Как проходит процесс адаптации новых сотрудников. Успешность профессиональной адаптации молодого специалиста

Работодатели ввели понятие испытательного срока и тем самым перенесли на новичка всю ответственность за его внедрение в компанию. Но ведь знакомство – это процесс обоюдный. Екатерина Крайнова расскажет о планировании процесса адаптации.

Вспомните, как каждый из нас, начиная свою трудовую деятельность, связывал с этим событием массу ожиданий и надежд: новый коллектив, новый функционал, новые правила. А какие перспективы вырисовывались впереди... Возможно, у кого-то и был до этого короткий опыт случайных и разовых подработок, но постоянная работа по специальности, согласитесь, это совсем другое. И у молодого специалиста, как правило, нет негативного опыта - он открыт к решению практически любых задач. У него все еще впереди! На этом этапе важно сформировать у него правильное понимание и представление о трудовой деятельности и не отбить интерес к профессии и работе.

Многие руководители предпочли бы взять на работу опытного сотрудника, но и у приема на работу молодого специалиста есть преимущества. Как раз есть пример из собственного опыта, подтверждающий выгоду в приеме на работу молодых специалистов. В период кризиса 2008-2010 годов я работала руководителем продаж в страховой компании. В моем подчинении было порядка тридцати обособленных подразделений (агентств), расположенных в Московской области. В лидерах по продажам всегда были два агентства с равнозначными доходами. Отличались они лишь составом отдела продаж (страховые агенты): в первом работало 10 агентов ― молодые специалисты без опыта работы, а во втором ― тот же объем продаж осуществляли три опытных сотрудника. В кризисный период второму агентству, к сожалению, не удалось удержаться на рынке по причине ухода всего отдела продаж в количестве трех человек к фирме-конкуренту, которая на тот период была наиболее стабильной. Первое же агентство также потеряло часть сотрудников в своих рядах, но смогло сохранить объем продаж за счет оставшегося персонала, который оказался более лояльным к компании. А как сформировать эту лояльность? Правильно внедрить сотрудника в компанию, шаг за шагом научить любить ее. Рассмотрим, из каких же составных частей должен состоять этот процесс.

Как театр начинается с вешалки, так и вход в компанию начинается с планирования процесса адаптации. От того, насколько ожидания молодого сотрудника оправдаются, зависит его мотивация и как следствие - его эффективность в дальнейшей работе. Поэтому очень важно не только на этапе подбора правильно понять и попасть в его ожидания, но и оправдывать их на протяжении всего адаптационного периода. Главное, чтобы специалист отдела подбора персонала не просто сверял кандидата с профилем необходимой вакансии, а еще и понимал специфику подбора таких специалистов и дальнейшую перспективу работы с ними.

С чего начать планирование процесса адаптации?

1. Сроки адаптационного периода для разных должностей и для различных отраслей должны быть разные. В стандартной структуре работы принят трехмесячный так называемый испытательный срок. Действительно, мы как-то забываем про понятие адаптации (гуманное внедрение сотрудника в компанию и нашу миссию в этом процессе) и заменяем его на понятие «испытательный срок», то есть всю ответственность за то, задержится ли сотрудник в компании, перекладываем на него. Согласитесь, выражение «испытательный срок» звучит как отбытие наказания! Иногда, даже после года работы в компании молодой человек чувствует себя новичком. Поэтому выбор сроков адаптации должен зависеть от различных факторов: списка поставленных задач, сроков их реализации, личностных особенностей, специфики работы и т.д.

2. Каждому молодому специалисту нужен опытный наставник , который проведет «экскурсию» по компании. Этот человек как «призма», через которую специалист смотрит на компанию, понимает свое место и специфику работы, принимает различные правила... Часто бывает, что подход к системе наставничества в компаниях очень формальный. Выбрали опытного сотрудника и поручили ему обучать и наставлять новичка, а он «и усом не ведет», считая невыгодным растить себе конкурента.

Процесс наставничества будет эффективен тогда, когда в нем будут заинтересованы все стороны (компания, наставник, молодой специалист), преследуя одну общую цель - повышение эффективности работы всей компании, понимать и принимать это, видеть в процессе наставничества ценность совместной работы.

У наставника должен быть ряд инструментов:

- адаптационный лист молодого специалиста - это так называемый «дневник», в котором необходимо планировать мероприятия, ставить задачи, контролировать их выполнение;
- книга новичка - это «краткая вводная» в компанию, сбор основных сведений, правил.

Вспоминаю свой первый рабочий день, когда мне «выкатили» два ящика действующих инструкций, которые нереально было прочитать и за неделю. И когда я уже к концу дня «посинела» от чтения, руководитель сжалился, вынул оттуда штуки четыре и протянул мне. «А остальные, в общем-то, к нам и не относятся...» ― сказал он.

Сейчас многие компании называют подобные книги «сборником золотых правил», «корпоративным этикетом». Важно помнить, что информацию нужно давать дозированно и в определенной приоритетности для правильного восприятия всего, что нужно усвоить. Внутренний сайт компании, конечно, можно и нужно использовать как ресурс для подобной информации. Сюда же я бы добавила подпункт «Понятность и доступность процедур и регламентов» ― маршрутизатор, где и какую инструкцию я смогу получить.

3. На этапе «совместного» знакомства молодого специалиста с компанией, и наоборот, важно оперативное получение нужной информации для работы . А это для новичка всегда задача не из легких. Во время анкетирования на вопрос «Что для вас представляло наибольшую трудность в работе в течение первого года?» практически 80% молодых специалистов отвечали: «Трудности в получении нужной информации». Не налажены связи, нет авторитета, элементарное незнание, к кому и по какому вопросу обратиться, страх показаться некомпетентным, негативный опыт предыдущих отказов. Все эти трудности первого года работы связаны именно с вопросами получения информации и опыта решения того или иного вопроса.

4. Понимание своего места в компании, своего карьерного роста : куда я пришел; что я должен делать, чтобы перейти на другой уровень; какая есть карьерная лестница. Отличный пример для мотивации молодого специалиста на развитие в компании – это руководители, которые уже сделали карьеру. Включите такие примеры в книгу новичка или в «истории успеха» на сайте. Реальные примеры всегда более действенны, чем виртуальная карьерная лестница, по которой непонятно как двигаться.

Поделюсь историей моей знакомой. В первый день работы в качестве молодого специалиста в консалтинговой компании в отделе продаж она узнала, что здесь принято первый месяц ходить на обед с наставником. Проходя мимо автостоянки, наставник показал рукой на крутое спортивное авто и сказал, что на этом «Ягуаре» ездит ведущий продавец, успешно работающий в компании. Она, конечно, вдохновилась таким примером ― реальная история успеха реального сотрудника, которую она сможет (если захочет) повторить!

5. Сравнение того, что чаялось и сбылось! Это можно понять через инструменты наставничества - адаптационный лист, по которому видна вся последовательность процесса, и через регулярные беседы с молодым специалистом о процессе его адаптации и освоении им новых горизонтов своей профессии.

Из исследований удовлетворенности сотрудников в различных компаниях известно, что мотивация молодых специалистов всегда значительно выше мотивации сотрудников, которые пришли в компанию уже с багажом опыта. Используйте ресурс молодых специалистов. Поверьте, эти вложения всегда окупаются!

Профессиональная адаптация молодых сотрудников
уголовно-исполнительной системы

Professional adaptation of young employees the penal system

Аннотация: процесс профессиональной адаптации молодых сотрудников Уголовно-исполнительной системы длительный и трудный. Кадровая служба уголовно-исполнительной системы сталкивается с проблемой увольнения молодых сотрудников на первом году службы. Для решения этой проблемы необходимы, во-первых, качественный отбор кандидатов, во-вторых, совершенствование психологического и воспитательного сопровождения вновь принятых сотрудников.

Abstract: the process of professional adaptation of young employees of the Penitentiary system is long and difficult. The personnel service of the penitentiary system faces the problem of dismissal of young employees in the first year of service. To solve this problem, it is necessary, first, the qualitative selection of candidates, and secondly, the improvement of psychological and educational support for newly hired employees.

Ключевые слова: молодые сотрудники, помощь молодому сотруднику, принцип индивидуального подхода, профессиональная адаптация, психологическая подготовка и поддержка.

Keywords: young employees, assistance to a young employee, the principle of individual approach, professional adaptation, psychological training and support.

Служба в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС) относится к наиболее сложным видам профессиональной деятельности. Имеются неблагоприятные факторы, которые сопровождают деятельность работников пенитенциарной системы. Мощным фактором является чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение, стрессовые ситуации, связанные с постоянным контактом с криминогенным контингентом. Вторым и не менее значимым фактором является физическая тяжесть труда (ненормированный рабочий день, нарушения режима сна-отдыха, большое количество обязанностей, изолированность). В связи с этим к молодому сотруднику предъявляются высокие требования, которые определяют успешность его деятельности в данных условиях. Становление специалистов в этих условиях - процесс длительный и трудный и зависит от профессиональных качеств сотрудника, от физической подготовки, от способности быстро адаптироваться к служебной деятельности. Все перечисленное требует совершенствования подходов к проблемам обучения, воспитания молодого сотрудника, формирования его профессионально значимых гражданских и личностных качеств.

Кадровая служба УИС ежегодно сталкивается с проблемой увольнения молодых сотрудников на первом году службы, в том числе и выпускников высших образовательных учреждений ФСИН России. Согласно ведомственной статистике, увольняющиеся молодые сотрудники составляют около 10% от общего количества увольняющихся из УИС ежегодно. В связи с этим необходимо акцентировать внимание на совершенствовании психологического и воспитательного сопровождения вновь принятых сотрудников.

Профессиональная адаптация молодого сотрудника УИС представляет собой социально-психологический процесс включения его в коллектив сотрудников учреждения ФСИН России, приспособления и привыкания к характеру и условиям труда в УИС, приобретения и закрепления интереса к работе, овладения начальными основополагающими профессиональными знаниями и умениями, накопления трудового опыта, формирования необходимых профессиональных качеств сотрудника пенитенциарного учреждения, налаживания деловых и личностных контактов с коллективом.

Степень профессиональной адаптации молодого сотрудника, закончившего ведомственное образовательное учреждение, отличается от уровня профессиональной адаптации сотрудника, имеющего образование, полученное в гражданском учебном заведении. Особенности и отличия обусловлены тем, что у выпускников ведомственных образовательных учреждений первый этап адаптации начинается еще во время обучения. Курсанты в основном сделали осознанный выбор своей профессии. При прохождении учебной практики и стажировки, они получают представление об особенностях практической деятельности учреждений УИС. С началом трудовой деятельности начинается второй этап производственной адаптации, успех которой зависит от степени соответствия полученных в учебном заведении знаний, умений и навыков требованиям непосредственной практической деятельности. А сотрудник, который пришел на службу из гражданского учебного заведения, пройдя короткий курс первоначальной подготовки в учебных центрах УИС, свой опыт начинает сразу со второго этапа адаптации. Продолжительность данного этапа зависит от процесса включения молодого сотрудника в коллектив учреждения, в приобретении и закреплении интереса к работе, а также от личностных качеств человека. На этом этапе сотрудник должен быть окружен вниманием со стороны коллег своего коллектива, психологической службы, отдела по работе с личным составом.

Наиболее эффективной формой оказания помощи молодым сотрудникам в период адаптации является наставничество. При этом очень важно, чтобы наставник был назначен из числа наиболее подготовленных работников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в службе, жизненный опыт, пользующихся авторитетом в коллективе. Взаимный интерес в практическом освоении деятельности скажется на дальнейших достижениях коллектива. Молодые специалисты способны привнести в профессиональную деятельность или социально-психологические отношения, уже сложившиеся в том или ином коллективе, что-то новое и современное. Старшему поколению важно уметь прислушаться и принять интересные предложения новых сотрудников.

Психологические исследования позволяют выделить личностные характеристики, которые во многом определяют успех адаптации к самым различным условиям деятельности. Так, сотрудники, обладающие высокими коммуникативными способностями, охотно работающие в коллективе, быстрее и легче вживаются в новый коллектив, склонны адекватно ориентироваться в ситуации, быстро вырабатывать стратегию своего поведения. Адекватная самооценка и реальное восприятие действительности, ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения и законодательства так же способствует позитивной адаптации молодых сотрудников.

К чертам, затрудняющим процесс адаптации, относятся замкнутость, необщительность, безучастность, некоторая ригидность и излишняя строгость в оценке людей. Такие люди чаще всего скептически настроены, подозрительны, обидчивы, обладают признаками акцентуаций характера.

Целью психологической подготовки молодых сотрудников является формирование у них психологической устойчивости, позволяющей уверенно действовать в опасных ситуациях, в критические моменты проявлять самообладание, находчивость.

Составной частью воспитательной работы с молодыми сотрудниками является принцип индивидуального подхода. Он предполагает умение опытных сотрудников на основе анализа результатов деятельности подопечного, его поступков лучше узнать и тактично скорректировать его поведение. Выбор методов индивидуального воспитательного воздействия обусловлен возможностями наставника и особенностями молодого сотрудника. Наиболее эффективны индивидуальная беседа, индивидуальная помощь, где проявляется забота о подчиненном; индивидуальные задания и поручения; систематический контроль исполнения служебных обязанностей; убеждение, критика, поощрение, наказание; личный пример.

Надо отметить, что объединение усилий непосредственного руководителя, наставника, сотрудников отдела кадров и психологической службы положительно влияет на эффективность процесса включения молодого сотрудника в трудовую деятельность. В свою очередь нарушенный процесс адаптации может привести и снижению качества исполнения должностных обязанностей, развитию профессиональной деформации, что в свою очередь, может способствовать увольнению молодого сотрудника из уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, трудности, присущие процессу адаптации молодых сотрудников, легко преодолеваются, если сотрудники заинтересованных служб действуют взаимно и с учетом закономерностей процесса адаптации. Постоянное внимание за ходом адаптации способствует своевременному выявлению возможных трудностей в процессе вхождения в деятельность и их устранение, нейтрализация проявлений негативных индивидуально-психологических качеств, поведенческих реакций с разбором причин ошибок и методов их предупреждения. В то же время молодому сотруднику необходима личная заинтересованность в освоении профессиональных качеств и умений и добросовестном выполнении служебных обязанностей.

Список литературы:

  1. Летунов В.Н. Основы управления персоналом уголовно-исполнительной системы. - Рязань, 2004. - 125 с.
  2. Соболев Н.Г. Психологическое обеспечение адаптации выпускников высших образовательных учреждений к службе в уголовно-исполнительной системе ФСИН России: автореф. дис. канд псих. наук. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2007. - 28 с.

List of references:

1. Letunov V. N. Fundamentals of personnel management of the penitentiary system. - Ryazan, 2004. - 125 p.

2. Sobolev N. D. Psychological support of adaptation of graduates of higher educational institutions to the service in the penal system of the FSIN of Russia: author. dis. kand"s crazy. sciences". - Vologda: WIPE of the Federal penitentiary service of Russia, 2007. - 28 p.

Статья подготовлена

учителем начальных классов

МАОУ " Гимназия 1 Октябрьского района г. Саратова "

Мохонько Натальей Николаевной

Профессиональная адаптация молодого педагога

Профессиональная деятельность является неотъемлемой частью жизни современного человека. Ведь от того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие.

Известно, что самыми сложными являются первые годы работы, так как именно они в огромной степени влияют на профессиональное развитие личности. Именно этот период психологи считают своего рода тем "испытательным сроком", который в дальнейшем определяет позиции специалиста в социальной и профессиональной среде. А также в первые годы работы происходит профессиональная адаптация личности.

Термин "адаптация" впервые был введен Г. Аубертом в XIX веке. Он произошел от позднелатинского "adaptatio" (приспособление) и первоначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни. В последующем процесс адаптации стал предметом исследования многих наук, в том числе и психологии.

Профессиональную адаптацию специалистов психологи определяют как процесс вхождения в новую трудовую ситуацию, в которой личность и рабочая среда взаимно влияют друг на друга, формируя новую систему взаимодействий и отношений внутри коллектива. Поступая на работу, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри организации, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами производства. Поэтому для молодого сотрудника важно, чтобы его личностные особенности максимально соответствовали тем организационным условиям, которые для него предлагаются на новом месте работы.

Изучение вопросов адаптации, в том числе профессиональной, нашло отражение в многочисленных исследованиях, как отечественных, так и зарубежных ученых, среди которых: К. А. Абульханова-Славская, Г. А. Балл, А. А. Реан, А. А. Налчаджян, А. В. Филиппов, В. П. Казначеев, Ф. Б. Березин, А.Н. Жмыриков, Г. Селье и др.

Остановимся более подробно на адаптации молодых педагогов. Ведь профессия педагога - это не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. Рассмотрим трудности профессиональной адаптации молодых учителей и возможные пути решения.

Каждый год во многих школах, лицеях, гимназиях встречают молодых учителей - выпускников педагогических учреждений. С вступлением в «новый» профессиональный мир молодой учитель встречается со многими трудностями, о которых, в период обучения будущей профессии, даже не задумывался.

Большинство молодых педагогов, поступивших на работу, могут испытывать состояние, которое психологи описывают как «потрясение, вызванное реальностью». Ведь в течении подросткового периода, периода обучения и освоения будущей специальностью, люди очень часто имеют высокие ожидания в плане того, как будет развиваться из профессиональный путь. Но после окончания обучения и начала работы молодой специалист осознает, что некоторые их ожидания нереалистичны.

Американский психолог Д. Левинсон подчеркивал важность роли наставников, помогающих молодым работникам усваивать необходимые ценности и нормы. Наставники исполняют роль воспитателя и учителя. Они способствуют продвижению молодых работников вверх по служебной лестнице. Они служат моделями для подражания в социальной сфере и в области профессиональной деятельности. В целом наставники облегчают новичкам переход к статусу самостоятельного зрелого специалиста.

Становление молодого педагога можно сделать интенсивным процессом развития профессионализма, самоопределения личности. Но этот процесс нуждается в умелом научно-методическом сопровождении, причём на каждом этапе начала карьеры.

Важнейший этап в профессиональном становлении молодых учителей — первый год их работы. Экзамен, который держит учитель в течение всего первого года работы, может укрепить его веру в свои силы и сформировать чувство удовлетворения, без которого нет полноценного освоения профессии, но может также стать источником глубокого разочарования и неверия в себя. Многое, конечно, зависит от самого молодого учителя. Однако это не снижает роли и не снимает ответственности и с руководителей школы, всего педагогического коллектива за то, как сложится профессиональная судьба начинающего учителя.

Адаптации молодого учителя в период адаптации теснейшим образом связана с объектом его труда — с учащимися. Благоприятное вступление его в профессию, контакты с детьми определят дальнейшее профессиональное благополучие и профессиональные неудачи. Не менее значимыми в становлении профессиональной личности молодого учителя являются контакты с более опытными коллегами.

Сегодня, как правило, молодой учитель становится классным руководителем. В связи с этим ему необходимо помочь освоить навыки этой непростой работы: изучить состав учащихся класса, их индивидуальные особенности, составить психолого - педагогическую характеристику класса, подготовить несколько тематических классных собраний — ученических и родительских, организовать различные формы общественно полезного труда учащихся.

Огромная миссия должна быть возложена на наставника молодого учителя. Целесообразно с первого месяца работы вовлечь его в школьное или районное методическое объединение, побудить к активному участию в его работе, выбрать и разрабатывать одну из методических тем с последующим рефератом, который полезно обсудить на заседании методобъединения. Немаловажным условием профессионального становления молодых учителей является посещение уроков опытных учителей, причем не только по своему, но и другим предметам. Также необходимо вовлекать молодого педагога участвовать в анализе посещенных уроков. И, конечно же, молодой учитель должен показать как минимум два - три открытых урока. В конце учебного года молодой учитель должен предоставить письменный отчёт, в котором отразит выполнение индивидуального плана, участие в методической, научно -исследовательской работе, в общественной жизни коллектива. Это нужно не для контроля начинающего педагог — это нужно для него, для самоосмысления своих трудностей и достижений.

В системе факторов, которые влияют на адаптацию молодых учителей , большинство исследователей на первое место ставят эмоциональное общение. Профессиональная адаптация молодого учителя, особенно. в первые два года работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением. Во-первых, в этот период молодой человек, который еще только овладевает новой областью жизни и деятельности, делает немало ошибок, испытывает постоянные неудачи. Во-вторых, ему кажется, что все видят его погрешности, осуждают, негативно оценивают его.

Однако не менее глубоко переживается и радость от первых успехов, именно она дает силы для продолжения деятельности, творческого поиска, преодоления трудностей адаптации, определяет общий тонус жизни учителя.
К наиболее трудным проблемам молодые учителя относят также трудность мотивировать школьников, воспитывать у них положительное отношение к обучению, формировать познавательный интерес и организовывать познавательную деятельность. Отметим, что это действительно самые трудные проблемы в педагогике.

Значительные трудности испытывают они при проведении внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Нередко после окончания педагогического вуза молодой специалист отождествляет роль воспитателя лишь с должностью классного руководителя, понимая под воспитательной работой только внеклассные и внешкольные занятия, проведение соответствующих мероприятий. Начинающий учитель ещё недостаточно чётко разобрался в том, что воспитание не существует в обособленном «чистом» виде, что каждое его действие по отношению к детям имеет определённый воспитательный эффект. Именно поэтому в практических ситуациях он затрудняется соотносить своё поведение с достижением перспективных воспитательных целей и задач.

Молодой учитель должен стремиться уметь держать себя перед классом, владеть своеобразной самопрезентацией: жестом, мимикой, речью, интонацией и т.д. Только овладев этой техникой, учитель может уделять основное внимание содержанию учебного материала, логике его изложения. Затем он превращает само это содержание в средство организации учащихся, а центральным процессом, который он начинает контролировать, становится его взаимодействие со школьниками. Однако он не остаётся наедине с этими трудностями, со своим первым опытом, качество которого в решающей степени зависит от того, в какой мере он соотнесён с опытом других учителей, с профессиональным опытом коллектива в целом.

В начальный период профессиональной адаптации обстоятельства всецело проти востоят молодому учителю. У одних трудности стимулируют активность их преодоления, у других вызывают разочарование в профессии.

Профессиональная адаптация происходит у молодых по разному. Большую сложность представляет вступление в новый коллектив. Попав в новую среду, молодой специалист постоянно контролирует себя, адаптируется к её специфике, вырабатывает новый стиль поведения. Находясь в новом коллективе, он неизбежно приобщается к его опыту, усваивает его традиции, ценностные нормы. Большое значение в профессиональном становлении, в совершенствовании личности молодого педагога имеет нравственная основа коллектива, его морально психологическая атмосфера, которая бывает и созидательной, и разрушительной.

Особые волнения доставляют первые уроки. Впечатления о них часто остаются в памяти на всю жизнь. Объективные трудности первых лет практической деятельности неизбежны. Помощь старших коллег, активное формирование устойчивой и осознанной мотивации, управление процессом становления помогают молодым успешно их преодолеть, быстрее стать профессионалом.

Введение

Развитие рыночной экономики, модернизация производства, развитие новых наукоемких технологий вызывают значительные изменения в структуре занятости и приводят к изменению профессионально-квалификационной структуры спроса на рынке труда, повышению требований работодателей к качеству рабочей силы. При этом существенно увеличивается конкуренция на рынке труда, что не может не сказаться на занятости молодежи.

Сегодняшний рынок труда предъявляет новые требования и к системе образования: необходимо не только дать знания, но и подготовить выпускников к жизни в новых экономических условиях, привить навыки социально-профессиональной адаптации на рынке труда, навыки самосовершенствования, т. е. подготовить специалистов, способных выдержать конкуренцию.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема регулирования трудовой адаптации молодежи становится ключевой для социальной и экономической политики государства, являясь решающим условием самореализации новых поколений россиян.

В настоящее время одна из наиболее острых ситуаций сложилась в сфере регулирования трудовой адаптации молодежи. Разрешение этой проблемы затрудняется тем, что в силу исторических причин это социальное явление в нашей стране изучено достаточно слабо. Практически не существует работ, в которых процессы трудовой адаптации молодежи исследовались бы комплексно и не просто учитывали условия развития современного российского общества, но и предлагали бы разработки социальных технологий, призванных решать возникающие в этой сфере проблемы.

Объектом исследования является трудовая адаптация молодежи.

Целью исследования выступает изучение процесса трудовой адаптации молодежи на производственном предприятии.

В связи с поставленной целью решается ряд задач:

1. исследовать профессиональную адаптацию молодёжи на производственном предприятии;

2. проанализировать процесс трудовой адаптации молодежи в условиях трансформирующегося российского общества;

Адаптация молодых работников

Производственная адаптация молодых работников в СССР

Производственная адаптация - сложный социально-психологический процесс, который проходят все поступающие на новое место работы. Особенно сложен этот процесс для тех, кто впервые приступил к трудовой деятельности, т. е. проходящих первичную адаптацию.

Известно, что характер прохождения производственной адаптации определяют три основных фактора:

1. личность субъекта адаптации;

2. социальная среда;

3. профессиональная деятельность.

Так, изучение с помощью психологических методик личностных особенностей молодых рабочих и соотнесение их с характером прохождения адаптационного процесса показало, что успешно адаптировавшиеся мужчины отличаются решительностью, устойчивостью к стрессам, расчетливостью, открытостью в общении. Неудачники характеризуются робостью, неустойчивостью поведения в условиях стресса, интровертированностью (замкнутость), завышенной мнительностью, высокой тревожностью. Они чаще имеют самообвинительный тип реакции в ситуации конфликта.

Из женщин лучше адаптируются те, которые имеют склонность к доминированию в межличностных отношениях, смелы, стрессоустойчивы, умеют анализировать поступки окружающих, экстравертированы (открыты), уравновешенны, реалистичны. Плохо адаптируются женщины, обладающие высокой чувствительностью, эмоциональной неуравновешенностью, интровертированностью (замкнутостью) .

Социальная среда оказывает существенное влияние на адаптацию новичка. В коллективах с хорошим морально-психологическим климатом процесс адаптации происходит успешнее, чем в конфликтных. Способствует адаптации психологическая совместимость молодого рабочего с наставником. Известно, что значительное различие личностных характеристик по шкале нейротизма тревожности, является отрицательным фактом, мешающим установлению между адаптантом и наставником хорошего психологического контакта. Это необходимо учитывать при подборе наставников.

Профессиональная деятельность оказывает влияние на адаптацию молодого рабочего тем, что предъявляет определенные требования к работнику. Иными словами, работник для эффективного выполнения той или иной деятельности должен обладать профессионально-важными качествами (ПВК). Совокупность ПВК представляет собой профессиограмму деятельности, зная которую можно проводить профотбор и профподбор на стадии приема на работу, обеспечивать развитие необходимых качеств при профессиональном обучении. Все это будет способствовать скорейшей адаптации молодого рабочего.

Особенностью первичной производственной адаптации является ее этапный характер. Это обусловлено тем, что различные виды адаптации, входящие в адаптационный процесс, как-то: адаптация к формальной организации, социально-психологическая адаптация и профессиональная адаптация становятся ведущими на определенных этапах первичного адаптационного процесса .

На первом этапе актуализируется адаптация к формальной организации. Адаптант должен усвоить правила, порядок, инструкции, регламенты, определяющие служебное поведение его самого и окружающих работников. Быстрому прохождению данного этапа способствует организация информирования молодых рабочих о структуре предприятия, задачах и функциях его подразделений, должностных обязанностях работников служб цеха, порядке оплаты труда, поощрений и наказаний, деятельности общественных организаций и т. д.

Социально-психологическая адаптация, обусловленная необходимостью общения, приобретения социального статуса в коллективе, выступает ведущей на втором этапе. На данном этапе активно идет развитие коммуникативной сети общения, устанавливаются неформальные контакты, усваиваются нормы и ценностные ориентации, сложившиеся в коллективе. Как показывает практика, этот этап адаптации является самым трудным для адаптанта, пик текучести приходится именно на него.

Профессиональная адаптация становится ведущей на третьем, заключительном этапе. Это, конечно, не означает, что она не протекает на первых двух этапах. Параллельно с адаптацией к формальной организации и социально-психологической адаптацией происходит формирование навыков и приемов трудовой деятельности, приобретаются соответствующие знания. Но главной задачей освоение профессии становится лишь после того, как произойдет психологическое вхождение молодого рабочего в трудовой коллектив, сформируются основные мотивационные структуры личности, осознаются ближайшие перспективы трудового роста. Повышение своего профессионального мастерства, глубокое освоение специальности становится для адаптанта значимой целью лишь после того, как он решит для себя вопрос, останется он работать на предприятии или нет. Динамический этапный характер производственной адаптации необходимо учитывать при осуществлении мер по ее оптимизации .

В практике деятельности социологических служб контроль за адаптацией молодых рабочих на производстве осуществляется посредством разрабатываемых для этих целей функциональных систем. Структурная схема одной из таких систем приводится на рисунке [Приложение 1]. Исследование личностных особенностей на стадии приема на работу. На стадии приема на рабочие профессии все выпускники средней школы, а также базового заводского ПТУ проходят психологическое обследование с целью определения их личностных и профессиональных характеристик. Обследование проводится сотрудниками лаборатории социально-психологических исследований (ЛСПИ) с помощью психологических методик. Результаты заносятся в карточку адаптанта, которая затем направляется цеховому психологу.

Рекомендации по выбору сферы трудовой деятельности. На основе данных обследования психолог делает вывод о предпочтительной сфере занятия для новичка. Рекомендация доводится до сведения поступающего в личной беседе. В случае его согласия с мнением психолога, новичок направляется в отдел кадров с изложенными по соответствующей форме рекомендациями.

Если поступающий не согласен с рекомендациями психолога и имеет твердое желание работать в иной, нерекомендованной или противопоказанной ему сфере деятельности, психолог проводит с ним обстоятельную беседу. Специалист объясняет, на какие свойства характера следует обратить особое внимание и дает конкретные рекомендации, как лучше их изменить. Например, если для успешной деятельности требуется хорошо развитая память или внимание, то как нужно их тренировать. Если выявленные характеристики не могут быть изменены (например, тип темперамента), новичок предупреждается и об этом.

Конкретная трудовая деятельность новичка. Исходя из рекомендаций, по выбору предпочтительной сферы деятельности и с учетом потребностей производства отдел кадров направляет новичка на рабочее место. Дальнейшая работа с ним проводится в соответствии с конкретными условиями .

Прогноз протекания производственной адаптации. По результатам обследования и с учетом конкретных условий труда психолог составляет прогноз адаптации молодого рабочего. При его создании разрабатываются рекомендации, например: особое внимание надо обратить на социально-психологическую адаптацию индивида, поскольку он отличается замкнутостью и скрытностью характера; комсоргу и профоргу вовлечь его в культурно-массовые мероприятия и помочь установить хорошие неформальные контакты с товарищами.

Подбор наставника. При поступлении молодого рабочего в цех цеховой психолог, основываясь на данных карточки адаптанта и результатах обследований наставника, исходя из психологической совместимости, подбирает кандидатуру наставника и выходит с предложением об его утверждении к администрации и общественным организациям цеха. Утверждение наставника производится в установленном порядке. Практика показывает, что у адаптантов, работающих с подобранными психологом наставниками, процесс адаптации протекает успешнее: они быстрее входят в коллектив имеют высокие нормы выработки, удовлетворены работой.

Контроль адаптации. Включает в себя комплекс мероприятий по периодическому контролю процесса адаптации молодых рабочих. Выявление факторов, затрудняющих процесс адаптации, производится цеховым психологом с помощью периодического контроля в следующей последовательности:

1 этап - первая неделя после начала трудовой деятельности: проверяется наличие у адаптанта оборудованного рабочего необходимого инструмента, защитных средств согласно требованиям техники безопасности, места в раздевалке, спецодежды и т. д.

2 этап - 2 недели спустя проводится беседа с адаптантами в произвольной форме. Выявляются трудности и возможные причины неудовлетворенности трудоустройством.

3 этап - через месяц после начала трудовой деятельности организуется беседа с мастером (бригадиром), наставником и адаптантом в форме стандартизированного интервью, а также анкетный опрос для определения уровня социально-психологической и профессиональной адаптированности молодого рабочего. Изучаются социально-психологические характеристики коллектива и статус в нем адаптанта. Начиная с этого этапа, ведется контроль процесса адаптации по формальным показателям (норма выработки за месяц, заработная плата, коэффициент качества труда, заболеваемость). Он осуществляется путем сравненения их со средними значениями, которые предварительно рассчитываются по достоверной выборке. Отрицательное отклонение от зон cpeдних значений квалифицируется как признак неблагоприятного протекания процесса адаптации. В такой форме контроль организуется ежемесячно.

Методы устранения дезадаптирующих факторов. После обработки результатов контроля адаптации на каждом из этапов цеховой психолог выявляет тех, у кого этот процесс происходит плохо либо существенно отклоняется от нормы, т. е. имеет тенденцию к дезадаптации. Причины могут быть самые разные- окружение, личностные особенности, взаимоотношения с наставником и т.д. Для устранения дезадаптирующих факторов разрабатываются практические мероприятия.

Корректирующие воздействия с целью устранения дезадаптирующих факторов. Такими мероприятиями могут быть: замена наставника, социально-психологический тренинг адаптанта, беседа с мастером, бригадиром, наставником, вовлечение в общественную деятельность, дополнительное обучение профессии.

Мероприятия по оптимизации адаптации. Структура адаптационного процесса представлена тремя видами: адаптацией к формальной организации, социально-психологической и профессиональной. Каждый из них становится ведущим, т. е. наиболее актуальным для молодого рабочего в определенный период адаптации, и такая динамика должна учитываться при проведении мероприятий по оптимизации адаптации .

Так, вначале целесобразны меры по облегчению вхождения адаптанта в формальную организацию, информирование новых рабочих об инструкциях, положениях, нормах и правилах служебного поведения, принятых на данном участке производства; о правах, обязанностях и функциях должностных лиц и специалистов: мастера, нормировщика, контролера, технолога и т. д.; о составе и работе общественных организаций, порядке вступления и формах участия в их деятельности.

Социально-психологическая адаптация активно проходит в период с 6 до 12 месяцев с начала работы. Особое внимание в этот момент надо обращать на контроль за вхождением молодого рабочего в коллектив. Целесообразно вовлекать адаптанта в коллективную жизнь, проводить с ним индивидуальные консультации по вопросам межличностного общения, а также беседы с мастером, бригадиром и наставником. На стадии профессиональной адаптации желательно обеспечить участие адаптанта в конкурсах профессионального мастерства, в изучении передового опыта.

Снятие адаптировавшихся с контроля. В случае благоприятного протекания процесса адаптации и его завершения (что должно подтверждаться данными контроля), адаптант снимается с контроля и его карточка из картотеки перекладывается в архив. Адаптанту сообщается, что при желании он может обратиться к цеховому психологу независимо от того, состоит он на контроле или нет. Так снимается с контроля большинство молодых рабочих после 2,5--3 лет стажа. Иногда снятие с контроля происходит раньше.

Анализ причин дезадаптации увольняющихся. В случае увольнения адаптанта по собственному желанию либо по инициативе администрации он направляется начальником цеха к цеховому психологу, который в беседе выявляет причины дезадаптации и принимает меры по их устранению. Если молодой рабочий настаивает на увольнении, он направляется в лабораторию социально-психологических исследований для беседы и снятия с учета. По итогам года цеховым психологом представляются в ЛСПИ отчёты по основным причинам увольнения молодых рабочих из цеха, где они обощаются и анализируются в целом по предприятию.

«Рабочий — это источник идей, а не просто пара действующих рабочих рук»

(с просторов Интернета)

Доброго времени суток, дорогой читатель. Вот и наступают первые деньки лета, а погода в славном городе Ростове не перестает удивлять своей нестабильностью. Очень частые перепады от солнца к грозам и ливням по несколько раз на дню давит на мозги и сосуды даже здорового человека. Это климатический хаос заставляет не на шутку нервничать.

Однако не об этом наша сегодняшняя статья. Сегодня, в продолжение недавно начатой рубрики про адаптацию, мы разберем подробнее управление адаптацией для молодых сотрудников, стадии того, как молодой сотрудник будет вливаться в новый коллектив и что следует учесть, нанимая нового сотрудника. Сразу предупреждаю, в статье не будет лишней лирики. Все по делу. Приступим.

Адаптация представляет собой довольно объемный комплекс техник и методик, и в то же время имеет чисто индивидуальный характер. Следует отметить, что в адаптации немаловажную роль играет такая фигура, как ментор или наставник.

Начнем рассматривать адаптацию с группы молодых специалистов.

Как выглядит этот комплексный подход к адаптации молодых, еще зеленых специалистов?

Процесс адаптации в данном случае будет содержать шесть этапов. Предоставим идеальный сценарий адаптации.

Этап первый — общий экскурс.

На этом этапе происходит общее ознакомление сотрудника с компанией и будущей профессией.

Этап второй — расширение круга знакомств.

На этом этапе идет положительная реакция работника, новые знакомства, расширение круга по интересам. Сотрудник, ввиду отсутствия проявлений в конфликтных ситуациях, является во всех смыслах положительным человеком.

Этап третий — установление поведение. Приобретение авторитета.

На этом этапе сотрудник подхвачен волной своего коллектива, начин6ает проявлять себя, завоевывая авторитет и уважение.

Этап четвертый — творческий накал.

Сотрудник активно выражает свои идеи и нововведения, проявляется его творческая жилка, которая станет впоследствии фундаментом его продвижения.

Этап пятый — принятие общео на себя.

На данной стадии происходит трансформация восприятия сотрудника. Все происшествия касаются отныне не только самой компании, но и лично сотрудника.

Этап шестой — уравновешенный профессионализм.

На этом этапе сотрудник работает уравновешенно, имеет собственные установки и методологибю работы, рекомендация себя в качестве надежного профессионального сотрудника. Как правило, если на данном этапе идет все хорошо - сотрудник переходит на ответственные должности, иными словами происходит продижение по карьерной лестнице.

Что важно знать и что должно быть предоставлено в готовности к приходу нового сотрудника?

Очень важный фактор положительной адаптации и дальнейшей успешной работы сотрудника заключается в том, насколько точно новое рабочее место и должность соответствует его требованиям и ожиданиям. Сбои в документообороте, проблемы с бухгалтерией, неподготовленность рабочего места и техники, может значительно омрачнить рабочий настрой сотрудника, а следовательно и мотивацию. Так же немаловажно структурированность и четкая прозрачность работы и адаптации самого сотрудника. Очень важно не только подготовить необходимую инфраструктуру для сотрудника, но и обеспечить его планомерной, качественно поступающей информацйией, а следовательно — выделить наставника. О наставниках мы еще поговорим позднее, поскольку эта тема так же интересна, и имеет свои нюансы. Поэтому, не поленитесь и назначьте наставника, учитывая, что данная должность должна быть удобна не только сотруднику, но и наставнику. Об этом тоже мы поговорим впоследствии.

Важно помнить, что сильные и слабые стороны сотруюника тоже требуют свою корректировку, поэтому, нанимая сотрудников, делайте себе зарубку на будущее, что нужно будет вкладываться в повышение квалификации для сотрудников. Это, кстати, тоже очень важно, и пренебрегать этим будет только самой компании дороже.

Разумеется, адаптация для молодых сотрудников разительно отличается от адаптации руководителей. Но это уже совсем другая история.