Абстракционизм в фотоискусстве. Абстрактная фотография

И вам, и мне неоднократно приходилось слышать от людей, вполне сведущих если не в фотографии, то в культуре, что абстрактная фотография «не для них», что это противоречит природе фотографии, что абстракция бессмысленная, заумная, холодная и далее по списку отрицательных качеств, которыми мы обыкновенно наделяем то, что нам непонятно и неблизко.

Но случается, что произведение «абстракции» вдруг цепляет зрителя, открывается ему, привораживает собою. Как правило, люди, внезапно оценившие абстрактную фотографию, продолжают всматриваться и в другие произведения абстрактного искусства в ожидании возможности еще раз пережить тот острый и глубокий опыт открытия. Становятся ли они приверженцами абстракции? Те, кто обрел глубокое переживание, чаще всего не стремятся кричать о нем на каждом углу, подобно людям, получившим глубокий духовный опыт: внутри, глубоко внутри у человека происходит нечто, доселе ему неведомое, чему трудно подобрать определение и что трудно выразить словами, что остается как важное воспоминание, сокровище, о нем молчат, чтобы сберечь.

Энциклопедии в один голос утверждают, что абстракция (абстракционизм) в искусстве — это направление нефигуративное, не имеющее выраженного сюжета, формальное, отвлеченное (точный перевод с латыни), стилизующее реальность (некоторые идут дальше, называя процесс стилизации упрощением). Возможно ли это в фотографии? зачем это в фотографии? Как это связано с общими процессами в культуре в эпоху развития нашего медиа 1 ?

Абстрактная фотография - явление, осознанию которого в культуре только исполнится сто лет. Но как форма, как изображение, созданное с другими целями, при этом вполне укладывающееся в представления об абстракции, эта фотография гораздо старше, наверное, почти как все сюжеты (назовем абстрактный сюжет «непонятным»), она существует столько же или почти столько, сколько существует сама фотография. Что, как не абстракция, есть первые тени на соленых бумагах Тальбота 2 , где только сам изобретатель да зритель, которому подсказали, что там есть изображение (а) и что это изображение означает вид из окна дома (б), могут увидеть нечто? Но когда в культуре ХХ века появляется категория абстракции, когда ее начинают применять для определения характера изображений, тогда и старый снимок Тальбота, и многое другое, что было снято до «эпохи абстракции», начинает вписываться в новый контекст.

Абстракция (форма изображения) - древняя, как само изобразительное искусство. Но абстракция как определение для отвлеченных (и знаковых 3) изображений появляется только в 1910-х годах в связи с живописью и теоретическими работами Василия Кандинского 4 . С высоты сегодняшнего дня, вглядываясь в первые изображения человеческой руки в пещерах, в наскальные рисунки, где сюжеты охоты и шаманства перемежаются орнаментами и неупорядоченными (на первый взгляд) линиями, точками, мы восклицаем: абстракция! Но она не была таковой для первобытного человека. она была полна смыслом, утерянным в веках. древние изображения - протописьмо, попытка визуального рассказа, где соединяются пространство и время, уже произошедшее (сцена охоты) становится фактом настоящего для зрителя, «читающего» изображение, а линии, возможно, были способом уточнения места и времени, количества и проч.

Так же и искусство дальнего Востока, и монохромная живопись, и каллиграфия для европейского глаза, не обученного той, восточной системе «чтения» изображения, - абстракция. мы оцениваем ее в эстетических категориях формы, но останавливаемся, не в силах перешагнуть через порог этих визуальных текстов.

Для понимания абстрактного искусства ХХ века создано множество теорий восприятия: это искусство воздействует «чистой формой», она может влиять на зрителя (если он готов к тому в момент соприкосновения с изображением), на его эмоции, образную память, даже на физиологию. Ярчайший пример - живопись американского художника родом из Витебской губернии, классика модернизма марка Ротко. Некоторые виды абстракции (например, работы Казимира малевича - буквально изобразительное выражение его теорий) не иллюстрация (для понимания которой необходим сопроводительный текст, без него иллюстрация бессмысленна), но образ, в котором теория находит визуальное претворение. для глубокого понимания таких произведений важно знание теоретического наследия художника? да, но не только. Будучи образом, абстракции влияют на зрителя непосредственно всей своей формой, правда, как и в случае с искусством древних или искусством Востока, которые чужие по языку формы, они остаются предметами с закрытой глубиной значений. Исследователи творчества Кандинского (а вслед за ними и теоретики, генерализирующие теории абстракции в искусстве) подчеркивают, что абстрактное изображение изначально конкретно, художник, создавая его, опирается на свой опыт соприкосновения с реальностью, что абстракция - форма интерпретации реальности, не всегда видимой, подчас это - интерпретация внутренних образов художника, его реакции на реальность (факты биографии, литературные произведения, резюмирование бесед с другими людьми или прочитанных книг, реакции на природу, городские ландшафты, даже на свет). В этом смысле абстракция - закодированное послание. Ее код известен художнику, но далеко не всегда он считает важным передать ключ зрителю буквально, как, например, в названии картины Кандинского «Святой Георгий», или в виде дневниковых записей... Повторюсь, абстракция останется авторской скорописью, заметками для личного пользования, если не несет в себе образа. Это тончайшая материя, которую легко прорвать неверными словами. Когда от произведения абстракции в визуальных искусствах (живописи, графике, фотографии, кинематографе, скульптуре и т.д. 5) зритель требует однозначного ответа: что здесь изображено? - он лишает произведение глубины, подобно тому, как вопрос: о чем написано? о чем музыка? или о чем станцевано? - лишает смысла поэзию, музыку, современный балет.

В фотографии осознанное творение абстракции начинается после Первой мировой войны - когда в Европе и в России художники, уже освоившиеся на территории абстрактного искусства, начинают интересоваться медиа фотографии. Мохоли-Надь, Родченко, Ман Рэй - для них фотография становится одним из инструментов, с помощью которых художник претворяет опыт своего общения с современным миром. Т.е. находит те формы интерпретации, которые будут созвучны (вот он переход между изображением и музыкой, между разными видами искусств, синтез творчества ХХ века) современному человеку.

Недавно Чеховский фестиваль привозил в Москву произведение знаменитого французского балетмейстера Жозефа Наджа (он сам вышел на сцену в этом балете) «Sh-bo-gen-zo» 6 . В рецензиях было сказано, что это история взаимоотношений самурая и воспитанной в традициях японской дамы. На сцене в современных брючных костюмах, в угловатых исковерканных позах двигались, как в танце суфиев, две фигуры, мужская и женская. Там был сюжет, который трудно пересказать, - в любом слове рискуешь впасть в неточность; были главы (части балета); была пронзительная, как в японском традиционном театре, музыка. Но это было больше, чем история отношений самурая и японской дамы: мужское и женское? или сразу инь и ян, тем более что классический текст «Шо-бо-ген-зо» - собрание буддийских коанов, толкований термина «Шо-бо-ген-зо»: «видения умудренным Буддой глазом смысла вещей». В зале стояла тишина, такая, как бывает, когда впадают в транс, некоторые зрители также молча плакали. Было ли это свидетельством того, что их захватила экзотическая история? Или это была экстраполяция личного опыта на сведенный до предельной абстракции танец?

В конце 1920-х, когда абстракция стала привычным языком современного искусства, знаменитый американский фотограф Альфред Стиглиц создает серию, вошедшую в историю искусства под названием «Equivalence». Небо и ветки, просто облака, ни верха, ни низа, все части композиции равны по значению, отсюда «равнозначность» в названии, отсюда - мостик к послевоенной американской фотографии второй волны абстрактного искусства. И эта же серия Стиглица - утверждение ценности личного опыта, личных откровений: небо открывается художнику не как сюжет, но как бесконечность, которой художник равен. Незадолго до создания «Equivalence» фотограф открывает Intimate Gallery, личную галерею. Исследователи, зараженные практицизмом, объясняют странность названия размерами маленькой комнаты, выделенной под галерею. Но дело в другом: Стиглиц, галерист с 20-летним опытом (его прошлые детища - журнал и галерея Camera Work, позже 291 gallery в Нью-Йорке), представлявший самые свежие эксперименты современного искусства, совершенные по обе стороны Атлантики, приходит к новому пониманию: искусство - очень личная вещь, ей не надо много места, чтобы собеседовать со зрителем. По сути, новая галерея - комната для медитаций, как в японском доме, где можно сидеть напротив уникального произведения, смотреть, размышлять, жить с ним.

Абстракция в фотографии - путь личного, медленного или внезапного, как порыв бури, проникновения вглубь смысла. Это не просто сфотографированный фрагмент поверхности (предмета), не просто фиксация света. Это опыт. И сотрудничество фотографа и зрителя.

Даже опыты формальной композиции, например поиски «вращающейся композиции» (где ни верха, ни низа, настолько все сбалансировано, что работает и как вертикаль, и как горизонталь - некое идеальное композиционное решение для новой иллюстрированной прессы) классика советского фотоавангарда Елеазара Лангмана, требуют «искусности глаза», причем от обоих, того, кто композицию нашел, и того, для кого ее нашли. Об абстракциях Александра Александровича Слюсарева вообще надо говорить специально и неторопливо, столько он успел насобирать своих частиц «коанов».

Для разного зрителя - разное искусство. Безусловно, абстрактное искусство чаще всего подается как искусство интеллектуалов, зрителей, знающих идеи, а не только знакомых с опытами внешнего мира.

Можно сказать и по-другому: абстракция - удел людей письменности. Хочу подчеркнуть разницу между людьми письменности и литературоцентричности. Первые готовы к восприятию знаков, чтению отдельных знаков вплоть до их символической или исторической глубины и готовых к созданию новой письменности - чем, собственно, занимаются художники абстрактного искусства (абстрактной фотографии), каждый вырабатывая свою письменность. Вторые, литературоцентричные, воспринимают сюжет, понимают значения произведения в протяженном высказывании, для них знак - часть системы, но не «колодец смыслов». Это не значит, что между людьми письменности и литературы лежит непереходимая граница различий, как между психологическими типами личности. Все изменчиво, и человек, выросший на мыльных операх руин литературы, может быть поражен молнией абстракции и станет адептом учения, прежде ему чуждого.

1 Речь идет не о фотографии для СМИ (медиафотография), а о фотографическом медиа, или медиуме, - о совокупности понятия о фотографии как инструменте и о фотографии как способе выражения (и авторском, и целой эпохи).
2 Имеется в виду первое изображение из сохранившихся, полученное Генри Фоксом Тальботом в 1835 году («Зарешеченное окно в Аббатстве Лакок») и хранящееся сегодня в Национальном музее фотографии, кино и телевидения (Национальном медиамузее) Великобритании.
3 Знаковых - стремящихся к форме знака и к наполненности скрытым смыслом, которая знаку присуща.
4 Свидетельством того, что идея «абстракции» уже «витала в воздухе», не была «изобретена» Кандинским, но уловлена им, является тот факт, что во второй половине ХХ века шла баталия историков и наследников литовского художника Микалоюса Чюрлениса и Василия Кандинского за право первенства в употреблении термина «абстракция» в его художественном понимании.
5 Я имею в виду новые виды искусств, рождающиеся на платформе современных технологий в последние полстолетия.
6 «Дом истинного сокровища для глаза верно обученного», памятник китайской буддийской литературы, автор Эйхей Дохуи, XII век.

Урсула Абреш родилась в Аргентине и выросла в Чили. Со временем она переехала в США, чтобы учиться в университете, а еще позже перебралась в Канаду на постоянное местожительство. Она и сейчас проживает в Канаде в британской Колумбии. Это прекрасная провинция. Здесь горный ландшафт разбавлен большим количеством деревьев, озер и рек, водопадов, скал и дикой природой. Это место отлично подходит для жизни Урсулы.

Она замужем и в их семье пятеро детей. Образование Урсулы Абреш связано с искусством и историей, но в данный момент она большую часть своего времени посвящает фотографии.

2) Что предшествует созданию таких прекрасных работ?

Главная задача состоит в поиске и обнаружении того, что составляет предмет. Это определенные основные качества любого предмета, которые позволяют проникнуть в его суть. Выявить нечто основополагающее в предмете. Это не означает, что вам следует просто смотреть на деревья или на воду. Речь идет скорее об эмоциональном восприятии, о настроении. Урсуле нравится думать о том, что все эти предметы абстрактны. Так она может положить их на изображение и при этом у нее меняется восприятие, она начинает их видеть, слышать и чувствовать.

Кроме того, чтобы создавать такие фотографии, они, как минимум, должны вызывать симпатию. Точно так же, как некоторые предпочитают черно-белую фотографию, или портрет или пейзаж. Нужно полюбить абстракцию. Это влияет на мировоззрение и на образ мыслей. Можно ценить и другие направления, но абстракция должна вызывать у вас особенный трепет. Это должно быть причиной, тому что вы за нее беретесь. Собственно такое определение характерно для любой вашей деятельности.

3) Постобработка изображений

В настоящее время Урсула Абреш снимет только цифровой фотокамерой и очень ее любит. Ведь она дает гораздо больше возможностей для экспериментов, которых вы никогда не получите с пленочным фотоаппаратом. Цифровые технологии для многих людей открывают новые способы самовыражения.

В процессе съемки с любым фотоаппаратом конечный вариант изображения все равно не известен. В данном виде фотографии просто нет возможности окончательно выводить изображение на печать или на монитор, не используя Photoshop или другое фото-программное обеспечение для редактирования снимков на определенном этапе. Распечатка либо экранизация изображения это конечная цель съемочного процесса и в цифровом мире вы не можете сделать это без пост-обработки.

Даже во время съемки важно иметь ввиду, что вам предстоит пост-обработка и представлять возможный вариант конечного изображения.

Некоторые фотографы считают, что используя в качестве базового изображения не удачную фотографию, можно обработать ее и превратить в шедевр. Но лучше будет, если вы начнете с хорошей фотографии, а затем отредактируете ее, чтобы выявить лучшее, что в ней есть. Пост-обработка это приятная часть создания конечного изображения. Тонкость состоит в том, чтобы определить, как мало или как много изменений требует конкретный снимок. Ведь очень легко не доработать, так же как и переборщить с обработкой.

Иногда процесс обработки проходит очень быстро. А порой изображение и вовсе не нуждается в редактировании. Оно прекрасно само по себе без изменений. В других же случаях процесс может занять некоторое время, в течение которого вы будете определять, какие именно изменения актуальны для конкретного изображения. Бывает, что для улучшения снимка вам придется довольно длительно его обрабатывать.

Пост-обработка изображения это не созидательный процесс. Ведь вы не создаете вещь, а выявляете лучшее, что есть в каждом изображении. В не зависимости от того, как мало или как много работы потребуется, чтобы достичь цели.

4) Фотоаппаратура и аксессуары для съемки

Урсула Абреш для создания своих прекрасных фотографий использует следующее:
Фотокамеры : Nikon D7000, Nikon D200, Lumix DMC-TS4 (для прогулки и для ностальгии)
Объективы : Sigma 150mm f/2.8 Macro, Nikon серии E MF 75-150mm f/3.5 зум, Lensbaby 2.0, Sigma 70-300mm f/4-5.6 APO DG Macro, Tokina AF 12-24mm F / 4 DX, Nikon AF 50mm f/1.8.

Аксессуары :
Штатив Vanguard Alta с головкой для штатива серии Manfrotto 486RC2
Фотовспышка Metz 36 AF-5
Сумка Kata Light Pic 60-DL .

Программное обеспечение для редактирования снимков: Adobe Photoshop CS6 и Photomatix на 27 " iMac
Принтер Hewlett Packard Photosmart Pro B9180
Бумагу в данный момент Урсула предпочитает Ilford Gold Fibre.

5) Советы для начинающих фотографов, которые заинтересованы в абстрактной фотографии

Стандартный совет для любого вида фотографии:
Досконально изучите свое оборудование и его потенциал. Как можно больше практикуйтесь. И максимум экспериментов.

А еще всегда помните, что технические аспекты очень важны, но главное, это ваше художественное восприятие. Именно оно создает фотографию.

Что касается конкретно абстрактной фотографии , то огромную пользу принесет вам более детальное знакомство со всеми формами абстрактного искусства. Начните смотреть и читать о нем. Вы усвоите этот способ мышления и включите его в свое мировоззрение и в свою работу.

И еще один очень важный момент в абстрактной фотографии. Он состоит в том, что если фотография красива, то это еще не означает, что зритель ею проникнется. Обычно абстрактные работы выходят за рамки простой визуальной красоты. Здесь доминируют ощущения, настроение, история. Неимоверная визуальная привлекательность в сочетании с четким настроением, историей, чувством, это те компоненты, которые создают впечатляющее абстрактное изображение.

За последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Абстрактная фотография

Снимать фотографии, на которых изображено нечто непонятное, - не пустая ли это трата времени? Цифровые камеры позволят вам экспериментировать с поразительными абстрактными композициями

Абстрактное искусство - довольно эксцентричное поле деятельности. Часто бывает непонятно, что именно изображено на снимках, причем технические приемы различных художников сильно отличаются друг от друга. Это означает, что интерпретация абстрактных изображений - дело крайне субъективное.

Например, на работах Мондриана обычно изображены решетки из темных линий с прямоугольными цветными полосами. Пикассо рисовал знаменитые портреты, на которых у людей глаза расположены на одной стороне лица, а Джексон Поллак разбрызгивал краску по холсту - теперь его работы являются очень широко известными произведениями абстрактного жанра.

Если обратиться к фотографии, то картины Пола Стренда могут изображать белый частокол и пучок пальмовых листьев, а промышленные пейзажи Стиглица придавать абстрактность зданиям Нью-Йорка и Парижа.


Этот впечатляющий снимок потолка собора в Солсбери был сделан с помощью широкоугольного объектива с фокусным расcтоянием 16 мм

«Четкое» определение

Словарь Вебстера определяет абстрактное искусство, как «обладающее только внутренней формой и малым или вовсе никаким сходством с действительностью или каким-либо повествовательным содержанием». От словаря по искусству Artlex толку оказалось не намного больше: он объясняет, что абстрактное произведение искусства «есть воображаемое, которое в различной степени отклоняется от точного воспроизведения действительности по причине, отличной от правдоподобия. Представители абстрактного искусства избирают, а затем чрезмерно подчеркивают или, наоборот, упрощают те формы, которые им предлагает окружающая действительность».

Понравится ли конкретная картина данному конкретному зрителю, зависит как от восприятия зрителя, так и от мастерства артиста. Поэтому написать четкое руководство для успешных занятий абстрактной фотографией представляется трудной задачей. Однако широкий спектр возможностей цифровых камер дает простор для экспериментов и позволяет создавать картины, порожденные самым буйным воображением.

ЧЕРНОЕ К ЧЕРНОМУ

Моноснимки идеально подходят для абстрактной фотографии, так как они подчеркивают форму и текстуру объектов. Изучайте работы ранних мастеров абстрактной фотографии, чтобы понять, как лучше строить свои композиции.

И глаз, как у орла...

Примите к сведению намеки из словарных статей-определений и не прибегайте в ваших экспериментах к обычной показной «воображаемости». Вместо этого попытайтесь увидеть формы, цвет и текстуры предметов отдельно от их обыденного вида и функций - чтобы вдохновиться, посмотрите на этот снимок стульев.

СМЕНИТЕ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ

Сюжеты для абстрактных фотографий можно найти практически повсюду. Чтобы увидеть детали, отрешитесь от общей формы объекта, ищите тени и структуры, которые могут составить интересную композицию.

Например, вместо того чтобы просто снимать автомобиль, снимите крупным планом его кузов или сосредоточьтесь на игре светотени внутри салона. Выделяйте детали и старайтесь видеть «сквозь» обычные предметы более простые вещи, тренируйте свое видение основ. Повсюду, от силуэтов на городском горизонте до крохотных деталей растений и камней, притаились сюжеты для потенциальных абстрактных фотографий - надо просто уметь их увидеть.

Если вам удалось сделать удачный снимок, ему можно добавить «абстрактности», разумно используя редактирующие программы. Но будьте осторожны! Не стоит применять термин «абстракция» для того, чтобы оправдать беспорядочное применение фильтров Photoshop. Граница между абстрактным искусством и ужасной путаницей не гармонирующих друг с другом эффектов очень тонка, и ее легко нарушить - частенько мы получаем от наших читателей для «Парада мгновений» такие фотографии, что они способны вызвать головную боль и головокружение.

Редактирование изображений должно применяться в основном для того, чтобы подчеркнуть атмосферу и композицию снимка и слегка «отделить» его от реальности (посмотрите на это сине-оранжевое изображение). Конечно, для того чтобы улучшить снимок, регулировать экспозицию и цветовые установки необходимо, но не заходите при этом слишком далеко.

ЧЕМ ПРОЩЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Из «застывших» сюжетов получаются превосходные абстрактные фотографии. Это изображение сначала скадрировали, а затем «подтянули» цвета, чтобы подчеркнуть контраст между столбом и синими воротами.

Будьте проще

Кадрирование, выборочное размытие, добавление оттенков цвета и регулировка контраста или насыщенности - этого обычно вполне достаточно для того, чтобы придать фотографии слегка нереальный вид. Отличный пример этому - снимок вентилятора ниже. Такие спецэффекты, как соляризация, постеризация и другие радикальные цветовые фильтры, должно использовать с величайшей осторожностью, а лучше всего вообще не применять.

Кое-кто считает, что если применить несколько фильтров, то удастся превратить плохое фото в хорошее. К сожалению, так не бывает. Исходным пунктом для хорошего абстрактного изображения должна быть хорошая фотография, правильно сфокусированная и отэкспонированная, и с хорошей композицией. Одно дело, если вы специально применили передержку или смазали кадр движением для создания нужного эффекта, а совсем другое - если фотография просто плохая, то она такой и останется.

ОСТОРОЖНЕЕ С ФИЛЬТРАМИ

Добавлять специальные эффекты к фотографиям - дело опасное, однако если работать с осторожностью, то можно значительно улучшить восприятие снимка. Чтобы повысить резкость, к этой картинке применили фильтр Unsharp Mask (Контурная резкость), затем добавили шумовые искажения и подрегулировали контраст и яркость.

Инструменты для работы

Нет никаких строгих правил, позволяющих быстро получать отличные абстрактные снимки, хотя для этого подойдет практически любая цифровая камера. Вам вовсе не нужно вкладывать деньги в дорогую высококлассную модель, потому что даже у камеры из разряда «навел-и-щелкнул» есть для этого все необходимое.

Вы можете применить обычный зум-объектив для того, чтобы изолировать детали снимка, «приподнять» их над контекстом и придать ощущение абстрактности. Подобным образом режим макросъемки позволит вам приблизиться к деталям обычных бытовых предметов. Многие из снимков, снятых при очень большом увеличении, похожи на абстрактные, поэтому, если тщательно выбирать объект съемки и применять зум для получения крупных планов, можно получить очень интересные результаты.

ВЫДЕЛИТЕ ДЕТАЛЬ

Зум с помощью сильного увеличения позволяет изолировать детали от их окружения - этот снимок оконной рамы напоминает работы Мондриана.

«Широкоугольные снимки» также могут представлять хорошую основу для абстрактных изображений. Этот популярный метод съемки обеспечивает перспективу, отличную от обычной, и предлагает уникальный взгляд на обычные повседневные сюжеты - применяйте «отъезд» с помощью зума для того, чтобы получить необычные композиции.

Насадочные фильтры также пригодятся фотографу-абстракционисту. Рассеивающие фильтры, фильтры, дающие «мягкий фокус», и насадки для съемок крупным планом - бесспорные фавориты, но вам не заказаны эксперименты и с множеством других эффектов. Например, вы можете попробовать покрыть машинным маслом чистый стеклянный фильтр для того, чтобы выборочно «рассеять» картинку. Если вы будете правильно располагать мазки, то можно будет создать широкий диапазон различных эффектов.

Чтобы снять этот «широкоугольный» снимок, который не подвергался потом никакой обработке, нам пришлось очень тщательно выбирать композицию при помощи ЖК-дисплея. Снимок был сделан в библиотеке простой цифровой камерой с 3-кратным оптическим зумом. Как ни странно, будучи повернут набок, он смотрится так же хорошо, как и в нормальном положении.

Не бойтесь экспериментировать

Для создания интересных цветовых эффектов можно добавлять цветные краски или чернила к машинному маслу. Некоторые фотомагазины продают для этого специальные цветные гели.

В общем, секрет абстрактной фотографии в том, чтобы экспериментировать и смотреть, что получается. Изучите работы фотографов-абстракционистов - по крайней мере, вы многое узнаете о композиции и художественном восприятии, что всегда пригодится в других областях фотографии.

НЕ РЕЖЬТЕ ПО ЖИВОМУ

Снимок, на котором изображены гибкие трубы на строительном участке, был cкадрирован, что улучшило композицию. Цветовая насыщенность была немного увеличена.

Абстрактная фотография кажется чем-то неуловимым и сложным для описания определенным термином. Возможно, так случилось из-за абстрактной натуры идеи «абстракции» и закрепившихся неправильных представлениях об этом виде съемки.

Многие описывали данную тему со своей субъективной точки зрения и в этой статье я попытаюсь представить мою структуру работы с абстрактной съемкой. Она не будет ни верной, ни ошибочной, но ее можно применить к своим работам, процессу мышления и креативным идеям.

Что такое абстракция? На почве этого вопроса можно развести целую дискуссию. Фотографы навсегда привязаны к предметам, которые они снимают. Неразрывная связь с «реальностью» создает иллюзию того, что мы всегда видим перед собой фотографию чего-либо и это иногда задает тон снимка, либо же полностью портит его. Такой взгляд на фотографию полагается на то, чтобы увидеть объект в окружающем мире, полагаясь на их совместную связь.

В общих чертах, абстракция - это процесс, во время которого информация аккуратно удаляется, оставляя только очертания и ослабляя связь «объект-фотография». Например, возьмите лист бумаги и ручку, положите руку с пальцами врознь и обведите ее.

Теперь у вас есть только контур, модель руки без текстуры кожи, цвета, глубины формы и т.д. У нее даже нет отпечатков! Примерно так работает абстракция, мы отбрасываем часть информации и оставляем только то, что нам нужно. Контур, изображенный на скриншоте выше - это не обязательно моя рука. Таким образом, связь между субъектом и изображением теряется.

Абстрактные идеи сильнее обобщены, чем их исходные субъекты. Например, понятие «еда» более абстрактно, чем «фрукты», а «яблоко» - это уже конкретика. Может быть еще более детальный вариант - «зеленое яблоко». Таким образом осуществляется переход от абстракции к точному понятию.

Вы можете сказать: «Но на рисунке же ясно, что это рука. Как это может быть абстрактным изображением?». Это ловушка неверного понимания, в которую многие попадают. Изображения становятся абстрактными не потому, что перестают узнаваться. Это случается благодаря тому, что они передают не сам объект, а другие его качества - линии, текстуры, цвет, форму, узоры, ритм и т.д.

Способы создать абстрактную фотографию

Если абстракция отходит от определенных и конкретных вещей, как нам направить ее движение? Позвольте сказать, что все фотографии в какой-то мере абстрактны! Каждый раз, когда вы делаете снимок, вы направляете объектив на трехмерный мир и на выходе получаете двухмерную, плоскую картинку. Вы только что оставили одно измерение позади. Это один уровень абстрагирования, несмотря на то, что мы уже к нему привыкли.

Также, если взять цветную фотографию и конвертировать ее в черно-белый, вы отбросите сведения о цвете. Однако, истинное значение абстрактных фотографий идет намного глубже, чем упомянутые выше примеры.

Абстракция методом изоляции или исключения

Глядя на объект, вы можете увидеть возможность для создания абстрактной фотографии, так как некоторые участки могут содержать обособленные от самого предмета контрастные линии, текстуры, цвета, фигуру или форму. Это можно сделать либо во время съемки, либо при помощи кадрирования на этапе постобработки, чтобы изолировать нужные участки.

Снимок выше - один из видов абстракции, в которых основной объект, каким бы он ни был, отсекается. В итоге у нас осталось две сильные линии с острыми краями и интересная блестящая текстура. Это уже не фотография «чего-либо», а нечто, предоставленное как самостоятельная часть, отделенное от основного объекта и полностью полагающееся на линии, формы, узоры, текстуру, цвет, ритм и структуру.

Абстракции методом увеличения дистанции

По мере того, как мы отдаляемся от субъекта, информация теряется. Это может стать особенно заметно на больших расстояниях, например, при аэрофотосъемке, где видимость ухудшается по мере роста высоты.

Фотография выше - одна из работ моей серии Инфракрасные ландшафты (Infrared Earthscape). Я сделал их из окна самолета, когда летел из Провиденса в Солт-Лейк-Сити, используя камеру, способную снимать в инфракрасном свете. Похожие на текстуру детали состоят из огромных холмов, гор и долин. При этом всё выглядит крошечным, словно текстура кожи под микроскопом. Конечно, густое снежное покрытие тоже сыграло свою роль в процессе абстрагирования, убрав некоторые детали.

Абстракция методом сокращения дистанции

Когда мы очень близко подбираемся к некоторым субъектам, вещи, которые обычно малозаметны, могут проявиться как отделенные абстрактные детали. На снимке выше присутствуют толстые линии, исходящие из похожей на арку полосы, и черная обводка. Сам объект при этом становится нематериальным. Яркий сплошной оранжевый цвет еще больше подчеркивает абстрактность.

Абстракция в движении

Еще один способ отбрасывать информацию, создавая тем самым абстрактную фотографию - движение. Двигаться может сам субъект, фотограф, камера или все вместе. Это можно получить, например, перемещая камеру вверх во время съемки деревьев. Хотя это может исключить часть информации, деревья все еще остаются основным элементом, хотя и в более импрессионистичной манере. Я говорю о движении, которое в большей степени растворяет информацию, оставляя позади некоторые цвета, узоры и линии.

Снимок выше был сделан из двигающегося поезда поздним вечером, где-то между Провиденсом и Вашингтоном. Линии и цвета получились из-за движения поезда и моего преднамеренного вращения камеры.

Абстракция методом случайных узоров

Вы можете узнать или не узнать то, что представляет этот снимок - это не важно. Ключ в том, что я никак не контролировал создание этого узора. Единственным решением был момент, когда я нажал на кнопку спуска затвора. Я основывался не на том, что видел, а на своих ожиданиях, что камера должна запечатлеть узор в течении 5-6 секунд, какой бы формы он ни был. Во время процесса съемки я забраковал множество кадров, так как результат был мне не интересен по определенным причинам.

Абстракция методом перемен

Цвет и оттенки - важные элементы фотографии. Мы ожидаем получить определенную связь между разными участками снимка и их цветами. Эту ожидаемую структуру можно поменять либо на этапе постобработки, либо непосредственно во время съемки, создав совершенно другой вид абстрактной фотографии.

Снимок выше - еще одна работа из моей серии Инфракрасные ландшафты . Она сделана при помощи камеры, чувствительной к инфракрасному свету. Обычно такие фотографии имеют другие цвета в зависимости от того, как они взаимодействуют с инфракрасным светом и сенсором фотоаппарата. Я еще и самостоятельно изменил цвета, добавив сюрреалистичности. Результат -снимок безымянной местности, наполненный сложными для распознавания деталями. Текстура, узоры, линии и новый цвет стали структурными элементами, а не определенным местом на карте. Даже обычная инверсия может создать интересные абстрактные изображения из некоторых фотографий.

Выводы

Узнаваемости объекта нечего делать в абстрактной фотосъемке. Я считаю, что фундаментальное различие в том, представляет ли художник объект либо другую графическую структуру. Посмотрите на работы Аарона Сискинда (Aaron Siskind), на которых можно различить шелушащуюся краску или кучу камней. По мере быстрого исчезновения этой узнаваемости вы остаетесь с поверхностью фотографии и ее содержимым, отделенным от объекта. Еще один пример - фотография стены дома от Андре Кертеса (André Kertész), на которой четко видно, что перед нами здание, но нет никакого смысла на этом концентрироваться, ведь кадр полон разных геометрических фигур, создающих сильную структуру. Снимок вполне может иметь абстрактные качества или читаться разными способами.

Я изложил свой взгляд на создание абстрактных фотографий, предоставив вам почву для размышлений. Я использую такую же структуру, когда смотрю на абстрактные работы других фотографов. Вам этот подход может пригодиться для работы или понимания абстрактной съемки, а может быть бесполезным. В любом случае, я буду готов услышать ваши мнения в комментариях.

В московской культурной среде удивить абстрактной фотографией сложно, но при этом до сих пор нет устойчивого направления, которое являлось бы узнаваемым и могло громко заявить о себе. Это может быть связано с чем угодно, но только не с отсутствием ярких фотографов, тем более, если мы говорим о Москве. Данная статья - попытка преодолеть создавшуюся информационную паузу в этом направлении. Быть может, мы так привыкли бояться чего-то необычного, что попытки выйти из устоявшихся рамок в любой области, воспринимаются как бунт и нечто враждебное.

Абстракция и, в том числе, абстрактная фотография - это именно отказ от нормы, как от цепей, которые мешают художнику. Таким было искусство, например, Мана Рэя, Джорджи Кепеша и Мохой-Надя. В какой-то момент им стало тесно в рамках обычных жанров, захотелось убежать от нескончаемых пейзажей и портретов. У самой фотографии вскоре появились уникальные способы получения изображения, такие как соляризация, фотограмма, изогелия, автография. А теперь, при появлении цифровых технологий, дающих огромные возможности обработки изображения, мы видим повальное увлечение фотографией, но при этом абстрактное искусство так и остается чем-то элитным и недоступным. Современная фотография развивается темпами 21-го века и не может ждать, когда публика созреет. В этой связи обращает на себя внимание своей непохожестью на общий тренд недавно создавшееся в Москве Объединение абстрактной фотографии «Ecole d`essai photo ».

Под эгидой «Ecole d`essai photo» объединились восемь фотографов, и этот союз продолжает пополняться все новыми участниками. За относительно короткое время прошло уже три выставки, каждая из которых привнесла в культурную жизнь столицы новое понимание современной фотографии и абстракции как таковой. В марте 2016 их работы выставлялись в «Зверевском Центре современного искусства», в мае - в галерее «ЛитКабинет», в августе - в «Центральном Доме Архитектора».

Участники Объединения: Георгий Аветисов, Виктор Винокуров, Александр Гусев, Дмитрий Золотарев, Владимир Александров, Анна Басова, Светлана Ивушкина, Алла Андерсен - их работы неповторимы, и выделяются общим стремлением к поиску новых форм и приданию новых смыслов устоявшимся. Чем притягивает абстрактное искусство, и что хотят донести до зрителя современные художники? Чтобы немного разобраться в этом, приводим Вашему вниманию интервью с некоторыми участниками Объединения: Георгием Аветисовым, Дмитрием Золотаревым, Анной Басовой.

Интервью с Георгием Аветисовым (выпускник МГУКИ, музыкант, фотохудожник, член ТСХР)


Здравствуйте, Георгий. О Вас говорят, как об основателе Фотообъединения, поэтому хочется сразу задать несколько фундаментальных вопросов, с ним связанных. При этом я боюсь, что обычный формат общения может не подойти. Ведь фотограф часто использует фотоаппарат, как способ рассказать миру о себе, а сейчас мы с Вами попытаемся сделать то же, но уже в жанре интервью. О чем лучше говорить фотографу, чтобы выразить свое творчество таким образом? Ведь прямые вопросы не всегда подходят для отражения тонких мотивов сознания, из них далеко не каждый готов стать четким и ясным ответом.

Так или иначе, любой творец рассказывает миру о том, что у него внутри. Он лишь выбирает форму рассказа. Я не думаю, что вот так, в разговоре, можно изложить своё видение мира. Слова часто бывают пустыми, или, наоборот, интервью изобилует искусствоведческими или философскими терминами. Мы стараемся этого избегать и не привносить в разговор о творчестве какие-то дополнительные литературные изыски. Ваш взгляд на мир должен быть отображён в фотографиях или намёком, или небольшой подсказкой, без окончательной расшифровки.

Хорошо. Попробуем поговорить без лишних «красивостей», а спросим напрямую: когда появляется желание создать нечто абстрактное? С чем связан первый опыт в этом жанре?

Желание есть почти всегда, но далеко не всегда ты находишься в том воодушевлённом состоянии, в котором можешь позволить себе без оглядки погрузиться в этот неожиданный мир. Мешает многое: привычная форма предметов, традиции, инерция мышления, сомнения - а получится ли? Да. Сомнения есть всегда: тот ли это образ, есть ли в нём какое-то внутреннее содержание и развитие. Но когда «отпускаешь» себя, начинаешь видеть.

Я начинал с абстрактной природы, когда снимал ещё на плёнку. Меня увлекло состояние отдельных листьев, веток, травинок, их индивидуальность, обычно незаметная среди миллионов им подобных. Снимал три года, фотографии тщательно отбирал.

Получилась большая и довольно необычная серия. В ней всё такое воздушное, девственное, поэтическое. По характеру это близко к импрессионизму, такая природная графика и игра света и цвета. Потом пытался продолжить работать в этом направлении, но оказалось, что я там уже всё нашёл и уже начались самоповторы. Только через два года я переключился на город, в котором неожиданно для себя обнаружил массу интересного материала, невидимого в повседневной суете. Это произошло в Париже. Уже в Москве я просмотрел отснятый материал и понял, что тут есть что-то новое. Я начал над этим думать и работать. Так появились мои первые городские абстракции.

Не каждый человек в России, даже в 21-м веке, способен воспринимать абстракционизм. Каким восприятием должен обладать идеальный ценитель абстрактной фотографии, и какое эстетическое влияние на него предполагается? Есть ли там духовное начало?

В Европе абстрактное искусство очень популярно. Хотя бы в части оформления стен квартир, домов. У нас всё намного хуже. Люди хотят видеть что-то узнаваемое: портреты, натюрморты, пейзажи, городские сценки. Я не думаю, что надо обладать какой-то особой восприимчивостью, чтобы смотреть на абстрактные фотографии. Это всё на уровне фантазии и эмоций. Ведь многие наши работы отсылают человека к некоему первобытному состоянию или к детству, когда фантазия не знает границ, и каждый день открываешь для себя что-то необычное и захватывающее.

Теперь о духовном. Это сложный вопрос. Могу рассказать забавную историю. Года три назад я со своей серией абстрактной природы ходил по московским галереям и предлагал устроить выставку. И вот от одного галериста я услышал следующее умозаключение по поводу моих работ: «Они прекрасные, душевные, но не духовные». Как хотите, так и понимайте!

В абстрактной живописи главными объектами искусства стали фигура (кубизм, геометрическая абстракция) и цвет (лучизм, супрематизм), через которые художник передавал свое видение мира. Какую универсальную модель мира выражает абстрактная фотография?

Надо уточнить. В абстрактной живописи есть не фигуры, а геометрические формы и цветовые сочетания. Для супрематизма характерны комбинации разноцветных плоскостей и, опять же, простейшие геометрические формы - линия, квадрат, треугольник, круг. Как видим, на первое место выходят цвет и линии. Тоже самое и в абстрактной фотографии. Конечно, кнопку фотокамеры нельзя поставить в один ряд с кистью и рукой художника. В этом плане фотограф намного больше ограничен в отображении своего видения мира. Поэтому себе на помощь он призывает техническую обработку изображения. Не важно, делается это в аналоговой фотостудии или же за домашним компьютером. И тут нет никаких универсальных моделей мира. Фотограф полагается только на свои ощущения, опыт, развитый вкус и образование. К примеру, мир фотографа-технаря скорее будет более конструктивистский, чем мир фотографа-музыканта. Там будет больше эмоций и импровизации.

В таком случае, тут же возникает вопрос: какие темы наиболее вам близки в абстрактной фотографии?

Меня увлекает игра находить и расшифровывать некие послания из ниоткуда, которые я иногда обнаруживаю в разных городах. Как правило, это намёки на каких-то животных, или едва проступающие через слой краски лица, или же какие-то буквально космические баталии, или библейские сюжеты на металлических или каменных поверхностях. Они недолговечны, и при следующем посещении этого же места ты рискуешь уже ничего не обнаружить. Поэтому надо быть особенно внимательным ко всяким мелочам.

Выставлялись ли ваши работы, и как публика приняла ваши выставки?

Мы провели уже три выставки, и все они прошли в 2016 году. Могу смело сказать, что был большой интерес. Многие просто недоумевали: что это, как, откуда такая фантазия, такие необычные техники? Самое приятное, что довольно маститые фотографы были приятно удивлены, что мы взялись и с успехом воплотили наши фантазии в таком сложном жанре - абстрактной фотографии. Все пожелали нам успеха, и это обнадёживает.

Я их понимаю. Нам тоже хотелось бы глубже «проникнуть» в Ваше творчество. Например, понять: фотография подразумевает запечатленное мгновение или это настроение, навеянное большим отрезком времени?

Это и не мгновение, и не настроение. Если я нахожу какой-то сюжет, я могу стоять и долго его разглядывать, пытаясь постичь скрытое в нём содержание. Потом я могу подождать нужное освещение, сделать один кадр, минут через десять - другой.

Всё это время я думаю, как это будет выглядеть в конечном варианте. Иногда ответ не приходит сразу, и додумывать приходится уже дома. Чаще всего настроение у сюжета уже есть, иначе ты не обращаешь на него внимания и идёшь дальше по улице в поисках нового.

На выставке «Деконструкция ß» Вы сказали о том, что пытаетесь добиться ухода от узнавания знакомых объектов в фотографии: дома, быт, лица; говорите о том, что это способ уйти от традиционного творчества. В Ваших творческих мотивах больше неприятия окружающей действительности или больше поиска новых путей развития?

Действительность, как она есть, уже никого не интересует. Вы посмотрите, как люди искажают изображения в том же Инстаграме. Даже на домашние и бытовые фотографии они накладывают какие-то чёрточки, точки, потёртости, обрывы изображения, перекручивают цвет, переводят изображение в сепию или ч/б… Все хотят получить даже из обычной фотографии нечто оригинальное, непохожее. Они это делают моментально, используя уже готовые плагины. Они просто развлекаются, и в этом нет поиска. Поиск начинается, когда ты, скажем так, идёшь от танца к песне, а от песни - к музыке. Фотография давно перестала выполнять свои базовые функции, т.е. передачу чего-то документального. Поэтому, можно сказать, что мы находимся в поиске новых путей развития этого жанра.

Как Вы относитесь к клише в абстрактной фотографии? В чем оно возможно, когда мы имеем дело с индивидуальным мироощущением художника?

Я уверен, что клише и абстрактная фотография несовместимы. Я допускаю, что в современном мире из-за обилия информации (в том числе из-за большого числа фотографов и фотографий) трудно избежать повторов. Если следование стереотипам позволит фотографу быстрее добиться успеха - это его путь. Конечно, независимое индивидуальное сознание полностью невозможно. Разве что только на необитаемом острове… Мы все смотрим фильмы, картины, фотографии. Тут важно быть честным перед самим собой и не позволять себе подглядывать за другими, идти на компромисс ради мнимой популярности.

Что потеряет мир без абстрактной фотографии?

Он не сможет её потерять, ибо способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека.

Интервью с Дмитрием Золотаревым (выпускник МГУ, реставратор, фотограф Государственного исторического музея)


Дмитрий, здравствуйте. Вы известны как фотограф-абстракционист, но также профессионально занимаетесь реставрацией в Государственном историческом музее. Что для Вас хобби, а что является делом жизни?

Дел в жизни было уже три: геология, профессиональная фотография и реставрация. И параллельно этим занятиям всегда существовала увлеченность фотографией «для души»: поисковой, безответственной, в хорошем смысле.

В настоящее время молодежь сложно увлечь чем-либо для «души», тем более, сразу в нескольких сферах. Зная Вас, можно догадаться, что были еще какие-то занятия, ведь в то время дети активно вовлекались в различные кружки и секции. Что из этого осталось и повлияло на творческий путь?

Фотографией, как и многие мои сверстники, мы начали заниматься под руководством наших пап и дедушек еще в средней школе. От дедушек доставались трофейные немецкие камеры, папы бережно вручали нам свои заветные «Зениты» и «Фэды». Но фотографию в качестве профессии мы себе не представляли. Ну как можно было тогда, в 70-80х, сравнивать фотографа с моряком, писателем, физиком, рок-музыкантом, дипломатом, врачом? Остальные увлечения были обычными для мальчишек этого поколения. Чтение, музыка, паяльники-лампочки, марки, девчонки, хоккей, аквариумы и т.д. Наверное, любой пережитый опыт влияет в той или иной степени на выбираемые пути, в том числе и в творчестве.

Как можно охарактеризовать Ваши работы - как некое моментальное отображение внутреннего состояния, или строго построенная композиция, продуманная и создаваемая на протяжении определенного времени, выполняющая заданные творческие задачи?

Несомненно, что все работы из цикла «Новый калейдоскоп» - это импровизация «остановись мгновение!». Сама фототехнология проекта делает каждое изображение неповторимым, сиюминутным. Кадр является лишь проекцией внутреннего состояния в данную минуту. Через день сюжет мог быть исполнен в совсем другом колористическом, например, исполнении.


Человек, при восприятии предметов искусства, все время ищет логические мотивы в любом произведении, даже в абстракционизме. У Вас чувствуется внутренняя логика каждой работы, но передать языком возникающее ощущение достаточно сложно. Как мне кажется, есть некий конфликт - формы, цвета, линий, но, между тем, каждая фотография выражает свой смысл. Вы могли бы его объяснить, или Ваши фотографии взаимодействуют со зрителем каким-то другим способом, где авторская задумка не так важна?

Если честно, делая кадр, не ищу в нем смысла. Если нравится сочетание всего на изображении - нажимаю спусковую кнопку камеры. Иногда возникают какие-то ассоциации, но не подгоняю кадр под них. Насильно не подгоняю. Не навязываю смысла ни себе, ни возможному зрителю. Как правило, каждый зритель видит свой образ в изображении, и мне нравится удивляться этому. Многие, в том числе и я, в работах не находят никакого смысла. Нам просто нравится сочетание всего на плоскости фотобумаги. Такая своеобразная игра в отключение анализа. Работа нравится, но чем именно - объяснить затруднительно. И эта загадка завораживает. Возможно, что-то сродни любви…

Бывают ли моменты, когда абстракция надоедает и хочется чего-то более доступного?

Одно другому не мешает. С удовольствием занимаюсь классической фотографией: пейзажной, постановочной и т.д. Любую творческую фотографию рассматриваю как эксперимент, способный своими результатами удивлять, умиротворять, расстраивать, в общем, способный на многое.

Для искусства значительным критерием является, прежде всего, новизна. Ищете ли Вы что-то новое в абстрактной фотографии? Знакомитесь ли с новыми или уже признанными работами?

Интересуюсь техническими возможностями фотографии, что часто приводит к открытию для себя нового изобразительного инструмента и даже к новой творческой идее. Получив интересный для себя результат, пытаюсь осознать эстетическую первопричину удовлетворения от работы. Но часто этого не делаю и просто экспериментирую дальше.

Интервью с Анной Басовой (профессиональный фотограф, дизайнер, член ТСХР)


Вы молодая и яркая художница, за плечами у которой уже более 13 выставок. В этой связи было бы интересным узнать Ваше мнение о свойствах таланта: в первую очередь, это дар или закономерный результат труда? Какими качествами должен обладать талантливый фотограф?

Сложный вопрос. Мне кажется справедливей всего было бы считать это сочетанием двух факторов: постоянного желания узнавать новое, а следовательно - учиться и прилагать усилия для достижения результата, и своего «видения» мира. Меня, например, всегда поражало, что при наличии массы похожих фотографий мировых достопримечательностей, всегда можно найти новый угол обзора и новую точку зрения на один и тот же объект. Но это не всегда легко. В этом и заключается своеобразный «труд» художника.

Среди Ваших работ просматриваются темы людей, города и природы. Почему вдруг возникло желание попробовать абстрактную фотографию?

Я никогда не скрывала, что изначально я - портретист и работаю изначально в сфере иллюстративной постановочной фотографии. Это предпочтение вызвано любовью к литературе, кино, образной музыке. Но творческое пространство не одномерно. Иногда для того, чтобы выразить чувства, постараться воплотить что-то иллюзорное и ускользающее, постановки оказывается недостаточно. Тем более, что одно, вполне может сосуществовать одновременно с другим и даже дополнять друг друга. Я часто прибегаю к техникам абстрактной фотографии в рамках портретных работ и серий. Не вижу смысла себя ограничивать в этом плане.

Однажды я шел с дочкой зимним утром в школу, и она случайно нажала кнопочку на камере мобильного телефона, от чего запечатлелся прекрасный зимний кадр: заснеженное дерево, дома, дорога, трамвай, прохожие на фоне снега, падающего крупными хлопьями. Есть еще история, когда молодой человек на параде 9-го мая сделал случайный кадр, в который попал плачущий ветеран (сам молодой человек хотел сделать что-то вроде селфи), и эта фотография затем стала победителем фотоконкурса и участвовала в выставках, посвященных Великой Отечественной войне. Какое, по Вашему мнению, воздействие на искусство оказал технологический скачок в области фотографии, так называемый переход на «цифру», развитие интернета и фото-редакторов? Как любителя отличить от художника, когда технологии позволяют первому также имитировать и качество, и неординарность взгляда?

В сфере фото я приветствую любой прогресс. Он просто дает нам больше возможностей для разнообразного творчества. Тем не менее, чрезмерного увлечения фоторедакторами в портретной фотографии, например, не одобряю. Или просто отношу это к разряду иллюстрации, digital art. Что до второго вопроса, возможно, прозвучит несколько жестко, но любителя от профессионала всегда отличает «случайность» результата. Профессионал даже уличной фотографии за минуту, пока наводится на кадр, успеет заметить все: как падает тень, с какой стороны ложится свет, блик, как построить кадр.


Расскажите, пожалуйста, о своем участии в выставках абстрактной фотографии. Какие ожидания оправдались, какие надежды остались надеждами? Есть ли разница в сравнении с более традиционными фотовыставками?

Ожиданий, как таковых, не было. Мне просто интересно участвовать в увлекательных проектах, я, как могу, поддерживаю это направление. Выставки проходили не без проблем, но это естественно. Поверьте, ни одно такое мероприятия, даже если оно проводится в сотый раз, не обходится без накладок и суеты. Разница в некоем общем настроении и духе, который сложно описать. Уютный и философский одновременно. Люди не боятся высказывать мнение и делиться впечатлениями.

С чем связана Ваше увлечение фотографией, и когда Вы поняли, что это стало Вашим призванием? Насколько вообще серьезно можно относиться к искусству сейчас?

Я довольно долго занималась живописью, даже поступала в художественный колледж, но не сложилось. Потом институт, музыкальная группа. Живопись все-таки требует больше времени. В руки попала сначала просто «мыльница», потом папин «Зенит». Кстати, именно опыт обращения с пленкой во многом облегчил мне дальнейшее обучение. Потому что более наглядного «тренажера» для отработки основ просто быть не может. В что-то серьезное мои попытки переросли, уже когда я решилась целенаправленно пойти на курсы Марианны Корниловой. Начала сразу с портретной фотографии. К искусству можно относиться как угодно, в рамках индивидуального восприятия.

Фотография весьма популярна в наши дни, поэтому у многих, хоть раз взявших фотоаппарат в руки с творческими порывами, сразу начинает беспокоить вопрос - кому это может быть интересно? В этой связи, хотелось бы узнать Ваше мнение: что для Вас значит словосочетание «модный фотограф», и есть ли истории успеха в области абстрактной фотографии?

Модный фотограф - зыбкое понятие, сегодня ты модный, завтра - вышел из моды. И это естественный процесс. Чаще всего это профессионалы, которые зарабатывают. Причем работает это в обе стороны. Зарабатывает и сам фотограф, и те, кто его нанимают или приобретают снимки. Историй успеха в области абстрактной фотографии - масса: Томас Руфф, Ласло Мохой-Надь, Вольфганг Тильманс (получил одну из самых престижных премий в искусстве, Turner Prize).


Вы стараетесь больше работать с натурой или преобразовывать схваченный момент в графическом редакторе? Что это дает?

Натура все же первостепенна. Я стараюсь сразу сделать кадр, максимально приближенный к выражению конечной идеи. Но, если воображение просит что-то изменить, я ему не отказываю.

Любимых фотографий много, если приводить конкретные примеры, я вас завалю ссылками. Все они относятся к различным жанрам. Это не только абстрактная или портретная фотография. Я восхищаюсь любым цепляющим кадром, в котором есть punktum. Точнее всего это описано в книге Ролана Барта “Camera Lucida”. Люблю японских фотографов, у них всегда уникальный взгляд на мир, они обращены не только вовне, но и в себя. Улитки или слоеное тесто, множество подтекстов.