Морские волки: романтическая профессия или тяжелый труд? Профессия моряк.

Моряк — объединяющее наименование всех морских профессий, это человек, который работает на транспортном судне или служит на корабле Военно-морского флота.

Заработная плата

30.000–80.000 руб. (izobata.ru)

Место работы

Моряки работают в портах, на транспортных и военных суднах.

Обязанности

Само по себе слово «моряк» обобщает все морские специальности. В зависимости от выполняемых функций моряки могут быть капитанами, штурманами, лоцманами, матросами и т. д. При этом на судне, как правило, представлено две основных службы — палубная и машинная.

Капитан стоит во главе всего экипажа и палубной службы, куда входят офицеры — старший, второй, третий, четвёртый помощники капитана, а также рядовой состав — боцман, матросы, повара и официанты. Палубная команда готовит к эксплуатации грузовые трюмы и палубные механизмы — занимается смазкой, уборкой, покраской.

Старший механик возглавляет машинную службу, куда входят офицеры — второй, третий, четвёртый, системный механики, электромеханик, рефрижераторный механик, а также рядовой состав — мотористы, уборщики, сварщики, токари. Машинная команда поддерживает в работоспособном состоянии весь комплекс механизмов машинного отделения.

Важные качества

В профессии моряка важны такие качества, как: трудолюбие, ответственность, быстрая реакция, умение работать в команде, аналитический ум, умение владеть собой в стрессовых ситуациях, готовность к долгим поездкам.

Для некоторых профессия моряк окутана романтикой. Сразу представляются бескрайние пейзажи, чужие страны и высокие зарплаты. Однако люди, успевшие связать свою жизнь с работой на корабле, рассказывают, что все не так безоблачно.

Кто такой моряк?

Это любой член команды, совершающей рейсы на гражданских или военных судах. Моряк - это общее название, объединяющее представителей разных профессий, бороздящих бескрайние синие просторы. Это и обыкновенный матрос, и повар, и капитан.

Профессия моряк имеет огромную социальную значимость. Наиболее распространена в портовых городах. На международном судне экипаж может состоять из представителей разных национальностей, в числе которых могут оказаться русские. Но по мнению самих моряков, чаще всего этой профессией занимаются филиппинцы.

Особенности

Работа только на первый взгляд может показаться простой. Профессия моряк таит в себе некоторые опасности. Например, посещая разные страны, член экипажа может подхватить болезнь, от которой у него не выработался иммунитет из-за проживания в другом климате.

Работа в море предполагает не совсем комфортные условия. Придется изо дня в день выполнять рутинную работу, не имея возможность сменить обстановку. Также необходимо терпеть качку и вибрацию.

Однако не все так пессимистично. Кому-то приносит радость созерцание красивейших пейзажей, вдыхание свежего соленого воздуха и возможность посещения дальних стран.

Профессия моряк доступна тем, кто обладает навыками, необходимыми для работы на судне. На торговых и военных флотах не бывает лишних или случайных людей. Каждый член экипажа выполняет свои функции.

Если для вас привлекательна профессия моряк дальнего плавания, нужно быть готовым месяцами находиться вдали от дома. Рейс может длиться 4-6 месяцев. Не каждый потенциальный кандидат готов проводить столько времени вдали от друзей и близких.

Как стать моряком?

Выбрать дело всей жизни непросто. Профессия моряка для детей привлекательна возможностью дальних странствий и познанию нового. Некоторые дошкольники мечтают заниматься этой работой.

Если повзрослев, они не передумают и не изменят свой выбор, получить специальность, связанную с судоходством, можно будет в одном из многочисленных морских учебных заведений. Несколько лет обучения способны превратить начинающего специалиста в превосходного моряка.

Есть немало специальностей, которые напрямую не связаны с судоходством, но тоже необходимы на корабле - повар, моторист, механик и т.д. Освоить эти профессии можно в обычных учебных заведениях, а уже по их окончании никто не запрещает связать жизнь с морем.

Опытные специалиста говорят, что это не просто работа, а смысл жизни. Иначе что может заставить человека уйти в плавание, оставив привычную жизнь на большой земле?

Перспективы

Экипаж корабля делят на машинную и палубную команду, также на судне присутствует обслуживающий персонал. Чтобы занять младшую должность, то есть стать матросом на судне, достаточно пройти специализированные курсы. Найти их можно при торговых портах или мореходных учебных заведениях.

Получив свидетельство по результатам обучения, новоявленный матрос может устроиться в порт и, наработав необходимую практику, присоединиться к экипажу одного из судов.

Чтобы стать офицером, придется поступить в мореходный вуз или училище. После получение образований будущий сотрудник может получить работу на круизном лайнере или торговом судне.

Перспективы профессии состоят еще и в том, что моряк может работать на российских судах или присоединиться к международной команде. Однако во втором случае он должен быть готов освоить иностранный язык.

Тех, кого интересует профессия военный моряк, также ожидает обучение. Например, в Нахимовском училище.

Если будущий специалист хочет стать частью команды торгового флота, нужно не только пройти обучение в вузе, но и получить опыт. Проработав в течение года обычным матросом, недавний выпускник будут допущен к экзаменам в квалификационной комиссии. При успешной сдаче таких экзаменов ему выдадут рабочий диплом. Параллельно с этим нужно будет получить несколько дополнительных сертификатов. На основании всех этих документов потенциальный кандидат получает возможность устроиться по специальности.

Зарплата

Размер дохода моряка зависит от того, работает он на российском или иностранном судне. Вместо сложной шкалы попытаемся пояснить эту разницу на нескольких примерах.

Если верить официальным источникам, зарплата капитана, работающего на грузовом судне, может составлять 500 000 рублей. Однако Минсоцразвития не уточняет, какая судовая компания выплачивает морякам столь щедрое вознаграждение.

Как говорилось выше, размер зарплат зависит от компании-судовладельца. Например, в некоторых фирмах капитан на аналогичной должности зарабатывает от 180 до 225 тысяч.

В некоторых компаниях доходы моряков несоизмеримо ниже. Например, в калинградском порту средние зарплаты для капитанов буксиров составляют 11-15 тысяч.

Если говорить о матросах, то специалисты, работающие под российским флагом, зарабатывают от 30 тысяч рублей.

Разброс зарплат для моряков весьма широк и зависит от нескольких факторов.

В последнее время все чаще одесситы видят новости о том, что те или иные моряки попадают в сложные ситуации и годами находятся на судах в водах чужих стран.

Наши корреспонденты неоднократно обращались к родственникам таких моряков и сталкивались с тем, что родные просто не понимают, как себя вести в подобных ситуациях.

Наш корреспондент побывал в благотворительном фонде помощи морякам «Ассоль» и пообщался с председателем правления Анной Муруговой, которая рассказала, как себя вести морякам и родственникам в сложных ситуациях.

С какой проблемой к Вам чаще всего обращаются моряки?

— 80% случаев – это невыплата заработной платы. Эта ситуация началась в 2008 году с началом мирового кризиса, который, естественно, затронул и морское судоходство. Многие судовладельцы были вынуждены приостановить контракты, у многих они были сорваны, некоторые судовладельцы обанкротились, много судов стали в чужих портах, в чужих странах. На практике добиться выплат кране сложно.


Возьмем, к примеру ситуацию с судном Free Neptun. Экипаж обратился с проблемой невыплаты заработной платы. Оператором выступила греческая судоходная компания Free Neptun Balker , экипаж полностью украинский, нанимался двумя крюинговыми компаниями – одесской и мариупольской. Зашли во внутренние воды государства Оман, сначала это был один порт, потом из-за дороговизны судовладелец упросил экипаж перейти в порт Сахар. В порту не предусмотрена стоянка для этого судна, и оно просто стоит на рейде уже второй год. Экипажу крайне сложно добраться до берега, для этого им нужно вызывать катер, который стоит денег.

Что делать экипажу, которому перестали выплачивать заработную плату? И как себя вести родственникам, куда обращаться?

— Когда моряки нанимаются на работу, у каждого из них есть индивидуальный контракт, который может быть подкреплен коллективным договором. Если в течении первых двух месяцев не выполняются условия контракта, то экипаж имеет право вступить в переписку с судоходной компанией, передавая свои рапорты о погашении задолженности по выплате зарплаты через капитана, который является представителем судоходной компании. Если в течение 4-х месяцев зарплаты так и нет, он имеет подать рапорт на списание денежных средств в соответствии с поправкой от 18 января 2017 года Конвенции МОТ 2006 года. Поправка обязывает судовладельца сделать так, чтобы на борту судна была банковская гарантия выплаты зарплаты в течение 4-х месяцев. Дальше моряк должен принять для себя решение – стоит ли оставаться дальше на борту судна, где ему задерживают зарплату.

Если ситуация зашла в тупик и владелец на грани банкротства, то экипаж должен четко понимать, что если ему не выплатили первые три месяца зарплату, то шансы, что труд оплатят – минимальные.

А если не получается решить вопрос в рамках конвенции?

— Нужно отстаивать интересы в судах. Это может быть суд страны, в которой зарегистрирован судовладелец, может быть страна, где моряк нанимался на работу или страна, где судно задержали. Но надо понимать также, что интересы будут представлять адвокаты, которые работают не бесплатно. И если Вы застряли в какой-то стране, то украинские адвокаты не смогут участвовать в судебном процессе, но родственники могут попросить украинского адвоката найти в необходимой стране компаньона, который уже будет вести дело.

Также нужно понимать, что с гружеными суднами ситуация решается довольно быстро, так как судовладелец не заинтересован, чтобы груз простаивал. А если судно пустое, то процесс может затянутся.

Когда дело приближается к выпуску, самые предусмотрительные курсанты начинают запасаться жёнами. Пока ты доучиваешься в большом городе, у тебя есть достаточный выбор кандидаток и время, чтобы присмотреться друг к другу, а то и успеть развестись.

А то ведь получишь назначение в какую-нибудь заполярную базу - какие там невесты? Да и не до того будет, лейтенанту хватает других забот. Жениться же во время отпуска - большая лотерея, хотя вот такой случай из воспоминаний однокашников. В Питере в те ещё времена в ресторане заключили пари - поведу под венец любую, да вон хоть из-за того столика!

Подходит: девушка, предлагаю вам выйти за меня замуж! А та отвечает - да нет проблем (хотя в те времена это по-другому звучало). Ах, так! ну поехали в ЗАГС. А там отпускникам послабления были в плане сроков. Короче, вышли мужем и женой.

И жили они долго и счастливо, но не вместе:) Милые девушки, решившие связать свою судьбу с моряком! Будьте готовы к тому, что жизнь вам в основном придётся прожить в одиночестве, в смысле, без мужа. Есть много профессий, где мужчины часто отсутствуют дома, но флотские в первых рядах.

И начаться это может буквально сразу после выпуска. Как известно, чтобы стать адмиральшей, надо выйти замуж за лейтенанта, а то и пораньше. И пройти с ним все этапы службы и быть готовой к этому одиночеству.

А бывало и так - приезжает лейтенант с супругой к месту службы. Представляется начальству и интересуется, где можно поселить жену. Ему же отвечают: товарищ лейтенант, вы служить прибыли, или где? Вот столько-то вам часов на отправку жены к маме, одна нога тут, другая там!

Если же исхитрится и пристроит её где-нибудь - сидеть ей в этом где-нибудь одной. Сперва он должен сдать на допуск к самоуправлению согласно занимаемой должности. Месяц на это даётся. А потом начинается служба корабельная, неважно, что корабль у стенки стоит. Даже старпому Корабельный устав в статье 191 вменял: " Частое оставление корабля старшим помощником командира корабля несовместимо с должным исполнением им своих служебных обязанностей."
Что уж там о лейтенантах говорить?

Мне досталось служить на ракетных катерах. Команда на них не живёт за исключением когда катер является дежурным. Для офицеров в казарме помещений не было предусмотрено, вроде бы вот оно, ежедневная семейная жизнь!

Ага. В части вы должны появиться не позже полвосьмого утра, значит, встать соответственно с предполагаемым временем приведения себя в порядок и переезда общественным транспортом, возможно, с другого конца города. Вечером раньше девятнадцати о сходе не стоит и помышлять, а там, как комдив решит, ему-то ещё дольше сидеть, как комбриг решит:)

А кроме того - оргпериоды, дежурства, патрули, обеспечения, парково-хозяйственные дни и что там ещё придумает изобретательный ум начальства, чтобы вы реже появлялись дома. Я вот лейтенантом, сменившись с суточного дежурства, ездил на жд станцию руководить разгрузкой картошки для бригады, в выходной день водил матросов в культпоходы, а проводя с ними занятия по специальности и политзанятия, и так своё скудное свободное время тратил на подготовку к ним.

Что уж говорить о больших кораблях, стоявших на якорях в севастопольской бухте - жёны могли полюбоваться ими с Графской пристани и сказать детям: воон на том кораблике сейчас папа.

Как-то мы с женой посчитали: из 21 года нашей семейной жизни, пока я носил погоны, только 11 я был в Севастополе, а теперь вычтите из них все эти дежурства и пр. и длительность служебного дня.

Мой старший сын вырос практически без моего участия. Срочную тоже служил на флоте. Когда я спросил его, а не хотел бы он пойти в моряки, он с удивлением глянул на меня и сказал: я видел, как вы прожили с мамой, я себе такой жизни не хочу.

Впрочем, не будем кривить душой и делать вид, будто нет такой категории лиц женского пола, которую подобное положение дел вполне устраивает, деньги-то муж исправно высылает. - Я не для того училась в консерватории, чтобы киснуть с тобой в каком - нибудь занюханном Лиинахамари (а есть места и более занюханные:) - и остаётся в Питере.

Сколько может просуществовать такая семья - по разному бывает.

Проблема жилья. Есть такие места, где ключи можно получить сразу по прибытию к месту службы, обычно это места отдалённые. А в Севастополе, например, снять комнату семейному было очень нелёгкой проблемой, с наличием ребёнка ещё более усложнявшейся.

Проблема работы. Почти сто процентов гарантии, что по специальности она работать не будет, а скорее всего, что и не по специальности тоже. Во-первых, вакансий нет, во-вторых, появляются дети, а их куда? Детских учреждений-то тю-тю.

Трудно молодой здоровой женщине сидеть одной в четырёх стенах, пусть даже и общаясь с такими же, как она. Бывало и попивать с тоски начинали, сперва понемножку "с девочками", а там как кривая вывезет. Проблему заместителей мужей в физическом плане затрагивать не хочу, она была, есть и будет.

Но время идёт, и в вашей семье, не смотря ни на что, подрастают такие дочери:

Станут ли они жёнами офицеров? Вопрос, конечно, интересный.

Работа в судоходной отрасли отличается от других сфер. Никогда не знаешь, в какую страну приведёт очередной контракт. А если моряк трудится в секторе морской добычи и транспортировки нефти и газа, то он постоянно «мечется» в поисках лучшего предложения - компании, зарплаты, условий труда (ничего плохо в этом нет, это обычная практика). В кризис найти хорошее место становится непросто: вакансий становится меньше, особенно на начальном уровне, а конкуренция – выше. Ресурс Marine Insight приводит топ-42 самых востребованных сайтов по трудоустройству для моряков. Они расположены в списке в случайном порядке.

  1. Maritime Connector.
  2. Job 2 Sea. Один из самых быстрорастущих сайтов для поиска работы в морской отрасли.
  3. Find a Mariner. Здесь можно найти работу в секторе морской нефтегазодобычи.
  4. Vacanseas.
  5. Job Ships. Ориентирован преимущественно на азиатский континент.
  6. Maritime Jobs 4 You. Здесь можно найти предложения даже для таких сегментов, как дноуглубление, буксировка, оффшорная индустрия и береговые работы.
  7. Vcrew.
  8. Seafarer Jobs.
  9. Sea job. Как и предыдущий сайт, в основном содержит вакансии для азиатов.
  10. Fast Stream Recruitment Group.
  11. Maritime Union. Предлагает бесплатные услуги по поиску работы.
  12. Maritime Jobs. Здесь ищут специалистов по управлению персоналом, инженеров-проектировщиков, сотрудников отдела эксплуатации судов и другие.
  13. Sea Career. Предлагает работу для моряков на борту оффшорных DSV, AHTS, PSV & ROV вспомогательных судов, включая танкеры, пассажирские суда, контейнеровозы, сухогрузы и другие специализированные суда, а также работу на берегу.
  14. Jobs at Sea.
  15. Oil Careers. Соискатели смогут найти здесь должность как в судоходном, так и в нефтепромысловом секторах.
  16. All Cruise Jobs. Как следует из названия, «заточен» на круизный сектор, часто обновляется.
  17. Maritime Career. Сюда могут заходить те, кто готов работать не только на судне, но и в других секторах морской отрасли.
  18. Sea Job Hunt. Относительно новый сайт, который постепенно набирает популярность.
  19. Maritime Employment. Сайт не делает упор на каком-то конкретном регионе, здесь собраны вакансии со всех уголков мира. Отличительная особенность этого ресурса в том, что он является бесплатным как для работодателей, так и для соискателей.
  20. Jobs in Maritime. Разные сектора, но в основном в Великобритании.
  21. gCaptain Maritime & Offshore Jobs. Вакансии всех уровней со всего мира.
  22. Maritime Jobs – MaritimeJobs.org.
  23. Seaman Job Site. Большинство предложений – работа на Филиппинах, но сайт содержит более 1000 вакансий.
  24. Trade Wind Jobs. Отличается тем, что содержит бесплатные предложения о трудоустройстве в крупнейших судоходных компаниях мира.
  25. Marine Recruitment. Особенность в том, что это британский сайт, следовательно, он ориентирован на свой рынок.
  26. 7 Oceans. Крупнейший в Европе сайт по поиску работы в морской отрасли.
  27. Job on Ship. Публикует предложения работы от агентств по найму и судоходных компаний вместе с их контактными данными. В основном сюда заходят индийские моряки.
  28. Shore Marine. Как видно из названия, предлагает работу по морским специальностям на берегу.
  29. Nautilus International Jobs. Сайт выпускается профсоюзом моряков и береговых работников. В основном содержит предложения от компаний, расположенных в Соединённом Королевстве, но здесь присутствуют и некоторые ведущие судоходные компании.
  30. Shipping Jobs – Spinnaker. Один из старейших порталов по трудоустройству моряков.
  31. Navis Consulting. Подбирает кадры для судоходного и оффшорного секторов.
  32. Seaman Jobsite. Здесь также можно найти морские новости, советы, должностные инструкции и другую полезную информацию.
  33. Global Shipping Careers.
  34. Elite Maritime Selection. Ищет высококлассных специалистов по всему миру – от инженеров до руководителей.
  35. Flagship Management.
  36. Maritime Executive Recruiters.
  37. Indeed. Находит все размещённые в интернете вакансии и все сайты по трудоустройству.
  38. Naukri. Один из самых известных индийских сайтов для моряков.
  39. Atlas 4 Jobs.
  40. Career Builder.
  41. Simplyhired.
  42. Monster. Последние три позиции в списке – это аналоги русского HeadHunter, но здесь можно найти несколько вакансий для морских специалистов, просто правильно задайте ключевое слово в поиске.

Перечислять веб-сайты, предлагающие услуги в трудоустройстве моряков, можно до бесконечности. Marine Insight попытался выбрать из этого огромного количества те, которые часто обновляются, и подлинность которых не вызывает сомнения.

Перевод ЦИА РПСМ