Иерархия медицинских должностей. Профессиональный стандарт младшего медицинского персонала

К младшему медицинскому персоналу относят младших медицинских сестёр, сестёр-хозяек и санитарок.

Младшая медицинская сестра (сестра по уходу за больными) помогает палатной медицинской сестре в уходе за больными, проводит смену белья, обеспечивает содержание в чистоте и опрятности самих больных и больничных помещений, участвует в транспортировке больных, следит за соблюдением пациентами больничного режима.

Сестра-хозяйка занимается хозяйственными вопросами, получает и выдаёт бельё, моющие средства и уборочный инвентарь и непосредственно контролирует работу санитарок.

Санитарки: круг их обязанностей определяется их категорией (санитарка отделения, санитарка-буфетчица, санитарка-уборщица и пр.).

Общие обязанности младшего медицинского персонала следующие.

1. Регулярная влажная уборка помещений: палат, коридоров, мест общего пользования и др.

2. Оказание помощи медицинской сестре в осуществлении ухода за больными: смена белья, кормление тяжелобольных, гигиеническое обеспечение физиологических отправлений тяжелобольных – подача, уборка и мытьё суден и мочеприёмников и пр.

3. Санитарно-гигиеническая обработка больных.

4. Сопровождение больных на диагностические и лечебные процедуры.

5. Транспортировка больных.

Более подробно должностные обязанности среднего и младшего медицинского персонала регламентируются приказом министерства здравоохранения и социального развития российской федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. N 541н г. Москва

Медицинская сестра палатная (постовая)

Должностные обязанности . Осуществляет уход и наблюдение за больными на основе принципов медицинской деонтологии. Принимает и размещает в палате больных, проверяет качество санитарной обработки вновь поступивших больных. Проверяет передачи больным с целью недопущения приема противопоказанной пищи и напитков. Участвует в обходе врачей в закрепленных за нею палатах, докладывает о состоянии больных, фиксирует в журнале назначенное лечение и уход за больными, следит за выполнением больными назначений лечащего врача. Осуществляет санитарно-гигиеническое обслуживание физически ослабленных и тяжелобольных. Выполняет назначения лечащего врача. Организует обследование больных в диагностических кабинетах, у врачей-консультантов и в лаборатории. Немедленно сообщает лечащему врачу, а в его отсутствие - заведующему отделением или дежурному врачу о внезапном ухудшении состояния больного. Изолирует больных в агональном состоянии, вызывает врача для проведения необходимых реанимационных мероприятий. Подготавливает трупы умерших для направления их в патологоанатомическое отделение. Принимая дежурство, осматривает закрепленные за нею помещения, проверяет состояние электроосвещения, наличие жесткого и мягкого инвентаря, медицинского оборудования и инструментария, медикаментов. Расписывается за прием дежурства в отделения. Контролирует выполнение больными и их родственниками режима посещений отделения. Следит за санитарным содержанием закрепленных за нею палат, а также личной гигиеной больных, за своевременным приемом гигиенических ванн, сменой нательного и постельного белья. Следит, чтобы больные получали пищу согласно назначенной диеты. Ведет медицинскую документацию. Сдает дежурство по палатам у постели больных. Обеспечивает строгий учет и хранение лекарств группы А и Б в специальных шкафах. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

Должна знать : законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; теоретические основы сестринского дела; основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни; правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования; правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования; основы валеологии и санологии; основы медицины катастроф; правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации; медицинскую этику и деонтологию; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации . Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Сестринское дело в педиатрии", "Общая практика" без предъявления требований к стажу работы.

Медицинская сестра процедурной

Должностные обязанности . Выполняет назначенные лечащим врачом процедуры, разрешенные к выполнению средним медицинским персоналом. Помогает при проведении манипуляций, которые имеет право выполнять только врач. Производит взятие крови из вены для исследования и отправляет ее в лабораторию. Обеспечивает учет и хранение лекарств группы А и Б в специальных шкафах. Обеспечивает соблюдение правил асептики и антисептики в процедурном кабинете при проведении процедур. Стерилизует инструментарий и материал. Составляет требования на получение инструментария, оборудования, медикаментов и перевязочного материала и получает их в установленном порядке. Ведет учетно-отчетную документацию. Контролирует санитарно-гигиеническое содержание процедурного кабинета. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

Должна знать : законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; теоретические основы сестринского дела; основы лечебно-диагностического процесса; правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования; правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования; основы валеологии и санологии; основы медицины катастроф; правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации

Медицинская сестра перевязочной

Должностные обязанности . Выполняет назначенные лечащим врачом манипуляции, разрешенные к выполнению средним медицинским персоналом. Сопровождает тяжелобольных после проведенных манипуляций в палату. Подготавливает к стерилизации инструментарий, шприцы, капельницы. Осуществляет систематический санитарно-гигиенический контроль за помещением перевязочной. Обеспечивает систематическое пополнение, учет, хранение и расходование медикаментов, перевязочного материала, инструментария и белья. Инструктирует младший медицинский персонал перевязочной и контролирует его работу. Ведет медицинскую документацию. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

Должна знать : законы и иные нормативные правовые акты РФ в сфере здравоохранения; теоретические основы сестринского дела; основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни; правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования; правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования; основы валеологии и санологии; основы медицины катастроф; правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации . Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Сестринское дело", "Общая практика", "Сестринское дело в педиатрии" без предъявления требований к стажу работы.

Операционная медицинская сестра

Должностные обязанности . Осуществляет подготовку операционной, участников хирургической бригады, хирургических инструментов, белья, шовного и перевязочного материалов, аппаратуры к проведению операции. Проводит контроль за своевременностью транспортировки пациента, а также за путями движения хирургической бригады в соответствии с зонами стерильности в операционном блоке. Обеспечивает инфекционную безопасность пациента и медицинского персонала, а также обеспечивает соблюдение правил асептики и антисептики всем персоналом, находящимся в операционной. Подготавливает пациента к операции: создает необходимую хирургическую позицию на операционном столе, обрабатывает операционное поле, обеспечивает изоляцию операционного поля. Участвует в хирургических операциях, обеспечивает членов хирургической бригады необходимым инструментарием, материалами, аппаратурой. Осуществляет ранний послеоперационный уход за пациентом, профилактику послеоперационных осложнений. Осуществляет контроль за своевременным направлением на гистологическое и бактериологическое исследование биологического материала, взятого во время операции у пациента. Проводит количественный учет используемого инструментария, шовного и перевязочного материалов, белья, лекарственных средств и аппаратуры. Выполняет первичную дезинфекционную обработку используемого инструментария, материалов и аппаратуры. Проводит контроль стерилизации белья, перевязочного и шовного материалов, инструментария и аппаратуры. Осуществляет подготовку и контроль эксплуатации аппаратуры, находящейся в операционной. Пополняет расходные материалы. Ведет медицинскую документацию. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

Должна знать : законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; теоретические основы сестринского дела; организацию хирургической помощи, скорой и неотложной медицинской помощи населению; порядок получения, учета, хранения, использования лекарственных средств, в т.ч. наркотических препаратов и препаратов строгой отчетности, перевязочных и шовных материалов, одежды, белья, хирургических перчаток; систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала; правила асептики и антисептики; виды, формы и методы реабилитации; организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов с хирургическими заболеваниями и травмами; организацию хирургической помощи по принципу "хирургия 1 дня"; основы периоперативного сестринского ухода; современные методы дезинфекции и стерилизации; основы трансфузиологии; виды кровотечений и способы их остановки; правила общей и местной анестезии; устройство и принципы работы наркозно-дыхательной аппаратуры; правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений; основы медицины катастроф и военно-полевой хирургии; правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации . Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Операционное дело" без предъявления требований к стажу работы.

Старшая операционная медицинская сестра - среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Операционное дело" без предъявления требований к стажу работы.

Медицинская сестра-анестезист

Должностные обязанности . Участвует в хирургических операциях. Участвует в общей и преднаркозной подготовке больных к операции, наблюдает за больными в ранний послеоперационный период, участвует в профилактике осложнений в ходе и после операций. Осуществляет подготовку наркозно-дыхательной и контрольно-диагностической аппаратуры и рабочего места к работе, контроль исправности, правильности эксплуатации аппаратуры. Осуществляет контроль за состоянием больного во время анестезии, интенсивной терапии и реанимации, а также за сохранностью, учетом использования, дозировкой лекарственных средств во время преднаркозной подготовки, наркоза, посленаркозного периода. Организует и проводит сестринский уход за послеоперационными больными. Обеспечивает инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, инфекционный контроль, требования асептики и антисептики. Обрабатывает наркозно-дыхательную и контрольно-диагностическую аппаратуру после эксплуатации. Ведет медицинскую документацию. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

Должна знать : законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; теоретические основы сестринского дела; современные методы общей, местной и регионарной анестезии; основы клинического и фармакологического обоснования используемых средств, применяемых при проведении анестезии и интенсивной терапии; методы предоперационного обследования, подготовки к операции (анестезия, премедикация); возрастные анатомо-физиологические особенности; теоретические основы реаниматологии; современные методы интенсивной терапии и реанимации при различных заболеваниях и критических состояниях; виды, формы и методы реабилитации; систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинской организации; правила асептики и антисептики; правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений; систему взаимодействия медицинской организации с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля; основы медицины катастроф; правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации . Среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Анестезиология и реаниматология" без предъявления требований к стажу работы.

Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Должностные обязанности. Оказывает помощь по уходу за больными под руководством медицинской сестры. Проводит несложные медицинские манипуляции (постановка банок, горчичников, компрессов). Обеспечивает содержание в чистоте больных, помещения. Обеспечивает правильное использование и хранение предметов ухода за больными. Производит смену постельного и нательного белья. Участвует в транспортировке тяжелобольных. Следит за соблюдением больными и посетителями правил внутреннего распорядка медицинской организации. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.

Должна знать: приемы проведения несложных медицинских манипуляций; правила санитарии и гигиены, ухода за больными; правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Начальное профессиональное образование по специальности "Сестринское дело" без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование, дополнительная подготовка по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы.

Сестра-хозяйка

Должностные обязанности. Руководит работой санитарок и уборщиц по содержанию в чистоте и порядке помещений медицинской организации (подразделения), обеспечивает обслуживаемое подразделение хозяйственным инвентарем, спецодеждой, предметами гигиены, канцелярскими принадлежностями, моющими средствами, постельным и нательным бельем для больных. Производит смену халатов, полотенец работникам медицинской организации. Составляет заявки на ремонт помещений, оборудования, инвентаря и контролирует его проведение. Обеспечивает блоки питания (буфет, столовая) оборудованием, посудой и следит за правильной их маркировкой и использованием. Ведет учетно-отчетную документацию.

Должна знать : сроки годности используемого в медицинской организации (подразделении) белья и инвентаря; методы санитарной обработки инвентаря; условия эксплуатации и хранения инвентаря; формы учетно-отчетной документации и правила их заполнения; правила соблюдения санитарно-гигиенического режима в медицинской организации (подразделении); правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и дополнительная подготовка по направлению профессиональной деятельности без предъявления требований к стажу работы.

Санитарка

Должностные обязанности. Производит уборку помещений в медицинской организации. Помогает старшей медицинской сестре при получении медикаментов, инструментов, оборудования и доставке их в отделение. Получает у сестры-хозяйки и обеспечивает правильное хранение и использование белья, хозяйственного инвентаря, посуды и моющих средств. Убирает прикроватные столики у лежачих больных после каждого приема пищи. По указанию палатной медицинской сестры сопровождает больных в лечебно-диагностические кабинеты. Выполняет функции курьера, осуществляет мойку аптечной посуды. Сообщает сестре-хозяйке о неисправностях в системе отопления, водоснабжения, канализации и в электроприборах. Осуществляет подготовку помещения и ванн. Систематически (после каждого больного) осуществляет санитарно-гигиеническую обработку ванны и мочалок. Оказывает помощь больным при приеме гигиенической ванны, при раздевании и одевании. При отсутствии младшей медицинской сестры по уходу за больными получает у сестры-хозяйки нательное и постельное белье и производит его смену. Получает готовую пищу на пищеблоке, проверяет ее по весу и счету. Расписывается в раздаточной ведомости. Производит подогрев пищи. Производит раздачу больным пищи в горячем виде согласно меню и назначенной диете. Производит мытье посуды, уборку буфетной и столовой, соблюдая санитарные требования. Систематически производит уборку холодильников, предназначенных для хранения продуктов больных. Обеспечивает санитарно-гигиеническое содержание буфетной и столовой. Своевременно информирует руководство отделения о необходимости ремонта оборудования и инвентаря буфетной.

Должна знать : правила санитарии и гигиены труда; назначение моющих средств и правила обращения с ними; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы.

В специальном профстандарте определены обязанности, трудовые функции младшего медицинского персонала учреждений здравоохранения. Указанный документ разработан Министерством социального развития в 2016 г., утвержден Приказом Минтруда России №2н от 12.01.2016 , а его положения являются основой формирования качественного кадрового состава медучреждений страны.

Что такое профстандарт по ТК РФ

Необходимость установления профстандарта обусловлена современной кадровой политикой государства. Получить должность «младший медицинский персонал» можно только предъявив свидетельство о профпригодности.

Стандарт позволяет руководителям медицинских учреждений осуществлять контроль выполнения профессиональных обязанностей сотрудниками вверенного медучреждения.

Ранее, права и функции младшего персонала сводились в единый документ усилиями администрации клиники. Это приводило к завышению нагрузки, путаницы в определении должностного функционала. Поэтому ставку санитарок отдавали уборщицам.

На данный момент специальный документ является основанием для изменения штатного расписания. Руководитель имеет право вносить новые должностные инструкции, основываясь на профстандарте. Согласно ТК РФ ч. 2 ст. 72 и ст. 74 уволить сотрудника на том основании, что он не соответствует требованиям профессионального стандарта, работодатель не имеет права, если работником была благополучно пройдена аттестация.

Младший медработник: квалификация, образование, образец документа

В объединенном списке документ находится под номером 647. В Едином квалификационном справочнике (ЕКС) эта должность называется «санитарка». Профстандартом определена основная трудовая функция – следование санитарии, гигиене в помещениях здравоохранения и оказание помощи в уходе за больными. При поступлении на должность надо иметь диплом о среднем специальном образовании и документ о прохождении профессиональной подготовки. Организацией обучения по программе профстандарта занимается руководитель больницы, более того, допускается проводить переподготовку младшего медицинского профессионала без отрыва от основной деятельности.

В средних специальных учреждениях образования подготовка ведется по специальности «Сестринское дело» — такая подготовка ориентирована на требования профстандарта. Помимо этого, при поступлении на работу соискатель проходит обязательный медосмотр, предъявляя его результаты руководству медицинского учреждения (в дальнейшем, выполняя свои обязанности, работник должен проходить плановые профосмотры по месту осуществления трудовой деятельности).

Квалификация работника определяется статьей 195.1 ч. 1 Трудового кодекса , ст. 195.3 внесено разъяснение к требованиям, необходимым для деятельности в рамках профстандарта, обязательным к применению работодателем и являющимся основой для разработки внутренних кадровых документов (например, должностных инструкций).

Новый документ разделил функции младшей медсестры и санитарки. В обязанности санитарки по профстандарту входит такое обслуживание:

  • обработка медоборудования
  • уборка помещений;
  • внутренняя транспортировка предметов и устройств медицинского назначения;
  • утилизация медицинских отходов;
  • обработка умерших больных.

Младшая медсестра проводит процедуры ухода за больными клиники.

В расписании штатов вводится две должности, у каждой свои функциональные обязанности, которые четко дифференцируются при организации работы младшего медицинского звена, составлении новых программ обучения и контроле за деятельностью персонала.

Санитарка имеет второй квалификационный уровень, младшая медсестра по уходу – четвертый.

Особенности соблюдения

При каких обстоятельствах следует руководствоваться этим документом:

  1. При предъявлении распоряжений к квалификации работника данной категории профстандарт является обязательным только частично . В частности, младшая медсестра обязана иметь среднее специальное образование. В случае, если работник, фактически выполняющий функции младшей медицинской сестры, имеет в активе только общее среднее образование, его необходимо направить учиться по специальной программе. Стоит помнить, что данное требование не является обязательным, данный вопрос разрешается руководством самостоятельно с учетом целесообразности. Санитарка, добросовестно выполняющая свои обязанности и прошедшая аттестацию, не увольняется и не переводится со ставки младшей медсестры на место уборщицы без личного согласия.
  2. При необходимости замены той или иной должности, когда такая смена сопряжена с материальными возмещениями и льготами, ограничениями в них.

Нарушение требований законодательства и не соблюдение профстандарта грозит штрафами для медицинского центра.

Должности — «сестра-хозяйка» и «санитарный водитель» — не связаны с медперсоналом, так в их функциях нет признаком медицинской деятельности.

Специальности, предусмотренные для младшего медперсонала:

  • сестринское дело;
  • помощник в заботе о больных;
  • младший медперсонал по уходу за больными.

Данные функциональные особенности изучаются в рамках учебного процесса по специальностям: «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Лечебное дело», по программам повышения квалификации на место «Младшая медсестра по уходу за больными».

В медицинском учреждении обязательно утверждается «Инструкция по сбору, хранению, обеззараживанию и перемещению медицинских отходов» — обязательным требованием к младшему медицинскому персоналу является ее строго исполнение.

При уборке помещения необходимо использование обеззараживающих чистящих средств, для обработки рук — гигиенических. В функции санитарки входит каждодневная дезинфекция рабочего инвентаря, медоборудования, уборка холодильников с продуктами питания медперсонала и пациентов. Наряду с этим, в обязанности санитарки вменяется контроль маркировки пищи с установкой срока годности.

Функции санитарки – предстерилизация части инстурментов, а также дезинфекция оборудования по уходу за лежачими больными (утки, судна, мочеприемники).

Посмертный уход: транспортировка тела в подразделение патанатомии, участие в организации туалета тела, соблюдение условий хранения тела, обеспечение противоэпидемический режима.

Младший медперсонал выполняет уход за тяжелобольными и проводит мероприятия по туалету — умывание, гигиена рук и ног, обработка кожных покровов, полости рта, помощь при осуществлении пациентами элементарных действий по самообслуживанию (посещение ванной комнаты, прием пищи, смена нательного белья).

Применение инструкции

Поскольку профсандарт носит рекомендательный характер , хотя и является нормативным правовым актом, объем его применения в каждом конкретном медицинском учреждении является альтернативой руководства. Сегодняшние тенденции убедительно демонстрируют, что все большее количество клиник различных форм собственности внедряют в практику обязательное следование профессиональному стандарту при формировании штата.

Такая политика медцентров продиктована строгим соблюдением норм медицинского права и кадрового дела, поскольку изменение обязанностей сотрудника, расширение круга обязанностей без его согласия неправомерны.

Выполнение должностных обязанностей не прекращается по итогам проведения аттестационной комиссии, если основаниями для такого прекращения становятся отсутствие стажа и спецподготовки. Если лицо добросовестно и законно выполняет свои обязанности, наложение штрафов за несоблюдение профстандарта допускается только в части предыдущих требований Минтруда.

Специфика профстандарта младшего медицинского персонала подробно представлена в видеоролике.

В здравоохранении главная роль отводится, конечно же, врачам. Без их умелой квалификационной работы многие пациенты так и оставались бы больными, а кто-то даже и вовсе простился бы с жизнью. Но ничуть не меньше, чем врачи, важны и те сотрудники, которых принято называть средним медицинским персоналом. Кто это такие и какова их роль в спасении жизней и помощи людям?

Что значит средний персонал

Средним медицинским персоналом называются медики, получившие образование не в высших учебных заведениях, а в средних. Они, как правило, выполняют доврачебный уход за больными, а также под непосредственным руководством своего врача осуществляют разные виды деятельности, относящейся к пациентам: санитарную, лечебную, реабилитационную и так далее. Средний медицинский персонал так и называется средним, потому что его работа напрямую зависит от распоряжений врача, который стоит над ним и является его прямым и непосредственным руководителем.

Кто относится к среднему медицинскому персоналу

Ниже мы перечислим все специальности, которые принято называть средним медицинским персоналом, но уточним сразу: это лишь в России. В других государствах в эту категорию входят и некоторые иные профессии.

Итак, в нашей стране средним персоналом в здравоохранении считаются: фельдшер и разновидности должности, санинструктор, медсестра или медбрат, акушер, дантист и/или зубной техник, инструкторы: дезинфектор, по лечебной физкультуре, фармацевт, рентген-лаборант и оптометрист. О каждой из этих профессий чуть более подробно расскажем далее, но сначала о том, какие учебные заведения готовят подобных специалистов.

Я в медсестры пойду, пусть меня научат!

Или в медбраты, или в фармацевты - неважно. Важно другое - куда идти, чтобы научили, чтобы получить желаемую специальность?

Как мы уже упоминали выше, в высших учебных заведениях подобным специальностям не обучают. Нужно идти в среднее специальное, то есть в медицинское училище. Именно там готовят всех вышеозначенных специалистов. Важный момент: в некоторых городах есть отдельные училища для фармацевтов, чаще всего они называются фармацевтическими колледжами. А в некоторых, наоборот, в обычных медицинских училищах предлагают обучение и по данной специальности в том числе.

Как правило, в большинстве училищ (в том числе и медицинских) действует подобная практика: человека, окончившего такое учебное заведение и желающего продолжить обучение в высшем звене, в институт берут сразу на третий или как минимум на второй курс. Все зависит от конкретной программы конкретного учреждения.

Обучение в медицинском училище можно условно разделить на четыре этапа. Это, во-первых, теоретический курс, где будущим специалистам вкладывают в головы азы науки; учебная практика, направленная на отработку полученных навыков и проходящая обыкновенно на манекенах в стенах родного училища; производственно-технологическая практика уже вне его стен, по своему профилю; и наконец, стажировка, она же преддипломная практика, в ходе которой выпускника сразу могут взять на вакантное место в больнице или том учреждении здравоохранения, где он стажируется.

Что нужно для того, чтобы поступить в медицинское училище? Вне зависимости от выбранного профиля (кстати, наиболее популярными направлениями признаны сестринское дело и акушерство) нужны документы об окончании школы - обязательно наличие сертификата ЕГЭ, документ, подтверждающий личность и гражданство, справка о прохождении медкомиссии и шесть фотокарточек размером три на четыре. В некоторых училищах принимают только по результатам ЕГЭ, в некоторых существуют свои вступительные испытания. Уточнять данный вопрос требуется на местах.

Фельдшер

Разговор о специальностях, относящихся к среднему медицинскому персоналу, начнем с фельдшеров, и первый в их списке - санитарный. Также его называют иногда помощником санитарного врача. Кто же это такой, в чем специфика его работы? Скажем далее, но сначала кратко поясним, кого в принципе называют фельдшером. Это медик со средним образованием, имеющий право диагностировать то или иное заболевание, самостоятельно осуществлять необходимое лечение и отправлять больного к требующемуся специалисту. Помощь, которую оказывает фельдшер, называется доврачебной, а специфика его работы по сути ничем не отличается от деятельности терапевта или врача скорой помощи.

Итак, санитарный фельдшер. Фельдшер данной разновидности выполняет профилактическую работу, связанную с предупреждением возникновения возможных заболеваний у населения любого возраста. В его задачи входит обеспечение на предприятиях и в различных учреждениях таких условий труда, при которых люди будут сталкиваться с минимальным воздействием негативных факторов, могущих повлиять на их здоровье. Так, например, именно такой фельдшер отвечает за контроль санитарно-гигиенических условий, за то, чтобы водоемы не подвергались загрязнению, за профилактику возникновения инфекций и так далее. Деятельность среднего медицинского персонала этого плана не только практическая, но и отчасти научно-исследовательская: так, изучают данные специалисты воздействие всевозможных факторов на здоровье и самочувствие человека, проводят разнообразные гигиенические исследования и тому подобное. Как правило, санфельдшеры действительно являются помощниками санитарных врачей, но могут работать и не только ими: трудятся они и помощниками эпидемиологов, например, и на городских эпидемиологических станциях. Зарплата такого специалиста в каждом городе своя, но в среднем по стране составляет порядка двадцати-двадцати пяти тысяч рублей.

Кто относится к среднему медицинскому персоналу еще, так это военный фельдшер. Никаких премудростей здесь нет: это обыкновенный фельдшер, состоящий при этом на военной службе и имеющий воинское звание. Они состоят при всех войсковых частях и имеются также в каждом военно-медицинском заведении.

Интересно, что впервые фельдшеров стали готовить как раз при вооруженных силах. А еще более интересным является тот факт, что первоначально обучали данным премудростям цирюльников - наиболее, конечно, подготовленных. Массовое обучение военных фельдшеров шло в годы Великой Отечественной войны, тогда их задачей было оказание помощи на поле боя. Сейчас же военных фельдшеров готовят в специализированных военно-медицинских заведениях.

Лаборант

Это третья разновидность фельдшера, также относящаяся к среднему медицинскому персоналу. Чтобы получить подобную специальность, необходимо поступать на медико-диагностическое дело или лабораторную диагностику. Соответственно, как можно догадаться по названию профиля, диагностическая деятельность также входит в перечень функций и обязанностей фельдшера-лаборанта. Он трудится в лаборатории - в НИИ, больнице, поликлинике - и занимается там всевозможными видами исследований: биологического материала крови, желудка, спинномозговой жидкости и тому подобного, иначе говоря, проводит анализы. Работает он не один - под непосредственным руководством медиков более высокого звена, и при условии, что у него достаточно опыта, вполне может считаться специалистом «широкого профиля». От того, насколько качественная и грамотная работа фельдшера-лаборанта, во многом зависит то, насколько правильно врач поставит диагноз пациенту и назначит лечение.

Санинструктор

Следующий, кто относится к среднему медицинскому персоналу, это санитарный инструктор.

Как и военный фельдшер, это специализация военно-медицинского характера, но, так сказать, рангом пониже. Они также обучаются в специальных заведениях, также состоят в войсковых частях, также проходят определенную военную подготовку. Задачей санинструкторов является медицинское обеспечение своего подразделения, в том числе средствами личной гигиены, а также оказание помощи больным военнослужащим и контроль за соблюдением гигиенических норм и требований. Санинструктор, кроме того, инструктирует, что следует из самого названия должности, военнослужащих о методах оказания медицинской помощи как себе, так и другим людям. Санинструктор по медицинской части подчиняется фельдшеру, а по военной - начальнику того подразделения, к которому он прикреплен.

Медсестра (медбрат)

Одна из наиболее популярных и востребованных специальностей. Причем, конечно, медсестер в разы больше, нежели медбратьев, однако в последнее время нередко появляются и они. Существуют специальные курсы медбрата, которые тоже набирают популярность. По итогам прохождения этих курсов можно получить множество специализаций - от младшего медперсонала по уходу за больными до массажиста или косметолога. Все зависит конкретно от самих курсов и, разумеется, от разных регионов и городов. Но в целом курсы медбрата (или медсестры) являются хорошим примером получения дополнительной специализации, а следовательно, и дополнительного дохода.

Но вернемся к медсестре и ее функциям. Конечно, они слегка варьируются в зависимости от того, в каком именно учреждении и в каком кабинете (есть разница - физиокабинет или кабинет хирургии) работает специалист, однако в целом совпадают, и общее представление получить можно.

Чтобы получить специальность медсестры/медбрата, необходимо для начала выучиться по направлению "Сестринское дело". Получение подобного образования даст возможность медику осуществлять первичный уход за больными, в том числе оценивать их состояние; выполнять назначения и распоряжения докторов, своих непосредственных руководителей; делать необходимые процедуры, а еще ассистировать при операциях; оказывать неотложную доврачебную помощь и отправлять к специалисту и многое другое. Медсестры и медбратья работают по разным профилям - они нужны всем: и педиатру, и окулисту, и кардиологу... Средняя зарплата среднего медицинского персонала данной сферы по стране составляет порядка тридцати тысяч рублей.

Акушер

Данную специальность не следует путать с врачом акушером-гинекологом, которая относится к высшему медицинскому персоналу. Акушер же, или иначе говоря, фельдшер-акушер - это специалист среднего звена, который оказывает необходимую помощь при родах роженицам, а также беременным женщинам. Акушеров готовят на направлении «Медико-акушерское дело», а после получения соответствующего образования они могут выполнять следующие функции: прием родов, ассистирование при гинекологических операциях, оказание первой помощи по гинекологическому профилю, взятие мазков на анализ, патронаж рожениц и новорожденных и тому подобное.

Поначалу, еще в давние времена, женщины, которые занимались подобной работой, назывались на Руси повивальными бабками, повитухами. Позднее слово «акушер» пришло из французского языка, а сама профессия, ранее довольно редкая, стала более востребованной и вышла на первый план.

Дантист (зубной техник)

Как ни удивительно, но кто относится к среднему медицинскому персоналу еще, так это дантист. Казалось бы, он же вроде как врач! Почему же тогда его причисляют к специалистам среднего звена?

В России дантисты известны еще со времен Петра Великого, именно он привез в нашу страну инструменты для лечения зубов. Тогда зубные врачи так и назывались - дантистами (это слово было заимствовано опять-таки из французского языка), однако позже на смену названию пришло слово «стоматолог» и практически вытеснило первое из общего употребления. Между тем есть принципиальная разница между этими терминами и, следовательно, между самими профессиями. Стоматологом является специалист, получивший высшее образование. Дантист же - это тот, у кого образование среднее специальное, он занимается протезированием зубов и оказывает практическую помощь в их лечении. Он способен вылечить несложные случаи с незапущенным кариесом, все более трудное - уже к стоматологу. Дантистами являются такие специалисты, как зубной техник и зубной фельдшер.

Инструктор-дезинфектор

Этот специалист осуществляет всевозможные дезинфекционные мероприятия, при этом он же решает, с помощью чего, каким способом и в каком объеме данные мероприятия будут проведены. Именно в его обязанности входит контроль за приготовлением и использованием растворов для дезинфекции, содержанием в чистоте и порядке необходимого инвентаря. Этот же специалист регулирует и соблюдение дезинфекторами (они входят в его подчинение) правил охраны труда и правил безопасности. Кроме того, в должностной инструкции медицинского дезинфектора прописана необходимость оформления всех соответствующих документов. Средняя зарплата дезинфектора варьируется между двадцатью и тридцатью тысячами рублей.

Инструктор ЛФК

ЛФК - это сокращенное наименование лечебной физкультуры. Что это такое, объяснять не надо. А вот обязанностями среднего медицинского персонала данного профиля являются следующие вещи: проведение индивидуальных и групповых занятий по ЛФК и подготовка к ним; рекомендации пациентам по необходимым физическим упражнениям и по самостоятельным занятиям; контроль за состоянием всевозможных тренажеров, бассейнов и прочего необходимого для занятий ЛФК инвентаря и помещений. Этот медик должен владеть знаниями физиологических (в том числе патологических) особенностей человеческого организма, методиками лечебной физкультуры, спецификой лечебного массажа, а также понимать показания и противопоказания к занятиям лечебной физкультурой. Стать инструктором ЛФК может человек, получивший среднее медицинское и/или физкультурное образование.

Фармацевт

Фармацевт, иначе говоря, провизор - тот самый человек, который стоит за прилавком в аптеке и не только отпускает необходимые лекарства, но и может дать рекомендации в случае необходимости. Готовят фармацевтов, как уже выше упоминалось, в зависимости от региона как в обычных медицинских училищах, так и в специализированных фармацевтических колледжах.

Несмотря на кажущуюся простоту, это очень сложная работа: сколько нужно знать лекарств, держать в голове всевозможные аналоги, помнить, от чего это средство, а от чего - другое… Фармацевт должен знать помимо того, какие противопоказания есть у препарата, что можно еще посоветовать обратившемуся пациенту. Это действительно серьезная и ответственная работа.

Рентген-лаборант

Человек, претендующий на эту должность, может окончить курс по любому направлению - "Акушерское дело", "Лечебное дело", "Сестринское дело", но обязательно плюсом к нему должен быть сертификат рентген-лаборанта по рентгенологии.

Данный специалист проводит рентгенологические исследования, поддерживает в порядке необходимые аппараты и сам рентген-кабинет, контролирует состояние больного при процедуре и при необходимости оказывает первую помощь. Желающему трудиться в этой области следует знать много важной информации, в том числе правила работы в отделениях лучевой диагностики.

Оптометрист

Этот специалист имеет общие корни с офтальмологом, он тоже по части глаз, но немного в другой области. Название "оптометрист" - родственное слову "оптика". Этот человек является профессионалом по коррекции зрения. Во многих странах оптометрист - это только отдельная профессия, в нашей же стране можно встретить обычного окулиста, трудящегося в поликлинике, который сам выписывает очки, то есть он тоже является оптометристом. Тем не менее отдельные специалисты в данной области, конечно же, тоже существуют. Они работают в салонах оптики, например.

Оптометрист не только может выписать очки и дать консультацию, также он измеряет внутриглазное давление, проверяет состояние роговицы или хрусталика, а еще диагностирует качество зрения с помощью компьютера. Именно оптометрист может увидеть тревожные симптомы заболевания и посоветовать обратиться к офтальмологу, который занимается уже непосредственно лечением - в этом существенное отличие двух этих близких, но разных профессий. Средняя зарплата оптометриста колеблется в районе 45 тысяч рублей.

Повышение квалификации

Повышение квалификации среднего медицинского персонала возможно по довольно большому количеству самых разных направлений. Это и сестринское дело, и акушерство с гинекологией, и операционное дело и так далее. Пройти повышение можно в специальных центрах повышения квалификации или на базе медицинских техникумов и институтов.

Из всего вышесказанного невооруженным глазом видно, насколько важна и ответственна роль среднего медицинского персонала в сохранении здоровья и жизни населения. Невольно на ум приходит воспоминание о так называемом маленьком человеке. Средний медперсонал - тоже "маленький человек", однако без него не было бы людей "больших"!

В соответствии с подпунктом 5.2.100.91 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2898; 2005, № 2, ст. 162; 2006, № 19, ст. 2080; 2008, № 11 (1 ч.), ст. 1036; № 15, ст. 1555; № 23, ст. 2713; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5618; 2009, № 2, ст. 244; № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 12, ст. 1427, 1434; № 33, ст. 4083, 4088; № 43, ст. 5064; № 45, ст.

Прочий персонал в учреждениях здравоохранения

5350; 2010, № 4, ст. 394; № 11, ст. 1225; № 25, ст. 3167; № 26, ст. 3350; № 31, ст. 4251; № 35, ст. 4574; № 52 (ч. 1), ст. 7104; 2011, № 2, ст. 339; № 14, ст. 1935, 1944; № 16, ст. 2294),

ПРИКАЗЫВАЮ:

Утвердить Номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения согласно приложению.

Министр
Т.А. Голикова

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и
социального развития
Российской Федерации
от 25 июля 2011 г. № 801н

Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения

I. Руководители учреждений здравоохранения

1. Главный врач (президент, директор, заведующий, начальник, управляющий).

2. Директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа.

3. Директор (заведующий) аптечной организации.

4. Заведующий медицинским складом мобилизационного резерва.

5. Заведующий молочной кухней.

6. Заместитель руководителя (главного врача, директора, заведующего, начальника, управляющего).

7. Главная медицинская сестра, главная акушерка, главный фельдшер.

8. Руководитель (главный врач, директор, начальник) федерального бюджетного учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федерального медико-биологического агентства.

II. Руководители структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.)

1. Заведующий.

2. Начальник.

III. Медицинский и фармацевтический персонал

1. Врачи:

а) врач-стажер;

б) врачи-специалисты, в том числе:

врач по авиационной и космической медицине;

врач-акушер-гинеколог;

врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка;

врач-аллерголог-иммунолог;

врач-анестезиолог-реаниматолог;

врач-бактериолог;

врач-вирусолог;

врач-гастроэнтеролог;

врач-гематолог;

врач-генетик;

врач-гериатр;

врач-дезинфектолог;

врач-дерматовенеролог;

врач-детский кардиолог;

врач-детский онколог;

врач-детский уролог-андролог;

врач-детский хирург;

врач-детский эндокринолог;

врач-диабетолог;

врач-диетолог;

врач здравпункта;

врач-инфекционист;

врач-кардиолог;

врач клинической лабораторной диагностики;

врач-клинический миколог;

врач-клинический фармаколог;

врач-колопроктолог;

врач-косметолог;

врач-лаборант; *

* Наименование должности «врач-лаборант» сохраняется для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 г.

врач-лабораторный генетик;

врач-лабораторный миколог;

врач мануальной терапии;

врач-методист;

врач-невролог;

врач-нейрохирург;

врач-неонатолог;

врач-нефролог;

врач общей практики (семейный врач);

врач-онколог;

врач-ортодонт;

врач-оториноларинголог;

врач-офтальмолог;

врач-офтальмолог-протезист;

врач-патологоанатом;

врач-педиатр;

врач-педиатр городской (районный);

врач-педиатр участковый;

врач-пластический хирург;

врач по водолазной медицине;

врач по гигиене детей и подростков;

врач по гигиене питания;

врач по гигиене труда;

врач по гигиеническому воспитанию;

врач по коммунальной гигиене;

врач по лечебной физкультуре;

врач по медико-социальной экспертизе;

врач по общей гигиене;

врач по радиационной гигиене;

врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению;

врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

врач по спортивной медицине;

врач приемного отделения;

врач-профпатолог;

врач-психиатр;

врач-психиатр участковый;

врач-психиатр детский;

врач-психиатр детский участковый;

врач-психиатр подростковый;

врач-психиатр подростковый участковый;

врач-психиатр-нарколог;

врач-психиатр-нарколог участковый;

врач-психотерапевт;

врач-пульмонолог;

врач-радиолог;

врач-радиотерапевт;

врач-ревматолог;

врач-рентгенолог;

врач-рефлексотерапевт;

врач-сексолог;

врач-сердечно-сосудистый хирург;

врач скорой медицинской помощи;

врач-статистик;

врач-стоматолог;

врач-стоматолог детский;

врач-стоматолог-ортопед;

врач-стоматолог-терапевт;

врач-стоматолог-хирург;

врач-судебно-медицинский эксперт;

врач-судебно-психиатрический эксперт;

врач-сурдолог-оториноларинголог;

врач-сурдолог-протезист;

врач-терапевт;

врач-терапевт подростковый;

врач-терапевт участковый;

врач-терапевт участковый цехового врачебного участка;

врач-токсиколог;

врач-торакальный хирург;

врач-травматолог-ортопед;

врач-трансфузиолог;

врач ультразвуковой диагностики;

врач-уролог;

врач-физиотерапевт;

врач-фтизиатр;

врач-фтизиатр участковый;

врач функциональной диагностики;

врач-хирург;

врач-челюстно-лицевой хирург;

врач-эндокринолог;

врач-эндоскопист;

врач-эпидемиолог;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи;

старший врач станции (отделения) скорой медицинской помощи горноспасательных частей;

судовой врач.

2. Провизоры:

провизор-стажер;

провизор-аналитик;

провизор-технолог;

старший провизор.

3. Средний медицинский персонал:

заведующий фельдшерско-акушерским пунктом — фельдшер (акушерка, медицинская сестра);

заведующий здравпунктом — фельдшер (медицинская сестра);

заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования;

зубной врач;

старшая медицинская сестра (акушерка, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник);

фельдшер;

фельдшер скорой медицинской помощи;

фельдшер-водитель скорой медицинской помощи;

фельдшер-лаборант (медицинский лабораторный техник);

фельдшер-нарколог;

фельдшер по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

гигиенист стоматологический;

зубной техник;

инструктор-дезинфектор;

инструктор по гигиеническому воспитанию;

инструктор по лечебной физкультуре;

лаборант;

медицинская сестра;

медицинская сестра-анестезист;

медицинская сестра врача общей практики (семейного врача);

медицинская сестра диетическая;

медицинская сестра медико-социальной помощи;

медицинская сестра палатная (постовая);

медицинская сестра патронажная;

медицинская сестра перевязочной;

медицинская сестра по косметологии;

медицинская сестра по массажу;

медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

медицинская сестра по физиотерапии;

медицинская сестра по реабилитации;

медицинская сестра приемного отделения;

медицинская сестра процедурной;

медицинская сестра стерилизационной;

медицинская сестра участковая;

медицинский дезинфектор;

медицинский лабораторный техник;

медицинский оптик-оптометрист;

медицинский регистратор;

медицинский статистик;

медицинский технолог;

операционная медицинская сестра;

помощник энтомолога;

рентгенолаборант.

4. Средний фармацевтический персонал:

старший фармацевт;

фармацевт.

5. Младший медицинский персонал:

младшая медицинская сестра по уходу за больными;

санитар-водитель;

сестра-хозяйка.

6. Младший фармацевтический персонал:

младший фармацевт;

фасовщик;

санитар (мойщик).

IV. Специалисты с высшим профессиональным образованием

1. Биолог.

2. Зоолог.

3. Инженер по техническим средствам реабилитации инвалидов.

4. Инструктор-методист по лечебной физкультуре.

5. Консультант по профессиональной реабилитации инвалидов.

6. Медицинский психолог.

7. Медицинский физик.

8. Специалист по профессиональной ориентации инвалидов.

9. Специалист по социальной работе.

10. Специалист по физиологии труда.

11. Специалист по эргономике.

12. Судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик).

13. Химик-эксперт учреждений здравоохранения.

14. Эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений.

15. Эмбриолог.

16. Энтомолог.

V. Специалисты со средним профессиональным образованием

1. Инструктор по трудовой терапии.

2. Инструктор производственного обучения рабочих массовых профессий.

3. Социальный работник.

4. Техник по техническим средствам реабилитации инвалидов.

Примечания:

1. Наименования должностей заместителей руководителя учреждения здравоохранения (главного врача, директора, заведующего, начальника, управляющего) дополняются наименованием раздела работы, руководство которой он осуществляет. Например, «заместитель главного врача по медицинской части», «заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом» и др.

2. Наименование должности врача формируется с учетом специальности, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Например, «врач-терапевт».

3. Наименования должностей руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.) дополняются наименованием должности врача, соответствующей профилю структурного подразделения. Например, «заведующий хирургическим отделением — врач-хирург».

4. В специализированном учреждении здравоохранения или при наличии в учреждении здравоохранения соответствующего специализированного подразделения наименование должности «врач приемного отделения» дополняется наименованием должности врача соответствующей специальности. Например, «врач приемного отделения — врач скорой медицинской помощи».

5. Наименования должностей «акушер», «санитар», «фасовщик», замещаемых лицами женского пола, именуются соответственно: «акушерка», «санитарка», «фасовщица»; а наименование должности «медицинская сестра», замещаемой лицами мужского пола, именуется — «медицинский брат (медбрат)».

Advertisement
Advertisement has no influence on content

Медсестра (в мужском варианте: медбрат) - это специалист со средним специальным медицинским образованием, который помогает врачу, оказывает доврачебную медицинскую помощь, выполняет множество задач для нужд лечебного учреждения.

В зависимости от того, за врачом какой специальности закреплена медсестра, она выполняет разные вспомогательные функции: сбор анализов, выполнение инъекционных назначений, капельниц, смена белья, организация лечебного питания, подготовка хирургических инструментов, заполнение медицинских документов.

Медсестра занимается лечебными процедурами, следит за самочувствием больных, осуществляет раздачу лекарственных препаратов, соблюдая их дозировку, назначенную врачом, ведет учет медицинского инвентаря, контролирует сроки технического осмотра медицинской аппаратуры, подает документы на вписку.

Профессия медсестры призвана облегчать работу врачу, освобождать его время для приема пациентов, выполнения профессиональных обязанностей.

Медсестра облегчает работу врачу, освобождает его время для приема пациентов и выполнения профессиональных обязанностей.

Специализации медицинских сестер

Есть много специализаций профессий:

  • Главная медсестра контролирует работу всех медицинских сестер, выполняет заявки на приобретение лекарственных препаратов, перевязочного материала, других средств медицинского назначения, а также составляет график дежурств и отпусков медсестер, следит за материально-техническим оснащением больницы. Она должна иметь диплом о высшем медицинском образовании.
  • Старшая медицинская сестра помогает заведующему отделением, отвечает за порядок в отделении, контролирует подчиненных ей медицинских сестер и санитарок.
  • Младшая медсестра ухаживает за пациентами, выполняет указания старших коллег.
  • Постовая медсестра отвечает за выполнение назначений врача, контролирует прием лекарств, посещение родственников.
  • Палатная медсестра контролирует состояние больных в палатах обычной и интенсивной терапии, отвечает за соблюдение постельного режима, диеты, измеряет артериальное давление, пульс, частоту дыхания.
  • Процедурная медсестра работает в процедурной, делает уколы, капельницы, медицинские манипуляции, назначенные врачом (небулайзер, аспиратор), собирает анализы и передает их в лабораторию.
  • Операционная медсестра помогает хирургу до, во время и после операции: готовит инструменты, ассистирует во время оперативного вмешательства, пересчитывает использованные в ходе операции инструменты и перевязочный материал.
  • Хирургическая медсестра работает в хирургическом отделении, в перевязочной, делает перевязки, снимает швы, ассистирует хирургу при малых операционных вмешательствах (вскрытие фурункула, постановка катетера, дренажа).
  • Лабораторная медсестра принимает биологический материал и выполняет манипуляции по указанию врача.
  • Патронажная медицинская сестра контролирует состояние новорожденного после его выписки из родильного дома, следит за соблюдением графика прививок и осмотров малыша узкими специалистами.
  • Геронтологическая медсестра работает в доме престарелых, в геронтологическом отделении медицинской организации, помогает пожилым людям поддерживать здоровье, выполняет рекомендации врача.
  • Школьная медсестра (или дошкольного детского учреждения) контролирует состояние детей, осуществляет их допуск на занятия после перенесенного заболевания, проводит закаливающие мероприятия, профилактические осмотры, выполняет прививки и медицинские тестирования, назначает карантин при выявлении инфекций, дает отвод от занятия физкультурой или спортивных соревнований по состоянию здоровья.

Также медсёстры есть при профильных отделениях - физиотерапевтических, ЛФК, стоматологических и прочих кабинетах.


Школьная медсестра контролирует состояние детей, проводит профилактические осмотры, выполняет прививки и медицинские тестирования.

Места работы

Трудятся медицинские сёстры в поликлиниках и стационарах, в школах, детских садах, санаториях, домах отдыха, хосписах, роддомах, военных госпиталях, местах заключения и многих других учреждениях.

История профессии

Сестры милосердия ведут свою родословную с ХI века, когда в Европе, на базе монастырей стали появляться первые женские общины, в которых ухаживали за физически страждущими пациентами. В ХIII столетии открылся первый приют, где выхаживали сирот и брошенных детей. Затем сестры милосердия стали помогать раненым, чуть позднее взяли на себя ответственность за больных проказой. Официально рождение первой общины сестер милосердия датируется 1641 годом - тогда создали первую школу, обучающую женщин этой профессии.

На Руси сестры милосердия известны официально с 1863 года, когда военное министерство издало указ о создании сестринского ухода за ранеными на постоянной основе. С 1997 года медицинские сестры в России получили официальный кодекс этических норм общения с пациентами.


Сестры милосердия Омского военного госпиталя во время Первой мировой войны.

Обязанности медицинской сестры

Основные должностные обязанности медицинской сестры таковы:

  • Доврачебная медицинская помощь.
  • Уход за пациентами.
  • Ассистирование врачам, стерилизация инструментов.
  • Забор биологического материала для исследования.
  • Исполнение врачебных назначений.
  • Руководство младшим медперсоналом.
  • Утилизация медицинских отходов.
  • Ведение документации.

Требования к медицинской сестре

Основные требования к медицинской сестре выглядят так:

  • Высшее медицинское или среднее медицинское образование, действующий сертификат по сестринскому делу.
  • Навыки работы с ПК.
  • Исполнительность и вежливость.


В обязанности медсестры входит забор биологического материала для исследования, а также исполнение врачебных назначений.

Как стать медицинской сестрой

Чтобы стать медицинской сестрой, нужно:

  1. Закончить ВУЗ (факультет высшего сестринского образования) или медицинское училище/колледж по специальности «Медицинская сестра».
  2. Получить вместе с дипломом сертификат на право самостоятельной деятельности.
  3. Чтобы иметь право работать медсестрой узкой специализации, необходимо пройти курсы повышения квалификации.

Зарплата медицинской сестры

Разброс доходов велик: медсестра получает от 15 000 до 80 000 рублей в месяц. Наиболее востребована и оплачиваема профессия в крупных городах и на Крайнем Севере (в Ямало-Ненецком округе была найдена вакансия медсестры с заработной платой 80 000 рублей в месяц). Работа медсестры в домашних условиях оплачивается по договоренности.

Средняя зарплата медсестры - около 27 000 рублей в месяц.

Где пройти обучение

Помимо высшего образования на рынке есть ряд краткосрочного обучения длительностью, как правило, от недели до года.

Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) обучает по специализации «Сестринское дело» и выдаёт диплом и сертификат.

Кадровая структура медицинского учреждения в условиях конкурентной среды

Как известно, качество медицинской помощи и ее доступность определяются не только адекватностью организационных форм и состоянием материально-технической базы лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), но и в значительной степени наличием квалифицированных сотрудников, обладающих специализированными знаниями.

Особенно остро кадровый вопрос стоит в условиях конкуренции , характеризующей растущий рынок медицинских услуг в России. Именно поэтому кадровая политика медицинского учреждения на всех этапах должна носить постоянный характер, являясь залогом стабильности, конкурентоспособности и успешного развития.

Вообще, структурно-функциональная модель ЛПУ как субъекта рынка медицинских услуг, а, следовательно, наделенного функцией конкуренции, должна заключать в себе элементы системы, характеризующие эту организацию именно с точки зрения ее конкурентоспособности.

С позиций системности и комплексного подхода конкурентные преимущества медицинских услуг обеспечиваются правовыми, профессиональными, технологическими, рыночными, научными, экономическими, организационными, психологическими и другими аспектами, а также их системным соотношением.

По мнению ряда специалистов, поле привлекательной и умеренной конкуренции на рынке медицинских услуг может быть сформировано при выполнении ряда обязательных условий к некоторым из которых отнесены приведенные в таблице 1.

Признак Условия
Уровень пациента — право свободного выбора врача;
— обеспечение свободного доступа пациентов в медицинские учреждения и во врачебные практики;
— равный гарантированный доступ к выбору поставщиков медицинских услуг;
— защита прав пациентов;
— система медицинского страхования;
— система вневедомственного контроля качества медицинской помощи
Врачебный уровень — лицензирование врачей;
— стандартизация медицинской деятельности;
— право лечебных учреждений и частнопрактикующих врачей зарабатывать и иметь прибыль;
— система фиксированных контрактных гонораров с предварительной оплатой;
— партнерские права медицинского персонала;
— открытый наём медицинских работников;
— принятие профессиональных этических норм
Уровень медицинского учреждения — аккредитация медицинских учреждений;
— повышение качества стратегических управленческих решений;
— свобода приспособления функций, организационной и кадровой структуры ЛПУ к динамичным рынкам медицинских услуг;
— свобода учреждений здравоохранения на самофинансирование и независимую деятельность;
— система непрерывного обучения кадров
Научные, экономические и информационные задачи — научное обоснование моделей конкуренции в сфере производства и потребления медицинских услуг;
— экономические методы управления медицинскими учреждениями;
— свобода коммерческого инвестирования в сектор здравоохранения;
— информационная открытость рынка медицинских услуг
Административно-управленческие и организационные мероприятия — демонополизация предоставления медицинской помощи;
— устранение административного разделения и вертикального интегрирования медицинских учреждений и служб;
— приватизация медицинских учреждений;
— интеграция служб первичной медико-санитарной помощи;
— реализация оптимальных и функциональных решений по реструктуризации учреждений и служб первичной медико-санитарной помощи;
— открытие ранее закрытых (ведомственных) медицинских учреждений для всех граждан
Государственное регулирование — разработка законодательства, создающего условия, гарантии и стимулы для предпринимательства, конкуренции и структурной перестройки системы здравоохранения;
— переориентация новых программ и проектов в области здравоохранения с вертикально координированных учреждений на уровень центров первичной медико-санитарной помощи;
— регулирование конкурентной среды на рынках медицинских услуг;
— система адресных социальных гарантий в получении медицинской помощи отдельными категориями населения

Создание условий формирования конкурентной среды в медицине, становление и развитие конкурентоспособности медицинских услуг и медицинского труда — эффективный инструмент на пути качественного изменения производственных отношений в самой отрасли здравоохранения и, самое главное, абсолютно необходимое условие формирования современных рыночных отношений между пациентом и врачом .

Свобода приспособления организационной и кадровой структуры ЛПУ к динамичным рынкам медицинских услуг является одним из необходимых требований успешного функционирования медицинского учреждения в условиях конкурентной среды. Она является составляющим элементом организации управления кадрами медицинского учреждения, определяющей конкурентный уровень ЛПУ.

Научное обобщение современных эффективных направлений работы с медицинскими кадрами позволяет выделить комплекс мероприятий, которые должны входить как компоненты в систему организации управления кадрами в здравоохранении:

  • общеорганизационные мероприятия, направленные на создание системы управления медицинскими кадрами и обеспечение ее функционирования (создание отделов по управлению персоналом в ЛПУ, разработка перспективных планов по управлению кадровыми ресурсами в ЛПУ, создание эффективной системы подготовки и переподготовки кадров, проведение аттестации рабочих мест, создание локальной компьютерной сети и др.);
  • обучение всех руководящих кадров здравоохранения комплексному системному подходу к решению кадровых вопросов и освоение ими технологии управления кадрами и отдельными разделами этой работы;
  • обеспечение квалифицированного процесса управления кадрами: организация полноценного информационного обеспечения этого процесса по всем разделам работы, систематическое слежение за содержанием программ получения информации по кадрам, принятие квалифицированных решений, планирование и их реализация, применение рациональных форм регулирования системы организации и работы с кадрами, контроль выполнения приказов, планов по кадровым вопросам.

В целом кадровая структура ЛПУ может быть разделена на три группы :

  • административно-управленческий персонал ЛПУ;
  • медицинский персонал ЛПУ;
  • служащие и хозяйственно-обслуживающий персонал.

Вообще, административно-управленческий персонал — это работники аппарата управления, служащие, входящие в администрацию предприятия (фирмы, организации), дирекция предприятий и учреждений.

К административно-управленческому персоналу можно отнести руководителей предприятий (учреждений) и их заместителей, руководителей структурных подразделений, не занятых непосредственно на производстве, главных специалистов и их заместителей, инженеров и других специалистов, занятых в управленческом аппарате.

Главная отличительная черта административно-управленческого персонала медицинского учреждения от других работников — это то, что они не заняты непосредственно медицинской деятельностью, а занимаются ее организацией и руководством ею.

Поскольку нормативно-правового акта, который четко определяет, какие должности в медицинском учреждении следует отнести к административно-управленческому персоналу, не существует, то логично допустить, что это:

  • главный врач, заместители главного врача, не участвующие непосредственно в оказании платных медицинских услуг населению;
  • главный бухгалтер, заместители главного бухгалтера, отдел бухгалтерии;
  • планово-экономический отдел;
  • отдел кадров (служба управления персоналом ЛПУ).

Отнести должности к административно-управленческому персоналу медицинское учреждение может самостоятельно, отразив это, например, в штатном расписании.

Медицинский персонал ЛПУ — это медицинские работники, обслуживающие медицинское учреждение. К медицинскому персоналу ЛПУ относятся высший, средний и младший медицинский персонал.

Высший медицинский персонал – это врачи и другие специалисты с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием.

Средний медицинский персонал – это лица, получившие специальное образование и соответствующую квалификацию в средних медицинских учебных заведениях и допущенные в установленном порядке к медицинской деятельности. К среднему медицинскому персоналу относятся: фельдшера, акушерки, медицинские сестры, санитарные фельдшера, фельдшера-лаборанты, рентген-лаборанты, зубные врачи, зубные техники и др.

Младший медицинский персонал – это санитар, санитарка, сиделка, няня, дезинфектор.

Медицинские кадры являются главной, наиболее значимой частью ресурсов здравоохранения и в конечном итоге обеспечивают результативность и эффективность работы не только отдельных структурных подразделений, но и ЛПУ в целом.

Требования к квалификации медицинского персонала, особенно в учреждениях, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, в настоящее время достаточно высокие из-за уникальности имеющегося оборудования и выполнения оперативных вмешательств высшей категории сложности.

Ключевыми моментами в подборе медицинского персонала являются :

  • уровень образования;
  • уровень профессиональной подготовки;
  • профессиональный опыт;
  • способность к обучению, а также желание повышать профессиональный уровень;
  • устойчивость к стрессовым ситуациям.

Необходимость непрерывного образования медицинского работника обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. По некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4–6%. Это означает, что около 50% профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения.

Состав третьей группы кадровой структуры ЛПУ (служащие и хозяйственно-обслуживающий персонал) зависит не только от профиля медицинского учреждения, но и от «масштабности» учреждения.

Учреждения здравоохранения при разработке и утверждении штатных нормативов должны руководствоваться приказом Минздрава РФ от 09.06.2003 г.

Квалификационные разряды и характеристики должностей в медицинских учреждениях

N 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения».

Именно этим документом определены должности служащих и рабочих медицинского учреждения, которые можно отнести соответственно к административно-управленческому и хозяйственно-обслуживающему персоналу учреждений здравоохранения.


Организационно-кадровая структура учреждения и численность должностей определяется штатным расписанием . Штатное расписание относится к локальным нормативным актам, которые в соответствии со ст. 8 ТК РФ разрабатываются работодателями (в нашем случае это учреждение здравоохранения) в пределах своей компетенции самостоятельно через органы управления организацией.

Штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением) и содержит в себе перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц. Пример организационной структуры многопрофильного ЛПУ представлен на рисунке.

В штатном расписании дома-интерната присутствует только должность уборщицы, в связи с сокращением штатных единиц младшего медицинского персонала. Возможна ли такая ситуация?

Ответ

В соответствии с письмом Минздрава РФ от 25.10.2012 № 16-5/10/2-3238 прочий персонал в учреждениях здравоохранения - это немедицинский персонал, т. е. работники и служащие, не имеющие медицинского образования и выполняющие виды деятельности, не относящиеся к лечебно-диагностическому процессу, в том числе уборщики , дворники и пр.), обеспечивающие деятельность медицинской организации.

В соответствии с Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1183н, сестра-хозяйка и санитарка отнесены к младшему медицинскому персоналу.

В соответствии со ст. 57 ТК РФ трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) является обязательным условием трудового договора.

Изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора (ст. 72 ТК РФ), за исключением случая изменения определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ).

Соответственно, перевести сестру-хозяйкуили санитарку на иную должность (прочий персонал учреждений здравоохранения) можно либо по соглашению сторон, либо проведя организационные мероприятия, связанные с изменением штатного расписания.

Независимо от того, кто выступает инициатором перевода, основанием для издания приказа являются изменения к трудовому договору. Изменения к трудовому договору оформите в виде дополнительного соглашения (ст. 57, 72 и 72.1 ТК РФ). Если инициатором перевода выступает сотрудник, он пишет заявление о переводе. Если администрация организации - нужно получить письменное согласие сотрудника на перевод. На практике чаще всего согласие оформляется следующим образом. Сотрудник пишет на приказе о переводе: «Согласен на перевод». В то же время уведомить сотрудника нужно до издания приказа (ст. 72 и 73 ТК РФ). Унифицированной формы уведомления не предусмотрено, поэтому организация может составить его в произвольной форме. На нем сотрудник должен письменно выразить свое согласие или несогласие на перевод

Должностные обязанности по новой должности должны отличаться от обязанностей, указанных в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н), так как в соответствии со ст. 72.1ТК РФ перевод на другую работу - это изменение трудовой функции.

Простое переименование должности с сохранением прежних должностных обязанностей недопустимо , так как противоречит Единому квалификационному справочнику и Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников (утв. приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1183н).

Кроме того, следует обратить внимание, что у сестры-хозяйки и санитарки должностные обязанности шире, чем, например, у уборщицы помещений, и, если заменить в штатном расписании сестер-хозяек, например, на уборщиц помещений, то часть должностных обязанностей останется не охваченными.

Размер оклада по любой вновь введенной в штатное расписание должности должен устанавливаться в соответствии с системой оплаты труда, принятой в данном учреждении.

Как оформить перевод сотрудника на постоянную работу в пределах одной организации

В Трудовом кодексе РФ предусмотрено два вида переводов на другую работу: временный (ст. 72.2 ТК РФ) и постоянный.

Виды постоянного перевода

При постоянном переводе сотрудник может быть переведен:

  • на новую работу у текущего работодателя;
  • к другому работодателю;
  • в другую местность вместе с работодателем.

Причины перевода на новую работу в той же организации могут быть различными. Например, расширение или сокращение деятельности организации; решение проблем карьерного роста персонала; результаты аттестации, в соответствии с которыми сотрудника повышают или понижают в должности; медицинские показания и т. п. (ст. 72.1, 73, ч. 3 ст. 81 ТК РФ).

Отличие перевода от перемещения

Следует различать перевод на другую работу в пределах одной организации от перемещения. В обоих случаях сотрудник остается работать в пределах той же организации. Однако эти понятия не идентичны. При перемещении сотрудника меняется его рабочее место. При этом условия трудового договора и трудовая функция остаются прежними. То есть сотрудник выполняет ту же работу при смене рабочего места. В этом случае получать согласие на перемещение самого сотрудника не нужно.

При переводе происходит изменение условий трудового договора и трудовой функции сотрудника. Сотрудник считается переведенным на новую должность в той же организации (без изменения местности) при выполнении хотя бы одного из условий:

  • изменение трудовой функции, предусмотренной трудовым договором. При этом место работы может измениться или оставаться прежним;
  • изменение структурного подразделения, в котором работает сотрудник. В случае когда структурное подразделение как место работы было указано в трудовом договоре с сотрудником.

Перевод допускается только с письменного согласия сотрудника. Запрещается переводить сотрудника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Такие правила установлены статьей 72.1 Трудового кодекса РФ и разъяснены в пункте 16 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2.

Ситуация: является ли переводом изменение названия должности сотрудника без изменения трудовой функции

Нет, не является.

Изменение наименования должности без изменения трудовой функции переводом не считается. Такой вывод можно сделать на основании части 1 статьи 72.1 Трудового кодекса РФ.

Кто может быть инициатором перевода

Перевод на постоянную работу в пределах одной организации возможен по инициативе:

  • сотрудника;
  • работодателя.

Такой порядок предусмотрен в статьях 72 и 72.1 Трудового кодекса РФ.

Документальное оформление

Если инициатором перевода выступает сотрудник, он пишет заявление о переводе. Если администрация организации - нужно получить письменное согласие сотрудника на перевод. На практике чаще всего согласие оформляется следующим образом. Сотрудник пишет на приказе о переводе: «Согласен на перевод». В то же время уведомить сотрудника нужно до издания приказа (ст. 72 и 73 ТК РФ). Унифицированной формы уведомления не предусмотрено, поэтому организация может составить его в произвольной форме. На нем сотрудник должен письменно выразить свое согласие или несогласие на перевод. При отказе сотрудника от перевода его можно уволить:

  • по собственному желанию (п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ);
  • по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ);
  • по сокращению численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Если инициатива о переводе исходит от руководителя структурного подразделения, нужно подготовить представление о переводе. В этом документе руководитель подразделения должен дать характеристику профессиональным и деловым качествам сотрудника и обосновать причину перевода. На представлении руководитель организации ставит свою резолюцию.

Независимо от того, кто выступает инициатором перевода, основанием для издания приказа являются изменения к трудовому договору. Изменения к трудовому договору оформите в виде дополнительного соглашения (ст. 57, 72 и 72.1 ТК РФ).

При этом для издания приказа о переводе организации госсектора по собственному выбору могут:

  • использовать унифицированную форму приказа (№ Т-5, № Т-5а), утвержденную постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1;
  • применять самостоятельно разработанную форму.

Обратите внимание, что при переводе сотрудника в пределах одной организации работодатель не может установить ему испытательный срок (ст. 70 ТК РФ).

Запись о переводе в трудовую книжку сотрудника внесите не позднее чем через неделю со дня перевода (п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225).

В завершение процедуры сделайте запись о переводе в личной карточке сотрудника. С ней ознакомьте сотрудника под подпись.

Новости

Появились стандарты для младшего медперсонала

Утверждены профстандарты для двух должностей:

  • младшая медицинская сестра по уходу за больными;
  • санитар.

В частности, установлены требования к образованию таких работников. Санитару достаточно иметь среднее общее образование. Преимущество при трудоустройстве получат те, кто прошел профессиональное обучение по должности «Санитар». А вот у младшей медсестры образование должно быть профильное. Варианты такие:

  • среднее общее образование и профессиональное обучение по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»;
  • среднее профессиональное образование по одной из трех специальностей: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело». При этом специалист должен освоить образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) по должности «Младшая медицинская сестра по уходу за больными».