Как развить стратегическое мышление. Что такое стратегическое мышление и как его развить

В одной и той же ситуации разные люди ведут себя по-разному. Причем если одни с успехом справляются со сложными задачами, то другие постоянно набивают шишки, наступая на одни и те же грабли. Одни строят успешный бизнес чуть ли не на ровном месте, другие же проходят мимо подобной идеи, не считая ее заслуживающей внимания.

Так почему же одни способны увидеть, понять и оценить тенденции и перспективы, а другие нет? Да потому что одни способны мыслить стратегически, а другие нет.

Человек со стратегическим мышлением обладает способностью думать системно, учитывая все факторы и просчитывая вероятности, ведь недаром в переводе с греческого слово «стратегия» означает искусство управления.

Для обыденных рутинных действий, совершаемых нами каждодневно, вполне достаточно и обыденного мышления. Но тому, кто хочет от жизни большего, умение просчитывать последствия как своих, так и чужих действий наперед, просто необходимо.

При отсутствии стратегического мышления невозможно построить успешный бизнес, потому что только с его помощью можно составить долгосрочный план действий, решить, куда вложить капитал, как распределить ресурсы и спрогнозировать конечный результат.

Называя в быту некоторых людей из нашего окружения прозорливыми, дальновидными, обладающими чуйкой, порой расчетливыми, мы не догадываемся, что они, в общем-то, обладают природным умением мыслить стратегически.

В личной жизни неумение видеть последствия своих действий, смотреть наперед приводит к отсутствию мотивации и желания что-либо делать и к внутренней расхлябанности.

Для людей, работающих в команде, ― к отсутствию общей цели, несогласованности и разногласиям. В итоге возникает ситуация, как в басне Крылова «Лебедь, щука и рак», когда каждый тянет воз в свою сторону: «На лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, а только мука».

Отсутствие стратегического мышления у руководителей компании приводит к упущенным возможностям, незапланированным расходам, напрасным тратам ресурсов и утрате конкурентоспособности.

Тем не менее, стратегическое мышление ― не врожденное качество, а значит, ему можно научиться. И самый главный учитель ― это опыт, как личный, так и профессиональный.

Как развить умение мыслить стратегически

1. Учиться предвидеть

Прежде чем предпринять какое-то действие, мы должны мысленно представить себе дальнейшее развитие событий и результат, который в итоге получим. Например, спросить себя: «Чего я хочу добиться и к чему приведут мои действия или слова?».

Готовясь к публичному выступлению, мы можем не только хорошенько продумать текст, но и представить себе вопросы, которые последуют из зала. Во-первых, таким образом мы лучше запомним то, о чем будем говорить. А во-вторых, наши ответы будут более уверенные, ведь мы заранее уже приготовим на них ответы. К тому же любопытно будет потом посмотреть, насколько мы «угадали».

Тренировать стратегическое мышление можно на каждом шагу. Например, мы отправляемся в поездку и собираем вещи, рассматривая ситуацию наперед и предполагая, что нам необходимо взять с собой на случай непогоды, болезни, утери документов или денег.

Конечно, мы не можем учесть все нюансы, ведь в некоторой мере мы зависим и от случая. И наши попытки предвидеть не должны напоминать гадание на кофейной гуще. Мы должны опираться на свой жизненный опыт в жизни или профессии, даже если он невелик. Тем любопытнее будет сравнивать результаты, которые мы получим «до» и «после».

2. Использовать визуализацию

Создание зрительных образов и их мысленное описание поможет нам научиться видеть предметы, события, проекты и пр. в деталях. Например, мы говорим «дерево» и начинаем его себе представлять в деталях: насколько оно старое, высокое, как низко его ветки находятся от земли, какие птицы на нем сидят, глубокие ли у него корни и т. д. Однако человек, мыслящий стратегически, должен видеть не только детали, но и не упускать из виду всю картину― «дерево» в целом.

3. Продумывать запасные варианты

Стараясь предположить ход событий, мы мысленно составляем план, в соответствии с которым будем действовать. Порой кажется, что мы продумали все до мелочей, но ситуация складывается так, что на ум приходят слова: «Человек предполагает, а Бог располагает», или «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Возникают непредвиденные обстоятельства, в которых мы теряемся, поскольку мысленно спланировали иной вариант действий.

Поэтому в качестве тренировки, планируя свои действия, можно предположить несколько вариантов развития событий и «отрепетировать» свои действия в каждом случае. Назовем это запасным планом «Б».

Можно вспомнить какую-нибудь сложную конфликтную ситуацию, произошедшую с нами, когда мы остались недовольны своим поведением, и представить хотя бы три варианта выхода из нее, которые были бы для нас менее болезненные. В дальнейшем, если мы попадем в подобные обстоятельства, то сможем предвидеть результат и легко выбрать для себя оптимальный вариант поведения.

4. Учитывать прошлый опыт ― как свой, так и чужой

Человечество за время своего существования накопило немалый опыт во всех сферах жизни. Поэтому решая какую-то проблему или задачу, в первую очередь стоит подумать, а не занимался ли кто-то до нас чем-то подобным. Основываясь на чужом опыте, мы можем предвидеть ход событий и существенно продвинуться вперед, не изобретая велосипед в ситуации, когда на нем уже давно катаются.

Говорят, что успешных людей от других отличает то, что пока другие думают, успешные совершают и анализируют ошибки. Для них ошибки ― не ошибки, а опыт. После своих действий они задают себе вопросы: почему вышло не так, как задумано; каков будет результат, если пойти другим путем? И таким образом их стратегическое мышление только совершенствуется.

5. Развивать логическое мышление, выходя за рамки привычного

Мы не слишком напрягаемся в обыденной жизни, принимая механические решения и нередко мысля шаблонно, чем и отличаемся от людей неординарных, с развитым стратегическим мышлением.

Например, ход мыслей героя одного известного сериала, который смотрит на булочки, посыпанные кунжутом, следующий: кунжут доставляется в Америку из стран, где в следующем году созревшие цикады уничтожат его урожай. Значит, скупив кунжут по нынешней стоимости, можно будет продать его впоследствии дороже и неплохо заработать. Можно сказать, что этот человек обладает стратегическим мышлением, ведь для большинства остальных это просто булочки.

И, конечно же, чтобы мыслить таким образом, нужна не просто чуйка, а знания и опыт.

Лидтка наблюдал пять “главных признаков стратегического мышления на практике”, которые напоминают компетенции:

    Перспектива систем , относится к способности понять значения стратегических действий. «У стратегического мыслителя есть умственная модель полной непрерывной системы создания стоимости, его или ее роли в пределах него и понимания компетенций, которые оно содержит».

    Намерение сосредоточилось , что означает более решительный и меньше distractible, чем конкуренты на рынке. Приписывая Гамелю и Прэхэлэду с популяризацией понятия, Лидтка описывает стратегическое намерение как «центр, который позволяет людям в организации выстраивать и усиливать свою энергию, сосредотачивать внимание, сопротивляться отвлечению и концентрироваться столько, сколько это берет, чтобы достигнуть цели».

    Взгляды во время означают способность держать прошлое, настоящее и будущее в памяти в то же время, чтобы создать лучшее принятие решения и внедрение скорости. «Стратегию не ведет одно только будущее намерение. Это - промежуток между сегодняшней действительностью и намерением для будущего, которое важно». Планирование сценария - практическое применение для слияния «думающий вовремя» в создание стратегии.

    Гипотеза, которую ведут , гарантируя, что и креативное мышление и критическое мышление включены в создание стратегии. Эта компетентность явно включает научный метод в стратегическое мышление.

    Интеллектуальный оппортунизм , что означает быть отзывчивым к хорошим возможностям. «Дилемма, вовлеченная в использование хорошо ясно сформулированной стратегии направить организационные усилия эффективно и эффективно, должна всегда уравновешиваться относительно рисков теряния из виду альтернативных стратегий, лучше подходящих для меняющихся условий».

Как развивать стратегическое мышление

От того, что понимание ключевой управленческой компетенции «стратегическое мышление» (в т.ч. навык видения конечного результата или стратегическое видение) разное у HR и T&D, самих сотрудников компаний и руководителей, возникает путаница, чему учить, как именно развивать этот навык, как понять, что навык развит хорошо. Специальные книги и тесты по-разному смотрят на эту компетенцию, иногда еще больше запутывают, чем помогают.

Эта статья поможет Вам лучше сориентироваться, что же все-таки такое стратегическое мышление (не путать со стратегическим менеджментом) и как его можно развивать.

Краткая характеристика: Стратегическое мышление - это способность человека прогнозировать результаты и последствия действий (своих и чужих) на много шагов вперед. Эта способность не относится только к бизнес-навыкам, это скорее личностная составляющая, определяющая уровень личностной зрелости человека. В обиходе мы называем это прозорливостью, мудростью, осознанностью, дальновидностью, чуйкой, а иногда расчетливостью (в зависимости от контекста и того, как и для чего человек эту способность использует).

Стратегическое мышление состоит из следующих основных элементов :

Видение (способность предвидеть, как будет развиваться та или иная ситуация, способность ответить на вопрос, к какому результату могут привести различные действия)

Миссия (четкое понимание и принятие своего места в общей системе, в окружении, в т.ч. места компании или команды, причем не формальное, принятое сегодня в бизнесе, а глубинное, на уровне понимания взаимосвязей)

Ценности (осознание базовых приоритетов и принципов, в соответствии с которыми должны приниматься стратегические и тактические решения, способность отличить истинные ценности от лозунгов, смелость следовать ценностям)

Возможности (способность в каждой, даже самой негативной ситуации, находить для себя выгоды и возможности приближения к поставленным целям).

Есть, конечно, и другие элементы, но фокуса внимания только на этих четырех составляющих может быть вполне достаточно, чтобы обеспечить заметный существенный результат в развитии стратегического мышления.

Чем отличается стратегическое мышление (и в первую очередь навык видения) от навыка целеполагания:

Рассмотрим на примере: Человек едет в машине, вдруг авария. Он видит (сформировалось видение), что плохо дело (в процесс полета за обочину, например), но цель его совсем другая - выйти из ситуации целым и невредимым. Исходя из этой цели, появляется новое видение того, какие последствия ждут человека в случае реализации его цели (видение картинки своих действий и результата).

Т.е. видение - это способность предвидеть события или формировать детальный образ желаемой ситуации (события, предмета), прогнозировать последствия на несколько шагов вперед. Ключевое слово - способность. Видение помогает в определении целей, но не тождественно целям. Цель и видение очень связаны друг с другом, целеполагание можно также рассматривать как одну из составляющих стратегического мышления.

Отсутствие развитого стратегического мышления приводит :

- В отношении самого человека : непосредственно сказывается на самомотивации и желании что-то делать, наличии жизненной силы, т.к. наличие четкого видения - один из самых мощных источников личной энергии, внутренней и лидерской. Если нет собственного «вижу и хочу», мозг его заменит на «надо» (т.е. «чужое хочу и вижу»). Недаром последнее время такое распространение получили техники визуализации, трансерфинга, и даже пользующийся сегодня популярностью 7-тысячелетний Цигун опирается во многом на механизмы работы воображения и визуализации (представлять движение энергии и проч.). Это работает и дает много сил, открывает огромный спектр возможностей практикующему человеку.

Кроме того, именно видение конечного результата позволяет осуществлять более целенаправленные действия, затрачивая меньше ресурсов и добиваясь большей эффективности каждому конкретному человеку.

- В отношении команды : без наличия единого видения конечного результата происходит ситуация как в басне «Лебедь, рак и щука», когда каждый тянет ситуацию в свою сторону из-за несогласованности. Единое видение результата минимизирует разногласия внутри команды и является основой для согласованного движения к цели (т.к. только согласования цели не достаточно, на уровне деталей видения картинки всегда отличаются, причем довольно существенно). С другой стороны, если, например, руководитель не осознает все векторы движения каждого члена команды, не может спрогнозировать итоговый результат такого движения, то затраты ресурсов будут увеличиваться в разы, а результат может быть не достигнут.

- Для компании отсутствие четкого видения у руководства грозит существенными затратами и потерями ресурсов, внутренними конфликтами, упущенными возможностями и другими неприятными причинами потери конкурентной позиции на рынке.

Первоначальная задача по развитию стратегического мышления сводится к тому, чтобы каждое действие обучаемого было максимально осмысленно на предмет, к каким последствиям оно может привести в различных перспективах, насколько эти перспективы желанны человеку, какие другие действия можно предпринять, чтобы получать желаемый результат. Одним из критериев развитого навыка является привычка человека самостоятельно задавать себе вопрос: «чего я хочу в результате?» или «к каким результатам приведет это действие?». Кроме того, хорошим уровнем развития этого навыка является наличие четких приоритетов для принятия решений.

В дальнейшем можно развивать навык стратегически мыслить относительно команды и компании. Кто-то начинает с конца, предлагая осваивать технологии прогнозирования развития бизнеса, не касаясь личностной способности. Это тоже возможный вариант. Но в этом случае мы должны понимать, что человек освоит технологию, а не разовьет соответствующую способность у себя в целом («чуйку»). Как только появится нестандартная ситуация, технология даст сбой. А личностная способность останется и будет работать как в обычной жизни, так и в бизнес-ситуации.

Основные техники по развитию навыка:

1.Вопросы, связанные с видением результата действий человека в различной перспективе. Например: «Чего вы хотите в результате этого действия, проекта, этих слов?» «К какому результату приведет ….?» «Что Вы сделали, чтобы убедиться в том, что видение результатов у Вас единое с подчиненным, руководителем?» «Какие ценности Вы транслировали делая то, что вы сейчас делаете, насколько это соответствует вашему видению себя как руководителя?» «Этого ли вы хотели?», «Как это Ваше конкретное действие согласуется со стратегией компании, видите ли Вы связь?» и др..

2. Визуализация и детальное описание видения результата различных действий и проектов (или, например, встреч или других отдельных составляющих деятельности человека).

Упражнение в качестве примера:

Представьте дерево. Представили?

Тогда проверьте себя на наличие четкого видения картинки:

На каком уровне от земли находится первая ветка снизу (метров, см)?

Насколько глубоко уходят корни в землю у этого дерева?

Какие живые организмы окружают это дерево, как они на него влияют и оно на них?

Сколько колец есть на стволе этого дерева (если бы была возможность распилить ствол поперек)?

Если эти вопросы вызвали детальные образы, породили дополнительные картинки, то это сигнал того, что Вы представили дерево достаточно в общем виде, не осознавая деталей (многие в принципе не могут представить дерево - это означает, что затылочная часть мозга функционирует слабо - надо развивать, т.к. она же отвечает за стратегическое мышление).

Настоящее видение результата (или стратегическое видение) - это именно привычка представлять картинку полностью - и в целом и в деталях . На первом этапе развития навыка полезно будет задавать себе подобные вопросы про детализацию видения, осознание этих самых деталей. Потом привычка видеть объемно станет частью Вашего мышления. Аналогичное упражнение можно делать в отношении конкретных бизнес-задач и идей.

Другое интересное упражнение: Вспомните любую сложную, возможно конфликтную ситуацию, в которой вы оказались. А теперь сформулируйте как минимум три варианта своих возможных действий в этой ситуации, чтобы они приближали Вас к достижению Ваших жизненных или профессиональных целей и соответствовали Вашим ценностям (как выйти из этой ситуации не просто безболезненно, а с пользой для себя).

Многие люди, конечно, свои ценности не осознают, подменяя их лозунгами. Да и цели жизненные не у всех есть, но все же, стоит сделать это упражнение, чтобы продиагностировать свою способность замечать возможности, которые дает нам жизнь даже в самых сложных ситуациях. Например, недавно мы работали с развитием лидерства среди молодежи в крупной компании. На соответствующем тренинге мы рассматривали примеры аварий по вине участников - как эту ситуацию можно использовать, чтобы получить продвижение по карьерной лестнице того, кто в этой аварии непосредственно виноват, при этом обязательно следовать своим ценностям (которые мы определили до этого)… Реакция большей части участников тренинга на предложение найти решение для этой задачки - «это же невозможно!», но хорошенько подумав, они находят решение. И удивляются, что это, оказывается, возможно. Достаточно быть внимательными к деталям, видеть картинку ситуации как можно подробнее и помнить о своих ценностях.

Тренируя на таких «офф-лайн» примерах нашу способность замечать возможности, мы со временем научимся принимать стратегические решения уже ситуативно, мгновенно. И не только в отношении простых решений, но и для решений на уровне всей компании.

Не менее важной является навык выявлять причинно-следственные связи различных явлений. Это тоже можно тренировать. Достаточно иногда останавливаться и смотреть на любую ситуацию отстраненно, стараясь выделить первопричины и цепочку последствий каждого решения. Чем длиннее и детальнее удается выстроить цепочку причинно-следственных связей, тем, скорее всего, эффективнее будет принятое в итоге решение.

32. Необходимость применения стратегического менеджмента

Внешняя среда, в которой действуют ныне разнообразные по форме хозяйственные организации, становится качественно иной: постоянно повышается степень ее неопределенности, появляются неучтенные факторы риска. Управление должно быть теперь более приспособленным к рыночной саморегуляции.

Потребность в стратегическом видении особенно сильно проявляется в последнее время, характеризующееся высочайшей динамичностью. Мы являемся свидетелями глубинного изменения общества, меняется система ценностей и приоритетов. Происходят существенные изменения деловой среды, вызванные, прежде всего, процессами глобализации. Кроме того, наблюдается взрывной рост технологий и смещение «вектора бизнеса» в сторону клиента, который в конечном итоге и «голосует» за или против победы конкретной компании.

Проанализируем, какие преимущества дает управленцам (прежде всего высшего звена) знание стратегического менеджмента. Кроме того, что стратегический менеджмент заставляет всерьез задумываться о будущем организации, он позволяет:

Формулировать на рациональной основе возможные стратегии и определять, в какой мере подходит организации та или иная стратегия;

Находить альтернативные пути развития бизнеса, чтобы выбрать оптимальный из них;

Развивать умение ориентироваться в будущем, что приводит к систематическому учету возможных последствий тех или иных решений;

Более эффективно и грамотно размещать ресурсы организации;

Понимать природу и значение неопределенностей и рисков в развитии бизнеса;

Использовать методологию системного подхода в решении организационных проблем и на этой основе развивать более эффективное управление;

Связывать в единый комплекс взаимозависимых элементов процессы коммуникации, координации и контроля в рамках организации как целого;

Стимулировать мотивацию и энтузиазм сотрудников, определять миссию организации и понимание значения достижения организационных целей для индивидуального развития и роста сотрудников;

Преодолевать сопротивление переменам, формировать инновационную организационную культуру.

Стратегический менеджмент развивает широту управленческого мышления руководителей, делает их более полезными для организации. Руководители, имеющие знания и навыки в области стратегического менеджмента, имеют больше шансов добиться быстрого роста по служебной лестнице. А начинающим руководителям стратегический менеджмент позволяет достаточно быстро понять, как работает организация, какова взаимосвязь ее структурных компонентов, какова роль отдельных индивидов в принятии важных организационных решений .

Развитое тактическое мышление – залог успеха практически в любой деятельности. Оно помогает одерживать победы на войне, в спорте и в более повседневных вещах – в обучении и решении бытовых проблем. Сегодня мы больше узнаем о тактическом мышлении и его структуре и рассмотрим упражнения для развития этого полезного навыка.

Немного теории

Тактика – это набор приемов, средств для достижения определенной цели. Наиболее часто ее упоминают в связи с ведением боя (тактика ведения боя), со спортом (тактика соревнования), с игрой (тактика игры).

Тактическое мышление – это быстрое, оперативное и целесообразное протекание мыслительных процессов, направленное на поиск рациональных путей решения задачи и достижение цели. Человек с таким мышлением продумывает все действия на несколько шагов вперед. Это можно сравнить с партией в шахматы, когда игроку для достижения победы необходимо не только продумать свои ходы, но и предугадать ходы противника и адекватно ответить на них. Упрощенная схема результатов тактического мышления будет выглядеть как цепочка логических выводов со структурой «Если…, то…».

Тактическое мышление обладает следующими характеристиками:

  1. Действенность. Данный вид мышления неразрывно связан с практической деятельностью, включен в нее. Ученик будет думать, какое решение математической задачи выбрать, именно в процессе работы над ней.
  2. Импровизационность. В процессе решения задач и на пути к достижению цели могут возникать различные непредвиденные обстоятельства, которые не были учтены и продуманы. Тактическое мышление позволяет быстро сориентироваться в ситуации и принять решение-импровизацию. Например, ребенок продумал свои ответы на вопросы учителя на уроке. Но у него спросили что-то, что он не ожидал. Ученик с развитым тактическим мышлением способен легко отойти от ранее намеченного плана и выдать импровизированный ответ.
  3. Оперативность. Такое мышление всегда быстрое и четкое. Например, школьника вызывают отвечать у доски параграф по истории. За несколько секунд необходимых, чтобы встать из-за парты, ребенок продумывает, что и в какой последовательности он скажет, как ответит на вопросы и т.д.
  4. Вероятность. Заключается в том, что любое предположение не может быть абсолютно точным – всегда остается некоторая доля того, что сделанный посредством тактического мышления вывод неверен. Например, школьник решает задачу по физике. Исходя из условий, ученик уже может предположить, каким будет ответ, но не может быть уверен в этом на 100%.

Таким образом, тактическое мышление является весьма полезным навыком, помогающим ученикам даже в самых обычных ситуациях обучения. Оно включает в себя следующие задачи:

  • Постановка целей. Например, решение конкретной математической задачи, блестящий ответ у доски, победа на школьной олимпиаде и т.д.
  • Анализ собственных возможностей в данный момент времени. Ученику необходимо взвесить свои сильные и слабые стороны.
  • Учет условий. Необходимо проанализировать и принять во внимание все внешние факторы решения задачи/проблемы: где проходит, в какое время, кто находится рядом и пр.
  • Прогноз препятствий и трудностей. Необходимо предположить, какие именно затруднения могут возникнуть и как их разрешить в этом случае.
  • Составление запасного плана. Т.к. тактическое мышление характеризуется вероятностью, школьнику необходимо продумать, как он будет действовать, если его первоначальный план не сработает

На первый взгляд эти задачи кажутся достаточно сложными, особенно для ребенка. Но с помощью интересных игровых упражнений тактическое мышление можно развить у представителя любого возраста и пола.

Разгадай значение каждого символа

Каждый символ равен определенному числу. Пользуясь приведенной ниже таблицей, разгадай значение всех фигур. После каждой строки и столбца указана сумма значений символов.


Воздушные шары

Есть четыре шарика (два черных и два белых) с напечатанными на них номерами. Они расположены так, что цифры на них образуют следующую последовательность: 3, 4, 2, 1. Их поменяли местами. Задача: найди новую последовательность, отвечающую условиям:

  • Цифра, стоящая с краю слева в два раза больше соседней.
  • Нечетные номера находятся рядом друг с другом.
  • Белые шарики находятся рядом друг с другом.

Нестандартный «морской бой»

В сетке 6 на 6 клеток необходимо расположить три крейсера (4 палубы-клетки), три шлюпки (3 палубы-клетки) и три буйка (1 клетка). При этом следует учитывать значения, стоящие напротив строчек и столбцов. В каждом из них не должно быть больше или меньше заполненных клеток, чем указано. Например, в первой строчке приведенной ниже сетки не должно быть заполнено более/менее 5 клеток. При этом между одной и четырьмя заполненными клетками должен быть как минимум один пробел.


Если…, то…

Данное упражнение можно использовать абсолютно в любых ситуациях. Необходимо спровоцировать ребенка на предугадывание результата своих действий и возможного развития событий. Например:

  1. Если ты пойдешь гулять в дождь, то…
  2. Если ты плохо выучишь урок, то…
  3. Если ты выиграешь школьную олимпиаду, то…
  4. Если тебя вызовут к доске, а ты не уверен, то…
  5. Если ты станешь решать задачу таким способом, то…
  6. И т.д.

Кейворды

Кейворд – это разновидность кроссворда, с вписанными в сетке числами, под каждым из которых зашифрована определенная буква. Для подсказки в сетку внесено одно слово, на основе которого идет дальнейшая расшифровка.

Для решения этого кроссворда необходимо продумывать действия на два шага вперед, что является отличной тренировкой тактического мышления.

Импровизация

Можно использовать упражнения на творческую импровизацию и импровизацию решений:

  1. Творческая. Придумай окончание песенки, стихотворения; покажи сценку на тему школьной жизни и др.
  2. Решений. Упражнение включается непосредственно в выполнение какой-либо деятельности, в решение задачи. Например, придумай другой ход решения задачи, так как появилась новая переменная; каким путем ты пойдешь, если две дороги, по которым планировалось идти ранее, перекрыты и пр.

Судоку

Еще одной разновидностью головоломок для развития тактического мышления являются судоку – японский «числовой кроссворд». Он состоит из сетки 9 на 9 (внутри расположены 9 квадратов каждый в 9 клеток), которую необходимо заполнить цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждом столбце и строчке они встречались только один раз.


Составление плана действий

Для развития тактического мышления школьнику необходимо научиться планировать свою деятельность. Для тренировки этого умения можно:

  1. Планировать занятия на день, несколько дней, неделю и т.д.
  2. Продумывать последовательность выполнения любого действия: поход в школу, мытье посуды, решение задачи по химии, ответ у доски и пр.
  3. Составлять масштабные планы, с учетом всех мелочей. Например, план похода, план достижения цели (получение пятерки в четверти, выигрыш на олимпиаде/соревнованиях и т.п.).

Составление плана, особенно масштабного, должно занимать большое количество времени. Рекомендуется делать это поэтапно, постепенно добавляя новые детали и внося коррективы.

Размести шестиугольники

Ниже представлено несколько шестиугольников и поле, куда их необходимо вставить. Разместить фигуры нужно таким образом, чтобы в местах их соприкосновения (жирные линии) совпадали числа в треугольниках. Переворачивать шестиугольники нельзя.

Ориентирование на местности, чтение карты

Упражнение может выполняться в реальных или виртуальных условиях (компьютерные игры). Здесь ребенку необходимо:

  • Поставить цель. Например, выбраться из леса, найти речку, выбрать наиболее короткий маршрут и т.д.
  • Заранее хорошо ознакомиться с картой местности. В случае необходимости помогите ученику расшифровать какие-то знаки, определить его местоположение и пр.
  • Соотнести данные карты с тем, что он видит в реальности. Например, количество деревьев на карте и на поляне.
  • Выбрать маршрут. Определяется в зависимости от поставленной цели.
  • Достичь цели, внося коррективы при необходимости. В процессе прохождения маршрута могут возникать различные препятствия, в результате которых первоначальный план может изменяться. Можно заранее попросить школьника продумать эти трудности и пути их решения или оставить это на потом для тренировки быстроты и импровизационности тактического мышления.

«Алфавитное» путешествие

В расположенные ниже овалы необходимо вписать буквы от А до Л (включительно). Чтобы сетка была заполнена верно, нужно соблюдать условия:

  • Буква Д находится восточнее, чем буква Г.
  • Ж расположена строго (любое место на той же горизонтали/вертикали) севернее Д и западнее В.
  • А стоит рядом с К.
  • К находится строго севернее А.
  • Б расположена строго на запад от буквы А.
  • З севернее, чем Е и В.
  • И находится рядом с З, строго в северном направлении.
  • Л стоит строго западнее Е и строго севернее Г.

Шахматы

Пожалуй, это одно из самых трудных, но действенных упражнений. Если ребенок не умеет играть в шахматы, то рекомендуется начать с основ: объяснить правила, показать возможные ходы.

Когда ученик уже может самостоятельно вести партию, необходимо помочь ему с тактикой игры: спрашивайте его о значении каждого хода и его возможных последствиях.

В выпуске использованы картинки из книги Филлипс Ч. «Логика + тактическое мышление».

Стратегическое мышление - это ментальный процесс, применяемый человеком в контексте достижения успеха в игре или других начинаниях. Результатом этой деятельности являются мысли о том, как вести себя в настоящем, чтобы получить что-то в будущем.

1. Размышляйте

Этот совет уже присутствовал в тексте. Но он настолько важен, что мы оформим его в отдельный пункт.

Стратеги создают связи между идеями, планами и людьми, которые другие не видят. Но как вы можете создать эти связи, если вы никогда не даете своему уму возможность увидеть их?

Другими словами, подсказка о том, как мыслить стратегически, является первым словом в самой фразу: «мыслить». И это означает принять на себя обязательство замедлить работу и позволить вашему разуму развернуться в другую сторону.

Простой способ сделать это: запланировать время на размышления. Лучший инструмент: бумага и ручка. Время дня: утро или вечер.

2. Расширяйте свой кругозор

Невозможно стать стратегом, если вы не будете интересоваться миром и происходящими в нем событиями. Но и этого мало: нужно понимать человеческую психологию, изучать работу мозга, читать научные книги и многое другое.

Стратегическое мышление и любопытство идут рука об руку. В конце концов, чем больше идей и опыта у нас есть, тем больше материала есть для установления связей.

Приобретать опыт можно не только из книг: отправьтесь в небольшое путешествие, знакомьтесь с новыми людьми, изучайте природу. Также посещайте семинары и конференции на самые разные темы. Обновляйтесь постоянно.

3. Принимайте решения

Стратегия - это не только мысль; это также выполнение задачи. Поэтому, как только вы начнете создавать идеи и устанавливать связи между ними, вам придется приступить к принятию решений о том, что делать дальше. А так как всегда существует ограничение во времени, деньгах и ресурсах, нужно научиться расставлять приоритеты.

Когда мы мыслим стратегически, то принимаем непопулярные, тяжелые решение. Чтобы оптимизировать прибыль придется кого-то уволить, закрыть какую-то продуктовую линейку. Или что еще сложнее: тратить меньше времени на семью, чтобы достичь успеха в бизнесе. Или наоборот.

Худшее, что может быть в этой ситуации - не суметь принять четкое решение и выбрать не тот путь.

4. Отдаляйтесь и приближайтесь

Мы часто не видим леса за парой деревьев. Поэтому необходим баланс: нужно смещать фокус внимания то на детали, то на общую картину.

Свои преимущества и недостатки есть у обоих подходов. Когда мы смотрим на ситуацию в общем, то можем упустить важнейшие детали, не заметить нюансы. Если же чрезмерно вдаемся в детали, можем пойти не в ту сторону, заниматься совершенно не тем, чем планировали изначально.

Знать, когда приближаться, а когда отдаляться - это тонкое мастерство, которое можно воспитать лишь с опытом. Сейчас же важно знать, что есть два уровня масштаба в любой ситуации.

5. Задавайте вопросы

Мы уже говорили о важности вопросов. Они помогают навести резкость, выяснить причины, заметить следствия, сосредоточиться на важном.

Задавайте себе подобные вопросы:

  • Что в моей стратегии работает, а что - нет?
  • Что меняется в мире? В каких областях?
  • Что нужно людям?
  • Что нужно мне?
  • Откуда я знаю, что не заблуждаюсь?
  • В каких областях мне нужно улучшаться?
  • Какие книги стоит прочитать?
  • Каковы слабые стороны моей стратегии?
  • Как их можно превратить в преимущества?
  • Что может пойти не так?
  • Рациональна ли эта идея?
  • Могу ли я доверять этому источнику?

Поиск ответов имеет значение. Он включает мозг на полную мощность и заставляет его искать ответы. Важно не останавливаться и подбрасывать своему разуму все новые и новые вопросы.

6. Поставьте себя на место другого человека

Стратегия, которую вы создали, безусловно опирается и на других людей. А значит, если вы неправильно понимаете особенности человеческой натуры, то можете наделать массу ошибок.

Вы можете думать, что создали сплоченную команду профессионалов, которая создаст новый продукт за следующие шесть месяцев. Но этого мало, важно еще ежедневно уметь вызывать у них энтузиазм и мотивацию, искать правильные стимулы, мудро направлять работу.

Научитесь разрешать конфликты, потому что без этого вся ваша стратегия может стоить не больше, чем бумага, на которой она напечатана. Это невероятно важно именно в бизнесе.

7. Осознайте свои собственные предубеждения

Чтобы стать стратегом, нужно постоянно подвергать сомнению свои мысли. Признание того, что идеи могут быть ошибочными, не влияет на ваш собственный авторитет, а, скорее, наоборот. Вы открыты для проверки фактов и своего мышления, что только позволяет разуму развиваться.

Задайте себе следующие вопросы:

  • Каковы нынешние обстоятельства?
  • Является ли моя точка зрения верной? В чем ее изъяны?
  • Что влияет на мое мышление?
  • Какой прошлый опыт привел меня к этой точке зрения?

8. Научитесь понимать последствия

Каждый выбор имеет последствия. После того, как создадите несколько версий реализации своей стратегии, подумайте о последствиях каждого варианта. Этот шаг важен для принятия окончательного решения; с практикой станет легче.

Четкое определение эффектов различных сценариев важно для принятия окончательного решения. Задайте эти вопросы, чтобы оценить, какой результат будет лучше всего соответствовать вашему видению:

  • Каковы «за и против» каждого варианта?
  • Что каждый из них подразумевает?
  • Какая стратегия поможет реализовать цели лучше всего?
  • Есть ли в этом варианте шанс реализовать долгосрочные возможности?

Книги

Развитие стратегического мышления во многом зависит от количества усвоенной информации и умения использовать стратегические методы. Это база, на которой растут наши знания и опыт. Следующие книги пополнят эту базу.

  • «48 законов власти» Роберт Грин.

Сценарное мышление по сути своей является стратегическим в том смысле, что оно имеет дело с перспективой. Поэтому все, что раньше говорилось о принципах сценарного мышления, применимо и к стратегическому мышлению. Однако переход от сценариев, то есть от представления будущей деловой среды, к стратегиям требует чего-то большего. И это нечто имеет отношение к процессам, происходящим в организации, и ее связям с внешним миром.

Список принципов стратегического мышления весьма обширен. В связи с этим мы решили сократить его до минимума, включив туда те из них, которые наиболее важны для стратегии с точки зрения сценарного планирования. Таким образом, возникло «волшебное число семь» — священнейшее из всех священных чисел (семь дней недели, семь смертных грехов, семь нот, семь чудес света, семь основных цветов и т. д.).

ПРИНЦИП 1. МЫСЛИТЕ ПАРАДОКСАМИ

Мир полон парадоксов и всегда был таким. В мире бизнеса их тоже немало. Стратегический менеджмент — это прежде всего искусство управления парадоксами: ростом и доходностью; инновациями и эффективностью.

Одно из самых больших заблуждений среди менеджеров — нежелание признавать существование парадоксов или, по крайней мере, недооценка необходимости управления ими. Профессор Генри Минцберг недавно указал на эту ошибку в статье, посвященной искусству и развитию стратегического менеджмента. Он заметил, что менеджеры и консультанты склонны фокусировать внимание на каком-то одном аспекте стратегического менеджмента, пренебрегая всеми остальными.

    Консультанты похожи на охотников на крупную дичь, выезжающих на сафари ради бивней и других охотничьих трофеев, тогда как теоретики предпочитают фотосафари, оставаясь на безопасном расстоянии от животных, за которыми они якобы наблюдают. Менеджеры выбирают одно узкое направление или другое: славу планирования или чудеса обучения, требования внешнего анализа конкурентов или императивы взгляда изнутри, основанного на наличии ресурсов. Многие из этих работ и советов были абсолютно бесполезны по той простой причине, что менеджерам не остается ничего другого, как иметь дело с проблемами во всем их объеме.

    Минцберг и Лэмпел (1999: 21)

На протяжении всей нашей книги мы неоднократно указывали на необходимость подходов «и... и». Позвольте вкратце напомнить наиболее важные из них в контексте сценарного планирования. Мы еще раз вернемся к ним позже.

Прошлое и будущее. Хорошие стратегии должны корнями уходить в историю организации, ее традиции, компетенции и культуру. В то же время они должны быть составлены так, чтобы успешно справляться с их реализацией, бросать вызовы будущему и быть достаточно перспективными, чтобы генерировать в людях необходимую энергию.

Постоянство и изменение. Хорошие стратегии даже во времена потрясений должны содержать элементы постоянства в сочетании с достаточным числом элементов изменения, позволяющих организации предпринимать необходимые действия.

Структура и гибкость. Организационная структура должна быть достаточно свободной, чтобы дать событиям возможность произойти, и достаточно жесткой, чтобы вызывать определенные события.

Принципы и нарушение правил. Для достижения необходимой стабильности следует разработать некоторые неоспоримые принципы коммуникации, ключевые стратегии, организационную структуру и т. д. В то же время для создания культуры мышления и действия нужно поощрять поведение, нарушающее принятые правила.

Вариативность (разнообразие) и простота. Чтобы справиться с проблемами сложного современного мира, вы должны иметь обширный арсенал. В то же время чтобы добиться качества, необходимо сосредоточиться на нескольких конкретных факторах, строить стратегию на нескольких четко сформулированных принципах.

Эксперимент и концентрация. В раплексных условиях приходится экспериментировать и искать собственный путь в будущее. Но для того чтобы получить импульс движения, надо сконцентрировать усилия на нескольких тщательно выбранных областях.

ПРИНЦИП 2. МЫСЛИТЕ КАТЕГОРИЯМИ ВИДЕНИЯ

В каждой отрасли и в периоды бума, и в периоды кризисов есть быстро растущие компании, отличающиеся от обычных организаций тем, что имеют иные контрольные точки. В то время как подобные «акселераты» считают нормальным ежегодный темп роста 25%, для других отличным показателем служат 5-10%. Быстро растущие компании рассчитывают на более высокие темпы роста.

На протяжении всей истории человечества видение возникало в разных формах и под разными названиями. Практически во всех социальных науках видение, называемое своими терминами, считается свойством, присущим людям, организациям и обществам. С точки зрения современной спортивной психологии, мы все знаем о последствиях неправильного мышления. Победителей от обычных спортсменов отличает не столько мышечная сила, сколько ум. Когда Анника Сёренстам установила новый стандарт в женском гольфе, он основывался на новом мышлении, новых контрольных точках. «Зачем обязательно делать четыре удара в четырехпаровую лунку, когда можно обойтись тремя?» — подумала она и сделала это.

По мнению исследователей стратегии Фигенбаума, Харта и Шенделя (1996), то, что применимо к отдельным личностям, годится и для организаций. Как отдельные индивиды, предприятие нуждается в постоянно изменяющихся точках отсчета — тогда оно не отстанет от развивающейся бизнес-среды.

В таблице 5.1 представлены выводы этих ученых, основанные на анализе литературных данных. Вкратце скажем: исследователи обнаружили, что поведение организаций меняется, когда те переступают через свои контрольные точки, иными словами, когда они выходят за пределы своих целей или видения. Ниже контрольной точки предприятие напористо движется вперед; выше нее оно ведет себя как защитник прошлых успехов. Таким образом, мы должны мыслить категориями видения и постоянно корректировать действующее видение — не только как отдельные личности, но и как организации.

Таблица 5.1. Стратегический выбор стиля поведения по данным Фигенбаума c соавт.

Выше контрольной точки Ниже контрольной точки
Восприятие новых проблем Угроза
Главенствующее положение
Потенциальный ущерб
Негативное
Возможность
Взгляд снизу верх
Потенциальная выгода
Позитивное
Организационные процессы Ограниченные
Жесткие
Открытые
Гибкие
Сущность реакции или поведения Несклонность к риску
Консервативность
Оборонительная позиция
Принятие рисков
Бесстрашие Агрессивность

В истории можно найти много примеров того, как великолепные организации и отдельные личности, ориентированные на осуществление видения, действующие за пределами своих контрольных точек, стали посредственностями и неудачниками. Вы можете оказаться среди них, если не будете корректировать контрольные точки.

ПРИНЦИП 3. МЫСЛИТЕ НЕСТАНДАРТНО

В главе 1 мы пришли к выводу, что главной проблемой, с которой сталкиваются сегодня лидеры предпринимательства, является создание устойчивых, не поддающихся копированию бизнес-концепций и стратегий с учетом необходимости проявлять реактивность. Мы также сделали вывод о том, что совместная джазовая импровизация («джэм») является великолепной метафорой, чтобы показать, какое поведение необходимо организации для достижения этой цели.

«Джэм» основан на нескольких главных принципах: равномерном ритме, импровизации и прагматизме. Нестандартное мышление означает умение отделять то, что можно контролировать, от того, что не поддается контролю, то есть делать акцент на гибкость, необходимую для будущего успеха, и стабильность, обеспечивающую надежность основы организации. Например, обычно гораздо важнее контролировать язык, ценности и способы коммуникации, то есть культуру, чем регулировать действия отдельных сотрудников.

Применительно к организациям «джэм» означает «разрезание на лоскуты», то есть деление организации на логически внутренне непротиворечивые части, контроль языка и правил общения между ними и в результате возможность (способность) организации действовать (играть).

Что касается стратегических действий, «совместная джазовая импровизация» — это правильное понимание общей ситуации, психологическая готовность к действиям и сама деятельность в стиле импровизации с учетом складывающихся обстоятельств.

«Джэм» также может служить руководящим принципом для рабочих и проектных групп. Во время подобных процессов необходимо определить правила, выбрать мелодию, решить, кто задает ритм (выполняет роль басиста) и т. д.

ПРИНЦИП 4. МЫСЛИТЕ В СООТВЕТСТВИИ СО ВРЕМЕНЕМ

Мышление в соответствии со временем связано с нетрадиционным, импровизационным мышлением. Подход «джэма» в значительной степени основан на времени, которое становится все более важным стратегическим фактором. Международные компании, занимающиеся выпуском товаров широкого потребления, такие как Nokia, часто получают единственный шанс выпустить на рынок новый продукт. Если кампания окажется неудачной, другого шанса уже не будет — жизненный цикл продукта слишком короток. Таким образом, расчет времени стал критическим критерием.

Однако мышление в соответствии со временем касается не только расчета сроков, но и темпов организации. Компании вроде Nokia и Intel используют время как стратегическое оружие. В своей книге 1997 года «Competing on the Edge» («Конкуренция на грани: стратегия как организованный хаос») Шона Браун и Кетлин Ейзенхардт заметили, что Intel контролирует свой рынок с помощью 18-месячных циклов. Предлагая новые поколения чипсов каждые 18 месяцев, она установила темп развития всей отрасли. Другие компании, например ЗМ, используют темп как организационный принцип, мотивирующий к инновациям. Так, требуя, чтобы определенный процент продаж в каждой бизнес-единице составляли продукты, запущенные в производство не больше трех лет назад, корпоративное руководство стимулирует инновации на всех уровнях.

Чтобы использовать скорость как стратегическое оружие, компания должна добиться доставки в срок. Предприятия с внутренне структурированными процессами, успевающие все делать вовремя, обычно действуют гораздо успешнее, чем те, кто постоянно превышает установленные сроки22.

Четвертый ключевой аспект времени — это скорость, и прежде всего скорость внедрения инноваций. Об инновациях и инновационных процессах написаны тонны литературы. Применительно к продуктам и рынкам инновации можно рассматривать как процесс, сочетающий систематическую перестройку и спонтанное обновление. Биологической параллелью этих двух видов деятельности являются рекомбинация ДНК и мутация. Мутация — это спонтанный или вынужденный процесс, ведущий к перекодировке генетического материала. Рекомбинация, в результате которой появляется гибридная ДНК, означает, что к существующему набору генов намеренно добавляется новый генетический материал. С помощью приемов создания гибридной ДНК (генной инженерии) процесс генетического обновления был значительно ускорен, и то, что некогда представлялось невозможным, сейчас превращается в стандартную процедуру. Когда на существующие продукты, рынки и бизнес-концепции смотрят глазами инженера-генетика, появляется возможность усовершенствовать существующие инновационные процессы с точки зрения скорости и точности.

ПРИНЦИП 5. МЫСЛИТЕ РЕСУРСАМИ

В 1990-е годы подход, основанный на всевозможных исследованиях, во многих случаях стал доминирующим и в стратегии. Мышление категориями ресурсов, навыков и трудно воспроизводимых ключевых компетенций стало стандартом в большинстве организаций.

Как мы упоминали в главе 3, ресурсное мышление — фундаментальная основа для стратегии, поскольку каждая стратегия должна соответствовать имеющимся ресурсам. Однако мышление ресурсами — это не только рассуждения о том, что «мы имеем» и что «нам нужно». Оно требует инерционности и эффективности.

По мере роста и взросления организаций в них вырабатываются определенный стиль поведения, навыки и традиции в ответ на возникающие трудности. Они собирают и объединяют материальные и нематериальные ресурсы в расчете на определенное время и место. С течением времени организация сталкивается с проблемами, и в ряде случаев сильные стороны превращаются в недостатки, препятствия на пути вперед. Реальные ресурсы трансформируются в инерцию организации, мертвые идеи, неработающий материал или контрпродуктивное поведение. Ресурсное мышление требует, чтобы мы учитывали и подобные «негативные» ресурсы. Иногда, хотя и не всегда, инерцию удается преобразовать в актуальные сильные стороны. Порой старая политика оказывается недостаточно хорошей и нуждается в смене.

Недостаток ресурсов можно компенсировать за счет искусства мыслить и действовать. Существует ряд приемов, позволяющих максимально использовать ресурсы, например, концентрация — пространственная или в смысле целенаправленности. Пространственная концентрация означает, что рассеянные ресурсы собирают в одном месте. Часто такая стратегия оказывается эффективной, особенно когда вопрос стоит о большей отдаче от отделов исследований и разработок или работников умственного труда. Еще одна стратегия, почти всегда успешная, — концентрация ресурсов для определенных целей.

Накопление ресурсов — еще одна стратегия, и она требует, чтобы знания и стили поведения были приведены в систему и «сохранены». Ресурсы можно увеличить за счет заимствования сильных сторон у других: компаний-партнеров, поставщиков или потребителей. Дополнение ресурсов — еще одна стратегия максимального их использования, суть которой заключается в том, что вы просто добавляете то, чего недостает, следуя правилу синергии, согласно которому 1 + 1 > 2. Перераспределение ресурсов также часто используется, но, к сожалению, не всегда умело. Сохранение и восстановление ресурсов — примеры стратегии максимального их использования.

ПРИНЦИП 6. МЫСЛИТЕ ЖИЗНЕННЫМИ ЦИКЛАМИ

Базовые технологии, так же как продукты, рынки и даже организации, следуют определенной модели, которую можно охарактеризовать термином «жизненный цикл». Ранее мы уже говорили, что сценарное планирование особенно полезно в периоды нестабильности, отличающиеся появлением новых технологий и бизнес-концепций.

Концепция жизненных циклов применима к ряду ситуаций и является ключевой для осмысления всех проблем, стоящих перед организациями. На несформировавшихся рынках (как и в незрелых организациях) лидеры должны обеспечивать стабильность, предпринимая стратегические шаги, заставляющие последователей действовать в едином направлении. Аналогично, менеджеры должны создавать структуру, способную функционировать, как позвоночник растущего организма. Во времена стабильного роста трудности связаны с использованием растущего потенциала, а в периоды зрелой стагнации главные рыночные проблемы — эффективность затрат и спокойный выход с рынка. Однако обычно с точки зрения предприятия сложности выглядят гораздо значительнее. В этот момент люди и организации должны приготовиться к гигантскому скачку на следующий этап. Старые парадигмы будут перепрограммированы, а старые привычки изменены.

Кривые роста или графики жизненных циклов можно использовать и как инструмент оценки. Проецируйте на кривую свои проекты, продукты, технологии или новые идеи, чтобы выяснить, на какой ступени развития какие из них находятся и что с ними делать. У каких продуктов будущее позади, а у каких впереди? Такой анализ, разумеется, не даст вам исчерпывающего ответа, однако поставит на место еще один кусочек головоломки.

ПРИНЦИП 7. МЫСЛИТЕ ЭКСПЕРИМЕНТАМИ И ПАРИ

Вообразите затянутый дымкой горный пейзаж. Вы ведете свои войска вперед и вверх, не зная точно, где находитесь. Ваша задача — забраться на самую высокую вершину, но вы даже не знаете, на той ли горе находитесь. Что же делать? Единственный способ справиться с ситуацией — выслать разведчиков в разных направлениях, надеясь, что кто-нибудь из них найдет нужный вам пик.

Компании на несформировавшихся рынках сталкиваются с чем-то подобным такой альпинистской задаче. Данный пример иллюстрирует то, с чем главным образом связано будущее. Чем выше скорость и неопределенность, тем туманнее и гористее становится пейзаж.

Ведение разведки похоже на попытки исследовать будущее. Применительно к развитию продукта или рынка разведку можно описать как экспериментирование с сокращением затрат. Полководец делает ставку на разные направления и высылает разведчиков, надеясь, что кто-нибудь из них каким-либо образом вернется. Однако хороший генерал не будет рисковать всей армией.

Если применить этот образ к бизнес-стратегиям, лидер обращается с будущим, как с портфелем возможностей, проектов или экспериментальных программ. Руководители делают ставку на разные сценарии или даже на разные концепции, но, повторяем, делается это, не подвергая опасности ключевые элементы. С помощью данной отчасти консервативной стратегии распределения рисков они могут медленно нащупывать свой путь в будущее. Каждый раз, находя многообещающий путь, лидеры могут поднимать ставки. Вот что означает мышление экспериментами и пари.