Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ

Данная статья посвящена актуальной проблеме в системе образования: формированию позитивной мотивации у дошкольников, методам и приемам ее развития.

Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности.

Следует различать понятия мотив и цель. Цель – это предвидимый результат, а мотив – побуждение к достижению цели.

Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду. Главная цель мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности и развития речи.

Виды мотивации:

Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, если я буду хорошо заниматься, то мам купит мне машинку).

Внутренняя мотивация – мотивация, связанная с самим содержанием деятельности. В свою очередь внутренняя мотивация делится на положительную и отрицательную мотивацию. Положительная мотивация основывается на положительных стимулах (например, я научусь делать «чашечку», и мама обрадуется). Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (например, если я не буду делать «моторчик», то родители меня накажут).

Методы формирования мотивации дошкольников совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Практические

Эти методы используются в логопедической практике с помощью различных приемов:

  • Дидактические игры и игровые приемы

Еще Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры. В зависимости от учебной задачи и содержания занятия могут быть использованы:

Речевые игры и игры на развитие ВПФ («Хлопни, когда услышишь», «Четвертый лишний», «Помоги Незнайке», «Светофор», «Чего не стало», «Словесный сад»)

  • Сказочные сюжеты («Сказка о веселом Язычке»)
  • Ролевые отношения (развитие речи с помощью сюжетно-ролевых игр: «Детский сад», «Зоопарк», «Путешествие»)
  • Сказочные и литературные персонажи (Незнайка, собака Найда, Федора, Буратино, Айболит и др.)
  • Игры-путешествия, поездки, приключения (в лес, в зоопарк, на разных видах транспорта, в Страну Гласных звуков)
  • Настольно – печатные игры («Логопедическое лото», «Шиворот — Навыворот», «Алфавит», «Дары природы» и др.)
  • Сюрпризный момент (письмо, посылка, гость и т.д.)

Создание ситуации успеха

Одним из аспектов повышения мотивации дошкольников является поощрение. Слова одобрения, похвала взрослых помогает самоутверждению, уверенности в собственных поступках. Поощрение должно быть заслуженным (в пределах возможностей ребенка). Необходимо проводить беседы с родителями о возможности создания ситуации успеха.

Сказкотерапия

Использование сказкотерапии на логопедических занятиях приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально – волевой сфере; улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарный запас, лексико – грамматические отношения, связная речь.

Наглядные материалы

Наглядность облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным.

Наглядно – игровые средства способствуют развитию лексико – грамматического строя речи, пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, речевой практики. Это могут быть предметные картинки, иллюстрации, сюжетные картинки, наглядно – методические пособия и игры, выполненные из ярких, современных, легко обрабатываемых материалов, эстетически оформленные.

Применение ИКТ

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи можно использовать ИКТ. В настоящее время разрабатываются и совершенствуются компьютерные программы для логопедической коррекции речи. Компьютерная программа «Учимся говорить правильно. Развитие речи.» направлена на формирование фонематической системы и связной речи. Коррекционно – логопедическая программа «Игры для Тигры» представляет собой готовый набор для использования специалистом в нескольких коррекционных направлениях, что позволяет задействовать всю анализаторную систему, организовать дифференцированный подход к обучению. Программа «Домашний логопед» красочно представляет артикуляционную гимнастику, дает подробную характеристику звуков, персонажи мотивируют, легко и доступно дают знания ребенку.

Программа профессора Хиггинс – это полный фонетический и лексический мультимедийный справочник – тренажер, предназначенный для желающих научиться говорить грамматически правильно, с хорошим и отчетливым произношением, являющимся нормой речи.

Можно использовать свои компьютерные разработки и презентации.

На индивидуальных занятиях можно сохранить в памяти компьютера образцы речи ребенка в начале, в процессе и в конце коррекции звукопроизношения. Давая детям возможность прослушать эти образцы, можно достичь высокой положительной мотивации логопата. Так ребенку легче понять свои ошибки и в дальнейшем добиваться их устранения.

Соревновательные моменты

Например, дыхательные упражнения «Футбол», «Буря в стакане», игра «Кто больше подберет слов?», «Отгадай загадку», «Кто первый составит схему слова», «Рыбалка».

Логоритмика и пальчиковые игры

Помогают развивать общую и мелкую моторику, активизируют интерес к логопедическим занятиям. Например, логоритмика Железновых.

Элементы арт-терапии (лепка, аппликация, рисование)

Методы арт-терапии на логопедических занятиях используются для снятия психологического напряжения, стрессовых ситуаций и при коррекции неврозов.

Есть и нетрадиционные приемы формирования мотивации дошкольников на логопедических занятиях. Например, мультттерапия.

Учитель – логопед Борисова Е.А. предлагает с целью стимулирования мотивации и познавательного интереса у ребенка использовать на логопедических занятиях сюжеты из современных мультипликационных фильмов. Она считает, что примером мультипликационного героя, которого можно использовать на логопедических занятиях как средство повышения познавательной активности детей, является Лунтик.

«Лунтик и его друзья» - это замечательный, добрый и познавательный мультсериал, главным персонажем которого является существо, прилетевшее к нам с Луны - маленькое, пушистое и очень доброе сиреневое создание - Лунтик. Он делает первые шаги по нашей планете, узнает мир и пытается найти себя в нем, находит верных друзей и хорошую семью. Добрый юмор, красивые пейзажи, забавные сюжеты и очень яркие персонажи сериала не дадут заскучать ребенку во время просмотра удивительных и таких интересных приключений лунного гостя. Образ Лунтика близок детям возрастной группы от двух до четырех лет. Отсутствие негативных моментов в главном герое мультфильма, по задумке создателей делает детей добрее, а также обучает основам морали и этики.

Смешарики - это дружная семейка забавных круглых персонажей, каждый из которых имеет круг личных увлечений. По своей привлекательности сериал не уступает лучшим достижениям классической российской анимации. Особое внимание при создании сериала уделяется использованию природных форм и цветов, которые переключают внимание ребенка на многообразие окружающего мира, компенсируя сухость и техногенность большинства образов современности. Шарообразность персонажей символически подчеркивает их доброжелательность и миролюбие, а также позволяет ребенку легко воспроизводить полюбившихся героев.

Педагогическое сопровождения дошкольников и младших школьников в проекте «Смешарики» имеет своей целью повышение эффективности развития и воспитания ребенка в духе толерантности и ненасилия, а также формирования у дошкольников познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, а также основ безопасности жизнедеятельности.

Помогает в формировании мотивации дошкольников и интегрированная НОД (логопед – воспитатель, муз. Руководитель, педагог – психолог и др.) Такие занятия помогают целостно и интересно воспринимать информацию. Произвольное внимание дошкольников находится в стадии развития, поэтому для привлечения активного внимания нужно вовремя чередовать формы и методы обучения. В структуру занятий можно включать физкультминутки. Они помогают не только переключить внимание, но и способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики.

С помощью диагностики уровень познавательной активности детей на логопедических занятиях можно оценить, как высокий, средний или низкий.

Высокому уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:

  • эмоционально положительная реакция детей на приглашение к занятию;
  • адекватная скоростная реакция на начало занятия;
  • вопросы к логопеду о предстоящем занятии, его теме;
  • устойчивость внимания к предлагаемым заданиям;
  • интерес к занятию от его начала до конца;
  • живая эмоциональная реакция на предлагаемую деятельность;
  • искреннее желание справиться со всеми трудностями, встречающимися по ходу занятия.

Среднему уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:

  • спокойная реакция детей на приглашение к занятию (не наблюдается резкого оживления, но нет и проявлений негативизма);
  • поведение ребенка на занятии можно оценить, как пассивное: интереса не проявляет, активного участия не наблюдается);
  • при непосредственном обращении, ребенок реагирует адекватно;
  • внимание неустойчивое;
  • эмоциональный фон пассивный.

Низкому уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:

  • резко отрицательная эмоциональная реакция детей на приглашение к занятию;
  • попытки отсрочить время начала занятия;
  • отсутствие каких-либо вопросов о предстоящем занятии;
  • повышенная отвлекаемость детей в течение всего занятия;
  • пассивная или негативная реакция на предлагаемые задания;
  • нежелание преодолевать встречающиеся трудности, равнодушие к происходящему

Показателями выраженности познавательной активности являются.

Антонина Жукова
Создание игровой мотивации на разных возрастных этапах

МДОУ «Детский сад «Дружба»

Доклад на тему :

«Создание игровой мотивации на

разных возрастных этапах »

Воспитатель : Жукова А. А.

Темы ООД, её цель и ход предусматривают творческий подход. Я стараюсь применять как можно больше средств, чтобы образовательная деятельность была интересной, носила образовательный и воспитательный характер! Дети очень ласковые, доверчивые, любознательные. Каждая деятельность открывает для них что-то новое, которая потом становится для них своим, знакомым, понятным, близким. Они не любят однообразие, не могут долго слушать, спокойно сидеть. Они очень любят играть. Поэтому в процессе обучения включаю игры. Во время ООД мы играем в серьёзные и умные игры. Но играем мы не ради игры, а ради того, чтобы у всех детей пробудить огонек пытливости любознательности. К нам приходят и мы приглашаем в гости известных героев детских сказок, мультфильмов, веселых и забавных человечков. Они задают детям «хитрые» вопросы, приносят письма с просьбами, заданиями, головоломками и т. д.

Кто-то ходил в гости к детям, к тем кто правильно объяснял путь движения от детского сада к своему дому.

Почемучка всегда приходил с трудными вопросами. Он сам очень грамотный, многое знает. Огорчается, если мало кто из детей может ответить на его вопросы. Ведь интересное, загадочное запоминается надолго.

Дети очень любили, когда на занятиях появлялся Буратино, любили исправлять его ошибки. Также интересен был им и Незнайка.

Вот как, применяя элементы игры, я многому обучала своих детей. У них исчезало умственное напряжение и утомление. Они быстро и с большой охотой выполняли все задания.

Итак, серьёзная, целенаправленная игра помогла закрепить знания детей, подвести итог занятия, снять умственное напряжение.

Игра в дошкольном возрасте – один из любимых видов деятельности.

Поэтому игровой метод занимает важное место в обучении дошкольников. Создание игровых ситуаций позволяет привлечь непроизвольное внимание детей. В условиях игры воспитателю легче активизировать внимание детей, удержать его на предлагаемом содержании, формировать интерес к работе в условиях коллектива.

Возможность развить у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание у воспитателя – педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приёмы на занятиях .

При проведении игр учитываются знания детей, интерес, знать и учитывать игровой опыт детей , представлять, какие конкретные задачи решаются во время ООД при использовании того или иного игрового приёма .

Игру предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра должна быть похожа на настоящую игру. Одним из признаков игрового приёма является игровая задача – определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми.

Игра, соответствующая возрасту , доставляет детям ни с чем не сравнимую радость и позволяет взрослым эффективно управлять их действиями.

Чтобы вызвать и поддержать у малышей интерес деятельности, направленной на овладение элементарными знаниями и умениями, на развитие познавательной активности, широко используются игровые приёмы . Нередко всё занятие целиком проводится в форме игры.

1. Рассказать детям, что у каких-то игровых персонажей что-то случилось. Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т. д.

Сами персонажи этого сделать не могут, но они слышали о том, что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.

2. Обратиться к детям с вопросом, согласны ли они помочь (дождаться ответа – согласия) .

3. Предложить детям научить их делать это очень хорошо (также дождаться ответа – согласия) .

4. Во время работы каждый ребёнок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется, высказывает свои пожелания и т. д.

5. Эти игрушки используются воспитателем и для оценки работы детей, которая даётся от лица игрушек, как бы с их позиции.

6. По окончании работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя при желании полученный продукт.

Целесообразно , чтобы в рассказах воспитателя в основном действовали одни и те же персонажи. Тогда дети полюбят их, приобретут устойчивый интерес к их жизни и происходящими с ними событиями.

Любимцем детей был медвежонок Миша, персонаж театра кукол. Он умеет говорить, погладить по головке наиболее отличившихся, покачать головой и пожалеть, если у кого-то что-то не получилось или кто-то чем-либо огорчён. Миша поздравлял детей с днём рождения. Заглядывал в детские работы и «шептал» слова одобрения. Иногда сердился на кого-нибудь и уходил обратно в лес. В лесу тихо, никто не шумит, не беспокоит его. Дети интересовались им, старались не обидеть его, чтобы он не ушёл. Они верят, что Миша, как и они, может думать, сердиться, радоваться. Ведь у детей нет границ между реальным и воображаемым.

Потребность в создании игровой мотивации сохраняется и в старшей группе дошкольного возраста .

Игровые приёмы используются с целью вызвать у дошкольников интерес к предлагаемым заданиям.

Уже на новом программном содержании, решая новые учебные задачи, воспитатель продолжает предъявлять детям сложные для них задания в игровой форме , вводит мотивы , побуждающие дошкольников выполнять работу качественно.

В подготовительной группе также используются игровые приёмы обучения , но их удельный вес значительно сокращается, уступая место другим приёмам, позволяющим формировать у детей осознанное отношение к учебной задаче.

В старшей, подготовительной группе целесообразно непросто включать дидактические игры, а объединять их единой темой, сюжетом. Например : путешествие (в лес, цирк, космос и т. д.) .

Игровые формы ООД : спектакль, сказка, встреча и т. д.

Каждый раз, готовясь к ООД, мы неоднократно затрудняемся. Как начать? С чего? Чтобы детям было интересно. Наши дети очень любят путешествовать, поэтомуООД я провожу в виде путешествий.

Путешествия провожу самые разнообразные :

«В страну сказок» .

«В страну Любознаек» .

«На остров Фантазий» .

«Путешествие на площадь «Искусств» , где познакомимся с архитектурными памятниками».

«Космический полёт на ракете» . И т. д.

Приведу пример (конструирование) .

Ребята, вы готовы к очередному нашему путешествию?

Проверьте, всё ли вы с собой взяли? А не забыли взять с собой в путь фантазию, выдумку, хорошее настроение?

Прежде чем мы наметим маршрут сегодняшнего путешествия, послушайте одну историю.

Однажды в музее случайно обнаружили упавший за стеллаж старый конверт. Его края были сильно потрёпаны. Вид загадочного конверта свидетельствовал о том, что он много испытал на своём веку. Конверт привлёк внимание работников музея, его сразу же распечатали. Там лежал обрывок, пожелтевшего от времени, письма. По всей вероятности, оно принадлежало какому-то путешественнику. Этот конверт сейчас со мной. Давайте его прочитаем.

«На карте я изобразил нахождение острова, но, к сожалению, не могу вам передать красоты его замков, дворцов, башен, о чём мне поведал человек, побывавший на этом острове и принимавший участие в его застройке. Он также отметил, что все сооружения возводили из блоков прямоугольной, квадратной и треугольной формы различного размера.

Очень жаль, что больше не существует этого, сказочной красоты, острова».

Ребята, как вы думаете, что было написано дальше, о чём мечтал путешественник? (Путешественник мечтал восстановить эти, дивной красоты, строения) .

Итак, мы отправимся на улицу «Строителей» , где нам предстоит заготовить строительные детали, спланировать сооружения.

Приведу пример математического путешествия на поезде.

Сейчас мы с вами отправимся в математическое путешествие, где будем решать задачи, примеры, считать. Будем учиться сами и учить других.

Поезд наш необычный - математический. (Выставляю паровозик и несколько вагончиков.)

А наш знакомый паровозик привёз нам интересные задания.

ООД можно начать с сюрпризного момента (кто-то прислал телеграмму, встреча с литературным героем, письмо с приглашением, встреча с разными зверюшками , куклами).

ООД можно начать с прослушивания музыкального фрагмента, с загадывания загадок, с придумывания сказки, с беседы, с чтения отрывка из стихотворения, с пригласительного билета, с просмотра картины и т. д.

При проведении ОД по ФЭМП при знакомстве с понятием «порядок» можно применить такой способ.

При изучении понятия «порядок» полезно выстроить детей в соответствии с каким- либо порядком : по росту, по возрасту , по порядку номеров и т. д. Можно пересчитывать в прямом и обратном порядке различные предметы. Например : по картинкам предложить вопросы и задания : (картинки : мальчик, рыбка, кот, заяц, бабочка, волк, цыплёнок, птичка, мотылёк, пчела).

Сосчитайте всех по порядку (первый – мальчик, вторая – рыбка и т. д.) .

Каким по счёту стоит зайчик? Волк?

Кто расположен рядом с бабочкой? Перед ней? После неё?

Каким по счёту с конца стоит котёнок?

Очень любят дети игру на развитие внимания : они закрывают глаза, а воспитатель меняет порядок предметов или убирает какой-нибудь предмет. Надо восстановить порядок.

По ФЭМП. «Изучение числа 7 и состава 7» .

Число иллюстрируется на числовом отрезке как результат прибавления 1 к числу 6. Показывается состав числа 7.

Число 7 играло большую роль в древней мифологии (7 римских богов, семь чудес света в Древней Греции и т. д.) и сохранило эту роль в литературе. Вспоминают 7 гномов из сказки о «Белоснежке и 7 гномах» , можно прочесть отрывок из сказки А. С. Пушкина «О мёртвой царевне и 7 богатырях» . Всем известны пословицы и поговорки, в которых встречается слово «семь» : «Семеро одного не ждут» , «Семь раз отмерь – один раз отрежь» , «Семь бед – один ответ» , «Один с сошкой – семеро с ложкой» и др. В этих пословицах и поговорках слово «семь» выступает в роли слова «много» . Можно вспомнить, что мы пользуемся семидневной неделей, говорим о семи цветах радуги.

Мотивацию считаю обязательным и одним из основных элементов в воспитании и обучении дошкольников. В противном случае мы рискуем испортить нашим детям детство. Чтобы дошкольники не делали в стенах нашего детского сада, они должны это делать с интересом, чтобы глаза их светились, чтобы дети радовались общению с нами. Иначе это будет тяжкий труд. Голову ребёнка мы разовьём, а душа его пострадала.

Название: Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Учителю дефектологу

Должность: учитель-дефектолог
Место работы: МБДОУ «Детский сад №67»
Месторасположение: Нижегородская область, г.Дзержинск

Мотивация как эффективный способ вовлечения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность

«Приохотить ребенка к учению гораздо более
достойная задача, чем приневолить» — К.Д. Ушинский.

Сегодня, на этапе реализации ФГОС ДО слова К.Д.Ушинского звучат актуально и современно. По стандарту дошкольного образования построение образовательной деятельности должно осуществляться на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; способствовать формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; активизировать развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации . Анализируя перечисленное, можно сделать вывод, что основная задача педагога — создать условия, «провоцирующие» интерес, любопытство.

Многие исследователи (В.С. Юркевич, А.Л. Венгер, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова) считают, что у дошкольников еще не сформирована внутренняя познавательная мотивация, она только активно развивается, а формирование ее происходит только в совместной деятельности со взрослым или сверстником . Окончательный срок ее становления приходится на возраст начальной школы. Важно учесть то, что речь в этих исследованиях идет о детях с нормой развития. Специальный педагог (логопед, дефектолог),

работает с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и особые образовательные потребности (ОПП). Понимая, что у ребенка с ОВЗ все психические процессы развиваются замедленно, становится ясно, насколько актуальным становится проблема создания специального образовательного поля, в котором учитывались бы все особенности воспитанников данной категории.

Специфика коррекционно-развивающей работы требует от педагогов, работающих в группах компенсирующей направленности, деления детей на подгруппы. Основная задача педагога — сделать этот процесс более естественным, снять возможное эмоциональное напряжение, возникающее при делении на подгруппы, уйти от диктата. Мы пришли к выводу, что именно этот процесс (деление на подгруппы) может стать мотивацией к предстоящей деятельности при правильной его организации.

Предлагаем несколько шаблонов, которые могут наполняться любым содержанием, в зависимости от темы или коррекционно-развивающей задачи. Итак, вот готовые формулы или шаблоны практических способов мотивации при делении воспитанников на подгруппы:

  • «секретный конвертик»
  • «пароль» или «секретное словечко»
  • цветовая или другая любая другая символика
  • короткая дидактическая игра

Надо отметить то, что эти варианты разработаны для детей старшего дошкольного возраста, но наш опыт показал, что использование последних двух возможно и с детьми младшего дошкольного возраста.

Итак, рассмотрим первый шаблон «секретный конвертик». Образовательная ситуация (фрагмент). Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с социальным миром. Тематическая неделя «Моя семья». Учитель-дефектолог (или учитель-логопед) приходит в группу за своей подгруппой воспитанников. У детей в это время свободная деятельность, они рассредоточены по групповой комнате. Чтобы привлечь их внимание, переключить от игры к занятию, учитель-дефектолог (логопед) в рупор (скрученный трубочкой журнал) громко говорит (примерная речь):

Дефектолог (Д) – Внимание! Внимание! Срочное сообщение!Сегодня утром, я увидела в двери моего кабинета вот этот конверт. Мне было очень интересно, что же там, но я подумала, что и вам было бы интересно узнать, что это за конверт, почему это письмо пришло именно к нам, поэтому я с дождалась вас.

Воспитатель (В). — Удивительно! Но сегодня утром такой же конверт обнаружила и я.
Д.- Ребята, у меня есть идея. Я предлагаю разделиться, мы пойдем в кабинет и там узнаем, что в этом загадочном конверте, другие ребята узнают, что за секрет хранит их конвертик, а потом мы вернемся в группу и поделимся секретами (в конвертах – ребусы со словом «семья»).

Таким образом, дети уже заинтересованы, настроены на занятие, на то, что узнают что-то новое и интересное! С нашей точки зрения, правильная, хорошо продуманная мотивация не должна обрываться, мотивационный круг должен замкнуться. Желательно проговорить, что будет по возвращению в группу, а вернувшись, осуществить намеченное. Так, после занятия у учителя-дефектолога, дети возвращаются в группу, выясняют, что в конвертах лежали ребусы, обмениваются ребусами, отгадывают новые, делают вывод, что ребусы составлены по-разному, а слово зашифрованное в них одинаковое. Содержимое «секретного конвертика» может быть самым разным: ребус, разрезная картинка, ключик, цифра, буква…

Не менее интересный способ «пароль» или «секретное словечко». Здесь вновь необходима помощь воспитателя группы.

Образовательная ситуация (фрагмент). Утром воспитатель, встречая детей, каждому шепчет на ушко «пароль» или «секретное словечко» — на все вопросы, говорит, что обо всем узнают позже. Например, изучая тему «овощи и фрукты», воспитатель утром, говорит ребенку либо слово, обозначающее овощ, либо слово, обозначающее фрукт. Перед занятием дефектолог приходит в группу с корзиной с овощами и говорит, что сегодня утром, каждому было дано секретное словечко, просит вспомнить и подойти к нему всех, у кого было слово, обозначающее овощи, а воспитатель держит корзину с фруктами и зовет всех детей, у которых «секретные слова» обозначают фрукты.

Такого рода мотивация уже содержит в себе учебную задачу — владение обобщающими понятиями, умение классифицировать, относить предмет к той или иной группе. Естественно, что этот вариант легко трансформируется под любую лексическую тему.

Использование цветовой или другой символики — это более простой вариант, который можно использовать в работе с детьми, начиная со средней группы, а если уровень развития детей позволяет, то и с конца второй младшей.

Например, воспитатель, принимая утром детей, прикрепляет к одежде ребенка эмблемку, значок. На вопрос для чего это и зачем отвечает, что пока это секретик, но скоро вы все узнаете. Например, детям воспитатель прикрепил звездочки красного и синего цвета. Перед занятием незаметно прикрепляет звездочку красного цвета себе, а дефектолог приходит в группу также с прикрепленной звездочкой, но другого цвета. Дети соотносят свои эмблемы по цвету с эмблемами педагогов.

С детьми младшего дошкольного возраста деление на подгруппы может проходить с привлечением какого-либо персонажа, игрушки. Образовательная ситуация (фрагмент). Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы. Тема «Домашние животные», вторая младшая группа. За несколько минут до начала занятия воспитатель предлагает детям поиграть и «превращает» их с помощью масок-шапочек в «котят» и «щенков». Затем в группу входит учитель-дефектолог с мягкой игрушкой (кошка) и говорит, что мама кошка пришла за своими «котятами» и зовет их поиграть. В это время воспитатель берет заранее приготовленную свою игрушку (собака) и аналогичным образом зовет детей своей подгруппы – «щенков»

Приведем пример мотивации при делении на подгруппы к занятию по формированию элементарных математических представлений или сенсорному развитию. Учитель-дефектолог приходит в группу с коробочкой в которой лежат круги синего и красного цветов.

Образовательная ситуация (фрагмент). Образовательная область «Познавательное развитие». ФЭМП. Дефектолог — Ребята, посмотрите, что у меня есть (дети отвечают — кружочки). Верно, посмотрите, как их много. Но они непростые. Это ваш билетик на паровозик (показывает синию ленточку и говорит, что приглашает в синий паровозик ребят у которых синии билетик) «уезжают» к нему в кабинет. Воспитатель приглашает детей с билетиками красного цвета, чтобы поехать на красном паровозике.

Так еще до начала занятия, дети вспомнили, закрепили цвета, пробовали соотносить предметы по цвету. В данном варианте можно использовать и опираться на любые сенсорные эталоны, включать разнообразные коррекционно-развивающие задачи, в зависимости от возрастной группы и уровня развития воспитанников подгруппы.

Вариант использования короткой дидактической игры кажется нам также интересным, поэтому коротко опишем его.

Образовательная ситуация (фрагмент). За 3-5 минут до начала занятия учитель-дефектолог приходит в группу с «чудесным мешочком» (в мешочке геометрические фигуры) и проводит игру «Узнай, что в мешочке»

Д . — Дети, хотелось бы вам поиграть еще? Я приготовила для вас классную игру, но знаю, что и у Натальи Евгеньевны (воспитатель) есть что-то интересненькое, поэтому предлагаю разделиться на 2 команды- одна пойдет со мной, а другая узнает, что интересного для них есть у воспитателя.

Д .-Когда вернетесь в группу то расскажите друг другу чему же вы научились и поиграете в самую интересную игру.

Таким образом, мотивация, заданная вначале не обрывается, а имеет логическое завершение, мотивируя воспитанников к другим видам детской деятельности.

Использование разнообразных способов мотивации дошкольников является мощными активизаторами детского внимания, стимулирует у ребенка желание узнать, догадаться, придумать. Такой подход к организации образовательного процесса, с нашей точки зрения, способствует созданию эмоционально-благоприятной обстановки и сохранению психологического здоровья, что особенно актуально для дошкольноков с ОВЗ.

Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п.), которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка


Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых. Стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого. Игровые мотивы. Интерес к самому процессу игры. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Мотивы самолюбия, самоутверждения. Ребенок претендует на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали да него внимание, исполняли его желания. Притязания детей на исполнение главных ролей в играх. Дети трех пяти лет - самоутверждение и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества. Познавательные и соревновательные мотивы Младший дошкольный возраст - часто выслушивают объяснения взрослых только в том случае, если полученные сведения нужны им для практической деятельности. Старший дошкольный возраст - интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение.


Ребенок трех - четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников. Средний и старший дошкольный возраст – стремление выиграть, быть первым. Нравственные мотивы. Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию. Старший дошкольный возраст - осознание детьми нравственных норм и правил, понимание их общеобязательности, их действительного значения. Общественные мотивы желание сделать что - то для других людей, принести им пользу. Младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям, но для этого нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испыты ­ вали к ним симпатию, сочувствие.


1. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает « открытия » сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде. 2. Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. 3. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми. 4. Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком легким. Оно должно быть посильным. 5. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон. 6. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его « рост », терпение, старание. 7. Оценивайте объективно возможности и способности каждого ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только с самим собой. Такой подход ориентирует ребенка на собственное совершенствование.


Во - первых – ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому - нибудь игровому персонажу. Во - вторых – для того, чтобы привлечь внимание детей к нуждам или заботам игрового персонажа, требуются специальные приемы. В - третьих – чтобы дети активно включились в работу, педагог объясняет: для спасения игрового персонажа необходим именно тот предмет, который … В - четвертых – не следует забывать, что дети решают не учебную, а игровую задачу. Они в мире игры.


Технология деятельностного подхода (структура занятий) Введение в игровую ситуацию Мотивация, актуализация знаний Постановка проблемы затруднения Выход из Применение нового знания на практике Систематизация знаний Рефлексия детской деятельности Используемая технология


1. Введение в игровую ситуацию (Ведущая деятельность дошкольника – игра. И мы будем играть) Создание игровой ситуации (игрового момента). Психологический настрой: приветствие, установление зрительного, тактильного контактов. 2.Мотивация, актуализация знаний, представлений Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). 3. Постановка проблемы. Затруднение в игровой ситуации. Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. (Дети фиксируют в речи, что дальше играть не получается, т.к. что-то невозможно сделать). 1. Введение в игровую ситуацию (Ведущая деятельность дошкольника – игра. И мы будем играть) Создание игровой ситуации (игрового момента). Психологический настрой: приветствие, установление зрительного, тактильного контактов. 2.Мотивация, актуализация знаний, представлений Формирование представлений о предстоящей деятельности. (Игровая ситуация должна быть непосредственно связана с темой занятия: чему нужно научить детей). 3. Постановка проблемы. Затруднение в игровой ситуации. Знакомство детей с особенностями и задачами предстоящей деятельности. Придание личностной значимости предстоящей деятельности. (Дети фиксируют в речи, что дальше играть не получается, т.к. что-то невозможно сделать).


Достань подарок (например, заранее приготовленные подарки находятся « под замками »; на оборотной стороне нарисованных замков – задания, которые надо выполнить); помоги герою; решение бытовых вопросов; путешествие (важно никого не « потерять », обращаем внимание на взаимопомощь); соревнование (только для 56- летних детей, зачет командный, обращаем внимание на взаимопомощь). Поиск выхода из затруднительной ситуации (Что будем делать? С помощью чего? Чего не хватает? Что надо сделать? Как будем делать?) Введение новой информации педагогом для решения проблемы. Педагог предлагает несколько видов деятельности, приемов, материалов для решения проблемной ситуации. Рассказывание, объяснение, подведение детей к разрешению ситуации. Самостоятельное применение нового на практике. Либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений. (выполнение работы). Овладение способами действия, применение умений и навыков. Организация практической деятельности, оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки (индивидуально – дифференцированный подход). Организация взаимодействия в достижения результата.


Систематизация знаний. Как решали проблему? С помощью чего? Что нового узнали? Где это знание пригодится? 7. Рефлексия. Формирование элементарных навыков самоконтроля. Проверка полученных результатов Исправление возможных ошибок Самопроверка (возможна с помощью взрослого), по образцу.




Игрушки или игровые персонажи: - должны соответствовать возрасту детей; - должны быть эстетичными, - должны быть безопасными для здоровья ребёнка, - должны иметь обучающую ценность, - должны быть реалистичными; - не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости. - игровых персонажей не должно быть много. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, « иметь свой характер ».






ИНТРАИНДИВИДУАЛЬНОСТЬМЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это невыразимое, внутреннее присущее человеку, уникальное сочетание психических, биохимических отличий. Это внутренняя позиция человека. Это то сокровенное к чему мы не хотим допускать других людей. – это неповторимая психологическая атмосфера, которая создается вокруг человека в той или иной социальной группе, объективно существующая в субъективных оценках членов этой группы, отражается в их сознании и деятельности. Это тот психологический след, который оставляет человек после себя, та атмосфера, которую он создает своим присутствием. Метаиндивидуальность всегда имеет оценку, а человек ее вправе принять или нет.


Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром в предметно – развивающей среде МКДОУ (в соответствии с задачами ФГОС)

«Инновации дошкольного образования» - Рабочие учебные программы. Инновационный проект для детского сада. Нововведение. Волшебная астрономия. Название проекта. Метод проектов в ДОУ. Этапы осуществления проекта. Инновации в ДОУ. План работы над проектом. Дошкольное образование – традиции и инновации.

«Технологии обучения дошкольников» - Роль взрослого в игре. Проектная деятельность. Классификация детских игр. Типы проектов. Формы работы. Закаливающие мероприятия. Познавательно-исследовательская деятельность. Здоровьесберегающие технологии. Темы для исследовательской работы детей. Положительная оценка. Закаливание. Классификация детских игр с правилами.

«Роль дошкольного образования» - Индивидуальный подход. Рост рабочих мест. Навыки. Роль негосударственных ДО. Экономические доводы. Проблема шаговой доступности. Инвестиции и ясли. Соглашение. Социальная инфраструктура. Дошкольное образование. Билингвальный частный детский сад.

«Развитие дошкольного образования» - Тенденции мирового образовательного движения в дошкольном образовании. Проблемы, которые требуют решения. Непрерывное самообразование и саморазвитие педагогов. Требования к соотношению частей основной образовательной программы. Компетентностный подход. Многофункциональная, развивающаяся система. Дошкольное образовательное учреждение.

«ИКТ в ДОУ» - ИКТ. Информатизация общества ставит перед педагогами ДОУ задачи. Рынок компьютерных игр. Возможности использования ИКТ в целях повышения качества. Использование ИКТ в ДОУ. Основные направления развития ИКТ в условиях ДОУ. ИКТ – это технологии обмена информацией, коммуникации. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

«ИКТ в образовательном процессе ДОУ» - Мультимедийный проектор. Низкий уровень информационной компетентности. Занятия детей. Создание условий. Кружковые занятия. Дети с проблемами. Стратегия развития информационного общества. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов. Занятия в компьютерном кружке. Потенциал педагогов. Возможность.

Всего в теме 15 презентаций