Сколько зарабатывают моряки и как устроиться работать на судно. Карьерный рост матроса

В последнее время все чаще одесситы видят новости о том, что те или иные моряки попадают в сложные ситуации и годами находятся на судах в водах чужих стран.

Наши корреспонденты неоднократно обращались к родственникам таких моряков и сталкивались с тем, что родные просто не понимают, как себя вести в подобных ситуациях.

Наш корреспондент побывал в благотворительном фонде помощи морякам «Ассоль» и пообщался с председателем правления Анной Муруговой, которая рассказала, как себя вести морякам и родственникам в сложных ситуациях.

С какой проблемой к Вам чаще всего обращаются моряки?

— 80% случаев – это невыплата заработной платы. Эта ситуация началась в 2008 году с началом мирового кризиса, который, естественно, затронул и морское судоходство. Многие судовладельцы были вынуждены приостановить контракты, у многих они были сорваны, некоторые судовладельцы обанкротились, много судов стали в чужих портах, в чужих странах. На практике добиться выплат кране сложно.


Возьмем, к примеру ситуацию с судном Free Neptun. Экипаж обратился с проблемой невыплаты заработной платы. Оператором выступила греческая судоходная компания Free Neptun Balker , экипаж полностью украинский, нанимался двумя крюинговыми компаниями – одесской и мариупольской. Зашли во внутренние воды государства Оман, сначала это был один порт, потом из-за дороговизны судовладелец упросил экипаж перейти в порт Сахар. В порту не предусмотрена стоянка для этого судна, и оно просто стоит на рейде уже второй год. Экипажу крайне сложно добраться до берега, для этого им нужно вызывать катер, который стоит денег.

Что делать экипажу, которому перестали выплачивать заработную плату? И как себя вести родственникам, куда обращаться?

— Когда моряки нанимаются на работу, у каждого из них есть индивидуальный контракт, который может быть подкреплен коллективным договором. Если в течении первых двух месяцев не выполняются условия контракта, то экипаж имеет право вступить в переписку с судоходной компанией, передавая свои рапорты о погашении задолженности по выплате зарплаты через капитана, который является представителем судоходной компании. Если в течение 4-х месяцев зарплаты так и нет, он имеет подать рапорт на списание денежных средств в соответствии с поправкой от 18 января 2017 года Конвенции МОТ 2006 года. Поправка обязывает судовладельца сделать так, чтобы на борту судна была банковская гарантия выплаты зарплаты в течение 4-х месяцев. Дальше моряк должен принять для себя решение – стоит ли оставаться дальше на борту судна, где ему задерживают зарплату.

Если ситуация зашла в тупик и владелец на грани банкротства, то экипаж должен четко понимать, что если ему не выплатили первые три месяца зарплату, то шансы, что труд оплатят – минимальные.

А если не получается решить вопрос в рамках конвенции?

— Нужно отстаивать интересы в судах. Это может быть суд страны, в которой зарегистрирован судовладелец, может быть страна, где моряк нанимался на работу или страна, где судно задержали. Но надо понимать также, что интересы будут представлять адвокаты, которые работают не бесплатно. И если Вы застряли в какой-то стране, то украинские адвокаты не смогут участвовать в судебном процессе, но родственники могут попросить украинского адвоката найти в необходимой стране компаньона, который уже будет вести дело.

Также нужно понимать, что с гружеными суднами ситуация решается довольно быстро, так как судовладелец не заинтересован, чтобы груз простаивал. А если судно пустое, то процесс может затянутся.

Моряк — человек, который работает на транспортнои или специальном судне или служит на корабле Военно-морского флота. Моряк это морская профессия.

Моряк — общее определение занятия. В зависимости от выполняемых функций или специализации моряки могут быть разделены на более точные профессии, например: капитан, штурман, лоцман, матрос и т. д. В зависимости от того, в какую команду (службу, часть) моряки входят на судне или корабле, они принадлежат к этой или нескольким командам, например, палубной команде.

Палубная команда готовит к эксплуатации грузовые трюмы и палубные механизмы - занимается смазкой, уборкой, покраской. Палубные офицеры прокладывают курс на картах, проверяют оборудование, тренируют экипаж, несут ходовую вахту в море и следят за погрузкой судна в порту.

Моряк должен уметь плавать. Насколько хорошо? Плавать нужно уметь так, чтобы плыть самому и буксировать своего потерявшего сознание товарища. Каждые пять лет это проверяется, причем засекается время, за которое надо переплыть бассейн.

Морякам нельзя быть безответственными: слишком многое им доверено.

Люди на судне работают по графику «6 часов работы - 6 часов отдыха».

В последние годы участились случаи пиратства и похищения людей - даже в Европе. Тем не менее оружие экипажам выдавать запрещено. Шланг для тушения пожара - это всё, что есть на судне из оборонительного арсенала.

Образование

Чтобы стать матросом или мотористом, достаточно окончить годичный курс мореходной школы. Ее выпускники обычно попадают на работу на российские суда. Желающим работать под иностранным флагом необходимо удовлетворительное знание английского и опыт работы.

Те же, кто решил стать морским офицером, поступают на обучение в высшие мореходные учебные заведения, где учатся, набираясь опыта работы во время практики. Существуют также заочные отделения, где учатся уже работающие моряки. У выпускников морских вузов есть все шансы устроиться на работу прямо в иностранную компанию.

Английский в морских учебных заведениях изучают углубленно: именно этот язык признан международным языком во флоте. По-английски составляются все документы, ведутся радиопереговоры, происходит общение в смешанных экипажах, набранных в разных странах.

Моряков с плохим здоровьем в море не бывает: ни один врач не возьмет на себя такую ответственность - выпустить больного в рейс.

Работа в море традиционно считается мужской. И всё-таки, на какие должности в будущем могут рассчитывать девушки, желающие получить морское образование наравне с мужчинами? Традиционно это буфетчица, повар, дневальный (уборщица), но также это может быть, например, и штурман.

Работа в судоходной отрасли отличается от других сфер. Никогда не знаешь, в какую страну приведёт очередной контракт. А если моряк трудится в секторе морской добычи и транспортировки нефти и газа, то он постоянно «мечется» в поисках лучшего предложения - компании, зарплаты, условий труда (ничего плохо в этом нет, это обычная практика). В кризис найти хорошее место становится непросто: вакансий становится меньше, особенно на начальном уровне, а конкуренция – выше. Ресурс Marine Insight приводит топ-42 самых востребованных сайтов по трудоустройству для моряков. Они расположены в списке в случайном порядке.

  1. Maritime Connector.
  2. Job 2 Sea. Один из самых быстрорастущих сайтов для поиска работы в морской отрасли.
  3. Find a Mariner. Здесь можно найти работу в секторе морской нефтегазодобычи.
  4. Vacanseas.
  5. Job Ships. Ориентирован преимущественно на азиатский континент.
  6. Maritime Jobs 4 You. Здесь можно найти предложения даже для таких сегментов, как дноуглубление, буксировка, оффшорная индустрия и береговые работы.
  7. Vcrew.
  8. Seafarer Jobs.
  9. Sea job. Как и предыдущий сайт, в основном содержит вакансии для азиатов.
  10. Fast Stream Recruitment Group.
  11. Maritime Union. Предлагает бесплатные услуги по поиску работы.
  12. Maritime Jobs. Здесь ищут специалистов по управлению персоналом, инженеров-проектировщиков, сотрудников отдела эксплуатации судов и другие.
  13. Sea Career. Предлагает работу для моряков на борту оффшорных DSV, AHTS, PSV & ROV вспомогательных судов, включая танкеры, пассажирские суда, контейнеровозы, сухогрузы и другие специализированные суда, а также работу на берегу.
  14. Jobs at Sea.
  15. Oil Careers. Соискатели смогут найти здесь должность как в судоходном, так и в нефтепромысловом секторах.
  16. All Cruise Jobs. Как следует из названия, «заточен» на круизный сектор, часто обновляется.
  17. Maritime Career. Сюда могут заходить те, кто готов работать не только на судне, но и в других секторах морской отрасли.
  18. Sea Job Hunt. Относительно новый сайт, который постепенно набирает популярность.
  19. Maritime Employment. Сайт не делает упор на каком-то конкретном регионе, здесь собраны вакансии со всех уголков мира. Отличительная особенность этого ресурса в том, что он является бесплатным как для работодателей, так и для соискателей.
  20. Jobs in Maritime. Разные сектора, но в основном в Великобритании.
  21. gCaptain Maritime & Offshore Jobs. Вакансии всех уровней со всего мира.
  22. Maritime Jobs – MaritimeJobs.org.
  23. Seaman Job Site. Большинство предложений – работа на Филиппинах, но сайт содержит более 1000 вакансий.
  24. Trade Wind Jobs. Отличается тем, что содержит бесплатные предложения о трудоустройстве в крупнейших судоходных компаниях мира.
  25. Marine Recruitment. Особенность в том, что это британский сайт, следовательно, он ориентирован на свой рынок.
  26. 7 Oceans. Крупнейший в Европе сайт по поиску работы в морской отрасли.
  27. Job on Ship. Публикует предложения работы от агентств по найму и судоходных компаний вместе с их контактными данными. В основном сюда заходят индийские моряки.
  28. Shore Marine. Как видно из названия, предлагает работу по морским специальностям на берегу.
  29. Nautilus International Jobs. Сайт выпускается профсоюзом моряков и береговых работников. В основном содержит предложения от компаний, расположенных в Соединённом Королевстве, но здесь присутствуют и некоторые ведущие судоходные компании.
  30. Shipping Jobs – Spinnaker. Один из старейших порталов по трудоустройству моряков.
  31. Navis Consulting. Подбирает кадры для судоходного и оффшорного секторов.
  32. Seaman Jobsite. Здесь также можно найти морские новости, советы, должностные инструкции и другую полезную информацию.
  33. Global Shipping Careers.
  34. Elite Maritime Selection. Ищет высококлассных специалистов по всему миру – от инженеров до руководителей.
  35. Flagship Management.
  36. Maritime Executive Recruiters.
  37. Indeed. Находит все размещённые в интернете вакансии и все сайты по трудоустройству.
  38. Naukri. Один из самых известных индийских сайтов для моряков.
  39. Atlas 4 Jobs.
  40. Career Builder.
  41. Simplyhired.
  42. Monster. Последние три позиции в списке – это аналоги русского HeadHunter, но здесь можно найти несколько вакансий для морских специалистов, просто правильно задайте ключевое слово в поиске.

Перечислять веб-сайты, предлагающие услуги в трудоустройстве моряков, можно до бесконечности. Marine Insight попытался выбрать из этого огромного количества те, которые часто обновляются, и подлинность которых не вызывает сомнения.

Перевод ЦИА РПСМ

Наверное, многие задумывались о том, как найти хорошую, денежную и стабильную при этом работу. В совеременном мире таких островком стабильности осталось мало, поэтому к выбору профессии надо подходить очень тщательно. Одной из немногих отраслей, где хорошо платят и есть гарантированный спрос на кадры является работа на море.

В этом материале журнала Reconomica наш приглашенный эксперт-моряк расскажет, куда пойти учиться морскому делу, сколько получают специалисты различных профессий на море, каким качествами нужно обладать для этой работы, и где искать работу на судне.

Какие учебные заведения в России готовят моряков

Здравствуйте, меня зовут Владлен. Сказать, что у меня была какая-то одна определенная проблема - это ничего не сказать. Началось все с того момента, как я поступил в Санкт-Петербургский морской технический колледж, с целью сэкономить год времени для будущей работы в морском деле.

При поступлении в высшее учебное заведение, вам необходимо отучиться 11 классов в школе, а если поступать в колледж, тогда вы на год раньше получаете документ, с которым можете работать в море. Конечно, Питер можно назвать столицей морского дела, так как все самые крупные компании и лучшие морские учебные заведения находятся именно здесь. Таковыми я считаю: Санкт-Петербургский морской технический колледж, ГМА им. адм . С.О. Макарова , Санкт-Петербургский Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова . В заведениях я уверен, там хорошие преподаватели, которые знают толк в морском деле.

Что нужно знать новичку о работе в море

Все мы знаем, что . Если говорить про сегодняшний день, то зарабатывают в основном люди, у которых свой бизнес, политики и моряки. Сама по себе данная профессия всегда была выгодной, это стабильная работа, на которой ты получаешь стабильный высокий оклад. Да, конечно же, это опасно, в основном за это и платят хорошую зарплату.

Морские профессии

Итак, перейдем к делу, вы хотите работать в море и зарабатывать реальные деньги за реальный труд. Как раз здесь начинается миллион вопросов, но я вам все объясню. Изначально вы должны определится, что вам больше по душе – разбирать и чинить двигателя, или же работать с документацией и картами.

Есть три вида рабочих на судне: это механики, судоводители и электромеханики (про поваров умолчу, так как работы для них сейчас почти нет). Также параллельно есть еще разрез ветки – это быть рядовым составом, из которого потом трудно выбраться, или быть в командном составе.

Как стать матросом на судне

Самый большой контейнеровоз в мире

Рядовой состав подразумевает собой матросов и мотористов , как говорят в народе “Принеси, подай, почухай”. Если вы где-то слышали, что матросы много зарабатывают, и вам стало интересно, как устроиться матросом на судно, то это просто, но зарплата матроса не так уж высока. Обучение и получение необходимых сертификатов происходит в любом морском тренинг-центре, который есть почти в каждом городе, после чего вы должны будете пройти экзамен в местной морской инспекции. Разница между категориями в том, что матрос – палубный рабочий, а моторист – машинный.

Выучиться на рядовой состав обойдется вам в районе 1100-1500$, а по времени это займет 3 – 5 месяцев. Что в плане окупаемости, затраты составят немного больше вашего месячного оклада, в среднем на различных фирмах он составляет от 800$ до 1200$.

После того как вы отработаете пару контрактов на судне в должности матроса или моториста, вы сможете повысить квалификацию в том же тренинг-центре, где и проходили обучение, и снова отправиться в инспекцию для сдачи экзамена.

Карьерный рост матроса

При повышении вы повышаетесь в должности и ваш оклад также становится выше прежнего, плюс проценты от фирмы, которые вам накидывают, если вы работаете на них не первый контракт. Но нюанс в том, что таким образом вы сможете подняться максимум до боцмана с окладом не более 2200$ . Как вы видите, карьерный рост здесь невелик, зато простота и скорость начала работы максимальны.

Комнадный состав судна и его зарплаты

А вот в командный состав входят помощники капитана, помощники старшего механика, капитан и сам старший механик . Здесь на карьерном росте можно разгуляться, но вся проблематичность состоит в стоимости и времени обучения, что составляет примерно по 700$ – 800$ в год, а учиться придётся, если поступать в колледж, минимум 4 года и, если поступать в высшее морское заведение, максимум 6 лет, для того чтобы получить документы должности Junior (4-го помощника капитана или старшего механика). И это не все расходы, не забывайте про документы и сертификаты, на которые уйдет еще в районе 1000$.

Конечно же, всем интересно, сколько получает капитан корабля и сколько стоит выучиться на эту специальность. Давайте считать.

Итого, что у нас есть, нужно потратить 4 – 6 лет, 4000$ – 6000$, но, что мы имеем взамен - это оклады в пределах начиная от 2500$ и до 14000$ – 16000$ в должностях капитана и старшего механика. Вполне заманчиво, я считаю.

Как искать свой первый контракт без опыта работы

Работа на судне

Мой путь, как я и говорил, лёг через колледж. Я обучался на должность Junior 4 года. Проблем с получением документов не было, так как весь пакет предоставляла сама мореходка, кроме, конечно, сертификатов, их пришлось делать самому.

В процессе обучения я решил перестраховаться и, обучаясь по своей должности, параллельно получил документы матроса второго класса.

Связано это было с тем, что спрос на рынке командного состава на порядок меньше , но это было лишь мнение моих сокурсников, как говорится “сарафанное радио”, и я понимал только то, что слышал от них, так как никто больше ничего, даже в самой мореходке, толком сказать не мог.

Также параллельно я искал себе практику во время летних каникул, но так и не нашел, так как нигде без опыта брать не хотели матросом, а для Junior не было диплома, и делал сертификаты. По окончанию своего обучения в колледже я уже стал дипломированным специалистом, и меня, после пары десятков собеседований в компаниях и рассылки моего резюме, взяли в должности Junior на оклад 2600$.

Условия работы в рейсе

Сейчас только пришел с рейса, и не капли не жалею, что выбрал именно этот длинный путь с долгими ожиданиями, а не пошел матросом на третьем или четвертом курсе обучения. Да, конечно, у каждого свои жизненные ситуации, и многим нужно срочно найти работу здесь и сейчас, но мой вам совет таков, морское дело – не для тех, кто хочет сразу море денег, это работа, тяжелая как физически, так и психологически.

Только подумайте, контракты начинаются от четырех месяцев, и то, это только у командирского состава, а у рядовых от шести. Полгода в железной коробке с одними и теми же лицами работать, питаться, жить.

Далеко не все такое выдерживают, а кому-то наоборот такое по душе, тебя кормят, дают спецодежду, жилье, работу, и ты получаешь чистую прибыль без расходов на проживание. Многие умудряются на время рейса еще и квартиры свои сдавать. В общем, тут нужно сперва думать о себе, а не о деньгах и прибыли.

У меня случай был, знакомого списали с судна по его же просьбе, он отработал 2 месяца в ноль, так как при списании по собственному желанию оплата перелета, и вообще все расходы, чтоб добраться до родной страны, ложатся не на компанию, а на работника, плюс к этому всему, после этого они вряд ли возьмут вас на работу.

Есть также минусы для семьянинов , они прозрачны: допустим, у вас беременная жена, нужны деньги, решили идти в рейс, и тут должен быть такой СТОП, а сможете ли вы жить так, что не увидите рождение ребенка, его первые шаги, первые слова?

Это все очень и очень сложно в таком варианте, но если вы молодой парень без обязательств, который хочет зарабатывать хорошие деньги и повидать мир, то эта работа определенно для вас.

По-другому никак, в этой сфере ты либо полностью отдаешься работе, либо проще вообще не работать. Иди в юристы или доктора, или в программисты, что сейчас очень востребовано, насколько я знаю, будешь с семьей, конечно таких студентов очень много, и работу найти почти нереально, но увы, такова жизнь, и в ней приходится делать выбор.

Секрет успеха для желающих работать на море

Самое главное, в чем я могу подсказать по данной теме - это выбор высшего учебного заведения. Не выбирайте то, в котором дороже, толку от этого ноль, так как старые преподаватели учат намного лучше новых “хапуг”.

Не “покупайте” себе документы, так как это вам может аукнуться на судне в виде проверки ваших знаний и списания вас с судна в ближайшем порту.

И да, что самое главное, это истории про уход в рейс, но не стоит доверять свои деньги людям, которые называют себя “агентами” и берут деньги с вас, чтоб предоставить вакансию. Это будет напрасная трата ваших средств, так как, либо компания будет с очень плохим рейтингом, либо вы в ней не задержитесь. Лучше приходить с реальными знаниями в крупные крюинг-фирмы, проходить их тесты, собеседование и ждать от них вакансию.

Кстати: Собираешся в дальнее плавание? Лайфхак: можно взять ипотеку и сдавать квартиру. Жизнь - в море, пенсия - в своей квартире. . Банки любят моряков!

Правильнее посидеть пару месяцев, подождать вакансию от хорошей крупной компании-морского перевозчика, чем потом не получить зарплату от той, которая отправит вас через день, после того как получит свою “благодарность”. Так называемую “благодарность” конечно получают большинство крюингов и иногда, даже при желании уйти от хорошей крупной фирмы, людям приходится уходить через то, что есть.

Состояние рынка труда для моряков на сегодняшний день

Спрос на рынке труда по морякам не растет и не падает, он держится на золотой середуине . Но как же так, столько людей учатся и спрос не падает? Ответ прост: по моей статистике процентов 70 моряков, окончивших высшие учебные заведения или колледжи, не работают по специальности.

На вопрос “Почему так?” ответить однозначно нельзя. У каждого свои мысли, кто-то учился, и в конце понял, что это не его, а кто-то сходил в первый рейс и сказал, что больше работать в море не будет, а еще есть такие, которые учатся, а потом уходят в семейный бизнес. Все это происходит у меня на глазах, буквально половина моих одногруппников работают в абсолютно иных сферах, они теперь маркетологи, уборщики, политики даже (это отдельный случай с одним парнем), но уж никак не моряки.

В какие крюинги стоит устраиваться работать, чтобы не кинули с зарплатой

На таких кораблях предстоит работать после обучения

Если вас интересуют отзывы о компаниях-работодателях, отдельно хотел бы подчеркнуть компании Columbia Shipmanagement , MSC, Marlow Navigation, Bernard Shultz – это именно те крюинги , в которых вас не кинут и предоставят хорошую работу как для рядового, так и для командного составов.

В Санкт-Петербурге есть все данные филиалы. А также в этих фирмах еще осталась кадетская программа, которой так не хватает для свежеиспечённых моряков. Но хочу вас предупредить, что знания проверяются не только прохождением теста на компьютере, но и двумя устными собеседованиями с высококлассными специалистами, так что надеяться на удачу не стоит, лучше тщательно подготовьтесь и повторите все команды, инструменты и прочий материал, который вы изучали на курсах или в учебном заведении.

В заключение хочу сказать, что профессия эта, совсем не сложная в плане обучения, но для некоторых невозможная на практике. Знания моряка и знания профессионального юриста имеют огромный отрыв, но, тут акцент идет конкретно на вашу психологическую выносливость.

Сможете ли вы за хорошие деньги, которые сейчас трудно заработать на суше, - провести пол жизни в море? Только после честного ответа самому себе на этот вопрос следуйте в этом направлении.

Надеюсь мой опыт будет вам полезен, ну и семь футов под килем вам!

Кто такой моряк? Сразу представляется статный молодой человек, о котором смело можно сказать "косая сажень в плечах". Все при нем: рост, красота, тельняшка и фуражка. Но внешняя красота - это не главное. Куда более важна суть.

Моряк: кто это? Просто красивый юноша в тельняшке? Отнюдь. Под этим словом скрывается отдельный мир.

Просто моряк?

Моряк - это не простая служба. Давайте начнем со значения данного слова. Моряками называют тех, кто служит на морском транспорте. Сколько отраслей в морском деле, столько и служителей моря. Оно никогда не останется без "подчиненных". Несмотря на трудности, и узкоспециализированный профиль, молодые люди продолжают выбирать данную профессию.

Отрасли морской службы

Значение слова "моряк" мы рассмотрели выше. Теперь разберем отрасли, в которых востребована такая профессия.

Сразу представляется красиво, престижно и интересно. Но флот - не единственное место, где может работать человек, выбравший "морскую" профессию. Сейчас очень распространены морские суда, занимающиеся той или иной деятельностью. Например, химические грузы перевозят на химовозах, автомобили - на автомобилевозах. Есть для животных - животновозы. Существуют комбинированные грузы, а значит, и соответствующие морские "машины" для их перевозок.

И для всей этой деятельности нужна команда моряков.

Виды морских служб

Их можно разделить на две категории. К первой относится палубная служба, ко второй - машинная.

Возглавляет обе эти команды капитан. А дальше начинается разделение. В состав палубной службы входят офицеры - помощники капитана, рядовой состав в лицах боцмана, матросов, поваров и официантов. Экипаж туристического судна может составлять около 1500 тысяч человек, к примеру.

За что отвечает палубная служба? Конечно же, за маршрут судна, за эксплуатацию трюмов и палубных механизмов, за качественную работу экипажа.

Как мы видим, моряк - это общее название представителей морских служб. Машинная состоит из морских инженеров, старшего механика, его помощников, электромеханика, рефрижераторного механика и рядового состава - уборщиков, сварщиков, токарей и т. д.

В задачу машинной команды входит обеспечение бесперебойной работы комплекса механизмов машинного отделения.

Как стать моряком?

Моряк: значение его в морской службе разное. Но каждое из указанных выше званий - особое. Где учат будущих любимцев Посейдона?

Для "рядового состава" достаточно лишь закончить годичные курсы в мореходной школе. Но по окончании такого обучения можно устроиться только на российские суда.

Те молодые люди, которые мечтают об офицерской морской должности, проходят обучение в высших мореходных учебных заведениях. Такие выпускники способны устроиться работать на зарубежные судна.

Каждый член той или иной службы обязательно должен владеть английским языком. Почему? Потому что существуют единые требования Международной Морской Организации. И данных требованиям подчиняются все владельцы судов.

Кроме обязательного знания английского, моряки проходят ежегодную комиссию на профпригодность. При поступлении в морские ВУЗы абитуриентам придется пройти медицинскую комиссию и сдать психологический тест. Откуда и для чего такие сложности? Дело в том, что профессия подразумевает высокую степень ответственности. Например, больной механик на вахте может погубить не только себя, но и весь экипаж. Ни один врач не возьмет на себя такую ответственность - выпустить в рейс моряка с плохим здоровьем.

Одна из главных задач моряка - это умение хорошо плавать. Насколько хорошо? Так, чтобы при необходимости спасти свою жизнь и буксировать потерявшего сознание другого члена экипажа. Эти навыки и умения проверяются каждые пять лет.

Что еще можно сказать об обучении? Его стоимость довольно высокая. Объясняется это как высоким уровнем получаемых знаний, так и возможностью получать неплохие деньги в будущем.

Заглянем в прошлое и узнаем все самое интересное, что могло быть в жизни первых "морских волков".

    У первых моряков не было карт. Их ориентиром служила птица. Ее выпускали и следовали за ней. Считалось, что пернатое всегда летит к суше.

    Зачем на носу парусников устанавливали женские фигуры? Все очень просто, но не очень красиво. Под ними скрывались отходные места.

    Моряки трапезничают за столами, накрытыми мокрыми скатертями. Это делается для того, чтобы во время качки тарелки не соскальзывали на пол.

    В старину "морские волки" знали способы завязать 500 морских узлов.

    Серьга в ухе означала, что моряк опытен в своем деле. Особые круглые и большие серьги носили только те, кто прошел мыс Горн.

    Быть несчастью. Такова морская примета.

Кстати о женщинах. Последним в наше время проще получить профессию морского офицера, стать капитаном. Чем той же уборщицей на корабле или механиком.

Заключение

Итак, теперь мы знаем, что моряк - это общее наименование тех, кто служит морю. Море - это не профессия, это образ жизни. Весь ее смысл и вся любовь.