Черно белые фотоматериалы. Черно-белые фотографии помогаю видеть иначе

Для самых юных среди нас может быть сюрпризом то, что фотография не всегда была цветной. Черно-белое - это не просто функция обработки в Photoshop, это то, с чего фотография начиналась и то, что остается самой сутью самовыражения для многих фотографов.

Шаг 1 - Зачем работать в ЧБ?

Я слышал, как некоторые традиционалисты говорят, что снимок должен быть черно-белым, кроме тех случаев, когда фотограф чувствует, что кадр явно выиграет от использования цвета. Это замечание не исключает цветную фотографию из области рассмотрения, а просто говорит о том, что исходное состояние кадра по умолчанию должно быть черно-белым. Для старших поколений это было необходимостью, поскольку они не имели возможности работать в цвете.

Вы можете соглашаться с этим утверждением или нет, но для меня это значит то, что я должен серьезно анализировать каждый свой кадр на предмет того, будет ли он выглядеть лучше в цвете или в черно-белом варианте.

Шаг 2 - RAW, ISO и настройки кадра

Могу сказать по опыту, что существует несколько правил по выбору настроек, которые помогут вам на вашем пути освоения черно-белой фотографии. Не совершайте ошибку, снимая сразу в ЧБ, хотя вам может казаться, что это хороший вариант, поскольку вы сразу можете увидеть результат на вашем дисплее. Но если вы снимаете сразу в черно-белом цвете, вы не сможете потом конвертировать кадр в цвет, но если вы снимаете в цвете, вы запросто сможете по необходимости перевести снимок в черно-белый вариант.

Помните об этом и снимайте в RAW, если у вас есть такая возможность. Это обеспечит вам больше возможностей в плане обработки, когда дело дойдет до конвертации кадров в черно-белый вариант. Также следите за значениями ISO. Как всегда, лучше делать его как можно ниже, чтобы избежать излишнего шума, что может быть серьезной проблемой в черно-белой фотографии.

Шаг 3 - Черно-белое видение

Теперь настало время думать в черно-белом цвете. Разумеется, мы видим мир во всех потрясающих красках, но чтобы получить хорошие черно-белые снимки, мы должны подходить к съемке с черно-белой картинкой в голове. Это не значит, что цветом нужно пренебрегать.

Важно думать о тонах (насколько светлый или темный тот или иной объект), поскольку разные цвета дают разные тона, например, в цветной фотографии красный цветок с зеленой травой под ним может выглядеть великолепно, но в черно-белом варианте оттенки могут оказаться очень схожими, и кадр получится плоским. Мы еще поговорим о контрасте, но убедитесь, что учли тона во время съемки черно-белого кадра, чем более они контрастны, тем более привлекательно будет выглядеть фотография.

Шаг 4 - Свет (и тень)

Свет - главный элемент фотографии, и потому важно использовать его эффективно. Не отвлекаясь на цвет, можно сказать, что свет и тень играют ключевую роль в черно-белой фотографии, направляя взгляд к ярким частям снимка, в то время как другие части остаются в тени.

Если вы работаете с естественным освещением, важно учитывать качество света, которое вам необходимо для получения снимка. Если вам нужен мягкий и неяркий свет, лучше отправляться на съемку рано утром или поздно вечером, когда солнце низко, но если для вашего кадра требуется яркий свет, темные тени и больше контраста, выбирайте для съемки полдень, когда солнце расположено высоко в небе и обеспечивает сильное освещение.

Шаг 5 - Контраст

Я уже говорил о контрасте, но в условиях отсутствия цвета, особенно важно убедиться, что ваши черно-белые снимки имеют широкий диапазон тонов и сильный контраст, чтобы поддерживать интерес зрителя к кадру. Избегайте перенасыщения снимка серым цветом. Вместо этого используйте свет, чтобы получить более яркие элементы, которые будут задавать направление взгляда, и более темные части с глубокими тенями, для обеспечения хорошего контраста.

Сильного контраста легко добиться в яркий солнечный день, но будьте осторожны, не переэкспонируйте ваш кадр избыточным количеством света. Возможно, имеет смысл сделать поправку на одну или две ступени экспозиции вниз, чтобы ограничить количество проходящего света.

Шаг 6 - Детали и текстура

Часто взгляд отвлекается на яркие цвета в кадре, и интересные детали ускользают от зрителя. Попробуйте съемку в черно-белом цвете, когда фотографируете объекты с интересными деталями или текстурой. Отсутствие цвета акцентирует все внимание на них и усилит снимок.

Постарайтесь заполнить кадр деталями и не отвлекайтесь на цвет, как я упоминал ранее, думайте в черно-белом цвете, обращайте внимание на тона и контраст, и попытайтесь учитывать все тонкости снимаемой сцены.

Шаг 7 - Портреты

Я уверен, что вы видели множество знаковых черно-белых портретов. Кажется, будто сегодня техника съемки портретов поддалась влиянию мейнстрима в плане преимущественного использования цвета, но черно-белые портреты остаются вне времени. Эти портреты рассказывают нам историю человека в одном кадре, фиксируя детали и выражение лица модели.

В них эффективно используются свет, тени и контраст. Найдите модель для практики, хорошо освещенную локацию и посмотрите, получится ли у вас создать свой собственный черно-белый портрет, не подвластный времени.

Шаг 8 - Пейзажи

Качество пейзажных снимков зависит от сильной композиции, часто с точкой интереса на переднем плане, и тут неважно, снимаете ли вы в цвете или в ЧБ. Исключая цвет, мы переводим основное внимание зрителя на линии. Градиенты и разница в тонах становятся более очевидными, а формы - более заметными.

Попробуйте снять мрачные грозовые тучи, которые выглядят очень эффектно на черно-белых снимках. Вы также можете поэкспериментировать с городскими пейзажами и съемкой архитектуры, акцентируя внимание на сильных формах.

Шаг 9 - Форма и силуэты

Во всех вышеупомянутых случаях, будь то портрет, пейзаж, съемка деталей и т.д., необходимо учитывать множество факторов, таких как тона, контраст, свет и тень. Существует также ряд популярных сюжетов для съемки, на которые стоит обратить внимание.

Характерные формы, горизонтальные, вертикальные и направляющие линии способны помочь в создании интересных композиционных решений. Используйте их для формирования силуэтов, особенно когда вам доступен достаточно сильный свет. Когда вы наберетесь опыта в черно-белой фотографии, вы сами сможете понять, какие сюжеты хорошо подходят для таких снимков, а какие не очень.

Шаг 10 - Экспериментируйте и творите

Итак, пришло время начать работать с черно-белой фотографией. Как вы уже поняли, не существует каких-либо ограничений по сюжетам, так что вы можете идти и пробовать снимать все ваши любимые объекты в черно-белом виде, а потом сравнить результаты с цветными вариантами.

Попробуйте перевести несколько ваших цветных снимков в черно-белый вариант, чтобы понять принципы обработки. Это позволит вам осознать, каким образом это изменит или улучшит ваш кадр. Вы можете удивиться, как сильно несколько простых «кликов» трансформируют ваши изображения.

За свою 150-летнюю историю фотография претерпела много изменений. Менялись способы запечатления и воспроизведения информации, расширялись возможности влияния на конечное изображение. Сегодня цифровая фотография позволяет нам за короткое время проводить со снимками такие манипуляции, на которые в аналоговой фотографии требовались часы работы либо они в принципе были невозможны. Одна из областей, которая не потеряла своей привлекательности за эти годы, - черно-белая фотография. В этой статье мы рассмотрим методы преобразования цветного изображения в черно-белое и работу с ним.

Как известно, при работе с RAW-снимками возможно до некоторой степени восстановить информацию в тенях, но не на пересвеченных участках. Поэтому в цифровой фотографии принято выставлять экспозицию с учетом самых светлых частей мотива, чтобы гистограмма не была обрезана с правого края. Этот принцип, чаще всего верный для цветной фотографии, не обязательно применим для черно-белых снимков. В некоторых случаях пересвеченные участки могут быть вполне уместны, добавляют контраста изображению, в то время как структуры на темных участках также не желательно терять, делая их слишком темными. Эти соображения нужно учитывать при съемке контрастных мотивов.

Чаще всего для оптимальных результатов сумма влияния всех каналов должна равняться 100%. Наиболее естественно выглядит результат 30/60/10. Не исключено, что значение для какого-то одного канала, например синего, можно будет поставить на ноль. Также не исключено, что какой-либо канал содержит изображение в идеальном виде, поэтому влияние двух остальных каналов можно оставить на нуле.

Исходная и результаты применения Channel Mixer с параметрами 80/20/0 и -20/-30/150

Некоторые простые правила при создании черно-белых портретов: предпочтение информации красного канала дает светлую, гладкую кожу. Веснушки можно сделать более заметными, если увеличить процентное содержание зеленого канала. Включение в расчеты информации из синего канала делает кожу темнее.

Calculations

Этот способ можно считать логическим продолжением работы с каналами через Channel Mixer. Диалоговое окно Calculations позволяет вычислять результат наложения каналов друг на друга с различными режимами перекрытия. Вызвав диалог через Image-Calculation, можно задать исходные каналы и режим перекрытия.

Так как этот способ позволяет работать только с двумя каналами, то более интересной может быть непосредственная работа со всеми тремя каналами. Для этого перейдем в список каналов и в опциях выберем Split Channels. Мы получим три изображения в режиме Grayscale: _R, _G, _B, где - название вашего файла. Теперь, скопировав все три изображения в один файл в виде слоев (не забыв дать слоям соответствующие названия), можем экспериментировать с режимами перекрытия и прозрачностью, при необходимости добавляя к слоям-каналам маски и закрывая на ней части.

Работает этот метод, только если изображение представлено одним-единственным базовым слоем Background. Если в вашем случае это выглядит иначе, то слои изображения нужно сначала сложить (Ctrl+Shift+E) и создать базовый слой через Layer-New-Background from Layer.

Gradient Map

Для начала установим цвета на черный и белый, нажав клавишу D. Теперь создадим новый корректирующий слой Gradient Map и выберем первый в списке градиент Foreground to Background.

Этот метод, судя по результатам, базируется на формуле: 30% информации красного канала, 60% - зеленого и 10% синего с небольшими вариациями. Полученные результаты сильнее отличаются от визуального восприятия яркостей цветного изображения, чем результаты описанных ниже более простых методов, но и контраст получаемой фотографии выше - от 18 для чистого синего цвета до 237 для желтого.

Как вариант этого метода можно использовать «зонный градиент», своеобразную имитацию метода работы с зонами яркости, который предлагает программа Lightzone. Для этого создадим черно-белый градиент и поставим на нем между двумя крайними каретками еще 9 с шагом 10. То есть вторая каретка будет находиться на позиции 10, третья - 20 и т. д. Теперь каждой каретке присвоим оттенок серого, соответствующий ее позиции, - то есть первая будет со значением яркости 0, вторая - 10 и т. д. Теперь, изменяя позиции кареток, можно манипулировать контрастом и распределением яркостей на изображении. Сдвигая каретки в центр градиента, получим более контрастное изображение, сдвигая каретки к краям, - больше оттенков серого.

Исходная чёрно-белая фотография и результаты применения зонного градиента с различными параметрами.

Конечно же, для оптимальных результатов лучше применять «зонный градиент» к 16-битным изображениям. В принципе, если ваш компьютер не совсем древний, то лучше все манипуляции в Photoshop проводить в 16-битном режиме, как упоминалось в начале статьи.

Сдвиг цветового оттенка

Этот метод часто называют продвинутым способом перевода изображения в ч/б. Учитывая тот факт, что базируется он на слое Hue/Saturation, довольно безразличном к цветовым оттенкам, он может быть интересен скорее как занятный эксперимент, чем как практический способ работы с фотографиями. Хотя, не спорю, для снимков с неяркими цветами он может быть вполне приемлем.

Итак, создадим два корректирующих слоя Hue/Saturation. Режим перекрытия нижнего слоя изменим на Color, а в верхнем изменим значение насыщенности на –100. Теперь, изменяя значение Hue в нижнем корректирующем слое, можно изменять яркость различных световых оттенков на изображении.

Хотя, как было сказано выше, Hue/Saturation безразличен как к насыщенности цвета, так и к цветовому оттенку, этот метод базируется на том факте, что режим перекрытия Color сохраняет цветовой оттенок и насыщенность перекрывающего слоя, подгоняя яркость результата под яркость базового слоя, то есть исходного изображения. Ограничения этого способа в том, что синие оттенки нельзя сделать светлее, только темнее, а желтые - только светлее.

Исходная фотография и результаты применения фильтра с различными значениями цветового оттенка.

Hue/Saturation и Desaturate

Самые простые и, пожалуй, самые бесполезные методы. Все три канала при этом способе заполняются значением яркости цвета в модели HSL, то есть max+min/2. Цветовой оттенок и насыщенность цвета при этом не учитываются: синий цвет, кажущийся нам более темным, превращается в тот же оттенок серого, что и визуально более яркий зеленый. Этот метод имеет смысл использовать только в тех случаях, если на исходной фотографии и так практически нет цвета, который нужно учитывать.

Grayscale

Для заполнения информацией единственного результирующего канала используется приблизительно классическая формула 30/60/10. Приблизительно, поскольку кроме применения этой формулы Photoshop явно проводит дополнительные манипуляции над информацией изображения, чтобы равномернее распределить ступени яркости между различными цветовыми оттенками.

Контраст получающихся фотографий довольно невысок, но это может быть и к лучшему, поскольку дает фотографу больший простор для манипуляций над изображением с помощью кривых, уровней или других методов работы с контрастом. Этот способ имеет смысл применять, если на фотографии есть только слабые цвета. В таком случае этот метод все же подходит лучше, чем предыдущий, поскольку все же учитывает цветовые оттенки.

Если за переводом изображения следуют манипуляции с тонированием, можно перевести изображение в Grayscale и сразу же в RGB.

Lab

Как уже говорит за себя название канала, он содержит информацию о визуально воспринимаемой нами яркости. Результаты этого метода похожи на предыдущий, только диапазон яркостей, в котором распределяются различные цвета, еще меньше. Если при переводе в режим Grayscale яркости чистых цветов распределялись от 70 для синего до 248 для желтого, то при этом методе - от 250 до 110.

При этом методе изображение нужно перевести в цветовое пространство Lab, после чего выбрать канал L в списке каналов или через Ctrl+3. Теперь переведем его в Grayscale и утвердительно ответим на вопрос, игнорировать ли остальные каналы.

Комбинирование различных методов

В большинстве случаев для работы с фотографиями самым удобным будет использование диалога Black/White или работа с каналами через Channel Mixer или Calculations, для снимков со слабо выраженными цветами неплохую службу может сослужить простой перевод в Grayscale.

В некоторых случаях имеет смысл использовать несколько слоев изображения, переведенных в черно-белый вид различными способами. Например, при имитации красного или оранжевого фильтра в диалоге Black/White небо становится контрастнее и облака сильнее выраженными. В то же время уменьшается контраст красных и оранжевых цветов, и простым осветлением соответствующих тонов это не исправить. В этом случае можно сделать второй вариант черно-белого изображения, например с использованием красного и зеленого каналов в Channel Mixer. После этого добавим маску к первому слою, с контрастным небом, и закрасим черным на маске все, кроме неба.

Для начала, пожалуй, нужно сказать пару слов о такой вещи, как контраст. Первое, что изучает человек, начинающий заниматься цифровой фотографией, - это гистограмма - почти тотем всего клана цифровых фотографов, и портить, обрезать ее никак нельзя. Но то, что верно в случае цветной фотографии, не всегда применимо в черно-белой. На многих цифровых черно-белых фотографиях очевиден недостаток контраста, происходящий от боязни фотографа потерять информацию. Но ведь, в отличие от цветных, монохромная и черно-белая фотография живут за счет игры света и теней, черные и белые участки могут только придать жизни снимку, сделать его выразительнее и эффектнее.

Изменение контраста

Самые простые способы изменить контраст фотографии известны каждому, занимающемуся Photoshop больше недели, - это уровни и, как более гибкий вариант, - кривые. На всякий случай напомню, что пологая кривая уменьшает контраст, осветляя черные и затемняя белые тона, более крутая кривая увеличивает контраст, уменьшая количество средних серых тонов.

В некоторых случаях неплохие результаты может давать увеличение контраста через фильтр Unsharp Mask с высоким значением параметра Radius и небольшим значением Amount. Подобного результата можно также добиться, создав копию слоя, поменяв режим перекрытия на Overlay и используя фильтр Highpass, после чего при необходимости уменьшить прозрачность этой копии слоя.

Также неплохим вариантом увеличения контраста может быть создание копии слоя с режимом перекрытия Overlay или Soft Light и при необходимости уменьшение прозрачности этого слоя.

Для этой фотографии была создана копия слоя с режимом перекрытия Soft Light, слои сложены и применён фильтр Unsharp Mask с большим значением радиуса.

Рисование светом

Для тех фотографов, кто готов потратить некоторое время для получения интересных черно-белых фотографий и не боится упреков в манипуляции реальностью, интересным может быть «рисование яркостью» или «рисование светом». Самый простой вариант этого метода - использование инструментов Dodge в режиме Highlight и Burn в режиме Shadows, оба с прозрачностью 2–5%. Работать, конечно же, лучше на копии слоя.

Более трудоемкий, но гибкий вариант - создание двух копий слоя, один в режиме Color Burn, второй - Color Dodge. Теперь добавим к этим слоям маски, закрашенные черным цветом. Для этого при добавлении маски нужно держать клавишу Alt. Теперь, рисуя кисточкой белого цвета с прозрачностью 5–10% на маске первого слоя, который в режиме Color Burn, можно затемнять любые участки изображения, кроме самых светлых. Также, рисуя на маске второго слоя, можно осветлять изображение, кроме самых темных участков. Преимущество этого метода в том, что, изменив цвет кисточки на черный, можно снова уменьшить изменение контраста.

Те, для кого работа с двумя слоями одновременно покажется слишком неудобной, могут использовать только один слой, заполненный нейтральным серым цветом (128/128/128 в режиме RGB) с режимом перекрытия Overlay, и рисование на нем черным для затемнения участков и белым для осветления. Напомню, что для создания слоя с нейтральным слоем нужно нажать на иконку нового слоя с нажатой клавишей Alt, выбрать метод перекрытия Overlay и отметить опцию Fill with Neutral Color (50% Gray). Поставить цвета на черный и белый - клавишей D, переключать с черного на белый - клавишей X.

Имитация пленочного зерна

При работе с черно-белыми фотографиями рано или поздно может появиться мысль о имитации пленочных снимков, что, естественно, ведет к желанию создать на изображении подобие пленочного зерна.

Самый простой способ имитации пленочного зерна, который упоминается во многих статьях, - фильтр Add Noise. К сожалению, фильтр этот делает именно то, что обещает его название, - добавляет шум, который так же похож на пленочное зерно, как картонный домик с нарисованными кирпичами похож на настоящий кирпичный дом.

В отличие от шума, который накладывается на цифровое изображение, пленочное зерно является частью изображения, точнее, фотография состоит из зерна, поэтому оптимальным был бы фильтр или плагин, разделяющий изображение на множество небольших участков и случайным образом меняющий их яркость в зависимости от чувствительности пленки, которую хотят симулировать.

К сожалению, таких плагинов я пока не встречал. Если вам известны такие, напишите мне, пожалуйста. Все существующие плагины базируются на размытии изображения с добавлением шума различного размера, что нередко дает вполне правдоподобный результат. Среди самых качественных можно упомянуть следующие:

  • Imagenomic Real Grain
  • Power Retouche Film Grain
  • Alien Skin Exposure
  • Digital Film Tools 55 mm (Film Lab)
  • Grain Surgery

Если вы не хотите пользоваться плагинами, то более или менее удовлетворительного результата можно добиться следующим образом: создайте новый слой, заполненный серым цветом с режимом перекрытия Overlay. Подробно этот процесс описан в части 2.2. Теперь добавим к нему шум через Filter-Noise-Add Noise, с опцией Monochromatic. Затем немного размоем этот слой через Gaussian Blur. После этого, может быть, нужно будет немного размыть и саму фотографию, поскольку имитация крупного зерна, наложенная на резкую цифровую фотографию, выглядит аляповато, особенно если резкость перед этим была увеличена и заметны характерные фильтру Unsharp Mask светлые ореолы.

Пользователи, умеющие работать со свойствами слоев, могут попробовать следующий метод: создать копию слоя и добавить к ней шум. После этого открыть свойства слоя двойным кликом на него в списке слоев и, удерживая Alt, разделить каретку темных или светлых тонов для основного слоя. Таким образом, можно уменьшить влияние симулированного шума в темных или светлых участках изображения.

Еще реалистичнее результаты будут, если вы сосканируете пленочную фотографию поверхности средней яркости и положите ее на цифровую фотографию в виде слоя с режимом перекрытия Overlay или Soft Light. Если же вы являетесь большим поклонником черно-белой фотографии с пленочным зерном, то сами догадываетесь, какой вариант будет давать самые реалистичные результаты. Совершенно верно - снимать на пленку.

Инфракрасная фотография интересует многих, но далеко не у всех есть время и желание искать подходящие фильтры, разбираться в смещении фокуса, длинных выдержках и прочих сложностях, которые с ней сопряжены. Вполне естественно появляется вопрос, нельзя ли обработать фотографию так, чтобы она была неотличима от настоящей инфракрасной. Могу сразу ответить: можно, но только очень приблизительно.

Фотография в видимом свете; имитация, сделаная с помощью Channel Mixer; с помощью плагина IR Film; настоящая инфракрасная фотография.

Все способы имитации инфракрасной фотографии пытаются использовать эффект Роберта Вуда, при котором зеленая листва становится светлее, синий цвет неба в то же время превращается в черный. Однако инфракрасному спектру нет никакого дела до цвета объектов в видимом свете, у него свои характеристики отражения, поэтому любой фотограф, занимающийся инфракрасной съемкой достаточно долго, легко заметит разницу между настоящей ИК-фотографией и подделкой. Обработанные в Photoshop фотографии «под ИК» выдают недостаточная прорисовка структуры облаков, слишком светлые тени от предметов, большой контраст на траве и листьях.

Если у вас все же есть желание сделать имитацию инфракрасной фотографии, то лучше всего взять для этого снимок, на котором есть только листва и небо. Желательно снимать с поляризационным фильтром, чтобы небо было темнее, а зелень листьев насыщеннее. Если вы снимаете в солнечную погоду, то имеет смысл сделать несколько снимков и создать из них потом HDRI, поскольку динамический диапазон в инфракрасной фотографии довольно невысок и даже в безоблачный день тени не бывают совсем черными, а структура облаков остается хорошо различимой.

Теперь воспользуемся диалогом Channel Mixer с отмеченной опцией Monochrome и значениями каналов, например, –70/200/–30. Такие параметры предлагает Channel Mixer в версии CS3 для установки Infrared. Можно попробовать изменить влияние красного канала и, соответственно, подправить значение синего, чтобы сумма была равна 100. Если зелень все еще недостаточно светлая, то можно сделать копию слоя с режимом перекрытия Soft Light и при необходимости уменьшить ее прозрачность.

Теперь можно при желании попробовать воссоздать эффект, который известен с фотографий некоторых типов пленок, например Kodak HSI. Для этого установим цвета в Photoshop на чёрный и белый и вызовем фильтр Diffuse Glow, параметры по вкусу. После этого можно сделать имитацию пленочного зерна и надеяться, что никто не заподозрит подделку.

Плагин IR Film в некоторых случаях довольно неплохо имитирует инфракрасные снимки.

Тонирование

Для монохромного тонирования черно-белых изображений есть несколько очевидных способов, которые можно применять и как корректирующие слои: Photo Filter; Hue/Saturation с отмеченной опцией Colorize; слой, заполненный одним цветом с режимом перекрытия Color.

Для тонирования в различные цвета в зависимости от степени яркости теоретически можно использовать Color Balance, но есть и гораздо более гибкие способы - Gradient Map и Curves. Для первого способа создадим корректирующий слой Gradient Map и поменяем его режим перекрытия на Color. Теперь можно изменять градиент, определяя, какой цветовой оттенок будут иметь различные участки яркости на исходной фотографии. Во втором способе используется корректирующий слой Curves, также в режиме перекрытия Color. Выбрав в диалоговом окне кривых один канал, например синий, можем определять, какие яркости будут иметь синий оттенок, а какие будут окрашены в комплиментарный ему желтый. Иногда как в первом, так и во втором случае результаты могут быть интереснее, если не менять режим перекрытия на Color, так что имеет смысл немного поэкспериментировать.

Еще один интересный способ тонирования - использование цвета исходной фотографии. Для этого на черно-белый вариант снимка положим слой с оригиналом в режиме перекрытия Color. Теперь можно немного размыть цветной слой, уменьшить его прозрачность, изменить насыщенность всего слоя или определенных цветовых оттенков.

В заключение хочу напомнить, что, как и во многих областях фотографии, работа с черно-белыми снимками в Photoshop предоставляет простор для экспериментирования. Главное - не бояться пробовать новые методы и подходы к обработке, но в то же время объективно оценивать результаты этих экспериментов.

Черно-белая фотография это не снимок действительности — такой, как она есть, но в интересном ракурсе, с авторской задумкой. Черно-белая фотография — это изображение эмоций, чувства, переживаний, вереницы мыслей

Чёрно-белая фотография — исторически первый вид фотографии. После появления цветной, а затем и цифровой фотографии, чёрно-белые снимки сохранили свою популярность. Зачастую цветные фотографии преобразуются в чёрно-белые для получения художественного эффекта.


Каждая фотография сопровождается текстом, начинающимся со слова "однажды" и местоимения "я", и в котором второе не важно настолько, насколько важно первое. Так как "все, что вы видите, появляется перед объективом камеры лишь однажды, и каждая фотография обращает это однажды в вечность". И каждый раз это "однажды" есть всегда начало чего-нибудь нового.


черно-белая радуга жизни…


Сегодня человек совершенно поглощён внешним, внутреннее для него мертво. Это последняя стадия упадка, последний шаг в тупик, — прежде подобное положение называлось „пропастью“, сейчас достаточно слова „тупик“. „Современный“ человек ищет внутреннего покоя, поскольку он оглушён внешним, и надеется найти этот покой во внутреннем молчании, из чего в нашем случае произрастает исключительная склонность к горизонтально-вертикальному. Логическим следствием этого было бы явное предпочтение чёрно-белого, попытки чего уже неоднократно предпринимались живописью. Но исключительная связь горизонтально-вертикального с чёрно-белым ещё впереди. Тогда всё погрузится во внутренне молчание и мир будут сотрясать лишь внешние звуки.

Василий Кандинский


Знать, что такое хорошая черно-белая фотография почти равносильно тому, чтобы её сделать.


Если бы я знал, как снять хорошую фотографию, я бы делал это каждый раз




«Сотая секунды здесь, сотая там — даже если вы все их совместите, они сложатся в одну, две или три секунды, вырванные из вечности».

Робер Дуано


Предубеждение многих фотографов против цветной фотографии происходит от отсутствия восприятия цвета как формы. Вы можете сказать цветом такое, что не может быть высказано чёрным и белым. Те, кто говорят, что цветная фотография вытеснит в итоге чёрно-белую, несут чепуху. Они не конкурируют. Это разные средства к разным целям.

Эдуард Уэстон

Я работал над серией «нет». Нет — изысканному свету. Нет очевидным композициям. Нет — соблазну поз и повествовательности. Все эти нет привели меня к «да». У меня белый фон, интересный человек и что-то происходящее между нами.

Ричард Аведон (1923 — 2004)


«Фотография — как жизнь. Что это означает? Я не знаю. Вы получаете впечатление, чувство. Впечатление от прогулки по улице, по парку, по жизни. Мне подозрительны те, кто говорит, что знает, что это означает».

«В хорошей фотографии должен быть элемент хорошего замысла. Всё в фотографии должно быть существенным. Это не живопись, где всё может быть совершенным. Фотография не должна быть абсолютно совершенной. Это погубило бы её».

Фотогеничность человека определяется вовсе не его красотой, а скорее наоборот, резкостью линий лица — чем больше резких изгибов на лице человека, тем оно эффектнее смотрится на фотографии, и тем лучше оно запоминается — сильнее врезается в память.



The camera sees more than the eye, so why not make use of it!

Никто не знает точно, чем очаровывают черно-белые фотографии. Именно такое складывается мнение, после анализа многочисленных попыток авторов самых разных уровней осведомленности заключить в словесные рамки ту неуловимую, тончайшую энергию, идущую от черно-белых монохромных фотографий. Никакое другое слово, как «феномен», явлению под названием черно-белое фото, не подхдит в качестве описания его материального значения. Казалось бы, обесцвеченная реальность, не должна быть выразительнее натуральной, колоризованной, однако в случае с человеческим восприятием, похоже, – все наоборот.

Черно-белые фотографии, вопреки стереотипам, не всегда драматизируют сюжет. Конечно, монохром – не самый лучший способ «развеселить» зрителя, однако когда это удается – эффект превосходит все ожидания. И это не обязательно должен быть радостный сюжет. Просто откровенный и добрый снимок в монохроме запоминается надолго, а образ, созданный лишь светом и тенью, передает эмоции наиболее глубоко.

Можно долго спорить, как это происходит, и как реагирует мозг, интерпретируя цвета, но все это будут только гипотезы. Теорем в черно-белом фото – нет, как и нет рецепта удачного снимка либо пособия типа «как написать шедевр». Неправильно называть силу черно-белого фото энергией, идущей от отпечатка. Сказать так – означает признать свою капитуляцию перед разгадкой его тайны. А, впрочем, стоит ли вообще искать ответ, может лучше попытаться задобрить эту силу трепетным и таинственным отношением к ней?

Как и любой творческий процесс, создание черно-белого фото – это своеобразная медитация. Другими словами, таинство монохрома особенно ощутимо в состоянии повышенного сознания, вызванного концентрацией на поиске, и отрешенностью от реального мира. Хотя, все это по большей части субъективно, поскольку, если бы кто-то точно знал, как создавать шедевры, то выдавал бы их пачками. У каждого фотографа свои отношения с творчеством, однако, едва ли найдется мастер, который не был бы пленен в свое время монохромом, и чьи черно-белые фотографии не занимали бы значительную часть собственных работ.

В начале ХХ века, когда цветная фотография была, лишь далекой целю производителей фототехники, черно-белые фото являлись единственным видом отражения реальности при помощи камеры. Живопись как жанр изящного искусства, почему-то всегда ревностно относилась к фотографии, хотя, и считая ее чем-то проходящим и не способным передавать реальность в полной мере. Однако тогда никто даже не догадывался, что эта цветовая ограниченность прежней светописи, в последствии окажется ее сильной стороной. Сегодня старые фотографии вызывают восторг вместо снисхождения. Мы смотрим на черно-белые фото, снятые более полувека назад, и нередко поражаемся не только оригинальной выдумке их авторов, но и богатством оттенков серого, а также высокому техническому уровню их исполнения.

Время от времени в мире художественной фотографии вспыхивает настоящий черно-белый бум. Стоит одному талантливому фотографу выставить новую монохромную серию, как она сразу же вдохновляет на творчество сотни профессионалов и любителей. Кстати, категория последних заслуживает отдельного признания. Это, снятые ими, черно-белые фотографии зачастую излучают ту неописуемую ауру монохрома, о которой говорят все и вся. Коммерция и шедевр вообще вещи несовместимые. Очень меткое слово «любитель» отражает саму суть увлечения человека. Он снимает потому, что любит снимать, и этим все сказано. Когда относишься к делу с любовью, рано или поздно эта любовь примет реальные очертания.

Сегодня существует множество техник съемки цифрового черно-белого фото. Среди них есть сложные и не очень, причем сказанное относится больше к постобработке, нежели к самому процессу фотографирования. В светописи не существует строгих правил, но есть методики, используя которые, можно влиять на результат, получая, именно то, чего хочешь.

Большинство методов постобработки связаны с обесцвечиванием снимка с минимальным потерями тональной информации, а также регулировкой контрастности, выделением фактуры отдельных элементов и многими другими специфическими операциями.

Одним из простых способов качественно удалить цветовую составляющую снимка является использование функции Channel Mixer программы Photoshop. Регулируя цветовые каналы, добиваются подчеркивания или смягчения селективов, объединенных общими оттенками.

Есть и еще более простые способы обесцветить и состарить фотографию, например, используя плагин Old Movie от VanDerLee. Этот фильтр позволяет экспериментировать с градиентом, выбирать оттенок монохрома, а также добавлять зернистость, и различные помехи и загрязнения в виде хаотических пятен сажи, жира, дефектов ручной печати, создавая эффекты похожие на ретро фотографию.

В Photoshop существует много способов для конвертирования цветного изображения в черно-белое.

Сейчас мы покажем 4 самых популярных способа.

Откройте свою фотографию в Фотошопе.

Начнем с того, что познакомим вас с двумя самыми простыми способами превращения в черно-белое изображение.

1 - функция Градации серого (Grayscale)

2 - функция Обесцветить (Desaturation)

Не спорим, это самые простые способы, но качество при этом получается не лучшим. Здесь контрастность очень низкая, изображение получается слегка мутным.

Покажем на примере:

1. Градации серого

Изображение - Режим - Градации серого (Image - Mode - Grayscale)

Очень просто, правда?

2. Обесцветить

Изображение - Коррекция - Обесцветить (Image - Adjustments - Desaturate)

Быстро и легко - но контрастность изображения очень низкая, изображение выглядит тусклым и плоским. Совсем не то, к чему мы стремимся. Что нам особо нравится в качественной ч-б фотографии - так это глубина и высокая контрастность. Хорошо - пришло время познакомить вас с более серьезными методами!

3. Корректирующий слой цветовой тон/насыщенность

Метод, о котором собираемся вам поведать, заключается в использовании нескольких корректирующих слоев Цветовой тон/насыщенность . Это означает, что вы можете в любой момент вернуть первоначальный вид. Плюс ко всему вы НЕ изменяете оригинальное изображение. Теперь перейдите в меню Слои - Новый корректирующий слой - Цветовой тон/насыщенность (Layers - New Adjustment layer - Hue/Saturation).

Все свойства слоя оставьте без изменения. Поменяйте режим смешивания слоев с Обычные (Normal) на Цветность (Color).

Затем добавьте еще один корректирующий слой Цветовой тон/насыщенность (Hue/Saturation) - но на этот раз в свойствах слоя передвиньте ползунок Насыщенность (Saturation) до значения -100.

Итак, приготовьтесь... Так изображение выглядит сейчас:

Теперь начинается самое интересное! Дважды щелкните по первому корректирующему слою, который вы делали, или просто откройте свойства. А теперь ползунок Цветовой тон (Hue) переместите в такое положение, пока вас не устроит полученный эффект. Вы также можете еще поработать с Насыщенностью (Saturation ) .

Эти настройки мы использовали, чтобы получить изображение, которое вы видите ниже. Теперь он смотрится намного лучше, хотя все равно кажется, что чего-то не хватает...

Теперь этому ново-созданному слою измените режим смешивания с Цветность (Color) на Перекрытие (Overlay), и немного уменьшите Непрозрачность (Opacity), в нашем случае до 65%.

Вот что получилось теперь. Контрастность заметно увеличилась. Ни одна деталь не потеряна, что придает глубину изображению.

Заметим, что каждое изображение требует индивидуального подхода. Что подошло этому изображению может не понравится вашему. Так что не бойтесь экспериментировать с настройками, слоями и режимами самостоятельно:)

4. Микширование каналов

Последний способ, о котором вы узнаете из этого урока — это использование корректирующего слоя Микширование каналов (Channel Mixer). При активном оригинальном изображении перейдите в меню Слои - Новый корректирующий слой - Микширование каналов (Layers - New Adjustment Layer - Channel mixer).

Когда появится такое окошко, поставьте галочку около функции Монохромный (Monochrome).

А теперь подберите оттенки черно-белого просто передвигая ползунки, которые соответствуют красному (red), зеленому (green), и синему (blue) цветам изображения. Важно: постарайтесь, чтобы суммарное количество значений было около 100, чтобы избежать размытых участков на вашем изображении. Мы установили красный и зеленый каналы на 0, а синий на 100. Это придает коже интенсивные черно-белые оттенки.

Заключительный этап: дублируйте корректирующий слой. Затем измените режим смешивания с Обычные (Normal) на Перекрытие (Overlay) и уменьшите Непрозрачность (Opacity), например для этого изображения получилось 44% - но часто бывает нужно опускать до 20-30%. Вот посмотрите - внизу находится результат наших трудов.

Очень атмосферное изображение получилось. Ждем ваших впечатлений. Надеемся, вам эта статья дала много полезной информации.

До встречи в новом уроке!