Новая профессия после 50 лет. Торговые сети – актуально и перспективно

Выяснилось, что уровень компетенции людей неравномерно распределяется по возрастам. Казалось бы, чем человек старше и чем дольше он занимается своей профессией, тем выше должна быть компетенция, лучше результаты и громче успех?

Однако такое наблюдается далеко не во всех профессиях. Возможно, только в некоторых областях искусства: в живописи, музыке, скульптуре, литературе, частично в режиссуре, в ремёслах, единоборствах, да и то при условии непрерывной практики и плотной вовлечённости в реальную индустрию.

Во всех остальных профессиях наблюдается совершенно иное распределение компетенций по возрастам, когда пик приходится на период между 30 и 40 годами. В это время люди активно погружены в реальные проекты и в меньшей степени занимаются управлением.

После 40 лет многие переходят от непосредственно профессиональной деятельности к управленческой, что неминуемо снижает компетенции.

Некоторые в возрасте 30–35 лет создают свой бизнес, в результате чего приходится прокачивать маркетинг, продажи, учёт, организацию бизнеса. На профессиональный рост остаётся меньше времени.

Индивидуально этот возрастной диапазон распределения компетенций сильно зависит от отрасли. Есть отрасли, например разработка ПО, где скорость изменений настолько высока, что пик компетенций приходится на диапазон от 25 до 35 и не сильно растёт, потому что происходит активное изменение технологий, инструментов и фреймворков. Есть отрасли, где скорость изменений ниже, поэтому пик компетенций смещается ближе к 40–45, иногда к 50, что уже редкость.

Но так или иначе, есть существенное количество людей старше 45, 50, 55 лет, которые имеют серьёзную проблему: они сменили много профессий, но все эти профессии в той или иной степени устарели. В результате такие люди пребывают в своего рода иллюзии.

Они продолжают думать, что ещё профессионалы в этих отраслях. По сравнению с начинающими дилетантами - да, но для требований современного рынка - уже нет!

Это значит снова в школу! 45, 50, 55, 65 - это тот диапазон, когда можно и нужно приобретать , открывать новые горизонты и возможности. Зачем и почему это нужно?

Зачем учиться

Сначала плохие новости

Если вы профессионально неликвидны, то вас ждёт неприятная перспектива. Вы можете продолжать обслуживать всё более простые процессы, и, скорее всего, в течение 10–15 лет вы попадёте под сокращение. Вам трудно и почти невозможно выдерживать конкуренцию со следующим поколением в диапазоне 35–45 лет. Тем более что роботы наступают. Поэтому мы далее не будем обсуждать, зачем это нужно: и так ясно. Давайте поговорим о выгодах получения новой профессии.

Хорошие новости: их много есть у нас!

1. Как ни странно, люди с возрастом не глупеют, а умнеют. Это доказанный факт. Вы можете учиться в 10–20 раз быстрее, особенно комплексным предметам и навыкам. Да, подростки обгонят вас в компьютерных стрелялках, но они даже близко не поймут сложные концепции, которые вы интуитивно поймёте мгновенно. Почему? Потому что ваша эрудиция, контекстные пространства, способность оперировать категориями и связывать понятия в несколько раз выше именно в этом возрасте. И дальше они будут возрастать, если вы заранее позаботитесь об этом.

2. Вы быстрее читаете и, самое главное, быстрее понимаете. Если молодому человеку нужно несколько лет, чтобы войти в профессию, вам потребуется всего несколько месяцев, если вы будете делать это с одинаковой интенсивностью. Многие, кто старше 45, боятся учиться, потому что привыкли думать, что это очень долго.

Это дети учатся долго, а взрослые учатся в 100 и 200 раз быстрее. Теперь можете не бояться.

3. Вы быстрее видите новые возможности, когда соединяетесь с новыми знаниями. Почему? Потому что возможности - это обратная сторона проблем, а уж их вы видите и умеете опознавать больше и лучше именно потому, что вы более опытны и искушены в жизни. Проблема начинающих стартаперов в том, что они быстро получают экспертизу в технологиях, но у них нет знания жизни и понимания проблем. Поэтому вам новое знание будет давать в 10–20 раз больше возможностей, чем молодым людям.

5. Интенсивное обучение кардинально снижает вероятность возрастной деменции , о которой до 40 думать рано, а после 55 ещё не поздно. Более подробно об этом - в презентации моего выступления на TED «Немедикаментозные подходы к активному долголетию ».

6. Новое обучение - это новые контакты, новые горизонты, новые смыслы, новые страны. Дети и бытовые проблемы в прошлом.

Наступила вторая молодость - время открывать мир, получать новые ощущения, новый опыт. Всё только начинается.

Почувствуйте себя снова молодым, снова учеником, покиньте сковывающую вас роль опытного человека. Опыт нужен, чтобы помогать вам, а не ограничивать возможности роста.

Чему учиться

Общий подход опирается на два простых критерия.

1. Что нравится, к чему есть страсть?

Часто люди совершают ошибку № 1: вы испытываете фан от многих вещей, которые знаете и с которыми как-то сталкивались. Но есть масса всего. Гораздо больше того, чего вы не знаете и что, возможно, вставило бы вас намного сильнее. Чтобы не совершать эту ошибку, нужно больше читать разной отраслевой прессы, ходить на мероприятия из разных областей, далёких от вашей повседневности.

Ошибка № 2 : выбор профессии. Профессия -  это лишь инструмент достижения и реализации ваших желаний, представления об успехе. Поэтому сначала стоит понять, как выглядит картинка того успеха, того опыта, который вы хотите получить. Как выглядит та роль, которую вы хотите сыграть. Как только вы это поняли, всё становится гораздо проще и с выбором профессии.

2. Что перспективно и интенсивно будет развиваться в течение 5–8 лет?

Расчёт простой: 5–7 месяцев уйдёт на обучение, около 7–9 месяцев - на вход в новую область и выход на острие (помните, что вы делаете это быстрее молодых) и примерно 5 лет неограниченного профессионального, социального и финансового роста. Потом, скорее всего, либо переход на более высокий уровень - управление и бизнес, - либо опять смена направления.

После 50 лет непросто устроиться на работу - такова наша реальность. Зрелый человек, решивший сменить или найти работу, часто обнаруживает, что специальность, кормившая его всю жизнь, в прежнем виде больше не востребована. Выходом может стать профессиональная переподготовка.

Она бывает двух видов: повышение квалификации и расширение компетенций в своей специальности или получение новой профессии с нуля. Централизованной программы переквалификации нет, и за новое образование, скорее всего, придется заплатить деньги.

Формы разные: можно учиться классическим способом, сидя за партой, можно получать образование дистанционно. Новую профессию можно получить как с высшим, так и со средним образованием. Имеет смысл выбирать те центры переподготовки, которые выдают официальные документы об образовании, иначе устроиться по новой специальности будет трудно.

1. Второе высшее

Часто курс или программы переподготовки организованы на базе университетов. При выборе места прежде всего стоит обратить внимание на репутацию учебного заведения, его преподавательский состав, а также выяснить, есть ли возрастные ограничения для студентов.

2. Второе образование онлайн

Образование онлайн с каждым годом становится всё популярнее. Всё больше интернет-площадок предлагают возможность учиться, не выходя из дома. На первый взгляд может показаться, что онлайн учиться легче - никуда ходить не надо, но в действительности эта форма обучения требует гораздо большей собранности и самодисциплины, чем очная. На образовательных онлайн-ресурсах также встречаются программы профпереподготовки.

Национальный открытый университет «Интуит » - один из первых российских образовательных интернет-ресурсов, здесь более 500 курсов и есть специальный раздел «Профессиональная переподготовка» . Профиль специальностей приблизительно тот же, что в «Специалисте»: программирование и информационные системы; проектирование баз данных; системное администрирование; информационная безопасность; современные образовательные технологии; управление IT-проектами; менеджмент. Курсы разработаны российскими университетами и крупными международными компаниями - например, Intel и Microsoft. Обучение построено по системе модулей: обязательная часть плюс курсы по выбору студента. По окончании выдается сертификат. Плата за курс начинается от 30 000 рублей.

Пример еще одного онлайн-проекта, дающего возможность получить новую специальность и сертификат по ней, - платформа «Открытое образование» . Преподавание ведется специалистами престижных высших учебных заведений: МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, СПбГУ, СПбПУ, ИТМО, МФТИ, МИСиС. Обучение бесплатное, для получения сертификата нужно успешно сдать онлайн-экзамен и заплатить около 2000 рублей.

3. Освоить рабочую специальность

Еще одна интересная тенденция времени: многие работники умственного труда хотят не просто сменить поле деятельности, но начать работать руками. Например, знакомый инженер автора статьи в возрасте 58 лет решил работать сварщиком - об этом он мечтал еще в детстве. Возможность получить рабочую специальность также есть, и часто без возрастных ограничений.

Пример: учебный центр «Строй Энерго Монтаж Сервис»
Для кого: для всех, кто хочет получить рабочую специальность
Форма обучения: онлайн
Что дают: подробные инструкции и онлайн-консультации; при повышении квалификации - сертификат
Сколько стоит: от 4 000 рублей за весь курс

Сам центр находится в Санкт-Петербурге, но уже не первый год обучает рабочим специальностям по интернету. Онлайн-ресурс «СЭМС» предлагает около 280 специальностей широкого профиля. За сумму от 4 000 рублей вам присылается квалифицированный курс с доступом к онлайн-консультациям, обучение доступно для любого региона России, где есть интернет. Можно получить базовые навыки рабочих профессий в сфере строительства, транспорта, электротехники, нефтегазовой промышленности, а также повысить квалификацию в этих сферах.

Другое учреждение, обучающее ручному труду с перспективой монетизации без возрастных ограничений, - Колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже . Здесь взрослых людей независимо от возраста учат росписи по дереву и эмали, флористике, ювелирному делу. Стоимость обучения - от 22 000 рублей.

4. Работать с людьми

Работа с людьми в самой разной форме, будь то наставничество, консультирование или репетиторство, - еще одна ниша, где возрастной потолок весьма высок. Другая знакомая автора, 30 лет проработав в конструкторском бюро, на пенсии захотела сидеть с детьми - своих внуков нет. Теперь она работает няней - не от безысходности, а потому, что ей это нравится. И приносит доход.

Курсы «Няня - помощница мамы» http://babushkanachas.ru/nanny.html второй год работают при проекте «Бабушка на час». На курсах преподают психологи, врачи, педагоги, конфликтологи. Сервис «Бабушка на час» помогает выпускникам своих курсов получить работу. Кстати, среди успешно трудоустроенных есть не только бабушки, но и дедушки, и они очень востребованы.

Другая возможная новая профессия для тех, кто хочет работать с людьми, - экскурсовод. Экскурсовод, так же, как педагог или психолог, - профессия, где жизненный опыт является безусловным плюсом. Основательную подготовку, сертификат и помощь в трудоустройстве по этой профессии можно получить в организации Центр подготовки туристических кадров . Стоимость курса 33 000 рублей, пенсионерам предоставляется скидка 5%.

Ещё несколько десятилетий назад, когда в стране царила Страна Советов, профессию выбирали раз и навсегда. С тех пор жизнь круто изменилась: появились новые профессии, новые возможности для обучения и трудоустройства. Сформировался цивилизованный рынок труда. И если раньше люди и думать боялись о том, чтобы сменить профессию в зрелом возрасте, то теперь не только задумываются, но и меняют.

Люди, сменившие профессию

Ольга, 45 лет: “В 40 лет я поняла, что моя профессия швеи перестала меня устраивать. Я пошла в медколледж и выучилась на медсестру. Было немного непривычно учиться в группе с ровесницами моей дочери, но всё же я выучилась. Я быстро нашла работу в государственной глазной клинике. Затем один доктор, открывший частную клинику, позвал меня к себе. Уже оттуда я прошла курсы повышения квалификации, и теперь могу не только проводить физиопроцедуры, но и подбирать очки. Я самореализовалась и счастлива!”

Марина, 50 лет: “Всю жизнь я была домохозяйкой. Пока дети были маленькие, меня это устраивало. Но когда дети “разлетелись” по своим семьям, я почувствовала пустоту. Тогда я решила пройти профориентацию. Оказалось, что мне подходит профессия ландшафтного дизайнера. Я прошла необходимые курсы, через знакомых нашлись первые заказчики. Теперь я зарабатываю не хуже мужа и чувствую небывалый прилив сил!”

Андрей, 47 лет: “ Я был успешным топ-менеджером, но из-за кризиса меня сократили. Я не стал долго горевать и пошел работать в такси. Эта работа вдохновила меня на ведение своего блога. В одной социальной сети я веду страничку, где пишу записки-заметки о своей новой работе, и, к моему удивлению, она стала очень популярной, на нее подписалось более 6000 человек.”

Сегодня такие истории — не редкость. Многие люди, дойдя до определенной возрастной черты, понимают, что им нужны перемены. Одни осознают, что “перегорели” в своей нынешней профессии, другие понимают, что изначально выбрали не ту сферу деятельности. Кого-то к профессиональным переменам толкают жизненные обстоятельства. Но отважиться на перемены могут далеко не все. Даже если человек очень хочет сменить профессию, ему мешает страх перемен. Как с ним бороться?

Как решиться на перемены?

Психологи разработали специальную формулу, которая призвана помочь людям решиться на изменения в жизни. Эту формулу называют формулой Глейтчера или просто — формула перемен:

С < Н*В*Ш

Сопротивление изменениям < Неудовлетворенность*Видение будущего*Шаги

С - сопротивление изменениям. Оно является главным камнем преткновения. Если сопротивление очень сильное, решиться на перемены очень сложно, практически невозможно.

Когда человек хочет сменить профессию, у него возникает множество страхов:

  1. потеря профессиональной компетенции;
  2. снижение уровня жизни;
  3. насмешки окружающих;
  4. отчуждение родственников;
  5. возможность неудачи.

На другой чаше весов стоит ваша неудовлетворенность и желание перемен:

Н — неудовлетворенность текущей ситуацией . Сформулируйте то, что конкретно вас не устраивает в вашей работе. Тут стоит правильно оценить своё состояние. Может быть, вы просто устали и вам необходим очередной отпуск? Или стоит подобрать увлекательное хобби (наш к вашим услугам ), которое развеет вашу профессиональную тоску? Иногда стоит хорошенько отдохнуть для того, чтобы осознать, действительно ли вам пора менять профессию или это просто усталость. Если по возвращении из отпуска вы всё ещё недовольны своей работой, то пора что-то менять.

В - видение будущего . Для того, чтобы успешно шагнуть в новое будущее, необходимо четко представлять его. Попробуйте ясно увидеть себя через год. Каким вы себя видите? Чем хотите заниматься? Представьте компанию, в которой хотели бы трудиться, мысленно шагните в их коллектив, подумайте, сможете ли вы .

На этом этапе можно пройти тест на профориентацию. Такие тесты хорошо помогают взглянуть на себя со стороны. Понять, к чему у вас есть способности, где вы можете пригодиться.

Попробуйте вспомнить, о чём вы мечтали в детстве. Может быть, самое время для исполнения детской мечты?

Ш - первые шаги к переменам . Поняв, ЧТО вы хотите, необходимо узнать КАК это сделать. Нужно наметить конкретные шаги к исполнению своей цели. Например, подобрать учебное заведение для изучения новой профессии, или поискать курсы и семинары в Интернете. Если вы задумали уйти в собственный бизнес, то на данном этапе нужно составить детальный бизнес-план. Если на предыдущем этапе нужно было представить, каким вы себя видите через год, то сейчас необходимо продумать, что вы можете сделать для воплощения этого СЕБЯ в жизнь.

Используя формулу перемен, вы сможете дать имя своему страху, а названный страх теряет свою силу, разобраться в своих желаниях и стремлениях, наметить план дальнейших действий. Не важно, в каком возрасте вы решили сменить профессию, ограничения уходят в прошлое. Главное — верить в себя, не бояться учиться новому и настроиться на успех!

Я задумал написать про обучение взрослых, про то, как новые реалии жизни изменили подход к образованию после вуза. Есть такой термин «lifelong learning», он означает подход, подразумевающий постоянное развитие (если хотите - систему). Проблематика этого следующая: в современном мире скорость изменений существенно выше, чем две сотни лет назад - во время расцвета и окончательного формирования современного облика высшего образования. Тогда считалось, что человек, единожды получивший профессию, будет в ней «жить» всю свою жизнь. Эта мысль закреплялась общественным отношением, даже позднее, еще в середине прошлого века, общество порицало людей, часто меняющих работу и ищущих себя.

Еще хотел написать про современный взгляд на обучение в течение всей жизни в контексте изменившихся требований к современному человеку. А требования поменялись фундаментально. Посудите сами: раньше человек воспринимался как ресурс, если хотите – орудие производства. Его основная задача была выполнять определенную функцию и умеренно, управляемо развиваться в рамках описанных бизнес-процессов. Сейчас человек становится капиталом бизнеса, это совершенно другая роль. Она подразумевает большую свободу, большее творчество и большую активность. Креативность стала потенциалом человеческого капитала, и конкуренция в бизнесе, как и страновая конкуренция, происходит между командами, которые смогут создать знание новое с минимальными затратами.

Я задумал написать статью о том, как в нашей стране происходит трансформация системы образования после вуза. И хотел сделать это красиво, с цифрами и фактами, чтобы ее не восприняли как очередное мнение. Вы не поверите: я искал цифры месяц, хоть что-то, отдаленно похожее на статистические исследования. Конечно, я начал с Росстата, большого и внятного сборника цифр по всем аспектам нашей жизни. Однако меня ждало разочарование - там есть подробная информация о садах, школах, ссузах и вузах. Но ничего про развитие людей старше 25 лет (за исключением аспирантур и докторантур). То есть от выпуска из магистратуры до примерно 80 - черная дыра? Как же так? А развитие человеческого капитала?

В поисках материалов про обучение взрослых я обратился за цифрами в разные организации, к разным экспертам. Выручил меня только Илья Коршунов, руководитель группы по непрерывному образованию взрослых НИУ ВШЭ. Он предоставил мне цифры по вовлеченности взрослого населения в дополнительное образование (а все, что после вуза, у нас называется так). Картинка получилась печальная. В нашей стране в 2016 году только 17% людей в возрасте от 25 до 64 лет учились дополнительно, и это включая самообразование. То есть, грубо говоря, каждый шестой думает о своем развитии. В странах ЕС таких около 40%, а в странах ОЭСР - 50%.

Как такое может быть? Ведь тезисы про современный мир, растущую динамику изменений, требования к креативности и даже робкие попытки работать по agile означают, что мы должны учиться почти всегда. Может быть, у нас небольшое количество образованных людей? То есть учимся много, просто мало нас тех, кто может учиться? Да нет, среди людей в возрасте 25–64 года с образованием не ниже полного среднего Россия занимает первое место (95%) среди всех стран ОЭСР. А 67% людей имеют среднее специальное и высшее образование, что, например, на 22% больше, чем в Канаде. Не самой неразвитой стране, между прочим.

Мало того, что статистики нет, так еще и та, что есть, не дает возможности говорить, что у нас в стране в этом смысле что-то происходит. Да, конечно, есть центры дополнительного образования, есть корпоративные программы повышения квалификации, есть тренеры и, простите, коучи. Но изначальный мой замысел - показать вам системную работу в целях развития человеческого капитала - претерпел неудачу.

Что ж, давайте попробуем самостоятельно определить, чем, в какие отрезки жизни стоит учиться, чтобы быть максимально встроенным в современную жизнь.

Первый отрезок - это примерно 20-30 лет. Я бы рекомендовал налегать на технические предметы и иностранные языки. Возможно, это не будет квантовая физика, все-таки сложная дисциплина. Но математика, статистика, системный анализ, программирование - это минимальный «джентльменский набор» человека скорого будущего. Надо иметь в виду, что с годами учиться становится сложнее, а технические дисциплины, помимо всего прочего, тренируют и способность учиться, продлевая срок продуктивного восприятия нового. Кроме этого, понятия технического прогресса и новых технологий уже стали тождественны, и изучение технических дисциплин может существенно расширить кругозор, увеличив тот самый потенциал, стимулировав креативность, о чем я писал выше.

Поймите меня правильно, я не призываю всех поступать исключительно в МГТУ им. Баумана или МАИ. Вполне себе можно сочетать обучение служению Мельпомене и программирование на Java. Просто оставьте время для второго, не ускоряйте карьерный рост, не убегайте в менеджмент. Именно в возрасте 20-30 лет закладываются основы будущих успехов. А для этого в современном мире надо много знать и знать в разных сферах. Потому что на пересечении этих сфер и будет рождаться то самое новое знание, нефть 21 века. И, наверное, изучение разных дисциплин будет хорошо сочетаться со сменами работы и видов деятельности. Это позволит не просто закрепить полученные знания на практике, но еще и собрать необходимые контакты, начать формировать свою собственную сеть.

Эта сеть очень пригодится в 30-40 лет , когда полученные знания можно масштабировать, практикуясь как менеджер. Соответственно именно в этом возрасте будет крайне полезно обучение современным экономическим теориям, способам и практикам коммуникаций в команде и за ее пределами, управленческим навыкам. Знаете, я весьма скептически отношусь к обучению менеджменту до 30 лет. Встречаются, конечно, исключения, бывают, разумеется, гениальные люди. Но в целом кажется неправильным обучать того, кто еще не созрел. Кто не прошел, пусть и в щадящем режиме, по граблям первых ошибок, кто не понимает необходимости делегирования и вреда микроменеджмента. Надо, надо разочек побыть в команде без стратегии, или в команде, где стратегия меняется каждую неделю.

В свое время я поступил на MBA/MBI в надежде, что помимо систематизации своих знаний как менеджера мне еще удастся наладить контакты с полезными для моей карьеры людьми. Как же я ошибался! Основной контингент на этой программе был 25-28 лет, технические специалисты без опыта управленческой работы. Прекрасные ребята, но большая часть из них не имела ни малейшего представления о том, что такое регулярный или стратегический менеджмент, а также не понимала, как полученные знания трансформируются в практическую пользу. Собственно, уже через полгода на занятия ходила половина группы, через год - треть. Можем ли мы это считать частью lifelong learning? Формально - конечно, но по сути это обучение не принесло пользы. Разве что выручку образовательному учреждению.

С 40 до 50 лет полезно учиться заниматься бизнесом. К этому моменту уже накоплен неплохой опыт взаимодействия с разными людьми. Очень удачно сложится, если бизнес вы делаете за свой счет. Тогда и обучение будет крайне эффективным. Вообще, когда платишь за себя, многие вещи становятся проще. Учиться бизнесу можно и нужно и на практике, и у экспертов, но не забывайте теорию. Хорошим дополнением к бизнес-образованию будет обучение инвестициям. А то так бывает: сделаешь бизнес, а продать его не сможешь. При обучении бизнесу ключевым является изучение ошибок прошлого. Наверное, даже важнее изучения успехов прошлого. Здесь первый раз по-настоящему основным становится метод кейсов.

Некоторые коллеги отмечали тенденцию, что с возрастом длительность обучения должна сокращаться. Мол это следствие естественных дегенеративных процессов нашего мозга. И уже обучение бизнесу в 40-50 лет должно происходить небольшим порциями: форумы, тренинги, мастер-классы и воркшопы. Я не могу согласиться с этой позицией. Успешный бизнес - это философия, а поиск своей идеи, своей цели и определение способов ее достижения нельзя осуществить в ходе двухдневного занятия. Обучение в этом возрасте в большей степени происходит в малых группах единомышленников под руководством опытного наставника. Один мой знакомый раз в год на месяц уезжает на Алтай искать новые смыслы. Мне представляется это верным способом обучения.

С 50 до 60 лет наступает время искусства и гуманитарных наук. Нет, это не значит, что его раньше не было. Нет, программист мог изучать шедевры Босха. Просто в этом возрасте обучение рисованию, музыке, истории, психологии становится более осознанным. Метафорически выражаясь, бег переходит на шаг, основные социальные цели достигнуты, и настает пора сделать что-то для себя. Наверное, именно в этом возрасте перестают быть важными конкретные цели, а становятся ключевыми направления движения. И в этом смысле становится понятной тяга к изучению, например, философии, в том числе с позиции собственного жизненного опыта.

В общем, обучение взрослых - это история про сознательность, про понимание своего интереса в каждой конкретной точке, на каждом конкретном занятии. И бессмысленно строить образовательные системы развития «молодых специалистов» или «людей серебряного возраста», не понимая их желания и контекст их жизни. Помните, в «Покровских воротах» Костик говорил: «И все-таки поверьте историку: осчастливить против желания нельзя».

Общество безжалостно к людям старшего возраста.
Их часто увольняют и редко берут на работу — такие сотрудники всегда находятся в зоне риска. Часто выходит, что ч еловек, который всю жизнь трудился, был востребованным и нужным, вдруг оказывается за бортом.

Это может быть для него большим ударом. Немолодые люди, оставшиеся без дела, чувствуют себя потерянными, впадают в депрессию, чаще болеют и выпадают из общественной жизни.
Даже самая высокая пенсия и материальная поддержка от детей не могут заменить ощущение уверенности и собственной значимости, которое так нужно старшему поколению.

Пожалуйста, научите ваших родителей искать и находить правильную работу!
Это гораздо проще, чем кажется. Вакансий, которые подходят для кандидатов старшего возраста, сейчас много .
Проблема не в отстутствии подходящей работы, а в неумении её искать .

Люди, которым сейчас 50 и больше, прожили всю свою жизнь в другом мире. Они могут быть замечательными специалистами, но они не знакомы с современными способами искать работу.
Важно научить их проходить все этапы трудоустройства — не просто находить вакансии, а составлять резюме и проходить собеседование.

Как искать работу человеку старше 50:

1. Продавайте свой опыт и достижения, а не стаж (= возраст).

К нам пришла женщина, которая 27 лет проработала в одной компании бухгалтером. После закрытия компании она
полтора года не могла устроиться на нормальную работу, несмотря на весь свой потрясающий опыт - она куда-то выходила, потом увольнялась или её увольняли.

Когда мы стали обсуждать опыт этой женщины, обнаружилось, что за время её работы компания прошла 17 генеральных налоговых проверок без единого нарушения.

Достаточно было указать эту информацию в первой строчке резюме, и на следующий же день посыпались предложения от хороших работодателей.

2. Не указывайте зарплату в резюме.

Придется демпинговать — каким бы вы ни были хорошим специалистом, при прочих равных на работу возьмут тридцатилетнего.
Надо научиться определять свою стоимость и обсуждать зарплату на собеседовании.

3. Не скрывайте свой возраст.

Это бессмысленно, потому что возраст кандидата легко вычислить по образованию и стажу. Не забывайте, что прежде всего надо продавать свой опыт и профессионализм.

4. Не претендуйте на постоянную работу в штате.

Люди старшего поколения привыкли, что работать надо каждый день с 8 до 17, и по привычке ищут только постоянную работу на полный день. Это ошибка.
Скажем «да» проектной занятости!

Например, многим компаниям не нужен бухгалтер на постоянной основе, но нужно подготовиться к налоговой проверке. В такой ситуации идеально подойдёт опытный специалист с большим стажем.

Не забывайте об этих возможностях.

5. Будьте готовы объяснить, почему надо взять именно вас.

Нужно научиться рассказывать о своём успешном опыте, о том, что именно вы можете принести компании.

Чаще всего эйчар опасается, что сотрудник старше 50 будет часто болеть, медленно обучаться и не сможет работать у начальника значительно моложе себя. Надо убедить, что это не так, и что польза от вашего пребывания в компании превысит возможные риски.

Продемонстрируйте, что вы бодры телом и духом, что вы можете адаптироваться к разным коллективам и условиям. Расскажите об опыте работы у молодого руководителя.
Покажите сертификаты с недавно пройдённых курсов или программ повышения квалификации, подтверждающие, что вы можете учиться и усваивать новое.

Быть человеком в возрасте не значит быть несовременным.
Можно сделать замечательную карьеру после 50, если научиться правильно подавать свой опыт, отвечать на неудобные вопросы на собеседовании и рассматривать новые виды вакансий.

Я уверена, что работа после 50 — это, в первую очередь, не вопрос денег.
Когда вы просто даёте родителям деньги, вы их даёте на таблетки и сборники кроссвордов.
А возможность самостоятельно устроиться на хорошую работу, применить свои знания и опыт делает людей старшего поколения гораздо увереннее и счастливее, чем материальная поддержка.

Мы в Антирабстве запустили новый большой курс, посвящённый карьере после 50 .
Он состоит из пяти лекций, двух заданий и скайп-собеседования.
П одарите его вашим родителям, пройдите его сами.

Если вы не знаете, подходит ли вам этот курс, посоветуйтесь с нами: [email protected]