Какими показателями характеризуются грузовые и пассажирские перевозки? Основные показатели пассажирских перевозок.

Основные показатели, характеризующие работу транспортных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки подразделяются на количественные и качественные.

Показатели, характеризующие пассажирские перевозки

Количественные

показатели

    количество отправленных пассажиров ∑А О

    количество принятых пассажиров ∑А ПР

    количество перевезенных пассажиров ∑А

    пассажирооборот ∑А l

Качественные

показатели

Количество перевезенных пассажиров рассчитывается суммой количества отправленных(∑А О ) и принятых (∑А ПР )пассажиров:

Объем перевозок пассажиров по сети:

А СЕТЬ = А О СЕТЬ + А ПР ЗАРУБ.ДОРОГ

Объем перевозок пассажиров для отдельной дороги:

А ДОР = А О ДОР + А ПР ДОР

Пассажирооборот , пасс-км, рассчитывают умножением количества переве­зенных пассажиров на среднюю дальность поездки пассажира:

А l = ∑А ∙ l ПАСС

Количество поездок (∑А ) или пассажиро-километров (А l ), приходящиеся на одного жителя в год, называется коэффициентом транспортной подвижности .

Р = А / Ч илиР = А l / Ч,

гдеЧ – численность населения, чел.

Средняя дальность одной поездки, км, определяется отношением пассажирооборота (А l ) к количеству перевезенных пассажиров (А ) и устанавливается в плане на основе отчетных данных с учетом прогнозируемого изменения в планируемом году:

.

Показатели транспортной подвижности населения

Транспортная подвижность определяется в целом по отдельным видам транспорта. Рассчитывают также показатели транспортной подвижности населения различных регионов страны и социальных групп, городских и сельских жителей.

Коэффициент транспортной подвижности – число поездок или пассажиро-км, приходящихся на 1 жителя в год.

к = А / Ч илик = А l / Ч,

гдеЧ – численность населения, чел.

Динамика транспортной подвижности отражает изменение объема пассажирских перевозок в стране и уровень материального благосостояния людей, а также МТБ транспорта.

Транспортная подвижность определяется в целом и по отдельным видам транспорта, рассчитывают также показатели транспортной подвижности для различных регионов страны и социальных групп, городских и сельских жителей.

Указанные выше показатели широко используется при перспективном планировании пассажирских перевозок.

Факторы, определяющие подвижность населения: численность населения страны, тенденции ее изменения, уровень материального благосостояния, характер размещения по экономическим районам, областям и населенным пунктам, уровень состояния санаторно-курортной сети, уровень развития различных видов пассажирского транспорта. величина тарифов на перевозки и др.

Неравномерность пассажирских перевозок

Пассажирские перевозки также как и грузовые неравномерны по времени и направлениям (в пространстве) .

Неравномерность в пространстве характеризуется неравномерностью распределения перевозок пассажиров по железным дорогам и направлениям. Это связано с размещением промышленных и сельскохозяйственных центров, мест массового отдыха и садоводческих участков.

Основными дорогами зарождения пассажиропотоков являются Московская, Октябрьская, Северо-Кавказская, Западно-Сибирская дороги. Они отправляют около 70-75% общего числа пассажиров и выполняют около 60% сетевого пассажирооборота. На этих дорогах расположены и крупнейшие узлы, в пригородном сообщении выполняется около 75% пригородных перевозок сети.

Для дальнего сообщения характерна большая концентрация на линиях, связывающих столицу с региональными и областными центрами, и по направлениям, соединяющим крупные экономические районы, а также на курортных направлениях.

Пригородные перевозки неравномерны по отдельным линиям пригородных зон и по длине пригородного участка.

Неравномерность в направлении туда и обратно проявляется незначительно (масштабной перемены места жительства нет).

Ярко выраженный и устойчивый характер во всех видах сообщения имеет неравномерность во времени: по сезонам, месяцам, дням месяца и суток. Около 30% пассажирских перевозок выполняется в 3 квартале.

Неравномерность требует создания крупных резервов подвижного состава, трудовых ресурсов, пропускной способности станций, вокзалов и перегонов для освоения максимальных объемов пассажирских перевозок.

Неравномерность снижает качество пассажирских перевозок и работы подвижного состава, увеличивает эксплуатационные расходы и повышает себестоимость перевозок. Необходим систематический поиск наиболее эффективных путей смягчения неравномерности: применение льгот в периоды снижения пассажиропотока, корректировка частоты и составности пассажирских поездов, снижение тарифа на перевозку в осенне-зимний период времени и др.

Железные дороги всегда были одним из основных видов транспорта при перевозке грузов в нашей стране, поскольку перемещение достаточно значимых объемов грузов на большие расстояния другими видами транспорта в России было попросту невозможно. Практически на протяжении всей истории сущест-вования они удерживали первенство по общему объему грузооборота среди других видов транспорта. Только на рубеже XXI в. в силу ряда обстоятельств трубо-проводный транспорт оттеснил железнодорожный на второе место, однако остальные конкуренты еще долго не смогут сравниться со стальными магистралями по объему выполненной работы на рынке грузовых перевозок (см. табл. 15.1).
Таблица 15.1
Грузооборот предприятий транспорта общего пользования, в % к общей сумме Вид транспорта Годы 1940* 1960* 1980* 1990** 1997** 2000** 2003** Железнодорожный 86,60 82,34 53,08 55,38 33,73 39,46 40,65 Трубопроводный 0, 78 3,49 27,97 27,22 56,74 55,07 55,36 Морской 5,13 7,20 13,09 11,15 6,40 2,87 1,58 Автомобильный 0,06 1,49 2,03 1,49 0,74 0,66 0,61 Внутренний водный 7,43 5,45 3,78 4,70 2,31 1,87 1,73 Авиационный 0,00 0,03 0,05 0,06 0,08 0,07 0,07 * - по СССР,
** - по РФ.
Внутри отрасли перевозки грузов также исторически являются основной работой. К концу XX в. на сети железных дорог РФ грузооборот примерно в 6 раз превышал пассажирооборот в количественном выражении. Такое положение вещей, безусловно, объясняется географическими условиями размещения производственной и сельскохозяйственной базы в экономике страны, климатическими и природными различиями ее районов, историей развития отдельных регионов и многими другими объективными причинами, поэтому можно пред- положить, что оно вряд ли кардинально изменится в течение нескольких последующих десятилетий.
Грузовые перевозки на железнодорожном транспорте характеризуются не-сколькими показателями. Основными из них являются: количество отправок; количество перевезенных тонн груза; грузооборот; густота перевозок; средняя дальность перевозки; неравномерность перевозок. Количество перевезенных тонн на каждом обособленном подразделении железных дорог рассматривается более подробно с выделением отдельных элементов перевозки. Например, в количестве перевезенных тонн выделяются отправленные со станций данной дороги и принятые от соседних дорог грузы.
Количество отправок - специфический показатель железнодорожного транспорта. Отправкой называется партия груза, оформленная одним перевозочным документом (дорожной ведомостью). Одной отправкой может быть це-лый состав, следующий от одного отправителя к одному получателю, а может быть и ящик с домашними вещами. В первом случае мы имеем дело с маршрутной отправкой, а во втором - с мелкой. Кроме названных, различают пова- гонные и контейнерные отправки, определение которых вытекает из названия.
Количество перевезенных тонн грузов - более общий показатель. Он характеризует продукцию железнодорожного транспорта, т.е. количество тонн грузов, перевезенных за определенный промежуток времени. Измеряется объем перевозок, как правило, на момент отправления, хотя казалось бы более логич-ным измерять перевозку по моменту прибытия. Разница между этими показателями составляет до 10%. Показатели грузовых перевозок несколько разнятся на сети железных дорог в целом и в ее подразделениях - на отдельных железных дорогах, в отделениях дорог и на линейных предприятиях. Это объясняется тем, что отрасль работает как единый механизм и выделение отдельных ее частей в самостоятельные хозяйственные единицы носит несколько условный характер. Так, общий объем перевозок по сети дорог (ХР) складывается из отправления грузов всеми 17-ю дорогами, приема грузов с заграничных дорог и с других видов транспорта:
Z
n _ х Р +Х Рзагр +Х Р в°днтр
/ і отпр / і прием / і прием
По дороге, которая работает не только с тем грузом, который сама грузит, но и с принятым ею от соседних дорог, объем перевозок грузов определяется как сумма отправления по всем станциям дороги и приема грузов с соседних дорог и других видов транспорта:
УР = у Р + уР.
отпр прием
Объем перевозок грузов по отделению дороги (НОД) определяется так же, как и для дороги в целом.
Далее объем перевозок по дорогам и отделениям распределяется на при-бытие груза в пределах данного подразделения и сдачу на другие подразделения или иной вид транспорта:
у Р = у Р +у Р = у Р +у Р
/ і / і отпр / і прием / і приб / і сдача
Затем общий объем перевозок по дороге распределяется по видам сообщений (см. рис. 15.1).
Транзит
К местному сообщению относятся перевозки в пределах одной и той же дороги, а к прямому сообщению - перевозки на участках двух и более дорог. В прямом сообщении выделяют:
вывоз, т.е. отправление грузов со станций данной дороги на другие дороги сети;
ввоз, т.е. прибытие грузов со станций других дорог сети на данную дорогу;
417
транзит, т.е. перевозка грузов, поступающих с других дорог и следую-щих через данную дорогу на другие дороги сети.
Таким образом, объем перевозок по видам сообщений равен:
У Р = у Р + у Р + у Р + у Р.
ввоз вывоз транз местн
Прием груза можно рассматривать как сумму ввоза и транзита:
У Р = у Р +у Р,
/ j прием / і ввоз / і транз?
а сдачу груза - как сумму вывоза и транзита:
У Р = у Р +у Р.
/ J сдача / І вывоз / J транз
Отправление груза, в свою очередь, равно сумме вывоза и местного сообщения:
у Ротпр = у Рвывоз + у Рместн,
отпр вывоз местн
а прибытие - сумме ввоза и местного сообщения:
у Р = у Р + у Р.
/ J приб / J ввоз / j местн *
Из вышеприведенных формул видно, что показатели грузовых перевозок на дороге и отделении дороги образуют единую систему и могут быть взаимо- проверены.
Распределение перевозок по видам сообщений необходимо для правильного расчета доходов и расходов дороги, так как каждая дорога выполняет раз-личное количество операций, связанных с перевозками грузов в разных сообщениях. Только при перевозке в местном сообщении выполняется весь цикл перевозочных операций, тогда как при вывозе дорога не производит конечной операции, при ввозе - начальной, а при транзите - ни начальной, ни конечной.
По крупным грузовым станциям определяются размеры отправления и прибытия грузов в тоннах и в вагонах. При этом отправление в вагонах называется погрузкой, а прибытие - выгрузкой.
На узловых железнодорожных станциях производят развязку грузопотоков в виде так называемой косой таблицы (см. пример на рис. 15.2), в которой наглядно видно: откуда, куда и сколько проследует грузов через данный узел.
Фаянсовая
На Занозную 500
На Рославль 100 * от/на Сухиничи Рославль Брянск Занозная Узел Всего Сухиничи X Рославль X Брянск 300 100 X 500 400 1300 Занозная X Узел X Всего 300 100 500 400 1300 На Сухиничи
300 >
На Брянск
1300
Рис. 15.2. Распределение грузопотоков в железнодорожном узле Фаянсовая
Грузооборотом на транспорте называется работа по перемещению груза, определяемая по законам физики как произведение массы перемещенного груза на расстояние перевозки. Измеряется грузооборот в условно-натуральных единицах - тонно-километрах. Грузооборот нетто - это полезная работа транспорта, учитывающая перемещение лишь только груза, тогда как грузооборот брутто учитывает перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава. Соотношением грузооборота нетто и грузооборота брутто можно охаракте-ризовать коэффициент полезного действия железнодорожного транспорта. Как КПД любой технической системы, он не превышает единицу:
КПДжд = ZPl* /ZРібр Грузооборот нетто может быть тарифным и эксплуатационным. Тарифный грузооборот рассчитывается по так называемым тарифным расстояниям в таких перевозочных документах, как накладная и дорожная ведомость, с учетом фактически выполненных междудорожных переходных пунктов:
ZPl = RL + P212 + ... + Pl. + ...P l ,
/ і тар 11 2 2 г г n n ?
где Pi - количество тонн г-го вида груза;
/i- расстояние перевозки г-го вида груза, км.
Эксплуатационный грузооборот определяется по фактическому пробегу груза, из такого документа, как маршрут машиниста:
у Р1экс = Г А + Г2L2 + L + Г jLj + ГnLn , где Г - густота грузовых перевозок на j-м участке, т;
Lj - протяженность j-го участка, км (при этом учетным участком считается локомотивное плечо).
Как правило, эксплуатационный грузооборот больше тарифного, но бывают и исключения - там, где в Тарифном руководстве в расстояние целиком включены участки крупных железнодорожных узлов, таких как Москва, Санкт-Петербург. В этом случае используются так называемые виртуальные расстояния.
На отделении железной дороги тарифный грузооборот не выделяется, или считается, что тарифный грузооборот равен эксплуатационному, так как внутри отделения груз идет, как правило, по кратчайшему расстоянию и без кружностей.
На объем перевозок и грузооборот влияют:
объем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции,
размещение производительных сил на территории страны,
степень специализации производства,
организация сбыта продукции и др.
Связь между объемом производства в экономике страны и показателями грузовых перевозок отражают коэффициент перевозимости и коэффициент транспортоемкости продукции. Первый из них - отношение объема перевозок /-го груза к объему его производства в целом:
кПерев=у Р/ / у а,
где ур - объем перевозок /-го груза, т;
УQi - объем производства /-го груза, т.
Коэффициент перевозимости, рассчитанный по одному виду транспорта, обычно меньше единицы, поскольку не все, что было произведено, поступит в перевозку. Так, для железнодорожного транспорта коэффициент перевозимости чугуна равен 0,1-0,14, а нефти - 0,3-0,4. С другой стороны, если груз специфичен и перевозится несколько раз, коэффициент будет больше единицы, например для рельсов он равен 2,3-2,5. Если же определять этот коэффициент по всем видам транспорта страны, он значительно превысит единицу, поскольку для российской экономики характерной является перевозка одного и того же груза различными видами транспорта.
Коэффициент транспортоемкости продукции, в свою очередь, выражает отношение грузооборота того же /-го груза к объему его производства в целом:
Ктр = у РІІ /у Q ,
где уРІі - грузооборот i-го груза, т-км.
Данные коэффициенты рассчитываются как для отдельных родов грузов, так и по самостоятельным видам транспорта. Чем выше значение коэффициентов, тем больший объем перевозок и на более далекое расстояние приходится осуществлять транспорту.
Густота грузовых перевозок - количество т груза, перевезенного через 1 км транспортной сети за единицу времени, например, год. Этот показатель характеризует интенсивность грузового потока отдельных участков и подразделений железных дорог. Средней грузонапряженностью называется расчетная средневзвешенная величина густоты перевозок для участка (линии).
На железнодорожном участке грузонапряженность грузовых перевозок определяется как сумма перевозок по направлениям «туда» и «обратно», т-км/км:
ГАБ = Габ + Гба.
В свою очередь, грузонапряженность перевозок по направлениям рассчитывается на основании межстанционной корреспонденции грузов графическим или табличным способом.
Графический способ наиболее нагляден, но может быть применим лишь на ограниченном полигоне сети железных дорог. Для его реализации на схему железной дороги наносятся грузопотоки с развязкой их в узлах с помощью специ-альных так называемых шахматных таблиц. Табличный способ используется более широко. В нем используются стандартные таблицы с тремя показателями в каждом направлении перевозок: густота на подходе к станции, прибытие грузов на станцию и отправление грузов со станции.
Средняя грузонапряженность грузовых перевозок по направлению, дороге или сети железных дорог в целом определяется как частное от деления грузооборота (уРІн) на соответствующую эксплуатационную длину (Ьэ):
Г = у РІн / Ьэ.
Кроме общей густоты перевозок всех грузов, определяется густота важнейших из них: угля каменного, кокса каменноугольного, нефтяных грузов, ру-ды всякой, черных металлов, лесных грузов, минеральных строительных мате-риалов, химических и минеральных удобрений, хлебных и прочих грузов.


1. + грузонапряженность участка;

2. грузопоток участка;

3. удельное расстояние транспортной сети;

4. удельный эксплуатационный грузооборот.

3.3. Грузооборот представляет собой ….

1. количество тонн грузов, перевезенных за определенный промежуток времени;

2. количество тонн груза, перевезенных через один километр транспортной сети;

3. + работа по перемещению груза, определяемая как произведение массы перевозимого груза на расстояние перевозки.

3.4. Измеритель грузооборота …. 2 + . тонно-километры

1. пассажиро-километры; 3. километры; 4. приведенные тонно-километры.

3.5. Число поездок или пассажиро-километров, приходящихся на одного жителя в год называется ….

1. + коэффициентом транспортной подвижности;

2. коэффициентом участия в пассажирских перевозках; 3. коэффициентом маневренности.

3.6. Как связаны между собой величины объемов промышленного и сельскохозяйственного производства и объем грузовых перевозок:

1. между этими показателями не существует явной связи;

2. объем производства всегда меньше объема грузовых перевозок;

3.+ если ситуация в стране характеризуется экономическим подъемом, то объем перевозок будем меньше либо равен объему производства;

4. объем перевозок всегда меньше объема производства.

3.7. На железнодорожном транспорте пассажирские перевозки подразделяются на следующие виды сообщений:

1.+ пригородное; 2. + местное; 3.+ прямое; 4. смешанное.



3,8Перевозочная работа железных дорог определяется …. + приведенными тонно-километрами;

поездо-километрами; вагоно-километрами.

3.9. Перемещение массы груза характеризуется …. 1.+ грузооборотом в тарифных тонно-километрах;

2. локомотиво-километрами общего пробега; 3. поездо-километрами.

3.10. Основными показателями грузовых перевозок являются:

1.+ объем перевозок грузов;

2. + грузооборот;

3. пассажирооборот;

4. + грузонапряженность;

5.+ средняя дальность перевозки;

6. + количество отправок;

7. количество отправителей грузов.

3.11. Прием груза на железную дорогу определяется …

1. разницей отправления и прибытия груза на станции дороги;

2. + суммой ввоза и транзита груза на дорогу;

3. разницей между транзитом и вывозом;

4. суммой транзита и отправления груза.

3.12. Сдача груза со стыковых пунктов железной дороги определяется ….

1. суммой отправления и транзита груза;

2. разницей между вывозом и прибытием груза;

3. + суммой транзита и вывоза груза;

4. разницей между вывозом и ввозом груза.

3.13. Тонно-километры брутто − это сумма тонно-километров нетто и ….

1. + тонно-километров тары;

2. приведенных тонно-километров;

3.пассажиро-километров.

3.14 Грузооборот, определяемый по фактическому пробегу на основе маршрутов машинистов, называется ….

1. тарифный;

2. приведенный;

3.+ эксплуатационный.

3.15 Грузооборот, который определяется по кратчайшему расстоянию, называется ….

1.+ тарифный;

2. приведенный;

3. эксплуатационный.

3.16. Коэффициент неравномерности грузовых перевозок во времени определяется:

1. К P мах .

å Р min

3.17. Пропускная способность железных дорог характеризует ….

1. превышение порожнего пробега над нормативным значением;

2. максимальное количество тонн груза, которое может провезти дорога за

3.+ максимальное число пар поездов, которое может пропустить участок сети;

4. максимальное количество тонн груза, которое может быть перевезено по участкам сети.

3.18. Провозная способность железных дорог характеризует ….

1. превышение среднего веса поезда брутто над нормативным значением;

2. + максимальное количество пассажиров и тонн груза, которое может быть перевезено по участкам дороги за определенный промежуток времени;

3. максимальное количество пар поездов, которое может быть пропущено по участкам дороги за определенный промежуток времени;

4. минимальное количество объема перевозок, которое может быть выполнено дорогой за определенный промежуток времени.

3.19. Средняя дальность перевозки определяется как ….

1+ . Pl н / P

2. Pl н / L э

3. P /Pl н

3.20. Объем приведенной продукции железнодорожного транспорта для общей оценки его работы определяется ….

1. + Pl пр Pl н аl ;

2. Pl пр Pl н 2аl ;

3. Pl пр Pl бр аl ;

4. Pl пр Pl бр 2аl

3.21. В плане перевозок грузов на дороге содержатся следующие основные показатели:

+ – объем отправления грузов в тоннах;

+ – грузооборот в тонно-километрах;

+ – среднесуточная погрузка в вагонах и тоннах;

+ – средняя дальность перевозки грузов, км;

– средняя статическая нагрузка, т/вагон; − среднее количество локомотивов, используемых при перевозке;

− средняя численность работников, занятых перевозкой грузов.

3.22. Задачами транспортного маркетинга являются:

1. + определение уровня потребительского спроса;

2. + изучение состояния и развития конкурентных видов транспорта;

3. + формирование стратегии информационно-рекламной деятельности;

4. расчет качественных и объемных показателей деятельности железных

5. разработка качественных показателей транспортных услуг.

3.23. Определение уровня потребительского спроса на транспортную продукцию предусматривает:

1.+ обследование районов тяготения железных дорог;

2. + обследование транспортного рынка по параметрам его сегментации;

3. + изучение тенденций экономического развития регионов, входящих в районы тяготения железных дорог;

4. формирование тарифов на перевозки.

3.24. Соответствие показателей объема перевозок по видам сообщений:

1.  Рприем=  Рввоз +  Ртранз,
2.  Рсдача=  Рвывоз +  Ртранз
3.  Ротпр=  Рвывоз +  Рместн.,
4.  Рприб=  Рввоз +  Рместн
 Рввоз +  Рвывоз

3.25. Работа дороги характеризуется ….

1. + суммой погруженных и принятых от соседних дорог груженых вагонов;

2. суммой погруженных и выгруженных вагонов на дороге;

3. суммой принятых от соседних дорог груженых и порожних вагонов;

4. суммой выгруженных вагонов и отправленных порожними на соседние

3.26. Система организации и управления деятельностью транспортных предприятий, компаний и фирм по оказанию транспортных услуг пользователям транспорта на основе комплексного изучения транспортного рынка и спроса на транспортную продукцию в целях создания наилучших условий ее реализации для субъектов рынка …........... . + транспортный маркетинг

3.27. Система показателей, обеспечивающих сбалансированность объемов производства и других ресурсов с размерами потребления определенных видов продукции по рассматриваемым территориальным единицам ….

1. + транспортно-экономический баланс (ТЭБ);

2. система сбалансированных показателей деятельности предприятия

3. статистическая отчетность железнодорожной отрасли (СОЖД);

4. система международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

3.28. Методы обследования рынка при маркетинговых исследования:

1. непосредственное наблюдение;

2. интервью;

3. анкетное обследование;

4. интерактивный компьютерный опрос;

5. панельный метод;

6. использование фокус-групп респондентов;

7. непосредственного счета клиентов.

Цель: изучение технико-эксплуатационных показателей пассажирских перевозок, основных показателей выполнения графика движения поездов, учет выполнения графика движения пассажирских поездов

План:

1. Основные показатели пассажирских перевозок.

2. Учет выполнения графика движения пассажирских поездов.

3. Оперативное управление пассажирскими перевозками в прямом и местном сообщениях.

Для оценки объема выполненной работы и качества использования подвижного состава, а также для характеристики уровня обслуживания пассажиров используются следующие технико-эксплуатационные показатели, которые подразделяются на количественные, качественные и экономические.

Количественные показатели:

Отправление пассажиров (этот показатель характеризует объем работы сети, дорог или отделений по перевозке пассажиров; количество отправленных пассажиров определяется по числу проданных билетов);

Пассажирооборот (пассажирокилометры, сокр.пассю-км). Определяет выполненную железными дорогами работу по перевозке пассажиров с учетом расстояния перевозки. Пассажирокилометры вычисляют умножением числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки с последующим суммированием этих произведений (пасс.-км – это перевозка одного пассажира на 1 км). Выполненные пассажирокилометры получают из отчетов билетных касс и группы учета и отчетности (на крупных станциях);

Работа подвижного состава (поездокилометры). Вычисляется умножением числа поездов по каждому маршруту на его протяженность в километрах с последующим суммированием этих произведений;

Число используемых составов для обеспечения данного объема перевозок.

Качественные показатели:

Участковая скорость поездов (определяется делением поездокилометров на поездочасы, при этом в поездочасах учитывают и время всех стоянок поезда);

Маршрутная скорость – средняя скорость движения поезда по всему маршруту его следования от станции формирования до станции назначения (в дальнем движении);

Населенность на вагон – это среднее число пассажиров, приходящихся на вагон, занятый под перевозку пассажиров. Данный показатель исчисляется делением пассажирокилометров на вагонокилометры. Небольшая населенность (менее 60% вместимости поезда) означает, что поезда курсируют с большим числом свободных мест; населенность считается высокой при загрузке свыше 60% вплоть до превышения допустимых норм. В последнем случае размеры движения пассажирских поездов следует увеличивать;

Средняя дальность поездки пассажиров (определяется делением пассажирокилометров на число отправленных пассажиров. Этот показатель используется при планировании и анализе структуры пассажирооборота);



Среднесуточный пробег состава. Определяется делением общего числа поездокилометров (работа подвижного состава) на количество используемых составов.

Пассажирские перевозки характеризуются большой неравномерностью по направлениям и во времени, что ухудшает показатели использования вагонов, вызывает непроизводительные затраты. Особенно значителен прирост объема перевозок в июле и августе. Неравномерность перевозок характеризуется коэффициентом, который представляет собой отношение объема перевозок в максимальный месяц к среднемесячному за год. Особенно велик разрыв между объемом перевозок в летнее и зимнее время в прямом сообщении. Объем перевозок в июле в этом сообщении возрастает в 2 – 2,5 раза по сравнению с февралем.

Экономические показатели:

Себестоимость пассажирских перевозок. Характеризует затраты железных дорог на производство единицы продукции по пассажирским перевозкам в денежном выражении. За единицу работы принимают 10 пасс.-км. Себестоимость 10 пасс.-км определяют делением всех расходов по пассажирским перевозкам на объем выполненной работы;

Доходная ставка – это доход, приходящийся на единицу продукции (10 пасс.-км); получается от деления общей суммы доходов от перевозок пассажиров на общие выполненные пассажирокилометры и умножения полученного результата на десять;

Прибыль от пассажирских перевозок – это превышение общей суммы доходов от пассажирских перевозок над общей суммой затрат на эти перевозки. Кроме доходов, получаемых железными дорогами от перевозки пассажиров, багажа и почты, есть еще местные доходы, поступающие от комиссионных сборов, которые взимаются с пассажиров за оформление проездных документов, хранение ручной клади в камерах хранения, за оказание услуг носильщикам и т.п.;

Рентабельность пассажирских перевозок. Измеряется в процентах и определяется отношением прибыли к стоимости основных производственных и оборотных средств, отнесенных на эти перевозки. К основным средствам относятся вокзалы, пригородные павильоны, транспортно-уборочные машины и прочее оборудование стоимостью свыше 250 тенге, а оборотные средства включают, например, материалы, топливо, малоценный инвентарь стоимостью менее 250 тенге;

Производительность труда работников, занятых на пассажирских перевозках. Измеряется в пассажирокилометрах, приходящихся на одного работника эксплуатационного штата.

Продукция транспорта определяется рядом показателей. Для оценки перевозочной работы используется ряд показателей. В качестве основного установлен показатель (P) объем перевозок (отправления) грузов, тонн, обычно за год. [Этот показатель обеспечивает лучшую сбалансированность (увязку) планов перевозок производства единым измерением – тоннами – по сравнению с показателем грузооборота, считавшимся основным до 1982 года]

Грузооборот в тонно-километрах представляет собой сумму произведений массы перевезенных грузов на расстояние (дальность) перевозки. Для уменьшения расходов на перевозки и ускорения доставки грузов план грузооборота должен выполняться за счет роста количества перевезенного груза, а не за счет увеличения дальности перевозки. Грузооборот является обобщающим показателем, планируемым на всех уровнях. Он используется для определения потребности в подвижном составе и ремонтной базе, затратах труда, топлива, электроэнергии т т.д.

К числу важнейших показателей относится и количество перевезенных пассажиров (A), обычно за год.

Пассажирооборот, в пассажиро-километрах, представляет собой сумму произведений числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки.

[Грузонапряженность ж/д характеризуется средним количеством выполненных тонно-километров, приходящихся на 1 км эксплуатационной длинны.

Под эксплуатационной длиной понимают протяженность ж/д линий без учета путей: второго главного, станционных и т.д.]

Грузовые перевозки:

· Грузооборот

· Средняя дальность грузовых перевозок

· Средняя густота перевозок

· Средняя скорость доставки грузов

· Средняя продолжительность доставки грузов

· Коэффициент перевозимости грузов

· Коэффициент неравномерности

· Средняя доходная ставка по грузовым перевозкам

Пассажирские перевозки:

· Средняя дальность пассажирских перевозок (Определяется по видам сообщения и поясам дальности)

· Средняя густота пассажирских перевозок (интенсивность пассажиропотока)

· Коэффициент неравномерности



· Коэффициент подвижности

Для оценки объема выполненной работы и качества использования подвижного состава, а также для характеристики уровня обслуживания пассажиров используются следующие технико-эксплуатационные показатели, которые подразделяются на количественные, качественные и экономические.

Количественные показатели:

· отправление пассажиров (этот показатель характеризует объем работы сети, дорог или отделений дорог по перевозке пассажиров; количество отправленных пассажиров определяется по числу проданных билетов);

· пассажирооборот (пассажиро-километры). Определяет выполненную железными дорогами работу по перевозке пассажиров с учетом расстояния перевозки. Пассажиро-километры вычисляют умножением числа перевезенных пассажиров на расстояние перевозки с последующим суммированием этих произведений (пассажиро-километр − это перевозка одного пассажира на 1 км);

· работа подвижного состава (поездо-километры). Вычисляется умножением числа поездов по каждому маршруту на его протяженность
в километрах с последующим суммированием этих произведений;

· число используемых составов для обеспечения данного объема перевозок.

Качественные показатели:

· участковая скорость поездов (определяется делением поездо-километров на поездо-часы, при этом в поездо-часах учитывают и время всех стоянок поезда);

· маршрутная скорость − средняя скорость движения поезда по всему маршруту его следования от станции формирования до станции назначения (в дальнем движении);

· населенность на вагон − это среднее число пассажиров, приходящихся на вагон, занятый под перевозку пассажиров. Данный показатель исчисляется делением пассажиро-километров на вагоно-километры. Небольшая населенность (менее 60 % вместимости поезда) означает, что поезда курсируют с большим числом свободных мест; населенность считается высокой при загрузке свыше 60 % вплоть до превышения допустимых норм. В последнем случае размеры движения пассажирских поездов следует увеличивать;

· средняя дальность поездки пассажиров (определяется делением пассажиро-километров на число отправленных пассажиров. Этот показатель используется при планировании и анализе структуры пассажирооборота);

· среднесуточный пробег состава . Определяется делением общего числа поездо-километров (работа подвижного состава) на количество используемых составов.

Пассажирские перевозки характеризуются большой неравномерностью по направлениям и во времени, что ухудшает показатели использования вагонов, вызывает непроизводительные затраты. Особенно значителен прирост объема перевозок в июле и августе. Неравномерность перевозок характеризуется коэффициентом, который представляет собой отношение объема перевозок в максимальный месяц к среднемесячному за год. Особенно велик разрыв между объемом перевозок в летнее и зимнее время в прямом сообщении. Объем перевозок в июле в этом сообщении возрастает в 2–2,5 раза по сравнению с февралем.

Экономические показатели:

· себестоимость пассажирских перевозок – характеризует затраты железных дорог на производство единицы продукции по пассажирским перевозкам в денежном выражении. За единицу работы принимают
10 пас-км. Себестоимость 10 пас-км определяют делением всех расходов по пассажирским перевозкам на объем выполненной работы;

· доходная ставка − это доход (в коп.), приходящийся на единицу продукции (10 пас-км), получается от деления общей суммы доходов от перевозок пассажиров на общие выполненные пассажиро-километры и умножения полученного результата на десять;

· прибыль от пассажирских перевозок − это превышение общей суммы доходов от пассажирских перевозок над общей суммой затрат на эти перевозки. Кроме доходов, получаемых железными дорогами от перевозки пассажиров, багажа и почты, есть еще местные доходы, поступающие от комиссионных сборов, которые взимаются с пассажиров за оформление проездных документов, хранение ручной клади в камерах хранения, за оказание услуг носильщиками и т. п.;

· рентабельность пассажирских перевозок – измеряется в процентах и определяется отношением прибыли к стоимости основных производственных и оборотных средств, отнесенных на эти перевозки. К основным средствам относятся вокзалы, пригородные павильоны, транспортно-уборочные машины и прочее оборудование стоимостью свыше
50 руб., а оборотные средства включают, например, материалы, топливо, малоценный инвентарь стоимостью менее 50 руб.;

· производительность труда работников , занятых на пассажирских перевозках – измеряется в пассажиро-километрах, приходящихся на одного работника эксплуатационного штата.

Когда и кем в России построена первая железная дорога?

Первая в России железная дорога общего пользования, протяженно­стью 27 км, была построена в 1837 г. между Петербургом и Царским Се­лом (ныне г. Пушкин) с продолже­нием до Павловска. Ширина колеи составляла 1829 мм (в 1904 г. было завершено строи­тельство железнодорожной линии Царское Село–Дно, с переустрой­ством на колею 1524 мм), наиболь­ший уклон – 2 о / оо, наименьший ра­диус – 448 м. Дорога не имела су­щественного экономического значе­ния, однако показала возможность и целесообразность применения в России нового для того времени вида транспорта – железнодорожного.

Первая в России железная доро­га с паровой тягой построена на Урале в 1834 г. механиком Нижне­тагильского завода Е.А. Че­ре­па­новым и его сыном М.Е. Черепано­вым. Кроме этого, ими был построен первый русский паровоз или, как его называли на Урале, «сухопутный пароход», который вез состав массой 3,3 т со скоростью около 15 км/ч по чугунной дороге длиной 854 м. Паровоз Черепановых по своей мощности превосходил стефенсоновскую «Ракету» и, кроме груза, мог перевезти до 40 пассажиров. Но эту дорогу не принято считать первой железной дорогой в России, так как она вскоре прекратила свое существование – хозяева предпочли гужевой транспорт .