Фнс разъяснила, как должны именоваться публичные и непубличные ао. Фирменное наименование коммерческого юридического лица

Основные правила о фирменном наименовании (фирме) и месте нахождения акционерного общества установлены в ст. 4 Закона об АО. Данная статья воспроизводит основные положения, содержащиеся в ст. 54 ГК РФ о фирменном наименовании и месте нахождения коммерческой организации, конкретизируя их и вводя новые правила. Следует отметить, что право на фирменное наименование регулируется и специальным актом - Положением о фирме, утвержденным постановлением ЦИК и СНК СССР от 22.06.1927 г. *(79) , которое может применяться в части, не противоречащей современному гражданскому законодательству Российской Федерации.

Акционерное общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (см. первый абзац п. 1 ст. 4 Закона об АО).

Обратим внимание, что в данном пункте установлены обязанность общества иметь полное фирменное наименование и его право иметь сокращенное фирменное наименование. Под фирменным наименованием понимается наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, служащее индивидуализации этой организации в правоотношениях, субъектом которых она является.

Полное и, если имеется, сокращенное фирменное наименование акционерного общества в обязательном порядке должны быть зафиксированы на русском языке в уставе общества (см. ст. 11 Закона об АО), а полное фирменное наименование - также в круглой печати общества (см. п. 7 ст. 2 Закона об АО). Фирменное наименование акционерного общества должно содержаться также в штампах и на бланках соответствующего общества, если указанные средства индивидуализации у него имеются (см. п. 7 ст. 2 Закона об АО). Помимо обозначения фирменного наименования на русском языке, которое является обязательным, общество вправе указывать его также на одном или нескольких языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Во втором абзаце п. 1 ст. 3 Закона об АО установлены обязательные требования к содержанию полного и сокращенного фирменного наименования акционерного общества: полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на тип общества (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "закрытое акционерное общество" или "открытое акционерное общество" либо аббревиатуру "ЗАО" или "ОАО".

Акционерное общество вправе использовать любое фирменное наименование, не повторяющее полностью существующие наименования юридических лиц. Сведения о наименованиях юридических лиц, зарегистрированных в том или ином регионе, можно получить в соответствующем органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц. Фирменное наименование общества не должно также содержать слов и словосочетаний, на использование которых данное акционерное общество не имеет права (например, нельзя включить словосочетание "страховая компания" в фирменное наименование организации, учредительные документы которой не отвечают требованиям, предъявляемым к учредительным документам такого типа организаций).

При этом в полное наименование общества обязательно должны быть включены слова "закрытое акционерное общество" или "открытое акционерное общество" (в зависимости от типа общества), а в сокращенное - указанные слова либо аббревиатуры - соответственно "ЗАО" или "ОАО". Полное фирменное наименование общества может выглядеть, например, следующим образом: "Закрытое акционерное общество "Завод строительных конструкций". Сокращенное фирменное наименование в этом случае можно обозначить, например, как "ЗАО "ЗСК" или "Закрытое акционерное общество "ЗСК".

В соответствии с третьим абзацем п. 1 ст. 4 Закона об АО фирменное наименование акционерного общества на русском языке не может содержать иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Приведенная норма в качестве общего правила устанавливает императивный запрет на использование в фирменном наименовании акционерного общества иных терминов и аббревиатур, отражающих его организационно-правовую форму, в т.ч. на иностранных языках, что является вполне обоснованным. Дело в том, что в отечественной практике в силу непродуманного подражания фирменным наименованиям зарубежных корпораций, иногда используются наименования типа "Закрытое акционерное общество "Юпитер" J.S.C." или "Закрытое акционерное общество "Юпитер" Ltd." и т.п. Названия первого типа тавтологичны, второго - содержат указания на разные организационно-правовые формы юридических лиц.

Фирменное наименование подлежит регистрации одновременно с государственной регистрацией акционерного общества, и в Единый государственный реестр юридических лиц, наряду с другими сведениями об обществе включаются сведения о его фирменном наименовании. После этого в соответствии со ст. 138 ГК РФ обществу принадлежит исключительное право на фирменное наименование, составляющее элемент его интеллектуальной собственности. Использование третьими лицами данного средства индивидуализации, являющегося объектом исключительных прав, возможно только с согласия правообладателя. Неправомерное использование чужого зарегистрированного фирменного наименования влечет обязанность нарушителя по требованию обладателя права прекратить его использование и возместить причиненные убытки (п. 4 ст. 54 ГК РФ).

Ни ГК РФ, ни Закон об АО не содержат специальной нормы о допустимости или недопустимости отчуждения права на фирменное наименование. В законодательстве других стран можно найти более четкий ответ на вопрос об отчуждаемости права на фирменное наименование. Так, в ст. 34 Торгового кодекса Республики Польша недвусмысленно записано: "Фирма не может быть отчуждена отдельно от предприятия". Аналогичное правило содержится в § 23 Германского торгового уложения. С позиции некоторых российских цивилистов, в отечественном гражданском обороте отчуждение фирменного наименования тоже недопустимо *(80) .

Однако целесообразно иметь в виду, что право на фирменное наименование, наряду с другими видами имущества входит в состав предприятия как имущественного комплекса, а предприятие в целом или его часть могут быть объектом сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав (п. 2 ст. 132 ГК РФ). По мнению некоторых авторов, включение в состав предприятия права на фирменное наименование - юридическая "неточность", поскольку в современном российском праве оно является средством индивидуализации не предприятия, а его собственника - коммерческой организации *(81) .

С одной стороны, фирменное наименование действительно является средством индивидуализации коммерческого юридического лица в гражданском обороте (п. 4 ст. 54 ГК РФ). С другой стороны, в соответствии с п. 2 ст. 132 ГК РФ фирменное наименование индивидуализирует предприятие как имущественный комплекс и является его элементом. Таким образом, в современном законодательстве используется одно понятие для определения разных явлений. Поэтому для практического правоприменения представляется верным следующий вывод: с учетом специфики правовой природы собственного наименования предприятия его передача или непередача должны оговариваться самостоятельным пунктом в заключаемом по поводу предприятия договоре. В то же время самостоятельное участие в гражданском обороте собственного наименования предприятия невозможно. Отчуждение права на собственное наименование предприятия всегда должно сопровождаться передачей предприятия (в целом или его части) *(82) .

Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 4 Закона об АО).

Напомним, что с 01.07.2002 г. вступил в силу ФЗ от 21.03.2002 г. "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" *(83) , которым внесены изменения, в частности, в ГК РФ и законы об отдельных видах юридических лиц. Измененная редакция п. 2 ст. 4 Закона об АО не допускает существовавшей прежде возможности установить в учредительных документах акционерного общества, что местом его нахождения является не место государственной регистрации общества, а место постоянного нахождения его органов управления или основное место деятельности общества. Это связано с унификацией норм гражданского законодательства. Аналогичным образом сформулирован и п. 2 ст. 54 ГК РФ, согласно которому место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Указанные правовые нормы являются императивными.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 8 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Место нахождения акционерного общества имеет значение для осуществления его прав и обязанностей в сфере гражданского, административного, трудового и ряда других отраслей права, гражданского и арбитражного процесса. Например, ст. 316 ГК РФ связывает место исполнения денежного обязательства с местом нахождения юридического лица - кредитора в момент возникновения обязательства; согласно общему правилу ст. 35 АПК РФ иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения ответчика.

Лидия Петухова , Nic ,

Электронный журнал ЮРИСТ КОМПАНИИ
автор статьи Андрей Анатольевич Глушецкий,
д. э. н., профессор Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ, генеральный директор Центра корпоративных стратегий

Специальные требования к публичным обществам
В отношении публичных обществ законодательство устанавливает специальные императивные требования . Пока действующий Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – закон № 208-ФЗ ) не оперирует понятиями публичных и непубличных обществ, мы можем говорить лишь о требованиях Гражданского кодекса и требованиях законодательства о рынке ценных бумаг к эмитентам акций, обращающихся публично. В будущем к ним добавятся специальные требования закона об акционерных обществах (п. 7 ст. 97 ГК РФ ). Кроме того, поскольку предполагается, что публичные акционерные общества являются участниками биржевого оборота ценных бумаг, нужно учитывать, что биржи могут устанавливать для них свои дополнительные требования. В частности, биржи обычно требуют обязательного наличия комитетов и независимых членов в коллегиальном органе управления общества (наблюдательном или ином совете).

Публичное акционерное общество обязано представить для внесения в ЕГРЮЛ сведения о своем фирменном наименовании , которое должно содержать указание на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ ). Однако, согласно переходным положениям, акционерные общества, созданные до 1 сентября и отвечающие признакам публичных обществ, признаются публичными вне зависимости от того, присутствует ли в их фирменном наименовании указание на публичность (п. 11 ст. 3 Федерального закона от 05.05.14 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса <…>», далее – закон № 99-ФЗ ).
Императивные требования к публичным обществам
Чего касаются требования

Размер уставного капитала

Минимальный размер уставного капитала публичного общества устанавливается законом, определяющим особенности правового положения таких обществ. В настоящее время такого закона пока нет (в закон № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» изменения тоже не внесены, а переходные положения о вступлении в силу новой редакции ГК РФ не содержат правила о том, что положения закона № 208-ФЗ об открытых акционерных обществах автоматически применяются к публичным обществам)

Размещение и оборот акций

Право размещать путем открытой подписки акции акционерное общество получает со дня включения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о своем фирменном наименовании, которое содержит указание на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ ). То есть сначала необходимо зафиксировать статус публичной корпорации (в уставе общества и ЕГРЮЛ), привести внутрикорпоративные отношения в соответствие с требованиями биржи и только после этого можно приступать к эмиссии по публичному размещению ценных бумаг или выводить их на публичное обращение. Публичное акционерное общество не вправе размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций (п. 1 ст. 102 ГК РФ )

Повышенная транспарентность

Публичное общество обязательно регистрирует проспект публично размещаемых и (или) публично обращающихся ценных бумаг и в дальнейшем в обязательном порядке раскрывает определенную информацию (п. 6 ст. 97 , п. 4 ст. 67.2 ГК РФ, п. 2 ст. 27.6 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» )

Компетенция органов общества

В публичном акционерном обществе обязательно образуются коллегиальный орган управления (п. 3 ст. 97 ГК РФ ) и ревизионная комиссия (право отказаться от создания ревизионной комиссии или создавать ее исключительно в случаях, предусмотренных уставом, предоставлено только непубличным обществам – подп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). Кроме того, устав публичного общества не может относить к компетенции общего собрания акционеров те вопросы, которые не относятся к компетенции данного органа в соответствии с ГК РФ или законом об акционерных обществах (право наделить общее собрание дополнительной компетенцией предоставлено только непубличным обществам – подп. 8 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ)

Порядок формирования наблюдательного совета

Минимальное количество членов коллегиального органа – пять. Порядок образования этого коллегиального органа управления устанавливают закон об акционерных обществах и устав (п. 3 ст. 97 ГК РФ ). В данном случае имеется в виду применение кумулятивного голосования при избрании членов коллегиального органа

Запрет на установление в уставе ограничений концентрации корпоративного контроля акционеров

В публичном акционерном обществе нельзя ограничить количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарную номинальную стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 5 ст. 97 ГК РФ )

Запрет на установление в уставе механизмов контроля персонального состава участников общества

Устав публичного акционерного общества не может предусматривать необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, прямо предусмотренных законом об акционерных обществах

АО: новое правовое положение (Столяров Д.А.)

Дата размещения статьи: 15.12.2014

С 01.09.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ, которым внесены существенные изменения в гл. 4 "Юридические лица" части первой ГК РФ. В частности, теперь акционерные общества делятся на публичные и непубличные общества (деление АО на закрытые и открытые упразднено). Иными словами, организационно-правовая форма "акционерное общество" сохраняется, но изменяются типы таких хозяйственных обществ. Выясним, чем публичное АО отличается от непубличного. Какие действия должно предпринять АО в связи с произошедшими изменениями?

Деление АО на типы: новые понятия

По новым правилам АО делятся на два типа: публичные и непубличные. В силу п. 1 ст. 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции и ценные бумаги (конвертируемые в его акции) которого публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. (Напомним: правом проведения открытой подписки на выпускаемые акции обладали открытые АО, осуществление открытой подписки закрытым обществом запрещено.)
Следовательно, к признакам публичного АО относится публичное размещение либо публичное обращение акций или ценных бумаг, конвертируемых в акции, данного общества. Причем не важно, представляют ли эти признаки события, срок течения которых ограничен (публичное размещение) либо может прекратиться по различным основаниям (публичное обращение).
Кроме того, правила о публичных обществах применяются к АО, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным. Таким образом, публичным может стать и общество, не отвечающее соответствующим признакам.

Фирменное наименование АО

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, обязательно должно иметь фирменное наименование, которое фиксируется в учредительном документе (в АО это устав) и ЕГРЮЛ (п. п. 4, 5 ст. 54 ГК РФ). Если АО отвечает признакам публичного общества, его фирменное наименование непременно должно содержать указание на то, что общество является публичным. Непубличное общество становится (по своему усмотрению) публичным со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании, содержащем указание на то, что общество следует считать публичным.
ФНС добавила: полное фирменное наименование публичного АО на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "публичное акционерное общество", сокращенное - полное или сокращенное наименование общества и слова "публичное акционерное общество" или "ПАО". Фирменное наименование непубличного АО на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "акционерное общество", сокращенное - полное или сокращенное наименование общества и слова "акционерное общество" или "АО" (Письмо от 04.09.2014 N СА-4-14/17740@).
Важно учитывать, что АО приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться, со дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ).
Еще один момент: приобретение непубличным АО статуса публичного общества влечет недействительность положений устава и внутренних документов общества, противоречащих правилам о публичном акционерном обществе.

Управление АО

Акционерное общество по новым правилам считается корпорацией (корпоративным юридическим лицом) (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Высшим органом корпорации является общее собрание ее участников. Таким образом, как и прежде, общее собрание акционеров АО выступает в качестве высшего органа управления общества.
Для руководства текущей деятельностью в корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). В то же время уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа:
- нескольким лицам, действующим совместно;
- образованию нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга.
Данный подход следует из общей нормы (абз. 3 п. 1 ст. 53 ГК РФ): учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом должны быть включены в ЕГРЮЛ.
Наряду с единоличным исполнительным органом в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации может быть образован коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет). Названный орган контролирует деятельность исполнительных органов корпорации и выполняет иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ). Гражданским кодексом установлено, что коллегиальный орган управления (правление, дирекция) в обязательном порядке должен быть образован в публичном АО, причем число его членов не может быть менее пяти (п. 3 ст. 97).

Удостоверение решения общего собрания акционеров

В силу п. 3 ст. 67.1 ГК РФ факт принятия решения общим собранием участников АО и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров и выполняющим функции счетной комиссии. В связи с этим факты принятия решений и состав акционеров, принявших участие в общем собрании, подтверждаются лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров АО, путем выполнения им обязанностей счетной комиссии, установленных п. 4 ст. 56 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". К обязанностям счетной комиссии относятся:
- проверка полномочий и регистрация лиц, участвующих в общем собрании акционеров;
- определение кворума общего собрания акционеров;
- разъяснение вопросов, возникающих в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса на общем собрании;
- разъяснение порядка голосования по вопросам, выносимым на голосование;
- обеспечение установленного порядка голосования и права акционеров на участие в голосовании;
- подсчет голосов и подведение итогов голосования;
- составление протокола об итогах голосования;
- передача в архив бюллетеней для голосования.
В непубличном АО принятое решение и состав участников могут подтверждаться путем нотариального удостоверения.
Еще один важный момент: согласно п. 4 ст. 97 ГК РФ обязанности по ведению реестра акционеров публичного АО и исполнение функций счетной комиссии должна осуществлять независимая организация, имеющая предусмотренную законом лицензию.

Переходный период

Пунктом 3 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ предусмотрено, что положения Гражданского кодекса в новой редакции подлежат применению к правоотношениям, возникшим после 01.09.2014. Касательно правоотношений, возникших до указанной даты, обновленные положения ГК РФ применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после названной даты, если иное не предусмотрено обозначенной статьей.

Какие АО становятся публичными по умолчанию?

На основании п. 11 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ АО, созданные до 01.09.2014 и отвечающие признакам публичных акционерных обществ, признаются публичными, причем вне зависимости от наличия в их фирменном наименовании указания на то, что общество является публичным. В связи с этим такие общества обладают правом публичного размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, хотя в их наименовании может отсутствовать указание на то, что общество является публичным. Но в целях информирования инвесторов и иных заинтересованных лиц Банк России рекомендовал АО, отвечающим признакам публичных АО, ценные бумаги которых находятся в процессе размещения, раскрывать информацию о соответствии компании признакам публичных обществ (п. 3 Письма от 18.08.2014 N 06-52/6680).

Изменение наименования общества

Учредительные документы (устав) и наименования АО, созданных до 01.09.2014, нужно привести в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ в новой редакции при первом изменении учредительных документов. Это требование п. 7 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ. Банк России прокомментировал, как нужно исполнять обозначенное требование. Внесение изменений и дополнений в устав АО или утверждение устава в новой редакции осуществляется по решению общего собрания акционеров. Однако в определенных случаях решения общего собрания акционеров не требуется (см. ст. 12 Федерального закона N 208-ФЗ). Так, внесение в устав АО изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества. Банк России считает, что приведение устава АО в соответствие с обновленными нормами ГК РФ должно производиться только в случае изменения устава на основании решения общего собрания акционеров. Поэтому, если в устав вносятся изменения не на основании данного решения, одновременного приведения устава в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ не требуется (п. 6 Письма N 06-52/6680). Кстати, само по себе преобразование АО одного типа в акционерное общество другого типа осуществляется также по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) и государственной регистрацией их в установленном порядке (п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19).
До тех пор пока устав АО не будет приведен в соответствие с обновленными нормами ГК РФ, его положения действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Изменение правоустанавливающих документов

В п. 7 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ добавлено, что изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с новыми нормами Гражданского кодекса не влечет возникновения необходимости внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Не нужна и перерегистрация юридических лиц, созданных до 01.09.2014. Следовательно, все выданные АО до 01.09.2014 правоустанавливающие, правоудостоверяющие, правопрекращающие и иные документы сохраняют свою юридическую силу, поэтому их замена в обязательном порядке не требуется. В частности, сказанное касается лицензий и иных разрешительных документов, выдаваемых Росприроднадзором и его территориальными органами (Письмо Росприроднадзора от 14.10.2014 N АА-03-04-36/16011).
В то же время юридические лица не лишены права обратиться в соответствующий орган за внесением изменений в выданные ранее документы (если соответствующим нормативным документом регламентирована процедура выдачи документа взамен ранее выданного). К примеру, законодательством о налогах и сборах не предусмотрен порядок замены уведомлений о постановке на учет в налоговых органах, и при приведении наименования АО в соответствие с гл. 4 ГК РФ замена указанных уведомлений по основаниям, предусмотренным НК РФ, не нужна (Письмо ФНС России от 16.09.2014 N СА-4-14/18715).

Применение Федерального закона N 208-ФЗ

Понятно, что названный Закон должен быть приведен в соответствие с положениями ГК РФ (в ред. Федерального закона N 99-ФЗ). Проект соответствующего федерального закона подготовлен Минэкономразвития, но даже еще не внесен в ГД ФС РФ. Поэтому АО должны аккуратно применять нормы Федерального закона N 208-ФЗ (постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса). В самом Законе уже зафиксировано: положения Федерального закона N 208-ФЗ применяются к публичным АО в части, не противоречащей Гражданскому кодексу (п. 1.1 ст. 1, введенный Федеральным законом от 21.07.2014 N 218-ФЗ).
Конкретный пример необходимой аккуратности - положения п. 2 ст. 34 Федерального закона N 208-ФЗ в части формы оплаты акций.

Норма Федерального закона N 208-ФЗ

Норма Гражданского кодекса

Оплата акций, распределяемых среди учредителей общества при его учреждении, дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку (п. 2 ст. 34)

Вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть денежные средства, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации. Таким вкладом могут быть и подлежащие денежной оценке исключительные, иные интеллектуальные права и права по лицензионным договорам, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 66.1)

С 01.09.2014 оплата акций, размещенных АО, может осуществляться только:

Денежными средствами;

Вещами (включая документарные ценные бумаги);

Долями (акциями) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ;

Государственными и муниципальными облигациями;

Исключительными и иными интеллектуальными правами;

Правами по лицензионным договорам

Еще один важный момент. В п. 9 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ особо подчеркнуто: с 01.09.2014 к ЗАО также применяются нормы гл. 4 ГК РФ (в новой редакции) об акционерных обществах. В то же время впредь до первого изменения устава данного общества к нему применяются положения Федерального закона N 208-ФЗ о ЗАО.

На основании вступивших в силу с 01.09.2014 изменений, внесенных в Гражданский кодекс, правовое положение акционерных обществ существенно изменилось. В связи с этим, пока Федеральный закон N 208-ФЗ не приведен в соответствие с обновленной гл. 4 ГК РФ, его положения применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу. Одно из главных изменений связано с тем, что АО теперь делятся на публичные и непубличные хозяйственные общества (деление по типам на закрытые и открытые общества упразднено). К публичным АО относятся компании, акции и ценные бумаги (конвертируемые в их акции) которых публично размещаются или публично обращаются. Созданные до 01.09.2014 акционерные общества, отвечающие этим признакам, по умолчанию считаются публичными АО (по общему правилу фирменное наименование такого общества должно содержать указание на то, что общество является публичным). Общество, по всем признакам относящееся к непубличным, может стать публичным, если указание на это будет зафиксировано в его фирменном наименовании. Устав обществ, созданных до 01.09.2014, и их фирменные наименования должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями, что нужно сделать при первом изменении устава, осуществляемом на основании решения общего собрания акционеров.