Проектная деятельность по технологии. Конспект урока по технологии "Проектная деятельность

Каждый человек стремится обзавестись собственной квартирой. Однако есть разные виды собственности – частная, общая, муниципальная, из которой можно перевести жилье в индивидуальное владение.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Не у всех есть возможность приобрести свою квартиру, многие граждане продолжают проживать в муниципальном жилье, где они являются лишь нанимателями.

В статье рассмотрим, какие есть виды собственности на квартиру в 2020 году, особенности каждого вида и законодательное регулирование.

Основные моменты

Термин частная собственность вернулся к россиянам в 1990 году, когда начался массовый процесс перевода квартир из муниципального жилфонда в частное владение.

В 1991 году началась приватизация, которая длится и в 2020 году. Рассмотрим основные понятия, виды собственности и механизмы их регулирования законодательными актами.

Что это такое

В 1991 году в РФ начала действовать программа приватизации муниципального и государственного жилья, вследствие этого появилось несколько видов собственности квартир.

Было принято новое законодательство и программы по регулированию жилищных отношений.

Муниципальная собственность подразумевает, что квартира пребывает во владении муниципального органа власти и предоставляется гражданам на основании , то есть гражданин и члены его семьи имеют право только пользоваться жильем на правах нанимателя.

Но не имеют права распоряжаться квартирой на свое усмотрение. Частная собственность означает полноценное и защищенное на законодательном уровне право гражданина на конкретное жилье.

Такую жилплощадь обязательно необходимо регистрировать в регистрационной палате, а собственник имеет полное право на свое усмотрение продавать, менять, передавать по или по дарственной такую квартиру, не спрашивая согласия муниципального органа власти.

Граждане в РФ могут получить в частную собственность квартиру несколькими путями:

  • государственного или муниципального жилья;
  • оформление ;
  • покупка посредством жилищного строительства и в нем;
  • получение по наследству, в или на других предусмотренных законом основаниях.

В 2020 году рассматриваются 4 категории собственности:

Индивидуальная Недвижимость находится в полном владении одного лица. Такой вариант возможен, если в жилье зарегистрирован один человек, или если все члены его семьи написали отказ от своих прав на имущество в пользу одного родственника
Долевая Применяется в процессе приватизации коммунальных квартир. При такой ситуации прописывается размер части каждого совладельца, а при проживании одной семьи такая категория дает возможность прикрепить по одной комнате за каждым членом семьи
Общая долевая Доли всех прописанных граждан считаются равными, если они не подписывали соглашение о разделе комнат
Общая совместная Доли совладельцев в общем имуществе не указываются, то есть фактически они не выделены вообще. Такой тип собственности используется исключительно касательно супругов или детей, не достигших совершеннолетия

Когда она может пригодиться

Каждый гражданин должен знать тип собственности, в котором находится квартира, поскольку именно от этого зависит степень, в которой человек может распоряжаться жильем.

В муниципальной жилплощади граждане проживают на базе договора соцнайма и не имеют права совершать любые юридические сделки с такой квартирой.

После проведения приватизационного процесса гражданин приобретает жилье в частную собственность, следовательно, может без уведомления муниципального органа по своему желанию совершать сделки с квартирой.

Согласно законодательству, каждый гражданин имеет право единожды воспользоваться правом на бесплатную и перевод жилья из муниципального жилфонда в частное владение.

Единственным исключением из правила являются несовершеннолетние дети, которые участвовали в приватизации в детстве, после достижения совершеннолетия могут еще раз принять участие в приватизации.

Нормативное регулирование

Регулируют данные вопросы нормативно-правовые акты:

Данным законом определены основные принципы и процедуры перевода муниципальной собственности в частную собственность граждан, указаны требуемые документы, критерии и перечень жилья, которое подлежит приватизации.

Какой вид собственности квартиры

В этом разделе детально рассмотрим каждый вид собственности, его нюансы и специфику, чтобы при оформлении приватизации или приобретении квартиры вы знали свои права касательно жилплощади.

Если один из совладельцев желает продать, передать в дар или обменять свою долю, тогда такая жилплощадь перед сделкой должна быть переведена в долевую собственность.

Распоряжаются долями в совместном владении все участники по взаимной договоренности.

В результате приватизации гражданин получает собственное жилье, при этом на совершенно бесплатной основе. Однако приватизированная квартира характеризуется некоторой спецификой.

Так владелец квартиры должен, помимо , оплачивать также затраты на поддержание помещений общего пользования в надлежащем состоянии и их ремонт.

В муниципальном жилье наниматели не оплачивают данные расходы. После приватизации собственник должен будет ежегодно вносить сумму , который с каждым годом стремительно возрастает.

Видео: собственность

Поэтому данный нюанс становится препятствием на пути для некоторых граждан, которые предпочитают не приватизировать жилье, чтобы избежать уплаты налога.

Хотя на практике граждане редко согласуют свои действия с органом самоуправления и самостоятельно сдают такие квартиры в аренду, хотя данное действие является неправомерным.

Получить полноценные права на муниципальную квартиру можно путем оформления приватизации или выкупа у муниципалитета по среднерыночной цене. Тогда владелец приобретает все права на полное распоряжение собственностью.

Образовательная область «Технология», введенная в Базисный учебный план общеобразовательных учреждений в 1993 году, способствует созданию полноценной обучающей и развивающей среды, которая позволяет сформировать у учащихся жизненно важные основы технологических знаний и умение применять их в различных видах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности, социального опыта.

В примерные программы образовательной области «Технология» введен блок - модуль «Основы проектирования», предусматривающий организацию и руководство проектной деятельностью обучающихся (метод проектов). Проектная деятельность предлагает более гибкую структуру учебного процесса по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до ее реализации (изготовления объекта труда - модели, изделия).

В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию обучающихся. Выполняются и осваиваются не только конкретные трудовые действия, но и решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проектов, анализируются факторы, влияющие на конструкцию, форму, дизайн объектов труда (моделей, изделий). Действия обучающихся носят в основном преобразующий характер, способствуют развитию у них творческого потенциала.

Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учащимся под руководством учителя.

Проектная деятельность в сравнении с традиционными методами преподавания трудового обучения имеет свои особенности. Она включает ряд условных этапов:

· Поисково-исследовательский (проектировочный).

· Технологический (этап реализации проекта).

· Заключительный (презентация и практическое использование изделия).

Таблица 1.1. Примерный контрольный лист проекта

Поисково-исследовательский этап

Поиск проблемы

Учащиеся слушают учителя, анализируют услышанное.

Учитель ставит перед ними проблему, предлагает банк тем проектов, раскрывает требования к ним, технологию их выполнения и критерии оценивания.

Осознание проблемной области

Учащиеся из предложенных учителем проблем выбирают одну, наиболее актуальную для них (или формулируют сами).

Учитель выступает в роли консультанта.

Первое мини - исследование: выявление конкретной потребности.

Опираясь на собственные знания и обобщая источники информации (банк данных и предложений. Книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и др.), школьники исследуют потребности в определенных изделиях или услугах, проводят мини - маркетинговое исследование, оценивают свои интеллектуальные и материальные возможности.

Учитель наблюдает, консультирует, советует.

Определение конкретной задачи и ее формулировка

Учащиеся формулируют конкретную задачу исследования, определяют тему проекта.

Учитель помогает уточнить формулировки.

Установление основных параметров и ограничений

Учащиеся определяют основные параметры (размеры, мощность, функции и т.д.) и ограничения предполагаемого изделия, диктуемые обстоятельствами.

Учитель делает уточнения.

Второе мини - исследование: выявление традиций, тенденций, истории.

Учащиеся изучают возможную историю проекта, конспектируют, рисуют, чертят, генерируют идеи.

Учитель помогает подобрать необходимую литературу, оказывает помощь.

Третье мини - исследование: построение «звездочки обдумывания»

Учащиеся на листе бумаги составляют схематично перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн, технология изготовления, себестоимость изделия.

Учитель проверяет, уточняет, советует.

Четвертое мини - исследование: выработка идей, вариантов, альтернатив

Учащиеся записывают возникшие идеи в виде фраз, отдельных слов, картинок или эскизов.

Учитель уточняет, советует, предлагает дополнительную литературу.

Пятое мини - исследование: анализ и синтез идей, выбор оптимального варианта

Учащиеся выбирают из многих вариантов подходящее решение, разрабатывают рабочий эскиз модели с описанием.

Учитель контролирует, уточняет, оказывает помощь.

Выбор материала, построение «звездочки обдумывания»

Учащиеся определяют и записывают несколько наименований материалов, выбирают наиболее подходящие из них.

Выбор инструмента, оборудования

Учащиеся определяют и записывают перечень необходимых инструментов и оборудования.

Учитель консультирует, обобщает.

Разработка технологического проекта

Учащиеся выбирают и анализируют рациональную технологию, составляют технологические карты, чертежи, эскизы, конструируют и моделируют, определяют режимы работы и затраты времени, уточняют критерии контроля.

Учитель наблюдает, консультирует, обобщает.

Организация рабочего места

Учащиеся подбирают и размещают на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления, проверяют освещенность, проветриваемость в соответствии с санитарными нормами и правилами безопасности.

Учитель оказывает помощь.

Экономическое и экологическое обоснование

Учащиеся подсчитывают себестоимость изделия или услуги, проводят экологическую экспертизу изготовляемого изделия.

Учитель оказывает помощь, контролирует процесс.

Контроль качества

Учащиеся уточняют критерии проверки и оценки качества творческого проекта.

Учитель проверяет, уточняет результаты.

Технологический этап

Выполнение технологических операций

Учащиеся подбирают режим обработки: осуществляют контроль качества обработки деталей, самоконтроль своей деятельности; вносят изменения в технологический процесс; корректируют последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки; соблюдают технологическую и трудовую дисциплину; контролируют организацию рабочего места.

Учитель наблюдает, контролируют, консультирует, оказывает помощь, следит за соблюдением правил безопасности.

Заключительный этап

Коррекция

Учащиеся сравнивают выполненный проект с задуманным, устраняют недочеты.

Учитель анализирует, советует.

Контроль, испытание

Учащиеся осуществляют контроль и корректировку параметров изделия, проводят его испытание.

Учитель консультирует, советует.

Оформление

Учащиеся оформляют проект в соответствии с установленными требованиями.

Учитель консультирует, помогает.

Самооценка

Учащиеся анализируют достоинства и недостатки проекта, оценивают результаты и перспективы производства.

Учитель наблюдает, консультирует.

Защита проекта

Учащиеся готовят и делают доклады, иллюстрации, отвечают на вопросы.

Учитель слушает, участвует в оценке проекта.

На начальном этапе многие школьники будут испытывать значительные затруднения при выполнении творческих проектов. Поэтому для них рекомендуются творческие задания или работы по образцу. Объекты проектирования должны быть посильны для учащихся соответствующих возрастных групп.

Количество участников при выполнении проекта в зависимости от его сложности может быть различным: от одного (индивидуальный проект) или нескольких учащихся одного класса до больших творческих коллективов, включающих учащихся разных классов и возрастов (юбилей школы, организация питания в походе и т.д.). При выполнении групповых и коллективных проектов учителю необходимо распределить обязанности между учащимися и определить ответственность каждого за выполнение проекта в целом. Общая оценка коллективного проекта осуществляется на основе вклада каждого из исполнителей.

Проект может быть рассчитан на изучение одной темы, нескольких тем или целого тематического блока. Сроки выполнения проектов в большей степени зависят от содержания, целей и задач проекта и могут меняться от 3 - 4 недель до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с конкретными результатами работы на каждом этапе.

Основой для руководства проектной деятельностью учащихся для учителя технологии является «Положение об ученическом проекте в рамках школьного курса «Технология», утверждаемое директором.

Для выполнения проектов учащимся необходима определенная теоретическая подготовка в области конструирования, решения творческих изобретательских задач. Для этого учителем может быть использована часть времени, отводимого программой для выполнения проектов; другая часть этого времени используется для практической работы над проектом (на выполнение проектов программой «Технология» выделяется около 25% учебного времени; для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счет внеучебного). Соотношение этих двух частей определяется учителем самостоятельно.

Практическая работа над проектом (изготовление изделия) может осуществляться по различным разделам курса «Технология» («Обработка материалов», «Художественная обработка материалов», «Электрорадиотехнология» и др.), а также на кружковых и факультативных занятиях и самостоятельно в домашних условиях. Тем самым закладываются возможности общения и родителей. В повседневных совместных делах появятся взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и восстановятся утраченные духовные ценности.

Тематика учебных проектов определяется содержанием обучения в данном классе, кроме 9-го класса, где может быть выбрана любая из тем по технологии, изучаемых в основной школе. Тематика проектных заданий должна охватывать, возможно, более широкий круг вопросов минимумов содержания, примерных программ «Технология», быть актуальной для практической жизни и требовать привлечения знаний учащихся из различных областей с целью развития их творческого мышления, исследовательских навыков, умения интегрировать знания, устанавливать причинно - следственные связи.

При подборе тематики проектных заданий следует учитывать прикладной характер соответствующих вопросов по экономике, экологии, современному дизайну, моде. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении проекта.

Окончательный выбор темы проекта остается за учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно помочь подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждой группы учащихся. Требования к выполнению и оформлению проекта зависят от возраста учащихся и класса обучения. Некоторые проекты могут быть интегрированными, т.е. наряду с технологией охватывать содержание и других учебных предметов.

Одна из проблем, с которой сталкивается учитель это: как оценивать проектную деятельность учащихся? Необходимы текущие оценки, так как контроль подтягивает, дисциплинирует учащихся, и, разумеется, итоговая. Окончательная, итоговая оценка должна ставится с учетом текущих оценок, уровня защиты проекта, качества готового проекта (его описательной части - пояснительной записки, и изделия). С этой целью можно использовать контрольный лист проекта (оценочный лист), в котором за выполненную часть ставится оценка.

Примерные критерии оценивания выполненных проектов

1. Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.

2. Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, его материальное воплощение.

3. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии.

4. Уровень творчества, оригинальность темы, найденных решений, своеобразие материального воплощения и представления проекта.

5. Качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрикация и структура текста; качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.

6. Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.

Выполнение проектных работ обязательно должно завершаться их защитой в присутствии всего класса. Это мероприятие стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности.

В учебной мастерской необходимо оборудовать «Уголок проектов», где могут быть размещены следующие материалы:

1. «Положение об ученическом проекте по «Технологии».

2. Тематика проектов («Банк проектов»).

3. Образцы выполнения проектов, включая изготовленные учащимися изделия.

Особенность системы выполнения проектов - совместная творческая работа учителя и учащегося. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы учащихся, особенности регионов. Проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Проекты - это лишь один из компонентов системы образования.

Не следует понимать проект как контрольную работу. Проект - творческая работа, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса, сравнительного дизайн - анализа изделий с современными аналогами. Именно при выполнении творческих проектов учащиеся выявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную специальную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение.

Метод проектов (в пер. с грч. «путь исследования») - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость.

Общие требования к оформлению проекта

Оформление титульного листа:

1. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.

2. В среднем поле дается название проекта. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие.

3. В нижнем правом углу указывается фамилия, имя и класс проектанта. Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.

4. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы.

Порядок расположения листов:

1. титульный лист;

2. план с указанием страниц;

3. распределение работ (если проект коллективный);

4. обоснование выбора темы;

5. историческая справка;

6. техническая и технологическая документация (эскизы, чертежи, схемы, технические рисунки, операционные и технологические карты, лекала, выкройки и т.д.);

7. описание изготовления своего изделия;

8. экономическое обоснование;

9. инструкция по эксплуатации;

11. список используемой литературы (библиографический список);

12. чистый лист (для рецензии).

Пояснительная записка выполняется рукописным, машинописным способом или с помощью компьютера на одной стороне листа желательно формата А4.Текст следует писать или печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 20мм; правое, верхнее, нижнее - 5мм.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. По содержанию и форме приложения очень разнообразны. Они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста.

Каждую структурную часть работы следует начинать с нового листа.

Все иллюстрации в проекте должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, т.е. через всю работу. Если иллюстрация в проекте единственная, то она не нумеруется.

Работа над проектом, как всякое творчество, требует определенной степени свободы. Поэтому автор вправе изменять последовательность изложения материала, не включать отдельные разделы из рекомендуемого перечня или добавлять то, что, по его мнению, может улучшить качество работы.

Работа над проектом включает в себя решение ряда вопросов, причем сначала это делается мысленно, а потом практически - в материале. На этапе представлений можно воспользоваться специальным приемом, называемым «звездочкой обдумывания». Берется чистый лист бумаги. В центре его записывается подлежащий решению основной вопрос. Затем вокруг него указываются возможные решения других вопросов, без которых невозможно решение главного.

В выполнении творческого проекта первым и главным решением является определение того, что предполагается изготовить, т.е. название изделия. Оно записывается в центре листа. А около расходящихся лучей указывается:

1. Какие материалы понадобятся при выполнении работы.

2. Какие необходимые инструменты и оборудование.

3. Какова форма и размеры изделия.

4. В каком стиле оно изготовлено.

5. Будет ли оформление изделия сочетаться с окружением из других предметов.

6. Основные этапы конструирования изделия.

7. Основные этапы технологии его изготовления.

8. Основные затраты на изготовление изделия.

По форме эта «звездочка обдумывания» выглядит следующим образом.

Такая запись решения взаимосвязанных вопросов позволяет хорошо их обдумать, т.к. все они сразу находятся перед глазами. Этот прием может быть применен и для решения отдельных частных вопросов. Например, возникает сложный вопрос с выбором материала изделия. Тогда он и становится центром звездочки, в расходящихся лучах которой указываются различные возможные для применения конструкционные материалы и их свойства. Рассматривая их поочередно и сравнивая с требованиями к материалу конструкции данного изделия, можно подобрать более подходящий материал.

План защиты проекта

Демонстрация изготовленных изделий.

1. Сообщение темы творческого проекта.

2. Цели и задачи творческого проекта.

3. Историческая справка (очень кратко).

4. Описание работы над изделием:

· вид и количество материала, использованного в изделии;

· какие инструменты, материалы и приспособления были использованы при работе над изделием;

· какие технологические приемы применялись при изготовлении изделия;

· последовательность технологической обработки.

5. Какие проблемы были при работе.

6. Что нового узнали при работе над выбранной темой.

7. Что нового можно придумать, область применения.

КРЫМСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСТДИПЛОМНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕФЕРАТ

Тема: Проектная деятельность на уроках технологии.

Слушатель КПК: Павленко Л.И.,

учитель технологии МБОУ« Сакская

средняя школа № 2» Республики Крым

Симферополь – 2015

Содержание

    Введение………………………………………………………………………..3

    Историческая справка о возникновении проектного метода ………………3

    Характеристика проектной деятельности……………………………………5

    Выполнение проектов на уроках технологии………………………………..8

    1. Цели и задачи проектов на уроках технологии …………………………… 8

      Тематика проектов и требования к отбору объектов проектирования…….9

      Этапы проектной деятельности………………………………………………12

    Заключение…………………………………………………………………….13

    Список используемой литературы…………………………………………...14

1. Введение

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования, этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках технологии.

Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека мысленно создавать модели. Выполнение творческих проектов способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности, предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован, выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.
2. Историческая справка о возникновении проектного метода

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи , а также его учеником У.Х. Килпатриком.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация... В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе - запрещено.

Есть несколько п ричин, по которым метод проектов не смог проявить себя:

не было учителей, способных работать с проектами; не было разработанной методики проектной деятельности; чрезмерное увлечение «методом проектов» шло в ущерб другим методам обучения; «метод проектов» неграмотно соединили с идеей «комплексных программ»; отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах - США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии - применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней - стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная работа учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

3.Характеристика проектной деятельности

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося -это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.

Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:

а) выделение внутреннего учебного материала;

б) организация целесообразной деятельности;

в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.

Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.

Преимущества этой технологии это: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

Исследовательский предмет может быть по содержанию:

монопредметным - выполняется на материале конкретного предмета;

межпредметным - интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, информатика, экономика;

надпредметным - выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

4. Выполнение проектов на уроках технологии

    1. Цели и задачи проектов на уроках технологии

В современной школе от учащихся потребуется на примере доступных для изучения технологий овладеть следующими умениями:

    обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;

    находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;

    проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;

    овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций;

    осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;

    экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;

    давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;

    выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий;

    оценивать свои профессиональные интересы и склонности, выбирать профессию;

    сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.

Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся.

4.2 Тематика проектов и требования к отбору объектов проектирования

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана со многими факторами: возрастные и индивидуальные особенности школьников, учебноматериальная база для выполнения творческих проектов и др.

При подборе проектных заданий необходимо учитывать принципы дидактики, специфичные для трудовой деятельности в школьных мастерских (политехническая, профориентационная и воспитательная направленность, соединение обучения с производственным трудом, формирование творческого отношения к труду, научность и др.)

Использование в практике проектного обучения школьников комплексного многопланового подхода к отбору творческих проектов позволяет взять за основу выбора проектов учет организационно-педагогических, технологических, экономических, психолого-физиологических, эстетических и эргономических требований. Характерными признаками творческих проектов являются: творческий характер, наличие проблемных ситуаций, требующих своего решения. В то же время творческий проект - это своеобразное учебно-трудовое задание.

Процесс выполнения творческого проекта предполагает комплексное отражение изученных вопросов и практических работ на уроках технологии. При подборе проекта необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе те знания и умения, которыми уже овладел учащийся в течении года. В этом случае осуществляется самостоятельный перенос знаний и умений на конкретном объекте (проекте).

Одним из наиболее важных требований в отборе проектов является его творческая направленность. При подборе творческих проектов необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников, степень их подготовки, возрастные и физиологические возможности.

Важным требованием при отборе творческих проектов является их общественно полезная или личностная значимость. Общественно полезная ценность объекта проектирования может включать в себя значимость по удовлетворению запросов школьника, семьи, общества, школы или просто рынка.

Учет возможностей и интересов учителя, материально-технических ресурсов школьных мастерских предполагает подбор проектов с позиции возможностей и интересов учителя технологии и наличие материальной базы.

Обеспечение эргономических и безопасных условий труда содержит в себе комплекс требований: выбранный проект должен обеспечивать безопасные условия работы учащихся.

Темы проектов выбираются учащимися самостоятельно или по рекомендации учителя. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении. Проекты выполняются как индивидуально, так и в составе группы - временного, творческого коллектива.

    Решение конструкторско-технологических задач по разработке и изготовлению учебно-наглядных пособий, инструментов, приспособлений для работы в учебных мастерских, средств малой механизации и автоматизации, бытовых устройств, декоративно-прикладных изделий и т.п.

    Разработка и модернизация технологии для изготовления различных видов объектов го древесины, металла, пластмассы, ткани, обработки пищевых продуктов, почвы, использования вторичных ресурсов и т.д.

    Решение задач дизайна производственных, учебных и жилых помещений.

    Разработка способов и приемов рационального ведения хозяйства, благоустройства усадьбы и жилища.

    Решение задач производственно-коммерческого характера, связанных с реализацией на рынке сбыта материальных и интеллектуальных продуктов деятельности учащихся, проведением мероприятий экологического характера.

Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, т.е. изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей.

К выбору темы проекта предъявляются требования, которые должны быть восприняты учащимися почти как инструкция, руководство:

Объект (изделие) должен быть хорошо знаком, понятен и, главное, интересен;

Будущее новое изделие должно изготовляться промышленным или кустарным способом с определенной программой выпуска и расчетом на массового или единичного потребителя;

Необходимо предчувствие, что объект позволит разработчику реализовать себя в творчестве, что он ему по силам;

Не страшно, если темы будут повторяться в учебной группе; в процессе проектирования учащиеся сами поймут, что двух одинаковых изделий (или услуг) никто предложить на рынок не может.

Выбор проектов определяется потребностями различных сфер жизнедеятельности личности и общества (школа, индустрия, досуг, дом), необходимостью их удовлетворения, улучшения и модернизации существующих предметов потребления и услуг. Основными критериями выбора проектов являются: оригинальность, доступность, надежность; техническое совершенство; эстетические достоинства; безопасность; соответствие общественным потребностям; удобства эксплуатации; технологичность; материалоемкость; стоимость и т. д.

4.3. Этапы проектной деятельности

Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. На этой основе выделили основные этапы проектной деятельности: организационно-подготовительный (исследовательский), технологический, заключительный.

На организационно-подготовительном (исследовательском) этапе перед школьниками ставится проблема - осознание нужд и потребностей во всех сферах деятельности человека. На этом этапе школьники должны осознать, уяснить зачем и почему им надо выполнить проект, каково его значение в их жизни и жизни общества, какова основная задача предстоящей работы. Перед ними ставится цель : получение в итоге деятельности полезного продукта, который может носить как социальный, так и личностный характер. На этом этапе учащиеся обобщают изученный материал, тем самым включая его в общую систему своих знаний и умений.

Завершающим элементом этого этапа является планирование технологии изготовления, где учащиеся осуществляют такие действия как: подбор инструментов и оборудования, определение последовательности технологических операций, выбор оптимальной технологии изготовления изделия. Средствами деятельности выступают их личный опыт, опыт учителей, родителей, а также все рабочие инструменты и приспособления, которыми пользуются учащиеся при разработке проекта. Результатами деятельности учащихся является приобретение новых знаний, умений и готовые графические документы. На протяжении этого этапа школьники производят самоконтроль и самооценку своей деятельности.

На технологическом этапе учащийся выполняет технологические операции, корректирует свою деятельность, производит самоконтроль и самооценку работы. Цель - качественное и правильное выполнение трудовых операций. Предмет деятельности - создаваемый материальный продукт, знания, умения и навыки. Средства - инструменты и оборудование, с которыми работает учащийся. Результат - приобретение знаний, умений и навыков. Законченные технологические операции являются промежуточным результатом деятельности учащихся на этом этапе.

На заключительном этапе происходит окончательный контроль, корректирование и испытание проекта. Учащиеся производят экономические расчеты, мини-маркетинговые исследования, анализируют проделанную ими работу, устанавливают достигли ли они своей цели, каков результат их труда. В завершение всего учащиеся защищают свой проект (изделие, реферат) перед одноклассниками.

5. Заключение

Задача трудовой подготовки учащихся в нашей стране может быть осуществлена более успешно, если использовать метод проекта.

Данный метод можно применять не менее успешно на других предметах, но такой предмет, как «Технология» дает наибольшие возможности для развития творческих способностей с помощью творческого проекта. А цель воспитания - всестороннее воспитание личности.

Труд современного человека приобретает всё более творческий характер. Поэтому для меня метод проекта является актуальным на сегодняшний день.

Именно на уроках технологии в школе мы развиваем творческую личность. На уроках технологии важно работать не по традиционным методам, а по методу проекта.

Работая по методу проекта можно учебную деятельность сделать более интересной и насыщенной. Тогда знания будут более глубокими и прочными.

А самым главным становится приобретение учащимися проектировочных и коммуникативных умений, что поможет учащимся в дальнейшем обучении.

Если учитель технологии использует метод проекта на своих занятиях, то полнее раскрывается его творческий потенциал. И обучаться у такого учителя интереснее.

6. Список используемой литературы:

1. Казакевич В. М. Технологическое образование в век высоких технологий// Школа и производство, 2001, №1

2. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технологического творчества: Книга для учителя. - М.: Народное образование, 1996

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение -что это? // Методист, №1, 2004.-с. 42.

4. Павлова М. Б.,Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. Сасовой.-М.: Вента-Графф, 2003

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат.- М., 2000