Чем социальные взаимодействия отличаются от общественных отношений. Социальные взаимодействия

Социальное взаимодействие

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов либо групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Взаимодействие - это любое поведение индивида либо группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает содержание и характер отношений между индивидами и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экономической, политической и т. д.) имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов, связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия — это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные (или, шире, социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

Под влиянием Зиммеля и особенно Сорокина взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием и американской социологии. Как писал Сорокин: «Взаимодействие двух или большего числа индивидов есть родовое понятие социального явления: оно может служить моделью последних. Изучая строение этой модели, мы можем познать и строение всех общественных явлений. Разложив взаимодействие на составные части, мы разложим тем самым на части самые сложные социальные явления». «Предметом социологии, — говорится в одном из американских учебных пособий по социологии, — является непосредственное вербальное и невербальное взаимодействие. Основная задача социологии — достижение систематического знания социальной риторики. Интервью как форма риторики является не просто социологическим инструментом, а частью своего предмета изучения».

Однако само по себе социальное взаимодействие еше ровно ничего не объясняет. Чтобы понять взаимодействие, надо выяснить свойства взаимодействующих сил, а эти свойства не могут найти объяснения в факте взаимодействий, как бы ни изменялись они благодаря ему. Сам факт взаимодействия знания не прибавляет. Все зависит от индивидуальных и социальных свойств и качеств взаимодействующих сторон. Именно поэтому главное в социальном взаимодействии - содержательная сторона. В современной западно-европейской и американской социологии эта сторона социального взаимодействия рассматривается главным образом с позиций символического интеракционизма и этномстодологии. В первом случае любое социальное явление предстает как непосредственное взаимодействие людей, осуществляемое на основе восприятия и использования общих символов, значений и т. д.; вследствие этого объект социального познания рассматривается как совокупность символов человеческого окружения, включенных в определенную «поведенческую ситуацию». Во втором случае социальная реальность рассматривается как «процесс взаимодействия на основе обыденного опыта».

Повседневный опыт, значения и символы, которыми руководствуются взаимодействующие индивиды, придают их взаимодействию, а иначе и быть не может, известное качество. Но в данном случае остается в стороне главная качественная сторона взаимодействия — те реальные социальные явления и процессы, которые выступают для людей в виде значений, символов, повседневного опыта.

В результате социальная реальность и составляющие ее социальные объекты выступают как хаос взаимных действий, основывающихся на «интерпретирующей роли» индивида по «определению ситуации» или на обыденном сознании. Не отрицая семантическую, символическую и другие стороны процесса социального взаимодействия, надо признать, что генетическим источником его является труд, материальное производство, экономика. В свою очередь, все производное от базиса может оказать и оказывает обратное воздействие на базис.

Способ взаимодействия

Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм и ценностей.

Способ взаимодействия включает шесть аспектов: 1) передачу информации; 2) получение информации; 3) реакцию на полученную информацию; 4) переработанную информацию; 5) получение переработанной информации; 6) реакцию на эту информацию.

Социальные отношения

Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения — это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.

Социальные общности

Для социальных общностей характерны: наличие условий жизнедеятельности (социально-экономического, социального положения, профессиональной подготовки и образования, интересов и потребностей и т. д.), общих для данной группы взаимодействующих индивидов (социальные категории); способ взаимодействия данной совокупности индивидов (нации, социальные классы, социально-профессиональные группы и др.), т. е. социальной группы; принадлежность к исторически сложившимся территориальным объединениям (город, деревня, поселок), т. е. территориальные общности; степень ограничения функционирования социальных групп строго определенной системой социальных норм и ценностей, принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука и т. п.).

Формирование социальных отношений

Социальное взаимодействие является неизменным и постоянным спутником человека, который живет среди людей и вынужден постоянно вступать в сложную сеть взаимосвязей с ними. Постепенно возникающие связи приобретают форму постоянно действующих и превращаются в социальные отношения — осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением. Социальные отношения как бы преломляются через внутреннее содержание (или состояние) человека и выражаются в его деятельности как личные отношения.

Социальные отношения чрезвычайно разнообразны по форме и содержанию. Каждый человек по своему личному опыту знает, что отношения с другими складываются по-разному, что этот мир отношений вмещает пеструю палитру чувств — от любви и непреодолимой симпатии до ненависти, презрения, неприязни. Художественная литература как хороший помощник социолога отражает в своих произведениях неисчерпаемое богатство мира социальных отношений.

Классифицируя социальные отношения, их в первую очередь подразделяют на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения существуют тогда, когда партнеры по-разному воспринимают и оценивают друг друга.

Односторонние отношения встречаются довольно часто. Человек испытывает к другому чувство любви и предполагает, что подобное чувство испытывает и его партнер, и ориентирует свое поведение на это ожидание. Однако, когда, например, молодой человек сватается к девушке, он неожиданно для себя может получить отказ. Классическим примером односторонних социальных отношений являются отношения Христа и апостола Иуды, предавшего учителя. Мировая и отечественная художественная литература даст нам немало примеров трагических ситуаций, связанных с односторонними отношениями: Отелло — Яго, Моцарт — Сальери и т.д.

Социальные отношения, возникающие и существующие в человеческом обществе, настолько многообразны, что целесообразно рассмотреть какой-либо один их аспект, исходя из определенной системы ценностей и активности индивидов, направленной на ее достижение. Напомним, что в социологии под ценностями понимают разделяемые какой-либо общностью взгляды и убеждения относительно целей, к которым стремятся люди. Социальные взаимодействия становятся социальными отношениями именно благодаря ценностям, которых индивиды и группы людей хотели бы достичь. Таким образом, ценности выступают необходимым условием социальных отношений.

Для определения отношений индивидов используются два показателя:

  • ценностные ожидания (экспектации), которые характеризуют удовлетворенность ценностным образцом;
  • ценностные требования, которые выдвигает индивид в процессе распределения ценностей.

Реальная возможность достижения той или иной ценностной позиции составляет ценностный потенциал. Часто он остается лишь возможностью, поскольку индивид или группа не предпринимают активных действий для занятия ценностно более привлекательных позиций.

Условно все ценности подразделяют следующим образом:

  • ценности благосостояния, включающие в себя материальные и духовные блага, без которых невозможно поддержание нормальной жизнедеятельности индивидов, — богатство, здоровье, безопасность, профессиональное мастерство;
  • все прочие — власть как наиболее универсальная ценность, поскольку обладание ею позволяет приобретать другие ценности (уважение, статус, престиж, слава, репутация), моральные ценности (справедливость, доброта, порядочность и др.); любовь и дружба; выделяют также национальные ценности, идеологические и т.д.

Среди социальных отношений выделяются отношения социальной зависимости, поскольку они в той или иной степени присутствуют во всех остальных отношениях. Социальная зависимость есть социальное отношение, при котором социальная система S 1 , (индивид, группа или социальный институт) не может совершить необходимые для нее социальные действия d 1 если социальная системаS 2 не совершит действий d 2 . При этом системаS 2 называется доминирующей, а системаS 1 — зависимой.

Предположим, что мэр города Лос-Анджелес не может выплатить заработную плату коммунальщикам, пока ему не выделит деньги губернатор Калифорнии, который распоряжается этими средствами. В этом случае мэрия является зависимой системой, а губернаторская администрация рассматривается как доминирующая система. На практике часто возни кают двойственные взаимозависимые отношения. Так, население американского города зависит от руководителя в части распределения средств, но и мэр зависит от избирателей, которые могут его не избрать на новый срок. Линия поведения зависимой системы должна быть предсказуема для доминирующей системы в области, которая касается отношений зависимости.

Социальная зависимость основывается также на различии статусов в группе, что характерно для организаций. Так, индивиды с низким статусом зависимы от индивидов или групп, которые имеют более высокий статус; подчиненные зависят от руководителя. Зависимость возникает из-за различий в обладании значимыми ценностями независимо от официального статуса. Так, руководитель может зависеть в денежном отношении от подчиненного, у которого он взял взаймы крупную сумму денег. Латентные , т.е. скрытые, зависимости играют важную роль в жизни организаций, коллективов, групп.

Часто в организации руководитель во всем полагается на мнение работающего здесь же родственника, в угоду ему нередко принимаются ошибочные сточки зрения интересов организации решения, за которые потом расплачивается весь коллектив. В старинном водевиле «Лев Гурыч Синичкин» вопрос о том, кто будет играть главную роль в премьерном спектакле вместо заболевшей актрисы, может решить только главный «меценат» театра (граф Зефиров). Кардинал Ришелье фактически правил Францией вместо короля. Иногда социологу, чтобы разобраться в конфликтной ситуации в коллективе, куда его пригласили в качестве эксперта, надо начинать с поиска «серого кардинала» — неформального лидера, который фактически обладает реальным влиянием в организации.

Властные отношения вызывают наибольший интерес среди исследователей социальной зависимости. Власть как способность одних контролировать действия других имеет определяющее значение в жизни человека и общества, однако до сих пор ученые не выработали единого мнения отом, как осуществляются властные отношения. Одни (М. Вебер) считают, что власть связана прежде всего с наличием способности контролировать действия других и преодолевать их сопротивление этому контролю. Другие (Т. Парсонс) исходят из того, что власть прежде всего должна быть узаконена, тогда личное положение руководителя заставляет других починяться ему, несмотря на личностные качества руководителя и подчиненных. Обе точки зрения имеют право на существование. Так, возникновение новой политической партии начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью объединить людей, создать организацию и начать руководить ею.

В случае если власть узаконена (легитимна), люди подчиняются ей как силе, сопротивляться которой бесполезно и небезопасно.

В обществе существуют и другие, не узаконенные аспекты проявления властной зависимости. Взаимодействие людей на личностном уровне нередко ведет к возникновению властных отношений, парадоксальных и не объяснимых с точки зрения здравого смысла. Человек по своей воле, не понукаемый никем, становится сторонником экзотических сект, иногда настоящим рабом своих страстей, которые заставляют его преступать закон, решаться на убийство или самоубийство. Непреодолимое влечение к азартным играм может лишить человека средств к существованию, но он вновь и вновь возвращается к рулетке или картам.

Таким образом, в ряде сфер жизнедеятельности постоянно повторяющиеся взаимодействия постепенно приобретают устойчивый, упорядоченный, предсказуемый характер. В процессе такого упорядочивания формируются особые связи, называемые социальными отношениями. Социальные отношении — это устойчивые связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (правовой, культурной) деятельности.

Социальное взаимодействие (интеракция) – это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Говоря иначе, это обмен действиями, которые сопряжены друг с другом. Именно сопряженность действий, их возобновляемость, регулярность отличают социальное взаимодействие от единичных социальных контактов, делают его основой социальной жизни.

Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям. Так, П. А. Сорокин (2.7) разграничивал их следующим образом:

по количеству субъектов взаимодействия – на взаимодействия двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов;

· по продолжительности – на кратковременные и долговременные;

· по характеру – на односторонние и многосторонние;

· по организованности – на организованные и неорганизованные;

· по сознательности – на сознательные и стихийные;

· по «материи» обмена – на интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые.

Как и все виды социальной связи, социальные взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными. Первые возникают в ходе межличностного общения, вторые – в результате совместного участия людей в сложных системах (так, предприниматель, изменяющий оплату труда, включается в процесс взаимодействия со всеми рабочими, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже не знает).

Выделяют также два основных типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество.

Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнерство, политический альянс, торговый союз, движения солидарности и т. д.) и строится на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, признательности, уважения, стремления учитывать интересы партнера. Особой формой сотрудничества является кооперация, основу которой составляет социальный обмен услугами (материально-хозяйственными, интеллектуальными, образовательными, управленческими и др.).

Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голоса избирателей, территория, властные полномочия и т. д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция – это соперничество, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, предложить более качественный или дешевый товар). Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (например, участие в творческом конкурсе, спортивных соревнованиях и т. д.). Даже если соперник известен, то главное – добиться лучших результатов на данном поприще. Конфликт – это всегда прямое столкновение соперников. В отличие от конкуренции для конфликта характерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны.

Рассматривая сотрудничество и соперничество как основные типы социального взаимодействия, современная социология избегает крайностей в их оценке. Так, конфликтологи признают пользу соперничества и рассматривают конфликты как источник развития системы социальных взаимодействий (2.8).

На основе социальных взаимодействий формируются социальные отношения, которые являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей. Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров.

Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляющимся характером. Так, когда говорят о межгосударственных отношениях, то имеют в виду сложившуюся и воспроизводящуюся систему отношений между странами как в сфере хозяйственно-экономической, так и в политической, культурной, научной и др.

Среди социальных отношений особое место занимают отношения зависимости, поскольку они пронизывают все системы социальных связей и отношений. Социальная зависимость может принимать формы структурной и латентной (скрытой) зависимости. Первая связана с различием статусов (3.3) в группе, что характерно для организации, где подчиненные зависят от руководителя. Вторая возникает из-за обладания социально значимыми ценностями независимо от официального статуса (так, руководитель может иметь подчиненного, от которого зависит в денежном отношении).

Наибольший интерес среди социальных отношений зависимости представляют властные отношения, в социологическом объяснении которых существует два подхода. Первый подход связан с именем М. Вебера (2.5) и акцентирует внимание на личностных способностях одних людей контролировать действия других.

Второй подход, называемый «системным», вытекает из того, что основой власти в организованном сложном обществе является официальный статус руководителя, заставляющий других подчиняться ему независимо от личностных качеств руководителя и подчиненных.

Оба подхода к объяснению сущности властных отношений подтверждаются социальной практикой. Так, возникновение политической партии нередко начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью к руководству людьми, оптимальному использованию ресурсов власти. Однако для укрепления своего влияния этот лидер должен получить официальный статус руководителя, узаконить свое общественное положение.

Социальные отношения охватывают очень широкий круг социальных систем и подсистем. Они могут быть экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственны-ми, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др. Из этого многообразия социальных отношений социологи-марксисты выделяют две основные их группы: материальные и идеологические. К первым относятся экономические, производственные, а также материальные отношения людей к природе; ко вторым – политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и др. При этом идеологические отношения представляют собой надстройку над материальными общественными отношениями. Социальные отношения являются тем устойчивым элементом, на основе которого возникают различные социальные общности людей.

Социальные статусы

Понятие «статус» пришло в социологию из юриспруденции, где оно означает правовое положение юридического лица. Развернутое социологическое обоснование этой категории было дано в работах известных американских социологов Р. Линтона, Р. Мертона и др.

В самом широком смысле социальный статус – это позиция индивида в обществе, предполагающая определенные права и обязанности. Поскольку индивид включен в самые различные системы социальных связей и отношений, где занимает соответствующие позиции, у него не один, а несколько статусов. Эти статусы различаются в зависимости от пола, возраста, национальности, происхождения, семейного положения, образования, профессии, должности, характера выполняемой работы, партийной и профсоюзной принадлежности, религиозности и т. д. Совокупность всех этих статусов индивида называют «статусным набором». В статусном наборе выделяют главный статус, который определяет положение человека в обществе в целом. Это наиболее характерный для данного индивида статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди. Чаще всего такой статус связан с профессиональным видом деятельности, родом занятий, должностью по основному месту работы. В любом случае главный статус определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения и т. д. Разновидностями социального статуса являются предписанные и достигнутые статусы. Предписанным (приписываемым, приписанным, аскриптивным) называется статус, который индивид получает от рождения независимо от своей воли и желания. Такой статус определяется полом, национальностью, этническим происхождением, местом рождения, системой родства и т. д. К этому виду относятся также статусы, связанные с титулами, передаваемыми по наследству (князь, граф, барон и т. д.). Достигнутым (достигаемым) называется статус, приобретенный благодаря собственным усилиям индивида. Он определяется образованием, профессией, квалификацией, должностью и т. д. Этот статус предполагает свободу выбора, активность личности, ее способность принимать самостоятельные решения. В ряде случаев трудно установить вид статуса. Тогда говорят о смешанном статусе, сочетающем черты предписанного и достигнутого (статусы пенсионера, инвалида, безработного и др.). Следует отметить известную условность указанного подразделения статусов, поскольку в настоящее время у человека появляется возможность изменить пол и расу с помощью медицины. Поэтому при характеристике предписанного, часто прирожденного статуса, строго говоря, имеются в виду биологические пол и раса в отличие от социально приобретенных. Соотношение предписанных и достигнутых статусов в социальной структуре общества, степень их распространения могут служить важным показателем демократизма, цивилизованности данного общества. Исторический опыт показывает, что в традиционном доиндустриальном обществе преобладали предписанные статусы, которые и определяли в целом картину общественной жизни. В современном обществе, напротив, доминируют достигнутые статусы, стимулирующие социальную активность личности, развитие ее духовной свободы и самостоятельности.

От социального статуса принято отличать личный статус, который отражает положение, занимаемое индивидом в малой группе в зависимости от того, как он оценивается по своим личностным качествам. Социальный и личный статус не всегда совпадают: человек может занимать важное место в общественно-политической иерархии и в то же время быть аутсайдером на спортивной площадке. И наоборот, человек, не будучи руководителем, может быть неформальным лидером в компании друзей или в спортивной команде.

Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Иерархия может иметь место между статусными группами (межгрупповая иерархия) и между статусами индивидов в рамках одной группы (внутригрупповая иерархия). Противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях проявляются в расхождении статусов, которое возникает при двух обстоятельствах:

когда индивид имеет высокий статусный ранг в одной группе и низкий – в другой;

когда права и обязанности одного статуса несовместимы с правами и обязанностями другого (например, статус народного депутата несовместим со статусом министра).

При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты:

· статусные права и обязанности: первые определяют то, что носитель данного статуса может делать, вторые – что он должен делать;

· статусный диапазон: установленные рамки, в которых осуществляются статусные права и обязанности;

· статусные символы: внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (военнослужащие носят форму, у каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика);

· статусный образ, или имидж: совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом;

· статусная идентификация: определение степени соответствия индивида своему статусу.

Таким образом, статусы определяют содержание и характер социальных отношений. Они выступают в качестве структурных элементов социальной организации общества, обеспечивающих социальные связи между субъектами общественных отношений. Общество не только формирует социальные статусы, но и создает механизмы их воспроизводства, регулируя распределение индивидов по определенным социальным позициям. Соотношение различных статусов в социальной структуре – существенная характеристика общества, его социальной и политической организации.

Понятие социального статуса тесно связано с понятием социальной роли, которая является его функцией, динамической стороной, т. е. ожидаемым поведением индивида в зависимости от его позиции в обществе.

3.4. Социальная роль как динамический аспект социального статуса

Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус. Это понятие отражает такие ситуации социального взаимодействия, когда регулярно на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Поэтому социальную роль можно определить и как ожидаемое поведение индивида, обусловленное его статусом в обществе. Иными словами, это вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, присущих конкретному статусу.

Социологи рассматривают социальную роль как динамический аспект социального статуса. Если статус статичен, т. е. фиксирует позицию в данной социальной системе координат, то роль – это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Между статусом и ролью существует важное промежуточное звено – ожидание (экспектация), «предъявляемое» обществом или социальной группой к людям данного статуса. Ролевые ожидания (экспектации) могут закрепляться в виде правил, стандартов, норм поведения, а могут иметь и неформальный характер. И в том и в другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции.

Каждый статус чаще всего предусматривает не одну, а несколько ролей. Так, статус университетского профессора предполагает такие роли, как преподавание, воспитание студентов, научное исследование, проведение экспертизы в соответствующей области, администрирование и т. д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяют как «ролевой набор».

В ролевом наборе можно выделить основные роли, к которым относятся семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Успешное освоение и исполнение этих ролей членами общества обеспечивает нормальное функционирование всего общественного организма. В повседневной жизни человеку приходится исполнять также множество ситуационных ролей (роль пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и т. д.).

При всех различиях социальные роли объединяет нечто общее – нормативная структура, в которой выделяются четыре компонента:

· описание типа поведения, соответствующего данной роли;

· предписания, или нормы, определяющие требования к выполнению той или иной роли;

· оценка выполнения данной роли;

· меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли.

Таким образом, социальная роль – это своеобразный образец поведения, требуемый от носителя определенного статуса. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закрепленные за этой социальной позицией.

От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения (интернализации) им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентации.

По мнению некоторых отечественных социологов, процесс реализации социальных ролей в целом определяют следующие факторы:

· биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли;

· личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли;

· характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения;

· структура группы, ее сплоченность и степень идентификации индивида с группой.

В процессе реализации социальных ролей могут возникать определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений.

Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:

v внутриролевые конфликты – это конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

v межролевые конфликты – конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);

v личностно-ролевые конфликты – конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Социальный опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, которые нередко приводят к отказу от выполнения ролевых обязательств, к дискомфорту, моральному кризису, психологическому стрессу. Выходом из положения здесь является применение ряда защитных психологических механизмов («рационализация ролей» – перенос притязаний с одной роли на другую; «разделение ролей», предполагающее «выключение» из сознания индивида нежелательных ролей), а также нормативное регулирование ролей с целью разрешения конфликтных ситуаций.

Следует отметить, что представители структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) рассматривают статусно-ролевые образования как исходные элементы структуры любой социальной общности, любого объединения людей. В зависимости от конфигурации этих элементов, а главное – от конкретного содержания социальных статусов и ролей, возникает множество социальных групп и систем, совокупность которых образует социальную структуру общества в самом широком смысле слова.

Таким образом, статусно-ролевая теория позволяет описывать не только механизмы взаимодействия личности и общества, но и процессы функционирования и развития социальной системы в целом.

Социальные институты

Социальный институт (от лат. institutum – установление, учреждение) – одно из главных понятий в социологии. Существует немало его определений и трактовок. В российском энциклопедическом социологическом словаре социальные институты определяются как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Известный американский социолог Н. Смелзер (чье учебное пособие по социологии завоевало особую популярность в России) определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Нередко социальный институт трактуется и как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

При всех различиях подобные определения объединяет понимание социального института как специфического социального образования, призванного обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их социальных связей.

Социальный институт представляет собой сложную общественную конструкцию, в основе которой лежат нормативные связи, предписывающие определенные стандарты и типы поведения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт – это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, религия, политика, образование, наука, государство), а с другой – система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование их интересов. Именно в социальном институте содержатся самые общие и универсальные ценностно-нормативные образцы поведения, ориентированные на реализацию базовых потребностей человека и общества.

Деятельность любого социального института определяется: 1) набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; 2) интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить его деятельность; 3) наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение определенных функций.

В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные институты:

? институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию – биологическое воспроизводство населения;

? экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);

? политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т. д.);

? социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).

Существуют и другие классификации социальных институтов. Многие социологи особо выделяют институт религии, подчеркивая уникальность его роли в жизни общества. Отмечают также существенное значение церемониально-символических институтов, регулирующих повседневные контакты, разнообразные формы группового и межгруппового поведения. В качестве важнейшего социального института современного общества рассматриваются средства массовой информации, формирующие общественное мнение и оказывающие идеологическое воздействие на сознание людей. Наконец, классификация социальных институтов часто дополняется институтами здравоохранения и социальной защиты.

Следует отметить известную условность любой типологии социальных институтов. В реальной жизни их функции настолько тесно переплетены, что порой бывает трудно провести грань между ними. Так, государство занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения. А институт семьи фактически является пунктом пересечения функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, образования, права, религии, культуры и т. д.).

Каждый социальный институт предполагает как внешние атрибуты, так и внутреннюю содержательную сторону. Так, если правовой институт внешне – это совокупность учреждений и лиц (адвокаты, судьи, прокуроры), то в содержательном отношении – это комплекс стандартизированных образцов поведения, выражающих социальные роли, присущие правоохранительной системе (роль прокурора, адвоката, судьи).

Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Социологи выделяют пять групп таких общих признаков:

установки и образцы поведения (для института семьи – привязанность, уважение, доверие; для института образования – стремление к знанию);

культурные символы (для семьи – обручальные кольца, брачный ритуал; для государства – герб, флаг, гимн; для бизнеса – фирменная марка, патентный знак; для религии – крест, иконы);

утилитарные культурные черты (для семьи – дом, квартира, мебель; для бизнеса – магазин, фабрика, оборудование; для образования – классы, библиотека);

устные и письменные кодексы поведения (для государства – конституция, законы; для бизнеса – контракты, лицензии);

идеология (для семьи – любовь, совместимость; для бизнеса – свобода торговли, расширение дела; для религии – православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам).

Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Когда же социальный институт не выполняет своих основных функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в падении общественного престижа и авторитета социального института, вырождении его функций в символическую, ритуальную деятельность, лишенную рациональных целей.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать стихийное появление видов деятельности, имеющих целью восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной развития «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Преодоление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

  • Анализ результатов исследования. «Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом» данные, полученные в результате обработки анкет подтвердили

  • Социальные отношения - это отношения нормативно-регуляторного порядка, которые складываются между различными социальными и профессиональными группами. Предметом таких отношений обычно выступают коллективные или личные интересы, навязываемая коллективная воля (по отношению к оппонирующей группе), а также экономический или символический ресурс, право на обладание которым заявляют все оппоненты. В этом плане термин «социальный» выступает синонимом понятия «общественный» и служит интегральным обозначением всей глубины взаимодействий, взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в социуме. Вместе с тем употребляется и узкое значение этого словосочетания. В таком случае социальные отношения - это отношения, связанные с борьбой индивидов или групп за право занимать определенные позиции в обществе (так называемый «социальный статус») и, естественно, материальные, символические и экономические ресурсы, которые к этому статусу прилагаются.

    В принципе, если мы говорим о каких-либо отношениях, то имеются в виду отношения, формирующиеся относительно какого-либо предмета или абстрактного понятия. В таком смысле социальные отношения - это между всеми Рассмотрим такой пример, как трудовые отношения на производстве. Работодатель принимает на определенную должность наемного работника, предлагая ему определенный объем постоянных работ, условия, сопровождающие эту работу, и оплату как экономическое вознаграждение за труд. Наемный работник в свою очередь соглашается на все предложенные условия, включая обязанность производить требуемый объем продукции. Кроме этого, работник принимает правила поведения в коллективе и место (социальный статус), которое ему предоставляется вместе с должностью. В результате возникает система социальных отношений (в данном случае производственных), которая существует на протяжении неограниченно долгого времени на ограниченном физическом пространстве. Конечно, любая модифицируется и усовершенствуется, становится более сложной, но по сути остается неизменной и стабильной, конечно, если не возникает социальных конфликтов.

    А что же происходит, если такой конфликт все же возникает? Надо помнить, что социальные отношения - это в общем виде отношения, складывающиеся по отношению к собственности. В роли последней могут выступать как вполне осязаемые объекты (земля, дом, завод, интернет-портал), так и абстрактные понятия (власть, доминирование, информация). Конфликт возникает тогда, когда прежние договоренности о правах на собственность теряют свое правовое, моральное или даже религиозное значение, функции управления и нормативно-статусного регулирования также утрачиваются. Никто не хочет жить по старым правилам, но новые пока еще не созданы, а тем более признаны всеми участниками социального контракта. В итоге происходит не только пересмотр правил игры (в нашем случае - принятие новой редакции Устава или другого уставного документа), но и смены элиты (директорского корпуса), которая приходит уже со своими правилами и требованиями к наемному персоналу.

    Однако вернемся к нашему определению. Социальные отношения - это в широком смысле То есть речь идет и об экономических, культурных, религиозных и прочих отношениях, возникших в процессе формирования социальной организации общества. Любая сфера его жизнедеятельности пронизана темой социальности. Связано это не только с тем, что человек изначально живет в конкретном социальном окружении, усваивает его привычки, навязывает свои взгляды, принимает чужие, то есть включен в процесс социализации. Но он понимает, что не может жить вне общества на Хочет он того или нет, но он вынужден принимать общие правила, иначе общество «выкинет» его из своего круга, превратит в изгоя. Недаром мы сейчас говорим о социальной организации как таковой. По мнению некоторых социологов, именно общество представляет собой наиболее жестко выстроенную корпорацию с использованием вертикально-интегрированной системой управления. Развитие социальных отношений в подобной организации возможно только благодаря подчинению предложенным социальным практикам. Выбор если и возможен, то только в случае смены социальных партнеров: при переходе в другую корпорацию, переезде в иной город или полным разрывом каких-либо связей с прежним личным окружением.

    В течение жизни мы вступаем в социальное взаимодействие с десятками тысяч людей. Это необходимо для того, чтобы решить вопросы правового, экономического, учебного, бытового, личного характера. Подобные связи являются основой общественных отношений.

    Социальные взаимодействия

    Социальные взаимодействия – это регулярные, систематические социальные действия субъектов общественных отношений по отношению друг к другу. При возникших социальных взаимодействиях, действия одного индивида подстраиваются под действия другого, чтобы максимально эффективно прийти к консенсусу и конечной цели.

    Ярким примером социальных взаимодействий являются отношения начальника и работника, преподавателя и студента. Социальные взаимодействия могут возникать как в малых, так и в больших социальных группах.

    Социальные отношения и взаимодействия

    В случае если социальные взаимодействия приобретают стабильный и систематический характер, они приобретают статус социальных отношений. Субъекты социальных отношений имеют ряд прав и обязательств, которые неуклонно должны быть выполнены.

    Социальные отношения могут возникнуть как в процессе межличностных отношений, так и в межгрупповых связях. Социальные отношения могут выражаться в развитие партнерских отношений, либо в социальном противостоянии – конфликте.

    Социальный конфликт

    Социальный конфликт представляет собой вид взаимодействий групп или отдельных индивидов, при котором происходит столкновение взглядов, интересов или позиций участников общественных отношений.

    В зависимости субъектов социального конфликта, конфликты могут возникнуть в личностных, внутригрупповых, межличностных отношениях. Современная социология выделяет такие аспекты возникновения социального конфликта:

    Намерения, которые исходят от участников общественных отношений;

    Снижение уровня доверия между участниками конфликта;

    Невозможность одной из сторон адекватно оценить истинное положение вопросов, возникающих в ходе общественных отношений.

    Как правило, социальный конфликт можно решить благодаря принятию обеими сторонами взаимовыгодного консенсуса.

    Введение. 2
    1. Социальное взаимодействие: понятие, сущность, классификация. 4
    2. Понятие «социальное отношение» - содержание и сущность. 8
    Заключение. 11
    Список литературы.. 12

    Введение
    Понятия «Социальные отношения» и «социальное взаимодействие» можно встретить в трудах философов, экономистов, социологов, психологов и т.д. Содержание данных понятий зависит от того в рамках какой дисциплины они исследуются; от предмета исследования; от направления исследования; от области изучения (социология, политология, философия). Одни исследователи отождествляют понятия «социальное взаимодействие» и «социальные отношения», другие же наоборот доказывают, что это совершенно разные категории. Но несмотря на то, что данные понятия являются предметом исследования многих наук в настоящее время нет комплексного анализа данных категорий. Это обуславливает актуальность темы исследования, тем более данные понятия определяю социальную структуру общества, и являются его неотъемлемой частью. Люди постоянно взаимодействуют друг с другом, являясь субъектом социальных отношений, тем самым влияя на жизнь общества. Результатом таких взаимодействий является изменения в обществе, его структуры и отношений. Так при взаимодействии общества и государства идет процесс принятия тех или решений (реформ) которые изменяют систему ценностей в обществе, социальные позиции индивидов и систему социальных отношений в целом. Поэтому необходим анализ данных понятий изучение их сущности, специфики, при этом следует учитывать изменения, происходящие в данном обществе.
    Не смотря на множество подходов к толкованию данных понятий большинство исследователей полагают, что это взаимосвязанные, взаимозависимые и взаимообуславливающие друг друга категории. Структуру общества характеризует совокупность социальных отношений между индивидами. Социальная структура включает в себя не только социальные отношения, но и зависимости, взаимодействия отдельных элементов (социальные институты, социальные группы и общности разных типов) в социальных системах разного ранга. Неотъемлемой частью социальной структуры общества являются нормы и ценности, которыми руководствуются люди в ходе взаимодействия друг с другом. Социальные нормы регулируют поведения отдельного человека или группы лиц, обеспечивают стабильное развитие общества, защиту его от внутренних и внешних деструктивных воздействий, его воспроизводство. Таким образом, сущность социальных отношений и взаимодействий между людьми заключается в необходимости социализации не только отдельных индивидов и групп людей, но и каждого поколения, а также обучение их принятым и существующим в данном обществе социальным нормам.

    1. Социальное взаимодействие: понятие, сущность, классификация.
    Несмотря на разнообразие исследовательских подходов данная категория мало изучена в литературе, нет отдельных трудов посвященных данному понятия, очень мало комплексных исследований анализирующих процесс «социального взаимодействия». Больше всего исследований посвященных данной категории проводится в философии и социологии. Так В П. Кохановский рассматривает взаимодействие как философскую категорию в которой отражены процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимозависимость и взаимопереход. Если объектом в данном случае выступает человек, то уместно говорить о социальном взаимодействии.
    Категория взаимодействия анализируется в зависимости от задач поставленных исследователем, отражая взаимную связь явлений и процессов. В свою очередь социальное взаимодействие выступает как специфический образ взаимодействия в условиях общественной жизни.
    Исследование данной категории можно встретить и в трудах социологов, таких как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин и других. Многие из них являются представителями определенных школ и течений. Так Дюркгейм, как автор теории социальной солидарности показывает, что люди объединяются в группы, для достижения общей цели имея важные социально-психологические мотивы, побуждающие их собираться вместе.
    Р. Коллинз пишет, что объединение индивидов и их контакты, а также совместная деятельность по достижению общей цели способствует появлению своеобразной эмоциональной энергии, сплачивающей их и позволяющей добиваться успеха в достижении поставленных целей.
    Социальное взаимодействие связывает множество разрозненных людей в единое целое, в определенное сообщество, посредством социального взаимодействия позволяющее познавать себя и реализовать те социальные задачи, которые способствуют его самоутверждению.
    Конт как автор теории социальной статики показывает, что базовым элементом общественной структуры может выступать лишь такая единица, где присутствует социальное взаимодействие. .
    Дж. Хоманс представитель теории социального обмена исследует взаимодействие между людьми с точки зрения получения материальной выгоды. Он показывает, что при взаимодействии каждая из сторон, участвующая в нем, стремится получить для себя максимум выгоды, при этом минимизировав собственные затраты. Одно важнейших из ожидаемых вознаграждений это социальное одобрение. В ходе обмена действиями возникает взаимное вознаграждение, которое становится регулярным и повторяющимся, постепенно перерастая в отношения между людьми, которые, в свою очередь, базируются на взаимных ожиданиях сторон. В данной ситуации нарушение ожиданий одного из участников может повлечь за собой фрустрацию и возникновение агрессивной реакции.
    Еще одним направлением, рассматривающим социальное взаимодействие, является символический интеракционизм. Блумер, как автор данного термина, в своих исследованиях показал основные черты данного направления:
    индивиды совершают свои поступки в отношении тех или иных объектов на основе тех значений, которые они этим объектам придают;эти значения возникают из социального взаимодействия;любое социальное действие проистекает из приспособления друг к другу индивидуальных линий поведения . Анализ понятия социальное взаимодействие можно встретить и в трудах отечественных исследователей. Так В. И. Добреньков, изучая социальное взаимодействие, пишет: «… это процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации интересов. При этом социальные образования могут выступать объектами взаимных интересов как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае выбор индивидами, социальными группами или общностями обусловлен неопосредованно их качествами; во втором содержание результатами их деятельности как средствами реализации своих потребностей» .
    М. Б. Маринов исходит из того, что «среди форм социального взаимодействия можно вычленить непосредственный контакт между людьми и опосредованные формы, которые предполагают ряд связующих звеньев и механизмов (язык, различного рода символы, предметы, ценности и др.)» . Он показывает, что социальное взаимодействие может осуществляться непосредственно либо опосредованно, при этом его содержание требует учета его специфики в категории «социальное взаимодействие».
    Таким образом, социальные взаимодействия могут быть непосредственными и опосредствованными. Первые возникают в ходе межличностного общения, вторые – в результате совместного участия людей в сложных системах (так, предприниматель, изменяющий оплату труда, включается в процесс взаимодействия со всеми рабочими, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже не знает).
    Существуют различные типы социального взаимодействия. Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным основаниям. Так, П. А. Сорокин разграничивает их следующим образом:
    по количеству субъектов взаимодействия – взаимодействие двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов;по продолжительности – кратковременные и долговременные;по характеру – односторонние и многосторонние;по организованности – организованные и неорганизованные;по сознательности – сознательные и стихийные;по «материи» обмена – интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые. Также ряд исследователей выделяют два основных типа социального взаимодействия – это сотрудничество и соперничество. Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей и проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми. При этом строится сотрудничество на основе взаимопомощи, взаимоподдержки, уважения, признательности, стремления учитывать интересы партнера.
    Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голоса избирателей, территория, властные полномочия и т. д.), характеризующееся стремлением отстранить, подчинить, опередить или уничтожить соперника. Также следует отметить, что соперничество может принимать вид конфликта и конкуренции.
    Отсюда возникает необходимость не только всестороннего изучения социального взаимодействия, но и всестороннего исследования возможностей повышения эффективности социального взаимодействия, поиска соответствующих условий и средств. С этой точки зрения социальное взаимодействие является предметом того, что им (социальным взаимодействием) можно и нужно управлять. Задачи управления социальным взаимодействием состоят в том, чтобы сделать его фактором самоутверждающего функционирования и развития общества и его подсистем. И в этих целях становится актуальным изучение генезиса и возможностей сторон взаимодействия, перспектив их изменения, особенностей соединения и взаимовлияния, способов извлечения максимального эффекта.

    2. Понятие «социальное отношение» - содержание и сущность.
    Прежде чем рассмотреть понятие «социальное отношение» необходимо понять, что собой представляет такая категория как «отношение». Впервые категориальный статус понятию отношение придал древнегреческий философ Аристотель. По мнению Аристотеля, мир состоит из тел, являющихся материальными вещами и взаимодействующих друг с другом. С этой целью Аристотель вводит в научный оборот понятие «отношение», которое отображает соотносящиеся друг с другом и реально существующие вещи. Но определяет Аристотель явления и вещи находящееся в отношении, не как непосредственно отношение, а как соотнесённое. В своем произведении Категории Аристотель говорит «Соотнесённым с чем-нибудь является то, что в том, что оно есть само, обозначается зависящим от другого или каким-либо другим способом ставится в отношение к другому» .
    Среди многообразных научных категорий понятие «отношение» занимает особое место – по специфике возникновения, по масштабу социальных функций, по воздействию на субъекты. Такое положение обуславливает интерес как со стороны различных наук – социологии, психологии, философии, политологи, математики, логики, биологии и других наук. Категория «отношение» является многогранным понятием и имеет множество толкований в данных науках. Каждое из направлений трактует данное понятие исходя из своих методологических принципов, и соответственно вносит в толкование категории «отношение» свой определенный ракурс.
    Наиболее распространенна категория «отношение» в философии и социологии, Так как предметом изучения социологии (в широком смысле) является общество и отношения людей в нем, то основным субъектом здесь выступает человек. Так в большом социологическом словаре под редакцией Д. Джерри отношение понимается как «усвоенная постоянная тенденция особым образом воспринимать людей либо ситуации или относиться к ним .
    В новой философской энциклопедии отношение рассматривается как логико-философская категория, которая отображает результат сравнения по какому-либо выбранному признаку.
    Субъектом «отношений» является человек. В данном случае принято говорит о социальных отношениях. В психологии под социальным отношением понимается отношение – «субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой» .
    В словаре «Культурология» А.И. Кравченко данное понятие рассматривается в двух смысловых значениях:
    1) осознанные или неосознанные состояния взаимной зависимости индивидов, обеспечивающие некоторое удовлетворение материальных или духовных потребностей обеих сторон и предполагающие взаимные права и обязанности участников;
    2) субъективное отражение этих зависимостей как готовность выполнять соответствующие обязанности, зафиксированные на уровне аттитьюдов в диспозиционной системе личности .
    П. А. Сорокин показывает, что считает социальные отношения являются «социальной клеткой» общества, изучая их исследователь получает информацию о социальных явлениях и процессах происходящих в обществе. Он считает, что отношение становится социальным при соблюдении следующих условий:
    наличности двух или большего числа индивидов, обусловливающих переживания и повеление друг друга;
    наличности актов, посредством которых они обусловливают взаимные переживания и поступки;
    наличности проводников, передающих действие или раздражение актов от одного индивида к другому» .
    Понятия «социальные отношения» и «социальное взаимодействие» взаимосвязаны друг с другом, взаимозависимы и взаимодополняемы. Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров . Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляющимся характером.
    Социальные отношения могут быть политическими, экономическими, национально-этническими, профессиональными, правовыми, семейно-родственными, социокультурными, религиозными и др. В многообразии всех видов социальных отношений принято различать две основные группы: идеологические и материальные. К материальным относятся материальные отношения людей к природе, экономические, производственные; ко вторым - правовые, религиозные, нравственные, политические, эстетические и др. При этом идеологические отношения рассматриваются как надстройка над материальными социальными отношениями.
    В современной литературе практически нет комплексного анализа понятия социальные отношения; большинство научных теорий, рассматривают «отношение» лишь в целом, затрагивая только отдельные аспекты исследования. Вследствие этого необходим комплексный теоретический и методологический анализ сущности данного понятия, особенностей его функционирования и развития в истории научной мысли, а также изучение современных исследований данной категории.

    Заключение
    Социальные отношения и взаимодействия людей могут осуществляться непосредственно, или опосредствованно, и в зависимости от этого иметь соответствующее содержание, которое может изменять или сохранять. Российское общество развивается в трудных условиях (климатических, геополитических, географических и других) должно приспосабливаться к окружающей среде (освоение территорий, организация жизни на них и т.д.), поэтому возникает необходимость в развитии и укреплении социальных отношений и взаимодействий между людьми.
    В современной литературе практически нет комплексного анализа понятий «социальное взаимодействие» и «социальное отношение»; большинство научных теорий, рассматривают их лишь в целом, проводя анализ только отдельных аспектов исследования. Вследствие этого возникает необходимость в комплексном теоретическом и методологическом анализе сущности данных понятий, особенностей их функционирования и развития в истории научной мысли, а также изучение современных исследований данных категорий.
    Но не только всестороннее изучение социального взаимодействия и социальных отношений должно являться целью исследований, необходимо всестороннее исследование возможностей повышения эффективности социального взаимодействия и социальных отношений, поиск соответствующих условий и средств. С этой точки зрения социальное взаимодействие и социальные отношения является предметом того, что ими можно и нужно управлять. И в этих целях становится актуальным изучение генезиса и возможностей сторон взаимодействия и отношений между людьми, перспектив их изменения, особенностей соединения и взаимовлияния, способов извлечения максимального эффекта.

    Список литературы
    Аристотель, Категории / Аристотель; пер. А. В. Кубицкого; ред., вступ. ст. и примеч. Г. Ф. Александрова; Акад. наук СССР, Ин-т философии, Моск. ин-т истории, философии и лит. - Москва: Социально-экономическое издательство, 1939. – 83 с. 2 6а.Блумер, Г. Общество как символическая интеракция / Г. Блумер // Современная зарубежная социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 173–179.Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н.Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999, Т. 1 544с.Добреньков, В. И. Социология / В. И. Добреньков. М.: Инфра-М, 2000.С. 419.Конт, О. Взгляд из России / О. Конт. М.: РАГС, 2000. С. 70.Краткий психологический словарь / ред. А. В. Петровский, ред. М. Г. Ярошевский, ред., сост. Л. А. Карпенко. - 2-е издание, расширенное, дополненное и исправленное. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 506с.Культура и культурология: словарь / ред.-сост. А. И. Кравченко. - Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 926с.Маринов, М. Б. Исследование социальной структуры общества / М. Б. Маринов // Социс. 2000. № 5. С. 54.Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество: пер. с англ. /П. А. Сорокин; общ. ред. А. Ю. Согомонов. М.: Политиздат, 1992. С. 218.Электронный ресурс. Режим доступа: http://pochit.ru/istoriya/3837/index.html?page=6