Птицы учат пению паучок терпению. Педразвитие

Робкие и нерешительные дети встречаются довольно часто. Обычно это возрастные проблемы, которые со временем проходят. Тем не менее, чтобы избежать в будущем появления серьезных проблем в общении, важно выяснить причины, по которым ребенок не хочет общаться, и помочь ему стать более коммуникабельным.

Замкнутый ребенок: причины

Многие психологи считают, что необщительность в раннем возрасте – это нормальное явление. Ребенок в эти годы очень привязан к семье и большую часть времени проводит дома. Поэтому коммуникативные навыки у него развиваются медленно, да и особой потребности в друзьях он не испытывает.

В более старшем возрасте, в четыре-пять лет, уже происходит социальная адаптация. Ребенок начинает интересоваться сверстниками, в том числе и противоположного пола, но некоторые дети продолжают сторониться окружающих. Причины могут быть разные:

  • Чрезмерная застенчивость. Иногда она передается от родителей и даже считается врачами врожденной чертой.
  • Сильно развитый индивидуализм. Порой ребенок вообще не стремится наладить контакт с окружающими, ведь для этого придется договариваться, уступать, поступаться какими-то своими удобствами.
  • Нежелание и неумение общаться. Обычно дети растут замкнутыми в семьях, где и родители не особо разговорчивы.
  • Гипертрофированная забота родных. Не секрет, что нередко общение деток со сверстниками ограничивают близкие, опасаясь дурного влияния. Это приводит к тому, что ребенок постоянно находится один, часто страдает от . Конечно, это может вызвать трудности в дальнейшей социализации.

Необщительный ребенок: что делать

Прежде всего старайтесь уделять ребенку больше внимания. Общаясь с близкими людьми, малыш со временем научится контактировать и с остальными. Обязательно хвалите его, подчеркивайте достоинства, избегая сравнений с другими детьми. Интересуйтесь увлечениями, пусть малыш поймет, что его внутренний мир для вас важен.

Не изолируйте малыша от других детей: приглашайте в дом гостей, как его сверстников, так и взрослых. В то же время не стоит принуждать ребенка к общению против его воли: он должен сам решить, с кем хочет общаться.

Как сделать ребенка общительнее

Если общение ребенка со сверстниками никак не складывается, не стоит сразу поддаваться панике. Попробуйте помочь ему:


Помочь ребенку научиться общению более чем реально, важно только делать это тактично, не оказывая давления. Проявите немного терпения и творчества, и ваш ребенок привыкнет общаться с людьми, что, конечно, поможет ему во всей его дальнейшей жизни.

К определенному возрасту ребенку становится скучно в тесной семейной обстановке, у него появляется необходимость расширить свой круг общения.

Почему же некоторые дети легко вливаются в новый коллектив, находят друзей и свободно общаются, в то время как другим трудно не только подружиться, но даже просто обратиться к незнакомому ребенку или взрослому?

Тянуться к сверстникам и новым , постепенно увеличивая свой круг общения, является естественным состоянием для любого развитого ребенка. В случае, когда ребенок не хочет общаться, ограничиваясь своим внутренним миром и предпочитая одиночество веселым командным играм, можно сказать, что такой ребенок находится в состоянии дисгармонии с окружающим миром.

Ребенок не хочет общаться

Выяснить причину детского одиночества трудно, но необходимо , если мы хотим вырастить гармоничную личность. Можно выделить основные причины отказа ребенка от общения:

  • болезненная привязанность к одному из родителей, бабушке или дедушке;
  • чрезмерный родительский контроль и опека;
  • эгоистичность и своеволие ребенка;
  • ограничение общения ребенка со сверстниками из-за специфических взглядов родителей (вдруг обидят или плохо повлияют);
  • загруженность родителей на работе и нехватка свободного времени для полноценного общения с собственным ребенком;
  • нежелание родителей приглашать друзей своего ребенка в гости из-за шума, беспорядка и активных игр.

Потребность ребенка в общении со сверстниками в случае насильственной изоляции не удовлетворяется, ребенок вынужден проводить свободное время наедине с игрушками или телевизором. Пассивность и малоподвижный образ жизни приводят к возникновению у ребенка головных болей и психологического дискомфорта. Если такой образ времяпровождения станет для ребенка привычным, то в будущем наладить контакты и подружиться с детьми ему будет очень трудно. Так как ребенок привыкает чувствовать себя комфортно только в среде членов своей семьи и знакомых, то в непривычной, новой для себя обстановке, ребенок вряд ли сможет преодолеть внутреннее сопротивление и безболезненно влиться в игры детей. Ведь здесь все нужно решать самостоятельно, без мамы, а поэтому он просто теряется и принимает решение вообще не участвовать в игре. Такие дети, словно улитки, живут в своем уютном мире, ревностно охраняя его от «враждебного» окружения.

Еще одним фактором возникновения трудностей в общении с детьми может стать первый негативный опыт общения с ровесниками . Возможно, ребенка при попытке первым подружиться банально обидели (ударили, обозвали, отвергли). В следующий раз малыш уже 100 раз подумает, прежде чем предложить дружбу. Если же первый, травмирующий опыт закрепился, ребенок совсем откажется от общения со сверстниками и предпочтет одиночество. , которая в дальнейшем может стать чертой характера такого ребенка, станет непреодолимым препятствием для новых знакомств. Детскую застенчивость может быть следствием того, что характер одного из родителей отличается властностью и несдержанностью.

Причиной добровольной изоляции ребенка могут стать погрешности , когда ему присущи такие черты, как эгоизм и своеволие . Такой ребенок деспотичен и стремится быть всегда и везде лидером. Проблема особенно актуальна для семей с одним ребенком или если разница между детьми в одной семье велика. Привыкнув в близком окружении быть «центром Вселенной», ребенок-эгоист старается и в детском коллективе силой укрепить свои лидерские позиции. Но дети не будут подчиняться так, как мама или бабушка, а со временем вовсе перестанут обращать внимание на тщетные попытки маленького тирана манипулировать ими. Такой малыш не способен на равных играть со сверстниками, он просто замыкается, бросаясь из крайности в крайность – то становясь агрессивным и упрямым, то тихоней.

Выяснить, к какому типу (застенчивому или эгоистичному) относится ваш ребенок, можно с помощью рисунка . Если ребенок застенчив и замкнут, он графически изобразит себя в виде нескладной фигурки где-то в одном из углов листа, но в центре – никогда. Это говорит о том, что малыш хочет быть незаметным, а его самооценка очень низкая. Если на предложение нарисовать своих друзей ребенок нарисует себя в центре, окруженным друзьями, то это говорит о его лидерских задатках. Когда все фигурки детей, в том числе и вашего ребенка, нарисованы одинакового размера, дети на схеме держатся за руки, то ребенок контактен и общителен. Но рисунок, на котором кроха нарисовал себя в стороне от других детей (значительно меньшего размера), сигнализирует о неблагополучной адаптации вашего ребенка в среде сверстников и необщительности.

Резюмируя, можно повторить, что трудности в общении с детьми свойственны двум типам детей – чрезмерно застенчивым и детям с задатками лидера . Но если потенциальные лидеры смогут со временем адаптироваться, то «скромнягам» придется гораздо труднее, а поэтому родители должны учить ребенка общению с самого маленького возраста.

анонимно , Мужчина, 4 года

Здравствуйте! Моему сыну 4 года, в садик не ходит (муниципальный не дали, пробовали в частный, но ходим самое большое 2 недели,потом 3 недели болеем. Врач сразу предупредил,что мы не садовские,так как аллергия на пыль). Год назад (3,5г.) Сын, гуляя на площадках, боялся к другим детям подходить, но если они подходили сами, то редко отказывался с ними поиграть. В этом году он и сам не подходит, и когда кто-то хочет с ним поиграть или подружится - он просто отворачивается и молчит. На мои вопросы "почему?" Всегда отвечает односложно: не хочу, не буду, он мне не нравится. Сейчас ходим в группу на развивающие занятия, учительница ему нравится, но говорит,что все слишком долго длится и в следующий раз не пойдет. Но все равно потом идет, хотя я не настаиваю. Вчера был утренник и я заметила,что его поведение очень отличается от других детей. Он стоит в сторонке, ни с кем в контакт не вступает, если надо выполнить задание, то он стоит на месте,когда все дети танцуют, поют или играют. Мне стало страшно, как он дальше будет общаться, впереди школа. Он и раньше отстранялся от других детей, например, была экскурсия в зоосад: все детки подходят и гладят животных, а мой опять в сторонке. Когда его спрашиваешь, снова односложные ответы: не знаю, я их боюсь. При этом ребенка всегда стараюсь подбадривать,хвалю,если он что-то хорошо делает. Но вот внимания,боюсь, мало уделяю. Несмотря на то,что я всегда с ним дома, я работаю много за компьютером. И очень часто, когда надо сделать срочные дела, начинает просить собрать с ним мозайку или помочь что-нибудь сделать. Вот только что опять спрашиваю,почему на утреннике не стал показывать журавля. Отвечает,что мне не нравится его показывать. Почему не стал накрывать стол (это конкурс был такой)? Девочка в пышном платье мешала пройти (хотя другие детки ее просто обходили с другой стороны). Никто из посторонних не обижал. Есть брат двоюродный на 6 месяцев старше, очень гиперактивный,полная противоположность моему сыну. Сейчас в основном играют вместе, а раньше постоянные слезы у моего сына,что брат что-нибудь отобрал. И сейчас бывает, но сын научился отстаивать свои игрушки. Еще,когда спрашиваю, почему ты не хочешь с другими детками общаться, друзья - это хорошо,отвечает,что у него только один друг - сережа (его брат двоюродный). Нормально ли его поведение?Чем его можно объяснить?Я даже не могу понять чего он боится? Самих детей или их отношения к нему?

Здравствуйте!Вы очень хорошо заметили, что ваш сын другой по сравнению с двоюродным братом и другими детьми:кому-то из детей нравиться больше общения, кому нет, кому-то нравиться что-то показывать, а Вашему сыну не нравится. Общение это навык который у Вашего сына только формируется, в чем важно его поддерживать и обучать, рассказывать и показывать в игровой форме как, помогать сделать первый шаг к взаимодействию, поддерживая развитие и еще нужно каждому разное время для "освоения". Возможно, еще не стоит заострять внимание на том,что Ваш ребенок не сделал,а на том как было интересно смотреть, когда кто-то что-то делал. Очень хорошо, что Вы создаете условия для общения сына с другими детками.Интересно, еще как у Вас и Вашего мужа с коммуникацией? Насколько это "семейная" черта? И как происходит у Вас общение в семье?

Детство – время открытий, знакомства с неизвестным миром и новыми людьми. Но некоторым малышам больше нравится сидеть за телевизором или , чем гулять с друзьями. Выходя на прогулку, они отводят мамочек подальше от игровых площадок и песочниц. И в детском саду такие дети не играют, а стоят в сторонке. Почему ребенок ни с кем не дружит и как помочь ему социализироваться?

Нарушение социализации – когда стоит волноваться?

Отсутствие социальных контактов у детей обязано встревожить любого родителя. Однако отдельных мам и пап устраивает ребенок-одиночка, потому что он удобен. Все время на виду, а не пропадает с приятелями, от которых может набраться вредных привычек. Занят домашними делами, а не висит на телефоне. Не приводит домой шумных сверстников, после которых начинается приступ мигрени. Случается, что взрослые сами невольно изолируют малыша из-за постоянной тревоги и страхов. Хорошо ли это? Конечно, нет!

Нежелание взаимодействовать со своим окружением – тревожный звоночек. Не секрет, что от умения общаться со сверстниками зависит дальнейшая жизнь: личные и профессиональные успехи, достижение карьерных высот. По каким признакам можно догадаться, что ваше чадо одиноко и имеет серьезные проблемы с общением?

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Ребенок постоянно жалуется, что ребята в садике или школе не желают с ним играть, дружить и даже смеются над ним. Кстати, подобных признаний вы не услышите от застенчивых и замкнутых детей.
  • Стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.
  • Своеобразная изолированность особенно заметна в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках отмечайте, насколько он активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.
  • Маленький нелюдим не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, вам приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.
  • Ребенок с большой неохотой ходит в сад или школу, стараясь найти любую лазейку, чтобы их не посещать. Возвращается же он из школы/садика расстроенным и нервным. На любые расспросы отвечает уклончиво: «Я не хочу говорить про садик» .
  • День рождения превращается в действительно грустный праздник без одноклассников. Кстати, они также не хотят его видеть на собственном торжестве.

Безусловно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании – например, интроверты или так называемые вундеркинды. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. И все же, если вы отметили тревожные сигналы, говорящие о серьезных сложностях в общении, принимайте все необходимые меры для лучшей социализации ребенка.

Пытаясь наладить взаимоотношения своего ребенка со сверстниками, будьте предельно тактичны: не принуждайте его дружить с кем-то, не навязывайте общение с другими детками. Помните, неосторожное вмешательство в личное жизненное пространство может привести к нежелательным последствиям.