Поделки из рыбьей чешуи. Fish Art - картины из рыбьих костей Елены Журавской


В семье украинской художницы Елены Журавской к столу каждый день подают блюда из рыбы: леща, карпа, толстолобика, селедки, щуки... И дело вовсе не в том, что рыбу здесь предпочитают другим продуктам. Елена Журавская - автор уникальных картин, которые состоят из рыбьих косточек , чешуи и даже рыбьих глаз, тщательно обработанных, отполированных и покрытых перламутровым лаком. Этому искусству она обучилась самостоятельно, и теперь каждый день совершенствуется в своем необычном хобби, а выставки ее картин крайне популярны и неизменно многолюдны. Шутка ли, такая красота, а всего лишь рыбьи косточки.


Впрочем, что здесь странного? Из слоновой кости уже давно делают потрясающие вещицы, которые также можно назвать произведениями искусства, вот мастерица и решила пустить в ход самые доступные кости, тем более, что добывать их можно самостоятельно. Рассказывая о своем творчестве, Елена Журавская смеется, что привлекает к работе всю семью: супруг приносит с рыбалки улов, она его чистит и готовит, домочадцы с удовольствием едят, а кошки помогают справляться с тем, что осталось несъеденным. Получив гору костей, художница их тщательно моет, очищает от остатков мяса, полирует и покрывает лаком, а рыбьи глаза вываривает до такой степени, чтобы они окончательно затвердели, превратившись в горошины, - и начинает выкладывать мозаику на черном бархате.





Пользуясь зубочистками, маникюрными ножницами и пилочкой, кисточкой и лаком ПВА, Елена Журавская сперва подгоняет части мозаики друг к дружке, переставляя и перестраивая композицию до бесконечности, пока она не станет идеальной. На это уходит иногда одна ночь, иногда неделя, а две последние картины, большие и сложные, художница выкладывала около года. Некоторые косточки ей приходится подрезать и подпиливать, а бывает и необходимость их согнуть, скрутить или выпрямить, если того требует композиционная задумка. Но иногда попадаются уже готовые "драгоценности" - так можно назвать кости интересной, необычной формы, которые встречаются у экзотических морских и океанских рыбин, редко попадающих на прилавки наших магазинов.





Работать с костями и чешуей Елена Журавская начала больше семи лет назад. Все делала сама, по наитию, ведь учебников и мастер-классов по этому виду искусства еще не придумали. Сегодня она уже сама проводит мастер-классы, рассказывает об особенностях и тонкостях работы с таким необычным и по-своему капризным материалом как кости и чешуя разных рыбин. Выставки картин Елены Журавской проходят как в родном Киеве, так и в других городах России и Украины.

Мастер-класс. Декоративное панно. Фея «Осень» (Чудо-дерево) из косточек рыб.


Автор. Генчева Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования, МОУ ДО «Днестровский детско-юношеский центр», Приднестровская Молдавская Республика.
Данный мастер – класс рассчитан на работу в детском творческом объединении с обучающимися 9-10 лет и старше, для педагогов, родителей.
Назначение: изготовление подарков, индивидуальная работа с детьми.
Цель: создание декоративного панно по теме «Осень», используя рыбные косточки.
Задачи. Совершенствовать умения работать с рыбными косточками. Закреплять навыки выполнять аппликацию из засушенных листьев. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию, чувство цвета. Воспитывать интерес к работе по изготовлению панно из необычного пригодного материала.

Вы любите рыбу? Ни в коем случае не выбрасывайте косточки! При творческом подходе, даже такое, казалось бы, абсолютно бесполезное «приобретение» - может послужить отличным природным материалом для поделок. Оказывается картины из рыбьих костей – делали еще в древности. В королевском музее Эдинбурга находится картина «Корзина с цветами» неизвестного мастера, которая выложена из косточек пикши. Не только рыбные кости, но и плавники с чешуей в ход идут. Самый долгий и не очень приятный этап - это очистка костей. Моем их под проточной водой с зубной щеткой. Затем помещаем в миску с горячей водой и моющим средством для посуды на несколько часов, меняем воду несколько раз (3-4). Чистые косточки сушим на подоконнике. Через пару дней можно работать. Кости от рыбьих голов, хребта и у плавников различных рыб имеют очень разнообразные формы. Особенно интересны кости из головы судака и карповых рыб. Верхние плавники у окуней, щук и многих других рыб тоже имеют интересные разновидности иглоподобной формы. Крупная чешуя карповых рыб используется для плоской инкрустации и мозаичного выклеивания, выкладки декоративных цветов, для оклеивания снежного пейзажа в картинах.
А дальше все зависит от полета фантазии. Кто-то красит косточки красками и составляет из них целые букеты разноцветных цветов, кто-то покрывает рыбьи косточки перламутровым лаком и на темном фоне бархата это очень эффектно смотрится -лаконичные и стильные картины.
Ход работы.
Оборудование:
- рыбные кости;
- клей универсальный (для потолочных плит), ПВА;
- кисть;
- стекло;
- картон;
- цветная бумага;
- засушенные листья;
- акриловые краски, золотистый лак;
- рамка.


Пошаговый процесс изготовления панно
1. Подбираем и выкладываем, заранее очищенные рыбные кости, нужной формы, размера в соответствии с вашим задуманным образом. Можно выложить цветы, листья, бабочек и т.д.


2. У меня получилась прекрасная Фея, королева «Осень», но если работу перевернуть, то можно увидеть чудо – дерево или цветок, колышущейся на ветру.


3. Начинаем окрашивать. Можно было бы оставить кости и натурального цвета, покрыть лаком, но это же «Осень», поэтому выбираю соответствующие цвета.


4. Окрашиваем сначала желтым цветом, затем оживляем зеленым, оранжевым.


5. Я работаю акриловыми красками. Они отличаются яркостью и чистотой цвета, легко наносятся, смешиваются с водой. При высыхании образуют эластичную, несмываемую пленку.



6. Вот такая яркая золотая «Осень».


7. Подготавливаем и очищаем стекло. Я задумала приклеить центральный элемент композиции на стекло. По моему мнению, это позволит передать глубину и прозрачность воздуха.


8. Начинаем переносить кости на стекло, сохраняя образ.


9. Готовый образ на стекле.


10. Начинаем приклеивать кости. Технология приклеивания костей напоминает работу с ракушками. Выпуклые кости, у которых мало мест соприкосновения со стеклом приклеиваем следующим образом: в углубление кости вклеиваем кусок скомканной газеты, так чтобы она не была выше краев. Затем наносим клей на края кости, которые прикасаются к стеклу и на газету.


11. Несколько секунд (15-20) держим, пока клей не подсохнет.


12. На кости более плоские клей распределяем равномерно.


13. Таким образом, приклеиваем все кости.



14. Самая сложная работа окончена.


15. Переходим к основе – фону. На подготовленный картон приклеиваем цветную бумагу.


16. Оставляем под прессом сохнуть.


17. На получившуюся основу выкладываем засушенные листья, композиция зависит от вашей фантазии.


18. Листопад, букет из листьев и др.


19. Приклеиваем засушенные листья, используя клей ПВА.



20. Сухие листья очень хрупкие и ломкие. Клей лучше наносить на лист, положенный на твердую поверхность, а не на весу. Это позволит его сохранить целым.


21. Закончили работу над основой.


22. Аккуратно накладываем стекло на фон.


23. Придаем сияние. Можно приклеить стразы, блестки, перо на шляпу. Я же ограничусь золотистым лаком.


24. На стекле обвожу по контуру несколько листьев – это объединит все части композиции.


25. Загадочная фея готова.

На столе у Елены Журавской рыба гость ежедневный. Чего только не готовят в её семье - и карпа, и селедку, и щуку, и множество других видов рыб. И дело не в особой любви к рыбе домочадцами женщины. Просто Елена создает удивительные неординарные картины из рыбьих чешуек, косточек, а иногда даже глаз. Перед созданием картин художница материал полирует и покрывает лаком.

Женщина сама научилась делать картины и такого необычного материала а с каждым днем её работы становятся все более совершенными. На выставки этих творений ходит множество людей. Ведь это невероятно - такая прелесть, сделанная из рыбьих скелетов.

Но ничего особо необычного тут нет, если задуматься. Ведь слоновья кость с давних времен популярна, а наша мастерица решила работать с более доступным материалом, который можно добыть лично.

Муж Журавской исправно ходит на рыбалку, сама Елена его готовит, потом кушают рыбу всей семьей, смотрят самые веселые Сваты 6 . Кошки доедают остатки, а далее уже кости промываются и после полировки покрываются лаком. Чтобы выложить мозаику из рибьих глаз, первоначально их нужно выварить до состояния твердых горошин.

В работе художница использует ножницы, зубочистки, пилочку, лак ПВА... Очень долгое время уходит на подгон частей картины. Две свои последние картины художница делала около года.

Бывает такое, что для композиции косточки нужно подрезать, согнуть или выпрямить, а бывает, что находятся настоящие шедевры - в основном в экзотических рыбках, которые у нас нечасто встретишь в магазинах.

Вот никогда бы сама не догадалась, из чего на самом деле сделаны эти кружевные полотна. Материал очень специфический, у многих вызывающий не очень приятные эмоции и ассоциации. Но, если начать разбираться, то умом можно понять, что ничего «такого» в художественном применении костей умерших организмов нет.

Делают же статуэтки из слоновой кости? Делают. Чем рыбьи косточки хуже?)) Наверное, так рассуждала киевлянка Елена Журавская , когда решилась попробовать создать картину-мозаику из косточек на черном бархате.

Занимается Елена этим необычным делом уже семь лет. За это время ее семьей было куплено-поймано-съедено много разной рыбки. Рыбные блюда у них на столе присутствуют ежедневно, причем из рыбки разных сортов (у каждой разновидности – косточки разной формы и фактуры). Я вот подумала, какую пользу приносит хобби Елены ее семье – рыбка (очень ценный питательный продукт) съедается, отходами лакомятся кошки, косточки обрабатываются и идут в дело, Елена творит … Очень полезное во всех смыслах у нее занятие!))

Перед использованием материал (кости) Елена хорошенько вываривает, потом разбирает, сортирует, рассматривает, прикладывает. Из рыбьих глаз у нее получаются настоящие жемчужины, причем нестареющие (в отличие от настоящего жемчуга). За годы практики Елена наработала свои секреты, научилась косточки выравнивать, изгибать, даже завивать (как на картине с горохом). Инструменты использует очень простые – пилочка для ногтей, молоток, ножницы, кисточка (для удаления с бархата пылинок), клей ПВА и перламутровый лак для ногтей.

В родном для Елены Киеве периодически устраиваются выставки ее работ. Хочется, чтобы ее творчество увидели и в других городах и странах. Желаю ей дальнейших успехов и много вдохновения!

В семье украинской художницы Елены Журавской к столу каждый день подают блюда из рыбы: леща, карпа, толстолобика, селедки, щуки... И дело вовсе не в том, что рыбу здесь предпочитают другим продуктам. Елена Журавская - автор уникальных картин, которые состоят из рыбьих косточек , чешуи и даже рыбьих глаз, тщательно обработанных, отполированных и покрытых перламутровым лаком. Этому искусству она обучилась самостоятельно, и теперь каждый день совершенствуется в своем необычном хобби, а выставки ее картин крайне популярны и неизменно многолюдны. Шутка ли, такая красота, а всего лишь рыбьи косточки.

Впрочем, что здесь странного? Из слоновой кости уже давно делают потрясающие вещицы, которые также можно назвать произведениями искусства, вот мастерица и решила пустить в ход самые доступные кости, тем более, что добывать их можно самостоятельно. Рассказывая о своем творчестве, Елена Журавская смеется, что привлекает к работе всю семью: супруг приносит с рыбалки улов, она его чистит и готовит, домочадцы с удовольствием едят, а кошки помогают справляться с тем, что осталось несъеденным. Получив гору костей, художница их тщательно моет, очищает от остатков мяса, полирует и покрывает лаком, а рыбьи глаза вываривает до такой степени, чтобы они окончательно затвердели, превратившись в горошины, - и начинает выкладывать мозаику на черном бархате.

Пользуясь зубочистками, маникюрными ножницами и пилочкой, кисточкой и лаком ПВА, Елена Журавская сперва подгоняет части мозаики друг к дружке, переставляя и перестраивая композицию до бесконечности, пока она не станет идеальной. На это уходит иногда одна ночь, иногда неделя, а две последние картины, большие и сложные, художница выкладывала около года. Некоторые косточки ей приходится подрезать и подпиливать, а бывает и необходимость их согнуть, скрутить или выпрямить, если того требует композиционная задумка. Но иногда попадаются уже готовые "драгоценности" - так можно назвать кости интересной, необычной формы, которые встречаются у экзотических морских и океанских рыбин, редко попадающих на прилавки наших магазинов.


Работать с костями и чешуей Елена Журавская начала больше семи лет назад. Все делала сама, по наитию, ведь учебников и мастер-классов по этому виду искусства еще не придумали. Сегодня она уже сама проводит мастер-классы, рассказывает об особенностях и тонкостях работы с таким необычным и по-своему капризным материалом как кости и чешуя разных рыбин. Выставки картин Елены Журавской проходят как в родном Киеве, так и в других городах России и Украины.