Морской тральщик проекта 266. Основные проектные тактико-технические элементы

Тральщики проекта 266-М

Тральщики проекта 266-М
Тральщики проекта 266-М «Аквамарин» типа «Вице-адмирал Жуков» / Natya class minesweeper
Проект
Страна
Изготовители КБ Балтийского завода
Операторы Военно-морской флот СССР
Годы постройки
В строю частично в строю
Основные характеристики
Водоизмещение 745 т (стандартное)
800 т (полное)
Длина 61 м
Ширина 10,2 м
Осадка 2,97 м
Двигатели дизели М-503Б-37, два дизельных генератора ДГРА-200/1500, дизельный генератор ДГРА-100/1500
Мощность 5000 л.с. (от дизелей), 500 кВт от генераторов
Скорость хода 16,5 узлов
Дальность плавания 1500 морских миль (12 узлов)
Автономность плавания 10 суток
Экипаж 68 (6 офицеров, 8 мичманов)
Вооружение
Радиолокационное вооружение
  • РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка»
  • 2 x НРЛС «Дон-Д»
  • Аппаратура госопознавания «Нихром-Р»
  • ГАС миноискания МГ-69 «Лань» и «Мезень»
  • ГАС звукоподводной связи МГ-26 «Хоста»
Радиоэлектронное вооружение СУО МР-104 «Рысь»
Артиллерия 2 x 2 30-мм АК-230 М, 2 х 2 25-мм 2М-3М, 2 x 12,7-мм ДШК
Ракетное вооружение 2 x 4 ЗРК 9К32 «Стрела-2 » (16 зенитных ракет 9М32)
Противолодочное вооружение 2 x 5 РБУ-1200 М «Ураган» (68 РГБ-12)
Минно-торпедное вооружение 32 ББ-1 или 7 мин КМД-1000
Противоминное вооружение:
  • Искатель-уничтожитель мин КИУ-1
  • Быстроходный контактный трал БКТ
  • Электромагнитный трал ТЭМ-4
  • Акустический трал АТ-3

Основные боевые качества

Защита

Корпус изготовлен из маломагнитной стали и легких сплавов, а его детали защищены специальным диэлектрическим покрытием. Также установлены на специальных амортизаторах звукоизлучающие механизмы, фундаменты оклеены демпфирующим резиновым покрытием, а трубопроводы имеют гибкие вставки. Само судно также оснащено противоатомной и противохимической защитой, а на нём присутствует система кондиционирования жилых помещений.

Двигатели

Энергоустановка имеет эшелонное построение. В состав энергоустановки входят два лёгких быстроходных дизеля, которые оснащены дистанционным самонастраивающимся пневматическим управлением, и три дизельных генератора. Плубные механизмы оснащены гидроприводами. Мореходность корабля не ограничена, применение оружия возможно при волнении до 4 баллов. Устройство слипа в кормовой части механизировало постановку и выборку тралов, и в целях снижения акустического поля корабля его главные двигатели были установлены на вибродемпфирующих продольных балках, а гребные винты большого диаметра с малошумными лопастями размещены в шумопонижающих насадках.

Вооружение

Работа основных систем и большинства технических средств автоматизирована. Тральщики оснащены глубоководным тралом с новой аппаратурой управления, тралом для уничтожения активных мин, трёхканальным широкополосным буксируемым телевизионным и комплексным искателями-уничтожителями мин, а также более совершенной гидроакустической системой «Мезень», обеспечивающей обнаружение донных мин. В оборудование также входит размагничивающее устройство с общекорабельными и местными обмотками и автоматическим управлением, которое компенсирует поля корабля, крупных механизмов и вихревых токов в корпусе при качке.

Для защиты от кораблей противника на тральщики ставились автоматические орудия АК-230М и 2М-3М, а также пулемёты ДШК. Для противовоздушной обороны поставлялись ПЗРК типа «Стрела-3» и «Игла» с соответствующими ракетами, что привело к увеличению длины и полного водоизмещения модернизированного корабля. Для обнаружения плавающих мин в дневное и ночное время имеется специальная электронно-оптическая аппаратура.

Строительство

Головной корабль «Семён Рошаль» поступил на вооружение ВМФ в 1970 году, а всего до 1978 году по этому проекту был построен 31 корабль. Впоследствии была разработана специальная модификация под кодовым номером 266-МЭ. Хорошие показатели модернизированных морских тральщиков привлекли к себе внимание ряда зарубежных заказчиков, которые приняли решение о их приобретении при условии учета некоторых национальных особенностей их использования. Так, благодаря этому тральщики находились в составах ВМС Сирии, Йемена, Ливии и Индии.

Ссылки

ТТХ:
Водоизмещение, т:
стандартное: 745
полное: 800
Размеры, м:
длина: 61
ширина: 10,2
осадка: 2,97
Скорость полного хода, уз: 16,5
Дальность плавания: 1500 миль (12 уз)
Автономность, сут: 10
Силовая установка: 2х2500 л.с., дизели М-503Б-37, 2 ВРШ в насадках, 2 ДГ ДГРА-200/1500 по 200 кВт, 1 ДГ ДГРА-100/1500 100 кВт
Вооружение:
2х4 ПУ ЗРК 9К32 «Стрела-2» (16 ЗУР 9М32);
2х2 30 мм АК-230М - 2000 выстрелов;
2х2 25 мм 2М-3М - 2000 выстрелов;
2х1 12,7 мм ДШК - на Разведчике;
2х5 РБУ-1200М "Ураган" (68 РГБ-12)
32 ББ-1 или 7 мин КМД-1000;
Искатель-уничтожитель мин КИУ-1, быстроходный контактный трал БКТ, электромагнитный трал ТЭМ-4, акустический трал АТ-3, шнуровые заряды ШЗ-1 или ШЗ-2;
Экипаж, чел: 68 (6 офицеров, 8 мичманов)

История:
"Чернигов" U310 (до 5.08.1997 "Зенитчик"; до 14.06.2004 "Жовты воды"):
Морской тральщик "Зенитчик" проекта 266М был построен в пос.Понтонный на Средне-Невском судостроительном заводе (заводской №928), вступил в строй 10.09.1974 г., вошел в состав Черноморского флота.
Корабль в период с 1977 по 1988 год неоднократно участвовал в боевых службах в Персидском заливе, Красном море, Атлантике.
05.08.1997 г. "Зенитчик" был включен в состав Военно-Морских Сил Украины, получил новое название "Желтые Воды" в честь одноименного украинского города, с присвоением бортового номера "U310". 18.06.2004 г. корабль был переименован в "Чернигов".

Корабль базировался на пос.Новоозерное (оз.Донузлав).
24.03.2014 г. на корабле был спущен флаг ВМС Украины, и поднят флаг ВМФ России.

"Черкассы" U311 (до 25.07.1997 Разведчик)
Морской тральщик "Разведчик" был построен на Средне-Невском ССЗ в Ленинграде (зав.№ 950) в 1976 году.
Корабль неоднократно участвовал в боевых службах в Персидском заливе, Красном море, Атлантике. Так, за период январь-август 1990 года МТЩ "Разведчик" неоднократно выполнял боевое траление миноопасных районов Красного моря. Осуществил 29 проводок за тралами и конвоирование гражданских судов в Красном море, всего провел 52 судна. Из них 11 конвоев проводились под обстрелом реактивных снарядов, с занятых эритрейцами островов.
14 мая 1990 года в Красном море танкер "Интернационал" шедший в охранении МТЩ "Разведчик", был атакован 4 катерами, оснащенными 106-мм безоткатными орудиями. Моряки тральщика открыли заградительный огонь - стреляли его кормовая артустановка, малая зенитная артиллерия и два крупнокалиберных пулемета ДШК (образца 1943 года), установленных на тыльной стороне мостика. Кроме того, в бой вступили автоматчики из группы огневого противодействия. Ранение в ногу получил гидроакустик старшина 2 статьи Игорь Швец, ведший огонь из ДШК. Огнем старшины 1 статьи Александра Невзрачного был взорван один катер. Бой длился с 4.48 до 4.56, всего 8 минут. За это время тральщик израсходовал четыре с половиной из шести тонн боезапаса, имевшегося на борту.
По результатам боевых служб 17 членов экипажа корабля были награждены орденами и медалями, а сам корабль был награжден Вымпелом МО СССР "За мужество".
25.07.1997 г. "Разведчик" был включен в состав Военно-Морских Сил Украины, получил новое название "Черкассы" в честь одноименного украинского города, с присвоением бортового номера "U311".
Корабль неоднократно принимал участие в различных международных учениях, а так же в сбор-походах кораблей ВМС Украины.
В марте 2014 г. ТЩ "Черкассы" был блокированным на оз. Донузлав с некоторыми другими кораблями ВМС Украины, кораблями Черноморского флота России. На предложение сдаться был получен отказ. После нескольких дней пребывания в Донузлаве, экипаж принял решение штурмом прорваться в море и уйти в Одессу. Но сделать это не удалось т.к. фарватер был заблокирован ТРЕМЯ затопленными кораблями, экипаж попытался оттащить один из них и тем самым освободить проход но это ему не удалось. Морской тральщик "Черкассы" после попытки вырваться из озера Донузлав занял оборону и остается верен присяге.
То что происходило дальше расскажет командир ТЩ "Черкассы" капитан 3 ранга Юрий Федаш:
"...В 9 утра 24 марта 2014 г., истек срок ультиматума, поставленного российскими военными. Корабли "Константин Ольшанский", "Кировоград", "Чернигов" пошли к причальной стенке по приказу командира бригады. "Черкассы" отказались выполнять такой приказ. После этого, командование МВД отстранило командира бригады, и корабли временно остановились, а "Константин Ольшанский", отошел от причала и стал на якорь. "Однако через три часа, морской тральщик "Чернигов" все-таки пошел к причалу, чтобы сдать корабль. За ним последовал средне-десантный корабль "Кировоград" - "они не увидели поддержки страны, государства", - рассказывал потом командир тральщика "Черкассы".
После этого мы (продолжил командир ТЩ Юрий Федаш), морской тральщик "Черкассы" под песни "Врагу не сдается наш гордый варяг" пошел на выход из озера Донузлав и попытался оттащить один корабль, чтобы освободить себе выход. Поскольку не хватило мощности, начали рваться конце, но где-то в течение часа мы оттягивали корабль. Мы просили помощи у морского тральщика "Чернигов", чтобы можно было оттянуть вдвоем, на что мы получили отказ".
Обстановка наращивалась ежеминутно, мы не обращали на это внимание, нас это не пугало. После того, как больше не было возможности что-то делать, корабль отдал концы, чтобы не сесть на мель. Мы пошли занимать оборону, стали на якорь и держим круговую оборону с большим десантным кораблем "Константин Ольшанский", - сказал Федаш. Он также рассказал, что утром в пятницу написали рапорт на увольнение и сошли с корабля 2 офицера, один мичман и 9 человек личного состава. Остался корабль с экипажем не в полном составе, но мы продолжаем держать оборону. "Сдаваться не собираемся. Каждый член экипажа сказал, что не хочет в таком позоре, как сдача, принимать участие..."

25 марта 2014 г. после двух часового штурма тральщик "Черкассы" был захвачен, он оставался ПОСЛЕДНИМ кораблём ВМС Украины в Крыму.
Как проходил захват корабля рассказывает старший минер артиллерийской минно-торпедной боевой части старший матрос корабля "Черкассы" Александр Гутник.
"...Начато преследование морского тральщика "Черкассы" двумя скоростными катерами Российской Федерации", - рассказал он.
"Пока что морской тральщик "Черкассы" уклоняется от нападавших, маневрируя", - добавил он.
По состоянию на 18:50 начался штурм Черкасс с помощью двух вертолетов Ми-35, трех скоростных катеров. "Личный состав внутри задраен", - добавил Гутник.
Как сообщил руководитель медиа-центра Минобороны Украины в Крыму Владислав Селезнев, к "Черкассам" идет буксир "Ковель". По некоторой информации, слышны взрывы и выстрелы.
По состоянию на 19:18 продолжается захват. "Нас загнали и прицепили взрывчатое вещество на борт", - сообщил Гутник.
"По состоянию на 19:40 у корабля вышел из строя основной пост управления рулем", - сообщил Гутник.
Отвечая на вопрос, из-за взрыв ли это произошло, он сказал: "Да".
"Корабль "Черкассы" перешел на аварийный пост управления рулем", - добавил он.
По состоянию на 20:00 слышны выстрелы и взрывы, сообщает очевидец, находящийся на берегу Донузлава.
"Черкассы" - единственный корабль, который остался в Крыму с украинским флагом.
По состоянию на 20:17 штурм длится уже больше двух часов.
По состоянию на 20:30, по информации Селезнева со ссылкой на очевидца, который находится на берегу Донузлава, буксир "Ковель" тянет морской тральщик "Черкассы" в сторону 5 военного городка. Над озером стоит запах "дымовухи". Телефон Гутника не отвечает.
По состоянию на 21.01 Удалось связаться с Гутником. "Все. Нас захватили. Ни один из членов экипажа не пострадал. Нас не били, все в порядке", - сказал Гутник..."

Так прекратили своё существование Военно-Морские Силы Украины в Крыму.

Фотоальбом:
1 - ТЩ "Чернигов":

2 - ТЩ "Черкассы":

Морской тральщик «Ковровец» является 16 в серии из 26 кораблей проекта 266М (шифр «Аквамарин-М»), которая была построена в поселке Понтонный на Средне-Невском судостроительном заводе.

Корабли данного проекта предназначены для проводки за тралами кораблей и судов, разведывательного и контрольного траления, прокладки фарватеров в минных полях, участия в минных постановках в дальней зоне от своих баз.

Корабль под именем «Наводчик» был заложен под строительным номером 929. Построен 08 ноября 1974 года. Военно-морской флаг на корабле был поднят 21 октября 1974 года. Вошел в состав Черноморского флота.

Имел бортовые номера: 918 (1984 год), 912 (1986 год), 913 (с 1990 года).

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 745 тонн, полное 800 тонн. Длина 61 метр, ширина 10,2 метра, осадка 2,97 метра. Скорость полного хода 16,5 узлов. Дальность плавания: 2700 миль при 10 узлах. Экипаж составляет 68 человек, в том числе 6 офицеров, 8 мичманов.

Силовая установка: 2 дизеля М-503Б по 2500 л.с., 2 дизель-генератора по 200 кВт, 1 дизель-генератор на 100 кВт, 2 вала.

Вооружение: 2х2 30-мм артустановки АК-230, 2х2 25-мм артустановки 2М-3М, 2 реактивных бомбомета РБУ-1200, тралы.

Радиотехническое вооружение: СУ МР-104 «Рысь», РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка», 2 навигационные РЛС «Дон-Д», гидроакустическая станция миноискания МГ-69 «Лань», гидроакустическая станция миноискания МГ-79 «Мезень», гидроакустическая станция звукоподводной связи МГ-26 «Хоста».

С июля 1982 года корабль получил название «Курский комсомолец».

Морской тральщик участвовал в охране советских промысловых судов в районах рыбной ловли в Атлантике у побережья Западной Африки, а так же решал задачи противоминного обеспечения советского судоходства в Персидском заливе в условиях, когда продолжалась ирано-иракская война. За первый свой поход в Персидский залив в 1987 году (196 суток) тральщик «Курский комсомолец» провёл 16 конвоев (27 советских судов) через миноопасные районы, пройдя 17900 миль. А в 1988 году провел 32 танкера и транспорта через миноопасные районы Персидского залива. 14 членов экипажа этого корабля были награждены орденами и медалями.

После распада Советского Союза 15 февраля 1992 года тральщику вернули его первоначальное имя «Наводчик».

С 2006 по 2007 год проходил ремонт на СРЗ в Стрелецкой бухте (Севастополь).

28 апреля 2015 года в соответствии с планом боевой подготовки в полигонах Черноморского флота в проводимом тактическом учение для минно-тральных кораблей. 09 мая участие в Севастополе в морском параде, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. 05 ноября действия одиночного корабля в море по предназначению.

По сообщению от 13 февраля 2016 года, совместно с МРК «Зеленый Дол», для выполнения задач в составе постоянной группировки Военно-Морского Флота в Средиземном море в соответствие с планом ротации сил. 14 февраля прошел через пролив Босфор. 17 февраля в порт Татрус.

В канун Нового года вышел из Севастополя и направился в Средиземное море. По сообщению от 09 января 2017 года в состав постоянной группировки Военно-Морского Флота России в Средиземном море и уже приступил к выполнению задач по предназначению. По сообщению от 02 мая

Корпус изготовлен из маломагнитной стали и легких сплавов, а его детали защищены специальным диэлектрическим покрытием. Также установлены на специальных амортизаторах звукоизлучающие механизмы, фундаменты оклеены демпфирующим резиновым покрытием, а трубопроводы имеют гибкие вставки. Само судно также оснащено противоатомной и противохимической защитой, а на нём присутствует система кондиционирования жилых помещений.

Двигатели

Энергоустановка имеет эшелонное построение. В состав энергоустановки входят два лёгких быстроходных дизеля М-503Б-3 производства ОАО "Звезда" , оснащённых пневматической дистанционной системой управления "Дельфин", двумя дизель-генераторами ДГРА-200/1500 по 200 кВт и одним дизель-генератором ДГРА-100/1500 100 кВт. На всех двигателях корабля находятся обмотки размагничивающего устройства для уменьшения магнитных девиаций корабля. Палубные механизмы оснащены гидроприводами. Мореходность корабля не ограничена, применение оружия возможно при волнении до 4 баллов. Устройство слипа в кормовой части механизировало постановку и выборку тралов, и в целях снижения акустического поля корабля его главные двигатели были установлены на вибродемпфирующих продольных балках, а гребные винты большого диаметра с малошумными лопастями размещены в шумопонижающих насадках.

Вооружение

Работа основных систем и большинства технических средств автоматизирована. Тральщики оснащены глубоководным тралом с новой аппаратурой управления, тралом для уничтожения активных мин, трёхканальным широкополосным буксируемым телевизионным и комплексным искателями-уничтожителями мин, а также более совершенной гидроакустической системой «Мезень», обеспечивающей обнаружение донных мин. В оборудование также входит размагничивающее устройство с общекорабельными и местными обмотками и автоматическим управлением, которое компенсирует поля корабля, крупных механизмов и вихревых токов в корпусе при качке.

Для защиты от кораблей противника на тральщики ставились автоматические орудия АК-230М и 2М-3М, а также пулемёты ДШК. Для противовоздушной обороны поставлялись ПЗРК типа «Стрела-3» и «Игла» с соответствующими ракетами, что привело к увеличению длины и полного водоизмещения модернизированного корабля. Для обнаружения плавающих мин в дневное и ночное время имеется специальная электронно-оптическая аппаратура.


МОРСКОЙ ТРАЛЬЩИК ПРОЕКТА 266М «АКВАМАРИН»

ТИПА «СЕМЕН РОШАЛЬ»

MARINE TRAWLER PROJECT 266М «AQUAMARINE»

TYPE «SEMYON ROSHAL»

10.01.2016
ФОТОРЕПОРТАЖ: ВЫХОД НА ХОДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ МОРСКОГО ТРАЛЬЩИКА «КОВРОВЕЦ». 25.12.2015

25 декабря 2015 года морской тральщик «Ковровец» вышел в море Из Севастополя на ходовые испытания.
Морской тральщик «Наводчик» был построен на Средне-Невском ССЗ (зав.№ 929) в 1973 году. Военно-морской флаг на корабле был поднят 21.11.1974 г. Вошел в состав Черноморского флота.
С июля 1982 г. корабль получил название «Курский комсомолец».
Морской тральщик участвовал в охране советских промысловых судов в районах рыбной ловли в Атлантике у побережья Западной Африки, а так же решал задачи противоминного обеспечения советского судоходства в Персидском заливе в условиях, когда продолжалась ирано-иракская война. За первый свой поход в Персидский залив в 1987 г. (196 суток) тральщик «Курский комсомолец» провёл 16 конвоев (27 советских судов) через миноопасные районы, пройдя 17 900 миль. А в 1988 г. он провел 32 танкера и транспорта через миноопасные районы Персидского залива. 14 членов экипажа этого корабля были награждены орденами и медалями.
После распада Советского Союза 15.02.1992 г. тральщику вернули его первоначальное имя. А 25.07.1999 г. морской тральщик получил своё новое название — «Ковровец».
Тральщик входил в 418 дивизион тральщиков 68-ой бригады кораблей ОВР с базированием на Южную бухту Севастополя.
С 2006 по 2007 гг. проходил ремонт на СРЗ в Стрелецкой бухте (Севастополь).
В настоящее время входит в состав 149-й тактической группы противолодочных кораблей 68-ой бригады кораблей ОВР.
ВТС «БАСТИОН», 10.01.2016