Нужно ли сохранять правоохранительную функцию таможни? Бизнес: путь навстречу. Таможня плюс налоговая

Глава ФТС Владимир Булавин / Фото: kazanreporter.ru

Когда таможня и бизнес перестанут давить друг на друга? Требуется ли обособление правоохранительного блока и "контрразведки" Федеральной таможенной службы? Как таможня будет дальше отлавливать санкционные товары и зачем создается Таможенный комитет стран БРИКС?

На эти и другие вопросы "Российской газеты" в первом интервью для прессы на посту руководителя Федеральной таможенной службы ответил Владимир Булавин.

- Владимир Иванович, на новом рабочем месте вы почти уже сто дней. Какие приоритеты себе определили?

Владимир Булавин: Задача номер один - экономическая безопасность и экономическая устойчивость, они связаны с повышением собираемости платежей в федеральный бюджет.

Вторая по важности задача - улучшение делового инвестиционного климата, создание комфортных условий для бизнеса. Кадровое укрепление, противодействие коррупции тоже важны для системы.

Кроме того, дальнейшее развитие таможни напрямую связано с бурным развитием телекоммуникационных и информационных систем. Уже сделано немало: российская таможня стала "электронной" и будет дальше развиваться в этом направлении.

«Открытие "зеленого коридора" с КНР и Индией реально в ближайшие один-два года, с Израилем - до конца 2016 года»

- Будет ли в ФТС продолжена политика упрощения процедур для добросовестных участников?

Владимир Булавин: Будет. Уже сейчас выделен "белый сектор" - сектор с минимальными рисками. Участники внешнеэкономической деятельности, которые в него входят, подают 44 процента деклараций и перечисляют 58 процентов таможенных платежей в федеральный бюджет. Хотелось бы, чтобы этот сектор расширялся. Но согласитесь, это зависит не только от таможенных органов, но и от бизнеса.

- А остальной сектор, получается, "серый"?

Владимир Булавин: Я бы не называл его серым. Поясню. Есть автоматизированная система.

Она сама по ряду объективных критериев, а их несколько десятков, отбирает участников "белого сектора" вне зависимости от чьего-либо субъективного мнения. В ближайшее время мы продолжим градацию участников внешней экономической деятельности. Хотим выделить три категории - с малой степенью риска, средней и высокой. Тогда для каждой категории можно будет дифференцировать меры контроля.

- Трюки, которыми пользуются контрабандисты, известны - лжетранзит, хитрые схемы, подмена документов...

Владимир Булавин: Вопросы по корректировке таможенной стоимости возникают регулярно. Важный рычаг, который у нас есть, - система управления рисками. Мы корректируем порядка 8 процентов импортных деклараций по фактам занижения таможенной стоимости. Это очень много, 128 тысяч деклараций.

Должен сказать, правоохранительный блок активно работает по пресечению незаконных схем. В этом году, по оперативной информации, ФТС возбудила свыше 1900 уголовных дел. Более 90 процентов преступлений выявляется при оперативно-разыскной деятельности. Противодействие внешнеэкономической и трансграничной преступности идет в тесном взаимодействии с ФСБ, МВД, Генеральной прокуратурой, Центральным банком, зарубежными таможнями.

В поисках двух триллионов

- Год назад в Госдуме озвучили потери бюджета из-за неучтенного импорта на два триллиона рублей.

Владимир Булавин: По заключению компетентных органов, те расчеты по "серому" импорту не в полной мере соответствуют действительности, выводы на их основе не совсем корректны.

С рядом зарубежных стран, в частности с Китаем, у России несколько лет назад действительно были существенные расхождения в статистике, но это объясняется разными методиками. Сейчас расхождения уменьшены, составляют плюс-минус 5 процентов. По расчетам Банка России, расхождения по экспорту не превышают пять процентов, по импорту - шесть процентов. Это близко к данным таможенной статистики. Когда двумя методами получается один результат, вряд ли это совпадение.

«Санкционные товары идут в Россию не только через Казахстан и Белоруссию, но и через Армению, Азербайджан»

- Муссировались слухи, что реорганизация таможни требует обособления правоохранительного блока, увеличения полномочий?

Владимир Булавин: На мой взгляд, такая модель будет менее эффективной. Правоохранительный блок должен работать вместе с блоком таможенного оформления и контроля.

Если мы их обособим, сразу возникнут межведомственные стыковые вопросы, усложнится обмен информацией, формализуется взаимодействие. Это облегчило бы жизнь нечистым на руку.

- Вы начали свои первые дни на таможенной службе с посещения таможенных управлений в регионах. Почему?

Владимир Булавин: Я преследовал две цели. Во-первых, познавательную, поскольку нужно было увидеть работу таможни на всех уровнях. Во-вторых, для меня очень важно было на практике понять функционал таможенных управлений, таможен, таможенных постов. У нас 85 таможен, 552 таможенных поста в одиннадцати часовых поясах, от Юга до Крайнего Севера. Не везде ситуация одинаковая. В морских портах, с учетом объемов грузооборота, обстановка сложнее, чем в Приволжье или на Урале. Я уже был практически во всех регионах.

- Какие выводы?

Владимир Булавин: Таможенная служба - это сложная система, от эффективности работы которой зависят экономика, качество жизни в нашей стране, социальное самочувствие граждан.

Понятно, что все основные задачи, которые стоят перед Федеральной таможенной службой, претворяются в жизнь "на земле". И потому от того, как сработает инспектор на таможенном посту, зависит качественное выполнение планов, стратегий, "дорожных карт", решений правительства.

Каждого таможенного инспектора мы должны вооружить технически, чтобы он мог получать сведения из различных баз данных и в кратчайшие сроки принимать решение по тому или иному вопросу. От того, как сработает инспектор, складывается имидж российской таможни в целом. Автоматизация таможен играет ключевую роль и при передаче полномочий по госконтролю на границе, и при присоединении к общим процессам работы с Евразийской экономической комиссией, и при налаживании информационного обмена с таможенными службами иностранных государств.

Таможня плюс налоговая

- Скоро год, как ФТС и ФНС взаимодействуют под эгидой минфина. Какие плюсы?

Владимир Булавин: Растет эффективность работы. По большому счету, взят курс на создание единых механизмов прослеживаемости, прозрачности товарных потоков с момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и до момента продажи потребителю. Задача непростая, но достижимая, к 2018 году.

- Почему непростая?

Владимир Булавин: Нужно связать воедино данные информационных систем разных служб. Только у нас таких систем около 80. Взаимодействие с налоговиками по увеличению собираемости налоговых и таможенных платежей выстраивается конструктивно. План включает и работу аналитиков, и совместные проверки после выпуска товаров.В этом году за 9 месяцев провели 514 таких проверок. Из них 213 скоординированных контрольных. Доначислено таможенных платежей, пеней и штрафов на полтора миллиарда рублей, довзыскано в бюджет более полумиллиарда рублей, возбуждено более шестисот дел об административных правонарушениях и более семидесяти уголовных дел.

- Сколько в стране сейчас таможенников? Оптимален ли штат?

Владимир Булавин: Сейчас штатная численность таможен - 58 тысяч человек, если считать с водителями, уборщицами и прочими работниками.

У нас есть кадровый резерв, мы планируем рост сотрудников, и это для них - важный стимул. Ротация руководящего состава - плановая. В этом году 400 руководителей переназначены на другие должности. Жизнь течет, одни люди уходят, другие приходят.

У таможни есть своя "контрразведка", которая занимается вопросами противодействия коррупции с упором на профилактику.

Бизнес: путь навстречу

- Когда планируете встретиться с бизнесом?

Владимир Булавин: Диалог уже налажен. Созданы специальные площадки для обмена мнениями. Есть Экспертно-консультативный совет по таможенной политике при ФТС России, который я недавно возглавил. Месяц назад мы встречались с членами совета. В него входят представители российского бизнеса, участники внешнеэкономической деятельности, руководители ФТС. Мы успешно обсудили ряд актуальных вопросов. На прошедшем недавно съезде "Деловой России" подписали Соглашение о поддержке несырьевых компаний-экспортеров, то есть сделали еще один шаг навстречу бизнесу.

Есть также Общественный совет при ФТС России. Его возглавляет один из бывших руководителей таможенной службы, Лозбенко Леонид Аркадьевич. Он хорошо знает и таможню, и бизнес. Я надеюсь на дальнейший конструктивный диалог.

- О чем говорили с предпринимателями? Какие насущные темы поднимали?

Владимир Булавин: Говорили о многом, в том числе, что таможенная сфера - это дорога с двухсторонним движением, путь навстречу друг другу. Таможня стремится к тому, чтобы обеспечить максимальные комфортные условия для бизнеса. Для этого внедряет новые информационные технологии, сокращает время оформления, оптимизирует расходы. А бизнес должен демонстрировать дисциплину в таможенных вопросах. Это важная государственная сфера, где правила определяются правительством, а таможня контролирует, как бизнес их соблюдает.

- А с иностранным бизнесом планируете отдельные встречи?

Владимир Булавин: Я готов лично встречаться по мере необходимости.

С представителями зарубежных инвесторов и компаний, которые работают в России, диалог также налажен. О деловом климате мы знаем не по рейтингам, а от представителей крупных корпораций. На недавнем заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям под председательством премьера правительства мы с иностранными предпринимателями обсудили разные вопросы, в том числе упрощение идентификации зарубежных товаров в продуктах переработки. Многие наши предложения поддержаны.

- В этом году ФТС России исполняется 25 лет. Ваши пожелания личному составу?

Владимир Булавин: Крепкого здоровья, дальнейших успехов на службе Отечеству! И чтобы в семьях было все благополучно.

Перспективы

В этом году откроют "зеленый коридор" с Израилем

- Импорт товаров в Россию через страны - партнеры Евразийского союза растет. Бизнес, правда, предпочитает ввозить товары через Казахстан и Беларусь, так как российская таможня более тщательно контролирует и корректирует стоимость товаров в сторону увеличения для собираемости платежей? Это так?

Владимир Булавин: Что касается контроля таможенной стоимости, то различия между государствами - членами Евразийского экономического союза отсутствуют. Принципы контроля едины. Мы с нашими коллегами и партнерами пользуемся одним документом - Таможенным кодексом. Надеемся, что в этом году у нас появится новый Таможенный кодекс ЕАЭС, над которым мы долго работали. В нем одинаковые подходы к определению таможенной стоимости.

А дополнительный фактор, влияющий на рост импорта через страны ЕАЭС, - наша политика в отношении санкционных товаров из стран ЕС и Украины. Их потоки идут не только через Казахстан и Беларусь, но и через Армению, Азербайджан. Мы вынуждены держать на наших административных границах специальные мобильные группы, которые отлавливают запрещенные товары.

- Мобильные группы продолжат работу?

Владимир Булавин: Да, они показали свою эффективность. Таможенники там работают бок о бок с коллегами из других контролирующих органов.

- У Федеральной таможенной службы открыты представительства в зарубежных странах, даже в Латинской Америке. Для чего они нужны? Откроются ли новые?

Владимир Булавин: У России таможенные представительства и представители работают в 20 странах на трех континентах. Открытие новых не предполагается, а прежние останутся. Они играют важную роль в зарубежных связях по таможенной линии и много работают с предпринимателями.

Российская таможня поддерживает международные связи с 67 странами, в том числе в формате межправительственных соглашений. Есть и формат СНГ, ЕАЭС, БРИКС.

Во время саммита глав государств в Индии Россия подписала соглашение о создании Таможенного комитета стран БРИКС. Сейчас предполагается разработка плана по обмену информацией по перемещаемым товарам и транспортным средствам, по взаимному признанию результатов таможенного контроля, единым условиям создания "зеленых коридоров", обмену статистическими данными.

- У нас пока со странами БРИКС нет "зеленых коридоров"?

Владимир Булавин: Пока нет. Но из стран БРИКС мы хорошо в этом направлении продвинулись с нашими индийскими партнерами, с таможенниками из Китая. Реально запустить "коридоры" в 2017-2018 годах.

До конца этого года, я надеюсь, будет достигнута договоренность о "зеленом коридоре" с Израилем. "Зеленый коридор" - это прозрачность перемещаемых товаров и обмен информацией с коллегами. На таможнях при этом не возникает вопросов ни по сомнительной таможенной стоимости, ни по стране происхождения, ни по поддельным сертификатам.

- Владимир Иванович, а какие планы по интернет-торговле?

Владимир Булавин: Объем международных почтовых отправлений с товарами по сравнению с 2014 годом увеличился в два раза, до 143 миллионов посылок на сумму 220 миллиардов рублей, почти четверть триллиона. Настала необходимость проанализировать эти процессы.

Статистика

Доля импорта продовольственных товаров в январе-августе 2016 года составила 13,7 процента, что на процент больше, чем год назад.

Снизились поставки говядины, рыбы, сыров и творога, цитрусовых на 6,6-19 процентов.

Зато доля экспорта выросла на 2 процента. Самая большая прибавка в поставках оказалась у молока и сливок - почти на 80 процентов.

Биографическая справка

Владимир Иванович Булавин, руководитель Федеральной таможенной службы

Родился 11 февраля 1953 года в Липецкой области. В 1975 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне Московский университет путей сообщения), в 1979 году - Высшую школу КГБ СССР (ныне Академия ФСБ России).

С 1977 года - в органах государственной безопасности. С 2006 года - заместитель директора ФСБ России - руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета.

28 июля 2016 года назначен на должность руководителя Федеральной таможенной службы.

Кандидат юридических наук. Женат, двое детей.

МОСКВА, "Российская газета"
12

В России продолжается экономический кризис. Он влияет как на бизнесменов, так и на государственных служащих. Государству следует экономить деньги, поэтому оно сильно сокращает штат государственных работников. Также всем интересно, будут ли понижать зарплату государственным служащим. Несколько лет назад всем было интересно,. Из-за сложной экономической ситуации всем теперь интересно, что будет с зарплатой таможенников. Об этом в нашей статье.

Общие сведения

Долгое время работа таможенника считалась очень престижной. Однако зарплата многих не радовала, поэтому правительство планировало увеличение зарплаты таможенникам в 2017 году в России. Из-за экономической нестабильности все зависло в воздухе.

Таможенная служба - это специальная исполнительная структура власти. Она занимается вопросами регулирования товаров, которые ввозятся на территорию РФ. Таможенники также ведут борьбу с преступниками-контрабандистами, которые переправляют через границу запрещенные товары. Особое внимание уделяется наркотических веществам. Через РФ проходит несколько незаконных наркотических дорог, по которой преступники транспортируют героин из Афганистана в страны Европы. У преступников большие связи. У них много денег, что позволяет им подкупать большое количество государственных служащих. Если ставка таможенника на 2017 год в РФ понизится, то многим государственным служащим, чтобы прокормить свою семью, придется идти на преступления. Поэтому все надеются, что случится повышение окладов таможенникам в России; последние новости говорят, что это возможно.

Вокруг профессии таможенника существует большое количество мифов. Самый главный - это убежденность большого количества людей, что таможенники - это очень подлые люди, которые хотят вытянуть из людей последнюю копейку. Из-за этого многим работникам таможни приходится жить в условиях постоянного стресса. У многих из них бывают нервные срывы, которые плохо заканчиваются.

Какой оклад у таможенников сегодня?

Таможенниками работает большое количество людей. Эти работники могут похвастаться умеренно высокими зарплатами, а также большим количество дополнительных льгот и социальных гарантий. Сейчас средняя зарплата служащего таможни составляет около 30 тысяч рублей. Младшие работники получают около 20 тысяч, старшие - 50 тысяч и даже выше. Уровень зарплаты зависит также от участка границы, который контролируют таможенники. Так таможенники на границе с Финляндией получают намного больше, чем таможенники, которые работают на Дальнем Востоке. Этот уровень зарплат обеспечивает таможенникам достойную жизнь (например, врачи и учителя зарабатывают на порядок меньше).

И это кажется многим несправедливым, поскольку и таможенники, и врачи с учителями заканчивали высшие учебные заведения, проходили сложную трудоемкую практику. А на выходе учитель получает небольшой оклад, а таможенник очень большой. Почему так? Нужно понимать, что государство не может всем сделать высокие зарплаты. Поэтому ему приходится выбирать, кому платить больше, а кому меньше. На данном этапе развития России чиновники отдают предпочтение таможенникам, поскольку из-за обострения экономической войны с западными странами приходится надеяться на то, что таможенников нельзя подкупить. Сделать это возможным можно только при помощи высокой зарплаты вкупе с серьезным уголовным наказанием, если таможенник все же нарушит свой долг.

Что думают в правительстве?

В правительстве постоянно идут переговоры о повышении зарплат государственным служащим. Напомним, что плановое повышение зарплат проходит по принципу индексирования. Что это такое? Каждый год в оборот уходит все большее количество бумажных денег. Из-за этого деньги обесцениваются. То есть за 1.000 рублей в этом году можно купить гораздо больше, чем за те же деньги в следующем году. Это явление называют инфляцией. Чтобы минимизировать вред от инфляции, государство проводит индексацию. Индексация - это денежная надбавка, которая определяется исходя из уровня инфляции. Иначе говоря, если за год деньги обесценились на 3 процента, то правительство должно увеличить зарплату на те же 3 процента, чтобы человек мог купить себе за новую сумму денег ту совокупность вещей и услуг, к которой он привык.

Экономисты считают, что уровень инфляции составит около 5 процентов. Поэтому индексация заработных плат таможенников составит ровно 5 процентов. Однако нужно помнить, что чисто физически едва ли возможно подсчитать то количество денег, которое находится в обороте (а ведь многие люди не хранят свои деньги в банке, отдавая предпочтение домашним "заначкам"). По этой причине существует небольшая разница между реальным уровнем инфляции и ожидаемым. Было замечено, что реальный уровень инфляции обычно выше ожидаемого на 1-2 процента. Проблема несоответствия реального и ожидаемого уровней инфляции очень важна, поскольку нам правительство часто говорит, что оно выполняет все свои социальные гарантии. Однако это не выполняется, так как реальная инфляция всегда несколько выше уровня индексации.

Будет ли сокращение?

Также многих людей волнует, а будет ли сокращение таможенников в 2017 году. Этот вопрос очень важен. Государству, чтобы выжить в сложных экономических условиях, приходится урезать социальные расходы и зарплаты. Также государство может уволить часть своих сотрудников, чтобы пустить сэкономленные деньги на что-то более важное. В случае сокращения штата первым делом сокращают высшее руководство и низшее, средний штат оставляют без изменений. Однако в этом году многие депутаты в парламенте поговаривают о новом схеме, согласно которой многие штаты будут расформированы, но работников не будут увольнять полностью, а переведут либо в средний штат, либо на смежные работы. Например, существует проект, согласно которому часть таможенников будет переведена в штат пограничной службы.
Также чиновники планируют провести сокращение льгот, а также ввести поощрительную систему оплаты труда. И это вполне разумно - если человек работает хорошо, ему нужно выдать премию поверх оклада. Если человек работает плохо, его нужно понизить в должности и не выдавать никаких премий. Если плохой работник и после такого наказания будет плохо работать, его придется уволить.

Вывод

Профессия таможенника - важная государственная служба. Цель этой профессии - защищать страну от ввоза незаконных товаров. Особое внимание уделено борьбе с ввозом наркотиков, поскольку через Россию проходит несколько наркотических дорог из Афганистана в Европу. Чтобы чиновник хорошо работал, ему нужно платить хорошую зарплату. Поэтому будет прибавка к зарплате таможенникам в 2017 году в России. Она будет равна уровню ожидаемой инфляции, которая составляет 5%. Впрочем, не все так гладко. В правительстве поговаривают, что часть таможенников могут уволить. Причина проста - государство находится в сложной экономической ситуации, поэтому ему приходится экономить на всем. Также планируется урезать часть льгот.

Ольга Пелле, заместитель начальника отдела торговых ограничений и экспортного контроля службы федеральных таможенных доходов СЗТУ:

С августа 2014 года введены санкции, установлен перечень товаров, запрещенных к ввозу в РФ. И уже по итогам 2014 года объем их ввоза сократился на 44%, до 1 млн тонн. Больше всего (в 1,5 раза) сократился ввоз мяса птицы, на 45% упал ввоз мороженой рыбы, на 30% сократился ввоз яблок и груш. При этом увеличения ввоза отдельных категорий товаров из других стран не произошло, так как нужно было искать новых поставщиков, заключать контракты. В 2013 году доля стран, на импорт товаров из которых введен запрет, составляла 47% в совокупном импорте, а по итогам 2014 года она сократилась до 29%. География ввоза с развитых европейских стран сместилась на развивающиеся страны. Существенно нарастили поставки в Россию Эквадор, Марокко, Бразилия, Аргентина. Основная работа по выявлению санкционных товаров происходит на внутреннем рынке.


Наталья Проказова, коммерческий директор ГК "Аривист":

Основной объем запрещенных товаров везется через Белоруссию. Все знают основных игроков Белоруссии. Недавно в этой стране проходило большое совещание с участием ФТС. Представители белорусского государственного таможенного комитета комментировали ситуацию? Что они планируют делать, когда собираются остановить это безобразие? Сейчас мы боремся с крохотным ввозом товаров из Финляндии, которыми снабжаются маленькие магазинчики, а из Белоруссии заходит за раз 20 фур, а это по объему не один маленький магазинчик.


Максим Мамчур, начальник службы таможенного контроля после выпуска товаров Северо–Западного таможенного управления:

Борьба с незаконным ввозом и оборотом санкционной продукции - одно из приоритетных направлений нашей деятельности. Основной объем товаров отдельной категории следует в Россию из других стран Евразийского экономического союза. В Псковской области находится участок российско–белорусской границы, на котором с ноября 2015 года для недопущения перемещения в Россию запрещенных товаров осуществляется контроль за перемещением грузов образованной для этих целей мобильной группой. Всего в России создано 35 таких мобильных групп. Пока мобильные группы существуют не в качестве самостоятельных подразделений, в их составе работают специалисты со всех подразделений таможни. Но работа ведется, и в перспективе мобильные группы станут самостоятельными подразделениями таможенного органа.

Наша мобильная группа межведомственная, в ее работе также принимают участие подразделения ФСБ России и МВД России, специалисты Россельхознадзора, а также сотрудники ГИБДД и Ространснадзора, наделенные правом остановки транспортных средств. Мобильные группы работают исходя из оперативной информации. В том числе мы получаем информацию от коллег из автодорожного надзора или ГИБДД, останавливая транспорт, они выявляют признаки того, что везется запрещенный товар, и сообщают об этом нам. Также мы знаем перевозчиков и компании, которые в Республике Беларусь занимаются ввозом в Россию санкционной продукции. Наши коллеги из правоохранительного блока выявляют выгодоприобретателей в России в рамках оперативно–разыскной деятельности. Помимо информации, поступающей от правоохранительного блока, мы также анализируем информацию, поступающую от граждан. Мы уже точно знаем, где работать, поэтому объем выявлений растет. Так, в 2016 году мы выявили 1 223 тонн продукции, запрещенной к ввозу, а в этом году, на конец августа, - 2 258 тонн запрещенных к ввозу товаров. В настоящее время мобильная группа работает в круглосуточном режиме вблизи государственной границы, а также на основных дорогах общего пользования в направлениях на Петербург и Москву. К концу года ожидается оснащение мобильной группы специальными мобильными комплексами со всей необходимой для нас техникой. И мы работу усилим. Обо всех выявлениях мы ежедневно сообщаем в центральный аппарат ФТС России. В рамках международного сотрудничества эта информация доводится до ГТК Республики Беларусь.

Также нами проверяются объекты внутреннего рынка. В 2016 году на внутреннем рынке было проведено 164 проверочных мероприятия, мы выявили 133 тонн товаров отдельной категории, а за 8 месяцев этого года уже проведено 169 проверок, выявлено и изъято из оборота 139 тонн таких товаров. Законодательство позволяет нам проверять любое лицо, у которого могут находиться незаконно ввезенные товары, но чаще всего проверочные мероприятия на внутреннем рынке проводятся на крупных складских объектах и оптово–распределительных центрах (ОРЦ. - Ред.).

Самый крупный ОРЦ в регионе СЗТУ расположен в Петербурге на Софийской улице, так называемая Софийская овощебаза. Несмотря на то что представители ЗАО "Нарт" (владеет Софийской овощебазой. - Ред.) всячески содействуют в реализации специальных экономических мер и проведении мероприятий на их объекте, они за арендаторов отвечать не могут, и там выявления продолжаются.


Семен Султанов, директор по развитию ГК "Наш Питер":

Насколько далеко может зайти таможенный контроль после выпуска товара? Допустим, я купил мясо или овощи, у меня есть необходимые сертификаты и ветеринарные справки от поставщика, но вдруг выясняется, что товар незаконно ввезен. Были прецеденты, чтобы таможенные органы проверяли ресторанные холдинги, изымали продукцию?


Георгий Минкин, начальник отдела взаимодействия с налоговыми и иными контролирующими органами службы таможенного контроля после выпуска товаров СЗТУ:

Особенность мероприятий по реализации специальных экономических мер в том, что таможенные органы наделены полномочиями по изъятию и уничтожению санкционных товаров без выяснения обстоятельств их ввоза. То есть сразу после обнаружения товара отдельной категории на внутреннем рынке запускается процедура его изъятия и уничтожения.

Любое мероприятие таможенного контроля на внутреннем рынке основывается на информации о наличии у какого–то лица незаконно ввезенного товара. Для получения такой информации проводится комплексная работа. В том числе это сотрудничество с бизнес–сообществом, с активными гражданами, взаимодействие с правоохранительными органами. После ввода санкций мы активно проверяли крупный ретейл по обращениям граждан. Сегодня в крупных гипермаркетах мы не видим запрещенные товары. Больше работаем на ОРЦ, хотя маленькие магазинчики тоже проверяются.


Галина Кушнер, начальник отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров службы федеральных таможенных доходов СЗТУ:

Товары, ввозимые на территорию РФ, должны иметь соответствующую маркировку, подтверждающую в том числе сведения о стране происхождения товаров. Подтвердить или опровергнуть заявленные сведения о стране происхождения товара позволяет специальная (палинологическая) экспертиза, которая позволяет определить регион происхождения товара по составу пыльцы и спор, то есть микроскопических растительных частиц, присутствующих в воздухе и оседающих на тех или иных продуктах. Например, импортер заявляет, что страна происхождения товара - Мадагаскар, а экспертиза показывает, что товар, скорее всего, из Южной Европы. Или в документах указан Ливан, а эксперты утверждают, что товар с Юго–Востока Европы. Такие экспертизы проводятся по плодоовощной продукции.

Достоверность экспертизы зависит от корректности отбора проб. В 55% случаев заявленные сведения о стране происхождения товаров не подтверждаются. В основном это товары, выявленные мобильными группами. Почти в 40% мы подтверждаем страну происхождения товаров, заявленную в документах. И есть небольшое количество случаев, когда мы не можем подтвердить происхождение. Это случаи, когда продукты произрастают в закрытых грунтах, в теплицах, где оседание микрочастиц незначительное. Поэтому экспертиза не опровергает, но и не подтверждает регион происхождения товара. В таких случаях мы основываемся на предоставленных документах. Участники ВЭД, не согласные с результатами экспертизы, могут ходатайствовать о проведении повторной таможенной экспертизы либо дополнительной экспертизы. Экспертное исследование не должно превышать 10 дней, если оно связано с санкционными товарами.


Руслан Кисс, совладелец компаний, производящих цитрусовые, MADARI sarl и "РусАгро":

А что с товаром происходит, пока идет экспертиза? Правильно, он стоит в рефконтейнере и портится. Поэтому направление на экспертизу - это приговор. Надо понимать, что значительную часть товара импортер потеряет. Мы согласны, что надо проверять, мы согласны с выборочным контролем. Но когда в сезон приходит по 50 контейнеров в день и значительная часть товара портится в результате проверок - это уже плохо. Например, можно подумать о том, чтобы рефконтейнеры открывались только раз и все проверяющие одновременно осматривали товар. А то в результате многократных открываний контейнера нарушается температурный режим, и значительная часть товара портится. Но в целом действия таможни по борьбе с запрещенными товарами я поддерживаю. Они правильные.

Посмотрите, что сейчас происходит на рынке. Я про цитрусовые буду говорить. Я их очень хорошо знаю. Каждый четвертый мандарин на рынке - это наш. Не привезенный, а выращенный нами. Каждый пятый апельсин - наш. Поэтому мы очень тщательно отслеживаем рынок.

По основным конкурентам - Испания, Италия - поставки в Россию формально сократились в 5–8 раз. И тот объем по цитрусовым, который пришел в Россию на место Италии и Испании, пришел через экзотические страны - Бенин и Кот–д’Ивуар. Я был в начале июня в Кот–д’Ивуаре, я вас уверяю: там мандарины и апельсины стоят дороже, чем в России. Оттуда ничего не может к нам ехать, надо понимать, что они не могут выращивать и поставлять в Россию ни томаты, ни перец, ничего. У них нет необходимых для этого сельхозугодий. А к тому же они еще и ленивые.

Но самое удивительное, что при ограничении предложения цена на цитрусовые упала на 40%. Почему? А потому что на рынок идут цитрусовые низкого качества, их смешивают здесь с цитрусовыми хорошего качества и продают под брендами Абхазии, Марокко. Цены снижают за счет снижения качества. С 2015 года цена условной тонны мандаринов снизилась с $850 до $470. При этом странно, что ни у кого не возникает вопроса: а как при таких оптовых ценах цитрусовые в розницу стоят 50 рублей за 1 кг? К таможне меньше всего вопросов, а вот к Роспотребназору и Россельхознадзору есть. Отсутствие контроля с их стороны - это очень плохо. Этот сезон будет показательным.

Надеюсь, что при объеме производства в Абхазии 12 тыс. т мандаринов в России не будет продано 120 тыс. т абхазских мандаринов. Другая сторона вопроса - это товары глубокой переработки: масло, сыры. С ними все намного сложнее.

С одной стороны, альтернативы нет, а с другой - отследить происхождение таких товаров гораздо сложнее. В Белоруссию могут заезжать итальянские и французские сыры, а выезжать белорусские. Та же рыба и белорусская креветка - ее можно пытать, но она не расскажет, откуда она приехала.


Андрей Валитов, руководитель отдела таможенного оформления ГК "Одиссей":

В рамках борьбы с так называемыми санкционными продуктами таможня выделила товары прикрытия - недорогой товар, под видом которого может ввозиться запрещенный товар. Товарам прикрытия досталось больше всего.

Например, если импортер ввозит товар–прикрытие, то все таможенные органы проявляют к нему повышенный интерес - как во время оформления выпуска товара, так и после.

Партия останавливается, назначается экспертиза, груз стоит. Хотя товар зачастую можно идентифицировать даже внешне. И даже если экспертиза положительная, то ничего не мешает таможне остановить следующую партию товара, если партия содержит хотя бы один новый артикул. Например, из Латинской Америки возим лактозу. Прямая поставка, прямой контракт, подозревают причастность к запрещенным товарам. Таможня останавливает всю партию в 10 контейнеров. Проводит досмотр, инициирует отбор проб и экспертизу.

В результате экспертиза превышает 20 дней. В итоге расходы на хранение превышают стоимость самого груза. Пропадает экономический смысл операции по ввозу этого товара, стоит он недорого. Не знаю, как можно решить эту проблему. Затем контроль после выпуска тоже блокирует всю партию контейнеров. Приходится выставлять груз обратно на досмотр, а это дополнительные расходы. Многие линии и терминалы дают 4 дня хранения, а таможня не дает возможности освободить контейнеры и покинуть территорию склада временного хранения.

Выставление контейнера на досмотр обходится примерно в 20 тыс. рублей, не говоря уже про хранение и штрафы. Некоторые таможенные органы арестовывают груз, если на нем не стоит знак ЕАС - маркировка соответствия нормам технического регламента. Действительно ли это серьезное правонарушение, за которое необходимо накладывать арест на груз и запрещать его выпуск до завершения рассмотрения дела об административном правонарушении, далее перемещать груз на таможенный склад, маркировать и только после этого разрешать выпуск? Наказание в виде штрафа - справедливо, потому что нарушение есть, но арест груза - зачем?

Может, возможно наложить ограничение на реализацию этой продукции до полной маркировки, как это, например, делается в других странах? Тем более что у таможенных органов есть такая возможность.

Ольга Пелле:

Техническими регламентами в рамках Евразийского экономического союза предусмотрены обязательные требования, в том числе требования к продукции в части ее упаковки, маркировки, этикеткам и правилам их нанесения. Данные требования подлежат исполнению для всех и без изъятий. За несоблюдение установленных требований предусмотрена ответственность в соответствии с действующим законодательством.


Роман Гордиенок, руководитель отдела ВЭД и международных проектов ООО "Импорто":

С 1 января должен вступить в силу новый кодекс Таможенного союза. Какие изменения ждут контроль после выпуска?

Максим Мамчур:

В части, касающейся грядущих изменений таможенного законодательства, могу отметить, что каких–то революционных новелл для наших подразделений нет, изменения коснутся камеральных таможенных проверок.

Сейчас законодательство не устанавливает сроков их проведения, а собирается ограничить 90 днями без учета сроков на истребование документов. Еще приняты законодательные поправки, согласно которым вскоре мы получим право остановки транспортных средств.

Новости партнеров

Когда таможня и бизнес перестанут давить друг на друга? Требуется ли обособление правоохранительного блока и "контрразведки" Федеральной таможенной службы? Как таможня будет дальше отлавливать санкционные товары и зачем создается Таможенный комитет стран БРИКС?

На эти и другие вопросы "Российской газеты" в первом интервью для прессы на посту руководителя Федеральной таможенной службы ответил Владимир Булавин.

Владимир Иванович, на новом рабочем месте вы почти уже сто дней. Какие приоритеты себе определили?

Владимир Булавин: Задача номер один - экономическая безопасность и экономическая устойчивость, они связаны с повышением собираемости платежей в федеральный бюджет.

Вторая по важности задача - улучшение делового инвестиционного климата, создание комфортных условий для бизнеса. Кадровое укрепление, противодействие коррупции тоже важны для системы.

Кроме того, дальнейшее развитие таможни напрямую связано с бурным развитием телекоммуникационных и информационных систем. Уже сделано немало: российская таможня стала "электронной" и будет дальше развиваться в этом направлении.

Открытие "зеленого коридора" с КНР и Индией реально в ближайшие один-два года, с Израилем - до конца 2016 года

Будет ли в ФТС продолжена политика упрощения процедур для добросовестных участников?

Владимир Булавин: Будет. Уже сейчас выделен "белый сектор" - сектор с минимальными рисками. Участники внешнеэкономической деятельности, которые в него входят, подают 44 процента деклараций и перечисляют 58 процентов таможенных платежей в федеральный бюджет. Хотелось бы, чтобы этот сектор расширялся. Но согласитесь, это зависит не только от таможенных органов, но и от бизнеса.

А остальной сектор, получается, "серый"?

Владимир Булавин: Я бы не называл его серым. Поясню. Есть автоматизированная система.

Она сама по ряду объективных критериев, а их несколько десятков, отбирает участников "белого сектора" вне зависимости от чьего-либо субъективного мнения. В ближайшее время мы продолжим градацию участников внешней экономической деятельности. Хотим выделить три категории - с малой степенью риска, средней и высокой. Тогда для каждой категории можно будет дифференцировать меры контроля.

Трюки, которыми пользуются контрабандисты, известны - лжетранзит, хитрые схемы, подмена документов...

Владимир Булавин: Вопросы по корректировке таможенной стоимости возникают регулярно. Важный рычаг, который у нас есть, - система управления рисками. Мы корректируем порядка 8 процентов импортных деклараций по фактам занижения таможенной стоимости. Это очень много, 128 тысяч деклараций.

Должен сказать, правоохранительный блок активно работает по пресечению незаконных схем. В этом году, по оперативной информации, ФТС возбудила свыше 1900 уголовных дел. Более 90 процентов преступлений выявляется при оперативно-разыскной деятельности. Противодействие внешнеэкономической и трансграничной преступности идет в тесном взаимодействии с ФСБ, МВД, Генеральной прокуратурой, Центральным банком, зарубежными таможнями.

В поисках двух триллионов

Год назад в Госдуме озвучили потери бюджета из-за неучтенного импорта на два триллиона рублей.

Владимир Булавин: По заключению компетентных органов, те расчеты по "серому" импорту не в полной мере соответствуют действительности, выводы на их основе не совсем корректны.

С рядом зарубежных стран, в частности с Китаем, у России несколько лет назад действительно были существенные расхождения в статистике, но это объясняется разными методиками. Сейчас расхождения уменьшены, составляют плюс-минус 5 процентов. По расчетам Банка России, расхождения по экспорту не превышают пять процентов, по импорту - шесть процентов. Это близко к данным таможенной статистики. Когда двумя методами получается один результат, вряд ли это совпадение.

Санкционные товары идут в Россию не только через Казахстан и Белоруссию, но и через Армению, Азербайджан

Муссировались слухи, что реорганизация таможни требует обособления правоохранительного блока, увеличения полномочий?

Владимир Булавин: На мой взгляд, такая модель будет менее эффективной. Правоохранительный блок должен работать вместе с блоком таможенного оформления и контроля.

Если мы их обособим, сразу возникнут межведомственные стыковые вопросы, усложнится обмен информацией, формализуется взаимодействие. Это облегчило бы жизнь нечистым на руку.

Вы начали свои первые дни на таможенной службе с посещения таможенных управлений в регионах. Почему?

Владимир Булавин: Я преследовал две цели. Во-первых, познавательную, поскольку нужно было увидеть работу таможни на всех уровнях. Во-вторых, для меня очень важно было на практике понять функционал таможенных управлений, таможен, таможенных постов. У нас 85 таможен, 552 таможенных поста в одиннадцати часовых поясах, от Юга до Крайнего Севера. Не везде ситуация одинаковая. В морских портах, с учетом объемов грузооборота, обстановка сложнее, чем в Приволжье или на Урале. Я уже был практически во всех регионах.

Какие выводы?

Владимир Булавин: Таможенная служба - это сложная система, от эффективности работы которой зависят экономика, качество жизни в нашей стране, социальное самочувствие граждан.

Понятно, что все основные задачи, которые стоят перед Федеральной таможенной службой, претворяются в жизнь "на земле". И потому от того, как сработает инспектор на таможенном посту, зависит качественное выполнение планов, стратегий, "дорожных карт", решений правительства.

Каждого таможенного инспектора мы должны вооружить технически, чтобы он мог получать сведения из различных баз данных и в кратчайшие сроки принимать решение по тому или иному вопросу. От того, как сработает инспектор, складывается имидж российской таможни в целом. Автоматизация таможен играет ключевую роль и при передаче полномочий по госконтролю на границе, и при присоединении к общим процессам работы с Евразийской экономической комиссией, и при налаживании информационного обмена с таможенными службами иностранных государств.

Таможня плюс налоговая

Скоро год, как ФТС и ФНС взаимодействуют под эгидой минфина. Какие плюсы?

Владимир Булавин: Растет эффективность работы. По большому счету, взят курс на создание единых механизмов прослеживаемости, прозрачности товарных потоков с момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и до момента продажи потребителю. Задача непростая, но достижимая, к 2018 году.

Почему непростая?

Владимир Булавин: Нужно связать воедино данные информационных систем разных служб. Только у нас таких систем около 80. Взаимодействие с налоговиками по увеличению собираемости налоговых и таможенных платежей выстраивается конструктивно. План включает и работу аналитиков, и совместные проверки после выпуска товаров.В этом году за 9 месяцев провели 514 таких проверок. Из них 213 скоординированных контрольных. Доначислено таможенных платежей, пеней и штрафов на полтора миллиарда рублей, довзыскано в бюджет более полумиллиарда рублей, возбуждено более шестисот дел об административных правонарушениях и более семидесяти уголовных дел.

Сколько в стране сейчас таможенников? Оптимален ли штат?

Владимир Булавин: Сейчас штатная численность таможен - 58 тысяч человек, если считать с водителями, уборщицами и прочими работниками.

У нас есть кадровый резерв, мы планируем рост сотрудников, и это для них - важный стимул. Ротация руководящего состава - плановая. В этом году 400 руководителей переназначены на другие должности. Жизнь течет, одни люди уходят, другие приходят.

У таможни есть своя "контрразведка", которая занимается вопросами противодействия коррупции с упором на профилактику.

Бизнес: путь навстречу

Когда планируете встретиться с бизнесом?

Владимир Булавин: Диалог уже налажен. Созданы специальные площадки для обмена мнениями. Есть Экспертно-консультативный совет по таможенной политике при ФТС России, который я недавно возглавил. Месяц назад мы встречались с членами совета. В него входят представители российского бизнеса, участники внешнеэкономической деятельности, руководители ФТС. Мы успешно обсудили ряд актуальных вопросов. На прошедшем недавно съезде "Деловой России" подписали Соглашение о поддержке несырьевых компаний-экспортеров, то есть сделали еще один шаг навстречу бизнесу.

Есть также Общественный совет при ФТС России. Его возглавляет один из бывших руководителей таможенной службы, Лозбенко Леонид Аркадьевич. Он хорошо знает и таможню, и бизнес. Я надеюсь на дальнейший конструктивный диалог.

О чем говорили с предпринимателями? Какие насущные темы поднимали?

Владимир Булавин: Говорили о многом, в том числе, что таможенная сфера - это дорога с двухсторонним движением, путь навстречу друг другу. Таможня стремится к тому, чтобы обеспечить максимальные комфортные условия для бизнеса. Для этого внедряет новые информационные технологии, сокращает время оформления, оптимизирует расходы. А бизнес должен демонстрировать дисциплину в таможенных вопросах. Это важная государственная сфера, где правила определяются правительством, а таможня контролирует, как бизнес их соблюдает.

А с иностранным бизнесом планируете отдельные встречи?

Владимир Булавин: Я готов лично встречаться по мере необходимости.

С представителями зарубежных инвесторов и компаний, которые работают в России, диалог также налажен. О деловом климате мы знаем не по рейтингам, а от представителей крупных корпораций. На недавнем заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям под председательством премьера правительства мы с иностранными предпринимателями обсудили разные вопросы, в том числе упрощение идентификации зарубежных товаров в продуктах переработки. Многие наши предложения поддержаны.

В этом году ФТС России исполняется 25 лет. Ваши пожелания личному составу?

Владимир Булавин: Крепкого здоровья, дальнейших успехов на службе Отечеству! И чтобы в семьях было все благополучно.

Перспективы

В этом году откроют "зеленый коридор" с Израилем

Импорт товаров в Россию через страны - партнеры Евразийского союза растет. Бизнес, правда, предпочитает ввозить товары через Казахстан и Беларусь, так как российская таможня более тщательно контролирует и корректирует стоимость товаров в сторону увеличения для собираемости платежей? Это так?

Владимир Булавин: Что касается контроля таможенной стоимости, то различия между государствами - членами Евразийского экономического союза отсутствуют. Принципы контроля едины. Мы с нашими коллегами и партнерами пользуемся одним документом - Таможенным кодексом. Надеемся, что в этом году у нас появится новый Таможенный кодекс ЕАЭС, над которым мы долго работали. В нем одинаковые подходы к определению таможенной стоимости.

А дополнительный фактор, влияющий на рост импорта через страны ЕАЭС, - наша политика в отношении санкционных товаров из стран ЕС и Украины. Их потоки идут не только через Казахстан и Беларусь, но и через Армению, Азербайджан. Мы вынуждены держать на наших административных границах специальные мобильные группы, которые отлавливают запрещенные товары.

Мобильные группы продолжат работу?

Владимир Булавин: Да, они показали свою эффективность. Таможенники там работают бок о бок с коллегами из других контролирующих органов.

У Федеральной таможенной службы открыты представительства в зарубежных странах, даже в Латинской Америке. Для чего они нужны? Откроются ли новые?

Владимир Булавин: У России таможенные представительства и представители работают в 20 странах на трех континентах. Открытие новых не предполагается, а прежние останутся. Они играют важную роль в зарубежных связях по таможенной линии и много работают с предпринимателями.

Российская таможня поддерживает международные связи с 67 странами, в том числе в формате межправительственных соглашений. Есть и формат СНГ, ЕАЭС, БРИКС.

Во время саммита глав государств в Индии Россия подписала соглашение о создании Таможенного комитета стран БРИКС. Сейчас предполагается разработка плана по обмену информацией по перемещаемым товарам и транспортным средствам, по взаимному признанию результатов таможенного контроля, единым условиям создания "зеленых коридоров", обмену статистическими данными.

У нас пока со странами БРИКС нет "зеленых коридоров"?

Владимир Булавин: Пока нет. Но из стран БРИКС мы хорошо в этом направлении продвинулись с нашими индийскими партнерами, с таможенниками из Китая. Реально запустить "коридоры" в 2017-2018 годах.

До конца этого года, я надеюсь, будет достигнута договоренность о "зеленом коридоре" с Израилем. "Зеленый коридор" - это прозрачность перемещаемых товаров и обмен информацией с коллегами. На таможнях при этом не возникает вопросов ни по сомнительной таможенной стоимости, ни по стране происхождения, ни по поддельным сертификатам.

Владимир Иванович, а какие планы по интернет-торговле?

Владимир Булавин: Объем международных почтовых отправлений с товарами по сравнению с 2014 годом увеличился в два раза, до 143 миллионов посылок на сумму 220 миллиардов рублей, почти четверть триллиона. Настала необходимость проанализировать эти процессы.

Статистика

Доля импорта продовольственных товаров в январе-августе 2016 года составила 13,7 процента, что на процент больше, чем год назад.

Снизились поставки говядины, рыбы, сыров и творога, цитрусовых на 6,6-19 процентов.

Зато доля экспорта выросла на 2 процента. Самая большая прибавка в поставках оказалась у молока и сливок - почти на 80 процентов.

Визитная карточка

Владимир Иванович Булавин, руководитель Федеральной таможенной службы

Родился 11 февраля 1953 года в Липецкой области. В 1975 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (ныне Московский университет путей сообщения), в 1979 году - Высшую школу КГБ СССР (ныне Академия ФСБ России).

С 1977 года - в органах государственной безопасности. С 2006 года - заместитель директора ФСБ России - руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета.

Кандидат юридических наук. Женат, двое детей.