Волонтерское движение как профилактика правонарушений в подростково – молодежной среде. Кто такие городские волонтеры ЧМ и чем они занимаются

Посвящённого развитию добровольчества (волонтерства) и социально ориентированных некоммерческих организаций

В декабре 2017 прошел Всероссийский форум добровольцев, на котором президент Российской Федерации предложил объявить 2018 год Годом добровольца и волонтера!

Департамент здравоохранения города Москвы (далее – Департамент) и медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы с 2011 года активно ведут работу по развитию сотрудничества и взаимодействия в области охраны общественного здоровья, профилактики заболеваний и формированию здорового образа жизни жителей города Москвы с социально ориентированными некоммерческими организациями (далее – СО НКО), в том числе с волонтерскими организациями на безвозмездной основе.

Одной из лучших практик по взаимодействию с волонтерской (добровольческой) организацией является совместная работа Всероссийского общественного движения «Волонтеры медики» (далее – Волонтеры-медики) и медицинских организаций.

Волонтеры-медики успешно оказывают помощь медицинскому персоналу на протяжении 5 лет в ГБУЗ «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В.Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы», на протяжении 4 лет в ГБУЗ «Городская клиническая больница №1 им. Н.И. Пирогова Департамента здравоохранения города Москвы» и 3,5 лет - в ГБУЗ «Городская клиническая больница имени С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы». Также волонтеры-медики имеют опыт помощи специалистам ГБУЗ «Научно-практический центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы» в медицинском сопровождении массовых мероприятий, в том числе при проведении народного шествия «Бессмертный полк» в 2017 году.

Отдельно стоит отметить уникальный опыт взаимодействия Волонтеров-медиков с ГБУЗ «Городская поликлиника № 175 ДЗМ», ГБУЗ «Городская поликлиника № 121 ДЗМ» и ГБУЗ «Городская больница № 29 им. Н.Э.Баумана ДЗМ» по профориентации школьников в медицину. Так, два школьника, занимающиеся волонтерской деятельностью в ГБУЗ «Городская поликлиника № 175 ДЗМ», уже получили целевые направления на поступление в медицинское образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы.

28.11.2017 состоялась Конференция в ГБУЗ «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В.Склифосовского Департамента здравоохранения города Москвы», приуроченная к пятилетию совместной работы с Волонтёрами-медиками.

На Конференции Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения города Москвы Алексей Иванович Хрипун и председатель Всероссийского общественного движения «Волонтеры медики» Павел Олегович Савчук подписали соглашение о взаимодействии.

О ГБУ города Москвы «Мосволонтер»

Ресурсный центр «Мосволонтёр» - это уникальный проект Правительства Москвы, объединяющий активных горожан, НКО, власть и бизнес для решения социальных задач города Москвы. "Мосволонтёр" объединяет в партнёрскую сеть 400 НКО и более 50 тысяч человек, которые участвуют в добровольческих акциях. Волонтёры Москвы активно участвуют в знаковых крупных городских проектах, и искренне поддерживает программы столичного Правительства, такие как Народное шествие «Бессмертный полк», Московский урбанистический форум и многие другие. Волонтёры стали желанными друзьями тяжелобольных детей, находящихся на лечении в московских клиниках, отзывчивыми помощниками старшего поколения, нуждающегося в уходе, незаменимыми организаторами событийных мероприятий.

Ресурсный центр «Мосволонтёр» ведет серьезную обучающую программу. Разработаны и успешно реализуются программы общего и функционального обучения волонтёров, а также программы подготовки менеджеров и тренеров волонтёрской деятельности. Особо стоит отметить обучающие проекты для медиаволонтёров «ProДобро», для волонтеров в культуре «Творческая лаборатория» и для серебряных волонтёров «ДоброСеребро».

Мы создаем условия для реализации социальных инициатив активных горожан и развиваем добровольчество на благо столицы, чтобы культура добрых дел прочно укоренилась среди москвичей.

Информация о волонтёрском движении размещается на сайте mosvolonter.ru. Это самый подробный сайт о волонтёрском (добровольческом) движении столицы. Услугами сайта пользуются благотворительные организации, сообщества волонтёров, инициативные граждане и жители. Сайт дает возможность стать участником волонтёрских проектов. Ведется также и широкая информационная кампания в социальных сетях. Только в 2017 году информационный охват в соцсетях составил свыше 2 млн. человек.

Волонтерское движение как профилактика правонарушений в подростково – молодежной среде.
Бумакова Юлия Александровна

Учитель начальных классов

КОУ «Ермаковская СОШ»
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания. В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, может стать одной из таких форм работы.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.

Цель: оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.

Первые волонтеры отряда, те, которые начнут все с нуля, им необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный-равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром,

во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение);

Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования)

В-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности. Наша школа решает проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами:

Информационный модуль


  1. Беседы со специалистами.

  2. Групповые занятия волонтеров для учащихся.

  3. Изготовление плакатов, видео.

  4. Выпуск газеты.

  5. Оформление информационного стенда.

  6. Акции волонтеров.

  7. Листовки.

  8. Игры.

  9. Викторины.
Тренинговый модуль

  1. Обучающие занятия с волонтерам.

  2. Мини-тренинги для учащихся.

  3. Интерактивные игры.
Альтернативный модуль

  1. КВНы.

  2. Игры, конкурсы.

  3. Встречи со спортсменами.

  4. Неделя “Только здоровые привычки”.

  5. Спортивные мероприятия.

  6. Фотоконкурс.
Помимо выполняемой своей работы, учащиеся участвуют в реализации программы «За здоровую нацию», которая состояла из следующих направлений: «Россия-родина моя», «Отвага, мужество и честь», «Дорога добра», «Игра-спутник здоровья», «Никто не забыт…», «Калейдоскоп талантов», «Моя родословная». Каждое направление включало в себя ряд мероприятий, в этом учебном году за выполнение деятельности каждый ученик будет получать пазлы. По итогам работы активные учащиеся, собравшие все пазлы (а нужно собрать картинку) получат право участвовать в районном слете патриотических клубов и объединений «За нами будущее России». Такая мотивация максимально активизирует деятельность учащихся и позволит раскрыть лидерские качества ранее неактивных учащихся.

Для нашего детского объединения традиционными стали акции: «Забота » (помощь престарелым людям), «Подари детям чудо!» (сбор игрушек, показ театрализованных представлений для детского сада), «Победа деда – моя победа,участие в Неделе Добра и Памяти), ежегодная «Акция Могилы героев достойны внимания»(приведение в порядок могил ветеранов ВОВ и Педагогического труда, уход за братской могилой и обелиском), акция «Дом без одиночества» (дворовый обход для престарелых людей с поздравлениями и подарками выполненные руками детей), концерты ко дню пожилого человека «Согреем ладони, разгладим морщины», Операция «Творим добро своими руками» (изготовление поздравительных открыток к праздничным датам)

В этом году волонтеры планируют активно привлекать подростков, имеющих отклонения в поведении, к участию в спортивных мероприятиях, конкурсах, других культурных мероприятиях по формированию здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты:

Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.

Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:


  • увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;

  • привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете.
создание модели детского волонтерского движения внутри школы и вне ее; уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.

Библиографический список используемой литературы


  1. Акимова, Е. В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений: автореф. дис. ... канд. пед. наук: /Акимова Елена Владимировна; [Ряз. гос. ун-т]. Рязань, 2006. 20 с.

  2. Гагарина, В.В. Волонтер – это звучит гордо!/В.В. Гагарина // Вестник благотворительности. – 2007. – №10.- С. 12.

  3. Подготовка волонтеров: программы, рекомендации, модели опыта. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2007 – 60 с.

  4. Толмачева, Л.П. Социализация личности начинается с добровольчества/Л.П. Толмачева. – Новосибирск: Новосибирск, 2009.-56 с.

Поведения молодежи с использованием НСО
Работа волонтеров в области профилактики зависимого поведения молодежи

В современных условиях эпидемия наркотической и иных видов зависимостей охватила всю нашу страну, и особенно коснулась подрастающее поколение. Цифры и факты, приводимые в различных статистических исследованиях, красноречиво свидетельствуют о том, что очевидной необходимостью сегодня является принятие всесторонних профилактических мер, направленных на стабилизацию ситуации с потреблением психоактивных веществ и развитием зависимого поведения молодежи.

Но наиболее эффективной стратегией профилактической работы с молодежью в области профилактики негативных явлений в обществе в настоящее время является организация волонтерского движения в области профилактики зависимого поведения, построенная на основе принципа «Равный – равному». Это технология позволяет привлечь саму молодежь к активному поиску ответа на вопрос о собственной ответственности за свое поведение, о самостоятельном выборе эффективного жизненного стиля и о решительном сопротивлении деструктивным воздействиям агрессивной окружающей среды.

Поэтому создание волонтерских объединений с целью подготовки их участников к работе в области профилактики зависимого поведения молодежи является наиболее результативным вкладом в решение одной из самых сложных задач современности.

В настоящее время включение волонтеров в антинаркотическую (в самом широком смысле этого слова) профилактическую работу с молодежью становится все более и более распространенным явлением. В образовательной среде – школах, учреждениях профессионального образования (колледжах), вузах – создаются волонтерские отряды из числа наиболее активных и неравнодушных учащихся и студентов, ставящих перед собой цель – предотвратить формирование зависимых форм поведения у своих сверстников, способствовать сохранению их здоровья и формированию установки на ведение здорового образа жизни.

Однако в работе волонтеров в этом направлении имеется ряд особенностей, отличающих ее от волонтерской деятельности в любой другой области решения социально значимых задач.

Прежде всего, профилактика зависимого поведения представляет собой сложную систему методологических принципов, стратегий, технологий и практических форм и методов, применение которых требует от ведущего профилактические мероприятия непременного овладения ими и умелого использования в работе с определенной целевой группой. Эта работа не просто должна быть эффективной – она в первую очередь не должна навредить ! Нельзя спровоцировать интерес у представителей целевой группы к незнакомым видам психоактивных веществ, нельзя заострять излишнее внимание на эффектах, вызываемых какими-либо веществами или определенным поведением, которые могут быть расценены как необычные и интересные. Наконец, необходимо очень тщательно подбирать информацию, передаваемую целевой группе, чтобы она, с одной стороны, была объективной и достоверной, а с другой – не противоречила имеющемуся жизненному опыту подростков и молодежи и не способствовала возникновению у них желания «проверить на практике» путем демонстрации различных форм отклоняющегося поведения.

Чтобы всеми этими премудростями овладеть, волонтерам, впрочем, так же как и любому взрослому специалисту, работающему в области профилактики зависимого поведения, необходим определенный набор знаний и умений. Это знание и понимание самой проблемы, способность разными методами передать информацию о ней целевой группе, овладение навыками тренерской работы с определенной аудиторией, умение показать позитивные стратегии поведения и алгоритм решения сложных социально-психологических проблем, с которыми молодые люди могут столкнуться в жизни и т.п. Именно поэтому подготовка волонтеров для работы в области профилактики зависимого поведения молодежи требует специального обучения.

И если для каких-либо других областей деятельности волонтеру требуется, помимо личной убежденности и готовности действовать, порой лишь только небольшой инструктаж или напутствия руководителей (например, при подготовке волонтеров для работы с воспитанниками детских сиротских учреждений их обучают навыкам организации игр и занятий, а также дают представление о возрастных и социальных особенностях предполагаемой аудитории), то для волонтеров-превентологов требуется серьезно организованный и достаточно продолжительный цикл обучающих занятий и отработка умения вести профилактическую работу.

Настоящие рекомендации дают общее представление о том, как проводить занятия по Программе подготовки волонтеров в области профилактики зависимого поведения молодежи с использованием НСО в условиях образовательного учреждения дополнительного профессионального образования.


Цели проведения занятий по Программе подготовки волонтеров в области профилактики зависимого поведения молодежи.

Приобретение волонтерами знаний, умений и навыков, необходимых для работы со сверстниками в области профилактики зависимого поведения.

Формирование здорового жизненного стиля у детей, подростков и молодежи; формирование у них стойкой негативной установки по отношению к любым формам зависимого поведения.

Повышение результативности профилактического воздействия на молодое поколение за счет использования одной из наиболее эффективных профилактических стратегий.

Обучение волонтеров принципам социального служения и помощь волонтерской организации и волонтерскому движению в целом в достижении их целей и задач.
Требования к ведущим группы:


  1. Главное условие – умение ведущего завоевать внимание и уважение группы. Это получается тем лучше, чем лучше ведущий разбирается в особенностях возрастной психологии, имеет представление об интересах, ценностях, увлечениях и стремлениях молодежи. Необходимо, чтобы ведущий знал специфику данной группы. Идеальной является ситуация, когда ведущий получает удовольствие от общения с группой, и участники чувствуют это.

  2. Ведущий должен иметь достаточное представление о проблеме зависимостей, а именно знать:

  • Факторы, способствующие увеличению вероятности употребления психоактивных веществ (факторы риска) и факторы, снижающих эту вероятность (защитные факторы).

  • Механизм формирования зависимости от психоактивных веществ и пути ее преодоления

  1. Ведущий должен быть осведомлен об основных принципах профилактической антинаркотической работы с молодежью, знать основные стратегии этой работы, иметь навык в использовании различных форм и методов профилактики в работе с группой .

  2. Существенными факторами воздействия на группу в ходе занятий являются:

  • твердое и ясное личное отношение ведущего к важности здорового и безопасного образа жизни;

  • твердое и ясное личное отношение ведущего к употреблению психоактивных веществ;

  • его владение теми психологическими навыками и навыками тренерской работы, которые он намерен привить ученикам;

  • физическое и психологическое здоровье ведущего.
Соблюдение перечисленных условий позволит ведущему не бояться обсуждать свое отношение к психоактивным веществам и объяснять его. Молодежь остро чувствует фальшь и неуверенность, она гораздо легче учится на примерах, чем на словах.

  1. Вопросы участников группы ведущий не должен оставлять без внимания, потому что это является для них признаком отсутствия интереса к их личностям. Если вопрос задан не вовремя, ведущему лучше попросить повторить его в более подходящий момент, чем просто отказаться отвечать. Если вопрос явно провоцирующий или служит подготовкой к манипуляции, необходимо прямо заявить о своем отношении к происходящему. Если ведущий не знает, как ответить на вопрос немедленно, будет лучше признать свою некомпетентность, извиниться и назвать точное время, когда ответ будет готов. На некоторые вопросы, связанные с сильными и глубокими эмоциональными переживаниями участников, обязательно нужно отвечать немедленно, даже жертвуя другими вопросами занятия.

Требования к помещению для занятий:


  • Помещение должно быть достаточно просторным и безопасным для проведения подвижных игр, но не слишком большим, т.к. это нарушает ощущение безопасности; хорошо проветриваемым;

  • Стулья должны быть легко перемещаемыми и не скрепленными друг с другом, чтобы была возможность поставить их в круг или расположить любым другим необходимым образом;

  • Дверь должна быть закрыта на время занятий; в помещение не должны проникать посторонние звуки и не должны заходить посторонние люди;

  • В помещении должны быть предусмотрены возможность демонстрации видеоряда (например, мультимедиа проектор, колонки, компьютер).

Необходимость предварительного установления правил работы с группой.

Перед началом цикла занятий по Программе целесообразно провести одно-два занятия, направленные на выработку правил работы группы. Это требование необходимо, чтобы предотвратить спонтанную выработку неформальных правил, неминуемо складывающихся в определенное время в любой группе.

Возможен следующий вариант работы над установлением правил: группа разбивается на отдельные подгруппы (методом случайной разбивки, например по дням рождения: осенние, зимние, весенние, летние) и каждая подгруппа предлагает по несколько или по одному правилу, обязательному для всех остальных членов группы. Представители подгруппы по очереди зачитывают по одному правилу, которое принимается, если все участники проголосовали «за». Правила, не удовлетворяющие всех членов группы, или корректируются, или не принимаются вовсе. Принятые правила записываются на доске или ватмане (вариант: рисуются на постерах) и остаются для демонстрации на все время работы группы.

Основные моменты, которые следует учитывать:

1. Принятые правила могут меняться или дополняться, когда в этом возникает необходимость . Главное, чтобы в изменении правил участвовала вся группа!

2. Правила могут касаться характера проведения занятий, внутренних взаимоотношений между членами группы, традиций и ритуалов в период проведения группы, словом, неформальных моментов. Однако они не распространяются на те правила, которые объективно предусмотрены внутренним распорядком данного учебного заведения (например, время начала и окончания занятий, место их проведения, наличие перерывов в занятиях и т.п.).

3. Принятые правила обязательно должны быть сформулированы таким образом, чтобы они могли реально выполняться участниками группы.

4. Следует стараться принимать правила в позитивной формулировке, без отрицательной частицы «не», что является психологически более грамотным.

5. Примерами принятых правил могут служить следующие:


  • уважение друг к другу,

  • конфиденциальность высказанной и услышанной на занятиях информации,

  • ритуал взаимного приветствия в начале работы группы и взаимного прощания в конце ее работы и т.п.

Характеристика основных методов, используемых в работе по Программе


  1. Интерактивная лекция
Лекция – наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Любая лекция как форма изложения нового материала группе требует определенной подготовки:

1) Необходимо выбрать тему, при этом учитывая особенности целевой аудитории. А именно: возрастные особенности, отношение к проблеме психоактивных веществ, наличие возможного опыта их употребления и т.п.

2) Определить содержание выступления, то есть что именно по данной теме будет говорить ведущий.

3) Какие приемы для повышения уровня усвоения информации и интереса слушателей будут использоваться.

Сообщение ведущим материала лекции должно быть:


  1. Достаточно исчерпывающим. Обычно слушателей в лекции интересуют следующие аспекты: когда и где? кто? что произошло? как и почему? каковы результаты? При этом стоит помнить, что новое знание усваивается лучше, если оно каким-либо образом связано с тем, что человеку уже известно.

  2. Объективным. Не имеет смысла преувеличивать негативные факты и скрывать привлекательные стороны. Информацию можно получить из разных источников, а мелкая ложь сразу понизит ценность излагаемой информации. Оптимальной является позиция ведущего, который не запугивает, а сообщает то, что знает о разных сторонах какого-либо явления, чтобы слушатели могли разобраться в окружающем мире и в том, как поступить правильно. Однако соблюдение принципа «Не навреди!» при изложении информации должно предполагать передачу сведений не больше тех, которые уже известны участникам группы.

  3. Компетентным. Информация, которую выдаете, должна быть грамотно подобрана и передана слушателям.

  4. Интересным.
Повышает эффективность любой лекции демонстрация при ее проведении наглядного материала.

Для того чтобы лекция не стала односторонней формой коммуникации между ведущим и участниками группы, возможна ее трансформация в следующие, более интерактивные, а значит, и более эффективные и интересные формы работы:

Лекция-беседа (использование своего рода «диалога» с аудиторией);

Лекция-дискуссия, когда предметом обсуждения ведущего является мнения участников, высказанных в ходе дискуссии;

1) тема ролевой игры должна быть значима для участников;

2) необходимо брать такие ситуации, которые могут быть решены в рамках тренинга (эти ситуации можно выделить с помощью интервью или предварительной диагностики);

3) если ролевая игра неправильная, то участники не примут неуспех. Время потрачено зря;

4) важен правильный подбор лиц, которые должны принять участие в игре:


  1. важно выбрать тех лиц, на которых ориентируется группа;

  2. неуверенных лучше оставить в покое – они включатся на примере других;

  3. в первые игры лучше включать людей более уверенных;

  4. если это очень доминантные участники и они высказывали сомнения, то можно усилить агрессию – лучше приглашать на роли тех людей, у которых позитивное отношение к тренингу;
    docs -> Агрессивное поведение детей и подростков
    docs -> Лекция для специалистов доу и родителей «Профилактика агрессивного поведения дошкольников»
    docs -> Консультация для родителей: «Если ваш ребенок дерется…» в группе раннего возраста

Корочинская Валерия, Дряева Кристина, Суворова Ирина

Волонтеры - люди, делающие что-либо по своей воле, а не по принуждению. Волонтерское движение очень популярно последнее время среди школьников и студентов. Целью движения является формирование ценностей в молодежной культуре, направленных на неприятие социально опасных привычек, ориентация на здоровый образ жизни. Одним из направлений деятельности школы является формирование у школьников негативного отношения к употреблению психоактивных веществ, алкаголя и курения, поэтому целью нашего волонтерского движения явилось создание в школе организации волонтеров и ее программы. Методы и формы работы: проведение профилактических занятий, тренингов, массовых акций, выставок, соревнований, игр, анкетирования, тестирования, обработка данных, распространение информации через школьную газету, плакаты и буклеты.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №29

Волонтёрское движение - один из путей профилактики употребления психоактивных веществ в молодёжной среде

Руководитель: Шмыкова Ирина Апполинарьевна,

Учитель биологии и химии МБОУ СОШ № 29

г. Георгиевск

2013 г.

Введение

“ Тот, кто ничего не делает для других,
ничего не делает для себя “
Гёте

Введение

Термин «волонтер» - в переводе с французского означает «доброволец». Волонтеры - люди, делающие что-либо по своей воле, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально в государственных или частных организациях, либо являться членами добровольческих организаций.
Волонтёрское движение является проявлением непрофессионального уровня в социальной работе Союза молодежи при администрации города Георгиевска. Последнее время оно очень популярно среди школьников и студентов. Наряду с деятельностью профессионально подготовленных социальных работников в профилактическом направлении особую роль играют волонтеры.

Актуальность развития данного движения определяется расширением проблемы употребления психоактивных веществ в молодежной среде.

Целью движения является формирование ценностей в молодежной культуре, направленных на неприятие социально опасных привычек, ориентация на здоровый образ жизни, сознательный отказ от употребления психоактивных веществ.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

Развитие социальной системы, антинаркотической профилактики среди детей и молодёжи,

Создание оптимальных условий для распространения волонтёрского движения по профилактике ПАВ в городе Георгиевске;

Разработка и реализация эффективных механизмов, форм и методов первичной профилактики наркомании с разными группами молодежи;

Подготовка и поддержка молодежных лидеров, занимающихся профилактикой наркомании среди сверстников;

Создание и использование межрегиональных и международных связей с другими волонтёрскими организациями для совершенствования профилактической работы;

Участие в подготовке и проведении массовых социально-культурных, информационно-просветительских мероприятий;

Участниками движения являются подростки, добровольно принимающие и согласные в своей жизнедеятельности реализовывать идеи волонтёрского движения. Они формируют волонтерские отряды и создают органы самоуправления в образовательных учреждениях.

1. История развития волонтёрского движения в России

История волонтерского движения в России отличается от зарубежной. В России одно из самых ранних официальных упоминаний волонтёрской деятельности относится к 1894 году. В этом году были учреждены городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились волонтёры.

Понятие “волонтёр” сильно изменилось за последние 20 лет. Если в 80-е годы волонтёры ехали на целину или БАМ, то они получали за свою работу зарплату, и неплохую, которой государство компенсировало тяжелые условия жизни. Добровольность работы на субботниках, уборках урожая или шефской работы была зачастую тесно связана с обязательностью и общественным принуждением. Никакого закона о добровольческом труде в советской России не было.

Понятие, содержание и форма волонтёрского труда в современной России начинает формироваться одновременно с зарождением третьего сектора экономики (90-е годы), который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации.

Деятельность волонтёрских организаций регулируется Федеральными законами, среди которых есть закон “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (7 июля 1995 г.), дающий юридическое определение волонтёра: “Волонтеры - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации”.

В основе волонтёрского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.

В России волонтёрское движение стало зарождаться в конце 80-х годов, хотя, если заглянуть в историю, следует признать, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников. Однако современное развитие волонтёрское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтёры незаменимы.

В Российской Федерации волонтёры (в отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций) не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки. Говорить о волонтёрском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтёры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом — помогать людям.

2. Наркомания: Проблемы и пути решения

Наркомания является международной проблемой — она актуальна для большинства стран, как экономически развитых, так и развивающихся. Многочисленные проблемы здоровья и даже смертности, ассоциированные с этим явлением, возникают как результат сложного взаимодействия между психоактивным веществом, конкретным человеком и средой, в которой потребляется это вещество. Из-за недостатка необходимых сведений трудно точно определить общий ущерб для общества по каждой категории ПАВ, однако нет сомнения в том, что все страны терпят большие убытки в результате прямого или косвенного вреда, который причиняют наркотики.

Наркомания - это новое явление в нашей жизни, с которым столкнулось общество в самом начале демократических преобразований. Ее особенность - стремительный рост и распространенность среди молодежи 18-24 лет. Результаты наркотизации населения - рост смертности, распространение ВИЧ, экономические потери.

Растущая озабоченность данной проблемой пока еще не нашла должного отражения в общественном сознании. Весьма противоречивы выводы разных исследователей в отношении оценки ситуации, и ее прогноза. Однако любая попытка обобщить и проанализировать эти разрозненные работы представляется актуальной и важной для организации наркологической помощи, а также профилактики наркологических заболеваний.

Наркотизм стремительно помолодел - он стал детским. Не только в институтах и колледжах - в любой средней школе городов России ребенок может без тр у да купить наркотик - были бы деньги. В зоне повышенного риска наркотиз а ции находится четверть детей, подростков и молодежи.

Проблема наркомании сложна и вопросы профилактики потребления психоактивных веществ в организованных коллективах несовершеннолетних представляют собой одну из актуальнейших проблем современной наркологии и педагогики.

Профилактика наркомании - это комплекс мероприятий, ориентированный на предотвращение проблемы, связанной с употреблением наркотиков. Мероприятия по первичной профилактике наркомании среди населения на региональном и местном уровне должны включать:

  1. обучение педагогов и воспитателей по внедрению в процесс обучения здоровье сберегающих технологий;
  2. организацию работы медицинских сотрудников и педагогов по формированию здорового образа жизни в школах и высших учебных заведениях;
  3. проведение в учебных заведениях собраний по привлечению школьников и студентов к участию в массовых акциях профилактической направленности;
  4. разработку для показа на телевидении и мультимедийных экранах городов видеороликов по профилактике наркомании.

3. Организация и деятельность волонтерского движения в школе

Анализируя материалы в средствах массовой информации и опыт работы волонтёров города и других регионов, мы - учащиеся МБОУ СОШ №29 - пришли к выводу, что и в нашей школе необходима такая форма деятельности.

Одним из направлений деятельности школы является формирование у школьников негативного отношения к употреблению психоактивных веществ (ПАВ), алкоголя и курения, поэтому целью нашего волонтерского движения в этом направлении явилось создание самой организации волонтеров и программы по профилактике злоупотребления ПАВ.

Для реализации цели поставили задачи:

Создание волонтерской организации школы;

Организация воспитательных профилактических мероприятий, не допускающих употребление ПАВ;

Обучение волонтеров-тренеров среди старшеклассников для работы в классах младшего и среднего звена;

Формирование в ученической среде молодежной культуры, направленной на неприятие опасных привычек и ориентацию на здоровый образ жизни.

Методы и формы работы, направленные на реализацию поставленных цели и задач весьма разнообразны:

  1. проведение профилактических занятий или тренингов,
  2. проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр,
  3. распространение информации (через школьную газету, плакаты, буклеты),
  4. проведение анкетирования, тестирования, опросов и обработка данных.

Первым делом мы провели опрос среди старшеклассников с целью выявления их готовности созда ть какую-либо организацию , и какую конкретную работу должна она осущест в лять .

На вопрос: "Нужна ли современной молодежи какая-нибудь организация?"

84 % опр о шенных ответили утвердительно, 10 % - "нет" и 6 % - "не знаю".
На вопрос "Каковы должны быть цели и задачи этой организации?"

О тветы распределись сл е дующим образом: 25 % опрошенных считаю т - оздоравливать, прививать здоровый образ жизни , 14 % - объед и ня ть людей с общими интересами, 12 % - весело и полезно проводить свободное время, 10 % - занять молодежь общественно-полезным трудом, 8 % - развивать личность молодого человека, 15 % - оказывать правовую помощь, 9 % - психологическую помощь, 4 % - оказывать помощь в трудоустройстве, 3 % - воспитывать патриотизм.

На вопрос "Готовы ли вы принять участие в волонтерском движении школы?" утверд и тельно ответило 28 % опрошенных, причем 50 % из них хотели бы заниматься организацией мероприятий, 29 % - работой с детьми, 21 % - проведением экологических рейдов.

С другой стороны нас интересовал вопрос, готовы ли подростки воспринимать помощь и социально значимую информацию от своих ровесников. На вопрос «К кому вы обратитесь за помощью в трудной жизненной ситуации?» , были получены следующие ответы: 58 % подростков готовы обратиться к друзьям, 22 % к род и телям - из них 40 % к маме (примечание: данные с учетом того, что 40 % воспитываются тол ь ко матерью), 12 % подростков готовы обратиться за помощью к братьям или сестрам, 8% - к психологу.

Результаты исследования позволили нам убедиться в том, что идея создания волонтёрской группы в школе должна реализоваться на практике. Была предложена программа организации такого движения.

Волонтёрское движение в школе нужно для того, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни, а волонтёры помогают учащимся в осознании необходимости быть здоровыми в широком смысле слова, развивать саногенное (оздоравливающее) мышление. Волонтёрское движение объединяет педагогов, учащихся и родителей.

Приоритетным направлением в волонтёрской деятельности является пропаганда здорового образа жизни, развитие стремления у подрастающего поколения укрепление и сохранение здоровья. Нас объединяет желание быть счастливыми и здоровыми, уметь решать разнообразные проблемы, чтобы найти свое место в жизни.

Приобщение к волонтёрскому движению помогает нам интересно и творчески жить, развиваться как личности, оставаться неравнодушными к окружающему миру.

Волонтёрское движение помогает реализовываться идеи школьного самоуправления.

Основными этапами работы волонтёров в направлении антинаркотической профилактики мы считаем:

  1. Изучение опыта работы российских добровольцев по пр о филактике злоупотреблений ПАВ, адаптация существующих программ по первичной профилактике к условиям школы.
  2. Проведение круглых столов, встреч, конференций, с привлечением сп е циалистов разных сфер для обмена опытом, взаимного информирования и совместного определения точки приложения инициативы и усилий добр о вольцев.
  3. Привлечение, набор и обучение подростков работе по программе пе р вичной профилактики социально опасных заболеваний со своими сверстниками.
  4. Освещение деятельности волонтерской школьной организации в средствах массовой информации через школьную и городскую газеты, через использование сети интернет.

Волонтерское движение в школе существует третий год.

За истекший период была создана команда волонтеров из учащихся 8-11 классов и составлена текущая программа работы. Направления деятельности школьного волонтерского движения разнообразны.

Одним из направлений работы является поддержка и оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны. В течение года волонтеры навещают ветеранов, закрепленных за школой, оказывают им посильную помощь. Больше всего не хватает ветеранам общения, поэтому они охотно принимают ребят и рассказывают им о своей молодости, о годах войны и послевоенном времени. Мало осталось ветеранов, поэтому такие встречи памятны и ветеранам и школьникам.

Ветеран ВОВ Кужелев И.Ф. является гостем на многих классных и школьных мероприятиях. Иван Филиппович с удовольствием рассказывает о своей творческой деятельности, о своей военной биографии. Стихи и песни, положенные на его стихи, знакомы и любимы нашими учащимися:

Волонтеры школы участвуют в городских и краевых экологических акциях и рейдах. Ежегодными стали мероприятия: «Подкумку - чистые берега!», «Посади дерево», «Мы за чистый город». Они первыми откликаются на зов учителей и ведут за собой других ребят.

Наши добровольцы поддерживают связь с детским домом. Весной 2012 года учащиеся 8В класса организовали и провели для младших воспитанников детского дома театрализованное представление-конкурс по правилам дорожного движения и вручили победителям подарки:

Ежегодно волонтеры участвуют в организации и проведении мероприятий по профилактике злоупотребления ПАВ, алкоголя и курения. В этом им помогает обучение на семинарских занятиях, проводимых специалистами по социальной работе, врачами-наркологами, психологами, где ребята получают первичную подготовку по вопросам профилактической работы.

Осенью 2012 года добровольцами 11 классов в начальном звене школы были проведены беседы и викторины с младшими школьниками по теме «Наркомания: Зло или Добро?».

А среди классов среднего звена прошел конкурс плакатов по данной тематике. Плакаты были вывешены в фойе первого этажа школы. Учащиеся могли выбрать и проголосовать за лучший плакат.

Становится традицией проведение акции «Наркотикам - нет!». Структура акции :

- «Даже дорога в тысячу миль начинается с первого шага». Учащиеся разъясняют населению, с какой целью они вышли на улицу.

Распространение агитационного раздаточного материала (среди учащихся, родителей, учителей, горожан): буклет «Наркомания».

Цель акции - привлечь внимание горожан и учащихся школы к проблеме злоупотребления наркотиков подростками и молодыми людьми.

Агитационная группа в составе учеников 9-10-х классов школы за один час собрала более 200 подписей под лозунгом «Если ты против употребления и распространения наркотиков - распишись!». Школьники вручали горожанам буклеты с информацией.

Ребята провели опрос, согласно которому, 26 человек из 100 опрошенных знают о существующей проблеме роста наркотизации населения, остальные - «слышали что-то» или не знают совсем. Все, кто отвечал на вопросы детей, не хотят, чтобы их близкие, дети, знакомые, друзья столкнулись с этой проблемой. 67 человек убеждено, что общество может противостоять распространению наркотиков. Все опрошенные считают, что с этой вредной привычной нужно бороться, столько же одобрило проводимую школьниками акцию.

Волонтёрами были оформлены плакаты. Они иллюстрировали их своими рисунками и фотографиями.

Акция под скромным названием «Забей на!», направленная на борьбу с вредными привычками прошла в г. Георгиевске 19 октября 2012 года. Организаторами акции выступили: комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике администрации города и «Центр Молодежных Проектов». Цель данного мероприятия - повышение уровня информированности молодежи и всего населения по вопросам вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни.

Всем желающим была предоставлена возможность, в прямом смысле слова, «забить» свой гвоздь, в определенный сектор плаката, на котором были изображены наиболее распространенные пагубные привычки, влиянию которых подвержена наша молодежь - наркомания, алкоголизм, ненормативная лексика, табакокурение.

Это неординарное мероприятие привлекло к себе внимание большого количества, как молодежи, так и взрослого населения. Количество участников акции превысило 200 человек. Организаторы надеются, что любой, кто решит расстаться со связавшей его по рукам и ногам вредной привычкой, сможет также решительно сказать ей такое же решительное «НЕТ»! В данной акции принимали участие и волонтёры из нашей школы.

В конце января 2013 года выпускница нашей школы Кизилова Евгения, приехав домой на зимние каникулы, попала в автомобильную катастрофу, после которой ей необходимо проведение операций на ногах. По инициативе волонтеров была организована благотворительная акция - «Поможем Жене!». В результате акции было собрано почти 14, 5 тысяч рублей и передано родителям для операции:

Существует много различных форм организации профилактической работы волонтеров в завис и мости от конкретных условий и возможностей. Это может быть соста в ной частью деятельности какой-либо общественной организации, может быть с а мостоятельным общественным объединением, добровольцы могут также работать на общественных началах в любой организации, занимающейся профилактикой. Но для этого необходимо наличие у учащихся школы продуманного интереса к таким видам работы, сформированности у молодых людей желание и способности, то есть учет внутренних и вне ш них обстоятельств.

заключение

Развитие добровольчества в самых разных сферах жизни, и особенно среди подростков, является, на наш взгляд, важным не только потому, что труд добровольцев — весомая поддержка и сила в решении важных социальных проблем, но это еще и самая настоящая первичная профилактика зависимости от социально значимых заболеваний, т.к. принципы и мотивы добровольчества и собственно добровольческая деятельность способствуют формированию у добровольцев таких важных качеств, как милосердие, ответственность за себя и порученное дело, повышают чувство самоуважения и гуманного отношения к другим, способствуют занятости подростков важным и полезным делом, формируют у него качества и навыки, важные для взрослой, в том числе и профессиональной жизни.

Из сказанного можно сделать несколько полезных выводов: волонтерская деятельность может помочь увести детей с "улицы", воспитать у них чувство сострадания и милосердия, до некоторой степени, если и не облегчить, то хотя бы скрасить жизнь стариков, но самое главное состоит в том, что волонтёры могут найти себе занятие в каждом доме, дворе, квартале, городе, и для этого не требуется слишком больших затрат. Должно быть желание и воля.

К волонтерскому молодежному движению в настоящее время обращено пристальное внимание. Президент РФ В.В.Путин так выразил свое отношение к этому: «… существуют проблемы в развитии добровольческих, волонтёрских движений. Растущие социальные проблемы обращают нас к помощи волонтёров. То, что молодые ребята объединяются на добровольных началах с целью помогать другим людям и помогать безвозмездно, - это качественный показатель хорошей работы с молодёжью. Но явление волонтёрского движения не приобретает массового характера в связи с недостающей поддержкой государства. Необходимо уделить внимание и правовому аспекту данной проблемы».

Предлагается поддержать активность молодёжи в позитивном намерении их добровольной деятельности на государственном уровне. В связи с этим предлагается создать программы, проекты на различных уровнях: федеральном, региональном, - которые могли бы стимулировать процесс создания и развития волонтёрского движения по всей России.

Необходимо разработать системы нематериального поощрения волонтёров. Для молодых активных людей значительно важнее становится моральная мотивация, чем финансовая. И в связи с этим предлагается вспомнить забытый полезный опыт наших родителей, которые стимулировали достижение высоких результатов организацией досок почёта, почётных грамот, письменных благодарностей. Возможно, организовать личную благодарность от известного человека, нанимать на работу по результатам деятельности в волонтёрском движении, отмечать каким-либо знаком отличия.

По словам министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Виталия Мутко: «Молодежь с удовольствием включается в добровольческий волонтерский труд. Организация волонтерской деятельности молодежи позволит решать проблемы вовлечения молодежи в социально ответственную деятельность, повысить социальную активность молодежи».

Правительство Российской Федерации придает волонтёрскому движению большое значение, оценивает его как одно из важнейших направлений молодежной политики и ставит задачи по достижению определенных показателей.

Созданы и действуют несколько сайтов волонтеров по России. Одним из главных является московский сайт http://volonter.ru/ - служба координации волонтеров. Пока на сайте зарегистрировалось всего около 20 тысяч волонтёров, но число регистрирующихся постоянно растет. Значительным толчком к этому послужило то, что по городам России прошли акции, целью которых была популяризация волонтёрской деятельности в молодежной среде и вовлечение подрастающего поколения в социальную практику. С 24 сентября по 4 октября специальный агитационный состав «Поезда молодежи» проследовал по маршруту Москва - Нижний Новгород - Казань - Самара - Оренбург - Волгоград - Ставрополь - Краснодар - Ростов-на-Дону. Были проведены волонтёрские акции, мастер-классы, тренинги и вручены первые Личные книжки волонтёров или «Книжки добрых дел», как их уже успели окрестить в прессе. За время проведения акции число зарегистрировавшихся на сайте волонтёров выросло в 3,5 раза.

Школьник, студент или пенсионер, директор или менеджер, строитель, спортсмен или юрист. В жизни он может быть кем угодно!

Но однозначно можно сказать волонтер – человек особенный! Человек, у которого есть своя семья, работа, учеба, личная жизнь, но у которого всегда найдется время на добрые дела и поступки ради благополучия других, не потому что надо, а по доброй воле.

Для кого-то – это потребность души, для других – невозможность пройти мимо чужого горя, третьи видят в этом свою миссию на Земле. Некоторые становятся волонтерами из-за желания быть всегда в центре событий общественной жизни. Кто-то хочет найти новых друзей или попутешествовать. Волонтерство – это всегда новый опыт и практика! Это возможность получить знания и навыки в команде единомышленников!

Сфера деятельности добровольцев очень широка. Сложно представить дело, в которое волонтер не мог бы внести свой вклад. Условно работа волонтеров делится на несколько направлений:

  • патриотическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти);
  • событийное волонтерство (добровольческая деятельность на спортивных, социокультурных, образовательных и иных мероприятиях местного, регионального, федерального и международного уровня);
  • социальное волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на помощь следующим категориям граждан: дети, нуждающиеся в особом внимании государства, пожилые люди, ветераны, люди с инвалидностью и др.);
  • медицинское волонтерство (добровольческая деятельность в сфере здравоохранения, призванная повысить качество медицинской помощи на всех ее этапах: профилактическом, лечебном, реабилитационном);
  • инклюзивное волонтерство (совместная добровольческая деятельность людей с инвалидностью и без, направленная на помощь людям, организацию мероприятий, решение социально-значимых проблем общества);
  • культурное волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на сохранение и продвижение культурного достояния, создание атмосферы открытости и доступности культурных пространств, формирование культурной идентичности, популяризацию культурной сферы среди молодежи и сохранение исторической памяти);
  • волонтерство в ЧС (добровольческая деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, содействия службам экстренного реагирования в профилактике и ликвидации ЧС, популяризации культуры безопасности среди населения);
  • профилактическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на пропаганду здорового образа жизни, спорта, профилактику негативных проявлений, вредных привычек);
  • экологическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на сохранение окружающей среды, решение экологических проблем);
  • донорство (добровольная и безвозмездная сдача крови и её компонентов, добровольческая деятельность, направленная на пропаганду донорства).

Доброволец может выбрать для себя одно направление или же попробовать себя в каждом!

На территории Волгоградской области, в России и мире проводится огромное множество мероприятий, проектов, для организации которых необходима помощь волонтеров! Каждый может найти то направление, которое ему ближе и интереснее!

Включиться и стать частью добровольческой команды никогда не поздно!

Кто такие городские волонтеры ЧМ и чем они занимаются.

В современном мире ни одно крупное спортивное событие не обходится без участия волонтеров. Волонтеры выполняют самые разнообразные функции и вносят значительный вклад в проведение мероприятия на высочайшем уровне, но главное – они создают особую доброжелательную, дружелюбную и праздничную обстановку соревнований, которая погружает зрителей, да и все другие клиентские группы, в атмосферу позитива и эмоционального подъема.

В 2018 году Волгоград примет матчи Чемпионата мира по футболу FIFA™. Для этого события нашему региону предстоит подготовить порядка 3500 добровольцев, 2000 из которых – городские волонтеры.

Городские волонтеры призваны создавать атмосферу праздничного, гостеприимного и комфортного города, помогать участникам и гостям Чемпионата знакомиться с городом-организатором, организовывать работу городских фан-зон.

Городские волонтеры на Чемпионате будут работать по следующим функциональным направлениям деятельности:

Отбор волонтеров осуществляют РВЦ ВО и 15 рекрутинговых центров, образованных на базе учреждений Волгоградской области.

Городские волонтеры будут работать на следующих объектах городской инфраструктуры:

  • Зона прибытия (железнодорожный вокзал, аэропорт, автовокзал, перехватывающие парковки, станции аэроэкспресса, речпорт);
  • Средства коллективного размещения;
  • Транспортно-пересадочные узлы (хабы), зоны посадки/высадки болельщиков, станции подземного скоростного трамвая, остановки общественного транспорта в центральной части Волгограда;
  • Торговые центры и торгово-развлекательные комплексы;
  • Достопримечательности и места массового скопления туристов (Привокзальная площадь, Аллея Героев, Центральная набережная, музей-панорама «Сталинградская битва», Мамаев Курган и др.)
  • Фан-зона Фестиваля болельщиков FIFA;
  • Билетные кассы по продаже билетов на матчи ЧМ-2018;
  • Аккредитованные медицинские учреждения;
  • Контролируемая зона при входе на соревновательные объекты.

Кто такие волонтеры и чем они занимаются

Есть на нашей земле люди, для которых помощь другим является такой же необходимостью, как и потребность в дыхании, и делают они это абсолютно безвозмездно. Ими руководит нечто большее, чем сострадание.

Кто такие волонтеры


Волонтеров называют по-разному: добровольцы, посредники, внештатные помощники. Но есть то, что их объединяет – это бескорыстие. Они не требуют за свои услуги материального вознаграждения, да и те, кому они помогают, чаще всего являются людьми, прямо скажем, небогатыми.

Так кто такие волонтеры , и почему мы всегда готовы воспользоваться их помощью, но не всегда можем понять то, почему они этим занимаются, зачем они это делают? Для чего тратить свое свободное время, не получая от этого никакой выгоды?

Наверное, если задать им эти вопросы, они не всегда смогут дать на них внятный ответ. Для кого-то это – потребность души, для других – невозможность пройти мимо чужого горя или беды, третьи видят в этом свою миссию на земле и, преодолевая внутреннюю лень, стараются выполнить свой дог до конца. Некоторые становятся волонтерами из-за желания быть всегда в центре событий общественной жизни, из-за потребности в общении. А кто-то даже видит в этом виде деятельности отличную возможность для воплощения в жизнь своих идей и творческих возможностей. И не важно, есть ли у человека соответствующее образование, волонтер может стать на время и художником, и журналистом, и воспитателем, и организатором.

Чем занимаются волонтеры Союза

Волонтеры могут работать поодиночке или образовывать целые группы людей, активно помогающие обществу и оказывающие помощь престарелым гражданам, инвалидам, детям-сиротам.

Независимо от того, чем занимаются волонтеры , что входит в круг их «обязанностей», их миссия почетна и чрезвычайно важна для общества. Государственные программы часто так и не воплощаются в жизнь, либо осуществляются крайне медленно. Здесь и приходят на помощь волонтеры, которые заменяют собой недостаток официальных сотрудников. Количество целевой аудитории – людей, на которых направлена помощь, – при этом увеличивается, появляется возможность оказать им как большее разнообразие услуг, так и сделать это намного качественнее. Волонтеры, движимые идеей, зачастую гораздо успешнее справляются с поставленными задачами, чем штатные сотрудники. Это связано с их «свежим» подходом, с применением активных действий, с несравнимо большей заинтересованностью в быстром решении проблемы, которой порой нет у государственных людей. Экономятся средства, острая нехватка которых остро ощущается практически всегда, особенно при нормированном финансировании со стороны государства.

Добровольцев нельзя на 100 % назвать альтруистами, ведь взамен они получают практические навыки и знания, а многие находят подобным образом оплачиваемую работу, и именно такие люди и становятся настоящими лидерами и добиваются признания со стороны общественности.

Союз социальной справедливости России это:

Сохранение и укрепление духовно-нравственных основ и лучших традиций российского общества – одна из приоритетных задач «Союза», без решения которой не возможно развитие и становление суверенной и сильной России.

Патриотическое воспитание и содействие гражданской активности населения, ответственная и консолидированная добровольческая работа на благо государства.

Улучшение условий жизни инвалидов. Разработка системы мер по увеличению количества реабилитированных инвалидов, включая инвалидов боевых действий и военной травмы. Работа созданию в стране полноценной системы комплексной реабилитации инвалидов и интеграции их в общество.

Расширение жизненных песпектив для молодого поколения, развитие у молодежи позитивного мышления, направленного на разностороннее развитие, в том числе, занятие спортом и сбережение собственного здоровья.

Возрождение национального самосознания на основе достоверных исторических фактов, исторической преемственности, признание и уважении неоценимого вклада предшествующих поколений.

Образование и культура для всех категорий и возрастов, укрепление воспитательной составляющей школы, профессиональная ориентация в институтах, содействие государственной политике в этой сфере.

Укрепление института семьи, поддержка и защита материнства и детства, реализация декларированных прав и гарантий для малолетних. Организация работы по профилактике сиротства и развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов.

Возрождение интеллигенции, как креативного класса, во все времена считавшегося опорой России, социальная поддержка одаренных людей, создание так называемых "социальных лифтов" для талантливой молодежи.

Совершенствование системы социальной поддержки ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны (тружеников тыла, узников концлагерей, жителей блокадного Ленинграда, пожилых людей), повышение качества жизни посредством предоставления дополнительных мер социальной поддержки.

"Союз Социальной Справедливости России" 2008-2012.

Все права на материалы, находящиеся на сайте,

охраняются в соответствии с законодательством РФ.

При цитировании или использовании материалов,

Всё о волонтерстве


Кто такие волонтеры?

Волонтёрство – это добровольная работа на пользу обществу, на помощь конкретным людям, нуждающимся в дополнительной социальной защите и поддержке.

Волонтёр – это человек, который делает что-то полезное для других и не просит ничего взамен. Этим «что-то» может быть любое занятие, которое интересно волонтёру.

Почему люди становятся волонтёрами?

На первый взгляд волонтёры – это ненормальные люди. Они добровольно работают бесплатно. Однако давайте попробуем разобраться получше. Может всё-таки они не такие уж и ненормальные? Ниже приведены основные причины, по которым люди вступают в волонтёрские движения.

1. Волонтёрство – это возможность сделать мир счастливее. Добровольцы занимаются «размножением» улыбок, растят надежды на излечения тяжелобольных, восстанавливают веру в молодое поколение у пожилых людей и занимаются другими интересными делами, которые приносят позитив в наш мир. Многим волонтерство помогает обрести смысл жизни. 2. Волонтёрство – это приобретение практических знаний, необходимых для найма на оплачиваемую работу.

Большинство работодатели не хотят нанимать молодых специалистов без опыта работы. А как приобрести этот опыт, если тебя не хотят брать на работу? Волонтёрская деятельность – реальный выход из этой непростой ситуации. Работа добровольцем может помочь вам приобрести навыки, необходимые для устройства на хорошую оплачиваемую работу.

Например, молодые специалисты по маркетингу, работая волонтерами, могут получить опыт разработки социальных роликов для телевидения и баннеров для интернет-сайтов, навыки написания PR-статей, опыт проведения акций и многие другие практические знания по специальности, которые они не смогут получить в университете.

Молодые юристы-волонтеры могут принимать активное участие в продвижении интересов инвалидов путем внесения изменений в законодательство, оказания консультаций людям, чьи права были нарушены и т.п.

Практически каждый молодой специалист при желании может найти волонтерскую работу, которая будет способствовать получению им необходимых практических знаний по его специальности.

3. Волонтёрство – это встречи с интересными людьми. Большинство волонтеров – разносторонние личности со множеством хобби и индивидуальными взглядами на жизнь. Также, работая добровольцем, вы можете встретиться с волонтёрами из других стран, известными спортсменами и звёздами эстрады, которые принимают участие в благотворительных мероприятиях. 4. Волонтёрство – это получение навыков, которые могут пригодиться в повседневной жизни.

Например, в рамках волонтерской деятельности добровольцы могут приобреcти опыт ремонтных и строительных работ – волонтеры занимаются оклейкой обоев и окраской окон в больницах и интернатах, установкой детских площадок и многим другим. В результате такой работы добровольцы приобретают навыки, позволяющие им, сделать качественный ремонт у себя дома и подработать по данной специализации.

Работая в проектах помощи детям, волонтеры могут приобрести знания по практической детской психологии и педагогике. Работая добровольцами, они узнают, как заставить ребёнка есть, как развеселить, как сделать так, чтобы ему было интересно учиться.

Что дают обществу волонтерские движения?

Вокруг нас много людей, которые нуждаются в заботе, любви и поддержки. Это и люди с ограниченными возможностями, и одинокие пожилые люди, и дети-сироты. Волонтёры могут сделать таких людей счастливее. Для этого не нужно быть депломированным психологом или врачем и иметь уйму свободного времени. Единственное, что вам понадобиться, это желение сделать наш мир немножко лучше.

Проблемы, которые решают волонтерские движения:

1. Нехватка рук и мозгов в социальной сфере. Общественные организации, детские дома, больницы и другие аналогичные учреждения регулярно испытывают нехватку в человеческих ресурсах для выполнения своей ежедневной работы. В результате акции в защиту прав инвалидов отменяются, многим людям так и не получается найти достаточно средств на излечение серьезной болезни и т.п. Обеспечение таких организация необходимым количеством волонтеров может увеличить эффективность работы этих организаций в разы.

2. Нехватка у организаций социальной сферы знаний в определенной узкой области. Большинство сотрудников социальных организаций – врачи, психологи, социальные педагоги или люди, которые сами относятся к уязвимым группам населения (например, члены ассоциации инвалидов). Часто им не хватает знаний в юриспруденции для защиты прав своих подопечных, навыков программирования для создания сайтов своих организаций, знаний в сфере PR для эффективного сбора средств и т.п. Нанять платных специалистов извне для выполнения этих работ не представляется возможным в связи с ограниченностью денежных ресурсов. Единственный выход в этой ситуации – помощь волонтеров со знаниями в определенной сфере.

3. Также волонтерство делает людей более ответственными за свои поступки. Тот, кто поработал хотя бы несколько месяцев волонтером, навряд ли будут засорять лес или сдаст своего ребенка в детский дом.

Сколько времени нужно тратить на волонтерскую работу?

Ответ прост – столько, сколько может и хочет сам волонтер. Волонтеры, у которых мало свободного времени, могут тратить на помощь людям всего несколько часов в месяц, участвую в разовых акциях. Если же у вас есть много свободного времени, которое вы готовы потратить на волонтерство, мы всегда сможем предложить вам интересную работу.

Чем занимаются волонтеры «Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников»?

У нашей организации много различных проектов и направлений деятельности, работа в которых может заинтересовать волонтеров с разными знаниями, умениями и увлечениями.

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ СЛУЖБА (добровольчество, волонтерство)

Определяется самими волонтерами и организациями, вовлеченными в добровольчество, как обучение и работа на всеобщее благо. (Долгосрочное) добровольчество предполагает:

· Мотивацию, не связанную с извлечением прибыли

· Отсутствие компенсации от государства

· Мотивацию через личную вовлеченность Добровольческие инициативы распространяются почти на любую сферу человеческой деятельности - работу с социально-незащищенными слоями населения (инвалидами, престарелыми, маргиналами); работа в рамках неформального образования, направленного на интеркультурное общение; развитие проектов, укрепляющих дух социальной терпимости; миротворчество, разрешение конфликтов; экологическая защита; активизация населения в глубинке и т.д. Добровольцы участвуют в постоянно идущих процессах политических и социальных изменений. Волонтерство является наиболее эффективным методом практического неформального обучения в области так называемого третьего сектора - сектора некоммерческих негосударственных (социальных) структур. Волонтеры и их организации вовлекаются в добровольческие проекты на основании личного решения, инициативы и уверенности в задачах и идеалах добровольчества. Добровольцы не являются "дешевой рабочей силой", их инициатива и энергия привлекаются к работе по их собственному добровольному желанию и являются катализирующим элементом в работе всего проекта.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Волонтер - кто это? Помощь волонтеров. Организация волонтеров

Люди часто задумываются над вопросом: «Волонтер - кто это?» Но не все знают точный ответ. Это доброволец, который занимается общественно полезным делом безвозмездно, ничего не требуя взамен. Сферы деятельности могут быть довольно разнообразны, но волонтер всегда несет добро, надежду и любовь.

Кто считается волонтером?


Иногда люди подменяют понятия, называя волонтерами тех, кто выполнил определенную работу бесплатно. Но это не совсем так. Суть волонтерства заключается не в том, чтобы не брать плату за труд, а в том, чтобы нести пользу людям. Хотя безвозмездность считается принципом добровольчества.

Организация волонтеров будет успешно существовать только тогда, когда все добровольцы имеют нравственность и духовность. Они несут добро не только на словах, но и на деле, совершая хорошие поступки и помогая нуждающимся людям. Добровольцы хотят жить и заряжают этой энергией окружающих. Чтобы понять, зачем нужен волонтер, кто это, и как он осуществляет свою деятельность, стоит пообщаться с ним лично.

Всемирная декларация добровольцев говорит о том, что настоящий волонтер должен быть примером нравственности, толерантности, бескорыстия и уметь сотрудничать. Помогая людям, добровольцы обретают душевное равновесие и покой, внутренний дискомфорт покидает их. Это ощущение настолько притягательно и приятно, что человек хочет ощутить его еще раз и снова помогает нуждающимся. Общественная деятельность не только приносит духовную эйфорию, но помогает почувствовать себя необходимым и полезным для мира.

Слово «волонтер» имеет французское происхождение и дословно означает «желающий». Клуб волонтеров может осуществлять деятельность по всей стране, улучшая жизнь и демонстрируя пример гуманного отношения. Это добровольные союзы людей, которых объединяет определенный общий интерес и цели.

Заблуждения о волонтерах


К сожалению, добровольная и неоплачиваемая деятельность сегодня - это большая редкость. Люди размышляют не только над вопросом: «Волонтер - кто это?» - но и зачастую искренне не понимают, зачем ему это нужно, и почему он тратит личное время. Это связано с наличием мифов, которые мешают оценить все достоинства добровольного труда.

Заблуждение первое

Многие считают, что благотворительность - это занятие для миллионеров или их жен, которым нечем заняться. Но настоящие волонтеры - это не те, кто могут помогать финансово. Очень часто этой деятельностью занимаются люди, лишившиеся работы или ищущие свой путь в жизни.

Заблуждение второе


Добровольный труд - обязанность школьников и студентов. Именно так думают многие люди, помня «субботники». Волонтер, который действует по велению сердца, предпочитает делать добрые дела постоянно, а не участвовать в принудительных разовых акциях.

Заблуждение третье

Бытует мнение, что волонтеры - это героические и жертвенные люди, готовые бесплатно «вкалывать» на благо других. Естественно, вряд ли обычный среднестатистический человек сможет заниматься общественно полезным трудом круглые сутки, так как ему тоже необходимы деньги. Волонтерство отнимает несколько часов в неделю, его можно приравнивать к хобби. Добровольцы сделали свой выбор: вместо того чтобы лежать на диване, они помогают другим, получая от этого удовольствие и обмениваясь с окружающими положительными эмоциями.

Почему становятся волонтерами?


Многочисленные исследования помогли определить основные причины, которые побуждают людей заниматься общественными делами на бесплатных основаниях.

  • Осознание собственной значимости. Часто бывает так, что на своей обычной работе люди не ощущают себя востребованными. Они машинально выполняют должностные обязанности, но ни удовлетворения, ни похвалы руководства им это не приносит. Бросить работу не всегда представляется возможным, поэтому люди ищут себя в других сферах. Помощь нуждающимся позволяет ощутить свою полезность, что вызывает приятные эмоции и повышает внутреннюю уверенность в собственных силах.
  • Новые горизонты для общения. Подобная работа помогает людям найти новых знакомых, друзей и удовлетворить свои потребности в общении. Добровольчество является прекрасной возможностью усовершенствовать навыки общения и избавиться от чрезмерной застенчивости.
  • Карьерный рост. Иногда помощь волонтеров полезна не только для нуждающихся, но и для самих добровольцев. Многие благотворительные организации предоставляют возможность бесплатного обучения, могут выдать рекомендации при последующем трудоустройстве или подтвердить опыт в определенном виде работ. Для таких будущих специалистов, как психологи или социологи, волонтерство является наиболее приемлемым способом получить определенные навыки или усовершенствовать уже имеющиеся.

С чего начать помощь людям?


Можно совершать добрые дела самостоятельно, но целесообразнее стать участником какой-нибудь некоммерческой организации. Выбрать ее не так уж просто, поэтому стоит запастись терпением.

После того как человек полностью разберется с вопросом: «Волонтер - кто это?» - нужно определиться, чем именно ему хочется заниматься. Для этого можно составить список всех организаций и узнать специфику их деятельности. Стоит обратить внимание на те направления, которые вызывают наиболее сильные эмоции.

Оставить о себе хорошее мнение поможет правильно составленное резюме. К тому же сотрудники организации будут благодарны за то, что сэкономлено их время, и они еще до начала совместной деятельности знают об опыте и навыках человека.

Общение с другими участниками организации поможет больше узнать о практической стороне. Не стоит стесняться задавать вопросы, волонтеры с удовольствием обо всем расскажут. Беседа поможет новичку сформировать свое мнение о деятельности организации и понять, какая атмосфера царит внутри.

Не стоит переоценивать свои возможности. Зачастую, начиная помогать людям, добровольцы готовы свернуть горы или спасти мир. Но такой настрой не очень продуктивный, так как бесплатная работа не должна мешать зарабатывать деньги. Чтобы энтузиазм не пропал со временем, нужно правильно оценивать собственные силы.

Помощь животным

Для защиты животных создаются специальные клубы, в которых собираются волонтеры. Животных оберегают от жестокости, пропагандируя гуманное к ним отношение.

К основным задачам подобных организаций можно отнести:

  • Создание приютов.
  • Стерилизация животных.
  • Предотвращение жестокости по отношению к животным.
  • Обеспечение реализации всех требований и правил по уходу за животными.

Стать членом подобных организаций может каждый, любая помощь ценится очень высоко. Можно выгуливать животных, помогать с их транспортировкой, обеспечивать их едой, находить для них хозяев или лечить, если есть необходимые знания и навыки.

Все лучшее - детям

Общественные движения, основная цель которых - помощь сиротам, организовывают волонтеры. Детям, помимо внимания, которое для них очень важно, дарят подарки и оказывают различную посильную помощь.

Добровольцы стараются решить проблему сиротства на всех уровнях. В семьях, которые считаются неблагополучными, волонтеры проводят так называемые «профилактические меры». Они способствуют тому, чтобы родители осознали, что если они не изменят поведение, то ребенка заберут соответствующие органы. А деткам-сиротам добровольцы помогают найти семьи.

Как стать волонтером? Кто такой волонтер?

Волонтерство — это довольно широкий спектр работ, связанных с оказанием добровольной и, что немаловажно, безвозмездной помощи всем, кто в этом нуждается. В большинстве европейских стран это движение носит массовый характер, а вот волонтеры России сегодня только начинают свой путь добра и милосердия. Практически ни одна общественная организация, деятельность которой направлена на помощь и поддержку социально незащищенных групп населения, не может обойтись в своей работе без помощников. Но как стать волонтером в Москве, Астрахани или Риме, с чего начать, как и кому именно можно помогать? Это и есть тема сегодняшней статьи.

Кто такие волонтеры


Само слово «волонтерство» происходит от латинского voluntarius («добровольный») и охватывает довольно широкий спектр понятий, включающий в себя как безвозмездный физический труд на благо общества, так и предоставление разнообразных услуг и моральной поддержки без ожидания денежного вознаграждения. Однако волонтерство можно рассматривать не только как отказ от денежного вознаграждения — немаловажной составляющей тут является и нравственный аспект.

Помогая другим людям или природе, совершая добрые дела во благо общества, добровольцы зачастую обретают собственное душевное спокойствие и равновесие, нивелируют внутренний протест против социального неравенства. Это ощущение собственной значимости настолько важно для некоторых людей, что все большее их число задумывается о том, как стать волонтером, как, не обладая большими финансовыми возможностями, поучаствовать в чем-то действительно важном для общества в целом. Именно поэтому в России и других странах мира возникает все больше объединений небезразличных людей, связанных общей целью, бескорыстно несущих добро тем, кто в этом нуждается.

Почему многим людям это интересно


До того как стать волонтером, нужно определиться, для чего именно вам это нужно, что для вас значит такая помощь. Для лучшего понимания сути вопроса попробуем составить некий перечень побуждений, толкающих людей на вступление в волонтерское движение:

Удовлетворение. Для любого человека характерно желание быть причастным к чему-то важному, стать «винтиком» в машине мироздания. Этот вид деятельности заставляет человека почувствовать себя нужным, вызывает чувство самоуважения.

Социализация. Довольно часто волонтерами становятся люди, испытывающие потребность в дополнительном общении. Для них занятие волонтерской деятельностью является отличным шансом для того, чтобы найти новых друзей, получить дополнительные возможности для саморазвития.

Передача личного опыта. Иногда волонтерами становятся люди, пережившие различные болезни, личные трагедии — они, как никто другой, знают, что посоветовать в трудной ситуации, как преодолеть жизненный кризис.

И еще немного причин

Творчество . Независимо от полученного образования волонтер может заниматься тем, что ему действительно по душе. Например, ничто не мешает машинисту башенного крана провести для ребят из детского дома мастер-класс по рисованию или художественной лепке (конечно, если он умеет это делать).

Самореализация. Волонтерство открывает путь к новым знаниям и умениям, помогает наладить нужные связи, укрепиться на ступеньке социальной лестницы, приобрести уважение и вес в обществе.

Финансы . Несмотря на то что сама волонтерская деятельность предполагает отсутствие оплаты, многие центры выделяют сотрудникам средства на питание, проживание и финансируют поездки в другие страны.

Путешествия. Волонтерская деятельность — один из самых недорогих способов повидать мир. Международные организации устраивают разнообразные поездки и направляют волонтерские команды в разные страны мира.

Как начать волонтерскую деятельность

Итак, как стать волонтером в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Ростове или любом другом городе России?

  1. Определить для себя, кому именно хотелось бы помогать и какая работа привлекает больше всего.
  2. Выбрать благотворительную организацию, наиболее полно отвечающую личным интересам. Ознакомиться с уставными документами, условиями принятия на работу, перспективами развития.
  3. Изучить деятельность выбранной организации: предполагаемые виды помощи, график работы, риски и ответственность, обеспеченность материальными ресурсами, необходимыми для выполнения работ.
  4. Заполнить анкету, представить иные необходимые документы и пройти собеседование с представителями организации. Заранее стоит подумать о том, чем именно вы можете быть полезными в данном конкретном случае.
  5. По результатам собеседования быть принятым в ряды выбранного волонтерского движения или получить отказ.

Что нужно будет делать


Ну вот, как стать волонтером, более-менее понятно, а что же могут делать такие добровольные помощники? В принципе, заниматься можно чем угодно, общая цель — бесплатная помощь тем, кто в этом нуждается.

Одним из приоритетных направлений деятельности волонтеров является оказание помощи и поддержки сиротам или детям, лишенным родительской опеки, инвалидам, беспризорникам, пенсионерам и так далее. Однако, до того как стать волонтером в детском доме, больнице или хосписе, подумайте — сможете ли вы максимально терпеливо и доброжелательно работать с такими категориями людей, ежедневно пропуская через себя их боль и страдания, относиться к ним без жалости, а с деятельным участием и пониманием.

Также волонтеры могут оказывать поддержку и психологическую помощь людям, страдающим алкогольной, наркотической или игровой зависимостью, участвовать в социальной адаптации бывших заключенных.

Другие направления деятельности

Волонтеры также могут:

  • участвовать в различных движениях по защите животных и охране окружающей среды;
  • проводить открытые мероприятия, связанные с отстаиванием интересов социально незащищенных слоев населения;
  • организовывать благотворительные концерты, выставки и другие мероприятия с целью сбора средств на различные нужды;
  • участвовать в экологических программах — озеленении территорий, высадке цветов, деревьев и кустарников, проводить мероприятия по уборке мусора, расчистке рек, озер и других водоемов;
  • принимать участие в социально значимых проектах, инициированных государством: помощь при стихийных бедствиях, проведении спортивных или культурных мероприятий государственного масштаба;
  • оказание психологической поддержки на различных интернет-ресурсах, горячих телефонных линиях;

Нюансы и особенности работы

Несмотря на то что сегодня волонтерство набирает в России все большую популярность, далеко не все понимают его принципы и особенности.

  1. Волонтерское движение основано на принципе добровольности — никто не может навязывать вам такой вид деятельности, а также указывать, какую именно помощь и кому оказывать.
  2. Помощь волонтеров не оплачивается ни государством, ни благотворительными организациями, иногда, впрочем, волонтерам компенсируют расходы на питание и проживание.
  3. Чтобы стать волонтером, не требуется никаких особенных профессиональных навыков — каждый делает то, что умеет.
  4. Хороший волонтер — личность уравновешенная и терпеливая. До того как стать им, трезво оцените свои личностные качества. Если вы взрывной и импульсивный человек, то, скорее всего, вам не подойдет работа с людьми — присмотритесь к проектам, связанным, например, с экологией.
  5. Волонтер чаще всего работает в команде, поэтому навыки умения сосуществовать в коллективе, взаимопомощь и чувство локтя приветствуются.
  6. Волонтерство — это ответственность и обязанности, при любых ситуациях необходимо уважать своих коллег, прилагать максимальное количество усилий для достижения поставленной цели, соблюдать внутренние правила организации.

"Клуб волонтеров"


Это одно из первых массовых волонтерских сообществ в России, созданное еще в 2004 году. В деятельности этой организации ежегодно принимает участи более 3000 добровольцев, а основной задачей является налаживание коммуникаций с детскими домами и школами-интернатами. «Клуб волонтеров» объединил в своих стенах менеджеров, учителей, врачей, студентов, спортсменов и руководителей предприятий — всех тех, кому небезразлична судьба подрастающего поколения, детей, у которых нет любящих родителей, способных о них позаботиться.

Эта организация — лишь одна из многих сотен и тысяч, разбросанных по всей стране и за ее пределами. Простор для применения своего потенциала необычайно высок — нужно только захотеть!