Сатирические произведения. Тесты какое из художественных произведений следует отнести к литературному направлению сентиментализм

Обличительная литература представляет собой разновидность словесного искусства, которая осуждает определенные общественные явления: социальные пороки, убеждения, нравы — с помощью комических и публицистических приемов. Данный термин принято в нашей науке прилагать к литературе предреформенной поры, когда поражение в Крымской войне наглядно продемонстрировало «гнилость правительственной системы» (И. Аксаков) и вызвало взрыв негативного отношения к состоянию российского общества. Выражению критического пафоса способствовали пришедшие со смертью Николая Первого цензурные послабления, «оттепель», «гласность». В предшествующий период, в годы «мрачного семилетия», литература решала в основном проблемы нравственно-психологические, показывала возможность и необходимость «быть человеком <...> в каких бы то ни было несчастьях» (28 1 ; 162 — курсив Достоевского. — Прим. ред. ).

Обличительная литература первой половины 60-х гг. возрождала традиции , для которой, по словам В.Г. Белинского, характерно «отрицательное направление», внимание к «общественным вопросам» (Н.А. Добролюбов). Однако в лучших ее произведениях, в частности в «Губернских очерках» Салтыкова-Щедрина (1856—1857), которого Достоевский считал родоначальником обличительной литературы тех лет, наблюдается синтез традиций двух предшествующих этапов в развитии реализма, что способствует избавлению от односторонности каждого из них в показе соотношения характеров и обстоятельств.

В «Губернских очерках», с одной стороны, беспощадно высмеиваются общественные язвы, порождающие взяточников, казнокрадов, держиморд, с другой стороны, в духе 50-х гг. осуждаются раздавленные обстоятельствами «талантливые натуры», изображается человек, которого не укатали «крутые горки» Крутогорска. Но второстепенное большинство «обличительных поэтов и беллетристов» вроде М. Розенгейма предлагало читателям поверхностные разоблачения частных злоупотреблений или общечеловеческих пороков. Н. Добролюбов в одной из статей подверг насмешливой критике дидактические, бездарные стихотворения М. Розенгейма, писал на них пародии под псевдонимом Конрада Лилиеншвагера. Выступления Добролюбова против сатиры, не преследующей радикальные социальные цели, вызвали резкий протест со стороны Герцена. В статье «Very dangerous!!!» (1859) он осудил «Современник» и «Свисток» за то, что они источали «свой смех на обличительную литературу». Впоследствии Добролюбов, вспоминая это обвинение, уточнил свою позицию: «Некоторые приняли наши слова за убеждение, что обличать вовсе не нужно... Но мы вовсе не то имели в виду: мы хотели сказать, что наша сатира не то и не так обличает» (Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. М.; Л., 1963. Т. 5. С. 317). В эти годы с Добролюбовым полемизирует Достоевский, в частности в , опубликованной в 1861 г., когда усиление обличительных тенденций в литературе реанимировало спор между сторонниками «пушкинского» («артистического») и «гоголевского» («дидактического») искусства. Достоевский не разделяет позиции ни одной из этих группировок: представителей одной из них он называл утилитаристами, другой — защитниками чистого искусства. В названной статье он упрекает адептов искусства для искусства в неприятии «обличительного рода» литературы, в игнорировании конкретно-исторического, общественно-значимого содержания произведения. Они, по словам Достоевского, «...из ненависти к утилитарному направлению, не только отвергают обличительную литературу, всю без изъятия, но даже отвергают возможность появления таланта в обличительной литературе» (18; 83). Достоевский согласен, что среди беллетристов-обличителей много бездарностей, но ведь есть и Салтыков-Щедрин — «настоящий художник». Поэтому Достоевский откровенно заявляет: «Не за искусство для искусства мы стоим» (20; 212), «мы сами обличители» (20; 209). И действительно, писатель, вернувшись из ссылки, сразу отдает дань обличительной литературы, публикуя повесть (1859). Впоследствии при создании Достоевский, как известно, был готов использовать памфлетную форму для обличения нигилистов и породивших их либералов-западников. Вместе с тем писатель решительно отмежевывается от утилитаристов, к числу которых относил Добролюбова, даже называл его предводителем утилитаризма в искусстве. Достоевский упрекает утилитаристов в невнимании к художественным достоинствам произведений, что особенно заметно, по его мнению, в статье Добролюбова «Черты для характеристики русского простонародья» при анализе рассказов Марка Вовчка. Пренебрегая художественной формой, утилитаристы, с точки зрения Достоевского, вредят собственной теории о пользе искусства, о его служении современности. Ибо «художественность в высочайшей степени полезна» (18; 93), с ее помощью идея произведения становится для читателя ясной и близкой. Но и сама идея должна отрицать во имя утверждения идеала: «Мы должны выказать идеал наш...» — заявляет Достоевский (20; 209). И чем совершеннее будет художественная форма его выражения, тем полезнее будет отрицание всего того, что противоречит ему.

Проскурина Ю.М.

В комедии «Недоросль» изображает пороки современного ему общества. Его герои - представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия.

Центральная героиня пьесы - госпожа . Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится». Никто не смеет противиться ее власти: «Разве я не властна в своих людях». Но в образе Простаковой есть и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая «презрелая фурия» очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:

Один ты остался у меня.

Да отвяжись...

Нет у меня сына...

Основным способом создания характера Простаковой является речевая характеристика. Язык героини меняется в зависимости от того, к кому она обращается. Слуг госпожа Простакова называет «воры», «канальи», «бестия», «собачья дочь». К Митрофану обращается: «другмой сердешный», «душенька». Гостей встречает уважительно: «рекомендую вам дорогого гостя», «милости просим».

С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан - невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: «старая хрычовка». Воспитание и обучение Митрофана соответствует «моде» того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам - отставной сержант Цыфиркин, который «малую толику арихметике маракует», грамматике - семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». «Познания» Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться - смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность «за людей приниматься», предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.

Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе - «зоологизация». Собравшись жениться, Скотинин заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил «фее с лошадками». Таким образом автор подчеркивает мысль о «животной» низменности окружающего мира.

Несмотря на то, что жанр пьесы «Недоросль» - комедия, Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей. Автор рисует ряд положительных персонажей - Стародум, Правдин, Софья, Милон. Эти герои открыто выражают взгляды «честного» человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине означает переворот в русской просветительской литературе - от. критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.

Отражая актуальные для своего времени проблемы, Фонвизин являлся талантливым психологом, мыслителем, художником. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.

Смелый властелин сатиры, писатель большого дарования, беспощадный в своей правде художник, Денис Иванович Фонвизин был основателем русского реализма. «Им начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально-плодотворная линия русской литературы - линия обличительно-реалистическая», - писал А. М. Горький. В своих произведениях Фонвизин мастерски изобличал пороки господствующего сословия, вел борьбу с российским самодержавием, отражал всю гамму нравов современной ему эпохи, выражал резкий подъем национального самосознания людей. Его острый наблюдательный взгляд отмечал все нелицеприятные детали окружающей действительности: коррупцию и беззаконие судов, низменность нравственного облика вельмож, поощряемый высшими властями фаворитизм. Все эти пороки общества непременно подвергались его меткой сатире.

Еще в начале своей творческой деятельности Фонвизин сблизился с молодыми прогрессивными литераторами и издателями. Следствием общения с ними стало стихотворение «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», в котором высмеяны основы церковного учения и защитники религии, проповедующие божественную мудрость в создании мира и человека. Автор с откровенной иронией обнажал ложь и лицемерие уставов официальной морали:

Попы стараются обманывать народ, Слуги дворецкого, дворецкие господ, Друг друга господа, а знатные бояря Нередко обмануть хотят и государя; И всякий, чтоб набить потуже свой карман, За благо рассудил приняться за обман.

Фонвизина интересовала не демонстрация абстрактных пороков, а раскрытие реальной жизни представителей «благородного сословия». Так, в комедии «Бригадир» он показывает царящие в обществе умственную апатию и бездуховность, глупость и жестокость, эгоизм и разврат. За внешней благопристойностью героев скрывается хищный облик собственников, готовых перегрызть друг Другу горло. И бригадир, и советник в прошлом состояли на службе. Но служба была для них лишь средством достижения единственной цели - карьерного роста, собственной выгоды.

В произведениях сатирика нет искусственного привнесения комических элементов. Их объектом становится реальная жизнь, чистая правда. Созданные образы типичны, их язык и поведение полностью соответствуют среде и эпохе. Яркая картина дикого

Вежества и произвола поместных дворян представлена в «Письма к Фалалею». По мысли автора, безнравственное поведение героев превращает их в подобие скотов, что усиливается слепой страстью к животным и наряду с этим жестокостью к крепостным, которых они вовсе не считают за людей.

Смелую оценку правления Екатерины, обличение всех его недостатков писатель представляет и в «Рассуждении о непременных государственных законах». Здесь автор затрагивает вопрос о взаимоотношениях народа и государя. Он выражает глубокую уверенность в том, что «...тот не может владеть другими со славою, кто собой владеть не может...», давая тем самым понять, что не одобряет политику и поведение власти. По его мнению, Екатерина не исполнила главной задачи правителя - «не ввела в государстве своем правила непременные», без которых нет гарантии, что и сама она не сделает свое правление самовластным, тираническим.

Истинный сын своего времени, Д. И. Фонвизин принадлежал к числу передовых людей XVIII века. На протяжении всего творческого пути он утверждал высокие идеалы справедливости и гуманизма. Во всех его произведениях непременно звучит мужественный протест против несправедливости самовластия, гневное обличение крепостнического злоупотребления. И его метким и верным оружием стала смелая сатира.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Пример сочинения: Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Сочинение

Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
1. Комедия Фонвизина как экскурс в прошлое. 2. Образы главных героев. 3. Торжество справедливости.

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» очень интересна современному читателю прежде всего потому, что она является своего рода экскурсом в далекое прошлое. Мы узнаем о социально-политической обстановке российского государства несколько веков назад. Писатель умело раскрывает противоречия общественной жизни через сатиру.

Главный герой комедии Фонвизина «Недоросль» давно уже стал символом невежества, глупости, убогости. С легкой руки писателя имя Митрофанушка стало олицетворением недалекого, глупого человека. Впрочем, главным недостатком Митрофанушки является не только и не столько его собственная глупость. Ведь никому не запрещено быть глупым или, наоборот, умным. Главная опасность Митрофана в том, что он - яркий и типичный представитель своего времени и своего социального слоя. Такие, как он, тормозят движение прогресса. Писатель создает очень яркий образ молодого дворянина, который, к сожалению, стоит на очень низкой ступени развития. Все другие герои рядом с Митрофаном выгодно от него отличаются. Не считая, конечно, его собственных родителей.

Фонвизин в своем произведении показывает, что современное ему общество очень далеко от идеального. Если молодые дворяне получают такое воспитание, о каком прогрессе, о каком Просвещении можно говорить? Пороки времени налицо. И читатель понимает это при одном лишь взгляде на семью Митрофана.

Митрофанушка не появился сам по себе. Он является закономерным продуктом воспитания, которое им было получено. Фонвизин говорит о среде, в которой произошло становление этого героя. И картина получается прямо-таки удручающей. Вина среды налицо. И вина родителей Митрофана очень велика. Властная и недалекая мать, слабый и безвольный отец - все это стало причиной формирования такого характера, как у Митрофана.

Он так же безволен и безынициативен. У него нет каких - то интересов, кроме самых примитивных. Он груб и невежественен, он маменькин сынок, но в то же время он не уважает своих родителей. Митрофан желает «не учиться, а жениться», он спесив, груб, невоспитан. Он с презрением относится ко всем окружающим. Например, свою воспитательницу Еремеевну зовет «старой хрычовкой». Его собственная жизнь устраивает Митрофана как нельзя лучше. Ведь ему не приходится ни о чем заботиться.

Образование, которое он получает, в духе того времени. Большинство дворянских детей учится по такой же схеме. Митрофан, разумеется, из-за своей тупости и убогости не может отличить истинное от мнимого, поэтому то, чему его учат, его вполне устраивает.

Отдельного описания заслуживают педагоги, которые занимаются обучением недоросля. Они, безусловно, являются ярким примером никчемности и собственной необразованности. «Французом» является немец Вральман. «Математиком» - отставной сержант Цыфиркин. А «грамматик» - это семинарист Кутейкин, уволенный от «всякого учения». Чему могут научить эти люди? Разумеется, ничему. Ведь они и сами ровным счетом ничего не знают, кроме Цыфиркина, который честно пытается научить чему-нибудь Митрофана.

Госпожа Простакова заявляет об удивительной образованности Митрофана. На самом деле глупее ее сына трудно найти кого-нибудь. Фонвизин подчеркивает, насколько опасна такая ситуация. Ведь если в стране молодые дворяне будут такими глупцами, какое будущее может быть у государства? Ведь молодые дворяне - это цвет нации, и они, по крайней мере, должны быть умными и образованными.

Очень интересны приемы, благодаря которым автор раскрывает характер Простаковой. Вот мы видим особенности ее речи. Простакова не жалеет сил, льстиво угождая тем, от кого зависит ее судьба или судьба ее сына. И, напротив, как она груба и жестока по отношению к тем, кто стоит ниже ее на социальной лестнице, например, к слугам. Такие слова, как воры, собачьи дети, бестии, слугам приходится слышать очень часто. Единственный человек на свете, кого любит Простакова, это ее сын, Митрофанушка. Для него Простакова не жалеет ласковых слов. Он и «друг сердешный», и «душенька». Мужа своего Простакова не любит и не уважает, это ясно видно из того, как она с ним обращается.

Госпожа Простакова - это один из главных героев произведения. Без нее вряд ли автору удалось бы так блестяще показать противоречия и недостатки ситуации в стране. Казалось бы, какая связь между семьей Простаковых и политической ситуацией в государстве. Но на самом деле связь самая прямая. Ведь если в государстве основное число молодых дворян будут походить на Митрофана Простакова, ситуация будет прямо-таки удручающей.

Писатель достоверно объясняет нам, откуда берутся такие, как Митрофан. Основная «заслуга» в их воспитании -

Это влияние матери. А мать Мнтрофана - особа властная, недалекая, жестокая и корыстолюбивая. Все эти качества есть и у сына. Митрофан никого не любит и не уважает, в том числе, и свою мать. Но и Простакова, и Митрофан согласны пресмыкаться перед тем, кто сильнее их.

Простакова очень хитра. Однако одной лишь хитрости отнюдь недостаточно для того, чтобы добиться желаемого. До поры до времени ей удается получать то, что она хочет. Однако со стороны лучше видны все беды и противоречия в отдельно взятом семействе. Например, Стародум говорит: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».

Получается, что со стороны все понимают, насколько трагична ситуация. И сатира является лишь вспомогательным средством писателя. Благодаря сатирическим приемам Фонвизин показывает, что Простаковым рано или поздно приходится пожинать плоды своих действий. Было бы неправильным считать их безобидными глупцами, погрязшими в глупости и свинстве. Нет, не столь безобидны Простаковы. Достаточно вспомнить, на что они были готовы - хотели насильно выдать Софью замуж за Мнтрофана. Хорошо, что им это не удалось.

Если говорить о Простаковой, то ей приходиться получить наказание за свои грехи от собственного сына. Любимый Митрофан, ради которого Простакова была готова переступить через всех окружающих, говорит матери: «Да отвяжись, матушка, как навязалась...». Разумеется, жалости к Простаковой ни у кого не возникает. Но все-таки...

Сама Простакова, по-видимому, еще не до конца осознала всю глубину трагедии. Да, ей пришлось перенести унижение от собственного сына. Но последствия пока не дали себя знать. Однако в рамках социально-политических противоречий подобный конфликт между «отцами и детьми» может плохо кончиться как для первых, так и для вторых.

Если говорить о Митрофане, то сначала он кажется глупцом, не заслуживающим внимания. Но если внимательнее приглядеться, то такой человек не может не казаться опасным. Ведь он не знает доброты, и даже к близким людям он безжалостен. Он так же не ведает таких качеств, как честность, верность, преданность. Страшно, если в государстве будет много таких Митрофанушек.

Однако в комедии есть и положительные герои. И на фоне их отрицательные кажутся слабыми и бессильными. Мы видим Стародума, Правдина, Софью, Милона. И понимаем, что будущее за ними. Как бы ни силились Простаковы, им не справиться с положительными героями.

Произведение Фонвизина будет привлекать внимание читателя во все времена, ведь проблемы, касающиеся воспитания, будут всегда актуальны.

Другие сочинения по этому произведению

Недоросль Анализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль». Дворяне просвещенные и невежественные в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль» Дворяне просвещенные и непросвещенные в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Добро и зло в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль» Жизненно важные вопросы в пьесе «Недорсль» Идеи русского просвещения в комедии "Недоросль" Идеи русского просвещения в комедии Д. Фонвизина «Недоросль» Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в. Какой я представил себе Простакову? Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Образ госпожи Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Образ Мирофанушки в комедии «Недоросль» Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» Образ Тараса Скотинина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Образы бессмертной комедии «Недоросль» Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Построение и художественный стиль комедии "Недоросль" Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания? Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Проблема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль». Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль» Речевые характеристики в комедии «Недоросль» САТИРИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОМЕДИИ "НЕДОРОСЛЬ" Скоты владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль") Смешное и грустное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» Тема воспитания и образования в пьесе «Недоросль» Фонвизин - автор комедии «Недоросль» Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И. Фонвизина) Чему научила меня комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»? Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки? «Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль») Портретная характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Семья Простаковых ОБРАЗ МИТРОФАНУШКИ Анализ произведения Характеристика Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!» Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль» Проблема воспитания в комедии «НЕДОРОСЛЬ» Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль» Центральная героиня пьесы «Недоросль» госпожа Простакова Главный смысл комедии Фонвизин «Недоросль» Характеристика образа Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка) Образ Митрофана в комедии Фонвизина "Недоросль" Актуален ли образ Митрофанушки в наше время Опасен или смешон Митрофан (Комедия «Недоросль») Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина Значение речевых характеристик в комедии "Недоросль" Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Характеристика образа Софья Главное лицо комедии помещица Простакова Недоросль Митрофанушка Учителя и слуги в доме простаковой (комедия «Недоросль») Классицизм в драматургии. Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина Почему Митрофанушка стал недорослем (2) История создания комедии «Недоросль» Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка 1 Семейный портрет Простаковых-Скотининых Характеристика образа Простаковой в комедии «Недоросль» Характеристика образа Простакова Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина Построение и художественный стиль комедии Образ и характер Митрофана Неоднозначность добра и зла в образах комедии "Недоросль" Фонвизина

Никакие другие произведения русских поэтов так не изобилуют иронией и насмешками, как творчество Владимира Владимировича Маяковского. необычайно остра, злободневна и в основном социально направлена.

Биографическая справка

Родиной Маяковского была Грузия. Именно там, в селе Багдады, и родился 17 июля 1893 года будущий поэт. В 1906 году, после смерти отца, переехал в Москву с матерью и сестрами. За активную политическую позицию несколько раз попадает в тюрьму. Заканчивает Еще в студенческие годы начинается футуристический путь Маяковского. Сатира - наряду с эпатажем и бравадой - становится отличительной чертой его поэзии.

Однако футуризм с его нигилистическим протестом не мог полностью вместить всю силу писательского слова Маяковского, и темы его стихотворений быстро стали выходить за пределы избранного направления. Все больше и больше слышался в них социальный подтекст. Дореволюционный период в поэзии Маяковского имеет два ярко выраженных направления: обличительно-сатирическое, вскрывающее все недостатки и пороки гибельное, за которым ужасная действительность уничтожает человека, воплощающего идеал демократии и гуманизма.

Таким образом, сатира в творчестве Маяковского на самых ранних этапах творчества стала отличительной чертой поэта среди товарищей по литературному цеху.

Что такое футуризм?

Слово «футуризм» образовано от латинского futurum, означающего «будущее». Так называют авангардистское направление начала XX века, отличающееся отрицанием прошлых достижений и стремлением к созданию чего-то кардинально нового в искусстве.

Особенности футуризма:

  • Анархичность и бунтарство.
  • Отрицание культурного наследия.
  • Культивирование прогресса и индустрии.
  • Эпатаж и пафос.
  • Отрицание устоявшихся норм стихосложения.
  • Эксперименты в области стихосложения с рифмой, ритмикой, ориентация на лозунги.
  • Создание новых слов.

Все эти принципы как нельзя лучше отражены в поэзии Маяковского. Сатира органично вливается в эти новшества и создает уникальный стиль, присущий поэту.

Что такое сатира?

Сатира - способ художественного описания действительности, задача которого состоит в обличении, осмеянии, нелицеприятной критике общественных явлений. Сатира чаще всего пользуется гиперболой и гротеском для создания искаженного условного образа, олицетворяющего неприглядную сторону действительности. Ее основная характерная черта - ярко выраженное отрицательное отношение к изображаемому.

Эстетическая направленность сатиры состоит в культивации главных гуманистических ценностей: доброты, справедливости, истины, красоты.

В русской литературе сатира имеет глубокую историю, корни ее можно найти уже в фольклоре, позднее она перекочевала на станицы книг благодаря А. П. Сумарокову, Д. И. Фонвизину и многим другим. В XX веке сила сатиры Маяковского в поэзии не знает себе равных.

Сатира в стихах

Уже на ранних этапах творчества Владимир Маяковский сотрудничал с журналами «Новый сатирикон» и «Сатирикон». Сатира этого периода имеет налет романтизма и направлена против буржуазии. Ранние стихотворения поэта часто сравнивают с лермонтовскими из-за противопоставления авторского «Я» окружающему обществу, из-за ярко выраженного бунта одиночества. Хотя и в них отчетливо присутствует сатира Маяковского. Стихи близки футуристическим установкам, очень самобытны. Среди таковых можно назвать: «Нате!», «Гимн ученому», «Гимн судье», «Гимн обеду» и т. д. Уже в самих названиях произведений, особенно это касается «гимнов», слышна ирония.

Послереволюционное творчество Маяковского резко меняет свою направленность. Теперь его герои - не сытые буржуи, а враги революции. Стихотворения дополняются лозунгами и отражающими окружающие перемены. Здесь поэт проявил себя как художник, так как многие произведения состояли из стиха и рисунка. Эти плакаты вошли в серию «окна РОСТА». Их персонажи - безответственные крестьяне и рабочие, белогвардейцы и буржуи. Многие плакаты обличают пороки современности, которые остались от прошлой жизни, так как послереволюционное общество кажется Маяковскому идеалом, а все плохое в нем - пережитки минувшего.

Среди самых известных произведений, где достигает своего апогея сатира Маяковского, - стихи «Прозаседавшиеся», «О дряни» «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе». Поэт использует гротеск для создания абсурдных ситуаций и часто выступает с позиции разума и здравого понимания действительности. Вся сила сатиры Маяковского направлена на разоблачение недостатков и уродств окружающего мира.

Сатира в пьесах

Сатира в творчестве Маяковского не ограничивается стихотворениями, она проявилась и в пьесах, став для них смыслообразующим центром. Самые известные из них - это «Клоп» и «Баня».

Пьеса «Баня» написана в 1930 году, и уже с определения ее жанра начинается авторская ирония: «драма в шести действиях с цирком и фейерверком». Конфликт ее состоит в противостоянии чиновника Победоносикова и изобретателя Чудакова. Само по себе произведение воспринимается легко и забавно, однако в нем показана борьба с бессмысленной и безжалостной бюрократической машиной. Конфликт пьесы разрешается очень просто: из будущего прибывает «фосфорическая женщина» и забирает лучших представителей человечества с собой, туда, где царит коммунизм, а бюрократы остаются ни с чем.

Пьеса «Клоп» написана в 1929 году, и на ее станицах Маяковский ведет войну с мещанством. Главный герой, Пьер Скрипкин, после несостоявшейся женитьбы чудесным образом попадает в коммунистическое будущее. Невозможно четко понять отношение к этому миру Маяковского. Сатира поэта нещадно высмеивает его недостатки: работу выполняют машины, любовь искоренена... Скрипкин кажется здесь самым живым и настоящим человеком. Под его влиянием общество постепенно начинает разрушаться.

Вывод

Владимир Владимирович Маяковский становится достойным продолжателем традиций М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя. В стихах и пьесах ему удается метко обозначить все «язвы» и недостатки современного писателю общества. Сатира в произведениях Маяковского несет ярко выраженную направленность на борьбу с мещанством, буржуазией, бюрократией, нелепостью окружающего мира и его законов.

Каким образом в этом произведении выраже­но патриотическое чувство автора?

Патриотическое чувство выражено прежде всего созданием образа Левши. Автор видит талантливость русского чело­века, высокого профессионала и скорбит о том, что в других странах для рабочих созданы значительно лучшие условия жизни. Левша - плоть от плоти русский человек, патриот, который не променяет жизненные блага на возможность слу­жить России. Он любит свою землю, роди­телей, русские традиции, в том числе и свадебные. Он приверженец православ­ной веры, которую не согласен менять на другую, даже близкую.

Как тема народа и власти решается в этом ска­зе? Что объединяет горькие раздумья автора с суж­дениями Некрасова в только что изученном “Раз­мышлении у парадного подъезда”?

Те чиновники, к которым обращались шкипер и доктор Мартын-Сольский, чтобы спасти Левшу или передать его сло­ва государю, проявили полное равноду­шие к судьбе русского оружия и талант­ливому мастеру. Этим они полностью схо­жи с “владельцем роскошных палат”, который прогнал деревенских ходоков. Все

те обвинения, которые Некрасов адре­совал сановнику, можно отнести и к геро­ям лесковского сказа. Обратим внимание на то, как обращались в России с рус­скими мастерами: избивали, оскорбляли, держали в нищете. И даже Платов, заподозрив туляков в обмане, обошелся с ними как отъявленный тиран.

Какова сатирическая направленность сказа? Кого обличает автор? Какие человеческие качества вызывают у автора негодование, а какие - недо­умение?

Сатирически изображен император Александр I, преклоняющийся перед всем иностранным и требующий, чтобы Платов своей прямолинейностью не портил ему политики. С известной долей сатиры гово­рится 6 том, что Николай I ценит свой на­род, доверяет ему, в то время как тот са­мый народ живет в нищете и унижении. Патриот Платов не гнушается за воло­сы оттаскать умельца, не разобравшись, в чем его вина. Уже сказано об изображе­нии высших чиновников и их отношении к народу.

Прочитайте в словаре учебника-хрестома­тии определение сказа и докажите, что “Левша” от­носится к этому жанру.

Сказ написан в неторопливом, разговор­ном стиле. В нем дано точное описание быта и нравов в России и за границей.

С юмором описывается посещение импе­ратором заводов, фабрик, кунсткамер в Англии. Ничего не понимающий импера­тор восхищается различными чудесами техники в этой стране и уничижительно отзывается о всем отечественном. Подроб­но описываются исчезновение и возвра­щение мастеров, храмы и молебен, кото­рый они отстояли за успех предстоящей работы. Для сказа характерно повество­вание от лица рассказчика. Только по­следняя глава напрямую дана от автора, остальное - от персонажа-рассказчика. Как подчеркнул известный литературо­вед М. М. Бахтин, “чужая словесная ма­нера используется автором как точка зре­ния, необходимая ему для ведения рас­сказа”.

Какие из иллюстраций сказа вам больше всего понравились? Почему? Как вы оцениваете мультипликационные варианты сказа?

“Левшу” иллюстрировали Н. В. Кузь­мин, Б. М. Кустодиев, Д. И. Митрохин, М. В. Добужинский и Д. А. Дубинский. Известен портрет писателя работы И. Е. Ре­пина. Больше привлекают иллюстрации Кузьмина, которые демонстрируют лю­бовь Лескова к такому необычному прие­му, как гротеск.

Справка. Гротеск - предельное пре­увеличение, придающее образу фантасти­ческий характер. Прием используется для достижения комического эффекта. С его помощью происходит преувеличение и за­острение сатирического начала, которое сочетается с началом фантастическим.

Глоссарий:

  • образ левши в сказе лескова
  • каким образом в этом произведении выражено патриотическое чувство автора
  • изображение лучших качеств русского народа в сказе лескова левша
  • какова сатирическая направленность сказа левша
  • каким образом в произведении левша выражено патриотическое чувство автора

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Левша – народный герой Повесть Николая Лескова “Левша” вышла в свет в 1881 году. Она вошла в сборник произведений “Праведники” и носила полное название “Сказ...
  2. Русский писатель Н. С. Лесков в своей прозе часто рассказывает о многогранности русского народа. В произведениях кружевами переплетаются судьбы главных героев, раскрываются их характеры. Тема...