Фотография умирающего ребенка в африке. За что кевин картер получил пулитцеровскую премию

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 3 июля 2015; проверки требуют.

Широкую известность Картеру принёс сделанный им 25 марта 1993 года в Судане снимок умирающей от голода девочки, поблизости от которой приземлился стервятник , дожидающийся её смерти. За эту фотографию Кевин Картер получил Пулитцеровскую премию. Снимок был куплен газетой The New York Times и шокировал общественность . Сам Картер стал объектом нападок со стороны СМИ, обвинивших его в жестокости и бесчеловечности. Так газета St. Petersburg Times (Флорида) писала:

«Человек, который настраивает свой объектив лишь для того, чтобы сделать удачный снимок страдающего ребёнка, всё равно что хищник, всего лишь ещё один стервятник».

По воспоминаниям Жуана Силвы (англ.) , военного фотографа, также бывшего членом клуба «Bang-Bang Club», в ходе той поездки по Судану Картер впервые стал свидетелем массового голода и был сильно шокирован представшими перед ними картинами. Родители сфотографированной девочки в тот момент были заняты разгрузкой самолёта с гуманитарной помощью и ненадолго оставили измождённого ребёнка одного; в это время поблизости от девочки сел стервятник. Чтобы оба, и ребёнок и стервятник, оказались в фокусе, Картер медленно приблизился к девочке, стараясь не спугнуть птицу, и сделал серию снимков с дистанции около 10 метров. После чего он прогнал стервятника.

Двое фотографов из Испании, Хосе Мария Луис Арензана и Луис Давилла, не зная о снимке Картера, сняли в этой местности похожие кадры. По их версии, это не составило особого труда, поскольку стервятники там довольно распространены, а дети настолько измождены голодом, что стоит им перестать двигаться, как их уже не отличить от трупа.

«Так что вы берёте телеобъектив и снимаете ребёнка на фоне стервятника. И хотя, в действительности, от одного до другого может быть 20 метров, на снимке будет казаться, что стервятник вот-вот начнёт клевать ребёнка».

Оказалось, что девочка на самом деле мальчик по имени Конг Ньонг и о нём позаботились на пункте продовольственной помощи ООН . Конг Ньонг, по словам его семьи, умер в 2008 году.

Через три месяца после получения премии в возрасте 33 лет Картер покончил жизнь самоубийством . 27 июля 1994 года он выехал на своём пикапе на берег реки, где примотал липкой лентой один конец шланга к выхлопной трубе, а другой провёл через боковое стекло в салон и оставил двигатель на ходу. Картер скончался от отравления угарным газом . Отрывок из его предсмертной записки гласит.

Это фото, снятое в марте 1993 года в деревне Айод (Ayod) в Судане, стало символом голода.

Его сделал фотограф из Южной Африки Кевин Картер. Ему было 33 года.

На снимке виден измождённый голодом ребёнок, сильно ослабевший, не имеющий даже сил передвигаться.

Неподалёку от него стервятник, кажется, ждёт мгновения, когда сможет броситься на свою беззащитную жертву.

Фотограф снимает тогда по меньшей мере пять кадров. Более того, он ждёт минут двадцать, надеясь на то, что гриф расправит крылья, что ещё больше усилит воздействие фотографии. Так об этом расскажет газета "Le Monde" в 2013 году . Но хищник не стал расправлять крылья и фотограф наконец прогоняет его. Он отходит в сторону и рыдает. Когда к нему подходит его друг и коллега Жоао Сильва (Joao Silva), оказавшийся тоже в этой деревне (несколько фотографов тогда поехали с миссией гуманитариев, чтобы рассказать об ужасах голода в Африке), то, по его воспоминаниям "...когда он мне объяснил, что он только что заснял, то на нём не было лица. Он только протягивал руку в сторону той сцены, которой больше не было и не переставая говорил о своей дочери Меган, он хотел поскорее вернуться к ней. Кевин настолько был поражён этой сценой, что вне сомнения, она останется в его памяти до конца жизни".

Эффект от её публикации был невероятным, вспоминает "Le Monde", перепечатавший фотографию, как это сделало большинство крупнейших газет: "Газета получила тысячи писем от людей, интересовавшихся тем, что же стало с девочкой". Редакция была вынуждена опубликовать статью о том, что девочка смогла добраться до приюта, но неизвестно, выжила ли она потом.

12 aпреля 1994 года, то есть ровно спустя год, Кевин Картер получает Пулитцеровскую премию . Эту очень престижную награду сопровождает волна вемсьма резкой критики.
Фотографа осуждают за неэтичное поведение. Кевина, не помогшего ребёнку, самого рисуют в виде того коршуна, что на фотографии, только ещё более жестокого.

В одно прекрасное утро, то есть, если быть точным, 27 июля 1994 года, спустя всего несколько месяцев после получения приза, Кевин Картер сводит счёты с жизнью, запустив работать мотор машины в гараже, и отравившись выхлопными газами. Его смерть только усилила критику: ага, мол, разве не является самоубийство фотографа практическим признанием его вины?


После очередной полемики, разразившейся в Испании по поводу публикации фотографии обнажённой женщины , лежащей на тротуаре на Гаити, фотожурналист еженедельника "El Mundo" Альберто Рохас (Alberto Rojas) , решает провести расследование по поводу фотографии Кевина Картера.

Вначале он встречается с испанским фотографом Хосе Мария Луисом Арензаной (José Maria Luis Arenzana), который тоже был в этой деревне Айод в 1993. Этот фотограф сделал похожий снимок, и ребёнок на его фото отнюдь не был предоставлен самому себе. Он находился всего в нескольких шагах от своих близких и от приюта, устроенного западной гуманитарной миссией, где таких детей выхаживали и кормили.

Свидетельство этому - браслет на запястье ребёнка.

То есть Кевин Картер ничто и не мог сделать для ребёнка.

После нескольких дней, проведённых на юге Судана, Альберто находит отца ребёнка.
Оказывается, что это мальчик, а не девочка, как написали все газеты. Конечно же, никто в той деревне не видел фотографии. Причём никто не удивлён тем, что на снимке есть стервятник - их тогда развелось видимо-невидимо в том районе. Причём отец ребёнка, которого (ребёнка) звали Конг Нионг (Kong Nyong), подтвердил, что его тётка была рядом с ребёнком, в паре метров от него (мать умерла при родах). Она стояла в очереди за едой, которую раздавали детям деревни добровольцы гуманитарной организации "Врачи мира".

Отец его стал с тех пор уважаемым в селе человеком, входит в Совет старейшин и рассказал ему, что мальчик благополучно выжил, но... умер 14 лет спустя от малярийной лихорадки.

Так Рохас отстоял честь фотографа Кевина Картера, сообщив, что

Предлагаем вашему вниманию 15 фотографий, за которыми стоят реальные истории, в своё время ужаснувшие даже самых опытных криминалистов. Снимок, который вошел в историю под названием «Самое красивое самоубийство». Эвелин Макхейл (Evelyn McHale) покончила с собой, спрыгнув с небоскрёба «Эмпайр-стейт-билдинг». Оказавшийся поблизости фотограф Роберт Уайлс (Robert Wiles) запечатлел тело Макхейл, упавшее на лимузин ООН. Перед самоубийством Макхейл ушла от своего жениха. Её предсмертная записка гласила: «Ему будет лучше без меня. Я никому не смогла бы стать хорошей женой».
Регина Кей Уолтерс (Regina Kay Walters). Эта фотография 14-летней Регины Кей Уолтерс была сделана серийным убийцей Робертом Беном Роудсом (Robert Ben Rhoades), впоследствии схваченным за рулём фуры, в прицепе которой была оборудована камера для пыток. Перед тем, как сделать этот снимок, Роудс обрезал своей жертве волосы и заставил её надеть платье и туфли на каблуках, а затем убил её в амбаре в штате Иллинойс.
Тайлер Хэдли (Tyler Hadley). 17-летний Тайлер Хэдли хотел устроить вечеринку, но его родители были дома, поэтому он до смерти забил их обоих молотком. Он спрятал трупы, навёл порядок и пригласил гостей, в то время как тела его родителей оставались в доме. Этот снимок был сделан в ночь после убийства, когда Тайлер признался в содеянном своему другу Максу (слева).
Снимок фотографа Кевина Картера (Kevin Carter), удостоенный Пулитцеровской премии. Фотограф из ЮАР Кевин Картер работал в Судане во время голода в 1993 году. На снимке запечатлен умирающий от голода ребёнок, который ползёт в сторону центра распределения питания, в то время как рядом рыщет стервятник в ожидании лёгкой добычи. Картер не мог подходить к детям из-за угрозы заражения. Через три месяца после церемонии вручения Пулитцеровской премии 33-летний Картер покончил жизнь самоубийством, не выдержав тягостных воспоминаний.
Трэвис Александр (Travis Alexander). Последняя фотография Трэвиса Александра, сделанная его бывшей девушкой Джоди Ариас (Jodi Arias) перед его убийством. Она пришла к нему домой и, пока они дурачились, несколько раз его сфотографировала. Тело Трэвиса было найдено в ванной пять дней спустя с 27-ю колотыми ранами, перерезанным горлом и пулей в голове.
Культ «Небесных врат». 26 марта 1997 года 39 адептов культа «Небесных врат» покончили жизнь самоубийством, веря, что их души будут доставлены на комету Хейла-Боппа на космическом корабле. Основатель культа Маршалл Эпплуайт (Marshall Applewhite) убедил их, что скоро Землю очистят инопланетяне, поэтому они должны покинуть этот мир.
Бланш Монье (Blanche Monnier). Бланш Монье 24 года удерживалась в заточении в комнате, где ей приходилось жить среди собственных испражнений. Её обнаружили в 1901 году, когда кто-то указал полиции её местонахождение. Женщина 24 года не видела солнечного света.
Рейнальдо Дагса (Reynaldo Dagsa). Филиппинский политик Рейнальдо Дагса фотографировал свою семью во время празднования Нового года. В кадр попал и его убийца. Им оказался угонщик автомобиля, которого Дагса когда-то упрятал за решетку.
«Храм народов». Американский проповедник Джим Джонс (Jim Jones) основал религиозное движение «Храм народов», которое вошло в историю самым массовым самоубийством. 918 адептов культа покончили с собой, отравившись цианидом.
Дин Корлл (Dean Corll). Дин Корлл получил прозвище Леденец за то, что постоянно раздавал конфеты соседским детям. Он был одним из самых жестоких серийных убийц в истории. В промежутке между 1970 – 1973 годами Корлл изнасиловал и убил не менее 28 мальчиков. У него было двое сообщников, один из которых его и застрелил. Этот снимок был найден среди его личных вещей. Мальчик с этой фотографии так и не был опознан, что наводит на жуткие мысли, что жертв маньяка было гораздо больше 28-ми.
Джон Леннон и его убийца Марк Дэвид Чепмен. Чепмен убил Леннона всего через несколько часов после того, как был сделан этот снимок. Когда Чепмена спросили, почему он это сделал, он ответил: «Я думал, мне достанется его слава».
Массовое убийство в школе «Колумбайн». Этот снимок был сделан за две недели до массового убийства в школе «Колумбайн», когда были застрелены 12 учеников и один учитель. В левом верхнем углу можно разглядеть двух школьников, которые имитируют стрельбу по камере. Многие видят в этом жесте страшное пророчество.
Снимок, сделанный в газовой камере в Освенциме, Польша.
Теракт в Оме. Этот снимок был сделан за несколько минут до теракта в Оме в Северной Ирландии. Взрывное устройство было заложено в красном автомобиле, который вы видите на этом снимке. Взрыв, организованный Подлинной Ирландской республиканской армией, унёс жизни 29 человек. Отец и сын, запечатлённые на этом снимке, остались живы.
Путешественник Кристофер Маккэндлесс (Chris McCandless). Последний автопортрет, сделанный Кристофером Маккэндлессом перед тем, как он отправился в необитаемую часть Аляски. Вскоре после того, как был сделан этот снимок, охотники обнаружили тело Маккэндлесса в заброшенном автобусе. Как впоследствии выяснилось, путешественник отравился корнем ядовитого растения.

Пулитцеровская премия является самой престижной наградой в области журналистики. При относительно небольшом вознаграждении в десять тысяч долларов она безоговорочно приносит признание в журналистском мире. Но иногда Пулитцеровская премия не сулит ничего хорошего. Так, южноафриканский журналист Кевин Картер в 1994 году получил премию за лучшую художественную фотографию.

Фотография умирающей от голода девочки, вблизи которой приземлился стервятник, ожидающий ее , обошла и шокировала весь мир.

Фотографы, которые были в тот момент рядом с Картером, сделали много подобных снимков и рассказывали потом, что ситуация была такова, что смерть буквальна витала в воздухе Судана.
Картер впервые стал свидетелем таких ужасных картин: девочки пошли разгружать с гуманитарной помощью и оставили дочь одну. В это к ней подлетел стервятник. Фото сделано так, как будто девочка уже почти , а стервятник вот-вот пожрет ее.

Впервые снимок опубликовал журнал New York Times, который купил его у Картера. На фотографа обрушился целый шквал обвинений, что он смакует жестокость и глумится над святыми чувствами родителей. Что он сам мало чем отличается от стервятника. Несмотря на все это, Пулитцеровский комитет присудил ему свою премию.

Жизнь Кевина Картера после премии и его смерть

Известность не принесла журналисту пользы. Буквально через три месяца после публикации фото в New York Times Картер подъехал на своем автомобиле к берегу реки, примотал скотчем шланг к выхлопной трубе, а второй конец вставил в приоткрытое окно, оставив двигатель включенным. Картеру на тот момент было всего тридцать четыре года. Это была уже не первая его попытка самоубийства, однако на этот раз он не выжил.
В своей предсмертной записке фоторепортер признался, что высшие достижения обесценивают жизнь и делают ее ненужной.

Картер оставил предсмертную записку, в которой жаловался на безденежье и невыносимые условия жизни. В то же время фотограф был на пике своей славы - весь журналистский мир разделился на сторонников и противников Картера - критика и восхищение им слились в лучах славы. Он стал желанным гостем на вечеринках и тусовках, и на него буквально сыпались предложения о работе от известных журналов. Но слава ему была не нужна - Картер мучился от депрессии, что не помог той девочке со снимка. К тому же он был наркоманом. Перед смертью его часто посещали видения убитых и раненых людей, которых он снимал.

24 ноября 2011, 11:46

Эта история широко известна в узких кругах тех, кто увлекается фотографией, но я узнала о ней совсем недавно и она не идет у меня из головы. К началу лета 1994 года фотограф Кевин Картер был на вершине славы. Он только что получил Пулицеровскую премию, предложения работы от знаменитых журналов сыпались одно за другим. «Меня все поздравляют», - писал он родителям, - «Не могу дождаться встречи и показать вам свой трофей. Это - самое высшее признание моей работы, о котором я не смел и мечтать».
Кевин Картер получил Пулицеровскую премию за фотографию «Голод в Судане» , снятую в начале весны 1993 года. В этот день Картер специально прилетел в Судан, снимать сцены голода в маленькой деревне. Устав от съемки умерших от голода людей он вышел из деревни в поросшее мелким кустарником поле и внезапно услышал тихий плач. Оглядевшись, он увидел лежащую на земле маленькую девочку, по всей видимости умирающую от голода. Он хотел сфотографировать ее, но внезапно в нескольких шагах приземлился гриф-стервятник. Очень осторожно, стараясь не спугнуть птицу, Кевин выбрал наилучшую позицию и сделал снимок. После этого он подождал еще минут двадцать, надеясь, что птица расправит крылья и предоставит ему возможность сделать кадр получше. Но проклятая птица не шевелилась и, в конце концов, он плюнул и отогнал ее. Тем временем девочка видимо набралась сил и пошла - точнее сказать поползла - дальше. А Кевин сел возле дерева и заплакал. Ему вдруг жутко захотелось обнять свою дочь... Через день он вернулся в Йоханнесбург. В это время голод в Судане был «модной» темой и «Нью-Йорк Таймс» сразу же купил его фотографию. 26 марта 1993 года она была опубликована. Уже через несколько дней редакция была завалена письмами с единственным вопросом - что стало с девочкой . Картер не мог на него ответить. Фотография сразу же стал символом бедственного положения в Африке, а Кевин Картер стал знаменитостью. Но настоящее признание пришло позже, 23 мая 1994 года, когда Картер получил Пулицеровскую премию.
И лишь одно омрачало радость. Сначала тихо, потом все громче и громче стал звучать вопрос: а что случилось с девочкой? Почему он не помог ей? Газеты больше не называли его «гениальным фотографом». «Человек, спокойно настраивающий свой объектив, чтобы снять мучения маленькой девочки», - писал журнал «Тайм» (Флорида), - «все равно что хищник, еще один стервятник». Позже Картер говорил друзьям, что жалеет о том, что не помог девочке: ведь рядом был лагерь Объединённых Наций, где голодающим оказывали помощь. Но было уже слишком поздно. Он впадает в глубокую депрессию. Это тут же сказывается на его работе: спеша на важную встречу, он опаздывает на самолет, потом теряет отснятые пленки… Утром 27 июля - последнее утро своей жизни - Кевин был в прекрасном настроении. Провалявшись в постели до обеда, он пошел в редакцию местной газеты, пообщался с бывшими коллегами. Потом навестил вдову фотографа Кена Остербрука* . Остерброк, коллега и близкий друг Картера, погиб в небольшом поселении в 25 километрах от Йоханнесбурга 18 апреля того же года, под перекрестным огнем. Вооруженные столкновения в ЮАР прекратились спустя полторы недели, когда на выборах победил Африканский Национальный Конгресс во главе с Нельсоном Манделлой. Около 9 часов вечера Картер подъехал к небольшой речушке, с помощью садового шланга соединил выхлопную трубу с салоном, включил музыку, завел машину и … уснул. В предсмертной записке Кевин Картер писал: «Я устал … без телефона … без денег на квартплату … на детей … на отдачу долга … деньги!!! Меня преследуют воспоминания об убийствах и трупах и злости и боли … о голодных или раненных детях».
В 2005 году режиссер Дон Краусс снял документальный фильм «Смерть Кевина Картера». ____________________________________________________________________________ * В 1990м году Картер объединился с Остербруком, Грегом Мариновичем и Жоао Сильва в «Bang-Bang Club» - так они назвали свой журнал, выходивший в Йоханнесбурге и наглядно демонстрирующий страшную реальность сегрегации (политика принудительного отделения какой-либо группы населения). Четверо отчаянных направились из центра ЮАР к южным бантустанам (резервациям чернокожего населения). Подпольное существование Африканского Национального Конгресса, официально запрещенного в год рождения Кевина, провоцировало население на гражданскую войну. Белое население ЮАР, к тому времени сократившееся в два раза - до 11% от общего населения республики - оказалось под угрозой, за цвет кожи убивали, не раздумывая, даже в столице. В вооруженных столкновениях на улице использовали и камни, и копья, и АК-47. Силва расскажет поздней о своем первом снимке: «На чьих-то похоронах скорбящие заметили какого-то постороннего парня, начали его избивать, а когда он попытался сбежать, стреляли ему в спину, потом сели в машину, догнали, расстреляли в упор, а затем сожгли. Мой снимок сделан в момент, когда парень лежит на земле, а толпа собирается растоптать его».
В 91-ом Маринович получил Пулитцера за серию снимков жестокого убийства сторонника апартеида в Зулу, и «Bang-Bang Club» в этом составе развалился. Картер остался в хороших дружеских отношениях с Остербруком, продолжавшем выпускать журнал.