Презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему: Путешествие по Карелии. Моя малая Родина

Наталья Ефремова
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Герб и флаг Карелии»

Задачи :

обучающие : закреплять знания о флаге и гербе Карелии , «учить читать» заложенную в них информацию, познакомиться с понятием «символ» , с историей происхождения герба ;

развивающие : активизировать словарь детей по теме, совершенствовать грамматический строй речи (составление простых и распространенных предложений, обогащать и развивать связную речь детей, внимание, память;

воспитательные : воспитывать у детей любовь и уважение к родному краю, своему государству, республике и его символам (флаг , герб Карелии ) .

Интеграция образовательных областей : "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Оборудование : флаг и герб Карелии , карта Карелии , коллаж «Лесные обитатели карельских лесов » , стихи карельских поэтов Ю . Никонова, А. Иванова, трафареты с деталями карельского герба , иллюстрации, фото с карельскими пейзажами , аудиозапись песни «Долго будет Карелия сниться » , пособие для дыхания.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель предлагает посмотреть детям на карту Карелии и ответить какие цвета преобладают на ней и почему. Выясняет с детьми, что на карте много зеленого цвета. Это карельские леса . Лес – это богатство Карелии , из древесины делают бумагу, на бумаге мы рисуем, на бумаге печатают книги, учебники, газеты, журналы. В лесу живут много различных животных. Воспитатель обращает внимание на коллаж , на котором изображены обитатели карельских лесов .

Так же на карте много синего цвета – это озера и реки. Не даром Карелию называют краем тысяч озер. В Карелии находится самые крупные озера Европы – Ладожское и Онежское. На берегу Онежского озера стоит наш любимый Петрозаводск, это самый большой и красивый город нашего края. Город Петрозаводск – столица Карелии . Дети находят на карте Онего и Петрозаводск.

На календаре месяц ноябрь, но у нас все занесено сугробами. Почему так происходит? Дети отвечают, что Карелия – это северный край и зима к нам приходит раньше, чем на юге.

Чтение воспитанником отрывка из стихотворения Ю. Никонова «Метель»

Метельная, веселая

Карельская зима !

Над садиком,

Над школою

Снежинок кутерьма,

Зима идет! Зима идет! –

Мы радостно поем.

Зима идет,

Метель метет

Широким рукавом.

Засыпала окошки,

Садовые дорожки,

По городу прошла

Весь город замела.

Воспитатель спрашивает детей о том, как называется сильный ветер со снегом, который так часто бывает в нашей Карелии зимой . Дети отвечают, что это вьюга.

Динамическая пауза. Дыхательная гимнастика "Снежная вьюга"(с использованием пособия для дыхания. Дети дуют тихо, с силой, используя короткий выдох и долгий)

Переходим с детьми к мольберту, где расположен флаг Карелии . Воспитатель задает вопрос что это, какие цвета мы видим на карельском флаге и что они означают . Ответы детей. Красный цвет обозначает отвагу, смелость, огонь, любовь, доброта, честность. Слово «красный» раньше обозначало красивый, лучший. Синий цвет – Карельские реки и озера , небо, верность, правду, веру. Зеленый – леса Карелии , богатство и разнообразие животного мира .

Динамическая пауза. Карельская народная игра "Сеть и рыба"

Воспитатель показывает детям герб Карелии . При рассмотрении герба выясняем , что герб похож на щит , его фон имеет то же сочетание цветов что и флаг : красный, синий, зеленый. Есть золотое обрамление с изображением ели с левой стороны и сосны с правой. Почему? Вспоминаем, что лес – это наше богатство.

Нет лесам карельским края .

Сосны – чуть пониже туч!

По стволам смола стекает,

И с утра на них играет

Золотой зайчонок – луч.

Словно в синем море волны,

Лес шумит, прохлады полный.

В зелень яркую одетый,

Он хорош в разгаре лета,

Но прекрасен и зимой под пушистой бахромой.

Рассматриваем с детьми иллюстрации, где лес изображен в разное время года .

Продолжаем рассматривать герб , в середине изображен профиль стоящего медведя. Медведь – «хозяин» в карельском лесу , он самый сильный, большой и красивый. Он символизирует мужество, отвагу и силу. Золотая восьмиконечная звезда над гербом – символ вечности , процветания, счастья, богатства, символ солнца.

Делаем с детьми вывод, что Карелия – это наша Родина , которую мы все любим.

Чтение воспитанником стихотворения А. Иванова «Люблю тебя, Карелия » .

Люблю тебя, Карелия ,

Твои озера ясные,

И водопады грозные,

И тихие луга.

Люблю тебя, Карелия ,

Твои леса прекрасные,

И вечера морозные,

И белые снега.

Воспитатель предлагает детям изготовить карельский герб . Дети переходят к столам, на которых лежат трафареты с деталями изображений карельского герба , набор цветной бумаги, простые карандаши, ножницы, клей.

Воспитатель даёт краткий инструктаж по изготовлению работы.

Дети самостоятельно делают аппликацию карельского герба под аудиозапись песни «Долго будет Карелия сниться » .

После практической части рассматриваются и анализируются выполненные работы детей.

Подводится итог занятия : о чём говорили, что нового узнали. Даётся характеристика работы детей на занятии.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Путешествие по стране Карелия Северная жемчужина России Шипилина В.Д.

Слева, на западе, Карелия граничит с Финляндией. На востоке Карелия – с Архангельской областью, на юге - с Вологодской и Ленинградской областями. А если поехать на север, то мы попадем за полярный круг, а потом в Мурманскую область. Соседи Карелии

Символика Карелии Флаг Герб Зеленый – природа и растительность Синий - цвет озер и рек Карелии Красный - цвет силы, мужества и храбрости народа Золотой - цвет верховенства, величия и богатства Центральный элемент герба - фигура медведя. Медведь у карел особо почитался. На вершине герба - восьмиконечная золотая звезда, символ путеводной звезды народа. Шипилина В.Д.

Природа Карелии и климат Половина территории Карелии – леса. И очень много озер и рек. В Карелии много камней – следов древнего ледника. Зима достаточно мягкая, а вот лето – прохладное. Шипилина В.Д.

Лапы и копыта: кого можно встретить в карельских лесах Медведи - хозяева карельских лесов. Волки - еще одни знакомые многим и довольно опасные лесные жители, сегодня их в Карелии не так много. В лесах на юге республики живут самые крупные дикие кошки Европы - рыси. Эти довольно милые на первый взгляд животные вооружены длинными и очень острыми когтями. Н а территории Карелии обитают разные животные, многие из которых, занесены в Красную книгу. Шипилина В.Д.

Природа Карелии В Карелии очень много хвойных деревьев, там можно найти ель, которой больше 170 лет. В Карелии растет береза, она всегда очень ценилась в народе, из-за своей красоты и особой прочности. Также там можно найти много ягод: морошку, чернику, голубику, бруснику, клюкву, И много разных грибов Шипилина В.Д.

Самые крупные водоемы Карелии Онего (Онежское озеро) – второе по величине в Европе. На берегу Онеги находится столица Карелии – Петрозаводск. Ладога (Ладожское озеро) – первое по величине в Европе. Ладога – озеро с крутым характером, нередки туманы и бури. Беломорье (Белое море), также его называют «Залив змей», из-за формы. Здесь обитает так называемый северный кит – белуха. Шипилина В.Д.

Ласты и хвост: кого можно встретить в карельских озерах Тюлени. Кажется, что они очень медлительные, потому что на суше неуклюже переползают с места на место, тяжело вздыхая. Но попадая в воду тюлени становятся очень быстрыми. В Карелии мы можем встретить несколько представителей: Кольчатая нерпа, или кольчатый тюлень живёт в Белом море круглый год. Еще в Ладожском озере есть Л а дожская к о льчатая н е рпа В начале зимы приплывают в Белое море стада гренландских тюленей. Заходит в Белое море для откорма, а иногда и зимует в нём другой крупный морской зверь, зубатый кит - белуха. Шипилина В.Д.

Вышивка Карелии В Карелии, как и по всей России, умение вышивать было обязательным для каждой женщины. В Заонежье, например, умение вышивать у девушек приравнивалось к знанию грамоты у парней. До наших дней дошли старинные вышивки – полотенца, подзоры, столешники, детали народного бытового и праздничного костюма. Шипилина В.Д.

Национальная кухня Карелии Калитки - национальное карельское блюдо. Карельские женщины говорят "Калитка просит восьмерки". Это значит, чтобы испечь калитки, необходимы восемь компонентов - мука, вода, простокваша, соль, молоко, масло, сметана и начинка. Карелы в огромных количествах выращивали репу, из нее готовили компоты, квас, пекли запеканки и добавляли его в каши. Вяленая репа была самым любимым лакомством маленьких карел. Шипилина В.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном виде работы в игровой форме идет закрепление правил дорожного движения, алгоритмов поведения на дороге, знание сигналов светофора и регулировщика, знаков дорожного движения и видов транспорта...

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Путешествие по стране Математика Тема занятия: "Путешествие по стране Математика"

Описание материала: Предлагаю вам конспект НОД для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Путешествие по стране Математика». Материал подобран и структурирован в соответствии с задача...

Путешествие по Карелии

25.05.2016 3Б Класс

учитель: Козырева Елена Владимировна

Цель: расширить представление о родном крае.

Задачи:

Сформировать способности ребенка открывать для себя красоту родного края.

Развить нравственные, эстетических и гуманные чувства ребенка к сохранению природы родного края.

Расширить знания детей о природе и культуре родного края.

Развивать интерес детей к приобретению новых знаний, коммуникативные способности детей.

Оборудование: ИКТ, цветные полоски

Орг. момент

Определение темы классного часа.

Учитель: Наш классный час посвящён Карелии, краю, где мы родились. Закрепим и получим новые знания о родном крае,

Актуализация знаний

Учитель: В этом году нашему городу Костомукша выпала честь провести праздник «День республике Карелии», который будет проходить 11 июня, посвящённый юбилею Карелии. Карелия, отметит свой 100 летний юбилей в 2020 году.

И мы то же присоединимся к этим мероприятиям. И поговорим о Карелии. Это тот край, где мы с вами родились и живём. А о свой край нужно знать.

Учитель: Сейчас мы отправимся в путешествие по Карелии. Путешествие наше будет проходить по следующим направлениям: Символы, Загадки, Воды, Танцы, Острова, Инструмент, Сказки.

1.Символы

Флаг Карелии(дети из полос цветной бумаги выбрать цвет флага),

И.Г. Шаудвитене Водопад Кивач

Карельские сказки Москва «Детская литература» 1989

Русский детский фольклор Карелии

Коррекционно – образовательные цели:

  • Закрепить и систематизировать полученные знания о родном крае, Карелии.
  • Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы используя разные типы предложений.
  • Активация и актуализация словаря по теме «Карелия»
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • Совершенствовать умение составлять рассказ по предложенной схеме.

Коррекционно - развивающие цели:

  • Развитие связной речи, общих речевых навыков.
  • Развитие речевого слуха, зрительного восприятия и внимания
  • Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные цели

  • Воспитание навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитание чувства любви, уважения к родной республике, к её природе и народным традициям.

Оборудование: Магнитная доска; картинки, фотографии с видами Карелии; опорные картинки (рисунки) для составления описательного рассказа,

Предварительная работа:

Рассматривание карты Карелии, журналов, книг, иллюстраций, фотографий с изображением городов и достопримечательностей Карелии, карельской природы, карельских народных костюмов. Рассматривание гербариев, коллекции камней. Просмотр видеороликов о природе и достопримечательностях Карелии. Рисование «Любимые уголки Карелии». Лепка «Птицы и животные Карелии». Чтение карельских сказок, стихов о Карелии, отгадывание загадок. Экскурсия в карельскую горницу в детском саду. Беседы: о городах, о природе, её богатстве и разнообразии, «Почему я люблю Карелию».

Ход занятия:

  1. 1. Организационный момент. Воспитатель приглашает детей в круг, организует приветствие: Дети подают друг – другу руки

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в родном краю-

Всех я вас приветствую!

2 .Звучит песня в исполнении Ирины Аникиной – «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, КАРЕЛИЯ!»

(Появляется карельская кукла Айно)

- Айно хочет узнать, что вы знаете о своей Родине.

- Скажите, что такое Родина. (Это место где мы родились и живём).

- Ребята, как называется наш край. (Карелия).

- Да красив и богат наш край!

- Айно предлагает рассказать. Почему вы любите свой край – Карелию. Составьте предложения со словами – потому что. Помните о правильном произношении звуков, старайтесь говорить красиво.

1-й ребёнок. Я люблю Карелию, потому что я здесь родился.

2-й ребёнок Я люблю Карелию, потому что у нас красивая природа

3-й ребёнок Я люблю Карелию, потому что у нас много озёр и рек, есть водопады

4-й ребёнок Я люблю Карелию, потому что в лесу много ягод и грибов

5-й ребёнок Я люблю Карелию, потому что у нас много скал и камней

6-й ребёнок Я люблю Карелию, потому что у нас много красивых городов…..

Очень хорошо!

А. давайте вспомним стихи о Карелии, и расскажем их Айно.

1-й ребёнок. Люблю тебя Карелия

Твои озёра ясные

И водопады грозные

И тихие луга

Люблю тебя Карелия!

Твои леса прекрасные

И вечера морозные

И белые снега! (А. Иванов)

2-й ребёнок. Меж сосен высоких камни лежат

А меж тех камней водопады шумят

Встречает Карелия свежим дождём

Болотным дыханьем бескрайних лесов.

3 -й ребёнок. Нет лесам карельским края.

Сосны – чуть пониже туч!

По стволам смола стекает,

И с утра на них играет

Золотой зайчонок – луч.

4 -й ребёнок. Словно в синем море волны,

Лес шумит, прохлады полный.

В зелень яркую одетый,

Он хорош в разгаре лета,

Но прекрасен и зимой под пушистой бахромой

(Ю. Никонова «Карельский лес»)

Замечательно хорошие стихи про Карелию знаете! Молодцы, много знаете о Карелии.

3. Айно предлагает вам отправится на лесную полянку.

По тропинкам мы шагаем так!

По тропинкам мы шагаем так!

По дорожкам мы шагаем,

Ноги выше поднимаем,

Ноги выше поднимаем так!

Если камень – перепрыгнем!

Вот болото впереди

Ты по кочкам поскачи!

По тропинке шли, шли

И к озеру пришли!

А потом назад вернулись,

И друг другу улыбнулись,

Вместе все покружились, на полянке очутились! вот так!

Дети выполняют шаги на месте.

Шагают на месте, высоко поднимая колени и одновременно размахивая согнутыми в локтях руками.

Слегка наклоняют корпус вперед, широко разводят руки в стороны, затем выполняют прыжок вперед.

Приставляем руку ко лбу. Смотрим.

Скачем с продвижением вперёд на 2 ногах.

Шагаем на месте, разводим руки в стороны

Делают 4 шага назад.

Поворачиваются друг другу и улыбаются.

Кружатся на месте.

Руки ввёрх!

Вот и пришли мы на полянку, давайте сядем на брёвнышки (скамейки).

Айно предлагает составить рассказ о Карелии, а схемы – картинки помогут вам в этом. (Составление описательного рассказа по картинкам – схемам)

Давайте посмотрим на первую картинку, о чём она говорит? (Мы живём в Карелии. Наша республика находится на севере нашей страны)

- О чём говорит вторая картинка? (Красив и богат наш край. У нас голубые озёра, быстрые реки, хвойные леса, огромные болота, серые скалы)

Третья картинка на рассказывает о…(А сколько ягод дарит нам родной край! На болотах растёт сладкая жёлтая морошка, красная кислая клюква. В лесах полно черники, голубики, брусники, малины).

Четвёртая картинка подскажет … (В глухих лесах прячется дичь: глухари, тетерева, рябчики, куропатки. Весной на озёра прилетают чайки, утки, лебеди, гуси).

О чём говорит пятая картинка? (В реках и озёрах много рыбы: судаки, налимы, сиги, окуни, ряпушка, лещи, плотва).

О чём говорит шестая картинка? (В лесах растут грибы: крепкие грузди, рыжие волнушки, красноголовики и белые грибы)

О чём говорит седьмая картинка? (В лесах водятся белки, зайцы, хищные волки и медведи. Краса наших лесов – лоси и северные олени. У озёр и рек живут бобры. А в белом море водятся тюлени.)

Заканчиваем рассказ мы словами.... (Мы гордимся красотой и богатством родного края!)

4. Пауза для подготовки к рассказыванию.

А теперь вы ещё раз внимательно посмотрите на картинки, подумайте и будем рассказывать, что мы знаем о родном крае!

5. Рассказывание детьми по частям.(каждый по одной картинке )

Айно благодарит детей за интересный рассказ о родном крае!

Посмотрите, какие высокие сосны вокруг (динамическая пауза)

6 . Рассказывание по опорным картинкам одним или двумя детьми. Предлагаю оценить работу товарищей, чей рассказ понравился больше и почему. (Этот этап может быть перенесён на вечерний период времени)

7 .Занятие заканчиваем чтением стихотворения Б. Шмидт. (http://stihi-o.ru/2013/11/stihi-o-karelii.html)

Лес да перелески,
Звезды словно зерна...
Край ты мой карельский,
Северный, озерный Край мой белоснежный...
Ветер ветру вторит
Песни Заонежья,
Сказки Беломорья.
Белая береза
Смотрит с косогора
Край мой светозарный,
Край ты мой озерный.
Ветви сосен машут,
Свет-заря алеет.
Не сыскать мне краше,
Не найти милее.