Побуждение человека к действиям которое. Как убедить человека что-то сделать Мотив и виды мотиваций которые побуждают человека к действию! Что важно для любого человека

Что это такое? К чему призываем мотивация, и как она может повлиять на ход рабочей деятельности?

Вообще, данный термин пришел к нам издалека, он означает побуждения человека к действию. Другими словами можно сказать, что мотивация - это динамический процесс, который рассчитан на управление человеческим поведением, как в психологическом, так и в физиологическом плане. Этот термин означает удовлетворение Например, чтобы на производстве сотрудники работали в полную силу и отдачу, работодателю приходится постоянно их мотивировать, например, повышать премии или разыгрывать путевки. Все это дает человеку некий стимул для выполнения назначенной цели.

Мотивация - это действие, после которого человек сближается со своей нуждой. Например, от той же работы мы хотим высокую зарплату или прибавку к ней, поэтому нас часто мотивируют. С воспитанием ребенка мы также прибегаем к этому термину, даем ему то, что он хочет, а взамен получаем нужный результат - выученные уроки, пятерку по математике или уборку по дому. Все это и есть мотивация - побуждение человека к действию.

Для того чтобы заставить людей действовать, необходим психологический мотив. В разных случаях может быть материальным или нематериальным, внутренним или внешним. Виды мотиваций также могут быть совершенно различными:

Внешняя мотивация, которая мотивирует субъекта к определенной цели, она стимулирует Например, для бизнеса отличным мотивом является прибыль, а для сотрудника - возможность получения собственного жилья;

Внутренняя мотивация - это такой вариант, который не связан с внешними обстоятельствами. Например, человек, спасший чью-то жизнь, прежде всего, думал об этом человеке, нежели о награде. Это и есть внутренний мотив - спасти, проявить мужество;

Позитивная мотивация, здесь говорится о том, чтобы стимулировать людей для достижения необходимой цели. В этом случае и могут быть различные надбавки к зарплате, и бонусы;

Негативная мотивация, которая, наоборот, направлена на то, чтобы человек почувствовал страх перед провалом или наказание за невыполненную работу. Этот вариант говорит о том, что субъект, побоявшись быть наказанным, будет стремиться избежать всех неприятностей, тем самым мотивируя себя добиться положительного результата. В этом случае, в качестве наказания могут выступать замечания от начальства, лишение премии, штрафов, стипендии, также разногласия в коллективе и отказ от принятия в группу;

Устойчивая мотивация - это такое побуждение, которое не нуждается в дополнительных стимулах;

Неустойчивая мотивация, которая нуждается в дополнительных стимулах.

Таким образом, стимулировать человека можно совершенно по-разному, и не только в положительном плане. Чаще всего многим руководителям образовательных учреждений, предприятий и организаций удается добиться хорошего результата от своих учеников и сотрудников только благодаря методу негативного мотивирования. Сказав человеку о том, что он будет лишен стипендии или премии, значит сделать все то, чтобы этот человек не дал ни одного шанса сделать задуманное.

Примеры мотиваций можно приводить сколько угодно. С самого раннего детства люди мотивируют друг друга, а затем побуждение к действию входит в привычку. Например, чтобы ребенок собрал за собой игрушки, родители часто говорят о дальнейшем награждении в качестве конфеты или долгожданной машины. В школе мы также стремимся к тому, чтобы дети учились хорошо, тем самым обещая им все то, что они захотят, например, поездку в лагерь на каникулах или покупку велосипеда. Так что все вокруг - сплошная мотивация, которая подталкивает к выполнению нужной цели.


Структурно психику можно представить как единство трех ее составляющих - сознания, подсознания и моторики. Что бы ни делал человек, его деятельность выступает как проявление этих компонентов. Значит, чтобы побудить собеседника к активности, нужно воздействовать на его сознание, подсознание (главным образом, эмоции) и включить в соответствующую деятельность.

Обращение только к сознанию далеко не исчерпывает всех возможностей убеждения. Только те побудительные усилия достигают цели, которые пройдут через ум, чувство и моторику людей.

При систематическом воздействии оказывается влияние на все сферы жизнедеятельности. Подтверждением этому служит следующий известный факт: супруги, прожившие вместе 25 лет, становятся похожими друг на друга не только психически, по и физически (лицом). Даже собаки, живущие долго с хозяином, чем-то напоминают его.

Внушение

Сила взгляда

Американские туристы Джон Гельфрейх и Отто Бутесхуде путешествовали по джунглям Мату-Гросу. Заночевав как-то на берегу реки Шингу, утром стааи готовить завтрак.

Бутесхуде пошел за водой. Он долго не появлялся, и Гелъфрейх пошел искать товарища. Он нашел его возле самой воды. Отто медленно шел к густому кустарнику, движения у него были, как у робота, голова неподвижно направлена в сторону зарослей. Проследив направление его взгляда, Гелъфрейх увидел голову змеи, торчащую из куста. Реакция Джона была молниеносной: выстрелом из пистолета он сразил пресмыкающееся. Отто вдруг вздрогнул и нервно рассмеялся. Позже рассказал: у воды почувствовал на себе чей-то взгляд, а что было потом - не помнит.

Вспоминается одна картинка, виденная автором в детстве: в зоопарке - кормежка удава. В террариум запустили мыть. Удав уставился на нее не мигая. Мышь оцепенела, а потом медленно стала двигаться прямо в пасть удава. При этом задние лапы толкали ее вперед, а передние упирались. Незабываемое по своему драматизму зрелище!

Оба описанных случая показывают, что особым взглядом можно подчинить и человека, и животного, навязать им определенные действия.

Пристальный взгляд

В деловом мире пристальный взгляд находит себе практическое применение. Президент сети закусочных быстрого обслуживания «Макдональдс» сказал: «Наши рестораны в Москве кормят ежедневно пятьдесят тысяч человек И каждому посетителю мы уделяем индивидуальное внимание. Мы говорим ему, глядя в глаза: «Приходите к нам еще».

Рассказанная ранее история о том, как здоровался сенатор Роберт Кеннеди, свидетельствует, что политики также умело пользуются взглядом, чтобы внушить аттракцию к себе.

Магический взгляд

Вокруг прямого пристального взгляда давно уже сложился мистический ореол. Его даже называют «магическим взглядом». Естественно, что есть и обучающие рецепты. Об одном из них рассказывает Игорь Востоков в своей книге «Секреты целителей Востока».

«Возьмите машинописный лист и в центре его начертите тушью или черными чернилами круг размером с двухкопеечную монету (1,5 см).

Повесьте этот лист на расстоянии 2-2,5 м от себя и в течение 15 минут непрерывно и не мигая смотрите на этот черный круг (круг надо заштриховать черным цветом).

Делая это ежедневно, вы выработаете в себе «магический взгляд». Если таким взглядом женщина, к примеру, посмотрит на мужчину с целью его приворожить к себе, то он навсегда станет ее».

Другой способ - с помощью зеркала. Чуть расслабив мышцы лица, посмотрите на свое отражение. Взгляд направьте себе в глаза или переносицу Избегая частых миганий, смотрите в точку 20-25 секунд.

В быту пристальным взглядом не следует злоупотреблять, потому что люди под ним начинают нервничать. Обычно во время разговора принято периодически отводить взгляд в сторону, чтобы не смущать.

Если вы желаете вывести собеседника из равновесия, выберите на его теле или одежде уязвимое место (например, кривые ноги, плохие зубы, грязные ногти, нечищеную обувь, пятно, ширинку и т.д.) и пристально смотрите туда. Ваш собеседник сразу же начнет нервничать. Ну а если вы вдобавок изобразите еле заметную язвительную улыбку и высокомерное откинете голову назад, то сохранить самообладание удастся только уж очень выдержанному человеку. Рассеянный или направленный мимо глаз собеседника взгляд (на ухо, лоб, подбородок, губы) сделает то же самое, но в более деликатной и щадящей форме.

Внушение словом

Слова - основной инструмент внушения. Визуальные приемы являются вспомогательными, облегчающими достижение цели. Сокрушительная сила языка нашла свое своеобразное отражение в Евангелии от Иакова (3:5-6):

"Так и язык - небольшой член, но много делает"

"Язык - огонь, прикраса неправды"

"Это неудержимое зло: он исполнен смертельного яда"

С древних времен известно, что лечение тела и души человека покоится на трех основаниях: нож, трава и слово. Нож используется в хирургии; применение трав привело к возникновению лекарств; слово же является основным «орудием труда» психолога и психотерапевта. Но не только их. Хороший врач тот, одно посещение которого уже облегчает состояние больного.

Пожилые люди жалуются, что врачам сейчас некогда даже как следует выслушать пациента. Наибольшим уважением у этого контингента как раз и пользуются доктора, находящие возможность терпеливо выслушать жалобы, ободрить, вселить надежду на улучшение.

«Слово убивает» - совершенно справедливо утверждается в пословице. Именно так нередко и происходило, когда колдун накладывал на того или иного человека заклятие, прокалывая при этом его изображение острым предметом, и к назначенному сроку человек действительно заболевал и умирал. Некоторые матери и теперь считают, что путем «сглаза» можно причинить вред их ребенку. В подобных случаях мы имеем дело с механизмами прямого или косвенного внушения.

Прямое внушение

Оно связано непосредственно с речью воздействующего человека. В качестве примера прямого внушения напомним описанный нами ранее случай смерти пациентки сразу после смерти лечившего ее специалиста и «успокоившего» ее словами: «Вы умрете после меня».

Косвенное внушение

При косвенном внушении используется некое промежуточное действие или раздражитель с целью усиления его эффекта (например, проткнуть гвоздем или сжечь изображение человека, на которого наложено заклятие). Нередко косвенное внушение бывает более эффективным, чем прямое, поскольку не действует «в лоб» и не вызывает поэтому внутреннего сопротивления у внушаемого.

Проиллюстрируем силу косвенного внушения данными трех экспериментов. В одном из них, проводившемся в психиатрической клинике в США, пациентов разделили на две группы: первая проходила психотерапию в течение полугода, вторая же в это время ожидала лечения. Когда сравнили результаты, то оказалось, что процент улучшения был одинаков в обеих группах. Надежда на излечение сравнялась с самим лечением.

В другом опыте пациентам с неврозом вместо лекарств давали пилюли из сахара (совершенно бесполезные в плане лечения), уверяя, что они «помогут так же, как и другие лекарства». Группа из четырнадцати человек принимала сахарные пилюли три раза в день в течение недели, после чего у тринадцати пациентов наступило улучшение по всем критериям...

Подобный эффект широко известен в медицине под названием «эффект плацебо» (то есть пустышки).

В третьем эксперименте сформировали две группы студентов, имеющих психологические проблемы. С одной работали профессиональные психологи и психиатры, а с другой - преподаватели колледжа, пользовавшиеся популярностью среди студентов. Эти преподаватели должны были в процессе работы говорить все, что придет в голову, с целью «помочь». Подобные сессии проводились 2-3 раза в неделю в течение трех месяцев. Процент улучшений был одинаковым в обеих группах.

Внушаемость

Она сугубо индивидуальна у каждого человека. Определить уровень внушаемости можно с помощью специальных тестов, их называют «пробами». Эти пробы обязательно проводят гипнотизеры, отбирая для себя подходящий «материал» для сеанса.

Но прежде, чем дать описание этих проб, выскажем некие сведения о внушаемости как таковой. При внушении обращаются преимущественно к чувствам слушателя и рассчитывают на некритическое восприятие информации. Поэтому наиболее внушаемые дети. Поскольку женщины, как правило, значительно эмоциональнее мужчин, то именно они более поддаются внушению.

Внушению легче поддаются малообразованные люди, а также привыкшие на службе делать то, что велит начальник.

Вообще деятельность, связанная с выполнением приказов и требований (солдаты, спортсмены, партийные функционеры) развивает внушаемость. Утомление и стресс также повышают ее. Еще более внушаемы алкоголики и наркоманы. Легко внушаема толпа. У нее «много голов, но мало мозгов». Чем массовее аудитория слушателей, тем более она безвольна и внушаема. Трудно сказать первому: «А король-то голый!» И поскольку все молчат, то создается иллюзия, что все «за». Идеологи тоталитарных политических систем использовали этот феномен для имитации «поддержки» своих решений. Вот и получалось: каждый в отдельности - «против», а все вместе - «за»...

«Клин клином вышибают»

Одна малообразованная женщина внушала себе, что у нее в желудке поселилась настоящая жаба: будто бы, выпив воды из пруда, проглотила ее зародыш, который вырос и теперь не дает бедной жен-щине дышать.

Никакими доводами не удавалось переубедить ее в абсурдности этих утверждений. И она направилась к известному врачу, практиковавшему частным образом, с просьбой «выгнать» жабу: тот, поговорив с ней, понял в чем дело и не стал спорить, а назначил на следующий день «операцию по извлечению» проклятой твари. Женщине он велел все это время побольше есть. Сам же попросил соседских мальчишек поймать для него за приличное вознаграждение жабу. Вскоре пойманная тварь уже томилась в банке.

«Операция» состояла в том, что врач дал пациентке сильнейшее рвотное средство и усадил над большим тазом. Долгая изнурительная рвота притупила бдительность страдалицы, и в таз незаметно для нее подложили жабу.

Увидев ее, пациентка возликовала: «Вот! Я же говорила! Доктор, вы меня спасли. Я теперь испытываю такое облегчение!»

Механизм внушения

При внушении воздействие на человека строится таким образом, что сначала вызывается сильное возбуждение в ограниченной области головного мозга при одновременном торможении в остальной ее части, а затем производится целенаправленная разрядка, закрепляющая в сознании внушаемую мысль.

Пробы на внушаемость

Прием Брейда. Испытуемый сосредоточивает взгляд на предъявленном ему блестящем предмете (металлический шар, наконечник медицинского молотка и т. д.), зафиксированном напротив и несколько выше его переносицы (для более сильного напряжения глазных мышц). После долгой концентрации внимания может наступить утомление зрительного анализатора и сон.

Приемы Куэ иБодуэна. Опыт первый: стоящему человеку предлагают держаться прямо, чтобы главной его опорой были пятки; можно также попросить закинуть назад голову. Это положение неустойчивого равновесия, в котором любой толчок приведет к падению. При этом спокойно, но твердо внушается: «Вы падаете назад, вас тянет назад, вы уже падаете, падаете...» Большинство людей действительно падает, поэтому гипнотизер должен стоять сзади человека, чтобы вовремя его поймать. Для усиления действия пробы ладонью, расположенной напротив лба, можно чуть подтолкнуть пациента или, коснувшись ладонью его затылка, постепенно отводить руку назад, что также вызывает нарушение равновесия тела. Если проба сработала, то человек начинает испытывать гораздо большее «уважение» и доверие по отношению к гипнотизеру, что впоследствии положительно скажется на результатах самого сеанса.

Опыт второй: испытуемого ставят напротив гипнотизера; центр тяжести тела на этот раз смещен на носки. Оба смотрят друг на друга, в глаза (опытные специалисты, чтобы меньше утомлять зрение, смотрят на переносицу). Затем проводящий пробу вытягивает ладони вперед так, чтобы достать до висков подопечного, и говорит: «Вы уже падаете, падаете...» При выполнении данного приема можно касаться висков испытуемого (пальцы рук при этом должны быть холодными).

Проведение подобных приемов требует соблюдения некоторых правил, обеспечивающих физическую безопасность испытуемого: он должен быть без очков; нужно убрать находящиеся рядом предметы с острыми углами; гипнотизер должен обладать силой, достаточной для удержания человека в случае падения.

Опыт третий: испытуемому дают в руки нитку с тяжелым предметом на конце, предлагают закрыть глаза и настойчиво думать о круге. Очень скоро маятник начинает описывать круговые движения. Если пациенту сказать, что он думал об овале, то маятник начинает вращаться по овальной траектории. Так что «прибор», с помощью которого определяют «отрицательную энергию», имеет своего предшественника, но совсем в иной сфере приложения.

Здоровый взгляд на важные требования повседневной жизни, например, результаты учебы, работу и поведение в обществе, во многом зависит от мотивации человека. Но это понятие очень обширно, поэтому даже психологи дают ему разные определения. Мнения ученых, занимающихся изучением мотивации, сходятся в том, что в ее основе лежат два главных аспекта: побудительная функция (мотив), заставляющая человека быть активным, и направляющая функция, задающая какую-либо целевую установку.

В силу того, что каждый человек является активным живым существом, он имеет и врожденную мотивацию - желание действовать, естественное любопытство. В качестве примера можно привести грудничка, который с интересом хватает и сует в рот все, попадающиеся под руку предметы, и таким образом познает мир. Это говорит о том, что побуждение - врожденно, а мотивация, связанная с целевой установкой (примерно с трехлетнего возраста), отчасти является результатом обучения: сначала на деток оказывают влияние родители, затем - школа. Направляющая функция мотивации во многом зависит от окружения. Индейцы, живущие на берегах Амазонки, воспитывают своих детей совершенно в ином направлении, чем европейцы. Например, маленькому индейцу важно научиться плавать и знать ядовитые растения, а нашим детям «вбивают в голову», какие опасности их поджидают, например, дома и на улице.

Способы побуждения к действию

Родители должны побуждать, а не заставлять детей действовать! В сущности, каждый ребенок сам находит направление для своей деятельности, однако родители могут управлять этим процессом, предлагая ему заняться чем-либо интересным и захватывающим. Таким образом, родители должны использовать естественное любопытство ребенка, его желание чему-то научиться и побуждать свое чадо к действию!

Существуют две возможности заставить ребенка что-либо делать. Первая - сознательно создать нехватку чего-либо (что-то отнять, убрать, спрятать, ограничить). Это необязательно должно означать что-то плохое. Действия ребенка все время ограничиваются, но вместе с тем родители своим примером показывают, как эти границы можно перешагнуть. Надо сказать, что психологи дают этому довольно жестокую формулировку: «Если вы отнимите у своего ребенка еду, вы побудите его к тому, чтобы он сам взял ее из холодильника». К такому побуждению относится и стремление к результатам, которое у ребенка отчасти является врожденным, и которое родители своими точными действиями могут усилить, например, организуя спортивные соревнования между родителями и детьми, братьями и сестрами, своим ребенком и его друзьями. Кроме того, родители должны показать ребенку, как он может обойти условные «границы», например, для того, чтобы он самостоятельно решал бы домашнее задание или научился бы играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Второе очень важное средство побуждения к действию - это похвала. Дети, родители которых часто хвалят их за достигнутые результаты, обычно проявляют большее желание к учебе и достижению чего-либо, а частые упреки вообще могут уничтожить в ребенке желание что-либо делать. Очень важно, чтобы ребенка хвалили бы искренне и обоснованно.

Управление мотивацией

В первую очередь, следует «разбудить» естественную активность ребенка. Почти всегда он старается подражать взрослым. В таких случаях мотивацию следует сознательно направлять на усиление работы и улучшение навыков. Кроме того, большую роль играет постоянство. Все задачи и обязанности, которые ребенок взял на себя, должны выполнятся регулярно и охотно. Именно постоянство позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности.

Активность ребенка побуждает пример родителей, близкое и искреннее общение. Ребенок, общаясь с другими, испытывает впечатления, которые сильно стимулируют его деятельность. Враг активности - телевидение, которое прививает пассивность, и подавляет желание действовать и к чему-либо стремиться.

Мотивация девочек и мальчиков

Возможности родителей побуждать ребенка к действию не безграничны, например, девочки в первые десять лет жизни поддаются побуждению действовать намного легче, чем мальчики. Причина кроется не в распространенном мнении о том, что, дескать, девочки быстрее созревают. До полового созревания дети обоих полов созревают одинаково быстро. По данным исследований, девочек легче контролировать и заинтересовать, в отличие от мальчиков, которые агрессивнее и более волевые.