Теория социальной мобильности (П. Контрольная работа: Теория социальной мобильности (П

Социальный лифт — это очень интересный социальный механизм. Эту тему знать просто необходимо для ориентирования в материале по обществознанию. Сколько я ни говорю, что важно уметь приводить факты, ориентироваться в примерах, материале — все как в пустоту говорю. Все какие-то книжки читают, какие-то тесты решают... Просто жесть. В общем завтра будут Разные разговоры #3. Расскажу что не так делаете. А сейчас про социальные лифты.

Понятие социального лифта

Социальный лифт — это механизм повышения (или понижения) социального статуса. Понятие социального лифта напрямую связано в понятием . Но в большей степени — с социальной мобильностью. Социальные лифты повышают (или понижают) четыре основных социальных признака: уровень власти, доходов, престижа и образования.

Названные признаки могут повышаться по одному или все разом. Например, уровень власти — это то количество человек, которое находится у вас в подчинении. Чем больше — тем больше уровень власти. Понятно, что социальным лифтом здесь может служить любая организация, где есть иерархия должностей и статусов.

Доход — это вся совокупность материальных ценностей, которые получает индивид за определенный период. Доход, как и власть, в одном социальном лифте может повышаться, а в другом — нет. Например, вы можете быть архивариусом (статус-то какой!), но зарплата может быть просто нищенской.

Что такое престиж и уровень образования более детально, равно как и два предыдущих признака социальной мобильности, разбирали в видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов»

Примеры социального лифта

Питирим Сорокин — нобелевский лауреат и российско-американский социолог признавал лишь три социальных лифта: армия, семья и церковь.

В армии можно выслужиться с рядового до генерала — при усердии и должном трудолюбии. К примеру, возьмем какого-нибудь паренька из деревни «Ключи», которая находится в сердце Камчатки. Как вы понимаете, туда прилетает вертолет, выбрасывает медикаменты, продукты раз в месяц и улетает. Какие реальные шансы у паренька из такой деревни «выбиться в люди»? ЕГЭ он не сдаст, потому что на весь район одна школа, и там всего 3-4 учителя, которые ведут все дисциплины.

Кстати, мне как-то писала девочка вот из такой глухомани — приобрела у меня видеокурс по истории и сдала — на баллы — лучшие в регионе... Поступила в вуз и счастья ее не было предела. Ну а нашему пареньку-то как быть? Усердием он особо не отличается — ему бы по лесу бегать, да в футбол гонять... Армия — единственный доступный социальный лифт, куда его с руками и ногами возьмут вот за просто так. А он-то здоровый — небось в отправится. Вот армия и будет для него офигенным социальным лифтом.

Церковь — тоже классный социальный лифт. К примеру, был ты обычным пареньком — а стал священнослужителем. Тут и карьерный рост есть, и едой, жильем (кельей) обеспечат. Словом, ничего себе . Только надо греческий да латынь подтянуть.

Семья — как пример социального лифта. Если ты родился в семье со связями, то тебе гарантирована серьезная карьера. Папа — директор завода, мама — мэр города, дядя — глава МВД -выбирай, что называется — не прогадаешь. Однако сегодня, в постиндустриальное общество появились и другие социальные лифты. Например, образование и Интернет.

Примером такого случая может служить Игорь Растеряев. Кто знал этого талантливого певца и музыканта до 2011 года, когда он на ютубе спел свою знаменитую песню про комбайнеров? Да никто. А после того, как его клип посмотрели и оценили 10 миллионов человек, стал востребованным певцом и музыкантом! Про образование как социальный лифт — сами додумаетесь — ничего сложного.

Подписывайтесь на новые статьи! Пишите в комментах ваши примеры социальных лифтов.

С уважением, Андрей Пучков

Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места и как оно происходит?
Ответы на эти вопросы дает теория социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается переход людей из одних общественных групп в другие. При этом различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя, например переход из одной семьи в другую при повторном браке, с одной фабрики на другую, смена гражданства. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени иерархии (лестницы) на другую. При этом человек может совершать как социальный подъем (от мелкого служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неквалифицированного рабочего).
Примером «закрытого» общества с малой социальной мобильностью может служить кастовый строй в Индии. Человеку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напротив, индустриальные, «открытые» общества характеризуются высокой социальной мобильностью.
Социальная мобильность может быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его развития. Из истории известно, к каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России в 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоев общества: почти вся аристократия была отброшена на низшую ступень; утратила свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов-профессионалов. В то же время в течение нескольких лет на вершину политической, экономической, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоев населения. Похожую картину дает революция во Франции 1789 г., английская революция XVII в.
Обратимся вновь к обществу в его нормальном состоянии. Какими путями происходит перемещение людей из одной группы в другую?

По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют несколько социальных институтов, в первую очередь армия, церковь, школа.
Начнем с армии. Служба в ней во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Из 92 римских императоров 36 достигли этого высокого социального положения благодаря ратным подвигам.
В Средние века отдельные простолюдины таким же образом становились генералами, графами, герцогами. В Новое время примером такого восхождения может стать жизненный путь Наполеона и многих из его окружения. К числу подобных выдвиженцев относятся Кромвель и Вашингтон.
Значительное влияние на перемещение людей по ступеням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к периоду раннего христианства. Напомним, что последователями этого вероучения на начальных этапах были в основном представители низших социальных слоев: рабы, ремесленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них благодаря церкви получали свободу и достигали высокого положения в обществе. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников. Среди «разжалованных» еретиков немало королей, князей, лордов.
Еще одним социальным «лифтом» выступает школа. Образование в ряде случаев открывает доступ к престижным должностям и званиям. В современном западном обществе, не окончив университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.
Учитывая значение школы как важного средства социальной мобильности, правящие группы в ряде стран пытались закрыть доступ к образованию представителям низших слоев. Так, в Англии в XIV в. был выпущен указ, где говорилось, что ни один крепостной не должен отправлять детей в школу, чтобы не дать им возможности продвигаться в жизни. Аналогичную роль призван был выполнять и «циркуляр о кухаркиных детях», изданный в России в 1886 г. и предписывавший не допускать в гимназию детей из низших сословий.

Понятие социальной мобильности ввел П. Сорокин , определивший ее как «любой переход индивида, социального объекта или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой». Сорокин рассматривал мобильность как одну из необходимых социальных функций. Классифицировав мобильность на горизонтальную и вертикальную, восходящую и нисходящую, он раскрыл механизм их реализации и показал, что основу восходящей мобильности составляют потребность индивидов в социальном признании и успехе, а также непрерывный процесс образования и вертикального перемещения новых социальных групп. Нисходящая мобильность обусловлена выталкиванием в конкурентной борьбе менее удачливых и менее способных к конкуренции индивидов, а на уровне групповой мобильности — снижением в силу объективных факторов социальной престижности конкретных профессий, утратой популярности политическими партиями и т.д.

Среди современных социологических подходов к проблеме социальной мобильности следует выделить концепцию М. Липсета и Р. Бендикса, связывавших развитие индустриального общества с расширением вертикальной мобильности. Согласно концепции Липсета и Бендикса, индустриальные общества характеризуются высоким уровнем восходящей мобильности. С одной стороны, широкие возможности неограниченного социального роста выступают как бы «предохранительным клапаном», переключающим энергию наиболее энергичных и талантливых представителей социальных низов и снижающим риск революционных преобразований; иначе говоря, мобильность выполняет функцию стабилизации общества. С другой стороны, индустриальное общество предъявляет высокие интеллектуальные требования к индивиду, поэтому развитие и продуктивное использование индивидуальных дарований независимо от социального положения их носителя является принципиальной особенностью такого общества, отличающей его от других.

П. Блау и ряд других социологов связывали феномен мобильности с идеей социальной справедливости и эффективности социальной системы.

Значительное место социальной мобильности отводилось в теориях индустриального общества, популярных в середине XX в. В частности, теория конвергенции подчеркивала, что тенденция к росту вертикальной мобильности в равной мере присуща всем индустриальным обществам независимо от социального строя и политической системы. Согласно этой теории, процесс индустриализации способствует росту вертикальной мобильности и выравниванию социальных возможностей выходцев из разных классов и слоев.

Критически направленные теории индустриального общества, напротив, доказывали, что индустриализация неизбежно ведет к расширению нисходящей мобильности, поскольку рост требований к квалификации и деловым качествам работников, а также широкая механизация и автоматизация производства способствуют росту безработицы, выталкиванию вниз и маргинализации все большего числа работающих.

В последнем десятилетии XX в. выделяются исследования Б. Дюрье, обратившегося к методологии изучения мобильности и обосновавшего особую значимость компаративного анализа для понимания ее перспектив, а также исследования Дж. Голдторпа и Р. Эриксона, которые провели сравнение уровней мобильности в разных индустриальных обществах и пришли к выводу о близости показателей социальной мобильности во всех индустриальных странах независимо от социального строя.

Механизмы социальной мобильности

Общие принципы социальной мобильности сформулировал Питирим Сорокин. Он считал, что едва ли возможно такое общество, страты которого не допускали бы никакого движения через свои границы. Даже кастовая система знает исключения. Далее, Сорокин полагал, что история не знает ни одной страны, где вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, т. е. переход из одного слоя в другой осуществлялся бы без сопротивления. Он также утверждал, что более современное общество отличается большей интенсивностью передвижения индивидов по вертикали.

Поднимаются и опускаются но ступеням социальной иерархии не экономические, политические или профессиональные группы, а отдельные их представители, более или менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды. Сказанное не означает, что эти передвижения не могут быть массовыми. Напротив, в современном обществе водораздел между стратами многие преодолевают сравнительно легко. В случае успеха индивиды меняют социально-профессиональную группу. Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и дослужившийся до министерского портфеля или избранный в парламент, порывает со своим местом в социальной иерархии и со своей прежней профессиональной группой. Разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место, но и возможность заниматься привычным делом.

Сорокин выделил и основные механизмы социальной мобильности. Он пишет, что «...все общества стратифицированы. Это значит, что внутри них функционирует своего рода «сито», просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подниматься наверх, оставляя других в нижних слоях, и наоборот». Роль такого «сита» выполняют те же механизмы, которые упорядочивают, регулируют и консервируют стратификацию. Это (1) социальные институты , регулирующие движение по вертикали, и (2) своеобразие культуры (ценностей и норм), образа жизни каждого социального слоя, проверяющего каждого выдвиженца «на прочность», на соответствие ценностям и нормам страты, в которую он перемещается.

Сорокин показал, как различные институты выполняют роль механизмов социальной циркуляции, своеобразных социальных лифтов, перемещающих людей вверх и вниз. Так, система экономики обеспечивает и социализацию личности, и се вертикальную мобильность с точки зрения профессионального мастерства и обеспеченности. Политическая система (государство, партии, организации) формирует политическую элиту, институт права собственности и наследования укрепляет класс собственников. Система образования обеспечивает не только социализацию личности, ее обучение, но в роли своеобразного социального лифта позволяет способным и упорным подняться на высшие этажи социальной иерархии.

Использования движущей силы какого-то социального института для подъема наверх не всегда достаточно. Для закрепления в новой страте необходимо принять ее образ жизни, строить свое поведение в соответствии с ее нормами и ценностями. Процесс адаптации может протекать достаточно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми привычками, нормами, ценностями, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует психологического напряжения.

Человек навсегда может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился или в которой оказался волею судьбы. Если социальные институты можно рассматривать как «социальные лифты», то социокультурная оболочка, обволакивающая каждую страту, выполняет роль фильтра, осуществляющего своеобразную селекцию. Фильтр может не пропустить индивида, стремящегося наверх, и тогда, вырвавшийся из низов, он обречен стать изгоем. Поднявшись на более высокую ступень, он остается за дверью, ведущей в самую страту.

Аналогичная картина может сложиться и при движении вниз. Утратив право, обеспеченное, к примеру, капиталом, находиться в высших слоях, индивид опускается на более низкую ступень. Часто он не в состоянии открыть дверь в новый для него социокультурный мир и испытывает психологические затруднения. Я уже упоминал этот феномен пребывания человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве и называемый маргинальностью.

Россия в настоящее время переживает период смены политической и экономической элит. Класс предпринимателей, опираясь на финансовый капитал, к 1998 г. укрепил свои позиции, претендуя на право занимать верхние этажи социальной лестницы. Поднялась и новая политическая элита во главе с Б. Ельциным: ее подъем произошел как путем вытеснения старой номенклатурной элиты советского периода, так и путем перехода части последней в состояние новоявленных предпринимателей и «демократов».

Экономические кризисы, сопровождающиеся массовым падением материального благосостояния, ростом безработицы, увеличением разрыва в доходах, становятся первопричиной роста наиболее обездоленной части населения, составляющей основание пирамиды социальной иерархии. Перемещение по нисходящей линии охватывает целые группы — работников нерентабельных предприятий и отраслей. Так произошло со стратами военных, работников ВПК, ученых в постсоветской России. Понижение социальной группы может быть временным, а может приобрести устойчивый характер. В первом случае положение социальной группы выправляется, она возвращается в привычный социальный статус. Во втором — нисхождение оказывается окончательным, и начинает адаптироваться к новому месту в социальной иерархии. Так, в частности, произошло с бывшей «советской интеллигенцией» в нынешней России.

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «вертикальная социальная мобильность». Какие условия, по мнению автора, влияют на интенсивность социальной мобильности? (Назовите любые три условия.) Какой социальный механизм, по его мнению, сдерживает социальную мобильность в демократическом обществе?


В процессе развития общества его социальная структура не остаётся неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. На макроуровне количественный состав нижних и средних слоёв изменяют экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные нормы.

Кроме того, каждый человек устремлён к повышению своего статуса. Всё это создаёт уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества. Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность. Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения.

Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определённым требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус.

По выражению П. Сорокина, в демократическом обществе «много отверстий и лифтов для подъёма и спуска…» Излишняя социальная мобильность, например большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах, говорит о какой-то ненормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоёв).

В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, тем не менее действует определённый социальный механизм, сдерживающий мобильность... Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.

Б.А. Исаев

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз

2) Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения.

3) Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.

Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

1. Деление общества на группы называется:

1) социальным перемещением

2) социальной стратификацией

3) социальной адаптацией

4) социальным поведением

2. К «социальным лифтам» П. Сорокин относит:

2) церковь

4) все перечисленное

3. Маргиналами называют:

1) наиболее богатых членов общества

2) наиболее бедных членов общества

4) пограничные слои и группы

4. Социальный статус приобретается в результате:

1) трудовой деятельности

2) процесса обучения

3) семейного воспитания

4) социализации

5. Верно ли суждение?

А. Страты выделяют по одному существенному признаку.

Б. В основу стратификации общества положено множество критериев.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения по поводу социальной мобильности?

А. В современном обществе возможна горизонтальная мобильность.

Б. В современном обществе возможна вертикальная мобильность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения о ситуации в России?

А. В последнее десятилетие в России возросла социальная дифференциация населения.

Б. Острой социальной проблемой в России стало падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака?

2) пожилые люди

3) мужчины

4) молодежь

9. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения согласно общепринятым социальным нормам - это:

1) самоконтроль

2) самообразование

3) социализация

4) самореализация

10. К показателям предписанного статуса личности относится:

1) карьера

2) возраст

3) квалификация

4) образование

11. Что является примером горизонтальной социальной мобильности?

1) повышение по служебной лестнице

2) разжалование офицера в солдаты

3) получение второй рабочей специальности

4) понижение в должности.

12.Выберите пример восходящей социальной мобильности.

1) Актер перешел из одного театра в другой

    Футбольный тренер перешел из одной команды в другую

    Помощник режиссера получил приглашение занять должность главного режиссера

    Офицер был разжалован в рядовые

13. Социальный статус личности – это

1) поведение, ожидаемое от индивида

2) положение человека в обществе

3) оценка занимаемой индивидом позиции

4) характеристика социальных качеств личности

14. Установите соответствие понятий, приведенных в первом столбце, определениям, приведенным во втором.

Понятие Определение

1.Горизонтальная мобильность А. Перемещение из одной страты

в другую.

2.Социальная дифференциация. Б. Положение человека в

обществе.

3.Социальный статус. В. Разделение общества на

группы, занимающие разное

положение.

4.Вертикальная мобильность. Г. Переход индивида из одной

группы в другую,

расположенную на одном

и том же уровне

Ответ: 1-Г 2-В 3-Б 4-А

Реферат

С социальной мобильностью. 2. Понятие социальной мобильности и её виды Термин социальная мобильность введён П. Сорокиным в работе 1927г. Сорокин ... относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. В таком обществе «социальный лифт » движется...

  • Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050715. 65 Специальная психология красноярск 2013

    Учебно-методический комплекс

    11. Социальные институты, способствующие социальной мобильности, называются: Социальными лифтами . Социальными группами. Социальными отношениями. Социальными классами. 12. К «социальным лифтам » П. Сорокин относил : 1) Армию...

  • Социальная мобильность. Вопросы социальной стратификации не входили в круг интересов

    Документ

    ... социально -демографическим общностям относятся мужчины... социальная стабильность; социальное неравенство; социальное поведение; социальная мобильность. Вопросы социальной стратификации не входили в круг интересов П. Сорокина ... 4 социальный лифт сословие...

  • Урок

    Другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами . К ним относят армейскую службу, получение образования... отечественной и американской социологических школ П. А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество». Если экономический...