Кто изобрел вертолет, в каком году.

Вряд ли остался ли хоть один человек в этой стране, не летавший по воздуху на больших «железных» птицах. Красивые, сильные, стремительные самолёты – настоящее чудо человеческого гения. Причём, достаточно безопасное чудо, намного безопаснее более привычного автомобиля. Но, почему-то, в машину мы садимся совершенно спокойно, а в самолёте почти у всех сердце как-то замирает. Всё-таки немного страшновато…


На самом деле страшновато было всегда, с самых первых полётов. Это можно понять – человек не птица и в воздухе чувствует себя, по меньшей мере, непривычно. А на заре авиации и сама техника нередко подводила, и приёмы пилотирования не были отработаны, потому неприятности случались слишком часто. Авария произошла и с самолётом талантливого испанского конструктора Хуана де ла Сиерва. Молодой, двадцатичетырёхлетний инженер в 1919 году построил по своему проекту бомбардировщик и приступил к его лётным испытаниям.

Можно себе представить волнение начинающего конструктора, наблюдавшего, как созданный по его проекту самолёт разбегается и взлетает в воздух. Но биплан, едва оторвавшись от земли, потерял скорость и рухнул на лётное поле. И хотя конструктора никто не винил, Сиерва был потрясён. К счастью, у него не опустились руки. Конструктор вновь приступил к работе. Хуана захватила смелая мысль построить совсем иной аппарат, более безопасный, чем самолёт.

И он это сделал. Главное новшество было в том, чтобы отказаться от крыла и заменить его на несущий винт. Сиерва знал, что машина такой конструкции сможет безопасно летать на малых скоростях. Идея, надо сказать, достаточно старая. Первый известный вариант «винтокрыла» найден в работах Леонардо да Винчи за 1475 год. А великий М. Ломоносов, не зная трудов да Винчи, в 1754 году предложил действующую модель летательного аппарата с несущим винтом. Так что Хуану де ла Сиерва было на что опереться. Заслуга талантливого инженера в том, что он идею превратил в реальность.

Удача пришла не сразу. Только четвёртый вариант автожира (так стала называться новая конструкция) в 1922 году уверенно поднялся в воздух. Это был великий день! Автожир легко взлетал и садился почти вертикально. Потеря скорости в воздухе ему была не страшна. Окрылённый успехом, Сиерва продолжил работу. Его новые машины становились всё более совершенными. В 1928 году Сиерва на аппарате собственной разработки пересёк Ла-Манш, а в 1930 совершил перелёт Англия – Испания. Достоинства новой техники были столь неоспоримы, что автожирам нашлось место в армиях нескольких европейских стран.

Идея стала быстро развиваться. За несколько десятилетий маленький, лёгкий автожир превратился в современный вертолёт. Во всём мире огромное количество разнообразных вертолётов-геликоптеров работают не щадя винтов своих. Без этих машин невозможно себе представить современное небо. И безопасность полёта, более высокую, чем у своих крылатых собратьев, вертолёт сохранил и преумножил. Вертикальный взлёт, полёт на нулевой скорости, уверенная посадка на пятачок земли даже с неработающими двигателями. Заветная мечта Хуана де ла Сиервы стала привычной повседневностью.

Великий изобретатель прожил недолго. В 1936 году, в возрасте 41 года он разбился на автожире, совершая перелёт Лондон – Амстердам. По-правде говоря, и современные вертолёты не всегда удачно приземляются. Возможно, пора изобрести что-то новое?

Всем здравствовать! Недавно у нас в отделе технической литературы работала экспозиция «Притяжение небес», которая была приурочена к 100-летию со дня рождения Михаила Леонтьевича Миля, основателя отечественного вертолетостроения.

На этом мероприятии все желающие могли ознакомиться с историей мирового авиаконструирования и отечественного вертолетостроения. Из представленных книг можно было узнать о том, когда был создан первый вертолет и кто его конструкторы, когда состоялся первый полёт вертолёта, кто внёс огромныйвкладв развитие авиаконструированияи вертолетостроения, а также ознакомитьсяс современной авиапромышленностью, военной авиацией, воспоминаниями авиаконструкторов. Благодаря нашим книгам у посетителей выставки была возможность самостоятельно разобраться с устройством летательных аппаратов и принципом их работы. Более того, на экспозиции были представлены действующие модели вертолетов, патенты и описания изобретений.


Также наши гости с удовольствием посмотрели увлекательный слайд-фильм об истории летательных аппаратов и о достижениях Михаила Леонтьевича Миля в отечественном вертолетостроении.









Мне хотелось бы поведать Вам о некоторых интересных фактах из истории вертолетостроения. Итак…

Считается, что первоначальная мысль о геликоптере (вертолете) принадлежит Леонардо да Винчи, который в 1500 году нарисовал машину с винтовыми лопастями, хотя у китайцев были игрушки-вертолеты ещё до этого. Секрет вертикального взлёта заключается в «роторных крыльях» - узких поверхностях, вращающихся для создания подъёмной силы. Но прошло более 400 лет, прежде чем эта идея стала реальностью.

Над созданием летательного аппарата вертикального взлёта всерьёз задумывался еще М. В. Ломоносов. И вслед за ним в течение почти двухсот лет русские ученые и практики лётного дела упорно трудились над конструкцией геликоптера. В 1754 году М. Ломоносов построил первую летающую модель аппарата, а в 1911 году Б. Юрьев изобрел ключевое звено вертолета - автомат перекоса. Это устройство обеспечивает создание горизонтальнойсоставляющейтяги несущего винта, которая позволяет вертолету совершать поступательное движение. Благодаря усилиям этих ученых уже к началу Первой мировой войны были созданы схемы основных типов вертолётов, которые позже были приняты за основу в мировом вертолётостроении.

Большую лепту россияне внесли в развитие теории винта. Возглавил этот процесс профессор Николай Егорович Жуковский. Именно ему принадлежит заслуга в создании вихревой теории и в исследовании физической сущности работы многовинтового вертолёта. Русские учёные и конструкторы Б. Н. Юрьев, И. И. Сикорский, К. А. Антонов и другие, опираясь на научные изыскания Жуковского, накануне Первой мировой войны уже построили опытные вертолётыи на практике установили, что основными средствами для управления машиной в полёте должны служить наклон оси несущего винта, изменение и направление его тяги и, наконец, тяга специального винта.Больше всего в конструировании летательных аппаратов преуспел 22-летний русский изобретатель Борис Юрьев. Именно он сделал основные открытия, касающиеся придания машине поступательного движения, создания системы управления и многого другого. Юрьев разработал в общих чертах всю схему одновинтового вертолёта, но из-за отсутствия денег запатентовать её так и не смог.

В 1912 году студенты МВТУ, где учился Юрьев, собрали по его схеме нелетающий макет вертолёта в натуральную величину, который удостоился Малой золотой медали на международной выставке в Москве. Но для того, чтобы построить действующую машину, были нужны средства, а их у училища не было. Работе над проектом помешали войны (Первая мировая и Гражданская). Схемой, найденной русским конструктором, сейчас пользуются 90% вертолётостроителей всего мира.

В 1920-е годы Юрьев, будучи начальником экспериментального аэродинамического отдела ЦАГИ, решил построить вертолёт по своей схеме. Вместе с Алексеем Черёмухиным он реализовал свой проект и построил первый советский вертолёт «1-ЭА». В 1932 году Черёмухин поднялся в воздух на высоту 605 метров. До него этого ещё никому не удавалось сделать.


Вертолет 1-ЭА

Но конструкция вертолёта была пока несовершенной. После экспериментального полёта работы опять были приостановлены.

Непревзойденными российскими конструкторами вертолётов считаются Николай Ильич Камов и Михаил Леонтьевич Миль, а также конструкторские бюро их имени.

Н.И. Камов


Под руководством М. Л. Миля создано девять базовых типов серийных вертолётов: «Ми-1», «Ми-2», «Ми-4», «Ми-6», «Ми-8», «Ми-10», «Ми-10К», «Ми-14» и «Ми-24», а также их многочисленные модификации. Опытные винтокрылые машины «Ми-3» и «Ми-12», а также экспериментальный «В-7», открыли путь к разработке новых направлений в развитии винтокрылой авиации. Машины марки «Ми» составляют основу вертолётных парков нашей страны и ещё ряда иностранных государств.
КА-50

КА-226

МИ-28

МИ-12

Милем воспитаны тысячи высококвалифицированных специалистов. Вместе со своими учениками он разработал теорию современного вертолёта, позволившую на практике осуществить решение ряда сложнейших проблем, относящихся к аэродинамике несущего винта, усталостной прочности вертолётных агрегатов, флаттеру лопастей винтов, земному резонансу, устойчивости и управляемости вертолётов и другим вопросам проектирования и расчёта винтокрылых летательных аппаратов.

За вклад в развитие вертолётостроения Михаилу Леонтьевичу было присвоено в 1966 году высокое звание Героя Социалистического труда, присуждены Ленинская (1958) и Государственная (1968) премии СССР. Кроме того, Миль был награждён тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного знамени, орденом Возрождения Польши и рядом медалей.

Если Вы заинтересовались историей вертолетостроения, мы ждем Вас в отделе технической литературы нашей библиотеки и обещаем предоставить множество литературы по этой теме.


Корчагина Катерина.

Как показывает история, авторство многих важнейших изобретений не так легко или вообще невозможно установить. Ведь одинаковые идеи могут возникнуть у людей, которых разделяют века или тысячи километров. Сказанное верно и в отношении вопроса о том, кто изобрел первый вертолет, так как известно о многих талантливых ученых, инженерах и конструкторах, которые предлагали различные концепции создания летательных аппаратов с вертикальным взлетом.

Предыстория

Точно сказать, в каком году изобрели вертолет, достаточно сложно, так как трудно определить точку отсчета. Если говорить об идее устройства, поднимающегося вертикально верх благодаря вращающемуся винту, то самому древнему письменному упоминанию подобного предмета более Он представлял собой небольшую детскую игрушку в виде палочки с винтом на конце, которую зажимали между ладонями, придавали вращение и отпускали, после чего она ненадолго взмывала вверх. Никакого практического применения этому изобретению тогда не было найдено, и о нем надолго забыли.

Леонардо да Винчи

Хотя имя величайшего гения эпохи Возрождения не фигурирует в числе тех, кого принято называть при ответе на вопрос о том, кто изобрел вертолет, на одном из чертежей, сделанных его рукой в 1475 году, присутствует летательный аппарат с огромным винтом. Леонардо предполагал, что такой механизм должен был взлететь вертикально вверх, если его пропеллер привести в движение, используя мускульную силу пилота.

М. Ломоносов

Через 270 лет механизм, который с натяжкой можно назвать прообразом мини-вертолета, был изобретен в России. Его автором стал Михаил Ломоносов, который решил создать аппарат, способный поднимать на большую высоту термометры и другие приборы, необходимые для проведения метеорологических исследований. Известно, что была даже изготовлена модель, запускаемая от пружинного механизма, однако ее испытания не были успешны. Как бы то ни было, хотя нет никаких оснований считать, что первым изобрел вертолет М. Ломоносов, придуманный им принцип погашения реактивного момента на винтокрылых машинах применяется до сих пор и считается общепризнанной классикой.

Первый вертикальный полет

В 1860 году во Франции Г. Понтон д’Амекур создал аэронеф, который имел два соосных винта и был снабжен паровым двигателем. Его испытания не были успешны, и машина так и не смогла совершить вертикальный подъем, как надеялся ее изобретатель.

Ситуация изменилась с появлением бензиновых двигателей, которые были более мощными и весили меньше паровых. 29 сентября 1907 года состоялся первый в истории вертикальный полет. Его совершил беспилотный аппарат Gyroplane, построенный Луи и Жаком Бреге при теоретической поддержке профессора Ш. Рише. Он продлился менее минуты. При этом машина смогла оторваться от земли только на 50 см. Несмотря на успех, большинство специалистов считают, что при ответе на вопрос о том, кто изобрел вертолет, нельзя называть имена создателей Gyroplane, так как его полет не был управляемым, а сам аппарат на момент подъема был на привязи.

Первый пилотируемый полет

В 1907 году француз Поль Корню стал первым, кто изобрел вертолет, который поднял своего создателя в воздух. Машина находилась в полете всего 2 секунды и достигла высоты 50 см. При этом Корню пытался управлять аппаратом, однако нельзя сказать, что это ему удалось.

Дальнейшая история изобретения вертолета

В течение нескольких лет конструкторам и инженерам не удавалось разрешить проблему управления такими летательными аппаратами. Перелом произошел в 1911 году, когда Б. Н. Юрьев стал тем, кто изобрел вертолет с рулевым винтом. Механизм последнего используется в сфере строительства летательных аппаратов и по сей день.

В 1922 году профессор Г. Ботезат, который после революции эмигрировал из России в США, построил по заказу американской армии первый в мире устойчиво управляемый вертолет. Однако, поднявшись в воздух на высоту 5 м, он смог находиться в полете лишь несколько минут.

Успехи в сфере вертолетостроения

В последующие годы было поставлено несколько рекордов по продолжительности и дальности полетов. Среди них можно отметить:

  • рекорд аргентинца Рауля Патераса Пескары, преодолевшего на вертолете собственной конструкции дистанцию в 736 м;
  • самый длительный на тот момент (1924 год) полет продолжительностью 7 мин 40 с, совершенный французом Э. Эмишеном;
  • рекорд итальянского вертолета д’Асканио, преодолевшего расстояние свыше 1 км в 1930 году;
  • рекорд скорости (100 км/ч), установленный в 1935 году летательный аппаратом Gyroplane.

Кто изобрел первый вертолет в мире?

Считается, что в ответ на этот вопрос следует называть имя ученого-авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского. Задолго до изобретения своего главного творения — первого в мире серийного вертолета — он создал самые передовые на тот момент 4-моторный самолет «Русский витязь». Кроме того, ему принадлежит также первенство в вопросе проектирования трансатлантических гидропланов.

Еще в 1931 году Сикорский запатентовал проект летательной машины, конструкция которой принципиально мало чем отличалась от моделей вертолета, используемых сегодня. В частности, он предложил использовать 2 пропеллера: главный - на крыше и вспомогательный — на хвосте.

Первый экспериментальный вертолет Сикорского — VS-300, управляемый им самим, поднялся в небо в сентябре 1939 года. Он представлял собой стальную трубу большого диаметра с открытой кабиной для пилота. Летательный аппарат имел мощность в 65 л. с. и был оснащен двигателем Lycoming, вращающим 3-лопастный главный ротор.

Дальнейшие успехи Сикорского

В середине весны 1941 года авиаконструктор устроил презентацию первого в мире вертолета-амфибии на поплавковом шасси, являющегося модификацией уже знаменитого на тот момент летательного аппарата VS-300. Винтокрылая машина совершила взлет с поверхности воды и успешно приземлилась на сушу. Продолжительность его полета составила 1 час 35 минут, а скорость достигала 100 км в час.

Впоследствии авиаконструктор создал вертолеты 18 типов, которые стали выпускаться серийно. Кроме того, им были сконструированы турбинные модели, амфибии с убирающимися шасси, а также так называемые летающие краны. На вертолетах, созданных Сикорским, были осуществлены трансантлантический и транстихоокеанский перелеты с дозаправкой в воздухе. Еги машины применялись для самых разнообразных целей. Свою карьеру перед уходом на пенсию Сикорский завершил созданием вертолета S-58, по праву считающимся лучшим вертолетом 1-го поколения.

Теперь вы знаете, почему принято считать, что Игорь Сикорский изобрел первый вертолет. При этом нельзя умалять заслуги и других инженеров и конструкторов, которые посвятили многие годы своей жизни созданию и усовершенствованию винтокрылых летательных аппаратов.