Основные правила вежливости и этикета. Помочь маме помыть посуду

Для чего нужно знать и соблюдать правила вежливости?

    Я поддерживаю сравнение вежливости со смазочным механизмом отношений в обществе.

    Думаю, что любой нормальный человек предпочтет вежливые отношения с другими людьми, чем хамские. Пусть это будет на поверхностном уровне. Но сам факт соблюдения вежливости уже говорит в сторону взаимоуважения.

    Если из общения убрать компонент вежливости, то общество превратится в пещерных людей, а вернее, зверей, которые живут только инстинктами. Тогда зачем нам называться людьми? В этом слове все-таки есть хотя бы намек на цивилизованность, которая невозможна без вежливости.

    Даже сложно представить, что было если бы люди переставили проявлять вежливость. Ведь прежде всего вежливость является одним из неотъемлемых и важных компонентов доброты, уважения, благоразумия... Мир - это место где живут, а жизнью надо наслаждаться, в этом и есть смысл для каждого человека. Если во всех межличностных отношениях будет царить грубость, неуважение, бездушие и т.п., то станет дурно от такого вакханалия.

    Любой нормальный и воспитанный человек проявляет вежливость в знак культурности. Это значит, что он желает быть признанным в обществе и жить полноценно, добиваясь своих целей ради себя, близких, других людей...

    С вежливым, воспитанным человеком всегда приятно общаться.

    Как говориться: Будь вежливым и к тебе потянуться люди!.

    От того, как мы вежливы к другим людям, в жизни может зависеть очень многое.

    А ведь быть вежливым не так уж и легко.

    Вежливость - одно из самых важных качеств успешного современного человека.

    Вежливости надо учиться с детства. К этому должны приложить руку родители. А как же без них. Потом уже школа и когда уже человек знает и соблюдает правила вежливости - ему везде открыты двери. Ну почти везде.

    Вежливость - это одно из условий правил этикета. Человечество давно выработало эти правила, чтобы люди, находящиеся в обществе, руководствовались одинаковыми приемами, правилами, чтобы не вызывать раздражения одних людей к другим, лишний раз не разделять их, а объединять; уважительно относиться к друг другу. К сожалению, в ХХ1 веке люди забыли об этих правилах приличия, этикета. Вместо культуры процветает антикультура, а отсюда и последствия соответствующие.

    Вежливость позволяет людям при общении чувствовать себя комфортно и, соблюдая обычаи и правила вежливости, а у разных народов они разные, сглаживаются моменты напряженности в отношениях. Вежливость показывает какой культурный уровень у человека, приятно иметь отношения с тактичным и уважительным человекои, и не приятно с не культурным, не вежливым. Воспитание подрастающего поколения с прививанием ему правил этикета даст положительный результат, особенно, если взрослые будут сами показывать пример.

    Вежливость стоит соблюдать ради соблюдения моральных норм принятых в обществе. Вежливый человек всегда выделяется из толпы хамов. С вежливыми людьми всегда хочется общаться к ним стремятся. Как правило, вокруг вежливых людей кипит жизнь, и им стараются не хамить стремясь подражать им.

    На мой взгляд, любой человек должен соблюдать правила вежливости в первую очередь для себя самого. Только уважая других, можно уважать себя.

    Вежливость проявляется не только в словах: большое значение имеет то, как человек ведет себя, как держится, как смотрит на собеседника.

    Вежливость - качество избранных, привилегия, доступная не всем.

    Наглядная иллюстрация того, что вежливость способна превратить простушку в настоящую леди - Пигмалион Б. Шоу. Вспомним, уже после первых уроков, обучив Элизу Дулитл только вежливо приветствовать собеседника, профессор Хиггинс сразу смог обмануть своих друзей, выдав ее за леди, при этом запретив ей произносить еще хоть слово.

    В заключение хочу привести слова Серовантеса, многим знакомые с детства:

    В первую очередь вежливость говорит об воспитанности. Вежливый человек располагает к себе, то есть ему легче в общении.

    Вежливый человек что называется по жизни может предвидеть не ловкие моменты и избежать их.

    Да и просто гораздо престижней что ли быть вежливым в наше время, культ быдло-пацана ушл в прошлое.

    Вежливость это смазочный механизм общества как известно. Без этой смазки механизм будет работать с большим скрипом. Часто заедая, стопорясь, порождая сбои в самой работе механизма, а так же конфликты между его деталями(людьми то есть). Сейчас вежливость не в особой чести. Отношение к жизни, и отношения между людьми стали во многом грубее и циничнее чем раньше. Принципы жизни другие: не воспитание впереди а напористость, ловкость и ушлость. Пусть приправленная сверху культурой для вида. Поэтому много встречается эдакого хабальства, а не вежливости. Хамы конечно были всегда. Но сейчас присутствует расслоение общества по уровню жизни людей. И если хам человек богатый, он считает что вполне может хамить, унижать и гнобить человека который ниже его по социальному статусу. Вежливост в итоге страдает. Надо ей как то помочь, чтобы не скатиться до уровня базарных отношений между людьми.

Был описан эпизод в супермаркете: кассир сделал комплимент дочери автора за то, что она сказала «спасибо», когда он протянул ей один из товаров. «Редко приходится наблюдать у посетителей хорошие манеры, – сказал сотрудник магазина, – а наибольшую грубость зачастую проявляют сами родители».

То, что раньше считалось признаком хорошего тона, стало терять важность. Находясь на людях, мы все чаще уходим в себя и в электронные устройства, не замечая того, что происходит вокруг. Поэтому едут стоя в маршрутках пожилые люди и беременные женщины, не приветствуют друг друга возле лифта соседи, мужчины не придерживают перед женщинами двери, дети без стеснения перебивают взрослых. Современный человек действует сам за себя, поэтому прежде всего себя и несет в этот мир.

Сейчас взрослые нередко говорят: «Мы не учим детей здороваться или говорить «спасибо» с помощью наставлений. Вырастут – научатся сами, какой толк во фразе «скажи волшебное слово»? Доля правды в этом есть: скорее всего, дети и правда научится говорить «пожалуйста» и «спасибо» с помощью воспитателей детского сада и школьных учителей. Но насколько легче им будет общаться с окружающими, если привычка улыбаться при встрече, спрашивать разрешения, чтобы взять чужую вещь, извиняться, когда кого-то задел, с малых лет будет нормой, а не вымученными словами, которые надо произносить, а не хочется.

Прекрасно, когда ребенок за обедом пользуется ножом и вилкой, знает, что не нужно говорить с набитым ртом, и не кладет локти на стол. Но успех в общении с другими людьми определит, скорее всего, не столовый этикет, а то, как ребенок ведет себя на общечеловеческом уровне, насколько его манеры соответствуют общепринятым, а он сам – вписывается в окружающую среду.

Вежливость – свидетельство того, что ребенок относится к другим людям и чуткостью и уважением. И здесь срабатывает закон бумеранга: мы относимся к другому человеку так, как он относится к нам. Поэтому вежливый ребенок в большинстве случаев будет встречать взаимное доброе отношение, а выходящие из моды волшебные слова будут открывать перед ним разные двери.

Яблоко от яблони: 8 полезных правил вежливости

«Спасибо» и «пожалуйста» невозможно заучить, как таблицу умножения – доведенные до автоматизма, эти слова не будут звучать от души. Естественный способ привить детям хорошие манеры – подавать им пример собственными повседневными реакциями. Как в зеркало глядят на нас наши дети. Мы благодарим девушку, которая дала на улице рекламную листовку – и дети в следующий раз скажут «спасибо» кассиру, упаковавшему для них сундучок с «Хэппи мил». Мы спрашиваем разрешения посмотреть их рисунки в альбоме, и дети не возьмут без спроса родительский телефон, чтобы сфотографировать свою поделку. Мы извиняемся, когда случайно наступили малышу на ногу, и ребенок, нечаянно толкнув сверстника на игровой площадке, попросит прощения за неловкость. Каким полезным вещам могут научить детей взрослые?

Здороваться. Большинство родителей учат малышей махать рукой и говорить «пока», но здороваться ребенку придется не реже: с родственниками, друзьями, соседями, воспитателями, продавцами. Тренируйте этот полезный навык с куклами и мягкими игрушками, играя в «гости», «магазин», «больницу». Поначалу будьте первым, кто здоровается, чтобы провоцировать ребенка отвечать вам. Здоровайтесь и улыбайтесь дворнику, кассиру, врачам в поликлинике, водителю такси. Научите мальчишек пожимать руку при встрече – для них это ритуал особой важности.

Говорить «спасибо». Детей много раз будут угощать, дарить подарки, исполнять их просьбы. Напоминайте о том, что за проявленный добрый жест принято говорить «спасибо». Сами благодарите за то, что ребенок принес свое белье в стирку, помог разобрать пакет с продуктами, угостил шоколадкой. Пока он маленький, не умеет говорить или стесняется гостя, подарившего ему воздушный шарик, сами каждый раз произносите «спасибо» за малыша, не упрекая его в том, что он молчит.

Говорить «пожалуйста». В современном языке это слово все чаще редуцируется до текстового «плиз», и пока оно совсем не стало архаизмом, пусть первые «пожалуйста» исходят от родителей. Вежливо прося ребенка передать сахарницу или хлеб, взрослые демонстрируют правильную форму просьбы. Играя в песочнице, попросите лишнюю лопатку у другого малыша. Покупая мороженое в парке, произнесите «пожалуйста» в начале фразы. Слыша вежливую форму обращения много раз, ребенок начнет использовать ее и в своем лексиконе. А вы, когда услышите от малыша «пожалуйста», обнимите и поцелуйте его, это даст ему добрый знак, что он все делает правильно.

Говорить «извини». Чтобы детям было легче произносить это не самое легкое на свете слово, будьте великодушными и с легким сердцем прощайте им промахи. Не бойтесь и сами извиняться, если понимаете, что незаслуженно накричали или слишком бурно отреагировали на детский проступок. Так ребенок поймет, что слово «извини» – важный шаг к примирению и налаживанию отношений с тем, кого обидел, а также лекарство для того, кому ненароком причинил боль.

Уступать и помогать более слабому. Уступать очередь на регистрации в аэропорту семье с младенцем, потому, что маленьким труднее ждать. Уступать девочке, маме, бабушке. Уступать старшим место в транспорте, придерживать для другого человека дверь. Дети могут не догадываться, что именно нужно сделать, но помогать они любят – шепните им на ушко, чтобы помогли бабушке донести сумку с продуктами до холодильника, отрезали для нее первый кусок торта. Благодарность от другого человека обязательно ребенка воодушевит.

Не обсуждать других прилюдно. Какой родитель не попадал в ситуацию, когда ребенок, впервые увидев человека с другим цветом кожи или особенностями внешности, показывал на него пальцем и громко спрашивал, почему у дяди такой темный цвет лица или нет волос. Договоритесь о том, что, если ребенку что-то интересно про прохожих, он может задать свой вопрос тихо, не привлекая внимание окружающих. Объясните, что обсуждать внешность других людей вслух не принято: им это может быть неприятно. Зато всегда делайте акцент на том, как это интересно, когда люди по-разному выглядят.

Не перебивать. Один из ключевых моментов беседы – давать другому человеку закончить фразу, прежде чем отвечать собственной репликой. Важно придерживаться этого правила как в отношении диалогов с детьми, так и ожидать от них взаимного уважения, когда вы заняты или разговариваете с другим взрослым. Придумайте знак, которым малыш может привлечь ваше внимание: потрогать за локоть, помахать рукой, аккуратно сжать ладонь – так, чтобы вы сразу понимали, что он хочет вам что-то сказать, и могли подойти, когда освободитесь. Когда этот момент настанет, выслушайте детскую просьбу с полным вниманием.

Уважать правила другого дома. Важно объяснить детям, что в каждом месте за пределами вашего дома приняты разные правила поведения. В театре и ресторане не кричат и не бегают, а вот на детской площадке или в игровом лабиринте – пожалуйста. Дома можно разговаривать каким угодно голосом, но в поликлинике лучше снизить тон. У себя в комнате разрешается прыгать на кровати, но в гостях это можно делать, только если позволили сами хозяева.

Для чего все это нужно? Не секрет, что детям с хорошими манерами проще адаптироваться к детскому саду и школе, соблюдать правила, принятые в коллективах. С ними легко ходить в гости и кафе, посещать общественные мероприятия без риска постоянно следить за тем, чтобы они что-то не испортили и не помешали другим людям отдыхать. Но с вежливым ребенком легче не только окружающим. В первую очередь он сам везде чувствует себя в своей тарелке, потому что имеет привычку думать о чувствах других и о том, что он говорит. И исходит эта привычка из родительского дома, в котором главным является не девиз «делай, как я скажу», а пример взрослых – «делай, как я делаю».

Открытый урок

«Правила вежливости. Слова нужные и важные» Класс: 2

Тема: «Правила вежливости» Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Методы : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: “Мир вокруг нас” Плешаков А.А. в 2-х частях (часть 2), художественная литература, таблицы, два телефона.

Цели урока:

1. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.

2. Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых.

3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.

2. Проверка домашнего задания

–Несколько уроков назад мы начали изучать тему: «Как мы общаемся» и разделились на творческие группы. Мы приступили к созданию книги «Азбука вежливости». Напомните мне, какие страницы мы уже заполнили?

(общение в семье, общение в школе).

Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.

Утром мы приходим в школу. Что нужно сделать!

С кем здороваемся? Как здороваемся?

(Ответы детей)

А теперь мы на уроке. Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.

** Игра «Доскажи словечко»

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и.... (внимательным).

Всё пиши, не отставая,

Слушай, ...(не перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё ...(понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку...(поднимать).

На математике считают,

На перемене...(отдыхают).

Будь прилежен на уроке,

Не болтай: ты не.....(сорока). 1

Если друг стал отвечать,

Не спеши …(перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно …(руку).

Знай: закончился урок,

Коль услышал ты ….(звонок).

Когда звонок раздался снова,

К уроку будь всегда …(готовым).

Чтоб не тревожились врачи,

На перемене не …(кричи).

Почему громко кричать вредно для здоровья?

(Ответы детей)

Молодцы!

** А теперь откроем тесты на с.60 и выполним задания № 153, №154, №155, №156.

Оценим свои знания: (на доске ответы)

№ 153 - А, №154 - В, №155 - Б, №156 - В.

Если вы ответили на все вопросы правильно – поставьте себе «5», если 1 ответ не верный – «4», если 2 ответа не верных – «3».

** Какое задание вы готовили дома? (найти пословицы и поговорки о школе, знаниях).

Давайте послушаем пословицы и приклеим на страницу о школе.

3. Введение в тему.

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.

Подумайте, какое слово потеряла Маша? (СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ)

Так уж важно это слово? Можно ли без него обойтись?

Какая же тема нашего урока?

– Чему мы должны научиться сегодня?

(Вспомнить вежливые слова, научиться быть вежливыми, добрыми)

– Молодцы ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. А волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя, и они делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.

– ????Давайте сейчас вспомним эти слова, путешествуя по «Стране Вежливости». Мы совершим путешествие в страну, в которой все люди знают волшебные слова.

– Результатом (продуктом) нашей работы будут страницы вежливости для книги Азбука Вежливости. Работать будете в группе. Каждая группа будет работать над созданием своей страницы. 2

III. Новый материал

– Итак, начинаем наше путешествие по стране Вежливости.

1) Остров Волшебных слов

– И вот у нас на пути Остров Волшебных слов. Давайте заглянем туда и вспомним волшебные слова.

Посмотрите на свои страницы и прочтите, над какими словами вы будите работать.

1)– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

– Над какими словами будут работать ребята 1-й группы? (Слова приветствия)

2) Если другу на прощанье

Скажешь «до свидания»,

Непременно будет завтра

Новое свидание!

Это слово, как магнитик,

Всех соединяет.

И прощаться навсегда

Нам не разрешает.

– О каких словах мы услышим от ребят 3-й группы? (Слова прощания)

3) Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

– Какие слова будут изучать ребята 4-й группы? (Слова просьбы)

– Найдите среди слов в конверте № 1 – слова своей группы и наклейте их на страницу книги.

Группа 1 (Формы приветствия): здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Группа 2 (Формы прощания): до свидания, до скорой встречи, прощайте.

Группа 3 (Формы просьбы): пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

Здравствуйте, будьте добры, будьте здоровы, всего хорошего, до свидания, привет, пока, до встречи, прощайте, добрый день, добрый вечер, пожалуйста, счастливого пути, прошу вас, будьте любезны, приятного аппетита.

(Дети читают свои слова, остальные оценивают правильность выбора)

*** ИГРА «Доскажите словечко»

– Давайте проверим, как вы усвоили эти слова.

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого СПАСИБО.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ДОБРЫЙ ДЕНЬ. 3

Если больше есть не в силах;
Скажем маме мы: СПАСИБО.
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Когда нас бранят за шалости,
Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

И во Франции, и в Дании
На прощание говорим ДО СВИДАНИЯ.

Встретил Витю я соседа,

Встреча грустная была.

На меня, он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте, зря от Вити

Ждал я слова … (извините).

Откройте учебники на с 54

Каждой группе предлагается по 2 картинки. Подберите слова к картинкам.

4) Озеро Театральное

– С каким волшебным словом мы познакомились на уроке литературного чтения? (Пожалуйста)

– Кто главный герой произведения? (Павлик)

– Как Павлик стал разговаривать со старичком? (А Вам-то что?)

– С какого слова надо было начать? (Здравствуйте)

– Какому слову старичок научил Павлика? Как это слово действовало на сестру, бабушку, брата? (Пожалуйста)

– Как надо говорить это слово, чтобы произошло волшебство? (Тихим голосом, глядя в глаза собеседнику)

- Вежливых слов не одно и не два,

Помни и знай эти чудо – слова!

Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником.

- Рассмотрите рисунок на стр. 55. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая. Получился разговор вежливым и понятным?

(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делают коллективный вывод.)

Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?

Помни:

    Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.

    Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

    Не следует говорить слишком долго.

Давайте эти правила приклеим на свои страницы.

Схема разговора по телефону:

«Алло».

Приветствие.

Объяснение цели своего звонка – собственно разговор.

Благодарность.

Прощание. 4

Работа в группах

Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.

1.Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.

2.Мальчик звонит другу и хочет узнать у него домашнее задание по математике.

3.Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.

ФИЗМИНУТКА

3) Гора Вредных советов

– А что же теперь нас ждет впереди? (Гора Вредных советов.)

– Давайте вспомним вредные советы Г. Остера и скажем, что в них непра-вильного, вредного? И как, по-вашему, надо поступать в данных ситуациях?

1 совет

Если ты пришел к знакомым –

не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

– Согласны вы с этим советом?

2 совет

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

– Почему так поступать нельзя?

(Обсуждение совета по вопросам.)

3 совет

Девчонок надо никогда нигде не замечать.

И не давать проходу им нигде и никогда,

Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

– А этот совет правильный?

(Обсуждение совета учащимися.)

– А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили? (Говорить вежливые слова, не обижать людей)

– Запомните эти правила вежливости на всю жизнь! (Дети читают хором правила вежливости НА ЛИСТОЧКАХ).

Правила вежливости

Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

Будь вежлив со своими товарищами

Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.

Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова!

– Приклейте правила вежливости на свою страницу (Конверт № 3)

2) Море Вежливости

– Пословицы рассыпались, соберите их и приклейте на страницу (Конверт 5) * 5

1) Доброе слово – что дождь в засуху. Добрые слова дороже богатства.

2) На добрый привет – добрый ответ. Доброе слово лечит, злое калечит.

3) Слово ранит и слово лечит. Ласковым словом и лед растопишь

IV . Подведение итогов.

    Тест «Оцени свою вежливость».

    – На этом уроке мы и закончили работу над нашими страницами. На следующих уроках мы продолжим нашу работу и познакомимся с другими правилами вежливости.

    – В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали? (О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах)

V . Домашнее задание.

**Каждой группе нужно найти значение слов:

1-здравствуйте, вежливость, 2 –до свидания, вежливость, 3 – пожалуйста.

А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

М. Лисянский

Стихотворение «Невежливая вежливость» И. Кульская.

(У каждого ребёнка карточка со стихотворением.) СЛАЙД 3

Это стихотворение нам прочитают Аня и Богдан. (Дети читают по ролям)

Обещал отцу Петрусь…

Я за вежливость возьмусь.

Буду всех благодарить,

Первым здравствуй говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только – только задремал.

А Петрусь как заорёт:

- С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

- Убирайся, пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Иринку,

Да как дёрнет за косынку;

- Ты куда, Иринка, стой,

Я здороваюсь с тобой!-

Та отпрянула в сторонку…

Как невежлива девчонка!

Нёс вожатый горку книг,

А Петро с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

Извините, добрый вечер!

- Ты,- вожатый закричал,-

И невежа и нахал!

Петя очень удивлён:

Разве был невежлив он?

Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Вежливо - невежливо»

Если я читаю о вежливом поступке, вы хлопните в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке, вы топните ногой. Но помните, о том что топать надо не очень сильно, ведь под нами в классе тоже идёт урок. Будем вежливыми по отношению к тем, кто занимается на 2-м этаже, не будем им мешать.

- Поздороваться при встрече.

- Свистеть, кричать, шуметь в школе.

- Уступить место пожилому человеку в автобусе.

- Перебивать того, кто говорит.

- Пробираясь к выходу в метро, толкать других пассажиров.

- Громко разговаривать с соседом во время спектакля в театре.

- Помочь маме помыть посуду.

- Друг вам подарил вещь, которая не нужна. Её нужно вернуть и потребовать другой подарок.

- Помочь пожилому человеку подняться по лестнице.

- В столовой за обедом громко разговаривать.

- После еды вытереть рот рукавом.

- Извиниться, если случайно наступил на ногу товарищу.

- Помогать младшим.

- Переходить улицу только на зелёный свет светофора.

Молодцы!

Вывод. Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляется в поступках и в словах, а так же в тоне разговора с ними.

Вежливому поведению всегда уделялось большое внимание. Есть много высказываний и пословиц о вежливости.

У вас на партах лежат конверты. Я попрошу вас сейчас поработать в парах. Достаньте из конверта карточки и соберите пословицу. Готовность покажите домиком.

Проверка.

1ряд. – Какую пословицу собрали? (Лошадь узнают по езде, а человека в общении.) Как понимаете? С каким человеком приятно общаться?

2 ряд – Вежливость ничего не стоит, но много приносит.

Как вы это понимаете?

3 ряд - Учись вежливости у невежи.

Что это значит? (Делать наоборот.)

Конспект внеклассного занятия на тему: Этикет

Наши дети хорошо знают правила поведения, всегда могут сказать, как трактует правило то или иное поведение, но не всегда сами этим правилам следуют. Задача воспитателя подвести детей к пониманию того, что поступать надо не только по правилу, но и в духе правила. В ходе беседы дети должны понять, в чем проявляется вежливость, точность и аккуратность школьника.

Правила вежливости

Будь вежлив. Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.

Старшим, больным и усталым уступай место в трамвае, троллейбусе, автобусе, вагоне поезда, на уличной скамье; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.

Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку — береги время других людей.

Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома — скажи, куда пошел, когда вернешься. И уж не опаздывай.

Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.

Правила вежливой беседы

Вежливость — это не только «здравствуйте», «спасибо» и «пожалуйста».

Вежливый человек старается выражать свои мысли так, чтобы собеседнику все было понятно.

Не торопись. Слишком быструю речь трудно понять, да и выглядит она смешно.

Не говори слишком медленно, а то собеседник заснет от скуки.

Не говори слишком долго, постарайся донести главную мысль своего сообщения. Если собеседник заинтересуется, он попросит тебя рассказать о деталях.

Прежде чем что-то сказать, мысленно сформулируй, что именно ты хочешь донести до слушателя. Произноси слова ясно и отчетливо, собеседник с «кашей во рту» ужасно раздражает окружающих.

Практическая деятельность: упражнения, которые помогают научиться говорить четко и внятно.

Чистоговорки и скороговорки:

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Далее дети могут подготовить короткие инсценировки (на основе небольших рассказов и стихотворений), которые помогут более наглядно увидеть проблемы, связанные с невежливостью людей. Можно инсценировать такие, например, стихотворения, как «Любочка», «В театре» А. Барто, «Песенка о вежливости» С. Маршака, «Одна рифма» С. Михалкова и др.

Важно, чтобы дети увидели, что вежливость проявляется не только в умении говорить «волшебные» слова, но и в тоне, каким они сказаны, в жестах и мимике, которыми они сопровождаются, в умении слушать и слышать других. Дети должны усвоить, что в вежливости проявляется отношение человека к другим людям: его доброжелательность, уважение, приветливость. Вежливый человек не причинит другому неприятностей, обид, он всегда готов оказать помощь или услугу, и делает это охотно.

Работу можно завершить решением кроссворда «Ежели вы вежливы».

По горизонтали: 3. Забавное упражнение для развития дикции. 4. «Родная...! Родная...! Мы все должны ее беречь!» 5. За все хорошее, что сделали для тебя, нужно говорить... 7. Просьбу нужно сопровождать словом... 10. Синоним слова «учтивость».

По вертикали : 1. Это приветствие означает «желаю здоровья». 2. Оптимистическое утреннее приветствие «...утро». 6. У мальчика тетрадки в отличнейшем порядке. Он в школе весь внимание. Вот это...! 8. Синоним слова «разговор». 9. Что приятно и слону, и даже маленькой улитке?

Ответы . По горизонтали: 3. Скороговорка. 4. Речь. 5. Спасибо. 7. Пожалуйста. 10. Вежливость. По вертикали: 1. Здравствуйте. 2. Доброе. 6. Воспитание. 8. Беседа. 9. Улыбка.

«Вежливый человек всегда в безопасности, грубый же окажется в беде»

(из сочинений японских воинов)

Обязательным условием нормальной жизни в обществе - поддержание оптимальных отношений между его членами и стремление избежать конфликтов. Это становится возможным, только признавая право каждого человека на внимание и уважение путём соблюдения правил вежливости.

К сожалению, в обществе нередко проявление резкости, грубости, неуважения к другим людям. Нормы приличного поведения часто пренебрегают, хотя установить взаимовыгодные и гармоничные отношения в социуме без вежливости установить чрезвычайно трудно.

Правилам вежливости детей надо методично учить

Что такое вежливость и её значение?

Вежливостью называют черту характера, относящуюся к категориям «нравственности» и «поведения».

Человеку, наделённому этим качеством, свойственны:

  • умение тактично и уважительно контактировать с людьми;
  • способность находить компромиссных решений в конфликтных ситуациях;
  • искусством слушать противоположную точку зрения.

Понятие «вежливость» в разных культурах имеет разное содержание. То, что в одних странах считается странным или грубым, в других считают проявлением вежливости. Это своеобразный инструмент, с помощью которого люди чувствуют себя комфортно, находясь в обществе и контактируя друг с другом.


Слова благодарности дети должны слышать и от взрослых

Для детей вежливость имеет значение только тогда, когда становится нормой повседневной жизни и превращался привычкой.

Чтобы это произошло подрастающему поколению необходимо объяснять, что такое хороший тон. С помощью специальных упражнений необходимо сделать так, чтобы вежливость для детей была естественной.

Она хорошо дополняется деликатностью, являющейся врождённым качеством, которому, к сожалению, научиться нельзя, но приблизиться, изучив правила вежливости детей, можно. Кроме родителей и педагогов, этому с успехом способствуют собственные старания обучающего и вдохновляющие примеры.


Хорошие манеры детям прививают в семье

Критерий, по которому можно определить, насколько вежлив человек, можно по умению не ставить людей в неловкое положение. Находясь в обществе, каждый поступок и желание неизбежно, прямо или косвенно, отражается на других.

Поэтому всегда между желаниями и возможностями должна быть установлена граница. Для её укрепления существует самооценка и собственная установка не причинять зла и неудобств другим.

С чего начинать?

Первое, чему должен научиться ребёнок, это слова: «спасибо», «пожалуйста» и «простите» («извините»), и ситуации, когда их применение уместно. К примеру, словом «спасибо» принято благодарить, и означает это слово то, которым мы говорим человеку «спаси Бог» за то, что он совсем не обязан был сделать. «Пожалуйста» означает «подарить, потому что любишь» (от др.-рус. «жаловати»), произнося это слово, мы признаём свободную волю другого. Словом «простите» или «извините» мы просим прощения.


Волшебные слова должны быть первыми в лексиконе маленького человека

Эти слова должны употребляться свободно, автоматически, естественно, в противном случае, они звучат невежливо, с нотками хамства, неуважения и вражды.

В обучении вежливости детей нет мелочей, всё, что касается взаимоотношений, требует внимания. Правила вежливости для детей включают приёмы обращения, знакомства, приветствия, знакомства.

В общении необходимо помнить о «неравенстве» между взрослыми и детьми, присутствующими и входящими в помещение, девочками и мальчиками, ожидающими и опаздывающими.


Правила поведения в транспорте - один из видов вежливости

Ребёнок должен понимать, что физические недостатки людей - не повод для насмешек; обращаться к сверстникам и младшим нужно по имени, к взрослым - по имени и отчеству. Нужно обращать его внимание на то, что высказывать открыто и бурно свои негативные эмоции почти всегда неуместно. И что высший показатель проявления вежливости к окружающим - сдержанность.

Практическое обучение детей

Практические занятия вежливости для детей начинаются в семье. Лучшие образцы для подражания - домочадцы, и в первую очередь, родители, то, что прививается примерным поведением (заслуживающим подражания), не привить насильственно.

Наблюдая за поведением малыша, нужно примечать его ошибки во взаимоотношениях, и позже в спокойной обстановке обсудить ситуацию и объяснить, почему он неправ. Желательно привести пример того, как это нужно было сделать.


Правила семейного этикета

В бытовых ситуациях ребёнку нужны слова: «спасибо» - «пожалуйста», «доброе утро» - «спокойной ночи» и т. п., и следить, чтобы он отвечал и подражал вам.

Воспитание вежливости с помощью игр

Игра - это самое доступное для понимания ребёнка средство постижения устройства мира, это самая благоприятная обстановка для его обучения необходимым навыкам.

Незаметно и ненавязчиво созданная в игре ситуация научит ребёнка лучше, чем тысяча слов. Например, взяв плюшевую игрушку в руки, поздоровайтесь с ребёнком. Так вы научите ребёнка приветствию. Попросите его о чём-то с применением слова «пожалуйста» и т. д.


Игры на знание правил вежливости в школе

Поощрения и замечания

Очень важно поощрять ребёнка похвалой, особенно тогда, когда он только начинает постигать азы вежливости. Отмечайте, когда он сделал всё правильно, так он будет более ориентированным, то есть хорошо усвоит, какое поведение является правильным.

Прежде чем сделать замечание, выясните по какой причине он поступил невежливо. Возможно, этому есть объяснение. В разговоре может выясниться, что ребёнок стеснялся или был расстроен. Важно найти общий язык со своим ребёнком, чтобы навести к нему мосты доверия.

Хорошее средство обучения вежливости - совместный просмотр мультфильмов и художественных фильмов, обращая внимание на промахи героев или их проявления благопристойного поведения. Выскажите своё мнение и послушайте оценку персонажа со стороны своего ребёнка. Обсудите с ним «острые» моменты сюжета.


Родители должны объяснять, почему надо быть вежливым

Проблемы воспитания навыков вежливого поведения

Случается, что ребёнок выходит из-под контроля: оговаривается, отмалчивается, не реагирует на замечания, не стесняется употреблять ненормативную лексику. Он никого не слушает, и меняет обычную манеру поведения в семье.

Такое поведение характерно для детей подросткового возраста. Своими поступками он сознательно или бессознательно стремится доказать окружающим, что уже не ребёнок. При этом требует к себе уважительного отношения и неприкосновенности своего личного пространства. Любое вторжение он расценивает как крайнее неуважение.


Равнодушие - одно из проявлений невежливости

Опытные педагоги считают, что такое поведение - результат недостатка внимания и равнодушия со стороны авторитетных для него людей. Отсюда грубость, в ответ - конфликт, словесная перепалка. У подростка возникает повод проявить самостоятельность, и он хлопает дверью. Вот знакомая для многих ситуация.

Единственный выход из создавшегося положения - проявить уважение к ребёнку и признать его «взрослым». В результате выяснения отношений он должен понять, что быть взрослым - это ответственность. Например, скажите ему: «я не буду трогать твою одежду, но ты должен следить за тем, чтобы она была в порядке»; «я не буду заходить в твою комнату, но ты теперь должен сам мыть пол и вытирать пыль».

Осторожно апеллируйте к кумирам ребёнка, не спекулируйте на его чувствах к той или иной знаменитости.

Приемлемо только ненавязчивое упоминание о лучших качествах его героя. Поинтересуйтесь биографией кумира. Наверняка даже у погибшего из-за наркотиков певца, были качества, которые достойны подражания. Негативные моменты жизни звезды хорошо бы разобрать по косточкам и обсудить с ребёнком, в чём была ошибка, которая привела к негативным последствиям, и что он при этом потерял.


Если чужой человек ругает ребенка, родители должны занять сторону своего малыша

Бывают ситуации, когда оценку поведения вашего ребёнка, даёт посторонний человек. В этом случае, оптимальным вариантом будет придерживать двух принципов:

  • родители всегда находятся на стороне своего ребёнка;
  • сдержанность, что означает не ввязываться в конфликт и не обострять отношения с третьим лицом.

Что делать с детской непосредственностью?

Необходимо знать, что она происходит от недостатка самосознания. После любого проявления, таких как, показ на кого-то пальцем и громкое обсуждение внешнего вида постороннего человека, рассказ о домашних делах в гостях, нужно поговорить с ребёнком и обсудить ситуацию.

Попросите его представить, что он тоже может оказаться в неудобной ситуации.

Например, мама с такой же непосредственностью расскажет о его секретах или он в среде авторитетных людей будет осмеян без причин. Спросите, как бы он чувствовал в подобной ситуации.

Похожие материалы