«ритмокаскады в истории и модель будущего россии» в.г. буданов

Существует расхожее выражение: "История не знает сослагательного наклонения". То есть рассуждать на исторические темы: "Что было бы, если..." - бессмысленно. Прошлое уже свершилось. Изменить его нельзя.

Однако в этом утверждении есть противоречие. История не предопределена - огромную роль в ней играет фактор случайности. Исторического фатума, неотвратимого рока не существует. Как говорил М. Я. Гефтер, история - это "...движение Выбора, пересоздающего и самое себя" . Огромную роль в выборе пути стран, народов, в ходе войн и революций играет личность. Таким образом, альтернативы в принципе возможны. Поэтому важно понять, почему из нескольких альтернатив исторического пути была реализована именно та, которая свершилась и стала прошлым.

Вопрос об альтернативности в истории - это вопрос о факторах, влияющих на выбор направления исторического развития, и о причинах этого выбора.

К поиску альтернатив люди обычно обращаются в кризисные, переломные эпохи, когда они сомневаются в правильности выбранного исторического пути и пытаются понять, можно ли было изменить судьбу. Как писан М. Блок, всякий раз, когда "наши сложившиеся общества, переживая беспрерывный кризис роста, начинают сомневаться в себе, они спрашивают себя, правы ли они были, вопрошая прошлое, и правильно ли они его вопрошали" . Как правило, цель такого поиска альтернатив (явных или скрытых) - выработка историками рекомендаций для современных политиков, обоснование той или иной политической точки зрения на прошлое страны (например, была ли альтернатива Октябрьской революции в России 1917 г., перестройке в СССР в 1980-е гг. и т.д.).

Из этого запроса на альтернативы вытекает проблема исторических прогнозов, проблема соотношения истории и футурологии (науки о будущем).

"В современной прогностике (теории исследований будущего, или, проще говоря, прогнозировании) помимо собственно предвидения явлений и процессов будущего различаются еще три разновидности предвидения (квазипредвидения):

  • - превентивное - прогнозный подход к неизвестным или недостаточно известным явлениям и процессам настоящего так, как если бы они относились к будущему;
  • - реконструктивное - прогнозный подход к неизвестным или недостаточно известным явлениям и процессам прошлого так, как если бы они относились к будущему. Пример - прогнозы возможного состояния событий или памятников древности по некоторым исходным данным, сохранившимся до настоящего времени;
  • - реверсивное - прогнозы возможного состояния событий, процессов прошлого при логическом продолжении известной тенденции от настоящего к прошлому или от менее к более отдаленному прошлому" .

Исторической науке в обществе всегда предъявлялся запрос на прогнозы о будущем. При этом будущее виделось как набор альтернатив, и ученые должны были объяснить, чем предопределен выбор той или иной. Поскольку спорить о выборе и причинах этого выбора можно до бесконечности, ученые обращались к опыту прошлого, поскольку там легче, нагляднее объяснить причину выбора, победы того или иного альтернативного пути. Другое дело, что большинство таких прогнозов (опирающихся на исторические ретроспекции) носят журналистский, публицистический, а не научный характер. Они не сбываются - или сбываются только самые очевидные.

Однако это не означает, что научные прогнозы, моделирование в истории невозможно. Попытки создания научных моделей исторического развития предпринимались неоднократно.

Под моделью понимается описание работающей системы и правил ее функционирования - системы, которая содержит элементы , объединенные в иерархизированные структуры с четким определением функций каждого из элементов, их взаимосвязи и принципов взаимодействия. Следовательно, наравне с любой системой как модель можно описать общество. В историческойн выделяются следующие модели.

Во-первых, историко-демографические. Историческая демография изучает демографическое поведение человека в исторической ретроспективе, то есть особенности, количественные и качественные характеристики рождаемости, брачности и смертности населения. Их можно математически просчитать и можно установить тенденции развития и спрогнозировать (смоделировать) некоторые показатели - например, динамику численности населения. Причем это может быть востребовано как для демографических прогнозов, так и для демографических оценок применительно к эпохам, от которых не дошло никаких статистических данных о численности населения, и мы вынуждены ее рассчитывать, реконструировать.

Такого рода подсчеты характерны для сторонников французской Школы "Анналов", которая пыталась выявить демографические циклы, влиявшие на ход истории (Ф. Бродель, Р. Пирл, Р. Камерон и другие). Для этого строятся имитационные математические модели демографического поведения, в последнее время - с использованием методов исторической информатики, интегро-дифференциальных уравнений (подробнее о квантитативной истории см. параграф 8.9).

По аналогичному принципу строятся историко-экономические модели. Они используют данные экономической статистики, на их основе рассчитывают ресурсы, экономический потенциал и т.д., чтобы показать влияние этих факторов на историческое развитие. Этот метод, применяемый в исторической ретроспекции, позволяет создавать модели развития государств даже в тех случаях, когда мы не обладаем всей полнотой данных источников об их экономическом развитии.

Предпринимались также попытки создания с помощью информационных технологий универсальных компьютерных исторических моделей , учитывающих многие факторы, влияющие на выбор альтернативных путей (имитационное компьютерное моделирование). Однако здесь есть существенная сложность: факторов, влияющих на развитие общества, великое множество. Все их учесть очень трудно, да и сложно технически: такая модель получается слишком громоздкой, в ней огромное количество переменных, и уравнения, которые получаются в итоге, оказываются настолько сложными, что результат лишен смысла. То есть для построения модели исторического развития следует использовать упрощенные схемы, заранее определять факторы - более важные и подлежащие учету, а также те, которыми можно пренебречь. Это вносит в сам процесс моделирования субъективизм и уменьшает возможность получения доказанного, обоснованного знания.

"Компьютерное моделирование имеет смысл, когда объектом изучения является достаточно сложная система, которую трудно описать в словесной, графической и математической формах. Особенно эффективным оказывается применение компьютера, когда мы рассматриваем продолжительный по времени процесс, в котором возможны разные варианты или сценарии событий, причем невозможно точно определить, как будет вести себя тот или иной компонент системы в каждое мгновение. Именно к этой категории относится большинство исторических процессов.

В таких системах словесная модель обычно непригодна из-за своей громоздкости. Она выглядит примерно таким образом: "если событие А произойдет, то элементы 1, 2 и 3 активизируются, а элемент 4 - увеличится в размерах. Если это событие не произойдет, то первые три элемента останутся в покое, а четвертый уменьшится. Если же вместо события А произойдет событие б, то активизируется только элемент 1..." и т.д. Через несколько шагов и сам автор такого описания будет не в состоянии ответить, как будет выглядеть система при том или ином варианте развития событий.

В графической форме поведение такой системы можно представить в виде запутанного лабиринта, причем каждому из возможных сценариев будет соответствовать своя траектория движения по этому лабиринту. Хорошо, если системные связи можно передать на двухмерном, плоском рисунке. Однако часто для их отображения не хватает и трехмерного пространства. В таком случае и графическая модель не поможет.

Более эффективной бывает нередко математическая модель, когда поведение объекта выражается посредством формул и систем уравнений. Так, математический аппарат теории вероятностей позволяет описывать системы, переход которых из одного состояния в другое происходит случайным образом. Но язык математических формул эффективно работает только там, где имеется, хотя и большое количество, одинаковых или сходных между собой

элементов. Там же, где существует много разных типов объектов, поведение которых нужно описывать по-разному, математические модели становятся громоздкими и требуют долгих и кропотливых расчетов" .

При построении компьютерных исторических моделей используются как вероятностные (стохастические ), так и детерминистские модели. В вероятностных применяются теория вероятностей, принцип случайных чисел и т.д. для введения в модель вариантов альтернативного развития событий. В детерминистских поведение объектов строго определено. Например, если мы говорим, что по достижении 18-летнего возраста часть девушек выходит замуж, а часть нет - это вероятностный подход. Если утверждаем, что замуж выйдут все или что замуж выйдут 70%, - это детерминистский подход.

Историки неоднократно пытались с помощью компьютера построить модели исторического развития. Результаты получались интересные, но либо слишком очевидные (такую модель можно было бы построить и без компьютера), либо неопределенные. Некоторые результаты были достигнуты. В 1993 г. американский ученый Р. Фогель даже получил Нобелевскую премию по экономике "за новое исследование экономической истории с помощью экономической теории и количественных методов для объяснения экономических и институциональных изменений". В его работе широко применялось математическое моделирование историко-экономических процессов. Но в целом нельзя сказать, что компьютерное моделирование на сегодняшний день сумело совершить прорыв в исторической пауке и получило признание как научный метод.

"Показательна в этом смысле судьба первой попытки моделирования, предпринятая историками в бывшем СССР. Группа исследователей во главе с В. А. Устиновым в 1976 г. опубликовала модель-реконструкцию экономики древнегреческих полисов - участников Пелопоннесской войны. Авторы рассматривали хозяйство полиса как систему, включающую ряд взаимосвязанных параметров: численность населения, площадь сельскохозяйственных угодий, ежегодный урожай, производство и импорт продовольствия, нормы потребления продуктов и т.п.

Состояние источников не позволяло определить точные значения многих параметров. Поэтому исследователи широко применяли оценочные значения, стремясь к тому, чтобы весь набор характеристик образовывал непротиворечивое и правдоподобное сочетание. Но количество параметров системы было все же очень велико, и то, что многие из них были гипотетичными, не могло не вызвать сомнения в достоверности всей реконструкции. Субъективность ее усугублялась тем, что исследователи непосредственно вмешивались в процесс испытания модели, как бы от имени руководства воюющих государств принимали решения о дальнейших действиях, хотя и руководствовались при этом рассчитанными машиной результатами годового хозяйственного цикла" .

Также были попытки создания альтернативных цивилизационных моделей - когда ученые писали альтернативную историю, как она "могла бы пойти". Эти труды скорее относятся к жанру научной фантастики, однако они весьма показательны. В 1849 г. английский писатель и критик Исаак Дизраэли издал книгу "Об истории событий, никогда не происходивших". В 1907 г. английский же историк Джордж Тревельян потряс читающую публику книгой: "Если бы Наполеон выиграл битву при Ватерлоо". Наконец, наиболее известный образец альтернативной истории - очерк английского историка Арнольд Тойнби, одного из основателей и крупнейших теоретиков цивилизационного подхода, в котором описывается, как могла бы пойти мировая история, если бы Александр Македонский не умер в Вавилоне в 323 г. до н.э. и продолжат строить свою великую империю. Впрочем, Тойнби написал и альтернативную версию - "Если бы Филипп и Артаксеркс не погибли", в которой мировая история пошла иначе: Филипп Македонский казнил своего сына Александра и сам возглавил завоевательные походы.

Кроме альтернативного моделирования, в котором производится попытка реконструкции иного, вполне возможного варианта развития событий, выделяют и контрфактическое , когда авторы создают парадокс - заведомо неожиданную ситуацию (например, если бы СССР изобрел ядерное оружие раньше гитлеровской Германии). Здесь считаются классическими работы по американской истории уже упоминавшегося Фогеля, в которых он ставит вопросы, что было бы, если бы на Юге Америки не было отменено рабство, если бы страну не покрыла сеть железных дорог и т.д. Однако подобные построения все же скорее "игра ума", литературные, а не научные произведения.

Тем не менее историки всегда будут в той или иной степени говорить об альтернативных моделях исторического пути, потому что, как верно заметил российский историк и социолог И. В. Бестужев-Лада, "без сослагательного наклонения любое осмысление будет изначально ущербным, исключающим усвоение уроков истории. А ведь именно в уроках истории, если верить учебникам, суть и смысл занятий историей".

"Если подходить к ретроальтернативистике не как к пропагандистской игрушке повышенного эмоционального воздействия, а как к действенному инструменту философии истории, то придется сосредоточить первостепенное внимание на четырех методологических проблемах, решение которых, по нашему мнению, имеет в данном случае приоритетное значение:

  • 1) критерий реальности виртуальных сценариев, позволяющий провести рубеж между реально возможными и явно фантастическими допущениями;
  • 2) критерий логичности виртуальных сценариев, позволяющий установить непротиворечивость причинно-следственных связей в их построении;
  • 3) критерий сопоставимости виртуальных сценариев между собой и с исторической действительностью, позволяющий сравнивать только сравнимое, сопоставлять только сопоставимое;
  • 4) критерий оптимальности виртуальных сценариев, позволяющий извлекать из них уроки на будущее в той же или исходной области исторического знания.
  • Ретроальтернативистика в философии истории // Вопросы философии. 1997. № 8. С. 112-113. Бестужев-Лада И. В. Ретроальтернативистика в философии истории. С. 122.

Прежде чем начать работу по созданию какого-то проекта, надо посмотреть, чтобы в это время планеты были в соединении с хорошими звёздами. Тогда сам Космос будет вам помогать. Сейчас 29 июня 2016 года. 8 час.во Владивостоке и 1 час в Москве. Для интеллектуальных проектов важен Меркурий. Ещё вчера, кола я решила заняться этим проектом, он был в соединении о звездой Альхека. Это звезда учёных даёт эксперименты, бесстрашие, трудолюбие и материализм. А это главное, чтобы проект не был мёртворождённым или утопией. Он должен хорошо материализовываться.
Завтра Меркурий будет уже в соединении с плохой звездой. Но сейчас надо создавать, поэтому отброшу все хозяйственные дела в сторону. Сегодня ещё Венера будет в соединении со звездой Сириус. А она влияет не только на любовь и красоту, но и на отношения людей, в том числе и финансовые. Рынки сегодня ждёт подьем. Итак.


1. Государство. Какое?
Новое государство может быть другим и иметь другие границы.
2. НОВОЕ БУДУЩЕЕ государство.
Не должно быть очередной утопии. Для этого Его проект должен соответствовать Божественному Плану.
3. МОДЕЛИРОВАНИЕ начинается с ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ.

Будещее строится из того, что хотят люди и чего хочет Бог, Высшие Силы.
И есть два Пути построения Нового государства. Это жёсткий тоталитарный строй, где Новое государство навязывается сверху. Но это мы уже проходили в СССР. И сейчас видим в Северной Корее.
И есть второй Путь - изменение сознания людей. Но добровольно многие люди развиваться не хотят. Большинство, что в СССР, что сейчас, мечтают не работать и иметь много денег. Или зарабатывать на бирже, на Форексе, или выигрывать в казино и игровых автоматах. Поэтому сначала надо разрушить или взять под контроль эти спекулятивные системы.
И как изменить сознание людей, чтобы они получали удовольствие не только от зарабатывания денег, но и от полезного труда на благо общества.
Если вы хотите знать, в каком Новом государстве хотят жить люди, проведите массовое анкетирование-сочинение среди молодёжи. ПО пунктам: духовное, нравственное, культурное, научное развитие и материальное - промышленность, сельское хозяйство, услуги, экономика и оборона.

А можно просто взять готовые программы различных политических партий и общественных организаций и движений. Почти везде цель это создание общества всеобщего благоденствия, а духовное развитие сознания на последнем месте.
И инициатива Президента в его Указе - Приоритет духовного над материальным - это революционный шаг в развитии государства. И насколько эта идея не казалась бы утопичной в нашем обществе потребления, она реализуема, так как соответствует Божественному Плану.
Чтобы моделировать своё личное будущее или будущее Нового государства, сначала надо сделать прогноз и построить план. Итак.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО.

Если ваш план не соответствует Божественному Плану, то вы не сможете его реализовать. Не зря ведь говорят: "Хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах".
Поэтому желательно научиться ясновидению и способности подключаться к Акаше - Космическому или Галактическому интернету, то есть, к информационному полю. И считывать информацию из будущего, видеть Божественный План. И строить свой план в соответствии с Божественным.
А там всегда есть несколько вариантов. Сначала вы представляете все возможные варианты. И даже невозможные. Затем надо просчитать вероятность каждого варианта. Потом выбирает самый лучший и увеличивает его вероятность до 60-99%. Как? Меняя настоящее. Будущее это следствие настоящего. Кармического. И выбираете худшие варианты, чтобы снизить их вероятность. Не зря говорят: "Знаешь, где упасть, подстелешь соломку".
И теперь строим план, постоянно сверяя его с Божественным, потому что все меняется. Если чего-то не будет в Божественном Плане, то вы это реализовать не сможете.
И потом приступаем к детальной проработке плана и его моделированию. Сначала надо божественные идеи облечь в ментальную форму, в словах, чертежах, таблицах, программах и т.д. детально. Потом надо создать астральную форму, наполнить желанием и эмоциями. Без желания ничего не получится. И затем периодически думать и обдумывать ваш проект, чтобы он материализовался. Тогда он притянет и деньги и энергию и людей, которые помогут этот проект реализовать. Если конечно найдутся заинтересованные люди. Надо проект опубликовать и создать группу или общество.
При этом надо не забывать, что найдутся люди, которые попытаются помешать реализации ваших идей. Но это не страшно. Они - Чёрные учителя и экзаменаторы. Они разрушают все, что не от Бога. А то, что есть в Божественном Плане, они разрушить не смогут. Главная проблема в людях, потому что все должно совершаться руками и ногами человеческими. Бог только помогает.
А если ваш проект никого не заинтересует, то зачем тогда он?

МОДЕЛИРОВАНИЕ НОВОГО ГОСУДАРСТВА.

1. ГОСУДАРСТВО.
Заглянемв Божественный План и в эзотерические учения, которые даны для посвящённых. И писали их ясновидящие и Посвященные. Е.П. Блаватская, Е.Рерих, А.Бейли, Айванхов и другие.
Будет создано Новое Мировое Государство на основе Союза России, Индии и Китая. Эту идею начал продвигать Е.Примаков ещё в 90-е годы. Триединство Духа, Души и Тела отразится в Союзе Индии, России и Китая. К ним присоединятся другие государства. Этот План уже реализуется через такие организации, как ШОС, БРИКС, Евразийский Союз, Союзное Государство России и Белоруссии, АТЭС и т.д. Поэтому надо строить План Нового Государства Евразийского Союза, а не только РФ. И создавать этот проект в рамках БРИКС ШОС и ЕАС.
2. НОВОЕ ГОСУДАРСТВО.
По Божественному Плану Новое Мировое Государство должно появиться до 2025 года. Тогда будет уникальное положение звёзд и планет. И в 2025 году будет проходить Совещание Шамбалы, на котором будет планироваться развитие человечества на следующие 100 лет.
До 2025 года старый мир будет рушиться и строиться Новый Мир. Кардинальные изменения начнутся осенью 2016 и в 2017 году. США распадутся, чтобы создать новое государство, ЕС реформируется и присоединится к Евразийскому Союзу.
Почему ВВП удаётся так легко реализовывать некоторые свои идеи? Потому что он получает их от Бога и делает все согласно Божественному Плану.
Но почему некоторые его Указы плохо реализуются? Мешают эгоистичные и демонические люди. Здесь проблема в изменении сознания людей. Старых людей трудно переделать. Вся надежда на молодых. И среди большинства "отмороженных" находятся "Аватары", ииндиго и кристальные дети. Сейчас на Землю в воплощение приходят Души с Высших Миров. Такие как Иисус Христос, Будда, Рама, Кришна и другие Посвящённые и Аватары. Их сейчас 144000, как предсказано в Библии. Все они воплощаются в человеческих телах, и ВВП один из них.
А среди молодых появляются такие аватары, как Наталья Поклонская. И их много. Они пока молодые и работают на районном и региональном уровне. Но скоро они наберутся человеческого опыта и перейдут на федеральный уровень.

3. МОДЕЛИРОВАНИЕ. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА НОВОГО ГОСУДАРСТВА.
Будущая власть единого человечества обьединит в себе лучшие идеи демократии, коммунизма, социализма, государственности и Духовной Иерархии.

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА НОВОГО ГОСУДАРСТВА.

1. Идеи демократии:
Свобода выбора вероисповедания и мировоззрения.
Свобода выбора форм собственности.
Свобода выбора места жительства
Свобода выбора образования и профессии.

2. Идеи коммунизма:
Братство всех народов.
Земля - крестьянам.
Предприятия - трудящимся.
Власть - народу.
Приоритет коллективной формы собственности - коммуны и общины.

3. Идеи социализма:
Бесплатное образование.
Бесплатное здравоохранение.
Социальная помощь матерям и детям.
Право на достойную пенсию.

4. Идеи государственности:
Сильная власть государственных законов.
Сильная оборона.
Защита граждан в любой точке планеты.
Защита законной собственности любой формы.
Государственное инвестирование экономики.

5. Идеи Духовной Иерархии:
Власть должна принадлежать бескорыстным, справедливым, порядочным и мудрым руководителям.
Единство Бога и всех религий.
Духовное развитие науки, образования и культуры.
Установление правильных человеческих отношений.
Справедливое распределение материальных ресурсов.
Развитие сознания людей.

Большинство этих идей прошли проверку в разных странах. Теперь это надо все проанализировать, синтезировать, трансформировать и создать Новую Матрицу Нового Государства. Надо человеческую матрицу трансформировать в Божественную. В этом заключается Переход из Человеческого Царства в Божье Царство. Нужно выйти из старой матрицы из системы, подняться к Богу и, вернувшись, как Аватар, проводник Божественных идей, трансформировать Матрицу.
Теперь надо эту идеологическую программу использовать для построения Нового Государства. Надо разработать детальный план по каждому пункту. Но так как первые 4 пункта практически уже реализуются в разных странах, то надо только взять уже готовый опыт, переработать и реализовать это в государственных законах и построении новой структуры. Этим должна заниматься Государственная Дума, правительство и гоструктуры.
А вот Пятый пункт - Идеи Духовной Иерархии ещё не были в полной мере реализованы и проверены на практике. И это предстоит сделать.
1. Власть должна принадлежать бескорыстным порядочным справедливым и мудрым руководителям.
Здесь надо совершенствовать выборную систему власти, чтобы избираться могли не только богатые люди. И здесь надо использовать программы всех партий. Там есть идеи от народа и для народа.
2. Единство Бога, всех религий и духовных учений.
Это не обьединение, а синтез, мирное сосуществование разных взглядов. Эта идея является продолжением идеи свободы выбора вероисповедания и мировоззрения. Многие хотят сделать своё учение или религию государственной. Этого не должно быть. Но у государства должна быть Идея Единого Бога и Космического Разума, принятия всех мировоззрений.
3. Духовное развитие науки, образования и культуры возможно только через развитие сознания. Для этого в государственной и бюджетной сфере должны работать люди, которые развиваются и способны сверху дать возможность людям изменить в духовную сторону образование, науку и культуру. Просто нужна поддержка таких людей и материально и морально.
4. Установление правильных человеческих отношений и в семье и в государстве и в коллективах. Это идея Конфуция. Надо разработать программу правильных отношений в государстве.
5. Справедливое распределение материальных ресурсов. Этим должна заниматься Новая Финансовая система. И она уже строится.
6. Развитие сознания людей.
Эта идея должна реализовываться через систему образования, культуры и СМИ. В школах надо изучать высшую математику только факультативно или в спец.школах. А обязательно надо изучать психологию, философию, религиоведение, а также все современные духовные учения, научную астрологию, эзотерическую философию Блаватской и Рерих. Это нужно человеку гораздо больше, чем алгебра и химия. Должно быть больше уроков творчества, искусства, истории науки. Надо развивать авторские школы, типа школы Щетинина. Для этого нужно подготовить учителей и педагогов Университетов и сверху ввести новые предметы духовного, психологического и философского содержания. Без навязывания какого-то одного мировоззрения. У учеников должен быть выбор. Тогда мы воспитаем свободную духовно развитую творческую личность. И они сами построят Новое Государство.

В очередной раз "стукнулись" с Ярославом на тему математического моделирования...

Собственно, вся публицистика на тему кризиса также крутится вокруг обсуждения ИЗВЕСТНЫХ моделей развития экономических отношений. Предлагаю посмотреть на "другую сторону Луны" - кому нужны эти модели и для чего?

В качестве затравки, предлагаю найти в деятельности любого из двух "нацлидеров" хотя бы намек на желание следовать каким-то общепринятым правилам игры - хоть один? Разговоров на тему, как бы хорошо было бы ..., конечно, хватает, но - действия? А как можно моделировать последствия от действий, которые никто не ожидает? ...или они не приняты в обычной практике отношений ?

Тогда для чего такие модели? Не оценивающие реальность! Чтобы оценить что? Неизвестное возмущение (воздействие) - результат? ИМХО, это шаманство - на уровне давайте поищем неизвестное химическое вещество или неизвестный объект физического мира...

Теперь, а кто потребитель таких моделей? Сам нацлидеры - нет. Правительство - нет, сами каждую неделю правила игры переписывают. Люди, которые делают "большие деньги", стоя "жадною толпой" у трона - нет! Получается, что остается лишь сам субъект, к которому эти воздействия должны ыбть приложены (отразиться).

Желание хотеть знать будущее похвально, но вот в США все это свелось к созданию системы власти, которая, в принципе, никому по-крупному навредить не может, вроде как, "пушистое и бесполое животное", - всегда найдется "противовес", который все "закруглит" - как в случае с сенатором, который извинялся вчера за президента Б.Обаму.

И если это вовремя не сделать, то в отношении того, кто имел неосторожность оставить за собой "не отвеченное" воздействие, зависает угроза - ему нужно отвечать контрмерами и т.п. А это уже генезис авторитарного общества, неизбежным спутником которого становится насилие, причем оно быстро становится тотальным, иначе за благополучие системы уже завтра никто поручиться не сможет. А ведь страх такого лидера - то, что с чем он утром встает и с чем ложится спать. Он кому-то сделал больно и ему должны отомстить...- вот суть отношений.

Иначе работает система "удар"-"ответ"-"еще удар"- "еще ответ", при этом о каких-то формальностях (которые мы пытаемся заложить в модели) никто не беспокоится.

Если, вдруг, случайно вторгся в чьи-то глЫбокие научные труды - прошу не судить строго. Просто рассуждения сами собой вывели на эти мысли...)))
--------------
Как крайне поучительный пример, можно привести своеобразную реакцию США на вторжение в Грузию и нынешний контракт на разведку нефти (там же), полученный американской компанией через российскую (государственную) компанию, основные активы, которой были получены в ходе сомнительных судебных решений по "Юкосу". Ну и что же, что тогда был президентом был Буш младший, а сейчас - Обама? Было вероломство, которое никто тогда и предположить не мог - а оно было! И первый и второй, типа, числят себя "большими поборниками демократии", более того, даже как-то деньгами помогали той же Грузии "восстановить свой потенциал".

Моделируйте! Им нужна была только нефть - правильный ответ. Все остальные - к чему?

Автор

Моделирование будущего по методу Виталия Гиберта [Битва экстрасенсов]

Елизавета Волкова

Друзья, я прочитала книгу Виталия Гиберта Моделирование будущего уже несколько лет назад и мне его метод показался близким и реально работающим.

Внимание! В этой статье вы поймете, как прямо сегодня начать моделировать свое будущее

Главное, практикуйте и не закрывайте эту страничку, пока не сделаете все упражнения! Только так я могу вам обещать, что это сработает.

Виталий Гиберт не сомневается в силе мысли

Мысли материальны — и в этом нет сомнений

— пишет он в своей книге “Моделирование будущего”.

Если вы хотите машину…

Нужно именно представить, как вы в ней сидите.

Почувствовать сиденье у себя под попой…

Почувствовать в руках руль, просто наслаждаться ездой — вопреки всякой логике!

Здесь и сейчас нужно чувствовать, как эта машина уже ваша. Видеть ее цвет, размер и марку. Все до деталей…

Как если бы вы ее вживую сейчас видели, и она была точно вашей. Важно именно внутри создать огромную радость от того, что ты этим автомобилем обладаешь уже сейчас… Именно сейчас!

Самое главное, не путайте моделирование с визуализацией.

Визуализация — это некое воображение, некое представление, что это возможно…

А моделирование будущего — это именно отключение всех сомнений, присущих уму, и создание во внутреннем мире реальных ощущений, что это не просто возможно, а именно уже факт, неоспоримый факт присутствия того, что вы хотите в вашей жизни.

Я думаю, многие, так же, как и я, пробовали пририсовывать нули на банкнотах и ходили с ними в обнимку, но денег от этого ни у вас, ни у меня не прибавилось.

Я не говорю, что визуализация это плохо. Это работает.

Но мне нужны гораздо более быстрые результаты, поэтому на экспериментах я пришел именно к моделированию.

Чувствуйте в состоянии любви и медитации, что это есть сейчас в вашей жизни. До деталей, до мелочей, так же реально, как если бы вы взяли кружку в руки…

Так же вы ее должны четко увидеть и почувствовать в медитации.

В этом ключ к быстрому исполнению желания. Вы как будто перескакиваете из нашей реальности в параллельную, где это уже есть… Вы просто рисуете это в новой реальности. Это и есть самое главное сейчас.

Практика моделирования будущего

Садимся удобно, закрываем глаза…

Делаем третий глубокий вдох — и на выдохе мы уже естественным образом входим в состояние огромной радости и любви…

И начинаем чувствовать в руке то, что нам хорошо знакомо, что мы действительно часто держим в руке и что нам будет легко воспроизвести в медитации в образах и ощущениях…

Например, мы начинаем чувствовать и представлять, что в руках у нас мобильный телефон.

Мы чувствуем его углы, его грани… Мы видим его внутренним зрением…

Все ощущения должны быть реалистичными: чем реалистичней вы создадите эти ощущения, тем легче вы поймете практику моделирования.

Помните, что это всего лишь тренировка.

Так можно минут 10-15 его ощущать, пока не прочувствуете всю реалистичность происходящего.

Не переживайте, если сначала это не так легко будет. Все с опытом приходит — придет и это.

Поэкспериментируйте с разными объектами. Это легче делать, если перед самой медитацией предмет внимательно изучить и подержать в руках. Пробуйте — и создавайте настолько реальные ощущения и картинки, насколько это возможно для вас.

Это всего лишь первые шаги к созданию вашего будущего, поэтому будьте готовы к тому, что будут кочки, о которые можно споткнуться. Самое главное — вставать и дальше идти. Все получится. Обязательно получится.

Моделирование будущего: притягиваем деньги

Делаем глубокий вдох — и на выдохе выдыхаем все свои мысли…

Делаем второй глубокий вдох — и на выдохе полностью расслабляемся…

Делаем третий глубокий вдох — и на выдохе входим естественным образом в состояние безусловной любви.

И в этом состоянии… мы чувствуем и представляем, как у нас в руках оказывается пачка денег…

У каждого она своя: у кого-то маленькая, у кого-то большая… У кого-то тысячные или пятитысячные купюры, а у кого-то евро или доллары…

Самое главное — ощутить эту пачку в руках, почувствовать каждую из купюр, увидеть ее как реальную…

И начать пересчитывать с радостью и любовью…

С огромным удовольствием — так, как будто они реально у вас в руках!

Почувствуйте их запах…

Необыкновенный запах денег, который ни с чем не спутаешь.

Услышьте, как они шелестят…

Просто покайфуйте от пересчитывания этой пачки денег…

Можете выходить из медитации… Ну как? Реально? Получилось ощутить в руках деньги? Кайфово медитировать, считая деньги?

От того, насколько реально вы можете что-то промоделировать, зависит ваше умение получать желаемое.

Это просто. Главное — практика, практика и еще раз практика.

Важно четко знать, чего вы хотите

Важно четко знать, чего вы хотите.

Бог, Вселенная или то, во что вы верите, не понимает смутных представлений о том, чего вы хотите.

Ему нужна четкая подробная картинка для того, чтобы вам быстро и наилучшим образом помочь в материализации желаемого. Так что, прежде чем начать что-то моделировать, тщательно подумайте, чего вы конкретно хотите.

Помните самое важное: хотеть и моделировать нужно так же, как если бы вы реально сейчас это держали в руках.

И никак по-другому! Только здесь и сейчас и только конкретика.

Запомните, мы все всегда делаем только с радостью и любовью!

Это нам помогает, во-первых, прожить более счастливо, а во-вторых, более насыщенно.

И еще, будьте готовы прямо сейчас получить исполнение своего желания. А вдруг что? Ведь чудеса случаются!

Момент здесь и сейчас

Еще есть одна ошибка у тех, кто, допустим, изучал нейролингвистическое программирование и знает систему постановки цели «smart».

Там говорится, что следует прописать цель и определить дату, когда же она случится.

Я считаю, что нужно моделировать именно здесь и сейчас. Создавать ту реальность в медитации, которая необходима в данный момент.

Брать в медитации холст и краски и начинать радужно рисовать, что это есть в твоей реальности сейчас!

Решите, чего вы конкретно хотите. Если вам удобней прописать свое желание, то пропишите, только пишите о нем в настоящем времени! Так, как будто оно уже реализовалось.

Делайте свое желание настолько реалистичным, насколько это возможно.

Моделирование будущего: своя квартира

Если вы хотите собственную квартиру, то, закрыв глаза и войдя в медитацию, опишите ее.

Вот вы заходите в нее…

Увидьте, какого цвета стены, какой там ремонт…

Просто прокайфуйте уже здесь и сейчас от того, что вы это имеете. Это ваша квартира. Ваша мечта уже сбылась. Так получите здесь и сейчас огромное удовольствие от того, что вы имеете.

Пройдите в ванную и мысленно примите ее. Она ваша.

Посидите на диване возле телевизора… Создайте реальное ощущение присутствия…

Помните: чем ярче ваше переживание сейчас, чем оно реалистичнее, тем проще и быстрее вы это получите.

Тут самое главное, чтобы ваше подсознание не чувствовало лжи. Вы не должны себя обманывать. Вы должны быть честны сами с собой… Объясню, что я имею в виду.

Вы должны верить искренне, что это возможно. Что это реально: ваша квартира здесь и сейчас.

Не должно быть сомнений и бреда в голове, будто это невозможно, будто это всего лишь придумано в голове. Поначалу придется, конечно, с этим столкнуться.

По вере вашей дано будет вам

Но вы, главное, верьте — и по вере вашей да воздастся вам!

Не ставьте пунктик в голове, что это всего лишь медитация, что это придумано. Сделайте в своей голове это возможным, реальным.

И тогда вы очень скоро получите результат. Он сам найдет вас или покажет самые быстрые пути для реализации задуманного. Сведет с нужными людьми или сделает выгодное предложение, которое поможет вам.

Свою победу в «Битве экстрасенсов» я тоже смоделировал.

Мне было важно именно показать разрыв от сильнейших экстрасенсов страны, какими я считаю своих соперников — в 95 процентов!

Для меня это было важно сделать только потому, чтобы всем людям донести с телеэкрана, что мечты обязаны сбываться, что это просто — нужно только захотеть…

Я моделировал победу с таким разрывом с искренним и чистым намерением, поэтому вся Вселенная помогла мне на моем пути… И люди проголосовали за меня, так как чувствовали эту любовь единства. И наша победа составила так, как и моделировали, 95 процентов. Моя мечта сбылась — и люди увидели, что все возможно.

Желание должно быть чистым

Если бы я желал победы из своего эго, чтобы потешить его, мне бы она никогда не далась.

У меня бы не получилось — так устроен мир.

Только чистые желания от всего сердца получают право на реализацию и помощь пространства всего сущего.

Так что мечтайте по-крупному. Даже если до вас этого никто еще не делал, это не значит, что это невозможно. Это всего лишь значит, что вы будете первым, кто докажет, что и это под силу человеку…

Не думайте КАК исполнится желание

Еще важный аспект успешного моделирования: не обусловливайте, каким именно путем оно должно к вам прийти. Если, конечно, сам путь получения желаемого вам не важен. Пусть придет само собой наилучшим и наивысшим образом. Объясню, что я имею в виду.

Очень многие решают в голове своей, что квартиру или машину, или любой другой материальный объект можно именно купить и только купить.

Деньги нужно зарабатывать.

Но ведь все это может прийти от выигрыша в лотерею, в виде подарка или еще какими-нибудь путями.

Не обусловливайте путь, если он вам не важен.

Просто бывает для некоторых путь так же важен, как и сама мечта — путь ее реализации лежит и заложен в самой мечте. Тогда, естественно, вы уточняете, как именно…

Но всегда «наилучшим и наивысшим образом для меня и для всей Вселенной ».

Почему я именно так уточняю?

Чтобы просто Бог сам знал, какой самый быстрый и наилучший путь для вас. Он мудрее нас — нужно ему довериться, и он сам покажет дорогу. Просто нужно будет ей следовать, и все.

Цели урока:

  1. Дать представление учащимся о возможности моделирования нереализованного варианта развития исторических событий и процессов как составной части исследовательской работы историка.
  2. Рассмотреть методологические аспекты проблемы моделирования исторических событий и процессов.
  3. Показать какие факторы необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории.
  4. На примере исследовательских работ учащихся проследить возможность альтернативного развития истории на конкретно-исторических фактах и событиях.

План урока.

  1. Мотивация урока.
  2. Почему историк-исследователь должен рассматривать альтернативные варианты развития исторических событий и процессов.
  3. Какие факторы необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории.
  4. Методологические аспекты проблемы альтернативности в истории.
  5. Рассмотрение альтернативного развития истории на примере исторических исследований учащихся.
  6. Резюме.

Эпиграф урока.

“Это ведь только кажется будто историк, признающий все действительное “разумным” нейтрален и объективен. Он просто думать не хочет о погибшей альтернативе, несбывшихся возможностях, задавленных свободах”.

И.Я. Эйдельман

“История предоставляет людям возможность выбора и уже поэтому требует от историка анализа и оценки не только состоявшегося варианта, но и вариантов несостоявшихся”.

В.П. Данилов

I. Мотивация урока.

Любители фантастики знают, что наряду с полетами в космос и путешествиями во времени излюбленным сюжетом писателей-фантастов является проникновение героев в параллельные миры, где история развивается несколько иначе, чем в нашем мире. Расхождение в развитии может начаться в любой момент: древность, средние века и более близкие к нам времена. Такое альтернативное рассмотрение развития истории ранее было уделом только фантастических романов.

Долгое время история представлялась учеными-историками как процесс восхождения человечества по лестнице прогресса. Кощунством считалось рассматривать какие-либо возможные варианты развития истории. Историки, руководствовались принципом: “История не терпит сослагательного наклонения”. Поэтому фраза, “что было бы, если бы” считалась неприемлемой для серьезного ученого-историка.

Проблема альтернативности стала предметом исследования историков в нашей стране лишь в 80-90-х годах XX века, т.е. совсем недавно.

В настоящее время многие серьёзные учёные пришли к выводу, что для исторических исследований необходимо рассматривать альтернативы развития истории. Почему? Мы должны разобраться с вами на сегодняшнем уроке.

II. Почему историк-исследователь должен рассматривать варианты развития исторических событий и процессов?

Наиболее точно содержание этого направления исторических исследований передается термином “ретропрогнозирование”. Учёные дают прогнозы альтернативных вариантов развития тех или иных исторических событий и оценивают вероятности различных их исходов (включая и тот вариант, который реально осуществился).

Объектом изучения ретропрогностики должны быть бифуркационные точки истории – те ее моменты, в которые происходит выбор качественно различных альтернатив. В бифуркационных точках происходит изменение хода исторического развития. Оценка благоприятности исходов вероятностных сценариев по разным критериям - рост благосостояния, устойчивость общественной системы, национальное самосознание и т. д.- позволит во многом уточнить или даже изменить наши знания о значении многих исторических событий. Например, восстание декабристов может быть оценено и как безответственное упущение уникального шанса на создание жизнеспособного российского конституционализма, и как преступная попытка спровоцировать смуту, близкую к реальным событиям 1612 и 1917 гг. Какая из этих оценок ближе к истине, можно выяснить только на основе ретропрогнозирования.

Задание группам:

Обдумайте и аргументируйте ответ на вопрос: “Почему историк - исследователь должен рассматривать варианты развития исторических событий и процессов?”

В помощь предлагается ряд опорных ключевых положений:

1. Понимание людей других эпох.

2. Не ошибиться в будущем.

3. Анализ и оценка событий.

4. Нереализованные возможности полностью не исчезают. Запись в тетрадь:

1. Исследуя альтернативные варианты развития, историк лучше сможет разобраться во всем многообразии идей, интересов, взглядов людей минувших эпох и в результате лучше понять их мироощущение, ощутить “аромат” времени.

2. Историк сможет увидеть, где историческими деятелями допущена ошибка, выявить ее. Это позволит в будущем не ошибиться на сходном витке исторического развития. Проанализировав факты, сопоставив тенденции, изучив параллели - в общем, систематизировав закономерности причинно-следственной связи исторических процессов, можно с большой долей вероятности просчитать, как то или иное судьбоносное решение отзовётся в будущем.

3. Как показала история, не реализованные возможности не исчезают в небытие. Они уходят вглубь, подспудно влияют на историю, а иногда ранее не реализованный вариант развития может снова проявиться через десятки, а то и сотни лет.

4. Анализируя проблему выбора исторического пути, форм, сроков, методов решения тех или иных задач, которые возникают перед обществом, историк оценивает факты и события не только с точки зрения состоявшегося варианта, но и с точки зрения варианта не реализованного.

III. Какие факторы необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории?

Задание группам:

Каждая группа получает задание обосновать один из предложенных факторов.

1. Роль исторической личности - субъективный фактор.

Проблема свободы исторического выбора, а, следовательно, и ответственности за него. Жизнь человека в первобытном мире почти целиком была обусловлена природными условиями, и для свободного выбора оставалось мало места. По мере развития производства, усложнения социальной структуры общества, роста духовной и политической культуры альтернативность в истории неуклонно возрастает. Приведем пример, когда казалось бы незначительное обстоятельство оборачивается далеко идущими последствиями. В обстановке острой внутрипартийной борьбы, развернувшейся после смерти В.И.Ленина, таким обстоятельством стали личные качества членов высшего партийного руководства, в частности И.В. Сталина. Здесь следует искать один из важнейших истоков возвышения Сталина. Такие черты характера Сталина, как безграничная жестокость, мстительность, крайняя подозрительность, нетерпимость, вероломство и лицемерие позволили ему, убирая одного соперника за другим прийти к власти. Но еще одним источником победы сталинской альтернативы - это близость психологии Сталина и психологии массы: Сталин для людей того времени стал харизматическим лидером.

2. Цена выбора - утраченные возможности.

Выбор всегда сопряжен с оценкой. Мы оцениваем, выбирая, потом оцениваем итоги выбора, пытаемся оценить и возможные результаты неосуществившейся альтернативы. Не только историк, но и обычный человек, не может не давать оценок тому, что он изучает, с чем сталкивается. Он переживает, что какие-то исторические события обернулись трагически, радуется прогрессу в развитии общества. А всюду, где есть оценка, есть и предоставление о возможной альтернативе.

3. Выбор между революцией или реформой.

К. Маркс называл революцию локомотивом истории, однако из этого не следует, что история не предлагает более удачных и менее болезненных средств достижения цели. Ненасильственные методы борьбы, то есть реформы бывают более результативными, чем революции, при этом не требуют такого количества человеческих жертв, экономических и социальных потрясений. Профессор Б.Г. Могильницкий утверждает, что “ настоящее время сформировались объективные и субъективные предпосылки превращения реформистского пути в главный путь социального прогресса”.

В XIX веке начале XX века выбор развития России очень часто был либо реформы, либо революция.

4. Проблемы нравственности: благодаря чему достигнут результат (цели, средства, методы).

Говоря об альтернативах в истории, мы затрагиваем проблемы нравственности, вопросы о целях и средствах, о цене прогресса. Так, даже сегодня некоторые склонны оправдать раскрестьянивание, голод в период коллективизации, ускоренные темпы индустриализации и репрессии тем, что без этого наша страна не выстояла бы в годы войны. При таком подходе отвергается естественное предположение: без всего вышеперечисленного войны, возможно, не было бы.

Любая оценка исторических альтернатив должна основываться на признании приоритета человеческой личности - ведь альтернатив в истории человеку нет.

IV. Методологические аспекты проблемы альтернативности в истории.

Как мы уже говорили, в последнее время ряд историков стали исследовать проблему альтернативности в истории. Труды историков, посвященные проблеме исторических альтернатив можно условно разделить на две группы:

1. Работы, рассматривающие методологические аспекты проблемы.

2. Конкретно-исторические исследования.

Что собственно является двумя сторонами одной проблемы. Мы также должны коснуться этих двух вопросов

Методология - учение о научном методе, иными словами, каким образом необходимо изучать альтернативное развитие истории, а т.к. вопросы альтернативного развития истории сравнительно новые, то главным образом историки занимаются терминологией. К этому же вопросу обратимся и мы.

Задание группам:

Ваша задача подобрать к терминам, их определение и обосновать свой выбор.

1. Моделирование.

2. Альтернатива.

3. Историческая альтернатива.

4. Вариант развития:

а) объективно существующая тенденция общественного развития, которая коренится в материальных условиях жизни общества, содержащих возможность, определенного исторического действия.

б) процесс создания моделей, изучение и применение полученных данных для познания объектов.

в) каким путем могло осуществиться какое-либо событие или исторический процесс. Граничные точки объективно существующего поля возможностей.

г) необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений или необходимость выбора между двумя или несколькими взаимоисключающими возможностями.

V. Рассмотрение альтернативного развития истории в исторических исследованиях.

Сколько альтернатив было в истории России. Единой точки зрения нет. Учитель - методист из Москвы Г.П.Яркевич называет даты: 1606 г. (смутное время), 1825 г. - восстание декабристов, 1861 г. - отмена крепостного права, 1917 г.- Октябрьская революция.

Историк Н.Я. Эйдельман только в XIX веке выделяет 4 существенных поворота: 1801 г. - реформы Александра I, 1825 г., 1861 г.,1881 г. – реформы Александра II. Е.А.Никифоров говорит о восьми ситуациях альтернативного выбора:

1. адашевско - скуратовская альтернатива вторая половина XVI века. Иван IV.

2. галицынско - петровская альтернатива (конец XVII- первая четверть XVIII века).

3. сперанско - аракчевская альтернатива (Александр I).

4. реформы Александра П.

5. реформы Витте и Столыпина конец XIX века.

6. сталинско-бухаринская альтернатива 20-е г.г. XX века

7. Хрущевская оттепель и косыгинская попытка экономической реформы (50-60-е годы XX века).

8. реформы М.С. Горбачева 80-е годы XX века.

Как пример рассмотрения альтернативы в истории обратимся к одному из самых сложных периодов истории России – Смутному времени – начало XVII в.

Конец династии Калиты. Смерть Федора Ивановича 1598 г.

Альтернативы развития.

Борис Годунов Лжедмитрий I Василий Шуйский Королевич Владислав Михаил Романов
  1. Мирное развитие государства.
  2. Усиление крепостного права.
  3. Ликвидация культурной отсталости России
  4. Начало модернизации

Упущенные возможности из-за нехватки спокойного периода, голод, народные восстания, падение авторитета Бориса Годунова.

В результате модернизация отложена на сто лет.

Смелый, решительный, образованный политик, близкий к западноевропейской культуре, ломающий старые устои общества. Возможная демократизация российского общества.

Упущенные возможности.

Свержение

Лжедмитрия I, так как он не оправдал ничьих ожиданий и потерял социальную опору.

Договор с подданными
  1. Ограничение власти царя
  2. Справедливый суд
  3. Не принимать ложных доносов
  4. Не наказывать родственников виновных

Василий Шуйский не удержался на престоле, так как не смог прекратить Гражданскую войну и изгнать интервентов Королевич Владислав не стал русским царем, так как не решил вопрос принятия православия

Упущены возможности дать начало правовому государству в России, положить начало парламентаризму

Восстановлена экономика, государственная власть, государственная территория. Но так как никакого договора с подданными не было, это привело к уничтожению сословно -представительного органа Земского Собора, укреплению самодержавия.

Модернизация отложена на целый век. Упрочилось крепостное право. Правовое государство, парламентаризм не возникли.

На примере исторических исследований, которыми занимаются члены нашей исследовательской группы, рассмотрим 3 из перечисленных выше альтернатив:

1) галицынско-петровскую;

2) сталинско-бухаринскую;

3) реформы Горбачева.

Рассказы учеников, пишущих исследовательские работы по данным историческим периодам.

VI. Резюме.

Учащиеся подводят итоги урока, работая в группах и отвечая на вопросы:

1. Существует ли проблема исторической альтернативы?

2. Нужно ли в исторических исследованиях рассматривать альтернативы развития истории? Почему?

3. Каким должен быть подход исследователя по проблеме изучения альтернативности истории:

а) ориентироваться на политические интересы правительства;

б) на собственные эмоции, симпатии, антипатии;

в) на конкретные факты, цифры, результаты.

VI. Список литературы.

1. Гломозда В.Г. Альтернативы в истории. / Преподавание истории в школе// №25, 1991.

2. Могильницкий Б.Г. Историческая альтернативность: методологический аспект/ Новая и новейшая история // 3 , 1990г.

З. Могильницкий Б.Г. /Альтернативность в истории советского общества/ Вопросы истории// № 11, 1989.

4. Кобрин В.Б. “Смутное время утраченные возможности” История отечества. Очерки истории России IХ– начало ХХ века., М., 1991.

5. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России ХVI –ХVIII вв., М.,1995.