Вопросы и задания к сказке про маму и Бабу-Ягу. Сценка «Как непросто быть мамой»

По просьбам трудящихся привожу полный текст сказки, которую я рассказывала Петькину, когда он сильно-сильно меня не слушался. Сказка рекомендуется детям с 3хлетнего возраста при условии, что они не испытывают панического страха перед Бабой Ягой. Убедительная просьба маленьким деткам сказку не рассказывать, а то они ничего не поймут, только испугаются. Так же не стоит рассказывать эту сказку впечатлительным ребятам.

Жила-была на свете мама Алиса. И был у нее сын, мальчик Вова. Мальчик Вова был очень непослушным. Зовет его мама Алиса на прогулку, а он на пол ложится и давай ныть "Не хочу! Не буду! Не буду! Не хочу!". Мама его уговаривает, рассказывает, как здорово гулять, а он знай свое ноет. Приводит мама Алиса его на детскую площадку поиграть, а он сразу же убегает от нее, прыгает в песочницу и давай в других детишек песочком кидаться и чужие игрушки отбирать. Мама Алиса ему объясняет, что так делать нехорошо, рассказывает, как детишкам больно и обидно, а он и не слушает, вырывается и кричит на всю площадку "Пусти! Пусти!". Кормит мама Алиса мальчика Вову обедом, а он отворачивается, кривится и ноет "Не хочу обедать, хочу пряник! Дай! Дай!". Ему мама Алиса рассказывает, что нельзя одни пряники есть, а то животик заболит, а он опять не слушает и знай орет "Дай! Дай пряник!". И так каждый день вел себя мальчик Вова. Маму не слушал, плакал, кричал и стучал ногами. Тяжело было маме Алисе с ним управляться: скажешь, как правильно, - в ответ ор и крик; сделаешь, как Вова хочет, - так у того либо животик заболит, либо детишки его с площадки выгонят.

Однажды мама Алиса пошла с мальчиком Вовой в магазин. То есть, мама-то шла, а вот мальчик Вова кричал, ныл и тянул ее совсем в другую сторону. "Не хочу в магазин! - кричал он. - Хочу в песочницу! И мультик! И пряник!". "Но мальчик мой, - объясняла мама, - нам обязательно надо в магазин. У нас дома пустой холодильник, нам обязательно надо купить еды. Мне не из чего готовить обед". "Не хочу обед! Хочу пряник! Не хочу в магазин! Аааааа!" - кричал мальчик Вова. И вдруг к мальчику Вове подошла какая-то седая тетя и сказала ему на ушко "Мальчик Вова, если ты и дальше будешь себя так вести, твоя мама рано или поздно превратится в Бабу Ягу". Это была волшебница, но мальчик Вова этого не знал и тете, конечно, не поверил. В магазине он бегал, кричал, хватал с полки товары и заставлял маму гоняться за ним по всему торговому залу. На обратном пути он устроил скандал из-за того, что мама хотела идти с тяжелыми сумками домой, а не отвела его сразу на детскую площадку. А дома он опять отказался есть обед и потребовал пряников. В общем, он вел себя как обычно плохо, а может быть, и еще хуже, чем раньше.

Вечером мама Алиса посмотрелась в зеркало и внезапно обнаружила, что у нее здорово вырос нос, а на носу появилась огромная бородавка. "Наверное, я слишком устала, - подумала мама Алиса. - Надо срочно ложиться спать".

Утром мальчик Вова вскочил с кровати и побежал в мамину комнату, чтобы как обычно разбудить маму Алису пораньше и потребовать пряник или мультик, а может и все сразу. Но когда он заглянул в дверь, он очень удивился и испугался: мамы Алисы в комнате не было, а на кровати сидела какая-то бабушка грозного вида. Она была одета в серый сарафан, грязную белую рубаху, из-под платка выбивались нечесаные седые волосы, а на носу гордо красовалась огромная бородавка.

Ты кто? - испуганно спросил мальчик Вова. - Где моя мама?

Я Баба Яга, - ответила бабушка громким басом. - Теперь я твоя мама.

И началась у мальчика Вовы совсем другая жизнь. Баба Яга кормила его целыми днями одной и той же кашей на завтрак, обед и ужин, не показывала ему никаких мультиков, гулять водила только по дорожке за руку взад и вперед, а если мальчик Вова не слушался, Баба Яга страшно ругалась, шлепала его по попе или запирала в темном чулане. Немало горьких слез пролил мальчик Вова. Кроме того, он очень скучал по своей маме Алисе, ведь хоть он ее и не слушался, но очень любил. Прошла так неделя. И вот однажды вечером, после того, как Баба Яга уложила мальчика Вову спать, он вдруг услышал, что в маминой комнате кто-то плачет. На цыпочках подобрался он к двери и тихонько заглянул внутрь: на маминой кровати сидела Баба Яга и горько плакала. Она была такая несчастная, что мальчик Вова осмелился зайти и спросить:

А почему ты плачешь, Баба Яга?

Я совсем не хочу быть Бабой Ягой, - всхлипнула Баба Яга. - Я терпеть не могу есть детей, я люблю фисташковое мороженное. И я уже охрипла от криков и ругательств. Мне это совсем не нравится.

И тут мальчик Вова вспомнил, что его мама Алиса тоже любила фисташковое мороженное. Он внимательно посмотрел на Бабу Ягу и заметил, что глаза у нее совсем как у его мамы, такие же зеленые, с маленькими карими искорками.

Как же тебя расколдовать? - спросил мальчик Вова. Он уже понял, что та седая тетя на улице была права и он своим плохим поведением превратил в Бабу Ягу свою собственную маму.

Я не знаю, - снова заплакала мама - Баба Яга.

Тогда я должен найти ту тетю, она наверняка все знает, - решил мальчик.

На следующий день прямо с утра мальчик Вова побежал на ту самую улицу, где он когда-то встретил странную тетю. И он сразу же увидел ее прямо на лавочке у подъезда. Тетя сидела и бросала голубям волшебное пшено, от которого их перья становились разноцветными.

Здравствуй, мальчик Вова! - ничуть не удивившись поздоровалась с ним тетя. - Как твои дела?

Очень плохо, - вздохнул Вова.- Моя мама превратилась в самую настоящую Бабу Ягу.

Что ж, - пожала плечами волшебница, - рано или поздно это должно было случиться. Плохое поведение детей не проходит даром для родителей.

Но что же мне теперь делать? - заплакал мальчик Вова. - Я больше не могу. Баба Яга кормит меня одной и той же кашей на завтрак, обед и ужин!

А твоя мама как делала?

Мама... Мама варила мне на завтрак свежую вкусную кашу и всегда спрашивала, какую я хочу, гречневую или овсяную. А на обед у меня был суп. И котлеты. И пюре. А потом я получал пряник. А на ужин мама часто готовила мне вкусные макароны, - принялся вспоминать мальчик Вова. - А еще она всегда гуляла со мной на детской площадке, а Баба Яга только и делает, что таскает меня за руку по одной и той же дорожке. А еще мама показывала мне веселые мультики и играла со мной в разные игры, а Баба Яга всегда говорит "Отстань, мне некогда, не путайся под ногами, а то отправлю в чулан!". И мама всегда рассказывала мне все и объясняла, а Баба Яга только ругается и больно шлепает.

И мальчик Вова снова расплакался.

Не плачь, мальчик, - сказала волшебница. - Есть одно средство, которое может расколдовать твою маму. Три дня и три ночи ты должен слушаться Бабу Ягу и за все ее благодарить. Тогда чары спадут. Но помни, если ты опять будешь себя очень плохо вести, твоя мама Алиса снова станет Бабой Ягой и расколдовать ее будет уже гораздо сложнее.

Но как же мне слушаться Бабу Ягу? - жалобно сказал мальчик Вова. - И за что ее благодарить? Она велит мне сидеть молча, кормит холодной засохшей кашей, постоянно ругает, а как что - тащит в темный чулан или бьет по попе.

Ничего не поделаешь, мальчик Вова. Только так чары спадут. А иначе твоя мама останется Бабой Ягой навсегда.

Ну ладно, - вздохнул мальчик Вова. - Я сделаю все, как вы сказали, тетя волшебница.

Мальчик Вова вернулся домой и стал вести себя так, как сказала ему волшебница. Он поблагодарил Бабу Ягу за холодную кашу, сам взял ее за руку на прогулке, молча снес все несправедливые крики и шлепки и даже сам предложил пойти посидеть в чулане. Вечером он заметил, что седые волосы Бабы Яги потемнели, а ее огромные бугристые лапы с когтями превратились в маленькие красивые ладошки, какие были у его мамы Алисы.

На другой день Баба Яга ярилась еще пуще. Она одела его в колючий свитер, запретила брать игрушки, а кашу дала даже не вчерашнюю, а позавчерашнюю. Однако мальчик Вова сказал только "Спасибо, Баба Яга, что ты заботишься обо мне, этот свитер очень теплый и уютный, а каша - вкусная". Вечером Вова заметил, что Баба Яга стала гораздо меньше ростом и теперь со спины она была очень похожа на его маму Алису.

На третий день Баба Яга начала придираться к мальчику Вове с самого раннего утра. То просила его сесть, то встать, то ругала за неряшливость, то за медлительность. Весь день она выискивала проступки, но ей ничего не удалось найти, потому что мальчик Вова сразу же ее слушался, извинялся за свое поведение и благодарил за заботу. К вечеру он так устал, что уснул, как только его голова коснулась подушки.

А рано утром он подошел к двери маминой комнаты и тихонько потянул за ручку. Он очень волновался: вдруг ничего не получилось и Баба Яга никуда не делась? Но его волнения были напрасны: на кровати сидела веселая мама Алиса и ела фисташковое мороженное прямо из ведерка. Увидев мальчика Вову мама Алиса взвизгнула от радости и принялась его обнимать и целовать.

Как хорошо, что ты меня расколдовал! - воскликнула она. - Теперь выбирай, какая каша будет на завтрак, а потом мы пойдем в парк аттракционов. Мне ужасно надоело ходить по той дурацкой дорожке на прогулках!

Мамочка! - с чувством сказал мальчик Вова. - Я так счастлив, что ты снова стала мамой Алисой! Я больше никогда-никогда не буду шалить и капризничать! Я стану самым послушным мальчиком на свете!

Нет уж, ты все-таки иногда шали, - засмеялась мама. - Только не слишком часто, ладно?

С тех пор, если мальчик Вова начинал сильно капризничать или упрямиться, мама Алиса тихонько говорила ему:

Вова, кажется, у меня на носу растет бородавка.

И мальчик Вова тут же становился самым послушным мальчиком на свете, ведь никому не нравится, когда твоя мама превращается в Бабу Ягу.

На третьем году жизни у ребёнка появляется и начинает накапливаться представление о собственном «Я». Ребёнок начинает осознавать, что иногда его желания не всегда совпадают с мамиными, а часто и вовсе являются «перевёрнутыми» («Я сам ещё не знаю, чего хочу, но точно знаю, что хочу не того, чего хочет мама»). Ребёнок пытается сформировать собственный образ, поэтому именно в этом возрасте наиболее активизируется процесс развития речи.

Такое осознание себя личностью, отдельной от мамы с её желаниями, появление собственных представлений о внутренних потребностях и возможностях, отстаивание себя во многих аспектах социальной жизни, всё это часто пугает родителей, внушает им огромные переживания и опасения. Родителям непривычно видеть своего малыша - требовательным, раздражительным, иногда агрессивным, не внимающим никаким «разумным» доводам. Часто взрослые бывают очень напуганы и просто не знают, как справиться с неожиданно появившимися истериками и скандалами, с неуёмными желаниями своего ребёнка, подозревая, что такое поведение не свойственно другим детям, а что-то произошло только с их ребёнком. Более того, ребёнок становится упрямым, капризным, у него часто и очень быстро меняется настроение от слёз к смеху и обратно.

Хотелось бы успокоить особо тревожащихся по этому поводу мам и пап - такие поведенческие и эмоциональные изменения переживает большинство детей.

В три года у ребёнка очень часто повышается агрессивность, тревожность и беспокойство. В это время, как говорят психологи, идет накопление полярных чувств. Ребёнку становится трудно разобраться в двойственном отношении к близкому взрослому. Так он может чувствовать и любовь к этому человеку, и, одновременно, ситуативную злость и раздражение. Чаще всего таким близким человеком для ребёнка является мама, от которой ребёнок пока зависим очень сильно, и быть самостоятельной личностью рядом с всё знающей мамой пока сложно.

Руководством к действию для ребенка теперь чаще являются собственные эмоции, чувства и собственное «хочу». При этом ребенок рассуждает: Любимая мама не разрешает сейчас того, что мне очень-очень хочется, тогда пускай она перестанет быть Любимой мамой и будет той, на которую я смогу позлиться.

Так за считанные секунды в представлении ребёнка образ мамы разделяетсяся на две половинки: на маму-фею и на маму-бабу-Ягу. И когда мама - фея, все желания будут исполняться просто так, появляются ресурсы и инициатива со стороны ребёнка. А если желание не исполнилось, то мама становится «бабой-Ягой» и от неё не дождёшься помощи. Но зато на неё можно злиться, с ней можно воевать, и самое главное, её не нужно жалеть.

Таким образом, свой временный дискомфорт ребёнок выносит на такую маму. И некоторые особо умелые в эмоциональном манипулировании дети, специально негативным поведением провоцируют и злят маму, чтобы после «бабы-Яги» потом ждать появление «мамы - феи». Ведь очень часто, мама, накричав на своего малыша, начинает испытывать колоссальное чувство вины и исполняет все прихоти ребёнка. Поэтому, если Вы увидели, что поведение Вашего ребёнка напоминает описанное нами, не пугайтесь.

Почему русские женщины все норовят то коней на скаку останавливать, то в горящие избы входить?

(Продолжаю публиковать отрывки из своей книги "Дорога в Тридесятое царство. Славянские архетипы в мифах и сказках". Этот отрывок - часть главы о великой славянской богине - Бабе Яге, богатырше Усоньще Виевне)

У Бабы Яги множестов ипостасей. Наставница, Похитительница и Пожирательница имеют дело исключительно с детьми - юными и наивными аспектами нашей души. Яга-Воительница, напротив, встречается на пути только взрослых богатырей или, в контексте психической метафоры, испытывает наши чувства, идеи и установки, успешно достигшие совершеннолетия, то есть, прошедшие порог Сознания, укрепившиеся в Эго. Любопытно, что у этих Ведьм не только разные предпочтения: дети - у Похитительницы или взрослые - у Воительницы, но и география. Первая Яга существует в северославянском фольклоре. Это Лесная Яга, Колдунья, которая проводит обряд инициации. Она - древняя Мать того праславянского племени, которое, прорубая путь подсеками и лядинами, уходило все дальше и дальше вглубь лесной чащи, спасаясь от свирепых кочевников. Этот многовековой процесс продвижения на север, выраженный формулой В.О. Ключевского «внук умирал не там, где дед», изрядно изменил форму культа предков.

Каждое новое поколение праславян все дальше уходило от родины пращуров, захороненных в домовинах, так напоминающих избушку на курьих ножках. «Домовины» - избы для покойников, установленные на очень высоких пнях, корни которых выглядывали из-под земли, что и делало их похожими на куриные ноги. Ставились они таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, то есть «к лесу передом». С уходом потомков «селения мертвых» оказывались заброшенными, Великий Лес вскоре вновь поглощал пространство погостов. Несколько десятков лет, одна-две смены человеческих поколений, и от кладбища надземных гробов-домовин оставались полусгнившие «избушки» на столпах, так похожие на логово Яги. Естественно, что для новых пришельцев захороненные таким способом предки казались уже не «дедами», а «навьями» - чужаками, враждебной нечистой силой.

Таким образом, путь к изначальной Самости идет в обратном направлении движения праславян - с севера на юг, в Тридесятое Царство, в страну предков. На пути испытуемый обязательно должен встретиться с «северной Ягой» - Похитительницей, Пожирательницей и Наставницей, не угодить в ее печь, честно прожить в ее избушке все необходимые алхимические стадии инициации, послужить Ведьме, усердно поработать на нее, получить необходимый опыт и волшебные дары, чтобы отправиться еще дальше в южном направлении.

Помните, во многих сказках у Ведьмы есть сестры? Каждая из них предлагает герою свои испытания. Чем старше сестра, чем ближе она живет к Тридесятому Царству - тем сложнее и опасней ее экзамен, но тем более ценен последующий подарок и совет. Так и есть! Яга многолика, и на пути к Восамлению нас ждет не одна встреча с ней. Старшая сестра - Яга-Богатырша, живет у Калинового моста на реке Смородине, что отделяет в мифах мир живых от мира мертвых или, в психологическом смысле, Сознание от коллективного Бессознательного.

Смородина - аналог древнегреческого Стикса, который простому смертному предстоит преодолеть по дороге на «тот свет», а Герою - на пути в Тридесятое Царство, откуда он обязательно должен вернуться в Явный мир, но уже не в качестве «Ивана-крестьянского-сына», а в качестве Царя собственной судьбы. Смородина нередко упоминается в сказках и в заговорах, но там она чаще называется просто огненной или смоляной рекой: «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает». Близ этого страшного места и живет самая старшая Колдунья - Буря-Яга или Яга Виевна.

Яга-Воительница встречается в южнославянских сказках и, несмотря на то, что она вроде бы старше по возрасту своей лесной сестры, она вовсе не старуха, а удалая степная богатырша, мать, жена или сестра убитых воинами змиев. Она ездит верхом на коне, носит латы и обладает мечом-кладенцом, бесстрашно сражается с богатырями подобно мужчине и, чаще всего, одерживает в этих схватках победу. В отличии от Змия, что бьется с богатырями единолично, она возглавляет целое войско. Если Воительница застает Героя, прячущегося в ее избе, она избивает его до полусмерти, вырезает из его спины ремни или лишает зрения. В некоторых сказках такая Яга выступает еще и как мать Змиев - главных противников богатырей, похитителей их жен или матерей. Чаще всего Герой сражается сперва именно с сыновьями, а уж потом с самой Ягой, как с самым опасным врагом.

Такое родство показывает тесную связь Яги со змеей. И, действительно, существует гипотеза, что этимология ее имени, возможно, восходит к санскриту: «ahi» - змея. Также и в ее одноногости (костяная нога) некоторые исследователи видят сходство со змеиным хвостом. В мифологии многих народов можно проследить связь между хромоногостью (одноногостью) сверхъестественных существ и змей. Например, по белорусскому преданию черти - хромые, имя главного из них «цмок» (змей). Однако другие этимологи связывают ее имя уже с другим санскритским корнем: «йагья» - жертвоприношение, а слово «баба» с ударением на последний слог переводят как «отшельник». Что ж, ни в том, ни в другом случае не поспоришь: Яга-отшельница, что проводит обряды инициации и жертвоприношений - это Лесная Колдунья, а Богатырша, связанная со змиями - Степная Яга.

Дорогой Читатель, чтобы перейти непосредственно к сказкам и реконструированным мифам о Яге-Богатырше Буре Виевне, сведений о которой, увы и ах, чрезвычайно мало, нам придется сделать небольшое историческое отступление, иначе нам ни по чем не понять ее архетипическую сущность.

Комплекс сказок о Яге-Воительнице, где она либо воюет с главным героем, либо, напротив, оказывается его помощницей, после того, как он нанимается к ней в пастухи, Рыбаков соотносит с эпохой праславянско-сарматских взаимоотношений около рубежа нашей эры. Яга в ее южном варианте владеет стадами кобылиц, повелевает степным, часто девичьим, войском, ее железная ступа очень напоминает скифские и сарматские походные котлы. Действие таких сказок часто переносится на берег моря, где стоит дом Бабы-Яги, окруженный 12 шестами: «На одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый». Такие шесты с черепами врагов, по описанию Геродота, можно было встретить у тавров в Крыму: «У тавров существуют такие обычаи: они приносят в жертву Деве потерпевших крушение мореходов <...> тело жертвы сбрасывают с утеса в море <...> голову же прибивают к столбу». Одним из помощников Героя является орел - степная, горная птица: «Ну, пойди же ты за тридцать озер; там стоит на куриной ножке избушка, а в избушке живет яга-баба; у ней есть орел-птица, и она тебя вынесет». В общем, «Все признаки ведут нас на юг, к черноморским землям, занятым некогда "женоуправляемыми" сарматами», - пишет Рыбаков.

Нельзя сказать, что сарматами безраздельно правили женщины. Однако сарматки действительно одевались как мужчины, ездили верхом, ходили на охоту и в военные походы. Гиппократ, современник Геродота, рассказывает следующее: «Воинственность сарматских женщин выражалась, между прочим, в том, что девушка выходила замуж не прежде, как убив хоть одного неприятеля, потому некоторые женщины оставались девственницами до старости. Они ездят на лошадях, стреляют из лука, мечут дротики, сражаются с неприятелем, но только до замужества <…> У женщин нет правой груди, потому что вскоре после рождения матери выжигают своим дочерям правый сосок раскаленным медным орудием, так что правая грудь утрачивает способность расти, и вся сила и изобилие сосков ее переходит в правое плечо и руку».

Итак, сарматы - это ираноязычные кочевые племена раннего Железного века (VI—IV вв. до н. э.), заселявшие территорию современной Украины и Казахстана. Этот народ упоминается Геродотом, который сообщает, что он происходит от амазонок, которые выходили замуж за скифских юношей. Что же касается происхождения самих скифов, автор первого в мире исторического трактата дает две теории. Одна из них собственно скифская, и мы рассмотрим ее чуть позже, вторая версия - греческая, согласно которой скифы считались потомками самого Геракла. Эта легенда отражает глубинный пласт истории, идущий от самой ледниковой поры, от времен начала скотоводства. Миф говорит о том, что однажды в поисках стада волшебных коней Герой попал в землю Гилея, где встретил полудеву-полузмею Ехидну. Она согласилась вернуть Гераклу потерянное стадо в обмен на ночь страстной любви. От этой любовной связи Ехидна родила троих сыновей: Агафирса, Гелиона и Скифа. Геракл не пожелал забрать детей с собою в Грецию, как просила его змеехвостая дева, зато оставил свой лук, тетиву которого мог натянуть лишь настоящий Герой, и посоветовал устроить состязание среди сыновей. Победителем стал младший из братьев - Скиф, от которого и пошли все скифские цари.

Но причем же здесь наши непосредственные предки - славяне? Дело в том, что страна Гилея, согласно Геродоту, это лесная зона Скифии, населенная мирным племенем сколотов или борисфенитов (от греческого названия реки Днепр - Борисфен). Жители левобережного Борисфена, в отличии от кочевых скифов, вели оседлую жизнь, во времена Геродота (V в. до н.э.) они уже занимались развитым земледелием и даже вовсю экспортировали пшеницу самим грекам. Именно сколотов-борисфенитов и принято считать прямыми предками славян. Интересно, что по некоторым данным. Гилея почиталась у скифов священной рощей, в которой находилось святилище Гекаты (лунной Богини, греческой «сестры-близнеца» нашей Яги). А по другой легенде, как было сказано выше, в Гилеи обитало существо с туловищем и лицом прекрасной женщины и хвостом змеи - Ехидна. Что ж, и тот и другой персонаж греческой мифологии не сложно соотнести с Бабой-Ягой. По меньшей мере след всех трех хтонических мифических Дев определенно ведет к единому индоевропейскому архетипическому ядру: к Женщине - Правительнице, к матриархальной Богине. Основная разница между Гекатой, Ехидной и Ягой (которые, несомненно представляют собой различные лики одной предвечной Богини) в том, что первая сама уступила место на Олимпе маскулиному Богу; вторая, как и все скифские женщины, после «вступления в брак» с Гераклом отдала царствование сыну; третья - то ли так и осталась безбрачной и бездетной (северная, лесная Ведьма), то ли потеряла мужа слишком рано (южная, степная Яга).

Теперь пришло самое время сказать о второй версии происхождения скифов, упомянутой Геродотом. Позволю себе процитировать первоисточник: «По рассказам скифов, народ их - моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший - Колаксаис (Кола-ксай - «Солнце-Царь» - прим. автора). В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошел, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошел третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему».

От мифа о Таргитае, как предполагает Б. А. Рыбаков, в русском фольклоре остались два упоминания: древнейшая довладимирская былина, чудом дожившая до наших дней, о богатыре Тархе Годиновиче (которую, на мой взгляд, будет наиболее уместно рассматривать в главе о злокачественной Аниме), а также сказка «О трех царствах», где главному герою во всем помогает старый богатырь Тарх Тархович, ослепленный Ягой. Эта сказка, по мнению исследователей, является самой популярной сказкой в русской устной традиции и, по видимому, самой древней. Не считая греческого мифа о Ехидне, это, несомненно, древнейшее «зафиксированное доказательство» деяний Бабы Яги. Однако подробно рассматривать эту сказку в данной главе мы не будем, она пригодится нам в дальнейшем. Скажу лишь о том, что одним из эпитетов Яги в нескольких вариантах, собранных Афанасьевым, является «ехидная старуха», что опять-таки дает недвусмысленный намек на ее ближайшее родство с греческим персонажем. Также невозможно не упомянуть о том, что в этой сказке Яга либо лишает ног, либо ослепляет старого богатыря Тарха, либо, в самом «бережном» варианте избивает его и вырезает со спины ремни. Однако позже герою удается победить Ведьму, заставить раскрыть ему тайну живой и мертвой воды и получить от нее либо меч-кладенец, либо волшебный всевидящий шар, либо просто мудрый совет, который помогает ему спасти плененного Царевича. Важно сказать о том, что в этих сказках ни слова не говорится о том, ни кто такой сам Тарх Тархович, ни откуда он взялся подле молодого Царевича, ни кто такая Яга, ни почему она борется с богатырями. И здесь самое время еще раз вспомнить схему развития религиозно-мифологических сюжетов, предложенную Проппом, которую я дерзнула ранее несколько расширить:

1. Тотемизм: реально существующий обычай. Это те самые сарматские женщины-воительницы, описанные Гиппократом.

2. Переходный период во время возникновения землепашества: религиозный обряд. Можно предположить методом экстраполяции, что такие женщины проводили некий особенный обряд инициации, где, судя по всему, имели место и избиения, и сдирание кожи со спины, и, возможно, временное символическое лишение зрения будущих воинов.

3. Политеизм: миф. Славянский миф о Бабе Яге и Таргитае или любом другом богатыре или боге, к сожалению, не сохранился.

4. Монотеизм: сказка. Собственно «Сказка о трех царствах» или «О слепом и безногом богатырях».

Очевидно, что нам, как минимум, точно известна первая и конечная точка развития архетипического сюжета о Яге-Воительнице. Самая большая лакуна появляется в переходный момент от политеизма к монотеизму, те есть в эпоху князя Владимира, когда большинство старинных мифов, как мы уже знаем, были переписаны под влиянием новой религии. «Если одно и то же явление с одинаковыми характерными признаками мы наблюдаем на протяжении известного промежутка времени и если мы знаем его достоверно только в двух конечных точках, то мы имеем право экстраполировать его на промежуточные отрезки», - пишет Рыбаков. То есть в нашем случае мы имеем полное право предполагать наличие настоящих мифов о Яге-Воительнице с Богами и Героями и в промежуточную эпоху Владимира, и в более ранние исторические времена. И вот теперь наконец (Читатель, прокричим троекратное «ура»!) мы можем заканчивать исторический экскурс и переходить непосредственно к нашей главной теме.

Если в зафиксированном письменно мифологическом материале и могут быть лакуны, то в бессознательном таковых не бывает. Душа, в том числе и народная, этническая, во что бы то ни стало заполнит пробелы архетипическим материалом. В данном случае нам даже не придется додумывать мифы самостоятельно, мы можем обратиться к «неоязыческому» творчеству А.И. Асова, известному, пожалуй, не в меньшей степени, нежели многие настоящие фольклорные произведения. С его «Птицей Гамаюн», вероятно, знакома куда более широкая часть читающей аудитории, нежели с Тархом Годиновичем или же с Магурой. Историки и филологи признают его переводы якобы древних славянских текстов подделкой. Что ж, с точки зрения этих наук, такие выводы, по всей видимости, абсолютно справедливы. Но вот для аналитического психолога историческая достоверность его источников вовсе не является принципиальным вопросом. В бессознательном отсутствует категория времени, в нем нет ни понятий исторической давности, ни, тем более, достоверности или же фикции. Современный человек продолжает оставаться мифотворцем в не меньшей степени, чем его предки из далеких времен. Право слово, кто отнял право у современных авторов писать о том, чего просит душа? Единственно, выдавать собственные произведения за древние славянские тексты, пожалуй, лишнее. Но все же, для души этноса, на самом деле, не имеет никакого значения, когда и кем были написаны «Велесова Книга», «Песни птицы Гамаюн» или «Книга Коляды». Более того, такое явление как современное мифотворчество или неоязычество, как религиозное течение, лишь доказывает нашу теорию о том, что с принятием христианства славянское язычество, и как понимание мироустройства, и как система мифов, так и осталось незавершенным. И, что не может не вселять надежду и оптимизм, славянская душа требует завершения гештальта, заполнения лакун в народной памяти. Именно этим и объясняется и большая популярность книг Асова - современного Баяна, «велесового внука», и то возмущение, что они вызвали в научном мире - мире Логоса. Даже если все его произведения - плод фантазии, его собственной или позаимствованной у более ранних авторов (в XIX веке также появилось много «псевдоязыческих» текстов - «Ярилина книга», «Тризны Бояновы» и прочее, многое из которых Асов позаимствовал), это в любом случае продукт коллективного бессознательного. Писатель, в том числе и ваша покорная слуга, лишь придает ему удобоваримую форму, доступную для восприятия.

Однако, не будем более терять ни секунды, обратимся непосредственно к самой «Книге птицы Гамаюн», «Книге Коляды» и прочему творчеству Асова и его предшественников. Да не прогневаю я филологов и историков, если буду называть эти произведения не «псевдоязыческими», а «новоязыческими».

С верой в Вас и Ваше лучшее Настоящее, Александра Сергеева.

Однажды одна мама попала к Бабе-Яге. Почему она там оказалась? Может быть, мама очутилась там не по своей воле? Пока это загадка. Но мы быстро узнаем истину. Сейчас прочитаем сказку и нам всё станет ясно.

Жили-были мама и дети. Дети как дети, но уж очень они не любили поддерживать чистоту. Прибирать вещи дети не хотели, мыть за собой посуду — тоже. Невозможно было их заставить почистить обувь. В общем, сколько мама ни просила детей поддерживать порядок во всём, никто не хотел её слушать.

И вот однажды мама решила:

— Пойду жить к Бабе-Яге.

Приходит мама к Бабе-Яге и приносит ей орешки и яблоки. А Баба-Яга отказывается их есть.

— Почему ты не ешь, почтенная старушка? – спрашивает мама.

— Зубы плохие, — отвечает Баба-Яга.

— А что с ними случилось? – поинтересовалась мама.

— Испортились они, я сладкого слишком много ела, — призналась Баба-Яга.

Тогда мама сварила вкусный борщ.

Баба-Яга поела с удовольствием и сказала маме, чтобы та оставалась у неё. Так и зажили они вдвоём.

А дети маму потеряли. Скучно им стало. Сначала они вымыли всю посуду – но мама не появлялась. Потом вычистили обувь, прибрали вещи – но мамы так и не было. Они решили пойти её искать.

Для начала сели дети около дома на скамеечку и заплакали. Услышала их плач сорока, которой все новости были известны, и сказала детям:

— Ваша мама ушла к Бабе-Яге, там и живёт.

Всполошились дети. Как найти дорогу к избушке на курьих ножках? Сорока взялась показать им дорогу.

Вот пришли дети к Бабе-Яге, увидели маму и стали просить её вернуться домой. Обещали, что больше никогда не будут разбрасывать вещи. Баба-Яга сначала не хотела отпускать маму, но после того, как дети рассказали ей сказку про саму Бабу-Ягу, она подобрела и согласилась отпустить маму домой.

А детям Баба-Яга наказала – маме во всём помогать. Баба-Яга решила время от времени навещать детей и маму и проверять чистоту.

С тех пор дети совсем другими стали.

Вопросы и задания к сказке про маму и Бабу-Ягу

Как ты думаешь, почему дети не любили поддерживать чистоту и следить за своими вещами?

К какой известной даме ушла жить мама?

Почему Баба-Яга отказалась есть орешки и яблоки?

Как ты считаешь, много сладкого нельзя есть только Баба-Яге, или и детям тоже?

По какой причине заплакали дети?

Какая птица разъяснила детям ситуацию?

Почему Баба-Яга согласилась отпустить маму домой?