Как птицы весну встречают беседа. Весенние птицы: какие прилетают весной первыми

22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.
Весна

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!



Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему.
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.Из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок или кулик. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат - 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.

Заклички 22 марта
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток.

Обрядовое дерево
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Выпекание жаворонков
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Хоровод «Ручеек»
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Обряд отпускания птиц на волю
Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.

Конечно Масленица

По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну .

Весна

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат - 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день .

Заклички 22 марта

22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки .

В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок или кулик.

Обрядовое дерево

Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.

Выпекание жаворонков

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.

Хоровод «Ручеек»

Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Обряд отпускания птиц на волю

Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз . На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.

Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.

«Исстари на Руси заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю. В Москве этот обряд [совершался] ... против Охотного ряда. Сюда с утра приходит народ, покупает птиц и своими руками выпускает их из клетки на волю. Прежде на исполнение этого обычая стекались со всех сторон и только одна темная ночь прекращала сборище».

Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Какие птицы прилетают к нам первыми весной , про каких птиц можно сказать, что они предвестники весны.

Существует мнение, что самыми первыми весной всегда прилетают те птицы, которые последними улетели. И, наоборот, в последнюю очередь прилетают птицы улетевшие первыми.

Исходя из этого «графика прилёта и отлёта птиц» можно составить список, первых вестников весны, птиц, которые прилетают к нам весной первыми.

Грач весной, прилетел и важно прогуливается…

Есть ещё такая птица чибис, которая, в зависимости от региона и его широты, может прилететь даже в конце февраля – начале марта.

Затем весной прилетают трясогузки, чайки, сороки, горихвостки, дрозды, журавли.

Прилетают овсянки, утки и гуси занимают озёра и реки, соловьи наполняют леса.

Возвращаются ласточки, стрижи, и конечно кукушки и т.д.

Не следует забывать, что на весенний прилёт птиц влияет природа. Те птицы, которые зимуют не так далеко, реагируют на приход ранней весны первыми.

В природе всё разумно! Как только начинает сходить лёд на реках, сразу прилетают утки, гуси. Действительно, было бы глупо им прилететь первыми, а водоём для них ещё во льдах, не готов.

Весной утки возвращаются на водоёмы

Вестники весны, птицы – приметы

Вестниками весны птицы являлись всегда. В народе существует множество примет и суеверий, праздников, связанных с прилётом птиц.

Если увидишь скворца, значит весна у крыльца

Жаворонок летит к теплу

Гусь весну кличет

Прилёт весной ласточки, к скорым грозам

Трясогузка маленькая, а лёд хвостом разбивает

Вот они какие — первые весенние птицы, которые к нам прилетают, приносят на крыльях нам весну, тепло и радость.

Будем благодарны им за это!!!

Занятие на тему

«Весну встречаем, птиц поджидаем!»

Цель: развивать связную речь у детей, используя приёмы мнемотехники.

Задачи:

Познавательные:

§ Активизировать и расширять словарь детей по лексическим темам «Весна» и «Перелётные птицы»;

§ Учить планировать высказывание, опираясь на графическую модель;

§ Формировать практические навыки словообразования и построения фразы, используя приём картинно – графии;

§ Закреплять знания детей о перелётных птицах и учить использовать их в составлении рассказов.

Развивающие:

§ Развивать связную речь;

§ Стимулировать и поощрять творческие проявления детей;

§ Способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.

Воспитательные:

§ Воспитывать интерес к окружающей природе и жизни перелётных птиц, умение заботится о них, быть добрыми, внимательными;

§ Формировать чувство коллективизма , взаимопомощи , доброжелательное отношение друг к другу и гостям;

§ Совершенствовать умение внимательно слушать взрослого и своих товарищей.

Предварительная работа:

Ø Чтение произведений о весне, о жизни перелётных птиц;

Ø Заучивание загадок, стихов, пословиц, поговорок, примет по данным лексическим темам;

Ø Разучивание физкультминуток, пальчиковых игр;

Ø Рассматривание картин, иллюстраций о весне, перелётных птицах.

Оборудование:

ü Картины и иллюстрации о весне:

ü Картинки с изображением перелётных птиц;


ü Игра «Собери и прочитай»;

ü Графический план для составления рассказа;

ü Грачонок (поделка из бумаги);

ü Фуражка лесника;

ü Игрушечное ружьё, берет (для охотника);

ü Мнемотаблицы.

Здравствуйте, дети! Сегодня мы посетим картинную галерею. Тему выставки картин я попрошу прочитать Мишу: «Весну встречаем, птиц поджидаем». Чтобы войти в зал, необходимо выполнить следующее задание, назовите одним словом всё, что я произнесу:

Март, апрель, май. – Весна.

Тает снег, с крыш капает. Капель.

Бежит, звенит, журчит. Ручей.

Участок земли, где снег растаял. – Проталина.

Птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются. – Перелётные птицы.

Домик для птиц. – Скворечник.

Цветок, растущий из-под снега. Подснежник.

Много воды. – Разлив.

Лёд идёт по реке. – Ледоход.

Проснулся медведь, ёжик. – Пробуждение.

Я сегодня поработаю экскурсоводом. Обратите внимание на эти картины. Что на них изображено?

Ледоход, прилёт птиц, первые дни весны.

Пройдите, пожалуйста, за мной. Что это такое? Кто-то испортил картины? Надо это исправить. Ребята, помогите, пожалуйста. (Дети играют в игру: «Сложи и прочитай». Карточки с иллюстрациями на данные лексические темы разрезаны на три части, их нужно правильно сложить и прочитать, получившиеся слова).

Сейчас мы поиграем в игру «Расскажи про свою птицу». По картинке и графическому изображению вам нужно составить фразу. (Картинки птиц: утка, скворец, соловей, грач, ласточка, кукушка. Графические изображения: открытый клюв с нотками, червячок, гнездо, волнистая линия, скворечник, гусеница).

Соловей звонко поёт песню.

Грач ходит по полю и ищет червячков.

Утка плавает в пруду.

Скворец заселяется в скворечник.

Ласточка строит себе гнездо из травы и глины.

Кукушка клюёт с листочка гусеницу. (Используется приём картинно - графия).

Дети, пока вы реставрировали картины, у вас устали руки и особенно пальчики, я предлагаю для них гимнастику .

Тили – тели, тили – тели -

(Большие пальцы скрещены и сцеплены, остальные плотно прижаты друг к другу. Это - летят « птицы.» и машут крыльями).

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –

(При перечислении загибают пальцы.)

Серенькое пёрышко,

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж –

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

(Так же, как в начале «птицы» машут крыльями).

Песни звонкие запели.

(Открывают и закрывают «клювики»).

Дети, я приглашаю вас пройти в следующий зал. Обратите внимание на то, как много здесь иллюстраций разных птиц. А здесь лежат птицы, почему-то отдельно от картин. Что-то на них написано? Предлагаю прочитать: птица, птичка, птенец, птенчик, птицы, птичий (двор), птицелов. Что это за слова, дети?

Дети: Это родственные слова.

Логопед: Дополните, пожалуйста, картину, разместив птиц на дереве.

Посмотрите, ребята, какие необычные картины! Мне кажется, что здесь что-то закодировано? Посмотрите внимательно, какая информация закодирована на этой картине?

Дети: Информация о погоде.

Логопед: Надо раскодировать.

Дети: Какой был день?

Солнечный

Облачный


Ветреный

Дождливый, и т. д.

Логопед: Что закодировано здесь?

Дети: Какие были птенцы?

Маленькие

Беспомощные

Желторотые

Пушистые

Голодные

Прожорливые и т. д.

Логопед: Что с ними случилось?

Дети: напугала кошка

Налетел коршун

Прилетела стрела

Не воспитанный мальчик выстрелил из рогатки

Вывалился из гнезда на землю

Сдуло сильным порывом ветра и т. д.

Логопед: Кто мог помочь птенцам?

Добрый человек

Мама с папой

Птичья стая и т. д.

Логопед: Я предлагаю составить рассказ о том, что могло случиться с птенцами. А помогут вам в этом раскодированные картинки.

1) Повторение плана рассказа по мнемотаблицам;

2) Сначала нужно рассказать о погоде;

3) Какими были птенцы?

4) Кто их напугал? (Что случилось с птенцами?);

5) Кто им помог?

Рассказы детей.

Логопед: Кто хочет рассказать о птенцах?

Кто хочет составить другой рассказ?

Оценка рассказов детей: Был ли рассказ Славика похож на Мишин? Ребята, как важно, чтобы в рассказе вы называли с птенцом каких птиц, случилась эта история.

Физкультминутка.

Дети, представьте себя стайкой грачей.

Вот на ветках тч, не кричи!

(Указательный палец поднести к губам, погрозить.)

Чёрные сидят грачи.

Разместились в гнёздышки,

Распустили пёрышки,

(Руки опустить вниз).

Греются на солнышке,

(Обхватить себя и погладить по рукам).

Головой вертят,

(Повернуть голову вправо, влево).

Полететь хотят.

(Встать, руки в стороны).

Кыш! Кыш! Кыш! Улетели!

(Хлопки руками, руки в стороны, лёгкий бег).

Полетали, полетали, прилетели

(Руки в стороны, лёгкий бег).

И опять все в гнёзда сели.

(Присесть, руки вперёд, замкнуть в круг).

Логопед: Дети, представим себя лесником, он осматривал лес и спас птенчиков. Саша будет лесником дядей Ваней. (Предлагаю фуражку лесника. Слушаем рассказ.)

За что можно похвалить нашего Сашу?

Кто ещё хочет рассказать о том человеке, который помог птенцам?

Охотником хочет быть Артём. (Надеваю берет, даю ему ружьё).

Интересный ли был рассказ у Артёма? Какой мы дадим ему совет?

Дети, я прошу вас устроить тишину в группе, кто-то давно постукивает в окно, да это…(показываю грачонка, сделанного из бумаги).

Дети: Грачонок!

«Здравствуйте, ребята! Я слышал, как вы рассказывали о птицах. И очень хочу, чтобы вы сочинили про меня сказочку.

Логопед: Можно я начну сказку? В некотором царстве, в лесном государстве жила-была птичья семья: папа грач, мама грачиха и маленький, чёрненький, очень любознательный грачонок.

Однажды, когда родителей не было дома, грачонок забрался на краешек гнезда и стал всё рассматривать. Он посмотрел вверх, по сторонам, затем наклонил голову вниз и …

Дети: (вывалился из гнезда). Грачонок стремительно падал вниз. Он подумал: «Я сейчас разобьюсь, но я не хочу погибать». Птенец замахал крыльями, закрыв глаза. Когда грачонок открыл глаза, он увидел, что сидит на земле, а перед ним толстая, зелёная гусеница. Вдруг он услышал: «Помоги мне, грачонок! Она меня съест». Грачонок присмотрелся и увидел рядом с гусеницей маленький росточек. Птенчик не задумываясь схватил гусеницу и стал клевать её. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнуха и угостил грачонка своими вкусными семечками. (Сказку дети сочиняют по цепочке. Я сажу «грачонка» на плечо к ребёнку, тот продолжает сказку.)

Грачонок: «Очень интересная получилась сказка, я полечу в наш грачевник и расскажу её своим друзьям».

Логопед: Дети, мне очень хочется узнать, понравилась ли вам экскурсия в картинную галерею. Если понравилась, то улыбнитесь. Что вам понравилось больше всего?

Весна


Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое, ласковое.

Весной небо высокое, чистое, голубое, ясное.

Весной облака легкие, перистые, пушистые.

Весной с крыш свисают сосульки длинные, сверкающие.

Весной трава молодая, светло-зеленая, нежная.

Весной на деревьях набухают зеленые, липкие почки.

Весной прилетают: грачи, ласточки, скворцы.

Март, апрель, май.


Ранняя весна.


голубой – дети хлопают

Земляной - дети хлопают.

Другой – дети хлопают.


Точка – дети хлопают.


Машут руками и подпрыгивают.

«Клюют».

Погладить руки, носики.

Машут руками

«Клюют».

Картина.

Прилет птиц, Весна, Птицы весной.

Художник изобразил весну.


На улице стало тепло.

Светит яркое весеннее солнышко. Небо чистое, светлое, голубое, высокое, яркое, весеннее, ясное, лучезарное.

Деревья весной просыпаются. На них появились почки и молодые зеленые листочки. Почки липкие, зеленые, пахучие.

Земля весной оттаивает. Земля мягкая, рыхлая, теплая.

Трава весной молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.

Яблоня зацветет.

Перелетных птиц.

Ласточка, скворец, чиж, кукушка, грач, соловей, дрозд.

Острокрылая.


Чернокрылый.


Белогрудая.


Короткохвостый.


Толстоклювый.


Длиннохвостая.


Это гнездо с птенцами.

Гнездо сделано из тонких прутьев и соломы.

Черная с фиолетовым отливом грачиха принесла в своем большом, толстом клюве червяка. Грачата тянутся своими клювиками к червяку. Она его нашла в огороде, когда рылась в земле.
На ветке березы сидит изумрудно-фиолетовый с многочисленными белыми крапинками скворец. Он поет песенку. Скворчиха несет в клюве перышко. Она устраивает в скворечнике гнездо.

Высоко в небе летят острокрылые ласточки. Они тоже будут строить гнезда .

Вот как птицы весну встречают.

Хорошее, радостное.


Лучше всего начать рассказ с описания природы. Скажем, какое солнце, небо, деревья, земля, трава.

Потом мы расскажем о перелетных птицах, о том, что они делают.

Мы расскажем какое настроение вызывает картина.

1-й ребенок. Наступила весна. Стало тепло. Светит яркое весеннее солнышко. Небо чистое, светлое, голубое, высокое, ясное, лучезарное, весеннее, яркое. Деревья весной просыпаются. На деревьях появились почки и молодые зеленые листочки. Почки липкие, зеленые, пахучие. Земля весной оттаивает. Она теплая, мягкая, рыхлая. Трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая. В траве распустились желтые одуванчики. Зацвели яблони в саду.

2-й ребенок. Прилетели перелетные птицы. На березе – гнездо с грачатами. Гнездо сделано из тонких прутьев и соломы. Черная с металлически-фиолетовым оттенком грачиха принесла в своем мощном толстом клюве червяка. Грачата тянутся своими клювиками к червяку. В огороде грачи роются в земле и ищут червей.

3-й ребенок. На ветке березы сидит изумрудно-фиолетовый с многочисленными белыми крапинками скворец. Он поет песенку. Скворчиха несет в клюве перышко. Она устраивает в скворечнике гнездо. Высоко в небе летят острокрылые ласточки. Они тоже будут строить гнезда

4-й ребенок. . Картина написана в светлых тонах и вызывает радостное настроение.

Ребенок повторяет весь рассказ.

Птицы весной.