Занятие по развитию речи. Тема: Составление описательного рассказа по картине «Весна пришла

Составление рассказов на тему «Весна»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе

Программные задачи:

  1. Учить детей составлять рассказы по сюжетным картинкам, пользуясь схемами.
  2. Развивать умения детей проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности.
  3. Формировать умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения.
  4. Расширять и систематизировать знания о весне и её признаках.
  5. Упражнять детей в подборе определений к заданным словам.

Словарная работа: март, апрель, май, ранняя, поздняя, лучистое, голубое.

Методы и приёмы: беседа, самостоятельная работа детей.

Оборудование: сюжетные картинки на тему «Весна», мольберт, схемы.

Предварительная работа: сезонные наблюдения в природе, беседы о временах года, рассматривание картин, чтение художественной литературы.

Ход занятия

— Ребята, посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся. Посмотрите все глазками на меня, давайте подойдём к окошку. Какой хороший сегодня день. Солнышка нет (есть), но давайте улыбнёмся хорошему деньку. Улыбнёмся как котик на солнышке, а теперь как хитрая лисичка. А сейчас как если бы вам подарили маленького хомячка; улыбнитесь от всей души.

На поляке, у тропинке
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит
А под ёлкой снег лежит.

— О каком времени года эти стихи?
— Правильно ребята эти стихи о весне. А после какого времени года наступает весна? Давайте вспомним и назовём весенние месяцы: март, апрель, май.
— Что происходит с солнцем? (Чаще появляется, греет, припекает, ярко светит.)
Небо голубое, высокое, чистое… Облака лёгкие, белые. Деревья оживают, просыпаются. Почки начинают набухать. Снег тает, темнеет, появляются сосульки.
Днём с них капает вода. Как называется это явление в природе? (Капель). Какой день весной? (Длиннее день, а ночь короче). Ночью ещё холодно, морозно.
Что происходит с птицами и животными? (Прилетают грачи. Просыпается медведица, у неё появляется детёныш. Заяц, лиса, белка, волк — линяют. Просыпаются ёж, барсук.) Все эти явления происходят в марте. Как называется этот период весны? (Ранняя весна)
Дети вы любите отгадывать загадки? Я сейчас проверю, готовы?
-Белое одеяло всю землю одевало. Весной солнце припекло. (снег)
— Бегут, звенят, в речку хотят. (ручьи)
— Жёлтый мяч на голубом платке катается, Людям улыбается. (солнце)
— Белая морковка вниз головой повисла. (сосулька)
— Домой прилетают, гнёзда свивают, песни распевают, лето поджидают. (птицы)
Молодцы ребята.

А теперь я предлагаю поиграть в дидактическую игру «Скажи ласково.»
Ручей — ручеёк,
лужа — …………
солнце — …..,
дерево — ……….,
туча — …………,
проталина — …………. и т. д.
Молодцы.

Физкультминутка

На лужайке поутру (дети встают в круг)
Мы затеяли игру.
Я — подснежник, ты — вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре (расходятся)
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки, (бегают)
Побежим наперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять (снова встают в круг)
Будем в солнышко играть.
Мы — весёлые лучи.
Мы резвы и горячи.
— Ребята, а давайте придумаем красивые слова о весне. Какая она?
(тёплая, красивая, красная, горячая, разноцветная, яркая)
— Какое весной солнце?
(ласковое, лучистое, яркое, тёплое, золотое, горячее)
— А какое небо бывает весной?
(голубое, чистое, высокое, глубокое)

— А сейчас подойдите и выберите себе картинку. Рассмотрите внимательно картинки. На них отражены все приметы о которых мы говорили: прилёт птиц, животные просыпаются, деревья просыпаются, игры детей весной.
(Рассказ: Наступила ранняя весна. Весной солнце появляется чаще греет теплее. Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе пушистые, лёгкие, перистые (как пёрышки). Деревья весной просыпаются. На деревьях появляются почки, листочки. Почки зелёные, липкие, пахучие. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, тёплая, мягкая. Трава весной молодая, светло-зелёная, шелковистая. Весной прилетают птицы. Они поют, чирикают, щебечут, вьют гнёзда, ищут корм. Просыпаются животные. Они линяют, прыгают, бегают, ищут пищу. Люди рады весне. Они одевают весеннюю одежду, копают, сеют и сажают.)

Анна Бурцева
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составления рассказа по картине «Весна»

Конспект НОД по развитию речи

Средний дошкольный возраст

Тема : Составления рассказа по картине "Весна "

Программное содержание : Совершенствовать умение рассказывать по картине последовательно полными предложениями, заканчивая свою мысль. Способствовать развитию грамматически правильной речи детей . Умение составить небольшой рассказ из 3-4 предложений . Закрепить знания детей о приметах весны . Воспитывать заботливое отношение к птицам и окружающей природе.

Предварительная работа : Рассматривание картины , беседа по ней. Подбор прилагательных к существительным. Наблюдение на прогулке за погодой, птицами. Слушание пения птиц, капели, журчание ручейка. Чтение художественной литературы : стихи,рассказы , загадки о весне .

Оборудование : Использование ТСО, диск, мольберт, картина , маска- кота, макет домика, костюм снеговика.

Ход занятия.

В. Ребята, давайте поприветствуем друг друга и наших гостей. Улыбнемся друг другу посмотрим на своего соседа слева и справа.

Дети присаживаются на стульчики и прослушивают мелодию : пение птиц, капели, журчание ручейка.

В. Что вы слышите? (обращение к детям)

Как поют птицы?

О чем поют птицы?

А какие приметы весны вы еще знаете ?

(ответы детей)

Воспитатель обращает внимание детей на картину .

В. О каком времени года рассказывает картина . (Обращение к детям)

Что изображено на картине ?

(ответы детей)

В. Ребята я вам расскажу небольшой рассказ по этой картине , а вы послушайте внимательно. А потом будете вы составлять свой рассказ .

Светит яркое, ласковое солнышко. Дует теплый ветерок. По голубому небу плывут облака. Под теплыми лучами солнца распушилась верба. Снег сползает с крыши дома, капают сосульки. Нина пришла из школы. И решила навестить своего друга снеговика. Увидев, снеговика Нине стало его жалко. Белая шубка его потемнела, а голова его вот- вот упадет.

Вызываются 3-4 ребенка для составления рассказа .

В. А сейчас мы отдохнем и поиграем в игру

«Воробушки и кот»

Роль кота и воробушек выполняют дети.

В. Птицы весело летают, птицы зернышки клюют, птицы радостно играют, разговаривают

Чив- чив,чив- чив

Дети имитируют движения и чирикают друг с другом.

Выбегает кот и пытается поймать птиц, птицы улетают в свои домики.

В. Ребята, о чем Нина разговаривала со снеговиком? Хотите узнать?

(ответы детей)

В. Давайте оживим с вами картину ?

(ответы детей)

Входит снеговик и девочка (в роли дети)

В. Ребята, кто к нам пришел?

Дети инсценируют разговор девочки Нины и снеговика.

Д : Здравствуй мой дружок.

С : Здравствуй.

Д : Почему ты такой грустный?

С : Потому что весна наступила , я таю.

Д : Не грусти снеговичок на следующий год мы с тобой встретимся.

В : Ребята давайте попрощаемся со снеговичком.

(дети прощаются, снеговик уходит)

В. Ребята, о каком времени года мы говорили?

А какое время года ушло?

(ответы детей)

Ольга Андрюшова
Конспект НОД в средней группе Тема: Составление рассказа по картине «Весна идет»

Конспект НОД в средней группе

образовательная область "Речевое развитие".

Тема : "Весна идет "

Воспитатель : Андрюшова О. А.

Петропавловск – Камчатский

городской округ

Тема : Составление рассказа по картине "Весна идет ".

Цель : Развитие устной речи детей посредством систематизации знаний о весне

Задачи :

Учить подбирать слова-определения к существительным, активизировать словарь по теме "Весна ".

Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи в явлениях природы.

Стимулировать активную речь детей. Ключевые слова (сосулька, скворечник, подснежник, таять, журчать)

Формировать способность к построению предложений по опорным словам, развивать монологическую форму речи, упражнять в составлении рассказов по картине .

Закрепить знания о смене времен года, представления об изменениях, происходящих весной в природе .

Воспитывать у детей чувства любви к природе.

Интеграция : образовательные области "Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Познание".

Словарная работа : Проталины, перелётные птицы.

Оборудование : картина "Весна пришла "

Ход НОД:

1. Мотивационная часть. (Дети стоят в кругу, движения по тексту)

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться : «Доброе утро»

Доброе утро – солнцу и птицам.

Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера (дети здороваются с гостями)

2. Основная часть.

Воспитатель :

Сегодня к нам на занятие пришел сказочный герой, а кто это вы узнаете, отгадав загадку (чтение загадки)

Этот мальчик - коротышка

Фантазер и хвастунишка.

За многое он берется,

Но ничего ему толком не удается.

(Незнайка)

Воспитатель : Молодцы! Ответ детей : Незнайка.

Воспитатель :

Ребята, а вы, знаете, зачем к нам пришел Незнайка? Он не знает, какое сейчас наступает время года? И хотел бы у вас узнать. А вы знаете, какое сейчас время года?

Ответ детей : Весна .

Воспитатель : Правильно.

Я распускаю почки,

В зелёные листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движением полна,

Зовут меня … (весна )

Воспитатель : Ребята, Незнайка с собой принес загадки. Давайте ему поможем ему отгадать. Я вам буду читать загадки, а вы будите поднимать руку и отгадывать (чтение загадок)

Висит за окошком

Кулек ледяной,

Он полон капели,

И пахнет весной . (Сосулька)

Из – под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает (Подснежник)

В голубенькой рубашке,

Бежит по дну овражка. (Ручеек)

Дни погожие не редки,

Греют на солнце ветки.

И, как маленькие точки, набухают на деревьях… (Почки)

Воспитатель : Незнайка спрашивает, а как узнать, что наступила весна ? Давайте посмотрим на картину . Что происходит весной ?

Воспитатель :

Почему вы так решили?

Обратите внимание на небо.

Какое небо весной ?

А солнце, весной какое ?

Что происходит с солнцем весной ?

Что происходит с деревьями весной ?

Снег растаял и появились первые цветы, как они называются?

А кто еще изображен на картине ?

Во что они одеты?

Чем заняты ребята?

Ответ детей :

Снег тает, на деревьях набухают почки, прилетаю птицы, солнышко теплое и яркое.

Воспитатель :

Ребята, вы так много знаете о весне .

А зиму с весной не перепутайте ?

- Давайте проверим :

Зима ушла, а весна - …пришла .

Зима холодная, а весна - …теплая .

Зимой солнце морозит, а весной - …греет .

Зимой сугробы высокие, а весной - …низкие .

Зимой надевают шубы, а весной - …куртки .

Все правильно ответили, молодцы.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Незнайка понял, что вы знаете много весенних признаков. Незнайка тоже знает. А значит любите весну , а хотите поиграть?

Ответ детей : (Да)

Воспитатель : Давайте поиграем, покажем, как весна к нам идет !

Проведение Подвижной игры «Веснянка »

Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу)

Прилетело сто грачей, («Летят» по кругу.)

А сугробы тают, тают, (Медленно приседают) .

А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх) .

Воспитатель : Ребята, а теперь присаживайтесь на стульчики.

Кто хочет рассказать об этой картине . Вызываю ребенка, который хорошо запоминает и рассказывает , затем еще двух-трех детей.

Публикации по теме:

Конспект НОД (область «Познание» и «Речевое развитие») Составление коллажа и рассказа по картине «Весна пришла» Тема: «Составление коллажа и рассказа по картине «Весна пришла». Предварительное содержание. Развивать речевые способности детей, стимулируя.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа по игрушке» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51 комбинированного вида Московского района Санкт- Петербурга.

Конспект НОД в средней группе «Составление описательного рассказа по картине «Зима» Задачи: -рассмотреть картины с изображением зимнего пейзажа. Ответы на вопросы воспитателя. Развивать творческое воображение детей. - Чтение.

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе. Составление рассказа по картине И. И. Комарова «Зайцы в снегу» Тема: Составление рассказа по картине И. И. Комарова «Зайцы в снегу» Цель: -связная речь: развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

Конспект занятия в средней группе «Составление рассказа по картине «Куры» Конспект занятия в средней группе «Составление рассказа по картине «Куры» Цель: - связная речь: учить составлять короткий описательный рассказ.

Образовательные цели. Сформировать представления о труде людей, убирающих город зимой, о необходимости их труда. Расширить и уточнить словарь.

Конспект НОД по развитию речи на тему «Весна».

Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» на тему «Весна пришла». Данный материал подходит воспитателям детских садов, педагогов дополнительного образования для проведения совместной деятельности с детьми возрастной категории 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности закрепляют знания о времени года, признаках весны.

Цель: закрепление знаний о признаках весны.
Задачи:
Образовательные: Уточнить и обобщить знания детей о весенних изменениях в природе.
Развивающие: Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.
Воспитательные: Воспитывать любовь к живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.
Речевые:
Связная речь: развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание.
Словарь:
предметный – скворечник, скворец, проталинки, лестница.
качественный – весенний, лёгкий, солнечный, растаявший, лучистое.
глагольный – прибить, повесить, смастерить, пригласить.
Грамматика: упражнять в образовании родственных, уменьшительно – ласкательных слов, в подборе определений к заданным словам, в умении согласовывать существительное и прилагательное.
Звуковая культура речи: учить детей дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова.
Методы и приёмы:
Практические: сюрпризный момент – прослушивание музыкального произведения, появление куклы Весна, дидактические игры «Собери картинку», «Сложи солнышко».
Наглядные: рассматривание сюжетных картин по схеме.
Словесные: ответы на вопросы.
Материалы: аудиозапись Вивальди «Весна», кукла Весна, волшебный сундучок, пазл «Весна», жёлтый круг и жёлтые полоски из картона.
Индивидуальная работа: учить правильно использовать в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия.
Предварительная работа: рассматривание картин о весне, разучивание стихотворений, загадок, пословиц о весне, беседы по теме, наблюдения.

Ход занятия
В группе раздаётся мелодия песни Вивальди «Весна». Воспитатель обращает на это внимание детей. Под мелодию появляется кукла – Весна.
Весна: здравствуйте, мальчики и девочки! Я долго шла к вам в гости – через всю землю, обошла все города и деревни, побывала на каждой улочке. И вот решила заглянуть к вам в гости.
Дети здороваются.
Воспитатель : здравствуйте, уважаемая! Скажите, пожалуйста, кто же Вы такая?
Весна: а вот чтобы узнать, кто же я, предлагаю вам немного поиграть со мной! Вы согласны?
Ответы детей (да, мы согласны!).
Весна: вот и замечательно! Тогда предлагаю вам сесть на свои места и посмотреть, что есть сесть у меня в волшебном сундучке.
Дети рассаживаются на стулья по кругу. Весна показывает свой расписной сундучок.
Весна: в моём волшебном сундучке есть картинка-подсказка, по ней вы и узнаете, кто же я.
Весна достаёт из сундучка несколько разрезанных кусочков.
Весна: ой, а где же моя красивая картинка? Мне её солнышко нарисовало. Это, видимо, проказник ветер разорвал её на части. Что же делать?
Ответы детей (можно картинку сложить, а потом склеить).
Воспитатель: а ведь и верно ребята говорят, таинственная наша незнакомка! Мы тебе поможем собрать все части картинки, а потом склеим их. И узнаем, как тебя зовут!
Весна: я согласна! Только давайте договоримся, что части вы берёте по очереди и выкладываете их на мольберте, чтобы было видно всем.
Воспитатель: хорошо. Но только, мальчики и девочки, как же мы узнаем – кто за кем пойдёт?
Ответы детей (можно посчитать считалкой).
Весна: вы правду говорите! У меня как раз есть очень интересная считалка, которая нам и поможет выбрать, кто же будет брать часть картины.
На забор уселась галка.
Начинается считалка:
раз, два, три, четыре, пять!
Буду всех ребят считать:
Юлю, Мишу, Свету, Колю,
Петю Иру, Витю, Олю...
Если я считать устану,
На минутку перестану.
Помолчу, передохну
И опять считать начну.
Ребёнок, которого выбрали считалкой, берёт из сундучка часть картины, показывает детям и помещает её на мольберт.
Воспитатель: мальчики и девочки, а что же изображено на этой части?
Ответы детей (на этой части нарисован мальчик).
Весна: верно. Здесь изображён мальчик. А что он делает?
Ответы детей (мальчик держит в руках скворечник).
Весна: вы правы, мальчики и девочки! А какой скворечник держит в руках мальчик?
Ответы детей (скворечник прямоугольный, деревянный, коричневый).
Весна: правильно! А для чего нужен скворечник?
Ответы детей (скворечник нужен для того, чтобы в нём поселялись скворцы).
Весна: точно! Скворечник – это дом для птиц, они в нём живут. А теперь давайте посмотрим – во что же одет мальчик?
Ответы детей (мальчик одет в джинсы, на голове у него красная кепка, есть тёплая кофта и шарф, на ногах – ботинки).
Весна: да, вы описали мальчика правильно. Я предлагаю дать ему имя. Как мы с вами его назовём?
Дети дают имя мальчику.
Весна: хорошее имя вы придумали, ему очень подходит! А что же ещё здесь нарисовано?
Ответы детей (здесь нарисованы чьи-то сапожки).
Весна: да, вы правильно заметили, что здесь ещё и чьи-то сапожки. А как вы думаете – кому они принадлежат? Чьи они?
Ответы детей (возможно, это сапожки сестры этого мальчика или просто знакомой).
Весна: а какого цвета сапожки?
Ответы детей (сапожки розового цвета).
Весна: верно, они розовые. Мальчики и девочки, а что же делают эти дети, как вы думаете?
Ответы детей (они пошли гулять, они захотели повесить скворечник на дерево для скворцов и т.д.)
Затем воспитатель предлагает считалкой выбрать следующих двух детей, которые выбирают две части картинки. Выбранные дети помещают части на свои места на мольберте (собирают пазл). Весна задаёт вопросы по этим частям, дети на них отвечают.
1.Что вы видите на этой части? (здесь есть кошка);
2.Какая кошка? (кошка маленькая, у неё зелёные глаза, она полосатая);
3.А что стоит на земле? (на земле стоит скворечник);
4.Сколько скворечников вы уже увидели на этой картине? (на этой картине мы увидели уже два скворечника).
5.А что ещё здесь нарисовано? (здесь нарисована лестница);
6.Для чего нужна лестница? (лестница нужна для того, чтобы забираться куда-нибудь);
7.Что же мы видим на этой части? (на этой части мы видим девочку);
8.Во что одета девочка? (девочка одета в пальто, шапочку);
9.Что делает девочка? (девочка подаёт кому-то молоток);
10.Около чего стоит девочка? (девочка стоит около берёзы);
11.Как мы её назовём?
Весна: молодцы, мальчики и девочки, много увидели в этих частях картины. А теперь я хочу с вами поиграть. Вставайте врассыпную и повторяйте движения за мной.

Физминутка
Стучат всё громче дятлы,
Синички стали петь
(пальцы складываем щепоткой, качаем ими).
Встаёт пораньше солнце,
Чтоб землю нашу греть
(ладони сомкнуты «ковшом», поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).
Бегут ручьи под горку,
Растаял весь снежок,
(выполняем руками волнообразные движения: пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).
А из-под старой травки
(ладони сомкнуты «ковшом»).
Уже глядит цветок
(ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты - чашечка цветка).
Раскрылся колокольчик
(руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).
В тени там, где сосна,
(пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены-чашечка колокольчика).
Динь-динь, звенит тихонько,
(качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая «динь-динь»).
Динь-динь, пришла весна.
Весна: молодцы, мальчики и девочки, всё за мной повторили, всё правильно сделали! А теперь давайте вернёмся к нашим частям картины.
Весна выбираете по очереди ещё троих детей и задаёт вопросы по тем частям картины, которые выбрали дети:
1.Что видно на этой части? (на этой части видно, что кто-то стоит на лестнице)
2.Во что одет этот человек? (в синие джинсы, зелёную курточку);
3.Что он делает? (он протягивает руку к девочке);
4.Для чего он это делает? (чтобы взять молоток?);
5.Зачем ему нужен молоток? (молоток нужен этому человеку для того, чтобы прибить скворечник на дерево);
6.Как называется это дерево? (это дерево называется берёза);
7.Как вы поняли, что это – берёза? (у него белый ствол и тёмные пятна);
8.Что вы видите на следующей части? (на земле лежит снег, он почти растаял, растёт кустарник, стоит забор, а за забором – дом);
9.Какой дом, какая у него труба? (дом деревянный, труба кирпичная);
10.Кто же нарисован на этой части? (на этой части картины нарисован мальчик);
11.Что он делает? (мальчик прибивает скворечник для скворцов);
12.Что у него на голове? (у мальчика на голове синяя кепка).
Весна: да, мальчики и девочки, вы правы. Всё рассмотрели, на все вопросы ответили. А я вам предлагаю ещё немного поиграть. В моём волшебном сундучке есть солнышко, но оно совсем без лучиков. Нужно эти лучики ему приклеить, чтобы оно было совсем как настоящее.
Весна кладёт на середину стола жёлтый круг, дети берут из сундучка лучики для солнышка, говорят, какое бывает солнышко и приклеивают лучики к жёлтому кругу.
Весна: вот какое у нас с вами получилось яркое красивое солнышко! Я хочу его оставить вам. Пусть оно вас радует и согревает своими лучиками круглый год!
Далее весна выбирает ещё двоих детей, которые выбирают оставшиеся части пазла от картинки.
1.Что вы здесь видите? (мы видим ещё один скворечник);
2.Какой он по цвету? (скворечник жёлтого цвета);
3.Что нарисовано на последней части? (на берёзе сидят птицы);
4.Как называются эти птицы (это скворцы);
5.Как вы думаете, поселятся ли скворцы в скворечнике у ребят? Почему?
Воспитатель: мальчики и девочки, вот мы и собрали картину для нашей незнакомки. Давайте ещё раз рассмотрим, что же здесь нарисовано?

Дети кратко описывают содержание картины (дети вешают скворечники для скворцов, которые сидят на ветках берёзы, тает снег).
Весна: всё правильно, ребята. Это всё мои приметы. Так кто же я такая?
Ответы детей (Весна!).
Весна: верно, я Весна. Принесла вам тёплую погоду, ясные деньки, привела в ваш край птиц, помогла растопить снег и лёд и позвала из-под снега первые цветы. Но мне пора идти дальше, туда, где меня ждут с нетерпением и люди, и звери. До свидания, мальчики и девочки! С вами было очень интересно! Я вам на память оставляю свою чудесную песенку.
Дети прощаются с Весной и слушают музыку.

МБДОУ детский сад №3 «Аленушка».

Занятие по развитию речи.

Тема: Составление описательного рассказа по

картине «Весна пришла».

Подготовила воспитатель:

Станица Егорлыкская.

Программное содержание: развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия природы; учить внимательно рассматривать картину; составлять описательный рассказ; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: объявление, маршрутный лист, мольберт, схемы предложения (из 2-х слов, из 3-х слов, из 4-х слов), картина, кассета с классической музыкой и с записью «карканья» вороны, магнитофон, опорные схемы, корзина с разрезными картинками и подснежниками, пригласительные.

Ход занятия:

- (Заходим в группу, здороваемся. Ребята, к нам сегодня пришли гости, они хотят посмотреть как мы с вами готовимся к школе.) Давайте встанем в круг, настроимся на занятие и вспомним слова, которые мы с вами берем для получения знаний.. Игра «Ладошки» (передаем слова друг другу из рук в руки: память, внимание, слух, ум, сообразительность, наблюдательность, терпение, усидчивость, смелость, смекалку).

Молодцы, ребята! (Раздается карканье вороны. Ребята, что-то у нас в группе шумно, может у нас окно не закрыто, давайте посмотрим. (Подходим к окну. На окне лежит сверток. Что это? Давайте посмотрим. Раскрываю свиток и читаю объявление.)

Объявление.

Внимание! Внимание! Скоро состоится в.....ий бал. Приглашаются ребята, которые много знают о в…е, в…..их признаках.

Для проверки знаний используйте маршрутный лист.

(Посмотрите, здесь есть непонятные слова, напоминает кроссворд. Хотите узнать

что это за слова? Тогда рассаживайтесь по местам. Вывешиваю слова, разгадываем их. Читаю полностью объявление.)

Наверно это и есть маршрутный лист. Вы готовы к проверке знаний? Тогда давайте посмотрим первое задание «Стихи о весне».

Весну издавна любил народ. Люди называли ее «весна-красна». О весне поэты

слагали стихи. Кто из вас может вспомнить и прочесть нам стихи о весне?

(Дети читают стихи.)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Растекайтесь, ручьи, разливайтесь, лужи!

Вылезайте, муравьи, после зимней стужи!

Пробирается медведь сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник!

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари!

Какие слова вам подсказали приход весны?

Ребята, какие слова, словосочетания о весне вам понравились? (Дети называют.)

Молодцы, вы были очень внимательны и запомнили красивые слова о весне.

Переходим ко второму заданию. (Открываю задание.) Что это за схемы?

Дети: Схемы предложения.

Придумайте предложения о весне из 2-х слов. (Дети называют.)

Придумайте предложения из 3-х слов.

Умницы, сколько прекрасных предложений вы придумали.

Давайте узнаем следующее задание. Это задание музыкальное. Сейчас мы прослушаем отрывок музыкального произведения, попробуйте услышать как музыка рассказывает о весне. (Слушаем.)

Что весеннего вы представили?

Дети: Светит яркое солнышко. Звенит капель. Раздается пение птиц. Пробивается зеленая травка. Распускаются цветы. На деревьях набухают почки. Медведь бродит в поисках пищи. Просыпается вся природа. И т. д.)

Молодцы. Я тоже услышала пробуждение природы после зимы. Светит лучистое солнышко, тает снежок, появляются проталинки. Журчат весенние ручейки, звенит капель. Представила как пробивается молоденькая травка, распускаются подснежники. Раздаются веселые трели птиц. Все радуются приходу весны.

А в следующем задании мы с вами попробуем превратиться в первые весенние цветы – подснежники. (Игра-имитация «Подснежник» под музыкальное сопровождение.)

Обратите внимание на маршрутный лист. Задание: «Назвать весенние слова».

(Становимся в круг: У друга теплая и нежная ладошка.

Поглажу друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Без друга плохо жить, запомнить это надо!

Передай другу весеннее слово: подснежник, капель, проталинки, ручейки, зеленая травка, теплый ветерок, голубое небо, мать-и-мачеха, почки, молодые листочки, муравьи, грачи, веселые зайчата, тюльпаны, и др.

Молодцы, сколько весенних слов вы вспомнили. А сейчас внимательно посмотрите на картину и назовите какие признаки весны на ней изображены?

Дети: видны проталинки; распустились подснежники; на деревьях набухают почки; распускаются зеленые листочки; птички вьют гнезда; медведь бродит в поисках пищи; зайчики поменяли шубку; цветет верба; светит яркое солнышко на чистом небе; дети одеты легко, по-весеннему; текут ручьи.

Молодцы! Мы с вами увидели как красиво о весне рассказали поэты, композитор, художник. А как мы с вами можем рассказать о весне? (Давайте посмотрим на маршрутный лист. Осталось последнее задание «Составить рассказ о весне по опорным схемам.»)

Еще раз посмотрите внимательно на картину, что изображено на переднем плане? Что изображено на заднем плане? Кто еще изображен на заднем плане? Во что одеты дети? Как зовут мальчиков? Чем они занимаются?

Кто желает рассказать о весне по картине с опорой на схемы? (Заслушиваем 2-3 рассказа.)

Чей рассказ вам понравился больше? Почему?

Все задания маршрутного листа мы выполнили. Давайте вспомним, что мы с вами делали? (Дети рассказывают, какие задания они выполняли).

(Раздается карканье вороны. Что же это такое? Даже при закрытом окне слышен крик ворон? (Подхожу к окну.) Ребята, посмотрите, что это за корзина? А это ваше домашнее задание: вы должны дома с родителями сложить картинку, составить по ней рассказ, записать его на бумаге и принести его на бал вместе с пригласительным билетом. (Раздаю конверты с картинками, подснежники и пригласительные. Дети уходят.)