План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия В старшей группе «Осенние заботы человека. Экологическое занятие в старшей группе на тему «Осенние хлопоты человека

Конспект по непосредственно образовательной деятельности для подготовительной к школе группы

Осень. Урожай

Задачи.

Вспомнить характерные приметы осени. Предложить детям рассказать о том, что они видели, делали на даче, огороде осенью (выразить свои мысли в связной речи). - Уточнить представления детей о многообразии овощей, об их типичных признаках: узнавать овощи по описанию, различать на вкус. - Обобщить представления о труде людей осенью. - Развивать внимание, воображение детей, упражнять в образовании новых слов(прилагательных от существительных).

Предварительная работа.

Подобрать загадки об овощах, выучить с детьми пословицы об осени.

Оборудование, демонстрационный материал.

Магнитная доска с магнитами, набор картинок с изображением овощей, два обруча(красный и синий),настоящие овощи и квас для приготовления холодника.

К нам осень пришла,

Золотая пришла:

Листопадом и дождём,

Перелётным журавлём!

К нам осень пришла

Нам добра принесла!

В коробью-холста, На гумно-зерна!

У осени, как и у каждого времени года, три месяца. Каждый месяц не похож на другой, и каждый месяц вначале один, а в конце другой. - Дети, как называется первый месяц осени? - Сентябрь(выставляется иллюстрация). В народе сентябрь называют по-разному: хмурень,ревун,рябинник,румянец осени,вечер года. Сентябрь нас радует грибами,брусникой в траве и калиной на кусте. В сентябре ещё много работы на земле. Урожай вырастили, а чтобы его собрать, много надо труда приложить. На смену сентябрю приходит второй осенний месяц-октябрь(выставляется иллюстрация). А по народному календарю-грязник,листопадник,свадебник. Работы на полях и огородах эакончены,можно и свдьбы играть. Последний месяц осени...-ноябрь(выставляется иллюстрация). Древнерусские названия ноября-листогной,полузимник,грудень. Ноябрь-ворота зимы,сумерки года. Про осень так говорят:"Осень-перемен восемь."

Наши дети тоже знают пословицы об осени. Расскажите их.

Осень идёт и дождь за собой ведёт. - В осеннее ненастье семь погод на дворе:сеет,веет,крутит,мутит,ревёт,сверху льёт и снизу метёт.

В сентябре одна ягода и та-горькая рябина.

Сентябрь пахнет яблоками,октябрь-капустой

В октябре ни на колёсах,ни на санях.

В ноябре зима с осенью борется.

Ноябрь-сентябров внук,октябрёв сын,зиме родной батюшка.

В ноябре снега надует-хлеба прибудет.

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Красна весна цветами, а осень плодами.

От осени к лету поворота нету.

Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима.

Что было бы с природой,с животными? (Предполагаемые ответы детей:птицы не успеют улететь на юг, звери не подготовятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться, люди не смогут убрать урожай с полей,садов и огородов.) - Правильно,ребята. В природе всё идёт по плану. Осень-очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы,и насекомые,и звери,и мы,люди,тоже много трудимся,чтобы подготовиться к суровой зиме.

А как же готовятся люди к зиме? (Ответы детей.)

Уже в конце лета земледельцы убирают драгоценное зерно с полей,отправляют его в зернохранилище. Будет зерно-будет и мука,будет мука-будут и хлеб,и макароны,и пряники,и пироги.

Позаботился человек о зерне,теперь об овощах пора подумать. В народе говорят:"Пришло время батюшке огору поклониться." Ребята,какие овощи собирают на полях,дачах,огородах? (Ответы детей.) А как в вашей семье хранят овощи? (Ответы детей.)

С конца сентября в деревнях проходили "капустницы"-девичьи посиделки,на которых квасили капусту на зиму. А уже в середине октября,на Покров,завершался сельскохозяйственный год,подводились итоги урожаев. Проходили Покровские ярмарки И чего там только не было! Хочешь покупай,хочешь продавай,а хочешь так ходи,на людей и товар гляди!

Вот я с ярмарки пришла,

Покровской,осенней!

Уж на ярмарке веселье!

Там и пляшут и поют,

И товары продают.

Я по ярмарке ходила,

Овощей там накупила.

Что в корзинке у меня

Слушайте,ребятки,мои загадки про витамины с грядки.(По мере отгадывания загадок,картинка с отаданным овощем выставляется на доске.)

Этот овощ круглый,крупный,красный,сочный.Его срывают и складывают в ящики. Что это?

Этот овощ длинный,зелёный,твёрдый,хрустящий. Его срывабт и складывают в вёдра. Что это?

Этот овощ крупный,круглый,светло-зелёный,хрустящий,у него много листьев. Его срезают ножом и складывают в мешки. Что это?

Этот овощ круглый,золотисто-жёлтый с зелёными перьями,хрустящий,горький. Его выдёргивают из земли или прость срезают перья. Что это?

Она длинная,оранжевая,сладкая. Её выдёргивают из земли за хохолок(ботву). Что это?

Этот овощ овальный,коричневый,твёрдый,растёт под землёй. Его выкапывают. Что это? - Белый,хрустящий,горький. Выкапывают из земли. Что это?

Красный,зелёный или жёлтыё,удлинённый,бывает сладким и горьким. Что это?

Физкультурная пауза "Съедобное-несъедобное".

Дети становятся в круг.Воспитатель говорит стихотворение,в котором перечисляется съедобное и несъедобное. Если дети услышат съедобное,то должны хлопнуть в ладоши. Тот,кто ошибается поворачивается спиной в круг. Катя,Катя,катерина!

Нарисована картина!

Катя с ярмарки идёт

И корзиночку несёт.

В этой маленькой корзинке:

Два орешка и ботинки,

Макароны,огурцы,

Помидоры и шары.

Кружева,селёдка,

Апельсин и кошка.

В этой маленькой корзинке

Есть печенье и духи.

Кексы,кружево,машинки

Что угодно для души!

Все овощи разные. Давайте найдём с вами пизнаки различия овощей. (Дети рассматривают овощи и делают заключение о различии их по форме,цвету,величине,какова на ощупь поверхность.)

Игра "Назови овощ".

Назови овощ лишний по размеру:горошек,капуста,кабачок.

Назови овощ лишний по цвету:помидор,огурец,морковь.

Назови овощ лишний по форме:капуста,горох,огурец.

Назови овощ лишний по вкусу:лук,чеснок,морковь.

Назови овощ лишний на ощупь:лук,капуста,помидор.

Овощи и фрукты можно заготовить не только дома,но и купить в магазине. А в магазин их привозят из овощехранилищ. А овощи,которые не могут храниться в свежем виде-отправляют на консервный завод. Там их переработают и сделают вкусные салаты и заготовки для супов. Овощи можно ещё и сушить,а потом использовать для приготовления различных блюд. Спасибо земле-матушке за щедрые дары! Не страшна людям теперь зима лютая.

Для чего люди выращивают овощи?(Ответы детей.)

А чем полезны овощи?(Ответы детей.)

Без овощей человеку не обойтись ни дня. Овощи находятся в тарелке обыкновенного картофельного супа.(Показываю схему,перечисляем овощи.) Ещё больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.(Рассматриваем схемы.)

Игра "Овощной суп".

На доске выкладываются картинки с изображением названных овощей.

Суп из картофеля-картофельный.

Суп из моркови...

Суп из гороха...

Суп из лука...

Суп из свеклы...

Суп из капусты...

Суп из томатов...

Все ли овощи одинаковы на вкус? (Детям предлагается закрыть глаза и попробовать сырую и вареную морковь.)

А что полезнее для здоровья сырые или варёные овощи? (Ответы детей.)

Да, для здоровья очень полезно есть сырые овощи,так как в них много витаминов,которые нужны всем детям и взрослым.Варёные овощи вкусны,но не так полезны. Часть витаминов разрушается при варке.

Игра с обручами.

Воспитатель берёт два обруча:красный и синий. Кладёт их так,чтобы обручи пересеклись. Далее объясняет:в обруч красного цвета надо положить овощи,которые едят только сырыми,а в обруч синего цвета-те,которые едят варёными. А тамЮгде обручи пересеклись,должны находится овощи,которые употребляют в пищу и сырыми,и варёными. (Дети берут по овощу и по очереди кладут его в то место,куда считают нужным,объясняя при этом свой выбор.) У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?(Ответы детей.)

Традиция-слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача. То есть традция-это то,что передаётся от одного поколения к другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? (Ответы детей.)

Есть традиция отмечать День Рождения членов семьи и дарить в этот день подарки. В России есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы. Во всех странах существует традиция встречать Новый год в 12 часов ночи.

А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд. У разных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо,которое зависит от того,что выращивают в той или иной стране. Например в Китае выращивают рис и поэтому они много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (Ответы детей.)

Какие наши национальные блюда вы знаете? (Ответы детей.)

В России очень любяи щи,про них мы сегодня уже говорили. У русского народа есть и такая поговорка:"Щи и каша-пища наша".

А какой вы знаете русский национальный напиток,который хорошо утоляет жажду? (Квас.) Вот сейчас мы с вами попробуем приготовить русское национальное блюдо-холодник или окрошку. Нам понадобятся овощи:квашеная капуста,зелёный лук,укроп,солёные или маринованные грибы,свежие огурцы.(Все овощи заранее помыты и порезаны.) Их мы выкладываем в большую миску,добавляем варёные яйца,соль и сахар по вкусу. Всё смешиваем,добавляем квас и сметану. Пробуем.

Всем, кто нас видел,всем,кто нас слышал,доброго здоровья и низкий поклон!

Используемая литература.

Ивашкевич Н.П. Простые блюда старой русской кухни.-Энергоатомиздат.С-Пб.,1992.

Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи.Временагода.Лес.Грибы.

Издательство Айрис-Пресс,2009.

Ушакова О.Д. Загадки и пословицы о природе и погоде.Справочник школьника.

ООО "Издательский дом "Литера".С-Пб.,2007.

Шорыгина Т.А. Овощи.Какие они? Книга для воспитателей,гувернёров и родителей.

Издательство "Гном и Д",2009. Знать хотите,дети?

Конспект занятия

«Осенние заботы человека»

в форме познавательного занятия.

Цель: Формирование знаний о труде людей осенью.

Задачи:

1. Дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме.

2. Закрепить знания об овощах и фруктах.

3. Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.

4.Развивать познавательную и творческую активность детей.

Форма: познавательное занятие.

Оборудование:

Картины о труде людей осенью.

Иллюстрации овощей, фруктов.

Наглядный материал к игре «Собираем урожай»

Трафареты с корзинками для игры «Помоги Маше», цветные карандаши.

Возраст детей : 5-6 лет.

Ход занятия:

  1. Организационный момент, введение в тему:

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Отгадайте – ка загадку:

Несет нам урожаи,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья раздевает,

Но не касаясь елочек и сосен

Так кто же это? - ...

(Осень)

Дети: Осень! (хором)

Педагог: Верно! Мы говорили о золотой осени, о её приметах и об осенних хлопотах животных и птиц. Расскажите, как хлопочут осенью птицы и звери? (ответы детей)

А сегодня мы узнаем, как же мы с вами - люди готовимся к зиме.

  1. Основная часть.

Педагог: Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что бы было?

Дети: Животные не успеют подготовится к зиме и погибнут, птицы не успеют улететь на юг, насекомые не успеют спрятаться.

Педагог: Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью все трудятся: и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовится к суровой зиме. А как же люди готовятся к зиме?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, прежде всего, это сбор урожая. (Педагог вывешивает картинки с изображением уборки зерновых)

В жаркие летние дни убирают земледельцы зерно с полей. Осенью предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того, как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно на всю зиму.

Всю зиму люди будут питаться полезными и вкусными крупами: манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными и пшеничными хлопьями.

Нужна мука – покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная. Будут и макароны, и лапша, и хлеб, и булки, и пряники, и пироги, и печенья. Вот сколько вкусного и съедобного!

А что еще съедобного вы знаете? Давайте поиграем в игру «Съедобное – несъедобное»

Игра с мячом «Съедобное-несъедобное»

Цель игры : закрепление названий предметов, которые можно употреблять в пищу.

Педагог бросает ребенку мяч и называет предмет. Если он съедобный – ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает двумя руками.

После игры дети рассаживаются по местам.

Педагог : Позаботился человек о зерне, теперь и об овощах пора подумать. (Педагог вывешивает картинку с изображением уборки картофеля с полей)

Какие овощи собирают на полях?

Дети: Картофель, морковь, свеклу, капусту, чеснок, лук, горох, фасоль, помидоры, огурцы.

Педагог: Как же хранят овощи зимой? Картофель складывают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы.

Педагог: А как заготавливают помидоры и огурцы? Капусту?

Дети: Капусту солят или квасят, огурцы и помидоры закатывают в банки.

Педагог: Молодцы! А что же делают с фруктами?

Дети: Варят компоты, варенья, сушат.

Педагог: Давайте и мы заготовим овощи и фрукты на зиму. В банку с рассолом мы положим овощи, а в банку с сиропом – фрукты.

Игра «Заготовочки»

Дети, поочередно выходят к столу, берут любую картинку, называют, что это и в какую банку они положат данный фрукт или овощ. Вставляют картинку в прорезь в баночке.

Например,: - Я взял яблоко, это фрукт, я положу его в банку с сиропом.

Я взяла огурец. Это овощ, я положу его в банку с рассолом.

Педагог: Как хорошо мы потрудились! Вот какие заготовочки сделали на зиму!

Работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля требует ухода и бережного отношения. Осенью разбрасывают по земле удобрения (навоз, перегной, минеральные вещества) и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви. (Педагог вывешивает картинку с изображением людей работающих в саду)

Давайте, и мы с вами подготовим землю к следующему году!

Динамическая пауза

Иван, Иван, -

Вырывай бурьян,

(дети наклоняются и обеими руками «вырывают сорняки»,

отбрасывают их в сторону от себя)

чтоб росла редиска,

чтоб росла морковка,

зеленел лучок

(имитируют посев семян)

Не ленись, дружок!

(имитируют работу с граблями, лопатой, тяпкой)

Чтобы была репка

сладкая и крепкая,

Чтоб капусты кочанок

Рос большой, как чугунок!

(делают широкий круг, растягивая руки)

Педагог: Много работы у человека осенью на земле. А дома что надо делать?

Дети: Окна оклеить, утеплить двери, в деревне - дров наколоть, уголь привезти.

Педагог: Молодцы!

- Ребята, звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

Дети: Вещи теплые: шубы, шапки, шарфы, варежки, обувь теплую.

Педагог: Правильно! Вы подготовили свои вещи теплые?

Дети: Да!

Педагог: Вот и девочка Маша тоже готовилась, готовилась, да и потеряла варежку. Ох, и Маша-растеряша! Давайте поможем Маше? У вас на столе лежат листочки, на них нарисованы варежки. Нужно раскрасить вторую варежку точно так же, как раскрашена первая. Будьте внимательны!

Игра «Помоги Маше»

Цель игры: развитие восприятия цвета, формы. Помогает анализировать расположение предметов в пространстве.

Педагог: Вот какие молодцы! Машенька спасибо вам говорит.

  1. Итог занятия. Рефлексия.

Педагог: В народе говорят: « Как осенью поработаешь, так зимой покушаешь»

- Как вы понимаете эту народную поговорку?

Педагог: Наше занятие подошло к концу. Мы хорошо подготовились к зиме.

Что нового, интересного узнали на занятии?

Что запомнилось вам больше всего?

Педагог: Вот она, какая щедрая осень!

Осень скверы украшает. Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем. Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде, И в лесу, и у воды

Приготовила природа. Всевозможные плоды.

На полях идет уборка- Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку, Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья, Запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье, В погреб яблоки кладет.

Уродился урожай- Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду. Пригодится урожай!

Педагог: И для нас с вами сегодня осень сделала подарок. Это – сочные, наливные яблочки! Угощайтесь! И не забудьте сказать спасибо!

Дети: Спасибо!

Педагог угощает детей яблоками.


Гатауллина Гульнара Алимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС КВ "Солнышко"
Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, п.г.т. Уренгой
Наименование материала: конспект
Тема: Прогулка в старшей группе "Осенние хлопоты"
Дата публикации: 19.10.2016
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДС КВ « СОЛНЫШКО» Пуровского района п.г.т. Уренгой Открытый показ организации осенней прогулки «Осенние заботы» с детьми старшей группы « Непоседы» для педагогов МБДОУ «ДС КВ «Солнышко» Воспитатель: Гатауллина Г.А. Дата проведения 13.10.2016г.

Уренгой 2016г.

Цель:
Повысить мотивацию и интерес детей к прогулке.
Задачи
: выявить и расширить представления детей о сельскохозяйственном транспорте; развивать у детей двигательную активность, умение координировать движения с текстом, действовать в подвижных играх по правилам, выбирать водящего с помощью считалок; умение отвечать на вопросы воспитателя, обогащать словарный запас (зерноуборочные, сельскохозяйственный, молотилка, жатка); закреплять знания о признаках осени. Воспитывать дружеские отношения между детьми. Приоритетные области: «Физическое развитие», «Речевое развитие». Интеграция образовательных областей:  Речевое развитие (РР) - владение речью как средством общения, обогащение активного словаря; развитие связной диалогической речи.  Физическое развитие (ФР) - приобретение опыта двигательной деятельности, развитие координации движений; овладение подвижными играми с правилами.  Социально – коммуникативное развитие (СКР) - развитие общения и взаимодействие детей между собой; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности; формирование позитивных установок к различным видам труда.  Познавательное (ПР) - развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений, о свойствах объектов окружающего мира.

Ход прогулки:
Организационный момент. Активизация внимания. - Какое сейчас время года? - А как вы догадались, что осень? - Перечислите признаки осени. - А давайте поиграем в
игру «Осеннее настроение
». Какая осень заставляет нас быть грустными? (идет дождь, на улице холодно) - Какая осень нас радует? (когда светит солнышко, тепло) - Я буду называть признаки погоды, а вы будете изображать настроение. J Пасмурная J Золотая J Дождливая J Солнечная J Хмурая J Светлая J Тоскливая J Холодная J Яркая, теплая, разноцветная. - Вот и ваше настроение изменилось. Вы стали веселыми, улыбки засветились на ваших лицах. Ребята, а что происходит осенью с живой природой? Нам подскажет об этом лесное эхо.
Подвижно-речевая игра
Воспитатель. Эхо лесное спросить я хочу: «Куда это листья лесные пропали? Дети. Опали, опали, опали… Воспитатель. Травы лесные, вас я не вижу?» Дети. Ниже, ниже, ниже…. Воспитатель. Цветы луговые, а вы что пропали? Дети. Завяли, завяли, завяли… Воспитатель. Птички-певички давно вы не пели? Дети. На юг улетели, на юг улетели …. Воспитатель. Рыбки речные, вы где? Дети. На дне, в глубине. На дне, в глубине! Воспитатель. Лягушки и жабы, куда подевались? Дети. В ил закопались, в ил закопались, Воспитатель. Волки и зайцы, про вас мы не знаем!
Дети. Линяем, линяем, линяем! Воспитатель. Так что же случилось в лесу, мы спросим? Дети. Осень, осень, осень! - Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку. Какой месяц сейчас идет? - Ой, посмотрите, что это у нас - посылка. Наверно это вам, здесь ваша фотография. Давайте откроем, посмотрим. Здесь письмо и еще конфеты, зачем то. Давайте узнаем, что в письме. «Здравствуйте ребята группы «Непоседы»! пишет вам председатель колхоза «Заря». У нас случилась беда. Уже осень, холодает, нам надо вовремя убрать с поля урожай, но сломалась наша единственная зерноуборочная машина. Помогите нам, найдите недостающуюся деталь и доставьте ее нам. За это мы вам высылаем угощения. Заранее благодарим. Председатель». - Ну что ж, надо помочь ребята? Вы согласны? А теперь, давайте посмотрим, что же это за машина зерноуборочная. Дети достают с посылки картинки с изображениями машин: камаз, пожарная машина, комбайн. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) - Какая же из них нам нужна? - Правильно, комбайн. А остальные машины, какого вида транспорта. - Да, камаз – грузовой вид транспорта, пожарная – спецтранспорт, а комбайн, кто скажет? - Комбайн, ребята, это сельскохозяйственный вид транспорта. К этому виду еще относят такие машины: молоковоз, трактор, стоговоз, косилки и много других. Здесь в посылке лежат еще картинки с деталями от машин. Какая же деталь нужна комбайну. Рассмотрим. - Правильно, кабина нужна камазу, лестница – пожарной машине, а эта деталь нужна комбайну. Она называется жатка, молотилка. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Сейчас мы отправим письмо с нужной частью для комбайна, чтоб председатель успел до снега убрать урожай. - Давайте представим и мы себя колосьями. И нас должен собрать комбайн. Я вам раздаю карточки с изображением колосьев: пшеница, рожь, ячмень.
Игра

называется «Лети, колосок, ко мне в кузовок» (игра средней

интенсивности).

Цель игры: закрепить умение детей различать и называть колосья по

форме, развивать память, внимание, умение соотносить движения со

словами.
(Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и говорит: «Ржаной колосок, лети в мой кузовок». Ребята, в руках которых
ржаные колосья подбегают и кладут их в корзину. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзину). (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) - Молодцы, ребята. А сейчас отгадайте загадки, слушайте внимательно, отгадки рядом с вами. J Стоят в один ряд острые пальчики – Цап-царапки: - Подбирай охапки. (грабли) J Когда наводят дружно Порядок и уют, Все, что совсем не нужно, Мне люди отдают (Мусорное ведро). - Давайте же соберем ненужную опавшую листву, покажем какие мы помощники. - Ребята, какие вы молодцы! Как теперь чисто у нас на участке. - Постойте, посмотрите, здесь на столике у меня лежали листочки сухие, а сейчас они влажные. Почему так произошло? (во время прогулки положить свои бумаги на стол)
Познавательно-исследовательская деятельность «Какой осенью воздух?»

Цель: учить детей способам исследования окружающего мира на

примере проведения опыта с воздухом. Развивать логическое мышление,

любознательность, речь.
- Правильно, воздух осенью влажный. А как высушить листы? (батарея, в теплом месте, утюгом) Где быстрее высохнет? Мы придем в группу и разложим листы в разные места и узнаем, где быстрее высохнет. - Ребята, какие вы у меня умные и смышленые. Теперь можно и поиграть в подвижные игры «Мышеловка», «Мой веселый звонкий мяч». (ПРИЛОЖЕНИЕ 4- описание игр) - А сейчас ко мне подойдут те ребята, которых я назову.
Проводится индивидуальная игра с Алиной, Димой, Машей. Игра

«Достань листочек» - допрыгнуть до листка с места, с разбега.
- А сейчас, ребята мы переходим на спортивную площадку. Происходит смена площадки, вся группа переходит на другую площадку и продолжает самостоятельную двигательную игровую деятельность.
Итоговая работа:
Отправка письма председателю колхоза «Заря» и раздача сладких угощений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Пшеница рис 1 Рожь рис 2 Ячмень рис 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Подвижная игра «Мышеловка»
Двое становятся друг против друга соединяют руки и поднимают их повыше. Оба хором говорят: - Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем! Задача играющих, пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот, кто попал в мышеловку, присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна мышь - победительница.
Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»
Выбирается один ребенок, он имитирует мяч, подпрыгивает на двух ногах, пока произносится текст: Мой Веселый Звонкий Мяч, Ты куда Помчался Вскачь? Красный, Желтый, Голубой, Не угнаться За тобой! С. Маршак Закончив, он произносит: "Сейчас догоню!" Все остальные ребята убегают от мячика, который ловит их. Первый пойманный становится мячом.

Тема : «Осень золотая».

Цель : закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней; учить понимать закономерности явлений природы.

Ход занятия

В гости к детям приходит Чепухарь.

Чепухарь. Привет, ребята! Айда купаться на речку! Погода сегодня замечательная! Вот будет здорово! Босиком, в одних трусиках, разбежимся -ив речку. Скорей собирайтесь! (Дети высказывают свое мнение на это предложение.)

Воспитатель (выслушав ребят). Постойте, а какое сейчас время года? (Осень.) Так давайте же объясним Чепухарю, почему вы думаете, что осенью на речку ходить купаться уже нежелательно. (Ответы детей).

Чепухарь. А вот и не осень: солнце светит - раз, шубы не носим - два, листья зеленые - три... (Дети спорят с Чепухарем.)

Воспитатель. Ребята, а какой месяц начинает осень? (Сентябрь.) А после сентября? (Октябрь.) А после октября? (Ноябрь.)

Воспитатель. Да, ребята, у осени свое рабочее расписание. Как у весны, только наоборот. Весенние первые месяцы холодные, а последние жаркие. А у осени наоборот, первые месяцы жаркие, а последние холодные. Осень начинается с теплого воздуха, но постепенно воздух охлаждается, солнце уже не так прогревает землю, особенно холодными бывают вечера и ночи. Высоко над головой начинает желтеть, краснеть, буреть листва на деревьях. Листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку), образуется дряблый поясок - лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю.

Ночью бывают заморозки. Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, знай, началась холодная осень. С этого дня все чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют сильные ветры и не сорвут весь роскошный наряд с деревьев. Это явление называется листопад.

Чепухарь. Все это чепуха! Пока листопада нет, значит продолжается лето.

Воспитатель . Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.

И к каждой осени у нас особая любовь.

Давайте подберем много слов-определений к первой, золотой осени. (Прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная и т. д.)

Послушайте, как красиво написал об осени поэт Ф.И. Тютчев:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена: «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Липа увядать начала, значит, и лето завяло. Не зря говорят в народе, что ходит лето в сапогах-скороходах. Давно ли встречали его, а вот и прощания пора настала. Появились золотые пряди на березах, багряно-красные - на рябинах, закружились в воздухе опадающие листья.

Удивительная, неповторимая эта пора-увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин на ветру и робком стрекотании кузнечика. В сентябре синица просит осень в гости. Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд.

Чепухарь. Все это чепуха! Все равно хочу на речку. Искупаться бы да позагорать! Смотрите, небо синее, солнце яркое!

Воспитатель . Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Дикие гуси и утки в дорогу собираются, а стрижи и ласточки уже улетели на юг.

Чепухарь. Все равно еще лето! Я слышал вчера гром, как летом.

Воспитатель. И осенью бывает гром. Есть такая народная примета: гром в сентябре предвещает теплую осень. Так что ты, Чепухарь, еще долго будешь радоваться с ребятами хорошей погоде.

Как ни хороша осенняя погода, как ни сытен сентябрьский лес, а все в природе готовятся к суровым холодам.

Одни птицы покидают родные места днем, другие - ночью; одни летят поодиночке, другие - стаями. Поодиночке летят кукушки, зарянки, в косой ряд выстраиваются утки, чибисы - в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином.

Змеи и лягушки прячутся под камни, пни; крот чистит подземные ходы и делает запасы; белка сушит грибы...

Вот уже и октябрь на пороге. Октябрь - предзимье, первый суровый месяц осени, урывает землю - когда листком, когда снежком.

В октябре линяет заяц-беляк, белка тоже меняет летний коричневый наряд на зимний голубовато-серый. И ежа можно увидеть на поляне, наколов на иголки листья, он несет их к себе в нору, готовит там мягкую подстилку на зиму.

Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родной реки. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Птицы улетели к теплым синим морям.

Осень золото роняет,

Холод пташек угоняет...

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг.

Чепухарь. Как жалко, что лето прошло. И осень проходит. Скоро холодно будет.

Воспитатель . Погоди, Чепухарь, не расстраивайся, холодная осень будет в ноябре, а пока радуйся теплу и солнцу, любуйся осенней красотой.

Наступит ноябрь, и осень сама уступит место зиме. Издревле на Руси первый день ноября считался проводами осени, началом зимы. У ноября - изо льда корона, из инея - перстенек, снегом низан поясок.

Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес,

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

(И. Мазнин)

Воспитатель . Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло очень много пословиц, примет и поговорок. По ним мы будем определять, какая будет осень в этом году. Расскажите Чепухарю, какие вы знаете приметы, поговорки...

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Если пузыри от дождя по воде — продолжительное ненастье.

Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.

Если ворона сидит на суку, нахохлившись, и хрипло каркает - к дождю.

Перед дождем дождевые черви выползают из нор.

Появились комары поздней осенью - к мягкой зиме.

Русский народ оставил нам огромное богатство - мудрые приметы, поговорки.

От осени к лету поворота нету.

Весна и осень - на дню погод восемь.

Весной дождь растит, а осенью - гноит.

Осенью семь погод на дворе-сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

Такие пословицы и приметы могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.

Чепухарь. Как интересно! Ребята, я уже не хочу на речку, боюсь простудиться. Давайте лучше отправимся в лес.

Воспитатель и дети поддерживают его. (Звучит тихая музыка, дети садятся на ковер, представляют с закрытыми глазами, как они находятся в осеннем лесу.)

В это время воспитатель расставляет осенние ветки, лесные ягоды, плоды, цветы, репродукции художников с осенними пейзажами. Дети открывают глаза и удивляются. Читают стихи об осени. После этого выходят с Чепухарем на прогулку, где любуются красотой осени.

Осень

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем дуб некогда зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите, роща золотом одета!

(3. Федоровская)

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

МБУ ДО «Дом детского творчества № 4»

Конспект занятия

«Осенние хлопоты человека»

в форме познавательного занятия.

Творческое объединение

«Мир природы»,

разработчик:

педагог дополнительного

образования

Рыжкова Н.В.

Новокузнецк

2015

Тема: «Осенние хлопоты человека».

Цель: Формирование знаний о труде людей осенью.

Задачи:

1. Дать понятие об осенних приготовлениях человека к зиме.

2. Закрепить знания об овощах и фруктах.

3. Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.

    Развивать познавательную и творческую активность детей.

Форма: познавательное занятие.

Оборудование:

Картины о труде людей осенью.

Иллюстрации овощей, фруктов.

Наглядный материал к игре «Заготовочки»

Трафареты с варежками для игры «Помоги Маше», цветные карандаши.

Возраст детей : 5-6 лет.

Ход занятия:

    Организационный момент, введение в тему:

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии? Я напомню вам загадкой:

Несет нам урожаи,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья раздевает,

Но не касаясь елочек и сосен

Так кто же это? - ...

(Осень)

Дети: Осень! (хором)

Педагог: Верно! Мы говорили о золотой осени, о её приметах и об осенних хлопотах животных и птиц. Расскажите, как хлопочут осенью птицы и звери? (ответы детей)

А сегодня мы узнаем, как же мы с вами - люди готовимся к зиме.

    Основная часть.

Педагог: Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что бы было?

Дети: Животные не успеют подготовится к зиме и погибнут, птицы не успеют улететь на юг, насекомые не успеют спрятаться.

Педагог: Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень – очень важный период года. Осенью все трудятся: и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовится к суровой зиме. А как же люди готовятся к зиме?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, прежде всего, это сбор урожая. (Педагог вывешивает картинки с изображением уборки зерновых)

В жаркие летние дни убирают земледельцы зерно с полей. Осенью предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того, как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно на всю зиму.

Всю зиму люди будут питаться полезными и вкусными крупами: манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными и пшеничными хлопьями.

Нужна мука – покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная. Будут и макароны, и лапша, и хлеб, и булки, и пряники, и пироги, и печенья. Вот сколько вкусного и съедобного!

А что еще съедобного вы знаете? Давайте поиграем в игру «Съедобное – несъедобное»

Игра с мячом «Съедобное-несъедобное»

Цель игры : закрепление названий предметов, которые можно употреблять в пищу.

Педагог бросает ребенку мяч и называет предмет. Если он съедобный – ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает двумя руками.

После игры дети рассаживаются по местам.

Педагог : Позаботился человек о зерне, теперь и об овощах пора подумать. (Педагог вывешивает картинку с изображением уборки картофеля с полей)

Какие овощи собирают на полях?

Дети: Картофель, морковь, свеклу, капусту, чеснок, лук, горох, фасоль, помидоры, огурцы.

Педагог: Как же хранят овощи зимой? Картофель складывают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы.

Педагог: А как заготавливают помидоры и огурцы? Капусту?

Дети: Капусту солят или квасят, огурцы и помидоры закатывают в банки.

Педагог: Молодцы! А что же делают с фруктами?

Дети: Варят компоты, варенья, сушат.

Педагог: Давайте и мы заготовим овощи и фрукты на зиму. В банку с рассолом мы положим овощи, а в банку с сиропом – фрукты.

Игра «Заготовочки»

Дети, поочередно выходят к столу, берут любую картинку, называют, что это и в какую банку они положат данный фрукт или овощ. Вставляют картинку в прорезь в баночке.

Например,: - Я взял яблоко, это фрукт, я положу его в банку с сиропом.

Я взяла огурец. Это овощ, я положу его в банку с рассолом.

Педагог: Как хорошо мы потрудились! Вот какие заготовочки сделали на зиму!

Работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля требует ухода и бережного отношения. Осенью разбрасывают по земле удобрения (навоз, перегной, минеральные вещества) и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви. (Педагог вывешивает картинку с изображением людей работающих в саду)

Давайте, и мы с вами подготовим землю к следующему году!

Динамическая пауза

Иван, Иван, -

Вырывай бурьян,

(дети наклоняются и обеими руками «вырывают сорняки»,

отбрасывают их в сторону от себя)

чтоб росла редиска,

чтоб росла морковка,

зеленел лучок

(имитируют посев семян)

Не ленись, дружок!

(имитируют работу с граблями, лопатой, тяпкой)

Чтобы была репка

сладкая и крепкая,

Чтоб капусты кочанок

Рос большой, как чугунок!

(делают широкий круг, растягивая руки)

Педагог: Много работы у человека осенью на земле. А дома что надо делать?

Дети: Окна оклеить, утеплить двери, в деревне - дров наколоть, уголь привезти.

Педагог: Молодцы!

- Ребята, звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

Дети: Вещи теплые: шубы, шапки, шарфы, варежки, обувь теплую.

Педагог: Правильно! Вы подготовили свои вещи теплые?

Дети: Да!

Педагог: Вот и девочка Маша тоже готовилась, готовилась, да и потеряла варежку. Ох, и Маша-растеряша! Давайте поможем Маше? У вас на столе лежат листочки, на них нарисованы варежки. Нужно раскрасить вторую варежку точно так же, как раскрашена первая. Будьте внимательны!

Игра «Помоги Маше»

Цель игры: развитие восприятия цвета, формы. Помогает анализировать расположение предметов в пространстве.

Педагог: Вот какие молодцы! Машенька спасибо вам говорит.

    Итог занятия. Рефлексия.

Педагог: В народе говорят: « Как осенью поработаешь, так зимой покушаешь»

- Как вы понимаете эту народную поговорку?

Педагог: Наше занятие подошло к концу. Мы хорошо подготовились к зиме.

Что нового, интересного узнали на занятии?

Что запомнилось вам больше всего?

Педагог: Вот она, какая щедрая осень!

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды

Приготовила природа

Всевозможные плоды.

На полях идет уборка-

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,

Запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

Уродился урожай-

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду

Пригодится урожай!

Педагог: И для нас с вами сегодня осень сделала подарок. Это – сочные, наливные яблочки! Угощайтесь! И не забудьте сказать спасибо!

Дети: Спасибо!

Педагог угощает детей яблоками.