Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Голуби, синицы,

Аисты, вороны, Галки и стрижи,

Галки, макароны..., Чибисы, чижи,

Прилетели птицы: Аисты, кукушки,

Голуби, куницы... Даже совы-сплюшки,

Прилетели птицы: Лебеди и утки.

Голуби. Синицы, И спасибо шутке!

«Угадай птицу по описанию».

Цель: узнавать знакомых птиц по описанию. Закрепить умение выполнять правила игры

Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь )

«Игра в слова»

Цель. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать слуховое внимание, мышление, память.

Материал. Предметные картинки: грач, ласточка, лебедь.

Дети рассматривают изображение одной птицы. Логопед предлагает хлопнуть в ладоши на слово, подходящее к описанию данной птицы.

Слова: перелетный, крупный, маленькая, лес, поле, озеро, летает, ловкая, черный, белый, белогрудая, быстрая, плавает.

«Расскажи о птице».

Цель. Развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.

Материал. Предметные картинки из серии «Перелетные птицы», набор графических схем.

Логопед предлагает детям рассказать о птице, используя схемы.

Это ласточка. Она черного цвета с белой грудкой. Ласточка - маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой.

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ на тему: «Птицы»

«Коршун и наседка».

Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.

Ход игры:

В игре участвуют 8-10 детей, одного из игроков выбирают коршуном, другого наседкой. Остальные дети – цыплята, они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держаться друг за друга. В стороне гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из гнезда и старается поймать цыплёнка, стоящего в колонне последним. Наседка вытягивая руки в стороны, не даёт коршуну схватить цыплёнка. Все цыплята следят за движениями коршуна и быстро двигаются за наседкой. Пойманный цыплёнок идёт в гнездо коршуна.

2 вариант.

Если детей много можно играть двумя группами

«Догони голубя»

Цель: учить детей бегать за предметом врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость. Воспитывать выдержку.

Ход игры:

1 вариант

У водящего голубь или стрела из бумаги (лист размером 15*20см), игроки становятся за линию впереди водящего. Он командует: «Марш!» - и бросает стрелу вперед. Дети бегут и стараются поймать её. Бежать, не оглядываясь назад, поймавший стрелу становится водящим.

2 вариант.

Можно использовать два голубя (2 стрелы).

«Совушка»

Цель: учить детей бегать врассыпную по площадке, изображая птиц, по сигналу принять статическое положение. Развивать умение действовать по сигналу, воображение. Менять движения.

Ход игры:

1 вариант.

Все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. через 15-20 сек. Снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.

2 вариант.

Выбирается две совы. Принимать интересные позы.

«Птички и кошка»

Цель: учить детей спрыгивать со скамеек на носки на полусогнутые ноги, бегать по площадке врассыпную, по сигналу взбираться на скамейки, не держась друг за друга. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений.

Ход игры:

1 вариант.

3-4 ребёнка изображают птиц, остальные – птенчики, один ребенок - кошка. Перед началом игры птицы и птенчики находятся на деревьях – залезают на возвышение, вылетают, (спрыгивают на обе ноги), только по зову, птицы и бегают в пределах площадки. По сигналу воспитателя птенчики летят на возвышения, а кошка старается поймать птичек. Кошка не может ловить того кто стоит на возвышении. кошка пытается поймать птиц.

2 вариант.

Чертится большой круг или выкладывается из шнура. Дети – птички встают по кругу с внешней стороны. Одного ребёнка назначают кошкой, он становится в центре круга. Кошка засыпает, а птички впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зёрна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг. Пойманных птичек кошка ведёт в центр круга.

«Вороны»

Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом. Прыгать легко на двух ногах с продвижением вперёд, приземляясь на носки полусогнутые ноги. Бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, влезать на скамейки самостоятельно. Развивать внимание.

Ход игры:

1 вариант.

Все дети вороны. Воспитатель говорит:

«Вот под ёлкой запушенной

Скачут по снегу вороны.

Кар-кар! Кар-кар!

Дети прыгают на двух ногах вокруг ёлки, пенька.

Из-за корочки подрались,

Во всё горло раскричались

Кар-кар! Кар-кар!

Бегают в разных направлениях, помахивая руками

Только ночка наступает,

Все вороны засыпают.

Кар-кар! Кар-кар!».

Влезают на ствол дерева, бревно, пеньки, скамейки.

«Воробушки и автомобиль»

Цель: учить детей спрыгивать с возвышения на носки полусогнутые ноги, бегать, не наталкиваясь друг на друга. Развивать быстроту движений, умение действовать по сигналу. Укреплять мышцы ног.

Ход игры:

На одном конце площадки размещаются на стульях или скамейках дети-воробушки. На другом конце обозначается место для автомобиля. По сигналу воспитателя дети воробушки спрыгивают со скамеек и летают по площадке, в разных направлениях, когда раздаётся гудок автомобиля, воробушки улетают на свои места. Автомобиль возвращается в гараж. Игра повторяется.

«Перелёт птиц»

Цель: учить детей лазить по гимнастической стенке, при спуске не спрыгивая с неё, не пропуская рейки. Бегать врассыпную, не наталкиваясь. Развивать ловкость, смелость, внимание, умение действовать по сигналу.

Ход игры:

1 вариант.

Стая птиц собирается на одном краю площадки- дети стоят врассыпную, напротив гимнастической стенки. По сигналу воспитателя «полетели», птицы разлетаются по площадке, расправив крылья. По сигналу «буря», птицы летят к деревьям – влезают на стенку. Когда воспитатель говорит – буря прошла, птицы спокойно спускаются с деревьев, продолжают летать.

2 вариант.

птицы могут летать, используя разные виды бега. Вместо лестницы можно использовать скамейки, кубы.

«Сокол и голуби»

Цель: упражнять детей в беге с увертыванием.

Ход игры:

На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются домики голубей. Между домиками находится сокол (водящий). Все дети – голуби. Они стоят за линией на одной стороне площадки. Сокол кричит: «Голуби, летите!». Голуби перелетают (Перебегают) из одного домика в другой, стараясь не попасться соколу. Тот до кого сокол дотронулся рукой отходит в сторону. Когда будет поймано 3 голубя, выбирают другого сокола.

«Птички и клетка»

Цель: повышение мотивации к игровой деятельности, упражнять бег – в положении полусидя с ускорением и замедлением темпа передвижения.

Ход игры:

Дети распределяются на две группы. Одна образует круг в центре площадки (дети идут по кругу, держась за руки) – это клетка. Другая подгруппа – птички. Воспитатель говорит: «Открыть клетку!» Дети, образующие клетку, поднимают руки. Птички влетают в клетку (в круг) и тут же вылетают из нее. Воспитатель говорит: « Закрыть клетку!» дети опускают руки. Птички, оставшиеся в клетке, считаются пойманными. Они встают в круг. Клетка увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1 – 3 птички. Затем дети меняются ролями.

П/и «Совушка»

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Ход игры: Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т.д.

Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.

П/и «Птички и кошка»

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать ловкость.

Ход игры: В большом кругу сидит «кошка», за кругом – «птички». «Кошка» засыпает, а «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птиц», а они убегают за круг. Пойманных «птичек» кошка отводит в середину круга. Воспитатель подсчитывает, сколько их.

П/и (русская народная) «Зимующие и перелетные птицы»

Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.

Ход игры: Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине площадки на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички ».

После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» - к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

П/и (русская народная) «Пчелки и ласточка»

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

Ход игры: Играющие дети-«пчелки» сидят на корточках. «Ласточка» - в своем гнезде. «Пчелки» (сидят на поляне и напевают):

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!

Ласточка: - Ласточка летает, пчелок поймает.

Вылетает и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».

М/п/и «Песенка стрекозы»

Цель: развивать координацию движений; упражнять в ритмичной, выразительной речи.

Ход игры: Дети становятся в круг, произносят хором слова, сопровождая их движениями:

Я летала, я летала, устали не знала.

(Плавно взмахивают руками.)

Села, посидела, опять полетела.

(Опускаются на одно колено.)

Я подруг себе нашла, весело нам было .

(Плавные взмахи руками.)

Хоровод кругом вела, солнышко светило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра "Непогода и птицы"

Предназначена для детей 3-5 лет. Формирует двигательные способности, развивает физические качества, повышает эмоциональный уровень. По сигналу дети передвигаются в заданном направлении, используя прос...

Использование подвижных игр в работе с детьми дошкольного возраста по экологической теме «Птицы»

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая в...

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ МАЛЫХ ДЕТЕЙ (стишки про птиц)

Недавно в библиотеке нашла очень старую книгу (1965 года) и была приятно удивлена материалом, который в ней находился - эти стихи, игры, сказки актуальны и по сей день. С радостью делюсь некоторыми из...

Подвижные игры как средство про¬филактики и коррекции нарушений речи детей-логопатов в процессе фи¬зического воспитания.

Подвижные игры занимают осо­бое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста Игра – это естественное со­стояние ребенка, его основное занятие Игровая деятельность для дошко...

Подвижные игры про дорожные знаки

Начинать знакомить ребенка с правилами дорожного движения желательно еще в дошкольном возрасте. Один из эффективных способов усвоения материала для детей данного возраста – это игра. В игровой форме р...

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место...


Цель урока:

  1. Расширить знания детей о птицах;
  2. Закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелетных;
  3. Воспитывать заботливое отношение к ним;
  4. Познакомить с птицами, занесенными в Красную книгу.

Оборудование:

  1. Карточки с изображением птиц, зимующих в наших краях и перелетных;
  2. Фонограмма птичьих голосов;
  3. Рисунки птиц;
  4. Красная книга.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!

Учитель читает рассказ Ю.Дмитриева «Какие птицы бывают».

Птиц на земле, конечно меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 9 тысяч видов.

Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря.

Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные…

Итак, сегодня мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях.

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.

Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птицу осталось здесь.

2. Конкурс «Загадки».

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.

Спинкою зеленовата,
Брюшком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.

(Воробей)

Окраска сероватая,
Повадка вороватая.
Известная персона
Кто она?

Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут.

(Снегирь)

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голосом речистым, чистым
Клее-кле-кле кричит со свистом.

Может и свариться,
Может и разбиться.
Если хочешь в птицу
Может превратиться.

Трещала, с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит…

И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа!
Сторожей бояться этих
Мыши прячутся дрожа!
Очень уж суровы филины и …

Ребята, кто догадался, что для этих птиц общее?

Ответы детей. (Они не улетают на зиму, а круглый год живут рядом с нами).

Этих птиц называют оседлыми. А вы знаете, птиц живущих у нас? Это галки, синицы, вороны, поползни, голуби.

Учитель вывешивает схему:

Эти птицы не бояться морозов, и еду добывают даже в очень снежные зимы. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти может быть одна-две доживают до весны.

3. Конкурс «Кормушка».

  1. Как можно помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать туда зерно, крупу. Или хлебные крошки).
  2. Двум ученикам предлагается сделать кормушки из имеющихся материалов.

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь –сосед
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду
Мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стаи жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомиться кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

4. Конкурс «Прилетели птицы».

Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите что-нибудь другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами!

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: голуби, синицы, чижи, чибисы, вороны, галки, стрижи, комары, кукушки.

Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы- сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные места (перелетные птицы).

Перелетные птицы (скворец, соловей, журавль).

5. Физминутка.

Лебеди летят,
Крыльями машут.
Прогнулись над водой
Качают головой
Прямо и гордо
Умеют держаться
И очень бесшумно
На место садятся.

6. Конкурс «Загадочный сундучок».

  1. Осенью птицы улетают в теплые края. Мелкие птицы летят стайками. Утки- одна возле другой. А как летят журавли? (Клином).
  2. Какая птица наших мест имеет наибольшую продолжительность жизни? (Ворон – 100 лет)
  3. Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному. Вороны и галки ночуют стайками, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы скрываются в дуплах. А где прячутся тетерева и рябчики? (Под снегом).
  4. Наблюдая из окна за поведением воробьев, прилетающих на кормушку, дети научились определять какая погода на улице. Как они это делали? (В холодную погоду воробьи взъерошенные – так легче сохранить тепло тела).
  5. Утки очень любят воду. Они там купаются, находят корм. Но охотно утки лезут в воду в сильный мороз. Почему? (Температура воды в мороз выше температуры воздуха, поэтому в воде утки будут охлаждаться меньше, чем на воздухе).
  6. Одни считают воробья вредной птицей, а другие – полезной. Почему? (Тот небольшой вред, который приносят воробьи, питаясь зерном, многократно компенсируется при вскармливании птенцов гусеницами).

7. Конкурс «Какая птица».

  1. Какая птица выше всех летает? (Орел).
  2. Какая птица быстрее все летает? (Стриж).
  3. Какая птица самая большая в мире? (Страус).
  4. Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек).
  5. Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока).
  6. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла).

Сейчас мы узнали, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы.

Как же удалось это сделать?

Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать где зимуют птицы.

8. Конкурс «Сложи пословицу».

(Пословицы разрезаны на слова).

  1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  2. Как сорока хвостом, так болтун языком.
  3. Осенью и у воробья пир.
  4. И сова своих детей хвалит.
  5. Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой.
  6. Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.
  7. Птице даны крылья, а человеку- разум.

9. Какие вы знаете сказки с названием птиц?

  • «Гуси-лебеди»,
  • «Гадкий утенок».

10. А теперь поиграем! «Узнай птиц».

  • Воробей – (чирикает)
  • Кукушка - (кукукает)
  • Ворона - (каркает)
  • Курица - (квохчет)
  • Утка - (крякает)
  • Соловей - (поет)
  • Сорока- (трещит)

11. Загадка- плетенка.

Здесь спрятались птицы. Отгадайте, какие?

1 В Р Б Й
2 К О Е
3 К К Ш А
4 Л Х Р
5 С Л В Й
  1. ВОРОБЕЙ
  2. СКВОРЕЦ
  3. КУКУШКА
  4. ГЛУХАРЬ
  5. СОЛОВЕЙ

12. Конкурс «Знатоки природы».

(домашнее задание).

К сожалению, очень долго человек жил с уверенностью в том, что он может брать у природы всё, ничего не давая взамен. И теперь, в результате бездумной деятельности человека, наша планета гибнет. Многие растения, животные и птицы совсем исчезают или находятся на грани выживания. Вот поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Их можно ещё спасти.

Дома двум учащимся необходимо было подготовить материал о птицах, занесенных в Красную книгу. Выслушаем их сообщения.

Балобан – крупный сокол, немного больше вороны. Окраска верха тела изменчивая от охристо-серой до тёмно-бурой, низ светлее, с темными, каплевидными пестринками. Самки крупнее самцов. Крылья длинные, заостренные, характерны белые поперечные ряды пятен на рулевых перьях. Полет стремительный, птицы хорошо парят, высматривая добычу. Балобан предпочитает гнездиться в старых лиственных лесах, окруженных открытыми пространствами. Однако он нередко устраивает гнезда в нишах и на выступах высоких обрывов. В полной кладке обычно 4 яйца. Основы питания составляют грызуны. Гнездовая сокола- балобана и самих птиц следует тщательно охранять.

Журавль –красавка. Это изящная стройная птица с пепельно-сизым оперением туловища, голова и шея покрыты черными блестящими перьями, которые удлинены в зобной части и образуют косицы. Масса красавок достигает 3 кг. В полете вытягивает ноги и шею. В стае летят характерным треугольным клином или журавлиным углом.

Журавли очень осторожные птицы. Если журавлей не преследовать, то они из года в год гнездятся в одном и том же месте. Гнездо у журавлей примитивное: это небольшое углубление в почве с постилкой из травы. В кладке 2-3 яйца. Кормятся журавли разнообразной растительной пищей, но едят и червей и насекомых.

(по материалам Красной книги).

13. Итог урока.

Ребята, наш урок подошел к концу. Вы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:

  • где же зимуют птицы? (в теплых краях);
  • когда они вновь возвращаются к нам? (Весной);
  • как называют таких птиц? (Перелетные);
  • почему их так называют? (Эти птицы совершают перелеты, перелетая из одного уголка Земли в другой);
  • какое другое название птиц? (Пернатые);
  • птичий домик это… (Гнездо, скворечник);
  • большая группа птиц это … (Стая);
  • главный лесной барабанщик (Дятел).

Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы- наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их.