Программа тренинговых занятий для педагогов доу. Психологический тренинг для педагогов доу

Как научиться использовать эмоции и чувства в своей работе

Цель встречи: избавиться от негативных эмоций на работе.
Психолог:
Вспомните слова из песни В. Шаинского «Улыбка».
«От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга зажжется.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется»
Приветствие «Улыбка».
В начале нашей встречи я предлагаю поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Ведь именно улыбка способствует позитивному настроению, развитию уверенности в себе. Обращаясь к своему партнеру с улыбкой, скажите ему несколько приятных слов. И вы уже на пути к гармонии, определяемой тремя главными силами жизни: разума, духа и любви. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.
Один мудрый человек сказал: «Кто-то другой для нас не может быть ни другом, ни врагом, он может быть для нас только учителем».
Упражнение «Если бы не ты …»
Участники делятся на пары. Далее им предлагается по очереди рассказать про качества другого участника, начиная свой рассказ словами «Если бы не ты …»
Я хочу вам рассказать сказку, а вам, чтобы не было скучно, предлагаю «вжиться» в сюжет этой сказки, и желательно изображать героев сказки после того, как услышите слова «вот так».
Далеко-далеко есть одна замечательная поляна, которая носит название детский сад «Дельфин». Поляна большая и круглая. Над этой поляной небо бывает разным, бывает ясным, но иногда тучи нависают над этой замечательной поляной, вот так. А солнце согревает своими теплыми лучами эту поляну, вот так. На этой замечательной поляне, в детском саде «Дельфин» жили волшебники, похожие на вас. И на Вас …, и на вас…Волшебники были очень дружные и добрые. Они трудились и многое умели, вот так (педагоги перечисляют, что они умеют делать). А если у них что-то не получалось, они знали, что у них обязательно получится, пусть и не сразу. Любили волшебники веселиться, общаться друг с другом, а делали они это вот так. То и дело слышался их звонкий, веселый смех. А смеялись они вот так.
Но бывало волшебникам и грустно, и тогда они грустили вот так. Иногда им хотелось поплакать, и они позволяли себе это. Они плакали вот так. Огромные слезы катились по их щекам, а когда они падали на землю, то превращались в хрустальные бусинки. Звон от них был мелодичным и успокаивающим.
Волшебники любили придумывать разные чудеса с превращениями. Когда кто-нибудь превращался в кого-нибудь, то они удивлялись вот так.
И вот с вами произошло это чудо с превращением. Сейчас Вы все превратились в большущих слонов. У слона четыре мощные ноги. Он ходит важно, не спеша, вот так. Ставит ногу на всю ступню, как бы продавливая землю. Попробуйте ходить вот так.
Слон подошел к стройке, где маленькие волшебники строили дом. Наверное, для нас с вами. Слон – сильное животное, и он принялся помогать волшебникам, поднимать тяжелые камни, вот так Ему было нелегко, и он не скрывал этого. Тяжело дышал, вот так.
Но тут слона постигла неудача: тяжелый камень упал ему на ногу. Слон поднял ушибленную ногу и застонал, вот так
Слон очень разозлился. Он стал размахивать хоботом, вот так.
А затем слон пошел по городу, сотрясая воздух ревом, вот так.
Тут слон увидел газету. Он схватил ее и принялся мять. Он топтал ее ногами, рвал на части, вот так.
Постепенно чувство злости стало покидать слона, он закрыл глаза, расслабился, вот так.
Вскоре слон совсем успокоился, он огляделся вокруг, вот так.
Как хорошо: солнышко пригревает, небо голубое, трава зеленная, в речке вода течет. И ему стало спокойно и уютно. А о злости напоминали только разбросанные по земле обрывки бумаги. Давайте уберем эти остатки «злости», чтобы она нас больше не беспокоила, вот так.
Психолог:
Вот и закончилось наше «превращение». Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть слонами?
Какое чувство переживал слон, когда камень свалился ему на ногу?
Как он выражал свое чувство?
Вы заметили, что слон, несмотря на то, что был очень зол, никого не обижал. Слон – миролюбивое животное. Если вдруг вас когда-нибудь посетит чувство гнева, злости, вспомните слона.
Гнев, злость – это яркое проявление неудовольствия. Мы сердимся на тех, кто причинил нам боль, обидел или подвел нас. Иногда мы сердимся на самих себя. Иногда злость используется как маска, под которой прячется страх или обида. Гнев свойственен человеку, сердятся все без исключения. Гнев, злость съедает изнутри.
Обсуждение приемов освобождения от негативных эмоций.
Не позволяйте гневу заходить так далеко;
постарайтесь не распыляться и успокоиться, вдыхайте спокойствие и выдыхайте гнев;
важно понять, осознать причину гнева, задав себе вопрос: «Для чего мне гнев, злость? Какой будет исход, после того как я проявлю злость по отношению к кому-то или к себе?»;
можно письменно описать свое состояние, а затем ритуально выдохнуть, отрезать, порвать, выбросить;
можно высказать свой гнев своему обидчику, но только в том случае, если вы уверенны, что вас услышат и отнесутся к вас с пониманием и уважением.
Упражнение «Это состояние мне чуждо»
Психолог:
Предлагаю вам сейчас вспомнить последний случай, когда гнев и злость переполняли вас. Вы можете это описать на листе бумаги, можете сделать какие-то зарисовки.
А сейчас попрошу вас избавиться от этого состояния, используя обсуждаемые и предлагаемые ранее приемы.
Быть может, кто-то из вас хочет поделиться своим состоянием после «избавления от негатива»? (обсуждение проводится по желанию).
В такой деликатной сфере, как человеческие эмоции, только сам человек, в конечном счете, является для себя «настройщиком». Бывает и так, что раны слишком тяжелые. И разум, и советы, и время оказываются не в силах их вылечить. В таких случаях на вопрос, что делать, если не можешь никак о чем-то забыть, умные и много пережившие люди тоже имеют ответ: если не можешь забыть – помни.

В последнее время стали модными различные задания на teambuilding — cплочение коллектива. Подобные тренинги особенно актуальны в детском саду, где все педагоги должны действовать слаженно. Цена вопроса — адаптация детей к дошкольному учреждению.

Тренинг разработан Роговой Инной Юрьевной, педагогом-психологом МБДОУ «Детского сада № 7», г. Нефтеюганск, Тюменская область.

Цель тренинга:

  • сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи тренинга:

  • формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;
  • развитие ответственности и вклада каждого участника в решение общих задач;
  • осознание себя командой.

Ход тренинга:

Этап 1. Знакомство

— Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется « Я+ТЫ=МЫ». Цель тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Пусть по кругу каждый продолжит предложение «Сейчас я чувствую…».

— В каждом тренинге есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…

  • Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).
  • Говорю за себя.
  • Внимательно слушать друг друга.
  • Не перебивать говорящего.
  • Уважать мнение друг друга.
  • Безоценочность суждений.
  • Активность.
  • Правило «стоп».
  • Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы).

Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.

МЕНЯ ЗОВУТ… Я ДЕЛАЮ ТАК….

Цель: знакомство, снятие тревожности, способствует запоминанию имен.

Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ ТЕ, КТО…

Цель: снятие напряжения через движения, организация игрового взаимодействия.

По команде: «меняются местами те, кто (любит знакомства, считает себя общительным, застенчивым…») участники должны поменяться местами, ведущий также должен занять освободившийся стул. В результате обмена остается один человек, который не успел сесть на свободное место, именно он и становится ведущим.

Этап 2. Информационный

АТОМЫ-МОЛЕКУЛЫ

Цель: повышение уровня работоспособности участников.

Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После фразы «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки, выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах. Игру можно усложнить: атомы должны двигаться с закрытыми глазами.

ГОВОРЯЩИЕ РУКИ

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.

Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

Обсуждение:

  • Что было легко, что сложно?
  • Кому было сложно молча передавать информацию?
  • Кому легко?

— Уважаемые коллеги как вы думаете, что обозначает слово «сплочение»? Сплочение – это возможность стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, хорошо услышать и помочь, когда необходима эта помощь, как хорошо понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.

— Сплочённость – это:

  • совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;
  • атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
  • активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.

ГУСЕНИЦА

Цель: игра учит доверию.

— Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.

Обсуждение:

  • Что испытывали при выполнении задания?

КТО БЫСТРЕЕ

Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Возможные фигуры:

  • треугольник;
  • ромб;
  • угол;
  • буква;
  • птичий косяк;
  • круг;
  • квадрат.

Обсуждение:

  • Трудно было выполнять задание?
  • Что помогло при его выполнении?

Этап 3 Разминочный

МЫ СТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО…

Цель: снятие агрессии.

Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

Обсуждение:

  • Какие эмоции испытывали во время упражнения?
  • Что нового узнали о других?
  • Что интересное узнали?

Дыхательное упражнение ПРИЁМНИК

Чем ниже рука, тем выше звук, чем выше – тем тише звук.

ПОСТРОЙТЕСЬ ПО…

Цель: преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.

Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось.

Можно также построиться в шеренгу по

  • цвету волос;
  • размеру ноги;
  • по цвету глаз от самых светлых до самых темных.

Цели: снятие агрессии, готовность к общению.

— Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить «Да», а кто - «Нет». Один из вас начинает игру, произнеся слово «Да». Второй сразу же отвечает ему: «Нет!». Тогда первый снова говорит: «Да!», может быть, чуть-чуть громче, чем в первый раз, а второй опять отвечает ему: Нет!», и тоже слегка посильнее. Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала: или «Да», или «Нет». Но вы можете по-разному его произносить: тихо или громко, нежно или грубо. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов прекрасный небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого никак не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора заканчивать «спор».

Обсуждение:

  • Как ты себя сейчас чувствуешь?
  • Как тебе удобнее спорить - произнося слово «Да» или произнося слово «Нет»?
  • Ты говорил достаточно громко?

Этап 4: Практический

СЧЁТ ДО ДЕСЯТИ

— Сейчас по сигналу «начали» вы будете считать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее… Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Обсуждение:

  • Удалось ли группе это сделать? Если да, то каким образом?
  • Если не получилось, то почему? Что мешало?
  • Кто принимал активное участие, кто отмалчивался?

ТОЛЬКО ВМЕСТЕ

Цели: В ходе этой игры участники получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроиться друг на друга.

— Разбейтесь на пары и встаньте, пожалуйста, спина к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь сможете ли вы точно также встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться… А сейчас поменяйтесь партнёрами…

Обсуждение:

  • С кем вставать и садиться было легче всего?
  • Что было самым трудным в этом упражнении?

СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ

— Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки участников, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук. Дайте карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Вам предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать.

Обсуждение:

  • Трудно ли было создавать картину вместе?
  • В чём именно заключалась трудность?
  • Обсуждали ли сюжет рисунка, порядок рисования? (Были ли споры и конфликты между игроками, одинаковое ли участие они принимали в работе (что легко оценить по количеству на картинке цвета, которым рисовал участник)).

Дыхательное упражнение СЕМЬ СВЕЧЕЙ

Цель: релаксация.

— Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»

Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Обсуждение:

  • Как менялось состояние участников по мере выполнения этого упражнения?
  • Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

БЕСЕДА В КРУГУ

— Образуем два круга внешний и внутренний и начинаем разговаривать друг с другом на заданную тему.

  • семья;
  • увлечения;
  • политика;
  • любовь;
  • отпуск;
  • мечта;
  • майские праздники;
  • родительское собрание;
  • дети;
  • друзья.

ПРОНЕСИ КАРАНДАШ

Цель: развитие коммуникативных навыков.

— Выберите себе пару и по очереди вместе со своей парой встаньте у черты, где лежит карандаш. Ваша задача — взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из вас касался его кончика только указательным пальцем, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно.

Обсуждение:

  • Что с вами происходило?
  • Если не получилось, то почему?

Этап 5. Заключительный

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

— Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!

А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:

  • Что для вас сегодня было важным?
  • Какие чувства вы испытывали?
  • Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?

— Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие!

Алла Журавлёва
Психологический тренинг для воспитателей ДОУ «Я - педагог»

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я - педагог

Цель : Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

Задачи :- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы ;

Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность;

Способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.

Участники психологического тренинга : воспитатели и специалисты ДОУ .

Материал и оборудование :

Магнитофон, записи лёгкой, спокойной и подвижной музыки;

Скрепки, булавки – в достаточном количестве;

Средства создания изображения (фломастеры, карандаши, ручки) ;

Сердечки из бумаги разного цвета для изготовления участниками визитных карточек;

Ход занятия

Представление ведущего. Сообщение о цели и задачах планируемой работы.

1. Правила работы в группе.

Вед : Давайте познакомимся (всем участникам раздаются бумажные сердечки) . Я предлагаю вам написать своё имя, как нравится и хочется, чтобы к вам можно было обратиться и прикрепить его к одежде. (участники пишут и закрепляют сердечко на своей одежде)

2. Приветствие «Смысл моего имени»

Когда сердечки закреплены, всем по очереди предлагается назвать своё имя и рассказать историю его происхождения.

3. Игра «Поменяйтесь местами…»

Вед : Для того, чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть.

Меняются местами, например, те кто :

Работает всю жизнь в одном учреждении;

Любит свою работу;

Любит яблоки;

Работает педагогом более 10 лет ;

Мечтал быть педагогом с детства ;

Кто пришёл в юбке и др.

Таким образом, участники «перетасовываются» .

4. Упражнение «Презентация ДОУ»

Вед : Я предлагаю разделиться на три (3) группы : два детских сада конкурента, и группа родителей. Две группы садятся напротив друг друга, после нескольких минут совещания, они презентуют свой детский сад, рассказывают родителям о качествах и его услугах. Результатом вашей работы должен стать список качеств, которые являются, по-вашему, неотъемлемой характеристикой детского сада.

С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?

Что вы добавляете в этот список?

Итогом групповой дискуссии должен стать список качеств идеального ДОУ, удовлетворяющий всех участников. Выделение трёх наиболее значимых качеств.

5. Упражнение «Волна расслабления»

Под музыку.

Вед : Примите удобную позу, глаза закройте. Представьте, что вдоль вашего тела идёт волна расслабления. Она очень напоминает морскую волну, накатывающую на вас, когда вы сидите на морском берегу. Только морская волна обтекает вас, а волна расслабления проходит прямо сквозь вас. Пропустите через себя несколько волн расслабления, и все мышцы вашего тела ослабнут, станут вялыми и мягкими. Вдохните глубоко, сосчитайте мысленно до 4, выдохните. Ещё раз вдохните – выдохните. Почувствуйте, как ваше тело расслабилось и готово принимать новую энергию.

7. Игра «Подарок»

Вед : А сейчас, я предлагаю игру. Для этого необходимо встать в круг. Каждый участник дарит и получает выдуманный подарок. Например : «Наталья, я хочу подарить вам…» , а далее вы руками изображаете подарок, который передаёте названному участнику. Участник, который получает подарок, принимает его и благодарит. Игра продолжается, пока все не получат и не подарят свои подарки.

8. Игра «Карусель»

Вед : Сейчас каждый из вас выберет себе пару, после чего один из этой пары встанет во внутренний круг карусели другой во внешний, и под веселую музыку карусель оживет. Вы должны будете по окончанию музыки найти быстро свою пару.

10. Упражнение «Прощание»

Вед : Всем, всем до свидания! (Все участники семинара ставят кулачок, на кулачок – получается единый «живой столбик» . Громко говорят отзывы о встрече.

Завершение работы в группе.

Слова благодарности педагога – психолога .

Психологический тренинг для педагогов «Все краски жизни»

Фролова Ирина Юрьевна, педагог – психолог, МБДОУ Д/С13 г. Белореченск Краснодарский край.
Описание материала: Предлагаю вам психологический тренинг для педагогов «Все краски жизни». Данный материал будет полезен педагогам – психологам детских садов, а также общеобразовательных школ.
Тренинг направлен на снятие психоэмоционального напряжения, эмоциональной устойчивости, сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата
- развитие умения работать в команде
- осознание каждым участником своей роли, функции в группе
- повысить коммуникативные навыки педагогов
- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.
Необходимые материалы:
- листы формата А – 3 по числу участников, клей, ножницы глянцевые журналы, простые и цветные карандаши, фломастеры
- спокойная музыка для релаксации

Ход тренинга

Ведущий: педагог-психолог.
Приветствие
Ведущий приветствует всех участников тренинга и представляется им. Для создания благоприятной атмосферы, проводится процедура знакомства. Каждый участник пишет свое имя и символ подходящий его имени на небольшом листе бумаги и с помощью булавки прикрепляет его на груди.

Составление правил группы
Под руководством ведущего группа знакомится с правилами тренинга: конфиденциальность; доверие; «Я-высказывания»; возможность сказать «нет»; активность и др., и принимает их.

Разминка. Упражнение «Тайна моего имени»
Имена людей – это часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена. Имена бывают различными. Словно дорогая оправа, подчеркивают девичью красоту имена. А вы знаете историю своего имени? Участники рассказывают истории своего имени. Ведущий предлагает рассказать или дополнить об их именах.
Людмила: это славянское имя означает «Милая людям».
Энергетика имени: рассудительность, самостоятельность, практичность.
Святые покровители Людмилы: Людмила Чешская (именины 16, 29 сентября). Людмила почитается как святая покровительница Чехии, является также покровительницей бабушек, матерей и христианских учителей.
Цвет имени: светло-зеленый, желтовато-коричневый.

Светлана: это славянское имя, произошедшее от слова «светлая», женский вариант мало кому известного мужского имени Светлан. Греческий аналог этого имени – Фотина, как правило, дающееся Светлане при крещении.
Энергетика имени Светлана: Оптимизм, общительность, легкость, эмоциональность.
Святые покровители Светланы: Святая преподобная Светлана (Фотина, Фотиния) Палестинская – покровительница женщин, носящих русское имя Светлана (именины 26 февраля) К святой обращаются с любыми житейскими проблемами, просят о здоровье и счастливой семейной жизни. Икона помогает избежать бед в поездке речным или морским транспортом.
Цвет имени: салатовый, иногда синий.

Ольга - русская форма скандинавского имени Хельга, которое означает «Священная». Энергетика имени Ольга: Активность, общительность, осмотрительность.
Святые покровители Ольги: Княгиня Ольга (именины 24 июля) первая правительница из русских принявшая христианство, и была предвестницей Крещения Руси. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.
Цвет имени: стальной, светло-зеленый.

Галина: В переводе с греческого имя означает «Спокойная», «Тихая», «Безмятежная». Галиной в греческой мифологии звали одну из морских нимф.
Энергетика имени Галина: Уравновешенность, рассудительность, чувствительность.
Святые покровители Галины: Галина Коринфская (именины 23 марта, 29 апреля) Ученица праведного старца Кондрата, Св. Галина приняла мученическую кончину за веру Христову вместе с другими его учениками в первый день Пасхи в 258 году. Имя Галина в переводе с греческого означает «тишина», «кротость» и символизирует гармонию, спокойствие, упорядоченность во всех делах.
Цвет имени: стальной, салатовый.

Наталья: В переводе с латыни имя означает «Родная».
Энергетика имени Наталья: Эмоциональность, увлеченность, импульсивность.
Святые покровители Натальи: Наталия Византийская (именины 8 сентября) Святая Наталия почитается в христианском мире, как образец любящей жены и ревностной христианки. До последнего часа она утешала и укрепляла молитвами своего мужа Адриана, бывшего гонителя христиан, принявшего веру Христову и за то жестоко казненного. Св. Наталье молятся о добрых отношениях в семье.
Цвет имени: коричневый, красный, салатовый.

Лариса: В переводе с греческого имя означает «Чайка». В греческой мифологии Лариссой звали фессалийскую (аргосскую) нимфу, внучку Посейдона и сестру Кирены.
Энергетика имени Лариса: Оптимизм, подвижность, чувствительность.
Святые покровители Ларисы: Лариса Готская (именины 8 апреля) жила в IV веке. Она приняла мученическую смерть от язычников, которые сжигали христианские церкви вместе со всеми людьми, находящимися там. Несмотря на юный возраст, она проявила стойкость. Святая Лариса предпочла умереть, но не отказалась от своих убеждений.
Цвет имени: салатовый, стальной, иногда красный.

Татьяна: В переводе с греческого имя означает «Поставленная», «Назначенная».
Энергетика имени Татьяна: Активность, практичность, импульсивность.
Святые покровители Татьяны: Татьяна Римская (именины 25 января) дочь благочестивого римского консула, диаконисса. Приняла мученическую кончину в годы преследования христиан. В день ее памяти 25 января был создан Московский университет (1755 г.). Храм при нем освятили в честь Св. Татианы. Впоследствии покровительство святой распространилось на все вузы России, а Татьянин день отмечается, как День студента.

Инна: В переводе с латыни имя означает «Происходящая из города Инесса». Предположительно корень этого имени имеет значение «Бурная».
Энергетика имени Инна: Эмоциональность, чувственность, импульсивность.
Святые покровители Инны: В наше время именем Инна крестят женщин, однако исторически это имя мужское, поэтому в святцах его можно найти не среди женских, а среди мужских имен. Иннам покровительствует Св. Инна Новодунский, славянин, ученик апостола Андрея, особо почитаемый в Крыму, в Форосе.
Цвет имени: коричневый, красный.

Упражнение «Комплименты»
Участники делятся на две подгруппы и образуют два круга, один в другом. Внутренний и внешний круги стоят лицом друг к другу.
Ведущий: Сейчас мы будем делать комплименты друг другу. Для этого в течение одной минуты те, кто стоит во внешнем круге, будут говорить комплименты стоящему напротив них участнику из внутреннего круга, а те, кто находятся во внутреннем круге будут благодарить. Через минуту участники, стоящие во внутреннем круге, скажут комплименты стоящим напротив. Затем внешний круг передвинется по часовой стрелке на одного человека, и задание повторится уже с другими партнерами. Внешний круг будет двигаться до тех пор, пока первые пары не совпадут.
Это упражнение повышает самооценку участников и актуализирует их личностные ресурсы.

Коллаж «То, что я люблю!»
Коллаж «То, что я люблю!» – это созданная вами картина, на которой изображено все, что вы любите и хотите в той реальности, о которой мечтаете. Такая картина помогает быстрее достичь желаемого, на ней хорошо видно, к чему нужно стремиться. Как же сделать свой коллаж таким, чтобы ваши желания исполнялись быстро и в точности так, как вы хотите?
Для начала необходимо составить список всего, что вы любите, чтобы определиться, что будет изображено на будущем коллаже. В этот список нужно включать только действительно важное и позитивное для вас.
Когда ваш список желаний наконец-то готов, приступайте к поиску подходящих изображений. Их можно найти в журналах, рекламных буклетах, а также подобрать в Интернете и распечатать на цветном принтере. К подбору картинок подходите ответственно, ведь от того насколько точно вы изобразите свои желания на коллаже, зависит их исполнение. И вот, коллаж ваших желаний полностью готов! Повесьте его на самое видное место, лучше около кровати, чтобы засыпая и просыпаясь, вы могли представлять себе исполнение ваших желаний. Помните, желания исполняются, если этого очень захотеть!

Упражнение «Спасибо, что ты есть»
Ведущий делит группу на две равные по количеству человек подгруппы. Участники образуют два круга - внутренний и внешний и поворачиваются лицом друг к другу.
Задача участников - посмотрев в глаза стоящему перед ними человеку, сказать ему, назвав по имени: «Спасибо, что ты есть», а участнику в ответ нужно улыбнуться.
Сначала эти слова произносит участник из внешнего круга, а затем - из внутреннего. При желании участники могут пожать друг другу руки или обняться. Затем стоящие во внешнем круге передвигаются на одного человека вправо, и упражнение повторяется снова, до тех пор, пока не встретятся участники, начинавшие друг с другом эту игру. По окончании упражнения члены группы возвращаются на свои места и делятся впечатлениями.

Рефлексия:
Что вы получили от тренинга? Какие эмоции вы испытывали во время выполнения упражнений? Какое у вас настроение? Оправдались ли ваши ожидания?
Спасибо всем участникам! До новых встреч!

Древняя мудрость гласит: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого - начни меняться сам.

Цель: развитие коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.

Задачи:

  • Повышать коммуникативные навыки педагогов;
  • Снять эмоциональное и мышечное напряжение;
  • Развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;
  • Познакомить с приемом восстановления эмоционального равновесия;
  • Повышать самооценку педагогов;
  • Повышать настрой на удачу, счастье, добро и успех;

Педагог-психолог:

Древняя притча "Счастье"

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.

Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Подумайте и скажите, почему Бог положил на ладонь оставшийся кусок глины?

Мы ищем счастье тут и там,
За ним мы бродим по пятам,
Ему твердим мы бесконечно -
С тобою быть хотим навечно!

Мечтая в счастье раствориться,
Мы долго, вглядываясь в лица.
Найти пытаемся ответ -
В чем счастье? Есть оно, иль нет?

Мы пребываем в заблуждении,
Что счастье - чьих-то рук творение,
Что к нам вот-вот придет волшебник,
И осчастливит нас, в сей миг!

Вопрос для обсуждения:

Педагог-психолог:

Как вы думаете: "Счастье - чьих рук творение?"

Вывод:

А счастье ходит с нами рядом,
С улыбкой говоря: "Смотри!
Меня искать совсем не надо,
Я есть всегда, ведь я внутри!"

Игра "Нити счастья"

Сегодня мы с вами будем волшебниками, которые могут всё. Я вам предлагаю соткать полотно своего счастья. Чтобы соткать полотно, нам нужны нитки. В моих руках моток обыкновенных ниток. Сегодня мы с вами будем превращать их в Нити Счастья. Встаньте в круг по плотнее, так, чтобы чувствовать друг друга. Мы будем передавать нитки друг другу. У кого окажется моток ниток, должен ответить на вопрос: "Что такое счастье?" и передать этот моток человеку стоящему справа от вас. Следующий участник повторяет предыдущий ответ и добавляет свой и т.д. по кругу. Обыкновенный моток нитей, совершая путь от одного человека к другому, становится мотком Нитей Счастья.

Игра "Полотно счастья"

В моих руках Нити Счастья. В памяти нитей запечатлены все ваши ответы, рассуждения, мысли о счастье. Теперь при помощи этих нитей мы с вами будем ткать Полотно Счастья.

Игра "Имена" (плетем канву)

Передавая Нити Счастья соседу справа, нужно назвать свое имя и на начальную букву своего имени нужно придумать прилагательное, характеризующее вас положительно. (Н-р: Валентина - веселая, Надежда - нежная).

Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире. Имя для нас всегда желанно, и с ранних лет человек привыкает к звуку своего имени, трепетно к нему относится. А это тоже счастье!

Приняв моток Нитей счастья, надо обмотать ей свой указательный палец левой руки и передать моток своему соседу. Таким образом, моток нитей движется по кругу, образуя канву нашего Полотна Счастья.

Мы все связаны друг с другом Нитями счастья, и теперь пора приступать к ткачеству полотна. С какими чувствами и эмоциями, мыслями и желаниями, мы будем ткать это полотно, таким оно и получится. Передавать моток вы можете любому участнику, говоря ему комплимент.

Вопросы для обсуждения:

Понравился ли вам комплимент?

Приятно ли было вам получать комплимент?

Что приятнее получать или говорить комплимент?

Игра "Оберег Счастья"

Педагог-психолог: Мы с вами соткали Полотно Счастья. Вот оно в наших руках. Мы с вами настоящие волшебники! Рассмотрите внимательно, наше с вами Полотно счастья. Не торопитесь, не упускайте никаких деталей, ведь в наших руках - чудо. Запомните это чудо рук творенье!

Вопросы для обсуждения:

Что вы чувствуете, держа его в руках?

Что оно вам напоминает?

Педагог-психолог: Опустите Полотно Счастья на пол. Освободите свои пальцы от нитей. Постарайтесь не нарушить форму нашего полотна. Давайте разрежем на части наше полотно, и по одной частичке оставим себе на память о нашей встрече. И эти частички полотна Счастья становятся вашими личными оберегами счастья. Завяжите их себе на шею. (Участники вешают одну нить в виде ожерелья на шею)

А короткие нити привязывайте к основной нити друг другу с пожеланиями. Свое пожелание начинайте словами: "Желаю вам:". (Например: Удачи, Счастья, Добра, Успеха, Радости, Здоровья и т.д). Сохраните этот оберег счастья.

У каждого счастье в чем-то своем. Для кого-то это счастье побывать в зоопарке. Я вам предлагаю отправиться в зоопарк.

Упражнение "Посещение зоопарка"

Встаньте, пожалуйста, друг за другом (паровозиком по кругу). Педагог-психолог становится позади последнего из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди. Остальные повторяют за педагогом-психологом, по кругу делают массаж друг другу.

  1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
  2. Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
  3. Приходят в зоопарк первые посетители (при помощи кончиков пальцев "сбегать" вниз по спине).
  4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
  5. Рядом находится загон со львами. Сейчас им раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
  6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
  7. Слышатся сильные прыжки кенгуру ("топать" кончиками пальцев по спине).
  8. Рядом находится вольер со слонами. Они медленно ходят по вольеру (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
  9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
  10. Вот крокодил открывает свою пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
  11. А вот и колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
  12. Вот прогулка подошла к концу. Посетители зоопарка идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера).

Упражнение "Общее дыхание"

Послушайте и понаблюдайте за дыханием партнера впереди и постарайтесь достичь синхронности дыхания с дыханием партнера. (Вся группа начинает дышать на одном ритме).

Педагог-психолог: Мы с вами одно большое животное, которое дышит ровно, глубоко, спокойно. (Нужно дать возможность подышать синхронно). Молодцы!

Вопросы:

  1. Что вы чувствовали, когда делали массаж вам?
  2. Что больше понравилось: делать массаж или когда вам делали массаж?
  3. Понравилась вам наша прогулка в зоопарк?
  4. Кто из вас испытал счастье от нашего сплочения и единения?

Значит это ваше счастье. А для кого-то счастье дарить подарки. Как вы думаете: что приятнее получать или дарить подарок? Конечно же, дарить подарки приятнее. Когда даришь, получаешь двойное счастье: делаешь приятно близкому человеку, и радуешься сам, что смог осчастливить его. И сегодня мы раскрасим и подарим себе мандалу. Что это такое сейчас узнаем?

Раскрашивание "Мандалы"

Материал: у каждого должны быть цветные карандаши. (Для практической работы рекомендуется увеличить размер предложенных вариантов мандал примерно в четверть листа).

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Педагог-психолог: Само слово "Мандала" в переводе с санскрита означает: круг, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество, совокупность, собрание.

В Мандале есть тайна, поскольку Мир есть тайна для человека, и постижение ее возможно только через постижение своей внутренней тайны. Рисунок Мандалы - это индивидуальный символ каждого из нас, в котором, проявляется текущее внутреннее состояние, своих стремлений, желаний, своих сил и своего духа. Человек, постигая себя через мандалу, открывает себя, изменяет себя, осознает себя, и таким образом оказывает на себя самого воздействие.

Поэтому во время раскрашивания Мандалы происходит разрешение внутренних конфликтов и снятие напряжения. Возможно, это происходит потому, что форма круга напоминает яйцо - начало жизни. А это имеет психологическую значимость, мы как бы создаем наше священное защищенное место в мире, в котором сконцентрированы все наши силы и энергии.

И именно поэтому Мандала представляет собой уникальный инструмент самопознания и саморазвития, с помощью которого можно разрешать многие вполне насущные проблемы. Начните с себя, и вы увидите, как начнёт меняться ваша жизнь. Мандала действительно работает, и она обязательно приведёт вас к вашей заветной цели. Это с успехом использует Мандала-терапия.

Инструкция: Перед вами цветные карандаши можете приступать к творчеству. (Можно включить спокойную музыку). При раскрашивании Мандалы нет ничего правильного или неправильного. Единственно, что требуется от вас, - это уважение к заданной форме, ее нельзя нарушать.

Вывод: Раскрашивая Мандалу, мы решали, какие цвета будем использовать в одних частях рисунка, не беспокоились о том, что мы хотим изобразить и достаточно ли у нас художественных способностей для реализации наших намерений. Работа одновременно увлекла и успокоила. Повседневные заботы и тревожности отошли на задний план. Может быть, кто-то ответил на трудные вопросы.

Завершение тренинга

Секрет счастья (притча)

Я раскрою вам секрет, как сделать свою жизнь счастливой.

Один торговец отправил своего сына узнать Секрет Счастья у самого мудрого из всех людей. Юноша сорок дней шёл через пустыню и, наконец, подошёл к прекрасному замку, стоявшему на вершине горы. Там и жил мудрец, которого он искал. Однако вместо ожидаемой встречи с мудрым человеком наш герой попал в залу, где всё бурлило: торговцы входили и выходили, в углу разговаривали люди, небольшой оркестр играл сладкие мелодии и стоял стол, уставленный самыми изысканными кушаньями этой местности. Мудрец беседовал с разными людьми, и юноше пришлось около двух часов дожидаться своей очереди.

Мудрец внимательно выслушал объяснения юноши о цели его визита, но сказал в ответ, что у него нет времени, чтобы раскрыть ему Секрет Счастья. И предложил ему прогуляться по дворцу и прийти снова через два часа.

Однако я хочу попросить об одном одолжении, - добавил мудрец, протягивая юноше маленькую ложечку, в которую он капнул две капли масла. - Всё время прогулки держи эту ложечку в руке так, чтобы масло не вылилось.

Юноша начал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, не спуская глаз с ложечки. Через два часа он вернулся к мудрецу.

Ну как, - спросил тот, - ты видел персидские ковры, которые находятся в моей столовой? Ты видел парк, который главный садовник создавал в течение десяти лет? Ты заметил прекрасные пергаменты в моей библиотеке?

Юноша в смущении должен был сознаться, что он ничего не видел. Его единственной заботой было не пролить капли масла, которые доверил ему мудрец.

Ну что ж, возвращайся и ознакомься с чудесами моей Вселенной, - сказал ему мудрец. - Нельзя доверять человеку, если ты не знаком с домом, в котором он живёт.

Успокоенный, юноша взял ложечку и снова пошёл на прогулку по дворцу; на этот раз, обращая внимание на все произведения искусства, развешанные на стенах и потолках дворца. Он увидел сады, окружённые горами, нежнейшие цветы, утончённость, с которой каждое из произведений искусства было помещено именно там, где нужно.

Вернувшись к мудрецу, он подробно описал всё, что видел.

А где те две капли масла, которые я тебе доверил? - спросил Мудрец.

И юноша, взглянув на ложечку, обнаружил, что всё масло вылилось.

Вот это и есть тот единственный совет, который я могу тебе дать: Секрет Счастья в том, чтобы смотреть на все чудеса света, при этом, никогда не забывая о двух каплях масла в своей ложечке.

Притча от Пауло Коэльо

Вывод:

Счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни. Нужно суметь увидеть то, что находится рядом с нами, внутри нас, стараться лепить свое счастье самим. Все зависит от нас самих. Всего вам доброго, счастья вам, любви, успехов!

А свое мнение о нашей встрече вы сможете высказать с помощью анкет.

Анкета "Обратная связь"

  1. Ваша степень включенности в занятие с педагогом-психологом (обведите): 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  2. Что мешало вам быть включенным в занятие с педагогом-психологом? ___________________________
  3. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:___________________________________________
  4. Что вам не понравилось на занятии? Почему? _____________________________________
  5. Ваши мысли после занятия _______________________________________________________
  6. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.) __________________________

Список литературы

  1. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.сост. А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 143с.
  2. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авт.сост. О.В.Москалюк, Л.В.Погонцева. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011. - 123с.