Где виталий арбузов. Как Fenox из пепла


3 апреля 2014, 10:06

Один из самых непубличных и самых инновационных белорусских бизнесменов, Виталий Арбузов, отмечает сегодня, 2 апреля, свое пятидесятилетие.

О том, как владелец одного из самых дорогих автомобилей в Беларуси (Bentley) заработал на него на запчастях для ВАЗа, продержится ли он в этом бизнесе после 2017 года и во сколько стартапов вложился в Калифорнии и Юго-Восточной Азии, - в материале "Ежедневника".

Одного из самых успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси достаточно часто можно увидеть в News café или ID-bar, но единственный его комментарий СМИ удалось обнаружить только в сингапурском издании. Виталий Арбузов не любит публичности через массмедиа, и личной информации о нем, соответственно, не очень много. Куда больше информации о его делах и многочисленных бизнесах.

Родом Арбузов из небольшого районного центра Краснополье на Могилевщине. На сайте 2-й школы (сейчас - просто средней школы городского поселка Краснополье) упоминается и его фамилия как одного из самых известных выпускников. Среди последних также заслуженные артисты Беларуси и России Владимир Солодкий и Людмила Лавринович , мастер спорта СССР Василий Манько .

Знания, полученные в школе, помогли будущему бизнесмену поступить в Белорусский политехнический институт – на машиностроительный факультет. Специализацией Арбузова стали металлорежущие станки и инструменты. Через три года после получения специальности, в 1989 году, он реализовал полученные в вузе навыки в собственном деле. Этот год принято считать годом основания компании "Фенокс" и началом карьеры успешного предпринимателя.

В бизнесе Арбузова, по крайней мере, до недавнего времени, отличало то, что он одним из немногих среди крупных предпринимателей сделал его исходя из специальности. Он сам является автором и соавтором многих разработок, которые сегодня внедрены и производятся на свыше чем 10 заводах Fenox Global Group. В патентных базах СНГ его фамилия упоминается как соавтора шарового шарнира, дискового тормоза с механизмом стояночного тормоза, устройства для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания и т.д.

Первые годы существования "Фенокса" (1989-1995) показали Арбузову главное. А именно: чтобы чего-то достичь, особенно в машиностроительном сегменте, нужно обладать конкурентными технологиями. Как удалось молодому инженеру в 1995 году купить у самого Siemens оборудование, фактически целый завод, покрыто мраком. Но он это сделал, стал собственником восточногерманского предприятия Bremse Hydraulik. В бывшем ГДР завод специализировался на выпуске автокомпонентов для "варбургов", "трабантов", "ИФА" и сельскохозяйственной техники, а после объединения Германии в результате приватизации перешел в собственность Siemens. Так у Арбузова появилась компания Fenox Automative, ставшая источником поступления твердой валюты.

Источником, надо сказать, весьма стабильным. Вместе с заводом и оборудованием бизнесмену достались и его клиенты, и заказы. Первым из них стала входящая в состав холдинга Continental компания АТЕ. "Фенокс" на много лет превратился в ее субконтрактора, поставляя скобы переднего тормоза и тормозные цилиндры для конвейерной сборки на Audi и Volkswagen.

Сейчас главный западный клиент холдинга – другой известный производитель автокомпонентов, компания TRW. Через нее заводы Арбузова поставляют свою продукцию (узлы со "феноксовскими" скобами суппортов, тормозными цилиндрами и мостами) на конвейеры Audi, Volkswagen и Fiat.

Но в середине 1990-х годов главным направлением стала не Европа, а родное постсоветское пространство. Колоссальный дефицит и сумасшедшие цены на запчасти для ВАЗ и ГАЗ подвиг бизнесмена на экспансию на вторичном рынке СНГ. Часть оборудования из Германии была перевезена в Минск, где был произведен первый задний тормозной цилиндр для ВАЗ 2105. Мощности нескольких предприятий ("Фенокс", "Витаравтоматив", "Арвит-авто", "Брэйк Хайдроликс" "Антонар") были размещены на арендуемых площадях. В 2005 году Арбузов выкупил долю в ПКУП "708 механический завод Мингорисполкома" и стал акционером СОАО "Минский завод автомобильной комплектации". Позже часть объемов (около 25%) была передана на аутсорсинг.

Сейчас Fenox Automative Сomponents - известный субконтрактор на европейском рынке и один из крупнейших в СНГ игроков по производству и дистрибуции тормозных систем, систем охлаждения, подвесок, электрических систем, систем трансмиссии и рулевого управления. На вторичном рынке СНГ его доля по некоторым позициям составляет 50%. Предприятия подразделения также являются поставщиками на конвейеры АвтоВАЗа, УАЗа и отечественных МАЗа и МТЗ.

Акцент на рынки Европы и России сделали практически незаметной фигуру Арбузова как крупного бизнесмена в самой Беларуси. И сейчас на Беларусь приходится не более 5% всего оборота группы. Долгое время Арбузова связывали в основном с супермаркетами "Престон", первый из которых был открыт в 1994 году.

История того, как ему удалось выйти на Siemens и найти ресурсы, чтобы купить у немцев завод, одна из неизвестных страниц его бизнес-биографии. Еще одна связана с включением в состав холдинга миасского завода "Кедр". Приобретение этого предприятия позволило "Феноксу" выйти на конвейер АвтоВАЗа. Уральские СМИ, с подачи конкурентов широко освещавшие эту сделку, в открытую называли Арбузова рейдером.

В сегодняшней структуре его бизнеса, которая в 2012 году была оформлена в Fenox Global Group, весомое место принадлежит автомобилестроительному направлению - Fenox Motors. Хотя, наверное, оно занимает не такое весомое место, как хотелось бы Арбузову. В этот сегмент бизнесмен вошел в начале 2000-х годов, когда выкупил у английских братьев Сандерсон их долю в предприятии "Юнисон" - преемнике первого провалившегося белорусского автосборочного проекта с участием Ford Motor.

Последовавшие попытки на производственной площадке в Обчаке возобновить сборку легковых автомобилей на территории Беларуси ("Люблин", "Саманд") не увенчались успехом. В итоге в прошлом году знамя главного автомобилестроителя в легковом сегменте у Арбузова из рук вырвали китайцы из Geely и БелАЗ. Но бизнесмен не отчаивается. В прошлом году он договорился с "Дженерал Моторс Россия и СНГ" о сборке с текущего года в Обчаке одной из моделей Opel. Также на мощностях "Юнисона" планируется наладить сборку китайских автомобилей Zotye.

Желаем успехов бизнесмену в этом и других бизнесах, которые он выстраивает с 1990-х и 2000-х годов. Но в последние пару лет очевидны его все больший интерес и, судя по всему, большая отдача, которую приносят бизнесмену вложения в новые сегменты и отрасли, где он выступает венчурным инвестором.

На личной страничке в "Одноклассниках", от создания которой не удержался этот непубличный бизнесмен, в графе "работа" указан срок, который он планирует отдать на руководство головной структурой автокомпонентного направления НП ООО "Фенокс" - 1989-2017 годы. Было бы любопытно спросить у него самого, почему этот срок и что он будет делать после 2017 года?

В Fenox Global Group входят еще несколько подразделений. Это уже упоминавшийся проект в ретейле. В конце 1990-х - начале 2000-х сеть магазинов "Престон" считалась одной из лучших в Минске. Но на фоне развития конкурентов ее позиции далеки от лидирующих. По итогам 2012 года "Престон" заняла всего 47-е место по обороту в стране.

В конце 2000-х годов бизнесмен начал серьезный проект в недвижимости, стал заказчиком строительства гигантского торгово-развлекательного комплекса Preston Plaza. Но потом продал участие в нем. Вместо этого занялся строительством, создал две подрядные компании, которые реализовали несколько знаковых проектов. Но, как знать, может, неплатежи заказчиков отвадят его и от этого бизнеса. В конце 2000-х годов он с энтузиазмом начал готовиться к открытию сети мультибрендовых бутиков. Но не открыл, завернул проект.

И что сейчас? Вместо инвестиций в консервативные или традиционные сектора бизнесмен увлеченно, можно сказать, без тормозов ринулся на рынок венчурного инвестирования. Возможно, и в буквальном смысле ему скоро будут не нужны тормоза и рынок автозапчастей и он сконцентрируется на том, что принесет в будущем и уже приносит куда большие доходы. Сейчас Арбузов инвестирует в медицинские исследования, производство нанотрубок, а его вложения в американские и азиатские стартапы в потребительском интернете, интернет-торговле и в программном обеспечение уже дают неплохую отдачу. Арбузов объективно сейчас главный венчурный капиталист Беларуси.

В 2011 году с американским партнером он создал Fenox Venture Capital в центре американской Кремниевой долины – Сан-Хосе. Компания вложила деньги в несколько десятков калифорнийских стартапов, и некоторые из них уже принесли реальные деньги от перепродажи их крупным инвестиционным фондам США и Германии.

В 2013 году Fenox Venture Capital вышла на рынок Юго-Восточной Азии, создав совместное предприятие с японской инвестиционной компанией IMJ Corporation of Japan – IMJ Fenox. Ее центральный офис находится в Сингапуре, филиалы в Джакарте и Токио. Цель та же – поиск перспективных стартапов в интернете и их поддержка. На март 2014 года в портфолио IMJ Fenox входило уже около десятка активов в Малайзии, Индонезии, Японии, на Филиппинах.

Какой охват будет у компаний Арбузова к 2017 году, сказать трудно. Но его венчурный бизнес растет очень быстро.

Считается одним из самых состоятельных белорусов. Однако он вел довольно непубличный образ жизни, избегал интервью с журналистами, поэтому широкой общественности о его бизнесе был известен самый минимум. Мы попытались восполнить этот пробел и собрали 10 любопытных фактов о бизнесмене.

1. Виталий Арбузов родился в районном центре Краснополье (Могилевская область), там же окончил среднюю школу. Затем поступил в Белорусский политехнический институт на машиностроительный факультет. Специализацией Арбузова стали металлорежущие станки и инструменты. Спустя несколько лет реализует полученные в вузе навыки в собственном деле.

2. Группа «Фенокс» — один из крупнейших в СНГ игроков по производству и дистрибуции тормозных систем, систем охлаждения, подвесок, электрических систем, систем трансмиссии и рулевого управления. Как к этому пришел Виталий Арбузов?

Заработав первые деньги на поставках импортных комплектующих, Арбузов в середине 1990-х купил оборудование у Siemens, который как раз распрощался с производством автозапчастей. Оборудование Bremse Hydraulik досталось компании вместе с заказом — первым клиентом стала германская АТЕ (Teves Continental), которой поставлялись скобы переднего тормоза и тормозные цилиндры для конвейерной сборки на Audi и Volkswagen.

Но основным рынком должны были стать бывшие союзные республики — брешь на рынке автокомпонентов здесь была очевидна. «Присутствовал только оригинал — причем в дефиците. Купить запчасти для ВАЗ, ГАЗ было просто нереально, даже по сумасшедшим ценам. Получив знания в Европе, решено было запустить производство в Беларуси — на бэушном немецком оборудовании. Все началось с выпуска заднего тормозного цилиндра для ВАЗ 2105», — в интервью TUT.BY в 2012 году заместитель гендиректора по маркетингу и сбыту FENOX Global Group Юрий Клюшенко.

Производственные мощности нескольких предприятий («Фенокс», «Витаравтоматив», «Арвит-авто», «Брэйк Хайдроликс») были размещены на арендуемых площадях. В 2005 году Арбузов выкупил долю в ПКУП «708 механический завод Мингорисполкома» и стал акционером СОАО «Минский завод автомобильной комплектации». Позже часть объемов (около 25%) была передана на аутсорсинг. Как следует из информации на сайте компании, всего у Арбузова 12 предприятий в Беларуси, Германии и России по выпуску запчастей. Но 200 тыс. кв. метров производственных площадей — в Беларуси. В производстве занято около 3,5 тысячи человек. Это половина всей Fenox Global Group.

3. По данным на 2015 год, Арбузову принадлежал 51% акций в миасском заводе «Кедр». Приобретение этого предприятия позволило «Феноксу» наладить поставки систем рулевого управления на конвейер «АвтоВАЗа», ГАЗа, УАЗа. Правда, российские СМИ называли Арбузова рейдером. Однако ему удалось в суде доказать миноритариям, что приобретение акций было законным.

4. Бизнесмен является автором и соавтором разработок, которые внедрены на его предприятиях. В патентных базах СНГ его фамилия упоминается как соавтора шарового шарнира, дискового тормоза с механизмом стояночного тормоза, устройства для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания.

5. До недавних пор Виталий Арбузов был связан с производством автомобилей. Он являлся одним из владельцев компании «Юнисон», которой принадлежит автозавод в поселке Обчак, в десяти километрах от Минска. С конца 90-х он пытался вместе с Алексеем Вагановым наладить там сборку легковых и коммерческих автомобилей — Samand, Zotye, KIA, «Люблин» и др. Однако, несмотря на это, большого успеха эти проекты не имели. В 2015 году стало известно о том, что Арбузов из этого проекта.

6. Драйвером обогащения Арбузова было и строительство. В середине нулевых он купил две строительные компании (ТДТ и «АДС-2000»), которые впоследствии были объединены в одну. На первых порах дела в новом бизнесе пошли в гору. Компания выиграла ряд крупных тендеров, получив несколько площадок под застройку. В частности, крупным объектом стал небоскреб «Парус», который строила компания «Итера».

В конце 2015 года несколько небольших строительных компаний о том, что с ними не рассчитались за выполненные работы в супермаркете «Престон» в жилом комплексе «Вивальди» в Уручье. В свою очередь представители «АДС-2000» уверяли, что им должен «Дана Холдинг» сербских братьев Каричей. Разруливать ситуацию с долгами Арбузов позвал Михаила Алешкина, в недавнем прошлом начальника главного управления процессуального контроля Следственного комитета.

7. Торговля всегда была главной движущей силой Арбузова. Но вот стать крупным продовольственным ритейлером ему пока не удалось. После прихода новых игроков он стал менее активно развивать сеть «Престон», которая начиналась с магазина на Бангалор. Сейчас это 3 торговых центра в Минске. Уже несколько лет по рынку ходили слухи о том, что бизнесмен готов с ними расстаться (или уже даже расстался). На сайте Fenox Global Group ритейл все еще представлен «Престоном».


В нулевых бизнесмен хотел построить крупный торгово-развлекательный комплекс Preston Plaza. Но в итоге вышел из проекта.

8. В 2006 году Арбузов подался еще и в медицину. Была сделана ставка на поставки продукции для лабораторной диагностики. Был даже открыт медцентр «Анализ Мед». Бизнесмен наладил производство реактивов и расходных материалов для проведения анализов в медицинских лабораториях и лечебных учреждениях. Компания активно участвовала в госпрограммах Минздрава. Правда, с 1 июля 2016 года лаборатория «Анализ Мед» прекратила свою деятельность.

Еще одно малоизвестное направление группы «Фенокс» — страхование. Страховой брокер WeSafe специализируется на широком спектре страховых услуг для корпоративных клиентов.

9. В настоящее время больше всего информации о венчурном фонде, который в 2011 году Арбузов создал вместе с иностранными партнерами в Силиконовой долине. Fenox Venture Capital вкладывал деньги в ряд стартапов в США, Юго-Восточной Азии, Японии, странах СНГ. По оценкам сrunchbase. сom, за четыре года FVC 400 млн долларов. К концу 2015 года в портфолио компании был 61 стартап. В приоритетах финансирования фонда остаются новейшие технологии в интернете (здравоохранение, торговля, финансовый сервис и т.д.).

10. Виталий Арбузов активно посещает страничку в «Одноклассниках». Последний раз он там был незадолго до своего задержания. Информации там, правда, самый минимум. Но по иронии судьбы в 2014 году журналисты «Ежедневника» , что в графе «работа» был указан срок, который Арбузов планировал отдать на руководство головной структурой автокомпонентного направления НП ООО «Фенокс» — 1989−2017 годы.

Вместе с новостями о раскрепощении условий для бизнеса сегодня стало известно о задержании Виталия Арбузова, главы холдинга Fenox, c 1989 года занимающегося автомобильными запчастями, учредителя «Арвитфуд» (магазины Preston) и владельца многих других активов. Кроме того, это один из самых закрытых для журналистов бизнесмен.

- Задержание произошло в среду днем в офисе компании. Взяли всех, - сообщает источник.

Эту же информацию подтверждают сотрудники производства Fenox.

- Вчера нас предупредили, что зарплата будет в понедельник, в офисе - проверка ДФР.

Сегодня КГК прокомментировал задержание.

- Департаментом финансовых расследований Комитета госконтроля совместно с Департаментом финансового мониторинга Комитета госконтроля в рамках противодействия преступлениям в экономической сфере, носящим системный характер, выявлена и пресечена масштабная противоправная деятельность председателя совета директоров группы компаний Fenox Global Group и ряда должностных лиц белорусских субъектов хозяйствования, связанных с неуплатой налогов в особо крупном размере, - цитирует БЕЛТА сообщение пресс-службы КГК.

Как пояснили в Департаменте финансовых расследований, председатель совета директоров группы компаний Fenox Global Group подозревается в осуществлении на территории Беларуси с 2010 года противоправной деятельности, связанной с уклонением от уплаты налогов, а также неправомерном получении из бюджета налога на добавленную стоимость.

Так, подконтрольные ему белорусские предприятия, во-первых, завышали в разы стоимость импортируемой продукции, что позволяло им увеличивать затраты и уменьшать налогооблагаемую базу для уплаты налогов.

Во-вторых, реализовывая в Беларуси, России и Украине продукцию за наличный расчет, ими оформлялись документы на экспорт товаров по заниженной цене, что позволяло не только занижать выручку, но и возвращать из бюджета НДС.

Кроме того, приобретенные товары реализовывались в адрес крупных промышленных предприятий в Беларуси (ОАО «Минский автомобильный завод», ОАО «Минский завод колесных тягачей», ОАО «Пеленг»), а также в России, что впоследствии влияло на стоимость производимой ими продукции. Занижение выручки и завышение затрат позволяло предприятиям незаконно свести к минимуму размер уплачиваемых ими налогов, фактически перечисляя в бюджет лишь подоходный налог и отчисления в фонд социальной защиты населения с зарплаты своих работников. При этом дополнительно к начисленной зарплате работникам также выплачивались деньги в конвертах в суммах от 2 тысяч рублей.

Установленная на основании собранных материалов сумма неуплаченных налогов превысила 100 млн рублей, а сумма незаконно возвращенного из бюджета НДС - более 20 млн. По данным фактам Департаментом финансовых расследований возбуждено 8 уголовных дел по частям 1-4 статьи 210 (незаконная предпринимательская деятельность) Уголовного кодекса, а также 11 уголовных дел по частям 1 и 2 статьи 243 (уклонение от уплаты сумм налогов, сборов).

Подозреваемыми по уголовным делам признаны 18 человек, 12 из которых задержаны. В ходе проведения производства неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам изъяты бухгалтерские документы, компьютерная техника и иные носители информации, содержащие сведения, характеризующие преступную деятельность подозреваемых лиц, а также иностранная валюта на общую сумму более $115 тыс. в эквиваленте. Кроме того, приостановлены расходные операции по расчетным счетам предприятий, используемым для совершения преступлений, на которых заблокировано в эквиваленте более 3,5 млн рублей. С целью возмещения ущерба, причиненного государству в виде неуплаченных налогов и возвращенного НДС, наложен арест на имущество подозреваемых, включая дорогостоящие объекты недвижимости (коттеджи, квартиры) и автомобили. В настоящее время по возбужденным уголовным делам ведется предварительное расследование.

Бизнес Виталия Арбузова распространяется далеко за пределы Беларуси. Более того, на родине работает лишь малая часть активов. Fenox - это 12 заводов, расположенных в Беларуси, России и Германии. Производственные площади - более 130 000 кв. м, говорится на официальном сайте.

Среди других крупных направлений - венчурный фонд Fenox Venture Capital , инвестирующий в стартапы по всему миру.

Считается одним из самых состоятельных белорусов. Однако он вел довольно непубличный образ жизни, избегал интервью с журналистами, поэтому широкой общественности о его бизнесе был известен самый минимум. Мы попытались восполнить этот пробел и собрали 10 любопытных фактов о бизнесмене.


1. Виталий Арбузов родился в районном центре Краснополье (Могилевская область), там же окончил среднюю школу. Затем поступил в Белорусский политехнический институт на машиностроительный факультет. Специализацией Арбузова стали металлорежущие станки и инструменты. Спустя несколько лет реализует полученные в вузе навыки в собственном деле.


2. Группа «Фенокс» - один из крупнейших в СНГ игроков по производству и дистрибуции тормозных систем, систем охлаждения, подвесок, электрических систем, систем трансмиссии и рулевого управления. Как к этому пришел Виталий Арбузов?

Заработав первые деньги на поставках импортных комплектующих, Арбузов в середине 1990-х купил оборудование у Siemens, который как раз распрощался с производством автозапчастей. Оборудование Bremse Hydraulik досталось компании вместе с заказом - первым клиентом стала германская АТЕ (Teves Continental), которой поставлялись скобы переднего тормоза и тормозные цилиндры для конвейерной сборки на Audi и Volkswagen.

Но основным рынком должны были стать бывшие союзные республики - брешь на рынке автокомпонентов здесь была очевидна. «Присутствовал только оригинал - причем в дефиците. Купить запчасти для ВАЗ, ГАЗ было просто нереально, даже по сумасшедшим ценам. Получив знания в Европе, решено было запустить производство в Беларуси - на бэушном немецком оборудовании. Все началось с выпуска заднего тормозного цилиндра для ВАЗ 2105», - рассказывал в интервью TUT.BY в 2012 году заместитель гендиректора по маркетингу и сбыту FENOX Global Group Юрий Клюшенко.


Производственные мощности нескольких предприятий («Фенокс», «Витаравтоматив», «Арвит-авто», «Брэйк Хайдроликс») были размещены на арендуемых площадях. В 2005 году Арбузов выкупил долю в ПКУП «708 механический завод Мингорисполкома» и стал акционером СОАО «Минский завод автомобильной комплектации». Позже часть объемов (около 25%) была передана на аутсорсинг. Как следует из информации на сайте компании, всего у Арбузова 12 предприятий в Беларуси, Германии и России по выпуску запчастей. Но 200 тыс. кв. метров производственных площадей - в Беларуси. В производстве занято около 3,5 тысячи человек. Это половина всей Fenox Global Group.


3. По данным на 2015 год, Арбузову принадлежал 51% акций в миасском заводе «Кедр». Приобретение этого предприятия позволило «Феноксу» наладить поставки систем рулевого управления на конвейер «АвтоВАЗа», ГАЗа, УАЗа. Правда, российские СМИ называли Арбузова рейдером. Однако ему удалось в суде доказать миноритариям, что приобретение акций было законным.

4. Бизнесмен является автором и соавтором разработок, которые внедрены на его предприятиях. В патентных базах СНГ его фамилия упоминается как соавтора шарового шарнира, дискового тормоза с механизмом стояночного тормоза, устройства для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания.


5. До недавних пор Виталий Арбузов был связан с производством автомобилей. Он являлся одним из владельцев компании «Юнисон», которой принадлежит автозавод в поселке Обчак, в десяти километрах от Минска . С конца 90-х он пытался вместе с Алексеем Вагановым наладить там сборку легковых и коммерческих автомобилей - Samand, Zotye, KIA, «Люблин» и др. Однако, несмотря на это, большого успеха эти проекты не имели. В 2015 году стало известно о том, что Арбузов вышел из этого проекта.


6. Драйверами обогащения Арбузова было и строительство. В середине нулевых он купил две строительные компании (ТДТ и «АДС-2000»), которые впоследствии были объединены в одну. На первых порах дела в новом бизнесе пошли в гору. Компания выиграла ряд крупных тендеров, получив несколько площадок под застройку. В частности, крупным объектом стал небоскреб «Парус», который строила компания «Итера».


В конце 2015 года несколько небольших строительных компаний заявили о том, что с ними не рассчитались за выполненные работы в супермаркете «Престон» в жилом комплексе «Вивальди» в Уручье. В свою очередь представители «АДС-2000» уверяли, что им должен «Дана Холдинг» сербских братьев Каричей. Разруливать ситуацию с долгами Арбузов позвал Михаила Алешкина, в недавнем прошлом начальника главного управления процессуального контроля Следственного комитета.

7. Торговля всегда была главной движущей силой Арбузова. Но вот стать крупным продовольственным ритейлером ему пока не удалось. После прихода новых игроков он стал менее активно развивать сеть «Престон», которая начиналась с магазина на Бангалор. Сейчас это 3 торговых центра в Минске. Уже несколько лет по рынку ходили слухи о том, что бизнесмен готов с ними расстаться (или уже даже расстался). На сайте Fenox Global Group ритейл все еще представлен «Престоном».


Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

В нулевых бизнесмен хотел построить крупный торгово-развлекательный комплекс Preston Plaza. Но в итоге вышел из проекта.

8. В 2006 году Арбузов подался еще и в медицину. Была сделана ставка на поставки продукции для лабораторной диагностики. Был даже открыт медцентр «Анализ Мед». Бизнесмен наладил производство реактивов и расходных материалов для проведения анализов в медицинских лабораториях и лечебных учреждениях. Компания активно участвовала в госпрограммах Минздрава. Правда, с 1 июля 2016 года лаборатория «Анализ Мед» прекратила свою деятельность.

Еще одно малоизвестное направление группы «Фенокс» - страхование. Страховой брокер WeSafe специализируется на широком спектре страховых услуг для корпоративных клиентов.

9. В настоящее время больше всего информации о венчурном фонде, который в 2011 году Арбузов создал вместе с иностранными партнерами в Силиконовой долине. Fenox Venture Capital вкладывал деньги в ряд стартапов в США, Юго-Восточной Азии, Японии, странах СНГ. По оценкам сrunchbase. сom, за четыре года FVC привлек в стартапы 400 млн долларов. К концу 2015 года в портфолио компании был 61 стартап. В приоритетах финансирования фонда остаются новейшие технологии в интернете (здравоохранение, торговля, финансовый сервис и т.д.).

Виталий Арбузов считался одним из наиболее крупных наших бизнесменов. Еще год назад ему, председателю совета директоров Fenox Global Group и Fenox Venture Capital, отводилось 11–е место в белорусском бизнес–рейтинге топ–200. После задержания бизнесмена 12 апреля 2017 года имя подзабылось, а сейчас опять на слуху: задержаны несколько топ–менеджеров холдинга. Некоторые СМИ сообщают об увольнениях сотен работников входящих в холдинг предприятий и чуть ли не тысяче других, отправленных в вынужденные отпуска. Речь идет якобы вообще о выживании крупного экспортера, успешно зарабатывающего для страны валюту. Группу компаний Fenox иной раз не стесняются называть «поставщиком автокомпонентов на конвейеры мировых производителей», а вину за их паралич прямо или косвенно возлагать на правоохранительные органы. Страна, мол, несет финансовые и репутационные издержки. Что здесь правда и что нет?

Если предприятия группы Fenox испытывают проблемы, грозящие их остановкой, то винить в этом бизнесмен Арбузов и его топ-менеджеры могут только себя.

Скупые строки распространенных официальных пресс–релизов не дают ответов на все возникающие вопросы. Некоторые подробности корреспонденту «СБ» согласились сообщить в Департаменте финансовых расследований. Именно работники этого ведомства - с использованием аналитических материалов финансовой разведки и налоговых органов - проводили оперативно–разыскные мероприятия, по результатам которых год назад и было возбуждено 19 уголовных дел в отношении Виталия Арбузова и других топ–менеджеров холдинга. А после него были проверены 10 предприятий, входящих в группу компаний Fenox.

«Проверка» - это слишком скромно. То была масштабная спецоперация по пресечению противоправной деятельности бизнесмена и некоторых его коллег. В течение 2017–го и первых месяцев 2018 года были задействованы в общей сложности более 200 работников центрального аппарата и региональных подразделений ДФР. Это без учета коллег из Следственного комитета. Проверке подверглась документация предприятий с 2010 года: объем работы колоссальный. Понятно, что не все детали расследуемых дел можно раскрывать: мои собеседники сообщают лишь некоторые сведения, за достоверность которых они отвечают.

Надо напомнить, что В.Арбузов и иные лица обвиняются в уклонении от уплаты налогов и хищениях налога на добавленную стоимость (НДС). Так вот, на сегодняшний день окончательный объем неуплаченных в бюджет налогов превысил 68 млн рублей. Еще более 13 млн рублей составляют суммы неправомерно возмещенного из бюджета НДС.

«Некоторые предприятия холдинга фактически вывели за границу больше валюты, чем ее поступило в страну», - констатирует заместитель директора ДФР Андрей Прокопук.

Для реализации своих замыслов фигуранты использовали признанный во всем мире способ стимулировать производство и экспорт. Принцип таков. При импорте товаров, комплектующих или сырья покупатель уплачивает НДС. Но если затем экспортирует произведенную продукцию, то может платежи вернуть. Необязательно живыми деньгами. Эти средства могут быть зачтены, например, в уплату других налогов. В реальности схема работала так.

Белорусским предприятиям холдинга комплектующие поступали через посреднические иностранные компании. Они зарегистрированы, как правило, на третьих лиц, являющихся формальными руководителями. Например, директором кипрской компании является киприот, английской - англичанин, американской - гражданин США или Германии. Некоторые компании также являются учредителями белорусских предприятий группы Fenox. Но все рычаги управления теми, другими и третьими были в Минске, ключевые решения принадлежали Арбузову и его доверенным лицам.

Такая схема позволяла существенно завышать стоимость ввозимых в страну автокомплектующих, а цену экспортного продукта значительно занижать. По документам продукция отгружалась подконтрольным юрлицам, на деле же поступала другим потребителям. Словом, в качестве возвратного НДС предприятия Арбузова систематически получали из бюджета гораздо больше, чем имели на то право. Предоставленные для этого документы выглядели достоверно.

Кроме того, экспортная продукция продавалась в России и Украине за наличные, выручка от реализации скрывалась от налогообложения и поступала на счета тех же подконтрольных иностранных компаний. Или доставлялась в Беларусь курьерами. Установлено, что суммы перевозимой через границу наличной валюты только одним курьером достигали 120 тыс. долларов в месяц. Из этих денег топ–менеджерам выплачивались бонусы в конвертах: 1,5 - 3,5 тысячи в месяц. Рядовые работники этих денег не видели.

На данный момент в пакете связанных с группой Fenox уголовных дел имеется 21 фигурант. Обвинение предъявлено десяти из них, под стражей находятся пятеро, 11 человек остались в статусе подозреваемых. Критично ли это для работы предприятий? Начнем с того, что холдинг лишь с большой натяжкой можно назвать производственным.

«Не все аспекты финансово–хозяйственной деятельности предприятий выяснены, - говорит Андрей Прокопук. - Но уже сейчас ясно, что основную деятельность холдинга составляла купля–продажа главным образом китайских комплектующих, которые шли на экспорт - в основном в Россию и Украину - уже под брендом Fenox. Назвать Fenox крупным производителем было бы, мягко говоря, сильным преувеличением».

Видимо, мировой автопром переживет проблемы холдинга. Что касается выживаемости его самого, то продолжать работу никто не мешал! Это мои собеседники особо подчеркивают: «Мы сделали все предусмотренные законом шаги, чтобы минимизировать последствия своего вмешательства в деятельность организаций группы Fenox». Аналогичные комментарии, кстати, дают и представители Следственного комитета.

Арест был наложен лишь на некоторые денежные средства компаний - в качестве гарантии возмещения части ущерба. Фактически предприятия работали в штатном режиме: не арестовывался товар, не чинились препятствия работе персонала и заключению контрактов, помещения не опечатывались, транспорт не описывался...

На что еще обращают внимание мои собеседники. До ареста Арбузов наведывался в страну лишь изредка, постоянно проживая за рубежом. Денежные потоки холдинга тоже протекали за границей. Построенное и приобретенное имущество (более 70 объектов недвижимости) частью зарегистрировано на иностранных юрлиц, частью неоднократно заложено в банках - как своеобразная страховка на случай предъявления претензий: чтобы взыскать было нечего.

Незначительное погашение ущерба происходило лишь из арестованных денежных средств по ходатайствам организаций. За неуплату налогов предприятия привлечены к административной ответственности в виде штрафов, по которым предоставлены отсрочки и рассрочки, но даже они добровольно не исполняются. Между тем, если бы за год расследования уголовного дела каждое из 10 предприятий холдинга возвращало государству ежемесячно по 100 тыс. долларов - а все возможности для того были! - треть нанесенного ущерба была бы уже погашена и дело могло не обрести скандального оборота. Но желания сотрудничать со следствием и погасить ущерб главный фигурант не показал.

Увы, проблемы топ–менеджеров с законом сказываются на персонале предприятий. Особенно жаль рабочих. Но абсурдность обвинений в адрес правоохранительных органов - дескать, убивают процветающий бизнес! - я бы парировал так... Положим, инспектор ГАИ остановил в стельку пьяного водителя. Тот говорит: если вы меня задержите, я не доеду до работы, не подпишу бумаги, не отдам распоряжения, предприятие станет, люди будут без работы и зарплаты. Как вам такая «отмазка»?

Инспектор, сотрудник ДФР и следователь исполняют закон. Думать о судьбе своих работников - обязанность бизнесмена. Замышляя хитроумные комбинации, он наверняка знал о возможных последствиях. Впрочем, не будем забегать вперед, дождемся завершения следствия и суда. Одно можно сказать уже сейчас: социально ответственный бизнес - это не про Fenox.