Оптимизация логистических процессов на предприятии ОАО 'БНС Груп'. Курсовая работа: Логистическая оптимизация деятельности предприятия на примере ООО Совлит Что такое оптимизация в логистике

Критерий оптимальности процессов

логистики

Выбор схем и форм товародвижения

Критерий оптимальности процессов логистики. Критерием оптимальности логистических процессов выступает прибыль предприятия. прибыль дает количественную оценку деятельности предприятия. но на уровень прибыли влияют и другие факторы производственной, хозяйственной, финансовой деятельности предприятия и выделить вклад логистики в общую сумму прибыли весьма затруднительно. Поэтому, в качестве критерия оптимальности возможно применение показателя минимума приведенных совокупных затрат:

С П + С ОБ  min,

где С П – издержки производства; С ОБ – издержки обращения.

Эффективность товародвижения, организуемого по соответствующему каналу, может быть определена по формуле:

где R – норма прибыли процесса товародвижения; S – торговая выручка предприятия; C ТД – издержки товародвижения.

Возможными направлениями деятельности для обеспечения высокой эффективности товародвижения следует считать:

    интеграцию складирования, транспортировки и системы создания запасов в единый механизм;

    экономическое обеспечение снабжения, производства и сбыта;

    определение наиболее экономичных размеров отгрузок;

    выбор способов перевозок и видов транспорта;

    выработку оптимальных схем складирования и тактики восполнения запасов.

При оптимизации процессов товародвижения необходимо учитывать ряд проблем комплексного характера к выдвижению и решению следующих вопросов:

Выбор схем и форм товародвижения. При выборе схем и форм товародвижения целью такого выбора является определение наилучшей (оптимальной) комбинации издержек, при которой их общая величина будет наименьшей даже в условиях, когда один из важнейших компонентов (транспортные расходы) будет находится на относительно высоком уровне.

Так, в ряде случаев, несмотря на более высокую стоимость авиационных перевозок по сравнению с платой за пользование другими видами транспорта, воздушные перевозки обеспечивают более низкие общие издержки товародвижения и позволяют значительно быстрее доставить груз к месту назначения.

При решении конкретных задач оптимизации устанавливаются конкретные цели – максимизация прибыли, минимизация логистических затрат, поддержание уровня обслуживания, обеспечение сроков поставок и т.д.

Выбор вида транспорта. При выборе видов транспорта может быть использован метод определения рационального радиуса перевозок грузов от изготовителя к потребителю продукции. В этом случае для альтернативных видов транспорта (например, железнодорожного и автомобильного) определяются затраты на доставку груза, которые зависят от вида груза, деятельности и схемы перевозки, величины груза и транспортных тарифов. Выполненные расчеты показывают, что предельные расстояния автомобильных перевозок, при которых они эффективней по сравнению с железнодорожными составляют:

при повагонных отправках – от 25-40 до 75-120 км;

при контейнерных отправках – от 20-50 до 80-130 км;

при мелких отправках – от 30-110 до 80-180 км.

Выбор складской или транзитной формы снабжения. Такой выбор можно осуществить, выполнив расчеты с помощью следующего выражения:

З ОС + З ЗС + З ТС + З СТС + З КС + З ПЗС + З ДС + З СС + З ПС  З ОТ + З ЗТ + З ТТ + З СТТ + З КТ + З ПЗТ + З ДТ + З СТ + З ПТ,

где З ОС – потери от залеживания товаров в запасе на складе и в пути;

З ЗС – издержки содержания запасов на складе предприятия;

З ТС – суммарные затраты на транспортировку,

З СТС – расходы на погрузку и выгрузку,

З КС – комиссионные вознаграждение торгово-посредническим, транспортным и брокерским компаниям,

З НЗС - потери от невыполнения заказов,

З ДС – затраты на оформление документации,

З СС – затраты на страхование,

З ПС – убытки от порчи и потерь товаров в пути,

З ОТ – потери от залеживания товара в запасе,

З ЗТ – издержки содержания запасов на складе предприятия и покупателей,

З ТТ – затраты на транспортировку,

З СТТ – затраты на погрузку и выгрузку,

З КТ – комиссионные вознаграждения посредникам,

З НЗТ - потери от невыполнения заказов из-за невозможности обеспечить требуемые сроки поставки,

З ДТ – затраты на оформление документации,

З СТ – затраты на страхование,

З ПТ – убытки от порчи и потерь товаров в пути.

В приведенном выражении левая часть формулы отражает общие затраты при складской форме товародвижения, а правая – при транзитной. Складская форма будет предпочтительней, если общие затраты транзитной формы будут больше или равны затратам, складывающимся при складской форме.

Определим количество складов, необходимых для поддержания удельных издержек товародвижения на самом низком уровне.

Важное значение для оптимизации процессов товародвижения имеет использование взаимосвязи между транспортными расходами и издержками содержания товарных запасов, возникающих при перемещении товаров (см. рис.).

Рис. . Соотношение между удельными затратами

товародвижения и количеством складов:А – постоянные складские издержки;

Б – переменные складские издержки; В – издержки транспортировки

с предприятия на склад; Г – издержки транспортировки со склада

покупателям; Д – проценты на капитал, вложенный в товарные запасы;

Е – общие издержки товародвижения; Х – оптимальное количество складов

Как видно из схемы, приведенной на рис. , по мере увеличения количества складов кривые двух видов транспортных издержек (Г и В) движутся в противоположных направлениях, поскольку в одном случае транспортные расходы возрастают, в другом – сокращается, что объясняется созданием складов, расположенных в территориальной близости от покупателя. Определенная зависимость складывается между расходами на транспортировку и издержками содержания запасов. Так, применение авиаперевозок вместо морских увеличивает расходы на транспортировку грузов, но при этом сокращаются размеры необходимых запасов и соответственного затраты на их содержание.

Вопросы для контроля знаний

    Состав затрат, связанных с организацией материальных потоков

    Способы определения затрат

    Критерии оптимальности логистических процессов

УДК 658.78

ОПТИМИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СКЛАДСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Л. А. Кобелева, Л. К. Зайдуллина

Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева - КАИ Российская Федерация, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. К. Маркса, 10

E-mail: [email protected]

Ставится задача по оптимизации логистических процессов в складском хозяйстве. В результате работы выявлены три этапа, главным достоинством которых является максимальное сокращение расходов и максимальное увеличение прибыли. Показано, что данные предложения играют большую роль в логистических процессах, ведение бизнеса и относится к ракетно-космической динамике, так как склад неотъемлемая часть изготовления ракетно-космической техники.

Ключевые слова: оптимизация логистических процессов, ABC-анализ, XYZ-анализ, идентификация поступающей продукции, реорганизация склада.

OPTIMIZATION OF LOGISTIC PROCESSES IN WAREHOUSE ECONOMY

L. A. Kobeleva, L. K. Zaydullina

Kazan National Research Technical University of A. N. Tupoleva - KAI 10, K. Marx Str., Kazan, 420111, Republic of Tatarstan, Russian Federation E-mail: [email protected]

In article the task of optimization of logistic processes in warehouse economy is set. As a result of work three stages by the main dignity of whom are revealed the maximum cut in expenditure and the maximum increase in profit is. It is shown that these offers play a large role in logistic processes, business also belongs to is rocket - space dynamics as a warehouse an integral part of production it is rocket - the space equipment.

Keywords: optimization of logistic processes, ABC the analysis, XYZ the analysis, identification of the arriving production, reorganization of a warehouse.

Логистика - это процесс планирования, контроля и обеспечения эффективного и постоянного поступления товаров и услуг для удовлетворения потребительских запросов.

С каждым днем законы бизнеса требуют максимального сокращения расходов и конечно же максимального увеличения прибыли. Если вы занимаетесь поставкой товаров или услуг, то вы непосредственно связаны с приобретением сырья и товаров, а также с их обработкой и доставкой. Для правильной и качественной обработки и координации грузовых, финансовых и информационных потоков используется процесс логистики, главной задачей которой является оптимизация логистических процессов .

Оптимизация логистических процессов - это достижение наиболее эффективной транс-портно-логистической системы. При изменении на рынке, диверсификации бизнеса, открытии новых подразделений усилении конкуренции, изменении стратегии развития компании полезно начать оптимизацию логистики. Необходимо учесть, что нерациональные перевозки на большие расстояния, длительное хранение больших запасов на огромных складах уменьшает значительную долю выручки отдельных предприятий .

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 2

На сегодняшний день в России разрабатывается ряд методов для ускорения и оптимизации логистических процессов в складском хозяйстве. Оптимизация работы склада тщательный труд квалифицированных сотрудников. Действия должны быть последовательными и продуманными.

Современный крупный склад - это сложное техническое сооружение, состоящее из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеющее определенную структуру и выполняющее ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями.

Первым этапом для ускорения перевозок является выбор местоположения склада. Поделить на регионы, в которых планируется осуществлять сбыт продукции, провести сегментацию рынка, учесть предполагаемые способы реализации, провести проверку по методу полных логистических издержек. Важно провести реорганизацию склада, провести АВС-анализ для размещения товара по оборачиваемости, конфигурацию и этажность помещений. Провести ХУ^анализ для прогнозирования спроса и соответственно частоты, объемов и периодичности заказов на товар .

Вторым этапом предлагаю подготовить склад к приему продукции. Для этого необходимо своевременно получать информацию об ожидаемой поставки товара из отдела снабжения, определить число служащих, участвующих разгрузке и приемке продукции и определить потенциальные места хранения.

Заключительным этапом провести такую операцию как идентификация поступающей продукции, с помощью которой будет осуществляться контроль, учет, состояние и движение продукции на складе. Однако к выбору идентификации следуют подходить, тщательно взвесив все возможности, включая финансовые. Для повышения эффективности операций можно использовать такие методы как: индивидуальное кодирование, штриховое кодирование, радиочастотная идентификация. Пример фрагмента плана внедрения улучшений работы складского помещения описан в таблице .

План внедрения улучшений складского помещения

Предложения Важность выполнения Результат

Выбор местоположения склада Высокая Позволяет сэкономить на расходах и недорого перевозить необходимые партии товаров

Проведение реорганизации склада Средняя Сопоставление сэкономить на расходах и недорого перевозить необходимые партии товаров

Проведение АВС-анализа Высокая Выявление излишнего использования ресурсов

Проведение ХYZ-анализа Высокая Повышение эффективности системы управления товарными ресурсами

Подготовка склада к приему продукции Средняя Облегчение процессов поставки

Идентификация поступающей продукции Средняя Поможет отслеживать объекты на складе

Примером служит ОАО «Кировградский завод теплых сплавов» - крупнейшее российское предприятие, один из мировых лидеров по твердосплавной продукции на котором в течение нескольких лет продолжалось внедрение логистических процессов на складе. Проблемы, которые были связаны с нехваткой складских помещений, количеством времени, отгрузки или загрузки товара снижали эффективность работы склада. Успешное внедрение специализированных программ, реорганизации склада позволило свести проблемы к нулю .

Таким образом, зная перечень проведения необходимых операций, мои рекомендации являются одними из основных для внедрения в нее логистических инноваций. Предполагается, что внедрение таких инноваций упростит и оптимизирует операции на складе, что позволит производительности Вашего предприятия, возрасти еще больше.

1. Разработка сценариев и экономическая оценка реализации программы повышения эффективности организации производственных процессов придприятия / В. М. Бабушкин, Н. В. Ведин, А. Р. Сафиуллин и др. // Вестник Казан. гос. техн. ун-та им. А. Н. Туполева. 2015. № 3. С. 98-100.

2. Оптимизация логистических процессов. [Электронный ресурс]. URL: http://www. fill2001.narod.ru/OptimioLogist.htm (дата обращения: 30.03.2017).

3. Логистика складирования [Электронный ресурс]. URL: http://www.xcomp.biz/tema-7-logistika-skladirovaniya.html (дата обращения: 30.03.2017).

4. Кичемасова Е. В., Соколова К. В. Оптимизация логистических процессов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXVI Междунар. студ. науч.-практ. конф. 2014. № 11(26).

5. Применение принципов бережливого производства в формализации бизнес-процессов в техническом университете / Г. Ф. Мингалеев, Р. Я. Ахмадиев, Р. Ф. Гарифуллин // Вестник Казан. гос. техн. ун-та им. А. Н. Туполева. 2015. № 1. С. 148-152.

© Кобелева Л. А., Зайдуллина Л. К., 2017


Содержание
Введение………………………………………………………… …………………….3
    Основные логистические операции…………………………………………5
      Виды логистических операций………………………………………7
      Критерии эффективности логистических операций……...………...8
      Логистический аудит, как средство оптимизации логистических операций………………………………………………………… .……13
    Транспортная логистика……………………………………………………. .16
      Оптимизация транспорта…………………………………………….18
      Выбор видов транспорта, транспортных средств и способов транспортировки……………………………………… ……………...21
      Транспортные задачи. Практические примеры……………………23
Заключение…………………………………………………… ………………………30
Список литературы. ………………………………………………………………….32

Введение
Несмотря, на то, что логистика, как научная система, окончательно сформировалась лишь к середине 1960-ых, она стала наравне с такими важными организационными науками, как менеджмент, управление ресурсами и управление персоналом. Ценность логистики в ее прикладном значении. Сочетая в себе основные экономические принципы и математическое моделирование, в качестве критерия прогнозирования, логистика позволяет быстрее работать современному предприятию. Логистические операции минимизации издержек, точность доставки и максимальное использование ресурсов позволяют оптимизировать отдельные виды деятельности компании, которые напрямую влияют на ее эффективность.
Следует воспринимать логистику, как коммерческую детерминанту, которая необходима в современном обществе, где должна существовать развитая транспортная сеть не только в пределах деятельности организации, но и в других регионах и государствах.
Для того, чтобы оценить влияние логистики на деятельность организации, поставим вопрос: как снизить расходы на транспортировку товаров? Представим ситуацию, где нужно перевести n-ое количество угля из Дели в Москву. Согласно системному подходу путей доставки может быть множество. Уголь можно перевезти, используя все виды транспорта: водный, воздушный, железнодорожный или же дорожный транспорт. Можно использовать различные виды контейнеров: открытые, закрытые и т.д. Все будет зависеть от располагаемого времени и денежными средствами. В таких случаях именно логистика помогает соотнести имеющиеся ценовые (или управленческие) стратегии. В логистике главной задачей является достижение заданного результата наиболее оптимальным способом.
В условиях постоянного роста стоимости ГСМ и обслуживания своего автопарка очень важно сфокусироваться на анализе транспортных затрат и принятии мер по их минимизации. С другой стороны, все более весомым преимуществом компании на рынке становится хорошо организованная доставка грузов заказчику.
Поэтому, оптимизация операций логистики компании предполагает анализ транспортной составляющей и разработку мероприятий по сокращению затрат на перевозку а так же улучшению транспортного обслуживания клиентов.
Оптимизация логистики позволяет компаниям получить значительную экономию финансовых и трудовых ресурсов, и более того, возможно превратить затратный автопарк в подразделение, приносящее прибыль от предоставления логистических услуг.

    Основные логистические операции.
Все определения логистики, как сферы научной деятельности, сводятся к тому, что она представляет собой комплексную науку, занимающуюся изучением разного рода материальных потоков в сфере производства и обращения продукции. Мы рассматриваем управление материальными потоками, так как предприятия, как субъекты хозяйственной деятельности, составляют единое экономическое пространство, и на каждом предприятии производственные факторы взаимодействуют друг с другом и внешней средой и обеспечивают выпуск продукции (т.е. товаров и услуг). При этом в любом случае предприятие функционирует в условиях ограниченных ресурсов. В соответствии с экономическими законами оно может действовать так, чтобы:
а) максимизировать свои результаты. При заданном объеме производственных ресурсов, стремиться к наибольшему выпуску
продукции, что приведет к максимизации прибыли, т.е. денежного выражения производства;
б) минимизировать расход производственных ресурсов при определенном объеме выпуска продукции;
в) оптимизировать результаты. Отсюда следует, что затраты и результаты должны находиться в определенном оптимальном сочетании.

Соблюдение экономических законов в производственно- хозяйственной деятельности приводит к необходимости предприятию-производителю осуществлять обменные процессы с поставщиками и другими сторонними организациями доводя свою продукцию до потребителя. Поэтому, именно логистика служит необходимой составляющей этих процессов.
Главная цель логистики – обеспечение поставок необходимой продукции в нужное место, в указанное время, при оптимальных
затратах, требуемого качества и количества.

Логистика работает с материальным потоком, организовывать и контролировать который сложно без разделения его на определенные действия, в результате который и образуется сам поток.
Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками. Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, которая отвечает этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям.
Следовательно, логистическая операция – это выделенная совокупность определенных и последовательных действий по реализации логистических функций, направленная на преобразование материального или информационного потока. Напомню, что в качестве основных логистических функций выделяют:
поддержание стандартов обслуживания потребителей;
управление закупками;
транспортировка;
управление запасами;
управление процедурами заказов;
управление производственными процедурами;
ценообразование;
физическое распределение.
Таким образом, операция связывает какую либо из функций с конечным результатом. Логистические операции и функции задаются начальными условиями, параметрами внешней среды, альтернативами стратегии, характеристиками целевой функции. Для определения объема логистических операций фирмы следует учитывать внешние, межцеховые, межучастковые, межоперационные, внутрискладские и прочие грузопотоки, которые зависят от целого ряда факторов, и в первую очередь от уровня организации производства. Логистические операции обеспечивают наличие нужного и качественного предмета или продукта труда в необходимом количестве, в нужном месте, в нужное время. То есть обуславливаю «золотой закон» логистики.
Перечислим некоторые из них: вывоз и транспортировка производственного груза, его доставка на предприятие, погрузка, разгрузка, укладка на хранение, подача в производственные цеха, вывоз готовых полуфабрикатов и конечных изделий, хранение и доставка конечному потребителю.
Логистические операции, таким образом, это любые операции, совершаемые с вещественными предметами и продуктами труда в сферах производства и обращения, за исключение технологических операций по производству материальных благ. Но стоит сделать поправку, что к таким операциям могут относиться операции по обработке, хранению и передаче соответствующей информации. К операциям с информацией относят: сбор, обработку и передачу информации.
      Виды логистических операций.
В классических концепциях выделяют такие логистические операции.
По природе потока:
а) логистические операции с материальным потоком (складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка, внутренние перемещения сырья и материалов при реализации логистических функций производства, упаковка груза, укрупнение грузовых единиц, хранение);
б) логистические операции с информационным потоком (сбор, хранение, обработка и передача информации).
По отношению к логистической системе:
а) внешние – ориентированные на интеграцию логистической системы с внешней средой (операции в сфере поставок и сбыта);
б) внутренние – операции, которые выполняются внутри логистической системы.
На внешние логистические операции случайные изменения влияют в большей степени, чем на внутренние.
По характеру выполнения работ:
а) операции с добавочной стоимостью, которые изменяют свойства товаров (раскрой, расфасовка, сушка и т.д.);
б) операции без добавочной стоимости (хранение товаров).
По переходу права собственности на товар:
а) односторонние – операции, не связанные с переходом права собственности на продукцию и страховых рисков, выполняются внутри логистической системы;
б) двухсторонние – операции, связанные с переходом права собственности на продукцию и страховых рисков от одного юридического лица к другому.
По направленности:
а) прямые – операции, направленные от генератора материального потока и информации к его потребителю;
б) обратные – операции, направленные от потребителя к генератору материального потока и информации.
Здесь следует отметить, что если товары производственно-технического и потребительского назначения возвращаются от потребителя к поставщику, то они не обязательно проходят той же логистической цепочкой, по которой они доставлялись от поставщика к потребителю. Наиболее распространенными примерами реализации обратной логистической цепочки являются: возврат торговым посредником своему поставщику товара, срок реализации которого истек, возврат покупателем торговому посреднику дефектного товара, возврат тары потребителем поставщику и т.д. Это так называемая реверсивная логистика.
К логистическим операциям можно также отнести такие операции, как прогнозирование, контроль, оперативное управление.
      Критерии оптимизации логистических операций.
Основным критерием эффективности логистической операции является достижение наилучших результатов при наименьших затратах ресурсов. Общий критерий эффективности логистической операции дополняется частными критериями:
    научно-технической (обновление технической базы),
    управленческий.
Показателями экономической эффективности определенной операции в системе снабженческой, производственной и сбытовой логистики могут быть ускорение, при прочих равных условиях, движения материальных и товарных потоков, сокращение продолжительности производственных циклов и циклов функционирования информационного потока, объема материальных и товарных запасов, управленческих расходов в логистической системе в целом. На практике для отражения результативности системы чаще всего используют такие взаимосвязанные показатели, как:
    рентабельность;
    фондоотдача;
    производительность.
Показатели рентабельности демонстрируют отношение прибыли к затратам, вложениям, инвестиционным затратам, т.е. характеризуют долю прибыли на единицу затрат:
* рентабельность продукции (услуг) Rпр i , т.е. отношение прибыли изделия (Пi ) к себестоимости (Сi ) выпускаемой единицы продукции, %:


Этот показатель используется для выявления наиболее рентабельной продукции.
В процессе ведения бизнеса (в том числе в сфере логистики) необходимо регулярно оценивать уровень использования оборудования с помощью показателя фондоотдачи (kф.от ).
Фондоотдача характеризуется отношением годового объема реализованной продукции (выручкой Qгод ) к среднегодовой стоимости основных фондов (Косн ), т.е.


Каждая фирма, исходя их своих особенностей, устанавливает приемлемый уровень фондоотдачи (ориентир) и в процессе деятельности стремится к его повышению.
Важными характеристиками эксплуатации оборудования как активной части основных фондов являются коэффициенты экстенсивного (kэкст ) и интенсивного использования (kинтенс ).

kэкст характеризует загрузку оборудования по времени:

где Qфакт – фактически достигнутая производительность (выпуск продукции в единицу времени);
Qпроект – проектная (паспортная) производительность оборудования.

Степень использования имеющихся трудовых и материально-технических ресурсов, оценивается уровнем отдачи с помощью показателя реализации (выработки) продукции на одного работа-ющего (qреал ), т.е. выручки, приходящейся на одного работника, (qреал) определяется как соотношение

Этот показатель характеризует валовую отдачу (производительность) работника и позволяет управлять соотношением между выручкой и численностью работающих. Увеличение численности работников без повышения объема продаж (выручки) приведет к уменьшению отдачи. Кроме данного показателя, для этих же целей рекомендуется использовать показатель прибыли, приходящейся на одного работающего за этот же период (Пуд ), т.е.

где Пбал – общая (балансовая) прибыль фирмы за определенный период (до налогообложения).
Позитивная тенденция (рост) выручки и прибыли на одного работника свидетельствует об эффективном использовании персонала.
Снижение себестоимости продукции и услуг (удельный вес которой в рыночных ценах доходит часто до 80%), является основным источником увеличения прибыли и повышения уровня логистических операций и логистической системы в целом.

Теперь рассмотрим частные критерии эффективности логистических операций. Осуществление логистических процессов и операций нуждается в централизованном управлении, а управление нуждается в периодической оптимизации при изменившихся условиях деятельности предприятия или внешней среды.
Для оптимизации управления логистикой следует предусматривать интеграцию:
    планирования логистических операций с планированием деятельности всего предприятия;
    операций по логистике с другими операциями, осуществляемыми предприятием;
    информационных технологий, используемых в области логистики, с информационными технологиями всего предприятия;
    информационных технологий с компаниями-партнерами.
Контроль эффективности логистических операций.
Задачами оптимизации управления логистикой являются контроль, анализ и снижение издержек товародвижения, включая:
    стоимость перевозки различными видами транспорта;
    стоимость погрузки у отправителей, выгрузки у получателей и возможных перевалок в пути следования;
    затраты на хранение, непосредственно относящиеся к перевозке в связи с перевалкой, комплектацией или подработкой груза в пути следования;
    расходы, связанные с нахождением груза и товара в пути, его непродуктивным хранением в процессе доставки (проценты на капитал, порча, потеря, хищение груза);
    издержки формирования и содержания запасов у торгово-посреднических компаний;
    “издержки дефицита”, связанные с недостатком в отдельные моменты в каких-то звеньях сбытовой сети тех или иных товаров, с неумением управлять запасами, с кризисными явлениями в экономике;
    расходы на упаковку, маркировку, оформление документации;
    расходы по страхованию грузов, транспортно-экспедиторским операциям, ледокольной проводке, грузовые сборы;
    затраты труда на количество грузов, полученных в смену и т. п.;
Контроль качества организации разгрузки и приемки:
    оценка точности и аккуратности в выполнении операций;
    оценка характера и типичности ошибок в работе.
    Контроль процесса управления логистическими операциями:
    оценка четкости и продуктивности организации ежедневной работы;
    оценка способностей персонала по выявлению проблем и их решению.
Ускорение движения товарных потоков на складе определяется ускорением обработки товаров и документов на всех технологических этапах. Например, пути перемещения товаров стараются “выпрямить” в горизонтальном и в вертикальном направлении - это сокращает сроки перемещения.
Диспетчеры обеспечивают оперативное регулирование всех операций - разгрузочных работ, оформления приемных документов. Технологические карты - подробное описание последовательности и методов выполнения операций и перечень документов, составляемых по ходу работы на основании соответствующих инструкций и нормативных документов. Они предназначены для эффективного использования средств труда и рабочей силы, исключения ошибок при выполнении операций. Их разрабатывают на отдельные этапы складской обработки (приемка, размещение, хранение, отбор товаров и т. д.) применительно к функциям отдельных специалистов или групп (бригад) специалистов - водителей подъемно-транспортных машин, отборщиков, упаковщиков и др. Технологические процессы необходимо четко организовать - планируют сроки и объемы поступления и отпуска товаров, использование рабочего времени, складских площадей и средств. Графики работы погрузочно-разгрузочных механизмов, графики прибытия товаров, графики работы экспедиции и т. д. помогают планировать загрузку людей и выполнение операций в течение определенных периодов. Сетевое планирование при помощи сетевых моделей и графиков, представляющих собой графическое последовательное изображение операций с расчетными параметрами и сроками исполнения помогает увязать темпы исполнения многих операций для получения в желаемый срок необходимого результата - например, отбора и упаковки крупной партии товаров для загрузки целого состава или морского судна.
Сроки движения товаров и документооборота пропорциональны количеству номенклатурных позиций запаса и количеству учетных операций между различными структурными единицами, которые необходимы для прослеживания за движением товаров и оформлением необходимой документации.
В качестве средств оптимизации технологических процессов на складах используют: логистический аудит,
    моделирование процессов,
    реинжиниринг бизнес-процессов,
    обучение персонала,
    бережливые технологии,
    стандартизацию процессов,
    применяют диспетчеризацию,
    технологические карты,
    сетевые графики,
    оперативное планирование.
      Логистический аудит, как средство оптимизации логистических операций.
Отлаженная система логистики на современном предприятии предполагает наличие квалифицированного и компетентного персонала, современного складского и транспортного оборудования, высокопроизводительных технологий. Но не все предприятия готовы к осуществлению системных проектов в области логистики: причиной могут быть недостатки в организации работы компании, не отрегулированная система управления, неподготовленность персонала. Следовательно, для систематизации данных о состоянии логистической системы и ее отдельных элементов необходим комплекс специализированных мер, что и предоставляет логистический аудит.
Ключевой принцип логистического аудита – продвижение от общего к частному: от глобальных целей и показателей операционной работы к причинам низкой эффективности, производительности и упущенных возможностей; и только после этого - к детальному исследованию выбранных сфер деятельности предприятия.
Первый этап. Определение наиболее важных вопросов, проблемных мест логистической системы. Для этого анализируются корпоративная миссия, задачи и цели компании, ее производственная, маркетинговая и закупочная стратегии. Полученная информация помогает определить основные вопросы, ответы на которые позволят компании-заказчику добиться существенного конкурентного преимущества на обслуживаемых рынках.
Второй этап. Выделение ключевых показателей. Ключевые показатели включают как качественные, так количественные составляющие. Их можно объединить в четыре большие группы.
1. Эффективность обслуживания клиентов:
    время выполнения цикла заказа - в целом и по каждому компоненту;
    коэффициент удовлетворения спроса (сопоставление числа заказов с числом доставленных заказов в процентах);
    стабильность времени выполнения заказов (временные характеристики отклонений);
    характеристики реагирования на запросы клиентов;
    способность корректировать размер полученного заказа;
    способность изменять запрашиваемое время доставки заказа;
    способность учитывать производственные графики;
    способность заменять одни виды продукта другими, в том числе и при возникновении задержки в выполнении заказа.
2. Эффективность логистических операций или затраты, связанные с выполнением каждого из следующих функциональных видов деятельности:
    транспортировка;
    складирование;
    управление запасами;
    планирование производства и диспетчеризация;
    закупки;
    поступление и обработка заказов.
3. Использование активов:
    запасы;
    складские сооружения;
    собственный парк подвижного состава.
4.Приемы и показатели работы конкурентов по характеристикам (параметрам) обслуживания клиентов и использования активов.
Третий этап. Непосредственный аудит.
Внешний аудит включает проведение масштабного анализа, выполняемого в виде почтовой рассылки анкет или выборочных глубинных собеседований с клиентами - представителями различных обслуживаемых сегментов рынка (таких как производители, оптовики, ритейлеры, другие покупатели с разным объемом закупок, других).
Внутренний аудит в компании может начинаться с углубленных интервью с руководством компании-заказчика. Для этого заранее готовится специальная форма подобных интервью по каждой из следующих управленческих функций:
    обслуживание клиентов/управление заказами;
    транспортировка (входящие и выходящие потоки);
    операции складирования;
    управление запасами и прогнозирование;
    планирование производства и составление рабочих графиков;
    закупки/снабжение;
    маркетинг/продажи;
    финансовый контроль/бухгалтерский учет;
    обработка данных.
В качестве основы для количественного этапа аудита логистики могут использоваться различные источники, позволяющие получить необходимые документы. Нужные и уже имеющиеся данные извлекаются из существующих файлов или они комбинируются, с использованием различных приемов работы выборками.
Проведенный внешний аудит позволяет руководству компании сопоставлять показатели ее работы с данными конкурентов по атрибутам, которые наиболее важны для клиентов. Внутренний аудит помогает выявить основные недостатки в работе логистической системы компании. Все полученные данные (включая проведенный ранее анализ) позволяют дать рекомендации в отношении стратегии и указать, какие конкретные изменения должны быть сделаны в действующей операционной системе логистики; выявить, какие ключевые переменные требуют корректировки.
    Транспортная логистика.
Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перевозки пассажиров и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. С точки зрения изучения эффективности работы отдельных видов транспорта интерес представляют перевозки грузов между пунктами отправления и назначения. Транспортировка - это составная часть логистики, включающая операции перемещения и хранения сырья, запасов, незавершенного производства и конечной продукции из места происхождения в место потребления.
В логистических системах, работающих по принципу «точно в срок», основной фактор, обеспечивающий эффективную работу на линиях снабжения и сбыта товарно-материальных ценностей, – это новые услуги транспортных компаний по сбору и распределению грузов. Поэтому, эффект транспортной логистики очевиден. Такие услуги транспортных предприятий обеспечивают ускорение перевозки на большие расстояния и часто исключают звенья, существующие в традиционных системах комплектования грузов. В результате транспортные услуги становятся менее дорогостоящими и обеспечивают более высокое качество работы, чем при конкурирующих способах распределения. Кроме того, компании, пользующиеся новыми методами, извлекают прямые выгоды: уменьшается продолжительность транспортного потока.
Стоит сказать, что зависимости от того или иного вида перемещаемых грузов затраты на транспортировку могут составлять свыше 40% общей стоимости этого товара, например для строительных изделий относительно небольшой стоимости и крупногабаритной продукции. Считается нормальным, когда транспортные расходы не превышают 10% от объема расходов на закупку этих изделий.
Поэтому, в целях оптимизации затрат и ускорению операций, при осуществлении доставки грузов, фирма может использовать различные варианты транспортировки, виды транспорта, а также различных логистических посредников для организации доставки продукции к конкретным пунктам. Общий алгоритм организации транспортировки включает следующие логистические процедуры выбора:
    выбор вида транспортировки;
    и т.д.................

В прошлой статье мы начали разговор о логистике применительно к практической деятельности, о построении логистической системы компании, звеньях логистической системы и о логистических посредниках как участниках логистического процесса.

Настало время поговорить об оптимизации логистической системы компании и управлении логистическими процессами.

У компании, начавшей выстраивать свою логистическую систему, возникает масса вопросов, касающихся структуры и численности персонала логистических подразделений, специализации и квалификации исполнителей, расположения и потребной емкости складских помещений, необходимости в технических средствах для погрузочно-разгрузочных работ и перемещения грузов и многого другого.

Одним из самых главных вопросов является следующий: какие этапы логистического процесса выполнять силами и средствами компании, а какие отдать на откуп логистическим посредникам?

Понятное желание собственников и руководителей любой компании непосредственно управлять всеми процессами и выполнять всю работу силами своего персонала, как правило, входит в противоречие с наличием необходимых для этого материальных и человеческих ресурсов. Так, например, организация собственного склада требует затрат на аренду или приобретение складских площадей, наличия в штате материально-ответственных лиц, отвечающих за работу склада, технического оснащения и прочее. Потребность в перемещении грузов вызывает необходимость в покупке или аренде транспортных средств, эксплуатация которых также сказывается на расходах. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), включающая закупку, транспортировку товаров, их таможенную очистку подразумевает наличие в штате высококвалифицированных и, как следствие, высокооплачиваемых специалистов по ВЭД.

На помощь в такой ситуации приходят разнообразные способы оптимизации логистической системы, начиная с построения оптимальной для каждой компании структуры и заканчивая созданием системы управления логистическими процессами.

Не вдаваясь в сложные определения, которые сформулированы в теории оптимальных процессов, можно сказать, что применительно к нашему случаю оптимизация — это модификация системы с целью повышения ее эффективности. Эффективность же — это свойство системы выполнять свои задачи, достигать определенных целей в заданных условиях с определенным качеством. Эти показатели качества и называются критериями эффективности логистической системы.

Каковы же цели логистической системы?

Кроме самой простой цели компании — получение прибыли от деятельности — могут быть и другие цели, определяемые владельцами и руководством компании в соответствии со своей системой ценностей, положением компании на рынке и многими другими факторами. Нередко такие цели и задачи формулируются в миссии, философии компании, в основных принципах ее деятельности. При этом цели должны быть четко сформулированными, конкретными и измеримыми.

Миссия отражает главное предназначение компании, смысл ее существования, принципиальные отличия от других, имидж, философию, ценности, морально-психологический климат, социальную ответственность перед обществом и своими сотрудниками. То есть миссия — это взгляды владельцев и высшего руководства на долгосрочное развитие компании.

Соответствующей конкретикой и измеримостью должны обладать и цели логистической системы как части компании. Это важно как для контроля работы системы, так и как в качестве психологического фактора — показателя успешной или неудачной работы коллектива.

Цели должны быть чем-то большим, чем, например, минимизация издержек. Снижение издержек, как правило, не является для компании первостепенной стратегической целью. Компании заинтересованы в долгосрочном увеличении прибыли, росте и высокой рентабельности инвестиций в логистику, хотя основными ключевыми целевыми показателями, на которые необходимо ориентироваться, все же остаются:

  • Безусловное выполнение задач, возложенных на логистическую систему.
  • Снижение общих логистических затрат.
  • Минимизация инвестиций в логистическую систему.
  • Улучшение качества и повышение надежности логистического сервиса.

Таким образом, если логистическая система успешно реализует свою целевую функцию (в торговой компании это может быть перемещение товаров от производителя к потребителю с промежуточной консолидацией на своем операционном складе) за отведенное на это время, с минимальными затратами и издержками, то можно сказать, что логистическая система компании функционирует успешно.

Успешное функционирование логистической системы в нашем стремительно меняющемся современном мире во многом определяет планирование.

Рассел Линкольн Акофф, известный американский ученый в области исследования операций и теории систем, методы которых активно используются в теории организации и управления, назвал планирование процессом проектирования будущего и желаемых путей его достижения и в общем одним из самых сложных видов умственной деятельности, доступных человеку.

До середины ХХ столетия компании строили работу на основе текущих планов, поскольку внешние условия менялись медленно и были предсказуемы. Таким образом, планирование в то время и являло собой управление компанией.

В 1950 е гг. наряду с текущим из-за более динамичного бизнеса появилось среднесрочное и долгосрочное планирование. В практику бизнеса вошли перспективные целевые программы, бюджеты распределения ресурсов, планы по прибыли.

В 1960-1970 е гг. в силу еще большего ускорения бизнеса долгосрочное планирование превратилось в стратегическое, которое основывалось на прогнозировании развития внешних условий, потенциальных угроз и рисков, с помощью сложных математических моделей и экспертов.

С начала 1970 х гг. изменения внешних условий для бизнеса происходили уже столь стремительно и непредсказуемо, что перспективные стратегические планы перестали соответствовать потребностям хозяйственной практики. Наряду с ними появилось управление на основе гибких экстренных решений, позволяющее оперативно учитывать эти изменения и обеспечивать необходимые корректировки управления. Впервые такой подход был применен компаниями IBM , Coca-Cola и General Electric.

Стратегическое планирование дополнилось следующим управляющим алгоритмом:

  • постановка целей и задач, выработка стратегий и стандартов деятельности компании на предстоящий период;
  • распределение и перераспределение ресурсов в соответствии со складывающейся внешней и внутренней ситуацией;
  • разработка алгоритма (последовательности действий) по изменению стратегии деятельности компании;
  • создание координационных и корректирующих механизмов.

Практика стратегического планирования широко используется и при построении логистических систем.

Существует множество типовых логистических стратегий, успешно применяемых многими компаниями в мире, однако практика бизнеса свидетельствует о том, что логистическая стратегия каждой компании в определенной степени уникальна. В качестве примера можно привести несколько стратегий, в точности соответствующих целям компании, описанным выше.

Стратегия сокращения затрат направлена на снижение операционных затрат, связанных в основном с движением материальных ресурсов, незавершенной продукции, готовой продукции (транспортировкой) и запасами продукции. Лучшая стратегия формулируется в результате альтернативного выбора среди возможных вариантов системы «складирование — транспортировка» путем лучшего размещения складов, оптимизации уровней запасов, выбора оптимальных способов транспортировки и маршрутов. Уровень сервиса обычно ограничивается, пока не найдены оптимальные общие затраты, причем максимизация прибыли является приоритетной задачей.

Стратегия минимизации инвестиций связана с поиском наилучших путей организации логистической системы, позволяющих получить максимальную отдачу (возврат) на вложенный капитал. Практическими направлениями реализации данной стратегии являются, например, прямая доставка готовой продукции потребителям (минуя складирование), использование складов общего пользования, широкое применение концепции Just In Time в производстве и дистрибуции, использование логистических партнеров в логистической системе.

Стратегии улучшения потребительского сервиса основаны на допущении, что повышение качества продукции и сервиса приводит к росту прибыли фирмы от расширения рынка и увеличения роста продаж. Кроме того, подобные стратегии упрочивают положение фирмы на рынке и улучшают имидж фирмы, что в конечном счете также положительно влияет на рост валовой прибыли. Однако в этих стратегиях важное место принадлежит вопросу оптимизации качества сервиса, так как предоставление потребителям сверхвысокого уровня сервиса, который они не требуют, приводит только к дополнительным затратам.

Естественно, что выбор стратегии определяет для компании дальнейшее формирование структуры логистической системы, выстраивание логистических цепочек, определение количественного и качественного состава ее звеньев. В том числе это касается логистических посредников, определения дислокации инфраструктурных мощностей (собственных и арендуемых складов, таможенных терминалов), утверждения организационной структуры отдела логистики, закрепления полномочий и ответственности должностных лиц, их подчиненности менеджменту компании, создания функциональных связей логистических подразделений с остальными подразделениями компании, определения параметров качества логистического сервиса.

Особую роль здесь играет разработка системы управления запасами и информационной системы, обеспечивающей логистический процесс. При этом на начальном этапе эти системы могут представлять собой лишь набор показателей и правил принятия тех или иных решений, что в дальнейшем может стать основой для разработки автоматизированных компьютерных систем.

Отдельно хотелось бы остановиться на управлении логистическими процессами и минимизации рисков в логистике.

Если логистические процессы внутри компании могут управляться, исходя из выбранных и описанных выше критериев и стратегий, то наличие логистических посредников, которые осуществляют свою деятельность по собственным критериям и исходя из собственных стратегий, вносит существенные риски, оказывающие влияние на результаты логистического процесса.

Как правило, компании прибегают к услугам логистических посредников, специализирующихся на транспортно-экспедиционных услугах и услугах по таможенной очистке грузов. Гораздо реже, либо наряду с наличием собственных и арендуемых складов, компании прибегают к услугам посредников, оказывающих складские услуги.

Рынок логистических посредников сложен и неоднозначен. Как на любом рынке, на нем присутствуют так называемые монстры — крупные компании с меж-дународной репутацией, такие например, как MAJOR , DANZAS , SCHENKER , TNT , DHL , UPS и многие другие. Наряду с ними существуют и небольшие компании, оказывающие подобные услуги, не имеющие ни собственных транспортных средств, ни складских помещений, ни входящих в штат специалистов по таможенному оформлению. Нередко квалификация сотрудников таких компаний позволяет им оказывать услуги, сравнимые по качеству с услугами именитых компаний, а стоимость их услуг, как правило, ниже, что легко объясняется низкими собственными затратами на содержание компании.

Внимательное изучение Федерального закона от 30.06.2003 № 87 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» позволяет легко понять, что, осуществляя оказание услуг по экспедированию груза, экспедитор никакой ответственности ни за порчу или утерю груза, ни за нарушение сроков перевозки, ни за прочие вопросы, связанные с качеством оказания услуги, фактически не несет.

Эта практика и обусловила появление большого количества непрофессиональных компаний, пытающихся прорваться на логистический рынок за счет ценового демпинга. Здесь и кроются те риски, на которых следует остановиться подробнее.

1) Временные риски:

  • несвоевременная подача контейнеров/транспортных средств под загрузку;
  • выбор дешевого, но медленного маршрута на всех этапах перевозки;
  • несвоевременное согласование документов с отправителем;
  • задержки при таможенной очистке из-за некачественного/неполного пакета документов или неверной кодификации в соответствии с ТН ВЭД.

2) Материальные риски:

  • ошибки при страховании груза (несвоевременно, неправильно оформленные документы, выбор дешевой страховой компании) и, как следствие, проблемы возмещения при страховом случае;
  • простои транспорта, хранение груза на СВХ, оплата которых также увеличивает затраты компании;
  • снижение торгового оборота компании вследствие временных задержек;
  • усложнение и удорожание работы склада из-за резервирования площади под ожидаемый груз и уменьшения операционной емкости;
  • нередки случаи корректировки таможенной стоимости (КТС) товаров вследствие неквалифицированных действий таможенных брокеров, некачественно подготовленного или неполного пакета документов для таможенной очистки, ошибок при кодификации и декларировании товаров.

3) Правовые риски:

  • ошибки контрагентов при оформлении первичных бухгалтерских документов и, как следствие, проблемы при проверках и аудите;
  • недостоверное декларирование при таможенной очистке товаров вследствие неквалифицированных действий таможенных брокеров или желания снизить для импортера размер таможенных пошлин и таможенного НДС, подлежащих уплате.

В следующей статье подробно поговорим о мерах по сокращению рисков.

Андрей Ломтев, заместитель генерального директора УКЦ

Задача оценки эффективности логистических процессов в системе материально-технического обеспечения приводит к необходимости учета большего количества различных показателей и критериев, характеризующих составляющие их логистические операции (подготовку, погрузку-разгрузку, транспортировку материальных средств и др.) Парунакян В.Э., Сизова Е.И. Повышение эффективности взаимодействия производства и транспорта в процессах материалодвижения предприятий на основе логистических принципов// Интегрированная логистика. - 2011. - № 6. - С. 5..

Некоторые показатели мало изменчивы, они относятся к группе нормативных параметров (установленные нормы снабжения и расхода материальных средств, нормы содержания запасов и др.). Отдельные параметры могут выступать в качестве ограничений, например, грузоподъемность транспортных средств, емкость склада, удаление источников (поставщиков) материальных средств и т.п.

При этом под эффективностью логистических процессов следует понимать количественную меру, определяемую как степень достижения их цели или выполнения составляющих логистических операций в течение определенного времени и с минимально возможными затратами Мухитдинов С.М. Методология и практика логистического управления бизнес-процессами в производственно-сбытовых комплексах// Логистика сегодня. - 2011. - № 5. - С. 13..

Таким образом, основная задача, которая должна быть решена при оценке эффективности логистических процессов, - определение частных критериев (степени достижения их отдельных целей или операций). Основной целью логистических процессов в системе материально-технического обеспечения является обеспечение полноты и своевременности удовлетворения потребности в МС при рациональном расходовании денежных средств, поэтому для оценки их эффективности могут быть приняты следующие критерии и ограничения:

степень обеспеченности материальными средствами, которая характеризует полноту удовлетворения установленной потребности в материальных средствах;

оперативность логистических процессов, которая отражает своевременность выполнения логистических операций;

экономичность логистических процессов, которая позволяет оценить общие или удельные затраты на логистические операции.

Первые два критерия, служат для оценки степени достижения целей логистических процессов и должны обеспечить обоснованный выбор их вариантов (способов) (доставки, хранения МС, поставщиков) в соответствии с требованиями к надежности логистического обслуживания и недопущения возникновения «ситуации дефицита», т.е. требуемую обеспеченность МС в установленные сроки, а при возникновении критических ситуаций - минимум затрат времени на разрешения этих ситуаций с заданной вероятностью.

Третий критерий отражает наиболее существенные стороны повышения экономической эффективности логистических процессов и ориентирует на минимизацию затрат (общих или удельных) на выполнение логистических операций, связанных с МТО.

В целом выбранные критерии должны быть чувствительными к изменению исходных данных и позволять производить обоснованный выбор вариантов и способов выполнения логистических процессов (операций) в системе МТО.

Реализация процесса управления эффективностью товародвижения требует возможности оценки влияния логистического подхода на эффективность экономических процессов. Основной проблемой здесь остается формирование измерителя, который адекватно отражал бы вклад логистических функций в обеспечение желаемого уровня эффективности Бекетов Н.В., Федоров В.Г. Логистические системы управления по-токовыми процессами компании: маркетинг и оптимизация бизнес-процессов// Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 12. - С. 2..

Несмотря на относительную непроработанность изучаемого вопроса, анализ специальных литературных источников позволяет выделить ряд подходов к оценке эффективности логистических операций и функционирования логистических систем.

В качестве первого подхода можно выделить использование для оценки эффективности аппарата математической статистики. Данная группа методов предполагает использование таких показателей как: среднее число заявок (открытых заказов) в системе; среднее число заявок в очереди; вероятность отказа в приеме заявки на обслуживание (приеме заказа к производству); вероятность нулевого ожидания; функция распределения времени пребывания заявки в системе и т.п. Полученные оценки, в основном, характеризуют факторы, влияющие на величину результатов деятельности и логистических затрат. Такие показатели могут быть использованы при определении параметров логистической системы, однако они, как правило, не отражают сущности категории «эффективность», то есть не демонстрируют соотношения «затраты-результат».

Второй распространенный подход предполагает соотнесение результатов деятельности (как правило - прибыли от продаж) с величиной логистических затрат (в некоторых источниках характеристика затрат называется капиталом инвестированным в логистику). Так как в качестве характеристики результата в данном типе показателей используется прибыль, то такой показатель можно назвать рентабельностью логистических затрат:

где Rлз - рентабельность логистических затрат;

П - общая прибыль системы от продаж;

Злог - затраты на логистические операции в функциональных областях;

п - рассматриваемое количество видов логистических затрат.

При использовании данного подхода сопоставление получаемой прибыли и затрат на отдельные логистические операции некорректно, так как снижение затрат в одной из функциональных областей может приводить к повышению затрат в другой. Поэтому сопоставлять с прибылью (результатом) необходимо общую совокупность логистических затрат.

Полученный показатель является частным факторным показателем эффективности, так как соотносит с результатом деятельности лишь определенную группу затрат предприятия (затраты, подверженные логистической оптимизации - логистические издержки), а не общие затраты, связанные с производством и реализацией. Данный показатель пригоден для применения в условиях прямого логистического эффекта: его динамика отражает опережение роста результата над ростом затрат на логистику. Однако, когда в логистическом эффекте присутствует маркетинговая составляющая, использование данного показателя потребует разграничения влияния маркетинговых и логистических функций на результат, что существенно осложнит использование данного метода.

Поэтому наиболее рациональным представляется третий подход, соотносящий с результатом функционирования системы общую сумму затрат на производство и реализацию. В качестве измерителя при этом может быть использован показатель рентабельности продукции. Изменение рентабельности в результате прямого снижения логистических затрат, либо перераспределения условно-постоянных расходов (когда логистическая оптимизация сопровождается изменением объемов продаж), дает четкое представление о динамике эффективности.

С позиций данного подхода рассмотрим формирование показателей эффективности в разрезе основных составляющих экономического эффекта от интеграции функций логистики и маркетинга в процессе управления организацией (экономической системой) Поляков А.Ю., Кесарева Н.В. Управление издательскими и логисти-ческими процессами развития медиаиндустрии в интернет-экономике// Поли-графист. В помощь руководителю и главному бухгалтеру. - 2010. - № 49. - С. 39..

В условиях прямого логистического эффекта выручка от продаж получаемая организацией (экономической системой) остается неизменной, так как логистическая оптимизация не предусматривает изменения объема продаж в натуральном выражении и цены. Цена на товар в течение периода может меняться, но по причинам, напрямую не связанным с организацией товародвижения Носов А.Л. Сбалансированная система показателей в управлении ло-гистическими процессами и системами// Логистика сегодня. - 2012. - № 1. - С. 20.. Таким образом, выручка от продаж (без НДС) может быть определена по формуле:

где Ц - средняя цена в рассматриваемом периоде;

N - объем продаж в натуральном выражении.

Тогда рентабельность продукции может быть рассчитана по формуле:

где В - выручка от продаж полученная предприятием (экономической системой) за рассматриваемый период;

Спр - себестоимость реализуемой продукции по проектному варианту функционирования системы (после логистической оптимизации).

Себестоимость реализуемой продукции после логистической оптимизации будет отличаться от базового варианта на величину изменения логистических затрат.

Спр = Сбаз - ДЗл (4)

где Сбаз - себестоимость реализуемой продукции по базовому варианту функционирования логистической системы организации (до оптимизации);

ДЗл - изменение общей величины логистических затрат вследствие оптимизации процессов товародвижения.

ДЗл = Збаз -Зпр (5)

где Збаз, Зпр - сумма логистических затрат, соответственно, по базовому и проектному вариантам функционирования системы (учитываются только виды затрат, подвергающиеся изменению в процессе оптимизации);

Графически образование прямого логистического эффекта показано на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 Механизм образования логистического эффекта

Из рисунка 1.1 видно, что в результате логистической оптимизации могут изменяться как условно-постоянные затраты (при изменении издержек хранения, издержек управления системой, включаемых при формировании себестоимости в состав общепроизводственных, общехозяйственных расходов или расходов на продажи), так и условно- переменная часть затрат (при изменении издержек доставки, относимых в большинстве случаев на стоимость материальных ресурсов) Кеменов А.В. Логистическое управление инвестиционно-строительными процессами на корпоративном уровне// Российский экономический интернет-журнал. - 2012. - № 3. - С. 130..

Прямой маркетинговый эффект приводит к изменению объема продаж в натуральном выражении. Если при этом не принимались маркетинговые решения об изменении цены (об изменении позиционирования), то динамика цен в течение периода будет соответствовать общему уровню цен на товары данной группы. В этих условиях выручка от продаж, полученная предприятием (экономической системой) за рассматриваемый период, соответственно, по базовому и проектному вариантам определяется по формулам:

Вбаз = Ц Nбаз (6)

Впр = Ц Nпр (7)

где Nбаз, Nпр - объем продаж в натуральном выражении по базовому и проектному вариантам;

Ц - средняя цена в рассматриваемом периоде.

Рентабельность продукции в этом случае будет иметь вид:

Проектная величина себестоимости реализуемой продукции определится по формуле:

где Ипост - суммарные условно-постоянные затраты относимые на себестоимость в рассматриваемом периоде;

Ипер - условно-переменные расходы в расчете на единицу товара;

Зм - затраты на маркетинговые мероприятия Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентоспособных организаций. Коллектив авторов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 66.

Графически образование маркетингового эффекта показано на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 Механизм образования маркетингового эффекта

В условиях сочетания логистического эффекта с маркетинговым прямое снижение логистических затрат сопровождается ростом объема продаж и «эффектом масштаба».

Рентабельность продаж определяется по формуле (8), при этом себестоимость реализованной продукции по проектному варианту может быть выражена формулой:

где Зм - дополнительные затраты на маркетинговые мероприятия.

В формуле (10) элемент Зм присутствует в том случае, если для усиления эффекта от логистической оптимизации осуществляются дополнительные затраты на маркетинг.

Графически интеграция логистической и маркетинговой составляющих экономического эффекта показана на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 Интеграция логистической и маркетинговой составляющих экономического эффекта

Прогнозируя влияние изменения логистических затрат на величину себестоимости продукции и уровень рентабельности, предприятие получает основу для планирования логистических мероприятий и корректировки маркетинговой стратегии Саркисов С.В. Управление логистикой. - М.: Бизнесшкола «Интел-Синтез», 2010. - С. 101.

Таким образом, подводя итоги первой главе выпускной квалификационной работе, логистической процесс представляет собой определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели логистической системы или ее сетевых (функциональных) подразделений. В качестве средств оптимизации технологических процессов на складах используют логистический аудит, моделирование процессов, реинжиниринг бизнес-процессов, обучение персонала, бережливые технологии, стандартизацию процессов, применяют диспетчеризацию, технологические карты, сетевые графики, оперативное планирование, а так же технические средства: компьютерные системы, системы радиосвязи, внутрискладское телевидение и другие средства оргтехники.