Внешнеэкономическая деятельность на региональном уровне. Развитие вэд регионов россии

По данным Минэкономразвития и торговли среди регионов России можно выделить около 30 субъектов, которые можно охарактеризовать сравнительно широкой открытостью экономики для внешнего рынка. На них приходится значительная, до 80%, часть экспорта и импорта.

В зависимости от различной степени открытости, степени рисков (от политических до инвестиционных), финансовой устойчивости, а также инвестиционной привлекательности, регионы России будут по-разному использовать внешние факторы для целей развития.

Максимальный потенциал и минимальный риск имеют гг. Москва и Санкт-Петербург, средний потенциал характерен для Белгородской области и Республики Татарстан. Приемлемые условия инвестирования характерны для 18 субъектов: Московской, Свердловской, Нижегородской, Пермской, Самарской, Иркутской, Волгоградской, Саратовской, Ростовской, Оренбургской, Челябинской, Новосибирской, Кемеровской областей, Краснодарского, Алтайского, Приморского краев, Башкортостана, Ханты-Мансийского автономного округа.

Ситуация во внешнеэкономической сфере будет зависеть от складывающейся конъюнктуры на мировых рынках для экспорта российских товаров. Влияние на экспорт будет оказывать рост спроса на ряд товаров со стороны внутреннего рынка, а также ограничительные меры в отношении российского экспорта со стороны стран торговых партнеров.

В структуре товарного экспорта по-прежнему будут доминировать топливно-сырьевые товары, причем доля энергоресурсов может несколько сократиться. Высокая доля этих товаров в общем экспорте будет поддерживаться как за счет некоторого увеличения физических объемов вывоза, так и за счет сохранения благоприятного уровня мировых цен.

В зависимости от экспортного потенциала регионы можно разделить на следующие группы.

К первой группе относятся Башкирия, Татарстан, Белгородская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и Челябинская области. В этих регионах экономика оказалась наиболее устойчивой к кризису, с достаточно диверсифицированным производством, развитой инфраструктурой, квалифицированным кадровым потенциалом. Спад в экономике этих регионов был незначительным, а спрос на продукцию основных отраслей - относительно высоким.

Вторую группу составляют сырьевые регионы - республики Коми, Саха (Якутия), Хакасия; Красноярский край; Иркутская, Кемеровская, Магаданская, Омская, Оренбургская, Томская и Тюменская области, для которых характерны высокий уровень производства. Однако благополучие этих регионов определяется в основном экспортом и подвержено сильному влиянию конъюнктуры мирового рынка.

Третью группу составляют 8 областей Центрального ФО - Владимирская, Ивановская, Курская, Московская, Смоленская, Тульская, Ульяновская и Ярославская. К началу реформ эти области располагали высоким производственным потенциалом, квалифицированными кадрами, развитой инфраструктурой.

Четвертую группу составляют 17 субъектов РФ - Республика Карелия, Архангельская, Вологодская, Воронежская, Калужская, Камчатская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Новороссийская, Орловская, Пензенская, Пермская, Рязанская, Сахалинская и Тверская области. Эти регионы не относятся ни к числу наиболее депрессивных, ни к благополучным. Для укрепления экспортного потенциала здесь нужны меры государственной поддержки, направленные на разрешение присущих этим регионам проблем. Это же относится и к трём важнейшим с/х регионам: Краснодарскому, Ставропольскому краям и Ростовской области.

Что касается остальных регионов, то по разным причинам (экономическим, политическим, географическим), их экспортный потенциал не бесперспективен, но экономический подъём требует целенаправленной государственной поддержки.

Перспективы развития ВЭД в России в целом и её регионах во многом определяются ресурсным потенциалом и степенью его реализации.

Наибольшее сокращение эффективности использования ресурсного потенциала наблюдается в Северо-Западном, Центральном, Северо-Кавказском и Дальневосточном ФО.

Наименьший спад этого показателя произошел на предприятиях добывающей промышленности Уральского и Сибирского ФО. Предполагается, что во внешнеторговом обороте России несколько вырастет доля Приволжского и Сибирского федеральных округов.

По-прежнему экспортную специализацию субъектов Центрального ФО будут определять наукоемкие обрабатывающие отрасли: электротехника, приборостроение, авто- и авиастроение, нефтепереработка, нефтехимия.

Субъекты Северо-Западного ФО сохранят экспортную специализацию по отраслям черной и цветной металлургии, машиностроения, деревообработки.

Субъекты Приволжского и Уральского ФО останутся крупными экспортерами продукции нефтехимического комплекса, ВПК, тяжелого машиностроения, нефте- и газодобычи.

Субъекты Сибирского ФО сохранят позиции в сфере ВЭД за счет добывающих отраслей, цветной металлургии, лесопереработки, целого ряда продукции ВПК и ТЭК.

В Дальневосточном ФО сохранится специализация при выходе на внешний рынок на продукции рыбопереработки, лесной промышленности, добывающих отраслей (медь, золото, платина, алмазы).

Боброва Виктория Викторовна , доцент кафедры «Мировая экономика» Оренбургского государственного университета, Россия

Translation will be available soon.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Агапова Т.Н. Методика и инструментарий для мониторинга экономической безопасности региона //Вопросы статистики. - 2001. ‑ №2. ‑ С.44-48.
2. Аскаров Н.И., Исахов Б.А., Кудратов И.Э. Методические вопросы оценки уровня развития экспортного потенциала регионов //Вопросы статистики. - 2001. - №2. ‑ С.48-49.
3. Блудова С.Н. К вопросу о методике оценки региональной внешнеэкономической деятельности //Вопросы статистики. -2002. - №11. - С. 65-66.
4. Вардомский Л.Б., Скатерщикова Е.Е. Внешнеэкономическая деятельность регионов России. – М.: АРКТИ, 2002. - 320 с.
5. Клупт М.А., Силинский В.П.Международная экономическая статистика. ‑ СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1993. - 56 с.
6. Меркулова И.В. Обеспечение экономической безопасности России и ее регионов в условиях развития международной и межрегиональной торговли. – Ставрополь: 2005. С. 41-50
7. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Юристъ, 2000. - 456 с.
8. Рогов В.В. Политика и практика зарубежных стран в области государственной поддержки экспорта // Внешнеэкономический бюллетень. ‑ 2002. ‑ №1. ‑ С. 52-61.
9. Цуканов Г.М. Проблемы совершенствования механизма регулирования ВЭД субъектов РФ. ‑ Воронеж, 2005. ‑ С. 21-28.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1. Влияние факторов глобализации и интеграции на процесс управления внешнеэкономической деятельностью региона.

1.2. Региональная стратегия внешнеэкономической деятельности: понятие, сущность, этапы формирования.".

1.3. Институциональные основы формирования внешнеэкономической деятельности региона.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВЭД РЕГИОНОВ РОССИИ.

2.1. Механизм управления региональной внешнеэкономической деятельностью.

2.2. Процесс формирования и реализации стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона.

2.3. Методика оценки состояния внешнеэкономической деятельности региона

Глава 3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРМСКОГО КРАЯ.

3.1. Сравнительный анализ эффективности внешнеэкономической деятельности регионов России.

3.2. Состояние внешнеэкономической деятельности в Пермском крае.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Формирование стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона"

Актуальность темы исследования. Внешнеэкономическая деятельность всегда была и остается приоритетным направлением политики любого государства, поскольку создает основы для формирования выгодной торговли и благоприятного инвестиционного климата в стране. Современные процессы глобализации и интернационализации хозяйствования качественно изменили условия внешнеэкономической деятельности, перенеся акцент на уровень региональных образований. Значение регионов как субъектов международной деятельности в последнее время существенно повышается, а органы местного самоуправления все активнее занимаются внешнеэкономической деятельностью, поддерживая иностранный бизнес на своих территориях, помогая предприятиям региона осваивать зарубежные рынки, формируя условия для эффективной внешнеэкономической деятельности.

Для осуществления эффективного взаимодействия на мировой арене каждый из регионов вынужден разрабатывать конкретную стратегию рыночного поведения, которая бы способствовало многостороннему развитию внешнеэкономических связей. Российское государство имеет программы по развитию международных отношений, на федеральном уровне разработаны стратегия и программа внешнеэкономической деятельности государства, учитывающие производственную и рёсурсную специализацию регионов, основные стратегические цели комплексного развития территорий и программы их социально-экономического развития. Однако, как показывает практика, уделяя внимание развитию экономики и социума на региональном уровне, субъекты Федерации не обращают должного внимания на формирование и становление внешнеэкономической деятельности в регионе, переложив эти задачи на федеральный центр. Закономерно, слабо развиты и теоретические основы, концепции и методические подходы к разработке стратегии ВЭД, а также к реализации ВЭД на региональном уровне. Сегодня, когда Россия переживает сложный период качественных изменений и реформ в сфере внешнеэкономических отношений, формирование и разработка стратегий внешнеэкономической деятельности регионов должны занимать значимое место в политике региональных властей. При этом в основу стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона должна быть положена инновационная компонента. Именно инновационная составляющая внешнеэкономической деятельности позволит региону своевременно адаптироваться к постоянно изменяющимся факторам международной среды.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретические вопросы участия регионов во внешнеэкономических связях изучены на основе работ А. Смита, Д. Рикардо, М. Портера, Л. Вальраса, В. Леонтьева, Э. Хекшера и др.

Исследования в области регионального развития содержатся в работах А.Г Гранберга., В.А. Долятовского, Э. Куклински, А.И. Гаврилова, В.Т. Игнатова, В.И. Бутова, Н.Н.Колосовского, Ю.Г.Лавриковой, В.П.Орешина, Л.В.Потапова, О.С. Пчелинцева, Н.М.Ратнер, О.А.Романовой, А.И.Татаркина, М.Д.Шарыгина, Р.И. Шнипера и др. Вопросы, связанные с определением места регионов в системе национальной экономики, рассматриваются в работах И.В.Арженовского, С.Воронкова, А.Г.Гранберга, В.Ф.Захарова, А.С.Маршалова, А.С.Новоселова, Н.Н.Некрасова и др. Теоретический вклад в изучение данной проблематики внесли и зарубежные ученые: В.Джонс, Р.Хартсхорн, Р.Платт и др.

Исследования в области теории и практики стратегического управления представлены в работах таких ученых, как Р.Акофф, И.Ансофф, П.Друкер, Г.Минцберг, М.Портер, Дж.Стрикленд, А.Томпсон, О. Уильямсон, В.Эйтингон,

A.И.Татаркин, Д.С.Львов, А.Г.Гранберг, А.П.Егоршин, О.С.Виханский,

B.Г.Игнатов, Н.П.Кетова, В.Н.Лексин, Н.Н.Некрасов, А.М.Швецов и др. Анализ различных функций региона, в том числе его внешнеэкономической деятельности, а также оценка роли и значения в территориальном развитии внешнеэкономического и инновационного потенциалов проводились в работах Е.Г.Анимица, Е.Л.Андреевой, В.Л.Берсенева, Л.М.Капустиной, А.А.Мальцева, М.И.Масленникова, А.Н.Пыткина, О.А.Романовой, А.И.Татаркина и других.

В современной экономической науке региональное стимулирование внешнеэкономической деятельности рассматривалось С.М.Кадочниковым, А.П. Косинцевым, А.А.Мальцевым, Л.Е.Стровским и др. Внешнеэкономический потенциал, а также методики его оценки изучены в работах В.П.Астахова, Н.С.Блудовой, Ю.Н.Дмитриевского, С.В.Дорошенко, Ю.Н.Гладкий, А.Д. Шеремета, С.М.Бурькова и др.

Тем не менее, несмотря на достаточно активный научный интерес к проблеме вовлечения регионов в международное разделение труда, теоретические и практические исследования в области управления внешнеэкономической деятельностью на уровне субъектов Федерации не носят системного характера; отсутствует четкое выделение функций региона во внешнеэкономической деятельности; не разработаны методологические рекомендации по разработке региональной стратегии внешнеэкономической деятельности, а также по ее реализации и оценке результатов. В связи с вышеизложенным определились цель, структура и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования являются субъекты внешнеэкономической деятельности региона.

Предметом исследования выступает система организационно-экономических отношений, возникающих в процессе формирования региональной стратегии внешнеэкономической деятельности.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических основ формирования стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона.

Постановка указанной цели предопределила решение следующих задач:

1. Обобщить эволюцию роли регионов во внешнеэкономических связях, уточнить функции региональных органов власти в процессе реализации внешнеэкономической деятельности.

2. Разработать алгоритм оценки состояния внешнеэкономической деятельности региона на основе анализа инновационной компоненты как одной из важнейших составляющих дальнейшего развития региональной ВЭД.

3. Определить принципы и порядок формирования региональной стратегии внешнеэкономической деятельности, предложить алгоритм ее разработки с учетом интересов всех субъектов ВЭД на макро-, мезо- и микроэкономических уровнях.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных экономистов и специалистов в области регионального управления, мирохозяйственных связей, внешнеэкономической деятельности, стратегического планирования, глобализации и интеграции. Методологической основой диссертационной работы является общенаучная методология и методологии социальных и экономических исследований. В качестве общенаучных методов, использовались методы: анализа, синтеза, классификации, экономико-статистический, сравнительный, компаративный, структурно-логический анализ, графические методы представления информации.

Информационной базой исследования явились данные территориального органа Федеральной службы статистики по Пермскому краю, Министерства промышленности инноваций и науки, а также Торгово-промышленной палаты Пермского края, нормативно-правовые документы, разработанные органами власти Пермского края, а также эмпирический материал, содержащийся в монографиях и периодической печати.

Научная новизна диссертационного исследования. Наиболее значимые результаты, полученные лично автором, имеющие научную новизну и выносимые на защиту:

1. Выявлена трансформация функций региона в условиях глобализационных и интеграционных процессов во внешнеэкономической деятельности и предложено авторское понятие региона как субъекта внешнеэкономической деятельности, учитывающее важность реализации им специфических функций в сфере ВЭД (п. 28 паспорта специальности 08.00.14 ВАК РФ).

2. Предложен методический подход к оценке внешнеэкономической деятельности региона, включающий алгоритм и методику анализа текущего состояния региональной ВЭД, оценку институциональных условий и инновационного потенциала региона как элементов, обеспечивающих формирование конкурентных преимуществ региона на международных рынках товаров и услуг и во внешнеэкономической сфере в целом (п. 28 паспорта специальности 08.00.14 ВАК РФ).

3. Разработан алгоритм формирования и реализации инновационно-ориентированной стратегии внешнеэкономической деятельности региона, основанный на предложенном автором организационно-экономическом механизме управления региональной ВЭД. Основу организационно-экономического механизма управления составляет многоэлементная управленческая модель, ориентированная на повышение эффективности реализации ВЭД с учетом интересов всех участвующих в данном процессе субъектов на макро-, мезо- и микро- уровнях. Обоснована система показателей эффективности процесса управления и реализации региональной ВЭД (п. 28 паспорта специальности 08.00.14 ВАК РФ).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертационное исследование способствует приращению научного знания в области теории и методологии управления внешнеэкономической деятельностью региона.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью применения полученных результатов работы для создания эффективной системы управления внешнеэкономической деятельностью на региональном уровне. Результаты проведенного исследования также могут быть использованы при разработке учебно-методических комплексов по курсам «Региональная экономика», «Стратегическое планирование», «Основы внешнеэкономической деятельности российских регионов», «Международные экономические отношения».

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты диссертации докладывались и обсуждались на ряде научно-практических конференций: III Международной ежегодной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и управления в современном обществе», г.Пермь (2009); II Всероссийской научной конференции "Научное творчество XXI века", г.Красноярск (2010); I Международной научно-практической конференции «Проблемы современной экономики», г.Новосибирск (2010); Научно-практической конференции «Вопросы развития национальной экономики: российский и зарубежный опыт», г.Пермь (2010, 2011). Методические подходы к оценке состояния внешнеэкономической деятельности региона использовались в деятельности ФГУ «Пермский Центр научно-технической информации», а также работе Министерства промышленности, инноваций и науки Пермского края.

Публикации. Результаты научных исследований нашли отражение в 14 публикациях, авторским объемом 4,65 п.л., в том числе в 5 работах в рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК («Научно-технические ведомости СПбГПУ: Экономические науки», «Экономика региона», «Российское предпринимательство», «Вестник Пермского университета. Серия «Экономика»).

Заключение диссертации по теме "Мировая экономика", Оборина, Екатерина Дмитриевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях глобализации и интеграции всех процессов, а также усиления регионализации внешнеэкономической деятельности, и с теоретической, и с практической точек зрения необходим пересмотр роли и значения отдельных регионов как субъектов внешнеэкономической деятельности, а также уточнение места стратегического управления внешнеэкономической деятельностью региона в общей стратегии регионального развития. Особенно важно это в связи с тем, что не все субъекты Российской Федерации имеют ресурсы и потенциал для эффективной реализации внешнеэкономической деятельности, что привело на практике к углублению экономической дифференциации между российскими регионами. Это создает препятствия для осуществления необходимых преобразований в государстве, затрудняет процесс формирования единого рынка и обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

Усиление глобализационных и интеграционных процессов во внешнеэкономической деятельности стран и регионов способствовало как формированию прогрессивных факторов и требований развития, так и усложнению многих явлений, в частности, структуры мирового рынка и условий, которые его формируют. В силу этого, внешнеэкономические отношения необходимо координировать и регулировать на национальном и региональном уровнях. Подобное регулирование на основе установления определенных норм и правил экономического поведения могут осуществлять только конкретные государственные структуры и специализированные учреждения.

На основе комплексного анализа определений региона, его функций и полномочий, существующих в зарубежной и отечественной литературе, а также зафиксированных в российском законодательстве, было дано авторское понятие региона как субъекта внешнеэкономической деятельности, выделены его особенности, имеющие значение для реализации внешнеэкономической деятельности, и функции.

Согласно нашему подходу регион как субъект внешнеэкономической деятельности является самостоятельным, административно-территориальным обособленным образованием, осуществляющим функции в области международных и внешнеэкономических связей и взаимодействий в рамках полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, направленных на повышение конкурентоспособности и всемерное развитие региональной экономики. К особенностям региона как субъекта внешнеэкономической деятельности относятся: наличие экспорто-ориентированных отраслей; привлекательность территории для иностранных инвестиций; наличие экономической и природно-ресурсной специфики; кадровое обеспечение внешнеэкономической деятельности (т.е. наличие специалистов в области внешнеэкономической деятельности); наличие специальных структур, регулирующих процесс международного обмена и взаимоотношений.

В свою очередь, регионам как административно-территориальным образованиям присущи определенные функции, одной из которых выступает-максимально полное обеспечение его жителей всеми необходимыми товарами и услугами, что в условиях рыночной экономики достигается в рамках и на основе осуществления регионом внешнеэкономической деятельности. При этом, согласно российскому законодательству, регионы не являются самостоятельными субъектами международного права, но за ними закрепляется ряд специфических функций в области внешнеэкономической деятельности. Современной особенностью функционирования регионов в качестве субъектов внешнеэкономической деятельности является сращивание внутренних функций региона с внешними и формирование на этой основе комплексного характера этих функций.

К комплексным функциям региона можно отнести следующие: законотворческую, экономическую, инновационную, финансовую, экологическую, политическую, правовую, социальную, каждая из которых имеет как внутреннее, так и внешнее проявление. Реализация данного комплекса функций региона как субъекта внешнеэкономической деятельности позволяет субъекту Федерации не только эффективно реализовывать внешнеэкономические связи, но и посредством участия в внешнеэкономической деятельности способствовать социально-экономическому развитию своей территории и модернизации региональной экономики.

Развитие взаимоотношений между центром и регионами, либерализация российской экономики, глобализация и интеграция являются объективными условиями того, что регионы Российской Федерации стали активно осуществлять и расширять внешнеэкономическую деятельность. Исходя из этого, особое внимание стоит уделить формированию эффективной системы управления внешнеэкономической деятельностью регионов, принятию стратегии внешнеэкономической деятельности, адекватной современным тенденциям и перспективам развития мирового хозяйства. Важным элементом эффективного механизма управления внешнеэкономической деятельностью региона является наличие надежной и качественной методики оценки текущего состояния внешнеэкономической деятельности, выявления возможных угроз ее осуществления, а также определения перспектив развития.

Отсутствие в научной литературе широко распространенных и общепризнанных методик оценки результатов внешнеэкономической деятельности региона потребовало разработки авторского подхода к оценке внешнеэкономического комплекса региона. В качестве основы анализа и оценки были приняты показатели открытости региональной экономике, уровня ее отраслевой и продуктовой специализации, а также оценки инновационного потенциала региона. Данный подход предполагает последовательное прохождение нескольких этапов.

Прежде всего, необходима четкая постановка целей и задач для проведения анализа внешнеэкономического комплекса региона и оценки состояния региональной внешнеэкономической деятельности.

Далее проводится непосредственная оценка текущего состояния внешнеэкономической деятельности региона. Анализ текущей внешнеэкономической деятельности предполагает изучение и оценку роли в региональной экономике различных форм реализации внешнеэкономических связей, а также расчет конкретных показателей результатов внешнеэкономической деятельности. Анализ текущего состояния региональной внешнеэкономической деятельности и достигнутых ею результатов можно провести с помощью показателей открытости экономики региона. Кроме того, проводится подробный анализ экспортно-импортной специализации региона с выявлением степени и глубины ее ориентации на экспорт или импорт. Одновременно с данным анализом целесообразно определить уровень развития инвестиционной деятельности по секторам экономики в рамках их специализации по экспорту/импорту, что позволит сделать выводы о дальнейшем развитии тех или иных отраслей экономики и построить прогнозы их развития.

Важным элементом работы по формированию стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона является проведение комплексной оценки инновационного потенциала территории. Инновационная и внешнеэкономическая деятельность обусловливают друг друга. Без разработки и внедрения инновационной продукции отечественные предприятия не смогут быть конкурентоспособными на мировом рынке и эффективно реализовывать внешнеэкономические связи. Основой осуществления внешнеэкономической деятельности в рамках формирования новой экономики является именно инновационная деятельность, инновационный потенциал, который в условиях перехода региональной системы к инновационной экономике становится одним из основополагающих факторов приспособления (адаптации) региона к изменениям внешней среды, а также базисом для его дальнейшего устойчивого развития. Совершенствование инновационного потенциала позволит сформировать стратегические направления развития региона в целом, что будет способствовать более эффективному использованию всех других имеющихся ресурсов (природно-сырьевых, человеческих, финансовых) и производству конкурентоспособных на мировых рынках товаров и услуг, привлекать иностранные инвестиции, укреплять позиции в международной сфере, и, как результат, поддерживать устойчивое социально-экономическое развитие региона в целом. В связи с этим, в рамках анализа состояния внешнеэкономической деятельности региона особое внимание целесообразно уделить именно оценке инновационного потенциала.

Процесс разработки стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона дополняется изучением институциональных условий осуществления внешнеэкономической деятельности, в том числе: наличие единой концепции и программы развития внешнеэкономической деятельности, а также единого органа управления внешнеэкономической деятельностью. Также проводится сравнительный анализ факторов, условий и результатов осуществления внешнеэкономической деятельности в других регионах России, особенно в лидирующих в этом направлении.

В завершении работы по формированию стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона осуществляется синтез результатов анализа, полученных на предыдущих этапах. Данные по региону сравниваются с аналогичными показателями других субъектов, что позволяет выявить более успешные и обратиться к их опыту.

Как показали исследования, регионы России, эффективно реализующие внешнеэкономическую деятельность, имеют серьезный инновационный потенциал, высокую инвестиционную привлекательность, обладают хорошо развитой системой институтов в области управления внешнеэкономической деятельностью. Именно отсутствие единой структуры по стимулированию внешнеэкономической деятельности, стратегий и программ развития внешнеэкономической деятельности, соответствующего законодательства в значительной степени тормозят развитие внешнеэкономической деятельности многих регионах. Данный фактор, а именно, наличие четко сформулированной программы развития региональной внешнеэкономической деятельности кроме остальных различий в специализации, уровне развития экономики, наличия всевозможных ресурсов способствует более эффективному осуществлению представленными регионами внешнеэкономических связей.

По результатам анализа был сделан вывод, что первоочередной задачей региональных органов власти тех регионов (в том числе Пермского края), где внешнеэкономический потенциал задействован не полностью, а эффективность внешнеэкономической деятельности далека от оптимальной, но имеются значительные резервы для развития внешнеэкономической деятельности и наиболее полного задействования ее возможностей для повышения уровня социально-экономического региона и роста его благосостояния, необходима разработка мероприятий по развитию внешнеэкономического комплекса на основе инноваций. Такие рекомендации были разработаны на примере Пермского края.

Успешное формирование и реализация стратегии внешнеэкономической деятельности, возможности ее дальнейшего совершенствования в значительной степени зависят от наличия в регионе механизма управления внешнеэкономической деятельностью. Однако, как выявил анализ, во многих территориально-административных образованиях такой механизм до сих пор отсутствует. Структура механизма управления региональной внешнеэкономической деятельностью, на наш взгляд, должна включать следующие компоненты: цели управления; субъекты, объекты управления, на которые необходимо воздействовать для достижения цели; методы воздействия на объекты; факторы внешнеэкономической деятельности; ресурсы управленп^ася: (материально-технические, финансовые, человеческие, институциональные; и пр.), за счет использования которых реализуется выбранный метод у правлен и в результате достигается поставленная цель.

Основным субъектом управления региональной внешнеэкономичесю<=пзй деятельностью является орган исполнительной власти (департамез^эгт, министерство и др.), на которого должны быть возложены обязанности ~ -т ю созданию благоприятных условий для дальнейшего развитг-зая внешнеэкономической деятельности в регионе.

Объектами воздействия могут быть предприятия; определенные отрасл> ч элементы инфраструктуры региональной внешнеэкономической деятельностз^з: и другие объекты, управленческое влияние на которые со стороны орга^^гов государственной власти позволит повысить эффективность реализа» г- шст региональной внешнеэкономической деятельности. Единым объекгжг^сэм управления в рамках предложенного механизма является внешнеэкономичесз&сая: деятельность региона. Основными элементами объекта управлея^зсия ^ региональной внешнеэкономической деятельностью являются: экспорт- и импорт товаров и услуг, совместные предприятия, иностранные инвестом а ы Кроме того, особыми объектами воздействия в рамках у пр ав л езЕзпяя внешнеэкономической деятельности, которые до сих пор в болыниысх-истзе < российских регионов, да и на федеральном уровне не принимаются; во внимание, должны стать инновационный потенциал региона, институциональные факторы, инфраструктурный и ресурсный потенциал.

Реализация внешнеэкономической деятельности региона подразуме:в=^.ех постоянное участие в данном процессе органов государственной влах^ггти, начиная от установления основных целей внешнеэкономической деятелытсз&«-сги региона, заканчивая оценкой результатов. Согласование интересов ^сех субъектов внешнеэкономической деятельности, гармонизация юс взаимодействия предполагает наличие единого центра управления! и координации, нацеленного, в том числе, на улучшение позиций «отдельных региональных предприятий при установлении ими внешнеэконсгхмических связей. Для этого целесообразно создание на регионально*^ уровне структурного звена, органа исполнительной власти, который должен реализовывать конкретные функции в сфере внешнеэкономической деятельности: содействие законодательному органу в разработке пр^дложений по совершенствованию законодательства внешнеэкономической деягх-ельности" определение направлений внешнеэкономической деятельности, разработка программ по ее развитию; подготовка визитов иностранных Делегаций в регион, подготовка визитов правительственных делегаций за рубеже- кадровое обеспечение внешнеэкономической деятельности; координация де^^зтгельности всех участников внешнеэкономической деятельности; создание информационной базы внешнеэкономической деятельности; фондирование благоприятного имиджа региона; оказание консультационной под^хощи всем участникам внешнеэкономической деятельности и другие.

Орган исполнительной власти является основным компонентом многоэлементной управленческой модели региональной внешнеэкономической деятельности. Для обеспечения воздействия на объекты реогиональной внешнеэкономической деятельности, субъекту управления, испол Еаительному органу власти, институциональным структурам, необходимо реалхизовывать весь комплекс административных, экономических и институхццональных методов, с помощью которых будет осуществляться прямая взаимосвязь между элементами модели. Обратная связь реализуется за счет оценки эффективности осуществляемых мероприятий в процессе управления Региональной внешнеэкономической деятельностью.

Что касается выбора критериев оценки эффективности реализации основных задач внешнеэкономической деятельности, то к таким, на наш взгляд можно отнести группу критериев оценки эффективности механизма управления внешнеэкономической деятельностью, группу критериев оценки эффективности процесса реализации региональной внешнеэкономической деятельности, а также критерии совокупной оценки эффективности управления и реализации внешнеэкономической деятельности. Комплексное использование указанных групп критериев позволит получить относительно объективную оценку достигнутых в рамках реализуемого процесса результатов, а также определить дальнейшие возможные пути развития внешнеэкономической деятельности региона.

Основной целью дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности региона должно явиться развитие экономики и повышения благосостояния населения территориального образования на основе создания условий для повышения конкурентоспособности продукции на региональном, национальном и международном рынках, а также формирования имиджа региона, как инвестиционно-привлекательного. В частности, речь идет о разработке стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона на основе развития экспортоориентированного производства, привлечения инвестиций, внедрения в производство инноваций, а также повышения в экспорте доли наукоемкой продукции, что позволит реализовать и другие принципы внешнеэкономической деятельности региона целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Оборина, Екатерина Дмитриевна, 2011 год

2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) Часть 1 от 30.11.1994 № 51 -ФЗ.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ.

4. Федеральный закон от 04.01.99 №4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ».

5. Федеральный закон от 8 декабря 2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

6. Указ Президента РФ от 12.03.1996 №375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел России».

7. Концепция развития международных, межрегиональных и внешнеэкономических связей Ленинградской области на период до 2013 года. Официальный сайт Правительства Ленинградской области. URL: http://www.lenobl.ru

8. Концепция развития международных и внешнеэкономических связей Новосибирской области на период до 2013 года. Официальный сайт Администрации Новосибирской области. URL: http://adm.nso.ru/

9. Концепция внешнеэкономической деятельности республики Татарстан от 16.11.2009. Официальный сайт Правительства Республики Татарстан. URL: http://prav.tatar.ru/

10. Проект. «Программа социально-экономического развития Пермского края на 2009-2012 и на период до 2017 г. Официальный сайт Правительства Пермского края. URL: http://www.permkrai,ru/

11. Стратегия развития внешнеэкономической деятельности Краснодарского края до 2020 г. Официальный сайт Администрации Краснодарского края. URL:http://admkrai.krasnodar.ru/

12. Стратегия развития внешнеэкономического и межрегионального сотрудничества Ростовской области. Официальный сайт Администрации Ростовской области. URL: http://www.donland.ru

13. Целевая программа «Развитие инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Тюменской области на 2009-2011 годы». Официальный сайт Правительства Тюменской области. URL: http://www.tyumen-region.ru/

14. Целевая программа «Развитие промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Тюменской области» на 2011-2013 гг. Официальный сайт Правительства Тюменской области. URL: http://www.tyumen-region.ru/

15. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М., 2000.

16. Анализ конкурентоспособности химической промышленности Пермского края. URL: http://www.admin.permkrai.ru/ engine/get file.php

17. Анимица Е.Г. Стратегическое планирование развития территорий: сущность, основные принципы, проблемы // Известия УрГЭУ, №12, 2005.

18. Анимица Е.Г., Бочко В.С, Глумов A.A. Управление экономикой Уральского региона концептуальный аспект // Стратегические аспекты экономики региона / под. ред. А.И. Татаркина. Институт экономики УрО РАН, 2008.

19. Алексеев С.Г «Интегральная оценка инновационного потенциала региона» / Проблемы современной экономики, N 2(30), 2009 год.

20. Ансофф И. Стратегическое управление / пер. с англ. М.: Экономика, 1989.

21. Арженовский И. Региональный рынок: воспроизводственный процесс. Н. Новгород, 1997.

22. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости и процедуры, связанные с банкротством. М.: Ось - 89, 1995.

23. Атоян В.Р., Жиц Г.И. Инновационный комплекс региона: проблемы становления и развития. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2003.

24. Бек У. Что такое глобализация? / пер. с нем. А.Григорьева и В.Седельникова. Прогресс-традиция, 2001.

25. Бильчак B.C. Региональная экономика / B.C. Бильчак, В.Ф. Захаров. Калининград: Янтар. сказ, 1998.

26. Блудова С.Н. «Место региона в развитии внешнеэкономических связей». URL: http://www. abiturient.ncstu.ru/./articles/econom/8/41.pdf

27. Блудова С.Н. «О классификации регионов РФ на основе оценки внешнеэкономического потенциала» URL: http://science.ncstu.ru/articles/econom/ 8/41.pdf/file download

28. Большой экономический словарь /Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1998.

29. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики: Учебное пособие. М., 2000.

30. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование М.: Инфра-М, 2001.

31. Вардомский Л.Б., Шурубович A.B. «Модернизация экономики России в контексте ее сотрудничества со странами СНГ». URL: http://www.imepi-eurasia.ru/baner/rosmodern.doc

32. Большая Советская Энциклопедия / ред. Б.А Введенский, т.34.

33. Верещак Н. В., Долбня А. А., Ларионова Н. А.: «Механизм регулирования внешнеэкономической деятельности региона на основе принципа cбaлaнcиpoвaннocти».URL:http://abiturient.ncstu.ru/Science/articles. .2010. .down load

34. Википедия, свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org

35. Внешнеторговая деятельность Пермского края за период с 2001 по 2007 годы и 2008 (обзорно). Агентство Бизнес Интернэшнл. URL: http://www.businessinter.ru/research/

36. Воронков С.Г. Российские регионы в условиях становления нового типа мировой экономики //Кредо, 1998, №2.

37. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

38. Гладкий Ю.Н, Чистобаев А.И. Основы региональной политики. М, 1997.

39. Глобалистика. Энциклопедия под ред. И.И.Мазур, А.Н.Чумакова. Центр научных и прикладных программ «ДИАЛОГ». М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2003.

40. Глухарева А.И. Права человека в современном мире: социально-философские основы и государственно-правовое регулирование // Государство и право. № 3, 2004.

41. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. М.: Наука, 2006

42. Горисов С.П. Методические подходы к определению уровня конкурентоспособности региона с использованием частных показателей и матриц попарных сравнений // Вестник ВГУ, Серия Экономика и управления, №2, 2004.

43. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000. . }

44. Гришин В.А. Показатели инвестиционной привлекательности регионов для территориальных и муниципальных образований. URL: http://www.mstu.edu.ru/publish/confyilntk/section9/ section9 16.html

45. Гузев М.М. Развитие капитализма в России в конце XIX и в конце XX вв. в аспекте общемировых трансформационных процессов // Философия хозяйства, 1999.

46. Гутман Г.В. Регион в формировании социального государства. М: Финансы и статистика, 2005.

47. Гутман Г.В., Мироедов A.A., Федин С.В Управление региональной экономикой. М: Финансы и статистика, 2002.

48. Демидов А.В Межрегиональные и приграничные связи во внешней политике России.//Право и безопасность, № 29, декабрь 2008.

49. Денисова О. Вслед за экономикой //Business Class, Пермь № 4, 2009. URL: http://www.business-class.su/new/article.php?id=l 7609

50. Денисова О. По волнам // Business Class, Пермь. № 38, 2008.

51. Добринова Н.В Региональный фактор развития внешнеторговой деятельности в РФ // Проблемы современной экономики, №1 (5), 2003.

52. Добрынин А.И. Региональные пропорции воспроизводства. Л., 1977

53. Долятовский В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов // Регионология, № 2-3, 1994.

54. Дунаев О. Стратегия - это искусство, без которого не удержать бизнес. // Журнал «ЛОГинфо», 16.04.2007. URL: http://www.loginfo.ru/arhiv/2006/log07806s2pr.php

55. Зиман Л.К. Экономические районы США. М., 1959.

56. Иванов Н. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития.//Мировая экономика и международные отношения, №2, 2000.

57. Ильин М.В. Глобализация и столкновение идентичностей.//Сборник материалов Международной интернет-конференции 24.02.2003.

58. Кармадонов O.A. Глобализация и символическая власть//Вопросы философии. № 5,2005.

59. Карпов Э.А., Ченцова Е.П., Черезов A.B. Управление инновационным потенциалом промышленных предприятий. Старый Оскол: ТНТ, 2001.

60. Кевбрин Б.Ф., Новиков П.В. Развитие инновационной экономики региона в условиях глобализации.//Материалы Международной научно-практической конференции в 2 ч. Ч. 1. Саранск, 2007.

61. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2002.

62. Кларк Дж. Б. Распределение богатства. М., 1992.

63. Колосовский Н.Н, Теория экономического районирования. М.Д969.

64. Ковалев М.М. Глобализация и проблемы участия в ней Беларуси// Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Вып. 8 (31). Новый век, 2003.

65. Коган JT.H. Словарь прикладной социологии. Минск, 1984.

66. Кожурин Ф.Д. Совершенствование регионального управления. М., 1990.

67. Конаныхина О.В. Методологические основы формирования внешнеэкономического климата региона // Вестник АГТУ. Серия Экономика №1,2010.

68. Конкурентные преимущества, анализ и перспективы развития основных отраслей экономики Пермского края, на примере ЛПК. URL: http://www.admin.permkrai.ru

69. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания. Шеховцева JI.C. URL: http://www.cfin.ru/press/marketing/2001-4/03.shtml

70. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: "Ростинтэр", 1996.

71. Кузнецов В. Что такое глобализация? // Мировая экономика и международные отношения, № 2, 1998.

72. Куинн Дж. Б. Стратегия перемен // Стратегический процесс. СПб.: Питер, 2001.

73. Куликов В.В. Нынешняя модель глобализации и Россия // Российский экономический журнал. №1, 2002.

74. Курсы валют. URL: http://www.kurs-dollara.ru/dollar-12-08.html

75. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996.

76. Ларионова H.A. «Оценка факторов интенсивности внешнеэкономической деятельности региона» URL: http://science.ncstu.ru/articles/econom/l0/01 .pdf

77. Лексин В. H., Швецов А. H. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 1997.

78. Лекции по курсу «Социально-экономическая география». Часть II. СПб.: 1997.

79. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.: Спарк, 2000.

80. Лычкин Ю. Потенциал строительного комплекса // Экономист, 1997.

81. Макмиллан Ч. Японская промышленная система. М.: Прогресс, 1988.

83. Маршалов А.С., Новоселов Л.С. Основы теории регионального воспроизводства. М.: Экономика, 1988.

84. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации: Учебное пособие / под ред. Академика РАН Гранберга А.Г. М.: Научная книга, 2001.

85. Минцберг Г. Пять «П» стратегии // Стратегический процесс. СПб.: Издательство «Питер», 2001.

86. Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / пер. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 2001.

87. Миронов В. Что сулит России глобальный расклад сил в XXI веке? // Независимая газета. 15.04.1997.

88. Михеев В.В. Логика глобализации и интересы России // Pro et Contra. Том 4. № 4, 1999.

89. Морозова Т.Г. Региональная экономика. М.,1985.

90. Москвина О.С. Инновационный потенциал как фактор устойчивого развития региона. URL: http://www. art3002.htm

91. Мотрошилова Н.В. Идеи единой Европы: философские традиции и современность. Часть вторая // Вопросы философии. № 12, 2005.

92. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М.,1978.

93. Нестеренко А. Переходный период закончился. Что дальше? // Вопросы экономики. № 6, 2000.

94. Новоселов А.И. Теория региональных рынков. Новосибирск, Ростов-на-Дону, 2002.

95. Общая теория права и государства: Учебное пособие под ред. В.В. Лазарева. М.,1994.

96. Основы экономического и социального прогнозирования / под ред. В.Н Мосина, Д.М Крука. М., 1985.

97. От идеи Ломоносова к реальному освоению территорий Урала, Сибири и Дальнего Востока // Монография под ред. Татаркина А.И., Кулешова В.В. Минакира П.А. Институт экономики УрО РАН, 2009.

98. Официальный сайт ОАО «Корпорации ВСМПО АВИСМА». URL: http://www.vsmpo.ru

99. Официальный сайт ОАО НПО «ИСЬСРА». URL: http://www.npoiskra.ru/

100. Официальный сайт Администрации Ростовской области. URL: http://www.donland.ru

101. Официальный сайт Министерства промышленности инноваций и науки Пермского края. URL: http://www.minpromperm.ru/

102. Официальный сайт Правительства Белгородской области. URL: http://www.belregion.ru/

103. Официальный сайт Правительства Калининградской области. URL: http://www.gov39.ru/

104. Официальный сайт Правительства Ленинградской области. URL: http://www.lenobl.ru

105. Официальный сайт Правительства Москвы. URL: http://www.mos.ru/

106. Официальный сайт Правительства Московской области. URL: http://www.mosreg.ru

107. Официальный сайт Правительства Нижегородской области. URL: http://www. government-nnov.ru/

108. Официальный сайт Правительства Пензенской области. URL: http://www.penza.ru/

109. Официальный сайт Правительства Пермского края. URL: http://www.permkrai.ru/ft

110. Официальный сайт Правительства Приморского края. URL: http://www.primorsky.ru

111. Официальный сайт Правительства Республики Татарстан. URL: http://prav.tatar.ru/

112. Официальный сайт Правительства Самарской области. URL: http://www.adm.samara.ru/

113. Официальный сайт Правительства Свердловской области. URL: http://www.midural.ru/

114. Официальный сайт Правительства Тюменской области. URL: http://www.tyumen-region.ru/

115. Официальный сайт Правительства Ульяновской области. URL: http://ulgov.ru/

116. Официальный сайт Правительства Ханты-Мансийского АО. URL: http://www. admhmao .ru/

117. Официальный сайт ОАО «Соликамскбумпром». URL: http://solbum.ru/

118. Официальный сайт компании ОАО «Уралкалий». URL: http://www.uralkali.com/

119. Пантин В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. М.: Издательский дом «Новый век».2003.

120. Парадоксы глобализации - вызовы и поиски ответа: Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». М.: «Издательский Дом «НОВЫЙ ВЕК», 2001.

121. Паспорт региона: Пермский край. Выпуск 16, 2008г. URL: http://www.fedpress.ru/federal/ratings/peim rp/id 121776.html

122. Пермский Край в цифрах, 2010 // Краткий статистический сборник. Пермь, 2010.

123. Перская В.В. Глобализация и государство. М.: Изд-во РАГС, 2005.

124. Перспективы развития машиностроения Пермского края. URL: http://www.admin.permkrai.ru

125. Пиголкин A.C. // Глобализация и развитие законодательства. М.: ОАО Издательский дом "Городец", 2004.

126. Плышевский Б. Потенциал инвестирования. М., журнал «Экономист», №3, 1996.

127. Портер М. Конкуренция: / пер. с англ.: учебное пособие. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001.

128. Прикладные аспекты глобализации: Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Специальный выпуск. М.: «Издательский Дом «НОВЫЙ ВЕК», Институт микроэкономики. 2001.

129. Развитие металлургии. Программа социально-экономического развития Пермского Края. URL: http://perm.ru/

130. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007.

131. Регионы России: Социально-экономические показатели 2009 год./Росстат. М.: 2010.

132. Рикардо Д. Сочинения: В 5 т., Т. 1.М.: Гос. изд-во полит, лит., 1955.

133. Самогородская М.И., Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегией / Менеджмент в России и за рубежом №4, 2003.

134. Самоукин А.И. Потенциал нематериального производства. М.: Знание, 1991.

135. Селезнев А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: Юристъ, 1999.

136. Сигов И.И. Обобществление производства и развитие системы управления экономикой. М.: 1977.

137. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962.

138. Социально-экономическое и политическое положение Пермского края. Пермь, 2009.

139. Социология: Энциклопедия / Сост. A.A. Грицанов, B.JI. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко, 2003 г.

140. Стайнбрунер Д. Глобализация и преобразования в области международной безопасности // США-Канада: экономика, политика, культура. №8, 2002.

141. Статистический ежегодник Пермского Края, 2010. Пермь, 2010.

142. Стратегическое планирование / под ред. Э.А Уткина. М.: Издательство ЭКМОС, 1998.

143. Структура Администрации Пермской области. URL: http://www.adron-perm.ru/real anal struct.html

144. Тейт А. Глобализация - угроза или новые возможности для Европы? URL: http://www.ptpu.ru/Issuesls/5-98/pul2.htm

145. Тодосийчук А. Научно-технический потенциал социально-трудовой сферы. // Экономист, №12, 1997.

146. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ под ред. Д. Н Ушакова. М.: 1940.

147. Томпсон A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов. М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

148. Территориальное стратегическое планирование: Практическое пособие. СПб. Вып. 3, 2003

149. Фархутдинов И.З. Глобализация и геоэкономика: новые правовые парадигмы мироустройства // Законодательство и экономика. № 4,2004.

150. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/

151. Философский энциклопедический словарь, М., 1997.

152. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник под ред. В.К Сенчагова., А.И. Архипова. М.: «Проспект», 1999.

153. Хантингтон С. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире, М., 2004.

154. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: В 2-х т. Т.1. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001.

155. Хоффман С. Столкновение глобализаций. /Россия в глобальной политике. 2003.

156. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник для ВУЗов, 3-е издание доп. и исправл., "Интерстиль", "Омега-JI", 2008.

157. Хэмел Г., Прахалад К.К. Стратегические намерения / Стратегический процесс: пер. с англ. СПб.: Издательство «Питер», 2001.

158. Черкашин Г.В. Региональные проблемы социальной политики. Свердловск, 1991.

159. Чешков М. Глобализация: сущность, нынешняя фаза, перспективы // Pro et Contra. Т.4. № 4, 1999.

160. Чиркунов O.A. Учебно-методическое пособие "Пермский край - территория конкурентного развития". Пермь, 2007.

161. Чубинская-Надеждина C.B., Исаев А.П. Электронные текстовые данные. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2008. URL: http://www.szags.ru/index.phtml?idpage=168

162. Чугров С. Глобализация, модернизация или интернационализация? (Заметки на полях статьи П. Ратленда) // Мировая экономика и международные отношения. № 4,2002.

163. Шеремет А.Д., Сайфулин P.C. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 1999.

164. Шишков Ю. Мировая экономика: нарастающий процесс глобализации. М., 1998.

165. Шнипер Р.И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск: Наука, 1991.

166. Экономическая теория: учебник / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб, 1999.

167. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. Т.4. // ред. А.М.Румянцева. М., 1983.

168. Экономический потенциал развитого социализма. / Под ред. Мочалова Б.М. М.,1982.

169. Экономический потенциал таможенной территории России: учебно-методический комплекс URL: http://www.szags.ru/download.phtml?filename=files /files/221724.pdf&name=EconompotencRossii.pdf

170. Ясин E. Модернизация российской экономики: повестка дня. // Модернизация российской экономики. Т.1. Под ред. Е.Г.Ясина. М., 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

1

В статье исследуются проблемы формирования внешнеэкономической стратегии и институтов развития приграничного региона с учетом новых геоэкономических трансформаций; проводится анализ стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г. Рассматривается механизм стратегического управления внешнеэкономической деятельностью региона, в котором экспорт представлен в качестве интегрального показателя региональной дифференциации России, позволяющего проводить анализ и определять стратегию внешнеэкономического развития регионов. Обращается внимание на то, что в Концепции внешнеэкономической стратегии России до 2020 г. региональный аспект внешнеэкономиче-ской деятельности представлен недостаточно. Поэтому отмечается необходимость в рамках «Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации» доработки внешнеэкономического блока Стратегии Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) - 2025. На основе критического анализа деструктивных процессов социально-экономического развития Севе-ро-Кавказского федерального округа определена особенность нынешнего этапа управления его внешне-экономической деятельностью – сохранение отраслевого (монопольно-структурированного) принципа поддержки экспортеров.

управление внешнеэкономической деятельностью региона

экономическое развитие

внешнеэкономическая стратегия

1.Ахмедуев А.Ш. Стратегия СКФО до 2025 года ориентирует на застой // http://www.ndelo.ru

2.Богомолов О.Т. и др. Глобальная экономика и жизнеустройство на пороге новой эпохи [Текст]: Научное издание. – М.: «Анкил», 2012. – 384 с.

3.Бурнаева Е. Региональная политика Финляндии // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. - № 5. – С. 70.

4.Гичиев А.Н. Внешнеэкономическая деятельность как фактор экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. Сб. научных трудов: Организация таможенного дела в Российской Федерации: проблемы и перспективы. – Махачкала. ФГБОУ ВПО «Даге-станский государственный технический университет», октябрь 2012 г. – С. 38-44.

5.Гичиев Н.С. Международная экономическая интеграция: внешняя торговля и экономический рост в Северо – Кавказском федеральном округе [Текст]: Научное издание. – М.: «Перо», 2013. – 272 с. (17 п.л.).

6.Гичиева М.Н. Региональная экономическая интеграция и глобализация мировой экономики: теоретический аспект. Сб. тр. участников II Международной научно-практической конферен-ции «Актуальные вопросы современной экономики в глобальном мире» – Махачкала. ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», 20-23 мая 2013. – С. 199-204.

7.Григорьев Л., Зубаревич Н„ Урожаева Ю. Сцилла и Харибда региональной политики // Вопросы экономики. – 2008. - № 2. – С. 83-98.

8.Дохолян С.В., Петросянц В.З., Садыкова А.М. Методологические аспекты формирования региональной социально-экономической политики // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2013. - №3.

9.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. // Справочная система «Гарант». – С. 148-165.

10.Макаров В.Л., Бахтизин А.Р. Новый инструментарий в общественных науках – агент-ориентированные модели: общее описание и конкретные примеры // «Экономика и управление». – 2009. - № 12 (50).

11.Правительство РФ одобрило концепцию внешнеэкономической стратегии – 2020 // www.gzt.ru/business/2008/10/27/181516.html.

12.Развитие межгосударственной интеграции и проблемы формирования единой таможенной территории СНГ и Евразии // Проблемы современной экономики. – 2007. - № 3 (23). – С. 15.

13.Смитиенко Б., Рулина Е. Внешнеэкономические связи России в 1999- 2008 гг.: успехи мнимые и реальные // Экономические науки. – 2009. - № 3 (52). – С. 373.

14.Стратегия развития Краснодарского края до 2020 г. – С. 35.

15.Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 г. Утв. Поста-новлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30 окт. 2007 г. № 2067 // www.donland.ru.

16.Стратегия социально-экономического развития Смоленской области. Центр стратегического развития Северо-Запад. – Смоленск; СПб., 2007. – С. 111.

17.Стратегия экономического развития Южного федерального округа. Центр Стратегических разработок. Национальное агентство прямых инвестиций. – М., 2008.

18.Шевченко И.В., Семянникова О.Г. Эффективное управление внешнеэкономической деятельностью региона как фактором развития региона (на примере Краснодарского края) //

19.Региональная экономика: теория и практика. – 2008. - № 36 (93). – С. 2.

20.http:// www.atkearney.com/index.php/Publications/globalization-index.html.

21.World Bank (2008) The World Trade Indicators2008 database. Washington, D.C.: The World Bank. Available at: www.worldbank.org/wti2008.

Введение

В условиях глобализации мировой экономики и вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) значение системы государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), как двухуровневой модели взаимодействия, продолжает возрастать, оказывая влияние на политику стимулирования и расширения мирохозяйственных связей регионов. Использование мер финансовой, налоговой и инвестиционной направленности предполагает поиск и реализацию международных конкурентных преимуществ; управление региональными товарными и инвестиционными ресурсами с учетом конъюнктуры мировых товарных рынков, состояния и потребностей национального хозяйства.

В экономической литературе экспорт рассматривается как ключевой интегральный показатель региональной дифференциации России, позволяющий проводится анализ и определять стратегию внешнеэкономического развития регионов. С точки зрения JI. Григорьева, именно экспорт как интегральный показатель определяет вектор развития региональных процессов, а также параметры межбюджетных трансфертов, валовых и прямых иностранных инвестиций .

Стратегическая значимость внешнеэкономической деятельности для российских регионов определяется рядом политических, экономических, социальных и иных организационных условий и факторов: экономическими (концепции, стратегии ВЭД региона) и нормативными (законы, постановления, распоряжения, планы) документами; предпринимательскими структурами в сфере ВЭД и т.д.

Следует отметить, что региональная внешнеэкономическая политика является относительно новым феноменом для России и находится в стадии генезиса, хотя в мировой практике его использование в качестве направления региональной политики встречается довольно часто . Так, например, некоторые исследователи выделяют категорию «внешнеэкономическая политика», принимая данную категорию, как феномен федерального уровня управления . Шевченко И.В., Семянникова О.Г. считают, что стратегия внешнеэкономической политики представляет собой набор сценариев возможного развития внешнеэкономической деятельности . При этом наиболее ярко конфликт интересов регионов и федерального государства проявляется при распределении поставок высокодоходных экспортных товаров региональной специализации между внешним и внутренним рынками.

Организационная структура механизма стратегического управления внешнеэкономической деятельностью региона представлена на рисунке 1.

Необходимо отметить, что большинство российских регионов пока не нацелено на формирование системы благоприятного инвестиционного климата, стимулирования экспортной активности и предпринимательской инфраструктуры. Сложившуюся ситуацию отражает точка зрения Б.М. Смитиенко, утверждающей, что «в сфере внешнеэкономической политики к настоящему времени утрачена и не восстановлена необходимая комплексность и системность в деятельности соответствующих государственных органов страны, а также на уровне субъектов РФ» .



Рисунок 1. Механизм стратегического управления внешнеэкономической деятельностью региона

Политическую основу формирования внешнеэкономической стратегии развития региона предопределяют установки концептуального характера, изложенные в документах федерального уровня, спроецированные в положения региональной внешнеэкономической доктрины. Таким образом, стратегическая цель экспортной политики региона должна состоять в формировании перспективных направлений его внешнеэкономической деятельности.

В этой связи следует отметить, что Концепцией внешнеэкономической стратегии России до 2020 г. продолжено формирование новых институтов поддержки российского экспорта и страхованию инвестиций в основном на федеральном уровне. В то время как региональный аспект внешнеэкономической деятельности представлен недостаточно. В частности, отсутствуют мероприятия по обустройству пограничных пунктов пропуска, обеспечение взаимодействия приграничных административных структур, сохранение производственных кооперационных поставок и т. д.

Практика показывает, что без включения регионального уровня управления и создания соответствующих институтов эффективность решений, направленных на расширение мер государственной поддержки предприятиями несырьевого экспорта оказывается очень низкой. Поэтому эффективное решение вопросов диверсификации сырьевого экспорта, увеличения количества предприятий с иностранными инвестициями в регионах, регулирование потоков иностранных мигрантов становится возможным лишь при создании региональных центров управления.

С экономической точки зрения значимость внешнеэкономической деятельности для России определяется следующими важнейшими показателями, генерируемыми ресурсами внешней торговли и государственной финансовой поддержки: доля доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности - более 50 %; объемы заимствований финансовых ресурсов; импорт технологий; поставки товаров; импорт комплектующих и запасных частей; поставки продуктов питания и товаров повседневного спроса и т. д.

Региональная значимость внешнеэкономических операций характеризуется следующими индикаторами: доля экспортных поставок в валовом региональном продукте; объемы промышленного экспорта, занятость на предприятиях-экспортерах; доходы регионального бюджета от производства экспортной продукции; возврат НДС экспортерам; государственная поддержка экспорта за счет федерального бюджета; финансовый ресурс экспортеров.

Внешнеэкономическая деятельность является привлекательным и эффективным стимулом экономического развития регионов, так как: создает новые рабочие места, требует роста квалификации персонала; содействует производству конкурентоспособной продукции; увеличивает объемы производства и, как следствие, налогооблагаемую базу; обеспечивает дополнительный инвестиционный ресурс для развития производства; налог на добавленную стоимость.

Российские регионы и Федеральные округа представляют мегарегионалъный уровень управления внешнеэкономической деятельностью, который должен быть охвачен соответствующей концепцией, программой и стратегией долгосрочного развития. Однако в существующей Стратегии развития СКФО до 2025г. рассматривают лишь отдельные вопросы ВЭД. С нашей точки зрения, авторы Стратегии СКФО-2025 рассмотрели не приоритетные проблемы глобализационных изменений, а лишь наметили задачи и механизмы интеграции Юга России в глобальную экономику.

Стратегия СКФО-2025 предназначена, прежде всего, для выстраивания федеральных и региональных инвестиционных программ, поэтому её значимость будет определяться последующими политическими и финансовыми решениями.

Как представляется, разработчики должны были бы учитывать, в первую очередь, геостратегическое положение СКФО, он имеет значительную морскую внешнюю границу, определяющую его как транзитера внешнеторговых грузов: энергоносителей, металлов, зерновых культур, контейнерных перевозок товаров.

Очевидно, Стратегия СКФО-2025 требует доработки внешнеэкономического блока в связи с решением ФТС РФ в рамках реализации «Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации» . Требуемые доработки коснутся блока, связанного с инфраструктурно-логистической ролью обеспечения потребностей государства и других участников внешнего рынка в доставке и переработке внешнеторговых грузов.

Для успешной доработки внешнеэкономического блока Стратегии СКФО-2025 важное значение имеет институциональная основа развития внешнеэкономической деятельности, которая на федеральном уровне включает три группы институтов развития: 1) формирование и реализация государственной внешнеэкономической политики Российской Федерации; 2) применение инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в целях рационализации импорта и привлечения новых технологий; 3) создание институтов участия предпринимательского сообщества в формировании внешнеэкономической политики . Соответствующие институты, но применительно к региональному уровню, могут формировать региональные власти, т.к. им дано право организационно-финансовой и иных видов поддержки субъектов.

Кроме отмеченных выше недостатков критика Стратегии СКФО-2025 идет в основном по нескольким базовым направлениям:1) Стратегия не учитывает характер региональной власти, построенной на принципах этнического баланса крайне закрытых элитных группировок, не нуждающихся в программах модернизации; 2) Стратегия идеологически оформляет сверхдотационную экономическую политику.

Если обратиться к Стратегии, то можно отметить: 1) отсутствие четких стратегических ориентиров по развитию важнейших для СКФО базовых отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, розничной торговли и платных услуг населению; 2) из всех объемных показателей в Стратегии определены стратегические цели только по показателю ВРП на душу населения.

В этой связи следует отметить, что, согласно Стратегии, к 2025 г. субъекты СКФО по показателю ВРП на душу населения будут отставать от достигнутого среднероссийского уровня 2008 г. по инерционному сценарию в 1,8 раза, базовому сценарию - в 1,4 раза и даже по оптимальному сценарию - на 10%. Нетрудно подсчитать, что субъекты СКФО к 2025 году даже по оптимальному сценарию Стратегии едва достигнут среднероссийский уровень 2008 года .

Одним из важнейших критериев социально-экономического развития, оказывающего влияние на внешнеэкономический потенциал региона, является уровень официально зарегистрированной безработицы. В Стратегии предусматривается в 2025 г. его значение по оптимальному сценарию на уровне 5% от экономически активного населения, базовому - 9% и по инерционному сценарию - 14%. В то время как прогнозные показатели Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусматривает снижение к 2020 г. уровня общей безработицы в стране до 2-3%.

Более того, если по оптимальному сценарию Стратегии безработица будет в 2025 году на уровне 5%, т.е. примерно 250,0 тыс. экономически активного населения, то к 2025 году в субъектах СКФО по экспертным оценкам необходимо создать около 1,3 млн. новых рабочих мест, что не решит проблему трудозанятости населения СКФО.

Как показывают исследования в основе хронического отставания развития субъектов СКФО лежат две причины: 1) неэффективность управления экономической системой региона; 2) недоинвестирование социально-экономического развития. И как следствие: при высоких темпах роста численности населения - неадекватный экономический потенциал, так как инвестиции в социально-экономическое развитие субъектов СКФО в расчете на душу населения были в 4,5 - 5 раз меньше аналогичного среднероссийского показателя. Подобная инвестиционная политика, генерирующая хроническое отставание субъектов СКФО, продолжается и в настоящее время.

По показателю фондовооруженности, на одного человека можно примерно рассчитать необходимый объем инвестиционных ресурсов для преодоления отставания производственного потенциала регионов СКФО от среднероссийского уровня. Согласно расчетам исследователей, требуются основные фонды в объеме 4806,2 млрд. рублей против имеющихся - 1849,2 млрд.рублей, т.е. необходимый объем капитальных инвестиций составляет 2957,0 млрд. рублей .

Поэтому представляется целесообразным еще раз концептуально осмыслить Стратегию социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года с позиций потенциала роста всех секторов экономики, в том числе и внешнеэкономического, определить стратегические ориентиры и ресурсы достижения такой цели.

1. Особенностью нынешнего этапа управления внешнеэкономической деятельностью в России является его латентная монополизация через сохранение отраслевого (монопольно-структурированного) принципа поддержки экспортеров, тогда как мировой опыт свидетельствует о значительном объеме аналогичных операций, трансформируемых на уровень территориальных структур.

2. Разработка среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития российских регионов должна предусматривать обязательный раздел по развитию их внешнеэкономического комплекса.

Рецензенты:

Эсетова А.М., д.э.н., профессор, зав кафедрой мировая экономка ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», г. Махачкала.

Хаджалова Х.М., д.э.н., ведущий научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований» Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала.

Библиографическая ссылка

Гичиев Н.С., Суракатов Н.С. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12934 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Управленческая деятельность всегда базируется на основных правилах, которых придерживаются руководители и специалисты аппарата управления в процессе принятия тех или иных решений. Эти правила могут быть декларированы в специальных документах или быть своеобразной традицией, нормой, обычаем. Чаще всего имеет место сочетание и того, и другого.

Можно выделить три уровня принципов внешнеэкономической деятельности: общие, специфические и национальные.

Общие принципы внешнеэкономической деятельности - это небольшое количество общепризнанных во всем мире правил, которые стали своеобразными общеизвестными истинами (аксиомами), которых придерживаются все участники международных деловых операций. И хотя в различных изданиях набор этих принципов может отличаться, однако в конечном итоге они сводятся к трем главным: научность, системность, взаимовыгодность.

Научность ВЕД означает прежде всего развитие этой деятельности объективных экономических законов. Соблюдение этого принципа на практике управление международными деловыми операциями предполагает выявление организацией спроса и предложения на ее продукцию за рубежом, уровня цен, соотношение их с затратами в стране-экспортере и др. Знания менеджеров предприятий, теорий международной торговли помогает им избегать значительных просчетов, обоснованно прогнозировать изменения на международных рынках. Особенно важное значение имеет этот принцип в осуществлении международных финансовых расчетов, при которых нужно опираться на изменения валютных курсов. Современная теория предлагает немало полезных теоретических моделей прогнозирования валютных курсов. На базе упомянутых моделей практика выработала удобные и разнообразные инструменты управления валютными рисками: операционными, перерахунковими (бухгалтерскими) и экономическими. Использование указанных и других инструментов в управлении ВЭД - верный признак использования принципа научности.

Системность ВЭД означает прежде всего, что между отдельными ее составляющими наблюдаются прочные взаимосвязи. Сами составляющие ВЭД можно выделить по различным признакам. Несомненно, одним из наиболее важных является контракт (договор) ВЕД. Исходя из этого признака, необходимо обеспечивать надлежащий взаимосвязь между всеми статьями контракта: качеством товара, базисными условиями поставки и ценой, валютой цены, валютой расчета и формами платежа, сроками поставок и транспортных условий, предметом контракта и арбитражем и т. др. Системные взаимосвязи имеют место и в период между заключением и исполнением контрактов. Принцип системности предполагает также необходимость понимания менеджерами компании, что ВЭД является лишь частью ее бизнеса. И если внутринациональный бизнес организован недостаточно продуктивно, это грозит и международным операциям. Ошибки, просчитай ки и потери компании в операциях на внутреннем рынке будут серьезным сигналом для партнеров этой компании по международному бизнесу. Руководители должны всегда помнить, что зарубежный партнер судит об их деятельности прежде всего по их действиям внутри страны. За информацию по этим вопросам соответствующим специалистам выплачиваются солидные суммы в соответствии со статьей "консалтинговые услуги".

Принцип системности ВЭД включает также взаимосвязь международных операций компании с международным бизнесом в целом. Поскольку сами по себе операции даже одной крупной фирмы (не говоря уже про небольшие украинские компании) занимают в общем объеме международного бизнеса незначительную часть, приходится приспосабливаться к законам этого бизнеса. Система ВЭД фирмы является лишь незначительной частью международного бизнеса как более весомой мегасистемы.

Принцип взаимовыгодности ВЭД, на первый взгляд, не вызывает особых затруднений и является очевидным: каждый партнер, который принимает участие в международных операциях, получает прибыль. Однако придерживаться этого принципа не просто вследствие значительного количества времени, необходимого для выполнения соглашений, изменения валютных курсов, наличия разнообразных связей между отдельными внешнеэкономическими сделками, использование бартерных операций и др. Поэтому соблюдение принципа взаимовыгодности требует тщательного анализа и учета, разграничения различных потоков доходов и расходов.

Кроме приведенных общих принципов управления ВЭД, много специфических принципов, которых необходимо придерживаться. Специфические принципы ВЭД закреплены в соответствующих международных правовых актах и являются обязательными для исполнения всеми государствами, подписавшими тот или иной акт. И хотя термина "внешнеэкономическая деятельность" в указанных документах может не быть, по своему характеру большинство закрепленных там принципов прямо касаются внешнеэкономической деятельности.

Наиболее полный перечень принципов организации международных экономических отношений содержится в "Хартии экономических прав и обязанностей государств", принятой IV Специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1974 г. Хартия была принята вместе с Декларацией об установлении нового экономического порядка и программа действий по его установлению. В указанном документе указаны такие принципы:

Суверенитет;

Территориальная целостность и политическая независимость государств;

Суверенное равенство всех государств;

Ненападение и невмешательство во внутренние дела;

Взаимная и справедливая выгода;

Мирное сосуществование;

Равноправие и самоопределение народов;

Мирное регулирование споров;

Устранение несправедливости, возникающей в результате применения силы и лишает нацию средств для ее нормального развития;

Добросовестное выполнение международных обязательств;

Уважение прав человека и основных свобод;

Отсутствие стремления к гегемонии в сферах влияния;

Содействие международной социальной справедливости;

Международное сотрудничество с целью развития;

Свободный доступ к морю для стран, которые их не имеют.

Некоторые из перечисленных принципов совпадают с общими, например, пункт "взаимная и справедливая выгода". Он конкретизируется в следующих принципах.

В других международных документах принципы свободного передвижения физических лиц и хозяйственных ценностей рассматриваются не в целом, как отмечалось выше, а по основным отраслям международного права. В частности, Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) рассматривает следующие вопросы:

Въезд физических лиц;

Перемещение товаров;

Судоходство и перевозка грузов;

Перемещение капитала;

Приобретение собственности;

Перевод средств.

Разъяснение каждого из названных вопросов можно найти в соответствующих изданиях и учитывать в практической деятельности. Так, в части перемещения товаров как основной формы ОБД главная роль принадлежит принцип (режим) наибольшего благоприятствования {most-favored-nation - MFN). Сущность режима наибольшего благоприятствования (РНБ) заключается в том, что уменьшение таможенных барьеров для одной страны означает также уменьшение этих барьеров и для всех других стран, которые установили с ней режим наибольшего благоприятствования. Указанный принцип распространяется также на квотирование и лицензирование.

в то же Время ГАТТ делает некоторые исключения из этого принципа, к которым, в частности, относятся следующие:

Изделиям обрабатывающей промышленности из развивающихся стран предоставляется льготный режим по сравнению с аналогичной продукцией промышленно развитых стран;

Уступки членам торговых союзов, например ЕС, не распространяются на страны, не принадлежащие к ним;

Странам, произвольно принимают дискриминационные меры к товарам из определенной страны, последняя не обязана предоставлять РНБ;

Странам, которые не подписали соглашение, не всегда предоставляется такой же режим, как странам, которые присоединились к ней;

Страны иногда делают исключения, исходя из своего законодательства, действует до момента подписания ГАТТ;

Исключения вводятся также во время войны или усиления международной напряженности.

Следует также добавить, что ГАТТ дало миру основной комплекс принципов, по которым проводятся торговые переговоры и контроль за их реализацией.

Значительная часть специфических принципов действует на региональном уровне. Для Украины особый интерес представляют принципы ВЭД в Европейском Союзе (ЕС). Они содержатся в так называемой Белой книге (1986 г.) и включают:

Контроль и оформление документов на товары, пересекающие национальные границы;

Свободу передвижения лиц для трудоустройства или постоянное местожительство в любой стране;

Унификацию технических норм и стандартов;

Открытия потребительских рынков;

Либерализацию финансовых услуг;

Постепенное открытие рынка информационных услуг;

Либерализацию транспортных услуг;

Создание благоприятных условий для промышленного сотрудничества с учетом законодательства о правах на интеллектуальную И промышленную собственность;

Устранение фискальных барьеров.

Принципы ОБД в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) на сегодня является предметом дискуссии.

Национальные принципы ВЭД закрепляются в законодательных актах соответствующих стран. Поскольку все страны используют в той или иной мере механизмы государственного регулирования ВЭД, то есть и соответствующая правовая основа таких действий.

По внешнеэкономической деятельности украинских предприятий, то ее принципы закреплены в ст. 2 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности". Причем эти принципы охватывают и деятельность иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине.

Система упомянутых принципов включает:

Суверенитет;

Свободу;

Юридическое равенство и недискриминацию;

Верховенство закона;

Защита интересов субъектов предпринимательской деятельности;

Эквивалентность обмена.

Законодательства других стран также содержат принципы такой деятельности, которые должны соблюдать не только национальные, но и иностранные субъекты хозяйственной деятельности.

Принцип суверенитета означает независимое осуществление внешнеэкономической деятельности народом Украины на территории своей страны, а также точное выполнение всех международных договоров и обязательств.

Свобода внешнеэкономического предпринимательства включает добровольность действий в этой сфере субъектов такой деятельности, разнообразие форм соблюдения требований законодательства и исключительное право собственности субъектов ВЭД на все полученные результаты.

Принцип юридического равенства и недискриминации состоит из таких правил, как равенство перед законом всех участников ВЭД, включая государство, недопущение каких-либо ограничений, не предусмотренных законодательством, независимо от форм собственности, места расположения и др.

Верховенство закона призвано исключить любое влияние подзаконных актов, что негативно сказываются на внешнеэкономической деятельности, по сравнению с законами Украины.

Защита интересов субъектов ВЭД заключается в том, что государство охраняет эти интересы в соответствии с национальным законодательством как на территории Украины, так и за ее пределами в соответствии с нормами международного права и условиями всех ратифицированных международных договоров.

Принцип эквивалентности обмена исключает демпинг при ввозе и вывозе товаров.