Важно ли самому выбирать жизненный путь. На вопрос отвечает психолог Кроткова Любовь Ильинична

О правильном выборе жизненного пути задумываются не только те, кто только-только начинает самостоятельные шаги по дороге жизни, но и проделавшие уже весьма значительный ее отрезок. Кто-то понял, что идет не туда, кого-то манят боковые тропинки, показывая иные возможности для реализации своих дарований… Как быть? Как определить, какая дорога правильная для тебя? Как понять, каков Промысл Божий о тебе? Что делать для того, чтобы дорога жизни открылась в ясной перспективе? И кто может помочь, если ты на распутье?

Свои советы дают пастыри Русской Православной Церкви.

Господь открывает Свою волю тем, кто живет по Его воле

Ни один человек не является на свет просто так, в результате стечения каких-то случайных обстоятельств. Каждый из нас вызван к бытию . Можно сказать, что еще прежде существования мира, прежде существования всей этой Вселенной каждый из нас в замысле Божием уже присутствовал. И, следовательно, в отношении каждого из нас был некий Божественный план. И, безусловно, Господь хочет, чтобы мы этот план в своей жизни исполнили, чтобы каждый из нас настолько, насколько это возможно, жил жизнью полноценной, жизнью счастливой. И реализовал все те таланты, которыми Господь нас наградил.

Следовательно, нам остается во всем и просить Его о том, чтобы Он нам этот путь указал. Конечно, человек может сказать: «Вот, я молюсь Богу, прошу Его, чтобы Он этот путь открыл мне, а ответа не получаю. Почему?» Всегда на этот вопрос есть ответ, и ответ очень простой, который, тем не менее, понимается очень сложно. Когда человек стремится исполнять волю Божию во всем, в чем она очевидна, то Господь открывает ему Свою волю в тех ситуациях, когда она кажется сокровенной. Если человек очевидную волю Божию не исполняет, то она от него тем паче скрывается в какие-то такие моменты, когда нам особенно необходимо ее знать. И ответ, действительно, получается очень ясный: если ты стремишься исполнять волю Божию каждый день в повседневной своей жизни, то Господь обязательно тебе ее откроет тогда, когда тебе особенно будет нужно ее узнать, и в том числе укажет тебе твой путь.

Обращаясь к Господу, не навязывай ему своих желаний, а проси открыть тебе Его волю

И еще один момент: когда мы Бога о чем-то просим, то мы при этом нередко таим в себе такую мысль: «Вот, Господи, я прошу о том-то и о том-то, но на самом деле хочу, чтоб было так-то». Я прошу, чтобы Господь мне Свою волю открыл, но при этом у меня есть четкое представление о том, что мне самому угодно. А нужно от этого отказываться и предлагать себя Богу как бы совершенно обнаженным от всяких пожеланий и говорить: «Господи, как Тебе угодно, так пусть и будет». И при этом понимать, что на самом деле то, что Богу угодно, нам может быть совсем не угодно и что мы даем Богу свободу сделать с нами, что Он захочет, а это может быть для нас и трудно, и неприятно, и даже больно, и мучительно.

Но есть и иное, о чем необходимо помнить: если мы всё это понимаем и об этом просим, Господь не просто нам Свою волю открывает, но еще и помогает ее исполнить, и Сам выстраивает всю нашу жизнь. И путь к этому лежит через доверие - то, которое так трудно дается и столь необходимо.

Выбирая путь, надо иметь и решимость следовать по нему

При выборе своего доброго пути надо, прежде всего, учесть решимость своего произволения остаться на этом пути необратимо! Об этом и молиться надо, чтобы явилась в сердце ясность того, к чему клонится сердце. Это может быть видно и из минувших успешных опытов встреч с этим служением, и из сердечного воодушевления при изучении возможных перспектив твоего постепенного восхождения к совершенству в нем.

Профессия может не совпадать с призванием,
но давать средства для его осуществления

Если появляется возможность узнать новое, научиться еще чему-нибудь, стоит этим воспользоваться

На этот вопрос у меня нет ответа, кроме общих соображений о том, что

  1. профессия не должна противоречить заповедям (киллер, порноактер и т.п. не имеют ничего общего с тем, из чего мы можем выбирать). То есть прежде, чем делать выбор положительный, хорошо бы сразу отсечь все недолжное;
  2. профессия может не совпадать с призванием, будучи средством для осуществления последнего. Скажем, человек может зарабатывать деньги, будучи бизнесменом, но душу свою вкладывать в создание галереи, впоследствии получившей название Третьяковской;
  3. случайность - это псевдоним Промысла, и если у вас появляется незапланированная возможность получить какие-либо навыки, изучить какой-либо язык, принять участие в каком-либо хорошем деле (не в ущерб иным делам), лучше попробовать. Потому что из этих вроде бы случайных опций может произрасти древо жизни, весьма отличное от того, что мы спроектировали сами себе;
  4. в некоторых случаях наша профессия дается нам для того, чтобы мы перешагнули через нее и пошли дальше. О том, как это бывает, повествует предсмертное и совсем небольшое по размеру повествование Толкина «Лист кисти Ниггля», или «Лист работы Мелкина» - в зависимости от перевода на русский язык.

Советоваться с духовником надо правильно

Если речь о сомнениях, правильно ли выбрана уже имеющаяся профессия, то вспомним, что в народе говорят: «От добра добра не ищут». Работа у тебя есть, ты ею доволен, ну и слава Богу. Как говорится: «Лучшее - враг хорошего». Имеешь - и имей и благодари Бога.

Если ты в начале пути, кончил школу, институт, выбираешь свою дорогу в жизни, то, конечно, это важнейшая и сложнейшая проблема, но для человека церковного она разрешается в чем-то легче, потому что можно посоветоваться с духовником. Конечно, надо советоваться и с родителями. И молиться, искать. Духовнику тоже надо предлагать варианты, а не так: «Скажите, батюшка, чем мне заниматься?» - «А чем ты хочешь заниматься, к чему у тебя душа лежит?» - «Нет, вы мне, батюшка, скажите!» Так, может быть, можно обращаться, если это действительно духоносный старец, которому Господь открывает Свою волю. Но есть ли сейчас такие старцы? Как-то Господь их скрывает от нас, а, может быть, мы просто не знаем этих замечательных людей, потому что мир ведь держится молитвами праведников и никогда праведники у Господа не оскудеют. Другое дело - как старца найти…

Ну, а если ты сам к чему-то определенному пока склониться не можешь, то думай, молись, советуйся, ищи варианты, и если вариантов несколько, выбирай из них лучший, тот, что тебя больше всего привлекает. Допустим, там интереснее работа, зато в другом месте больше платят. Ты должен понять, что для тебя важнее. И хотя, может быть, тебя привлекает интересная работа, но у тебя семья, надо ее содержать, важен заработок, пусть и на «скучной» работе, что же поделать… Или, наоборот, ты видишь, что работа такая интересная, ты так к ней горишь, и есть вероятность, что ты через какое-то время добьешься успеха и у тебя будет материальное благополучие… «За» и «против» масса, их нужно взвесить и, конечно, обсуждать с людьми, которые тебя любят, знают, о тебе молятся и тебе помогают. Тогда ты найдешь правильное решение.

Человек должен заниматься тем, что ему по душе

Глубоко убежден, что человек должен заниматься тем, что ему по душе. Земная жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на неинтересную для нас деятельность, если, конечно, вы не глава большой семьи и попросту должны ее суметь прокормить. Но и в этом случае можно искать что-то по душе.

К выводу о том, что нужно заниматься тем, чем хочется, приходят люди, узнавшие, что у них… смертельный (или страшный) диагноз. Мне приходилось встречаться с подобным много раз. Только человек, которому сообщили, что у него, например, онкология, вдруг говорит себе: стоп! а чего это я продаю колбасу, если всю жизнь мечтал заняться фотографией?! или всю жизнь я хотела петь, так почему же не научиться теперь?!

И эти люди занимаются любимым делом. И частенько выздоравливают или получают поддержку в болезни, потому что деятельность, которая нравится, - огромный потенциал и ресурс, благодаря которому все существо человека восстанавливается и чувствует себя лучше. И я думаю, что, похоже, человек в подобных обстоятельствах интуитивно чувствует, что ему нужно для выживания.

Христианину, конечно, легче, чем неверующему, сделать правильный выбор.

И вот почему.

Первое: мы понимаем, что есть , поэтому приобретение, зарабатывание не могут быть для нас самоцелью. Уже одно понимание этого - стимул заниматься тем, чем хочется, а не чем-то более выгодным.

Второе: христианин знает (из Священного Писания), что каждому из нас Бог отмерил свои таланты и дарования. И каждый может служить Церкви по-своему. Об этом прекрасно сказал апостол Павел: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12: 4-11).

Каждый из нас имеет свои дарования, и это - от Бога! Как дивно, что мы можем их реализовывать

Только задумайтесь: каждый из нас имеет свои дарования, и это - от Бога! Как дивно, что мы можем реализовывать тот драгоценный потенциал, который дал нам Бог, и все это на пользу Телу Христову - Церкви и во спасение нам!

Поэтому нужно прислушаться к себе и попытаться определиться, чем хочется заниматься, к чему лежит душа. И пробовать себя. Даже если не угадаешь с первого раза, то я не вижу в этом ничего страшного.

Выбирая жизненный путь, всмотрись в свое сердце

Пожалуй, выбор жизненного пути - один из самых непростых и мучительных. Еще в младших классах школы дают писать сочинение на тему: «Кем я собираюсь стать». Но душа, как правило, мечется от одного к другому на протяжении многих лет. Например, я долгое время хотел стать следователем, раскрывать преступления, а в итоге стал священником, и теперь в каком-то смысле преступления приходится тоже раскрывать, точнее - люди сами раскрывают на исповеди свои грехи, а моя задача не сажать впавших в духовные преступления, а, наоборот, помочь им обрести подлинную свободу сердца.

Самое главное, что лично я посоветовал бы, - это выбирать профессию не по принципу «сколько заплатят», а по принципу «насколько это вдохновляет и радует». Если искать работу только ради заработка, ты никогда не будешь доволен. В нашей испорченной душе нет четкого критерия обеспеченности. Опыт показывает, что, сколько бы много человек ни стремился заработать, ему всё равно хочется большего. На самом деле более богат тот, кто менее других привязан к деньгам, кто менее всего зависит от их накопления.

Работа должна радовать, доставлять удовольствие. Поэтому предложу самый элементарный совет: подумай, а тебе, собственно, чем нравилось бы заниматься? Вот и попробуй этим овладеть.

К выбору профессии надо подходить так же, как и к выбору спутника жизни. Чтобы не ошибиться, важно почувствовать в сердце родство, что это именно твое, соответствующее твоему внутреннему миру, родное твоему сердцу. Тогда можно заранее избежать ненужных ошибок.

Есть и такое понятие, как призвание. Господь в душу каждого человека вложил какие-то дары. Ведь кто-то призван стать хирургом, а кто-то педагогом, кто-то военным, а кто-то певчим на клиросе приходского храма. Призвание мы можем распознать как особый внутренний зов, который подсказывает, к чему стремиться и что искать, и сопровождается особым творческим вдохновением. Это новое осмысление жизни, когда появляются ориентиры и ты пытаешься достичь вдруг возникшую важную для тебя цель. Это внутренний голос, который надо услышать, а для этого необходима чуткость к тому, что происходит внутри.

Вот важно всмотреться внутрь собственного сердца, вслушаться в его внутренний зов. И выбор жизненного пути пусть соответствует поиску сердца, тогда этот выбор будет не угнетать, а питать и укреплять душу.

Господь слышит молитвы ищущих людей и всегда помогает им

Иногда человек всё равно теряется и не знает, какой шаг предпринять. По крайней мере, мы можем молиться, чтобы Господь вразумил, просветил и Сам направил нашу жизнь ко благу. Спаситель говорил: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7: 7). Главное - не сидеть сложа руки. Кто ничего не ищет, тот ничего и не найдет, а кто ищет, тот найдет непременно. Господь слышит молитвы ищущих людей и всегда помогает им.

Человек не узнает волю Божию, если не будет действовать

Одно можно сказать: человек не узна ет волю Божию, если, во-первых, не будет всем сердцем искать исполнения Божией воли, а во-вторых, если он не будет действовать. Ошибки не страшны. Именно ошибки, а не сознательные грехи. Потому что когда человек действительно ищет исполнения воли Божией и действует - Господь находит возможность открыть человеку, в чем он прав, а в чем ошибается, в чем нужно расти и утверждаться, а что оставить. Более того, возможно, и другого-то пути нет. И когда человек ищет опытного духовника, чтобы спросить у него волю Божию о себе, - это хорошо, конечно, и правильно, но и тут многое зависит от веры самого человека, от напряженности его молитвы. Потому что если человек настроен серьезно и молится с верой - Господь обязательно откроет ему Свою волю, а если он пребывает в беспечности и расслабленности - то никакой старец, даже действительно духоносный, ему не поможет.

Жизнь - это творческий процесс, и Господь хочет, чтобы мы жили полной, творческой жизнью, все силы употребляя на то, чтобы избегать греха и творить сознательно заповеди Божии. Вот если есть такой настрой, то чем бы мы ни занимались - Господь обязательно поможет нам найти свое место в жизни, выйти на свою дорогу.

Главное - оставаться христианином

Нужно хорошенько взвесить: а сможешь ли ты в этой профессии сохранить христианские убеждения?

Стоя на распутье, нужно, в первую очередь, утвердиться в решении, что по выбранной дороге ты пойдешь, как христианин. В первую очередь ты будешь христианином, во вторую - врачом, или юристом, или спортсменом. Нужно хорошенько взвесить и оценить: сможешь ли ты выдержать эту расстановку приоритетов? Не поглотит ли спорт, или бизнес, или еще что-то твои христианские убеждения? Не будешь ли ты вынужден в рамках своей профессиональной деятельности поступать вопреки заповедям, как делают это, скажем, врачи, осуществляющие аборты.

Главное - посоветовавшись, подумав, помолившись, принять решение самостоятельно.

А еще существует немало свидетельств, когда люди шли на кардинальное изменение своего образа жизни, когда осознавали, что что-то идет не так. И у них получалось! Был бизнесменом - стал художником. Был строителем - стал животноводом. Был животноводом - стал священником! Кто не ошибается? Правильно: тот, кто ничего не делает.

А также сам процесс ее изменения и эволюции начиная с рождения человека и заканчивая его смертью. Во многих случаях этот термин является синонимом к слову "биография".

Первым человеком, сформулировавшим понятие жизненного пути, была Ш. Булер. В ее формулировке жизненный путь имел три различных линии. Первая - это последовательность реальных событий, происходящих в Вторая - это эмоциональные переживания, связанные с ними. Третья - это результаты действий, осуществляемых этим человеком.

Одновременно с ней собственную теорию выдвигал П. Жане, характеризовавший жизненный путь как последовательность этапов развития и биографии личности, ее эволюцию.

Существуют и другие формулировки этого понятия, однако все они являются вариациями на тему этих двух первых определений. Какой трактовки придерживаться, каждый решает сам для себя - поскольку существенных различий между ними нет, любая из них имеет право на существование.

Следует отметить, что приведенные выше определения жизненного пути являются приемлемыми лишь для человека с рациональным Мистик же считает, что под понятием "жизненный путь" подразумевается некий сценарий, придуманный специально для него высшими силами. Но даже он, как правило, признает, что есть возможность как-то влиять на этот самый сценарий. Как? Своими собственными действиями! Сделав что-то правильное (читай - что-то выгодное для "сценаристов"), он как бы получает вознаграждение в виде благоприятного развития событий, а допустив ошибку, вынужден терпеть многочисленные неприятности.

Точка зрения такого мистика хоть и не слишком-то верна, но, безусловно, намного интереснее сухих знаний реалиста.

Однако существует еще одна трактовка понятия жизненного пути. Она не менее важна, чем приведенные выше, да и используется чаще, чем они. Итак, жизненный путь личности - это процесс осуществления ею своего предназначения, дорога, ведущая к цели жизни.

К сожалению, для большинства людей поиски этой самой дороги являются очень сложным делом. Почему? Да потому, что окружающие (родители, друзья, коллеги, родственники) часто считают, что они лучше знают, какой жизненный путь лучше подходит их близким. Особенно сильное влияние ощущают дети - со стороны многочисленных взрослых родственников. Поэтому-то так много людей выбирают себе неправильную дорогу в жизни - за гомоном голосов друзей и близких очень сложно услышать тихий зов истинного призвания.

Наиболее остро встает жизненного пути у молодых людей, только-только начинающих взрослую жизнь. Это и не удивительно, ведь именно перед ними разворачивается множество разных возможностей.

И именно у молодых людей больше всего шансов сделать ошибку и жалеть о ней всю жизнь. Поэтому им так важно научиться принимать правильные решения, а для этого нужно соблюдать несколько простых правил.

Во-первых, нужно научиться отличать собственные желания и стремления от образов, навязанных другими людьми. Не менее важно отличать желания истинные, осознанные, идущие от сердца, от низменных стремлений, навеваемых инстинктами.

Во-вторых, каждый человек должен научиться уважать собственные желания и не ставить их ниже желаний посторонних людей - хотя бы наедине с собой.

И, в-четвертых, нельзя забывать об ответственности: любой выбор будет на совести человека, сделавшего его - неважно, по собственной воле или под чьим-то влиянием.

«Любой путь — лишь один из миллиона возможных путей»
Карлос Кастанеда

Путей великое множество... какой выбрать? Говоря о предназначении и его поиске, нельзя обойти вниманием весь жизненный путь человека . Это более емкое и длительное понятие протяженностью во всю человеческую жизнь. Кто-то живет по инерции «пусть все идет так, как идет», радуется удачам и расстраивается, когда они обходят его стороной, говоря, что это судьба такая… А кто-то ищет правильный для себя путь ― свой собственный путь. Так, что же предпочесть? Выбор жизненного пути или пустить свою жизнь на самотек?

Сталкиваясь с очередной неудачей в своей жизни, наверно, каждый человек задумывался, а можно ли что-то вообще изменить? Как правило, все проблемы и последствия ошибок мы списываем на судьбу. А каждую удачу записываем на свой счет. Но, может быть, стоит проанализировать и неудачи ? Увидеть в них свои ошибки, неверные поступки? Понаблюдайте за детьми: один, споткнувшись об камень, посмотрит на него, сделает выводы и будет в следующий раз обходить стороной, а другой будет постоянно падать на одном и том же месте. Столь бесхитростный пример можно наложить трафаретом на любой поступок человека. И это не умение мыслить логически ― это, в первую очередь, желание понять, «почему же я упал». Вряд ли кто-то взрослый всерьез подумает, что этот камень ему под ноги положила ему судьба. И, пожалуй, выбор жизненного пути и заключается в том, чтобы сначала научиться анализировать, какие последствия грядут за какими поступками.

Ведь мало кто задумывается, что жизненный путь человека , по которому он идет, ― это не только наличие или отсутствие работы, дохода, успеха. Это и мировоззрение, и умение строить гармоничные отношения как в семье, так и с деловыми партнерами, умение радоваться и конструктивно грустить, умение ЖИТЬ. Согласитесь, от нашего отношения к окружающему миру зависит и наше восприятие всего происходящего. Можно созидать, а можно все разрушать . Очевидно, что это два противоположных полюса, но дорога между ними очень короткая, так как зависит только от наших мыслей и чувств. А уж этими материями мы умеем управлять, ну, или хотя бы можем научиться.

Делайте выбор жизненного пути самостоятельно, сравнивайте:

  • Разрушение ― это раздражение, страх, тоска, недовольство собой, разочарование, ревность и даже чувство вины, которое влечет за собой наказание (самого себя). Все это не только заставляет человека разрушать отношения, свою жизнь, но и самого себя, так как мысли и чувства имеют свойство материализоваться.
  • Созидание ― это ответственность за свои поступки, чувства и мысли. Это понимание, что наше собственное подсознание контролирует жизненный путь человека . Это дорога развития.

Кто-то скажет, что ответ очевиден, но как же найти себя, свою дорогу, а не принципы жизни, даже сделав правильный выбор жизненного пути ? Ведь чувство нереализованности тоже является разрушительной силой.

«У каждого из нас есть только одно истинное призвание –
найти путь к самому себе»
Герман Гессе

Найти себя, как бы это не звучало для скептиков, люди стремились во все времена. Но за всю историю человечества никто так и не нашел ответа на вопрос, как же найти себя , свой собственный жизненный путь. Человек все время думает над этим, хотя одними размышлениями вопрос решить сложно.

«Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»
Лао-цзы

Как и с достижением цели, нужно уметь не только думать/анализировать/делать выводы, но и действовать. Первый шаг вы уже сделали ― вы решили, что нужно найти себя. Как вы будете это делать ― это уже другой вопрос.

«Либо я найду свой путь, либо проложу его сам»
Ф. Сидней

Найти себя ― значит, почувствовать себя реализованным, востребованным и, как итог, счастливым. Составляющими счастья для многих является здоровье, семья и, конечно, успех в работе ― в деле, которое доставляет удовольствие. Вот именно последняя составляющая и является самой сложной для большинства: как найти себя ― свое место в жизни, свое призвание, свое дело. Возвращаясь к вопросу, как найти свое призвание, следует понимать, что однозначно на него никто не может ответить, но ряд специалистов предлагают тренинги и разнообразные упражнения, которые помогают найти подсказки, отклики в себе на то, что действительно, может быть, станет делом вашей жизни.

Как сделать очередной шаг в поиске своего призвания, своего жизненного пути вы найдете в следующей статье, в который мы поговорим о .

Психология жизненного пути

Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути. Всякое живое существо развивается, но только человек имеет свою историю (С.Л.Рубинштейн).Жизненный путь – это история индивидуального развития, жизнь человека как личности.

Жизненный путь человека – это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения (Б.Г.Ананьев). Жизненный путь является своеобразным портретом личности: в нем запечатлеваются ее мировоззрение и жизненная направленность, притязания и достижения, отношения к жизненным трудностям и способы их преодоления.

В психологической науке проблема целостного жизненного пути личности до сих пор является одной из наименее разработанных. Ученые по-разному подходят к самому феномену жизненного пути. Первые научные попытки описания жизненного пути представляют собой построение теории личности «во времени» в противовес чисто структурным определениям личности. А первым исследователем эволюции личности в реальном временном протекании стал французский ученый П.Жане. Именно П.Жане предпринял попытку связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат.

Другую концепцию личности в масштабе жизненного пути предлагает Ш.Бюлер, чей труд о человеческой жизни считается исходным для изучения жизненного цикла и генетических связей между его фазами. Ш.Бюлер, опираясь на собственную концепцию, установила закономерности в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций, в изменении объема жизненной активности в зависимости от возраста.

Главной движущей силой развития, по Бюлер, является врожденное стремление человека к самоосуществлению или самоисполнению – всесторонней реализации «самого себя». Самоосуществление – итог жизненного пути, когда «ценности и цели, к которым стремился человек осознанно или неосознанно, получили адекватную реализацию» (Ш.Бюлер). Самоосуществление, по Бюлер, может быть достигнуто путем целеустремленной жизни, благодаря творчеству, созиданию.

Понятие самоосуществления по смыслу близко понятию самореализации или самоактуализации. Но Бюлер считает, что самореализация является только моментом самоосуществления. Самоосуществление понимается как итог и как процесс, который в разные возрастные периоды может выступать по-разному: то как хорошее самочувствие (0-1,5 года); то как переживание завершения детства (12-18 лет); то как самореализация (25 (30) – 45 (50) лет); то как самозавершенность (65 (70) – 80 (85) лет).

Бюлер доказывает, что полнота, степень самоосуществления зависит от способности человека ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Эту способность Бюлер называет самоопределением. Чем понятнее человеку его призвание, т.е. чем отчетливее выражено самоопределение, тем вероятнее самоосуществление. Считая, что становление целевых структур является определяющим в индивидуальном развитии, Бюлер пытается понять его основные закономерности через изучение целей жизни личности. Обладание жизненными целями, по Бюлер, выступает и как условие сохранения психического здоровья.

На основе изучения сотен биографий самых разных людей, представителей различных социальных классов и групп – бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных и пр., Бюлер сформулировала идею о многофазности жизненного пути человека. Понятие фазы указывает на изменение направления развития, на прерывность в нем. Изучению в биографиях подвергались три аспекта: 1) внешний, объективный ход событий жизни; 2) история творческой деятельности человека и 3) возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.

Концепция жизненного цикла человека по Ш.Бюлер, заключается в следующем. Путем наложения линий развития по многим «измерениям» жизни (всего их было найдено 97) – в трудовой, профессиональной и семейной сферах, - были определены фазы жизненного цикла. По идее Бюлер, фазы жизни имеют в основе развития целевые структуры личности – самоопределения. Таким образом, ею было обнаружено и описано 5 фаз жизни:

Первая фаза (возраст от рождения до 16-20 лет) считается периодом, предшествующим самоопределению, поскольку человек еще не имеет собственной семьи и профессиональной деятельности. Бюлер выносит его за пределы жизненного пути.

Во второй фазе (с 16-20 лет до 25-30 лет) человек пробует себя в разных видах деятельности, устанавливает контакты с представителями противоположного пола в поисках супруга (супруги). Эти пробы носят предварительный, диффузный характер, однако это и есть начало самоопределения. Особенностью внутреннего мира молодого человека являются надежды – эскизы возможных путей дальнейшей жизни. Иногда в преддверии выбора жизненных целей и путей их осуществления юноша испытывает растерянность, неуверенность и, в то же время, жажду великих дел.

Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) наступает тогда, когда человек находит свое призвание или просто постоянное профессиональное занятие, когда у него возникает собственная семья. Это пора зрелости и самый богатый период жизни. Зрелому человеку свойственны реалистичные ожидания от жизни, трезвая оценка своих возможностей, субъективное переживание этого возраста как апогея жизни. В зрелости человек ставит определенные жизненные цели и имеет результаты продвижения к ним. Благодаря этому, приблизительно к 40 годам, устанавливается самооценка личности, в которой находят отражение результаты жизненного пути и жизни, как решаемой задачи.

В четвертой фазе (от 45-50 до 65-70 лет) человек завершает свою профессиональную деятельность. Из его семьи уходят взрослые дети. Человек подводит итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям. Для многих этот период – «трудный» возраст - вследствие биологического увядания, потери репродуктивной способности, сокращения будущего времени жизни. У стареющих людей, по наблюдениям Бюлер, усиливается склонность к мечтам, одиночеству, воспоминаниям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом имеющегося профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье.

В пятой фазе (от 65-70 лет до смерти) большинство людей оставляет профессиональную деятельность. В этот период люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой в юности. Оставшиеся силы они тратят на различные формы досуга, путешествуя или просто приятно проводя время. Ослабевают социальные связи. Внутренний мир стариков обращен к прошлому. Будущее воспринимается с тревогой, которую усиливает предчувствие близкого конца. Преобладает желание покоя. Это период, когда человек пытается придать смысл своему существованию, обозревая прошлую жизнь как нечто целое. Одни, вспоминая события собственной жизни, понимают, что поставленные перед собой задачи они выполнили. Другим, наоборот, подобный экзамен может принести разочарование, так как поставленные цели достигнуты не были.

Проблемы жизненного пути в отечественной психологии

В отечественной психологии заслуга в постановке и разработке проблемы жизненного пути принадлежит С.Л.Рубинштейну и Б.Г.Ананьеву. Приведенное выше определение личности, по Ананьеву, как современника эпохи и сверстника поколения, указывает на зависимость жизненного пути от исторического времени, в котором живет человек. По выражению Ананьева, сама история – основной партнер в жизненной драме человека, а общественные события становятся вехами его биографии.

Неслучайно, для описания жизненного пути Б.Г.Ананьев предлагает понятие «события». События – основная «единица» всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека. С событиями связаны изменения в направлении развития личности, динамика этих изменений, реальная перестройка ценностной системы личности и ее характера.

События жизни – это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека (С.Л.Рубинштейн). Б.Г.Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде. Н.А.Логинова добавляет третью группу – события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека.

События среды – это те события, которые происходят по независящим от самого субъекта причинам. Так, Великая Отечественная война или перестройка, за которой последовал распад Советского Союза, явились для многих людей переломным моментом их личной жизни, стали событиями их собственной биографии. К событиям среды можно также отнести разнообразные перемены в жизни и ближайшем окружении человека: назначение на новую должность, рождение или смерть ближайших родственников, поступки окружающих, непосредственно влияющие на жизнь конкретного человека. Наконец, к событиям среды относят роковые случаи, счастливые и несчастные, происходящие в жизни человека и разом нарушающие все его планы и ситуацию в целом.

События среды не являются однозначными по своим последствиям. Будучи непосредственным участником того или иного события среды каждый и воспринимает его особенным образом, и проявляет себя по отношению к данному событию неповторимо, уникально. Значение того или иного события среды в жизни человека, таким образом, может быть понято только с учетом позиции самого человека по отношению к данному событию. Хорошо известна историческая роль блокады Ленинграда и ее последствия. Естественно большинство людей, имевших возможность выехать из блокадного города, использовали ее.

Однако были и другие примеры. Так женщина, имея возможность выехать из блокадного города, осталась там с двумя дочерьми. «Я знала, - сказала она по прошествии лет, - что не будет в моей жизни более грандиозного события. Я могла стать непосредственной участницей чего-то невероятного. Я не могла пропустить такой случай».

Вторая группа событий – события поведения человека в окружающей среде, т.е. события-поступки. События-поступки не только служат для достижения конкретной цели, но часто открывают новую жизненную перспективу. Они в полной мере позволяют проявить отношения личности к происходящему в мире. Причем, для понимания личности, как правило, важен не сам факт поступка, а то, что человек хотел «сказать» им.

События-поступки имеют основу в сложившихся обстоятельствах, но вызревают в сфере переживаний, во внутреннем мире человека. Их смысл сводится к утверждению или отрицанию каких-либо ценностей.

Поиск, открытие, принятие или отвержение ценностей составляют духовную биографию личности, которая имеет свои узловые моменты – события внутренней жизни. Событиями внутренней жизни являются прочтение книги или просмотр спектакля и фильма, неслучайно ставших памятными; встреча с человеком, который оказал особое влияние в духовном плане, что повлияло на дальнейшее течение жизни; контакт с профессиональным психологом или психотерапевтом, который приводит к «обретению себя» и т.д. Событием внутренней жизни могут стать «походы в лес» или «размышления на кочке» (привожу реальные примеры таких событий), наполненные особым смыслом и переживаниями, которые человек проносит через всю свою жизнь. Очевидно, то, какие мы есть – не в последнюю очередь определяется такими событиями.

Для описания жизненного пути очень продуктивным является понятие жизненного выбора. Выбор – это поступок.

Жизненный выбор – поступок в масштабе жизни. Жизненный выбор – это переломный момент на жизненном пути, который имеет свою структуру и внутренние тенденции, свидетельствующие о направленности личности, способах ее взаимодействия с миром и уровне развития. Жизненный выбор вписывает человека в определенный социальный контекст, способствуя освоению конкретных отношений и видов деятельности, возникновению новых функций и форм активности, повышению инициативы и социальной ответственности. Жизненный выбор позволяет «увидеть», ради чего человек живет, к чему стремится, как достигает своих жизненных целей.

Выбирая место жительства, учебы или работы, спутника жизни или начальника, а так же, решаясь на рождение ребенка или развод и т.п., человек отстаивает свои жизненные ценности (не те, за которые мы платим, а те, ради которых живем). Таким образом, жизненные ценности (например, интересная работа, счастливая семейная жизнь, здоровье и пр.) выступают как содержательно-смысловая характеристика жизненного выбора.

Кроме того, совершая выбор, каждый из нас принимает решение, а затем реализует его. И своеобразие принятия решения по жизненно важному поводу, и реализация принятого решения (способов такой реализации – множество) – все это слагаемые жизненного выбора, его инструментальные характеристики. Исходя из понятия жизненного выбора и перефразируя Ж.-П.Сартра, можно предложить еще одно определение личности: «Личность – это ее выборы».

Как научиться понимать своего ребенка Исаева Виктория Сергеевна

Выбор жизненного пути

Выбор жизненного пути

Старшие классы школы – очень интересная и ответственная пора. Именно в этот период подросток расставляет жизненные приоритеты и выбирает себе будущее по вкусу. Как же понять и принять выбор вашего ребенка, если он отличается от вашего? И как помочь ему определиться с будущей профессией?

Время от времени я читаю лекции на курсах при департаменте занятости. Туда приходят учиться, повышать или менять квалификацию люди, потерявшие работу, попавшие под сокращение, написавшие заявление об уходе по собственному желанию. Направляясь на свою первую лекцию, я изрядно нервничала. Все-таки мне предстояло обучать позитивной психологии безработных людей. С каким настроем они могут прийти в учебный класс? К моему величайшему удивлению, люди, направленные центром занятости на профессиональную переподготовку, все как на подбор оказывались оптимистами, полными прекрасных надежд. Я провела ряд опросов, и выяснилось, что девяносто процентов моих учеников ничуть не жалели о том, что лишились работы. Возможность переучиться они восприняли как долгожданный шанс получить ту профессию, которая им действительно интересна.

Увы, в нашем обществе очень мало людей, довольных своей работой и выбором профессии. Почему? Да потому, что выбор этот обычно совершается еще в старших классах. А подросток пятнадцати-шестнадцати лет очень уязвим, не уверен в себе и зависим от общественного мнения. Быть может, ему хочется заниматься русской литературой, но родители твердят, что куда престижнее экономический или юридический факультет. Подросток хочет быть врачом-терапевтом, а ему: «Ты с ума сошел! Иди лучше в стоматологи! Вот там крутятся настоящие деньги! Будешь отлично зарабатывать!»

Возможно, вам нелегко будет принять следующую мысль, но тем не менее – попробуйте.

Правило № 27

Деньги и престиж не должны играть ключевой роли в выборе профессии. Постарайтесь принять это и донести до вашего ребенка.

Мы проводим на работе слишком большую часть своей жизни, и потому работа должна быть любимой. Так что в первую очередь отталкивайтесь от того, что интересно вашему ребенку. Поговорите с ним о его интересах, способностях и увлечениях. Обсудите, как он мог бы реализовать свои навыки и таланты в будущей профессии.

Дело в том, что успеха в работе обычно добиваются лишь по-настоящему увлеченные своей профессией люди. Я знакома со школьными учителями, которые обожают свое дело и процветают, зарабатывая отличные деньги на частных уроках. Я также знаю бедных юристов, которые, несмотря на «престижный и уважаемый» диплом, вкалывают по двенадцать часов в сутки, но все равно не имеют желаемых доходов.

Итак, главной вашей задачей должен стать поиск интересов. Если ваш ребенок поймет, чем он хотел бы заниматься, – считайте, вопрос решен.

Другое дело, что порой подростки сами не знают толком, чего хотят. Например, им кажется, что нет лучшей участи, чем шоу-бизнес, карьера топ-модели или съемки в кино. Однако они судят об этих профессиях по красивому и гламурному фасаду, не зная изнанки и оборотной стороны медали. В этом случае лучшее, что вы можете сделать – позволить своему ребенку попробовать себя в интересующих его областях. Отведите его в театральную студию и посмотрите, интересно ли будет ему там заниматься, захочет ли он вкалывать, будут ли у него по-прежнему гореть глаза при мысли об артистической карьере. Даже если подросток поймет, что такая жизнь не для него, – занятия в театральной студии пойдут на пользу. Ведь там ему поставят голос и четкую дикцию, научат красиво двигаться, говорить, соблюдать этикет. А это пригодится любому успешному человеку в любой успешной профессии.

Самый верный признак того, что человек находится на своем месте и занимается своим делом, – это радость от самого процесса работы. Если человеку нравится заниматься изучением законов, финансовой аналитикой, проектированием, дизайном, спортом и так далее независимо от результата, значит, он нашел свою нишу.

Понаблюдайте за своим ребенком. Если он, например, легко и с удовольствием пишет сочинения, эссе, зарисовки – независимо от того, прочтет это кто-то или нет, оценят его старания или же нет, – значит, это и есть его призвание. И подростку обязательно следует использовать свою наклонность в последующем выборе профессии.

Обратите внимание, что есть разница между «делать легко» и «делать с удовольствием». У меня, например, был знакомый с блестящими математическими способностями. Все точные науки давались ему легко, словно сами собой. Но при этом его истинной страстью была музыка. Он стремился побыстрее разделаться с математическими задачами, чтобы часами играть на своем любимом синтезаторе.

Когда человек занимается по-настоящему своим делом, время как будто перестает существовать, несколько часов пролетают как мгновение. Так что постарайтесь понять, к чему же в действительности у вашего ребенка есть призвание, и помогите ему успешно реализовать себя.

Из книги Психология современной женщины: и умная, и красивая, и счастливая... автора Либина Алена

ГЛАВА 11 – ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ Жить – значит непрестанно рождаться. Марсель Жуардо "Каждый человек стремится стать тем, кем он может быть", – считал Абрахам Маслоу, который в 50-х годах нашего столетия ввел в психологию понятие «самоактуализация». Разумеется,

Из книги Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека автора Тарт Чарльз

24. ВЫБОР ДУХОВНОГО ПУТИ Если бы только человек мог понять весь ужас жизни обычных людей, без конца вращающихся в замкнутом кругу совершенно незначительных интересов и столь же незначительных целей; если бы он мог понять, что они при этом теряют, он бы понял, что может быть

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II. Российский трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

54. «Хроники российской саньясы» и «режиссура жизненного пути» В. Лебедько Владислав Лебедько родился в 1966 году. В 1989 году окончил Ленинградский институт точной механики и оптики по специальности «лазерная физика». В 1990 году стажировался в МГУ на факультете общей физики.

Из книги Искусство быть эгоистом автора Мамонтов Сергей Юрьевич

Четвертый шаг - выбор пути После безудержного полета фантазии наступает момент ограничений и полезных сомнений. Спросите себя, какой из путей реализации вашего желания самый лучший. Где больше шансов на успех?Тут не существует общих норм. Это - ваше желание и вами

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Каждый может стать богатым! Предприниматель жизни, или Как богатому попасть в рай автора Некрасов Анатолий Александрович

Выбор пути Какое бы место для жизни ты ни создавал – дом, предприятие, страну, – ты создаёшь образ Мира. А. Андреев Можно прожить жизнь «как все». Быть зависимым от «случая», испытать множество страданий, пережить различные потери… И однажды произойдёт следующее: вас

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Глава 5 Способности. Выбор профессионального пути В предыдущей главе, посвященной самооценке, мы выяснили, почему человеку важно уметь более или менее объективно оценивать собственные способности. Но само понятие способностей в том смысле, какой в него вкладывают

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Книжки вредные и полезные для детской психики. Значение любимой сказки в выборе жизненного пути Накануне мама прочла Тиме и Леше сказку «Гуси-лебеди». Маленький Леша особенно запомнил братца, играющего яблочками у Бабы-Яги. На следующий день братья гуляли во дворе. Они

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Раздел третий. СТАРОСТЬ КАК ЭТАП ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Выбор жизненного пути «Этим летом у меня возник конфликт с родителями. Они были против поступления в институт, где я сейчас учусь. Они предлагали другой вуз, куда даже могли помочь поступить. Их позиция была категоричной по следующим причинам: 1. Я не смогу учиться в этом

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

10 ошибок при выборе жизненного пути Давайте поговорим о том, как люди выбирают свой путь в жизни и какие ошибки они при этом

Из книги Ваше предназначение автора Каплан Роберт Стивен

Берешь на себя ответственность за выбор жизненного пути? Многие из нас мчатся сквозь молодые годы от одного достижения к другому, «преуспевая», но не задумываясь о том, чего они действительно хотят. На каких-то этапах этого стремительного пути мы обращаемся за советом к

Из книги Философия возраста [Циклы в жизни человека] автора Сикирич Елена

Из книги Антистресс для родителей [Ваш ребенок идет в школу] автора Царенко Наталья

Глава 4. Старшие классы: выбор жизненного пути

Из книги Большая война автора Буровский Андрей Михайлович

Варианты выбора жизненного пути: дорогу осилит идущий! Как видим из предыдущей главы, в 17 лет, на пороге окончания школы, открывается множество возможностей построить свою жизнь – так или иначе. Однако причины, побуждающие пойти по тому или иному пути, у разных ребят

Из книги автора

Выбор пути Теоретически США вполне могут не развязывать Мировой войны. Для этого вполне достаточно согласиться с неизбежным: с тем, что США уходят из Центра Мира. Пусть все идет, как идет, гонор и доллары не стоят человеческих жизней.Но практически никогда империи не