Самые яркие фото-образы синди шерман.

Синди Шерман (Cindy Sherman) – величайшая американская женщина фотограф и режиссер, известная своими концептуальными портретами. Своими работами Шерман старается привлечь внимание мира к женским вопросам: роли женщины в обществе, женской красоте, силе и слабости женщины, женщины в мире мужчин. Шерман входит в число самых дорогих фотографом мира. Сегодня она живет и работает в Нью-Йорке.

Синди родилась в 1954 году, в многодетной семье инженера. Увлеченность Шерман искусством началась с рисования. Она вспоминает, что для нее живопись казалось ограниченным видом искусства, в том смысле, что все уже было сказано до нее. Она чувствовала себя лишь подражателем кого-то, ее работы казались лишь копией великого искусства. Тогда пришло осознание того, что с помощью фотокамеры ей удастся сделать и сказать миру больше.

Она изучает фотографию в Буффало, Нью-Йорке, здесь она знакомится с концептуальной фотографией. Зачастую она фотографирует саму себя, выступая сразу в нескольких ролях, и как автор работы, и как режиссер, и как визажист, и как модель.

Серия работ под общим названием «Bus Riders», (1976-2000), представляет собой цикл продуманных символических фотографий. Шерман использует сложные костюмы и сложный макияж, в то же время минимизировав декорации. В автобусе просто были установлены деревянные сиденья. Эта серия, 1976 года, считается самой ранней серией фотографа.

Синди Шерман (Cindy Sherman) – Untitled Film Stills

В работах 1981 года Шерман впервые делает акцент на женских образах. Женский вопрос начала 80-х годов для Шерман звучал, как образ женщины с экрана телевизора. Фотограф отталкивается от женских образов, которыми на тот момент переполнено телевидение и киноиндустрия. Для Шерман – растиражированные женщины в журналах и на телевидении выступают, как жертвы. В результате этой работы получилась серия под общим названием «Untitled Film Stills», которая принесла Шерман международное признание. Серия состоит из 69 черно-белых фотографий. Фотографии выполнены в стилистике итальянского неореализма и американского нуара 40-60-х годов.

С начала 80-х годов Шерман начинает использовать цветную пленку, больше концентрируется на освещении и выражении лица. Модели Шерман все больше находятся в горизонтальном положении. Это было требованием времени, так как в моду входили изображения молодых женщин, в различных ролях, от знойной соблазнительницы, до уязвимой жертвы. Шерман фотографирует моделей, позирующих на полу или в постели, лежащих, как правило, на спине. Одна из фотографий из данной серии входит в число , из когда-либо созданных.

Начиная с середины 80-х годов, Шерман начинает использовать в кадре манекенов и протезы. Женский вопрос Шерман усиливается неживыми предметами в кадре. Но суть в том, что это не просто неодушевленный предмет, это неживой предмет, который полностью повторяет человеческое тело. Протезы в кадре всегда выглядит достаточно сурово, жестко и агрессивно. Зритель додумывает символизм протеза, исходя из своих собственных переживаний.

Синди Шерман (Cindy Sherman) – Sex Pictures

Увлеченность использованием протезов и манекенов приводит к созданию, в 1989 – 1992 году, серии под названием «Sex Pictures». Это сложная, психологическая серия работ, в которой используются манекены и части манекенов, которые визуализируют места преступлений. Так же, через манекенов фотограф воспроизводит женщин и мужчин, пытаясь начать диалог о гендерных ролях в обществе. Работы представляют собой зеркальное отражение порнографических человеческих фотографий.

Серия «Sex Pictures» вызвала неоднозначное отношение к себе. Однако комментируя фотографии все сходились на том, что это очень прогрессивные работы, привлекающие внимание к проблематике женственности и человечности, через возможность показать внутреннюю пустоту современности. Серия стала определяющей для самой Шерман и ее собственных задач в фотографии, и ее собственного женского вопроса и женского ответа. Перед фотографом открылась перспектива показать женщину в жестоком мужском мире.

Синди Шерман (Cindy Sherman) – History Portraits

К 1990 году вырисовывается еще один важный проект Шерман под названием «History Portraits» , основанный на европрейской портретной живописи 15 – 19 веков. Декорации и костюмы в кадре выдержаны и соответствуют предлагаемой эпохе, однако модели, которые изображают известных деятелей прошлого, изображены в гротескном стиле. Гротеск усиливается нарочитым использованием протезов.

Синди Шерман (Cindy Sherman) – Clowns

К началу 2000-х Шерман переходит к использованию цифровой фотографии. Это позволяет создавать хроматически резкие фоны, увеличивает возможности монтажа ряда снимков. В 2003 – 2004 годах появляется цикл «Clowns» , как раз яркий пример цифровой фотографии Шерман.

Начиная с 2008 года, Шерман продолжает отвечать на свой женский вопрос. Теперь это вопрос женской красоты и стремления женщины соответствовать установленным канонам. В кадре не определенная женщина, но собирательный образ. При помощи цифровой обработки Шерман специально карикатурирует женщин, эти изображения схожи с циклом «History Portraits», и отличаются тем, что в первом использовались накладные протезы, а в работе над женскими портретами Шерман пользуется цифровой обработкой. Она умышленно делает изображения гротескными, увеличивая различные части лица.

Современный мир искусств полон разнообразия и креатива. Цели, преследуемые художниками, создающими свои работы, абсолютно разные. Ясно одно: каждый стремится привнести что-то новое. Кто-то с помощью искусства хочет показать свои чувства, кто-то желает подарить миру капельку добра. Синди Шерман стала одной из тех художников, кто ломает стереотипы. Она высмеивает современные устои и правила, и за это ее любят.

Рождение

Синди Шерман родилась в 1954 году. 19 марта малышка появилась на свет в городе Глен-Ридж в штате Нью-Джерси (пригород Нью-Йорка). Сразу после ее рождения семья перебралась в Хантингтон, Лонг-Айленд. В ее семье пять детей. Родители никак не были связаны с искусством. Отец инженер, а мать - учитель.

Детство

Биография Синди Шерман начинается в многодетной семье. Девочка в ней стала пятым и последним ребенком, хотя на тот момент двое детей уже были самостоятельными и предпочли жить отдельно. Отец часто показывал свой строгий нрав, и тогда матери приходилось защищать их. Один из старших братьев Синди Шерман Фрэнк в возрасте 27 лет покончил жизнь самоубийством из-за неудач в личной жизни. Парень никак не мог найти свое место под солнцем, и это привело к глубокой депрессии.

Уже с малых лет девочка любила менять образы. Она наряжалась в разную одежду, которая осталась от бабушки, меняла прически и красилась. Ее не интересовали образы принцесс и королев, как остальных сверстниц, она наряжалась в старых дам, ведьм и чудищ. Кроме того, Синди умела рисовать, что впоследствии оставило отпечаток на ее жизни.

Школьная жизнь

Семья Синди Шерман не обладала достаточными средствами на обучение детей, поэтому в 1972 году девушка решила поступить в Университетский колледж в Буффало. Там она занялась живописью, но через некоторое время поняла, что ее не интересует копирование чужих работ, ей хотелось заниматься чем-то своим, особенным. Синди осознала, что фотоаппарат сможет скопировать изображение гораздо лучше нее, поэтому постепенно переключилась на фотографию. Это дало ей гораздо больше простора для вдохновения и новых идей. В 1977 году она окончила университет и получила диплом.

Творчество

Сразу же после окончания университета девушка начинает воплощать свои идеи в жизнь и приступает к работе над новым проектом. Он получил название Untitled Film Stills, что в переводе означает «Кадры из фильмов без названия». Серия ее черно-белых снимков вышла в 1980 году и состояла из 69 фотографий. Синди сама выступила в роли модели, костюмера, гримера и фотографа в одном лице. В 1980 году девушка остановила работу над этим проектом, так как на тот момент ей казалось, что кадры себя исчерпали.

Ее начали приглашать на различные выставки, но Шерман удручало то, что это практически не приносило никаких доходов. Остальные художники получали точно такие же отзывы в прессе, как и она, но их заработки были гораздо больше. В тот же год Синди решает работать в цвете и с большим форматом. Второй ее проект вызвал неоднозначную реакцию. На снимках были запечатлены рвотные массы и прочие «противные» вещи, но люди покупали ее работы.

В 1990 году появляется новый проект художницы под названием History Portraits/Old Masters («Исторические портреты/Старые мастера»). Во время создания серии снимков художница находилась в Риме, но она принципиально не пошла ни в музеи, ни в церкви. Свои работы она создавала, исключительно полагаясь на репродукции из книг. И это наконец-таки принесло ей доход. Сама Шерман считает, что это произошло, потому что зрителям больше не хотелось смотреть на «современное искусство», им хотелось чего-то более душевного и теплого.

Следующая ее работа называлась Sex Pictures («Сексуальные картинки»). Для ее создания художница специально заказывала медицинские мужские и женские манекены. Так как половые органы не слишком уж отличались красотой, девушке приходилось все исправлять. В этом ей помогли уроки живописи. Она наклеивала лобковые волосы и раскрашивала манекены в разные цвета. Шерман с детства тянуло к вещам, вызывающим отвращение, и в этой работе ее главной задачей было выяснить, почему она испытывает такое влечение.

Этот вопрос она продолжает раскрывать в своей новой работе Civil War («Гражданская война»). Весь проект пронизан жестокостью, насилием и кусками человеческого гниющего мяса. Это дало художнице понять, что в некой степени ее привлекает тематика смерти.

В 1990-х она пробует себя в роли режиссера. Ее фильм под названием Office Killer («Убийца в офисе») не принес популярности, но плохим его назвать нельзя, потому как эта работа включает в себя сразу несколько жанров: комедия, ужасы и триллер. Все в духе Синди Шерман.

Чуть позже женщина решает вернуться к корням и выпускает серию снимков стареющих актрис. Новый проект отсылается к ее «Кадрам из фильмов без названия», где молодые и симпатичные девушки уже потеряли былую жизненную силу, они увядают, но еще сохраняют некий шарм и интригу. После чего художница пробует себя в образе клоуна. Снимки получились скорее грустными и агрессивными, нежели веселыми. В 2000 году художница выпустила новый проект, котором показала всю напыщенность Голливуда. Слишком много макияжа и силикона.

Сама художница признается, что всегда была очень скромной, именно поэтому иногда ей хотелось побыть другим человеком. За всеми своими костюмами, париками и накладными частями тела, женщина следит очень тщательно. Они аккуратно разложены по нескольким шкафам.

Особенности творчества

Первые фото Синди Шерман больше напоминают кадры из жизни, случайно заснятые на камеру. Она никогда не выбирает какого-то определенного человека, которого хотела бы показать в своих работах, она выбирает определенный типаж, заинтересовавший ее. Все персонажи, которых она изображала, вымышлены. Художница снимает себя сама и только в редких случаях просит кого-то ей помочь. Она не обременяет себя поиском моделей для своих проектов. Синди пыталась снимать друзей и родственников, и даже однажды наняла себе помощника, но ни с кем из них она не смогла работать, потому что и сама не знала, что в действительности хочет увидеть на своих фотографиях. Девушка просто не могла объяснить, что ей нужно. Для них это все было развлечением, но для Синди это была работа.

Чаще всего она изображает женщин разных слоев общества: деловая бизнес-леди, проститутка, домохозяйка, простушка, работница библиотеки или же страстная независимая женщина. Ее работы не оставляют никого равнодушным. Они полны драматизма, скандального и даже провокационного настроения, черного юмора. Синди показывает современных людей, прячущих свои чувства глубоко внутри, снаружи же - фальшивые улыбки и гримасы.

Феминизм в работах

В своих работах фотограф Синди Шерман показала женские образы: девушка, которая путешествует автостопом, рыдающая пьяная женщина, работница в офисе, ребенок в городе, брошенная любовница. Безусловно, критики увидели в фотографиях феминистические мотивы. Ее проекты показывают фальшивку. Таким образом женщина пыталась показать всю напыщенность женских ролей и порой неестественное поведение в обществе представительниц слабого пола. В отличие от других фотографов, Синди всегда утверждала, что фотоаппарат лжет. Ее творческий взгляд на мир и окружение похож на проповедь в современном искусстве. Так она чувствует происходящее вокруг себя.

После того как она получила новый заказ от журнала Artforum, ее феминистические образы взбудоражили всех вокруг. Они выглядели как пародия на картинки из порнографических журналов, вот только героини совершенно не выглядели возбуждающе, наоборот, они казались грустными и усталыми. Таким образом, современная американская художница Синди Шерман хотела показать, как чувствуют себя девушки под неустанным мужским взглядом. Как тяжело жить в обществе, где главная роль все еще принадлежит мужчинам.

Компьютерная обработка

При создании своих работ Шерман приходится прибегать к компьютерной обработке. Так как чаще всего она снимается в студии, то при помощи компьютерных программ она дорисовывает задний фон. К такому методу художница прибегает для придания образу большей фальши и показушности.

Выставки

Сразу после выхода в свет ее первой серьезной работы - «Кадров из фильмов без названия» - к девушке приходит успех. Теперь толпа твердит одно имя: Синди Шерман - художник. Она приняла участие в нескольких международных выставках, одной из которых была Эта выставка очень почетна для художников. Спустя 5 лет ее работы были выставлены в знаменитом музее американского искусства «Уитни».

В 2012 году в Нью-Йоркском Музее Современного Искусства прошла крупная выставка работ художницы, которая была посвящена 35-летию ее карьеры.

В отличие от многих других художников, Синди не предает старых друзей, и ее фотографии по-прежнему представляет нью-йоркская Metro Pictures, которая когда-то выставила в своих стенах ее первые работы.

Личная жизнь

В 1984 Синди Шерман вышла замуж за режиссера из Франции Мишеля Одера. От этого брака у художницы нет детей, хотя она воспитывала дочку Мишеля. Затем они развелись. С 2007 по 2011 год у Синди были отношения с талантливым художником Дэвидом Бирном.

Карьера

В 1980 годах работы молодой художницы приобрели мировую популярность, а в 1995 году Нью-Йоркский музей современного искусства приобрел всю серию «Кадров из фильмов без названия» за $1000000, через какое-то время одна из ее фотографий была продана за $190000. В 1997 году известная певица Мадонна спонсировала ее выставку «Кадры из фильмов без названия».

Безусловно, можно сказать, что иконой, задающей стиль в искусстве, стала Синди Шерман. Рейтинг ее работ очень высок. В списке «самых влиятельных людей в мире искусства» она на 7 месте. В своей карьере она добилась огромных высот. Не каждый художник может похвастаться тем, что его работы - как старые, так и новые - нарасхват. На данный момент Синди Шерман является самой известной и влиятельной художницей в мире. Ни одна из ее фотографии не продается дешевле, чем за $50000. Тем не менее почитатели творчества Синди Шерман часто хотят получить полный комплект ее работ.

Аукцион

Ежегодный доход Синди Шерман от продаж ее работ на аукционах в период с 2000 по 2006 год колеблется от $1,5 миллиона до $2,8. В 2007 году возрос до $8,9 миллионов. Фотография Шерман «Без названия #96» (1981) была продана с аукциона за $3,890,500.

Эта работа оказалась в списке самых дорогих фотографий. На ней изображена милая девушка, лежащая на полу, которая держит в руке клочок газеты с объявлением о знакомствах. Шерман заложила в свою работу глубокий смысл. Невинная девушка, такая одинокая и такая соблазнительная, и эта бумажка с объявлением о знакомстве, говорят о том, что еще не до конца окрепшая девичья сущность мечтает вырваться на волю и отправиться навстречу приключениям.

Скандальная Синди Шерман является одновременно фотографом и моделью, визажистом и костюмером. Знаменитость, получившая известность в 70-х годах прошлого века, интуитивно определяет, когда ей нажать на кнопку фотоаппарата. Она стала идеальной натурщицей, а ее автопортреты признаны настоящими шедеврами. Известную американку часто обвиняют в провокациях и неоправданной жесткости, и многие работы вызывают неприятие у зрителей, испытывающих противоречивые чувства.

От живописи к фотографии

Одна из самых неординарных фотохудожниц мира родилась в январе 1954 года в окрестностях Нью-Йорка, в штате Джерси.

Девушка, увлекавшаяся с раннего детства живописью, заявляет своим родителям о намерении посвятить себя искусству. Однако практичная мать советует ей сначала получить профессию, а уж только затем заниматься любимым делом. Несмотря на все уговоры, в 18 лет Cindy Sherman поступает в университет Нью-Йорка и осваивает технику живописи. Однако вскоре ей наскучивает копировать чужие работы, и студентка берет в руки фотоаппарат, делая первые шаги в карьере. Она быстро понимает, что с помощью камеры сможет сказать миру намного больше.

Самый успешный проект в карьере

Сразу после получения диплома юная Синди приступает к работе над проектом "Кадры из фильмов без названия". Она концентрируется на преображении лица при помощи грима, использует многочисленные парики и костюмы из дешевых магазинов, играя перед зеркалом разные роли. Любительница переодеваться и кардинально менять свой внешний вид хочет, чтобы ее творчество смогли оценить обычные люди с улицы без профессиональной подготовки, и она прежде всего думает о зрителе, которому мечтает угодить, нежели о критиках.

Три года она не показывает никому свои снимки, походящие на стоп-кадры из несуществующих кинолент. Американская художница, прекрасно знающая о клише в популярных фильмах, выступает в роли модели и играет каждый раз новых персонажей, передавая их настроение. На 69 фотографиях небольшого формата Шерман предстает отвязной танцовщицей, добропорядочной женой, деловой бизнесвумен и снимает себя дома, на улице и в офисе. Она экспериментирует с одеждой, макияжем, прической, искусно меняя женские образы и запечатлевая их на пленку. "Я снимала друзей и родственников, использовала помощников, но для всех это было развлечением и игрой. А я не знала точно, что хочу получить, и не могла ничего объяснить другому человеку", - признается фотохудожница, у которой отсутствовали деньги на профессиональных моделей.

Примеряющая жизнь своих героинь

Когда снимки были представлены на суд зрителю, он увидел в них героинь из знаменитых кинофильмов Годара и Хичкока. Несмотря на то что Синди Шерман отталкивалась от растиражированных женских образов, фото не дают четкого намека на актрис тех времен или ленты известных режиссеров. Именно в этом и проявляется ценность проекта - уникального и ни к чему не привязанного. Создатель работ извлекла из просмотренных картин весь спектр женских образов и ситуаций поведения.

Она примерила на себя жизнь своих персонажей и их отношение к окружающему миру. Это были постановочные кадры, придуманные самим автором. Не зря критики считают эту работу лучшей в творчестве фотохудожницы.

Феминистический манифест фотографа

Серия автопортретов была истолкована как феминистический манифест Синди Шерман, которая ставила под вопрос искусственность женских ролей в обществе. Она показывала, как неуютно чувствуют себя представительницы прекрасного пола под оценивающими взглядами мужчин, и насколько они уязвимы в современном мире, всегда находясь на втором плане. Исследовавшая место и предназначение женщины в обществе, она сразу привлекает внимание представительниц слабого пола, узнавших любимых героинь из разных кинолент на фото и отождествляющих себя с ними.

Это был мир без мужчин - искренний и волнующий.

Растущая популярность американки

Проект приносит большую известность американке, и она вскоре получает стипендию национального фонда искусств. Необычные произведения участвуют в международных выставках, что только способствует росту ее популярности. Оказалось, что в таком жанре никто не работает, и она стала первой художницей, которая создает странные образы. Синди много трудится, перевоплощаясь в разных персонажей, и зритель даже не может подумать о том, что на всех фото запечатлено одно и то же лицо.

Однако ожидаемого финансового благополучия ей это не приносит, и в одном из интервью талантливый мастер сожалеет о том, что ее гонораров не хватает на жизнь.

Особенности творчества мастера

Первые работы Шерман, ставшей легендой в мире искусства, были монохромными, но в 80-х годах прошлого века она удачно экспериментирует с цветом и увеличивает формат своих снимков. Женщина концентрируется на хорошем освещении и обращает внимание на выражение лица. Чаще всего она снимает себя в горизонтальном положении, позируя на полу или в постели.

Синди, у которой стали покупать ее произведения частные коллекционеры за хорошие деньги, создает фотографии, вызывающие отрицательные эмоции. Жесткие и провокационные работы, выбивающие зрителя из зоны комфорта, все равно востребованы рынком и появляются на международных выставках.

Талантливая художница в полной мере использует иллюзию фотографий, привлекая внимание к постановочным снимкам и их искусственности. Как говорит автор необычных работ, они все появлялись благодаря интуиции. Создательница уникальных автопортретов проповедует свой творческий взгляд на мир, а не просто его отображает. Мастер работает не с конкретной женщиной, а собирательным образом.

Фотография как вид искусства: скандальные и коммерчески успешные проекты

Более двадцати пяти лет назад выходит проект, в котором Шерман предстает в образах героев полотен Рафаэля, Караваджо, Боттичелли и других гениальных мастеров. Чтобы проникнуться духом эпохи Ренессанса, задающая стиль в фотоискусстве американка долгое время жила в Риме и придумывала своих персонажей на основе репродукций художественных произведений известных авторов. Все декорации строго выдержаны и соответствуют той эпохе, однако героини выглядят гротескно. Эту серию автопортретов ждет оглушительный успех, и наконец-то Синди Шерман обретает материальную независимость.

В это же время появляются работы, созданные для модных домов, однако они кардинально отличаются от глянцевых гламурных фотографий. Жутко выглядящие таинственные образы были навеяны не только мистическими сказками братьев Грим, но и криминальной хроникой.

А в 2000-х пионер концептуального искусства работает без привлечения живой модели, снимая манекены, изделия из секс-шопа, гниющие куски человеческой плоти, протезы, которые выглядят очень жестко и агрессивно в кадре. И такие работы, показывающие пустоту современного мира, вызывают неоднозначное отношение.

Проект "Голливуд"

Работая под девизом "фотография как вид искусства", Шерман в начале XXI века неслучайно обращается к образам стареющих актрис. Она вновь выступает в качестве модели, а новые работы перекликаются с первым проектом, ставшим лучшим в ее творчестве. Перед началом съемки Синди долго думает над тем, как ей лучше показать другого человека и на несколько часов замирает перед зеркалом. Серия "Голливуд" - это работы, изображающие женщин, лучшие годы которых давно позади, однако они сохранили свой шарм и обаяние.

Выставка в Цюрихе

Три года назад прошла первая выставка фотографий добившейся огромных высот американки в Цюрихе под названием "Необозначенные ужасы". Мало кто проходит равнодушным мимо безымянных персонажей, изображенных мастером. Правда, чаще всего негативные эмоции преобладают, а провокации художницы заставляют стыдливого зрителя опустить глаза. Самая неординарная женщина в фотоискусстве всегда серьезно относится к своей работе и считает, что ее произведения отвечают настроению времени.

Куратор интересной выставки заявила, что организаторы хотели создать настоящий калейдоскоп работ Шерман, который поможет взглянуть на ее творчество по-новому. Художественная инсталляция, вызвавшая бурную реакцию общества, создавалась как из знаменитых, так и мало кому известных работ. Синди лично отбирала произведения и участвовала в подготовке выставки, на которой показала современных людей, прячущих за фальшивыми гримасами настоящие чувства.

Личная жизнь фотохудожницы

В 1984 году Шерман выходит замуж за французского режиссера Мишеля Одера. Их брак, в котором Синди воспитывала дочку супруга, продлился до 1999 года. А в 2007 она знакомится с художником и музыкантом Дэвидом Бирном, с которым рассталась шесть лет назад. Основатель группы Talking Heads, начавший в 90-х годах прошлого века профессионально заниматься фотографией, регулярно выставляет свои работы в галереях современного искусства в разных городах мира.

Дэвид Бирн и Шерман казались идеальной парой, которую объединила любовь к искусству. И после болезненного разрыва страдающая женщина полностью отдается творчеству.

Самая влиятельная и успешная художница

Она является самой успешной фотохудожницей нашего времени, снимки которой уходят на аукционах за баснословные суммы: каждая работа стоит не меньше 50 тысяч $. Музей современного искусства (Нью-Йорк) приобрел за один миллион долларов все фотографии из первого проекта Синди Untitled Film Stills, а произведение из этой серии под номером 96 было куплено почти за 4 миллиона евро 6 лет назад. На фотографии милая девушка, которая лежит на полу, держит в руках газетную вырезку с объявлением о знакомстве. Одинокая прелестница мечтает о бурном романе, который изменит ее жизнь, и жаждет приключений.

Количество персональных выставок фотографий у Шерман не поддается исчислению, а книги о ней переиздаются огромными тиражами. В 2012 году был установлен своеобразный рекорд: ретроспективу работ американки в Нью-Йорке посетило более 600 тысяч человек.

Ломающая стереотипы

Сейчас знаменитая на весь мир Синди Шерман, полная сил, создает новые произведения и работает с программой Photoshop, дорисовывая задний фон.

Компьютерная обработка открывает перед фотохудожницей новые перспективы, чтобы подчеркнуть фальшь современного мира и его новых героев. Однако она не только насмехается над действующими лицами, но и сочувствует им. Влиятельная персона в мире фотоискусства вот уже которое десятилетие ломает все стереотипы, высмеивая нравы нашего общества.

Синди Шерман (Cindy Sherman) родилась в США, в пригороде Нью-Йорка 19 января 1954 года. Отец и мать Синди от искуства были достаточно далеки, и когда дочь сказала родителям, что планирует заняться живописью, они порекомендовали ей сначала получить более простую профессию для того, чтобы реально зарабатывать себе на жизнь.

Тем не менее, девушка в 1972 году поступает в Университет штата Нью-Йорк в Буффало. Живописью она занималась недолго. Быстро пришло разочарование в этом деле. Позже Шерман скажет в своих записках, что ей надоело копировать чужие произведения, она поняла, что фотоаппарат сможет эту копию сделать точнее и лучше. А освободившееся время намного разумнее потратить на генерацию новых идей. Что интересно, её первые опыты в фотографии прошли совершенно незамеченными. Интерес к снимкам Синди того времени появился лишь тогда, когда её имя стало известным.

После окончания учёбы в университете Шерман начала работу над серией снимков, которая впоследствии получила название «Кадры из фильмов без названия» («Untitled Film Stills»). Эта работа длилась около трёх лет, и закончилась в 1980 году представлением свету 69-ти работ форматом 20х25 см., который трудно назвать выставочным. Да и по своему содержанию они больше напоминали стоп-кадры из фильма, чем фотографии. Во всех этих работах Синди Шерман показала себя и как модель, и как фотограф. В каждом снимке она представляла зрителям определенный типаж. Не конкретно какого то человека, а именно типаж, её заинтересовавший. Героини работ, вошедших в эту серию, напоминали киноактрис шестидесятых годов, играющих самые различные роли: танцовщицу, домохозяйку, деловую женщину, проститутку, женщину-вамп, простушку, женщину близкую к истерике или подчеркнуто спокойную. Своих героинь, то есть саму себя, Синди помещала в самые различные условия и ситуации. Её женщина находилась то в магазине, то у себя дома, то в офисе, а то и просто на улице.

Между тем, серия снимков «Кадры из фильмов без названия», высоко оцененная не только публикой, но и критиками и другими специалистами, это не первая попытка Синди использовать себя как модель. Еще в период обучения в университете она создавала много живописных автопортретов. Да и потом, работая уже не с красками, а с фотокмерой, она не озадачивалась выбором натурщиков. Как-то Шерман спросили, почему она так поступает, и она ответила, что пробовала приглашать для позирования друзей и родственников, нанимала натурщиков. Но, даже заплатив им за позирование, хотела выгнать их из мастерской. Синди чувствовала, что она давит на них. Ведь для этих людей позирование было просто развлечением, чем-то типа игры с переодеванием. Художница же подходила к работе очень серьезно.

Но бестолковость родственников и друзей была не основной причиной того, что Синди начала использовать себя в качестве натурщицы. Фотограф Франческа Вудмэн, тоже, как и Синди Шерман сама себе служившая моделью, однажды сказала, что она - единственная модель, которая всегда свободна и прекрасно понимает всё то, что хочет от неё фотограф. То же самое происходило и с героиней нашего рассказа. Потом Шерман напишет, что она поняла, что даже сама точно не знает, что ей хочется увидеть перед собой, а уж тем более объяснить это кому-нибудь другому. Позируя самой себе, художница смотрит на себя в зеркало и пытается вызвать в себе что-то, даже сама не зная что, смотрит на себя до тех пор, пока что-то ЭТО не увидит. Именно в этом, думается, и кроется секрет успеха Синди Шерман. Она не играет роли своих персонажей, она не ведет себя как актриса. Она просто перевоплощается, превращается в других людей, пытаясь разобраться, что они собой представляют. Синди пытается найти, понять, почувствовать некий момент истины в жизни этих людей. В процессе работы на секунду стать собой и успеть, суметь зафиксировать на пленке это только автором почувствованное мгновение. Критики считают, что именно поэтому её работы так не похожи на автопортреты.

Первая серия фотографий, с которой Шерман заявила о себе, быстро сделали её имя известным в Америке. Еще до завершения работы над «Кадрами из фильмов без названия» молодая фотохудожница получила стипендию Национального фонда искусств США. А уже в начале восьмидесятых участвовала в нескольких крупных всемирных фотовыставках, включая знаменитое Венецианское биенале. Участие в этих проектах принесли Шерман известность и популярность в мире фотоискусства, но не принесли ожидаемых больших доходов. «Я зарабатывала на жизнь, но мои гонорары не шли ни в какое сравнение с заработками художников. Меня это сильно задевало: мы получали схожие отзывы в прессе, при этом у них были просто сумасшедшие продажи» - рассказывала она впоследствии.

В середине восьмидесятых Синди Шерман стала работать в фотографии с цветом. Увеличился формат её снимков. Но тематика осталась прежней. Новые цветные фотоработы были как бы продолжением серии, сделавшей её известной. Всё так же она сама себе служила моделью. Разве что характеры этих работ стали более жесткими, отчасти порой даже скандальными. Синди говорила, что тогда она была совершенно свободна и могла делать всё, что хотела. В интервью разных лет Шерман этот период своего творчества оценивала по разному. То возмущалась тем, что ей уделяли недостаточно внимания, то была недовольна, что всевозможные бестолковые коллекционеры пачками покупали её работы. Именно это заставило фотографа создавать работы, вызывающие откровенно отрицательные эмоции. На этих снимках, например, она изображала рвотные массы или еще что-нибудь подобное этому. Она как бы говорила коллекционерам: «А ну-ка, повесьте это у себя над кроватью!». Синди в своих мыслях была чуть не точна. работы продолжали покупать, но вешали их не в спальне, а в музеях.

В самом начале 1990 года Синди Шерман предьявила миру свои «исторические портреты» (полное название серии - «исторические портреты/Старые Мастера» («History Portraits/Old Masters»). Это 35 работ, над которыми она работала больше двух лет, по-прежнему выступая и моделью, и фотографом в одном лице. На этих снимках Синди предстала перед изумленными зрителями в образах персонажей самых разных стран и эпох. В фотопортретах мастера можно было узнать женщин с полотен Караваджо, Боттичелли, Рафаэля, Жана Фуке и других старых знаменитых мастеров. Часть работ трудно ассоциировать с работами конкретных художников, они просто имитируют тот или иной стиль, направление в живописи. Интересная деталь: когда Синди Шерман работала над этой серией, она жила в Италии, в Риме. Но за все месяцы работы там ни разу не открыла двери музея или храма. Главными её помошниками и консультантами были альбомные репродукции полотен старых мастеров. Это для фотографа было делом принципа, ведь цель проекта - создать иллюстрации, которые могут быть воспроизведены любым желающим, в любое время и в любом месте. Эта серия принесла Шерман так долго ожидаемую материальную независимость. Она тогда усмехалась: наконец то удалось прилично заработать. Но, возможно, что это было связано с тем, что зрителям в какой то период стали надоедать некоторые формы современного искусства, им хотелось чего-то более мягкого, классического.

Очередным этапом в творчестве Синди Шерман стала серия фотографий «Сексуальные картинки» («Sex Pictures»). Она была создана в самом начале девяностых. После «общения» с классикой, наша героиня вновь возвратилась на грешную землю, погрузилась сама и погрузила зрителей в реальность современности. Во время этой работы Синди сама себе не позировала, изменила традиции. Ей вообще никто из натурщиков не позировал. На этот раз её моделями были именно модели. Модели людей, манекены. Она заказывала по каталогам различные учебные пособия для медицинских учебных заведений, причем и «мужчин» и «женщин». Это были и цельные манекены, и копии отдельных частей человеческого тела. Но, тем не менее, какие же сексуальные картинки без некоторых человеческих органов. Но на манекенах они были не особенно привлекательными. Шерман сама взялась за их доработку, вспомнив свое «живописное» прошлое: раскрашивала всё в разные цвета, приклеивала лобковые волосы и пр.. Эти снимки даже были немного похожими на порнографию. Но от этого работы Синди из этой серии не стали более привлекательными, эротичными. Впрочем, она ведь к этому и не стремилась. «Возможно, в этом есть что-то инфантильное» - говорила Синди. Она чувствовала наивно-детское влечение к тому, что должно внушать отвращение. Ей хотелось исследовать те или иные предметы, понять, почему они вызывают такие чувства.

Наверное, эти же, как говорила сама Синди, детские влечения привели её к новой серии снимков, которую фотограф назвала «Гражданская война» («Civil War»). На снимках - куски гниющих человеческих тел. Шерман считала, что это - своеобразный памятник жертвам насилия. Но на «памятник» это не очень похоже. А если и похоже, то на памятник не жертвам, а всему насилию на земле. А может быть, это памятник смерти. В одном из интервью тех лет художница говорила, что она предполагала, что у нее нет навязчивой идеи о смерти. Но потом она начала задумываться об этом и поняла, что такая идея всё таки у неё есть. Ведь смерть - это одна из тайн жизни. Это одновременно и страшно, и нелепо, и это действительно так. После создания «Гражданской войны» Шерман увлеклась кино. В 1996 году вышел на экраны её фильм «Убийца в офисе» («Office Killer»). Этот фильм можно охарактеризовать как черная комедия. Он был снят в духе Шерман-фотографа. Провальным фильм назвать, конечно, нельзя, но популярности автору он не добавил. В новом тысячелетии наша героиня снова возвратилась к истокам своего творчества. Создала серию снимков, на которых она запечатлела образы стареющих актрис. Эти снимки перекликаются со снимками из её первой серии - «Кадры из фильмов без названия». Но актрисы 21 века уже сыграли свои главнее роли.

Попробовала себя Синди и в роли циркового клоуна. Результат - скорее грустная, чем смешная серия. 2006 год. Шерман создает рекламные плакаты модельера Марка Джейкобса из США. Фотограф продолжает творить и сегодня. В интернете доступно множество её работ последних лет. Можно смело сказать: Синди Шерман одна из самых успешных и известных фотохудожников нашего времени. Ее фотографии дешевле, чем за 50 тысяч долларов не продаются. Полный комплект «Кадров из фильмов без названия» Нью-Йоркский Музей современного искусства купил за один миллион долларов в 1996 году. В 1995 году Шерман была вручена стипендия Фонда Маккартуров, которую также называют «Грантом для гениев» - полмиллиона долларов на пять лет, при этом - никаких условий и требований.

Все выставки, на которых побывали работы Синди Шерман, перечислить практически невозможно. Множество самых известных музеев мира имеют в своих коллекциях её работы. Шерман посвящают фильмы, пишут о ней книги. Издано множество альбомов с её фотографиями. А уж журнальные и газетные публикации вообще не имеют счёта. О Синди даже написана песня. Всё это - и есть главная награда художнику. Но именитые теоретики фотоискусства до сих пор продолжают умалчивать о том, что лучшие снимки Синди Шерман - это работы далеких семидесятых 20 века. Эти небольшие черно-белые фотографии до сих пор производят очень сильное впечатление. Гораздо более сильное, чем созданные позже цветные работы большого формата, сложные по своей идее. И дело тут не в том, что стареет «натурщик». Дело в «фотографе». Тем не менее, кто знает, что ещё покажет нам Синди Шерман. Она полна сил, она работает, и последнего слова пока ещё не сказала. Создаст ли она более сильные работы, чем «кадры из фильмов без названия» - не известно. Но даже если бы Синди Шерман явила миру только одну эту серию - все её последующие призы и награды были бы заслуженными.