Права пассажиров, которые пользуются услугами такси. Пассажиров такси хотят застраховать

Новые возможности заказа услуг такси повысили качество работы таксомоторных перевозчиков, таковы данные опроса ВЦИОМ. А это, в свою очередь, привело к увеличению частоты пользования такси среди жителей крупных городов. Так, 79 процентов опрошенных совершали поездки чаще раза в месяц, 50 - несколько раз в месяц, 22 - несколько раз в неделю, 7 процентов - практически ежедневно.

Появление интернет-агрегаторов такси (сервисов по заказу официального такси разных компаний или частных перевозчиков через интернет-сайт, мобильное приложение или звонок оператору) повлияло на увеличение частоты пользования услугами таксомоторных перевозчиков половиной опрошенных жителей крупных городов (51 процент).

Большинство пользователей отмечают повышение качества услуг таксомоторных компаний в последние несколько лет по таким позициям, как удобство и простота процесса заказа такси (72 процента) и срок ожидания подачи машины (52). Также около половины респондентов считают, что машина теперь чаще приезжает в назначенное время (47 процентов), цены на проезд стали более доступными (46), а также появилась возможность выбора способа оплаты поездки: наличными или по банковской карте (45 процентов).

Основными критериями выбора такси для пользователей являются стоимость и время ожидания подачи автомобиля. Куда менее важен класс авто, опрятность водителя и прочее. Наконец, в последнюю очередь городских пассажиров волнует, окрашена ли машина (а в Москве и регистрационные номера) в традиционный желтый цвет.

В целом интернет-агрегаторы такси стали востребованным сервисом среди пассажиров. Так, три четверти опрошенных пользователей такси выступают за развитие сервиса, и прежде всего потому, что высоко оценивают его удобство.

"Благодаря появлению интернет-агрегаторов скорость подачи автомобиля увеличилась: пассажир стал получать машину за 3 минуты в центре города и за 7 минут - на окраине, - говорит гендиректор компании "Формула такси" и председатель комитета Московской Торгово-промышленной палаты по вопросам таксомоторных перевозок Богдан Коношенко. - Кроме того, короткие поездки стали дешевле. Для самих водителей тоже есть плюсы. Несмотря на то что средний чек одной поездки уменьшился, стало больше коротких поездок, что гораздо важнее. Теперь водителю не нужно ехать через весь город за клиентом, он находит его поблизости. Холостые пробеги также сократились".

Конечно, у тех, кто и так чувствовал себя хорошо на рынке, а это компании с тысячей заказов в сутки и больше, интернет-агрегаторы забрали часть прибыли, но они дали и много положительных моментов.

Диктовать тарифы должен тот, кто непосредственно предоставляет услугу перевозки, считают эксперты

"Яндекс.Такси" - это единственный интернет-агрегатор, который предъявляет требования к своим партнерам и проверяет исполнение этих требований на линии, - говорит председатель межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Ярослав Щербинин. - Он проверяет путевые листы, внешний вид машины и т.д. Это работа на повышение качества услуг перевозки для пассажиров, но это накладывает и определенные трудности для бизнеса, который вынужден неукоснительно соблюдать законодательные требования. И это ставит добросовестных предпринимателей в неравные условия с теми игроками рынка, которые работают с другими интернет-агрегаторами и которые смотрят сквозь пальцы на все требования и нормы. Более того, такие агрегаторы демпингуют, и "Яндекс.Такси" вынужденно снижает стоимость своих услуг, что также негативно сказывается на всем рынке таксомоторных перевозок и прежде всего на безопасности поездки в целом. Поэтому, на мой взгляд, первоочередной задачей является заставить недобросовестных агрегаторов соблюдать закон, особенно в части организации предрейсовых медосмотров, соблюдать режим труда и отдыха водителей. Тогда все участники рынка будут поставлены в одинаковые условия".

Недобросовестные агрегаторы, нацеленные лишь на быстрое получение прибыли, внесли смуту и усложнили положение вещей на рынке таксомоторных перевозок.

"Никто не следит за тем, как работает водитель: сколько часов он работает, сколько у него выходных дней, прошел ли он в действительности медосмотр или выписал себе сам путевой лист, - сетует председатель межрегионального Транспортного профсоюза Роман Круглов. - А ведь это напрямую отражается на качестве перевозки, на безопасности пассажиров. Давно известно, что, например, более десяти часов, проведенных за рулем, приравнивается к алкогольному опьянению. Но в условиях неравной конкурентной борьбы, когда цены на услуги неоправданно уменьшаются, водителю приходится перерабатывать, чтобы заработать хоть какую-то копейку".

Участники рынка говорят о том, что необходимо на законодательном уровне решить вопрос о тарифном регулировании таксомоторных перевозок. Например, установить минимальную сумму оплаты поездки. Такая мера не отпугнет большинство пассажиров, но поможет таксистам перейти черту, находящуюся на грани убыточности.

"На мой взгляд, неправильно, что интернет-агрегаторы, которые, по сути, являются электронными досками объявлений, устанавливают тарифы, - считает Роман Круглов. - Ведь они понятия не имеют, во что, например, обходится содержание автомобиля и какие затраты в целом несет водитель. Тарифообразованием должен заниматься тот, кто непосредственно предоставляет услугу, или же необходимо прийти к какому-то консенсусу и закрепить это на законодательном уровне".

"Интернет-агрегаторы, сражаясь друг с другом за долю на рынке, не должны забывать про перевозчиков, наш голос должен быть услышан", - подтверждает Богдан Коношенко.

По мнению экспертов, рынок таксомоторных перевозок уже не будет таким как раньше, он продолжит изменяться. Жесткая конкуренция между автопарками, перетягивание пассажиров от одной компании к другой уходит в прошлое. На смену приходят инновации, которые заставляют участников рынка сотрудничать друг с другом. А борьба за пассажира останется разве что между таксопарками и общественным транспортом.

Инфографика "РГ"/Михаил Шипов/Евгения Мамонова

В последнее время оплата за услуги такси стала большой проблемой. У водителя практически нет никаких мер воздействия на нерадивого пассажира. Самым большим, чем может пользоваться сотрудник компании по индивидуальным перевозкам – это сообщить о факте неоплаты диспетчеру. Диспетчер в свою очередь занесет телефон данного пассажира в «черный список» и данная фирма не будет выполнять заказы этого человека. Но, на рынке множество таксомоторных предприятий и всегда можно воспользоваться услугами конкурента. В результате обслуживает определенный процент нерадивых заказчиков. Правда, в большинстве случаев, сами заказчики услуг становятся жертвами угроз водителя.

Известны случаи, когда приходилось платить за такси Куркино по повышенному тарифу. Таксисты прибегают к различным видам уловок, включая различные махинации со счетчиком. При подаче машины, еще до появления заказчика на счетчике уже установлена определенная сумма. Даже при отсутствии пробок по ходу движения, стоимость простоя учитывается, и взимаются дополнительные денежные средства. Некоторые, вообще не включают счетчик в пути и требуют сумму на глазок. Диспетчеру в такой ситуации дозвонится очень сложно, а бывают моменты, когда диспетчер в курсе событий. Жалоб такого рода поступает огромное множество. При обращении в отдел претензий службы такси Куркино. Вряд ли возможно добиться положительных результатов, будет сказано, что таксометры работают исправно и считают по установленному тарифу. Что же делать, если приходится платить большую сумму, чем объявлялась перед поездкой. Достаточно оплатить по тарифу оговоренным с диспетчером и выйти из машины. Водитель не имеет право препятствовать выходу, а тем более применять силовые методы. А как же «черный список»? После обсчета, необходимо обратиться с письменной претензией к руководству компании, изложив свои доводы. Как правило, Вам не ответят ничего сильно положительного, но и зачислять Вас к плохим пассажирам не будут.

Самое главное – потребовать документ подтверждающий оплату, данный момент снимет массу вопросов, а может быть даже и все. Единственное, стоит обратить особое внимание на содержание документа по оплате. Он должен содержать Ваши имя и фамилию, начальный и конечный пункт назначения, количество километров пути, время простоя и ожидания. При предъявлении такой бумаги вполне возможно получить назад разницу, на которую Вас обсчитали.

Вообще, в такси Куркино такие случаи бывают очень редко, водители имеют возможность много зарабатывать совершенно прозрачными способами.

В сезон отпусков, который вот-вот откроется, услуги такси особенно актуальны. А недостатки в работе таксомоторов чреваты наиболее весомыми убытками - в первую очередь опозданием на поезд, самолет и т.д. Как пассажирам воспользоваться своими правами и добиться компенсаций в случае нарушений - в очередном выпуске нашей рубрики.

"Дайте номерок"

Недавно стало известно о вдохновляющем примере жительницы Санкт-Петербурга. Пассажирка отсудила у таксомоторной компании 75 тысяч рублей. Эту историю средствам массовой информации поведали представители службы судебных приставов, которые успешно помогли гражданке получить полновесную компенсацию. Таким образом, удалось по полной программе наказать фирму за опоздание вызванного такси. Недостаток этот, увы, весьма распространен, так что знание своих прав в подобной ситуации может пригодиться каждому.

Первым делом полезно приучить себя узнавать номер, под которым ваш заказ фиксируется диспетчером в Журнале регистрации. Выполнять такую процедуру, а также информировать потребителя предписывают пункты 104 и 106 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утверждены постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года № 112, действующая редакция - от 26 ноября 2013 года).

В этом же журнале фиксируется время подачи такси, названное пассажиром при заказе. В дальнейшем - если дело дойдет до суда или контролирующих инстанций - можно будет потребовать выписку с указанными важными данными.

Денежный вопрос

Многие пассажиры сетуют: таксисты умышленно катают клиентов самыми дальними дорогами, чтобы побольше заработать. Управа на такую уловку содержится в пункте 109 Правил перевозок: маршрут определяется фрахтователем (то есть заказчиком такси), а если маршрут не определен, то водитель такси обязан осуществить перевозку по КРАТЧАЙШЕМУ маршруту.

Что касается системы оплаты, то согласно пункту 110 Правил это может быть либо фиксированная сумма (например, при поездках в аэропорт, на вокзал), либо вычисленная по тарифам в зависимости от фактического расстояния или времени поездки.

Обратите внимание: в последних двух случаях такси обязательно должно быть оборудовано таксометром! Такое требование предусматривается подпунктом "д" пункта 1 части 16 федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции от 23 апреля 2012 года (данным документом утверждены поправки закон о безопасности дорожного движения и в Кодекс РФ об административных правонарушениях). Сумма оплаты определяется исключительно по показаниям таксометра.

А теперь - важнейший момент, от которого в определяющей степени будет зависеть успешность защиты ваших прав и интересов в дальнейшем. Речь - о платежном документе. Уточним: он пригодится не только для предъявления претензии за некачественные услуги такси.

Стоимость перевозки включается в сумму убытков, которые потребитель может понести во многих жизненных ситуациях. Скажем, если придется за свой счет отвозить на такси в ремонт крупногабаритный бракованный товар, ехать в больницу или в ветеринарную клинику при некачественном оказании услуг предыдущими докторами, отправляться в аэропорт и обратно при существенной задержке рейса и проч.

Что нам должны выдать на руки

Согласно пункту 111 Правил перевозок таксист обязан выдать кассовый чек либо квитанцию в форме бланка строгой отчетности. Форма квитанции утверждена Приложением № 5 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. В частности, в бланке должны быть указаны: наименование, серия и номер квитанции, ФИО заказчика такси, дата выдачи квитанции, стоимость поездки.

Если водитель пытается увильнуть от выдачи платежного документа, стоит позвонить диспетчеру. Обычно оператор быстро решает проблему. Также имейте в виду: сама по себе невыдача пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности является правонарушением. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает за это штрафы: для водителя - в размере одной тысячи рублей, для должностных лиц - десять тысяч рублей, для юридических лиц (таксомоторных фирм) - тридцать тысяч рублей.

Фото Игоря Михалева, РИА Новости

Опоздал? Плати!

Права пассажира при задержке такси регулируются законом "О защите прав потребителей" . Заказчик вправе потребовать от таксомоторной фирмы следующие виды компенсаций:

1) Неустойка за нарушения срока оказания услуги. Согласно пункту 5 статьи 28 закона за каждый час просрочки начисляется пеня в размере 3% стоимости услуги. При этом максимальный размер неустойки не может превысить общей стоимости услуги. Обратите внимание: неустойка "капает" до тех пор, пока не будет предоставлена услуга (то есть пока машина не подъедет) либо — пока потребитель не откажется от заказа.

2) Полное возмещение убытков, причиненных просрочкой оказания услуги (на основании пункта 1 статьи 28). В убытки может включаться стоимость авиаперелета или железнодорожного билета, если из-за опоздания такси потребитель не успел на свой самолет или поезд; стоимость дней пребывания в отеле, туристической программы, сорвавшихся из-за невозможности своевременного прибытия; упущенную выгоду, если сорвались важные встречи и т.д.

3) Компенсация морального вреда ( закона). Сумма определяется, исходя из степени нравственных и физических страданий, причиненных некачественным оказанием услуги потребителю.

На заметку: таксомоторная фирма освобождается от ответственности, если машина прибыла с опозданием «из-за временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством РФ» (статья 36 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта)

На каких условиях такси перевозит багаж?

Определение норм бесплатного провоза багажа, а также установления платы и ее размера закон полностью отдает на откуп таксомоторным фирмам (статья 33 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта). Так что заранее уточняйте эти параметры у диспетчера перед поездкой.

В то же время имейте в виду несколько условий, которые прописаны в Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Таксомоторные компании не вправе отменять либо изменять эти пункты:

- В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида (пункт 112 Правил перевозок).

- Багаж перевозится в багажном отделении легкового такси. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения (пункт 113 Правил).

- В легковых такси запрещается перевозка зловонных и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозионных и др.) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, вещей, загрязняющих транспортные средства или одежду пассажиров (пункт 114 Правил).

- Допускается провоз в легковых такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида (пункт 114 Правил).

Анна Добрюха, юрист

Дмитрий Валентинович, в особо загруженные дни на дорогах ваш департамент нередко рекомендует москвичам пересаживаться на общественный транспорт, в том числе и на такси… Что, такси теперь приравнено к автобусу и троллейбусу?

Надеемся, что аэропорты что-то на этот раз услышали, мы долго пытались до них «достучаться». Считаем, что возможность оказывать услуги пассажирам должны иметь все такси-компании, а не одна, назначенная аэропортом. Именно по этому поводу мы обращались в ФАС. Оптимальную картину, как это должно быть устроено, мы уже представили, разработали типовые правила и стандарты работы такси в аэропортах. Это и зоны отстоя с допуском всех на равных условиях по реестрам выданных разрешений Москвы и Московской области на первую линию. И организация линии, когда человек выходит, и в зоне прилета, нажав кнопку, получает чек, а выйдя на улицу, садится в поданный автомобиль.

Уже объявлено, что такси, которые хотят работать на чемпионате мира, должны пройти аккредитацию. Сколько вообще нужно такси на ЧМ?

Дмитрий Пронин: Считаем, что 4,5-5 тысяч автомобилей. При проведении Кубка Конфедераций тоже действовала аккредитация для такси, к ЧМ мы несколько меняем условия допуска. По-прежнему обязательны разрешение, фонарь, таксометр, информация о водителе в салоне, шашечный пояс, отсутствие неоплаченных штрафов, машина не старше четырех лет, детское кресло. Кроме того, к ЧМ мы добавили возможность оплаты банковской картой, единый подход к ценообразованию - только на период чемпионата. Разрешим на этих же условиях работать и машинам компаний Московской области, только с учетом их цвета - в Подмосковье официальный цвет такси белый. Мы за свой счет планируем обучить всех таксистов базовым знаниям английского, у них будет разговорник с основными элементарными 30-40 выражениями. Пока все крупные московские компании выразили свою заинтересованность в получении аккредитации.

На такси можно будет подъехать прямо к стадиону?

Дмитрий Пронин: Нет, есть ограничения в периметре транспортной безопасности. На стадион сможет въезжать только тщательно досмотренная, проверенная машина. Но такси сможет подъехать ближе, чем будет останавливаться автобус-шаттл или нужно идти от станции метро.


Такси является одним из видов общественного транспорта. В связи с этим у пассажиров имеются как свои права, так и обязанности. И конечно, во избежание недоразумений, желательно каждому человеку с ними ознакомиться.

Права и обязанности для пассажиров такси

Такси является одним из видов общественного транспорта. В связи с этим у пассажиров имеются как свои права, так и обязанности. И конечно, во избежание недоразумений, желательно каждому человеку с ними ознакомиться.

Права пассажиров такси

Прав у пассажиров не так уж и много и запомнить их не составит труда:

  • При вызове такси можно выбрать марку и габариты автомобиля, водителя (мужчину или женщину). Можно подавать как срочную, так и предварительную заявку.
  • По приезду автомобиля можно узнать у водителя какова будет стоимость поездки, изучить все тарифы такси. Если имеется доля сомнения, клиент имеет право связаться с диспетчером и расспросить его обо всех тарифах.
  • Можно не стесняясь просить водителя до прибытия к месту назначения убавить или же прибавить громкость музыки, приоткрыть или закрыть окно, а также воздержаться от курения.
  • Заказчик имеет право делать временную остановку в нужном месте (магазин, школа, больница и т.д.). Но стоит знать, что все остановки необходимо будет оплатить.
  • Клиент может попросить диспетчера разбудить его, если он рискует опоздать на самолет или же поезд.
  • Если клиента ожидают, он может через диспетчера сообщить им о том, что уже подъезжает.
  • Стоимость за проезд нужно оплачивать ту, которую озвучил диспетчер.

Помимо прав у пассажира имеются и обязанности, которых намного меньше, чем у водителя Такси Балашиха "Ангел".

Обязанности пассажиров такси

  • Ожидать клиента водитель должен бесплатно не более 10 минут, все остальное время ожидания пассажир обязан оплатить.
  • Если поездка планируется совершаться совместно с домашним животным, необходимо об этом предупредить водителя. Во время поездки нужно следить чтобы животное не оставляла после себя «мокрые следы».
  • Если у клиента имеется с собой багаж, нужно так же об этом упоминать диспетчеру. За габаритный багаж взымается некая сумма, она указана в тарифах компании.
  • Сам багаж должен быть хорошо упакован, особенно если в нем имеются продукты и вещи, которые могут нанести вред внешнему виду отделки салона автомобиля.
  • Если поездку на такси сразу собираются совершать более 4-х человек, то об этом необходимо сказать диспетчеру.
  • Сразу же после посадки клиент обязан ознакомиться с тарифами такси и оплатить свой проезд.
  • Если клиент решает отменить свою поездку, то об этом необходимо заранее сообщить диспетчеру. Если поездка была запланирована на небольшие расстояния, то за 10 минут, а если на длинные, то за 3 часа.
  • Если поездка отменяется неожиданно, когда водитель уже стоит возле указанного места, то клиент должен оплатить ложный вызов.
  • В салоне нельзя пить алкоголь, а курить можно только с разрешения водителя.
  • Нельзя просить водителя превышать допустимую скорость.

Каждый человек должен знать не только свои права, но и обязанности. Если их соблюдать, будет комфортно ездить как водителю, так и клиенту такси. А в случае возникновения спорных вопросов прийти к их правильному решению.