Обязательно нужна лицензия. На какие виды деятельности надо получать разрешение

В нашей стране существует масса профильных направлений, заниматься которыми имеет право лишь ограниченный круг лиц, получивших специальное разрешение. Эти разрешения называются лицензией и предоставляются соответствующими государственными инстанциями. Количество таких органов велико, и за каждое отдельное направление отвечает один из них. Если вы планируете открыть собственный бизнес в одном из таких профилей, необходимо знать о процедуре получения разрешения и видах деятельности, подлежащих лицензированию по ОКВЭД 2016.

Существует одна особенность, которая характеризует такие направления. В большинстве случаев занятость в данной сфере сопряжена с серьёзными финансовыми затратами. К примеру, кредитование, страхование, банковское дело – все эти виды деятельности подлежат обязательному лицензированию и не могут осуществляться без особых разрешительных документов. В противном случае предпринимателя ожидают серьёзные штрафные санкции вплоть до ареста или конфискации имущества, задействованного в бизнесе, и даже уголовного преследования. Поэтому позаботиться о грамотном оформлении своего предприятия или индивидуального предпринимательства нужно заранее.

Сразу скажем, что в большинстве своём эти направления связаны с узкой специализацией, а профессиональные ошибки влекут за собой серьёзные последствия вплоть до угрозы человеческой жизни. Поэтому многие лицензионные виды деятельности требуют высокого уровня квалификации исполнителя, существенной материальной и технологической базы, страховочных мер и современных инструментов для выполнения поставленных задач. Отсюда и появляется потребность в мощном финансовом подспорье.

Однако есть и ряд направлений, которые не нуждаются в большом капитале и могут реализовываться даже мелкими предпринимателями. К таким можно отнести:

  • Торговлю пивом.
  • Пассажирские перевозки при наличии более 8 человек.
  • Грузоперевозки автомобильным транспортом.
  • Разработка программного обеспечения конкретного профиля и т.д.

То есть каждый человек, который имеет опыт и знания в вышеперечисленных сферах, может открыть своё предприятие или ИП, получить лицензию и заниматься любимым делом, повышая свой материальный уровень и достаток за счёт профессиональных навыков.

Однако есть и такие виды лицензированной деятельности, которые недоступны предпринимателю, а разрешаются для указания исключительно юридическим лицам. К примеру, любая торговля алкоголем за исключением пива – привилегия предприятий. Страхование и кредитование – также прерогатива организаций. И если вы попробуете заявить такие коды ОКВЭД в качестве физического лица, регистрирующий орган вам обязательно откажет в открытии.

Другие профильные направления

Есть и более узкоспециализированные виды деятельности, которые требуют особой подготовки кадров и наличия материальной базы. В частности, к ним можно отнести производство и распространение лекарственных препаратов, медицинского оборудования, медикаментов, всю сферу фармацевтики и фармакологии. Учреждения здравоохранения также относятся к списку объектов, подлежащих получению лицензий.

Практически все военные направления в обязательном порядке подпадают под выдачу разрешений. Разработка и реализация стрелкового и холодного оружия, военной техники, обмундирования и специальной амуниции, военного транспорта – это лишь неполный список.

Сфера перевозок водным и воздушным транспортом разрешена лишь компаниям с лицензией. Поэтому, если вы планируете катать людей на экскурсионном катере, стоит позаботиться о получении соответствующего документа, подтверждающего легальность вашей задумки.

Защита информации

В нашей стране очень щепетильно относятся к интеллектуальной собственности, разработкам и внутренней информации фирм, предприятий, заводов и т.д. Поэтому на просторах Российской Федерации действует большое число организацией, занимающихся изготовлением и реализацией специального программного обеспечения для защиты. Так вот, эти ребята тоже обязаны получать лицензию на свою деятельность.

Есть и обратная сторона. Существуют компании, чья деятельность целиком и полностью направлена на производство средств получения информации негласным способом – жучков, ретрансляторов, микрофонов, миниатюрных камер, записывающих устройств, носителей и т.д. И, само собой, данная деятельность жёстко контролируется государством путём лицензирования.

Отходы и опасные грузы

Из-за серьёзного ухудшения экологической ситуации по всему миру правительства различных стран активно занялись регулированием деятельности организацией, которые собирают, транспортируют и утилизируют отходы различных степеней опасности. В России компании, работающие с химическим, биологическим и радиоактивным мусором, в обязательном порядке должны получать разрешения сразу из нескольких инстанций.

Та же ситуация наблюдается и в сфере транспортировки и временного хранения опасных грузов – химикатов, топлива, нефтепродуктов, газов и т.д. Так что если ваша цель – работа в данной среде, позаботьтесь о надлежащем оформлении нужных документов.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию - 2017 по ОКВЭД, представлены несколькими десятками позиций. В каких источниках права они зафиксированы? Каким образом можно найти соответствие им в ОКВЭД и для чего это нужно?

Зачем знать, какие ОКВЭД соответствуют лицензируемым видам деятельности

Строго говоря, наличие у фирмы кодов ОКВЭД, коррелирующих с лицензируемой деятельностью, в общем случае не является условием для получения лицензии. В заявлениях на подачу лицензии, как правило, требуется указание только вида деятельности по существу (либо это подразумевается самой структурой заявления). То, какие у фирмы прописаны коды ОКВЭД, органы, выдающие лицензию, могут и не проверять.

Но данный критерий важен с точки зрения последующих проверок. Если в ЕГРЮЛ фирмы прописан лицензионный ОКВЭД, но соответствующего разрешительного документа у нее нет, то в ходе государственной проверки фирма может быть оштрафована на основании того, что по тем или иным признакам проверяющие посчитают, что организация фактически занимается лицензируемым видом деятельности.

Таким образом, в интересах юрлица, не планирующего заниматься лицензионной деятельностью, обеспечить отсутствие в своей записи в ЕГРЮЛ лицензионных кодов ОКВЭД.

Самый простой способ их выявления — сопоставление текущих видов деятельности по ОКВЭД, которые есть в ЕГРЮЛ или которые фирма собирается вносить в ЕГРЮЛ (например, по факту государственной регистрации), с видами деятельности, подлежащей лицензированию, ориентируясь на их сущность.

Для этого полезно будет ознакомиться с перечнем лицензируемых видов деятельности в РФ.

О том, какие негативные последствия для налогоплательщика может иметь выявление недостоверных данных в ЕГРЮЛ, читайте в статье .

Какие виды предпринимательской деятельности лицензируются в РФ

В соответствии с п. 1 ст. 12 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ получение лицензии обязательно для осуществления 49 видов деятельности (из 51 пункта, приведенных в тексте закона, 2 утратили силу). Условно их можно классифицировать на следующие основные группы:

  1. Производство, продажа ПО для защиты информации, оказание услуг в данной сфере.
  2. Производство и продажа технических средств для негласного получения информации.
  3. Выпуск полиграфической продукции, которая защищена от подделок.
  4. Выпуск авиационной техники.
  5. Выпуск, продажа, техобслуживание оружия, военной техники, боеприпасов.
  6. Хранение и уничтожение химоружия, отходов.
  7. Осуществление операций на химически опасных, а также взрывопожароопасных промышленных объектах в рамках оборота взрывчатых веществ.
  8. Деятельность по обеспечению пожарной безопасности.
  9. Выпуск и обслуживание медицинской техники.
  10. Осуществление легального оборота наркотических средств.
  11. Деятельность лабораторий по исследованию микроорганизмов (инфекционных, генно-модифицированных).
  12. Оказание услуг по перевозкам пассажиров, доставке грузов различными видами транспорта.
  13. Оказание услуг по погрузке и разгрузке опасных грузов на различных видах транспорта.
  14. Оказание услуг по буксировке посредством морского транспорта.
  15. Организация азартных игр.
  16. Деятельность охранных, детективных служб.
  17. Переработка и продажа лома металлов.
  18. Трудоустройство граждан РФ за рубежом.
  19. Оказание телекоммуникационных услуг, организация вещания.
  20. Изготовление копий объектов интеллектуальной собственности на различных носителях.
  21. Работа с источниками радиации.
  22. Оказание образовательных услуг.
  23. Выполнение геодезических, картографических, маркшейдерских работ.
  24. Деятельность в сфере гидрометеорологии.
  25. Деятельность в сфере медицины, фармацевтики.
  26. Деятельность по сохранению созданных народами РФ объектов культурного наследия.
  27. Оказание услуг по экспертизе промбезопасности.
  28. Управление на коммерческой основе многоквартирными домами.

Задача владельца бизнеса — сопоставить текущие ОКВЭД с теми, что установлены для видов деятельности, в той или иной степени схожих с перечисленными нами выше лицензируемыми видами деятельности.

Для этого необходимо обращаться к первоисточнику — классификатору ОКВЭД. Нюанс в том, что таковых в РФ действует несколько. К каким именно следует обращаться?

Какой ОКВЭД использовать фирме

До 2017 года в РФ действовали 3 перечня кодов ОКВЭД:

  • ОК 029-2001;
  • ОК 029-2007;
  • ОК 029-2014.

Первый ОКВЭД был введен 06.11.2001 вместо таких классификаторов, как ОКОНХ и ОКДП, которые в правоотношениях, связанных с получением лицензии, сегодня не используются.

Классификатор ОК 029-2007 был введен с 01.01.2008, но его вступление в силу, во-первых, не отменило юридическую силу ОК 029-2001, а во-вторых, его действие стало распространяться на узкий круг правоотношений, связанных главным образом со сбором экономической статистики.

Классификатор ОК 029-2014 с 31.01.2014 используется как действующий источник ОКВЭД. С 11.07.2016 он начал применяться для отражения соответствующих кодов в ЕГРЮЛ и ЕГРИП при регистрации юрлиц и ИП (письмо ФНС России от 24.06.2016 № ГД-4-14/11306@). С начала 2017 года этот классификатор стал единственным действующим на территории РФ. Действие всех иных аналогичных справочников отменено (приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Таким образом, в 2017 году нужно искать соответствие лицензируемых видов деятельности тем видам деятельности, которые прописаны в классификаторе ОК 029-2014.

Отметим, что наряду с обращением к первоисточнику — классификатору ОКВЭД — существенную помощь в решении рассматриваемой задачи может оказать использование положений постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 584. В нем содержатся списки видов деятельности, о которых бизнесы должны уведомлять государство, и многие из них (например, информационные технологии, работа со взрывчатыми веществами) совпадают с лицензируемыми. При этом для них в постановлении № 584 указаны также коды ОКВЭД.

Поэтому для сопоставления текущих видов деятельности с лицензируемыми можно также задействовать перечень, зафиксированный в постановлении № 584.

Но без обращения к официальному классификатору ОКВЭД часто не обойтись. Изучим нюансы его использования.

Как сопоставить код ОКВЭД с лицензируемой деятельностью

В структуре перечня ОК 029-2014 виды деятельности объединены в разделы и внутри каждого из разделов разбиты на классы, подклассы, группы, подгруппы и виды. Разделы обозначены латинскими буквами, а каждый из более мелких регистров имеет цифровое обозначение.

Из набора цифровых обозначений регистров, разделенных точками, и складывается код ОКВЭД. Поиск кода, соответствующего определенному виду деятельности, в классификаторе достаточно прост, поскольку основывается на его соотнесении с названием определенного раздела и, в порядке убывания, с наименованием каждого более мелкого регистра.

Рассмотрим несколько примеров нахождения соответствия кодов ОКВЭД лицензируемым видам деятельности.

В соответствии с подп. 1. п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ лицензия нужна для выпуска и продажи криптографических средств защиты информации. В ОКВЭД ОК 029-2014 нет терминов «криптография», «шифрование». Но зато присутствует класс 26 «Производство компьютеров, электронных и оптических изделий», в котором указаны и такие виды деятельности, как производство средств защиты информации, создание информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации. В этом классе выделена группа 26.20 «Производство компьютеров и периферийного оборудования», содержащая подгруппу 26.20.4, в которую входит деятельность по производству средств защиты информации, а также информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации. Это дает повод признать данный вид деятельности лицензируемым.

В достаточной мере близкое соответствие кодам ОКВЭД имеет деятельность по обнаружению устройств, которые предназначены для негласного получения данных. Эта деятельность лицензируется в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ. Речь идет о коде группы 80.20 «Деятельность систем обеспечения безопасности», выделяемом в классе 80 «Деятельность по обеспечению безопасности и проведению расследований».

В случае с подп. 8 п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ лицензируется разработка и продажа военной техники. В этом случае правомерно говорить о корреляции с ней сразу нескольких кодов ОКВЭД по перечню ОК 029-2014. А именно:

  • 25.40 (для деятельности по выпуску оружия и боеприпасов);
  • 30.11 (строительство судов, включая военные);
  • 30.30 (выпуск летательных аппаратов);
  • 20.51 (производство взрывчатых веществ);
  • 84.22 (деятельность в сфере военной безопасности).

Таким образом, сопоставление кодов ОКВЭД и лицензируемых видов деятельности — вопрос вполне решаемый, даже с учетом того, что в структуре перечня ОК 029-2014 коды не всегда очевидным образом соответствуют тем видам деятельности, что зафиксированы в положениях закона № 99-ФЗ. Многие ОКВЭД как минимум не противоречат специфике хозяйственного сегмента, к которому относится лицензируемый вид деятельности. И это может стать поводом для отнесения вида деятельности налогоплательщика, выбравшего такие ОКВЭД, к лицензируемым.

Итоги

Виды хозяйственной деятельности в РФ, требующие лицензии, установлены положениями п. 1. ст. 12 закона № 99-ФЗ. Налогоплательщику, не собирающемуся заниматься подобными видами деятельности, при первичной регистрации или внесении корректировок в регистрационные данные нужно избегать появления в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД, соответствующих лицензируемым видам деятельности, иначе при проверке может быть выписан штраф за отсутствие лицензии.

Сопоставлять лицензируемые виды деятельности нужно с теми видами, для которых определены коды в перечне ОК 029-2014.

Основной нормативно-правовой документ, который регламентирует лицензирование — это Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года . Также особенности лицензирования каждого вида деятельности устанавливаются положениями, утвержденными Правительством РФ.

Получение лицензии на осуществление лицензируемой деятельности — это требование законодательства, поэтому вопрос «зачем нужно лицензирование» не стоит, т.к. без получения лицензии государство не позволит предприятию заниматься бизнесом.

Давайте разберемся, в каком случае и как получить лицензию.

Когда лицензия нужна

Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, строго определен в п.1 ст. 12 99-ФЗ. Если деятельности в списке нет, значит на её осуществление разрешение не требуется.

На каждый вид деятельности предоставляется отдельная лицензия. которая действует на всей территории РФ. Только нужно уведомить лицензирующий орган, того региона, куда вы планируете расширяться.

Срок действия лицензии неограничен, а это значит, что её не нужно будет менять, если только не меняются основные реквизиты организации или ИП.

Документы для получения лицензии необходимо подать сразу же после государственной регистрации. Или перед началом ведения лицензируемой деятельности.

Требования, которым должна соответствовать организация, чтобы получить лицензию и осуществлять деятельность, устанавливаются положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Например, если вы решили заняться врачебной деятельностью, тогда для того, чтобы получить лицензию вы должны соответствовать следующим основным характеристикам:

  1. должно быть помещение в собственности или снятое в аренду;
  2. должно быть мед.оборудование, аппараты, необходимые для оказания услуг;
  3. у руководителей и ответственных сотрудников должно быть высшее мед.образование, соответствующая квалификация и стаж работы не менее 5 лет;
  4. с работниками должны быть заключены трудовые договоры;
  5. наличие контроля качества и безопасности.

Также могут быть ограничения на организационно-правовую форму, например, ИП не может получить лицензию на производство и продажу алкогольной продукции, лицензии предоставляются исключительно юр.лицам.

Какие документы нужны для получения лицензии

В лицензирующий орган нужно подать следующий пакет документов:

  • заявление по установленной форме;
  • копии учредительных документов организации, заверенных у нотариуса;
  • необходимые документы, которые могут быть установлены положением о лицензировании конкретного вида деятельности;
  • опись прилагаемых документов.

Форма заявления устанавливается положением о лицензировании отдельного вида деятельности.

Способы предоставления документов:

  • лично
  • по почте ценным письмом
  • по доверенности через представителя

Можно и в электронном виде, с электронной подписью. Но на практике это способ сейчас мало используется.

Куда подавать заявление и сроки получения лицензии

Лицензирующие органы определены по видам деятельности в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957. Необходимо обращаться в их региональные управления. Например, МЧС осуществляет лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности, МВД —охранную деятельность, Росздравнадзор —фармацевтическую деятельность.

В течение трех рабочих дней со дня представления заявления лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении или о возврате с мотивированным обоснованием причин возврата.

Если в заявлении будет выявлено нарушение требований или документы представлены не в полном объеме, то в течение трех рабочих дней лицензирующий орган вручает уведомление о необходимости устранения. На исправление даётся 30 дней.

В течение 45 рабочих дней со дня приема заявления и документов, осуществляется проверка полноты и достоверности сведений и принимается решение о предоставлении лицензии. Решение оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа. В течение 3 рабочих дней после подписания лицензии лицензирующим органом она вручается фирме.

На практике, к сожалению, не всегда получается уложиться в установленные законодательством сроки, лицензирующий орган, наверняка, будет стараться найти несоответствия из-за чего процесс получения лицензии затянется.

Проверки

За фирмами, которые получили лицензию на осуществление деятельности, ведётся контроль, поэтому предпринимателю нужно быть готовым к плановым и внеплановым проверкам.

Плановые проверки проводятся на основании утвержденного плана-графика. Для каждого вида деятельности разная периодичность проверок, сроки варьируются от одного года до трех лет.

Внеплановая выездная проверка может быть назначена, если:

  1. истек строк устранения выявленных нарушений лицензионных требований;
  2. в лицензирующий орган поступили обращения, заявления о грубых нарушениях лицензионных требований;
  3. истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
  4. если организация просит о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного устранения нарушений лицензирующего органа;
  5. по приказу (распоряжению), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Некоторые виды деятельности в РФ подлежат обязательному лицензированию. То есть государство специально устанавливает контроль за теми видами деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

  • 1) заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
  • 2) копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;
  • 3) копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;
  • 3) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
  • 4) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • 5) сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
  • Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами. Срок в течении которого лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии не может превышать 60 дней, со дня подачи заявления. За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей. За предоставление лицензии взимается лицензионный сбор в размере 1000 рублей.

Отдельные виды деятельности, подлежащие лицензированию согласно федеральному законодательству

  • разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
  • деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;
  • деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
  • предоставление услуг в области шифрования информации;
  • разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;
  • деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев электронных цифровых подписей, оказанию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей, и подтверждению подлинности электронных цифровых подписей;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
  • разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;
  • деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией;
  • разработка вооружения и военной техники;
  • производство вооружения и военной техники;
  • ремонт вооружения и военной техники;
  • утилизация вооружения и военной техники;
  • торговля вооружением и военной техникой;
  • производство оружия и основных частей огнестрельного оружия;
  • производство патронов к оружию и составных частей патронов;
  • торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия;
  • торговля патронами к оружию;
  • экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
  • коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
  • разработка и производство боеприпасов;
  • утилизация боеприпасов;
  • выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;
  • эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;
  • эксплуатация пожароопасных производственных объектов;
  • эксплуатация химически опасных производственных объектов;
  • эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта;
  • эксплуатация нефтегазодобывающих производств;
  • переработка нефти, газа и продуктов их переработки;
  • транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;
  • хранение нефти, газа и продуктов их переработки;
  • реализация нефти, газа и продуктов их переработки;
  • деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
  • производство взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • производство пиротехнических изделий;
  • деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с государственным стандартом;
  • деятельность по предупреждению и тушению пожаров;
  • производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • деятельность по эксплуатации электрических сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по эксплуатации газовых сетей;
  • деятельность по эксплуатации тепловых сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
  • строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
  • инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
  • производство маркшейдерских работ;
  • деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
  • геодезическая деятельность;
  • картографическая деятельность;
  • выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;
  • выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;
  • деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
  • фармацевтическая деятельность;
  • производство лекарственных средств;
  • производство медицинской техники;
  • деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  • техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;
  • культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ;
  • деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах";
  • деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах";
  • деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
  • производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;
  • перевозки морским транспортом пассажиров;
  • перевозки морским транспортом грузов;
  • перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;
  • перевозки внутренним водным транспортом грузов;
  • перевозки воздушным транспортом пассажиров;
  • перевозки воздушным транспортом грузов;
  • перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;
  • перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);
  • перевозки железнодорожным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя и без выхода на железнодорожные пути общего пользования);
  • сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения;
  • деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов;
  • деятельность по ремонту воздушных судов;
  • деятельность по применению авиации в отраслях экономики;
  • деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте;
  • деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;
  • деятельность по обращению с опасными отходами;
  • организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;
  • оценочная деятельность;
  • туроператорская деятельность;
  • турагентская деятельность;
  • деятельность по продаже прав на клубный отдых;
  • негосударственная (частная) охранная деятельность;
  • негосударственная (частная) сыскная деятельность;
  • заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;
  • заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;
  • деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;
  • деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале;
  • воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей;
  • аудиторская деятельность;
  • деятельность инвестиционных фондов;
  • деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;
  • деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • деятельность негосударственных пенсионных фондов;
  • деятельность по производству элитных семян (семян элиты);
  • производство табачных изделий;
  • деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений;
  • осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений;
  • деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки;
  • космическая деятельность;
  • ветеринарная деятельность;
  • медицинская деятельность;

Перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с другими законами:

  • деятельность кредитных организаций;
  • деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
  • деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • деятельность в области связи;
  • биржевая деятельность;
  • деятельность в области таможенного дела;
  • нотариальная деятельность;
  • страховая деятельность;
  • деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • осуществление внешнеэкономических операций;
  • осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
  • приобретение оружия и патронов к нему;
  • использование результатов интеллектуальной деятельности;
  • использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);
  • использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;
  • деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;
  • образовательная деятельность.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих лицензирование отдельных видов деятельности в соответствии с законом от 8.08 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности":

  • Положение о лицензировании деятельности по продаже прав на клубный отдых утверждено постановлением Правительства РФ от 10 октября 2002 г. N 753
  • Положение о лицензировании деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 691
  • Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 691
  • Положение о лицензировании предоставления услуг в области шифрования информации утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 691
  • Положение о лицензировании разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем, утверждено постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 691
  • Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации электрических сетей утверждено постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637
  • Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации тепловых сетей утверждено постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637
  • Положение о лицензировании деятельности по транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки утверждено постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637
  • Положение о лицензировании деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки утверждено постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637
  • Положение о лицензировании деятельности по переработке нефти, газа и продуктов их переработки утверждено постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637
  • Положение о лицензировании деятельности по реализации нефти, газа и продуктов их переработки утверждено постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637
  • Положение о лицензировании технического обслуживания медицинской техники (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утверждено постановлением Правительства РФ от 16 августа 2002 г. N 613
  • Положение о лицензировании производства медицинской техники утверждено постановлением Правительства РФ от 16 августа 2002 г. N 612
  • Положение о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 600
  • Положение о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 600
  • Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов утверждено постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 595
  • Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов утверждено постановлением Правительства РФ от 23 июля 2002 г. N 553
  • Положение о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов утверждено постановлением Правительства РФ от 23 июля 2002 г. N 552
  • Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, реализации и приобретению в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 526
  • Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июля 2002 г. N 525
  • Положение о лицензировании ветеринарной деятельности, утверждено постановлением Правительства РФ от 5 июля 2002 г. N 504
  • Положение о лицензировании производства дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств и Положение о лицензировании деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний утверждены постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 501
  • Положение о лицензировании производства лекарственных средств утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 500
  • Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 499
  • Положение о лицензировании деятельности по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) и Положение о лицензировании деятельности по производству и использованию племенной продукции (материала), за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя утверждены постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 497
  • Положение о лицензировании осуществляемой в море деятельности по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 496
  • Положение о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 495
  • Положение о лицензировании фармацевтической деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 2002 г. N 489
  • Положение о лицензировании производства взрывчатых материалов промышленного назначения утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 г. N 468
  • Положение о лицензировании хранения взрывчатых материалов промышленного назначения утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 г. N 468
  • Положение о лицензировании деятельности по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 г. N 468
  • Положение о лицензировании применения взрывчатых материалов промышленного назначения утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 г. N 468
  • Положение о лицензировании разработки и производства боеприпасов утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 г. N 467
  • Положение о лицензировании утилизации боеприпасов утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 г. N 467
  • Положение о лицензировании производства пиротехнических изделий утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 г. N 467
  • Положение о лицензировании деятельности по распространению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с государственным стандартом утверждено постановлением Правительства РФ от 26 июня 2002 г. N 467
  • Положение о лицензировании производства патронов к оружию и составных частей патронов утверждено постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 457
  • Положение о лицензировании деятельности в области вооружения и военной техники утверждено постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 456
  • Положение о лицензировании производства оружия и основных частей огнестрельного оружия утверждено постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 455
  • Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" утверждено постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 454
  • Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах" утверждено постановлением Правительства РФ от 21 июня 2002 г. N 454
  • Положение о лицензировании перевозок морским транспортом грузов утверждено постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447
  • Положение о лицензировании перевозок морским транспортом пассажиров утверждено постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447
  • Положение о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом утверждено постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447
  • Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности в морских портах утверждено постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447
  • Положение о лицензировании сюрвейерского обслуживания морских судов в морских портах утверждено постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 447
  • Положение о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. N 424
  • Положение о лицензировании деятельности по культивированию растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. N 423
  • Положение о лицензировании космической деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г. N 422
  • Положение о лицензировании деятельности по производству элитных семян (семян элиты) утверждено постановлением Правительства РФ от 13 июня 2002 г. N 415
  • Положение о лицензировании деятельности по хранению зерна и продуктов его переработки утверждено постановлением Правительства РФ от 13 июня 2002 г. N 414
  • Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом утверждено постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. N 402
  • Положение о лицензировании оценочной деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 395
  • Положение о лицензировании деятельности инвестиционных фондов утверждено постановлением Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 394
  • Положение о лицензировании деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов утверждено постановлением Правительства РФ от 5 июня 2002 г. N 384
  • Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте утверждено постановлением Правительства РФ от 5 июня 2002 г. N 383
  • Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, утверждено постановлением Правительства РФ от 5 июня 2002 г. N 383
  • Положение о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом пассажиров утверждено постановлением Правительства РФ от 5 июня 2002 г. N 383
  • Положение о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом грузов утверждено постановлением Правительства РФ от 5 июня 2002 г. N 383
  • Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на железнодорожном транспорте утверждено постановлением Правительства РФ от 5 июня 2002 г. N 383
  • Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382
  • Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации химически опасных производственных объектов утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382
  • Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации магистрального трубопроводного транспорта утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382
  • Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации нефтегазодобывающих производств утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382
  • Положение о лицензировании деятельности по эксплуатации газовых сетей утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382
  • Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382
  • Положение о лицензировании деятельности по производству маркшейдерских работ утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382
  • Положение о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей утверждено постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 381
  • Положение о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров утверждено постановлением Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 373
  • Положение о лицензировании геодезической деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 28 мая 2002 г. N 360
  • Положение о лицензировании картографической деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 28 мая 2002 г. N 360
  • Положение о лицензировании деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений утверждено постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 349
  • Положение о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации утверждено постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 348
  • Положение о лицензировании деятельности по выполнению работ и оказанию услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия утверждено постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 347
  • Положения о лицензировании разработки, производства, ремонта и испытаний авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения утверждены постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 346
  • Положение о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом грузов утверждено постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345
  • Положение о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров утверждено постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345
  • Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности на внутреннем водном транспорте утверждено постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345
  • Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами утверждено постановлением Правительства РФ от 23 мая 2002 г. N 340
  • Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях утверждено постановлением Правительства РФ от 20 мая 2002 г. N 324
  • Положение о лицензировании работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления утверждено постановлением Правительства РФ от 20 мая 2002 г. N 324
  • Положение о лицензировании работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления утверждено постановлением Правительства РФ от 20 мая 2002 г. N 324
  • Положение о лицензировании деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи утверждено постановлением Правительства РФ от 13 мая 2002 г. N 309
  • Положение о лицензировании деятельности по публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале утверждено постановлением Правительства РФ от 13 мая 2002 г. N 308
  • Положение о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации утверждено постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2002 г. N 290
  • Положение о лицензировании аудиторской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 190
  • Положения о лицензировании деятельности в области проектирования и строительства утверждены постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 г. N 174
  • Положение о лицензировании туроператорской деятельности, утверждено постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 95
  • Положение о лицензировании деятельности ломбардов утверждено постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1014
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденно постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796
  • Положение о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях утверждено постановлением Правительства РФ от 20 июня 2000 г. N 471
  • Положение о лицензировании производства гражданского и служебного оружия и патронов к нему утвержденно приказом Российского агентства по обычным вооружениям, Российского агентства по боеприпасам и МВД РФ от 3 июня 2000 г. N 128/135/601
  • Положение о лицензировании деятельности по производству и оптовой торговле табачными изделиями утверждено постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2000 г. N 337
  • Федеральный закон от 7 января 1999 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции"
  • Положение о лицензировании деятельности инвестиционных фондов утверждено постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 мая 1998 г. N 10
  • Федеральные авиационные правила лицензирования деятельности в области гражданской авиации утверждены постановлением Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 85
  • Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии утверждено постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. N 865
  • Положение о порядке лицензирования деятельности в качестве специализированного депозитария паевых инвестиционных фондов утверждено постановлением ФКЦБ РФ от 16 августа 1996 г. N 14
  • Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков утверждено постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 916
  • Положение о лицензировании деятельности, связанной с источниками ионизирующего излучения (генерирующими) утверждено постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 688
  • Положение о лицензировании деятельности по сбору и реализации сырья из дикорастущих лекарственных растений утверждено постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. N 122
  • Положение о лицензировании проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель утверждено постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. N 1230
  • Положение о лицензировании деятельности по обследованию состояния, консервации, реставрации и ремонту памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения утверждено постановлением Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. N 1228
  • Положение о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле, утверждено постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 981
  • Положение о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных растений утверждено постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 968
  • Положение о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства утверждено постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. N 967
  • Положение о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов утверждено постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. N 792
  • Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр утверждено постановлением Правительства РФ от 31 июля 1995 г. N 775
  • Положение о порядке получения разрешения (лицензии) на деятельность по созданию и реализации производителями медицинских изделий (кроме лекарственных средств) утверждено Минздравмедпромом РФ 3 июня 1994 г.

В нашей стране начинающие предприниматели вправе свободно выбирать сферу своей будущей деятельности. Однако со стороны органов государственной власти к гражданам, выступающим в таком качестве, предъявляется ряд требований. Для осуществления отдельных видов предпринимательства требуется специальное разрешение от уполномоченных органов. Это касается тех сфер, которые напрямую связаны с риском для жизни и здоровья людей. Стоит остановиться подробнее на том, что представляет собой процедура лицензирования, для каких видов деятельности она обязательна и каков порядок получения этого документа.

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Отдельные виды предпринимательской деятельности на территории нашей страны подлежат специальному лицензированию. Это означает, что предприниматель вправе осуществлять подобную деятельность только после получения разрешения (лицензии), выдаваемого уполномоченными органами власти.

Лицензия - специальный документ, наделяющий соискателя правом заниматься конкретным видом деятельности.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что лицензированием называют предоставление лицензий субъектам предпринимательской деятельности. Однако это не единственная функция лицензирующих органов.

Реализация алкоголя является одним из видов деятельности, подлежащим обязательному лицензированию

Лицензирование связано также с такими действиями:

  • переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • приостановлением действия лицензий в случае нарушения предпринимателями лицензионных требований и условий;
  • возобновлением или прекращением действия лицензий;
  • аннулированием лицензий;
  • контролем лицензирующих органов за соблюдением предпринимателями соответствующих лицензионных требований и условий;
  • ведением реестров лицензий;
  • предоставлением заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется с целью предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства.

Процедура лицензирования отдельных видов деятельности регулируется рядом нормативно-правовых актов.

Таблица: основные документы, регламентирующие лицензирование в РФ

Наименование нормативного акта Характеристика
Гражданский кодекс РФ. Содержит положение, согласно которому юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании лицензии (ч. 3 п. 1 ст. 49). Эта норма ГК РФ предопределена положениями Конституции РФ (ст. 8, 34, ч. 3 ст. 55) и является основополагающей в системе нормативно-правового обеспечения лицензирования предпринимательской деятельности.
ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Основной законодательный акт, регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» Регламентирует предоставление лицензии на медицинскую деятельность.
  • Постановление Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (ред. от 19.07.2007);
  • ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О лекарственных средствах»;
  • ФЗ от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Постановление и федеральные законы регулируют фармацевтическую деятельность.
ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395–1 (действующая редакция от 04.10.2014). Согласно этому закону лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдаётся Центральным банком РФ после её государственной регистрации.
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изменениями и дополнениями от 2 ноября 2013 г.). Предусматривает, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции, которые чётко перечислены в ст. 18. В названном Законе определён порядок выдачи лицензий и установлено, что документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.
Закон РФ от 27.11.1997 № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2014 г.). Регулирует вопросы лицензирования деятельности субъектов страхового дела.

Перечень документов, регламентирующих лицензирование в нашей стране, не исчерпывается представленным выше. Как правило, каждый вид деятельности имеет собственный свод нормативно-правовых актов, на которые и ориентируется предприниматель.

Органы, осуществляющие лицензирование бизнеса

Выдачей лицензий занимаются органы исполнительной власти субъектов России или органы местного управления, ответственные за сферу деятельности, подлежащую лицензированию.

Таблица: перечень лицензирующих органов

За выдачу лицензий в сфере медицинской и фармацевтической деятельности отвечают Россельхознадзор и Росздравнадзор

Виды деятельности, подлежащие лицензированию

Исчерпывающий список таких видов деятельности представлен . Рассмотрим наиболее распространённые виды лицензируемой предпринимательской деятельности.

Таблица: перечень видов деятельности, для которых необходима лицензия

Вид деятельности Коды ОКВЭД
Производство, продажа и использование фармацевтических средств и медицинской техники, медицинского обслуживания 46.46, 47.73, 21.20
Воспитательная и образовательная деятельность 85.1–85.42.9
Страховой и таможенный бизнес 69.10, 65
Частные охранные предприятия и детективные агентства 80.1–84.24, 70.90, 80.30
Услуги связи 61.10
Изготовление и продажа алкоголя 51.34
Бизнес, связанный с использованием природных ресурсов 01–09.90
Железнодорожные и международные грузоперевозки 60.10, 63
Архитектурное и инженерное строительство, реставрационные работы 71.1–71.20.9
Бизнес в сфере международного сотрудничества (турагентства, туроператоры) 79.11–79.90.32

Одним из самых распространённых видов деятельности, подлежащих лицензированию, является оказание образовательных услуг

Видео: лицензирование всех видов деятельности по обращению с отходами

Порядок получения лицензии ИП

Получение лицензии на определённый вид предпринимательской деятельности требует от соискателя соответствия некоторым требованиям. В зависимости от статуса юридического лица или ИП, а также вида его предпринимательской деятельности, правила получения могут различаться.

В большинстве случаев лицензирования соискатель лицензии должен удовлетворять следующим определённому требованию или комплексу требований. Например:

  • иметь недвижимость, транспорт, оборудование и т. д.;
  • содержать активный рабочий штаб;
  • иметь профессиональное образование, стаж работы и т. д.;
  • иметь сформированный капитал.

Следует принять во внимание, что некоторые виды деятельности запрещены для индивидуального предпринимательства. Это касается:

  • банковских операций при создании банка;
  • деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Если гражданин зарегистрирован в качестве ИП и соответствует выдвигаемым требованиям, он может приступать к получению лицензии. Процесс можно схематично представить в виде инструкции.

Заявление на предоставление лицензии

На первом этапе предприниматель пишет заявление с просьбой предоставить ему лицензию для выбранного им вида деятельности. Образец заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя .

В заявлении ИП указывает данные такого рода:

  • личные данные предпринимателя (паспортные данные);
  • контактную информацию (номер телефона, электронный адрес);
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРИП);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины за предоставление лицензии;
  • вид деятельности с указанием выполняемых работ, услуг.

В заявлении о предоставлении лицензии обязательно указывается идентификационный номер налогоплательщика

Сбор документов

  • паспорта;
  • ксерокопии свидетельства о государственной регистрации ИП;
  • заверенной нотариусом копии ИНН или оригинала ИНН и незаверенной копии;
  • заявления на получении лицензии;
  • данных о квалификации сотрудников (если это требуется).

Стоит иметь в виду, что перечень документов может быть расширен. Поэтому лучше заранее уточнить, какие документы необходимы в этом случае.

Свидетельство о государственной регистрации ИП является одним из документов, предоставляемых гражданином в лицензирующий орган

Оплата госпошлины

Затем ИП оплачивает государственную пошлину за рассмотрение лицензирующим органом его заявки и прикладывает к пакету документов квитанцию об оплате. Размер госпошлины будет зависеть от конкретного вида деятельности. Как правило, госпошлина взимается в размере 7500 руб., но в некоторых случаях лицензия обходится дороже.

Подача документов в лицензирующий орган

Вся документация принимается лицензирующим органом по описи, на копии которой ставится отметка о дате приёма.

Экземпляр описи с отметкой о дате приёма вручается заявителю либо передаётся ему тем способом, каким документы были получены

В течение трёх рабочих дней лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления или о его возврате, если документы не соответствуют требованиям (например, предоставлены не в полном объёме). Если принято решение о возврате заявления, соискателю направят уведомление о необходимости устранения нарушений в течение 30 дней.

Уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений направляется предпринимателю заказным письмом или в форме электронного документа

Получение готового документа

После того как заявление на выдачу лицензии приняли, в срок до 45 рабочих дней выносится решение о выдаче лицензии. Итоговое решение оформляется приказом лицензирующего органа. Лицензию выдадут в течение 3 рабочих дней после её подписания и регистрации.

Решение о выдаче требуемого документа принимается только при соответствии лицензиата всем выдвигаемым требованиям

В случае получения отказа предприниматель имеет право обжаловать такое решение в суде.

Стоит иметь в виду, что лицензия на право ведения определённой деятельности выдаётся конкретному ИП. Закон не предусматривает права её передачи другому лицу.

В случае утери бланка бизнесмен имеет право обратиться в местный распорядительный орган с просьбой о выдаче дубликата.

Договор комплексной предпринимательской лицензии: понятие, значение, правовые особенности

Договор комплексной предпринимательской деятельности (франчайзинг) - это предоставление одной стороной (фирмой, продающей свою франшизу) другой стороне (покупателю франшизы) совокупности прав.

Такие права предоставляются за вознаграждение. Они включают право использования фирменного наименования правообладателя, секретов производства, а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т. п.). Договор франчайзинга должен быть также зарегистрирован. Регистрация его производится в том же органе, где зарегистрирован владелец исключительных прав.

Правообладатель комплекса исключительных прав обязан:

  • обеспечить передачу пользователю всего комплекса исключительных прав по договору, проинструктировать пользователя по вопросам осуществления прав, предоставить иную информацию, необходимую для осуществления этих прав;
  • обеспечить регистрацию договора франчайзинга;
  • оказывать пользователю постоянную помощь в использовании переданных по договору исключительных прав, включая содействие в обучении и повышении квалификации персонала;
  • контролировать качество производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг пользователем на основании договора франчайзинга.

Пользователь таких прав обязан:

  • использовать комплекс полученных им исключительных прав в строгом соответствии с условиями договора;
  • выплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение;
  • производить товары, выполнять работы, оказывать услуги такой же надёжности и аналогичного качества, как это всё делает непосредственно правообладатель;
  • обеспечивать покупателей (заказчиков) всеми теми же услугами, какие следовало бы ожидать и непосредственно от правообладателя;
  • не допускать передачи полученных объектов исключительных прав другим лицам без согласия правообладателя.

Рассматриваемый договор прекращается в результате истечения его срока действия. Возможно также и досрочное прекращение по обоюдному соглашению сторон.

Договор комплексной предпринимательской лицензии расторгается в одностороннем порядке в случаях:

  • неисполнения одной из сторон условий договора;
  • прекращения принадлежащих правообладателю прав на оформленное наименование, товарный знак и т. п.;
  • изменения фирменного наименования и других принадлежащих правообладателю исключительных прав (в этом случае действует односторонний отказ пользователя от исполнения договора);
  • заключения договора без указания срока (расторжение договора при такой ситуации может последовать от контрагента в любое время);
  • невыполнения правообладателем своих обязанностей по обновлению технологий, обучению персонала и т. д.;
  • несоблюдения правил сохранения коммерческой тайны, требований по охране интеллектуальной собственности правообладателя;
  • несвоевременной уплаты вознаграждения пользователем;
  • объявления правообладателя или пользователя банкротами.

Действие лицензии по времени и территориально

В большинстве случаев лицензия выдаётся на неограниченный срок, т. е. является бессрочным документом. Однако в некоторых случаях предусмотрено ограничение сроков действия лицензий.

Примеры ограничений сроков действия по виду деятельности:

  • на аудиторскую деятельность - 5 лет;
  • на розничную торговлю алкогольной продукцией - от 1 до 5 лет;
  • на работу с государственной тайной - до 5 лет по запросу заявителя;
  • на оказание услуг связи - от 3 до 25 лет;
  • на пассажирские перевозки внутри РФ - 5 лет (при первом обращении);
  • на ношение и хранение оружия - 5 лет.

Срок действия лицензии по его окончании может быть продлён по заявлению предпринимателя.

ИП вправе начать осуществление своей деятельности со следующего дня после утверждения выдачи на него лицензии. Предпринимательская деятельность может осуществляться на всей территории России вне зависимости от места её выдачи, а также в местах юрисдикции РФ.

Стоит иметь в виду, что деятельность, на которую распространяется лицензирование, проверяется контролирующими органами.

В зависимости от типа лицензий государственные структуры проводят проверки ИП с различной интенсивностью. Проверки основаны на обращении физических или юридических лиц по фактам возможных нарушений в работе бизнесмена. По материалам проверки составляется соответствующий акт.

Если в течение 1 календарного года ИП получает более двух негативных отзывов по результатам проверки, местный распорядительный орган имеет право аннулировать выданную лицензию.

Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в случаях:

  • нарушения лицензионных требований и условий, создающих непосредственную угрозу жизни или здоровью граждан;
  • невыполнения предпринимателем предписаний лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений;
  • непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии или выдаче дубликата лицензии взамен утраченной.

Сведения о приостановлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

Действие лицензии возобновляется после выполнения предпринимателем всех предписаний по решению лицензирующего органа со дня:

  • следующего за днём истечения срока исполнения вновь выданного предписания;
  • следующего за днём подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.

Сведения о возобновлении действия лицензии также вносятся в реестр лицензий. Если установленные предписания так и не были выполнены, уполномоченный орган выносит решение об аннулировании лицензии.

Ответственность за осуществление деятельности без лицензии

За осуществление деятельности без лицензии законодательство предусматривает различные виды ответственности:

  • штрафные санкции (на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей);
  • конфискацию нелегально полученного дохода;
  • лишение права заниматься определёнными видами деятельности;
  • участие в общественных работах на срок от 180 до 240 часов;
  • арест на срок от 4 до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 3 лет.

На предпринимателей за отсутствие лицензий может распространяться не только административная ответственность, но и уголовная

Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию.

Если говорить об ответственности, в качестве примера можно привести судебный акт от 1 августа 2006 г. по делу № 3–2/06, согласно которому Архангельская региональная общественная организация «Духовное возрождение северян» подлежала ликвидации. Данная организация, применяя при проведении лекций и медитаций методы психологического и психотерапевтического воздействия, осуществляла медицинскую деятельность, не имея соответствующей лицензии. Таким образом, была нарушена ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Проведение массовых медитаций в целях физического и духовного оздоровления является нарушением ч. 6 ст. 57 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», запрещающей проведение сеансов массового целительства. Данные нарушения закона являются грубыми, что в соответствии со ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях» и п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ служат основанием для ликвидации организации.

Процедура лицензирования сочетает в себе совокупность действий, связанных с предоставлением, приостановлением, возобновлением, аннулированием лицензий и переоформлением документов, подтверждающих их наличие. Это вид государственного контроля, направленного на защиту прав и интересов граждан, их здоровья и нравственности, а также национальной безопасности. Для осуществления отдельных видов предпринимательства получение разрешения считается обязательным, отсутствие же лицензии ведёт к административной и уголовной ответственности.